Александровский дворец | Государственный музей-заповедник «Царское Село»
В северной части живописного Александровского парка стоит великолепное здание с двухвековой историей — Новый Царскосельский (впоследствии — Александровский) дворец. Он был заложен в 1792 году по распоряжению Екатерины II и строился к бракосочетанию ее любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В мае 1796 года, в последний год правления императрицы, строительство было завершено, и 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехали в новый дворец.
Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Д. Кваренги; работы велись под наблюдением зодчего П. В. Неелова. В последующей отделке и перестройке интерьеров участвовали известные архитекторы Л. Руска, К. Макер, С. Черфолио, А. А. Тон, В. П. Стасов, Д. Е. Ефимов, А. И. Штакеншнейдер, А. Ф. Видов, С. А. Данини, Р. Ф. Мельцер.
Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.
Интерьеры дворца, созданные по проекту Д. Кваренги, также соответствовали классическим канонам. В конце XVIII — начале XIX века над оформлением дворцовых интерьеров работали многочисленные русские и иностранные мастера: столярные работы выполнял И. Шпонгольц, лепка создавалась под руководством И. Моклорда, роспись плафонов и стен исполнили живописцы-декораторы А. делла Джакомо и Д. Феррари.
Залы Парадной анфилады, облицованные искусственным мрамором, располагались вдоль садового фасада дворца. В центре анфилады находился зал, разделенный на три части широкими арками. Средняя его часть получила название Полукруглого зала, к которому с восточной стороны примыкал Портретный, а с западной — Бильярдный зал (или Мраморная гостиная). С левой стороны Парадную анфиладу замыкал Зал с горкой, из которого можно было пройти в помещения Библотеки и далее — в Угловую гостиную; в правом углу при последних владельцах находилась дворцовая Церковь (при Николае I — Опочивальня). В правом флигеле дворца располагались Концертный зал, непосредственно примыкавший к Угловой гостиной, и ряд жилых комнат.
Если Александр I предпочитал во время пребывания в Царском Селе останавливаться в Большом Царскосельском дворце, то его преемник Николай I очень любил Александровский дворец и уделял его благоустройству особое внимание.
Для внука Николая I, великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, Александровский дворец был великокняжеской резиденцией (его апартаменты располагались в левом крыле здания), однако, став императором, из летних дворцов Александр III отдавал предпочтение Гатчинскому.
С 1904 года Александровский дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II, который родился здесь в 1868 году и относился к Царскому Селу с особой теплотой. Здесь прошли последние 13 лет царствования российского императора; отсюда утром 1 августа 1917 года императорская семья была отправлена в ссылку в Тобольск.
В начале XX века в Александровском дворце происходили едва ли не все важные события, связанные с русской государственной жизнью: приемы послов и иностранных деятелей, празднование юбилеев — 300-летия Дома Романовых и 200-летия Царского Села.
В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Экспозиция включала исторические интерьеры на первом этаже в центральной части здания и жилые апартаменты семьи Романовых в правом флигеле дворца.
Позднее в левом крыле разместился Дом отдыха сотрудников НКВД, а на втором этаже правого флигеля, на месте закрытых комнат детей Николая II — Детский дом имени Юных Коммунаров.
В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца-музея были эвакуированы люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия XVIII века. Основная часть дворцового имущества была оставлена в залах.
Во время оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещались немецкие и испанские воинские части; площадь перед дворцом была превращена в кладбище нацистов.
По окончании войны дворец был законсервирован и в 1946 году отдан Академии наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы и размещения экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина. В связи с этим в 1947–1951 годах во дворце начались восстановительные работы, в ходе которых планировалось реставрировать сохранившиеся интерьеры Д. Кваренги и уцелевшие фрагменты убранства, а также воссоздать интерьеры времени императоров Николая I и Николая II. Однако во время работ многие элементы отделки Кленовой и Палисандровой гостиных императрицы Александры Федоровны, а так же Уборной (Мавританской) Николая II были уничтожены. Эти залы дворца восстанавливались по проекту архитектора Л. М. Безверхнего (1908–1963) «согласно архитектурным нормам периода Кваренги и Пушкина».
В 1951 году постановлением правительства Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а дворцовая коллекция, находившаяся в составе эвакуированных предметов в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев, поступила в Павловский дворец-музей. В 1996 году на реставрацию Александровского дворца был получен грант Всемирного фонда памятников (WMF) и начались работы по ремонту кровли здания. Еще через год в правом крыле здания, где прежде находились личные апартаменты Николая II и Александры Федоровны, была создана постоянная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце», подготовленная музеем-заповедником «Царское Село» из предметов музейного собрания. На этой выставке в частично сохранившихся исторических интерьерах и залах, утративших художественную отделку во время войны, представлены предметы убранства апартаментов и личные вещи последнего русского императора и его семьи.
В сентябре 2015 года Александровский дворец-музей был закрыт для проведения реставрационных работ.
Работы I очереди реставрации завершились в августе 2021 года.
Подробная информация о ходе реставрационных работ
история, архитектурный стиль, залы, музей, адрес и фото
Классицизм быстро стал любимым архитектурным стилем императрицы Екатерины II. Ей импонировали здания симметричных форм с минимумом внешнего декора и античными колоннами, при этом огромные по размеру и достаточно быстро возводимые. Это соответствовало масштабности ее замыслов и стремлению к порядку. Не удивительно, что дворец для любимого внука Александра был заказан архитектору Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi) именно в классическом стиле.
Содержание
1
История Александровского дворца в Пушкине
Вид Александровского дворца в Царском селе, 1839 год, картина художника Чернецов Н. Г., акварельНовый Царскосельский дворец (такое название было первым) заложили напротив Екатерининского к помолвке Александра с принцессой Луизой-Марией Августой из крохотного немецкого маркграфства Баден осенью 1792 года.
Стройка длилась неполных четыре года – крайне быстро по меркам XVIII века. Екатерина успела увидеть прекрасный результат и даже дала последние наставления по устройству внутренних покоев. 12 июня 1796 года будущий император с супругой заселился в новую резиденцию.
Кто жил в Александровском дворце еще?
Александр III и Мария Федоровна со своими детьми, фотография 1889 г.После вступления на престол в 1801 году Александр I чаще посещал в Царском Селе (сейчас это – город Пушкин) не бабушкин подарок, а ее собственные старые покои, где прошли его ранние годы. Дворец, получивший его имя, монарх отдал младшему брату Николаю Павловичу.
Семейство великого князя росло: из семерых детей четверо появились до вступления Николая I на престол. Здесь же проживала его вдова Александра Федоровна – с 1855 по 1860 год. Впоследствии покои достались сыну Александра II будущему императору Александру III после его женитьбы на датской принцессе Дагмар (Марии Федоровне).
Здесь появился на свет наследник, последний русский император Николай II. Он прикипел душой к уютному дворцу среди огромного парка и вскоре после коронации переехал в него на жительство.
Николай II со своими детьми на балконе Александровского дворца, 1908-1910 гг.С 1904 года резиденция официально стала императорской. Отсюда шло управление огромной державой, здесь проводили праздники (юбилей — 300-летия Дома Романовых и 200-летия Царского Села) и важные совещания, принимали послов и объявляли войны.
Смотр войск у Александровского дворца, 1903 — 1908 г.г.В Александровском дворце императрица с детьми узнала об отречении супруга от престола. Сюда привезли арестованного Николая Александровича из Пскова, и все семейство оставалось до отправки в тобольскую ссылку в августе 1917 года.
Советские годы
Танцы в одной из комнат базы отдыха в Александровском дворце, 1930 г.В ранние годы советской власти у дворца оказалось несколько хозяев. Левый флигель заняла структура НКВД под санаторий. В правой части на первом этаже в нескольких жилых комнатах устроили музей, а над ним – детдом.
Стремительное наступление фашистов к Ленинграду не позволило полностью эвакуировать музейные фонды. Удалось вывезти книги, люстры, фарфор, немного личных вещей царской семьи. Мебель осталась на месте.
В период оккупации музей Александровского дворца в Пушкине заняли немецкие и испанские части, устроив казармы. Парк использовался как кладбище.
Александровский дворец в 1944 годуПри освобождении города здание взорвать не успели. Снарядов в него также попало немного. Главным бедствием оказалась сырость, так как три года отсутствовало центральное отопление.
После войны дворец собрались восстанавливать, но не как место жительства последнего царя, а творение великого Кваренги. Начавшиеся работы пришлось прекратить, так как поступил новый приказ – передать объект Министерству Обороны. В результате дом наглухо «закрыли» от всех посторонних, а последующие ремонты преследовали цель его приспособления для военных нужд – прокладывали кабели, вентиляцию и другие коммуникации под обустройство спецлабораторий. О сохранении исторического наследия речи не было, а вернувшиеся из эвакуации раритеты были переданы в Павловский музей.
Военные освободили часть помещений только в 1997 году (полностью – в 2009). При выносе тяжелой мебели, оборудования и сейфов лестничный мрамор оказался совершенно испорчен.
Затянувшаяся реставрация
После окончательного выезда военного ведомства за полгода удалось быстро реконструировать центральные залы: Полукруглый, Портретный и мраморную. Их привели в вид классического архитектурного стиля дворца времен Кваренги.
Дальнейшие работы продолжились во второй половине 2010 года. Они затронули здание целиком от подвалов до крыши. Осенью 2015 года фасады полностью «одели» в леса, а внутри закрыли все экспозиции. Восстановление объекта ведется с учетом изменения интерьеров в течение 120 лет с момента возведения и до Февральской революции, а также современных требований к организации музейной деятельности.
Возобновление убранства оказалось возможным благодаря искусствоведу Анатолию Кучумову. С 1937 по 1941 год он был главным хранителем музея, собирал ценности в эвакуацию. Перед окончательным отъездом он сфотографировал каждое помещение, а от штор, обивки стен и мебели вырезал образцы материалов. Эти фрагменты он хранил в альбомах всю жизнь.
Портретный зал, 1917 г.К августу 2021 года после завершения первой очереди работ полностью восстановлен фасад здания, а в левом флигеле – 13 помещений: кабинеты Николая II и Александры Федоровны, Мавританская уборная, Кленовая, Палисандровая, Угловая гостиные, Приемная, Камердинерская и Свитская комнаты, Спальня и две библиотеки.
Открытие остальных залов и комнат предварительно запланировано к концу 2023 года.
Описание и архитектурные особенности дворца
Главный и задний фасад Александровского дворца, проект Дж.Кваренги, 1792 г.Александровский дворец по проекту архитектора Джакомо Кваренги выстроен в классических традициях Высокого Возрождения – палладианском стиле. За строительными работами наблюдал русский зодчий Петр Неелов.
Грандиозное здание Александровского дворца в Царском Селе по плану имеет сильно вытянутую П-образную форму, длиной 153 м и высотой 17 м. Два подъезда с пандусами для заезда карет и двойная колоннада коринфского ордера придают особую гармонию парадному фасаду. Весь периметр кровли украшен балюстрадой.
Теплый желтый цвет стен с белоснежными колоннами придает легкость восприятию здания в целом и прекрасно сочетается с зеленью пейзажного парка.
Оба флигеля (левый и правый) по фронтону оформлены как античные портики четырьмя полуколоннами и двумя пилястрами на каждом. Центральная часть дворца, обращенная к парку, имеет выступ с полуротондой и куполом на крыше. В ней размещены парадные, бальные залы и гостиные.
Зал под открытым небом, образованный между рядами колонн и фасадом дворца использовался как место обедов и отдыха в жаркие летние дни.
План Александровского дворца
Залы Александровского дворца
Над оформлением дворцовых интерьеров в период строительства трудились мастера: Шпонгольц, Моклорд, делла Джакомо, Феррари и другие. Центральный коридор делит дворец на два флигеля – левый и правый. Чтобы правильно определить флигель нужно стать спиной к главному фасаду дворца и по правую руку окажется правый флигель, а по левую – левый. Николая II с семьей проживал в правом флигеле, так как в левом флигеле были мемориальные комнаты Николая I и жилые комнаты времен Александра III. Выше этажом располагались детские – великих княжон и цесаревича Алексея (сейчас там продолжается реставрация). Между этажами существовали не только лестницы, но и лифт.
Парадные залы
Парадная анфиладаПарадная анфилада до наших дней сохранила черты классицизма. Полукруглый зал в центре композиции, Портретный слева, Бильярдный (Мраморная гостиная) – справа, восстановлены в едином ключе – с мраморными колоннами теплого, почти янтарного цвета, высокими арочными проемами, огромными многоярусными люстрами.
Угловая гостиная
Помещение относится к половине императрицы, но служило местом приема послов, домашних концертов, проведения совещаний и даже столовой. Декор создан заново: мебель, лепнина, искусственный мрамор, паркет. Из подлинных предметов – портрет королевы Марии-Антуанетты, подаренный президентом Франции в 1902 году.
Кленовая гостиная
Помещение в стиле модерн, полное цветочных мотивов, было местом отдыха государыни. В нем нет ни одной люстры. Все лампочки спрятаны за лепным карнизом. Огромная антресоль была любимым местом для рисования или рукоделия. Интерьер, включая большой круглый диван восстановлен полностью.
Палисандровая гостиная
Комната, отделанная дорогим импортным деревом, была наполнена деталями, напоминавшими императрице о немецкой родине: портретами родителей, видами южной Германии, ее детскими игрушками. Здесь же находился главный дворцовый телефон.
В палисандровой гостиной семья часто обедала, разговаривала по телефону с императором, когда он отсутствовал. Здесь императрице объявили и об аресте. В оформлении по сохраненным образцам воссозданы палисандровые панели, обивка мебели и стен, зеркала. Из подлинных вещей представлен личный сундук государыни.
Сиреневый кабинет
Стены любимой комнаты императрицы были обиты французским шелком необычного розово-лилового оттенка. Его сочетание с белой мебелью создавало радостное, приподнятое настроение. Здесь императрица отдыхала за чтением, а все семейство собиралось на утренний кофе, вечерний чай и за настольными играми. Интерьер восстановлен по многочисленным фотографиям, сохранившимся деталям обивки и мебели. Из подлинников – картина «Сон Богородицы».
Спальня
Альков из чинца – вощеной хлопковой ткани, им же обиты стены. Две небольшие металлические кровати, сдвинутые вместе. Множество икон на стене. Обстановку можно назвать спартанской. Убранство воссоздано по сохранившимся образцам ткани.
Парадный кабинет Николая II
Деловая обстановка воссоздана по сохранившимся фотографиям, остаткам старой штукатурки стен и каминной плитки. Круглый стол, одно из кресел, стул, часть фарфоровых датских статуэток, картин и книг – подлинные. Портьерные ткани с гиацинтами по имевшемуся образцу изготовлены в Швейцарии.
Мавританская уборная
Ванной комнате императора с бассейном, горячей и холодной водой, оформленной в мавританском стиле «повезло». В советское время чашу закрыли половыми досками, стены заштукатурили и покрасили, превратив в обычное выставочное помещение.
В результате расчистки наслоений обнаружились большие фрагменты кафельного покрытия бассейна и метлахской плитки, поэтому отделку потолков, стен, каминов, водной чаши возродили в первоначальном виде. Восстановили также деревянные перегородки и турник.
Музей
Передача Александровском дворца в Пушкине государственному музею-заповеднику «Царское Село» и небольшие реставрационные работы в конце девяностых годов ХХ века позволили в нескольких покоях левого флигеля создать музейную экспозицию «Воспоминания в Царском Селе».
Посетители апартаментов могли увидеть сохранившиеся личные вещи Романовых, отдельные предметы мебели, ранее хранившиеся в запасниках Павловского музея. Роскошные подлинные интерьеры были представлены огромными настенными фотографиями.
Адрес, и где находится Александровский дворец
Дворец расположен в живописном Александровском парке недалеко от Санкт-Петербурга (около 30-ти км.) в городе Пушкине (ранее Царское Село).
Добраться к Александровскому дворцу из Санкт-Петербурга самостоятельно можно электричкой с Витебского вокзала до станции Царское Село, а на вокзальной площади сесть на маршрутки № 371 и К-342.
Кроме того, от станций «Московская», «Звездная» и «Купчино» Синей линии метро в Пушкин ходят микроавтобусы № 286, 287, 299, 342, 347, 545а.
Адрес дворца: г. Пушкин, ул. Дворцовая, д.2
Официальный сайт: tzar.ru
Телефоны для справок: (812) 415-76-67, (812) 415-76-68, (812) 465-20-24
Схема проезда
Александровский дворецМузей в ПушкинеПарк культуры и отдыха в Пушкине
Краткая история дворца
Александровский дворец был заказан Екатериной Великой для своего внука, будущего Александра I. Она начала планировать здание, когда он был совсем молодым, и намеревалась подарить его, когда он станет взрослым. Ей нравилось обсуждать его будущий дворец с молодым Александром, и она предложила ему разработать для него собственные идеи.
Джакомо Кваренги был архитектором дворца. Он родился в Бергамо, Италия, в 1744 году и умер в Санкт-Петербурге в 1817 году. Кваренги происходил из семьи художников. Первоначально он учился на художника и обладал исключительными способностями к рисованию. Он путешествовал по Италии, Англии и Франции, изучая архитектуру. Кваренги находился под сильным влиянием стиля Палладио, который он видел в своем родном районе Венеции в юности. Он также был впечатлен последними тенденциями в неоклассической архитектуре, строящейся во Франции, и более ранними целомудренными проектами английского архитектора Индиго Джонса. Екатерина пригласила Кваренги в Россию в 1779 году., когда ему было тридцать.
Физически Кваренги был невысоким и некрасивым. Критики высмеивали его из-за роста и внешности. Он был неуклюж и обладал странным гулким голосом. У Кваренги было 13 детей, некоторые из которых жили в России, а другие остались в Италии.
Сразу после его прибытия в Россию императрица поручила Кваренги работать и за время своего правления заказала у него множество рисунков. Он был одним из ее любимых архитекторов. Он был мастером-рисовальщиком и создал для Екатерины великолепные планы дворца в технике сепия, которые сохранились до сих пор.
Первоначально Александровский дворец планировался для Санкт-Петербурга. Первые проекты (вверху), предназначенные для городской среды, ясно демонстрируют более богато украшенный фасад и сложный внутренний план. В какой-то момент Екатерина решила построить Александровский дворец в Царском Селе и упростить план. Эти изменения прошли несколько этапов по мере того, как планы дворца приближались к реальности.
Екатерина выбрала для строительства место рядом с собственной резиденцией в Екатерининском дворце. Это был невысокий холм на другой стороне дворцового парка. Перенос дворца из города в Царское Село изменил многие конструктивные требования к зданию. В Петербурге дворец был задуман как круглогодичная императорская резиденция; в Царском Селе дворец будет функционировать как дача, которую можно будет использовать только несколько месяцев в году. Эти обстоятельства уменьшили потребность в дорогих интерьерах и украшениях, призванных произвести впечатление на публику. Планы дворца также были изменены, чтобы соответствовать более спокойной атмосфере летней резиденции.
По обычаю того времени, в 1792 году Императорский Двор поместил в петербургских газетах объявление о проведении торгов у частных подрядчиков на постройку дворца. Выбранная фирма была передана под надзор русского архитектора Нилова, которому было поручено воплотить проекты Кваренги в жизнь. Он работал с Минчаччи, Руско и другими. Подрядчику в рассрочку было выплачено 286 000 рублей, которые должны были быть полностью выплачены к осени 179 г. 4. Строительство дворца представляло ряд проблем, связанных с местом. Подземные реки, протекавшие под поверхностью участка, заставляли здание смещаться при подъеме. В главном своде Полукруглого зала образовались серьезные трещины, которые можно увидеть и сегодня. Строители внесли ряд изменений в конструкцию на месте, чтобы учесть подобные проблемы, возникшие во время строительства. За пределами садового входа в здание была построена большая терраса для поддержки и укрепления сводов центральных залов. Подрядчики, возводившие здание, сделали фиксированную ставку на строительство. Задержки и увеличение стоимости строительства объяснялись потенциальной прибылью, и они стремились построить здание как можно быстрее и с минимальными осложнениями.
Фундамент дворца каменный, но в других местах Александровский дворец почти полностью построен из кирпича. На строительство дворца понадобились миллионы, и возводились они в непосредственной близости от Царского Села из местных глин. Это было предметом некоторого беспокойства Екатерины. Она строго приказала защищать местные леса, опасаясь, что строители срежут деревья вокруг Царского Села, чтобы разжечь свои печи и, возможно, испортить ее виды.
Первоначальная заявка на строительство здания не включала средства на внутреннюю отделку. Фирма, строившая здание, не несла ответственности за интерьеры, и это задание было поручено интернациональной команде британских, российских и итальянских мастеров. Но по мере строительства здания Екатерине не хватало средств, и она продолжала сокращать внутреннее убранство дворца. Это не считалось серьезной проблемой, императрица считала, что Александр может позже внести свои дополнения по своему вкусу.
Некоторая мебель для дворца была заказана новая, но большая часть собрана из других дворцов. Например, ряд вещей был привезен из малоиспользуемого Таврического дворца. Екатерина сделала и другие выборы для дворцов Александра из своих собственных резиденций.
Сначала внешний вид дворца был оставлен открытым кирпичом.
Потребовалось несколько лет, чтобы кирпичная кладка высохла, и окончательная штукатурка и покраска не могли быть безопасными в течение нескольких лет. «Новый дворец», как его тогда называли, был достроен и подарен Александру в июне 179 г.6. Он и его жена переехали сюда 12 июня 1796 года. Строительство заняло почти четыре года. Екатерина встретила тогда шестнадцатилетнего юношу и его новую жену, Елизавету Баденскую, на ступенях дворца хлебом-солью, традиционными дарами благословения на новый дом. У Александра было совсем немного времени, чтобы насладиться дворцом, до смерти его бабушки в ноябре того же года. Это событие существенно изменило обстоятельства его жизни, и он попал под управление своего отца, нового императора Павла I.При Павле дворец был оштукатурен и расписан. Кажется, что здание изначально было окрашено в желтый и белый цвета, хотя первоначальный цвет был более глубоким и интенсивным, чем тот оттенок, который мы видим сегодня.
Павел был непопулярен широким слоям общества и был убит в Михайловском замке в Санкт-Петербурге. Некоторые утверждают, что к убийству был причастен Александр, который затем сменил своего отца на российском престоле. Во время своего правления Александр предпочитал жить в Екатерининском дворце Александровскому дворцу, когда он был в Царском Селе. Это не означает, что он пренебрегал Александровским дворцом, который в этот период требовал большого ухода. В 1809 г.На ремонт здания было выделено 600 000 рублей, и впервые было проведено полное опись имущества.
У Александра и его жены не было детей, и он решил назначить своим преемником своего второго брата, будущего Николая I. Он предложил Николаю Александровский дворец и положил начало традиции делать Александровский дворец полуофициальным летним дворцом наследника в Царском Селе.
Дворец хранит неизгладимый след Николая I и его времен. У Николая была большая и растущая семья. Хотя он имеет репутацию сурового правителя, вне государственных дел он был сентиментальным, ориентированным на семью человеком. Александровский дворец был его любимой резиденцией, и он обожал это здание, его обстановку и территорию. Многие изменения, внесенные во дворец, отражают отношение Николая к дворцу как к своему частному дому. Например, у него во дворце были построены специальные кухни, чтобы он мог заказывать любимые фаст-фуды, когда хотел. Он даже сам кое-что готовил. Николай лично засаживал клумбы и принимал окончательное решение относительно размещения каждой картины и предмета мебели. Став царем, Николай продолжал отдавать предпочтение Александровскому дворцу и часто останавливался там.
Николай выбрал Александровский дворец для некоторых важных событий своего царствования, включая первую телеграфную передачу в России, которую царь сделал из дворца.
Следуя по стопам старшего брата, Николай передал в пользование Александровский дворец своему старшему сыну и наследнику, будущему Александру II, по случаю женитьбы. Это привело к полной реконструкции и обновлению дворца. Технические достижения в освещении, отоплении и приготовлении пищи означали, что изменения не ограничивались просто новыми тканями, мебелью и коврами. Дворец был полностью модернизирован и обновлен в середине 1840-х гг. Позже, после того как ее муж стал царем и завел любовницу, жена Александра, гессенская принцесса Мария Александровна, решила жить в Александровском дворце круглый год. Это создавало проблемы, потому что дворец строился как летняя резиденция. В нем не было окон с двойным остеклением и двойных полов, необходимых для сохранения тепла в здании в холодные русские зимы. В тех частях дворца, которые занимала царица, были установлены новые системы отопления.
Как цесаревичи будущий царь Александр III и его жена Мария получили в пользование Александровский дворец при их свадьбе от своего отца. Его мать продолжала жить во дворце, и Александр мог пользоваться им до самой ее смерти во дворце. В 1874 году часть дворца была перестроена к медовому месяцу единственной дочери Александра II Марии Альфреду, сыну английской королевы Виктории.
Жена Александра III Мария Федоровна страстно любила Александровский дворец. Она обожала вечеринки и элегантность Царского Села, а не строгость собственного предпочтения своего мужа, Гатчины. Во дворце родились двое сыновей Марии и Александра, будущий Николай II и его брат Георгий. Повзрослев, оба мальчика продолжали иметь апартаменты во дворце и пользовались ими, когда бывали в Царском Селе.
Когда Николай взошел на престол в 1894 году, он и его новая жена Александра решили сделать Александровский дворец своей главной резиденцией. В результате Николай II и его супруга внесли в здание самые значительные изменения со времен правления Екатерины Великой. В здании был проведен капитальный ремонт и установлены новые системы, такие как электричество, телефоны, стиральные машины, лифты и туалеты со смывом. Целое крыло дворца было полностью переделано в поразительно домашнем и роскошном стиле. Главной задачей Николая и Александры было создание удобного и элегантного семейного дома.
Более поздние изменения во дворце при Николае II включали возведение двух лучших в России имперских интерьеров в стиле модерн и восхитительных комнат, созданных для царских детей.
Во время русской революции и ссылки семьи Романовых в Сибирь было принято решение превратить царский дворец в музей, в котором документирована жизнь Романовых во дворце на протяжении 19 века. Естественно, сильнейший акцент был сделан на событиях царствования Николая II. Вскоре после отъезда Романовых в Тобольск в августе 1917 частей дворца были открыты для публики его первым хранителем Лукомским. После убийства Романовых в Екатеринбурге в июле 1918 г. часть их личных вещей, следовавших за ними в Сибирь, была возвращена.
Музей в Александровском дворце представил интерьеры, максимально приближенные к их состоянию на август 1917 года. Они выглядели так, как будто царь с семьей только что уехал и в любой момент может вернуться. Трагизм истории Романовых и интимность личных комнат производили неизгладимое впечатление на тех, кто их видел, вызывая симпатию к царю и его семье, что шло вразрез с намерениями Советского правительства. В 1919, вскоре после большевистского переворота, часть дворца была превращена в Детскую колонию, но этот эксперимент оказался провальным и эти помещения были возвращены музею. Обширная реставрация позволила снова открыть эти комнаты для публики. В середине 1920-х годов исторические комнаты Николая и Александры на Зимней площади, открытые там как часть музея, были закрыты, а их обстановка разобрана. Некоторые предметы были переданы в залы Александровского дворца, где они были объединены в коллекцию.
Александровский дворец-музей оказался одним из самых популярных музеев в России и был обязательным для посещения всеми иностранцами, перебравшимися в новое советское государство. К сожалению, правительство относилось к «музею Романовых» безразлично, даже враждебно. Чиновники начали воровать предметы и мебель из дворца для продажи иностранцам и для использования партийными чиновниками. Позже тайная полиция потребовала использовать часть дворца в качестве своего частного курорта. Для подготовки к этому переходу эти комнаты были освобождены от содержимого, а сокровища распроданы в магазинах для иностранцев в России и Хаммером в США.
На протяжении 1930-х правительство часто угрожало закрыть остальную часть музея и распродать его сокровища. Каким-то образом музейщикам и общественности удалось отговорить правительство от этого шага, и музей просуществовал вплоть до начала Великой Отечественной войны.
В начале объявления Гитлером войны Советскому Союзу в 1941 году директор Александровского дворца-музея А. М. Кучумов получил приказ об эвакуации около 300 объектов с пути продвижения немецких войск. Это была крошечная выборка из коллекции, насчитывающей десятки тысяч предметов. Лихорадочно, с большим мужеством и импровизацией музейщики сумели упаковать и вывезти в целости и сохранности значительную часть музейного собрания. К сожалению, тысячи драгоценных сокровищ и предметов исключительной исторической ценности остались позади.
Когда немцы заняли город, они тут же разграбили дворцы. То, что они не увезли для использования в своих военных казармах, было отправлено в Германию и Испанию, где многие из дворцовых сокровищ остаются по сей день. Сам дворец был превращен в госпиталь СС и находился под надежной защитой немецких войск. Во дворе дворца установлен памятник эсэсовцам и кладбище, украшенное нацистской символикой. Дворец сильно пострадал во время войны от артиллерийских обстрелов и безрассудных злоупотреблений со стороны немцев и их испанских союзников во время их оккупации.
Тем не менее, учитывая испытания, которым он подвергся после войны, вернувшиеся музейщики обнаружили, что дворец находится в замечательной форме. Это был лучше всего сохранившийся из всех загородных дворцов, находившихся в тылу немцев, и он был выбран в качестве склада для произведений искусства, возвращавшихся из Сибири в Ленинград. Были составлены амбициозные планы по восстановлению дворца в том виде, в каком он был до войны. В этот момент правительство, а может быть, и сам Сталин, приняло критическое решение о будущем дворца — он не должен был быть музеем Романовых. Дворец должен был быть разобран и восстановлен как типовой 19Дворец 19-го века — любая реставрация, изображающая частную жизнь последнего царя и его семьи, была запрещена. Началась эта реставрация, и уцелевшие после немецкой оккупации интерьеры были зверски разграблены и уничтожены. Прежде чем эта работа была завершена, Сталин передумал и принял другое решение: музей вообще закрыть, а здание передать в пользование флоту.
Бесценная и уникальная коллекция дворца была разбросана по многим музеям. Произведения отправлялись в Павловск, Екатерининский дворец, Эрмитаж и другие места. Большинство личных вещей, связанных с последним царем и его семьей, были просто заперты и помещены на неопределенный срок.
В конце 1980-х годов Сюзанна Мэсси и Боб Атчисон с благословения бывшего хранителя Александровского дворца А. М. Кучумова, сделавшего восстановление дворца как музея целью своей жизни, обратились к прессе и городским властям. Ленинград на воссоздание Александровского дворца-музея. Эти напряженные и изнурительные усилия увенчались успехом, и правительство приняло решение восстановить музей. Единственным условием было успешное перемещение занимающего здание военно-морского учреждения в приемлемое место.
Продолжалась работа по превращению музея в реальность. Несколько лет исследований дворца под руководством Кучумова финансировал Боб Атчисон. В 1994 году был создан сайт Александровского дворца, чтобы способствовать интересу к памятнику. Результаты исследования бесплатно публикуются на сайте.
Пожалуйста, присылайте свои комментарии об этой странице и Машине времени на [email protected]
Александровский дворец (Пушкин) — все, что вам нужно знать перед поездкой
Европа
Россия
Северо-Западный округ
Санкт-Петербург
Пушкинский район
Пушкин
Чем заняться в Пушкине
Александр Палас 9000 3
Посмотреть все, чем можно заняться
Посмотреть все, чем заняться
Посмотреть все развлечения
Александровский дворец
134
отзывы
:00 вечера
Понедельник
10:00 — 17:00
Среда
10:00 — 17:00
Четверг
10:00 — 17:00
Пятница
10:00
10:00 — 17:00
Воскресенье
10:00 — 17:00
Написать отзыв
Кто такие люди говоря
«Недооцененный должен -см. »
Декабрь 2022
В этой части дворца находятся наиболее значимые комнаты последней семьи Романовых, от спальни Николая и Александры…
«Красиво, продуманно в каждом уголке»
Сентябрь 2019
Тем не менее, он по-прежнему великолепен со множеством удивительных комнат, по которым можно побродить.
Предлагайте изменения, чтобы улучшить то, что мы показываем.
Улучшить это объявление
Полный просмотр
Район
Адрес
Лучшее поблизости
Рестораны
197 в пределах 3 миль
Leo Grill & Пицца
0,6 км$$ — $$$ • Итальянская • Пицца • Гриль
Джакомо
0,2 км$$ — $$$ • Итальянская • Пицца • Средиземноморская
Борщ
0,3 км$ • Фастфуд • Русская
Ресторан Одесса
0,5 км$$ — $$$ • Итальянская • Морепродукты • Европейская
Таверна Хлебников
0,9 км$$ — $$$ • Европейская • Гриль • Русская
Пушкинский Торт
0,3 км$$ — $$$ • Десерты • Пицца • Кафе
0,3 км$$ — $$$ • Европейская
Ресторан Сочи
0,5 км$$ — $$$ • Европейская • Русская • Подходит для вегетарианцев
Царские блины
0,5 км$ • Фастфуд • Уличная еда • Русская
Бар Бар Бар Утка
0,3 км$ • Бар • Фастфуд • Европейская
Все
Достопримечательности
9 0004 107 в радиусе 6 мильАлександр Парк
502 мИсторические достопримечательности • Архитектурные сооружения
Церковь Иоанна Крестителя
256 мЦеркви и соборы
Гора Парнас
256 мПарки
900 04 Мемориальный лицей-музей0,3 кмИсторические музеи
Дом ребенка
0,2 кмДостопримечательности • Архитектурные сооружения
Государственный музей-заповедник «Царское Село»
0,5 кмИсторические места
Памятник Пушкину-лицейцу
0,3 кмИсторические места • Культурные объекты и достопримечательности Достопримечательности
Екатерининский дворец и парк
0,5 кмАрхитектурные сооружения • Парки
Памятник Формула Скорби
0,4 кмДостопримечательности • Памятники и статуи
Лицейский сад
0,3 кмСады
Просмотреть все
Добавить фото
Написать отзывЗагрузить фото , атмосфера, общие советы и информация о местоположении.
Популярные упоминания
4.5
134 отзыва
Отлично
Очень хорошо
Средне
Ужасно
Дон А 9000 3
2 публикации
Недооцененный обязательный к посещению
Декабрь 2022
В Александровском дворце были проведены (и продолжаются) капитальные реставрационные работы, а Восточное крыло было открыто в августе 2021 года. комнаты, от спальни Николая и Александры до знаменитой Лиловой комнаты и легендарной Кленовой комнаты. Считающийся современниками «средним классом», уникальные интерьеры Александровского дворца позволяют заглянуть в другую сторону ушедшей эпохи, которую не пропустит ни один любитель истории!
Написано 3 января 2023 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
бесконечные_чемоданчики
Элберт, Колорадо, США90 публикаций
Красиво и продуманно в каждом уголке
Сентябрь 2019
Этот дворец не такой выдающийся, как Екатерининский дворец. Тем не менее, он все еще довольно большой, со множеством удивительных комнат, по которым можно побродить. Было проведено много реставрационных работ, чтобы восстановить огромный ущерб, нанесенный во время Второй мировой войны, чтобы вернуть этому дворцу его состояние до войны. Было интересно побродить по последнему настоящему дому, в котором проживал последний царь и его семья до того, как его взяли в плен повстанцы.
Написано 10 октября 2019 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
luciomoreno
Мюнхен, Германия252 публикации
Предстоящее событие в России
август 2019 • Семья
Для поклонников последней семьи Романовых это место для посещения. Когда мы там были, он был закрыт на ремонт. Но мы с удовольствием гуляли по парку и озерам, представляя, что сто лет назад Татьяна, Ольга, Мария, Анастасия и юный Алексей занимались одним и тем же в одном месте. Здание представляет собой архитектурный шедевр. Бьюсь об заклад, как только он будет полностью отремонтирован, его посетят больше, чем Екатерининский дворец.
Написано 18 августа 2019 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
William_johannisson
Кливленд, штат Огайо3 публикации
Александр Палас
июнь 2019
Очень красиво, но температура была выше 90 градусов. На потолке было огромное количество сусального золота, а мебель была красивой.
Написано 7 августа 2019 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
mf2111
Wood Green, Великобритания9 публикаций
Журнал о деревенском образе жизни
Март 2019 • Друзья
Все было хорошо, но только хорошо. 17:50 за билет, так что это не так уж и дешево. Тем не менее, я получил некоторые freebys. Стоило ли оно денег? Не уверен, но если вы увлекаетесь подобными вещами, я думаю, вам это может действительно понравиться.
Написано 31 марта 2019 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Max F
188 публикаций
Последнее пристанище Романовых
Июль 2017 • Пары
В тот день, когда мы приехали, он был закрыт на ремонт и реконструкцию, поэтому мы отправились на поиски Дачи Пушкина. Тем не менее, мы гуляли по территории и думали о том, что, должно быть, чувствовали Николай II и Александра, потеряв контроль и власть и вернувшись сюда под домашний арест с 15 марта 1917 года, чтобы ждать, что может принести судьба, когда мир так быстро пронесся мимо них. .
Написано 11 марта 2018 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Милан B
Белград, Сербия152 публикации
Русская душа!
Июн 2016
Очень, очень, очень красивое место, одно из самых красивых мест в мире! Один из наших друзей предлагает нам: отправляйтесь в королевские города! Там ты увидишь столько прекрасного — столько, сколько ты себе не представляешь!! И это правда. Когда мы были в Версе (Франция) мужчина (наш гид) огорчился, что металлические детали перед зданиями комплекса состоят из 15 кг золота. Но русский гид в Александровском дворце с улыбкой заверил нас, что только в этом комплексе намного больше тысячи кг чистого золота!!
Написано 24 мая 2017 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Bill K
Germantown, TN493 взносы
Потрясающе!
сен 2016 • Друзья
Я слышал об этом дворце, но это было за пределами того, что я себе представлял. Золотая и богато украшенная архитектура не похожа ни на что, что я видел раньше. Внутри сам дворец ничем не отличается. Удивительный!
Написано 16 ноября 2016 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Oleg Y
Белград, Сербия2,720 публикаций
Последняя резиденция царя Николая II
Март 2016 • Пары
Этот дворец расположен напротив Екатерининского дворца и был подарком Екатерины Великой ее внуку Александру I.
Это работа другого итальянского архитектора и в отличие от Франческо Бартоломео Растрелли, который сделал Екатерининский дворец больше в стиле рококо и барокко, здесь в случае с Александровским дворцом представлен неоклассический способ застройки и оформления интерьеров. Слева и справа от центрального здания расположены центральный корпус с парадной колоннадой и два флигеля.
Дворец расположен в парке рядом с бывшим Новым садом, площадью, окруженной Крестовым каналом и с небольшими прудами у самого Дворца.
Александр I мало времени проводил в этом дворце, но его наследники Николай I и особенно Николай II с семьей избрали его временами своим постоянным жилищем.
После Октябрьской революции дворец был превращен в военно-морское училище и в настоящее время по-прежнему служит музеем с постоянными или временными выставками.
Красивое здание, сейчас идет реконструкция.
Написано 12 ноября 2016 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Blondetraveler508
США102 публикации
Закрыто на ремонт
Сентябрь 2016 • Друзья
Сентябрь 2016 Вся территория и здание закрыты. Мы бы хотели это увидеть. Он находится прямо напротив Екатерининского дворца, и его легко совместить с этим туром.
Написано 7 сентября 2016 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.