Лавка старины » Сталинский ампир в дизайне интерьера
Это направление еще называют Сталианс, оно было распространено в тридцатые-шестидесятые годы в СССР. В отличие от построек для народа — бараков, спаренных одноэтажек, кирпичных домов без удобств, здесь было все для комфортного проживания. Сталинский ампир был уютным и торжественным, а доступен только самым избранным.
В середине 1930-х годов этот стиль зародился в архитектуре. Сталин, как Наполеон Бонапарт, благодаря которому зародился ампир, стремился показать всю мощь Советского государства помпезными высотками. В столице и других больших городах начали появляться новые здания с обилием лепнины и колон. Сталинские проекты жилых домов — это просторные квартиры с высокими потолками, раздельными комнатами и большими окнами. В 1950-х годах, когда к власти пришел Никита Хрущев, часть таких квартир превратили в коммунальные, а все будущие проекты отменили или предельно упростили. Хрущев считал такую роскошь недопустимой в то время, когда большинство людей ютилось в бараках без удобств.
Проект сталинской квартиры
Стандартная квартира «сталинка» состоит из трех-пяти комнат, однако были и семикомнатные варианты. Редко строились двухкомнатные квартиры. Площадь кухни достигала пятнадцати квадратных метров. Высота потолков — более трех метров. Вытянутые окна обычно выходили на две стороны. Обязательно присутствовал просторный холл, раздельный санузел, комнаты почти никогда не были смежными. Сами дома всегда строились в «историческом» центре крупного города, это значит, что вид из окон был соответствующим. Толстые стены домов возводились из белого кирпича, реже из красного. Сами здания имели три-четыре этажа, на фасаде обилие лепнины и настоящие колонны. Входные двери тяжелые, из дерева, часто двустворчатые, фасад также украшали профильными карнизами.
Несложно догадаться, что строили эти дома для избранных. Далеко не каждый представитель высшего партийного руководства мог стать владельцем такого жилья. Артисты, писатели, спортсмены, ученые, но только самые избранные и приближенные, тоже могли получить такую квартиру. Зато на пропагандистских плакатах, страницах журналов в таких интерьерах обязательно находились семьи простых рабочих. Впрочем, иногда передовикам эти квартиры все же доставались.
Интерьер квартиры в сталинском стиле
Квартирный дизайн объединял черты барокко, наполеоновского ампира и классицизма. Вот только в отличие от наполеоновского ампира, где обязательно присутствовало много золота, здесь яркие краски отсутствовали. Мебель преимущественно темная, стены пастельных оттенков, ковры красно-коричневые, межкомнатные двери белого цвета, иногда темно-коричневого. Допускался и монохромный интерьер с наличием некоторых ярких деталей, например, штор или картин. Обязательно присутствовало много натурального дерева, на полу паркет, который обычно выкладывался «елочкой». На стенах сдержанная лепнина, на потолках — фигурные розетки. А вот полы в санузле и кухне обязательно выкладывались керамической плиткой, более состоятельные люди могли позволить натуральный камень ценных пород.
Мебель выбиралась массивная и добротная, обычно из дуба, ореха и палисандра. Серванты выпуклой формы, круглые обеденные столы, кожаная мягкая мебель, деревянные стулья с точеными ножками — все эти предметы обязательно присутствовали в квартире с интерьером сталинского ампира. В самом центре потолка роскошная хрустальная люстра. Отдельные зоны освещались торшерами с текстильными плафонами, также присутствовали настенные бра, рабочее место в кабинете подсвечивалось настольной лампой. Оконные шторы обязательно были плотными и тяжелыми, со складками, в спальных комнатах вешали максимально темные, сегодня они называются блэкаут. Занавески иногда использовали и в дверных проемах.
Интерьер комнат
Гостиная, площадь которой иногда достигала тридцати квадратных метров, обязательно обставлялась дорогой мебелью. Комнату украшали напольные часы с боем, картины известных авторов, впрочем, это могли быть также работы с «советским реализмом». Полотна обязательно были в тяжелых рамах. Во всех жилых комнатах важную роль играла симметрия. Обязательно присутствовал центр комнаты, это мог быть камин или диван. Кухонных гарнитуров в те времена не изготовляли, зато был шкаф-сервант, буфет, каменная рабочая столешница. Столовая зона оформлялась обеденным столом.
Почти в каждой такой квартире обязательно присутствовал рабочий кабинет, который также выполнял функцию библиотеки. На самом почетном месте — массивный письменный стол, обязательно был книжный шкаф высотой почти до потолка. Холл или прихожая — это лицо квартиры, часто их оформляли роскошнее других. Например, на полу вместо паркета мог быть настоящий мрамор, на стенах — деревянные панели или лепнина. Могли также присутствовать колонны.
Сталинский интерьерный стиль можно с полной уверенностью назвать уникальным явлением, ведь в наше время все, что связано с той, эпохой ассоциируется с аскетизмом, а здесь все с точностью до наоборот. Неудивительно, что некоторые владельцы современных просторных квартир тоже стремятся к такому оформлению. Вот только на современном рынке мало присутствует соответствующих предметов, и нередко приходится делать покупки в антикварных магазинах.
Дизайн трехкомнатных квартир
В современных интерьерах сталинских квартир можно встретить все, что угодно – от лофта до этники. Дизайнер Ольга Кондратова восстанавливает историческую справедливость — возвращает сталинский ампир в интерьер трехкомнатной сталинки.
- 1 из 1
На фото:
Дизайн трехкомнатных квартир в домах сталинских серий часто обыгрывает унылые длинные коридоры. В проекте «Уроки истории» дизайнер подошла к планировке пространства иначе: комнаты выстроены анфиладой, что позволяет обойтись без коридора.
Сведения о квартире: трехкомнатная квартира-сталинка 72 кв.м. в доме на Котельнической набережной, Москва
О владельцах: семья с двумя детьми
Пожелания клиентов: привести внутренне убранство в соответствие с архитектурой дома, открыть вид из окон, убрать длинный коридор.
Эта квартира находится в самом раннем крыле здания на Котельнической набережной, построенном в 30-х годах. Внутри обнаружился длинный узкий коридор и развалившаяся лепнина. Дизайнер Ольга Кондратова взялась за дело радикально — не подлежащую восстановлению лепнину заменила на современные молдинги, а вместо коридорной системы спроектировала анфиладу, больше соответствующую сталинскому ампиру. Тут же открылся вид на набережную, любоваться им можно из двух окон большой комнаты, выполняющей функции кухни, столовой, кабинета и гостиной. Из нее же высокие двустворчатые двери ведут в спальни — детские и родительскую. Такая планировка позволяет обойтись без узких неудобных коридоров. Отделка в духе сталинского ампира восстанавливает исторический дух места, строгие современные решения смотрятся здесь вполне органично.
Две комнаты были объединены в одно большое центральное помещение площадью 35 кв.м. Именно поэтому в нем оказалось два окна и балка, разделяющая потолок. В получившейся просторной комнате дизайнер организует кухню, столовую, гостиную, кабинет и библиотеку.
Разделенный потолок обыгрывается просто и изящно: вешаются две люстры – каждая по центру своего «квадрата». Сталинский ампир, как наследник высокого стиля тяготеет к классической симметрии. В отделке дизайнер стремится поддерживать этот ритм, но без фанатизма. Два окна, две люстры, по две двери с каждой стороны комнаты с выступами «а ля колонны», и широким простенком между ними.В глубокой нише разместилась небольшая кухня. Деликатные классические фасады, «комнатные» лампы и картины, расставленные на полках, делают ее в хорошем смысле незаметной, встроенной в общий интерьер. Большое зеркало напротив окна умножает свет и пространство в столовой. Широкий подоконник вдоль всей стены объединяет два окна в единую композицию и служит полкой для декора.
Чтобы придать интерьеру торжественный вид, дверные проемы пришлось увеличить в высоту на полметра (до 2,6 м.) Двустворчатые двери с остеклением – аутентичная историческая деталь. Благодаря воздушной конструкции они делают интерьер легким и светлым. Большой круглый стол, вокруг которого рассаживается вся семья – тоже дань традиции. За темной драпировкой – встроенный шкаф. Поскольку не удалось найти дверцы нужного дизайна, дизайнер использовала занавеску. Временное решение оказалось довольно удачным. Теперь достаточно поменять текстиль в помещении, чтобы обновить весь интерьер.
Родительская спальня, смежная с комнатой малыша – тоже интересна своей планировкой. Большую комнату разделили вдоль раздвижной стеклянной перегородкой. В «светлой» части, с окном, поставили кроватку, пеленальный столик и кресло для кормлений и игр. В «темной» части расположилась родительскаю кровать. В каждую комнату есть отдельный вход из гостиной, а внутренняя занавеска обеспечивает приватность родительской спальни, когда это необходимо.
Изголовье кровати отделано молдингом с имитацией лепнины, и напоминает картину в раме. Вместо традиционных прикроватных тумб в маленьком пространстве использованы лаконичные современные полки. Как и в остальной квартире, стены здесь украшают картины – они делают интерьер изысканным. В «детской» спальне повесили большое зеркало, отражающее большое окно и визуально увеличивающее пространство.
В спальне старшей дочери ключевое место занимает большая кровать. Платяные шкафы устроены в нишах по бокам, все с теми же портьерами вместо дверец. Филенчатые торцы шкафов напоминают колонны, характерные для сталинского ампира. Они и придают комнате торжественности. Большое зеркало без рамы играет роль «расширителя» пространства. Дизайнер преднамеренно избегает украшений, чтобы зеркало максимально сливалось со стеной, не привлекая внимания к своим фокусам. Впрочем, в девичьей спальне это еще и практичный аксессуар.
Широкий подоконник стал письменным столом. Это решение – идеальное для маленького пространства: экономит место и обустраивает рабочее место в самой комфортной зоне – у окна. Комод IKEA в очередной раз демонстрирует, что пафосный интерьер не обязательно предполагает большие траты. Особое внимание уделено дизайну занавесок. Простые, но изящные натуральные ткани, драпировки, а из украшений – только кисти на подхватах. Такой дизайн — и историческая цитата, поддерживающая дух интерьера и очень практичное решение для оконного проема. Местами в интерьере обнажена первозданная кирпичная стена, покрашенная в белый цвет. Такой декор акцентирует внимание на возрасте дома, и при этом выглядит вполне современно, в стиле «лофт».
В ванную комнату ведет небольшая дверь из коридора. Характерная ретро-деталь — портьера с подхватом, заменяющая дверь между гостиной и коридором. Белые резные панели, плитка «с мушкой» и светильник-шар – тоже узнаваемые элементы дизайна начала прошлого века.
Простая белая квадратная плитка, безо всяких украшений – только такая имеет право появиться в интерьере с отсылкой к советским временам. Впрочем, в сочетании с молдингами, филенчатой мебелью, подсвечником и зеркалом в золоченом багете она смотрится элегантно. Большая декоративность была бы избыточна. Уют интерьеру придают детали, нехарактерные для ванной: вазы и книги, шкатулки и картины, тканевая занавеска, в которой нет нужды – ведь ванная отгорожена практичной стеклянной перегородкой.
Прихожая получается компактной – от нее «откусили» существенный кусок в пользу гостиной и ванной комнаты. Но и скромное пространство можно обставить с роскошью. Здесь помещается небольшой диван, столик с лампой, встроенный шкаф, полка для ключей и мелочей, уютный этнический коврик, картины, вазы и статуэтки. Расширить пространство помогают белый цвет, объемные филенчатые фасады шкафа и зеркала.
СМОТРЕТЬ ПРОЕКТ ЦЕЛИКОМ
Проект — участник конкурса «Лучший интерьер: загородный дом, квартира» на сайте pinwin.ru. Ссылка на страницу проекта: http://www.pinwin.ru/konkurs.php?kact=2&knid=26&rbid=4542
Интерьер квартиры из проекта, реализованного дизайнером Наташей Ломейко | Интерьер квартиры из проекта дизайн-студии Арт-Стиль | Интерьер квартиры из проекта, реализованного дизайнером Наташей Ломейко |
Сталинки, Трехкомнатные квартиры, Россия, Москва, Стиль ампир, Стиль, Квартиры, Интерьер, Страна, PinWin. ru, Описания проектов, Кондратова Ольга
- Комментировать в FB
- Комментировать в VK
Советский дизайн — ДАНИЭЛЛА О ДИЗАЙНЕ
22 июля 2020 г.
Заинтригованный тайнами советской архитектуры и дизайна, выкованными за железным занавесом, когда СССР закрылся от контактов с Западом, я был взволнован, получив экземпляр нового всестороннего исследования «Советский дизайн: от конструктивизма к модернизму, 1920-1980», опубликованном Scheidegger & Spiess. Этот печатный том освещает ранее забытые и важные области, связанные с историей современного дизайна.
Крупный обзор проектного производства за семидесятилетие существования Советского Союза является результатом обширного архивного исследования Кристины Краснянской и Александра Семенова, экспертов в этой области, работающих в Государственном музее архитектуры им. -Петербургская сценическая академия художеств и дизайна им. Штиглица соответственно. Они опирались на ранее не публиковавшийся материал и воплотили в жизнь работу ключевых дизайнеров, архитекторов и производителей, работающих за железным занавесом.
Мне понравился как текст, так и иллюстрации, и я открыл для себя увлекательную территорию. Мы можем узнать, что Советы создали Шарашку, систему технических конструкторских бюро, где дизайнеры были назначены для работы над государственными проектами в рамках пенитенциарной системы, хотя они не назывались «дизайнерами» — слово, воспринимаемое как синоним капиталистической системы. Лично я должен признать, что, прочитав весь спектр советского дизайна, я все же предпочитаю наследие знакомых имен, тех первооткрывателей, которые создали гениальный русский авангард: Татлин, Малевич, Эль Лисицкий, Родченко, Мельников. Их эксперименты с рационализмом, супрематизмом и конструктивизмом отмечают один из самых захватывающих моментов в истории дизайна.
Эта книга является обязательным дополнением к любой библиотеке по дизайну и архитектуре и настоятельно рекомендуется. Вверху: Образцы оформления интерьеров, представленные на Всесоюзном конкурсе на лучший образец мебели для жилых и общественных зданий. Фото: © Всесоюзный каталог выставки, 1972.
Константин Мельников, В. Курочнин. Гараж Госплана в Москве (1934–36). Фотография конца 1930-х гг. © Собрание Государственного музея архитектуры имени Щусева.
Геворг Кочар, Михаил Мазманян. Здание столовой санатория писателей на озере Севан в Армении 1969). Фото Михаила Чаракова. 1970-е-1980-е годы. Фото: © Государственный музей архитектуры имени Щусева, коллекция
Михаил Посохин. Проект павильона СССР для Международной выставки в Осаке, 1970 год. © Собрание Государственного музея архитектуры имени Щусева.
Зона гостиной, вид на лестницу компактной многофункциональной квартиры «Коммуна 33», дизайн Studio Bazi, дизайнер Алиреза Немати, 2017 © Фото Полины Полудкиной
Александр Веснин, Виктор Веснин, Конкурсный проект здания Наркомтяжпрома в Москве, Красная площадь, 1934. Коллекция Государственного музея архитектуры имени Щусева.
Пантелеймон Голосов, Александр Куровский. Конкурсный проект типографии газеты «Правда» в Москве (осуществлен), 1930 год. © Собрание Государственного музея архитектуры имени Щусева.
Обложка советского образца. От конструктивизма к модернизму 1920-1980 гг., Кристина Краснянская и Александр Семенов, Scheidegger & Spiess Авторы и права: совместно с Международной художественной галереей «Наследие», Москва
: Июнь 2013 :: Новости искусства :: Cassone
На выставке Design Miami/Basel 2013 московская галерея «Наследие» представляет выставку, посвященную советскому дизайну интерьеров. В галерее впервые пройдет выставка уникальных предметов интерьера в стиле советского ампира сталинского периода, середины 1930-х – середины 1950-х годов.
Советский ампир отличался роскошью и монументальностью, сочетая в себе элементы барокко, наполеоновского ампира, неоклассицизма и ар-деко. Этот санкционированный государством стиль заменил авангард в качестве основной эстетической концепции Советского Союза. Он символизировал возвращение к классическим представлениям о красоте и стал визитной карточкой могучей восходящей советской империи.
В 1929 году советское правительство Иосифа Сталина начало кампанию по быстрой индустриализации своей преимущественно аграрной страны. Уже многое известно о чудовищной человеческой цене тоталитарных амбиций Сталина, а также его репрессивной государственной культурной политики. Тем не менее, мы не должны забывать, что многие известные художники продолжали создавать красивые и изысканные предметы, несмотря на ограничение свободы творчества. Выставка в галерее «Наследие» посвящена усилиям тех смелых мужчин и женщин, которые продолжали творить в очень трудных обстоятельствах и постоянно сталкивались с возможностью тюрьмы или казни за любое реальное или мнимое нарушение.
При Сталине интерьер и архитектура создавались в едином едином стиле, диктуемом Кремлем. Компоненты, которые часто используются для облицовки внешних стен здания, теперь были видны внутри. К ним относятся колонны составного ордера и декоративная лепнина. В интерьерах широко использовались мрамор, дорогое дерево, бронза, репрезентативная живопись.
Эта роскошная и грандиозная эстетика закончилась во второй половине 1950-х годов. Новый советский лидер Никита Хрущев был человеком очень простых вкусов и критиковал советский ампир за «чрезмерное приукрашивание».
При таком политическом забвении и перемене вкусов за последние 60 лет многие предметы интерьера сталинского периода были выброшены и утеряны. Сохранилось немного предметов, что делает эту выставку еще более особенной.