Как передвигали дома на тверской: Как передвигали дома на Тверской : proboknet — LiveJournal

Как передвигали дома в Москве

О передвижках архитектурных сооружений известно многое. В том числе, о далекой предыстории, когда в 1455 г. Аристотель Фьораванти перенес колокольню церкви Санта-Мария Маджорне со всеми колоколами более чем на 10 метров. И о предыстории отечественной, когда в 1812 г. в Моршанске местный умелец Дмитрий Петров передвинул деревянную церковь. В 1898 г. инженер И.М.Федорович провел передвижку двухэтажного кирпичного дома на Каланчевке в Москве. В 1899 г. при строительстве костела на М.Грузинской улице инженер Ростен передвинул два небольших дома.


Но все же передвижка домов в дореволюционное время широкого распространения не получила. Эта практика возобновилась позднее, когда в 1934 г. инженер Кирлан передвинул в Макеевке каменное двухэтажное здание почты весом 1300 тонн. Предварительно он проделал опытную передвижку небольшого одноэтажного домика весом 70 тонн. Годом позже на руднике в Кривом Роге передвинули жилое здание весом 1500 тонн на расстояние 240 м.

В Москве в середине 1936 г., была создана контора, куда перешли специалисты и рабочие из Метростроя, уже опробовавшие свои силы в новом деле. В начале своей деятельности она переместила 6 небольших кирпичных зданий, отрабатывая приемы работ, испытывая оснастку, оборудование.

Первый кирпичный дом в стране был передвинут в 1897 году. При расширении путей Николаевской железной дороги инженер министерства Путей сообщения, и работник Н.Ж.Д. Осип Маркович Федорович, по своей инициативе, предложил передвинуть одно из зданий, которое шло на слом. Владельцу этого двух этажного кирпичного дома было предложено оплатить перевозку строения, которое он уже продал ж-д. Владелец на это странное предложение согласился. Этим человеком был, а вернее была потомственная почетная гражданка Москвы, дворянка, подданная Британской короны — Е.И.Мак Гиль (она же Джейн Мак-Гилл), владелица цементного завода на Каланчёвской улице.

Здание решили передвигать, взяв за основу американский опыт и собственные разработки Осипа Марковича, вошедшие в историю техники, как «Метод передвижки Федоровича». Здание было освобождено от меблировки, разобраны печи, затем отрезан фундамент, и с помощью конской тяги все сооружение (13 на 21 метров, весом 1840 тонн) за несколько дней перевезли на 100 метров западнее изначального места на новый фундамент.

Здание связано в трех местах поперек стен железными связями; в окнах и дверях вставлены распорки. Для уменьшения тяжести здания штукатурка отбита; сняты все перегородки, двери, пол также вынуты. Внизу над фундаментом во всех стенах здания пробиты отверстия, в который вставлены рельсы, связанные между собою соединениями и в общем образующие неподвижную раму. Под раму подложены будут катки, и при помощи домкратов и воротов (шкивов) здание будет передвигаться далее по площади, сложенной из рельс, на протяжении 20 сажен.

Серьезным препятствием при переноске является находящийся на пути ров. Ров этот пришлось засыпать, на что потребовалось немало усилий, так как необходимо было привести засыпанную площадь в такое состояние, чтобы она не могла податься под давлением тяжести дома, достигающей 100,000 пудов. Работают по перемещению дома около 100 человек, и ассигновано на этот предмет 4,000 р. Когда дом переправится на свое место,—он будет поднят и поставлен на приготовленный фундамент.

Данная передвижка принесла славу не только Федоровичу, но составила рекламу предприятия Мак Гиль. Заработанные средства Евгения Ивановна тратила на благотворительность.

В январе 1937 г. был передвинут домик лаборатории завода грампластинок в Апрелевке, весом всего в 690 тонн. За ним последовали пять небольших строений, мешавших спрямлению русла Москвы-реки в районе Серебряного Бора. Здесь специалисты конторы осваивали сложные трассы перемещения зданий — изменение направления движения, развороты. Впервые на этих работах применили гидравлические домкраты, с которыми связана курьезная история.

Передвижка происходила зимой, и домкраты залили дешевым денатуратом, у которого температура замерзания довольно низкая. Как известно, на строительстве канала и гидротехнических сооружений работали заключенные, причем не только политические, но и уголовники. В первую же ночь, несмотря на усиленную охрану и строгий режим, денатурат слили со всех домкратов. Пришлось заливать их дорогостоящим глицерином. Первый этап деятельности новой конторы закончился успешно, и ее преобразовали в Трест по передвижке и разборке зданий, управляющим которого назначили И.Т. Иванова.

И первым серьезным испытанием стала передвижка дома № 77 по улице Осипенко (сейчас Садовническая ул.) на углу с Нижне-Краснохолмской. Это было Г-образное в плане здание, «ножка» которого оказалась в середине съезда нового Краснохолмского моста. Было решено разделить этот дом на две части. Короткую оставить на месте, а длинную (88 м) передвинуть и развернуть на 19 градусов. Здание было новым, постройки 1929 г., но конструктивная жесткость его оставляла желать лучшего; кроме того, само здание стояло на заболоченном грунте, в бывшей пойме реки. Тем не менее главный инженер треста Э.М. Гендель решил передвигать дом.

Начальник участка, которому поручили работу, опытный инженер-практик, написал докладную записку в Управление жилищного строительства Моссовета, в которой назвал передвижку в таких условиях авантюрой. Но Гендель стоял на своем, остальные специалисты его поддержали, и начальнику участка пришлось уволиться. Дом двигали без отселения людей; работали все инженерные системы здания: электроснабжение, водопровод, канализация, телефон. Передвижка закончилась успешно. Похожая ситуация сложилась и при строительстве Большого Каменного моста — мешал дом № 5/6 по улице Серафимовича, тот самый, что увековечен в стихотворении А. Барто. Условия, правда, были получше, хотя грунт также ненадежный, но дом был выстроен добротно.

Особенностью здесь была необходимость подъема здания (вес 7500 тонн) на высоту 1,87 м. Передвижка также происходила без отселения жильцов. Следующая передвижка была серьезным испытанием для всего коллектива треста. При реализации Генерального плана реконструкции Москвы оказалось, что многие дома выступают за «красные линии». Часть домов уничтожили, но некоторые уцелели. Жители дома № 24 по улице Горького (бывшее Саввинское подворье), узнав, что их дом подлежит сносу, написали письмо Булганину, занимавшему кресло председателя Президиума Моссовета, с просьбой сохранить дом. Письмо попало к Хрущеву, и он, в силу некоторых обстоятельств, согласился.

Трудность была в том, что все предыдущие дома были в несколько раз легче, чем дом Саввинского подворья, весивший около 23 тысяч тонн. И едва ли не решающим обстоятельством было то, что в Америке к середине 1930-х гг. самым большим перемещенным зданием была 8-этажная телефонная станция в Индианаполисе, весившая «всего» 11 тысяч тонн. Как тут не воспользоваться случаем, чтобы переплюнуть Америку. Никита Сергеевич одобрил инициативу и даже лично осмотрел намеченный к передвижке дом. Он выдвинул лишь одно условие: окончание работы в марте 1938 г. Времени оставалось в обрез. И уже на следующий день началась подготовка, длившаяся более четырех месяцев. В подвале застучали отбойные молотки. По линии среза дома с фундамента были пробиты «дорожки», в которые завели мощные двухтавровые балки, впоследствии сваренные между собой. Таким образом, дом оказался в прочной стальной раме.

Одновременно готовили территорию, по которой намечалось путешествие дома; подвал засыпали щебнем, чтобы установить там рельсы. Когда эти работы были выполнены, под стенами начали пробивать гнезда (отверстия), которые потом превращались в длинные коридоры под домом. Вначале пробили 12 таких коридоров. В них уложили шпалы на твердом бетонном основании, а затем и рельсовые пути. После этого на стальных катках по рельсовым путям были уложены ходовые двухтавровые балки, которые приварили к стальной раме. Дом оказался уже стоящим частью на стальных катках, а частью на фундаменте. Затем прорубили еще 12 коридоров и операцию повторили. После того как пробили третью очередь коридоров, дом сняли с фундамента, и он оказался на 2100 катках.

Невдалеке от дома Иконниковых находится владение №77, где было совершено более сложное передвижение дома. Статья из книги «Дом переехал» 1998 года издания: «…Все в жизни относительно, и даже недвижимость может стать движимой. Дома начали передвигать более 500 лет назад. К настоящему времени в Москве передвинуто почти 70 домов разного веса и формы. Одна из первых передвижек, и самая сложная совершилась летом 1938 года на Садовническом острове. Длинный многоквартирный дом стоял поперек трассы строительства нового Краснохолмского моста. Было принято решение часть дома отпилить и передвинуть, развернув её (часть) параллельно трассе строящегося моста.

Это сложно представить сейчас. Люди живут в доме, а он каждый день едет куда-то, фантастика! 1959 год.

Жилой дом №77, протяженностью 88 метров, на Садовнической улице был построен в 1929 году. В 1937 году, в связи с реконструкцией мостов Москвы, было решено половину дома (длиной 44 метр, и весом 8500 тонн) распилить, и передвинуть под углом 19 градусов на новый фундамент. По 37 железнодорожным путям дом, без выселения жильцов в течении недели передвинули. Из-за зыбкости островных фундаментов вагонетки оставили в подвале, не удаляя их после проделанной операции.

Передвижка закончена. Вы видите здесь дом на новом месте. За 103 часа правое крыло здания было передвинуто на 53 м 19 см, левое – на 33 м 72 см. «Переход» завершен благополучно. Наблюдатели не обнаружили в доме никаких деформаций.

Передвижка Саввинского подворья на Тверской (Горького) улице (бывш. дом 24, ныне во дворе дома 6).

После укладки 36 рельсовых путей, монтажа лебедок и домкратов дом был готов к передвижке. Жильцы, зная, что их дом передвинут, волновались и просили предупредить о начале передвижки, чтобы успеть переселиться к родственникам. Но им указывали заведомо ложные сроки, и, как позднее вспоминал Э. Гендель, руководитель работ, делалось это сознательно. Ночью 4 марта 1939 г. в 2 часа 03 минуты 20-тонная лебедка плавно сняла дом и покатила его на новое место.

С другой стороны

Водопровод, канализация, электричество, телефон, радио и прочие коммуникации были присоединены к зданию с помощью гибких временных связей. Дом действительно передвигался очень плавно, и многие жильцы узнали об этом лишь утром. В одной из квартир шестилетняя девочка Инна Розанова накануне играла в кубики и строила из них башни. Заигравшись, она уснула, оставив башни на столе. Наутро башенки уцелели, не рассыпались. Передвижку закончили в три дня, передвинув дом на 49 м 86 см. Сейчас он стоит во дворе дома № 6 по Тверской. Как правило, при передвижке все коммуникации работали исправно, а вот после подключения их к стационарным сетям начинались перебои. Жильцы перемещенного дома на Садовнической улице сообщали с горечью в 1939 г., что спустя полтора года после передвижки их дом так и не подключили к газовой сети.

Следует отметить, что этому дому вообще не везло. Еще когда строили дом, а возводили его на топком болоте, засыпанном песком, здесь было много неприятностей. Не успели заложить фундамент, как он стал оседать и проваливаться. Забили мощные сваи, навезли еще многие кубометры земли, но и тогда строительство шло с большими приключениями.

(А в 1967 г., в канун ноябрьских праздников(?)*, здесь произошел взрыв. Трагедия случилась поздним вечером, когда москвичи уже спокойно укладывались спать. Со всего города примчались машины «скорой помощи», которые, погрузив раненых, с воем уносились прочь. Их место сразу же занимали другие. Страшный конвейер работал методично и спокойно, без лишней суеты и крика. Дым от огня, который гасили десятки пожарных машин, смешивался с паром от водяного отопления, которое все еще не могли перекрыть, и застилал всю округу. Вовсю работали не только спасатели, медики и пожарные. Целые батальоны саперов, сменяя друг друга, голыми руками разбирали завалы. Чуть позже пришла мощная техника — краны, бульдозеры, самосвалы…

________
— В подвалах дома, между зданием и фундаментами, до сих пор сохранилась мощнейшая металлическая рама, на которой дом переезжал, — говорит Алексей Бардашов, инженер-строитель из Института повышения квалификации госслужащих. — Представляете, сколько металла не пожалели тогда, в 30-е годы, когда он был крайне нужен стране! Раму поставили на катки и по забетонированной площадке перевезли дом на новое место. Жильцов при этом не выселяли.

В основании дома до сих пор замурованы вагонетки, на которых он и ехал на новоселье на 150 метров в сторону.

После переезда в разрыве между двумя расставшимися частями дома построили 6-этажную вставку. И люди продолжали жить здесь вплоть до 60-х годов, пока не произошел взрыв. По одной версии, виноват бытовой газ, по другой — под домом произошел разлом коры. Часть дома разворотило, множество раненых увезли в больницы, а оставшихся жильцов постепенно отселили. Несколько лет дом стоял полуразрушенный, а затем его отдали под конторы и институты. От буквы «Г» осталась только переезжавшая длинная ножка, остальное восстановлению не подлежало. И сейчас торец здания оборван — не плоская стена, а странный многоугольник. Спустя почти 70 лет после переезда аукаются его последствия: передвинув здание, часть его почему-то поставили на сваи, а часть — нет. Из-за этого дом неравномерно оседает, в стенах появляются трещины, и недавно его признали подлежащим сносу [http://www.rg.ru/2004/03/01/pereezdy.html]).
____________

Здание Моссовета. Его не только передвинут вглубь квартала, но еще и надстроят. Сейчас здесь мэрия.

Готовились основательно и ответственно, поскольку это было не рядовое здание. Но не без влияния идеологических структур сумели и здесь установить рекорд. Ведь надо было «утереть нос» Америке. Перед инженерами заранее поставили задачу — передвинуть дом вместе с людьми. Но мало того: в фаворе было так называемое стахановское движение. И скоростные методы внедрялись повсюду, без разбора — была ли это добыча угля или выращивание коров, строительство домов или обучение студентов.

Применили стахановский метод и к передвижкам зданий, причем без учета технических особенностей. Но именно в случае с Моссоветом этот метод был наиболее опасен. Старое здание, построенное М.Ф. Казаковым, было поставлено «покоем», то есть в виде буквы «П», и нагрузка по фронту здания при движении распределялась неравномерно. Кроме того, дом имел большой двухсветный зал, то есть огромное пространство без жестких перегородок; и в случае малейшего перекоса мог сложиться как карточный домик, причем вместе с людьми.

Осторожные американцы использовали для передвижек даже простых зданий ручные механизмы, в крайнем случае лошадей, и двигали здание с небольшой скоростью. Наши инженеры, разумеется, предвидя все возможные последствия, не могли возражать партийному руководству, но все же предприняли некоторые меры, позволяющие хотя бы немного обезопасить себя от случайностей. Основной тяговой силой были две лебедки. На начальном этапе им помогали 25 домкратов. Скорость вращения барабанов лебедок регулировалась, и ее можно было легко уменьшить. Кроме множества телефонных розеток, к которым легко было подключиться (радиотелефонов тогда еще не изобрели), на всем пути следования стояли десятки аварийных кнопок, позволяющих мгновенно остановить передвижку. На работе был задействован весь инженерный состав треста. При огромном стечении народа здание передвинули на 13,65 м за 41 минуту. Рекорд установили. Правда, в стенах и перекрытиях возникли деформации, появились трещины. Позже, при надстройке и реконструкции, пришлось встраивать в здание 24 металлические колонны.

До войны передвинули 22 каменных здания и несколько десятков деревянных. В послевоенное время система ценностей изменилась. Даже исторические памятники объявляли «малоценной постройкой» и пускали под бульдозер или сжигали. Тем не менее и в застойные времена было произведено несколько передвижек, в том числе и уникальных. Среди них передвижка дома № 24 по Люсиновской улице. На самом деле под этим номером было расположено несколько зданий. Это были не такие тяжелые «монстры», как в центре города. Но одно из зданий было построено на более древней, сводчатой палате, практически вросшей в землю. Решили ее также передвинуть. Для этого пришлось отрывать глубокую траншею на всю длину передвижки — 42 метра. Работа длилась несколько месяцев.

Не менее интересной была передвижка и в Камергерском переулке. При реконструкции МХАТа в начале 1980-х гг. старое здание разделили вертикально по линии театрального занавеса. Сценическую коробку отодвинули от зрительного зала и в образовавшемся промежутке поставили новые стены. Таким образом здание театра удлинили в глубь квартала, сохранив основные части. Но расчетное 12-метровое пространство оказалось слишком мало для проведения монтажных работ. Пришлось бы отказаться от строительных механизмов и использовать только ручной труд (а высота стен достигала 33 метров). Поэтому коробку сцены вначале отодвинули на 24,7 м, а затем вернули назад, на 11,9 м. Передвижка при реконструкции МХАТа в 1983 г. была последней. При перестройке и в сменившую ее эпоху демократических реформ стало не до передвижек. И хотя страна разрушалась, Москва строилась. Правда, не всегда понятно, как и зачем. Стоило ли передвигать на 33 метра сытинский особняк на Тверской , чтобы поставить на его месте очередной убогий «фанерный» супермаркет. И это в центре столицы!

Стоял себе на Пушкинской дом, никого не трогал. Но в 79 году его решили подвинуть.

Передвижка дома Сытина. В номере газеты «Труд» от 11.04.79 корреспондент Виктор Толстов в репортаже «Дом отправился в путь» сообщал подробности этого события: «В пять утра, когда рассвет только намечался над городом, были закончены последние приготовления и дана команда включить компрессоры. Стрелки на приборах показали усилие 170 тонн. Мощные блестящие цилиндры четырёх домкратов упёрлись в стальные балки, на которых покоился готовый к передвижке дом, и он медленно покатился по рельсам вдоль главной улицы Москвы. Со скоростью секундной стрелки вращались толстые стальные катки, и почти незаметно глазу махина здания уплывала в сторону площади Маяковского».

33 с небольшим метра здание преодолело за три дня и примкнуло к строящемуся тогда конференц-залу редакции газеты «Известия». На Пушкинской площади у входа в метро сразу стало свободнее. 1979 год.

Кроме домов переезжали и памятники. Вот, в 1950 году едет на новое место Пушкин:

«Им овладело беспокойство,охота к перемене мест.(Весьма мучительное свойство,немногих добровольный крест)» А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

На новом месте

С тех пор — почти 30 лет — дома по Москве не «гуляли».

«Все технологии, которые придумали наши инженеры, сейчас активно используются за границей», — говорит директор информационного агентства «Архитектор» Екатерина Чугунова. Например, немцы не боятся переносить на новое место старинные церкви. На родине же разработки, формировавшиеся десятилетиями, не используются — здание легче снести и построить «такое же», вместо того, чтобы аккуратно его «переселить».

Небольшое видео о том, как двигали дома:

Источник

Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Tags: Москва, строительство

Москва 1930-х годов: как передвигали дома и расширяли Тверскую: kudago — LiveJournal

В 1935 году #Москва должна была кардинально изменить свой облик. Планы были масштабные, а ресурсы почти не ограниченные. Но помешала война. В Москве сохранилась часть улицы, которую успели реконструировать по известному грандиозному плану «Реконструкция Москвы 1935 года». Мы прогуляемся по обновлённому более 80 лет назад отрезку Тверской улицы — от Охотного Ряда до Пушкинской площади.

Фото: liveinternet.ru

Москва в 1920-е годы

Перенесёмся почти на 100 лет назад. Буквально недавно Москва получила назад свой статус столицы, но выглядела она всё ещё провинциально: улицы узкие и кривые, малоэтажная застройка, плохая коммуникация, отсутствие инфраструктуры, но при этом большое население.

Когда к власти пришёл #Сталин, то в срочном порядке решил привести Москву в достойный вид, изменив целиком её облик, — показать всему миру, как должна выглядеть столица социалистического государства.

Началось всё с проекта Дворца Советов. Он послужил началом сталинской застройке Москвы и толчком к позднему строительству сталинских высоток.

Фото: zanostroy.ru

Московский Дворец Советов — один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в мировой истории (так называемая «бумажная архитектура»). Дворец задумывался как самое большое и высокое здание в мире, чтобы соответствовать статусу мирового символа социализма, и, конечно же, новой страны и новой столицы. Проект поражает воображение и в наши дни.

По задумке архитектора Бориса Иофана, только палец Ленина на вершине должен был достигать четырёх метров в длину. Вся постройка должна была простираться на полкилометра в небо.

Строительство началось на месте взорванного храма Христа Спасителя, но незнание современных технологий столь высотного строительства и подступающая война помешали реализовать данный проект.

Чуть позднее, в начале 1930-х, началась разработка известного «Генплана 1935», который должен был изменить столицу. В 1931—1933 годы в системе Московского Совета для разработки Генерального плана Москвы и переделки уже существующих построек были созданы разные архитектурные мастерские. Работа была коллективная, разрабатывали план несколько архитекторов и инженеров.

В этот же план дополнительно вошли отдельные инженерно-технические проекты, строительство метрополитена, канала Москва-Волга, #реконструкция парков города, строительство и реконструкция мостов, новые магистрали и проспекты.

В 1935 году Генеральный план Москвы был готов.

Фото: matveychev-oleg.livejournal.com

Фото: matveychev-oleg.livejournal.com

Все значимые улицы Москвы — #Моховая, #Тверская

, #Ордынка, #Воздвиженка и многие другие — должны были быть реконструированы. Вместо узких улиц они должны были стать крупными магистралями и проспектами, ведущими к главному зданию страны и социалистического мира — Дворцу Советов.

Первой реконструированной улицей по Генплану должна была стать Тверская Фото: pastvu.com

Тверская — одна из старейших улиц Москвы с сохранённым историческим названием. Популярной торговой улицей она стала после того, как столица вернулась в Петербург. Тверская служила активным транспортным узлом, на котором открылись кабаки, гостиницы, доходные дома и магазины. В народе улицу называли «змейкой» из-за того, что она была очень неудобной и кривой.

Цель реконструкции была в том, чтобы увеличить ширину улицы почти в три раза, снести все старые дома, а значимые постройки, которые мешают строительству, — передвинуть. Вдоль красной линии улицы решили расположить многоэтажные дома в стиле сталинский ампир.

В 1937 году началось масштабное строительство. Дома в первой линии не снесли, но за ними начали строительство корпусов А и Б (ныне Тверская, 4-6). Когда корпуса сдали, старые дома снесли, тем самым увеличив проезжую часть. Затем должно было продолжаться #строительство других корпусов, но реализовать планы помешала война.

Фото: zen.yandex.ru

Дома были построены и сданы к 1939 году. Финальный этап состоял в оформлении проезжей и прогулочной зон. В тот же год на экраны вышел известный фильм «Подкидыш» с Фаиной Раневской. Однако это была не простая семейная комедия, а лента, которая должна была рассказать о реконструкции Москвы — девочка потерялась не просто в городе, она потерялась в большой советской Москве Сталина.

Фото: ruskino.ru

Обратите внимание на цвет асфальта — его только что уложили. В домах ещё никто не живёт, а в корпусе А вешают золотые буквы с надписью «Парикмахерская № 1». На заднем плане проезжает

двухэтажный троллейбус. Да, да, в Москве был такой транспорт и просуществовал около 20-ти лет.

Параллельно со строительством корпусов на Тверской активно шла работа по передвижке домов. До сих пор многие не могут поверить в то, что целые здания переносили с одного места на другое. В 1930-е такая работа была регулярной.

«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе…» — в этих строчках Агния Барто описывает перенос одного из домов в октябре 1937 года.

Вокруг здания Саввинского Подворья (ныне Тверская, 6, строение 6) ходит множество легенд. Одна из самых интересных — здание передвигали с жильцами, пока те спали. Легенда хороша, но по фото мы видим, что подступиться к дому почти невозможно из-за сложной инженерной работы по передвижению здания. К тому же, находиться в таком здании небезопасно. Правда в том, что здание передвинули почти на 100 метров за считанные часы и на данный момент Саввинское Подворье — одно из самых тяжёлых зданий в мире, которые было передвинуто.

Фото: africa.zen.yandex.com

Почти напротив располагается самое старое #здание, которое было передвинуто на Тверской, — дом генерала-губернатора (ныне здание мэрии на Тверской). Здание конца XVIII века немного выходило за пределы новой красной линии. Было решено передвигать, но для сохранности столь старого строения понадобилось возвести внутри металлический корсет по периметру. В итоге здание за 40 минут было передвинуто на 13 метров.

Все остальные постройки в стиле сталинский ампир были возведены уже после войны и немного отличались от того проекта, которого придерживались изначально. Ещё один корпус был достроен до 1941 года, и на Тверской улице появился известный
«дом под юбкой»
(ныне Тверская, 17) по проекту архитектора Аркадия Мордвинова.

До 1958 года на ротонде на крыше дома стояла ныне утраченная скульптура в виде стройной женской фигуры в лёгком платье. В руках каменная девушка держала серп и молот. Москвичи прозвали её «балериной», так как некоторые узнавали в ней сходство со знаменитой примой Большого театра тех времён Ольгой Лепешинской. И почти никто не называл её комсомолкой.

Фото: patri0t.livejournal.com

Само здание, на котором стояла скульптура, горожане называли «домом под юбкой». В 1958 году обветшавшую «балерину» с башни убрали, так как она была небезопасна для прохожих. Теперь активисты и горожане просят вернуть её обратно.

На данный момент реализовать проект невозможно, ибо ротонда тоже находится в аварийном состоянии.

Комичная история была связана с памятником Александру Сергеевичу Пушкину.

Ранее он стоял на Тверском бульваре и преклонял голову перед Страстным монастырём, но после строительства дома складывалось впечатление, что Пушкин наклоняет голову, так как находится «под юбкой». В Москве на эту тему ходило множество анекдотов. Позже комсомолку убрали, Пушкина передвинули, и сейчас данная площадь выглядит совсем иначе.

Страстная площадь

Сегодняшняя Пушкинская площадь, в прошлом — Страстная площадь, которая носила своё название по расположенному на ней монастырю, а монастырь, в свою очередь, был назван во имя Страстной иконы Божией Матери.

История монастыря началась в середине XVII века, во времена правления первого Романова — Михаила Фёдоровича. Он потребовал, чтобы икону привезли в Москву, и в честь этого был проведён большой крестный ход из Нижнего Новгорода. Закончили шествие у Тверских Ворот Белого города. Именно в этом месте было решено основать монастырь. Из века в век он активно застраивался и расширялся.

Фото: zen.yandex.
ru

В 1920-е годы советское правительство начало активную борьбу с религией, поэтому #монастырь закрыли и использовали его помещения под различные учреждения — от Военного комиссариата и шиномонтажа до студенческого общежития Коммунистического университета трудящихся Востока. В конце 20-х годов было принято решение снести религиозную постройку.

В 1931 году Страстную площадь, на которой до сих пор располагался недействующий монастырь, переименовали в Пушкинскую (по уже знакомому нам памятнику) и расширили до современного размера. И только в 1937 году в процессе реконструкции улицы Горького (Тверской) Страстной монастырь был снесён.

В 1950-е годы началось строительство самого большого кинотеатра в СССР — кинотеатра «Россия» — на территории бывшего Страстного Монастыря. Несмотря на уничтожение монастыря, Страстную икону Божией Матери удалось сохранить. Теперь она находится в церкви Воскресения Христова в Сокольниках.

Мы прошли по маленькому отрезку реконструкции города, в то время как планы были куда масштабнее. Представьте себе, как бы выглядела Москва, если бы на каждой улице (практически без исключения) сносили церкви и монастыри, передвигали и уничтожали старинные постройки, а вдоль улиц высились только высокоэтажные сталинки. Напоминанием об этом «Генплане 1935» навсегда останется небольшой, но значимый отрезок Тверской улицы.


У нас есть и другие материалы об архитектуре Москвы:

  • Самый старый: прогулка по Тверскому бульвару
  • Большая и Малая Бронные: дома советских артистов
  • Прогулка по району Старое Ваганьково: пятиконечная звезда, испанский дух и много книг

#сталинскийампир #высотки #сталинскиевысотки #советскаяархитектура #советскийсоюз #1930е 

Топ-10 интересных фактов о Тверской улице

Тверская улица в Москве фото Mos.ru Wikimedia 

Тверская улица с 1935 по 1990 год называлась улицей Горького. Это главная радиальная улица Москвы. Улица проходит на северо-запад от центральной Манежной площади в сторону Санкт-Петербурга. Заканчивается на Садовом кольце, дав название Тверскому району.

 Маршрут продолжается по 1-й Тверской-Ямской улице, Ленинградскому проспекту и Ленинградскому шоссе.

В XVII-XVIII веках Тверская улица была центром общественной жизни Москвы. Дворянство считало модным селиться в этом районе. Среди палладианских особняков, относящихся к царствованию Екатерины Великой, — резиденция городского головы Москвы (1778—82, перестроена в 1780-е гг.), Английский клуб (1780-е гг.).

 В 1792 году Тверская площадь была заложена перед резиденцией московского губернатора. В качестве плацдарма для массовых шествий и парадов. В 1947, площадь украсила конная статуя князя Юрия Долгорукого, основателя Москвы.

В конце 19 века улица была реконструирована. Величественные неоклассические особняки уступают место грандиозным коммерческим зданиям в эклектичной смеси исторических стилей. Характерным зданием того времени является эклектичная гостиница «Националь» в Москве (1901–1903). Его интерьер является визитной карточкой русского модерна.

 10 интересных фактов о улице Тверская,

1. Считается самой дорогой торговой улицей

Тверская улица в Москве фото Mos.ru Wikimedia

Тверская улица — самая дорогая торговая улица в Москве и России. Согласно индексу, опубликованному глобальной компанией по недвижимости Colliers International в 2008 году, сейчас это третья самая дорогая улица в мире, основанная на коммерческой арендной плате. Это центр ночной жизни и развлечений города.

2. В Государственную Думу можно попасть

 Символ огромной советской власти, этот бетонный массив был построен на остатках старой церкви и нескольких зданий 17 века, которые были снесены, чтобы освободить место для правительственных учреждений.

3.Тверская улица переименована в честь Максима Горького

 Максим Горький был любимым писателем советского народа и советского правительства. Кажется, улицу переименовали еще при жизни Максима Горького. Это был жест признательности за его поддержку тоталитарного режима Сталина.

 Улица также была расширена и превращена в проспект, однако эта реконструкция также похоронила напоминания об эпохе «царизма» вместе с некоторыми ценными старыми домами.

Сохранены самые ценные с советской точки зрения здания, в том числе Московская ратуша, которую отодвинули подальше от дороги и поставили на новый фундамент. Сейчас это мэрия.

4. Посетите Красную площадь

Красная площадь. Москва, Россия фото Вячеслава Аргенберга Wikimedia 

Знаковая достопримечательность города. Красная площадь лучше всего ценится на Рождество. Когда его преображают огромные ели, калейдоскопические огни, ремесленные рынки, ослепительные украшения и даже каток под открытым небом.

На площади также находится Мавзолей Ленина, который предлагает уникальную возможность увидеть сохранившееся тело первого лидера социалистов России Владимира Ленина.

5. Посетите Елисеевский Фуд Холл 

В двух шагах от станции метро «Тверская» возвышается впечатляющее здание Елисеевского Фуд Холла. Это один из самых известных магазинов Москвы.

Внушающая благоговейный трепет неоклассическая архитектура, высокие колонны и роскошное убранство делают посещение Елисеева одним из самых сюрреалистичных продуктовых магазинов.

В почти музейном здании представлено ошеломляющее множество фруктов, овощей, тортов, пирожных и шоколадных конфет ручной работы. Многие русские деликатесы, такие как борщ, осетрина и икра, можно купить здесь, у Елисеева.

6. На Тверской лучшие рестораны

Благодаря разнообразию ресторанов, не уступающих ни одному ресторану в мире, Тверская стала в Москве синонимом «рай для гурманов». Это невероятно разнообразный выбор вариантов, от бюджетных до высокой кухни.

Это значит, что Тверская удовлетворит потребности и желудки всех. Среди самых известных ресторанов района — культовое кафе «Пушкин», самое известное в Москве.

 Посетители преодолевают километры, чтобы совершить это паломничество в храм высокой русской кухни — кафе «Пушкин». Размещенный в захватывающем дух здании 19-го века и стилизованном под традиционный русский аристократический дом, столовая не может быть намного лучше, чем это.

Роскошные интерьеры «Турандот» также заслуживают упоминания, как и фантастические вегетарианские блюда в кафе «Свежий» и аутентичные блюда в ресторане «Скандинавия».

7. Тверская улица – место для витрин

 Тверская – самая шикарная торговая улица Москвы. Это одна из самых дорогих для жизни улиц в мире. Ассортимент на Тверской, где есть все, от фаворитов высокой улицы до одних из самых эксклюзивных ювелирных магазинов в мире, поражает воображение.

 На улице также находится печально известный книжный магазин «Москва». Колоссальный размер магазина, превосходный выбор книг, запланированные чтения и другие литературные мероприятия делают его самостоятельным туристическим объектом.

Желаете ли вы инвестировать в качественную продукцию или просто поглазеть на дизайнерские изыски — Тверская — это то, что вам нужно.

8. Первоначальное название улицы Царская, 

Тверская улица в Москве фото Мос.ру Wikimedia

В XVII веке она стала главной улицей российской столицы. Также центральное и очень престижное место. Улица привлекала высший класс дворянства.

Тверская XVIII века – улица роскошных дворцов и усадеб, построенных екатерининскими вельможами. 19В очаровательную атмосферу аристократии век добавил твердый дух коммерции: вдоль Тверской раскинулись разнообразные роскошные магазины, кондитерские, бутики, фешенебельные отели и рестораны.

 

9. Елисеевский продуктовый магазин находится на Тверской улице

Этот старинный магазин находится в историческом центре Москвы на Тверской улице. Он привлекает посетителей не только своими деликатесами, но и изысканным интерьером и уникальным убранством. Заходя в этот продуктовый магазин чувствуешь себя гостем на приеме в богатом конце 19дворец го века.

В 1770 году Тверская улица распахнула свои двери для знаменитого Елисеевского гастронома. Даже в годы советской власти он не потерял своей славы и популярности. «Елисеевский» был торжественно открыт церковной службой и священниками, специально приглашенными на эту церемонию.

С тех пор ничего не изменилось. Это по-прежнему продуктовый магазин, принадлежащий торговой сети «Алые паруса». Он до сих пор поражает своих клиентов и посетителей своим удивительным интерьером и обильным убранством. Он по-прежнему предлагает множество российских и зарубежных деликатесов, в том числе черную икру, элитные водки и многое другое.

10.Тверская улица была популярна среди московской элиты 17-18 века

Тверская улица в 1891 году фото Г.Александровой Wikimedia 

Улица известна как ведущее знаковое место. Это также самый символический проспект. Тверская улица — один из самых популярных торговых районов города.

 С 17 и 18 века улица пользуется популярностью в Москве. Поэтому предводители бояр заняли улицу и начали активное строительство на улице. В том числе и роскошные особняки Матвея Гагарина, тогдашнего губернатора Сибири.

«Как гнать стадо слонов»: история домов на колесах в Сан-Франциско | Сан-Франциско

В воскресенье сотни жителей Сан-Франциско выстроились вдоль улиц с телефонами наготове, чтобы взглянуть на уникальную процессию, медленно пробирающуюся по городу. «Дамы и господа, пожалуйста, встаньте на тротуар», — проревел полицейский громкоговоритель. — По улице идет дом.

Двухэтажный зеленый викторианский дом площадью 5170 кв. футов, известный как Дом Англичан, прожил более века в самом сердце Сан-Франциско. Но годами он пустовал и пришел в упадок, зажатый за заправкой и нависший над новыми жилыми домами. Город, страдающий от нехватки жилья, был готов построить на его месте 48-квартирный дом.

Но вместо того, чтобы снести красивое здание, бригады сняли его с фундамента, поставили на колеса и перевезли в новый дом в шести кварталах от него. Триммеры деревьев, городские рабочие и возбужденные наблюдатели присоединились к параду через крутые повороты и узкие проходы с балконами и фонарными столбами, пока дом с шестью спальнями двигался со скоростью не более 1 мили в час.

Дом Англичан был перенесен на новое место примерно в шести кварталах отсюда. Фотография: Ноа Бергер/APКарла Шлеммингер и Коррина Чоу позируют для фото перед домом. Фотография: Бриттани Хози-Смолл/Reuters

Переезд, который стоил владельцу Тиму Брауну примерно 400 000 долларов (280 000 фунтов стерлингов), был непростым делом. По данным Исторического общества Сан-Франциско, это был первый случай переселения викторианца примерно за 50 лет, но уж точно не в первый раз. Сан-Франциско имеет долгую историю переноса зданий, часто столь же драматическим образом.

В 1970-х годах из Западной окраины города было вывезено 12 домов. Дэйв Гласс задокументировал процесс. Фотография: Дэйв Гласс

Еще в 1886 году Сэмюэл Клеменс, более известный под псевдонимом Марк Твен, издевательски описал злополучный шаг для местной газеты Daily Morning Call, как отметил в статье Эндрю Чамингс из SFGate. об истории переезда в конце прошлого года. «Старый дом прошлой ночью сорвался с причала и поплыл по Саттер-стрит в сторону Монтгомери», — писал автор, добавляя, что уже несколько дней «бродячий двухэтажный каркасный дом вяло бродит по Коммершл-стрит».

В те времена тащить приходилось лошадям. Экипажи использовали доски, шпалы и промасленные доски, чтобы медленно тянуть дома по холмам Сан-Франциско. Это кажется сложным, но Дайан С. Донован, которая подробно рассказала о многовековых переездах в своей книге «Переезд в Сан-Франциско», обнаружила, что это довольно распространенная практика. Некоторые дома даже были доставлены в город на корабле, а затем перевезены через весь город.

Самый известный переезд города — и, вероятно, самый большой — произошел в 19 веке.70-х годов, когда 12 викторианских домов были спасены от разрушения во время плана реконструкции Сан-Франциско Western Addition. Двумя десятилетиями ранее агентство реконструкции Сан-Франциско поставило перед собой цель расчистить весь район и построить новое жилье, которое привлекло бы состоятельных жителей. Районы Western Addition, в которых проживают в основном семьи чернокожих и иммигрантов, должны были быть снесены в результате того, что сейчас считается одним из самых вопиющих актов джентрификации. В итоге было закрыто более 800 предприятий и 4729домохозяйства были вынуждены покинуть свои дома. Было снесено около 2500 викторианских домов.

Примерно 2500 викторианских домов были снесены, но 12 удалось спасти. Фотография: Дэйв Гласс. Рабочий подает сигнал водителю грузовика, везущего Дом Англии через Сан-Франциско в воскресенье. Фотография: Ноа Бергер/AP

Но 12 человек пощадили. В связи с растущим общественным гневом по поводу изгнания викторианцев из города агентство реконструкции согласилось продать с аукциона некоторые дома и вывезти их из этого района.

«Это было похоже на перемещение стада гигантских слонов — и примерно с той же скоростью», — сказал бывший сотрудник агентства реконструкции Карло Миддионе в видео об этом опыте, опубликованном местной исторической организацией FoundSF. Работа над проектом заняла почти месяц.

«Люди, которые жили поблизости, открывали окна и видели, как мимо проплывает большой викторианский дом», — сказал Гласс. Фотография: Дэйв Гласс

«Это было грандиозное зрелище, — сказал Дэйв Гласс, фотограф, родители которого эмигрировали из Польши и вырастили его в Западной Аддиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *