Ландшафтный это – Что такое ландшафтный дизайн

Содержание

Что такое ландшафтный дизайн

А знаете ли вы, что понятие ландшафтный дизайн/дизайнер установилось только ближе к 19-20 веку?

Хотя люди, занимающиеся организацией пространства, применяя зелёные насаждения и декоративные элементы, существовали ещё в древности – вспомните сады Семирамиды.

В России 17-19 века таких людей называли «устроителями садов и парков». А то, чем они занимались, называлось «садово-парковым искусством».

В древности люди больше внимания уделяли садоводству и его практической цели – получение хорошего урожая с плодовых деревьев. Тогда как эстетическая составляющая была на втором плане. Позже в моду вошла декоративность цветов, которая долгое время была довольно актуальным направлением.

Но в современном ландшафтном дизайне эти два направления не имеют широкого распространения, особенно в индустриальных странах. Там главная задача – сгладить конфликтность урбанизационных форм и природы. То есть, создать комфортное и приятное глазу пространство для жизни, где природа и архитектура сочетаются и дополняют друг друга.

Но существует ещё одна трактовка – некоторые вкладывают в это понятие любые работы по озеленению участка и его благоустройству.

Так что такое ландшафтный дизайн на самом деле, в сегодняшнем современном виде?

Три составляющие

Сегодня уже никто не сомневается, что ландшафтный дизайн – это настоящее искусство. Он воплощает в себе аспекты трёх областей, можно сказать, держится на трёх китах, таких как:

1. Проектирование и архитектура
2. Растениеводство и ботаника
3. История культуры и философия

При разработке проектов специалисты не упускают из виду ни один из этих аспектов.

 

Первый кит — проектирование

Самым важным пунктом и первым этапом является, конечно же, проектирование и планировка территории. Необходимо продумать и составить на бумаге план расстановки всех объектов.

И расстановка заключается не в простом размещении объектов, а в их стилистическом объединении с учётом всех особенностей. Другими словами, необходимо составить законченную самодостаточную композицию, в которой всё будет на своих местах.

Кроме того, предварительное проектирование позволяет определить состав и порядок проведения инженерно-технических работ, таких как: установка систем полива, устройство дренажа, проводка освещения и др.

Второй кит — растениеводство

В процессе разработки дизайна также учитывается рельеф местности, её климатические особенности, характеристики почвы. А это уже даёт возможность подобрать те сочетания зелёных насаждений, которые будут хорошо развиваться в условиях конкретного участка, и в то же время будут гармонично вписываться в пространство, что тоже немаловажно.

Третий кит – история культуры

Третий пункт имеет большое влияние при создании тематических садов и композиций. Например: японские сады, китайские сады, композиция в стиле Кантри и т.д. Здесь необходимо знать особенности той культуры, в стиле которой создаётся композиция, её философские течения и направления.

Элементы ландшафтного дизайна

Сегодня многообразие элементов позволяет создавать поистине райские пейзажи. В каждом конкретном случае это могут быть свои тематические элементы, но основные группы, составляющие «базу» для проектирования, следующие:

• Сами здания – они формируют центр дизайнерского проекта;
• Газонное покрытие – формируется из разных видов трав;
• Зелёные насаждения – деревья, кустарники, цветы, а также целые ансамбли в виде клумб, рабаток, альпинариев, рокариев и т.д;
• Различные водные элементы – ручей, пруд, фонтан, бассейн, мини-водопад;
• Подъездные дорожки и площадки;
• Малые архитектурные формы – беседки, скамьи, арки, перголы;
• Мелкие декоративные элементы – музыкальные подвески, светильники, фигурки животных и сказочных персонажей, различные скульптуры;
• Различные технические составляющие, такие как освещение, системы полива и тому подобное.

Стили и направления ландшафтного дизайна

Наверняка вы слышали такие названия садов как сад камней, например (это разновидность японского сада), или сад в стиле фэн-шуй, сад в классическом стиле и т.д. Японский стиль пронизан философией дзень-буддизма, его теория полна разнообразных символов. На формирование китайского стиля повлияла философия фэн-шуй, даосизма. А классический, или как его ещё называют регулярный стиль – это вклад Франции.

На протяжении всей истории становления ландшафтного дизайна как искусства к сегодняшнему дню образовалось множество различных стилей. Однако чётких направлений всего три:

1. Регулярное (классическое) направление – это симметричные формы, топиарная стрижка растений, партер, живая изгородь и т.д.

 

2. Пейзажное (ландшафтное) направле

dizaynland.ru

что это, история, виды и классификация

Ландшафт — это часть территории, в пределах которой находятся основные составляющие элементы ландшафта (кора земли, вода, климат, растительный и животный мир), образующие связанное единство. Все виды ландшафта можно разбить на две большие группы: природный (нетронутый человечеством) и культурный (антропогенный).

Классификация и виды

Человек изменяет рельеф: в одних случаях выравнивает, в других  — добавляет канавы и холмы, создавая определенный ландшафт.

Классификация ландшафтов:

  1. Географический. Это определенная часть поверхности земли, имеющая единую конструкцию и развитие. В принудительном порядке влияет на все живые организмы, заставляя перемещаться в другой ландшафт тех, кто не может приспособиться в том или ином месте. В результате этого образовались определенные этнические народности. Большинство народов адаптировались к ландшафту и не пытались его изменить.
  2. Природный. Связан с предыдущим типом. Он также не подвергался воздействию человечества либо испытал ее в наименьшей степени. К данному типу ландшафта относятся рельеф, вода, животный и растительный мир.
  3. Агрокультурный. Ландшафт, в котором природная растительность в большей мере заменилась посевами и сельскохозяйственными и садовыми насаждениями.
  4. Антропогенный. Этот вид был создан в результате целенаправленной деятельности человека. Его возникновение связано с прямым изменением природного ландшафта. Сюда относятся поселения городского и сельского типа. Это изменения, контролируемые человеком.
  5. Исторический. Это вид ландшафта, тесно связанный с определенными историческими событиями и личностями.
  6. Социальный. Это особые каналы, по которым осуществляется взаимодействие между людьми. Сюда можно отнести организацию рельефа таким образом, чтобы можно было построить мост через реку или другие постройки, позволяющие вести нормальную жизнедеятельность людей.
  7. Культурный. Это человеческое и природное взаимодействие, которое в ходе хозяйственной деятельности изменило ландшафт. В качестве примера можно привести оазисы в пустыне, засеянные поля и так далее. Культурный и природный ландшафт не имеют четкой границы, не меняются геологическое строение и рельефные черты.

Немного истории

История появления ландшафта и ландшафтного дизайна начинается с древних времен. Увидев природную красоту, человечество решило дополнить.

Около 200 лет назад в Америке впервые употребили понятие «ландшафтная архитектура».

Природные ландшафты, преобразованные человеком, начали появляться еще во времена селения древних землевладельцев. По мнению ученых, первые попытки возведения садовых участков появились именно в Междуречье.

В 8-10 веках до нашей эры в Древней Греции появилось искусство возведения парков и садов. Позднее сюда добавились садовые прямые дорожки, аллеи, вазы и различные скульптуры.

3000 лет назад ландшафтный дизайн появился в Китае.

В Японии формирование садов также относится к древним временам. В последнее время в Европе японский стиль ландшафта завоевал большую популярность. Отличие данного стиля заключается в идее соединения природы и человечества.

Огромную роль в формировании ландшафтного дизайна сыграла Эпоха Возрождения. Здесь присутствуют скульптуры, искусственные водоемы и большие кустарники.

В 19-20 веках нашего времени ландшафтный дизайн раскрывается в наибольшей степени. Основное правило — добавление новых композиций. В России главным основателем дизайна был живописец, имеющий профессию «устроитель садов и парков» (понятия «дизайнер» в то время не существовало).

Ландшафтный дизайн самостоятельно

Самостоятельно сделать дизайн ландшафта достаточно просто. При соблюдении основных правил обычная дача превращается в прекрасный участок.

Основные этапы создания дизайна включают в себя следующее:

  • продумать, что именно хочется и где это расположить;
  • создать газон;
  • подобрать растения и аксессуары.

Важно! Газон — неотъемлемая часть ландшафтного дизайна. Именно он придает участку красивый вид.

Стоит запомнить, что при первом посеве не всегда получается хороший газон, придется поработать над ним парочку сезонов. Уход предполагает регулярную косьбу в сухую погоду и поливку во время засухи. Не нужно давать газону сильно отрастать, так как в дальнейшем его сложно будет разровнять.

Дизайн должен выглядеть гармонично. Это должно быть отражено в цветовой гамме. Цвета должны быть отражены не только в цветниках, но и в мебели и иных декоративных элементах. Отделка также занимает не последнее место. Например, если при оформлении используется белый кирпич, то он должен присутствовать в клумбах и дорожках.

В нашем материале мы разберем принципы создания ландшафтного дизайна своими руками.

Как использовать хосты для украшения сада? Читайте подробнее тут.

Здесь вы узнаете, как вырастить кизильник блестящий и как его использовать в саду.

Рассмотрим основные компоненты ландшафтного дизайна:

Дорожки

Опытные специалисты рекомендуют начинать с этого элемента. Дорожки можно разместить на месте, где уже были натоптаны тропинки. Для этого при помощи лопаты рисуются ровные линии, служащие гранями будущей дорожки. Затем выкапывается траншея, засыпается песком и заливается бетоном.

Альпийская горка

Это оригинальное украшение, напоминающее Альпы, отсюда и соответствующее название. Это небольшая насыпь, на которой высаживают разнообразные растения. Эту красоту легко сделать своими руками. На выбранном месте снимается верхний грунт и насыпается дренаж. Затем все необходимо засыпать грунтом и тщательно утрамбовать. Далее укладываются камни — снизу крупнее, сверху помельче. Отверстия между камнями засыпаются песком и поливаются водой.

Зеленые насаждения

Для создания клумб необходимо включить всю вашу фантазию. Отлично смотрятся старинные и ненужные предметы, засаженные цветами. Цветы лучше располагать по сезону цветения, начиная с весны.

Водоемы

Если есть лишнее место, то целесообразно использовать его под пруд. В специализированном магазине необходимо приобрести емкость, которая послужит основанием для водоема. Затем копаем яму, устанавливаем емкость и заполняем водой. Не забываем про растения. В воду можно поместить декоративные игрушки.

Беседка

Отличное место для беседки — рядом с водоемом. Ее можно построить или натянуть обычный тент.

Где взять оригинальные идеи?

Опытные специалисты рекомендуют новичкам брать идеи у себя в голове. Ведь в голове хозяина может возникнуть огромное количество идей для облагораживания своего участка.

Обязательно провести анализ участка, спланировать размещение объектов, а только потом начинать работу.

В настоящее время большую популярность имеют три стиля дизайна.

Кантри

Отражает простую сельскую жизнь — чистый воздух, тишина, природные материалы и природный комфорт. Этот стиль подойдет для тех, кто приезжает отдохнуть на дачу и заняться земледелием. Все постройки на участке отражают деревенскую жизнь. Это вносит необыкновенный уют и комфорт после городской суеты.

Пейзажный

Отражает природную красоту и естественность — густые заросли зелени, цветники, пруды, извилистые дорожки из камня. Впечатление, что все создано самой природой. Например, при обустройстве искусственного водоема проследите за тем, чтобы отличие от настоящего было минимальным — нечеткие каменистые берега, густая зелёная заросль, кувшинки и ряска на поверхности.

Модерн

Отражает порядок и функциональность — геометрические ровные формы, симметричность, множество строительных материалов. В таком саду нет зеленых джунглей. Каждое растение занимает свое место. Этот стиль не любит пестроту, поэтому в основном присутствует единая цветовая палитра.

Особое внимание следует уделить высаживаемым растениям. Представьте, какими вырастут деревья через несколько лет. Пройдет 15 лет, и пышная крона ели заслонит цветы от солнечного света, а корни разрушат систему водоснабжения. Также убедитесь, что у вас будет необходимое количество времени для обеспечения регулярного ухода за посаженной растительностью.

Таким образом, составляя самостоятельно дизайн ландшафтного участка, нужно учитывать все мелочи. В результате — полноценный отдых и непередаваемая красота.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

vokrugdachi.com

Ландшафтный дизайн — искусство благоустройства территории от GreenInfo.ru

Человек активно преобразует окружающий мир, изменяя его внешний облик в зависимости от своих представлений о гармонии.

 

 

Ландшафтный дизайн — это комплекс специальных мероприятий и решений по благоустройству территории, направленный на изменение внешнего вида территории путем активного использования природных компонентов. Ландшафтный дизайн способен сделать ваш сад уютным, красивым, а главное — оригинальным и неповторимым.

 

Каким будет ваш участок? Будет ли на нем альпийская горка и каменистый сад,  или вы предпочтете устроить пруд и цветники? Может быть, около вашего коттеджа будет играть в солнечных лучах струями фонтан, а зеленые аллеи шелестом листвы будут звать на прогулку? Какой стиль вам ближе: английский или французский, китайский или японский? А, может, сад ароматов станет украшением и гордостью вашего участка? Современные подходы к ландшафтному дизайну ни в чем не ограничивают полет вашей фантазии.

 

Стремясь организовать пространство вокруг своего дома, вы в первую очередь создаете сад. Он может быть плодоносящий, с фруктовыми деревьями и ягодными кустарниками, или просто декоративный, для любования растениями, для того, чтобы ощущать в нем покой и радость, и даже почти дикий, имитирующий природные сообщества. Идеальный вариант – когда ландшафтный дизайн не только не противоречит стилистике дома, но и является продолжением его интерьера.

 

Уже на этапе ландшафтного планирования нужно учесть потребности всех членов семьи, и предусмотреть необходимые сооружения и зоны. Сделать среду удобной для работы и отдыха, но добиться при этом наибольшей эстетической выразительности — основная задача ландшафтного дизайна. Внешний вид и функциональность взрослого сада тоже можно улучшить – проложить новые дорожки, добавить изгороди или декоративные стенки, построить игровую площадку, организовать место отдыха, разбить новые клумбы. Даже если участок совсем мал, нелишней окажется скамейка или небольшая беседка в любимом уголке, где хочется уединиться, чтобы понаблюдать за долгожданным цветением или суетливой жизнью насекомых и птиц в саду.

 

Древесные растения являются структурной основой в ландшафтном дизайне, но растут они не быстро. Поэтому на начальных этапах особенно актуально включение быстрорастущих лиан и разнообразных многолетников, которые в короткое время сделают ландшафтный дизайн привлекательным. При подборе растений важно учесть условия вашего участка – освещенность, обеспеченность влагой, плодородие почв.

 

Для тех, кто любит цветущие растения, источником постоянного художественного творчества могут стать цветники и клумбы. Цветники из однолетних растений могут быть теми живописными мазками, с помощью которых год от года можно менять цветовую гамму и характер сада, выплескивая в него то энергию горячих тонов, то спокойствие нежных, уютных красок.

 

Еще один способ добавить цвета, особенно актуальный в ландшафтном дизайне небольших пространств – контейнерное озеленение. Цветы в вазонах и горшках, подвесные корзины, вертикальные клумбы удобны тем, что занимают совсем немного места, легко перемещаются и не доставляют много хлопот по уходу.

 

Последний штрих в ландшафтный дизайн участка поможет внести садовый декор — оригинальные аксессуары, элементы мозаики, красивые емкости для растений, декоративные ограждения, старинная утварь, цветные отсыпки, причудливые коряги и художественные изделия из дерева, камня и металла, и даже текстиль. Они помогут объединить по стилю сад с убранством дома и сделать его особенным. 

 

Вы можете попытаться сотворить сад своей мечты самостоятельно и все сделать своими руками, или воспользоваться услугами профессионалов по ландшафтному дизайну. Все в ваших руках, главное – начать двигаться к цели!

 

В этом разделе мы предлагаем вам энциклопедию материалов по ландшафтному дизайну, охватывающих самый широкий круг вопросов: проектирование, вертикальное озеленение, живые изгороди, освещение, устройство водоемов, цветники и газоны, дренаж, мощение дорожек, фонтаны и много другой полезной и интересной информации по озеленению и благоустройству территории.

www.greeninfo.ru

Ландшафтный дизайн: определение и принципы

Ландшафтный дизайн — это искусство озеленения и благоустройства территорий. Он включает в себя несколько направлений, наиболее заметными из которых являются ботаника и растениеводство, архитектура, строительство и проектирование. Ландшафтный дизайн — это сложное искусство, которое позволяет из обычных компонентов создать нечто уникальное и неповторимое.

Проектирование ландшафтного дизайна

Прежде чем приступать к благоустройству вашего участка, необходимо создать хотя бы набросок того, что вы желаете увидеть (хотя бы в уме, но лучше на бумаге). Специалисты могут создать набросочный план быстро и без особых проблем, и это совсем не удивительно, ведь они видели уже тысячи проектов ландшафтного дизайна, а может и создавали сами. Но обычному человеку, не обладающему такими навыками, довольно сложно придумать всё самому. К счастью, можно воспользоваться готовыми вариантами.

Примеры идей ландшафтного дизайна: садовые дорожки на участке, столовая под открытым небом.

Основными правилами проектирования дизайна участка являются следующие:

  • — Чтобы участок не принимал куцый и пустынный вид, растения одного вида должны быть посаженными группами и близко друг к другу.
  • — Не следует сажать растения по прямой линии. Это неудачный вариант по тем причинам, что выглядит не очень красиво, а также не способствует развитию кустистости растений.
  • — Лучше избежать излишней симметрии, это смотрится неестественно. Пусть присутствует лишь намёк на сбалансированность элементов дизайна.

Элементы ландшафтного дизайна

Существует множество компонентов, которые можно использовать при обустройстве своего участка. Порою, один лишь взгляд на некоторые из них способен помочь сложить картинку у себя в голове. Выбор подходящих для вашего участка элементов дизайна является одним из ключевых моментов.

  • — Газонное покрытие и травы.
  • — Здания (особенно часто используются беседки различных типов).
  • — Крупные неживые декоративные элементы (камни, пруды, фонтаны).
  • — Зелёные насаждения (деревья, кустарники, цветы, а также их комбинации: сады, клумбы).
  • — Мелкие художественные детали (фонари, светильники, подвеска).

Ландшафтный дизайн участка своими руками

После того, как был создан набросок ландшафтного дизайна участка, пора приступать к его воплощению. И создание композиций дизайна своими руками является хоть и очень сложным делом, но столь же приятным. Чтобы воплотить вашу задумку в жизнь, необходимо набраться терпения. Зато потом вы сможете не просто любоваться красивым участком, а ещё и гордиться, что смогли сделать это сами.

Советы по созданию: каменных дорожек на участке, декоративного пруда.

naturae.ru

Ландшафтный дизайн — это… Что такое Ландшафтный дизайн?

Пример ландшафтного дизайна. Бивертон, штат Орегон, США

Ландша́фтный диза́йн — искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект), и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии[1]. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий.

В отличие от садоводства и огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность (повышение урожайности садово-огородных культур), ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.

Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия — ландшафтного проектирования.

История

С древних времён сады являлись традиционной формой организации окружающего пространства с помощью зелёных насаждений. Особую популярность они получили при дворах правителей и вельмож стран Востока. Далее садоводство как искусство распространилось практически повсеместно. При этом долгое время важную роль играла утилитарность садоводства (потребление фруктов и селекция фруктовых деревьев), позднее большее внимание получила декоративность цветов. Но ни фруктовые деревья, ни цветы не имеют столь широкого распространения в современном ландшафтном дизайне, особенно в его современной урбанистической форме. Ландшафтный дизайн — понятие собственно XX века. Термин возник в Западной Европе, в первую очередь в густонаселённых и индустриально развитых странах: Великобритания, Германия, где массовая индустриализация и рост пригородов быстро привели к давлению на окружающую среду.

Основные положения

Проектирование и планировка участка

Первый этап по подготовке местности к проведению ландшафтных работ начинается с художественного проектирования, то есть создания набросочного плана, основные правила которого:

  • Посадка и размещение растений должна иметь групповой характер, то есть растения одного вида или близкородственных видов должны быть посажены в непосредственной близости друг от друга, в противном случае местность приобретает куцый, пустынный вид.
  • При посадке растений и проведении других художественно-оформительских мероприятий следует избегать прямых линий. Растения в особенности не рекомендуется сажать по прямой линии, так как это не способствует развитию у них кустистости. Крайне строгая симметрия также нежелательна из-за своего неестественного вида, хотя определённая уравновешенность и сбалансированная композиция элементов дизайна должна непременно присутствовать.

Компоненты ландшафтного дизайна

Элементы ландшафтного дизайна многообразны. Основные их группы:

  • Сами здания, формирующие центр ландшафтного проекта, основная цель которого — сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны. Здания могут быть одно- или многоэтажными, одиночными или комплексными, частными или коммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самых разнообразных целей.
  • Зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей (сад, клумба, рабатка и т. д.)

Зелёные насаждения

Зелёные насаждения -это совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определенной территории

Основа и главный фон всех насаждений ландшафтного дизайна — газон или газонное покрытие. Различаются:

  • Английский газон — составлен из осоки и родственных злаковых трав; имеет правильный, подстриженный, но несколько неестественный вид, быстро «надоедает» глазу, больше подходит для индустриально-деловых и профессионально-спортивных секторов.
  • Мавританский газон — в его состав, помимо трав, входят и полевые цветы, имеет асимметричный и довольно яркий, нарядный вид, косится лишь пару раз в год, больше подходит для застроек частного сектора с индивидуальной планировкой для рекреационно-развлекательных целей.
Деревья

Дерево — это связный ациклический граф. Связность означает наличие путей между любой парой вершин, ацикличность — отсутствие циклов и то, что между парами вершин имеется только по одному пути.

Кустарники

Кустарники — это растения средней высоты, обычно не более метра. У них твердые и гибкие стебли, которые начинают ветвиться у самой земли. Обычно кустарники растут в засушливых и жарких районах, и поэтому у многих из них мелкие и жесткие листья, из которых не так быстро испаряется влага, и корни, уходящие глубоко в землю, способны добывать воду из самых нижних слоев почвы, где она сохраняется во время засухи.

Вода

Водоёмы

При создании водоема особое значение играют материалы, из которых он изготовлен. Можно выделить гибкие изоляционные покрытия и жесткие формы, отличающиеся друг от друга сроком службы, технологией установки (укладки) и дальнейшей эксплуатации. В качестве основных материалов для создания водоемов используют:

  • полиэтилен;
  • стеклопластик;
  • пленку из ПВХ;
  • бутилкаучуковую резину.

Пруды из полиэтилена отлично подходят для создания декоративного водоёма небольшого размера и объёма (130—4200 л). Жесткие формы из пластмассы удобны в установке и устойчивы к вредному воздействию УФ-лучей и низких температур. Срок службы таких прудов более 10 лет. В качестве недостатка выступает неравномерная толщина стенок (неравномерность зависит от применяемой при изготовлении технологии и соблюдения производителем контроля качества готовой продукции).

Пруды из стеклопластика идеально подходят для создания водоёмов небольшого объёма (от 350 до 1200 л). В установке они также просты, как и формы из пластмассы, но они более устойчивы к вредному воздействию окружающей среды. Срок службы таких форм до 30 лет. К достоинствам пруда из стеклопластика можно отнести возможность его ремонта и выбор разных цветов при изготовлении. Встречаются пруды из стеклопластика и большего размера (до 4000 л), но их установка требует высокого уровня профессионализма.

Пленка из ПВХ отличается тем, что с помощью данного материала можно создать водоём любой формы и любого размера. Для прудов площадью менее 15 кв.м. и глубиной не более 0,7 м используется плёнка толщиной 0,5 мм. Для водоёмов большей площадью и глубиной до 1,5 м используется плёнка толщиной 1 мм. Срок службы — не менее 10 лет, пленка подлежит ремонту.

Бутилкаучуковая резина (EPDM мембрана) — материал сходен с пленкой ПВХ, но имеет более высокие показатели по прочности и надёжности. Особенно идеально подходит для создания водоёмов большого размера. Срок службы 10-30 лет, ремонт осуществляется с помощью специальных лент и клеёв. Сейчас стало модно устраивать искусственные водоемы в саду. Любой даже не большой водоем привлекает к себе внимание и делает сад неповторимым. Как правило водоем украшают естественным камнем. А также вокруг водоема садят многолетние растения, которые создают плавный переход от газона к воде. Летом водоем является источником свежести и охлаждающей влажности воздуха. Поэтому он притягивает к себе человека. Чтобы пруд выглядел хорошо нужно тщательно подобрать растения, которые создадут тень для водоема, не давая ему перегреваться.

Ручьи и каскады

Ручей — небольшой водоток, обычно шириной от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Обычно длина ручья не превышает несколько километров, а глубина редко превышает 1,5 метра. Скорость ручьёв как правило достаточно велика (несколько метров в секунду).

Фонтаны

Фонтан — (итал. fontana, от лат. fons, fontis — источник, ключ) — сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелеными насаждениями стало одним из средств создания различных решений в архитектуре и садово-парковом искусстве. Фонтаны были излюбленным украшением городских площадей в античных, средневековых западноевропейских городах, в странах Ближнего и Среднего Востока, в Индии. В 16-18 вв. создавались грандиозные системы фонтанов на виллах и дворцово-парковых комплексах. Современным фонтанам придается декоративный характер, который усиливается электрической подсветкой и музыкой в вечерние часы (Барселона).

Садовые аквариумы

Садовый аквариум — это современное решение для ландшафтного дизайна. Садовым аквариумом является небольшой искусственный водоем правильной геометрической формы, предназначенный для выращивания декоративных и промысловых рыб (карпов кои, карасей, осетров и др.) и любования ими. Площадь водного зеркала составляет от 5 до 15 м2, глубина от 150 до 250 см. Дно устраивается с конусным уклоном примерно 5° к месту расположения донного слива. Садовый аквариум может иметь стеклянные грани для наблюдения за рыбами и место для кормления рыбы.
Так как садовый аквариум предназначен для разведения рыб, к качеству воды предъявляются повышенные требования. Необходимо использовать Уф-лампы для обеззараживания воды, прудовые фильтры или полноценные системы фильтрации воды соответствующие размерам водоёма.

Малые архитектурные формы

Понятие малых архитектурных форм (коротко МАФ) возникло давно, и под ним понимают сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы внешнего благоустройства, дополняющие основную застройку населённых мест. К МАФ относят светильники наружного освещения (или как их сейчас модно называть — ландшафтные светильники), садово-парковые сооружения, фонтаны, обелиски, мемориальные доски, городскую уличную мебель, урны и т. д. К современным малым формам при производстве и покупке предъявляются следующие требования:

  • Экономичность. Оценивается дешевизна малых архитектурных форм, это требование экономического характера.
  • Эстетичность МАФ. Они должна учитывать архитектурные, композиционные, художественные закономерности пространства городской среды.
  • Безопасность малых форм, то есть они должны обладать низкой травмоопасностью.
  • Функциональность МАФ. Заранее должны быть определены габариты, подбраны материалы, разработаны определённые конструктивные решения с учетом назначения и возможных особенностей использования малых форм.
  • Технологичность МАФ. То есть должны быть учтены особенности применяемых материалов и технологии процесса изготовления.
  • Ещё можно назвать универсальность малых форм. В них должен быть минимум деталей, чтобы эти изделия могли собрать даже не подготовленные люди.

Организация освещения

Создание ландшафтного освещения начинается с плана участка где указываются все размеры и наносятся: часто посещаемые места (зоны активности), точки привлечения внимания (интенсивно освещенные участки), места которые должны быть подсвечены (дорожки, ступеньки, мосты, лавочки), точки питания электроэнергией.

Существуют несколько основных приемов ландшафтного освещения:

  • подсветка сверху вниз
  • подсветка снизу вверх
  • подсветка путей (пешеходные дорожки, подъездные пути)
  • задняя или контражурная подсветка (используется для создания силуэтов, теней)
  • точечное освещение (используется для привлечения внимания)
  • подводное освещение

Другие приемы освещения (например, колыхающиеся «пламя», анимированные проекции) обычно носят декоративный характер, основываются на особенностях ландшафта и ограниченны в использовании.

См. также

Примечания

Литература

  • Гарнизоненко Т. С. Справочник современного ландшафтного дизайнера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 313 с. — (Строительство и дизайн). — ISBN 5-222-06328-3 — УДК 71(035.3)
  • Доронина Н. Ландшафтный дизайн. — Фитон+, 2006. — 144 с. — ISBN 5-93457-088-9

dic.academic.ru

Понятие ландшафта. Типы ландшафта. Ландшафтный анализ объекта — Мегаобучалка

Ландшафт- это территориальный комплекс, в пределах которого основные ландшафтные компоненты, которые его составляют (земная кора, вода, климат, растительность и животный мир) образуют взаимосвязное и взаимообусловленное единство.

Типы ландшафта:1природный(его развитие не тронуто человеком)

2 антропогенный(культурный).

Классификация антропогенных ландшафтов:

1.(по социально-экономическим функциям)-с/х, промышленные, урбанизованные, рекреационные, заповедные. 2.(по степени влияния человека)-слабоизмененные, измененные, сильноизмененные. 3. (по хар-ру воздействия человека)-культурный, акультурный(вследствие нерациональной деятельности человека). 4.(по соотношению процессов саморегуляции)-с преобладанием самовозобнавления, управляющая роль человека преобладает.

5.Садово-парковый ландшафт- (определение появилось в 50-е годы 20 века.)-это организованное пространство, имеющее границы, характеризующие определённым набор элементов, которые отличаются от других ландшафтов функцией и художественной глубиной.

Элементы-некрупные материальные образования. Компоненты – более крупная структура, состоящая из нескольких элементов.

Ландшафты: парковый, лесной, луговой, садовый, альпийский.

Связь: планировочная и композиционная.

 

Под влиянием хозяйственной де­ятельности человека облик природ­ных ландшафтов может заметно из­мениться. В настоящее время на зем­ной поверхности почти не осталось чисто естественных ландшафтов.

В первую очередь претерпевают изменения наиболее уязвимые ком­поненты — растительность и животныи мир. На месте какой-либо пер­вичной лесной фации могут появить­ся вырубка, луг, пашня и т. д., т. е. участки с новыми природными свой­ствами. Но и другие компоненты су­щественно меняются; так, в ре­зультате развития промышленности меняется качество воздушного бас­сейна, его состав и тепловой баланс, в результате строительства гидроуз­лов изменяется водный режим ланд­шафтов, а разработка земных недр приводит к геологическим наруше­ниям. Соответственно нарушаются и видоизменяются связи между ком­понентами ландшафта, появляются новые комплексы. Все это заставило расширить понятие ландшафта и рас­сматривать его как территориальную систему, в которой взаимосвязаны как природные, так и антропогенно-техногенные компоненты, обуслов­ленные человеческой деятельностью. Для обозначения таких комплексов принят термин антропогенный ланд­шафт,которой хотя и сохраняет есте­ственный характер и подчиняется природным закономерностям, но не­сет и «антропогенное» содержание в виде культурных растений, изме­ненных свойств почвы, режима под­земных и поверхностных вод и т. п. К антропогенным относится боль­шинство современных ландшафтов Земли.



Антропогенные ландшафты явля­ются важными объектами хозяйст­венной деятельности по рациональ­ному использованию природных ре­сурсов и охране природы, так как значительная их часть выполняет ресурсовоспроизводящие (поля, ле­сонасаждения) и средоформирую-щие (населенные пункты) функции. Вместе с тем антропогенные ланд­шафты наряду с природными продол­жают участвовать в формировании экологической среды — газового со­става атмосферы, круговорота воды, в процессах миграции элементов и т. д.

В зависимости от формы и степе­ни вторжения человека в среду естественного ландшафта принято не­сколько классификаций антропоген­ных ландшафтов.

По социально-экономическим

функциям различают ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяй-ственные, промышленные (инже­нерные, техногенные), городские (урбанизированные), рекреацион­ные, заповедные, средозащитные (на­пример, водоохранные). Возможно также одновременное выполнение двух или нескольких функций, на­пример лесохозяйственная и рекреа­ционная.

По степени изменения выделяют группу слабоизмененных, изменен­ных и сильноизмененных (природ­ных) ландшафтов.

Имеются и более сложные класси­фикации.

По характеру последствий разли­чают:

культурныйландшафт — со­знательно измененный хозяйствен­ной деятельностью человека для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый челове­ком в нужном для него состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизвод­ства здоровой среды;

акультурныйландшафт, возни­кающий в результате нерациональ­ной деятельности или неблагопри­ятных воздействий соседних ланд­шафтов, утративших способность вы­полнять функции здоровой среды. Крайними в этом ряду выступают деградированные ландшафты, поте­рявшие способность выполнять ка­кую-либо функцию.

Выделение и картирование гра­ниц ландшафтов и их морфострук-турных единиц составляют основу ландшафтного анализа,который на­правлен на изучение свойств ланд­шафтов, диагноз, определяющий их состояние, прогноз, предсказываю­щий возможные изменения, и разра­ботку рекомендаций по оптимально­му устройству ландшафта.

Рассматривая с позиций ландпервую очередь парков*. Организа­ция этой структуры есть сложный процесс совокупного решения био­лого-экологических, функциональ­ных и эстетических задач, направ­ленный на освоение компонентов естественного ландшафта, включе­ние искусственных сооружений и соз­дание здоровой эстетически и функ­ционально полноценной среды для отдыха. Вместе с этим организация пространства содержит в себе проти­воречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и со­здание единого целого. Выразитель­ность организованного пространства, возникающая в результате разре­шения этого противоречия, является начальным художественным качест­вом ландшафтной архитектуры.

 

Макроструктура парка.

Зеленые насаждения формируют пространство парковых территорий и вместе с рельефом, водными ре­сурсами и сооружениями образуют м_а кроет р у к т у р у парка — его общий костяк со своими территори­альными единицами — ландшафтно-планировочными районами и подчи­ненными им участками, выделами и т. д.

В качестве основного классифика­ционного признака объемно-прост­ранственной структуры принимается тип пространственной структуры (ТПС), определяемый сомкнутостью полога древесных насаждений, густо­той и характером их размещения. В условиях горного или просто слож­ного и достаточно выраженного рельефа основным классификационным признаком становится геоморфоло­гия его форм, а пространственная структура насаждений — подчинен­ным. По пространственной структу­ре парковые территории подразде­ляются на закрытые, полуоткрытые и открытые.

Закрытые типы пространственной структуры,как отмечалось выше, представлены насаждениями, исклю­чающими или ограничивающими ви­зуальные связи, создающими опре­деленные психофизиологические ус­ловия благодаря замкнутости и верх­нему пологу над головой, закрываю­щему небо и защищающему от сол­нечных лучей. В регулярных парках закрытые пространства представлены боскетами, в пейзажных — массива­ми и рощами. Величина массива за­висит от территории парка и занима­ет площадь от 1—5 до десятков гекта­ров. Они характеризуются сомкнуто­стью полога от 1 до 0,6 (0,7) и в за­висимости от длины крон верхнего яруса и густоты насаждений в ниж­них ярусах подразделяются на за­крытые пространства горизонталь­ной сомкнутости (одноярусные) и вертикальной (многоярусные). За­крытые пространства играют важную роль в формировании парков. Их внутренняя среда обычно имеет более нейтральный характер и служит пау­зой в восприятии парковых пейза­жей, приуроченных к полянам и во­доемам. Маршруты, проложенные внутри массивов, обеспечивают пло­щадками отдыха со скамьями и дру­гими малыми архитектурными фор­мами, а в насаждениях вдоль марш­рута выделяют акценты — отдельные крупные или особо интересные эк­земпляры деревьев, кустарников, пятна декоративных травянистых растений, световые окна, иногда устанавливают скульптуру. Если в массив включают целые композиции, его роль в парке становится более самостоятельной. Так, основным де­кором Старой Сильвии является ве­ликолепная бронзовая скульптура Аполлона, которая по праву может украсить и дворец. Поставленная в лесу, она вносит парадность и при­дает круглой площадке характер изысканного дворцового лесного зала. Другое сооружение — Храм супругу-благодетелю, стоящий в стороне от маршрута у края оврага в Новой Сильвии,— усиливает характер ок­ружающего его леса как глухой ди­кой чащи.

Закрытые пространства обладают различными изолирующими свойст­вами. Например, участки с горизон­тальной сомкнутостью просматри­ваются достаточно глубоко. Массив таких насаждений даже при ширине 100 м не дает полной изоляции. Уси­ление изолирующих функций мо­жет быть достигнуто в случае, если опушка будет ориентирована на юг, что позволит развить деревьям низко-опущенные кроны, и дополнительно введены полосы из кустарника, при этом структура объекта сохранится. Участки с вертикальной сомкнуто­стью при правильном подборе дре­весных видов и их размещении мо­гут обеспечить полную изоляцию и при незначительной ширине (10— 20 м).

Наибольший интерес в закрытых пространствах представляют есте­ственные массивы, разнообразные по характеру и несущие определен­ную эстетическую нагрузку. Выра­зительность их облика определяется породным составом насаждений, воз­растом древостоя, его пространст­венной структурой, богатством на­почвенного покрова. Эстетические достоинства леса раскрываются не с какой-либо одной точки, а в про­цессе его восприятия при движении по маршруту.

В лесопарках лесные массивы со­ставляют основу пространственной структуры и образного решения, под­лежат тщательному изучению и оцен­ке. Внутренняя организация закры­тых пространств подчинена в первую очередь формированию полноцен­ных фитоценозов с сохранением «закрытости» как главного простран­ственного свойства и эстетическому усилению роли растительных ак­центов в облике массива.

Эстетические достоинства типов леса определяются их образной за­вершенностью, ярким проявлением связи внешних форм с условиями местообитания, тем, что формули­руется как единство формы и содер­жания. Чем ярче выражено это един­ство, тем очевиднее эстетическая ценность леса. Такие формации есте­ственных лесов являются эталонами не только для лесопарков, но и для формирования образа леса на мень­шей территории — при создании пар­ковых массивов.

Полуоткрытые типы пространст­венной структурыимеют сомкну­тость полога 0,5—0,2 и подразделя­ются на участки с групповым или равномерным размещением деревьев. Включение довольно широкого диа­пазона показателей по сомкнутости полога заставляет выделять отдельно участки с большей густотой наса­ждений (сомкнутостью 0,5—0,4) — полузакрытые и меньшей (сомкнутостью 0,3—0,2), их назы­вают р е д и н н ы м и.

Полуоткрытые пространства, в от­личие от закрытых, обладают более глубокой просматриваемостью, боль­шими визуальными связями с примы­кающими участками, более прорабо­танной пространственной структу­рой. Они играют самостоятельную роль в структуре и формировании образа парка, в них ярче проявляют­ся декоративные достоинства отдель­но стоящих деревьев и групп, повы­шаются требования к качеству тра­вяного покрова. Это живописные рощи — дубовые, березовые, липо­вые и т. д., где воспринимаются и кроны деревьев, и их стволы, и земля, «из которой они растут». Они боль­ше пронизаны солнцем и дают выра­зительные светотеневые эффекты.

Свойства рединных участков обе­спечивать затенение и в то же время создавать возможность более глубо­кой просматриваемости пейзажей представляют большой интерес для парков южных широт, где жаркий климат требует защиты от солнца и ограничивает, а иногда и просто иск­лючает возможность создания откры­тых полян.

Полуоткрытые пространства ис­пользуют в случаях, когда плотная изоляция между участками нежела­тельна. Они условно изолируют одно пространство от другого и в то же время могут их визуально связы­вать. Внутренняя организация по­луоткрытых пространств подчиня­ется правилам построения пейзаж­ных картин, формирования древесно-кустарниковых групп и обеспечения пейзажного разнообразия.

Открытые типы пространствен­ной структурыпредставлены всеми видами площадей, не занятых плот­ными насаждениями и сооружения­ми. Сюда включаются поляны, лу­жайки, партеры, крупные цветни­ки, площади, плоскостные спор­тивные сооружения, водоемы. Вклю­чение дорог в тот или иной тип пространственной структуры зависит от того, насколько их пространство решено самостоятельно и как подчи­нено окружению. Форма, размер и ха­рактер открытого пространства опре­деляются его обрамлением — окру­жающими насаждениями, а также откосами рельефа и сооружениями. Б. Кохно подразделяет открытые пространства по их взаимодействию с обрамлением на замкнутые, обра­щенные и раскрытые.

Замкнутые пространства ок­ружены со всех сторон объемными элементами. Наблюдатель видит только их. Обращенные про­странства имеют обрамление, кото­рое ориентирует восприятие в одном, двух или трех направлениях. При этом пространства, обращенные в две противоположные друг другу стороны, называются сквозными, а в две смежные — угловыми. Распрост­раненные в парках «перетекающие» поляны представляют собой комп­лекс обращенных пространств. Наи­больший линейный размер замкнутого пространства составляет, по Б. Кохно, 200 м. Раскрытые про­странства не имеют ограничений по всем направлениям восприятия. Ощу­щение раскрытости пространства на­блюдается, если его линейные разме­ры превышают 200 м при высоте ограничивающих элементов 10—15 м.

Зарубежные исследователи обра­щают особое внимание на соотноше­ние обрамления (или зрительного барьера) — Ни ширины простран­ства — Д. При соотношении Н:Д= = 1:1 пространство воспринимается как тесное и замкнутое по вертикали. Находясь у границы пространства и не поднимая головы, человек видит только половину противоположно­го зрительного барьера. При соотно­шении Н:Д=1:2 пространство про­изводит впечатление замкнутого по вертикали, противоположный зри­тельный барьер воспринимается це­ликом, но без неба. При соотноше­нии Н:Д=1:3 в поле зрения попа­дает небо и пространство восприни

15. Ландшафтно-планировочный район как структурная единица объекта.

Районирование парка.Участки с различной пространственной струк­турой настолько физиономически различаются, что часто выделяют в ландшафтные районы (районы Сильвий, Белой березы, Парадного поля и другие в Павловском парке).

Районы характеризуются не толь­ко общностью пространственной структуры, но и других природных и искусственных компонентов. Они выделяются по формам рельефа, имеющимся или проектируемым во­доемам, по комплексу сооружений, общности планировочного решения и др.— по всем признакам, формирую­щим их индивидуальный облик.

Ландшафтные районы образуют цельную композицию — ансамбль парка со своим центром и, как пра­вило, со своей композиционной осью.

Композиция района обычно имеет свою доминанту и подчиненные ей узлы. Центром композиции может быть сооружение, водоем или поляна, соразмерные площадки парка и его района.

Сложные по построению ланд­шафтные районы можно подразде­лить на участки. Например, район долины р. Славянки состоит из 6 уча­стков, каждый из которых имеет свою доминанту (участки Храма дружбы, Висконтьева моста, Пиль-башни и др.). Чередование этих участков со своим ритмом смены пейзажных кар­тин формирует облик долины в це­лом.

Парковые картины с точки зрения пространственной организации мож­но считать своеобразными террито­риальными единицами. Их границы определяются полем видения, в пре­делах которого формируется компо­зиция картины, воспринимаемая с определенной точки. Видовые лучи парковых пейзажных картин могут быть в пределах района, проходить сквозь ряд районов, сходиться и пе­ресекаться, имея общие объекты об­зора.

Композиция пейзажных картин, их размеры, структура и закономер­ности чередования в парковом про­странстве имеют важное значение и будут рассмотрены самостоятельно.

Закономерное соотношение откры­тых, полуоткрытых и закрытых про­странств отдельных районов и пейзажных картин в целом образует ди­намичную и выразительную основу пространственной композиции парка.

Пейзаж.

Вид.

Видовая точка.

megaobuchalka.ru

21. Ландшафт. Виды и элементы ландшафта

Парк — сложное произведение искусств, в создании которого участвуют разнохарактерные по своим качествам элементы, живые растения и различные формы данной поверхности, вода и камень, а также произведения различных видов искусств (скульптуры, архитектуры и живописи). Для того, чтобы парк мог наиболее полно использоваться в практических целях и одновременно представлять единое гармоничное целое в художественном отношении, все эти элементы необходимо привести в определенную взаимосвязанную систему, создающую наиболее благоприятную обстановку для пребывания людей.

В практике проектирования и создания парков термины «ландшафты садов и парков» и «садово-парковые ландшафты» встречаются достаточно часто, однако, до сих пор понятие, вкладываемое в этот термин, недостаточно четко уяснено.

В практике садово-паркового строительства широко применяются два термина: ландшафт и пейзаж.

Ландшафт — немецкое слово и имеет три значения:

общий вид местности;

изображение местности в искусстве;

обозначение местности, характеризуемое суммой определенных элементов, соединенных в одно целое природными связями, т.е. обозначение «географического ландшафта».

Пейзаж — французское слово, имеющее два значения:

вид местности;

художественные произведения, в которых предметом изображения является природа. Понятие пейзаж больше связано с живописью, поэтому для целей садово-паркового строительства удобнее применять термин «ландшафт».

В зависимости от целевого направления, величины, характера территории и растительности парк или сад могут состоять из одного, нескольких и даже целой серии ландшафтов.

Садово-парковый ландшафт облекается в конкретные формы тогда, когда все его компоненты и элементы так размещены в пространстве, занимаемом ландшафтом, что для человека создаются желательные его зоны.

С биологической точки зрения, все элементы садово-паркового ландшафта должны быть тесно связаны в единый комплексный организм и составлять культурный фитоценоз.

С эстетической стороны садово-парковый ландшафт, подобно архитектурному ансамблю, должен представлять единое целое всех элементов и подчиняться определенному художественному замыслу.

Все это достигается путем создания панорамы парка.

Панорама ландшафта — это часть пространства в системе ландшафта, в которой все компоненты и элементы расположены согласно практическим и эстетическим требованиям.

Степень и характер воздействия ландшафта на органы чувств человека трудно выразить словами. Однако всем прекрасно знакома разница в ощущениях, возникающих во время пребывания среди ландшафтов различного типа — в горах и долинах, в степи и пустыне, на лугу, в сосновом бору, в дубраве, в еловой тайге и т.д.

Виды ландшафта

Наиболее заметные изменения антропогенный геологический процесс производит в рельефе поверхности Земли, и в этом отношении он также сопоставим с природными экзогенными геологическими процессами, А.Е.Ферсман писал: «Роль человека в изменении рельефа настолько значительнее природных явлений, например деятельности рек, морей или ледников, что по своему масштабу она отвечает в геологической истории революционным периодам усиления процессов».

Человек в одних случаях денудирует рельеф, почти полностью выравнивая его, в других, наоборот, расчленяет его канавами, горными выработками, иногда создает холмистый — мелкогрядовый или террасовый — ландшафт. Антропогенный ландшафт, созданный человеком, получил название культурного ландшафта. В свою очередь он подразделяется на ряд типов.

Городской, или селитебный, ландшафт

Отличительные черты такого ландшафта: часто почти полная перестройка первичного рельефа и почвы, изменение гидросети, создание построек и т. д.

Антропогенные изменения в селитебном ландшафте коснулись не только рельефа и наземной гидросети, но и всех других его компонентов. Уровень подземных грунтовых вод сильно понизился, в отдельных депрессионных воронках до 30 м. Некоторые водоносные горизонты вследствие снижения уровня их зеркала перестали дренироваться реками.

Существенные изменения произошли и в атмосфере: в ее составе появились пыль, сажа, сернистые газы, значительно превышающие их содержание в пригородных лесах. Средняя температура воздуха в Москве на 1-2°С выше, чем в окрестностях города. Влажность понизилась, а количество дней с туманами увеличилось.

Горнопромышленный ландшафт

Характеризуется наличием выемок карьеров, часто террасированных провальных воронок, иногда заполненных водой, озер, похожих на карстовые. Эти отрицательные формы рельефа чередуются с положительными — отвальными холмами и терриконами, узкими валообразными грядами-насыпями железных дорог. Меняется даже окраска ландшафтов: в горнопромышленном ландшафте появляются буро-желтые тона, в ландшафтах районов угольной разработки преобладают черные тона, а на поверхности добычи каолинов или мела — белые.

Горнопромышленный ландшафт может быть сформирован в очень короткие сроки и может занимать обширные площади. Характерен в этом отношении ландшафт в районе КМА. До разработки руд здесь существовал пологохолмистый рельеф, прорезанный неглубокими долинами ручьев и оврагами. В настоящее время здесь наблюдаются многочисленные узкие, протяженностью до 3 км котловины (карьеры) глубиной свыше 100 м, по их краям располагаются высокие плоские и конусообразные холмы, сложенные отвалами. Полностью уничтожена древесная и преобразована травяная растительность.

Ирригационно-технический ландшафт

Характеризуется наличием узких, необычайно разветвленных ложбин — каналов и канав, заполненных водой, заболоченных пространств, крупных озеровидных впадин водохранилищ и плотин, их подпирающих.

Примером является полностью преобразованный ландшафт долины крупнейшей реки европейской части России — Волги. Уровень воды в ней оказался поднят многочисленными плотинами. Созданные водохранилища почти соприкасаются друг с другом, в связи с чем русло реки сильно расширилось. Протяженность отдельных водохранилищ измеряется сотнями километров. Длина Куйбышевского водохранилища превышает 600 км. В стороны от долины реки стали ответвляться многочисленные каналы. Длина их в бассейне нижней Волги измеряется сотнями километров. В связи с наличием оросительных каналов в Заволжье сильно изменился тип ландшафтов. Полупустынный ландшафт засушливых степей сменился сельскохозяйственным на площади 800 тыс.га.

Сельскохозяйственный ландшафт

Этот тип ландшафта наиболее распространен среди антропогенных ландшафтов и занимает площадь свыше 20 млн км2, т. е. около 15% площади всей суши. Сельскохозяйственный ландшафт создается на поверхности Земли путем преобразования почти любого природного ландшафта: на месте природных лугов и степей, лесов после их уничтожения, на месте пустынь или полупустынь после их орошения, на месте болот и озер, а также морских побережий после их осушения, на склонах гор при их террасировании.

При создании такого ландшафта происходит чаще всего выравнивание рельефа: удаление мелких неровностей — глыб, камней в моренно-ледниковом и предгорном ландшафтах; засыпка оврагов, ям, но иногда и создание неровностей: террасовидных уступов на склонах гор; дамб, ограждающих поля от воды и т.д.

По характеру подготовительных работ особо выделяется ландшафт террасированных склонов, широко развитый в Молдавии, Крыму и на Кавказе, в горах Средней Азии, а также в Китае, Японии, Индонезии, на Филиппинских островах. Очень интересен ландшафт польдер — сады и поля в них располагаются на дне бывшего моря. В Нидерландах, польдеры составляют 40% территории страны . В состав ландшафта здесь входят дамбы высотой до 15 м, общая длина которых достигает 3000 км. Польдерные ландшафты имеются также в Бельгии, Франции, Италии.

Военный ландшафт

Характеризуется мелкобугорчатым рельефом, возникшим в результате образования большого количества мелких положительных форм — холмов, насыпей (в прежние времена — курганов, крепостных стен), а также отрицательных форм — противотанковых рвов, воронок, окопов, подземных убежищ и т. д.

Традиционные элементы ландшафтного дизайна

Несмотря на то, что ландшафтный дизайн — это универсальный объем знаний, посвященный созданию гармоничного природного пространства, преимущественно, в городах. Конечно, ландшафтное проектирование предполагает озеленение небольших территорий на приусадебных участках с использованием элементов традиционных для садово-паркового искусства. Для того чтобы создать гармоничное ландшафтное решение, выполняют схематический план, где показаны основные элементы будущего ландшафта.

Основные принципы озеленения

Как правило, растения высаживаются группами, что позволяет делать удивительные цветовые композиции, изменяющиеся в течение года. Групповая посадка создает объемную структуру ландшафта, отдельные насаждения растений не создают впечатления заполненности. В отличие от садово-паркового подхода в ландшафтном дизайне большей частью отсутствуют прямые линии. Однако, стремление к изогнутым формам — это, скорее, один из методов, чем общее правило ландшафтного дизайна. Использование регулярного подхода в насаждении парков требует более высокого профессионализма садовода, поэтому применяется реже, чем другие более свободные стили.При этом отсутствие регулярности в ландшафтном дизайне не исключает сбалансированную композицию элементов.

Существует множество элементов ландшафтного дизайна, которые разделены на четыре основные группы. Центром ландшафтного проекта считается здание, а задачей ландшафтного оформления будет гармоничное оформление часто неестественных конструкций и умелое сокрытие изъянов строительства.

В ландшафтном дизайне часто применяется разнообразное газонное покрытие, к этой группе элементов относят зеленые насаждения: кустарники, деревья, сад, клумбы. На этом месте отметим, что сады иногда трактуются как элемент ландшафтного дизайна, однако, это не общее устоявшееся мнение. Декоративные элементы садово-паркового оформления и мелкие художественные детали также объединяют все многообразие, которое доступно для оформления сада. Приведем традиционные элементы ландшафтного оформления.

Газоны

Зеленые насаждения ландшафтного дизайна сочетаются с газонами. К часто применяемым газонам относят:

английский газон составляется из родственных злаковых трав, которые ровно подстригаются, как правило, такие газоны используются для оформления общественных территорий;

мавританский газон появился в Кордовском халифате в Испании, что и определило его название. Для этого газона можно выбирать различные невысокие травы, бордюрные цветы. Мавританский газон — это пестрый луг;

партерный газон имеет строго определенный состав трав.

Клумбы и зеленые уголки

В ландшафтном дизайне, безусловно, особую роль играет озеленение. Оно должно быть составлено таким образом, чтобы в течение всего года сад изменялся, преображался и не терял своей оригинальности. Этот подход больше заимствован из японской садоводческой практики, где к ландшафту относятся как к художественному холсту. Ландшафтные дизайнеры используют множество практических методов озеленения, причем зеленые насаждения позволяют создавать уникальную фактуру сада.

Водоемы, ручьи, каскады

Важным элементом естественного декора ландшафта являются искусственные водоемы. Это могут быть бассейны, пруды, водные каскады, ручьи, водопады, каналы. Вода делает ландшафт живым, она мешает статичности, добавляет природные звуки даже в самое простое и скучное ландшафтное решение.

Архитектурные группы

К важным элементам ландшафтного оформления относят архитектурные группы и различный декор, они заимствуются из стилей садово-паркового оформления, прежде всего, из работ Андре Ленотра. В зависимости от выбранной стилистики могут быть выбраны скульптуры, вазоны или более крупные оформительские элементы, например, гроты, альпийские горки и прочего.

Традиции различных культур предлагают совершенно фантастические возможности для ландшафтного оформления. Ландшафтный дизайн считается составной частью ландшафтного проектирования и является универсальным направлением, который делает его применимым как на маленьких индивидуальных участках, так и при оформлении городских пейзажей. Прежде всего, основной задачей ландшафтного дизайна является создание гармонии в городских кварталах, которые часто обезличены урбанизированным подходом. Ярким примером применения ландшафтного дизайна в мегаполисах являются вертикальные сады, которые внесли в современный городской пейзаж экстраординарную ноту. Если садово-парковое искусство является специальной дисциплиной, то ландшафтный дизайн предполагает использование практических советов по оформлению ландшафтов крупных и малых форм.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *