Современный русский стиль: возвращение к истокам. Мода и интерьер
В продолжении публикаций о стилях, сегодня я хотела бы рассказать о современном русском направлении.
Резные орнаменты, ручная роспись, вышивка и многое другое — все это создавалось с трепетом и теплотой рук наших предков, чтобы облагородить дом, вложить особую энергетику в свое творение… Ведь это все наше, родное!
Приятно осознавать, что стилевые истоки возвращаются в современную жизнь и все больше набирают популярность благодаря своей экологичности, натуральности, лаконичности и красоте. Начинают все больше цениться вещи созданные вручную талантливыми мастерами.
В чем выражается Русский стиль в интерьере:
- Конечно, обилие деревянной отделки и предметов характеризующие натуральность, естественность и простоту. Мебель из дуба, вишни, ясеня или сосны лучше впишется в русский интерьер, чем экзотические венге или махагон;
- Цветочные орнаменты в декоре стен;
- Применение искусственно состаренной мебели с патиной или кракелюром будет вполне уместно;
- Прекрасно будет смотреться стилизованный под знаменитую печь камин. Сами печи расписывались по глине яркими красками или отделывались изразцами;
- Наполнение пространства дома предметами руного промыла: гжель, глиняные изделия, кружева, расписная хохлома, дымковская игрушка, оренбургские узоры;
- Широкие деревянные лавки;
- Текстиль из натуральных материалов- простые занавески из ситца или льна, без сложных драпировок. Вышитые полотенца и салфетки, лоскутные одеяла, плетеные коврики.
Стиль «а-ля рус» — осовремененная реплика тяготеющая к возвращению предметам народного промысла. Здесь может быть как явное использование характерных предметов, так и частичное, но гармонично интегрированное в интерьер городского или загородного жилища с привнесении некоторых черт, присущих русской избе или терему.
Русская изба — традиционные золотисто-охристые оттенки, белый и красный цвет. Это образ терема, в котором уместны яркие, многоцветные краски, перекликающиеся во всем: в отделке стен и потолка, домашней утвари и ручной вышивке текстиля. А также богатая резьба по дереву и изразцовые печи; древнерусские узоры с различными языческими символами.
Иногда достаточно нескольких деталей: лаптей, пузатого самовара, характерного рисунка на шторах, чтобы интерьер заиграл новыми красками, добавил тепла и уюта возвратив в историю…
Современная русская одежда — это не только хохломские узоры, посадские платки, традиционная народная роспись и русские матрешки, но и тончайшее кружево ручной работы, и вышивка, и практически забытая мережка, создающие эффект волшебной легкости…
*Цыгане, поющие свои романсы на певучем русском языке, чай из яркого самовара, прямые силуэты в фасонах одежды, вышивка с петухами, цветастые платки, косоворотки и, конечно же, кокошники — все это отголоски стиля, пришедшего из старорусских времен*
Многие известные модельеры используют русскую тематику в своих коллекциях. Скромная девушка в простом сарафане с вышивкой и в платке с традиционным национальным узором всерьез и надолго завоевала сердца модных дизайнеров.
Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Анна Бородулина, Алена Ахмадулина, Ив Сен Лоран, Джон Гальяно, Карл Лагерфельд, Kenzo, Razu Mikhina, Dolce & Gabbana, Valentino — эти и многие другие дизайнеры неоднократно использовали русские мотивы.
Этот стиль в одежде позволит выделиться из серой толпы!
Чем же конкретно он так привлекает творческие умы и какие детали они используют для создания истинно русского стиля в своих творениях?
- Кружево делает наряд уникальным и неповторимым;
- Платья и блузки прямого кроя, сарафаны и длинные юбки-колокол, с вышивкой и красочным орнаментом, рубашки-косоворотки и только натуральные ткани;
- Сегодня
Russian style не требует полного исполнения всех правил старинного наряда, достаточно нескольких акцентов на этом стиле и образ будет самобытным и законченным; - Самое неповторимое и удивительное, что внес в мир современной моды русский стиль, это вышивка. Цветными нитями,бисером, золотом, камнями и лентами в различных техниках;
- Аксессуары в русском стиле также имеют налет старины и любви к природе, например, украшения из бересты, деревянные браслеты и подвески, плетенные соломенные сумки и холщовые сумки-мешки с вышивкой и бисером, серьги-обереги с таинственными славянскими символами и животными;
- Фольклорные русские тесемки, настроченные на ткань, вологодские кружева, ручная отделка.
Интерьер в русском стиле | ELLE Decoration
Что такое русский стиль в интерьере квартиры и что представляла собой повседневная жизнь русской усадьбы? Небольшие комнаты, а вовсе не бальные залы и парадные гостиные, открывавшиеся только по случаю, разномастная мебель, картины, имеющие скорее семейную, нежели художественную ценность, повседневный фарфор.
Фрагмент столовой. Ткань для штор выполнена на заказ, Colefax & Fowler, кант из клетчатой ткани, Manuel Canovas. Расписная ширма, начало ХХ века, Франция. Кресла обиты тканью, Brunschwig & Fils. Винтажные декоративные подушки с ручной росписью по шелку.- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Даже члены императорской семьи в личной жизни старались окружить себя обыкновенным уютом — достаточно взглянуть на фотографии личных апартаментов Александра III в Гатчинском дворце или Николая II в Александровском дворце Царского Села…
Столовая. Каминный портал зеленого мрамора выполнен по эскизам Кирилла Истомина. Шерстяной ковер, Россия, конец XIX века. Антикварная люстра, Франция, XIX век. Обеденный стол с резьбой в китайском стиле и стулья с кожаной обивкой, Англия, ХХ век. Чехлы из ткани, Cowtan & Tout. На столе — скатерть старинного кружева из коллекции хозяев дома. Фарфоровый сервиз, Франция, начало XX века. На стене — коллекция антикварного французского, немецкого и русского фарфора.- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Именно о таких интерьерах думал декоратор Кирилл Истомин, когда заказчики обратились к нему с просьбой создать усадебный интерьер дома в русском стиле без претензий на историческую достоверность.
Кирилл Истомин- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
«Мы начали придумывать легенду на ходу, — рассказывает Кирилл. — С первых дней работы над проектом мы вместе с хозяевами стали искать совершенно разные предметы обстановки — как говорится, про запас.
Фрагмент кабинета. Диван выполнен на заказ по эскизам Кирилла Истомина; обивка, Clarence House. На стене — иконы хозяев дома.- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Здесь нет ценных вещей, все они просто свидетели эпохи, ровесники ушедшего старого мира, но именно это делает интерьер живым и очень личным. Разве что французский гобелен XVIII века в гостиной по-настоящему редкий».
Главная гостиная. Гобелен, Франция, XVIII век. Винтажное английское кресло, обивка, Cowtan & Tout. Настольные лампы сделаны из антикварных китайских ваз. Журнальный стол красного лака с золотой росписью в стиле шинуазри, винтаж. Сталлаж и диван выполнены на заказ по эскизам декоратора, ткань, Cowtan & Tout. Письменный стол с кожаной столешницей и ящиками, Англия, XX век, рядом — винтажное кресло из ротанга. Круглый стол с мраморной столешницей, Россия, XIX век.- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
С этого гобелена и началась перестройка дома — в старой гостиной для него попросту не хватало места. Новая пристройка, примкнувшая к гостиной, по площади равна первому этажу дома.
Прихожая. Обои, Stark. Резная деревянная золоченая люстра, Италия, XX век. Зеркало, Англия, XIX век. Комод и бра, винтаж. Чехлы на стульях из ткани, Lee Jofa.- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Квадратная в плане, она разделена пополам на два помещения: столовую и новую гостиную, на одной из стен которой разместился гобелен.
Кухня. Тканевое бандо, Lee Jofa. Чехлы на стульях, ткань Schumacher. Люстра, обеденный стол и стулья, Россия, 1900-е годы.- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
«Понимаю, что подумали архитекторы, когда мы заказывали им планировку комнат с учетом размещения уже имеющихся предметов обстановки, — улыбается Кирилл. — Но я всегда отношусь с юмором к противостоянию декораторов и архитекторов».
Фрагмент кухни. Столешница и фартук сделаны из гранита.- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Намерено простая отделка — деревянные полы и крашеные стены — компенсируется в комнатах высотой потолков. В старом доме они примерно на полтора метра ниже.
Гостевой санузел. Обои с растительным рисунком, Cowtan & Tout. Юбка подстолья выполнена из льна, Clarence House. Зеркало над подстольем в крашеной резной деревянной раме, Италия, начало XX века.- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Впрочем, даже это не делает помещения похожими на парадные залы — те же самые жилые комнаты, словно сошедшие с дореволюционных фотографий. Вот только сложно сказать, в какой стране эти фотографии могли быть сделаны: в столовой сочетание фарфоровых тарелок, развешанных по селадоновым стенам, и цветочные орнаменты штор напоминают об английских поместьях Викторианской эпохи, в то время как обстановка малой гостиной с историческими обоями с изображением цветочных гирлянд и вторящие им кипенно-белые кружевные рюши малиновых занавесок напоминают русский стиль в интерьере, купеческий особняк где-то на Волге.
Фрагмент главной спальни. Английский винтажный лакированный секретер c золоченой росписью в китайском стиле.- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Почти китч, но горячий чай с вареньем уже сделал свое дело, и вам ни о чем не хочется думать, укрывшись пуховым платком и слушая убаюкивающее мурчание кота. «Конечно, это целиком придуманный интерьер, и вряд ли вы найдете здесь исторические параллели.
Малая гостиная. Винтажные французские бронзовые бра куплены в Санкт-Петербурге. Спинки антикварных золоченых кресел обтянуты старинным кружевом из коллекции хозяев. Винтажный диван с бахромой в оригинальной малиновой обивке. Обои ручной печати по архивным оригиналам выполнены на заказ. Занавески, шелк, Lee Jofa. Деревянные стеллажи выполнены по эскизам декоратора.- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Скорее он навевает воспоминания о том, какой вы представляли ушедшую эпоху, когда читали классиков, — говорит декоратор. — В доме много несочетающихся вещей, но такое «несовершенство» делает мою работу незаметной.
Спальня дочери. Фигурное изголовье выполнено на заказ, ткань, Brunschwig & Fils. Антикварная банкетка с гобеленовой обивкой куплена в Санкт-Петербурге. Прикроватные столики сделаны на заказ. Современный плетеный хлопковый ковер. Основания под настольные лампы из цветного стекла и люстра с декоративными подвесками из цветного стекла в виде фруктов, винтаж.- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Банально звучит, но когда работы декоратора не видно — это хорошая работа! И, несмотря на это, для меня дом получился очень личным. Здесь словно ничего не менялось, замерло в счастливом неведении на рубеже XIX–XX веков…»
Ванная комната дочери. Занавески с цветочным орнаментом, отделка — ткань в клетку, Schumacher. Бра, винтаж. Пуф на металлическом основании, Англия, ХХ век. Подстолье выполнено по эскизам Кирилла Истомина. Ковер из коллекции хозяев.- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
- Фото:
- Тим Беддоу (Tim Beddow)
Elle Decoration
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
Современное жилье в стиле дворянской усадьбы
Супруги Вениамин и Анастасия, три их дочери, две собаки и пять улиток — в доме, наполненном красотой и вдохновением
Вениамин и Анастасия, режиссёр театра и известная актриса театра и кино, больше двадцати лет занимаются дизайном мебели и интерьеров. Свою квартиру они украсили авторской мебелью и росписями по штукатурке. О собственном загородном доме мечтали довольно долго — на поиск подходящего места, строительство и отделку ушло несколько лет. Чтобы показать широкой публике его интерьеры, они позвали Houzz к себе в гости в Подмосковье.
В этом доме живут творческие люди — это видно с порога. Расписная мебель и потолки, картины, украшающие интерьеры, сделаны и написаны в собственных мастерских и руками хозяев дома — Вениамина Скальника и Анастасии Немоляевой.
О проекте
Место: Московская область
Год: 2011
Размер: дом 450 кв.м; участок 19 соток
Кто здесь живет: дизайнеры мебели, супруги Вениамин Скальник и Анастасия Немоляева с дочерьми Софией, Евдокией и Евфросиньей, а также парсон-рассел-терьеры Уильям и Перси и ещё пять гигантских улиток-ахатинов
Еще в 2008 году Вениамин и Анастасия купили участок размером 19 соток в строящемся коттеджном поселке. Среди предложенных вариантов они выбрали проект двухэтажного дома из бруса с двускатной крышей и большим эркером, но внесли в него изменения. Увеличили окна и весь дом в высоту, добавив мансардный этаж; сделали подвал, где поставили газовый котел и организовали место для стирки; выдвинули веранду вперёд, чтобы собираться большой компанией на улице.
Дом выкрасили в тёмно-красный цвет. А в белые деревянные ограждения веранды вставили плитки из тонированного архбетона со звериными орнаментами.
При входе в дом — прихожая с гардеробом. Он сделан на собственном производстве Вениамина и Анастасии. Филёнчатый фасад расписан узорами в виде листьев папоротника.Слева, около входной двери, находится небольшая гостевая комната. На полу во всех общественных помещениях первого этажа положен крупный коричневый керамогранит. В личных комнатах — дубовая паркетная доска.
За прихожей — просторный холл. Его стены украшены живописью. В центре развески — картина Игоря Кислицына «Инфанта». По сторонам от неё — старинные русские зеркала. Вместо зеркаьной поверхности в рамы вставлены холсты, которые Анастасия использовала как основу для собственной живописи. Рядом в холле и на лестнице выставлены прялки, расписанные хозяйкой.Здесь же в холле стоят так называемые «кресла Савонаролы», точнее, складные «флорентийские кресла», которые делает «Студия Анастасии Немоляевой». Изделия мастерской Вениамина и Анастасии регулярно участвуют в выставках. И даже те предметы, которые сейчас стоят в семейном доме, могут в любой момент уехать к новому владельцу. Поэтому, по словам хозяина, «дом никогда не будет завершён, здесь всё время что-то меняется».
По замыслу Анастасии, интерьер должен напоминать русскую усадьбу. Но сделать русский классицизм не получилось — Вениамин поклонник викторианского стиля, поэтому супруги пришли к компромиссу.Гостиная с камином в эркере и расписным потолком семиметровой высоты стала местом, где воплотился вкус хозяина. Длинные гардины на высоких окнах сделаны из тканей, вытканных по рисункам Уильяма Морриса. Такой же тканью обтянуто одно из больших «ушастых» кресел. Каждую зиму под Новый год в эркере ставят огромную елку и всей семьей наряжают её винтажными и вышитыми игрушками, которые хозяева покупают по всему миру.
Резной деревянный портал камина сделан в «Мастерской Вениамина Скальника». Хозяин любит скрытые полки, поэтому за резьбой над топкой есть потайное отделение. Узор из чертополохов в резьбе — дань Уильяму Моррису.Когда ремонт только закончился, хозяева специально состаривали слишком светлый шамот топки камина, тонировали краской. Зато теперь топка покрыта настоящей сажей. Дрова хранятся слева от камина в большом старинном сундуке.
Роспись кессонированного потолка гостиной стилизована под средневековую. Она была выполнена в мастерской: «Мы придумали такую технологию, чтобы потолок легко монтировался и демонтировался», — поясняет хозяин.
На галерее под потолком разместили коллекцию архитектурных деталей из разрушенных церквей. Витые колонны с капителями были в плохом состоянии: позолота стерлась, левкас частично осыпался — всё пришлось отреставрировать.
Справа от эркера расположена зона столовой и кухни. Они составляют общее пространство с каминной частью, но имеют обычную высоту потолка, над ними — жилые комнаты.Старинную утварь, деревянные ложки, кресты, обереги, украсившие стены кухни, хозяева привезли из Румынии. Большой обеденный стол и голубая кухня с росписью, стилизованной под русский лубок, сделаны на собственном производстве Вениамина и Анастасии.
Хозяева давно собирают русский лубок, и для оформления кухни использовали гравюры из своей обширной коллекции. «К этому лубку мы и сделали кухню в русском стиле», — рассказывает Анастасия. На каждом из фасадов, в поле необычной формы, монохромная «лубочная картинка». В дополнение к расписным фасадам кухни тонкие льняные занавески на окнах вышили коричневым шелком — в стиле русского лубка.
Кухня « Мастерская Вениамина Скальника» ; светильники Flos«Лубочная» роспись фасадов кухни сделана Анастасией: «Расписная мебель — очень удобная вещь. Её можно протирать тряпкой с щадящим средством хоть каждый день. Мы используем стойкие акрил-полиуретановые лаки». Все четыре фасада острова кухни — рабочие. Место для хранения есть с каждой стороны: с одной — выдвижные ящики холодильника для овощей, с трёх остальных — шкафы. Фартук кухни выложен печными изразцами XIX века: хозяева когда-то целиком купили полуразрушенную печь на рынке в Измайлово.
За широким проёмом с остекленными дверьми расположена «телевизионная гостиная». Внутри у дверей и на окнах плотные блэкаут-шторы, чтобы можно было полностью затемнить помещение и погрузиться в кино. Эта комната служит гостевой в дни больших праздников.Межкомнатные двери и порталы сделаны на собственном производстве. Резное французское кресло в углу у входа в телевизионную гостиную куплено в антикварном магазине в Москве.
По обе стороны от прохода в холл поставили две витрины. Они изготовлены на собственном подмосковном производстве. В витринах Анастасия хранит коллекцию керамики Николая Туркина и стеклянные графины и бутыли, которые расписала сама. На стене — подарок маме на день рождения от старшей дочери Сони.Около холла есть ещё приватные помещения: дополнительная гостевая комната с расписным шкафом в средневековом стиле.
Рядом — синий кабинет Вениамина. Под потолком как фриз развешаны графические работы младшей дочери Фроси — портреты членов семьи.
Готический шкаф, щедро украшенный стрельчатыми арками и элементами средневековой архитектуры — покупной, французской работы.
В санузле на первом этаже стоит мебель из собственной студии хозяев. Две парные тумбы умывальников золотистого дерева выделяются на фоне синего панно из плитки. Зеркала в «барочных» рамах купили уже готовые.
Сочетание тёмно-синего и золотого повторяется в отделке встроенного шкафа, расположенного в нише у окна. Вениамин придумал его дизайн и сам покрывал фасад кракелюрным лаком.
На второй этаж и мансарду ведёт дубовая лестница, тоже собственного производства. Над её конструкцией пришлось поломать голову из-за ошибки при перерасчете габаритов дома. Увеличив высоту дома, конструкторы забыли пересчитать объём лестницы и добавить место под лестничную площадку. Поэтому лестница опирается только на столбы внизу и не имеет крепления в пролете по стенам.
На втором этаже — спальни хозяев и трёх дочерей. Каждая из комнат сделана в своём цвете. Стены хозяйской спальни выкрасили в синий — краской английского производства. «Это яркий, эмоциональный цвет, — говорит Анастасия. — Мы давно тут живем, и он нам нравится. Спальня выходит на южную сторону, и вечером здесь небо окрашивается в такой же цвет — комната объединяется с природой».Во всех спальнях отказались от верхнего света. Для чтения хозяева поставили торшер рядом с креслом, хотя чаще они читают внизу, у камина.
Кровать, прикроватные столики, ваза ИКЕАНад изголовьем кровати повесили копию картины Жоржа Брака, сделанную в собственной мастерской.
Старшая дочь София — модельер, работает в русском Elle. Из окон её комнаты виден закат, и для стен выбрали фиалковый. Этот цвет играет в свете заходящего солнца, а утром меняет оттенок на более розовый.Над расписным комодом собственного производства — постеры с фигурами из античных росписей, ещё одна работа «Студии Анастасии Немоляевой». Их сюжеты отсняты со старинных альбомов, купленных хозяевами в поездках по Европе.
Комната средней дочери Евдокии — самое небольшое из помещений второго этажа, её выбрала сама владелица детской. Дуся — будущий биолог, она активно изучает книги по зоологии и биологии. На фасаде комода в её спальне — роспись-обманка.
В оливково-зеленой комнате младшей дочери Евфросиньи на стене висит её портрет. На кровати — подушки с рисунками в стиле билибинских иллюстраций, напечатанными на льне.
Ширма в углу комнаты — один из тех предметов, который был создан для мебельной выставки и нашел своё место в загородном доме.
Потолочные светильники Artemide; раковины CatalanoНа втором этаже — две ванные комнаты. В одной из них — большая душевая зона с двумя лейками за общей стеклянной перегородкой. «У нас большая семья, и в Москве обычно образуется очередь в ванную. А здесь сёстры могут вместе мыться под душем и болтать», — поясняет Анастасия.
Дубовая вощёная тумба, рассчитанная на две раковины, сделана на собственном производстве и расписана сюжетами картин Жоржа Брака.
В холле второго этажа висят гобелены, привезённые из Бельгии. На мансарду ведёт крутая лестница.
Под крышей — мастерская Сони. Здесь лежат образцы тканей, покрашенных ею же. Здесь Соня расписывает витражи, которые Вениамин и Анастасия добавляют в свои проекты. Рядом с мастерской — антресоль. Это место для молодёжи, которая приезжает в гости к старшей дочери. Уровень пола здесь существенно выше (под ним — пространство гостиной с расписным потолком). Поэтому отдельную комнату тут сделать не удалось, а своеобразные «полати» для юных гостей получились широкие и удобные.
На участке, кроме главного дома, есть ещё жилые постройки. Напротив — небольшой дом с мастерской, сауной и двумя спальнями для мамы Вениамина и мамы Анастасии. Вместе с ними там живут два больших кота, поэтому он в шутку называется «кошкин дом». С ним граничит отдельный маленький дом из двух комнат друг над другом, построенный для Сони. Но она пока ещё предпочитает останавливаться вместе со всеми в общем доме.
В саду нашлось место и остеклённой площадке для барбекю под крышей и теплице «в викторианском стиле». Из плодов яблони-китайки, украшающей по весне сад красивым цветением, хозяйка осенью варит варенье.
За домом у Анастасии есть регулярный огород на приподнятых грядках, складывающихся в крупный геометрический рисунок. Свежая зелень с него каждый день подаётся к столу. Проходя по саду, хозяйка обязательно что-нибудь срывает, чтобы попробовать прямо на месте.
Под окнами дома — цветущий палисадник, по периметру посажено много деревьев. Проект сада Анастасия сделала сама. Сад, как и дом, получился очень живописным — люпины, ирисы, розы щедро цветут летом и украшают дом не только снаружи, но и внутри.
Сергей
Особенности кварцевого отопленияВажные нюансы ремонта на кухне
Комментарии: 16
Интерьеры первой пол. XIX века.: lubelia — LiveJournal
Болею, поэтому сил хватает на только картинки разглядывать.Внезапно нашлось много совсем неизвестных мне картинок. В основном, конечно, 30-40-е, но есть и более ранее (а в сущности за 10-15 радикально ничего не поменялось же). Качество местами хромает.
Собаки местами присуствуют (сделать еще подборку про собак, интересно кому-нибудь?).
Дворцовые интерьеры от Гау и Ухтомского не брала.
Тоже неизв. худ. неизвестно где и что.
Ф. Толстой. Семейный портрет.
А. Тыранов. Интерьер в дворянском доме. 1830-е
Неизв. худ, неизв. интерьер, 1829 г.
Неизв. Семейный портрет в интерьере. 1840-е годы.
Lami-E`.L.-Gostinaya-v-kvartire-grafini-A.S.
А.Д. Благово, Салон в усадьбе горки, 1831
Г.Виллевальде, Гостиная в барском доме, 1833
Неиз.худ. Кабинет в доме князя Долгорукова в Москве
Неизв худ. Гостиная (в доме Браницких?).
Тихобразов Н.И., Интерьер в имении Лопухиных, 1844 г
Тихобразов Н.И., Петербургский интерьер, 1844 г.
Неизв. худ. Маленький зал с фортепиано.
Е. В. Чихачова. Детская.
Е. Крендовский. Сборы на охоту. 1836
Н. Подключников.Интерьер в квартире А.М. Иламофитского в Москве в Антипьевском переулке около улицы Волхонки. После 1835 Г.
Сорока Г.В. Кабинет дома в Островках, имении Н.П.Милюкова, 1844 г. (неудовимое впечатление, что там стоит ундервуд:)
А вот немного простонародного:
Г. Крылов. Кухня. 1826
Плахов Л. Кучерская в Академии художеств. 1834 Г.
Русский жилой интерьер XIX — начала ХХ веков
Когда будете в Павловском дворце, обязательно посетите экспозицию «Русский жилой интерьер XIX-начала ХХ веков» – реконструкцию интерьеров жилых комнат высшего сословия России. Она находится на III этаже центрального корпуса, билет на нее покупается отдельно в кассе.
♦ По теме: Подборка экскурсий по Санкт-Петербургу, дворцовым пригородам и Ленинградской области
Эта экспозиция была создана под руководством главного хранителя Павловского дворца-музея А.М.Кучумова в 1976 году. На основе литературных и документальных источников, произведений живописи, рисунков и фотографий были воссозданы типичные интерьеры той эпохи. В 2000 году экспозиция открылась вновь, с изменениями и дополнениями. Переходя из зала в зал, словно перемещаешься в машине времени, перед глазами проходит целое столетие. Через интерьер, то, как обустраивали жилое пространство наши предки, лучше понимаешь психологию и философию людей того времени, их мироощущение и мировосприятие.
17 залов разделены на 3 смысловых блока:
- русская дворянская усадьба 1800-1830-х годов,
- столичный аристократический особняк 1830-1860-х годов,
- городская квартира 1860-1890-х годов.
Интерьеры 1800-1830-х годов
В начале XIX века типичным жилищем знати был усадебный дом или городской особняк. Здесь, как правило, жила большая семья и многочисленная прислуга. Парадные залы обычно располагались на втором этаже и представляли собой анфиладу гостиных, будуар и спальню. Жилые помещения размещались на третьем этаже или антресолях и имели низкие потолки. Прислуга жила на первом этаже, здесь также находились служебные помещения. Если дом был двухэтажный, то жилые комнаты, как правило, были на первом этаже и шли параллельно служебным помещениям.
Конец XVIII – начало XIX века – время господства классицизма, который предполагает четкий ритм и единый стиль размещения предметов мебели и искусства. Мебель обычно изготавливалась из красного дерева и украшалась накладками из чеканной золоченой бронзы или полос латуни. Из Франции и других европейских стран в Россию проник интерес к античности. Поэтому в интерьере этого времени мы увидим античные статуи и соответствующий декор. Под влиянием Наполеона в моду входит ампир, созданный архитекторами Ш.Персье и П.Фонтеном, с его духом роскошных императорских резиденций времен Римской империи. Мебель в стиле ампир делалась из карельской березы и тополя, часто окрашивалась в зеленый цвет – под старую бронзу, с позолоченными резными деталями. Часы, светильники делались из позолоченной бронзы. Стены комнат часто окрашивались в чистые цвета – зеленый, серый, синий, лиловый. Иногда они оклеивались бумажными обоями или имитировали бумажные обои, гладкие или полосатые, с орнаментом.
Анфиладу комнат в экспозиции открывает Камердинерская (конец XVIII – начало XIX века). В таком помещении мог находиться дежурный камердинер. Мебель красного дерева с накладками из латуни выполнена в стиле «жакоб».
Камердинерская
Образцом для Портретной (1805-1810-е годы) стала соответствующая комната в усадьбе графа А.А.Аракчеева в Грузино. К сожалению, сама усадьба была полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Портретная оформлена в стиле раннего русского ампира, стены расписаны под полосатые обои.
Портретная, 1805-1810-е гг.
Кабинет (1810-е годы) был обязательным атрибутом дворянской усадьбы. В представленном в экспозиции интерьере мебельный гарнитур сделан из карельской березы, письменный стол и кресло – из тополевого дерева. Окраска стен имитирует бумажные обои.
Кабинет, 1810-е гг.
Столовая (1810-1820-е годы) – также выполнена в стиле ампир.
Столовая, 1810-1820-е гг.
Спальня (1820-е годы) функционально разделена на зоны: собственно спальню и будуар. В углу находится киот. Кровать закрыта ширмой. В будуаре хозяйка могла заниматься своими делами – рукодельничать, вести переписку.
Спальня, 1820-е гг.
Спальня, 1820-е гг.
Будуар (1820-е годы) располагался рядом со спальней. Если позволяли условия, это была отдельная комната, в которой хозяйка дома занималась своими делами.
Будуар, 1820-е гг.
Прообразом Гостиной (1830-е годы) послужила гостиная П.В.Нащекина, друга А.С.Пушкина, с картины Н.Подклюшникова.
Гостиная, 1830-е гг.
Гостиная, 1830-е гг.
Кабинет молодого человека (1830-е годы) создан по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» (интересно сравнить его с усадьбой Тригорское, которая стала прообразом дома Лариных из этого романа). Здесь видно стремление к удобству и комфорту, активно используются декоративные ткани. Постепенно исчезает лаконичность, присущая ампиру.
Кабинет молодого человека, 1830-е гг.
Интерьеры 1840-1860-х годов
40-е – 60-е годы XIX столетия – время господства романтизма. В это время пользуется популярностью историзм: псевдоготика, второе рококо, неогрек, мавританский, позднее – псевдорусский стили. В целом, историзм господствовал вплоть до конца XIX века. Интерьеры этого времени характеризуются стремлением к роскоши. В комнатах обилие предметов мебели, украшений и безделушек. Мебель делали преимущественно из ореха, розового, сахарданового дерева. Окна и двери закрывали тяжелые драпировки, столы покрывали скатертями. На полы стелили восточные ковры.
В это время становятся популярными рыцарские романы В.Скотта. Во многом под их влиянием возводятся усадьбы и дачи в готическом стиле (я уже писала об одной из них – Марфино). В домах также устраивались готические кабинеты и гостиные. Готика выражалась в витражах на окнах, ширмах, экранах, в декоративных элементах отделки комнат. Для украшения активно использовалась бронза.
Конец 40-начало 50-х годов XIX века отмечены появлением «второго рококо», иначе называемого «а-ля Помпадур». Оно выразилось в подражании искусству Франции середины XVIII столетия. В стиле рококо были возведены многие усадьбы (например, погибающая ныне Николо-Прозорово под Москвой). Мебель изготовлялась в стиле Людовика XV: гарнитуры из розового дерева с бронзовыми украшениями, вставки из фарфора с росписью в виде букетов цветов и галантных сцен. В целом, комната походила на драгоценную шкатулку. Особенно это было характерно для помещений женской половины. Комнаты на мужской половине были более лаконичны, но также не лишены изящества. Часто они были отделаны в «восточном» и «мавританском» стиле. В моду вошли диваны-оттоманки, стены украшало оружие, на полах лежали персидские или турецкие ковры. В помещении также могли находиться кальяны, курильницы. Хозяин дома облачался в восточный халат.
Примером вышесказанного служит Гостиная (1840-е годы). Мебель в ней выполнена из ореха, в декоративной отделке прослеживаются готические мотивы.
Гостиная, 1840-е гг.
Гостиная, 1840-е гг.
Следующее помещение – Желтая гостиная (1840-е годы). Гарнитур, представленный в ней, был сделан для одной из гостиных Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, предположительно, по рисункам архитектора А.Брюллова.
Желтая гостиная, 1840-е гг.
Туалетная молодой девушки (1840-1850-е годы) выполнена в стиле «ореховое рококо». Подобная комната могла быть как в столичном особняке, так и в провинциальной усадьбе.
Туалетная молодой девушки, 1840-50-е гг.
В Кабинете-будуаре (1850-е годы) в стиле «второе рококо» представлена дорогая мебель «а-ля Помпадур», фанерованная розовым деревом, с вставками из золоченой бронзы и расписного фарфора.
Кабинет-будуар, 1850-е гг.
Спальня молодой девушки (1850-1860-е годы) поражает своей пышностью, она также является образцом «второго рококо».
Спальня молодой девушки, 1850-60-е гг.
Интерьеры 1870-1900-х годов
Этот период характеризуется сглаживанием различий между дворянским и буржуазным интерьерами. Многие старые дворянские фамилии постепенно беднели, уступая влияние промышленникам, финансистам, людям умственного труда. Оформление интерьера в этот период начинает определяться финансовыми возможностями и вкусом владельца. Технический прогресс и развитие промышленности способствовали появлению новых материалов. Так, появилось машинное кружево, окна стали украшать тюлевыми занавесками. В это время появляются диваны новых форм: круглые, двусторонние, совмещенные с этажерками, полочками, жардиньерками т.п. Появляется мягкая мебель.
В 1870-е годы под влиянием Всемирной выставки в Париже 1867 году в моду входит стиль Людовика XVI. Второе рождение переживает стиль «буль», названный так по имени А.Ш.Буля, работавшего при Людовике XIV – мебель декорировалась черепахой, перламутром, бронзой. Комнаты этого периода украшаются фарфором русских и европейских заводов. Стены украшали многочисленные фотографии в ореховых рамках.
Основным типом жилища становится квартира в доходном доме. Ее оформление характеризовалось часто смешением стилей, сочетанием несочетаемых вещей лишь по общности цвета, фактуры и т.п. В целом, интерьер этого времени (как и архитектура в целом) носил эклектический характер. Комнаты подчас более напоминали выставочный зал, нежели жилое помещение.
Входит в моду псевдорусский стиль. Во многом этому способствовал архитектурный журнал «Зодчий». Загородные дачи часто строились в этом стиле (например, подмосковное Абрамцево). Если же семья жила в квартире, в псевдорусском стиле могла быть отделана одна из комнат, как правило, столовая. Стены и потолок обшивались панелями из бука или дуба, покрывались резьбой. Часто в столовой стоял массивный буфет. В декоративном оформлении использовались мотивы крестьянских вышивок.
В конце 1890-х годов складывается стиль модерн (от фр. moderne — современный), выражающийся в отказе от подражания, прямых линий и углов. Модерн – это плавные изогнутые природные линии, новые технологии. Интерьер в стиле модерн отличается единством стиля, тщательным подбором предметов.
Малиновая гостиная (1860-1870-е годы) поражает своей пышностью и роскошью стиля Людовика XVI в сочетании со стремлением к удобству и комфорту.
Малиновая гостиная, 1860-е гг.
Малиновая гостиная, 1860-е гг.
Кабинет (1880-е годы) отличается эклектичностью. Здесь собраны разные, часто несочетаемые предметы. Подобный интерьер мог быть в доме престижного адвоката или финансиста.
Кабинет, 1880-е гг.
Столовая (1880-1890-е годы) выполнена в русском стиле. Обязательным атрибутом было кресло «Дуга, топор и рукавицы» В.П.Шутова (1827-1887). После Всероссийской выставки в Петербурге в 1870 году они приобрели огромную популярность. Вскоре подобные предметы мебели с различными вариациями стали изготовлять и другие мастера.
Столовая, 1880-90-е гг.
Кленовая гостиная (1900-е годы) – прекрасный образец стиля модерн.
Кленовая гостиная, 1900-е гг.
Кленовая гостиная, 1900-е гг.
Таким образом, перед нашими глазами прошел весь XIX век: от ампира с его подражанием античной культуре в начале века, через увлечение стилями историзма в середине века, эклектики второй половины столетия и неповторимого, ни на что не похожего модерна на рубеже XIX-XX веков.
Статья обновлена
© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor
Как выглядит русский стиль в интерьере
Богаты народные традиции русских ремесленников, которые постепенно переходят в интерьер современных помещений. Комната, оформленная в русском стиле, становится очень уютной, экзотической, а отдельные предметы делают ее оформление неповторимым. Не стоит думать, что русский стиль — это бревенчатые стены, преобладание деревянной утвари. Крестьянская изба — не эталон русского убранства. Дворянские и купеческие дома оформлялись с особым колоритом и использованием предметов ручной работой. Вот и теперь, современные дизайнеры пытаются внести в интерьер немного русского шарма.
Отличительные особенности интерьера в русском стиле:
- природные материалы, преимущественно массив древесины;
- ручная отделка;
- практичность и функциональность предметов оформления.
Каким бывает русский стиль в интерьере?
Более известным считается стиль «а-ля рюс» или стиль русской избы. Этот вид русского стиля отражает всё этническое богатство народа. Такой стиль подходит для обустройства загородного дома, дачи или бани, и хорошо сочетается с природным пейзажем. Основным материалом в стиле «а-ля рюс» является дерево (сосна, береза), оно составляет большую часть оформления всей комнаты или дома. Чтобы передать всю атмосферу избы, дизайнеры придают древесине состаренный вид.
На фото: русский стиль в интерьере
Отличительными признаками русской избы считаются: лавки из дерева для сиденья, сундуки для хранения одежды, уголок с иконами, большой обеденный стол, посуда, ну и, конечно же, русская печь. Печь — важное место в доме, она не только предназначалась для обогрева, в ней варили еду, отдыхали, спали, занимались творчеством. Несмотря на то, что на печи спали, у небогатых людей были и кровати. Их застилали множеством одеял, покрывал, перин, украшали горкой подушек с вышивкой. Все элементы русской избы можно легко перенести в интерьер дачного домика или усадьбы.
На фото: интерьер в русском стиле с печью
Для создания в доме или квартире изысканного интерьера в русском стиле, чаще всего, используется оформление в стиле дворянского гнезда. Здесь стены не деревянные, а оклеены обоями и украшены изящными картинами, семейными портретами и зеркалами. Деревянная мебель становится изящной за счет оформления резьбой, лакового покрытия. Сиденья диванов оформляются дорогой парчой, кожей или велюром. Полы устилают коврами или шкурами животных. Интерьер в русском стиле дворянского гнезда богат множеством статуэток из дерева, канделябрами, расписными витражами, объемной резьбой.
На фото: интерьер в русском стиле с коврами
Ампир в русском стиле отражает высокий статус хозяина и его благосостояние. Именно этот стиль, чаще всего, дизайнеры берут за основу для создания шикарных апартаментов.
На фото: интерьер в стиле ампир
Главными особенностями стиля ампир считается:
- излишество;
- торжественность;
- позолоченный декор;
- барельефы различных мифических героев, божеств;
- лепнина с растительной тематикой;
- арки и колонны.
Конечно, этот стиль имеет веяние западной стилистики, но точного копирования не происходит. От западного стиля русский ампир отличается:
- появлением мебели с тонкими ажурными вставками;
- преобладанием сочетаний розовых, красных и белых оттенков
- расписные резные детали.
Русский стиль в интерьере весьма уместен в современной жизни. В связи с необычностью и эстетичностью русского промысла, у дизайнеров появилась тенденция — оформлять кухни в русском стиле.
Кухня в русском стиле, или как сделать кухню уютной?
На фото: кухня в русском стиле с декоративной посудой
Кухня — место, где готовят и употребляют пищу, поэтому она должна быть функциональной и уютной. Русский стиль в интерьере этой комнаты может отражаться и в оформлении стен, и в отделке мебели. Даже присутствие посуды в народном стиле, придаст вашей кухне этническую нотку и расскажет о вашей принадлежности к русскому народу. Известен русский промысел по изготовлению деревянной посуды со своим этническим орнаментом. Гжель и хохломская роспись — отличительный признак русской культуры с характерной цветовой гаммой. Основной фон посуды или мебели — черный, на нем причудливо выводят узоры растительного мотива ярко-красного, желтых оттенков. Посуда, выполненная в такой технике, будет достоинством вашей кухни.
На фото: кухня в русском стиле
Весьма необычно выглядят кухни со стилизованной русской печью. По функциональным особенностям, она чаще выполняет функцию приготовления пищи. Это сооружение смотрится уместно и не уступает современным плитам.
На фото: кухня в русском стиле с печкой
Планируя ремонт квартиры или строительство дома, не забудьте про русский стиль в интерьере. Сделайте акцент на русской культуре, и ваши гости обязательно будут в восторге, и возьмут это себе на заметку.
Видео – Русский стиль в интерьере: особенности стиля
Интерьер дома в стиле дворянской усадьбы
Интерьер дома в стиле дворянской усадьбы — особенности
- 26.02.2015
Жители нашей страны всегда отличались большим почтением к иностранным веяниям. Это было очевидно уже несколько веков назад и осталось актуальным утверждением сегодня. Если заглянуть в квартиры и дома наших соотечественников, то, скорее всего, там будут преобладать современные прозападные стили интерьера, такие как скандинавский, хай-тек и тому подобные. А ведь на Руси был свой самобытный стиль зодчества и архитектуры, который и теперь может стать украшением любого дома. И вместо того, чтобы «автоматически» оформить дом в стиле Прованс, возможно, лучше обратиться к менее популярному, но от этого более оригинальному стилю дворянской усадьбы.
Этот стиль создать довольно просто, и при этом он будет не менее органично смотреться в загородном доме, чем имитация обстановки западных домов. Основой для интерьера дома в стиле дворянской усадьбы является принцип оформления русской избы, но с налетом роскоши и присутствием большого количества заимствованных элементов декора в эклектическом сочетании. Таким образом, отделка стен и потолка должна быть максимально простой и, лучше всего, если основным строительным материалом будет дерево. Добротные брусья можно не подвергать специальной отделке, чтобы сохранить колорит и подчеркнуть фактуру древесины. Она прекрасно сочетается с дорогими предметами интерьера. А вот пол уместно выложить кафельной плиткой в голландском стиле.
Желательно в центре дома выстроить традиционную печь, если позволяют средства. А отделать её также голландскими изразцами. Это всегда смотрится очень аутентично и напоминает поместья российской знати восемнадцатого века.
Дополнить интерьер дома в стиле дворянской усадьбы помогут предметы мебели и декора, которые во многом и создают правильное впечатление. Мебель лучше использовать в изящном французском стиле с яркой обивкой и разными ножками. Кроме того, стоит обратить внимание на такие элементы декора, как коллекции дорогого фарфора, настенные часы, столешницы из искусственного камня, дорогие картины в золоченых рамах. Уместны будут витражи, выставленные в межкомнатные двери и эффект верандного остекления. А роскошные хрустальные люстры и многочисленные бра завершат атмосферу роскошного и, вместе с тем, простого уюта дворянской усадьбы.В таком доме всегда можно будет полноценно отдохнуть, принять гостей и даже провести отпуск, ведь все здесь будет настраивать на неспешное, размеренное восприятие жизни.