Доходный дом москва – Доходные дома в Москве: «Никогда такого не было, и вот опять».

Содержание

Проект Доходный дом | Участие в проекте

Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

Сбор и использование персональной информации

Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.

От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.

Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

Какую персональную информацию мы собираем:

  • Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.

Как мы используем вашу персональную информацию:

  • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
  • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
  • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
  • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.

Раскрытие информации третьим лицам

Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

Исключения:

  • В случае если необходимо — в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ — раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
  • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.

Защита персональной информации

Мы предпринимаем меры предосторожности — включая административные, технические и физические — для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.

xn--d1aaatqdfae8d9c.com

Москва. Доходные дома. Как все начиналось *

Доходные дома в XIX веке являлись выгодным вложением. Деньги достаточно быстро окупались. Да и московские власти поощряли жилищное строительство

В начале XIX века Москва была большой деревней: в большинстве своем это небольшие деревянные дома, лачуги на окраине, огороды. Пожар 1812 года практически уничтожил эту Москву. Городу нужно было восстанавливаться и решили делать это по-новому.

Теперь строятся многоэтажные здания. Ну как многоэтажные – 5-6 этажей максимум. И не просто дома, а доходные дома, квартиры в которых сдаются в наем гражданам. До 40% московского жилья в то время составляли именно доходные дома. Такой подход к строительству был вызван необходимостью, т.к. численность Москвы с 300 тысяч человек в начале XIX века выросла до миллиона к его концу.  Жилищный вопрос стал одним из наиболее важных городских вопросов.

Вообще, историки говорят, что первые доходные дома в России появились еще в XVIII веке, но массово они начали строится все-таки в конце XIX века. Бурное жилищное строительство началось в восьмидесятых годах XIX века и закончилось до Первой мировой войны. Темпы строительства, утверждают историки, превысили темпы рождения в Москве (Москва, между прочим, тогда занимала первые места по рождаемости в мире!).

Строительство доходных домов было выгодным для их собственников. Все вложенные средства достаточно быстро окупались. Да и московские власти поощряли такое строительство и создавали благоприятные для него условия.

Городская власть сама обеспечивала инфраструктуру: мощение улиц, прокладку коммуникаций. Только после того, как земельный участок был готов, он мог выставляться на продажу или сдаваться в аренду.

Арендная плата в доходных домах была разная.

Очень разная, т.к. и сами дома были разные. Это были и элитные дома, расположенные в центре Москвы, и дешевые дома для рабочих на окраинах Москвы. Собственных квартир у рабочих тогда не было. До 40% рабочих семей Москвы арендовали отдельные квартиры, остальные – 1-2 комнаты в квартире .

Стоить отметить, что городские власти пытались коммерческим способом строить и совсем дешевое массовое жилье.

Но попытки не увенчались успехом.

Правда, несколько дешевых домов, в том числе  для бесплатного проживания самых обездоленных жителей, в Москве имелось. Как правило, содержала такие дома городская власть. Но были и богатые меценаты. Самый крупный бюджетный доходный дом располагался на Софийской набережной напротив Кремля. Назывался он Бахрушинский дом и был построен братьями – фабрикантами.

Кстати, когда началась Первая мировая война, московские власти директивно запретили собственникам доходных домов поднимать арендную плату.

К 1913 году Москва насчитывала около 500 доходных домов.

После революции доходные дома утеряли свое значение, в первую очередь, потому что частную собственность отменили. Пришла новая эра.

Как начиналась “наша” история

1917 – «Богатой квартирой считается… всякая квартира, в которой число комнат равняется или превышает число душ населения, постоянно живущего в этой квартире» (В.Ленин).

1919 –  Установлены нормы жилой площади в 9 кв.м на человека. Все сверх изымается.

1923 – Введен размер платы за квартиру, разная плата. Больше всего платят «лица, живущие на нетрудовые доходы».

1924 – Определены категории льготников: некоторые больные, которым нужно отдельное помещение; ученые; госслужащие; «ответственные сотрудники“; бывшие каторжане; и (ред. – неожиданно) «вольно практикующие врачи».

1925 – введен институт прописки по месту жительства. 

Использованы материалы:

Некоммерческий просветительский проект Arzamas

Романов Б.С. “Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала”

РИА Новости

Челсити.рф

Поделиться ссылкой:

Похожее

ipotekahouse.ru

Пороховщикова, Бенуа, Суворина и других.

Доходные дома в прошлых веках строили, чтобы сдавать в аренду меблированные комнаты, квартиры и площади под магазины или мастерские. Многие из этих зданий со временем стали памятниками архитектуры. Читаем о доходных домах Москвы и Петербурга — об их архитекторах, хозяевах и знаменитых жильцах.

До строительства доходного дома Пороховщикова по этому адресу стояло здание, принадлежавшее родственнику Александра Грибоедова Николаю Тинькову. Здесь жил генерал и поэт Денис Давыдов, у которого в гостях часто бывал Александр Пушкин. Александр Пороховщиков — предприниматель и меценат, владелец гостиницы «Славянский базар» и одноименного ресторана — купил участок в 1869 году. Спустя год здесь началось строительство доходного дома по проекту архитектора Роберта Гедике. Здание в стиле модерн с элементами готики выглядело непривычно среди классицистических соседей. Долгое время в доме располагалось Общество русских врачей с аптекой и лечебницей. С 1900 года здесь открылись Классы рисования и живописи Константина Юона. У него учились Вера Мухина, братья Веснины, Владимир Фаворский. На третьем этаже располагались меблированные комнаты. В доме долгое время жил и работал известный математик, профессор Московского университета Николай Лузин.

Сегодня в бывшем доходном доме Пороховщикова располагается Музей истории телесных наказаний.


Строительство доходного дома железнодорожный инженер Петр Перцов начал в 1906 году. На проект здания в русском стиле был объявлен конкурс среди художников, его выиграл Аполлон Васнецов. Однако Перцов выбрал эскизы Сергея Малютина в «сказочно-былинном» стиле. Причудливый дом, украшенный майоликой со сказочными сюжетами, построили через год. В нем были помещения для квартирантов, художественные мастерские и квартира-особняк хозяев. В 1908–1910 годах подвал дома занимал театр миниатюр «Летучая мышь», где выступали Василий Качалов и Ольга Книппер-Чехова, часто бывали Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский. В советское время здесь некоторое время жил Лев Троцкий — сначала в апартаментах одного из квартирантов, а потом в личных покоях хозяев Перцовых. В 1930-е годы на верхних этажах разместились мастерские известных советских художников, за что здание прозвали «московским Монпарнасом». Здесь работали Роберт Фальк, Павел Соколов-Скаля, Василий Рождественский, Александр Куприн.

Дом оставался жилым до 1970-х годов и только потом перешел во владение Министерства иностранных дел. Сейчас в здании располагается Управление делами дипломатического корпуса.


Предприниматель Александр Ечкин начал строить доходный дом по проекту архитектора Никиты Лазарева в 1903 году. На Арбате появилось четырехэтажное здание в стиле модерн с лепниной, коваными решетками и мансардами. Дом был оборудован по последнему слову техники того времени — в нем был и электрический лифт, и телефон.

На первом этаже здания находились магазины и квартиры их владельцев. На верхних этажах арендовали жилье более состоятельные жильцы. В одной из квартир жил известный историк Степан Веселовский, впоследствии выкупивший у Ечкина все здание. В мансарде располагалась мастерская известного скульптора Сергея Коненкова. В 1920–30-х годах здесь жил и работал художник Павел Корин, у которого в гостях нередко бывал Максим Горький. Доходному дому Ечкина повезло: в отличие от других зданий, перестроенных в советское время, он сохранил свой первоначальный облик.


Двухэтажный доходный дом был построен в 1810 году. На первом этаже находилась аптека, которая работает и сегодня. В 1877 году здание реконструировали — надстроили третий этаж и угловую башенку на крыше. Работами руководил архитектор Митрофан Арсеньев (хотя некоторые источники указывают Петра Виноградова).

В конце XIX века дом выкупил издатель, профессор Московского университета Георгий Рахманов. Дом называли «профессорским»: многие квартиры арендовали преподаватели, коллеги Рахманова. Одним из них был математик Николай Бугаев. Здесь провел свои детские годы его сын Борис — позже он стал известным поэтом и взял себе псевдоним Андрей Белый. В гостях у Бугаевых бывали писатель Лев Толстой, композитор Сергей Танеев, поэты Александр Блок, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин и Дмитрий Мережковский.

В 1930 году был надстроен четвертый этаж, спустя год квартиры были превращены в коммунальные. В 1983 году в доме началось расселение, помещения перешли в ведомство Министерства иностранных дел. В настоящее время здесь открыт Мемориальный музей-квартира Андрея Белого.


Доходный дом Бенуа в начале XX века стал крупнейшим жилым комплексом города. Он был построен по заказу Первого Российского страхового общества. Над проектом работали два брата-архитектора Бенуа — Леонтий и Альберт — и их двоюродный брат Юлий Бенуа. Именно поэтому здание и стали называть Домом трех Бенуа. Комплекс занимал практически целый квартал. В нескольких корпусах, соединенных целой системой дворов, было распланировано 250 квартир. Дом был оснащен по последнему слову техники тех лет: здесь было паровое отопление, лифты, электричество, телефон, своя электростанция, мусоросжигательная печь, котельная и прачечная. В нижних этажах для жильцов были устроены каретные сараи и автомобильные гаражи.

Здесь жили состоятельные чиновники и литераторы, архитекторы и купцы. После революции часть квартир превратили в коммунальные, часть — отдали партийным руководителям. В одной из них поселился известный политический деятель Сергей Киров, сейчас в здании работает его мемориальный музей. Также в Доме трех Бенуа в разное время проживали композитор Дмитрий Шостакович, актер Николай Черкасов, маршал Советского союза Леонид Говоров.

Сегодня здесь находится драматический театр «Остров», в фойе которого работает музей писателя и драматурга Александра Володина.


Первый дом на этом месте был построен еще в 1723 году для Луки Чистихина, шута Петра I. Автором проекта стал один из первых архитекторов Санкт-Петербурга Николай Гербель. В конце XIX века дом реконструировали, чтобы сдавать квартиры в аренду: двухэтажные флигели надстроили до трех и четырех этажей. Здесь находились магазины и булочная, а арендовать квартиры могли только состоятельные жители Петербурга. В 1905 году дом купил издатель Алексей Суворин, он пристроил еще один трехэтажный флигель: там разместилась типография. В 1908 году архитектор Борис Зонн его реконструировал вновь — здание превратилось в современный шестиэтажный дом с лифтами и обновленной системой отопления. После революции в одной из квартир разместилось издательство газеты «Правда», здесь находился кабинет Владимира Ленина. В 1984 году в здании был открыт музей «Владимир Ленин и газета «Правда», который спустя семь лет реорганизовали в Музей печати Санкт-Петербурга.

www.culture.ru

Московские доходные дома: retromoscow — LiveJournal

Новорязанская, 12 — дом правления Московско-Рязанской ж/д, потом — доходный дом Л.В.Готье-Дюфайе
(1902-1904, арх. Н.И.Якунин):

угол Соймоновского проезда и Курсового переулка — доходный дом-«сказка» З.А.Перцовой/П.Н.Перцова, неорусское направление модерна:
(1905-1907, проект — арх. Н.К.Жуков, худ. С.В.Милютин; постройка — арх.Б.Н.Шнауберт, инж. П.Н.Перцов)

его фасад со стороны Пречистенской набережной:

Волхонка, 7 / Ленивка, 6 — доходный дом К.Г.Лобачева с угловой эркером, увенчанным башенкой с флюгером
(1904, арх. Н.Г.Лазарев):

Ильинка, 7 — «подворье» Иосифо-Волоколамского монастыря, псевдорусская «готика»
(1882, арх. А.С.Каминский):

Ильинка, 5 — Троицкое «подворье», доходный дом Троице-Сергиевой Лавры — первое пятиэтажное здание в Москве
(1874-1876, арх. П.П.Скоморошенко):

Старопанский переулок, 5 — модерновый Торговый дом В.Ф.Аршинова с огромным окном а-ля «ар-нуво»
(1899-1900, арх. Ф.О.Шехтель):

Моховая, 7 / Воздвиженка, 4 — дом Российского о-ва застрахования капиталов и доходов; гостиница «Петергофъ»
(1899-1901, арх. В.В.Шауб):

Калашный переулок, 2 — знаменитый «Моссельпром», достроенный в 1920х рухнувший доходный дом А.И.Титова
(1911-1913, арх. Н.Д. и П.Н.Струковы; 1923-1925, инж. В.Д.Цветаев, А.Ф.Лолейт — угловая башня):

Новый Арбат, 3 — стильное здание хирургической лечебницы доктора П.Д.Соловова — бывш.роддом им.Грауэрмана
(1913-1914, арх. Н.И.Жерихов):

Б.Ордынка, 64 — доходный дом Н.Д.Ижболдина, неоклассика (ныне — посольство Киргизии)
(1911, арх. Н.Г.Лазарев):

М.Ордынка, 39 — «готическое» здание с большими эркерами
доходный дом А.А.Дурилина — ? (1910, арх. В.В.Шервуд — ?):

Б.Полянка, 42 — доходный дом М.И.Алексеева с угловой башенкой-бельведером
(1912-1913, арх. Б.М.Великовский, А.Н.Милюков; 1914 — арх. В.В.Корчагин, достройка):

Б.Полянка, 54 — доходный дом Я.М.Демента c рыцарем на фронтоне, в окружении двухэтажных особнячков:
(1910-1912, арх. В.Е.Дубовской, Л.Горенберг):

Б.Якиманка, 29 — симпатичный домик с многочисленным треугольными щипцами
(по-моему, сейчас там музыкальная школа):

