Кристи аукционный дом официальный сайт: Asian Art Week | March 2023

Главные аукционные дома мира и связанные с ними скандалы

В 2021 рынок антиквариата и аукционные дома переживают одно из самых существенных изменений за всю свою историю и самое важное в XXI веке. 

Первая трансформация была связана с глобализацией, тесно привязавшей продажи к состоянию мировой экономики. Это ясно обозначилось в 1990-1991 годах, когда резко упала стоимость иены, и с рынка антиквариата ушли японские покупатели, составлявшие его весомую часть. С тех пор на нем задавали тон США, Великобритания и стремительно поднимавшийся Китай. Так продолжалось вплоть до второго, куда более существенного падения арт-рынка, случившегося в 2008-2009, во время мирового экономического кризиса. В 2010 цены вновь пошли вверх, но это почти не коснулось среднего ценового сегмента.

Но самый страшный удар по арт-рынку нанес ковид. Многие арт-галереи ушли в онлайн. Это попытались сделать и аукционные дома, но их прибыль продолжала падать. Впрочем, это лишь подтвердило наметившуюся в последнее время тенденцию: уже в 2019 году аукционные продажи произведений антиквариата принесли 17,9 млрд.

Это было на 7% меньше, чем в 2018. В то же время мировой рынок подержанных предметов роскоши в 2019 оценивался в 23 миллиарда и рос на 8% в год.

Пандемия лишь подстегнула неизбежные перемены: ведущие мировые аукционные дома, наряду с торговлей произведениями искусства и антиквариатом, занялись онлайн-продажей подержанных предметов роскоши, дизайнерских часов, драгоценностей и сумок. В 2020 это принесло Sotheby’s 425 млн. Рост оказался значительным: в 2019 прибыль компании в этом сегменте равнялась 60 млн.

Во время пандемии частично перепрофилировавшиеся на торговлю подержанными предметами роскоши аукционные дома существенно расширили свою аудиторию, но соразмерного роста доходности не произошло. Антикварный рынок замер – но его главные игроки, крупнейшие, часто имеющие многовековую историю аукционные дома, пока остаются прежними. Они ждут победы над ковидом.

Или, по крайней мере, адаптации к новой реальности.

«Священные чудовища» арт-рынка, 5 главных аукционных домов

Кристис, аукционный дом N 1

Кристис (Christie’s) не самый старый, но самый важный арт-аукцион: его основатель первым захватил художественный рынок. Джеймс Кристи-старший был сыном аристократа и военным моряком, в отставку он вышел в невысоком чине мичмана. Еще он был близким другом великого художника Томаса Гейнсборо, а от современников получил прозвище «короля эпитетов» и «сладкоречивого лжеца». Свою первую продажу Джеймс Кристи провел в 1766, в Лондоне, и вскоре стал монополистом: через него распродавали свои коллекции и аристократы со звонкими фамилиями, и даже члены королевской семьи. Среди прочего он посредничал в продаже коллекции бывшего британского премьер-министра Роберта Уолпола, положившей начало собранию Эрмитажа. Основанный Кристи аукционный дом остается номером 1 в арт-мире.

Cкандал в благородном семействе, — как Кристис торговал краденым

В середине нулевых годов аукционный дом Кристис выступил посредником в продаже миллионеру Сэму Грину 3600-летней таблички с клинописным текстом, известной как «Таблица снов Гильгамеша». Она, как и другие собранные методистом-евангелистом Грином артефакты, предназначалась для будущего музея Библии. В сентябре 2019 «Таблицу снов Гильгамеша» и все остальные вещи из собрания Грина конфисковало министерство юстиции США. Они оказались крадеными и незаконно вывезенными из Ирака и Египта. Неизвестный торговец контрабандой переправил их в США и сфабриковал их происхождение, сфальсифицировав записи аукционов. Компания Грина, которую вынудили выплатить штраф в размере 3 млн долларов, вчинила Кристис судебный иск

Сотбис — старейший аукционный дом, так и оставшийся вторым

Аукцион Сотбис (Sotheby’s) появился на свет первым, но до сих пор остается вторым: поначалу он назывался иначе. Первые сто лет фирма специализировалась на редких книгах. Основатель Сотбис, книготорговец Сэмюэль Бейкер, провел свой первый аукцион в Лондоне в 1744 году. Позже появился и книжный каталог с фиксированными ценами. А в 1754 возник постоянный аукционный зал: через фирму Бейкера были проданы библиотеки Талейрана и Наполеона.

Фирма стала именоваться Сотбис в 1788, когда ее возглавил племянник Бейкера, Сотби. Он стал заниматься и нумизматикой, а также гравюрами. Кристис и Сотбис разделили рынок антиквариата: по негласному соглашению живопись и мебель отходили к Кристис, а Кристис посылала книги к Сотбис. Конкуренция между аукционными домами возникла в 1917, когда Сотбис впервые начал торговать картинами. В 2000 году Сотбис впервые в мире провел торги в Интернете.

Сотбис, «Вечер в Каире» Айвазовского и российское МВД

В 2015 на «Русской неделе» Сотбис произошел скандал. По требованию МВД России с торгов сняли картину Айвазовского «Вечер в Каире», в 1997 украденную из московской квартиры бывшего сталинского министра транспортного машиностроения Носенко. В 2013 она уже выставлялась и была снята по требованию наследника. Через 2 года аукцион с ним договорился, прибыль должны были разделить между наследником и продавцом. Но в 2015 снять картину с продажи потребовало российское МВД.

Бонхамс — как антикварный букинист стал арт-супермаркетом

Бонхамс (Bonhams) третий крупнейший аукционный дом.

Он несколько моложе Сотбис и Кристис: торговец гравюрами Томас Додд и книжный антиквар Вальтер Бонхам создали его в 1793 году, в Лондоне. Поначалу камерное торговое предприятие преуспело ко второй половине XIX века, и было расширено в середине ХХ. В 2000 году Bonhams был куплен аукционным домом Brooks и стал называться Bonhams & Brooks. В 2001 компания объединилась с аукционным домом Phillips Son & Neale . Специальностью Brooks была продажа винтажных автомашин, и Бонхамс стал чем-то вроде арт-супермаркета – чем он только не торгует! Картинами, редкими машинами, драгоценными музыкальными инструментами, винами – и еще 65 позициями.

Скандал в музейном сообществе, — как Бонхамс дареными артефактами торговал

В 2014 Бонхамс выставил на торги лот из пяти древнеегипетских алебастровых фигурок, семи серебряных раковин-каури, четырнадцати инкрустированных серебряных подвесок, десяти серебряных и каменных фрагментов ювелирных украшений и уникальной серебряной подвески-пчелы.

Разразившийся после этого скандал был связан с тем, что шедевры древнеегипетского искусства распродавал Сент-Луисский филиал Американского института археологии. Свой устав он при этом формально не нарушал, но пойманные на таких поступках музеи, как правило, лишались поддержки государства, грантов, и становились «нерукопожатными» в профессиональном мире. Музей Нортгемптона, продавший древнеегипетскую статую из своего собрания за без малого 27 млн долларов, все это и получил, а в придачу был исключен из Британского совета искусств. Пикантность ситуации придавало и то, что все эти вещи были даром переданы музею британской археологической экспедицией.

В то время шла большая дискуссия о том, допустимо ли для одного из ведущих аукционных домов мира принимать на торги такие вещи. Аукцион состоялся, но после него у Сент-Луисского музея начались очень большие проблемы со спонсорской поддержкой.

Голубокровный Доротеум

Перед нами Доротеум (Dorotheum), старейший аукционный дом мира, крупнейший в немецкоязычных странах и, безусловно, самый голубокровный. В 1707 году, в Вене, его основал император Иосиф I. Тогда он назывался «Венский ломбард для выдачи ссуд под заклад вещей». Прошло без малого 100 лет, и ломбард переехал в бывший монастырь святой Доротеи. А в начале ХХ века на месте бывшего монастыря для ставшего одной из достопримечательностей Вены аукциона было построено роскошное здание, настоящий дворец.

Семейство Романовых, царский автомобиль и свастика

В 2011 «Доротеум» оказался в центре на первый взгляд совершенно невероятной и достаточно скандальной истории. На аукцион выставили фотографии семьи Николая II. На первом плане одного из снимков был царский автомобиль, а на его капоте красовалась эмблема: заключенная в круг крупная свастика. Шум был связан с тем, что изображение свастики в Австрии запрещено.

На самом же деле удивительного здесь не так много. В индийской культуре свастика трактуется как солярный символ, знак света и щедрости – в начале ХХ века она была популярна у эзотериков. К царской семье был близок  врач тибетской медицины Петр Бадмаев, а свастика значима и в традиционной тибетской культуре. Императрица Александра Федоровна была женщиной впечатлительной и склонной к мистике: и она, и царь могли приказать украсить автомобиль приносящим удачу талисманом. По некоторым свидетельствам, свастика была выцарапана и на оконной раме Дома Ипатьева, последнего, предсмертного прибежища царской семьи.

А о том, что здесь не было чего-то из ряда вон выходящего, говорит украшенная свастикой денежная купюра Временного правительства.

Друо, краса и гордость французских аукционных домов

Аукционный дом Друо (Drouot) впервые заявил о себе в 1852 году, когда в старинном отеле Pinon de Quincy, переоборудованном в аукционные залы, ушло с молотка имущество бывшего короля Франции Луи-Филиппа. Две статуэтки купил Император Наполеон III, который тоже не сохранил престол – он сам побывал на аукционе. Через Друо было продано наследие Делакруа, Энгра, вещи братьев Гонкур и Сары Бернар и картины всех импрессионистов. Это самый почтенный и крупный французский аукционный дом. Перед пандемией он проводил до 2000 аукционов в год.

Как комиссионеры Друо у своих клиентов произведения искусства воровали

В 2010 были были предъявлены уголовные обвинения Союзу комиссионеров Друо, объединявшему 110 служащих. Они обеспечивали перевозку произведений искусства, их хранение и торги. Обвинили их в создании преступной группировки, хищениях, укрывательстве и продаже краденого. Комиссионеры воровали во время предаукционных описей и перевозок. Дошло до того, что один из них продавал антиквару украденную картину Курбе в кафе, расположенном прямо напротив аукционного дома. Во время обысков были найдены картины Шагала, Пикассо, Кокто и много украденных драгоценностей.

Алексей Филиппов

Фото: Википедия

 

Знаменитый британский аукционный дом Christie’s отметил юбилей

Сегодня исполняется 250 лет с тех пор, как на первом аукционе Christie’s были проданы два ночных горшка и две наволочки: 5 декабря 1766 года лондонский торговец Джеймс Кристи провел торги в здании на улице Пэлл-Мэлл.

Джеймс Кристи быстро стал ведущим аукционистом Лондона: в 1778 году он сосредоточился на торговле искусством — в 1779-м с молотка ушла часть коллекции картин, принадлежавшей сэру Роберту Уолполу, фактически первому премьер-министру Великобритании (он скончался в 1745 году, продать работы пожелал его внук). Живописные портреты и натюрморты были проданы российской императрице Екатерине Великой за £40 550 — большая часть из 206 полотен и сейчас хранится в Эрмитаже.

В 1823 году штаб-квартира разросшегося аукционного дома, которым теперь владел новый Джеймс Кристи — сын основателя Christie’s, переехала на свое нынешнее место — на Кинг-стрит, 8, в район Сейнт-Джеймс. Головной офис аукционного дома и сейчас находится по этому адресу.

Переезжал он только однажды — когда в 1941-м в него попала бомба во время немецких бомбардировок.

Christie’s вернулся домой через несколько лет после окончания войны, в 1953-м.

close

100%

В 1892 году с аукциона впервые ушла работа импрессиониста: в те времена, когда произведения последователей течения считались уродливыми и вульгарными, картина Эдгара Дега «Абсент» ушла с молотка за £189 — сейчас она находится в парижском музее Орсе.

Сегодня работы художников эпохи модернизма — импрессионистов и постимпрессионистов, кубистов, экспрессионистов и других живописцев, опрокинувших академические представления о живописи, — приносят аукционному дому больший доход, чем работы старых мастеров.

В 1978 году картина Диего Веласкеса «Портрет Хуана де Пареха» ушла за £2,3 млн — это была первая в истории аукционного дома работа, проданная больше чем за миллион (сейчас она хранится в нью-йоркском музее «Метрополитен»).

Для сравнения: в 1987 году «Подсолнухи» Винсента Ван Гога были проданы за £24,75 млн, а уже в 1990-м картина Ван Гога «Портрет доктора Гаше» ушла в Нью-Йорке за £49,1 млн. Самые дорогостоящие лоты вошли в историю аукциона в 2015 году — это были «Женщины Алжира» Пабло Пикассо ($179,4 млн) и «Лежащая обнаженная» Амедео Модильяни ($170,4 млн).

close

100%

Предметы искусства, разумеется, не единственное, чем занимается аукционный дом. Большую часть дохода приносят ювелирные изделия.

В марте 1927 года Christie’s провели аукцион, неоднозначно воспринятый публикой: с молотка уходили драгоценности, принадлежавшие членам русской царской фамилии и национализированные советским правительством. Каталог аукциона включал 124 лота — ювелирные изделия, предназначавшиеся для продажи, были созданы в основном в XVIII веке, во время правления императриц Елизаветы и Екатерины Великой, русскими и французскими мастерами.

Вместе с брошами с бриллиантами и изумрудами были проданы царский брачный венец и бриллиантовая тиара, принадлежавшая когда-то императрице Марии Федоровне, супруге императора Павла I.

close

100%

Аукционы Christie’s, на которых продавались коллекции ювелирных изделий, принадлежавшие членам аристократических фамилий и знаменитостям, часто привлекали внимание публики. В 2011 году прошел самый, пожалуй, громкий аукцион: на продажу была выставлена коллекция драгоценностей Элизабет Тейлор. За ювелирные украшения кинозвезды было выручено $137,2 млн — среди лотов были знаменитая жемчужина La Peregrina, найденная в XVI веке ($11,8 млн), бриллиант «Тадж-Махал» ($8,8 млн), изумрудная парюра из шести предметов ($24,8 млн).

Помимо произведений искусства и ювелирных изделий Christie’s продают автомобили, антикварную мебель, фарфор и хрусталь, часы, сумки, редкие вина, предметы интерьера, мебель и многое другое.

Например, одежду, но не простую, а такую, как гардероб Коко Шанель — в 1978 году за него заплатили почти $138 млн.

Не все вещи, продаваемые на аукционе, рассчитаны на баснословно богатых людей. Представители среднего класса тоже могут позволить себе оставить след в 250-летней истории дома. Например, в 2013 году на торги были выставлены винтажные аксессуары: украшения Chanel, Yves Saint Laurent и Kenneth Jay Lane, а также легендарные сумки Hermes Birkin и Chanel стоимостью до $2 тыс.

Торговые залы и офисы Christie’s | Кристис

Магазины Christie’s

Christie’s — глобальный арт-бизнес. Работая в 46 странах, имея 10 торговых залов по всему миру и передовую онлайн-платформу для торгов, с Christie’s легко покупать и продавать, где бы вы ни находились.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ : Последние обновления и события, касающиеся Коронавируса (COVID-19). Узнать больше >>

Торговые залы

  • Амстердам
  • Дубай
  • Женева
  • Гонконг
  • Лондон
  • Милан
  • Нью-Йорк
  • Париж
  • Шанхай

Офисы и представители

  • Африка и Ближний Восток Азиатско-Тихоокеанский регион Центральная и Южная Америка Европа Северная Америка Соединенное Королевство и Ирландия

Региональные галереи и мероприятия

Аспен

Лос-Анджелес

Палм-Бич

Сан-Франциско

Саутгемптон

Германия

Корпоративные лица

Christie’s осуществляет свою деятельность через группу компаний. Щелкните здесь для получения дополнительной информации о наших основных торговых компаниях.

Кристис | История, продажа произведений искусства и факты

Лихтенштейн, Рой: Ооо… Хорошо…

Просмотреть все медиа

Дата:
1766 — настоящее время
Головной офис:
Лондон
Связанные люди:
Франсуа Пино

Просмотреть весь связанный контент →

Christie’s , полностью Christie’s International PLC , британская аукционная фирма, особенно известная продажей произведений искусства. Он был основан Джеймсом Кристи в Лондоне в 1766 году и стал одним из ведущих аукционных домов мира.

Кристи подружился с такими художниками и ремесленниками, как Томас Гейнсборо, сэр Джошуа Рейнольдс и Томас Чиппендейл, а его помещения стали местом сбора коллекционеров, дилеров и модного общества. Его знание ценного искусства отражалось в типах сделок, которые он проводил: когда в 1778 году Кристи был выбран для продажи коллекции сэра Роберта Уолпола, он нашел покупателя в лице Екатерины Великой, русской императрицы.

Джеймс Кристи Младший взял на себя управление аукционным домом после смерти своего отца в 1803 году, став экспертом по древнегреческим и итальянским вазам и скульптуре. В 1823 году фирма переехала на Кингс-стрит, 8, площадь Сент-Джеймс (освобождалась только с 1941 по 1953 год из-за военных повреждений), где ее штаб-квартира оставалась до 21 века. После смерти младшего Кристи двое его сыновей, Джеймс Стерлинг и Джордж Генри, взяли в партнеры Уильяма Мэнсона, а позже и брата, Эдварда Мэнсона. Когда Томас Дж. Вудс присоединился к нам в 1859 г., фирма получила название Christie, Manson & Woods и в 1940 году была реорганизована в частную компанию с ограниченной ответственностью. Отчасти для того, чтобы ответить на конкуренцию со стороны конкурирующего аукционного дома Sotheby’s, фирма начала расширяться за пределы Соединенного Королевства, открывая офисы или торговые залы в Риме (1958 г. ), Женеве (1968 г.) и Токио (1969 г.). Christie’s стала публичной компанией в 1973 году и была куплена французским инвестором Франсуа Пино в 1998 году. Первый парижский аукцион фирмы состоялся в 2001 году, вскоре после того, как французское правительство сняло свой традиционный контроль над аукционами во Франции.

Christie’s имеет традицию проведения многих исторических распродаж. Основные события включают продажу с аукциона содержимого студии сэра Джошуа Рейнольдса (1794 г.), продажу драгоценностей мадам дю Барри (1795 г.), управление 40-дневной продажей 2-го герцога Бекингемского и коллекции Стоу-Хаус Чандоса (1848 г.), обработку 17-дневной продажи. Продажа картин во дворце Гамильтона (1882 г.), продажа картин из коллекции сэра Джорджа Драммонда (1919 г.) и проведение продажи коллекции картин импрессионистов Форда (1980 г.). В 2017 году фирма установила рекорд, продав Спаситель мира , картина, приписываемая Леонардо да Винчи, была куплена за 450,3 миллиона долларов, что на тот момент было самой высокой ценой, когда-либо уплаченной за произведение искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *