Пороховщикова, Бенуа, Суворина и других.
Доходные дома в прошлых веках строили, чтобы сдавать в аренду меблированные комнаты, квартиры и площади под магазины или мастерские. Многие из этих зданий со временем стали памятниками архитектуры. Читаем о доходных домах Москвы и Петербурга — об их архитекторах, хозяевах и знаменитых жильцах.
До строительства доходного дома Пороховщикова по этому адресу стояло здание, принадлежавшее родственнику Александра Грибоедова Николаю Тинькову. Здесь жил генерал и поэт Денис Давыдов, у которого в гостях часто бывал Александр Пушкин. Александр Пороховщиков — предприниматель и меценат, владелец гостиницы «Славянский базар» и одноименного ресторана — купил участок в 1869 году. Спустя год здесь началось строительство доходного дома по проекту архитектора Роберта Гедике. Здание в стиле модерн с элементами готики выглядело непривычно среди классицистических соседей. Долгое время в доме располагалось Общество русских врачей с аптекой и лечебницей. С 1900 года здесь открылись Классы рисования и живописи Константина Юона. У него учились Вера Мухина, братья Веснины, Владимир Фаворский. На третьем этаже располагались меблированные комнаты. В доме долгое время жил и работал известный математик, профессор Московского университета Николай Лузин.
Сегодня в бывшем доходном доме Пороховщикова располагается Музей истории телесных наказаний.
Строительство доходного дома железнодорожный инженер Петр Перцов начал в 1906 году. На проект здания в русском стиле был объявлен конкурс среди художников, его выиграл Аполлон Васнецов. Однако Перцов выбрал эскизы Сергея Малютина в «сказочно-былинном» стиле. Причудливый дом, украшенный майоликой со сказочными сюжетами, построили через год. В нем были помещения для квартирантов, художественные мастерские и квартира-особняк хозяев. В 1908–1910 годах подвал дома занимал театр миниатюр «Летучая мышь», где выступали Василий Качалов и Ольга Книппер-Чехова, часто бывали Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский. В советское время здесь некоторое время жил Лев Троцкий — сначала в апартаментах одного из квартирантов, а потом в личных покоях хозяев Перцовых. В 1930-е годы на верхних этажах разместились мастерские известных советских художников, за что здание прозвали «московским Монпарнасом». Здесь работали Роберт Фальк, Павел Соколов-Скаля, Василий Рождественский, Александр Куприн.
Дом оставался жилым до 1970-х годов и только потом перешел во владение Министерства иностранных дел. Сейчас в здании располагается Управление делами дипломатического корпуса.
Читайте также:
Предприниматель Александр Ечкин начал строить доходный дом по проекту архитектора Никиты Лазарева в 1903 году. На Арбате появилось четырехэтажное здание в стиле модерн с лепниной, коваными решетками и мансардами. Дом был оборудован по последнему слову техники того времени — в нем был и электрический лифт, и телефон.
На первом этаже здания находились магазины и квартиры их владельцев. На верхних этажах арендовали жилье более состоятельные жильцы. В одной из квартир жил известный историк Степан Веселовский, впоследствии выкупивший у Ечкина все здание. В мансарде располагалась мастерская известного скульптора Сергея Коненкова. В 1920–30-х годах здесь жил и работал художник Павел Корин, у которого в гостях нередко бывал Максим Горький. Доходному дому Ечкина повезло: в отличие от других зданий, перестроенных в советское время, он сохранил свой первоначальный облик.
Двухэтажный доходный дом был построен в 1810 году. На первом этаже находилась аптека, которая работает и сегодня. В 1877 году здание реконструировали — надстроили третий этаж и угловую башенку на крыше. Работами руководил архитектор Митрофан Арсеньев (хотя некоторые источники указывают Петра Виноградова).
В конце XIX века дом выкупил издатель, профессор Московского университета Георгий Рахманов. Дом называли «профессорским»: многие квартиры арендовали преподаватели, коллеги Рахманова. Одним из них был математик Николай Бугаев. Здесь провел свои детские годы его сын Борис — позже он стал известным поэтом и взял себе псевдоним Андрей Белый. В гостях у Бугаевых бывали писатель Лев Толстой, композитор Сергей Танеев, поэты Александр Блок, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин и Дмитрий Мережковский.
В 1930 году был надстроен четвертый этаж, спустя год квартиры были превращены в коммунальные. В 1983 году в доме началось расселение, помещения перешли в ведомство Министерства иностранных дел. В настоящее время здесь открыт Мемориальный музей-квартира Андрея Белого.
Доходный дом Бенуа в начале XX века стал крупнейшим жилым комплексом города. Он был построен по заказу Первого Российского страхового общества. Над проектом работали два брата-архитектора Бенуа — Леонтий и Альберт — и их двоюродный брат Юлий Бенуа. Именно поэтому здание и стали называть Домом трех Бенуа. Комплекс занимал практически целый квартал. В нескольких корпусах, соединенных целой системой дворов, было распланировано 250 квартир. Дом был оснащен по последнему слову техники тех лет: здесь было паровое отопление, лифты, электричество, телефон, своя электростанция, мусоросжигательная печь, котельная и прачечная. В нижних этажах для жильцов были устроены каретные сараи и автомобильные гаражи.
Здесь жили состоятельные чиновники и литераторы, архитекторы и купцы. После революции часть квартир превратили в коммунальные, часть — отдали партийным руководителям. В одной из них поселился известный политический деятель Сергей Киров, сейчас в здании работает его мемориальный музей. Также в Доме трех Бенуа в разное время проживали композитор Дмитрий Шостакович, актер Николай Черкасов, маршал Советского союза Леонид Говоров.
Сегодня здесь находится драматический театр «Остров», в фойе которого работает музей писателя и драматурга Александра Володина.
Первый дом на этом месте был построен еще в 1723 году для Луки Чистихина, шута Петра I. Автором проекта стал один из первых архитекторов Санкт-Петербурга Николай Гербель. В конце XIX века дом реконструировали, чтобы сдавать квартиры в аренду: двухэтажные флигели надстроили до трех и четырех этажей. Здесь находились магазины и булочная, а арендовать квартиры могли только состоятельные жители Петербурга. В 1905 году дом купил издатель Алексей Суворин, он пристроил еще один трехэтажный флигель: там разместилась типография. В 1908 году архитектор Борис Зонн его реконструировал вновь — здание превратилось в современный шестиэтажный дом с лифтами и обновленной системой отопления. После революции в одной из квартир разместилось издательство газеты «Правда», здесь находился кабинет Владимира Ленина. В 1984 году в здании был открыт музей «Владимир Ленин и газета «Правда», который спустя семь лет реорганизовали в Музей печати Санкт-Петербурга.
Московские доходные дома: retromoscow — LiveJournal
Новорязанская, 12 — дом правления Московско-Рязанской ж/д, потом — доходный дом Л.В.Готье-Дюфайе
(1902-1904, арх. Н.И.Якунин):
угол Соймоновского проезда и Курсового переулка — доходный дом-«сказка» З.А.Перцовой/П.Н.Перцова, неорусское направление модерна:
(1905-1907, проект — арх. Н.К.Жуков, худ. С.В.Милютин; постройка — арх.Б.Н.Шнауберт, инж. П.Н.Перцов)
его фасад со стороны Пречистенской набережной:
Волхонка, 7 / Ленивка, 6 — доходный дом К.Г.Лобачева с угловой эркером, увенчанным башенкой с флюгером
(1904, арх. Н.Г.Лазарев):
Ильинка, 7 — «подворье» Иосифо-Волоколамского монастыря, псевдорусская «готика»
(1882, арх. А.С.Каминский):
Ильинка, 5 — Троицкое «подворье», доходный дом Троице-Сергиевой Лавры — первое пятиэтажное здание в Москве
(1874-1876, арх. П.П.Скоморошенко):
Старопанский переулок, 5 — модерновый Торговый дом В.Ф.Аршинова с огромным окном а-ля «ар-нуво»
(1899-1900, арх. Ф.О.Шехтель):
Моховая, 7 / Воздвиженка, 4 — дом Российского о-ва застрахования капиталов и доходов; гостиница «Петергофъ»
(1899-1901, арх. В.В.Шауб):
Калашный переулок, 2 — знаменитый «Моссельпром», достроенный в 1920х рухнувший доходный дом А.И.Титова
(1911-1913, арх. Н.Д. и П.Н.Струковы; 1923-1925, инж. В.Д.Цветаев, А.Ф.Лолейт — угловая башня):
Новый Арбат, 3 — стильное здание хирургической лечебницы доктора П.Д.Соловова — бывш.роддом им.Грауэрмана
(1913-1914, арх. Н.И.Жерихов):
Б.Ордынка, 64 — доходный дом Н.Д.Ижболдина, неоклассика (ныне — посольство Киргизии)
(1911, арх. Н.Г.Лазарев):
М.Ордынка, 39 — «готическое» здание с большими эркерами
доходный дом А.А.Дурилина — ? (1910, арх. В.В.Шервуд — ?):
Б.Полянка, 42 — доходный дом М.И.Алексеева с угловой башенкой-бельведером
(1912-1913, арх. Б.М.Великовский, А.Н.Милюков; 1914 — арх. В.В.Корчагин, достройка):
Б.Полянка, 54 — доходный дом Я.М.Демента c рыцарем на фронтоне, в окружении двухэтажных особнячков:
(1910-1912, арх. В.Е.Дубовской, Л.Горенберг):
Б.Якиманка, 29 — симпатичный домик с многочисленным треугольными щипцами
(по-моему, сейчас там музыкальная школа):
Черниговский переулок, 4 — доходный дом И.Ф.Нейштадта в неоклассическом стиле
(1913-1916, арх. К.А.Дулин)
Пятницкая, 13 — дом И.М.Гальперина с магазинами, аскетичный «ящик» с зелёной керамической плиткой-«кабанчиком»
(1908, арх. Ф.О.Шехтель):
Пятницкая, 65 — неуклюжая островерхая готика доходного дома В.П.Смирнова
(1910, арх. С.М.Гончаров):
общий вид дома В.П.Смирнова в окружении соседней застройки:
Смоленский бульвар, 2/40 — доходный дом А.А.Кунина, в 2000х довольно удачно надстроенный
(1903-1904, арх. Ф.Н.Кольбе):
Ружейный переулок, 2 — дом-«шкатулка» в архаичном для времени своей постройки «русском» стиле
(1914, арх. М.А.Исаков):
угол 2-го и 4-го Ростовского переулков — симпатичный 4-этажный «малыш» с угловым куполом-ротондой
(1907, арх. В.А.Мазырин):
Плющиха, 31 — неброский добротный дом М.Г.Щербаковой с одиноким эркером:
(1912, арх. Н.С.Курдюков):
угол Трифоновской и Гиляровского, 65 (бывш. 2-й Мещанской) — один из корпусов (для одиноких) дома дешёвых квартир им.Г.Г.Солодовникова
(1906-1908, арх. М.М.Перетяткович — проект, арх. Т.Я.Бардт — постройка):
угол ул.Щепкина, 62 и Больничного переулка — 2 скромных «доходника», слева — доходный дом В.М.Митрофанова
(1914-1915, арх. А.Пименов)
Протопоповский переулок, 20 — нарядный фасад, видимо, потерявший небольшие балконы (?) по краям:
угол Б.Андроньевской и М.Рогожского переулка — невысокий угловой дореволюционный дом:
М.Рогожский переулок — выселенный и заброшенный дом с угловыми башнями; пребывает в таком состоянии лет 5-7, если не >
(UPD: частично обрушился и сломан осенью 2009):
Гусятников переулок, 3/ пер.Огородная Слобода, 1 — доходный дом с волнообразным аттиком и эркерами-«башнями»
(1910, арх. Б.М.Нилус):
Тверская, 12 — доходный дом Товарищества А.Бахрушина и Сыновей. Идеальные формы
(1900-1901, арх. К.К.Гиппиус):
Дегтярный переулок, 6 — доходный дом B.C.Баскакова, безжалостно сломанный в начале 2007 для расширения вглубь новой гостиницы «Минск»; на переднем плане пустырь на месте снесённого старого «Минска» (Тверская, 22)
(1910-1913, арх. О.Г.Пиотрович):
1-я Тверская-Ямская, 6 — справа доходный дом Ф.В.Езерского
(1903, арх. К.Л.Розенкампф):
1-я Тверская-Ямская, 15 — доходный дом С.П.Аристова, прекрасный образец модерна:
(1907, арх. П.А.Заруцкий):
1-я Тверская-Ямская, 22 — доходный дом Н.Я. и А.Я.Прошиных, также не без влияния модерна
(1905, арх. П.А.Заруцкий):
Благовещенский переулок, 3 — «доходник» А.И.Синицина, в стиле немецкой готики с большим треугольным аттиком в центре фасада
(1909, арх. С.М.Гончаров)
Садовая-Спасская, 17 и 19 — справа 8-этажный доходный дом Ф.И.Афремова (1904, арх. О.О.Шишковский), первый московский «небоскрёб». Узкий «ящик» чуть левее и повыше (д.17) — доходный дом семьи Орлик (1915, арх. И.И.Флоринский):
Садовая-Кудринская, 19 — доходный дом М.И.Пестрнецкого с интересным разнообразным фасадом
(1912, арх. С.В.Барков):
Садовая-Кудринская, 23 — слева доходный дом М.Н.Чижиковой, чудовищно надстроенный
(1901, арх. неизвестен — предположительно, Г.А.Гельрих):
Садовая-Кудринская, 24 — «волноообразный» доходный дом П.А. Скопника
(1906-1908, арх. Г.А. Гельрих)
Оружейный переулок, 43 (а фактически — Садовая-Каретная) — высокий «тучерез» А.В.Лобозева:
(1911-1912, арх. Э.К.Нирнзее):
Старая Басманная, 31 и 33
д.31 (слева) — прекрасно надстроенный (1945-1946 арх. Н.П.Баратов) особняк М.Е.Башкирова (1913, арх. В.С.Масленников)
д.33 (справа) — дореволюционный доходный дом (1912, арх. В.С.Масленников):
Новокузнецкая, 34 — доходный дом Л.А.Энгельбрехта, нелепая смесь модерна, неоклассики и «псевдорусского» стиля
(1910, арх. Н.Доброхотов — план; 1913, арх. А.Прамнек — постройка):
Б.Трёхгорный переулок, 6 — забавное угловое здание с огромными эркерами-окнами
(«попахивает» конструктивизмом 1920х, но это вряд ли)
UPD: оказалось, что это не доходный, а дом семьи адвоката С.Биммана (1912)
М.Харитоньевский, 4 — дом Московского Политехнического о-ва в стиле английской готики
(1904-1905, арх. А.В.Кузнецов, В.Ф.Валькот — ?):
угол Мясницкой и Кривоколенного переулка — очевидно, новый дом а-ля дореволюционный
(UPD: точно, свежий — достроен в 2007)
Солянка, 1 — внутренний корпус «Соляного двора», комплекса доходных домов Варваринского о-ва домовладельцев:
(1909-1915, арх. В.В.Шервуд, И.А.Герман, А.Е.Сергеев)
Остоженка, 3/14 — легендарный дом с опрокинутой «рюмкой» бросившего бухать купца Я.М.Филатова 😉
(1907-1909, арх. В.Е.Дубовской, Н.А.Архипов):
Пречистенка, 28 — доходный дом И.П.Исакова в стиле «модерн», один из красивейших фасадов Москвы
(1904-1906, арх. Л.Н.Кекушев):
Здания бывших доходных домов, построенных еще до революции, во многом формируют исторический облик Москвы, ее неповторимый архитектурный ансамбль. Они сосредоточены в центре города, в пределах Садового кольца. Сообразно времени постройки, большая часть доходных домов выдержана в стиле модерн и в чертах его различных направлений, которые были актуальны в конце XIX и в начале XX века.
Доходный дом страхового общества «Россия»История доходных домов началась на рубеже XIX-XX столетий и была сопряжена с настоящим бумом строительства. Известно, что к 1916-1917 году они составляли чуть менее половины всего жилого фонда города. От привычных глазу москвича элементов застройки доходные дома отличались тем, что были многоэтажными.
Доходный дом нач.XX века на Большой Никитской улицеСтроились доходные дома в Москве на участках земли, находившихся в частной собственности, с конкретной целью – для сдачи в аренду квартир. Можно утверждать, что именно с них началась новая эра многоквартирных жилых домов. Часть дореволюционных доходных домов прекрасно сохранилась до нашего времени – сегодня они сохраняют за собой статус многоквартирных жилых зданий, некоторые, после реконструкции, преобразованы в клубные дома и элитные жилые комплексы. В советское время здания доходных домов принадлежали государству, а до революции в них располагались квартиры только для аренды.
Отличительные особенности доходных домов:
- Большое количество этажей – не менее четырех;
- Расположение квартир – они опоясывали лестничные пролеты;
- Парадные и красиво декорированные фасады.
До 1917 года доходными домами в Москве владели как частные предприниматели, так и монастырские подворья, учебные заведения, благотворительные и другие общества. Историки отмечают, что жилые здания с квартирами под аренду возводились преимущественно на участках, которые ранее принадлежали старинным московским усадьбам. В XIX веке была распространена практика покупки участков «впрок» — в течение нескольких лет земля не использовалась и не застраивалась. Собственники не знали, что делать с активами, однако позднее появилась возможность для их коммерческого использования.
Доходный дом В. И. Фирсановой на улице НеглиннаяВ Москве в начале прошлого столетия существовало несколько классов доходных домов:
- Первый класс – дома, в которых располагались «барские квартиры», самые дорогие;
- Второй класс – дома с квартирами для обеспеченных служащих;
- Третий класс – доходные дома, в которых квартиры сдавались менее обеспеченным арендаторам, в том числе, учителям и мелким чиновникам;
- Четвертый класс – доходные дома с небольшими и скромными квартирами, которые арендовали, в основном, люди, приезжавшие в город на заработки. Те, кому даже самая маленькая квартира в доходном доме была недоступна, могли переночевать в подвале, где были обустроены ночлежки.
Для своего времени доходные дома были настоящим прорывом не только в плане явления как такового (речь шла о принципиально новом формате жилья в Москве), но и в плане технического оснащения. Они возводились по инновационным технологиям, проектировались в самых актуальных архитектурных стилях. Так, именно в доходном доме был установлен первый в Москве лифт – это было здание на Рождественском бульваре, построенное в 1904 году, и принадлежавшее предпринимателю Силуанову.
Среди некоторых известных сохранившихся доходных домов Москвы:
- Дом страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре;
- Доходный дом Вильнера-Калиновского в Большом Афанасьевском переулке;
- Доходный дом Ечкина на Арбате;
- Доходный дом В.И. Фирсановой на улице Неглинная;
- Доходный дом И. П. Исакова на улице Пречистенка;
- Доходный дом нач. 19 века на улице Большая Никитская.
Впечатляющее неоклассическое здание в Ермолаевском переулке было построено в 1912-1915 гг. архитектором Д. С. Марковым и представляло собой доходный дом и клуб Московского архитектурного общества.
Московское архитектурное общество – первое в России объединение архитекторов и инженеров-строителей. Оно было основано в 1867 г. по инициативе архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского и имело целью «содействовать разработке и распространению в России художественных и технических познаний, относящихся до архитектуры». Основными направлениями стали научная деятельность в двух областях – техническо-строительной и в области изучения истории архитектуры, осмысление и обсуждение текущей архитектурной практики, организация выставок и архитектурных конкурсов, перевод на русский язык и издание архитектурных трудов иностранных авторов.
К моменту начала строительства собственного здания, в 1912 г., членами Московского архитектурного общества были 152 чел. Проект нового здания, выполненный Д.С. Марковым, был избран в результате конкурса и, фактически, стал программным олицетворением деятельности общества. Фасад выполнен в стиле построек Андреа Палладио, считавшимся в то время едва ли не самым полным и ярким выражением архитектурной профессии, а его подчеркнуто выразительные ордерная структура и детали могут служить своеобразным образцом профессиональной грамотности или иллюстрацией к словарю архитектурных терминов. В 1914 г. общество переезжает из Малого Златоустинского пер., 4 в новое здание в Ермолаевском пер., где и размещается до своего закрытия в 1932 г.
Председателями Общества в этот период были выдающиеся архитекторы Ф.О. Шехтель (1906 — 1922) и А.В. Щусев (1922 — 1932). В советское время Обществу удалось сохранить свои традиции и продолжить деятельность, организовывая в 1917—1921 годах циклы общедоступных лекций, проводя архитектурные конкурсы и осуществляя практическую работу по охране памятников архитектуры. После 1923 г. МАО оставалось единственным обществом столицы, членство которого основывалось на принадлежности к архитектурному цеху. В 1930 г. вошло в состав Московского областного отделения Всесоюзного архитектурно-научного общества (МОВАНО). Упразднено в 1932 г.
В советское время здание принадлежало Московскому союзу художников. В нем проводились молодежные выставки и располагались творческие мастерские.
С 2003 г. – выставочная площадка Московского музея современного искусства.
В доме на Арбате В. Е. Дубовской предусмотрел установку лифтов с зеркалами и с кожаными сидениями, мраморные лестницы с дубовыми перилами и чугунным литьём, витражи. Все квартиры, занимавшие два подъезда, были многокомнатными, с помещением для прислуги. Кроме квартир в доме располагалась гимназия Марии Ивановны Жиц и один из лучших в Москве детских садов. Особое внимание в гимназии уделяли изучению иностранных языков. В ней было два приготовительных класса, семь нормальных классов и восьмой педагогический. В программу детского сада при гимназии входили танцы и гимнастика. При советской власти в доме появились коммунальные квартиры. Часть квартир осталась не уплотнённой, в них поселились работники совнаркома. Здесь жили председатель Петроградского военно-революционного комитета в 1917 году Николай Подвойский, член ЦК большевиков, соратник В. И. Ленина Григорий Зиновьев, командарм Иван Белов. В этом доме прошло детство композитора Эдуарда Колмановского.
С 1992 года в здании разместился Дом актёра, переехавший сюда с Пушкинской площади после пожара, а также учреждения Министерства культуры. Для Дома актёра здесь было оборудовано пять сцен: Большой зал, Малый зал, Камерный зал, Голубая гостиная, Арт салон.
Считается, что именно в этом доме булгаковская Маргарита разгромила квартиру критика Латунского.
Доходный дом Е.Д. Ломакиной
Улица Гиляровского до 1966 года именовалась 2-й Мещанской. В 17 веке здесь была Мещанская слобода, состоявшая из ремесленников и торговцев – выходцев из западнорусских и белорусских земель. Слобода управлялась Посольским приказом, а «мещане» (от польского «място» — город) занимались различным ремеслом: пошивом «немецкого платья», золотым и серебряным делом, несли службу в Аптекарском приказе. В начале XVIII века здесь начинают селиться представители знати, купцов и фабрикантов. Четыре Мещанские улицы и пересекающие их переулки застраиваются усадьбами Орловых-Чесменских, Толстых, Одоевских. На 2-й Мещанской во второй трети XVIII века по проекту М.Ф. Казакова возводится церковь Филиппа Митрополита.
После пожара 1812 года обширные загородные дворянские усадьбы продавались по частям среднего достатка чиновникам и купцам. Новая застройка представляла собой по преимуществу деревянные дома с ампирными фасадами.
В 1859 году сын Ломакиной штабс-капитан Павел Дмитриевич Ломакин построил одноэтажный жилой дом с антресолями по красной линии 2-й Мещанской улицы. К концу XIX века на территории владения располагались 3 деревянных жилых строения и хозяйственные сооружения.
Усадьбу унаследовал сын П.Д. и С.И. Ломакиных – Николай Павлович. Н.П.Ломакин в молодости был участником революционного кружка, и, видимо, по этой причине был исключен из Петровской сельскохозяйственной академии. Занимался литераторством, был автором четырех книг рассказов. По воспоминаниям русского театрального критика С.Г. Кара-Мурзы, Н.П. Ломакин «оставил книгу рассказов, отмеченных признаками большой наблюдательности и несомненного беллетристического дарования…Писать начал поздно, уже в зрелом возрасте и поэтому не успел развернуть своего дарования. Впоследствии он впал в долги, разорился и умер от прогрессивного паралича. Характер был у него очень тяжелый».
В 1909 году Екатерина Дмитриевна обратилась в Московскую городскую управу с прошением «разрешить …построить каменное 3-этажное с жилым полуподвалом строение». Разработать проект дома она пригласила архитектора В.С. Масленникова. Впрочем первоначальный его проект в стиле эклектики реализован не был. Екатерина Дмитриевна выбрала другой вариант – со сложным ломаным силуэтом, угловым эркером со шлемовидным куполом с южной стороны дома и высоким щипцом «теремной» формы.
Композиционное и архитектурное решение фасадов было выполнено в стиле «северного модерна» с использованием элементов кирпичного стиля и мотивов древнерусского зодчества. Уличный фасад оформлен полукруглым выступом лестничного ризалита и криволинейных очертаний балконами с декоративными коваными перилами. Простенки между окнами выложены плиткой кабанчик. Круглая угловая башня декорирована аркатурно-колончатым поясом и завершением в виде драпировок.
На северной брандмауэрной стене остались 4 узких полуциркульных окна, которые раньше были заполнены ячеистыми свето-прозрачными стеклоблоками, но впоследствии были заложены.
Хозяевами этого владения семья Ломакиных была вплоть до 1919 года.
После революции здание оставалось жилым. Если в советское время фасады дома не претерпели серьезных изменений, то первоначальная внутренняя планировка здания и интерьеры были полностью утрачены. Сохранились лишь лестничное ограждение с лучевым орнаментом в стиле позднего модерна и литой чугунный фрагмент исторического перекрытия лестничной площадки со свето-прозрачным стеклянным заполнением и надписью: «ТОРГ. Домъ Штедингъ и Ко Москва».
В 1966 г. здание было отселено и реконструировано для размещения иностранного представительства. При реконструкции была переделана крыша, вход перенесен с главного на боковой фасад, заложена часть окон, перекрытия заменены на несгораемые и произведена перепланировка. До 2002 года здесь размещалось посольство Республики Мозамбик. Сегодня владение находится в ведении Главного Управления Представительств дипломатического корпуса.
Первые сведения об этом участке относятся к середине XVIII века. В этот период на территории располагались четыре примерно одинаковых по размерам двора. В пожаре 1812 года все деревянные дома сгорели и через некоторые время отстроены заново. В 1887–1907 годы владение принадлежало Ю.В.Державиной и ее сестре дочери губернского секретаря М.В.Никифоровой.
В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е.Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И.Жерихова.
10 марта 1908 г. Бройдо продал свое владение вместе с вновь построенным домом дворянину П.П.Александрову и вдове сына статского советника В.В.Шестаковой, которым здание принадлежало до 1917 года. Но в истории Москвы строение известно именно как «дом Бройдо».
Дом Бройдо – жилой доходный дом, все этажи которого были заняты квартирами, сдаваемыми внаем состоятельным жильцам. В нем проживали и владельцы дома П.П.Александров и В.В.Шестакова. В полуподвале находились подсобные помещения. После 1917 года квартиры были превращены в коммуналки.
В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М.Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию. Парадный вход в здание оформлен декоративным порталом с каменными масками в угловых частях.
Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу. Происхождение фриза не установлено, несмотря на поиски специалистов.
Считается, что барельеф Л.Н.Толстого стал первым скульптурным изображением классика, созданным и представленным публике при жизни писателя. Некоторые предполагают, что это мог быть фрагмент фриза, выполненного скульптором Л.С.Синаевым-Бернштейном для Музея изящных искусств на Волхонке, от которого заказчик впоследствии отказался. Однако документальных подтверждений данной версии не имеется.
На начало реставрационных работ фасады дома Бройдо находились в неудовлетворительном состоянии, штукатурный слой отслоился, кирпичная кладка местами разрушена. Некоторые части лепного декора были полностью утрачены.
Во время проведения ремонтно-реставрационных работ специалисты укрепили кирпичную кладку, воссоздали уникальный лепной фриз, сохранившиеся элементы архитектурного декора отреставрировали, воссоздали оконные проемы и дверные полотна, заменили фигурные элементы водосточных труб и ограждения кровли, а также отремонтировали стропильную систему.
В 2018 году доходный дом Г.Е.Бройдо стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу «.
Во времена социализма Восточная Европа была домом для многих необычных «бруталистических» структур, особенно Москвы. Коммунистическим властям пришлось как можно скорее индустриализировать и расширить города из-за большого притока сельского населения в столицы.
ч / т: славфорум
До Второй мировой войны большая часть населения всей Восточной Европы была крестьянством, проживавшим в сельских городах, однако после Второй мировой войны родился средний класс, и им пришлось где-то жить.Советские власти начали строить эти массивные здания, и одним из них был цилиндрический жилой дом, построенный в 1972 году советским архитектором Евгением Стамо и инженером Александром Маркеловым.
Это здание расположено в районе Очаково-Матвеевское (ул. Нежинская, 13) и носит прозвище «Бублик» среди местных жителей, потому что оно очень похоже на бублик (Бублик на русском языке). Это массивное здание вмещает 913 квартир, и, как утверждают архитекторы, еще пять подобных зданий должны были быть построены до летних Олимпийских игр 1980 года.
Пять зданий, напоминающих олимпийский знак, были предназначены для строительства, но, поскольку они были слишком массивными, было бы трудно связать их с настоящими олимпийскими кольцами. Советское жилье было ориентировано строго на практичность и доступность, но оказалось, что эти здания были дорогими в обслуживании, поэтому весь проект был заброшен и только два стоят до сих пор.
(посетил 1 раз, 6 визитов сегодня)
,Е.А. Жилой дом Шаблыкиной
Георгий Константинович Олтаржевский родился в Витебске в 1879 году. Окончил Строгановское училище, в 1905-1907 годах работал техником на строительстве трамвайных путей. Он является автором ряда жилых домов в Москве. Его карьера достигла своего пика в 1913 году и прервалась с началом Первой мировой войны. После революции, в 1920-х и 1930-х годах, построил ряд жилых домов в Москве, сотрудничал с И.И. Фоминым в перестройке здания МПС (Садово-Черногрязская, 1).
Архитектор использовал неогреческие мотивы для декора главного фасада шестиэтажного жилого дома на Сивцефф Вражек. Главный вход был расположен в центральной части и украшен четырьмя дорическими колоннами, поддерживающими широкую антаблементу, над которой находится большое полукруглое окно с оставшейся оригинальной, прекрасной графикой, столярной начинкой. Боковые выступающие эркеры обозначены трехчастными окнами. Штукатурка выполнена в греческом стиле.
Михаил Нестеров был выдающимся представителем русского символизма и модерна, ведущим мастером религиозной живописи «Серебряный век», обосновавшимся здесь в 1920 году.
Нестеров был из Уфы и происходил из купеческой семьи, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он был создателем его уникальной лирической манеры письма. Нестеров приобрел популярность как портретист, автор картин на религиозные и исторические темы и религиозных картин, наиболее известными из которых являются росписи собора в Киеве и Марфо-Мариинского монастыря в Москве. После возвращения из Уфы художник поселился в доме у сивцев Вражек.Гражданская война нашла хозяина здесь. Поскольку в этот период он больше не мог заниматься религиозной темой, художник обратился к портретной живописи. Именно тогда он создавал портреты известных людей в области искусства и науки (портреты художников П.Д. и Кориной А.Д. (1930), академика И.П. Павлова (1935), скульпторов И.Д. Шадра (1934) и В.И. Флай (1940).
. Художник не принял революцию и ушел в отставку в своем творчестве. За все это время он провел только одну выставку, закрытую для широкой публики.
Михаил Нестеров скончался в Москве 18 октября 1942 года. Последние двадцать два года своей жизни он провел в доме на Сивцефа Вражека.
,PremiumBeat blogEnterprisePric ing
Войти в систему
Зарегистрироваться
Меню
ФильтрыВсе изображения- Все изображения
- Фотографии
- Векторы
- Иллюстрации
- Редакция
- Кадры
- Музыка
- Поиск по изображению
Жилой дом
Поиск по изображениям
- Сортировать по
Наиболее актуально
Свежий контент
- Тип изображения
Все изображения
Фотографии
Векторы
Иллюстрации
Все направления
Горизонтальные
Вертикальные
- Цвет
В советское время власти Москвы построили много необычных зданий. Одним из них был цилиндрический жилой дом, построенный в 1972 году советским архитектором Евгением Стамо и инженером Александром Маркеловым. Расположенное в Очаково-Матвеевском районе, здание называется «Бублик» среди жителей и соседей из-за его сходства с бубликом (бублик на русском языке). Это жилое здание было рассчитано на 913 квартир.
По словам архитекторов, пять подобных зданий должны были быть построены до летних Олимпийских игр 1980 года. Пять зданий, напоминающих олимпийский знак, были предназначены для строительства. Однако только два из них были завершены.
Причиной этого было то, что советское жилье было ориентировано строго на практичность и доступность. Цилиндрические дома, однако, были дороги в обслуживании. Кроме того, местоположения зданий были слишком далеко друг от друга. Так что было бы очень сложно связать их с олимпийскими кольцами.Таким образом, они стоят, два цилиндрических здания, как ежедневное напоминание о плохом управлении советским режимом.
— через allnews7day.ru
.