Черниговский переулок, 4 — доходный дом И.Ф.Нейштадта в неоклассическом стиле
(1913-1916, арх. К.А.Дулин)

Пятницкая, 13 — дом И.М.Гальперина с магазинами, аскетичный «ящик» с зелёной керамической плиткой-«кабанчиком»
(1908, арх. Ф.О.Шехтель):

Пятницкая, 65 — неуклюжая островерхая готика доходного дома В.П.Смирнова
(1910, арх. С.М.Гончаров):

общий вид дома В.П.Смирнова в окружении соседней застройки:

Смоленский бульвар, 2/40 — доходный дом А.А.Кунина, в 2000х довольно удачно надстроенный
(1903-1904, арх. Ф.Н.Кольбе):

Ружейный переулок, 2 — дом-«шкатулка» в архаичном для времени своей постройки «русском» стиле
(1914, арх. М.А.Исаков):

угол 2-го и 4-го Ростовского переулков — симпатичный 4-этажный «малыш» с угловым куполом-ротондой
(1907, арх. В.А.Мазырин):

Плющиха, 31 — неброский добротный дом М.Г.Щербаковой с одиноким эркером:
(1912, арх. Н.С.Курдюков):

угол Трифоновской и Гиляровского, 65 (бывш. 2-й Мещанской) — один из корпусов (для одиноких) дома дешёвых квартир им.Г.Г.Солодовникова
(1906-1908, арх. М.М.Перетяткович — проект, арх. Т.Я.Бардт — постройка):

угол ул.Щепкина, 62 и Больничного переулка — 2 скромных «доходника», слева — доходный дом В.М.Митрофанова
(1914-1915, арх. А.Пименов)

Протопоповский переулок, 20 — нарядный фасад, видимо, потерявший небольшие балконы (?) по краям:

угол Б.Андроньевской и М.Рогожского переулка — невысокий угловой дореволюционный дом:

М.Рогожский переулок — выселенный и заброшенный дом с угловыми башнями; пребывает в таком состоянии лет 5-7, если не >
(UPD: частично обрушился и сломан осенью 2009):

Гусятников переулок, 3/ пер.Огородная Слобода, 1 — доходный дом с волнообразным аттиком и эркерами-«башнями»
(1910, арх. Б.М.Нилус):

Тверская, 12 — доходный дом Товарищества А.Бахрушина и Сыновей. Идеальные формы
(1900-1901, арх. К.К.Гиппиус):

Дегтярный переулок, 6 — доходный дом B.C.Баскакова, безжалостно сломанный в начале 2007 для расширения вглубь новой гостиницы «Минск»; на переднем плане пустырь на месте снесённого старого «Минска» (Тверская, 22)
(1910-1913, арх. О.Г.Пиотрович):

1-я Тверская-Ямская, 6 — справа доходный дом Ф.В.Езерского
(1903, арх. К.Л.Розенкампф):

1-я Тверская-Ямская, 15 — доходный дом С.П.Аристова, прекрасный образец модерна:
(1907, арх. П.А.Заруцкий):

1-я Тверская-Ямская, 22 — доходный дом Н.Я. и А.Я.Прошиных, также не без влияния модерна
(1905, арх. П.А.Заруцкий):

Благовещенский переулок, 3 — «доходник» А.И.Синицина, в стиле немецкой готики с большим треугольным аттиком в центре фасада
(1909, арх. С.М.Гончаров)

Садовая-Спасская, 17 и 19 — справа 8-этажный доходный дом Ф.И.Афремова (1904, арх. О.О.Шишковский), первый московский «небоскрёб». Узкий «ящик» чуть левее и повыше (д.17) — доходный дом семьи Орлик (1915, арх. И.И.Флоринский):

Садовая-Кудринская, 19 — доходный дом М.И.Пестрнецкого с интересным разнообразным фасадом
(1912, арх. С.В.Барков):

Садовая-Кудринская, 23 — слева доходный дом М.Н.Чижиковой, чудовищно надстроенный
(1901, арх. неизвестен — предположительно, Г.А.Гельрих):

Садовая-Кудринская, 24 — «волноообразный» доходный дом П.А. Скопника
(1906-1908, арх. Г.А. Гельрих)

Оружейный переулок, 43 (а фактически — Садовая-Каретная) — высокий «тучерез» А.В.Лобозева:
(1911-1912, арх. Э.К.Нирнзее):

Старая Басманная, 31 и 33
д.31 (слева) — прекрасно надстроенный (1945-1946 арх. Н.П.Баратов) особняк М.Е.Башкирова (1913, арх. В.С.Масленников)
д.33 (справа) — дореволюционный доходный дом (1912, арх. В.С.Масленников):

Новокузнецкая, 34 — доходный дом Л.А.Энгельбрехта, нелепая смесь модерна, неоклассики и «псевдорусского» стиля
(1910, арх. Н.Доброхотов — план; 1913, арх. А.Прамнек — постройка):

Б.Трёхгорный переулок, 6 — забавное угловое здание с огромными эркерами-окнами
(«попахивает» конструктивизмом 1920х, но это вряд ли)
UPD: оказалось, что это не доходный, а дом семьи адвоката С.Биммана (1912)

М.Харитоньевский, 4 — дом Московского Политехнического о-ва в стиле английской готики
(1904-1905, арх. А.В.Кузнецов, В.Ф.Валькот — ?):

угол Мясницкой и Кривоколенного переулка — очевидно, новый дом а-ля дореволюционный
(UPD: точно, свежий — достроен в 2007)

Солянка, 1 — внутренний корпус «Соляного двора», комплекса доходных домов Варваринского о-ва домовладельцев:
(1909-1915, арх. В.В.Шервуд, И.А.Герман, А.Е.Сергеев)

Остоженка, 3/14 — легендарный дом с опрокинутой «рюмкой» бросившего бухать купца Я.М.Филатова 😉
(1907-1909, арх. В.Е.Дубовской, Н.А.Архипов):

Пречистенка, 28 — доходный дом И.П.Исакова в стиле «модерн», один из красивейших фасадов Москвы
(1904-1906, арх. Л.Н.Кекушев):

retromoscow.livejournal.com

Самый красивый дом Москвы до революции. Доходный дом страхового общества Россия

Сегодня мы расскажем, пожалуй, о самом красивом дореволюционном строении Москвы — доходном доме страхового общества «Россия».

Эту публикацию мы очень готовили очень долго и тщательно, не за один раз. Отдельное спасибо хотелось бы выразить отзывчивым сотрудникам ТСЖ этого дома, без помощи которых сделать большинство фотографий просто не представлялось бы возможным.

Прогуляться вокруг, дома, заглянуть в подъезды и квартиру под башенкой, полюбоваться видами с крыши —>


Два корпуса этого изящного жилого дома были построены в 1899-1902 гг. архитекторами Н.М.Проскуриным и А.И. фон Гогеном.

Дом на Сретенском бульваре изначально строился под очень состоятельную публику. В подвале дома размещались восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Была устроена и система вентиляции, не просто подававшая в помещения свежий воздух, но и фильтровавшая и увлажнявшая его. Для обеспечения бесперебойного электроснабжение в подвале была устроена собственная электростанция. Для водоснабжения при доме была пробурена и артезианская скважина глубиной 50 метров. Как и подобает, в шикарном доме были и электрические лифты и прачечная для жильцов. Многие верхние квартиры имели стеклянные потолки, что особенно ценилось художниками.

В доме было 148 квартир площадью от 200 до 400 квадратных метров. Высота потолков в разных квартирах от 3,8 м. до 4,2 м.

В богатые на дикие фантазии 1930-е дом никогда не планировался к сносу. Даже ярый апологет архитектуры стекла и бетона, архитектор Ле Корбюзье, предлагавший в свое время снести всю Москву полностью и построить новый город, считал этот дом самым красивым в городе.

В советское время огромные квартиры были переделаны под коммуналки или переданы различным государственным организациям.

В частности, здесь располагался Народный комиссариат просвещения, где работала Крупская (отсюда и памятник ей на Сретенском бульваре). Здесь в литературном отделе (ЛиТо) Главполитпросвета при Наркомпросе успел немного поработать Михаил Булгаков. Отдел расформировали, Булгакова сократили, но благодаря работе здесь он и прописался в знаменитой «нехорошей квартире».

Работу в этом доме Булгаков ярко описал в повести «Записки на манжетах»:

В сущности говоря, я не знаю, почему я пересек всю  Москву и направился именно  в это колоссальное здание.  Та бумажка, которую я бережно  вывез  из горного царства [Булгаков приехал в Москву из Владикавказа], могла  иметь  касательство ко всем шестиэтажным зданиям, а вернее, не имела никакого касательства ни к одному из них.

В 6-м подъезде — У сетчатой трубы мертвого лифта. Отдышался. Дверь. Две надписи. «Кв. 50». Другая загадочная: «Худо». Отдышаться.  Как-никак, а ведь решается судьба.
Толкнул незапертую дверь. В полутемной передней огромный ящик с бумагой и  крышка от рояля Мелькнула комната, полная женщина в дыму Дробно застучала машинка. Стихла. Басом кто-то сказал: «Мейерхольд».
— Где Лито? — спросил я, облокотившись на деревянный барьер.

Но давайте уже отправимся на прогулку.

Дом невероятно богат различными неповторяющимися деталями и украшениями.


Что интересно, сохранился вензель страхового общества «Россия» — переплетенные буквы О и Р. Они были выполнены настолько орнаментально, что никто не стал их сбивать.


И таких деталей на доме очень много.


Здесь же в доме после революции располагалось главное артиллерийское управление Красной Армии. Как рассказывает нам мемориальная доска, Ленин и Горький ознакомились здесь с новым образцом артиллерийской техники. Не стоит думать, что сюда приволокли огромное орудие, им просто показали новый артиллерийский прицел.


Аллегорические изображения технического прогресса


Здесь же нашлось место и Амазонке, у которой в руках некогда были лук и стрелы.


Много и других интереснейших часто выполненных в одном экземпляре украшений


Есть и еще одна Амазонка, но выглядит по-другому


Изящное окно подъезда


Крокодилы


Змеи


Летучие мыши


Саламандра


Башенка по стилю несколько повторяет кремлевские, в особенности зубцами.


Две версии:
— блок для подъема мебели через окна (дореволюционную массивную мебель порой по лестницам было просто не протащить)
— кронштейн фонаря


Сохранилась шикарнейшая кованая ограда


Сохранилась она практически в нетронутом виде, только в советское время из круга выдрали логотип в надписью Россiя.


Внутренний двор одного из корпусов. Все довольно скромно

Подъезды дома представляют собой совершенно разноплановое зрелище: где-то все сохранилось как был, а где-то новые жильцы решили сделать ремонт подъезда, и сделать красиво и по-современному…


Прогуляемся по старым подъездам. Здесь даже деревянные накладки остались с давних времен. Ступени, хоть и не покрыты ковром (крепления для него есть), но также приятны и отдают глухим звуком при ходьбе.


Лифты, конечно, уже не раз менялись.


Забавно смотрится объявление в одном из стандартных советских лифтов


Раньше здесь были окна в квартиры, но за 20 век их решено было заделать.


А вот пример нового подъезда… Хорошо хоть оставили основу перил, а в остальном… стеклопакеты, пластмассовые подоконники, туалетная плитка на стене и под мрамор на полу. По этой лестнице и ходить-то неприятно. Плитка скользкая и звонкая, шаги слышны на весь подъезд.

Поднимемся в одну из квартир. Здесь, ровно под башенкой некогда жил художник, теперь его вдова.


Это квартира-студия со стеклянными потолками, которые, правда, приходится в наше время постоянно латать.


Во всем своем великолепии сохранился камин.

Круглые окна, как раз расположены под башенкой

Поднимемся в башенку. В 2007 году здесь восстановили часы, которые несут, правда, больше декоративную функцию. Обратите внимание, что два циферблата показывают разное время.


Так она выглядит изнутри


В шатре над часами с дореволюционных времен располагается колокол.
Надпись по кругу на колоколе гласит: ДОМЪ СТРАХОВАГО ОБЩЕСТВА РОССIЯ НА СРЪТЕНСКОМЪ БУЛЬВАРЪ 1899-1902 Г. МОСКВА ЗАВОДА П.Н.ФИНЛЯНДСКАГО

С самых дореволюционных времен колокол не использовался по назначению. Как видно, его даже пытались распилить и спустить по частям, да не вышло. Так и висит, без языка.

С этим колоколом связана одна местная байка. В «застойные» годы, как раз после начала войны в Афганистане, два молодых человека в пьяном виде умудрились влезть на крышу и в порыве либерального патриотизма решили в протест войне вызвонить в колокол. Позвонили, приехал наряд милиции, после чего бывалый милиционер долго убеждал молодых людей не ломать себе жизнь, протрезветь и не говорить никому, что это был протест. Сошлись на хулиганстве, оба получили по 15 суток исправительных работ и подметали Сретенский бульвар.

Такие виды открываются с башенки на окрестности:


Видна крыша дома «Россия» со стеклянным куполом одной из студий. Далее на заднем плане высятся два жилых красных дома училища живописи, ваяния и зодчества. В левом жил авангардист Родченко, к которому не раз наведывался Маяковский.


Крыши двух корпусов и высокий светлый корпус многострадального доходного дома общества Феттер и Гинкель. Дело в том, что это должен был быть также один из самых шикарных домов первопрестольной, но началась Первая Мировая война, деньги резко закончились, и дом остался без дорогой готической отделки


До сих пор видно, что планировались и ниши, и украшения, и стрельчатые завершения крыши, но ничего этого в советское время, конечно же, делать не стали.


Проспект Сахарова (Новокировский проспект) — небольшой отрезок так и невоплощенной магистрали, которая должна была проходить через всю Москву и выходить на Комсомольский проспект


К сожалению, м.Чистые пруды неприятно и невероятно обросло торговыми павильонами


Вид на стеклянные потолки на крыше с башни


Трубы, как и само здание, сложены из «фирменных» клейменых кирпичей.


Телефонная станция в Милютинском, старейшая в центре.


Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила) и треугольная стеклянная крыша Телеграфа


Здание странных форм — новый торговый центр рядом с цирком на Цветном бульваре. На горизонте — Труимф Палас

Вот такая эклектичная, ужасная и одновременно с этим прекраснейшая Москва.

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Среда, октября 19, 2011 в 18:23 в теме: ГОРОД, Литературное, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

moscowwalks.ru

Доходные дома купеческого Замоскворечья | Узнай Москву

Доходный дом — многоквартирный дом, построенный владельцем для сдачи квартир внаем и получения выгоды. В Замоскворечье доходные дома чаще всего строились купцами, чьи небольшие особняки и городские усадьбы находились поблизости. Пик доходного строительства пришелся на 1890-1910е года. Так как это время пришлось на расцвет стиля «модерн», большинство доходников имеют в той или иной мере черты этого стиля. Период с конца 1880х и по 1914й довольно сложен с точки зрения истории архитектурных течений. Этот промежуток вместил и псевдо-русский стиль, и нео-готику. Из современных европейских течений этого периода в Москве прекрасно представлен венский сецессион — Венский модерн, изобилующий изогнутыми линиями, растительным орнаментом с использованием лилий и других растений с извилистыми стеблями. Так же чертой сецессиона является использование маскаронов — масок в виде женских лиц. Рациональный стиль с минимальным количеством лаконичных деталей отсылает к шотландскому направлению, принятому в Глазго. Северный модерн отличается серым цветом фасадов и толстой «шубой», или фактурной штукатуркой а так же украшениями в виде сов, волчьих морд и прочих суровых животных. Северный модерн распространен больше в Санкт-Петербурге. И, наконец, перед Первой мировой войной в моду входит нео-классика, заимствующая классические элементы (колонны, пилястры, портики, медальоны с античными мотивами) из архитектуры эпохи классицизма или классической архитектуры Греции и Рима. По меткому наблюдению одного из ведущих москвоведов, московский дом в корне отличается по структуре от дома петербургского. Привычная еще с 17-го века структура так разделяет этажи по функциям: 1й лакейский, 2й парадный, 3й жилой. В петербургских домах эта структура в основном сохранялась, либо лакейский этаж превращался в торговый. В Москве, особенно в купеческом Замоскворечье, эти три этажа строились на торговом этаже с большими витринами. Эту схема можно проследить по размеру окон. Чем больше окна, тем престижней жилье. Над большими окнами витрин в 1м этаже возникают окна поменьше во 2м и самые большие — в 3м и снова поменьше в 4м. Четвертым этажом функционально становится бывшая антресоль (скромное помещение в доме 18-го или 19-го века для спален и комнат прислуги.) В доходных домах в 4м этаже селятся бедные студенты. На примере нескольких домов Замоскворечья мы рассмотрим основные архитектурные решения и функции этажей доходных домов московского типа.

  • 1

    Дом доктора Эберлина

    Строгий дом неоклассических форм 1910-х годов с необычным функциональным разделением этажей. В качестве объекта, приносящего выгоду владельцу, в этаже была клиника.

    Пройти по переулку до Пятницкой улицы, перейти дорогу на светофоре, повернуть налево, дойти до дома 27

  • 2

    Флигели усадьбы Журавлёвых

    Обратим внимание на «небоскреб», расположенный позади флигелей Журавлевской усадьбы. Владелец участка отвел под доходный дом участок позади своей собственной усадьбы. Из-за подобного расположения, торговых помещений в доме не предполагалось, все этажи были жилыми.

    Вернуться на Пятницкую, осмотреть дом 20 не переходя на другую сторону

  • 3

    Доходный дом В.А. Бони

    В первом этаже расположены торговые помещения (в советское время здесь был магазин «Молоко»), окна второго этажа не имеют особого декора, а окна третья отмечены скромными сандриками. Несмотря на малое различие, третий этаж всё равно отмечен как «господский».

    Повернуть в сторону центра и пройти до дома 17

  • 4

    Доходный дом

    Декор дома отсылает к мотивам венского сецессиона: сложная лепнина над полуциркульными окнами второго этажа ставит акцент именно на этом этаже.

    Пройти в сторону центра до дома 15. Осмотреть дом напротив с этой стороны улицы, потом перейти.

  • 5

    Доходный дом Григорьева

    Дом Григорьева — образец сложного переплетения течений рубежа 19го-20го веков. В декоре дома использованы нео-готические элементы, сложная лепнина и графичная отделька окон. Дополняют гостический образ высокие полуциркульные окна лестниц.

    Осмотреть дом напротив с этой стороны улицы

  • 6

    Дом меховщика Гальперина

    Скромный доходный дом представляет собой идеальный доходный дом Замоскворечья: торговый 1й этаж, жилой 2й и парадный 3й. Дом отделан плиткой «кабанчик», очень распространенной на рубеже веков.

    Повернуть в сторону центра и пройти до дома 6. Свернуть налево в Черниговский переулок. Пройти по нему до пересечения с Ордынкой.

  • 7

    Доходный дом Дурилина

    Дом без торгового помещения в 1м этаже скорее напоминает доходный дом «аристократического» берега, чем дом меркантильного Замоскворечья. История с последующим купированием сложных аттиков и надстройкой двух бедных «студенческих» этажей в 1930-х.

    Повернуть в сторону центра, пройти до набережной. Повернуть направо, пройти до светофора, перейти, дважды (оказаться на мосту). Перейти Водоотводный канал, пройти по Балчугу до Садовнической

  • 8

    Доходные дома Привалова

    Три дома Приваловского владения можно читать как книгу по истории стиля. Все три построены архитектором Нирнзее, каждый в своем стиле. На месте уличного корпуса раньше стояли двухэтажные дома с лавками. Лавки сохранились и в проекте Нирнзее. Монотонный фасад разбивается эркерами и наличниками разной формы. …Подробнее

    Повернуть направо, остановиться у следующего дома.

  • 9

    Ведомственный дом МОГЭС

    Сложная структура этого эклектичного здания с полуциркульными и прямоугольными окнами указывает самый последний этаж как самый престижный, однако по внутреннему убранству самым элитным был опять же парадный 2й этаж.

    Повернуть направо и пройти до дома номер 30

  • 10

    Дом Г. М Кржижановского

    Структуру этого дома, покрытого равномерно штукатуркой со скромной лепниной, определяет балкон. Тут, безусловно, парадным этажом был именно 2й. Собственно, там и находится мемориальная квартира Кржижановского.

    Повернуть направо, дойти до трамвайных путей в Садовническом проезде, проехать одну остановку до метро Новокузнецкая

um.mos.ru

Доходный дом Г. Е. Бройдо — дом в стиле неоклассицизм

Первые сведения об этом участке относятся к середине XVIII века. В этот период на территории располагались четыре примерно одинаковых по размерам двора. В пожаре 1812 года все деревянные дома сгорели и через некоторые время отстроены заново. В 1887–1907 годы владение принадлежало Ю.В.Державиной и ее сестре дочери губернского секретаря М.В.Никифоровой.

В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е.Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И.Жерихова.

10 марта 1908 г. Бройдо продал свое владение вместе с вновь построенным домом дворянину П.П.Александрову и вдове сына статского советника В.В.Шестаковой, которым здание принадлежало до 1917 года. Но в истории Москвы строение известно именно как «дом Бройдо».

Дом Бройдо – жилой доходный дом, все этажи которого были заняты квартирами, сдаваемыми внаем состоятельным жильцам. В нем проживали и владельцы дома П.П.Александров и В.В.Шестакова. В полуподвале находились подсобные помещения. После 1917 года квартиры были превращены в коммуналки.

В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М.Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию. Парадный вход в здание оформлен декоративным порталом с каменными масками в угловых частях.

Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу. Происхождение фриза не установлено, несмотря на поиски специалистов.

Считается, что барельеф Л.Н.Толстого стал первым скульптурным изображением классика, созданным и представленным публике при жизни писателя. Некоторые предполагают, что это мог быть фрагмент фриза, выполненного скульптором Л.С.Синаевым-Бернштейном для Музея изящных искусств на Волхонке, от которого заказчик впоследствии отказался. Однако документальных подтверждений данной версии не имеется.

На начало реставрационных работ фасады дома Бройдо находились в неудовлетворительном состоянии, штукатурный слой отслоился, кирпичная кладка местами разрушена. Некоторые части лепного декора были полностью утрачены.
Во время проведения ремонтно-реставрационных работ специалисты укрепили кирпичную кладку, воссоздали уникальный лепной фриз, сохранившиеся элементы архитектурного декора отреставрировали, воссоздали оконные проемы и дверные полотна, заменили фигурные элементы водосточных труб и ограждения кровли, а также отремонтировали стропильную систему.

В 2018 году доходный дом Г.Е.Бройдо стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу «.

um.mos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *