Александровский дворец в Царском Селе
Александровский дворец расположен в северной части Александровского парка, в 5 минутах ходьбы от Екатерининского дворца. Александровский дворец создан по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги, является памятником архитектуры XVIII века.
Дворцовый комплекс вошел в состав Государственного музея-заповедника «Царское село» лишь в 2009 году и поэтому пользуется большой популярностью у туристов. Вместе с тем, большинство залов исторического здания не восстановлены и поэтому доступными для посещения являются лишь несколько комнат, расположенных на первом этаже. Также в редких случаях проводятся экскурсии по историческим подвалам, планировку которых разработал также архитектор Кваренги.
Для справки: В подвалах и полуподвалах здания в прежние времена проживали сотни слуг – гардеробщики и парикмахеры, лакеи и охранники. Также здесь находилась приспешная кухня, в которой для царской семьи пекли блины и пирожки, готовили шашлык, а многие разносолы сюда доставлялись по подземному ходу из Кухонного корпуса. В советское время в этом же помещении находилась столовая для работников НИИ.
Одна из тайн дворцового ЖКХ – бетонное подземное водохранилище, построенное в 1905 году. Земляная обсыпка и тамбур с двойными дверями не давали воде замерзнуть даже в лютые морозы, запасов воды хватало примерно на 50 императорских ванн.
Резервуар является не только гидротехническим памятником начала XX века, но имеет и функциональное значение в наше время, поскольку связан со всей гидротехнической системой города Пушкина.
В Александровском дворце бывал «великий старец» Гриша Распутин, здесь же под домашним арестом со 2 марта 1917 года находилась семья Николая Романова. 1 августа 1917 года отсюда царская семья отправилась в Тобольск, а в ноябре 1918 года была расстреляна в Екатеринбурге.
В Советское время именно в Александровском дворце была установлена одна из первых ЭВМ в Советском Союзе, огромная машина занимала несколько парадных залов.
Александровский дворец — описание
Дворец построен в классическом стиле, отличается простотой и строгостью. Здание представляет собой вытянутую в длину двухэтажную постройку с двойными флигелями по сторонам. Перед средним фасадом возвышается величественная колоннада, рядом с которой установлены две бронзовых скульптуры:
- «Юноша, играющий в бабки», выполненная по модели скульптора Николая Пименова
- «Игра в свайку» — работа скульптора Александра Логановского.
Статуи подчеркивают неприметный парадный вход во дворец.
Противоположный фасад украшен полуротондой (полукруглой постройкой) со сферическим куполом и террасой, выложенной плитками серого и белого мрамора.
Парадная анфилада (ряд залов) располагается вдоль садового фасада здания, в центре ее находится комната с полуротондой, разделенная на три части широкими арками. Эти залы получили названия:
- Полукруглый – это средняя часть помещения
- С востоку от него располагался Портретный зал, рядом с которым находились зал с Горкой, Библиотека и Угловая гостиная
- С западной стороны был устроен Бильярдный зал, или Мраморная гостиная.
Перестройки конца XIX – начала XX века изменили назначение комнат:
- В правом крыле при Николае I располагалась опочивальня, при Николае II — дворцовая церковь
- В левом флигеле находился Концертный зал, а в 1903 году на первом этаже на его месте появились Кленовая гостиная Александры Федоровны и Парадный — Новый кабинет императора Николая II, на втором — комнаты детской половины.
Александровский дворец – из истории
Екатерина II не представляла существование Александровского сада без Фернейского замка, но в результате здесь был построен дворец, ставший свадебным подарком для ее любимого первого внука — князя Александра Павловича.
Для справки: после смерти французского философа Вольтера императрица хотела выкупить его библиотеку и увековечить память философа. Она мечтала построить замок похожий на Фернейский замок Вольтера. «Я непременно устрою Фернейский замок в Царскосельском парке», — писала она.
Библиотеку Екатерина II купила у племянницы французского философа госпожи Дени, а Фернейский замок так и не был построен. Вместо него был сооружен дворец для будущего императора Александра I.
Строительство началось в 1792 году по проекту известного архитектора Джакомо Кварнеги и 12 июня вся семья отпраздновала новоселье на открытой колоннаде дворца, где подавали прекрасный десерт и откуда открывался «прекрасивый» вид на парк.
Александр I, став императором, перебрался в Петербург, а приезжая в Царское село, чаще всего останавливался в Екатерининском дворце. Его брат Николай I, напротив, предпочитал жить в Александровском дворце, и именно при нем дворец был назван в память о первом его владельце.
Самые большие перестройки исторического сооружения произошли при Николае II, родившемся в Александровском дворце и очень любившим Царское село.
При нем на первом этаже был пристроен балкон с навесом и усовершенствована система отопления и водоснабжения. Появились пожарная сигнализация и телефон, пожарный водопровод и лифт. В 1897 году по проекту архитектора Сильвио Данини был построен подземный тоннель из дворцовой кухни в кухонный флигель для перемещения прислуги.
С приходом советской власти в здании был открыт государственный музей, а позже разместился Дом отдыха работников НКВД и Детский дом.
В период оккупации во время Великой Отечественной войны здесь находились немецкий штаб и гестапо, в подвалах – тюрьма, а площадь перед дворцом превратилась в кладбище солдат СС. После войны здание занимали военно-морское училище, а позже – НИИ. Все ценности были переданы в Павловский и Екатерининский дворцы.
Последний ремонт здания проводился в 1957 году. Недавно был выполнен ремонт подвальных помещений, на очереди – замена коммуникаций и восстановление комнат верхних этажей.
Режим работы Александровского дворца в 2019 г.
Закрыт на реставрацию. Ориентировочная дата завершения работ — 2020 год.
www.spb-guide.ru
Александровский дворец в Царском селе: humus — LiveJournal
Александровский дворец
Большая библиотека
Гардеробная и бассейн Николая II
Игровая комната Цесаревича Алексея
Кленовая гостиная
Кленовая гостиная
Кленовая гостиная
Кленовая гостиная
Палисандровая гостиная
Палисандровая гостиная
Палисандровая гостиная
Парадная анфилада. Зал с горкой
Парадные залы Александровского дворца
Парадные залы Александровского дворца
Парадные залы Александровского дворца
Парадные залы Александровского дворца
Парадные залы Александровского дворца
Парадные залы Александровского дворца
Парадные залы Александровского дворца
Парадные залы Александровского дворца
Парадные залы Александровского дворца
Парадные залы Александровского дворца
Парадный кабинет Николая II
Парадный кабинет Николая II
Парадный кабинет Николая II
Парадный кабинет Николая II
Приёмная Николая II
Рабочий (старый )кабинет Николая II
Рабочий (старый) кабинет Николая II
Рабочий (старый) кабинет Николая II
Рабочий (старый) кабинет Николая II
Спальня императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны
Спальня императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны
Спальня императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны
Спальня императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны
Спальня цесаревича Алексея Николаевича
Угловая гостиная
Угловая гостиная
Угловая гостиная
Угловая гостиная
humus.livejournal.com
от дворца к музею — Школа Путешественника
Каждый, кто приезжает в Санкт-Петербург исследовать его достопримечательности, будь то путешественник, турист или просто отдыхающий, стремится попасть в один из самых красивых его пригородов – Царское Село. Блистательный Екатерининский дворец с дворцовыми интерьерами и известной на весь мир Янтарной комнатой – несомненный бренд Царского Села и обязательный пункт петербургской программы. Сотрудники музея-заповедника рассчитывают, что еще одним брендом Царского Села станет Александровский дворец, первые восемь интерьеров которого планируют открыть для публики в 2020 году.
Судьба у двух царскосельских дворцов разная. Екатерининский дворец — это императорская резиденция, место для торжественных приемов и пышных мероприятий. Александровский дворец, спроектированный в XVIII веке как дворец для жизни и не предназначенный для больших придворных церемоний и балов, являлся семейным домом Романовых. Екатерина II повелела построить дворец к бракосочетанию любимого внука Александра Павловича, будущего императора Александра I. Дворец был возведен по проекту Джакомо Кваренги в течение 1792—1796 годов. С тех самых пор и до августа 1917 года русские императоры и их семьи, сменяя друг друга, жили в Александровском дворце. Именно в стенах этого дворца прошли последние двенадцать лет жизни и царствования императора Николая II и всей его семьи. Отсюда царская семья отправилась в ссылку в Тобольск, а затем и в Екатеринбург к месту казни…
После войны дворец был законсервирован. В 1946 году его передали Академии наук СССР для создания литературного музея и хранилища собрания рукописей Института русской литературы. В 1949 году в рамках торжеств, посвященных 150-летию А.С. Пушкина, Александровский дворец распахнул свои двери для посетителей как музей Пушкинского дома. В ходе подготовки масштабной юбилейной выставки дворцовые интерьеры стилизовали «под Кваренги», при этом были утеряны многие элементы отделки покоев Николая II и Александры Федоровны. В 1951 году дворец был передан Военно-морскому министерству в бессрочное пользование.
В ведение музея-заповедника «Царское Село» Александровский дворец поступил в октябре 2009 года.
Разработанный и согласованный в 2011 году реставрационный проект предполагает превращение Александровского дворца в многофункциональный музейный комплекс с экспозиционными и выставочными залами, залами для научно-исследовательской работы и конференций, библиотекой и детским центром. В цокольном этаже разместятся кафе, вестибюли с кассами, гардероб, экскурсионное бюро, музейный магазин, а также технические и вспомогательные помещения.
Проект архитектурного бюро «Студия 44»
К осуществлению проекта приступили в 2012 году с проведения строительно-монтажных и реставрационных работ в подвальной части здания. За четыре года отреставрированы фундамент и подвалы, усилены несущие конструкции здания, выполнены общестроительные и инженерные работы. С 2015-го года дворец закрылся для посетителей.
Проект архитектурного бюро «Студия 44»
Воссоздание интерьеров проводится поэтапно. Восемь интерьеров первого этажа флигеля, где размещались личные комнаты Николая II и императрицы Александры Фёдоровны, предполагают открыть для публики уже к лету 2020 года. Основная часть работ в этих комнатах уже завершена. Это две параллельные анфилады комнат — Свитская, Спальня, Сиреневый кабинет и Палисандровая гостиная на половине императрицы Александры Фёдоровны; Приёмная, Рабочий кабинет, Мавританская уборная и Камердинерская на половине Николая II.
Осматривать помещения флигеля Александровского дворца участники пресс-тура отправились вместе с Главным архитектором ГМЗ «Царское Село» М.Н. Рядовой. Разговор получился обстоятельным, дельным, с четкими профессиональными пояснениями, за что Марии Николаевне отдельное спасибо.
Первая комната половины Николая II — Приемная.
«С 1905 года Александровский дворец стал главной императорской резиденцией. Планировка рабочих помещений строго следовала придворному церемониалу. Прибывшие на аудиенцию к царю чиновники сначала попадали в Приёмную, где постоянно дежурили флигель-адъютанты. Комната оформлена фирмой братьев Мельцеров в 1899 году. Стены опоясаны высокими массивными дубовыми панелями с полками; дубовый кессонированный потолок и камин темно-зеленого мрамора в дубовом корпусе с пирамидальным завершением в углу интерьера дополняет его отделку».
Пол был покрыт персидским ковром. С потолка спускалась люстра кованой бронзы. В помещении всегда находились дубовая мебель, крытая зеленой английской кожей, и большой стол со скатертью.
Приемная в значительной степени сохранила отделку после немецкой оккупации 1941-1944 годов. В послевоенное время интерьер этого помещения, как и Парадный кабинет императора, решили сохранить. Подлинные предметы времен Николая II – дубовые панели на стенах, дубовый потолочный плафон и мраморный камин — отреставрированы, встроенный диван зелёной кожи восстановлен.
Рабочий кабинет Николая II
«Оформлен в 1896-1897 годах. Здесь император ежедневно принимал министров, заслушивал доклады, работал с бумагами. Отделка и мебель Рабочего кабинета – панели, встроенные шкафы, а также письменный стол и стулья – были выполнены из орехового дерева. Здесь же находилась личная библиотека Николая II, насчитывавшая около 700 томов военной, исторической литературы, книг по государственным вопросам, беллетристики и периодики. Интерьер уничтожен в годы фашистской оккупации».
Воссозданные деревянные панели, мебель из ореха и камин уже заняли свои исторические места. Огромный диван-оттоманка и ковер, также воссозданные, появятся в кабинете к открытию залов.
Новые портьеры были изготовлены по образцам, сохранившимся в фондах.
Мавританская уборная
«В мавританском стиле была оформлена ванная комната императора с бассейном для плавания вместимостью более тысячи ведер. Бассейн за несколько минут наполнялся водой нужной температуры. От коридора бассейн отделяла ажурная перегородка из клёна, из которого также был выполнен плафон. На площадке перед бассейном находился камин, выложенный изразцами с восточным орнаментом. Бассейн и всё оформление ванной выполнялись по проекту и под руководством архитектора и инженера Рошефора. В апартаментах Николая II Мавританская была единственной комнатой для отдыха. Интерьер утрачен в годы Великой Отечественной войны».
Мавританская уборная преподнесла реставраторам в ходе работ удивительные находки. Бассейн в туалетной комнате считался утраченным. В ходе нынешней реставрации во время расчистки помещения под полом обнаружили чашу бассейна с сохранившимися облицовочными плитками (первый ряд плитки – подлинный, он имеет более желтоватый оттенок).
В чашу бассейна в момент его «замуровывания» были сброшены камин и «мусор» — фрагменты керамического убранства комнат. Это позволило реставраторам более полно и точно воссоздать рисунок и определить расцветку изразцов. Под потолком были обнаружены небольшие фрагменты фриза, по которым его воссоздали полностью.
Подлинные плитки, невзирая на их утраты и потертости, заняли достойное место в керамическом убранстве Туалетной.
При Николае II в этой комнате находился турник для гимнастических упражнений, здесь же хранилась ценная коллекция портсигаров, которую собирал император. К летнему открытию залов в Мавританской уборной появятся ковер, циновки, занавески и… турник.
Свитская
Осмотр личных комнат Александры Федоровны начнем с помещения, которое при императрице выглядело иначе. В 1895 году в результате реконструкции одна большая комната была поделена на несколько небольших: гардеробную, туалетную, ванную и камер-юнгферскую, которая предназначалась для дежурных дам. Комнаты были оформлены скромно, в оформлении интерьера преобладали белый и голубой цвета.
Более точных сведений об устройстве и отделке этих комнат нет. Негласное правило реставратора гласит: «Сомневаешься — не делай». Поэтому планировку этих небольших помещений восстанавливать не стали. Еще одно обстоятельство сыграло в пользу «оставить все, как есть». В послевоенные годы, когда демонтировали приватные комнаты хозяйки дворца, был обнаружен расписной плафон мастера Скотти середины XIX века. Надо заметить, что потолочные росписи и полы – самые сложные элементы при восстановлении утраченного убранства, потолки попадают на фотографии и автохромы редко, а полы чаще всего закрыты коврами.
Спальня
«Находилась на месте комнаты, которая использовалась для этой же цели во время приезда во дворец гостей. В 1873 году здесь останавливалась мать Александры Фёдоровны, принцесса Алиса, приезжавшая на свадьбу своего брата, герцога Эдинбургского, и великой княжны Марии Александровны. Спальня была устроена в этом помещении без существенных переделок. Стены и перегородку архитектор затянул выбранным Александрой Фёдоровной английским чинцем (Charles Hindley)».
Как мы видели ранее, главный материал, которым облицованы стены в личных комнатах Николая II — дерево (дуб, орех, клен, ясень и красное). На половине Александры Федоровны в отделке стен преобладают ткани. Сохранившиеся в эвакуации альбомы с фрагментами тканей оказали существенную помощь в восстановлении тканевой обивки комнат императрицы. По сохранившемуся куску чинца (вощеной хлопковой ткани с набивным рисунком) восстановили тканевую обивку стен Спальни, а также воссоздали альков и портьеры.
Сиреневый кабинет
«За два десятка лет жизни Александры Фёдоровны в России Сиреневый кабинет – ее любимая комната в Александровском дворце, созданная Романом Мельцером, – ни разу не подвергалась переоформлению, несмотря на смену художественной моды на рубеже веков. Для оформления интерьера шёлк – розовато-лилового оттенка с рисунком из переплетенных вертикальных нитей – был заказан у парижской фирмы Шарля Бурже. Деревянные панели в нижней части стен и мебель, спроектированная Мельцером в подражание стилю рококо, были окрашены в два цвета под слоновую кость. Многие предметы обстановки, угловой диван, полушкафы встроены и связаны со стенными панелями. Здесь император и императрица с детьми часто пили кофе после завтрака, собирались на вечерний чай, здесь Александра Фёдоровна проводила много времени за работой и чтением».
На момент проведения пресс-тура в Сиреневом кабинете завершены работы по воссозданию тканевой обивки стен, портьер, встроенной мебели, деревянных панелей, камина и живописного фриза.
Палисандровая гостиная
«Этот интерьер оформлял Роман Мельцер в 1896-1897 годах. Основным материалом отделки архитектор выбрал палисандр – дорогую древесину, которую доставляли из-за границы. Из палисандра были сделаны высокие стенные панели с полочкой, обрамление установленного в углу камина и мебель. В первые годы жизни во дворце Николай II и Александра Фёдоровна часто проводили время именно в этом интерьере. Затем гостиная стала местом завтраков и обедов царской семьи».
В Палисандровой гостиной по историческим образцам воссозданы тканевая обивка стен, портьеры, панели и камин из палисандра, украшенный тканевой вставкой и зеркалами с фацетом (специальной обработкой граней и внешней кромки стекла).
Специального помещения для столовой во дворце не существовало, поэтому для императорской семьи и узкого круга приближенных обеденный стол накрывался в Палисандровой гостиной. Именно в Палисандровую гостиную, относившуюся к личным покоям императорской четы, приглашались близкие друзья и гости, которым хотели выразить особое расположение.
Реставраторы в своей работе в Александровском дворце опираются на иконографию, которой располагает музей-заповедник. Это и любительские фотографии членов императорской семьи из государственных архивов, и автохромы 1917 года. В августе 1917 года фотограф Андрей Зеест сразу после отъезда царской семьи провел съемку дворца на автохромы «позально». В Палисандровой гостиной зафиксировалась даже цветущая гортензия.
Сотрудники ГМЗ «Царское Село» добавили в еще незавершенный интерьер гостиной веточку гортензии, перекинув тем самым виртуальный мостик из прошлого в настоящее. Очень мило)
Вслед за первыми интерьерами личной половины планируется к открытию еще несколько залов. На данный момент находятся они на стадии черновой отделки. Участникам пресс-тура позволили заглянуть в Кленовую гостиную, которой уже вернули историческое объемно-пространственное решение (после Великой Отечественной войны этот зал был разделен на два) и в которой воссоздают антресоль и намазную лепку,
залы Библиотеки,
Парадный кабинет Николая II
и Зал с горкой, в котором будут отреставрированы стены из искусственного мрамора и камины.
Деревянная катальная горка, выстроенная для детей Николая I и давшая название помещению, также будет воссоздана. К слову, катание с горки было любимым круглогодичным развлечением не только детей, но и взрослых. Скатывались с горки в силу возможностей: одни стоя, остальные – на пятой точке по сукну.
Срок ввода этих дворцовых залов пока не определен. Окончательное же завершение работ по Александровскому дворцу планируется не ранее 2022 года.
P.S. В отчете демонстрируются фотографии и автохромы, цитируются материалы пресс-релиза, предоставленные пресс-службой ГМЗ «Царское Село».
club.silver-ring.ru
Последний дворец последней царской семьи
Александровский дворец в Царском Селе был построен по приказу Екатерины Великой в 1792-1796 годах для любимого внука, Александра Павловича. Ставший последствии императором Александр предпочитал останавливаться в Большом Царскосельском дворце, зато его младший брат Николай уделял много внимания обустройству Александровского дворца. Позже дворец стал великокняжеской резиденцией князя Александра Александровича, но после коронации тот переехал в Гатчину. В 1904 года в Александровский дворец перебрался с семьёй Николай II. После 1918 года дворец успел послужить музеем, домом отдыха сотрудников НКВД, детским приютом имени Юных Коммунаров, немецким штабом, гестапо с тюрьмой, депозитарием Института русской литературы и военно-морским училищем. Сейчас это снова музей, идёт восстановление исторических интерьеров.
Питер-2013 // Часть 30
1. Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Д. Кваренги. Работы велись под наблюдением зодчего П. В. Неелова.
2. В 2010 году были открыты для осмотра три парадных зала. Первый из них — Мраморная гостиная.
3. Иногда её именовали Бильярдным залом, так как в 1832 году по указанию Николая I в ней был поставлен большой бильярд и малый бильярд «бики».
4. Зал обставлен гарнитуром золоченой мебели, га полу расстелена шкура тигра.
5.
6. Гостиная украшена зеркалами и золочёными консолями с мраморными вазами и стеклянными светильниками.
7.
8.
9. Следующее помещение — Полукруглый зал. Здесь при Николае II на Рождество зажигалась ёлка для лиц ближайшей свиты и офицеров частей, находящихся на службе по охране.
10. Золочёная мебель, мраморные камины, зеркала были подобраны Кваренги с большим вкусом.
11. Следующий зал — Портретный. Николай I одним из первых императоров стал размещать в дворцовых залах собственные портреты и изображения членов семьи. Здесь находилась одна из лучших живописных серий, созданная по заказу императора немецким художником Ф. Крюгером.
12. Также в зале выставлены два стеклянных пасхальных яйца.
13. Внутри одного из них изображён Александровский дворец.
14. Дальше лежат три не восстановленных зала.
15. Здесь можно увидеть старую отделку, вскрытую реставраторами из-под слоёв советской краски.
16. Побитый временем камин.
17. В восточном крыле расположены жилые комнаты последней царской семьи.
18. Первая из них — Угловая гостиная Александры Фёдоровны.
19. На стене — портрет императрицы.
20. Также в зале висит картина с изображением казачьего войска.
21. Дальше начинается ряд комнат, внутреннее убранство которых было полностью утрачено. В них по одной стене размещены огромные фотографии прежних интерьеров. На их фоне размещены уцелевшие детали. Так выглядит бывший Сиреневый кабинет.
22. А здесь находилась Кленовая гостиная императрицы, отделанная фирмой Ф. Мельцера в 1903-1906 годах. Уцелели лишь некоторые предметы мебели.
23.
24. Шкафы из царской библиотеки.
25.
26. Сильнее всего поражает спальня императрицы. Стена над кроватью плотно завешана иконами, согласно чтимой Николаем II древнерусской традиции.
27. На воспроизведённой фотографии 1941 года видно. что раньше икон было в два раза больше.
28. Картина Г. Н. Горелова «Феодоровский собор в Царском Селе».
29. В когда-то служебных Гардеробной и Камердинерских сохранился ясеневый шкаф, в котором хранятся вещи из гардероба последнего русского царя: мундиры гвардейских и армейских полков, шинель, бурка, оленья доха, в которой император ездил на охоту. Особым экспонатом является красная форма полковника Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка (в шкафу слева). Император на венчании был одет именно в этот мундир.
30. Мундир полковника Фарнезского Уланского 5-го полка, офицерский мундир Сербской армии, мундир 5-го Румынского Рошфорского Гусарского полка, принадлежавшие Николаю II.
31.
32. Также в залах выставлены уцелевшие предметы и личные вещи царской семьи.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39. В конце анфилады — два полностью восстановленных интерьера. Первый — обшитая дубовыми панелями Приёмная Николая II.
40. Камин сохранился ещё со времён до перестройки, осуществленной Р. Ф. Мельцером в 1896-1898 годах, когда здесь располагалась Столовая.
41. Второй интерьер — Парадный (Новый) кабинет Николая II. Здесь в период его царствования проходили заседания Совета министров, представления депутаций и комиссий. За этим столом император играл в бильярд с великими князьями и офицерами свиты. С началом Первой Мировой войны на нём раскладывали карты Генштаба.
42. Отделка и мебель для кабинета были созданы в 1903-1906 годах по проекту придворного архитектора Р. Ф. Мельцера. До наших дней от первоначального убранства сохранились панели, камины, антресоль с колоннами, обшивка потолка из красного дерева, а также портреты, фотографии, фарфоровые изделия и книги.
43. Книжные шкафы, угловой диван, письменный стол, бра и люстры воссозданы по обмерам и историческим фотографиям в 1997 году.
44. Антресоль с колоннами полированного мрамора соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной Александры Федоровны, которая могла тайно присутствовать при совещаниях императора. Как и прошлый президент России, последний император увлекался фотографией.
45. Но самые трогательные экспонаты дворца связаны с детьми Николая II. Вот детали интерьера комнаты цесаевича: угловой шкаф, диванчик, ковёр, игрушечная лошадка, иллюстрации Билибина на стене.
46.
47. Расписание занятий на 1916-1917 годы.
48. Немецкие фарфоровые куклы.
49. Ярмарочный гиньоль.
50.
51. Наряд ослика, катавшего Алексея.
52. Мягкие игрушки.
53.
54.
55. Костюмы цесаревича.
56. Платья княжон.
57.
58.
59. В этом дворце семья Николая II встретила Февральскую революцию, отсюда 1 августа 1917 года они отправились в свой последний путь на Урал. Во дворце остались их призраки-костюмы, рядом с которыми всегда стоят живые цветы.
Источник: http://www.tzar.ru/museums/palaces/alex_ander» target=»_blank»>сайт музея-заповедника «Царское Село»</a>
deletant.livejournal.com
Александровский дворец
История строительства дворца
Строительство Александровского дворца началось в 1792 году по приказу Екатерины Великой и было приурочено к свадебной церемонии ее внука Александра с княжной Елизаветой Алексеевной. Работа по воздвижению Александровского дворца завершилась в мае 1796 года, и 12 июня 1796 года будущий император Александр I вместе с супругой переехал жить во дворец. Проект дворца принадлежит архитектору Джакомо Кваренги.
Александровский дворец – это двухэтажная постройка, план которой прост и удобен. Дворец выдержан в строгом классическом стиле, по его архитектуре можно судить о большом влиянии на Кваренги одного из последних архитекторов эпохи Возрождения, выдающегося Палладио. Двойной ряд колонн в центре северного фасада Александровского дворца при особенно ярком освещении кажется прозрачным. Два флигеля с торцов дворца сильно выдвинуты вперед по отношению к парадному фасаду, благодаря этому образуется курдонер, то есть парадный двор. Задний фасад здания так же красив и прост. Его отличительная черта – двухсветные колонные окна, чередующиеся с небольшими обычными окнами. Залы внутри дворца имеют анфиладное расположение.
Интерьеры дворца
Во внутреннем убранстве дворца Кваренги также избегал пышности. Внутри дворца нет ни позолоты, ни росписей, ни орнаментов. Стены залов Парадной анфилады декорированы искусственным мрамором. По проекту архитектора зал в центре Парадной анфилады был разделен на три равные части широкими арками.
Внутренний двор Александровского дворца был вымощен мрамором, таким образом, он был превращен в открытый зал. Однако позднее вместо мрамора был разбит зеленый газон. Уже в ХIX веке внутренняя отделка в Александровском дворце менялась и интерьеры перестраивались.
Современное время
В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. В Советское время здесь находился Дом отдыха для сотрудников НКВД. В период фашистской оккупации во дворце разместилась дивизия СС. Сам дворец пострадал меньше, чем Екатерининский, но многие книги, которые не были эвакуированы, были уничтожены фашистами как недостойное чтение. Во дворе Александровского дворца было организовано кладбище для захоронения фашистских офицеров. Во время одного из артобстрелов дворцовая церковь была разрушена.
В 1990-х гг. Александровский дворец был возвращен ГМЗ «Царское Село». На сегодняшний день главная мечта музейных работников –это открытие во дворце центра «Дом Романовых», в экспозиции которого будут представлены подлинные вещи августейшей семьи, предметы интерьера и книги, а также создание базы данных с информацией о прошлом и настоящем дома Романовых.
Редакция сайта Пушкин.ру
pushkin.ru
Александровский дворец в Царском Селе: описание
Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Царское Село
Архитектор, автор проекта: Джакомо Антонио Доменико Кваренги
Строительство: 1792 — 1796 годы
Координаты: 59°43’15.5″N 30°23’33.5″E
Объект культурного наследия народов Российской Федерации
История дворца
Архитектурные особенности
Интерьеры
Полезная информация для посетителей
Как добраться
Александровский дворец на карте
В конце XVIII века могущественная императрица Екатерина II решила преподнести своему любимому внуку красивый дворец. Она планировала сделать грандиозный подарок ко дню его бракосочетания, но начала возводить дворец, когда будущему государю Александру I было всего 15 лет. Роскошная постройка – одно из украшений Царского Села, и посмотреть на нее приходит много туристов.
Александровский дворец с высоты птичьего полёта
История дворца
Первые камни в фундамент здания были заложены в 1792 году. На следующий год 16-летний наследник престола сочетался браком с Марией Луизой Августой, которая приняла православие и стала Елизаветой Алексеевной. Когда дворец был полностью достроен, великий князь с супругой поселился в нем, как того хотела венценосная бабушка. Это произошло в середине июня 1796 года.
Новый дворец и резиденцию императрицы – Большой Екатерининский дворец отделяло всего 500 м. Внук навещал бабушку, а Екатерина II любила проводить время в Александровском дворце. Однако, идиллия длилась недолго. Неожиданно для всех государыню схватил паралич, и 6 ноября 1796 года она скончалась.
Вид на колоннаду
Позже в Александровском дворце жили все российские государи. Особенно любил это место Николай II. Он появился на свет в Царском Селе. Николай II дорожил дворцом и приложил немало усилий и средств, чтоб перестроить старое здание.
С 1905 года, 12 лет до своего ареста Николай II провел в Александровском дворце. Здесь император принимал иностранных послов, отмечал 300-летие дома Романовых и 200-летие загородной резиденции — Царского Села.
В 1918 году, сразу после расстрела царской семьи дворец открыли для публики как музей. Потом на одной этаже создали Детский дом, который возглавила жена народного комиссара просвещения А. В. Луначарского. Другой этаж занял Дом отдыха для сотрудников НКВД.
Вид на флигели дворца
В 1941 году, в самом начале войны из здания удалось вывезти старинный фарфор, люстры, мраморные изделия и мебель. Однако, часть раритетных экспонатов не сумели эвакуировать, и их разграбили враги. Когда Царское Село оккупировали фашисты, они разместили в императорских покоях штаб и гестапо.
Немцы уничтожили часть дворцовой библиотеки, а в подвалах здания создали тюрьму. Площадь перед дворцом превратилась в кладбище офицеров и солдат, которые служили в СС. Во время артобстрелов сильно пострадала дворцовая церковь, основное здание и прилегающий парк.
После войны во дворце царила настоящая разруха. Сохранившиеся помещения стали использовать под склады музея-заповедника, а в других началась реставрация.
Портретный зал
Работы по восстановлению интерьеров продолжаются и сегодня. По плану они будут закончены в 2022 году. С 2010 по 2015 год дворец был открыт для туристов. Гостям показывали Портретный, Полукруглый и Мраморный залы. Сегодня посетители осматривают дворец только снаружи и с удовольствием гуляют по роскошному Александровскому парку.
Архитектурные особенности
Просторное двухэтажное здание с двойными флигелями построено по проекту талантливого зодчего Джакомо Кваренги. Выходец из итальянского Бергамо в возрасте 35 лет был приглашен Екатериной II в Россию и стал служить архитектором при императорском дворе.
Парадный кабинет Николая II
До строительства Нового Царскосельского дворца зодчий выстроил несколько зданий в Петергофе, Санкт-Петербурге и Царском Селе. Он был большим мастером палладианский архитектуры, поэтому воплотил в Александровском дворце лучшие традиции благородной классики.
Симметричное желто-белое здание вытянуто в длину и отличается гармоничностью пропорций и воздушностью. Центральную часть северного фасада занимает изящная сквозная колоннада коринфского ордена. Она придает постройке особую торжественность.
Со стороны французской части парка фасад выполнен в виде полуротонды с красивым сферическим куполом. Двухсветные колонные окна чередуются с обычными. Помещения внутри устроены по принципу анфилады, то есть вытянуты в одну линию.
Палисандровая гостиная
Интерьеры
Внутреннее убранство Александровского дворца было создано лучшими русскими и иностранными мастерами. Строгий палладианский стиль исключал излишнюю роскошь, поэтому здесь никогда не было позолоты, вычурных орнаментов и росписей. Стены парадных залов украшал искусственный мрамор.
К сожалению, великолепные интерьеры сохранились лишь частично. Многое из того, что можно увидеть в наши дни, было воссоздано современными реставраторами. При изготовлении лепнины, отделки и мебели они использовали старинные гравюры, картины, описания, а также фотографии дворца, сделанные в начале прошлого века.
Кленовая гостиная Александры Федоровны
Из десяти личных покоев императора и членов его семьи пока восстановлено три парадных помещения. Все они находятся в центральной части здания. С 1997 года в левом крыле существует постоянная музейная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце», которая рассказывает о жизни последнего российского императора и членов его семьи. Правое крыло пока полностью закрыто для туристов. Там проводятся реставрационные работы.
В Мраморном зале стоит подлинная ампирная мебель из красного дерева, а на полу красуется ковер, изготовленный из шкуры тигра. Среди уникальных экспонатов стоит отметить вазу-торшер, которую Николай I получил в дар от прусского короля Фридриха-Фильгельма III. Внимание посетителей привлекает удивительно красивый рояль, сделанный из трех сортов дерева.
Полукруглый зал
Интерес представляет стена, украшенная красочной шпалерой, на которой изображена французская королева Мария-Антуанетта. Во дворце можно также увидеть старинную акварель с изображением последней императрицы Марии Федоровны.
Портретный зал дворца превращен в небольшую картинную галерею. Центральное место в нем занимает большое живописное полотно, которое представляет конный портрет российского императора Николая I. Большинство выставленных здесь картин когда-то были частью личной коллекции Николая II.
Лиловый (Сиреневый) кабинет
Полезная информация для посетителей
Чтобы попасть к Александровскому дворцу, нужно войти на территорию парка. В межсезонье и зимой он открыт с 10:00 до 18:00, а летом с 7:00 до 22:00. Выходной день – вторник. Вход бесплатный.
Как добраться
Дворец стоит в северной части зеленого Александровского парка, по адресу Дворцовая улица, 2. Он находится в городе Пушкин, в 25 км с юга от Санкт-Петербурга.
Рояль в Угловой гостиной дворца
До Царского Села проще всего добираться на электричке. Поезда ходят от Витебского и Балтийского вокзалов. От железнодорожной станции «Царское Село» нужно сесть на автобус или маршрутное такси и доехать до остановки «Дворцовая улица». Оттуда до дворца ходят пешком. Рейсовые автобусы до Пушкина курсируют от станций метро «Московская», «Купчино», «Московская» и «Звездная».
Рейтинг достопримечательности
Александровский дворец на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва |
Санкт-Петербург |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
Казань |
putidorogi-nn.ru
экскурсии, экспозиции, точный адрес, телефон
Александровский дворец (Пушкин, Россия) — история, экскурсии, экспозиции. Точный адрес, телефон, стоимость входных билетов. Залы и комнаты, исторические события.
В настоящее время дворец на реконструкции, открытие планируется в середине 2018 г.
Если роскошный Екатерининский дворец в Царском селе создавался для помпезных приемов, то его более простой сосед был предназначен для жизни. Будущую семейную резиденцию Романовых возвели при Екатерине II. В 1796 г. дворец стал достойным свадебным подарком внуку царицы Александру Павловичу. Сам он во время своих визитов в Царское село любил жить в Большом Царскосельском, а вот его младший брат и преемник Николай I предпочитал Александровский дворец и с удовольствием занимался его благоустройством. В левой части здания находились жилые комнаты его внука Александра Александровича, однако, став царем, Александр III выбрал в качестве своей резиденции Гатчинский дворец. Настоящим семейным гнездом Александровский дворец стал для Николая II и его супруги Александры Федоровны. Оттуда Романовы и отправились в ссылку, из которой так и не вернулись.
В 1918 г. дворец превратился в музей, потом здание переоборудовали в дом отдыха представителей НКВД, на втором этаже находился детский приют, во время оккупации здесь был немецкий штаб и гестапо с тюремными камерами в подвалах. После войны помещения дворца отдали Институту русской литературы, а потом — Военному ведомству. Сейчас Александровский дворец снова служит музеем.
Особенности архитектуры
Двухэтажное здание кажется довольно простым, особенно если сравнивать его с ближайшим соседом — Екатерининским дворцом. Несмотря на это, Александровский дворец признан одним из выдающихся образцов архитектуры классицизма. Автором проекта выступил знаменитый Джакомо Кварнеги, здание возводилось под присмотром зодчего Петра Неелова. С обеих сторон дворца расположены двойные флигели — раньше там находились жилые помещения. Главный фасад украшен роскошной сквозной колоннадой — в центре располагались залы парадной анфилады. Часть здания дополняет полуротонда с куполом в форме сферы.
Александровский дворецЗалы и интерьеры
Над обстановкой Александровского дворца трудился все тот же Кварнеги, а вместе с ним десяток именитых художников, лепщиков и декораторов. Интерьеры резиденции соответствовали классическим канонам. Сегодня они активно восстанавливаются.
Реконструировано 3 зала парадной части резиденции: Мраморная гостиная, украшенная золоченым гарнитуром, зеркалами и шкурой тигра, Полукруглый зал, где в начале прошлого века каждый год зажигали рождественскую елку, и Портретный зал с изображениями членов императорской династии. В конце анфилады находятся Приемная императора, обшитая дубом, и его Парадный кабинет.
Жилые комнаты императорской семьи находились в восточном флигеле. Восстановлены Угловая гостиная, принадлежавшая Александре Федоровне, Сиреневый кабинет, Кленовая гостиная императрицы и ее спальня. Убранство некоторых помещений было утрачено целиком, остались лишь архивные фотоснимки интерьеров.
В детских сохранились игрушки цесаревича, фарфоровые куклы, принадлежавшие Великим княжнам, их платья, аксессуары и даже бланк с расписанием занятий.
В уцелевшем шкафу из ясеня хранятся предметы гардероба последнего монарха. В залах представлены личные вещи царя, его жены, дочерей и сына. В детских сохранились игрушки цесаревича, предметы интерьера его комнаты, фарфоровые куклы, принадлежавшие Великим княжнам, их платья, аксессуары и даже бланк с расписанием занятий.
В экспозициях, представленных в залах Александровского дворца, невероятно много удивительных и трогательных деталей. Все сделано для того, чтобы каждый гость музея, смог не только узнать поближе семью последнего русского царя, но и ненадолго почувствовать себя ее частью.
Практическая информация
Адрес: Пушкин, ул. Садовая, 7.
Телефоны: +7 (812) 465-20-24 (автоответчик), +7 (812) 415-76-67, +7 (812) 415-76-68 (информационный центр).
Музей-заповедник «Царское Село» находится в 25 км к югу от Санкт-Петербурга. С Витебского вокзала Северной столицы до станции «Царское село» ходит электричка. Далее нужно пересесть на автобус №№ 371, 382 или на маршрутку №№ 371, 377, 382.
От станции метро «Московская» до музея-заповедника «Царское село» следуют несколько маршруток: №№ 286, 287, 342, 347 и 545. От станций метро «Звездная» или «Купчино» автобус № 186 доставит непосредственно к музею-заповеднику. Кроме того, от метро «Купчино» ходят маршрутки №№ К-286, К-287, К-347а и К-545а.
tonkosti.ru