Мельникова дом: Правила посещения Дома

Музей Мельниковых

Купить билет

Ru

En It Fr Es De Zn

 

Музей Мельниковых

В связи с началом реставрационных работ Дом Мельникова закрывается для посещения с 1 октября.
Двор Дома Мельникова (Кривоарбатский пер., 10) доступен для свободного посещения ежедневно в светлое время суток.

Перейти к

ПосетителямНовостиСобытияО музееРеставрацияМузейный киоск

Посетителям

В настоящее время Дом Мельникова закрыт для посещения.
Двор Дома Мельникова (Кривоарбатский пер., 10) доступен для свободного посещения ежедневно в светлое время суток.
На территории установлены макет, инсталляции, рассказывающие об истории и конструкции Дома, жизни и творчестве К. С. Мельникова, а также расположены зоны отдыха для посетителей.


Правила посещения Дома

Правила посещения двора Дома Мельникова

Правила фото- и видеосъемки на территории музея

Новости

Здесь можно ознакомиться с последними новостями о Доме Мельникова, творчестве Константина и Виктора Мельниковых и жизни музея.

29.09.22

Дом Мельникова закрывается для посещения с 1 октября

29.09.22

Опубликованы результаты детального обследования Дома Мельникова

04.03.21

Реставрация Дома Мельникова начнется в этом году

События

Будем рады видеть вас на мероприятиях музея!

Экскурсии13.11.22

Автобусная экскурсия «Москва Мельникова»

О музее

Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых занимается хранением и исследованием творчества архитектора-авангардиста Константина Мельникова и его сына — Виктора Мельникова, художника.

Константин Степанович Мельников

Виктор Константинович Мельников

Реставрация

В данный момент в Доме Мельникова ведется подготовка к реставрационным работам, которые нацелены на сохранение памятника архитектуры авангарда. В этом разделе можно узнать подробности о готовящейся реставрации и просмотреть материалы о ремонтах и реставрациях, проводившихся в Доме с 1930-х годов.

Ремонты и реставрация: 1930-1990-е гг.

Предреставрационные исследования 2017 — 2019 гг.

Реставрация сегодня

Музейный киоск

В нашем киоске вы можете найти литературу и сувениры, посвященные творчеству Константина Мельникова и архитектуре советского и европейского авангарда, а также взять напрокат аудиогид с экскурсией «В саду Дома Мельникова»

Музейный киоск временно закрыт в связи с проведением реставрационных работ.

Контакты

Обратная связь

Следите за нами:

Дом Мельникова. Что внутри? | «Радостные открытия»

Необыкновенный дом Мельникова в Кривоарбатском переулке был известен мне давно, но о том, как побывать в этом доме, я задумалась совсем недавно.

На сайте Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева узнала о том, как купить билет на экскурсию, дождалась момента продажи (это буквально момент, билеты разлетаются быстро!) и вот, 12 июля я —  у заветной двери!

Первое, что удивляет вошедшего в дом, — это несоответствие авангардной наружности и планировки здания внутреннему убранству первого этажа.

 

 

Лампа с зелёным абажуром, резные деревянные стулья с инкрустацией, иконы в красном углу. Почему они здесь?! Оказывается, хозяйка дома, Анна Гавриловна, была весьма консервативна. Купеческая дочь создавала в доме уют на свой вкус. И вот мы наблюдаем удивительный сплав новаторства в архитектуре и традиционализма в быту.

 

 

Напомню, что каркас  дома представляет собой сетку с шестиугольными ячейками — такой каркас образован особенной кирпичной кладкой. Проёмы, оставшиеся открытыми, превратились в окна. В кухне мы можем видеть проём, ставший шкафчиком. Константин Степанович предполагал, что кухня и столовая будут сообщаться друг с другом, чтобы можно было передавать готовые блюда на обеденный стол. Однако Анна Гавриловна пожелала разделить эти пространства, и между помещениями появилась стена.

Ванная была гордостью семьи. Дом буквально строился  вокруг ванной (она была слишком велика, чтобы внести её через двери). История происхождения ванной окутана тайной. Константин Степанович говорил, что привёз её из Парижа, однако современные историки в этом сомневаются…

 

 

Рамы окон — с диагональными перекладинами. Константину Мельникову нравились диагонали. Примечательны рабочие комнаты детей, Людмилы и Виктора. На потолке в комнате сына — синий ромб, у дочери — жёлтый. В целом пространство первого этажа кажется совсем не соответствующим конструкции здания. Объемы двух цилиндров вовсе не угадываются среди выстроившихся друг за другом комнат, выходящих в прямой коридор.

 

 

Второй этаж в большей степени соответствует ожиданиям от дома. Заметны полукруглые стены, читается конструкция цилиндров, помещения просторны и наполнены светом. Однако и здесь не без сюрпризов. Гостиная — в духе модерн. Мебель, ковер — стиль модерн. Огромное окно, благодаря которому дерево с ажурной листвой становится частью интерьера, цветовая гамма — напоминают особняк Рябушинского!

 

 

Плавные линии белого портала, образованного «обнявшимися» цилиндрами, тоже напомнили мне об особняке, созданном Фёдором Шехтелем.

 

 

Спальня. Предполагалось, что по образцу этого экспериментального дома будут позже построены другие дома — коммуны (советский идеал 1920-х годов). Мельников создал спальню дома — коммуны, где кровати родителей и детей отделены лишь перегородками, вмонтированы в пол, и нет никакой мебели, кроме кроватей. Простоту и суровость этой идеи компенсировал золотой свет, наполнявший всё пространство душевностью и возвышенностью: стены, пол, потолок, кровати были покрыты штукатуркой и покрашены золотистой краской, через многочисленные шестиугольные окна в комнату проникают солнечные лучи.

 

 

Однако жизнь (точнее, Анна Гавриловна) внесла коррективы. В 1950-е годы спальня превратилась в личную комнату Анны Гавриловны, и в ней появилась мебель, которая была хозяйке по душе. На картине изображена комната, какой она была изначально.

 

 

На третьем этаже дома — мастерская архитектора. Она прекрасна. Идеальное пространство для творчества.

 

 

Из мастерской можно выйти на террасу на крыше. Очень понравилась мне лесенка прямо в небо.

 

 

С конца 1930-х годов Константин Мельников потерял расположение властей и не мог больше реализовывать масштабные архитектурные проекты. Он безуспешно участвовал в конкурсах. Занимался преподаванием. Признание вернулось к нему лишь в 1965 году, когда он получил учёную степень доктора архитектуры. В 1972 году — почётное звание заслуженного архитектора РСФСР. Говорят, что выдержать эту многолетнюю изоляцию ему помогла уверенность в собственной гениальности:

«Я не собираюсь открывать законы, я не верю в их существование. Гений… преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы. Меня не заботит, если я не точен к термину «новое», новое — то, что должно жить в веках; я легко беру задачу преподнести современности новое такое, которое для Архитектуры будет открытием».

Удивительный и, кажется, очень непростой человек. А уж Анна Гавриловна — полная загадка…

Не могу не поделиться напоследок стихотворением Андрея Андреевича Вознесенского «Старый особняк».

Душа стремится к консерватизму —
вернемся к Мельникову Константину,
двое любовников кривоарбатских
двойною башенкой слились в объятьях.
Плащом покрытые ромбовидным,
не реагируя на брань обидную,
застыньте, лунные, останьтесь, двое,
особняком от людского воя.
Как он любил вас, Анна Гавриловна!
И только летчики замечали,
что стены круглые говорили,
сливаясь кольцами обручальными.
Не архитекторы прием скопируют,
а эта парочка современников —
пришли по пушкинской тропе ампирной
и обнимаются `a lа Мельников.

Портрет Анны Гавриловны. 1912 год.

Дом Мельникова | Architectuul

Частный дом архитектора и художника Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке в Москве – лучший из сохранившихся образцов творчества Мельникова. Он был завершен в 1927-1929 годах и состоит из двух пересекающихся цилиндрических башен, украшенных узором из шестиугольных окон.

Его поток заказов в 1926-1927 годах обеспечил достаточно денег, чтобы профинансировать трехэтажный дом его мечты. В это время многие зажиточные русские были заманены в строительство собственных городских домов; Мельников был одним из немногих, кому удалось сохранить свою собственность после падения нэпа. Его просьба о земле (790 квадратных метров) имели мало шансов пройти участковую комиссию; к его удивлению, комиссар от рабочего класса поддержал его, заявив, что «мы можем строить общественные здания в любое время и в любом месте, но мы можем никогда не увидеть этот необычный дом достроенным, если отвергнем Мельникова». Город одобрил проект Мельникова как экспериментальный, единственный в своем роде проект.

Концепция и структура

Мельников предпочитал работать дома, и всегда хотел просторную резиденцию, в которой могла бы разместиться его семья, архитектурные и живописные мастерские. Как говорит русская поговорка, он спроектировал дом, начиная «из печи»; существующая белая печь в его гостиной восходит к его 1920 рисунков. План этажа превратился из простого квадрата в круг и форму яйца без особого внимания к внешней отделке. Мельников разработал концепцию пересекающихся цилиндров в 1925-1926 годах для своего проекта Зуевского рабочего клуба (он проиграл конкурс Илье Голосову). План этажа с двумя цилиндрами был утвержден городскими властями в июне 1927 года и пересматривался во время строительства.

Башни сверху вниз представляют собой сотовую решетку из кирпичной кладки. 60 из более чем 200 ячеек были застеклены окнами (трех различных конструкций рам), остальные заполнены глиной и ломом. Этот неортодоксальный дизайн был прямым следствием нормирования материалов государством — Мельников ограничивался кирпичом и деревом, да и то в дефиците. Деревянные перекрытия не имеют ни опорных колонн, ни горизонтальных балок. Они были образованы прямоугольной сеткой из плоских досок в виде ортотропного настила. Самая большая комната, мастерская площадью 50 квадратных метров на третьем этаже, освещена 38 шестиугольными окнами; Столь же большая гостиная имеет единственное широкое окно над главным входом.

В 1929 году Мельников предложил ту же систему пересекающихся цилиндров и дешевую сотовую структуру для многоквартирных домов, которая не была реализована.

Собственный дом Константина Мельникова — признанный шедевр архитектуры — представляет собой решетчатую сотовую оболочку из кирпича с шестигранными ячейками. Подобные решетчатые оболочки из металла были запатентованы и построены Владимиром Шуховым в 1896 году. Мельников построил свой дом в 1927-1929 годах, и к тому времени в России было построено уже около 200 шуховских стальных решетчатых оболочек в качестве перекрытий зданий, гиперболоидные водонапорные и другие башни, в том числе знаменитая 160-метровая радиомачта в Москве (1922). Поскольку Мельников и Шухов были хорошо знакомы друг с другом и делали совместные проекты (Бахметьевский автобусный гараж, Гараж на Ново-Рязанской улице), неудивительно, что дом Мельникова в Кривоарбатском переулке был построен в виде своеобразной решетчатой ​​оболочки. Перекрытия собственного дома Мельникова представляют собой сотовые решетчатые оболочки из деревянных досок, уложенных на ребро.

Находящийся под угрозой исчезновения

Известный и высоко оцененный Дом Мельникова в настоящее время находится в непосредственной опасности.

Константин Мельников | Биография, Архитектор, Здания, Дом, Павильон, Книга и Факты

Константин Мельников: Интурист Гараж

Смотреть все медиа

Дата рождения:
3 августа 1890 г. Москва Россия
Умер:
28 ноября 1974 г. (84 года) Москва Россия
Механизм/стиль:
Конструктивизм

Просмотреть все связанные материалы →

Мельников Константин , полностью Мельников Константин Степанович , (род. 22 июля [3 августа по новому стилю] 1890 г., Москва, Российская империя — умер 28 ноября 1974 г., Москва, Россия, СССР. ), русский архитектор, который обычно ассоциируется с конструктивизмом (художественное движение, которое сочетает в себе признание технологий и машин с использованием современных промышленных материалов), хотя его уникальное видение основывалось на классических формах и включало в себя лучшее из нескольких современных движений. .

Мельников родился в крестьянской семье и в 13 лет начал работать рассыльным в машиностроительной фирме. Признанный работодателем за свой талант, Мельников поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 15 лет, сначала работая на художественном отделении (1905–11), а затем на архитектурном отделении (1912–17). Его дипломный проект, план ремесленного училища, был выполнен в классическом стиле, что обеспечило ему место в мастерской архитектора-неоклассика Ивана Жолтовского.

В начале 1920-х годов Мельников начал поиски нового языка архитектуры, соответствующего философии эпохи Революции. В 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственно-кустарной выставке в Москве Мельников построил выразительный и динамичный павильон «Махорка», ставший главной достопримечательностью выставки. Результатом этой работы стало множество заказов, одним из главных из которых был саркофаг Владимира Ленина в Мавзолее Ленина. Мельникова конструкция представляла собой стеклянную хрустальную пирамиду (1924).

В 1924 году Мельников выиграл конкурс на проектирование Советского павильона на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже. Его павильон, построенный из дерева и стекла, был назван французской прессой одним из самых новаторских архитектурных произведений 20 века.

В середине 1920-х советское правительство было занято созданием коммунистического, якобы современного, урбанизированного образа жизни. В этот период правительство предприняло строительство ряда рабочих клубов. Мельников принимал активное участие в этом строительстве, особенно в рабочих клубах заводов Русакова, Фрунзе, Каучука, а также Дулевского фарфорового завода в Москве (1927–30).

Одной из самых оригинальных и авангардных работ Мельникова был его собственный дом в Москве (1930 г.), который состоял из двух взаимосвязанных трехэтажных цилиндров. Шестьдесят два шестиугольных окна с выступами были вырезаны в стенах, чтобы максимальное количество солнечного света могло проникать внутрь в течение дня. Каждый этаж в каждом цилиндре был отведен под особую функцию: спальни, гостиные, кабинет, кухня, гардероб.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Активный строительный период Мельникова остановился в конце 1920-х годов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *