Интерьер усадьбы 19 века: Интерьер. Усадьбы XIX века | Золотые гостиные, Интерьер, Усадьба

Содержание

Интерьер русской усадьбы — 76 фото

Усадьба интерьер Дворянское гнездо


Глен Аффрик поместье интерьеры


Интерьер в стиле русской усадьбы


Дом в стиле дворянской усадьбы 19 века


Дачный дом в стиле русской усадьбы


Гостиная в стиле русской усадьбы


Стиль русская усадьба


Декоратор Алла Шумейко


Гостиная в стиле русской усадьбы


Интерьеры усадьбы Богдановское


Дом Honka в стиле русской усадьбы XIX века интерьеры


Интерьеры Бориса Дмитриева в стиле русская усадьба


Интерьер деревянного дома в стиле русской усадьбы


Дом Honka в стиле русской усадьбы XIX века


Интерьер в стиле русской усадьбы


Дом Honka в стиле русской усадьбы XIX века интерьеры


Кухня в стиле русской усадьбы


Интерьер в стиле русская усадьба в бревенчатом доме


Дворянские усадьбы 19 века в России интерьер


Вятский дом интерьер


Интерьер в стиле русской усадьбы


Интерьер дачи


Французские шторы Дворянская усадьба


Старая дача интерьер


Кухня в стиле русская усадьба


Интерьер в стиле русская усадьба в бревенчатом доме


Интерьер дачи в стиле русской усадьбы


Камин в усадьбе


Усадьба в стиле Ампир


Интерьер в стиле русской усадьбы


Дом в стиле дворянской усадьбы 19 века


Веранда в стиле Прованс дачный


Дом Honka в стиле русской усадьбы XIX века


Дача в старинном стиле


Интерьер а-ля рюс


Дворянская усадьба 18 века внутри столовая


Стиль русская усадьба


Дворянское поместье 19 век интерьер


Интерьеры Бориса Дмитриева в стиле русская усадьба


Интерьер в стиле русская усадьба в бревенчатом доме


Старорусский стиль в интерьере


Кирилл Истомин кухня


Гостиная в стиле русской усадьбы


Музей усадьба Остафьево русский


Интерьеры Анастасии Немоляевой


Русский стиль в интерьере


Château de Sceaux интерьеры


Убранство Остафьево усадьба


Интерьер в стиле русская усадьба в бревенчатом доме


Русская Дворянская усадьба 19 века интерьер


Шторы в стиле русской усадьбы


Интерьер столовой в стиле русской усадьбы


Спальня в стиле русской усадьбы


Провинциальный стиль в интерьере


Ксения Бобрикова дизайнер интерьера


Веранда в стиле русской усадьбы


Стиль Ампир в интерьере 19 века усадьба


Дадли Хаус Лондон


Интерьер старой усадьбы


Столовая в музее усадьбе Мураново


Интерьер дачи в русском стиле


Интерьер дачи в стиле русской усадьбы


Усадьба Грибоедова в Хмелите Ампир


Дворянский стиль в интерьере


Стиль русской усадьбы


Деревянный дом в стиле русской усадьбы


Неоклассицизм Ампир


Гостиная в итальянском стиле


Интерьер в русском стиле в деревянном доме


Стиль а ля рюс в интерьере


Интерьер а-ля рюс


Интерьеры домов Honka из клееного бруса


Кухня в стиле русской усадьбы


Интерьеры дворянских усадеб 19 века



Интерьер русской усадьбы

Русский жилой интерьер XIX — начала ХХ веков

 

Когда будете в Павловском дворце, обязательно посетите экспозицию «Русский жилой интерьер XIX-начала ХХ веков» – реконструкцию интерьеров жилых комнат высшего сословия России. Она находится на III этаже центрального корпуса, билет на нее покупается отдельно в кассе.

♦ По теме: Подборка экскурсий по Санкт-Петербургу, дворцовым пригородам и Ленинградской области

Эта экспозиция была создана под руководством главного хранителя Павловского дворца-музея А.М.Кучумова в 1976 году. На основе литературных и документальных источников, произведений живописи, рисунков и фотографий были воссозданы типичные интерьеры той эпохи. В 2000 году экспозиция открылась вновь, с изменениями и дополнениями. Переходя из зала в зал, словно перемещаешься в машине времени, перед глазами проходит целое столетие. Через интерьер, то, как обустраивали жилое пространство наши предки, лучше понимаешь психологию и философию людей того времени, их мироощущение и мировосприятие.

17 залов разделены на 3 смысловых блока:

  • русская дворянская усадьба 1800-1830-х годов,
  • столичный аристократический особняк 1830-1860-х годов,
  • городская квартира 1860-1890-х годов.

Интерьеры 1800-1830-х годов

В начале XIX века типичным жилищем знати был усадебный дом или городской особняк. Здесь, как правило, жила большая семья и многочисленная прислуга. Парадные залы обычно располагались на втором этаже и представляли собой анфиладу гостиных, будуар и спальню. Жилые помещения размещались на третьем этаже или антресолях и имели низкие потолки. Прислуга жила на первом этаже, здесь также находились служебные помещения. Если дом был двухэтажный, то жилые комнаты, как правило, были на первом этаже и шли параллельно служебным помещениям.

Конец XVIII – начало XIX века – время господства классицизма, который предполагает четкий ритм и единый стиль размещения предметов мебели и искусства. Мебель обычно изготавливалась из красного дерева и украшалась накладками из чеканной золоченой бронзы или полос латуни. Из Франции и других европейских стран в Россию проник интерес к античности. Поэтому в интерьере этого времени мы увидим античные статуи и соответствующий декор. Под влиянием Наполеона в моду входит ампир, созданный архитекторами Ш.Персье и П.Фонтеном, с его духом роскошных императорских резиденций времен Римской империи. Мебель в стиле ампир делалась из карельской березы и тополя, часто окрашивалась в зеленый цвет – под старую бронзу, с позолоченными резными деталями. Часы, светильники делались из позолоченной бронзы. Стены комнат часто окрашивались в чистые цвета – зеленый, серый, синий, лиловый. Иногда они оклеивались бумажными обоями или имитировали бумажные обои, гладкие или полосатые, с орнаментом.

Анфиладу комнат в экспозиции открывает Камердинерская (конец XVIII – начало XIX века). В таком помещении мог находиться дежурный камердинер. Мебель красного дерева с накладками из латуни выполнена в стиле «жакоб».

Камердинерская

Образцом для Портретной (1805-1810-е годы) стала соответствующая комната в усадьбе графа А.А.Аракчеева в Грузино. К сожалению, сама усадьба была полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Портретная оформлена в стиле раннего русского ампира, стены расписаны под полосатые обои.

Портретная, 1805-1810-е гг.

Кабинет (1810-е годы) был обязательным атрибутом дворянской усадьбы. В представленном в экспозиции интерьере мебельный гарнитур сделан из карельской березы, письменный стол и кресло – из тополевого дерева. Окраска стен имитирует бумажные обои.

Кабинет, 1810-е гг.

Столовая (1810-1820-е годы) – также выполнена в стиле ампир.

Столовая, 1810-1820-е гг.

Спальня (1820-е годы) функционально разделена на зоны: собственно спальню и будуар. В углу находится киот. Кровать закрыта ширмой. В будуаре хозяйка могла заниматься своими делами – рукодельничать, вести переписку.

Спальня, 1820-е гг.Спальня, 1820-е гг.

Будуар (1820-е годы) располагался рядом со спальней. Если позволяли условия, это была отдельная комната, в которой хозяйка дома занималась своими делами.

Будуар, 1820-е гг.

Прообразом Гостиной (1830-е годы) послужила гостиная П. В.Нащекина, друга А.С.Пушкина, с картины Н.Подклюшникова.

Гостиная, 1830-е гг.Гостиная, 1830-е гг.

Кабинет молодого человека (1830-е годы) создан по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» (интересно сравнить его с усадьбой Тригорское, которая стала прообразом дома Лариных из этого романа). Здесь видно стремление к удобству и комфорту, активно используются декоративные ткани. Постепенно исчезает лаконичность, присущая ампиру.

Кабинет молодого человека, 1830-е гг.

Интерьеры 1840-1860-х годов

40-е – 60-е годы XIX столетия – время господства романтизма. В это время пользуется популярностью историзм: псевдоготика, второе рококо, неогрек, мавританский, позднее – псевдорусский стили. В целом, историзм господствовал вплоть до конца XIX века. Интерьеры этого времени характеризуются стремлением к роскоши. В комнатах обилие предметов мебели, украшений и безделушек. Мебель делали преимущественно из ореха, розового, сахарданового дерева. Окна и двери закрывали тяжелые драпировки, столы покрывали скатертями. На полы стелили восточные ковры.

В это время становятся популярными рыцарские романы В.Скотта. Во многом под их влиянием возводятся усадьбы и дачи в готическом стиле (я уже писала об одной из них – Марфино). В домах также устраивались готические кабинеты и гостиные. Готика выражалась в витражах на окнах, ширмах, экранах, в декоративных элементах отделки комнат. Для украшения активно использовалась бронза.

Конец 40-начало 50-х годов XIX века отмечены появлением «второго рококо», иначе называемого «а-ля Помпадур». Оно выразилось в подражании искусству Франции середины XVIII столетия. В стиле рококо были возведены многие усадьбы (например, погибающая ныне Николо-Прозорово под Москвой). Мебель изготовлялась в стиле Людовика XV: гарнитуры из розового дерева с бронзовыми украшениями, вставки из фарфора с росписью в виде букетов цветов и галантных сцен. В целом, комната походила на драгоценную шкатулку. Особенно это было характерно для помещений женской половины. Комнаты на мужской половине были более лаконичны, но также не лишены изящества. Часто они были отделаны в «восточном» и «мавританском» стиле. В моду вошли диваны-оттоманки, стены украшало оружие, на полах лежали персидские или турецкие ковры. В помещении также могли находиться кальяны, курильницы. Хозяин дома облачался в восточный халат.

Примером вышесказанного служит Гостиная (1840-е годы). Мебель в ней выполнена из ореха, в декоративной отделке прослеживаются готические мотивы.

Гостиная, 1840-е гг.Гостиная, 1840-е гг.

Следующее помещение – Желтая гостиная (1840-е годы). Гарнитур, представленный в ней, был сделан для одной из гостиных Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, предположительно, по рисункам архитектора А.Брюллова.

Желтая гостиная, 1840-е гг.

Туалетная молодой девушки (1840-1850-е годы) выполнена в стиле «ореховое рококо». Подобная комната могла быть как в столичном особняке, так и в провинциальной усадьбе.

Туалетная молодой девушки, 1840-50-е гг.

В Кабинете-будуаре (1850-е годы) в стиле «второе рококо» представлена дорогая мебель «а-ля Помпадур», фанерованная розовым деревом, с вставками из золоченой бронзы и расписного фарфора.

Кабинет-будуар, 1850-е гг.

Спальня молодой девушки (1850-1860-е годы) поражает своей пышностью, она также является образцом «второго рококо».

Спальня молодой девушки, 1850-60-е гг.

Интерьеры 1870-1900-х годов

Этот период характеризуется сглаживанием различий между дворянским и буржуазным интерьерами. Многие старые дворянские фамилии постепенно беднели, уступая влияние промышленникам, финансистам, людям умственного труда. Оформление интерьера в этот период начинает определяться финансовыми возможностями и вкусом владельца. Технический прогресс и развитие промышленности способствовали появлению новых материалов. Так, появилось машинное кружево, окна стали украшать тюлевыми занавесками. В это время появляются диваны новых форм: круглые, двусторонние, совмещенные с этажерками, полочками, жардиньерками т.п. Появляется мягкая мебель.

В 1870-е годы под влиянием Всемирной выставки в Париже 1867 году в моду входит стиль Людовика XVI. Второе рождение переживает стиль «буль», названный так по имени А. Ш.Буля, работавшего при Людовике XIV – мебель декорировалась черепахой, перламутром, бронзой. Комнаты этого периода украшаются фарфором русских и европейских заводов. Стены украшали многочисленные фотографии в ореховых рамках.

Основным типом жилища становится квартира в доходном доме. Ее оформление характеризовалось часто смешением стилей, сочетанием несочетаемых вещей лишь по общности цвета, фактуры и т.п. В целом, интерьер этого времени (как и архитектура в целом) носил эклектический характер. Комнаты подчас более напоминали выставочный зал, нежели жилое помещение.

Входит в моду псевдорусский стиль. Во многом этому способствовал архитектурный журнал «Зодчий». Загородные дачи часто строились в этом стиле (например, подмосковное Абрамцево). Если же семья жила в квартире, в псевдорусском стиле могла быть отделана одна из комнат, как правило, столовая. Стены и потолок обшивались панелями из бука или дуба, покрывались резьбой. Часто в столовой стоял массивный буфет. В декоративном оформлении использовались мотивы крестьянских вышивок.

В конце 1890-х годов складывается стиль модерн (от фр. moderne — современный), выражающийся в отказе от подражания, прямых линий и углов. Модерн – это плавные изогнутые природные линии, новые технологии. Интерьер в стиле модерн отличается единством стиля, тщательным подбором предметов.

Малиновая гостиная (1860-1870-е годы) поражает своей пышностью и роскошью стиля Людовика XVI в сочетании со стремлением к удобству и комфорту.

Малиновая гостиная, 1860-е гг.Малиновая гостиная, 1860-е гг.

Кабинет (1880-е годы) отличается эклектичностью. Здесь собраны разные, часто несочетаемые предметы. Подобный интерьер мог быть в доме престижного адвоката или финансиста.

Кабинет, 1880-е гг.

Столовая (1880-1890-е годы) выполнена в русском стиле. Обязательным атрибутом было кресло «Дуга, топор и рукавицы» В.П.Шутова (1827-1887). После Всероссийской выставки в Петербурге в 1870 году они приобрели огромную популярность. Вскоре подобные предметы мебели с различными вариациями стали изготовлять и другие мастера.

Столовая, 1880-90-е гг.

Кленовая гостиная (1900-е годы) – прекрасный образец стиля модерн.

Кленовая гостиная, 1900-е гг.Кленовая гостиная, 1900-е гг.

Таким образом, перед нашими глазами прошел весь XIX век: от ампира с его подражанием античной культуре в начале века, через увлечение стилями историзма в середине века, эклектики второй половины столетия и неповторимого, ни на что не похожего модерна на рубеже XIX-XX веков.

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

 

Польская усадьба в 19 веке: архитектура, традиции и атмосфера

Польская усадьба в 19 веке уже не была простым «архитектурным проектом». Те, кто владел усадебами, знали о прошлом и значении архитектурных решений и поэтому относились к ним как к жилому пространству, так и к инвестиции, например. как «носитель ценности». Это было особенно важно во время разделов, когда землевладельческая элита столкнулась с давлением разгосударствления.

by Maciej Rydel

 

Мы говорим об одноэтажной помещичьей усадьбе, а не о роскошном аристократическом дворце. Усадебный дом менялся на протяжении веков, но особенно сентиментальны для поляков классицистические одноэтажные усадебные дома с крыльцом с колоннами, расположенные где-нибудь в центральной Польше или в восточной части Речи Посполитой. Стоит совместить две нити понимания усадьбы: архитектурно-эстетическую с социальной и нравственной. Наряду с опорой на традиции и обычаи, создание помещичьей усадьбы обосновывалось особыми потребностями ее владельца.

Фото 1. «Постоянство польской усадьбы». Акварель Мацея Рыделя (2008 г.)

Усадебный дом обычно располагался на холме. Иногда он даже стоял на месте более старой усадьбы 16 века, от которой уцелел только подвал. Родовое гнездо обычно выходило на большую дорогу, вдоль которой шла аллея, обсаженная деревьями, чаще всего липовыми, каштановыми или грабовыми. Усадьба была обращена к солнцу, освещавшему ее с четырех сторон в течение дня.

Фото 2. Ворота и аллея, ведущие к усадьбе в Доброеве (Великопольша). Акварель Мацея Рыделя (2012)

Усадьбы, конечно, не могло быть без парка. Переходя через ворота и входя в тенистую аллею, ведущую к усадьбе, возникало определенное настроение. (фото 2) . Иногда строились парадные ворота, а над входом был виден герб владельца. Такой же герб мы видим над входом в усадебный дом.

Прямо перед этим входом была овальная или круглая лужайка, иногда окруженная живой изгородью с цветником в центре (фото 3) . Так образовался cour d’honneur , почетный двор, почти обязательный в XIX веке как символ престижа и достоинства помещичьей резиденции (фото 4) .

Фото 3. Лужайка у усадьбы в Смилове (Свентокшиское воеводство)

Кирпично-белый господский дом

Классицистическое здание обычно окрашивалось в белый цвет (никогда не в синий – цвет крестьянских изб). Четырехколонный портик, выходящий за пределы одного внутреннего этажа, определил так называемый колоссальный архитектурный ордер.

Архитектуре господского дома свойственны три элемента: во-первых, план, во-вторых, форма корпуса (включая чрезвычайно важные пропорции высоты стен к высоте крыши). Третий элемент — эстетика центрального входа. Ассоциации польской усадьбы с колонным портиком, столь популярные сегодня, распространяются на здания, возводимые в стиле классицизма, начиная с последней четверти 18 века. Классицизм в Польше довольно рано доминировал в архитектуре церквей и дворцов; он прибыл в поместья с задержкой не менее двадцати лет.

Фото 4. «В Туловицах» – картина маслом Анджея Новака-Земплиньского, 1980 г. Туловице – прекрасный образец усадьбы в стиле классицизма начала 19 века, спроектированный ведущим польским архитектором Хилари Шпиловски

Возьмем присмотритесь к портику, неотъемлемому атрибуту классицистической усадьбы. Есть много типов портиков: мы знаем так называемый «регулярный/малый заказ» (фото 3) или «колоссальный заказ» (см. Туловице и Тарногору). Портики имели две, четыре, шесть или восемь колонн в дорическом, тосканском, ионическом и коринфском ордерах. Восьмиколонный ионический портик можно увидеть в Константинове 9.0003 (фото 5) . Наиболее популярен тосканский ордер (см. рис. 3, 4, 18). В скромных особняках приходской знати портик, а ранее деревянное крыльцо (фото 6) часто был самым основным элементом, указывающим на дворянский статус владельца. Сегодняшнее представление о богатстве и великолепии усадеб определенно преувеличено.

Фото 5. В Константинове на Подлясье мы имеем образец оригинального восьмиколонного портика в ионическом ордере и пристройку господского дома во второй половине XIX в.

век

Архитрав опирается на головы колонн. В тимпане либо окна, чаще всего в форме круга или полукруга, либо барельефы с изображением картуша герба владельца (фото 7) . Надписи встречаются редко, всего несколько предложений или год постройки усадьбы. Над входом в усадьбу в Пенчицах (Мазовецкое воеводство) характерная надпись: «Я польская усадьба, которая храбро сражается и преданно защищает» (фото 8) . На Воле Пенкошевской близ Скерневиц, на фасаде господского дома, под двумя гербами супругов Антония Гурских и Анны, урожденной Шембек, находится отрывок из эпической поэмы Яна Кохановского: «Позвольте мне, Господи, жить в этом доме гнездо, и дай мне здоровье и чистую совесть». Эта надпись была довольно популярна и появлялась при многих дворах.

Фото 6. Скромный деревянный господский дом в Меречовщине, Полесье, имеет типичную польскую крышу и деревянное крыльцо, предшественницу колонного портика. Здесь в 1746 году родился Тадеуш Костюшко, впоследствии герой Польши и Соединенных Штатов Америки (фото 19-го века).30с)

Теперь посмотрим на крышу господского дома. Так называемые «польские крыши» использовались с 17 века. В отличие от мансардной крыши две верхние и нижние стороны польской крыши параллельны друг другу, что видно на иллюстрациях №. 1 и 6. Стрельцы, которые также привлекают внимание посетителей, — пережиток рыцарских времен. Затем оборонительные башенки, впоследствии миниатюризированные, выполняли уже не оборонительную функцию, а только жилую (см. рис. 1).

А внутри? В коридоре была своя особая атмосфера. Иногда его украшали рогами добытой дичи (фото 9) и большие шкафы для верхней одежды. Иногда в центре зала висел урожайный венок. Праздник урожая проводился в праздник Богородицы Травяной, 15 августа, когда праздновалось окончание уборки урожая. По этому случаю из лучших колосьев, цветов и фруктов делали венок, украшали лентами и благословляли в церкви и несли ко двору, где вручали наследнику. Венок обычно висел до следующего лета, создавая ощущение связи с землей, которая поддерживала тех, кто там жил. Иногда встречались и старые сундуки, которые в 19 веке играли лишь вспомогательную роль.века, когда шкафы вошли в обиход.

Фото 7. В тимпане усадьбы в Ктерах (Лодзинский район) – герб «Ястшембец» рода Водзинских

Из холла в гостиную (салон)

Как правило, хозяева пригласили своих гостей в гостиную (фото 10) . Там они встречали детей и других домочадцев, обычно живших вместе несколькими поколениями: бабушек и дедушек, теток и дядей-резидентов. Как правило, усадьба была многопоколенной (фото 11) .

В гостиной, кроме большой богато украшенной печи, диванов и кресел, стояло пианино, а стены были украшены картинами, характерными для каждой усадьбы. Обычно не было видно великих мастеров Италии или Франции, вместо этого преобладала графика, офорты и рисунки, а также масляные портреты предков. Иногда это были работы бродячих живописцев, которые переходили из усадьбы в усадьбу, где им предлагали пансион и ночлег для написания жанровых сцен, пейзажей и портретов домочадцев. Характерной особенностью усадебного дома было скопление сувениров, техники и мебели разных эпох. Владелец усадьбы редко покупал новую мебель сразу. Во многих усадьбах, как, например, в Туловицах, на стене висела доспех (фото 12) . На ковре национальные символы, горжет предка-рыцаря с Ченстоховской Богоматери, а под ним скрещенные сабли и старые части доспехов. Эти традиции также передавались из поколения в поколение. Были созданы генеалогические деревья, обычно свёрнутые в ящики, а иногда и висевшие на стене господского дома (фото 13) .

Фото 8. Пенчице в Мазовии. Красивая надпись, восхваляющая польские усадьбы

Поскольку мы упомянули художников, путешествующих из усадьбы в усадьбу и предлагающих свои художественные услуги, стоит упомянуть одно известное имя: Бронислава Рихтер-Яновская. Она смогла передать атмосферу польского поместья как никто другой. Ее работа, связанная с польскими усадьбами, восходит к концу XIX в.века и до 1940-х гг. Сегодня ее называют «художницей польских усадеб», потому что она очень хорошо их знала и жила во многих из них. На заказ писала помещичьи усадьбы, романтические интерьеры, романтические сцены из жизни усадеб (фото 14) . После выпуска в 1930-х годах большой серии открыток с репродукциями ее картин Бронислава Рихтер-Яновская стала очень популярной художницей в период, предшествовавший Второй мировой войне. Было популярно рассылать эти открытки массово на Рождество и Пасху (см. рис. 24).

Фото 9. Зал в Ваплево-Вельке (Поморское воеводство) – усадьба Сераковских (фото 1912 г.)

Вернемся к усадьбе 19 века. Планировка комнат внутри нашей усадьбы двухпролетная, с холлом и овальной гостиной на оси, выступающей перед садовым фасадом (фото 15) . Комнаты расположены так называемой анфиладой, т.е. все они соединены между собой от первой до последней. В столовую хозяева и их гости входили из гостиной, когда стол уже был накрыт (фото 16) . Поскольку в усадьбах строго соблюдалась иерархия, столов обычно было два. Один в столовой, так называемый первый стол, за которым сидели домочадцы – жители усадьбы и их гости. Второй стол находился во флигеле, и там ели люди, не принадлежащие к семье, т.е. администраторы, учителя, слуги.

Фото 10. Гостиная усадьбы в Кошутах (Великопольское воеводство)

Блюда приносили в столовую из кладовой дворецкого, где пища обычно раскладывалась в подходящую посуду. Был огромный шкаф, в котором хранилась вся посуда, столовые приборы и скатерти. Еще в начале 19ХХ века кухни располагались только во флигелях и в течение всего года, даже в самые холодные зимы, продукты приносили из флигеля в кладовую дворецкого. Только в первой половине века кухни стали включать в планировку усадеб, размещая либо в пристроенной к старому господскому дому части, либо в более крупных усадьбах – в подвале. Только в конце 19 века кухня получила полное право присутствовать в усадьбе.

После обеда хозяин пригласил гостей в свой кабинет, где обсуждал текущие дела с стюардом, получая его отчеты и отдавая распоряжения. Здесь он хранил самые важные сельскохозяйственные документы и календари, полные советов и рекомендаций по современным сельскохозяйственным и экономическим вопросам. Помимо картин, стены были украшены охотничьими трофеями. Некоторые офисы также функционировали как библиотека (фото 17) . В комнате будет камин и библиотечные шкафы от пола до потолка, отрегулированные местным плотником. В библиотеке будут сельскохозяйственные справочники, книги польских, французских и немецких писателей, альбомы с рисунками животных, трав, цветов и тетради с религиозными и патриотическими песнями.

Фото 11. Гостиная в усадьбе Сераковских в Ваплево Вельке. Владельцами были искусствоведы и коллекционеры. Во всем доме было около 400 картин

Желтая и лососевая комнаты

Для полноты образа усадьбы перечислим те комнаты, в которые нас скорее всего не пригласили бы: спальни, возможно с альковом, т.е. ниша с кроватью, кроме того, детские комнаты или комнаты бабушек и дедушек и жителей, и, наконец, комнаты для гостей. Было принято называть комнаты по цвету обоев на стенах. Так появились «лососевые», «синие» и «желтые» комнаты. Всего в усадьбе средних размеров площадью 400 м² было около 12 комнат. К этому следует добавить еще небольшую комнату, так называемую Зал, где хранились не только лекарства и травы, но и домашние варенья, ликеры, свечи и другие предметы первой необходимости. До середины 19го века чаще всего в усадьбе не было отдельной ванной или туалета. Люди мылись в спальне, где за ширмой стояло соответствующее оборудование. В больших усадьбах, помимо упомянутых выше помещений, имелись часовни, курительные и бильярдные. Существовали и так называемые «Школьные комнаты», так как дети получали первоклассное образование дома.

Фото 12. Паноплиум при усадьбе в Туловицах на Мазовии

Усадебный дом по определению был одноэтажным, в некоторых случаях имел жилую часть на чердаке. Обычно имелись дополнительные 2-3 комнаты для гостей или спальни (см. рис. 4 Туловице и 18. Тарногоура). Иногда огромные чердаки были складом ненужного хлама, всевозможных сундуков и чемоданов, старой мебели и королевством детских зимних игр.

Характерной чертой польских усадеб было их расширение. В 19 веке была пристроена небольшая башенка, уже тогда служившая дополнительными помещениями, напр. гостевые комнаты. Особняки часто оказывались маловаты для нужд владельца и иногда к ним пристраивали многоэтажную часть. Во второй половине XIX века некоторые усадьбы были расширены в соответствии с неоготическим стилем новыми частями в этом стиле (фото 5 и 18) .

Фото 13. Генеалогическое древо рода Дембиньских, герб «Нечуя»

Няни и учителя

В группу домочадцев среднего польского двора входили также часто очень развитые «педагогические силы»: няни, присматривающие за маленькими детьми, и воспитатели за старшими. Поскольку первые уроки проводились дома, учителей нанимали для обучения детей большему, чем просто письму, чтению и простой арифметике. После окончания учебы многие молодые дворяне зарабатывали на жизнь учителями в помещичьих дворянских семьях. В каноны придворной жизни входило обучение детей помимо школьной программы рисованию и игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, чаще всего на фортепиано. Многие известные польские художники работали учителями рисования у дворянских детей и таким образом зарабатывали себе на жизнь.

Фото 14. Бронислава Рихтер-Яновская: «Чтец». Художнику удалось прекрасно передать атмосферу интерьера усадьбы XIX века

Как ни парадоксально, на историю Польши большое влияние оказал эпизод из жизни Тадеуша Костюшко. В молодости он обучал рисованию дочерей друга своего отца Юзефа Сосновского. Особое внимание он уделял Людвике и так усердствовал в учении, что влюбился в нее, обратился к ее отцу, в то время смоленскому воеводе и литовскому полевому гетману, за руку дочери. К сожалению, его не приняли. Это было в 1775 году, после чего Костюшко уехал в Америку, чтобы в 1783 году стать генералом американской армии.0005

Воспитание помещичьих детей отличалось аскетизмом, полным послушанием родителям, дедушкам и бабушкам и уважением к старшим. Неотъемлемыми канонами воспитания были почитание предков, привязанность к традициям и «гражданское» мышление, которое прежде всего предназначалось для воспитания ответственности.

Фото 15. План интерьера усадьбы в Кошутах (Великопольша)

Необходимо помнить, что в воспитании детей большое значение имели семейные традиции и привязанность к земле предков. Были места, где одни и те же семьи на протяжении нескольких столетий жили в одном и том же поместье. Так было, например, в Скотниках под Сандомиром, которые постоянно принадлежали семье Скотницких, по крайней мере, с 13 по 19 век.45 (фото 19) . Фамилия этой семьи происходит от названия села. Усадьбы были естественными музеями, потому что в их интерьерах была старинная мебель, картины, фарфор и родовое серебро, а иногда и коллекции, собранные их предками. В библиотеках хранились семейные и районные архивы, переписка с соседями, конторами и иногда даже королевскими дворами.

Фото 16. Столовая в усадьбе в Гланове (Малопольский край)

* * *

Отведав домашней водки, меда или ликера, дамы оставались дома для сплетен, а господа отправлялись осматривать хутор – гордость хозяина дома – конюшню, соединенную с каретным сараем, коровником, иногда даже на 120 коров, пивоварню, где варили пиво, и амбар с мелким зерном, свежемолотым в амбаре.

Поместья были прежде всего экономическим центром. Площадь земли на один господский дом в мелком хозяйстве составляла до 200 га, в среднем от 200 до 1000 га (наибольшее количество таких хозяйств) и свыше тысячи в крупных хозяйствах. Леса обычно были частью собственности. Средний размер недвижимости в 19Польша го века составляла приблизительно 400 гектаров.

Фото 17. Библиотека в поместье в Туловицах на Мазовии

Владислав Лозиньский, автор книги Życie polskie w dunych wiekach ( Польская жизнь в старые времена ), опубликованной во Львове в 1907 г. Важнейшей чертой господского дома является всеобщность и самостоятельность всего его бытия, обусловленная природой времени и вещей. Это был замкнутый в себе и в себе организм, состояние по собственной воле. Чтобы жизнь в нем была сносной, он должен был быть максимально независимым от внешнего мира, достаточным для себя. Все делалось дома. (…) В каждом господском доме изготавливали крепкий алкоголь, а также различные наливки, варили домашнее пиво. Стол был доставлен на месте; что не дал тебе лес, поле, огород, коровник, ты не съел. Дома они делали мед, прессовали воск, сушили мясо и рыбу, делали лекарства и даже изготавливали чернила».

Фото 18. Пример расширения господского дома в стиле классицизма с неоготической башенкой в ​​Тарногоре (Люблинское воеводство)

Во флигеле располагались гостевые комнаты, апартаменты для учителя, управляющего и экономки. Также во флигеле была прачечная. Таким очень скромным флигелем было здание усадьбы Скарбеков в Желязовой Воле, где нашел приют Николай Шопен, учитель французского языка и литературы. Именно в таком флигеле (который позже, в 1920-х годов, расширенный до размеров усадьбы для музейных целей), что родился гений Фредерика.

Фото 19. Семья Скотницких в гостиной господского дома в Скотниках. Владелец поместья, Максимилиан Скотницкий (первый слева), представляет 20-е поколение этой семьи, которая жила на одном месте с 13 века

В среднем польском поместье не было столько обслуживающего персонала. Конечно, многое зависело от достатка хозяев и количества проживающих в усадьбе людей. Основной штат состоял из кухарки, горничной хозяйки и хозяина, няни для детей, а когда они подросли, домашней воспитательницы. Управляющий управлял фермой, кучер и его помощник заботились о лошадях. В более крупных, очень богатых усадьбах и дворцах были экономки, дворецкие во главе с «мажордомо», садовники, костюмеры, лесничие, кузнецы и т. д.

Рецепт орехового пирога, взятый из записок одной прабабушки, начинается так: «Садитесь кухарки, пусть чистят орехи под пение». Идея заключалась в том, чтобы они не ели орехи, поэтому пение стало неотъемлемой частью рецепта.

Фото 20. Часовня в усадьбе в Карнёвицах под Краковом

Рядом с флигелем находился холодильный склад: землянка из соломы, где несколько слоев льда, срезанных зимой из пруда, поддерживали низкую температуру до следующей зимы, а где мясо, завернутое в белое полотно, можно было безопасно хранить долгое время, не опасаясь порчи.

В глубине парка обычно располагалась часовня, небольшая символическая (см. акварель – «символ длительности» – рис. 1) или большая семейная часовня, где по воскресеньям и праздникам проводились службы. Эти часовни имели гробницы в подвале, где хоронили умерших членов семьи (фото 20) .

Фото 21. План репрезентативной части парка в Луславицах (Малопольша) с аллеями, газоном, флигелем, старыми деревьями и прудом

Среди буков и платанов

Усадебные парки (фото 21) имели от одного гектара до нескольких гектаров, иногда переходящие в лес (фото 22) . Окружающий усадьбу парк – просто элемент окружающей природы. Вписать усадебный дом в окружающий ландшафт было очевидным императивом владельцев. Таким образом, помещик одновременно воспользовался преимуществами природного ландшафта, окружавшего его имение, и естественным образом оформил этот ландшафт в соответствии с принципом «окружи себя природной красотой и приумножь ее».

Фото 22. Луславице, часть парка

Гордостью парка и гордостью владельца были старые, многоветвистые деревья, чаще всего дубы, платаны, каштаны, липы, буки. Иногда парки были старше усадеб, особенно когда на месте старой усадьбы строили новую. Парк служил укрытием от ветров, потому что нужно помнить, что в средневековой традиции усадьбы строились на холмах для их лучшей защиты. А на холмах и холмах ветер может раздражать. Парк представлял престиж, как и ворота, двор, ступеньки к усадьбе и роскошный портик. Наконец, парк углубил эстетику сиденья. Чаще всего его изготавливали из местных растений, но некоторые привозили и экзотические деревья, что разнообразило разнообразие деревьев. Так называемый «английский» ландшафтный парк, образованный в XIX в.ХХ века имел четыре уровня: травы, цветы, кустарники и деревья, а соответствующие, свободные композиции создавали прекрасные «перспективы». В качестве элементов сада появились перголы, фонтаны, садовые скульптуры, искусственные горки, не говоря уже о сезонных цветочных композициях.

Фото 23. Луславице, беседка в парке

Не следует забывать об огороде и фруктовом саду, которые были важной частью хозяйства и также обеспечивали самодостаточность господского дома, о чем говорилось выше. Пруд также был важным элементом парка, по крайней мере, такого типа, который выполнял как рекреационные, так и экономические функции. Здесь хозяин держал рыбу, и не только к рождественскому столу. Над прудом расположена беседка, стоящая немного в стороне, чтобы не загораживать прекрасный вид (фото 23) .

Фото 24. Бронислава Рихтер-Яновская, «Wielkanoc we dworze» («Пасха в поместье»). Картина примерно 1930 года. В этой традиционной и красивой сцене не хватает только детей

Хозяин усадьбы хвастался своей великолепной арабской лошадью, выведенной графом Юлиушем Дзедушицким, купленной в Ярчевцах на Подолии. Многие помещичьи поместья славились великолепными конезаводами арабских лошадей. В то время польское разведение было известно во всей Европе. Конезавод графа Дзедушицкого в Ярчевцах (нынешняя Украина) был перенесен в Езуполь в конце XIX в.го века, а в 1920 году он стал основой государственного конезавода арабских лошадей в Януве-Подляски.

Тем временем в вышеупомянутой беседке супруга хозяина ждала своих гостей дальше, распорядившись накрыть стоящий там стол.

См. также: Польская усадьба – символ традиции

 

Автор: Dr Maciej Rydel
Перевод: Алисия Роуз и Джессика Сиротин

4

0005

Акварели №: 1, 2. – Мачей Рыдель; № фотографий: 3, 5, 7, 8, 10, 11, 12. 13, 16, 17, 20, 22, 23 – Мачей Рыдель; Иллюстрации №: 6, 14, 15, 18, 19, 24 – архив Мацея Рыделя; Иллюстрация №: 4. Анджей Новак-Земплинский; Иллюстрации №: 9, 13 – Национальный музей в Гданьске, отдел в Ваплево-Вельке; Иллюстрации №: 21 – Lusławice Opus , Słowo/obraz/terytoria, Гданьск 2000, акварель: Дорота Панцерж-Лыскавинская. Все права защищены.

 

Д-р Мацей Ридель – Документалист польских усадеб и шляхетской истории. Автор 5 книг на эту тему. Автор более 150 статей и лекций о польской шляхте. Автор 20 фотовыставок (в том числе в Брюсселе, Яшунах, Литве и участие в выставке в Лондоне). Художник-документалист. Вице-президент Главного правления Ассоциации польских землевладельцев, вице-президент Гданьского отделения Ассоциации историков искусства. Награжден Рыцарским крестом ордена Возрождения Польши (2014 г.) за вклад в национальное наследие.

 

Исследуйте этот французский особняк XIX века

Когда Корал Майлз смотрит телевизионные программы, такие как «Побег в замок», она не может сдержать улыбку. «Это всегда было моей жизнью», — говорит она, объясняя, что в детстве ее семья переехала во Францию, когда ее родители купили старый монастырь в Бретани. В последующие годы ее мать Лесли восстановила еще несколько домов в Бретани и других местах Франции, включая Париж и долину Луары. Затем, 15 лет назад, они с Корал нашли этот атмосферный особняк на Луаре, построенный в 1850-х годах.

Когда-то дом великого дворянина пришел в упадок после долгих лет споров о наследстве. «Это была редкая возможность восстановить традиционный дом с действительно красивыми элементами», — объясняет Корал, добавляя, что некоторые из этих элементов даже старше, чем сам дом. В середине 20 века дом принадлежал мастеру-каменщику, который работал над восстановлением исторических зданий в этом районе. «Все вещи, которые больше не были нужны, он оставил себе и поместил в этот дом», — говорит она. «И у него был хороший глаз».


Вам также может понравиться Вдохновение для интерьера: реставрация дома в долине Луары


То же самое можно сказать о Корал и ее матери, которые вместе наполнили дом эклектичным набором антиквариата, подчеркивающего характер дома. . И при этом они следуют семейной традиции. «Моя бабушка была торговцем антиквариатом, настоящей эксцентричкой, у нее был магазин в лондонском районе Блэкхит в 1960-х, — говорит Корал. «Она спала полностью одетой за рулем своей машины, поэтому была готова отправиться на распродажу на рассвете».

Корал явно унаследовала как страсть к антиквариату, так и любовь к погоне, и она завсегдатай местных распродаж, брокантов и блошиных рынков, некоторые из которых расположены вдоль берегов реки. «Вы можете часами искать сокровища, а затем насладиться устрицами и хрустящим белым вином в прибрежном кафе», — говорит она.


Вам также могут понравиться ярмарки антиквариата и аукционы по всей Великобритании в этом месяце


Плоды этих поездок наполняют дом: куда ни глянь, интересные коллекции. В гостиной на каминной полке красуется великолепная старинная зеленая стеклянная посуда. Коллекция была начата ее бабушкой и продолжена Корал. В него входят 19Аптекарские бутылки 19-го века и аптечные банки 20-го века, некоторые с пробками из синего стекла, добавленными для украшения.

Стены кухни и высокая полка в холле украшены бело-голубой керамикой из Веджвуда, Спода и Лиможа, а также несколькими немецкими и голландскими изделиями. Некоторые предметы используются ежедневно, но многие из них слишком хрупкие, поэтому предназначены только для демонстрации. Пристрастие Корал к изысканному фарфору началось в юности, когда в 18 лет она привезла из школьной поездки в Санкт-Петербург целый чайный сервиз «Ломоносов». «Мне удалось запихнуть его в ручную кладь вместе с огромной банкой русских корнишонов, — вспоминает она.


Вам также может понравиться как создавать витрины из бело-голубого фарфора


Антикварные персидские ковры — еще одна страсть, и они нашли хорошее применение во всем доме. «Они придают комнате богатство и по ним приятно ходить», — говорит Корал, добавляя, что ей «успокаивает» сидеть и смотреть на замысловатые узоры. «В них так много деталей».

Больше всего поражает коллекция бабочек, украшающая стены столовой. Он был составлен двоюродным дедушкой Корал, энтомологом, который путешествовал по миру, документируя виды. Первоначально спрятанные в темных футлярах, Coral установила подносы, чтобы ими можно было наслаждаться. Несмотря на то, что Корал окружена таким количеством чудесного антиквариата, она утверждает, что коллекционирование — это не просто желание владеть вещами. «Речь идет о том, чтобы ценить их», — говорит она. «Проблема в том, что однажды начав или унаследовав коллекцию, трудно перестать пополнять ее…»

Больше похоже на это

Как и в случае с домом, садом, к сожалению, пренебрегали, но, изучив его первоначальные насаждения, Корал усердно работала над его восстановлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *