Как в Москве дома передвигали
Одними из самых важных характеристик городов всегда были рост населения и строительство новых зданий. В какой-то момент градостроители понимали, что они что-то недодумали, что-то не так спланировали. Одним словом, поменялась градостроительная концепция. В таком случае были два варианта решения. Самое простое – снести всё, что мешает и построить заново, но был и способ посложнее – переместить здание в другое место.
В Москве в 1930-е годы начали осуществляться масштабные проекты, которым требовалось много места, а вот места (особенно в старой Москве) как раз и не хватало.
Первые передвижкиОтвлечёмся от современности на некоторое время. Оказывается, двигать здания люди научились ещё несколько столетий назад. Примером может служить факт, что в Болонье в 1455 году итальянский архитектор Аристотель Фьораванти перенёс колокольню церкви Санта Мария Маджоре на 10 метров. Кстати, итальянец работал и в России: в 1474 году появилась крайняя нужда в архитекторе, чтобы достроить практически рухнувший во время возведения Успенский собор в Московском Кремле.
Однако вернемся к вопросу передвижки зданий. В 1812 году и русские мастера провели подобную операцию. В городе Моршанске решили передвинуть деревянную церковь. Местный староста заявил: «Сумневаюсь я что-то. Где это видано, чтобы церкви самоходом ходили?». Русский мастер Дмитрий Петров провёл операцию на самом высоком уровне. Церковь Николы Чудотворца вместе с молящимися прихожанами переехала на 30 метров.
В 1898 году российский инженер Федорович в Москве на Каланчёвке передвинул двухэтажный кирпичный дом весом 1840 тонн. На следующий год на Малой Грузинской улице начали возводить здание костёла. Два здания мешали строительству, и инженер Ростен справился с этой задачей.
Генеральный план реконструкцииДо 1935 года такие операции были единичными, но с утверждением Генерального плана реконструкции Москвы они приобрели массовый характер. План во многих случаях предусматривал снос зданий, мешавших расширению проезжей части. Но ряд зданий решено было не сносить, а сдвинуть вглубь квартала. Специально для этих целей был создан Трест по перестройке и перемещению зданий, а работали там по преимуществу профессионалы-метростроевцы. Попробовали, передвинули шесть небольших домов, а позже поставили всё это дело на поток.
Не специалистам до сих пор кажется, что все эти перемещения – из области фантастики. Однако если соблюдать все технологические требования, дома «переезжали» безболезненно.
Здание отделяли от фундамента специальными тросами, предварительно поставив его на мощные домкраты. По направлению движения копали траншеи, на бетонное основание укладывали шпалы, а сверху катки. Дом, одетый в железный каркас, установленный на двутавровые балки и отделённый от фундамента отправлялся на новое место. Ему помогали лебёдки и домкраты, которые толкали его сзади.
Полный вперёд«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе…». Вот так описывала передвижку пятиэтажного здания в четыре подъезда детская поэтесса Агния Барто. Дом по улице Серафимовича мешал строительству Большого Каменного моста, и его передвижкой занялся советский специалист Эммануил Гендель.
Сложностью было то, что дом весил 7500 тонн, его надо было поднять почти на два метра, да и грунт в тех местах был не очень надёжным. Инженеры передвигали его так плавно, что жильцы не сразу замечали свой переезд. В газете «Известия» писали, что в передвигаемом доме всё идёт нормально. Действуют телефон, водопровод, электричество, газ. Всё это произошло, потому что все коммуникации были подключены с помощью гибких кабелей.
В 1938-1940 годах полным ходом шла реконструкция улицы Горького (ныне Тверская). Здания на чётной стороне должны были быть немного смещены. Много малозначимых сооружений были безжалостно снесены, а вот дому №24 (бывшее Саввинское подворье) повезло. Просьба жильцов сохранить шедевр архитектуры попала к первому секретарю Московского горкома партии Никите Хрущёву, и он дал добро. Здание было решено перенести.
В США к этому времени была перемещена восьмиэтажная телефонная станция весом 11 тысяч тонн. У нас сработал принцип «перегнать и обогнать», наш дом весил 23 тысячи тонн. Когда всё было готово к переезду, жильцы попросили, чтобы их предупредили о начале переезда, чтобы пережить неспокойный момент у родственников. Только вот работники треста дали ложные сроки перемещения и провели всю операцию ночью. Результат впечатлил всех. Многие домочадцы узнали, что они переехали на новое место только утром. Очевидцы рассказывают, что дом двигался так плавно, что в одной квартире уцелела башенка из кубиков, сложенная ребёнком. Желающие и сегодня могут увидеть бывшее Саввинское подворье, которое прячется между домом №6 по Тверской улице и новым зданием МХТ по Камергерскому переулку. Самым трудоёмким стал переезд здания Моссовета – того самого, где сейчас расположилась мэрия Москвы (Тверская, 13). Дом передвинули на 14 метров, но сложность заключалась в том, что передвинули-то вместе с подвалом
После Великой Отечественной войны практика передвижения зданий продолжалась, правда, уже не в таком объёме. В 1983 году состоялось последнее из уникальных перемещений московских знаний. Было передвинуто здание МХАТ имени Чехова, при этом ещё и раздвинули пространство между сценой и залом.
В годы перестройки и в первые годы постсоветской эпохи на такие проекты денег уже не было, и перенос зданий пришлось прекратить.
Источнки фото: https://mos.ru
Как в 1979 году в Москве передвинули дом на 33 метра. Видео :: Город :: РБК Недвижимость
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Недвижимость
Телеканал
Pro
Инвестиции
Мероприятия
РБК+
Новая экономика
Тренды
Недвижимость
Спорт
Стиль
Национальные проекты
Город
Крипто
Дискуссионный клуб
Исследования
Кредитные рейтинги
Франшизы
Газета
Спецпроекты СПб
Конференции СПб
Спецпроекты
Проверка контрагентов
РБК Библиотека
Подкасты
ESG-индекс
Политика
Экономика
Бизнес
Технологии и медиа
Финансы
РБК Компании
adv. rbc.ruadv.rbc.ru
В конце 1970-х на Пушкинской площади в Москве рабочие передвинули многоэтажный дом. Здание типографии книгоиздателя Ивана Сытина, располагавшееся на Тверской улице, переместили на 33 м в сторону Настасьинского переулка. Как это происходило, можно увидеть своими глазами — смотрите репортаж из архивов Гостелерадио СССР. Сюжет вышел в апреле 1979 года
Практика перемещения домов широко распространилась в Москве в 1930-х годах. Чтобы воплощать в жизнь масштабные проекты по реконструкции столицы, требовалось больше пространство. Дома нередко становились преградой на пути архитекторов. Именно тогда поставленные на рельсы многоэтажки вместе с жителями стали «переезжать» на новые места. Альтернатива традиционному сносу позволила сохранить в Москве несколько десятков жилых зданий. По такой технологии до начала войны в столице успели перевезти 50 домов.
(Видео: Youtube / Гостелерадио России)
Автор
Ульяна Смирнова
adv. rbc.ru
Дом, который двигался и рос – Россия в объективе
Тверская улица в Москве существовала еще в XII веке. Его значение для средневекового города было огромным, так как он связывал Москву с ее превосходящей, а затем и главным соперником, Тверью. В то время проезд пересекал реку Неглинную. Первый каменный мост через Неглинную был переброшен в 1595 году. В XVII–XVIII веках Тверская улица славилась центром общественной жизни Москвы . Дворянство считало модным селиться в этом районе. Среди палладианских особняков эпохи Екатерины Великой — резиденция городского головы Москвы (первоначально построенная в 1778—82 архитектором М. Казаковым для московского генерал-губернатора).
Во времена Пушкина на Тверской стояло пять церквей. Свои уличные впечатления поэт вплел в следующую строфу Евгения Онегина :
Колонны городских ворот
Блестят белизной; сани, скорее быстрые, чем устойчивые,
Уже трясутся по Тверской улице.
Мимо сторожевых будок теперь мчатся,
Мимо лавок и фонарных столбов, крепостных плетей
Их клячи, избы, хоромы, монастыри,
Парки, аптеки, бухарцы, гвардейцы,
Тучные купцы, казаки, бульвары,
Старухи, мальчики с щеками как вишни,
Львы на воротах черные8 с большими каменными пастями,
7 со стаями галок.
Во второй половине 1930-х годов, в соответствии с генеральным планом Иосифа Сталина 1935 года, все церкви и большинство других исторических зданий были снесены, чтобы расширить улицу и заменить малоэтажные здания более крупными ранними зданиями. Сталинские многоквартирные дома и правительственные учреждения. К счастью, Аркадию Мордвинову, руководившему этим амбициозным проектом, 9 лет.0003 сохранил некоторые исторические здания , среди которых то, что сейчас является резиденцией мэра Москвы.
Однако были две проблемы. Во-первых, здание стояло прямо в центре того, что должно было стать расширенной новой улицей. Поэтому его пришлось перенести. Это поразительный инженерный подвиг — думать, что все здание было перемещено в общей сложности на 13,5 метров (около 45 футов), за рекордное время всего за 41 минуту!
Дом генерал-губернатора Москвы д. 1902. Источник изображения.Вторым вопросом было то, что Сталин хотел большое, импозантное здание . И никогда не было хорошей идеей разочаровывать его . Таким образом, здание подняли еще на два этажа, добавив к фасаду более грандиозные ненесущие колонны и покрасив все здание в приятный красный цвет, очень любимый в СССР. Благодаря этим двум «операциям» мы и сегодня можем любоваться зданием. В последние годы на площади перед резиденцией мэра был установлен конный памятник, посвященный легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому (дословно «Юрий Длиннорукий»).
Фото подсказка!
Я уже писал в предыдущем посте, как можно поиграть с балансом белого при съемке в синий час, так что в этот раз сосредоточусь на маленьком «секрете» для архитектурных снимков. Всякий раз, когда я могу, я всегда люблю снимать городские пейзажи в синий час, так как здания уже освещены, но небо остается светлым. Еще одним дополнительным преимуществом является то, что после захода солнца обычно меньше людей, чем днем. Но иногда «меньше» не означает «мало», и по-прежнему невозможно поймать момент, когда никто не проходит или не стоит перед зданием, которое вы хотите сфотографировать. Так что моя хитрость такова: если вы планируете удалить людей из поста (как я сделал для изображения выше), вы должны всегда делать более одного снимка . Если вы снимаете с прочного штатива, это отлично! Вы можете сделать несколько снимков с интервалом в несколько секунд друг от друга, а затем открыть их как уровни в Photoshop и сохранить часть изображения (я), где нет людей, маскируя людей на разных уровнях с помощью масок уровней. Это, безусловно, методы, которые дают самые чистые результаты. Но если вам случится окажетесь без штатива (как у меня было, когда я делал этот снимок), все равно сделайте больше одного снимка и потом для удаления людей будете использовать штамп клонирования в фотошопе. Почему больше одной картинки? Если у вас твердая рука, вы все равно можете выровнять их в Photoshop и использовать технику, описанную выше, или, даже если вы начнете с одного изображения, вы можете выбрать то, в котором меньше всего человеческого присутствия и, самое важное , где человека не прикрывают части здания, которые нельзя воспроизвести клонированием смежные или идентичные области. То же самое, конечно, верно для автомобилей и других «ненужных элементов». Припаркованные автомобили чаще всего неизбежны, и их удаление является большой головной болью. В данном случае я ждал, пока на улице не будет проезжающего транспорта (а это зона без парковки).
Хотели бы вы принять участие в фотопрогулке или фототуре по Москве или любому другому месту в России, где англоговорящий фотограф (я) покажет вам достопримечательности, а также лучшее время и точки обзора, чтобы запечатлеть их на ваших изображениях? ? Если это так, свяжитесь с нами, и мы будем рады создать для вас незабываемый индивидуальный опыт!
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Хаус, вперед!
Среди инженерных задач, которые приходилось решать человечеству, есть такие, о которых можно сказать одно – нет, не бывает, это невозможно! Это может относиться к перемещению зданий на новые места. Ведь дом нужно очень аккуратно оторвать от фундамента, поднять, передвинуть и успеть не разрушить! Как строители заставляли дома двигаться и какие технологии сопровождали этот сложный, но все же удивительный процесс.
Ольга Любарцева
Ольга Любарцева , главный специалист отдела проектирования конструкций компании «Метрополис», рассказала журналу «Все о строительном мире» о причинах переноса зданий и особенностях технологии. Самое массовое движение домов в России связано с реконструкцией Москвы 30-х годов прошлого века. План разработки генплана Москвы, сформированный в годы первых пятилеток, предполагал ряд преобразований.Строителям молодой страны предстояло не только изменить облик города, улучшить условия жизни населения, но и преобразить улицы города, улучшить транспортную среду столицы. Улицы, сложившиеся в предыдущие века, не отвечали требованиям нового времени. Возросший транспортный поток потребовал создания новых автомагистралей за счет расширения старых улиц. Устаревшие здания, мешавшие новым транспортным артериям, подлежали сносу, однако часть домов было решено сохранить и перенести вглубь кварталов. До этого момента уже были известны случаи передачи домов, как за границу, так и в Российской империи, однако на этот раз предстоял более массовый переезд. В связи с этим было создано специальное бюро по разработке методов и проектов переноса зданий.
На первый взгляд, суть метода довольно проста: предварительно укрепив конструкции, здание необходимо отрезать от существующего фундамента, подвести под его стены механизмы для перемещения и перенести на новый фундамент. Звучит просто, однако, как всегда при строительстве, есть масса нюансов. Состояние конструкций здания, его общий вес, расстояние и препятствия, которые оно должно преодолеть при переезде, и даже наличие или отсутствие жильцов на момент переезда – все это должно быть учтено при разработке проекта движения. Вес первых домов, перевезенных в СССР, колебался от нескольких до полутора тысяч тонн. Продолжительность таких перемещений составляла от 25 дней. Впоследствии инженеры смогли перенести здания весом до 23 000 тонн всего за одну ночь.
Рекорд скорости передвижения составляет всего 41 минуту. Речь идет о, пожалуй, самом известном здании, «переехавшем» в нашей стране, — доме Моссовета. Здание перевезли с массовым стечением москвичей и прессы, не прерывая работы строителей. Немалую роль в решении перенести это здание таким образом сыграла идеологическая составляющая — настолько велико было желание продемонстрировать Западу возможности советских инженеров. И им это удалось, этот случай попал в Книгу рекордов Гиннесса. Есть еще несколько случаев переноса зданий в нашей стране в послевоенное время, но за последние 30 лет таких масштабных проектов не было. Сегодня такие технологии перемещения домов применяются при реконструкции зданий, когда возникает необходимость углубления подземной части вплоть до возведения нескольких подземных уровней.