Стиль ампир в русской архитектуре и архитекторы-основоположники русского ампира 19 века
Ампир – стиль архитектуры и декоративно-прикладного искусства, который является завершающим этапом позднего классицизма.
Родиной этого направления стала Франция, однако оно быстро распространилось в других государствах, в том числе и на территории России. Ампир в архитектуре России нашел свое отражение в лучших достопримечательностях того времени.
Здания в стиле ампир в архитектуре России
Ампир в России в 19 веке наиболее ярко проявил себя в архитектуре, дизайне интерьеров и декоративно-прикладном искусстве столицы Российской империи. Ампир по праву называется «королевским» или «имперским» стилем, так как он был призван передать всю могущественность и величественность государства.
Историки отмечают достаточно интересный факт: в России быстро и легко прижился стиль наполеоновской эпохи в стране, победившей Наполеона Бонапарта. Однако это обстоятельство можно легко объяснить, ведь известно, что в Российской империи была мода на все французское, при этом ампирная архитектура действительно выглядела роскошно и шикарно.
Стиль ампир в русской архитектуре стал известный благодаря императору Александру I. Правитель Российской империи очень часто приглашал в страну архитекторов-иностранцев. Архитектуру того времени нередко называют «александровским классицизмом». Специалисты говорят о том, что русский ампир имел существенные отличия от европейского.
Они проявлялись, прежде всего, в том, что это направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве России известно применением классических ордерных систем. Главной характерной особенностью направления было сочетание геометрически правильных форм, а также гармоничное слияние торжественной приподнятости образов и сдержанной красоты лепнины, как основного элемента декора.
Главная цель применения ампира в архитектуре России 19 века – отражение патриотизма страны, воинской славы и национального подъема. Исходя из этого, практически все сооружения в Российской империи того времени отличалась торжественностью, помпезностью и строгостью геометрических форм одновременно. Для русского ампира так же, как и для наполеоновского, характерным является использование изображений римских щитов, факелов, стрел, лавровых венков, львиных лап, орлов.
Стиль условно делиться на две большие группы – петербургский (столичный) и московский (провинциальный). Здания в стиле ампир в России носили черты одного из этих двух разновидностей популярного направления в искусстве. Однако в процессе возведения сооружений государственного значения применялись исключительно элементы столичного ампира.
Архитекторы – представители стиля русский ампир
В развитии ампирного искусства в России большую роль сыграли несколько талантливых архитекторов одновременно. Андрей Никифорович Воронихин – один из выдающихся архитекторов, основоположников русского ампира в Российской империи. Он разрабатывал не только проекты зданий, но и продумывал до мелочей декор интерьера, мебели и даже подбирал осветительные устройства, добиваясь цельности образа.
Главными работами мастера в период активного развития русского ампира стали Казанский собор и Горный институт.
Особый интерес для истории архитектуры представляет собой Казанский собор, здание которого возводилось по проекту собора Святого Петра в Риме с куполом Микеланджело и колоннадой Бернини.
Известны и другие архитекторы русского ампира, которые подарили государству уникальные памятники декоративно-прикладного искусства. Карло Антонио де Росси – знаменитый российский архитектор, имеющий итальянское происхождение. Мастер смог в своих работах максимально точно передать триумфальный, державный настрой империи.
Первым проектом Карло де Росси стала парадная набережная от Зимнего дворца до Сенатской площади.
Также под руководством этого архитектора были возведены такие архитектурные памятники в стиле ампир, как дворец императрицы Марии Федоровны на Елагином острове, ансамбль Дворцовой площади, Синода.
Стиль ампир в архитектуре России ярко проявился в таком сооружении, как Александровская колонна. Над ее созданием работал архитектор О. Монферран по замыслу К. Росси.
Еще одним не менее знаменитым архитектором, представителем русского ампира, является Василий Петрович Стасов. Он стал автором гвардейских соборов – Спасо-Преображенского и Свято-Троицкого.
Кроме того, Стасову принадлежит работа над созданием двух Триумфальных ворот в Петербурге.
К числу архитектурных памятников ампирной эпохи в России принадлежит Исаакиевский кафедральный собор. Для его возведения императором Александром I был приглашен архитектор из Франции Огюст Монферран. Впоследствии он стал одним из основоположников русского ампира на территории России.
В XIX веке в Российской империи были известны и другие талантливые архитекторы. Это такие мастера, как Доменико Жилярди, Андрей Захаров, Осип Бове, а также скульпторы Феодосий Щедрин и Иван Мартос.
Стиль ампир — Имперский стиль в моде и архитектуре. | [Jan. 16th, 2013|11:35 am] Живописцы, окуните ваши кисти. .. |
Вслед за классицизмом в Европе в начале XIX века в моду вошёл стиль ампир. В истории вслед за Древней Грецией могущественным и влиятельным становится Древний Рим, точно также и классицизм сменяется стилем ампир. Классицизм в большей степени был связан с влиянием Древней Греции, а стиль ампир был подвержен влиянию искусства Древнего Рима, а именно Рима периода империи.
Ампир появится и в ХХ веке, так называемый сталинский ампир. Здания и целые архитектурные ансамбли в стиле сталинского ампира можно найти в Киеве, Москве и Минске. Так в Минске весь проспект Независимости от вокзала до здания БНТУ выдержан в духе сталинского ампира, стиля империи. Казанский Собор построен в стиле ампир, а также сталинская высотка в стиле сталинский ампир. Стиль ампир всегда отличается большой пышностью, блеском, помпезностью. Но вернёмся в начало XIX века. Как и в архитектуре, так и в моде стиль ампир получает распространение. Силуэт костюма эпохи ампир имеет цилиндрическую форму, стремясь к цилиндрическим очертаниям стройной и высокой колонны. Используются однотонная рельефная вышивка, симметричная декоративная отделка, плотные блестящие ткани. В мужской одежде распространённым становится появившийся ещё в эпоху классицизма фрак – шерстяной с высоким воротником-стойкой, обязательно тёмных тонов – чёрный, синий, серый, коричневый. Носили такой фрак со светлым жилетом и такими же светлыми панталонами. Верхний одеждой оставался также появившийся ранее редингот или сюртук. Сюртук постепенно становится основным элементом в мужском деловом костюме. А осенью и зимой носили редингот с двойным, а то и тройным воротником или же пелериной. Причёски – в основном короткие, на головах – шляпы с небольшими и загнутыми по бокам полями. Обувь – туфли и сапоги. Но особенно сильным было влияние стиля ампир на женскую одежду. Яркой особенностью стиля ампир в женской одежде становится высокая талия, которая делит фигуру в соотношении 1 : 7 и 1 : 6, плюс прямая длинная юбка и узкий лиф. Корсеты столь популярные во времена барокко и вышедшие из моды в эпоху классицизма в период ампира вновь возвращаются. На смену мягким и лёгким тканям приходят плотные, к примеру, плотный шёлк, впрочем, также используются и тонкие прозрачные ткани, но обязательно на плотной, чаще шёлковой подкладке. В женском костюме появляется и всё больше и больше декоративных элементов — рюши, оборки, кружева, вышивки. Вышивки часто выполнены однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью, блестящими пайетками. Для самих платьев в стиле ампир также были характерны: шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широком манжете. В верхней женской одежде в начале XIX века появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из хлопчатобумажных, а также шерстяных тканей, отделанные бархатом, атласом (а зимой — подбитые мехом). Верхняя одежда повторяет силуэт, форму и покрой деталей платья. Головные уборы – капоры самых разнообразных фасонов, а иногда и с вуалью, шляпы типа ток. Тока – головной убор, который как раз таки появляется именно в эпоху Наполеона. Это была чёрная бархатная шляпа, украшенная перьями. Такая шляпа изображалась … на гербах, а именно на гербовом щите. Цвет околыша и количество перьев менялось в зависимости от титула хозяина герба. Так, к примеру, тока, изображённая на гербе дворян, имела зелёный околыш и одно перо. Вскоре такой головной убор без полей и округлой формы стали носить и женщины. Именно в начале XIX века, как и в эпоху барокко, большое внимание уделяется причёскам и головным уборам, а именно их пышности и нарядности. Также используются перчатки: длинные лайковые, иногда без пальцев, так называемые митенки. Обувь – туфли, плоские и открытые, кожаные и на низком каблуке. Украшениями к платьям в стиле ампир служили жемчуг (как искусственный, так и натуральный), камеи, диадемы, колье, ожерелья, которые оборачивались вокруг шеи по несколько раз, на руках – браслеты, перстни, браслеты также носились и на ногах, серьги с подвесками. Неизменной законодательницей моды в стиле ампир в начале XIX века была супруга Наполеона Бонапарта Жозефина. Сегодня стиль ампир в одежде в основном представлен в платьях и сарафанах. Очень красивы свадебные платья. А вот особенности стиля ампир сегодня такие же, как и в начале XIX века: завышенная линия талии, наличие обязательной ленточки под грудью, а также струящийся силуэт и ощущение лёгкости. Длина также может быть до пят, как и вначале XIX, но может быть и короткой. Платья в стиле ампир с укороченными юбками придают образу определённую женственность и даже кукольность, наивность. Из-за этой кукольности появилось и название стиля для подобных платьев – стиль baby doll. Свадебные платья в стиле ампир шьются, как и из традиционного для ампира шёлка, та и из шифона. Обувью к таким свадебным платьям служат либо сандалии на плоской подошве, либо туфли на высоком каблуке. Волосы разбиваются на прямой пробор, гладко причёсаны, а на лоб спадают локоны. Если же волосы длинные, то их заплетают в две косы и укладывают в сеточку на затылке. Плюсом платьев в стиле ампир является то, что они подходят практически всем. Так полным девушкам они помогут подчеркнуть грудь и скрыть полноту, девушкам с мальчишеской фигурой придадут женственности. А низким девушкам, платья в стиле ампир позволят выглядеть более высокими и статными. Вероника Д. http://www.liveinternet.ru/users/4723908/p http://mylitta.ru/510-empire-style.html http://fashiony.ru/page.php?id_n=12556 http://commons.wikimedia.org | |
Вторая империя — Исторический Оквуд
Архитектурный стиль Второй империи, также известный как мансардный стиль, вдохновлен французами. Вторая империя Франции при Наполеоне III и Евгении длилась с 1852 по 1870 год. В этот гламурный период бульвары Парижа были застроены величественными таунхаусами с мансардными крышами. Мансардная крыша имеет очень пологий скат сверху и очень крутой скат по бокам, со слуховыми окнами. Он был назван в честь архитектора 17-го века Франсуа Мансара, который использовал его в большинстве своих зданий. Мансардная крыша стала популярной во времена Второй империи, потому что новый налог на недвижимость был введен в зависимости от высоты здания, но высота измерялась только до нижнего края крыши. С мансардной крышей можно было добавить дополнительный этаж без дополнительных налогов.
К 1860-м годам этот стиль распространился в Соединенных Штатах, и из-за его популярности во время президентства Улисса С. Гранта его часто называли стилем «Генерал Грант». (Сомнительно, чтобы его когда-либо называли так в Роли.) Этот стиль был принесен в Роли в 1870 году архитектором из Нью-Джерси Джорджем Х. С. Эпплжетом, когда он спроектировал 301 N. Blount St. для Джонатана Хека. Затем Хек попросил Эпплгет спроектировать три дома в Оуквуде для предположений: 503 E. Jones St. и 511 E. Jones St. и 218 N. East St. Каждый из этих замечательных домов имеет башню, также типичную черту Второй Империи. Главные крыши выпуклые, а крыши башен вогнутые, тогда как на улице Н. Блаунт, 301, 406 улица Э. Лейн также выполнена в стиле Второй империи; когда-то это был каретный двор дома У. Дж. Хокинса Второй Империи на Блаунт-стрит, который был снесен.
304 Оквуд-авеню по своей форме представляет собой народный дом Северной Каролины в середине викторианского периода с двускатной крышей, но в нем есть замечательная башня времен Второй Империи с мансардной крышей. На улице Э. Джонс, 304 также есть башня с мансардной крышей, увенчанной железным гребнем, что является еще одной популярной чертой этого стиля.
Мансардная крыша является отличительной чертой стиля Второй ампир. Другие его детали очень похожи на итальянский стиль, который все еще был популярен, когда Вторая империя достигла США: арочные окна, часто парные, сложные оконные рамы (дома Второй империи часто добавляли завитки к оконным рамам, как в домах Хека). , и кронштейны под карнизы, часто парные. Некоторые называют стиль Второй империи «итальянским с мансардной крышей».
Оригинальная деревянная отделка крыльца на всех домах Оквуда времен Второй Империи, а также в его итальянских домах относится к викторианскому типу со скошенными углами. Ничего подобного нельзя было найти в Париже 19-го века, а более крупные здания Второй империи Америки, такие как мэрия Филадельфии, старое административное здание в Вашингтоне или почтовое отделение Сенчури на Фейетвилл-стрит в Роли, вместо этого имеют классические детали. . Но «викторианские» изделия из дерева с фаской были господствующим стилем в величественных домах того периода, и они хорошо сочетались с мансардной крышей и другими деталями стиля Второй империи. На 218 N. East St. оригинальное викторианское крыльцо со скошенными углами было заменено около 1910 у большого крыльца в стиле неоклассицизма с дорическими колоннами. По иронии судьбы, в своих деталях это больше похоже на то, что можно было увидеть в Париже во время настоящей Второй империи.
ДАЛЕЕ: Стили между войнами
Наполеоновский ампир (1800-1815) — iDesignWiki
Наполеоновский ампир — направление в дизайне, включающее декоративное и изобразительное искусство, которое было популяризировано с 1800 по 1815 год при Наполеоне I.
Наполеоновский стиль ампир был дизайнерским движением, включающим декоративное и изобразительное искусство, которое было популяризировано с 1800 по 1815 год при Наполеоне I.
Триумфальная арка на площади Этуаль, построенная по заказу императора Наполеона I Эдуардом Бальдюсом.Источник изображения: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/268865?searchField=All&sortBy=Relevance&ft=Arc+de+Triomphe+de+l%e2%80%99%c3 %89toile&offset=0&rpp=20&pos=1
Стиль наполеоновского ампира, получивший свое название от Наполеона I, был вдохновлен Древним Египтом и имперским Римом. Примечательно, что Наполеон ввел централизацию искусства, чтобы контролировать архитекторов. В архитектуре этот стиль был проиллюстрирован памятниками, такими как Триумфальная арка Чалгрина де л’Этуаль. Далее в живописи Жак-Луи Давид, а в скульптуре Антонио Канова.
Бидермейер
Стиль соответствует стилю бидермейер в немецкоязычных странах, федеральному стилю в США и стилю Регентства в Великобритании.
Освящение императора Наполеона и коронация императрицы Жозефины, 1804 г.Наполеон в образе Марса-миротворца, Антонио Канова, 1806 г.
Источник изображения: https://en.wikipedia.org/wiki/Napoleon_as_Mars_the_Peacemaker
Монета номиналом 20 франков, Наполеон I, 1811 г. Медалист: Жан-Пьер Дро — ЗолотоИсточник изображения: collection/search/191992?searchField=All&sortBy=Relevance&ft=Наполеоновский+Империя+Стиль&offset=80&rpp=20&pos=84
Если Директория дорическая по своей природе, то Наполеоновская империя вместо коринфская. Наполеоновский ампир Интерес к архитектуре и декоративным мотивам Римской империи является ключевой чертой этого стиля. Кроме того, стулья были сделаны больше для демонстрации. Этрусские и египетские мотивы стульев в стиле наполеоновского ампира включают:
- Ключевой греческий орнамент и нарисованные этрусские сцены
- Животные мотивы
- Египетские маски
Источник изображения : https://www.metmuseum.org/art/collection/search/390465?searchField=All&sortBy=Relevance&ft=Napoleonic+Empire+Style&offset=20&rpp=20&pos=28
Особенности Стиль
- Упрощенный латунный орнамент с классическими элементами
- Мраморные столешницы
- Революционные мотивы
- пчелы, снопы зерна и рог изобилия символы процветания
Источник изображения: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/194568?searchField=All&sortBy=Relevance& ;ft=Наполеоновская+Империя+Стиль&offset=40&rpp=20&pos=51
Французские архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен проектировали мебель для комнат поместья Наполеона, и их идеи были опубликованы в их работе «Recueil de decorations intérieures».