«Твердая рука» Александры Вертинской | СПЛЕТНИК
В галерее «Триумф» открылась выставка Александры Вертинской Manu intrepida. Поздравить художницу пришли многие знаменитые гости.
Manu intrepida (в переводе с латыни «Твердой рукой») представляет из себя коллекцию картин, посвященных Древнему Риму. Римские руины в интерпретации Александры Вертинской получились величественными и спокойными — какими им и следовало быть.
Гостей ждали к семи вечера в галерее «Триумф» на Новокузнецкой, где в двух залах и расположилась экспозиция. Друзья и знакомые Александры распределились между выставочными залами, барной зоной с вкусными коктейлями и террасой во внутреннем дворе особняка. Несмотря на прохладную погоду, многие предпочли общаться на улице.
Александра Вертинская, тем временем, принимала поздравления и цветы. «Сплетник» тоже поздравил художницу и поговорил с ней о новой выставке и не только.
Я решила вспомнить студенческие годы в суриковском институте: академизм, четкость композиции, рисунок, гризаль и подготовка к написанию большого серьезного полотна, как это сделал в свое время художник Александр Иванов… Про которого я, кстати, думаю, что зря он это сделал, потому что мне кажется, можно было ограничиться эскизами к «Явлению Христа народу». Зачастую подготовительный этап художника, который предшествует солидному, важному произведению, оказывается более живым и интересным, как для художника, так и для его ценителей. Определенно, это более занятно.
Мне стали интересны нидерландские рисунки, творчество Леонардо да Винчи – его картонные картины, которые не закончены, они находятся в Лувре на стадии гризали.
Мы также спросили у Александры, почему объектом для творчества был выбран Рим:
Я читала «Размышления» Марка Аврелия, много времени провела в Риме с фотоаппаратом, где отсняла огромное количество материала. Рим – потому что хотелось отразить все мои мысли на примере архитектуры. Потому что это начало начал.
Пообщавшись со «Сплетником», Александра отправилась встречать свою маму Марианну Александровну Вертинскую. Актриса прекрасно выглядела и не скрывала гордости за дочь, прохаживаясь по коридорам «Триумфа».
Александра Вертинская с матерью Марианной Вертинской
В этот вечер в «Триумфе» также собралось большое количество иностранных гостей. Любители искусства, перебивая друг друга, перемещались из зала в зал, то и дело сравнивая картины на стенах с репродукциями в подаренном на входе каталоге.
Одними из последних появились Алсу с мужем Яном Абрамовым. На входе они встретились с Ташей Строгой и ее спутником, которые уже покидали Manu intrepida. Подарив букет цветов Александре Вертинской, Алсу провела в «Триумфе» около получаса.
Алсу с мужем Яном Абрамовым
Я обожаю Рим…античный, барочный, любой:) И вот он здесь, у Александры — мощный, великий и спокойный.
Вычитала, что серия посвящена Римскому форуму. И в общем-то и в композиции, и во фрагментах, и в развалинах он узнается.
Я люблю смелую живопись, легкую и немного недосказанную. Мне нравится, когда в работе есть элемент незавершенности и некая этюдность.
И манера Вертинской мне очень и очень симпатична…и правда «твердой рукой» как и название серии.
Александра периодически выставляется в галерее «Триумф», кстати, многие фото с их официального сайта. В ее творческой копилке еще много работ, о которых я возможно расскажу. Этот художник несомненно интересен, и я очень рада, что классическая живопись в исполнении грамотного образованного творческого человека имеет место в современном мире, и что у этого стиля есть ценители и поклонники, в число которых попала и я:)
В галерее «Эритаж» открывается выставка Александры Вертинской, в которой объединены наиболее важные для художницы темы: цветы, классические руины, небо, впервые показанные в контексте поэзии. Все они увидены художницей сквозь сложную оптику многовековой культуры, современного искусства, философских вопросов и тесно сплетены между собой в её особой драматургии. Огромные соцветья роз и глициний (из серии «Классические розы», 2014–2016), величественные горы облаков (серия «Переменная облачность», 2012), подчеркнуто искусственные обломки римского Форума (серия «Manu Intrepida», 2009) и беспечное старение венецианских палаццо показаны в композициях Вертинской вне какого-либо контекста, укрупнены, как будто максимально приближены к зрителю, но при этом не равны сами себе. В гораздо большей степени художница ведет речь не о конкретных растениях и зданиях, а об амбивалентности жизни, красоты, искусства. О пугающем и манящем чувстве взаимопроникновения времени и вечности. Самый прекрасный цветок несет в себе начало тления, и даже римская империя, основа европейской цивилизации, лежит в пыли царственными обломками.
Однако автор не предлагает невозвратно погрузиться в декадентское любование красотой угасания. Поэтика живописи Александры Вертинской ускользает от узости окончательных суждений, объединяя в себе до неразличимости и завораживающую магию распада и вечное возрождение из пепла, цикличность истории, надежды новой жизни, всегда готовой распуститься цветком. В её продуманной вселенной противоположности сходятся, не находя разрешения своему противостоянию. Роза архитектурна не менее, чем мраморная капитель. Бесконечная синева неба, увиденного сквозь обнажённые ветви, равно предрекает и рождение нового цикла жизни, и его зимний закат.
На выставке в галерее «Эритаж» баланс жизни и смерти, безусловно, склоняется в пользу весны и вечного цветенья. В центре экспозиции оказывается инсталляция, созданная специально для проекта и полностью составленная из цветущих и зеленых домашних растений. А также новая серия работ «EDENCRAFT» Вертинской с изображениями растений, основанная на фотографиях, живописно переработанных в сложной авторской технике. Оба проекта выполнены в партнерстве с Главным ботаническим садом им. Н.В. Цицина. Несомненное родство метафизики произведений Александры Вертинской и поэтического слова нашло выражение во включении поэтических высказываний современных и классических авторов в саму ткань экспозиции, придавших ей дополнительное измерение.
Партнер выставки:
Главный ботанический сад им. Н. В. Цицина Российской академии наук.
С древних времен цветы занимают важное место в изобразительном искусстве. Будучи связанными с любовной символикой, религиозными культами и поклонением величию природы в целом, они являлись важной частью религиозных подношений и декораций празднеств во всех древних культурах, начиная с Ассирии и Египта.
Александра Вертинская. Эфиопская калла. 2019 год. Бумага, акрил, 57 × 39 см. Предоставлено галереей «Триумф»
В Древней Греции и Риме цветы прочно ассоциировались с богами и героями, как их символы и атрибуты их культов. В Средние века цветущие сады стали прообразом небесного рая на земле, а сами цветы, считавшиеся прекраснейшими из божественных творений, с развитием христианской теологии приобрели множество символических значений. Так, белая лилия, символизирующая чистоту и непорочность, неразрывно связана с образом Богоматери и является неотъемлемым атрибутом в сценах Благовещения. Красные розы, наряду с гвоздиками и маками, могли служить символом Страстей Христовых и пролитой христианскими первомучениками крови. Аквилегия же, по форме напоминавшая голубя, стала символом Святого духа. Специфический средневековый образ «огражденного сада» отсылал к саду небесному – Эдему, Парадизу – в котором не существует смены времен года и царит вечное лето и цветение. Именно в таком саду на знаменитых шпалерах конца XV века из музея Клюни в Париже изображена непорочная Дева с единорогом.
Александра Вертинская. Рай 2. 2018 год. Авторская фотография, акрил, тушь, 180 × 120 см. Предоставлено галереей «Триумф»
Изобилующая цветущая растительность появляется и в сценах, живописующих рай на картинах нидерландских и итальянских мастеров. Конечно, нельзя не вспомнить знаменитый триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» 1500-1510 гг. (Музей Прадо, Мадрид), центральная и левая створка которого представляют изображения рая в виде прекрасного сада с пышной зеленью, кристально чистыми водоемами и самыми разными представителями фауны – реальными и вымышленными.
Бурное развитие садоводства совпало по времени с зарождением отдельного жанра цветочных натюрмортов. Один из первых самоценных цветочных натюрмортов был исполнен Хансом Мемлингом около 1485 года (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид) и также имел религиозное значение. Расположенный на обороте мужского портрета донатора, он явил собой изображение букета лилий, ирисов и аквилегий, связанных с символикой Богоматери, в майоликовой вазе с монограммой Христа. Параллельно с христианской символикой, образы цветов все прочнее укоренялись в куртуазной культуре.
Александра Вертинская. Рай 9. 2018 год. Авторская фотография, акрил, тушь, 140 × 180 см. Предоставлено галереей «Триумф»
В светском контексте они приобретали совершенно иные символические значения, связанные с выражением чувств и личностных качеств. В связи с бурным развитием жанра цветочных натюрмортов в Голландии XVII века художники стали получать заказы и на отдельные изображения цветов — своего рода портреты редких и прекрасных образцов, в иных случаях составлявших целые коллекции. Интересно, что в одном букете могли оказаться цветы, которые цвели в совершенно разное время и лишь умозрительно были объединены художниками в единую композицию.
Александра Вертинская. Рай 4. 2018 год. Авторская фотография, акрил, тушь, 180 × 140 см. Предоставлено галереей «Триумф»
В своем творчестве Александра Вертинская дает вторую жизнь классической теме. Как и старые мастера, художница живописует цветы с натуры, пытаясь запечатлеть и увековечить их сиюминутную и непрочную красоту. Неожиданно, традиционные образы получают в ее творчестве актуальное прочтение. Вертинская использует для их создания остро-современные художественные приемы и технологии, получая на выходе многослойные произведения в авторской технике, сочетая первоначальные «подготовительные» изображения на холстах — будь то фотографии, коллажи, шелкографии — и живопись, не столь дополняющую, сколь полностью преобразующую произведение. Живописная основа важна для автора, так как именно она является связующим мостом между миром реальным и миром вымышленным. Появляющиеся поверх отпечатков художественные формы — словно ожившие фантазии, дополняющие скупую статичную материальность пульсирующей живой красотой.
Александра Вертинская. Рай 10. 2019 год. Авторская фотография, акрил, тушь, 100 × 105 см. Предоставлено галереей «Триумф»
Отдельной частью экспозиции стала инсталляция «Кабинет», где прекрасные цветы, изображенные художницей, живут бок о бок со старинной научной ботанической гравюрой, учебными плакатами, образчиками гербария и картинами старых мастеров.
Подобный кабинет предлагает иную сторону благоговения: не только лишь эстетическое созерцание, но скорее глубокий взгляд внутрь природы и самого мироздания. Сухой мир каталогов, картотек и архивов оживает и подчеркнуто лишается темпоральности.
Александра Вертинская. Антуриум 2. 2018 год. Бумага, акрил, 103 × 70 см. Предоставлено галереей «Триумф»
Наряду с работами прошлых лет в состав выставки «Парадиз» вошла новая серия произведений, в которой Александра Вертинская обращается к теме ботанического сада как проекции рая небесного на земле. Появлению ботанических садов в Европе предшествовало возникновение в V веке «аптекарских огородов» небольших размеров при средневековых монастырях, где выращивали преимущественно лекарственные растения для медицинских целей. Позднее, уже в эпоху Возрождения, назначение аптекарских садов сменилось — растения стали выращивать не только для решения практических задач, но и для изучения и научного исследования. Первые такие сады появились в XIV веке в Италии, что было обусловлено расцветом гуманизма и распространением научных знаний. Идея райского сада – парадиза – сохранялась в форме огражденного пространства, отделенного от бренного и грешного земного мира и отданного цветам и деревьям.
Начиная с XVI века, параллельно с развитием университетов, увеличилось число ботанических садов как в Италии, так и в других странах Западной Европы. Европейская колониальная экспансия внесла свои коррективы в образ и строение ботанических садов. Большое место отныне отводилось воссозданию географических условий, отдельное внимание уделялось экзотическим образцам.
Александра Вертинская. Белокрыльник. 2018 год. Бумага, акрил, 54 × 41 см. Предоставлено галереей «Триумф»
Эволюция ботанических садов превратила средневековые «аптекарские огороды» в сложносоставные масштабные институции, которые мы знаем сегодня — с уникальными пейзажами, богатейшими коллекциями и исключительными ботанико-историческими экспозициями. Вместе с тем, ботанические сады совершенно утратили первоначальную идею проекции рая. Посетив старейшие ботанические сады Италии, Александра Вертинская собрала собственный архив образов и впечатлений, который дополнила живописью. Обращаясь к жанру черно-белой фотографии, художница снимает разные их уголки – порой пришедшие в запустение, тлеющие, словно образы прошлого. Отдельные фрагменты садов, запечатленные камерой художницы, в ее работах внезапно становятся самоценными мирами в которые она вдыхает жизнь живописной иллюминацией, точечно наполняя цветом некоторые фрагменты, а именно изображения живого и прекрасного – растений и цветов. Вновь обращаясь к цветочному жанру, Вертинская приглашает зрителя в прекрасный сад, в котором можно скрыться от повседневности и суеты и уединиться с самим собой, своими мыслями, печалями и радостями в окружении самой жизни — всегда цветущей, вечнозеленой и упоительно прекрасной.
Выставка завершит свою работу 10 ноября.
Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.биография, фото и интересные факты :: SYL.ru
Александра Вертинская (фото см. ниже) – декоратор, дизайнер интерьеров, телеведущая и живописец. Является членом Союза художников в Москве. Приходится дочерью знаменитой актрисе Марианне Вертинской. В статье будет представлена краткая биография художницы.
Детство
Александра Вертинская родилась в Москве в 1969 году. Наследственность у девочки была превосходной. Дед Саши – легендарный эстрадный артист Александр Вертинский, а бабушка – художник и актриса Лидия Вертинская. Мать девочки – Марианна – тоже была актрисой. А отцом будущей художницы стал архитектор Илья Былинкин. Мама Саши мечтала о том, что дочь пойдёт по её стопам. Но в итоге взяла верх папина кровь: интеллигентный, талантливый архитектор с детства приобщал дочь к рисованию. Саша с удовольствием создавала первые шедевры живописи – расписывала яйца к Пасхе.
Большую роль в жизни Александры сыграла бабушка Лидия Владимировна. Заметив, как ловко Саша орудует кисточкой и точно кладёт краску, она стала покупать внучке книжки из серии «Раскрась сам». В своё время Лидия Владимировна окончила Суриковский университет, поэтому моментально разглядела у Александры талант. В итоге так и получилось – девочка стала художницей.
Учёба
Вначале Александра Вертинская попала в школу, функционирующую при Третьяковской галерее. До сих пор она с теплотой вспоминает царящую там необыкновенную творческую атмосферу: ребята часто ходили на практику в город и рисовали старые дома и улочки. С большинством одноклассников Вертинская до сих пор поддерживает дружеские отношения, а архитектурные красоты являются излюбленным сюжетом её картин. Потом Александра окончила Суриковский институт и уехала во Францию. Там девушка целых три года проучилась в Академии художеств у нашего известного соотечественника Юрия Купера, живущего в Париже.
Вернувшись в Москву, Вертинская впервые обратила внимание на метаморфозы отечественной моды: в России предпочитали яркую и броскую одежду. А Саша вернулась из Парижа с абсолютно другим вкусом. Она была одета в серую кроличью ушанку, свободное пальто с поясом и вязаные варежки (последние станут модными в столице лишь спустя три года). В таком виде Вертинская вошла в первый фирменный магазин «Версаче». Чересчур подозрительная продавщица сразу её выпроводила, аргументируя это тем, что в дорогие магазины в подобном одеянии не ходят. Тогда Александра не стала с ней спорить, зато теперь доходчиво объясняет основы вкуса и гармонии героиням собственной передачи.
Творчество и выставки
Что касается живописи, то самый частый город, фигурирующий на картинах Саши – это Венеция. Александра Вертинская обожала путешествовать: непривычная архитектура, национальный колорит, необычные пейзажи и новые впечатления всегда вдохновляли девушку. Но именно Венеция с её бумажными цветами, карнавальной нереальностью, резными арками и картонными фасадами стала для художницы настоящей музой.
Саша неоднократно участвовала в различных выставках: в Санкт-Петербурге, во Флоренции, в Милане, Париже, Кронингене (Голландия), Праге… А в Москве прошла её персональная выставка «Венеция. Шелкография». У Вертинской довольно необычная техника: в качестве холста она использует картон или склеивает несколько слоёв кальки, бумаги и т. п. Тем самым Александра создаёт многослойную, необычную фактуру. Ну и сам рисунок не является традиционным – это авторский чёрно-белый снимок, отпечатанный методом шелкографии, а потом расписанный вручную. Подобную работу можно рассматривать как своеобразную дань прошлому, ностальгию по книжкам-раскраскам.
Цветы в творчестве художницы всегда изображены максимально реалистично – так, как они растут в природе. Периодически на холстах наблюдается вмешательство человека. В этом случае цветы разложены на столе или поставлены в вазу. Палитра Вертинской намеренно ограничена и строга, хотя она и изображает полихромную растительность. Для Саши цветы не просто приятны на вид, а всегда полны достоинства.
Александра Вертинская: личная жизнь
Стоит отметить, что героиню данной статьи интересуют не только картины. В одном из интервью художница рассказала о самом главном в её жизни – семье. Александра Вертинская очень любит мужа Емельяна и дочек. Художница познакомилась с супругом в новогоднюю ночь, которую отмечала у подруги на даче. В то время Емельян ещё был женат, и никаких «амуров» между ними не случилось. Но сразу на следующий день подруга рассказала Александре, что молодой человек от неё без ума. Саша верила в любовь с первого взгляда, поэтому отношения с Емелей закрутились стремительно. Вскоре пара отправилась под венец. В 1998 году у них родилась дочка Василиса, а в 2010 – Лидия.
Телевидение
На ТВ Александра Вертинская, биография которой хорошо известна всем поклонникам её творчества, попала довольно неожиданным образом. Женщина занималась семьёй и любимым делом, даже не мечтая стать телеведущей. Но однажды ей позвонили с канала СТС и пригласили вести передачу «Снимите это немедленно». Саша согласилась только потому, что супруг посоветовал ей попробовать себя в новой сфере. С тех пор экран полюбил Вертинскую – в качестве дизайнера она принимала участие в «Квартирном вопросе», рассказывая хозяевам, как декорировать тканями своё жилище. Также Александра ведёт программу «Дом с мезонином» на канале «Домашний». Ведущая ходит в гости к медийным персонам и знакомит зрителей с архитектурой и историей их жилищ.
В передачу «Снимите это немедленно» Вертинскую позвали не просто так. Известный журнал «Офисьель» два года подряд присваивал девушке звание самой стильной москвички. Александра считает, что надо стремиться опередить моду. Ведущей нравится смешивать стили, а не слепо следовать тенденциям. Ключевыми атрибутами в образе она называет такие украшения, как кулоны, браслеты, серьги и брошки. Из цветов Вертинская предпочитает изумрудно-зелёный, чёрный, золотой, серебряный и серый.
Саша признаётся, что в ужасе от того, как наши люди одеваются. Ведущая надеется изменить данную ситуацию с помощью своей передачи.
Интересные факты
- Александра Вертинская (биография, личная жизнь художницы были описаны выше) добивается успеха в любом начатом деле.
- Носит одежду 42-го размера.
- Любит аджику, рыбу на гриле, путешествовать и ничего не делать.
- Не любит жлобство, враньё, торты с кремом, грязные улицы и московскую погоду.
Лидия Владимировна – из старинного грузинского княжеского рода Циргвава.
Родилась в Харбине, в семье дворян-эмигрантов. В 17 лет в нее влюбился 52-летний Александр Вертинский, знаменитый шансонье. Венчались они в Шанхае в 1941 году, а в 1943-м у них родилась первая дочь Машенька, Марианна. В том же 1943-м Вертинский с семьей вернулся на родину, в СССР.
Через год, уже в Москве, Лидия родила вторую дочь. Девочку назвали Настей.
Марианна и Анастасия Вертинские – две звезды, две самые красивые актрисы нашего кино и театра.
В Москве Лидия закончила Художественный институт им. В.Сурикова, профессионально занималась живописью. Ее редкую, необыкновенную внешность сразу отметили лучшие кинорежиссеры. Вертинский успел увидеть свою любимую Лилечку в самых красивых ее ролях – Птицы-Феникс в киносказке А.Птушко «Садко» и Герцогини в картине Г.Козинцева «Дон Кихот».
В 1957 году Александра Николаевича не стало. Замуж Лидия Владимировна больше не вышла – сравнивать других мужчин с мужем было бессмысленно. Всю свою жизнь она посвятила девочкам и увековечиванию памяти их отца. Благодаря ее стараниям, вышли в свет воспоминания мужа – замечательная книга «Дорогой длинною» — письма, стихи и дневники Александра Вертинского…
«Дон Кихот», 1957 год. Герцогиня — Лидия Вертинская.
«Садко», 1952 год. Феникс — Лидия Вертинская.
«Садко», 1952 год. Феникс — Лидия Вертинская.
Лидия Вертинская и Сергей Столяров на съемках фильма «Садко», 1952 год.
«Королевство Кривых Зеркал», 1963 год. Анидаг — Лидия Вертинская.
«Королевство Кривых Зеркал», 1963 год. Анидаг — Лидия Вертинская.
Венчание Александра Вертинского и Лидии Циргвава. Шанхай, 1942 год.
Лидия и Александр Вертинские
Александр и Лидия Вертинские с дочерью Марианной.
Вертинские с дочерью Анастасией, 1945 год.
Александр, Лидия и Марианна Вертинские.
Александр Вертинский с дочерьми Анастасией и Марианной.
Марианна Вертинская
Анастасия Вертинская. Фото Г.Тер-Ованесов.
Марианна и Анастасия Вертинские. Фото Валерия Плотникова.
Лидия, Марианна и Анастасия Вертинские на церемонии открытия мемориальной доски Александру Вертинскому. 2002 год, улица Тверская, дом 12.
Закладка именной звезды Александра Вертинского на Площади Звезд перед концертным залом «Россия».
Москва, 12 мая 1998 года.
Звезда Александра Вертинского на Площади Звезд
На гастролях «Современника» в Таллинне с Настей Вертинской, 1970-е.
УШЛА В НЕЗДЕШНИЕ КРАЯ КНЯГИНЯ
ВЕРТИНСКАЯ-ЦИРГВАВА
============== жена Александра Вертинского ================
.
.
девочка (потом Лидия Вертинская) (до замужества княжеского рода
Циргвава как пишет Садальский) родилась в Харбине среди русскихэмигрантов (отец грузин Владимир Константинович Циргвава
и мать русская Лидия Павловна Фомина) однажды подросла и увлеклась…— а может и родилась в Париже (?) (но как тогда оказалась в Харбине?)
и вот подросла и увлеклась великим поэтом и певцом и композитором
Александром Вертинским — и сумела его довольно основательно приручить…
.
ее любил Вертинский…
а вот попалось его стихотворение наверно до женитьбы…
.
.
Любовь
.
.
.
Любовью болеют все на свете.
Это вроде собачьей чумы.
Ее так легко переносят дети
И совсем не выносим мы.
.
Она нас спасает. Она нас поддерживает.
Обещает нам счастье, маня.
Но усталое сердце уже не выдерживает
Температуры огня.
.
Потому что оно безнадежно замучено
От самых простых вещей.
К вечной казни и муке оно приучено,
Но не может привыкнуть к ней.
.
.
так что он венчался с ней в Харбинской Православной Церкви
я помню в детстве не раз проезжал этот город Харбин
и слышал только особые интонации с которыми произносили этот город
но поезд там то ли не останавливался… а то ли — не долго стоял…
в памяти ничего особенного не осталось — но я и учился тогда
(с 1950 года) с 1-го по 5-й класс… а по интонации это был — особый город
.
венчались они в 41 году (когда я родился)
а когда я проезжал там в 1950 г — Лидии тогда было 27 лет…
и уже семь лет как они уехали из Харбина…
.
помню в оставленной квартире (в Порт Артуре) как-то я увидел патефон
с пластинкой на ребрах (или эмигрантская пластинка) Вертинского
«Пей моя девочка»…
— долго слушал… это было событием огромного (невидимого) значения
(как буд-то небо — внутри меня — увеличилось на целый взмах руки...)
.
Харбин… вот теперь читая узнаю что это была столица русских эмигрантов
которых не особенно потчевали во времена Мао как белогвардейцев…
— поэтому приглушенные голоса и у советских пассажиров тех поездов
которыми ездил я мимо этого города
.
«основательно приручить смогла» — написал я потому что в его песнях
он признается что увлекался другими:
.
«а прощать мои дежурные влюбленности
— это тоже надо что-то понимать…»
.
понятно — что это было грустно когда муж изменяет
но эпоха была такая когда бытовало заблуждение прошлой эпохи
что чем больше «побед» тем шикарнее и не обратили внимание
на предупреждение Пушкина который прошел через это:
.
«я пережил свои желанья
я разлюбил свои мечты
остались мне одни страданья
плоды сердечной пустоты»
.
сердце (в отличие от ума) считает не победы
разлуки и — опустошается…
.
и мало того что жизнь гения всегда печальна
непониманием окружения — советской власти он был поперек горла
т.к. не воспевал колхозы и фабрики и социализм и вождя…
и по радио не звучал в отличие от «пошлых песен Утесова»
как жаловался в тоске в своих письмах Вертинский жене
(что нет афиш… и нет пластинок… и нет радио…. у — гения…)
.
и не просто было быть женой гения тогда…
.
[MORE] а она еще и закончила художественный институт
и мало того что снималась в кино еще и стала рисовать…
— но… картин я ее не нашел…
.
какие же дочки выросли — это гордыня неимоверная
(княжеский род) да еще и грузинская пылкая кровь
да еще и кровь величайшего гения Вертинского
.
не знаю как Марианна… а Анастасия — сполна это
и несла… и когда можно об этом было говорить — говорила…
— дескать «мне тяжело было в театральном тесном коллективе» и т.д.
да и Достоевскому тоже наверно в коллективе было тягостно
(вступил в союз писателей и тут же выписался как вернул финансовый долг)
.
но вот теперь этой княгини Лидии Циргвава-Вертинской
спутницы великого Александра Вертинского — не стало
умерла в возрасте 89 лет…
как говорят грузины — кал-батоне! (уважаемая госпожа)
мадлопт (спасибо) прощайте! …
.
.
========
.
мой привет
.
Тбилиси
.
. . ======== . .
.
Александра Вертинская Paradise
С древних времен цветы занимали важное место в изобразительном искусстве. Будучи связанными с символами любви, религиозными культами и поклонением величию природы в целом, они были важной частью религиозных подношений и украшений торжеств во всех древних культурах, начиная с Ассирии и Египта. В древней Греции и Риме цветы были тесно связаны с богами и героями, как их символы и атрибуты их культов.В средние века цветущие сады стали прообразом небес на земле, а сами цветы, считавшиеся самыми красивыми из божественных творений, с развитием христианской теологии приобрели много символических значений. Итак, белая лилия, символизирующая чистоту и чистоту, неразрывно связана с образом Божией Матери и является неотъемлемым атрибутом в сценах Благовещения. Красные розы вместе с гвоздиками и маками могли бы служить символом Страстей Христовых и крови, пролитой первыми мучениками-христианами.Аквилегия, напоминающая по форме голубя, стала символом Святого Духа. Специфический средневековый образ «огороженного сада» относится к небесному саду — Эдему, Раю — в котором нет смены времен года, вечного лета и царствования цветения. Именно в таком саду изображена непорочная Дева с единорогом на знаменитых решетках конца 15-го века из музея Клюни в Париже. Обильная цветущая растительность появляется в сценах, изображающих рай на картинах голландских и итальянских мастеров.Конечно, нельзя не вспомнить знаменитый триптих Джерома Боша «Сад земных наслаждений» 1500-1510. (Музей Прадо, Мадрид), центральное и левое крыло которого представляют собой изображения рая в виде прекрасного сада с пышной зеленью, кристально чистыми прудами и разнообразными представителями фауны — реальной и вымышленной.
Бурное развитие садоводства совпало по времени с появлением отдельного жанра цветочных натюрмортов. Один из первых самоценных цветочных натюрмортов был выполнен Гансом Мемлингом около 1485 года (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид) и также имел религиозное значение.Расположенный на обороте мужского портрета донора, он показал букет лилий, ирисов и аквилегий, связанных с символами Божьей Матери в майоликовой вазе с монограммой Христа. Параллельно с христианской символикой изображения цветов все более прочно укореняются в учтивой культуре. В светском контексте они приобрели совершенно разные символические значения, связанные с выражением чувств и личных качеств. В связи с бурным развитием жанра цветочных натюрмортов в Голландии 17 века художники стали получать заказы на отдельные изображения цветов — своеобразные портреты редких и красивых дизайнов, в других случаях составляющие целые коллекции.Интересно, что в одном букете могли появиться цветы, которые цвели в разное время и лишь умозрительно объединялись художниками в одну композицию.
Александра Вертинская в своей работе дает вторую жизнь классической теме. Как и старые мастера, художник пишет цветы с натуры, пытаясь уловить и увековечить их мимолетную и хрупкую красоту. Неожиданно традиционные образы в ее работах получают современное прочтение. Вертинская использует передовые художественные приемы и технологии для их создания, получая многослойные работы в авторской технике, комбинируя исходные «подготовительные» изображения на холстах — будь то фотографии, коллажи, шелкография — и живопись, которая не так уж дополняет друг друга. как это полностью преобразует работу.Живописный фундамент важен для автора, поскольку именно он является связующим мостом между реальным миром и вымышленным миром. Художественные формы, появляющиеся поверх отпечатков, похожи на возрождающиеся фантазии, дополняющие скупую статическую материальность пульсирующей живой красотой.
Отдельной частью выставки была инсталляция «Кабинет», где прекрасные цветы, изображенные художником, соседствуют с древними научными ботаническими гравюрами, образовательными плакатами, образцами гербариев и картинами старых мастеров.Такой офис предлагает другую сторону благоговения: не только эстетическое созерцание, но скорее глубокий взгляд на природу и саму вселенную. Сухой мир каталогов, картотек и архивов оживает и подчеркивает отсутствие временности.
Наряду с работами прошлых лет на выставке «Рай» была представлена новая серия работ, в которой Александра Вертинская рассматривает тему ботанического сада как проекцию рая на землю. Появлению ботанических садов в Европе предшествовало появление в 5 веке «аптечных садов» небольших размеров в средневековых монастырях, где в основном выращивались лекарственные растения для медицинских целей.Позже, уже в эпоху Возрождения, изменилось назначение аптечных садов — начали выращивать растения не только для решения практических задач, но и для учебы и научных исследований. Первые такие сады появились в XIV веке в Италии, что было связано с расцветом гуманизма и распространением научных знаний. Идея райского сада — рая — была сохранена в виде огороженного пространства, отделенного от земного и смертного земного мира и отданного цветам и деревьям.С 16-го века, наряду с развитием университетов, количество ботанических садов увеличилось как в Италии, так и в других странах Западной Европы. Европейская колониальная экспансия внесла коррективы в облик и структуру ботанических садов. Отныне большое место отводилось восстановлению географических условий, особое внимание уделялось экзотическим узорам. Эволюция ботанических садов превратила средневековые «аптечные сады» в сложные крупномасштабные учреждения, которые мы знаем сегодня — с уникальными пейзажами, богатыми коллекциями и исключительными ботаническими и историческими экспозициями.Однако ботанические сады полностью утратили первоначальную идею проекции рая. Посетив старейший ботанический сад Италии, Александра Вертинская собрала собственный архив изображений и впечатлений, который она дополнила росписью. Обращаясь к жанру черно-белой фотографии, художник делает снимки по разным углам — иногда пустынным, тлеющим, как изображения прошлого. Отдельные фрагменты садов, захваченные камерой художника, в ее работах неожиданно превращаются в самоценные миры, в которые она вдыхает жизнь в живописное освещение, пунктирно наполняя цветом некоторые фрагменты, а именно изображения живых и прекрасных — растений и цветов.Возвращаясь к цветочному жанру, Вертинская приглашает зрителя в прекрасный сад, где можно спрятаться от повседневной жизни, суетиться и уединиться с собой, своими мыслями, скорбями и радостями в окружении самой жизни — всегда цветущей, вечнозеленой и восхитительно красивой.
Александра Вертинская (1969, Москва)
В 1987 году окончила Московскую среднюю художественную школу при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. В 1992 году окончила Московский государственный художественный институт им.И. Сурикова (мастерская Т. Т. Салахова). В 1992-1994 годах обучалась в Национальной академии художеств в Париже. Член-корреспондент Российской академии художеств. Живет и работает в Москве.
Избранные выставки:
2018 Edencraft. Ретроспекция », Галерея« Наследие », Москва
2018« Другие берега », Центральный выставочный зал Манеж, Санкт-Петербург
2016« Классические розы », Галерея« Триумф », Москва
2012« Тень времени. Инсталляции, живопись, скульптура, объекты, видео », Царицынский государственный музей-заповедник, Москва
2012« Небольшая облачность », Галерея« Триумф », Москва
2009 Выставка Премии Кандинского, Фонд Луизы Блуин, Лондон
2009 Manu Intrepida, Галерея« Триумф », Москва
2008 Выставка Премии Кандинского, ЦДХ, Москва
2008 Ивы и оливки, Галерея Триумф, Москва
2006 «Визуальный архив», Музей Людвига в Русском музее, ул.Петербург
2003 Дворец Парте Гуэльфа, Флоренция
В галерее «Наследие» открывается выставка Александры Вертинской, в которой сочетаются самые важные для художника темы: цветы, классические руины, небо, впервые показанные в контексте поэзии. Все они были замечены художником через сложную оптику многовековой культуры, современного искусства, философских проблем и тесно переплетены в ее особой драме. Огромные соцветия роз и глициний (из серии «Классические розы», 2014–2016), величественные горы облаков (серия «Переменные облака», 2012), подчеркивали искусственные фрагменты Римского форума (серия Manu Intrepida, 2009) и небрежное старение Венецианский палаццо, показанный в сочинениях Вертинской вне всякого контекста, увеличен, как можно ближе к зрителю, но не равен себе.В гораздо большей степени художник говорит не о конкретных растениях и зданиях, а об амбивалентности жизни, красоты, искусства. О пугающем и манящем чувстве взаимопроникновения времени и вечности. Самый красивый цветок несет начало коррупции, и даже Римская империя, основа европейской цивилизации, лежит в пыли королевского мусора.
Однако автор не предлагает бесповоротно окунуться в декадент, любуясь красотой угасания.Поэтика живописи Александра Вертинского избегает узости заключительных суждений, сочетая неразличимую магию распада и вечного возрождения из пепла, цикличность истории, надежду на новую жизнь, всегда готовую расцвести. В ее сложной вселенной противоположности сходятся, не находя разрешения на свою противоположность. Архитектурная роза — не что иное, как мраморная столица. Бескрайняя синева неба, видимая сквозь обнаженные ветви, в равной степени предсказывает рождение нового цикла жизни и его зимний закат.
На выставке в Галерее Наследия, баланс жизни и смерти, конечно же, стремится к весне и вечному цветению. В центре экспозиции находится инсталляция, созданная специально для проекта и полностью состоящая из цветущих и тепличных растений. А также новая серия работ «EDENCRAFT» Вертинского с изображениями растений, основанными на фотографиях, живописно обработанных в сложной авторской технике. Оба проекта были реализованы в партнерстве с Главным ботаническим садом.Н.В. Цицин. Несомненная связь между метафизикой произведений Александры Вертинской и поэтическим словом была выражена во включении поэтических высказываний современных и классических авторов в саму ткань экспозиции, придавая ей дополнительное измерение.
Партнер выставки:
Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук.