Русский ампир в интерьере: Ампир в интерьере: история и особенности стиля

Ампир в интерьере: история и особенности стиля

Вариант исполнения

Строгость и парадность, монументальность и величественность – все это те характерные черты, по которым узнается ампир. Появившись в начале 19 века, он стойко просуществовал около трех десятилетий и смог получить распространение в некоторых странах Западной Европы, а также в России.

Чем же так примечателен стиль ампир в интерьере? В этом мы и будем разбираться в данной статье. А главной задачей ее станет раскрытие основных направлений, особенностей стиля и секретов построения композиции.

Содержание статьи

  • Историческая справка: что такое ампир и как он возник
  • Общие характерные черты стиля
  • Направления стиля
    • Французский ампир
    • Русский ампир
    • Сталинский ампир
  • Правила обустройства интерьера
    • Цветовая гамма
    • Отделка стен
    • Устройство потолков
    • Варианты покрытия пола
    • Мебель
    • Декоративные элементы
  • Идеи оформления современных комнат в стиле ампир
  • В заключение

Историческая справка: что такое ампир и как он возник

Придя к власти, Наполеон Бонапарт всеми силами и средствами пытался подчеркнуть свое могущество, что не могло не отразиться в том числе и на архитектуре, на интерьерах. Завоевывая все новые и новые территории, властитель стремился объединить их и в культурном отношении.

Выход виделся именно в насаждении имперского стиля:

  • Это, собственно, и стало отправной точкой в зарождении и развитии направления. Даже название говорит само за себя, в переводе с французского оно означает «империя».
  • Можно суверенностью сказать, что ампир – некое перерождение классицизма, его модернизированная версия. Более того, исторически, он относится к стадии позднего, или высокого классицизма.
  • Примечательно то, что в странах Западной Европы стиль приживался неохотно. Например, в Австрии и Германии, несмотря на то, что эти страны были подвластны французам, появился оппозиционный стиль, носящий название бидермайер. Однако стоит отметить, что элементы ампира в нем все же присутствовали.
  • Наверное, единственной страной, сумевшей оценить стилистику по достоинству, стала Россия. Она гостеприимно приняла направление. И, хоть оно и претерпело некоторые изменения в силу другой культуры, но все же укоренилось — а позже даже проявилось с новой силой в период правления вождя Советского Союза.
  • Подражание всему французскому было очень модным в то время.
  • Подаренный правителю России Фонтеном альбом с изображениями проектов мебели и интерьеров, сыграл значимую роль в развитии направления петербургского ампира.

Наполеоновский ампир

Угасать стал стиль интерьера ампир под влиянием течения историзма, однако это не помешало ему сохраниться до нашего времени и активно применяться при оформлении современных квартир и домов.

Общие характерные черты стиля

Интерьер ампир, как и любой другой, обладает набором характерных особенностей, которые, вне зависимости от направления и течения времени, в той или иной мере проявляются при дизайне помещений.

Познакомимся с ними:

  • Основная черта – грандиозность. Воплощение стиля идеально подходит для комнат большой площади, в которых можно передать историчность, могущественность резиденции императора.
  • При входе в такое помещение ощущается торжественность и величественность.
  • На данный момент ампир используют при оформлении номеров гостиниц класса люкс, вилл, а также банкетных залов в дорогих ресторанах.
  • Расстановка мебели – специфическая. Она, как правило, характеризуется лучевой композицией или центрической.
  • На потолках и полах, параллельно друг другу, выделяются центры, посредством нанесения узоров. Одним словом, на них делается акцент.
  • Массивные, большие зеркала – обязательный атрибут. Они отражают величественную обстановку и подчеркивают необыкновенно роскошный вид помещения.
  • Особенности стиля – это также: скульптуры, картины с изображениями воинских достижений, элементов, характерных для античных Греции, Египта и Рима.

На заметку! Для того, чтобы передать ампир в современном интерьере, разумеется, не обязательно использовать дорогую позолоту, античные картины и другие антикварные вещи. Да и материалы для строительства сейчас используют уже совсем не те.

Основная задача дизайнера состоит в зрительной передаче, при этом замена деталей и элементов на имитацию вполне допустима.

Направления стиля

Как уже говорилось, интерьер в стиле ампир 19 века получил два основных направления, что обосновано активным развитием его в двух сильнейших империях: Российской и Французской.

Французский ампир

Французский ампир – это, можно сказать, классика. Цель создания стиля, в целом, до сих пор связана и с современным использованием подобного оформления.

Давайте подумаем, в каком случае помещение стоит сделать в стиле ампир:

  • Несложно догадаться, что наиболее удачными и подходящими вариантами станут: гостиная, зал для приемов, большой холл для торжественных мероприятий и приема дорогих гостей, элитные гостиничные номера, резиденции и так далее.
  • То есть, актуально таким образом выделить те места, в которых стоит подчеркнуть монументальность внешнего вида, важность и торжественность какого-либо события.
  • Так, в принципе, было и во Франции. Ампир – стиль имперский, предназначенный, в первую очередь, для выделения могущественности и величия власти. Он насаждался верхним слоям власти и никогда не был народным.
  • Не зря на предметах декора, стенах, картинах часто изображали элементы имперской символики, военных достижений.
  • Даже самыми распространенными оттенками являлись цвета, связанные с символом Франции – флагом.
  • Зрелищность, великолепие – это одни из главных характеристик французского варианта стиля.

Интересный факт! Ни для кого не секрет, что во времена правления Наполеона, военный образ жизни стал фактически нормой. В таких условиях был создан стул, который мы используем сегодня в походах и других подобных мероприятиях. Он имеет скрещенные ножки и тряпичное место для сидения.

Русский ампир

Русский интерьер в стиле ампир имеет свою предысторию. А началось все еще при правлении предшественника Александра – Павла.

  • Он крайне отрицательно относился ко всему, что связано с Францией. Это в первую очередь было обосновано с экономической точки зрения: так можно было простимулировать производство отечественных товаров.
  • При всем этом, русские мебельщики активно искали пример для подражания, каковым стал парижанин Ж. Жакоб.
  • Как итог, «жакоб» русского происхождения, ставший именем нарицательным, впитав в себя элементы французского ампира, также был наделен своими индивидуальными чертами.
  • К ним стоит отнести большую простоту и герметичность форм, монументальность.
  • В то время в России впервые стали изготавливать изделия из таких дорогостоящих пород дерева, как красное и карельская береза.
  • Основное отличие, благодаря которому узнается русский ампир, это – особая архитектурность оформления.
  • С приходом к власти Александра I мало что изменилось, и ввоз предметов мебели извне по-прежнему не поощрялся. Но, при этом, влияние Франции не могло не отразиться, так как она все же диктовала моду.
  • Неудивительно то, что мебель российского изготовления отличалась от иностранной, ведь ее проектирование было поручено и отечественным архитекторам, таким как, например, Стасов и Воронихин. Они-то, в основном, и внесли эти высокоархитектурные черты.

Условно, такие предметы русского ампира можно разделить на 3 категории:

  1. дорогостоящие, из ценных пород дерева, предназначенные для имперских владений;
  2. предметы, оформляющие усадьбы были несколько скромнее;
  3. к середине 19 века ампир стал больше проникать в народ.

Разумеется, распространение он получил не среди категории крестьян, а среди помещиков, мелких чиновников и управителей. Но такое воплощение ампира в интерьере больше напоминало немецкий вариант противостояния данному стилю, о котором мы говорили выше (бидермайер).

  • Для более бюджетной мебели применялись соответствующие сорта древесины: липа, береза, например. При этом их зачастую окрашивали, имитируя ценные породы.

Это интересно! Русский ампир отличался еще тем, что комфортность, по сути, не имела значения. Ведь о какой практичности использования можно говорить, если на первом месте стояла демонстрация могущества и величия. Хотя нельзя сказать, что во Франции было совершенно наоборот, скорее в России это проявлялось еще сильнее.

Из всего вышесказанного можно сделать разумный вывод: российские интерьеры в стиле ампир выделялись большей строгостью, простотой и архитектурностью.

Сталинский ампир

Интерьер «сталинский ампир» стоит выделить отдельно. Дело в том, что это не совсем тот ампир, о котором идет речь в данной статье. Стиль содержит элементы также: неоготики, барокко, арт-деко.

Проще говоря, направление, впитавшее в себя характерные черты некоторых ведущих стилей Западной Европы, процветавшие в период, начиная от позднего средневековья и заканчивая эпохой Просвещения. Интерьер в стиле «сталинский ампир» отражает все многообразие эклектики 1930-1950-х годов.

Возможно, многие знают или даже помнят, насколько престижно было жить в сталинских квартирах. Да и сейчас цена на них не только не упала, а, скорее возросла.

  • Высокие потолки;
  • Большие окна;
  • Лепнина;
  • Просторные комнаты в количестве 4-5-ти;
  • Паркет.

Все это – признаки жилища обсуждаемого типа. Рассмотрим фото и познакомимся с архитектурными и интерьерными традициями сталинского ампира.

Видео в этой статье: «Интерьер квартиры в стиле сталинский ампир», расскажет об оформлении в нём жилых  помещений.

Правила обустройства интерьера

Что представляет собой интерьер комнаты в стиле ампир в современном исполнении? Давайте поэтапно рассмотрим все детали, которые помогут воссоздать обстановку помещений Франции или России середины 19 века.

Цветовая гамма

Во французском ампире, как уже отмечалось, самыми распространенными были оттенки, отражающие цветовую композицию флага: красный, белый, синий. И, разумеется, как же без золотого, он придает величественность помещению и нарядность.

  • Белый цвет использовался крайне часто, особенно, в сочетании с золотым. Так декорировали стены, потолки, отдельные предметы для украшения.

Преобладание белого и золотого

  • Красный – цвет вина, отражение роскоши, высокопоставленности и неповторимой силы. Наиболее распространено его применение в текстиле. Отлично будут смотреться фактурные шторы, покрывала, декоративные подушки. Обивка для кресел и стульев также могла зачастую иметь красный оттенок.

Текстиль красного цвета

  • А вот синий цвет не ценился так высоко, он – холодный и, по мнению французских архитекторов и дизайнеров, не столь привлекательный и величественный. Именно поэтому синие оттенки использовали при оформлении не парадных помещений. Одним словом, комнат не большой важности.

Использование синего цвета

Нельзя сказать, что другие цвета не применялись. Дизайн интерьера в стиле ампир на сегодняшний день может быть исполнен в самых разнообразных оттенках, начиная от пастельных и заканчивая насыщенно зеленым, бордовым и другими.

Посмотрим галерею изображений и убедимся.

Отделка стен

Стиль ампир в интерьере дома предполагает изысканную отделку стен. Простой покраски недостаточно. Поверхность должна быть изящно оформлена.

Не стоит применять при этом обои (хотя в современном исполнении их используют), различные панели из пластика и какие-либо материалы, ярко выражающие современность. Недопустимо также отделывать стену камнем с грубой фактурой, да и вообще каким-либо.

Для того, чтобы максимально точно передать атмосферу наполеоновского стиля, можно воспользоваться следующими вариантами:

  • Заранее оштукатуренную поверхность покройте красящим составом светлого оттенка: бежевого, белого, можно даже песочного или нежно оливкового.
  • Участки стены стоит разделить на зоны, максимально симметричные.
  • Можно применить при этом, например, накладные колонны или лепнину.
  • Каждая зона обязательно декорируется. Это производится при помощи росписи, в современном варианте специальных наклеек и фотообоев на античную тематику, также подойдут витиеватые узоры, нанесенные золотой краской.
  • Присутствие зеркал — обязательно. Они должны быть достаточно габаритными, в массивной ажурной оправе.
  • Лепнина, как выступающий элемент, также может быть окрашена в золотой цвет, это только подчеркнет принадлежность интерьера к наполеоновскому стилю.
  • На стенах развесьте портреты и фотографии, сделанные в стиле эпохи.

Устройство потолков

Обязательное условие для восполнения рассматриваемого нами стиля – высокие потолки, желательно, большой площади. Чем больше последняя, тем выигрышнее и величественнее будет выглядеть все помещение в целом.

Потолки, свойственные ампиру, не могут остаться незамеченными. Настолько искусно, изысканно и сложно они оформляются, что не обратить на них внимание просто невозможно.

  • Окрашивают их, обычно, матовой краской, преимущественно светлого оттенка;
  • Поверх наносят лепнину, украшают позолотой, узорами.
  • Люстра, зачастую, может быть не одна. Чем длиннее комната, тем освещения больше.
  • Как правило, люстры свисают, имеют немалый размер, украшены хрусталем.
  • Лампы обладают формой свечи, а патрон – подсвечника.
  • В современном варианте вполне допустимо дополнительно освещать помещение точечными светильниками.
  • Потолок также может быть и объемным.

Варианты покрытия пола

  • Наиболее подходящим вариантом стане художественный паркет.
  • Однотонные покрытия тоже подойдут, но в полной мере атмосферу передавать они не будут.
  • Готовое покрытие имеет узор, которые, как правило, начинается от центра.
  • Интерьер гостиной в стиле ампир может характеризоваться наличием ковра, желательно ручной работы. То же можно сказать и про спальню.
  • На нем изображают элементы античного мира, орнаменты, Цветовая гамма – различна. Ковер может содержать: красный, золотой, синий, белый цвета и другие, свойственные стилю.

Мебель

Если вы зашли в современное помещение и никак не можете угадать в нем ампир, обратите внимание на мебель, она точно подскажет вам верный ответ. Мебель ампира заметно выделяет стиль, так как он вобрал в себя элементы Древнего Рима и Греции, в особенности, конечно, первого.

Основные характерные отличия:

  • Применяются только дорогостоящие породы дерева;
  • В одном помещении расставляют предметы, произведенные из одинаковой древесины;
  • Линии везде плавные, изящные;
  • Мебель украшается орнаментом в виде геометрических фигур или цветов;
  • Орнамент, в свою очередь, декорируется позолотой;
  • Практически в любой комнате, оформленной в стиле ампир, вы найдете предметы, сильно напоминающие мебель римлян. На фото представлены такие варианты.

Ложе на римский мотив

Какие предметы мебели наиболее характерны для данного направления?

  1. Невысокий столик на сплошной массивной ножке;
  2. Музыкальный инструмент;
  3. Габаритный стол для обедов;
  4. Шкафы с витринами;
  5. Деревянные стулья и кресла с обивкой из дорогих материалов;
  6. Диваны, декорированные золотистыми элементами и многое другое.

Декоративные элементы

Предметов декора использовалось большое количество. Это могли быть: картины, часы, скульптуры, вазы, подсвечники. Нет смысла всего перечислять. Давайте лучше взглянем на фото и увидим все своими глазами.

Идеи оформления современных комнат в стиле ампир

Давайте ознакомимся с наиболее интересными вариантами дизайна современных квартир в стиле ампир. А также, при помощи изображений, сравним стиль с его предшественниками и попробуем уловить отличия.

А теперь взгляните на следующие изображения: интерьеры ампира, барокко и рококо, чем они отличны?

А отличны они уровнем пышности, вычурности и цветовой композицией (если в двух словах). Причем, это касается абсолютно всего, начиная от отделки стен и потолков и, заканчивая мебелью и декором.

В заключение

Стиль интерьера ампир появился сравнительно давно, но даже в современности не теряет популярности. Хотите создать имперскую обстановку в своем жилище? Тогда это то, что вам нужно.

Стиль дизайна Русский ампир

Ампир пришел на смену классицизму во 2-й половине 18 века. Поскольку, в переводе с французского «ампир» означает «империя», то нет ничего удивительного в том, что его основой стали художественные особенности времен римских императоров и архаичной Греции, подчеркивая с помощью различных атрибутов всю их мощь и грандиозность.

Большой дизайн для солидных господ

Стоит только представить себе, как этот стиль будет смотреться в дизайне вашего собственного дома, и уже хочется причислить себя к сонму великих мира сего. Однако, сделать дизайн обычной квартиры в стиле ампир довольно сложно, ведь стандартным ремонтом вы не обойдетесь. Тут понадобиться точный дизайнерский расчет квалифицированных мастеров, которые обладают таким же огромным опытом, как специалисты АСК «Домус».

Более распространенным на просторах нашей необъятной родины является стиль русский ампир. Однако. Нашим мастерам необходимо было на что-то опираться, поэтому за основу были взяты работы известного на тот момент парижского мебельщика – Жоржа Жакоба.

История русского ампира

Русский ампир имеет еще одно название – александровский. Ему предшествует интересная предыстория, которая начинается еще во времена императора  Павла. До прихода Александра I.

Павел был ярым противником всего нерусского, особенно он был против Французских изысков, поэтому всячески старался развивать отечественную мебельную промышленность, запретил ввоз иностранной мебели. Тем самым многие дома именитых граждан были сильно обеднены в дизайне.

Отличие французского и русского (павловского) ампира заключалось в том, что последний был не только более простым, но и более монументальным. Именно тогда в России стало развиваться производство  мебели из красного дерева и карельской березы.

Декор тоже оставлял желать лучшего, точнее изысканного, поскольку он был очень простым и незатейливым. Его обычно составили штампованные латунные тяги, уложенные в незамысловатые геометрические фигуры.

Основной особенностью павловского ампира является его «архитектурность», ставшая после окончания наполеоновских войн главной отличительной чертой русского ампира, набравшего в те времена огромной популярности.

Когда пришел к власти Александр I, то французская мебель вновь заняла свои позиции. Однако ее не ввозили, поскольку это так и оставалось под запретом, но брали за основу для русского мебельного производства. А в русском ампире возникло более строгое «архитектурное» расчленение форм, что было вполне закономерно, ведь проектированием мебели в те времена занимались иностранцы – Росси и Тома де Томон, и русские архитекторы – Стасов и Ворохин.  Шкафы, этажерки, зеркала и другие предметы меблировки мастера превращали в поистине грандиозные произведения искусства. Именно искусства, поскольку по-другому назвать шкаф, превращенный в необычайной красоты здание, превращение обычного интерьера в уникально-оригинальный, когда прямо в помещении рождался город, просто нельзя. Такую красоту сегодня увидеть можно, пожалуй, только на проектах, которые с любовью создают архитекторы компании АСК «Домус».

Если вы собираетесь создать в своем доме интерьер в стиле русского ампира, то вам следует знать, что все предметы здесь принято делить на три основные категории. Мебель и другие предметы, более близкие по своему внешнему виду к французскому варианту – изготавливали в лучших санкт-петербургских мастерских по заказу самого императора.

В обустройстве усадеб и квартир можно было более четко проследить отечественные корни. Уже примерно в 1840 году несколько мрачный императорский стиль стал более домашним, и его все чаще можно было встретить в небольших чиновьичих жилищах, и домах землевладельцев среднего достатка. Тогда же и стала популярной вариация ампира, которую европейцы назвали «бидермайером».

Во дворцах все также продолжали использовать красное дерево, карельскую березу и палисандр, а мебель украшали бронзовыми или позолоченными накладками с тонированной резьбой.

Очень модно в то время было сочетание позолоты и белого цвета, который среди них был основным. Для более простой мебели использовали сорта более дешевой древесины – березы, ясеня, липы, которую затем окрашивали под дорогое дерево. Для обивки применяли шелк, ситец и репс (для более дешевой мебели) – однотонные, в полоску, всех цветов радуги.

Признаком хорошего тона было разместить возле дивана стол на одной ножке, круглой или восьмиугольной формы, напоминавший большую тумбу.

Для ампира понятия удобства и практичности не были основополагающими, поскольку считалось, что для великой державы величие и пафос гораздо более важны, чем удобства. Эти понятия остаются актуальными и сегодня, поскольку на дизайн в стиле ампир спрос по-прежнему высок.

Российская Империя | История, факты, флаг, расширение и карта

Российская Империя

Смотреть все СМИ

Дата:
2 ноября 1721 г. — 15 марта 1917 г.
Основные события:
Русская революция Русско-японская война Русско-турецкие войны Русская революция 1905 года Крымская война
Ключевые люди:
Петр I Екатерина Великая Сергей Юльевич, граф Витте Константин Петрович Победоносцев династия Романовых
Похожие темы:
славянофил Манифест освобождения декабрист западник
Похожие места:
Россия Москва Санкт-Петербург Киев

Просмотреть весь связанный контент →

Российская Империя , историческая империя, основанная 2 ноября (22 октября по старому стилю) 1721 года, когда Российский Сенат пожаловал Петру I титул императора (императора) всея Руси.

Отречение Николая II март 15 декабря 1917 года ознаменовался концом империи и ее правящей династии Романовых.

Узнайте о могущественном царском правлении огромной Российской империи, покрывающей одну шестую поверхности Земли

Посмотреть все видео к этой статье

Империя зародилась, когда русское дворянство искало новую родословную для своей монархии. Они нашли его в Михаиле Романове, молодом боярине (дворянине), избранном царем в 1613 году. Ранние Романовы были слабыми монархами. Коронованный в 17 лет, Михаил разделил престол в решающие годы своего царствования со своим отцом, патриархом Филаретом. Сын Михаила Алексис взошел на престол в 1645 году в возрасте 16 лет; он находился под сильным влиянием сначала Бориса Ивановича Морозова, а затем патриарха Никона. Федор III, которому на момент восшествия на престол в 1676 году было всего 14 лет, также уступил много власти фаворитам. Несмотря на это, все трое были народными царями, оставившими после себя хорошую репутацию в народе и которых славянофилы XIX в.

ХХ века идеализировали русских монархов как образец. Правительство в этот период обычно находилось в руках лиц, которые по тем или иным причинам пользовались личным влиянием на царей. Народное недовольство обычно оборачивалось против этих фаворитов, а не против самого царя, например, во время городских восстаний (1648–50), приведших к ссылке Морозова, и великого крестьянского восстания (1670–71) под предводительством казака Стеньки Разина.

Теоретически русская монархия была неограниченной, да и вообще не было никаких гарантий, ни юридических, ни экономических, против произвола царской власти. На практике, однако, степень контроля, который он мог осуществлять над империей, была фактически ограничена размером страны, неадекватностью администрации и в целом несовременной концепцией политики. Вследствие этого подавляющее большинство жителей редко ощущало на себе тяжелую руку государства, которое ограничивало собственные полномочия поддержанием порядка и сбором налогов. Некоторые из мнимых подданных царя, такие как жители Сибири и казаки, жили вполне автономными общинами, лишь номинально подчиняясь царской власти.

Снаружи внутри, внутри снаружи: Россия как империя на периферии

Хотя сравнения между падением СССР и других империй могут быть в какой-то степени полезными, в конечном итоге они не принесут результата.

Первоначально это эссе было опубликовано под заголовком «Россия как империя и периферия» в «О России: перспективы семинара в Энгельсберге, Axess», подготовленном в сотрудничестве с Фондом Акселя и Маргарет Экс:сон Джонсон, 2008 г. .

В течение многих лет моим главным ориентиром в понимании истории России было понимание России как империи и периферии. Я провел большую часть своего времени либо рассматривая Россию с точки зрения империи и периферии, либо сравнивая Россию с другими имперскими и периферийными государствами.

Империя — достаточно простая идея. Оно подразумевает огромную власть, а также государство, управляющее обширными территориями и многими народами. Империя для меня также подразумевает антитезис народного суверенитета и национализма, которые являются двумя доминирующими идеологиями современного мира. Периферия означает, что Россия находилась на краю Европы и, в более широком смысле, западной цивилизации как с точки зрения власти, так и с точки зрения ценностей. Ее элиты часто расходились во мнениях относительно того, принадлежит ли Россия «Западу» или же она представляет собой отдельный мир. Большая часть современной российской истории была обусловлена ​​решимостью российского государства конкурировать с «западными» великими державами. Исторически эта решимость была обусловлена ​​прежде всего соображениями безопасности и власти, но свою роль также сыграли опасения по поводу идентичности и статуса России.

Очевидно, империя и периферия не объясняют всего в русской истории. Основные элементы российской идентичности восходят к эпохе до того, как Россия стала империей и до того, как подъем Европы к мировому господству сделал концепцию периферии полезной. Эти элементы включают в себя природную среду, то есть почву, климат и обширные евразийские леса и степи, в которых выросло русское общество. К ним относится и православная церковь, не только в отношении ее догматов и практик, но и в отношении того, как православие отличало русских от всех их соседей – латинских христиан, мусульман и язычников. Наконец, существовала монархия, более близкая к Европе, чем к имперской монархии в Китае или исламском мире, но, тем не менее, принципиально отличающаяся от европейских традиций феодализма со всеми вытекающими отсюда представительными институтами и концепциями прав и договоров.

Просто перечислить эти три ключевых элемента традиционной русской идентичности — значит подчеркнуть, как много изменилось в 1917 году. Монархия и церковь не только были полностью исключены из новой российской идентичности, которая должна была уходить корнями в успешную социалистическую современность. То же самое было и с крестьянством, которое для многих дореволюционных народников было сущностью России и мишенью их лояльности. Из всех этнических общностей империи первыми, кого массово депортировали в советское время, были казаки, сформировавшие еще одну ветвь российской идентичности. Вероятно, правильно будет сказать, что советский режим искоренил больше элементов традиционной русской идентичности, чем это было в случае с большинством нерусских меньшинств. Конечно, для этого была веская причина. Для советских правителей было крайне важно изменить лояльность и менталитет основной этнической группы в своем государстве.

Со временем в советский канон вкрались некоторые элементы старой России, хотя и в видоизмененном виде. Массовая грамотность и культурная контрреволюция 1930-х годов сделали Пушкина общим узлом для всех россиян. Хотя монархия Романовых дореволюционных десятилетий и советский режим основывались на очень разных концепциях, оба отвергали западную демократию. Некоторое старое отношение к власти не только сохранилось, но даже укрепилось при советской власти. То же самое было и с представлениями о России как о великой державе, но также и о государстве, находящемся под постоянной угрозой. СССР унаследовал тех же соседей и многие из тех же геополитических императивов, что и Романовы.

Но монархия и ее элиты считали себя частью европейского концерта великих держав. С большевизмом пришла точка зрения, согласно которой международные отношения рассматривались как игра с нулевой суммой между капитализмом и социализмом, а роль России заключалась в том, чтобы положить конец истории, приведя великое мировое движение к триумфу коммунизма. Даже в большей степени, чем в случае с монархией, власть и цели Советского Союза были поистине имперскими по своим масштабам.

Чтобы быть первоклассной державой и империей, Российскому государству требовалась потрясающая способность мобилизовать ресурсы из населения, которое обычно было более бедным и всегда гораздо более рассеянным, чем у его конкурентов. В восемнадцатом веке и первой половине девятнадцатого века, когда царская внешняя политика была наиболее успешной, ключом к российской власти были крепостничество и вестернизация российской элиты. В этом контексте полезны сравнения с Османской империей. Как и Романовы, османы правили империей на периферии Европы, которая в восемнадцатом веке столкнулась с вызовом растущей мощи Европы.

Однако, в отличие от Романовых, османам не удалось создать пехотную армию европейского образца, а также финансовую и административную базу, на которой должна была основываться такая армия. В значительной степени эта неудача была связана с его неспособностью дисциплинировать или вестернизировать элиты империи. Цена неудачи была высока, что в конечном итоге повлекло за собой этническую чистку мусульман на большей части северных окраин империи (Балканы и Кавказ), европейское господство и даже колонизацию части центральных районов мусульманской общины. Но и для русского общества цена успеха царизма была высока. В том числе революция 1917, которая в значительной степени подпитывалась ненавистью к крайне репрессивному и безжалостному государству, управляемому элитой, которая широко воспринималась русскими массами как не только эксплуататорская, но и культурно чуждая.

Однако успех или неудача российской внешней политики также в значительной степени зависели от международного контекста в ту или иную эпоху. Успех России в 1700–1815 годах во многом был обусловлен тем, что из пяти великих держав она была единственной, у которой не было постоянного заклятого врага, и поэтому она могла натравливать своих соперников друг на друга. В девятнадцатом веке это изменилось во многом не в пользу России. Британцы и французы объединились, чтобы победить Россию в Крымской войне 1854–1856 годов. Пруссия и Австрия, давние соперники, начали консолидацию германского блока в Центральной Европе в 1879 году.. В течение следующего столетия международная политика в значительной степени вращалась вокруг борьбы между тремя блоками, которые были объединены геополитическими интересами и идеологией, но также и в некоторой степени этничностью. Огромной ценой Россия победила германский блок в 1945 году. Затем она разрушила себя в борьбе за мировое господство с англо-американским блоком , составившим ядро ​​и определившим значение «Запада».

Победа большевиков в 1917-1921 годах во многом была обусловлена ​​международным контекстом. В мирное время другие европейские державы никогда бы не позволили России стать штабом международной социалистической революции и отказаться от своего огромного международного долга. Только в контексте европейской войны, которая истощила другие державы и заставила их перегрызть друг другу глотки, большевистская революция могла выжить. Ленин признал это. Его теория империализма утверждала, что капиталистические державы обречены сражаться друг с другом за рынки и дешевые ресурсы, и что в результате социализм восторжествует. Когда Вторая мировая война привела к тому, что сначала Восточная Европа, а затем Китай попали к коммунизму, теория выглядела хорошо. Однако впоследствии оно было утрачено, когда весь капиталистический мир объединился под американским руководством, а международное коммунистическое движение раскололось между Россией и Китаем, что создало огромную дополнительную нагрузку на советские военные и экономические ресурсы.

В последние годы существования СССР я склонялся к тому, чтобы объяснять современные события по образцу, установленному предыдущими циклами модернизации, инициированными сверху государством и призванными обеспечить выживание России как великой державы в жестко конкурентном мире, где доминирует Запад. . Первым таким циклом, который я назвал «догоняющим Людовика XIV», была борьба за то, чтобы стать европейской великой военно-финансовой державой. Поражение Александра I над Наполеоном  ознаменовало успех в этом предприятии, но его настигло влияние промышленной революции, которая к середине девятнадцатого века изменила баланс сил в Европе. В Крымской войне 1854–1856 гг. Россия воевала техникой доиндустриальной эпохи, тогда как ее противники применяли нарезное оружие, железные дороги, пароходы и телеграф.

Таким образом, Александр II запустил второй великий цикл модернизации, чтобы обеспечить выживание России как великой державы в индустриальную эпоху. Этот второй цикл охватывал революцию 1917 года. Поражение Сталиным Германии знаменовало собой успех России (прежде всего в грубом выражении, которое означало выживание и имело наибольшее значение для правящих элит) в этой второй волне. Однако глобальная капиталистическая экономика в очередной раз подшутила над победившей Россией, перешагнувшей к XIX веку в постиндустриальную эпоху. 70-х годов и угрожая Советскому Союзу отсталостью, унижением и незащищенностью, если он не догонит. В этом заключалась самая основная причина перестройки.

Параллели между Горбачевым и Александром II работали, потому что оба работали в эпоху, когда либеральные идеи были на подъеме. Во времена Гладстона и Рейгана либеральный капитализм и либеральная политика казались путем к успешной и, следовательно, могущественной современности. Любому, кто хоть немного знаком с дилеммами, с которыми столкнулся Александр II, нетрудно было предсказать многие из проблем Горбачева. Авторитарное, многонациональное, имперское государство, поддерживаемое силой и инерцией, рисковало многими опасностями, проводя либеральные реформы. Незнание советской элитой дореволюционной российской истории сделало ее гораздо более слепой к этим опасностям, чем следовало бы.

Не все, что произошло в России с 1991 года, можно объяснить наследием империи. Глобализация имеет много врагов даже в обществах, чье богатство, институты и история обеспечивают некоторую защиту от нее. Между 1914 и 1945 годами эти враги торжествовали почти повсюду в Европе, когда первая волна либеральной глобализации распалась. Во второй волне глобализации Россия в 1990-х годах столкнулась с либерально-капиталистическим ураганом без каких-либо эффективных средств защиты — юридических, социальных или психологических.

К этому добавилось влияние потери империи. Чтобы поместить распад СССР в британский контекст, нужно представить Британскую империю, распавшуюся в одночасье в 1930-х годах, когда она уже утратила часть своего блеска, но, тем не менее, большинство британцев по-прежнему рассматривала ее как часть природы и в основе своей благотворную. . К распаду империи нужно было бы добавить отделение Шотландии (Украина) и Уэльса (Беларусь), свержение монархии и парламентской системы правления. Экономическая депрессия хуже, чем 1930 тоже надо учитывать. Такое сочетание привело бы в восторг даже флегматичного англичанина той эпохи. Во многих отношениях меня удивляет, насколько относительно ограниченной до сих пор была реакция России. Поэтому неудивительно, что нынешнее принятие населением стабильного авторитарного правления не вызывает удивления. Учитывая российскую историю, также совсем не удивительно, что многие символы и аргументы могут быть мобилизованы националистическими элитами, стремящимися восстановить авторитарную систему правления и вновь утвердить российскую гордость и влияние.

Сравнение с концом империи в других местах действительно помогает взглянуть на современные российские проблемы в перспективе. Легче во всех отношениях избавиться от заокеанской империи, чем от сопредельной сухопутной. У англичан, французов и голландцев были империи: русские, австрийцы и турки были империями. Не только география, но и британская конституционная традиция проводила резкое различие между Соединенным Королевством и даже белыми заморскими колониями. Это правда, что и в Британской, и во Французской империях существовали серые зоны. Ирландия и Алжир во многих отношениях были квинтэссенцией колоний, но в институциональном и юридическом плане были частью метрополии. Это помогает объяснить, почему иметь дело с этими двумя территориями оказалось гораздо болезненнее, чем избавляться от заморских колоний. Например, в случае с Францией бегство из Алжира привело к падению Четвертой республики и даже на короткое время к возможности военного путча в метрополии.

В некоторых отношениях различие между отбрасыванием заморских и прилегающих территорий простое. Например, с тех пор, как британцы покинули Бирму, в некоторых частях этой страны продолжается гражданская война различной степени интенсивности. Однако, поскольку Бирма находится довольно далеко от Кента, англичан это не смущало. Только теперь, из-за постимперской иммиграции, распад Пакистана становится чуть ли не главной угрозой внутренней безопасности британского населения. Безусловно, бывшей имперской метрополии гораздо труднее избежать последствий хаоса в своих бывших колониях, если они являются ее соседями. Это, например, относится к Чечне, которая с 1991 был базой для террористической деятельности в России и источником потенциального хаоса на всем Северном Кавказе.

Верно, что одной из причин, по которой это произошло, является жестокая и неуклюжая реакция Москвы на чеченское сопротивление. Опять же, это не должно удивлять никого, кто знаком с операциями по борьбе с повстанцами в последние годы Британской и Французской империй. Алжир или жестокая британская тактика, используемая для подавления мау-мау в Кении, являются тому примером. Отчасти потому, что они происходили за пределами Европы, британские и французские контрповстанческие действия подвергались меньшей критике со стороны европейского общественного мнения и институтов. Однако воспоминания также могут быть удобными короткими. Французы угнали международный рейс , чтобы поймать алжирского лидера Бена Беллу. Вместе англичане и французы провели Суэцкую операцию в 19 году.56 , чтобы поддержать свою рушащуюся гегемонию на Ближнем Востоке.

Когда британцы, французы, испанцы и голландцы потеряли свои заморские империи, они как государства стали иметь очень ограниченное международное значение. Крах международного коммунизма и СССР также значительно уменьшил мощь России. Но русские держались за жемчужину в своей имперской короне, а именно за Сибирь. Поскольку цены на нефть и газ по-видимому, останутся очень высокими, это означает, что, в отличие от других бывших империй, Россия потенциально остается великой державой, хотя и не сверхдержавой.

Империя, однако, всегда требует не только ресурсов, но и бремени. Часть логики деколонизации заключалась в том, чтобы сбросить это бремя. Гарольд Вильсон мог заявить, что отныне Британия не будет играть никакой роли в обеспечении безопасности к востоку от Суэца. Учитывая владение Сибирью и Приморьем, ни один российский лидер не мог в одностороннем порядке сократить оборонные обязательства таким образом. В двадцать первом веке Азиатско-Тихоокеанский регион, вероятно, будет гораздо более динамичным, но и гораздо более нестабильным, чем Европа. У России огромная граница с Китаем и крошечное и сокращающееся население Сибири и Дальнего Востока. Любой, кто знаком с прежней паранойей австралийцев по поводу азиатской демографической «угрозы», может легко представить озабоченность России растущей мощью Китая по ту сторону сухопутной границы.

Сравнение с Австрией дает некоторое представление о современных российских дилеммах, возможностях и соблазнах. Конструировать постимперскую австрийскую идентичность после 1918 года было намного сложнее, чем воссоздавать российскую идентичность после 1991 года. Все русские жили в одном государстве много веков до 1991 года. Никто не сомневается, что Пушкин был русским. Был ли Моцарт австрийцем и что вообще значило быть австрийцем до 1918 года? Это может означать отождествление с Австрийским домом (то есть с Габсбургами) и их империей. Это может повлечь за собой верность своей провинции или немецкому католицизму. Маловероятно, что это повлечет за собой идентификацию со всем этническим немецким населением Австрийской империи. Во всяком случае, союзники-победители не позволили всем этим народам присоединиться к постимперской Австрии. В самоопределении было отказано судетским немцам, которые вопреки своей воле были включены в состав Чехословакии. Если бы у них был выбор, жители Форальбурга, вероятно, предпочли бы присоединиться к Швейцарии. Похоже, что первоочередной задачей тирольцев было сохранение целостности своей провинции. Для этого очень многие немцы из Северного Тироля предпочли даже быть включенными в презираемую Италию. Тем временем большая часть населения основных австрийских провинций хотела присоединиться к Германии, но им было запрещено это делать.

Не менее важно то, что многие австрийские немцы не приняли гегемонию либеральной демократии и либерального капитализма даже после поражения Австрии и Германии в 1918 году и распада империй Габсбургов и Гогенцоллернов. До 1914 года немцы Центральной Европы создали то, что во многих отношениях было самой динамичной экономикой и культурой в мире. У них были лучшие в мире университеты и самые передовые системы социального обеспечения. Капитализм, который они предложили миру, был более корпоративистским и менее индивидуалистическим, чем его англо-американский аналог. Возможно, это был азиатский капитализм Ли Куан Ю до своего времени, во главе которого стояли все еще полуавторитарные государства (монархии Гогенцоллернов и Габсбургов), отрицавшие принцип народного суверенитета. Немцы также возглавили международное социалистическое движение, само по себе коллективистское и демократическое, но отнюдь не обязательно либеральное. В 1914 вполне можно было поверить, что двадцатый век в Европе будет принадлежать немцам. Эта германская версия современности не уступила франко-англо-американцам, но потерпела поражение в войне. Когда в 1929 году либеральный капитализм самоликвидировался, неудивительно, что Центральную Германию привлекли местные альтернативы.

Немцам также не нужно было верить, что нынешние геополитические реалии, поддерживавшие либеральную демократию и либеральный капитализм после 1918 были неизменны. Наоборот, было слишком легко увидеть хрупкость версальского порядка. Основная мысль заключалась в том, что в двадцатом веке только русские или немцы обладали ресурсами — экономическими и демографическими — для господства в Европе. В 1917–198, 1945 и 1988–1991 годах упадок одного обязательно сопровождался подъемом другого. Две мировые войны в Европе были прежде всего борьбой между Германией и Россией за то, чтобы победить своего великого соперника и тем самым завоевать господство в Центральной Европе. Это неизбежно наделило бы их контролем над ресурсами в таком масштабе, что они были бы гегемонами над всем континентом, если только внешняя сила (например, американцы) не вмешалась бы, чтобы остановить их.

Так, как никто не мог предсказать, Первая мировая война закончилась поражением и России, и Германии. Версальский порядок был построен против обеих стран. Это фактически обрекло его с самого начала, если только американцы не были готовы предоставить постоянную военную гарантию этого урегулирования в мирное время. В их отсутствие было невозможно поддерживать европейский порядок, которому не была привержена ни одна из самых могущественных политий континента. Это было особенно верно, поскольку британцы одновременно пытались сохранить глобальную империю на (относительно) сокращающихся ресурсах. Одна только Франция никогда не смогла бы поддержать версальский порядок. Всегда была вероятность того, что какая-то версия немецкой гегемонии возродится в Центральной Европе, хотя она не обязательно должна была принимать форму гитлеровской версии империи.

Как это часто бывает, сравнения бросают вызов предположениям и открывают неожиданные перспективы, но редко дают ответы на современные дилеммы. Контексты меняются, общества различаются, и непредвиденные обстоятельства имеют огромное значение. Судя по падению предыдущих империй, мы должны были ожидать гораздо более серьезных проблем, чем те, которые произошли на самом деле с 1991 года. Если, например, кто-то думает о роли протестантов в Северной Ирландии или Pieds Noirs , можно было бы предсказать гораздо большие проблемы от 25 миллионов русских в нерусских бывших республиках СССР, чем было на самом деле. Упадок и падение Британской империи произошло на протяжении трех поколений, и на ее британские элиты сильно повлияли представления вигов о законности, политическом компромиссе и согласии. Тем не менее, он оставил миру индо-пакистанскую конфронтацию, конфликт Израиля с арабским миром и множество более мелких проблем. Упадок и падение Австрийской империи были ключевой причиной двух мировых войн, поскольку Россия и Германия боролись за контроль над охватываемой ею территорией. Опять же, по этим стандартам влияние распада Советского Союза на международные отношения до сих пор было относительно благоприятным. Конечно, слова «пока» уместны: результаты падения империи могут проявиться только через десятилетия.

Во многом, как и прежде, судьба России будет зависеть от международного контекста. Этот контекст сейчас сильно отличается от того, что был в предыдущие эпохи, не в последнюю очередь потому, что существование ядерного оружия делает крайне опасным доведение ссор между великими державами до крайности войны. В целом, однако, мне кажется, что если США и их союзники останутся самыми богатыми и могущественными странами мира и если их версия либерального капитализма останется доминирующей, то велика вероятность, что в конечном итоге эта модель возобладает в России. слишком. Погубив себя в одной попытке возглавить мир под знаменем российской версии социализма, трудно представить себе какую-либо другую доморощенную идеологию, порождающую нечто подобное динамизму нацизма. В любом случае, Россия сама останется слишком слабой, чтобы возглавить атаку на Запад, хотя она может воспользоваться такой атакой и даже присоединиться к ней, если ее возглавят другие державы. Как сказал адмирал Мэхэн довольно преждевременно в 1899, ключ к будущему, вероятно, будет заключаться в том, обратит ли «Запад» азиатский средний класс в свои ценности.

Таким образом, моя интерпретация истории России как рассказа об империи и периферии является вводящим в заблуждение способом думать о будущей судьбе страны. Во-первых, Россия уже недостаточно сильна, чтобы считаться настоящей империей. Во-вторых, международная система может вернуться к традиционной модели азиатского равенства или даже превосходства над Западом. Поэтому два фактора, которые, по моему мнению, во многом определили современную русскую историю, во многом утратили свою силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *