Александровский дворец
Как добраться:
- — На электричке до ж.д. станции «Царское Село — г. Пушкин», затем до остановки «Дворцовая улица» на любом автобусе или маршрутном такси.
- — От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки «Дворцовая улица».
История строительства дворца
Строительство Александровского дворца началось в 1792 году по приказу Екатерины Великой и было приурочено к свадебной церемонии ее внука Александра с княжной Елизаветой Алексеевной. Работа по воздвижению Александровского дворца завершилась в мае 1796 года, и 12 июня 1796 года будущий император Александр I вместе с супругой переехал жить во дворец. Проект дворца принадлежит архитектору Джакомо Кваренги.
Александровский дворец – это двухэтажная постройка, план которой прост и удобен. Дворец выдержан в строгом классическом стиле, по его архитектуре можно судить о большом влиянии на Кваренги одного из последних архитекторов эпохи Возрождения, выдающегося Палладио. Двойной ряд колонн в центре северного фасада Александровского дворца при особенно ярком освещении кажется прозрачным. Два флигеля с торцов дворца сильно выдвинуты вперед по отношению к парадному фасаду, благодаря этому образуется курдонер, то есть парадный двор. Задний фасад здания так же красив и прост. Его отличительная черта – двухсветные колонные окна, чередующиеся с небольшими обычными окнами. Залы внутри дворца имеют анфиладное расположение.
Интерьеры дворца
Во внутреннем убранстве дворца Кваренги также избегал пышности. Внутри дворца нет ни позолоты, ни росписей, ни орнаментов. Стены залов Парадной анфилады декорированы искусственным мрамором. По проекту архитектора зал в центре Парадной анфилады был разделен на три равные части широкими арками.
Внутренний двор Александровского дворца был вымощен мрамором, таким образом, он был превращен в открытый зал. Однако позднее вместо мрамора был разбит зеленый газон. Уже в ХIX веке внутренняя отделка в Александровском дворце менялась и интерьеры перестраивались.
Современное время
В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. В Советское время здесь находился Дом отдыха для сотрудников НКВД. В период фашистской оккупации во дворце разместилась дивизия СС. Сам дворец пострадал меньше, чем Екатерининский, но многие книги, которые не были эвакуированы, были уничтожены фашистами как недостойное чтение. Во дворе Александровского дворца было организовано кладбище для захоронения фашистских офицеров. Во время одного из артобстрелов дворцовая церковь была разрушена.
В 1990-х гг. Александровский дворец был возвращен ГМЗ «Царское Село». На сегодняшний день главная мечта музейных работников –это открытие во дворце центра «Дом Романовых», в экспозиции которого будут представлены подлинные вещи августейшей семьи, предметы интерьера и книги, а также создание базы данных с информацией о прошлом и настоящем дома Романовых.
Редакция сайта Пушкин.спб. ру
В Александровском дворце Царского Села открыли Зал с горкой после двухлетней реставрации
1 февраля, 16:15
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 февраля. /ТАСС/. Реставрация еще одного интерьера Александровского дворца — Зала с горкой, отделка которого была выполнена в конце XVIII века по проекту архитектора Джакомо Кваренги, завершилась в музее-заповеднике «Царское Село», передает корреспондент ТАСС. Посетители, которые смогут побывать в зале уже с 2 февраля, впервые за 80 лет увидят его таким, каким он был до начала Великой Отечественной войны.
«У нас действительно радостное событие — это завершение двухгодичной реставрации еще одного зала Александровского дворца. Мы этим залом, мне кажется, продолжаем нашу необычную экспозицию, которую мы придумали когда-то, чтобы показать закрытую жизнь семьи Николая II, такую семейную обстановку, исключающую присутствие сторонних глаз, теплую обстановку контакта, любви друг к другу. И Зал с горкой завершает эту тему», — сказала на церемонии открытия зала директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.
Зал с горкой, входящий в парадную анфиладу, — это четырнадцатый по счету интерьер, открытый для посещения в ходе масштабной реставрации Александровского дворца. Личные апартаменты императора Николая II и его супруги Александры Федоровны в этом дворце стали доступны для посетителей в августе 2021 года.
Об интерьере
Интерьер получил название благодаря своему главному композиционному элементу: в 1833 году по повелению Николая I и императрицы Александры Федоровны здесь установили привезенную из Аничкова дворца катальную горку, которую подарила императорским детям бабушка — вдовствующая императрица Мария Федоровна. Дети императорской четы скатывались с горки на ковриках. Горка, претерпев ремонт в 1843 году, находилась в зале почти 100 лет, до 1941 года. Об использовании катальной горки директор Объединения дворцов и парков Детского Села Всеволод Яковлев писал, что в царствование Николая II во время парадных завтраков и обедов возле горки располагался оркестр; под ней обычно хранились велосипеды императора и его детей.
«Зал этот сохранился довольно полно в архитектурном смысле: весь объем зала исторически сохранился, сохранилась отделка стен искусственным мрамором [со времен Кваренги], с 40-х годов (XIX века — прим. ТАСС), с николаевского времени — камин, половина паркета, подоконники <…> из серовато-зеленого мрамора», — рассказала журналистам заместитель директора музея-заповедника по реставрации Наталья Кудрявцева. Эти элементы отделки были отреставрированы.
Во время работ в люнетах под поздней окраской обнаружили подлинную масляную живопись на холсте, имитирующую окна, — ее расчистили, а утраты восполнили. Проект изготовления люстры по историческому образцу разработали специалисты Царскосельской янтарной мастерской. Кропотливую работу по созданию копии люстры на 40 свечей выполнили в мастерской «Студия Южаковой».
«Из подлинных вещей здесь на камине, например, стоят вазы и канделябры из комнат Марии Федоровны, из Большого Царскосельского дворца (так до 1910 года назывался Екатерининский дворец — прим. ТАСС) — той половины, которая у нас не воссоздана. Мы, к сожалению, вынуждены, имея не очень много подлинных и мемориальных вещей, использовать их таким образом», — рассказала журналистам заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт. Она также добавила, что благодаря помощи благотворителя музею буквально за несколько месяцев до открытия зала удалось приобрести мебельный гарнитур XIX века, очень похожий на тот, который здесь находился.
Проект реставрации интерьера разработали специалисты Архитектурного бюро «Студия 44». Реставрацию интерьера и воссоздание горки по собственному проекту выполнили в 2019-2021 годах специалисты «ПСБ «Жилстрой». Декоративную отделку Зала с горкой воссоздали при поддержке благотворительного фонда «Транссоюз».
Реставрация Александровского дворца началась в 2012 году и ведется в основном за счет средств, выделяемых Министерством культуры РФ, а также за счет собственных средств музея.
О дворце
Александровский дворец в Царском Селе был построен итальянским архитектором Джакомо Кваренги по приказу Екатерины II для ее старшего внука Александра, будущего императора Александра I. С 1905 года дворец стал постоянной резиденцией Николая II, который родился здесь в 1868 году. В Александровском дворце прошли последние 12 лет его царствования, с 1905 года император жил здесь с семьей постоянно. Отсюда венценосная семья отправилась в ссылку в Тобольск.
Теги:
РоссияСанкт-ПетербургАлександровский дворец | Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Александровский дворец (Новый Царскосельский) был подарен Екатериной II своему старшему внуку, будущему императору Александру I, по случаю его женитьбы на великой княгине Елизавете Алексеевне. По замыслу государыни, дворец должен был быть похож на замок в Ферне, где жил великий мыслитель того времени – Вольтер. Но в 1792 г. архитектор Дж. Кваренги представил императрице другой проект и смог убедить ее в его преимуществах. Строительство дворца было завершено в мае 179 г.6, а в июне Великий князь Александр Павлович, его супруга и его двор переехали в Новый дворец.
Дизайн дворового фасада (нажмите для увеличения)Новый дворец в классическом стиле считается жемчужиной среди творений Кваренги и одним из главных шедевров в мире. Искусствовед И. Э. Грабарь писал, что «есть дворцы больше и царственнее, но нет дворца, архитектура которого была бы красивее». В центре главного северного фасада находится великолепный коринфский колоннадный пассаж, состоящий из двух рядов колонн. В 1838 г. перед колоннадой были поставлены две скульптуры: в парковом оформлении фасада (кликните для увеличения), одна изображала мальчика, играющего в свайку (большой гвоздь), другая – мальчика, играющего в бабки (бабки). КАК. Пушкин увековечил эти скульптуры в своих стихах. В течение 150 лет владельцы несколько раз перестраивали дворец, но его внешний вид не изменился.
Александровский дворец был летней дачей императорской семьи в 19 веке, но стал настоящим домом для последнего российского императора Николая II и его супруги Александры Федоровны в течение последних 13 лет их царствования. Из этого дворца семья Николая II была отправлена в ссылку в Тобольск.
В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. В экспозицию вошли исторические интерьеры в центральной части здания и жилые покои семьи Романовых в восточном крыле дворца.
Позднее левое крыло было превращено в дом отдыха для сотрудников НКВД, а на втором этаже правого крыла бывшие уединенные комнаты детей Николая II стали детским домом имени «Юных коммунаров».
В первые месяцы после фашистского нашествия из Александровского дворца были вывезены люстры, ковры, некоторые предметы мебели, изделия из мрамора и фарфора XVIII века. Большая часть дворцового убранства осталась в залах.
Во время оккупации Пушкина во дворце размещался штаб немецкой армии и гестапо. Подвалы стали тюрьмой, а площадь перед дворцом — кладбищем для членов СС.
По окончании войны во дворце были проведены реставрационные работы, и в 1946 году он был передан Академии наук СССР для хранения коллекций ее Института русской словесности и для размещения экспозиции Всесоюзного Союзный музей Пушкина. Вследствие этого в 1947-51 годах во дворце началась реконструкция, в ходе которой предполагалось восстановить уцелевшие интерьеры Кваренги и сохранившиеся фрагменты декора, а также воссоздать интерьеры времен Николая I и Николая II. Однако в ходе работ были фактически уничтожены многие элементы декора Кленовой и Палисандровой гостиных императрицы Александры Федоровны, а также Уборной Николая II (мавританской). Эти помещения дворца были воссозданы по проекту архитектора Л. М. Безверхнего (1908–1963) «в соответствии с архитектурными нормами времени Кваренги и Пушкина».
В 1951 году решением правительства Александровский дворец был передан Морскому ведомству, а фонды дворца, находившиеся в числе эвакуированных в Центральном фонде музейных фондов из Загородных дворцов-музеев, перешли в Павловский дворец-музей. В 1996 году Всемирный фонд памятников выделил грант на реставрацию Александровского дворца и начались работы по ремонту крыш здания. Через год по инициативе занимавшего дворец военного института в правом крыле дворца, где раньше располагались личные апартаменты Николая II и Александры Фидоровны, была создана постоянная экспозиция. Иоганн Якоб Мейер. Фасад Александровского дворца, вид из частного сада. 1840-е годы (нажмите, чтобы увеличить) Она называлась «Воспоминания в Александровском дворце» и была подготовлена Государственным музеем-заповедником «Царское Село» с использованием предметов из музейных фондов.
В этой экспозиции, размещенной в частично сохранившихся исторических интерьерах и комнатах, утративших свое убранство во время войны, представлены предметы интерьера и личные вещи последнего российского императора и его семьи.
В конце 2009 года дворцу был возвращен музейный статус и начались реставрационные работы. В юбилейном для Царского Села 2010 году первые три парадных зала – Полукруглый зал, Портретный зал и Мраморная гостиная – приняли своих первых посетителей.
В сентябре 2015 года дворец был закрыт на масштабные реставрационные работы, первый этап которых завершился в 2021 году, когда в августе 2021 года открылись для посетителей отреставрированные залы Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны в восточном крыле.
Александр Парк и Александровский дворец в Царском Селе (г. Пушкин, Санкт-Петербург)
Александровский парк — большой парк, примыкающий к Большому Царскосельскому (Екатерининскому) дворцу с прилегающим к нему одноименным Екатерининским парком, со стороны плаца (двор с Золотые ворота).
Александровский парк вместе с Екатерининским парком являются составной частью бывшей Царскосельской Императорской резиденции и входят в состав Государственного музея-заповедника «Царское Село».
Парк расположен в городе Пушкин в Санкт-Петербурге (бывшее Царское Село).
Александровский парк имеет площадь около 200 га. и разделен на Новый сад (регулярная часть парка с геометрически правильной планировкой) и Ландшафтный парк.
Главный вход в парк расположен напротив Золотых ворот Екатерининского дворца. В парк можно попасть и через другие входы.
Главной доминантой парка является Александровский дворец.
Помимо дворца, на территории Александровского парка расположены павильоны, в одном из которых сейчас находится музей, памятники и мосты, возведенные в различных архитектурных стилях, а также пруды, невысокие холмы, естественные лесные массивы, аллеи и дорожки для прогулок с местами для отдыха.
Александр Палас
Александровский дворец (старое название Нового Царскосельского дворца) — один из императорских дворцов Царского Села, построенный в стиле палладианского классицизма в 1792-1796 годах итальянским архитектором Джакомо Кваренги.
Дворец построен по приказу императрицы Екатерины II в подарок к свадьбе ее внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княгиней Елизаветой Алексеевной.
Работы по строительству дворца велись под руководством архитектора П.В. Неелов. В последующем оформлении и реконструкции интерьеров дворца участвовали и другие известные архитекторы: Л. Руска, К. Макер, С. Черфолио, А.А. Тон, В.П. Стасов, Д.Е. Ефимов, А.И. Штакеншнейдер, А.Ф. Видов, С.А. Данини, Р.Ф. Мельцер.
Александр I во время своего пребывания в Царском Селе предпочитал останавливаться в Большом Царскосельском дворце (близлежащем Екатерининском дворце), но его преемник Николай I любил Александровский дворец и уделял особое внимание его благоустройству.
Для внука Николая I, великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, Александровский дворец был великокняжеской резиденцией (его апартаменты располагались в левом крыле здания), однако, став императором, Александр III предпочитал Гатчину из летних дворцов.
С 1904 года Александровский дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II, родившегося во дворце и с особой теплотой относившегося к Царскому Селу. Так, в начале ХХ века в Александровском дворце происходило много важных событий, связанных с государственной жизнью России: приемы послов и иностранных деятелей, празднование юбилеев и т. д.
После революции 1917 г., в 1918 г. Дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Позже в левом крыле располагался Дом отдыха для сотрудников НКВД, а на втором этаже правого крыла, на месте закрытых комнат детей Николая II, располагался Детский дом имени юных коммунаров.
В годы Великой Отечественной войны, во время оккупации города Пушкина, в Александровском дворце размещались немецкие и испанские воинские части, а площадь перед дворцом была превращена в нацистское кладбище.
В конце войны дворец был законсервирован. После этого во дворце были проведены масштабные реставрационные работы, в том числе часть утраченных дворцовых интерьеров.
Александровский дворец расположен в северной части Александровского парка и представляет собой вытянутое двухэтажное здание с двойными флигелями по бокам.
В центре главный фасад дворца украшают два ряда монументальных колонн, составляющих сквозную колоннаду коринфского ордера. С противоположной стороны (от регулярной части Александровского парка) фасад дворца выполнен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.
В интерьере дворца в некоторых помещениях частично сохранена внутренняя историческая отделка и фрагментарно воссоздана отделка.
В залах представлены некоторые предметы интерьера квартиры и личные вещи последнего российского императора и его семьи.
В стенах дворца расположены : Угловая гостиная, зал с горкой, Библиотека, Кабинет Николая II, Мавританская уборная, Кабинет, Приемная Николая II, Спальни, Сиреневый кабинет Александры Федоровны, Палисандровая приемная Александры Федоровны, Кленовая гостиная и др.
Отдельно от дворца возведен кухонный корпус, который соединен с дворцом подземным переходом.
Регулярная часть Александровского парка (Новый сад)
Новый сад заложен в 1740-х годах архитектором Н. Жировым.
Новый сад представляет собой небольшую часть Александровского парка, который имеет геометрически правильную планировку и выполнен по образцу английских ландшафтных парков.
Новый сад раскинулся за главным входом в Александровский парк, напротив Золотых ворот Екатерининского дворца.
За главным входом в парк находится Большой Китайский мост, от которого ведет Липовая аллея (главная, центральная аллея Александровского парка). Аллею пересекает еще одна аллея — широкая поляна. Пересечение аллей образует крест, разделяющий Новый сад на четыре равные части (четыре партера). Со всех четырех сторон сад окружен Крестовым каналом, прорытым в 1748-1749 гг., через который перекинуты мосты.
Фото поперечного канала
Большой Китайский мост — самый красивый и популярный мост в парке. Мост украшен гранитными вазами и яркими китайскими фигурками. Узнать больше о Великом Китайском мосту…
В центре партера (между ними) клумба с небольшим обелиском «Слава героям, павшим в борьбе за Великий Октябрь».
Центральная аллея парка
Аллея ведет к Драконий мост , на котором четыре фигуры крылатых драконов установлены.
Лапы драконов вытянуты, хвосты сгибаются крутыми петлями, а туловища, напоминающие человеческие, гордо выставлены вперед. Узнать больше о Драконьем мосту…
Справа от Центральной аллеи два киоска, в одном из которых прудов, озер и мостов, в том числе изящный шаткий мост.
Во втором киоске есть набережная гора «Парнас» .
Название горы «Парнас» заимствовано из греческой мифологии: на горе Парнас жили бог Аполлон и музы-покровительницы искусств. Подобные конические горы со срезанной вершиной и пологой дорогой, спускающейся по склонам, обсаженным кустарником, устраивались в ренессансных парках и в регулярных садах 18 в.
Парнас был возведен в Александровском парке в 1755 году. Тогда же на горе были посажены деревья.
Извилистая спиральная тропа, обсаженная деревьями, ведет к вершине горы.
Слева от Центральной аллеи еще два ларька, в одном из которых занавес «Гриб» , в центре которого на небольшом возвышении круглая площадка со скамейками, от которого расходятся восемь аллей.
Название куртины «Гриб» связано с формой беседки, которая располагалась на этом месте в конце 18-начале 19 векавеков и представляет собой скамейку с шатром в виде гриба, разобранную в начале 19 века.
Во вторых партерах Китайский театр , или Каменная опера, как его называли во времена императрицы Екатерины II.
Строительство театра велось с 1778 по 1779 годы по проекту архитектора А. Ринальди и под руководством И. В. Неелова.
Интерьер Китайского театра отличался пышностью. Центральная ложа, портал сцены, потолок — все было украшено китайскими фигурками, драконами, щитами со знаками зодиака и другими элементами восточного декора. В театре шли спектакли.
После 1917 года Китайский театр использовался как музей.
15 сентября 1941 года при обстреле города Пушкина Китайский театр полностью выгорел изнутри и остался без крыши.
Театр планируется отреставрировать и приспособить для современного использования.
А Советский военный деятель в/ч генерал-лейтенант Иван Васильевич Хазов, погибший в бою 13 апреля 1944 года в ходе наступательных боевых действий на Псковском направлении, похоронен возле Китайского театра.
За ларьками перекинут монументальный мост через Крестовый канал Крестовый мост и два Малых китайских моста .
Архитектура мостов отражает увлечение Китаем, характерное для России на рубеже 18-19 веков.
В состав Нового сада Александровского парка входят также :
— Китайская деревня , строительство которой было начато в середине 1780-х годов архитектором Ч. Кэмерон.
В то время было возведено 10 одноэтажных домов и недостроенное здание обсерватории в китайском стиле.
В 1817-1822 годах после ремонтных работ дома были превращены в квартиры: В.П. Стасов соединил их попарно и переделал внутри, приспособив под жилье. Недостроенный павильон обсерватории был достроен сферическим куполом, который сохранялся до 1941 года.
В XIX веке Китайская деревня использовалась как гостевая квартира.
В настоящее время Китайская деревня полностью восстановлена, а ее дома вновь используются как гостевые и жилые квартиры;
— Большой каприз и Маленький каприз .
Екатерининский и Александровский парки разделены Подкапризной дорогой, получившей свое название благодаря двум сооружениям — Большому и Малому Капризам.
Оба каприса представляют собой искусственно образованные насыпи с арочными пролетами над дорогой.
Архитектурный проект Большого и Малого Капризов принадлежал В. И. Неелову, который совместно с инженером и архитектором И. Герардом построил их в 1770-1774 гг.
Большой каприз имеет грандиозную арку шириной более пяти и высотой более семи метров. Рядом с большой аркой находится вторая — малая арка, построенная в земляной насыпи. На вершине Большого Каприза находится китайская беседка: восемь колонн из розового мрамора поддерживают эффектно изогнутую «китайскую» крышу.
Малый каприз по сравнению с Большим выглядит очень скромно и представляет собой простую арку без изысканных украшений.
Александровский парк Ландшафтный парк
Новый сад и Ландшафтная часть Александровского парка визуально не отделены друг от друга и вместе представляют собой единый парковый ансамбль.
Ландшафтный парк занимает большую часть Александровского парка, где раньше располагался зверинец и площадки для царской охоты. В дальнейшем в парке был возведен комплекс зданий – павильонов.
Ландшафтный парк имеет густую естественную растительность, пруды (Кухонный, Детский, Фасадный и Ламский), аллеи для прогулок и места для отдыха, а также беседки, старинное конное кладбище и грот-родник.
В ландшафтном парке
Детский дом , расположенный на острове среди Детского пруда и недалеко от Александровского дворца находится небольшой павильон по проекту архитектора А.М. Горностаевым в 1830 году для детей императора Николая I. Дом состоял из гостиной и четырех небольших комнат, убранных довольно просто. До Великой Отечественной войны в них сохранилась детская мебель, обтянутая в комнатах Великого Князя Александра Николаевича (будущего Императора Александра II) кожей, а в комнатах его сестер Марии, Ольги и Александры — кретоном.
В 19 веке к острову можно было приплыть на небольшом пароме, а в конце века — на лодке, через шлюз, построенный в 1898 году.
Во второй половине 19 века, на острове похоронено несколько любимых имперских собак. Места захоронений отмечены небольшими надгробиями, два из которых сохранились до наших дней.
Павильон Chapelle (что в переводе с французского означает «часовня»), который выглядит довольно «обшарпанным», но это не зря, именно таким он появился в парке в 19го века — в виде разрушенной временем готической капеллы (часовни). Подробнее о павильоне «Шапель»…
Павильон «Арсенал» — главный павильон Ландшафтного парка.
Павильон «Арсенал» был построен при императорах Александре I и Николае I в 1819-1834 гг. на месте обветшавшего павильона Монближу, построенного в 1747-1754 гг., использовавшегося как охотничий павильон и размещавшегося в так называемом Зверинце — на р. территория, на которой животные содержались в естественных условиях и которая использовалась в качестве охотничьих угодий.
По завершении строительства Арсенал стал одним из памятников русской неоготической архитектуры XIX века.
Сегодня в павильоне располагается экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия». Вход платный; билеты можно приобрести в кассах самого павильона или заранее онлайн – на сайте музея-заповедника «Царское Село» (сайт указан в конце этой статьи). Подробнее о павильоне Арсенал и музее…
Рядом с павильоном Арсенал находится грот-родник , оформленный в стиле средневековой готики.
Небольшой гранитный навес над родником, дающим начало ручью, впадающему в Ламский пруд парка.
Грот имеет форму полусферы, выполнен из необработанного камня, а фасад облицован гранитными плитами, образующими арочный проем. Ступеньки ведут к роднику, рядом с ним скамейка.
Когда-то вода в роднике считалась исключительно чистой, но теперь администрация ГМЗ «Царское Село» не рекомендует использовать воду из источника.
На Ламском пруду, недалеко от павильона Арсенал и грота-родника, находятся руины Ламского павильона , разрушенного в годы Великой Отечественной войны.
Павильон построен в 1820-1822 годах А. А. Менеласом специально для содержания лам, присланных в дар императору Александру I из Южной Америки.
В царствование императора Николая II в манеже содержались лани, привезенные в 1907 году из Южной Монголии. В начале 20 века в помещениях для обслуживающего персонала устраивали квартиры для парковых сторожей.
Белая башня , представляющая собой комплекс, напоминающий средневековый рыцарский замок, в который сейчас входят: руины ворот, собственно Белая башня, окруженная небольшим садом, а также ров и вал.
Комплекс Белая башня построен в 1821-1827 годах по проекту шотландского архитектора Адама Менеласа для детей императора Николая I — великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина, которые занимались военно-гимнастическими упражнениями в сложный.
В настоящее время в павильоне располагается интерактивный центр музея-заповедника «Царское Село», где проводятся различные занятия, интерактивные программы, праздники и мастер-классы для детей.
Вход на территорию комплекса «Белая Вежа» свободный (бесплатный). Подробнее о комплексе Белая Вежа…
Недалеко от северной границы Александровского парка, на территории бывшего зверинца, находится корпус Конюшня для престарелых .
В январе 1826 года император Николай I повелел перевести восемь верховых лошадей «Собственного седла императора Александра Павловича», доживавших свой век «на пенсии» в конюшнях Санкт-Петербурга, в Царское Село, где они должны были дать комнату.
Здание, получившее название «Конюшня пенсионера», построено в 1827-1829 годах по проекту архитектора А. А. Менеласа.
Часть клеверного луга к западу от здания конюшни превращена в пастбище для лошадей.
Недалеко от южного фасада здания Конюшни пенсионеров находится кладбище лошадей , где нашли свой последний приют лошади «Императорского Седла».
Ряды каменных плит с высеченными на них надписями указывают на места захоронения любимых лошадей российских императоров: от Александра I до Николая II.
Первые захоронения на кладбище лошадей появились в 1830-х годах, а последние были произведены незадолго до революции 1917.
Всего на кладбище более 110 могил. Здесь лежат Лами, конь императора Александра I; Флора, которую носил император Николай I; конь Коб, на котором император Александр III разъезжал по войскам, и другие.
Красносельские ворота или Слоновьи ворота, также известные как Белогвардейские и Каменные гвардейские, расположены на северо-западной окраине Александровского парка, у Баболовского парка.
Ворота построены в 1823-1824 гг. в стиле неоготики по проекту архитектора А. Менеласа.
Название «Слоновьи» ворота получили из-за расположенного рядом в парке «Павильона для слонов», построенного в 1828 году. тот же материал. Здания украшают стрельчатые окна в эркерах. Между караульными помещениями установлены чугунные решетки ворот.
В 1846 году металлическая часть ворот была перенесена на Старо-Красносельскую дорогу, в том месте, где она выходила из Баболовского парка. На новом месте ворота получили новое название — Старо-Красносельские, а гауптвахты, лишенные металлической части, стали называться Белыми или Кирпичными гауптвахтами. Отсюда и все названия ворот.
В период с декабря 2005 г. по май 2008 г. в ходе реставрации были возвращены на прежнее место чугунные ворота и восстановлен внешний вид павильонов.
В северной части Александровского парка (сейчас за пределами парка, через Фермерскую дорогу) расположены Императорский хутор и обширный участок земли, который когда-то предназначался для выпаса скота.
Фермерский комплекс был построен А. А. Менеласом в 1818-1828 гг. и состоял из павильона высочайшего присутствия, молочной фермы, коровника, сараев для мериносов, дома смотрителя и других построек на лугах парка, примыкающих к комплексу Императорского хутора, где пасли скот.
В многочисленных хозяйственных постройках на территории фермы располагались службы и квартиры ветеринарного врача и скотоводов. В одном из павильонов Молочного завода располагался большой ледник и маслобойня. Другой павильон, состоящий из двух жилых комнат, столовой, кухни и четырех диванных комнат наверху, сохранился в начале XX века в том виде, в каком его создал архитектор А. А. Менелас (на случай посещения хутора высшие лица).
В настоящее время наиболее хорошо сохранившимися постройками Императорского хутора являются Коровник и Дом смотрителя, построенные из красного кирпича.
Сейчас Конный комплекс музея-заповедника располагается на части территории бывшего Императорского хутора.
Рядом с комплексом «Царская ферма», также за пределами парка, находится Военная палата , являющаяся памятником архитектуры неорусского стиля и состоящая из комплекса зданий, в центре которого двор.
В стенах военной палаты расположен военно-исторический музей «Россия в Великой войне», посвященный участию Российской империи в Первой мировой войне.
Вход платный; билеты можно приобрести в кассах Военной палаты или заранее онлайн – на сайте музея-заповедника. Подробнее о Военной палате и музее с фото…
Карта-схема Александровского парка (план парка)
1. Большой Китайский мост
2. Поперечный мост
3. Маленький каприз
4. Китайская деревня
5. Большой каприз
6. Шапель
7. Теплицы
8. Китайские мостики
9. Занавес «Гриб»
10. Мост шаткий
11. Гора «Парнас» 9000 3
12. Китайский театр
13. Мост Дракона
14. Детский дом, кладбище собак
15. Александровский дворец
16. Кухонный корпус
17. Белая башня
18. Военная палата
19. Царский хутор
9 0002 20. Арсенал21. Пенсионер стабильная
22. Конное кладбище
23. Ламский павильон
24. Красносельские (Слоновьи) ворота
Практическая информация
Александровский парк и Александровский дворец представляют собой единый дворцово-парковый ансамбль и расположены в г. Пушкине ( бывшее Царское Село) Санкт-Петербурга.
Координаты Александровского парка : 59°43’18.0″N 30°22’38.0″E (59.721667, 30.377222).
Координаты Александровского дворца : 59°43’15,0″N 30°23’33,0″E (59.720833, 30.392500).
Александровский парк с павильонами вместе с Александровским дворцом принадлежат Государственному музею-заповеднику «Царское Село».
Вход в парк свободный (бесплатно).
Вы можете посетить экскурсию в Александровском парке за отдельную плату, а также прокатиться на электромобиле тура. Через парк проходил велосипедный маршрут.
Вход в музеи-павильоны парка и в Александровский дворец платный.
Билеты во дворец и музеи-павильоны парка можно приобрести в кассах, либо заранее-онлайн на официальном сайте.
Рекомендуем уточнять режим работы парка, парковых павильонов и дворца, а также условия посещения, стоимость билетов, экскурсий и реконструкции на территории парка на сайте Государственный музей- Заповедник «Царское Село» : tzar. ru.
Вы можете посетить Царское Село (город Пушкин) с одной из экскурсий
Узнать обо всех способах добраться в Пушкин из Санкт-Петербурга (аэропорт и центр города) можно здесь →
В Пушкине, возле Александровского парка и Дворца, можно остановиться
Пятизвездочный отель «Певческая башня » предлагает рестораны, бар, смотровую площадку на крыше, бесплатный Wi-Fi и парковку.
Завтрак включен в стоимость номера. Ссылка на отель
5-звездочный роскошный спа-отель «Tsar Palace Luxury Hotel & SPA»
расположен в историческом здании.В отеле есть спа-центр с бассейном, турецкой баней, соляной сауной, снежным фонтаном, паровыми банями и тренажерным залом; бесплатный Wi-Fi, круглосуточная стойка регистрации, 2 ресторана, лобби-бар, частная парковка и конференц-залы.
Номера оборудованы системой климат-контроля, мини-баром, сейфом и собственной ванной комнатой.