Сталинский ампир в архитектуре
Жилой дом на Котельнической набережной. Арх-ры Чечулин, А. К. Ростковский. Курировал строительство Лаврентий Берия. 1937-1952 гг. Высота здания 176 м., 32 этажа.
Сталинский ампир – – лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства.
Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.
Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором. Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма.
Социалистический реализм – идеологический подход к художественному творчеству, внедряемый партийными органами СССР.
Архитектура Москвы, столицы СССР, — по замыслу руководства страны должна была отражать торжество идей социализма. В 1935 году был составлен план реконструкции Москвы, предусматривающий создание архитектурных комплексов, которые были призваны демонстрировать мощи и силу государства рабочих и крестьян.
Так же как социалистический реализм в живописи и литературе новые формы архитектурного проектирования были внедрены в сознание архитекторов и конструкторов. Сталинский ампир в архитектуре возник не в ходе преобразования модных направлений в зодчестве, а путем планомерного и направленного воздействия со стороны государственных структур на деятельность творческой интеллигенции. Власть включила архитекторов, как и других представителей искусства в общегосударственную систему, прославляющую и возвеличивающую Страну Советов.
Элементы ампира особенно ярко проявились в послевоенный период на волне всеобщего ликования. Этот вид ампира отличается от наполеоновского стиля внешним отсутствием единовластного начала. В декоре сооружений московского ампира преобладают символы Советского Союза: серп и молот, пятиконечная звезда, фигуры тружеников села и предприятий.
По предложению Сталина в 1947 г. было принято постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Предполагалось создать восемь высоток, которые должны были определить образ столицы и отразить общую идеологическую направленность, включив определенный декор в ордерную систему в архитектуре. Выбранное количество сооружений было связано с 800-летием Москвы (восьмое здание так и не было построено – после смерти Сталина его строительство было прекращено).
После 1945 года архитектура стала средством внушения оптимизма, победных идей, уверенности в будущем, и монументальные строения служили наглядной пропагандой. Ярусы и башни высотных зданий на основе классического ордера в архитектуре должны были стать продолжением архитектурных принципов Кремлевского ансамбля.
Крупные скульптурные композиции, высокие шпили, колонны, гранит, мрамор, бронза, позолота, светлая отделочная плитка делают здания в стиле сталинского ампира узнаваемыми и запоминающимися. Они стали доминантой московского ампира. Эти сооружения сталинского ампира рассматривались идеологами советского периода как естественное дополнение к русской природе и характеру народа. Даже то, что сами высотные здания в стиле ампир в Москве очень напоминали аналоги, построенные за несколько десятилетий до этого в США, не смущали архитекторов, которые утверждали, что сходство это только внешнее и поверхностное, и американские строения не несут той идеологической и эмоциональной нагрузки, которые дают московские здания.
Архитектурным образцом высоток в стиле сталинского московского ампира было здание муниципалитета Манхеттена — Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг (Manhattan Municipal Building) в Нью Йорке. 1909-1912 гг. Арх. У. Кендалл.
Здание имеет 40 этажей. Высота 177 м. Крышу венчает установленная в 1913г. позолоченная восьмиметровая статуя Гражданской Славы — Сивик Фэйм (Civic Fame) -работы скульптора А. Вейнманом. В левой руке у статуи пятизубцевая корона, олицетворяющая пять округов Нью-Йорка; пять куполов сооружения также представляют округа. В ее правой руке статуи — ветвь лавра и щит — символы победы и величия. На основе этого архитектурного проекта возводились строения в Кливленде — Терминал Тауэр (Terminal Tower), Детройте – Фишер Билдинг (Fisher Building), в Чикаго — Ригли Билдинг (WrigleyBuilding).
Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг. Нью Йорк. 1909-1912гг. Арх. У. Кендалл.
Эйхенбаум, Борис Михайлович(1886-1959) — российский литературовед. В 50-х годах, присутствуя в Комарово на строительстве дачи одного из деятелей, получившего Сталинскую премию, Б. М. Эйхенбаум произнес: «Ампир во время чумы…»
Завершение периода сталинского ампира в Москве приходится на 1955 г.
В Постановлении ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» сталинский стиль был назван «украшательством» и запрещен.
Широко известное выражение «ампир во время чумы» Б.М.Эйхенбаума* точно отражает соотношение помпезности и величественности зданий и состояние гражданского общества, трагедии эпохи, унесшей миллионы жизней.
Примеры сооружений и зданий в стиле сталинский ампир
Арка Главного входа ВСХВ в Москве. Построена в 1939 году по проекту архитектора Л. Полякова. До наших дней не сохранились барельефы на пилонах и на внутренней части.
Арка Главного входа ВСХВ, Москва. 1939 г. Арх. Поляков.
Министерство иностранных дел – здание, типичное для ампира в Москве. (1948-1953гг.) Архитекторы В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус, конструкторы С. Д. Гомберг и Г. М. Лимановский.
Министерство иностранных дел.
Здание имеет 27 этажей. Высота здания 172 м. Фасадом здание в стиле ампир выходит на Бородинский мост. Смоленскую улицу.
Устремленность вверх подчеркивается шатровым навершием крыши, которые стали общей чертой для московских высоток. Фасад облицован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.
На основном фасаде – герб СССР. Портал сооружения декорирован лепниной (скульптор Г.Мотовилов). По сторонам портала построены обелиски из темного гранита.
Главное здание МГУ. Москва.1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков, инженер-конструктор В. Насонов (архитектор Б. Иофан был смещен с должности главного архитектора). Скульптуры создавались в мастерской В. Мухиной.
Главное здание МГУ. Москва. 1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков.
За сталинским ампиром стояла твердая позиция руководства страны: сформировать у населения оптимистическое восприятие жизни. Ордерная архитектура являлась необходимым элементом идеологического режима и мифологии. Сталинский ампир, воплощенный в зодчестве, нельзя оценить, не обращая внимания на его утопический характер, который выражался в идеях коммунизма, связывающих идеологию Древнего Рима и советской страны.
Автор: Марина Калабухова
Ампир в фото
Фото стиля ампир в архитектуре: Вандомская колонна в вечернем освещении (la colonne Vendôme) — Колонна Побед Великой армии. Париж. Воздвигнута по декрету Наполеона I от 1 января 1806 года. Архитекторы Ж. Б. Лепер и Ж. Гондуэн.
Стиль ампир, фотографии которого можно увидеть в архитектурных и художественных альбомах, впечатляет своей мощью и величием. Имперский стиль ампир сложился во Франции времен Наполеона.
Этот стиль должен был отражать имперскую власть и соответствовал новым политическими и идеологическим задачам: искусство было призвано возвеличивать политику мирового господства и порабощения соседних стран. За основу стиля были взяты примеры зодчества Древнего Рима, его величественные, массивные формы, что полностью соответствовало имперским запросам Наполеона.
Большинство строений в стиле ампир представляли собой триумфальные сооружения, реконструкции подвергались старые здания, в основном те, которые служили резиденциями Наполеона, в этом стиле отделывались дворцовые интерьеры. Однако, в этом стиле во Франции не было построено большое количество сооружений. Небольшой размах строительства объяснялся тем, что на завоевательные войны уходила основная масса казны, и сам стиль существовал только в годы правления Наполеона.
Из наиболее ярких примеров стиля ампир, фото которых можно найти в виртуальных альбомах почитателей этого стиля: триумфальная арка Звезды на проспекте Елисейских полей
(архитектор Ж. Шальгрен), мемориальная Вандомская колонна на Вандомской площади, подражавшая колонне Траяна в Риме, созданная по проекту архитекторов Ж. Лепера и Ж. Гондуэна.Типичным зданием в стиле наполеоновского ампира стала церковь Ла Мадлен в конце Королевской улицы, идущей от площади Согласия. Она была построена по проекту Б. Виньона в подражание римскому храму по заказу Наполеона. Придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен, творившие совместно, создали ряд сооружений.
Также они работали над декором помещений в имперском стиле. Персье и Фонтен перестраивали замок Мальмезон — резиденцию Наполеона. К их работам относится реставрация Лувра, и отделка дворцовых интерьеров.
Наполеон считал, что искусство вообще, а зодчество в частности должно служить его императорским амбициям, чтобы влиять на гражданскую позицию людей. Для удовлетворения его имперского самосознания создавались сооружения, которые демонстрировали величественность государства в сочетании с военной силой.
Лучшим примером имперской мощи Наполеон считал Римскую империю, поэтому за основу стиля он принял римскую архитектуру и римский декор, отражающий военную силу и превосходство. После египетского похода в декор были включены и древнеегипетские элементы. Наличие таких элементов не противоречило стилевому направлению, в основе которого было искусство Древнего Рима, так как в римском зодчестве тоже использовались египетские мотивы, например, фонтан в стиле ампир, фото которого можно увидеть ниже.
Ампир на фото: Фонтан Феллаха в Париже (Fontaine du Fella). 1806 г. В верхней части фонтана — орел, символ силы империи Наполеона. Архитектор Ж. Брэйль (1750-1832 гг. – архитектор и инженер). Скульптура создана на основе римской статуи Антиноя в одеяниях египетского бога Осириса.
Стиль ампир продержался недолго: с 1804 по 1815 год – период между коронацией Наполеона и реставрации правления Бурбонов. Можно было бы сказать, что это стиль одного императора, который стремился подчинить искусство своей личности и роли в мировой истории французской империи.
В завоеванных странах этот стиль пытались насаждать силой, однако он так и не прижился, страны антинаполеоновской коалиции стиль не приняли. Школ стиля за такой короткий период создано не было. И он так и остался бы принадлежностью одной страны и одного императорского правления, если бы не Россия, отобравшая у Франции победные реляции, и перенявшая ампир, который отождествлялся с великой империей прошлого – Древним Римом.
Россия в этот период стремилась укрепить свои позиции как страны-победительницы. И стиль ампир как нельзя лучше отражал это стремление. В отличие от оригинального французского ампира в России этот стиль выразился в более живописных формах, хотя и сохранил героику декора: скульптурные композиции, орнаменты и рельефы, характерные для имперских сооружений Древнего Рима.
Сооружения в стиле ампир, фото которых демонстрируют композиции, созданные по мотивам римской мифологии и героическим легендам, являют собой яркие примеры эгоцентризма Наполеона, его стремления воспеть свои военные успехи. Стиль ампир в России ярко выразился в архитектуре Петербурга и Москвы, подчеркнув величие могущество и амбиции Российской империи. На фото внизу один из ярких примеров зодчества в стиле ампир.
Стиль ампир на фото Здания генерального штаба.
Ампир стал отражением бурной истории начала 19 века, в нем воплотились чаяния и надежды великих держав и их правителей. Этот стиль призван восхвалять могущество страны, ее устремления к всемирной славе.
Свое продолжение этот стиль получил в 20-м веке, воплотившись в зодчестве великих держав: США и СССР. Величие этих стран, амбиции, стремления нашли свое отражение во многих архитектурных сооружениях в стиле ампир.
автор: Марина Калабухова
Столь прекрасный стиль ампир в архитектуре
Стиль Ампир — общие сведения
Архитектурный стиль, именуемый ампир возник и развивался в начале девятнадцатого столетия. Это было европейское течение в архитектуре, завершившее этап становления классицизма. Изначально он зародился во Франции и ознаменовал период правления Наполеона, после – расширил своё влияние на большую часть Европы. Отличительные характеристики:
• Массивность;
• Разнообразие декора;
• Грандиозность.
Он относится к стилям королевской знати в архитектуре. Ему также характерны театральность оформления внутреннего интерьера и всего комплекса построек. В его состав в обязательном порядке входят колонны, лепные декоры и карнизы, пилястры, скульптуры в античном стиле с мотивами Греции и Египта.
Ампир в девятнадцатом веке
Большая часть элементов данного стиля была заимствована художниками и античного стиля архитектурных сооружений. Основой ампира стала именно греческая архитектура, которая имела более плавные очертания. Своё полноценное раскрытие он приобрёл в девятнадцатом столетии.
Когда Наполеон вернулся из похода на Египет, ампир преобразился, в его состав вошли элементы архитектуры Египта. Ампир – один из сам монументальных стилей в архитектуре. Все фигуры в нём абсолютно правильные с точки зрения геометрии. Ему характерны целостные крупные архитектурные комплексы, а не единичные объекты.
В парадных дворцов, выполненных в стиле ампир, принято было располагать разнообразные, но обязательно живописные панно. В них преобладали элементы египетской культуры и традиций. Ценились огромные вазы, которые служили не только для декора, но и в практических целях. Декорировались помещения различными бронзовыми предметами, в основном статуэтками. Военная атрибутика – одно из направлений декорирования помещений в стиле ампир. Через этот архитектурный стиль проявлялось величие императора и правителя государства.
Ампир в России
В России стиль ампир встречается не повсеместно. Наибольшее число зданий, построенных в этом стиле находятся в Петербурге. Москва также может представить большое число построек в тиле ампир. Он проявляется также в некоторых памятниках и скульптурах. Один из примеров этого стиля расположился на Красной площади Москвы – это памятник Митину и Пожарскому.
Начало своего развития ампир в России получил только в начале девятнадцатого века. Его родоначальником стал правитель Александр І. Он слыл ценителем иностранных архитектурных стилей. Ампир России значительно отличался от изначального европейского ампира. В русском направлении ампира использовались ордерные системы классического направления архитектуры. Его основой стали:
• Тонкое сочетание правильности геометрических форм и сдержанности декорирования как внешнего, так и внутреннего, лепниной;
• Архитекторы стремились передать в нём всю мощь патриотизма нации, славу её воинов.
Торжественность зданий русского ампира всегда привлекала своей масштабностью и неописуемой красотой. Ничего броского, все детали только в классическом стиле. В этом и прелесть ампира.
Что касается ампира в культовых сооружениях России, то здесь стоит отметить преобладание именно монументальной живописи. Стали появляться не свойственные архитектуре России колонны, арки, прочие монументальные сооружения, проставляющие воинственность народа. Повсеместно встречается символика военная, но не только современности, но и древнего мира.
Все элементы русского ампира находились в чёткой взаимосвязи и тонко дополняли друг друга. Это позволяло возводить неописуемо красивые дворцы, храмы и прочие строения в этом стиле, указывая на пышность и торжество царской власти.
Если указывать конкретные сооружения, выполненные в этом стиле, то стоит обратить внимание на один из монументальных кафедральных соборов – Исаакиевский. Его спроектировал родоначальник русского ампира – Монферан.
Сегодня искусствоведы разделяют русский ампир на два течения – московский ампир и петербургский. Это разделение основывается на отдалении ампира от русского классицизма, который культивировался в Москве.
Ампир в Петербурге был довольно близок к классическому стилю в архитектуре. Москва же старалась приблизить ампир к консерватизму. Именно благодаря этой разнице Петербург сегодня выглядит более монументально и масштабно. Так как все сооружения в стиле ампир в Петербурге выражали помпезность и масштабность имперской власти. Здесь довольно часто встречается военная тематика.
Если говорить о личностях, то в Петербурге известность архитектора сооружений в стиле ампир приобрёл Росси, который сочетал в своих работах градостроение и архитектурный подход. Благодаря его стараниям в Петербурге были возведены такие необыкновенные по своей красоте и масштабности архитектурные ансамбли:
• Площадь Сенаторская;
• Синод и Сенат;
• Михайловский дворец;
• Александринский театр;
• Александринская площадь;
• Площадь Михайловская;
• Главный штаб.
Росси был не единственным архитектором этого стиля в Петербурге. Его труды продолжили в разное время Захаров, Жилярди, известнейшие скульпторы Мартос и Щедрин. Ампир был основным направлением в архитектуре России всего несколько десятилетий, но за это время внешний вид многих русских городов, как и Петербурга – основательно изменился.
Благодаря этому архитектурному течению многие русские города приобрели свои визитные карточки для туристов со всего мира. Ампир в России действительно шикарен и вызывает любопытство и восхищение. Он имеет свои изюминки и отличительные черты от Европейских его направлений. Это делает его узнаваемым и привлекает сегодня тысячи туристов в те города, которые затронул ампир. Во всей Европе здания и сооружения, возведённые в этом стиле характеризуются утончённостью и монументальностью, прославлением военных подвигов народа и его патриотизма, силы и верности правителю.
Три шедевра в стиле ампир: vagant — LiveJournal
Три храма, о которых я хочу вам рассказать, были возведены примерно в одно и тоже время, в 20-30 годах XIX века. Педанты, прочитавшие эту заметку, могут возразить, что речь здесь идет о четырех церквях. Однако мне кажется, что статистика — наука хитрая. Результат Будет зависеть от метода подсчета. Начну свой рассказ с храма, который мне определенно портит статистику.01. В селе Кашары Задонского района действительно стоят два отдельных храма, хотя издалека кажется, что храм один.
02. Между двумя этими зданиями явно не достает связующего звена — трапезной. Трапезную никто не разрушал. Она просто не была построена. Не знаю, была ли она в первоначальном проекте.
03. Сначала в 1822-1823 годах помещиком Кожиным И.А. была построена ротондоидальня церковь в честь Автонома, епископа Италийского.
04. Церковь простояла почти сто лет и была закрыта в 30-х годах прошлого века. К 90-м годам была полностью заброшена и стояла с обвалившимся куполом. К настоящему времени практически полностью восстановлена. Храм знаменит своими фресками. По одной из версий эти фрески принадлежат кисти В. Васнецова. Фрески сильно пострадали в советское время. Нынешнее их состояние мне неизвестно.
05. Спустя десять лет после строительства первого храма был построен второй храм в виде колокольни. Возможно, что строительству единого большого храма с трапезной помешали какие-то экономические причины. Церковь была освящена в честь Митрофана, епископа Воронежского.
06. В приходе храмы использовались в разное время года. Большой ротондоидальный был летним, а в колокольне был оборудован храм для использования в зимнее время года. Митрофановская церковь повторила судьбу Автономовской — строительство, разрушение, восстановление.
07. А теперь из Липецкой области перенесемся в Подмосковье. В Рузском районе Московской области в селе Архангельское сохранилась церковь, построенная по проекту знаменитого русского архитектора Осипа Ивановича Бове. Архитектура храма очень похожа на комплекс в Кашарах. Церковь — ротонда, колокольня — ампир.
08. По своему происхождению архитектор О. И. Бове был немецко-итальянских кровей, а архитектором был русским. Построен храм Михаила Архангела в 1822 году, практически одновременно с Автономовской церковью в Кашарах. Эти две фотографии сделаны в 2007 году.
09. В 2015 году мы вновь приехали в Архангельское и были приятно удивлены произошедшим за эти годы изменениями.
10. Внешняя реставрация здания практически закончена, интерьер мы не видели. Все было закрыто.
11. Необходимо еще провести некоторые работы по благоустройству территории, надеюсь, что это произойдет в скором времени.
12. Еще один шедевр архитектора О. И. Бове в Балашихинском районе Московской области совсем рядом с Москвой. Церковь была построена в 1833 году. Снова — ротонда, колокольня и трапезная.
13. Как и вышеупомянутые церкви, Покровская церковь в селе Пехра-Покровское — построена в XIX веке, разрушена в XX веке, восстановлена в XXI веке. Не исключаю, что в России существуют и другие храмы построенные на основе подобного архитектурного решения.
К сожалению мы не были внутри ни одной из этих церквей.
Приятных вам путешествий по родному краю.
Ампир — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился течением историзма.
История
Зарождение
Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire — «империя»). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века.
В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном[1].
В России
В Российской империи этот стиль появился при Александре I. Приглашение архитекторов-иностранцев в Россию было частым явлением, поскольку среди титулованных особ это было модно, а в начале XIX века в России существовало увлечение французской культурой. Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников «русского ампира».
Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма — московский стоял к нему ближе. Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина[1][2]. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840 гг.
Возрождение ампира в перерождённых формах произошло в России в советское время, в период от середины 1930-х до середины 1950-х годов. Данное направление ампира также известно как «сталинский ампир»[3].
Особенности
Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии[1][3].
Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Платья шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Женское тело было хорошо видно. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу[4]. Декольте тоже были максимально открытыми.
Примечания
Литература
Ссылки
Стиль ампир в архитектуре 19-го века и современной. Примеры зданий, фото
В первой четверти девятнадцатого века на смену классицизму пришло новое направление в искусстве и зодчестве — ампир. В архитектуре стала появляться характерная для него атрибутика — монументальная массивность с изысканными декоративными элементами. Стиль ампир возник во время правления Наполеона. Хотя некоторые считают это направление в искусстве и зодчестве узким и ограниченным, оно, тем не менее, опиралось на художественное наследие греческого архаизма и императорского Рима, черпая оттуда мощь и величие вычурных, но красивых элементов, тогда как его предшественник — классицизм — был ориентирован, в основном, на мягкие и гармоничные элементы.
Происхождение стиля
Ампир в архитектуре — это триумфальные арки, массивные портики с колоннами, многочисленная военная символика — лавровые венки, доспехи, орлы и т. д. Все эти элементы влияли не на чувства, а скорее, на гражданскую позицию людей. Именно это и проявлялось в торжественности и парадности дворцовых интерьеров, созданных Фонтеном и Персье. После похода Наполеона в Египет в стиль ампир в архитектуре начали вноситься нерасчленённые плоскости стен и пилонов, стилизованные сфинксы. Для этого времени характерной чертой являлось то, что египетские традиции сочетались достаточно органично с римскими, не переходя до определенных пор в эклектику. Историзм — другая характерная черта, отличающая стиль ампир в архитектуре, которая подчеркивала связь с величием древних императоров.
Идеология стиля
Жесткая идеологическая направленность ограничивала развитие стиля и стала причиной того, что многие государства не приняли его, поскольку «империализм» насильно стал насаждаться Наполеоном по ходу его завоеваний. Например, в Германии и Австрии развилось в те времена направление «бидермайер», отчасти использующее мотивы ампира, однако противопоставляющее себя ему. В Англии возник «стиль Георга IV», иногда называемый «английским имперским».
Имперский стиль в России
Единственной страной, в которой стиль ампир в архитектуре, да и не только в ней, получил развитие, была Россия. Объяснялось это тем, что ей удалось сломить могущество Наполеона, и поэтому здесь он обрел собственные характерные черты. Он был мягче и пластичнее. Родоначальником стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга являлся К. Росси — русско-итальянский зодчий, сумевший сгладить его холодность и жесткость. Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом.
Завершение эпохи классицизма
Источниками для творческого вдохновения зодчих стали искусство Древней Греции в период архаики и Древнего Рима позднего периода империи в сочетании с культурой Этрурии, Древнего Египта и других цивилизаций. Пластические идеи древнеегипетского зодчества, нерасчленённые большие поверхности стен с массивными колоннами и пилонами, обеспечивающими четкость с геометрической правильностью цельных объемов и т. п. – все это отличало ампир. Архитектура 19 века стала олицетворением лаконизма, монументальности и строгой уравновешенности и симметрии частей. Это время называют периодом утверждения воинской славы и имперского величия, реализуемого посредством многочисленных символов и знаков.
В декоративном убранстве интерьеров и экстерьеров зданий, в мебели, а также в светильниках и посуде использовались в огромном количестве символы воинской славы и эмблематика, заимствованные из древнеримских декоративных средств в виде трофеев и лавровых венков, дикторских связок и орлов, факелов и часто повторяющейся буквы N.
Такой экзотический декор только усиливал театральность в обстановке интерьера. Примеры ампира в архитектуре, по мнению специалистов, очень ярко характеризуют прямое заимствование некоторых типов и форм из предметного мира древности. К примеру, сооружались и соответствующим образом декорировались триумфальные арки и мемориальные обелиски.
На смену изысканности и тонкости
С наступлением эпохи ампира искусство делается более масштабным и монументальным. При этом на смену изысканной тонкости в стиле Людовика XVI приходит излишняя рассудочность с помпезностью и даже пафосом. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. В некоторых европейских странах аристократия с крупной буржуазией, для которых французский классицизм времен Людовика XVI еще недавно являлся образцом для подражания, начали откровенно следовать имперскому стилю. После революции в Париже вновь из разных мест собрались многочисленные художники и зодчие, которые предпочли работать в этой новой стилистике. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений, имел достаточно космополитический характер, исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. Однако это не помешало спустя некоторое время рождению российской разновидности этого стиля.
Санкт-Петербург
Это направление в 1810-1830 гг. начало проявляться в крупнейших градостроительных ансамблях. Примеры ампира в архитектуре Санкт-Петербурга — это известные Казанский собор и здание Адмиралтейства, Спасо-Преображенский и Троицкий соборы, площадь Островского и Искусств. Над ними работали такие выдающиеся зодчие как К. И. Росси и A. Н. Воронихин, Ж. Б. Тома де Томон и А. Д. Захаров, В. П. Стасов и другие.
Внешне русский ампир в архитектуре, примеры зданий которого буквально рассыпаны по всей северной столице, бросается в глаза прежде всего использованием классических ордерных систем, причём не только тосканских или дорических. Вслед за эпохой александровского классицизма появляется стремление к шику, парадности и монументальности, сочетающееся с мужественностью. Ампир в архитектуре, фото зданий которой свидетельствует о строгой симметричности и торжественности, наряду с лаконичностью своих форм изобилует и милитаристской символикой.
Завершающий «аккорд» русского ампира
Ампир в архитектуре, примеры зданий которого больше всего в России можно увидеть в Санкт-Петербурге, явно выражает настроения того времени. Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. В нем превалируют самые простые формы: куб с квадратом, треугольником, цилиндром и параболическим куполом, что, помимо большого размера, придало храму некую дополнительную монументальность и создало впечатление имперской вековой незыблемости. При строительстве собора использовались прогрессивные технические решения того времени: плитный сплошной ростверк, сделанный из каменной кладки, чугунные ребра на куполах, колонны из гранитных цельных монолитов. Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами.
Закат «золотого века»
Таким образом, эпоха стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга, обрамленная сооружением двух наиболее грандиозных памятников — зданиями Казанского и Исаакиевского соборов, завершила тот этап в развитии города, когда было создано множество уникальных произведений зодчества. Однако если «золотой век» в русской литературе, живописи и музыке еще только начинался, то в русской архитектуре он близился к закату.
Архитектура второй империи, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения архитектура второй империи
архитектура второй империи, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения архитектура второй империи | Depositphotos® Вилла Марре (спереди) Вилла Марре (сбоку) Ухоженные дома в стиле второй ампир, кирпичная дорожка, Вашингтон, округ Колумбия Фонтан Сен-Мишель Парламент Квебека в Квебеке Вилла Марре (сзади) Старомодный кирпичный дом, Россия, Благовещенск. Триумфальная арка в честь визита в город наследного принца Николая в 1891 году (реконструкция) Россия, Благовещенск. Триумфальная арка в память о визите в город наследного принца Николая в 1891 году (реконструкция) Триумфальная арка в Благовещенске, Россия Инаугурация фонтана Фонтан Святого Михаила, Париж, Франция, Россия, Благовещенск. Триумфальная арка в честь визита в город наследного принца Николая в 1891 году (реконструкция) Памятник жертвам Великой Отечественной войны Крупный план Мемориальных ворот, также известных как Мемор Содружества Посещение Шенбрунна Маскарадный бал Памятник императору Александру II в МосквеФонтан Сен-МишельВорота дворца ТопкапыТриумфальная арка в Благовещенск, Дальний Восток, Россия, Россия, Благовещенск.Триумфальная арка в честь визита в город наследного принца Николая в 1891 году (реконструкция) Театр в ПальмиреТриумфальная арка в Благовещенске, Дальний Восток, Россия Посольство Греции в Вашингтоне Второй имперский дом Памятник императору Александру II в МосквеПорта Нигра в Трире Нью-Йорк: вид на ряд Дома из коричневого камня на улицах Большого Яблока Нью-Йорк: вид на ряд домов из коричневого камня в Парк-Слоуп, районе на северо-западе Бруклина, чьи восточно-западные боковые улицы выложены коричневым камнем и жилыми домами Внутри мэрии, Филадельфия, Пенсильвания Башня и верхняя часть мэрии, Филадельфия, Пенсильвания Арки и столбы внутри мэрии, Филадельфия, Пенсильвания Уличный фонарь между зданиями — мэрия, Филадельфия, Пенсильвания Остров Блока, Род-Айленд / США — сентябрь. 17 февраля 2020 г .: Пейзажный вид на исторический отель National, курортный отель в стиле Второй Империи с видом на паромную пристань Посольство Замбии Вашингтон, округ Колумбия, Стиль Второй Империи Вид на мэрию — Филадельфия, Пенсильвания Вход в мэрию, Филадельфия, Пенсильвания Башня и ратуша — Филадельфия, Пенсильвания, Ратуша Глостера была построена в 1870 году в стиле Викторианской эпохи и Второй Империи. Здание служит центром правительства Глостера в центре города Глостер, штат Массачусетс, США.Вид на ратушу, Филадельфия, Пенсильвания Ратуша башни — Филадельфия, Пенсильвания Ратуша Глостера была построена в 1870 году в стиле Викторианской эпохи и Второй Империи. Здание служит центром правительства Глостера в центре города Глостер, штат Массачусетс, США. Юго-западный угол мэрии, Филадельфия, Пенсильвания. Фасад здания муниципалитета — Филадельфия, Пенсильвания. Парламент Квебека и фонтан в Квебеке. Опера Гарнье или Дворец Гарнье, вид сбоку со стороны здания. улица. Париж, Франция. Красивый фасад мэрии, Филадельфия, Пенсильвания, Часть мэрии на голубом небе, Филадельфия, Пенсильвания, Южный фасад мэрии, Филадельфия, Пенсильвания, Фасад мэрии — Филадельфия, Пенсильвания, Две колонны внутри мэрии, Филадельфия, Пенсильвания, Фасад мэрии, Филадельфия, Пенсильвания: Верхняя часть мэрии с башней, Филадельфия, Пенсильвания. Вид на башню мэрии, Филадельфия, Пенсильвания. Люди, проходящие мимо Мемориальных ворот, Лондон, Великобритания. Ратуша Глостера была построена в 1870 году в стиле Викторианской эпохи и Второй Империи.Здание служило центром правительства Глостера в центре города Глостер, штат Массачусетс, Массачусетс, США. Вид на мэрию со стороны S Broad Street, Филадельфия, Пенсильвания. Городской холл Филадельфии, штат Пенсильвания. Здание муниципалитета Глостера было построено в 1870 году в стиле Викторианской эпохи и Второй Империи. Здание служило центром правительства Глостера в центре города Глостер, штат Массачусетс, США. Ратуша Глостера была построена в 1870 году в викторианском стиле и стиле Второй Империи. Здание служит центром правительства Глостера в центре города Глостер, штат Массачусетс, США.Второй ампир | архитектура
Стиль Второй Империи , также называемый Наполеон III, Барокко Второй Империи , архитектурный стиль, господствовавший во второй половине XIX века во всем мире. Развиваясь из тенденции архитекторов второй четверти XIX века использовать архитектурные схемы, взятые из периодов итальянского Возрождения, Людовика XIV и Наполеона I, чтобы придать достоинства общественным зданиям, этот стиль превратился в узнаваемый композиционно-декоративный стиль. Схема пристройки, разработанной для Лувра в Париже Луи-Туллием-Иоахимом Висконти и Гектором Лефуэлем в 1850-х годах.Учитывая престиж этой важной обстановки, классический стиль быстро стал «официальным» для многих новых общественных зданий, востребованных растущими городами и их национальными правительствами. Хотя существуют большие вариации, можно выделить общие характеристики: здание большое и по возможности стоит свободно; имеет квадратный или почти квадратный план с аксиально расположенными комнатами; внешне обилие классических деталей; обычно высокая, часто вогнутая или выпуклая мансардная крыша (имеющая два ската со всех сторон, причем нижний уклон круче верхнего) нарушает профиль; павильоны выступают вперед по концам и в центре и обычно имеют более высокие мансарды; обычно имеется наложение ряда колонн, стоящих над дугообразным подвалом или наложенных одна на другую в несколько этажей.
Стиль второй ампир; Здание РейхстагаЗдание Рейхстага, Берлин (строительство было завершено в 1894 году; отреставрировано в конце 20 века).
Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия (Цифровой файл № LC-DIG-ppmsca-00332)Примеров этого стиля предостаточно. В Вене он использовался для строительства многих зданий, построенных при строительстве Рингштрассе (после 1858 г.), таких как Оперный театр (спроектированный ван дер Нюллем и Эдуардом Августом Сиккардом фон Сиккардсбург, 1861–69). В Италии многие общественные здания, построенные после объединения этой страны в 1870 году, следовали образцу Второй империи (например,г., Банк Италии, Рим, дизайн Гаэтано Кох, 1885–92). В Германии этот стиль характерен для большинства жилых и общественных зданий того периода, включая здание Рейхстага в Берлине (Пауль Воллот, 1884–94). В Соединенных Штатах к представительным зданиям относятся Старая ратуша в Бостоне (Г.Ф. Дж. Брайант и Артур Д. Гилман, 1862–1865 гг. ) И здание Государственного, военного и военно-морского министерства, Вашингтон, округ Колумбия (Альфред Б. Маллетт с Гилманом, консультант , 1871–75), а также многие особняки и резиденции графств, спроектированные американскими архитекторами, такими как Ричард Моррис Хант, который прошел обучение в Школе изящных искусств в Париже.В Англии этот стиль появился в отелях, на вокзалах и на складах и лег в основу дизайна Р. Нормана Шоу для отеля Piccadilly в Лондоне (1905–08).
Важной вариацией стиля Второй Империи был стиль Наполеона III, который характеризует здания, построенные во время масштабной перестройки Парижа под управлением барона Жоржа-Эжена Османа между 1853 и 1870 годами. По масштабу их концепции эти здания кажутся спроектированными больше. по городскому, чем по индивидуальному архитектурному плану; таким образом, пристройка к Лувру (упоминавшемуся ранее), превосходному Парижскому оперному театру (Шарль Гарнье, 1861–1874 гг.), железнодорожным вокзалам, Торговому суду и другим подобным общественным зданиям, благодаря их изолированности, большему размеру и более богатому убранству , доминируют над многокилометровыми фасадами многоквартирных домов с магазинами на первом этаже, которые выходят на многие улицы, пересекающие город. Фасады общественных зданий имеют общую высоту с мансардными крышами; только в самых важных постройках есть павильоны. Дизайн демонстрирует четкость линий и приглушенное разнообразие и богатство декоративных деталей, что отличает их от стиля Второй Империи в других местах, а также их тенденцию поддерживать общую городскую однородность, особенно в центре Парижа.
Архитектура в стиле ампир | Etsy
Архитектура в стиле ампир | EtsyЧтобы предоставить вам лучший опыт, мы используем файлы cookie и аналогичные технологии для повышения производительности, аналитики, персонализации, рекламы и поддержки работы нашего сайта.Хотите узнать больше? Прочтите нашу Политику использования файлов cookie. Вы можете изменить свои предпочтения в любое время в настройках конфиденциальности.
Etsy использует файлы cookie и аналогичные технологии, чтобы предоставить вам лучший опыт, включая такие вещи, как:
- основные функции сайта
- обеспечение безопасных, безопасных транзакций
- безопасный вход в аккаунт
- с запоминанием учетной записи, браузера и региональных настроек
- запоминание настроек конфиденциальности и безопасности
- анализ посещаемости и использования сайта
- персонализированный поиск, контент и рекомендации
- помогает продавцам понять свою аудиторию
- , показ релевантной целевой рекламы на Etsy и за ее пределами
Подробную информацию можно найти в Политике Etsy в отношении файлов cookie и аналогичных технологий и в нашей Политике конфиденциальности.
Необходимые файлы cookie и технологии
Некоторые из используемых нами технологий необходимы для критически важных функций, таких как безопасность и целостность сайта, аутентификация учетной записи, настройки безопасности и конфиденциальности, данные об использовании и обслуживании внутреннего сайта, а также для правильной работы сайта для просмотра и транзакций.
Настройка сайта
Файлы cookie и аналогичные технологии используются для улучшения вашего опыта, например:
- запомнить ваш логин, общие и региональные настройки
- персонализировать контент, поиск, рекомендации и предложения
Без этих технологий такие вещи, как персональные рекомендации, настройки вашей учетной записи или локализация, могут работать неправильно.Узнайте больше в нашей Политике в отношении файлов cookie и аналогичных технологий.
Персонализированная реклама
Эти технологии используются для таких вещей, как:
- персонализированная реклама
- , чтобы ограничить количество показов рекламы
- , чтобы понять использование через Google Analytics
- , чтобы понять, как вы попали на Etsy
- , чтобы продавцы понимали свою аудиторию и могли предоставить релевантную рекламу.
Мы делаем это с партнерами по социальным сетям, маркетингу и аналитике (у которых может быть собственная собранная информация).Сказать «нет» не остановит вас от просмотра рекламы Etsy, но может сделать ее менее актуальной или более повторяющейся. Узнайте больше в нашей Политике в отношении файлов cookie и аналогичных технологий.
Воспользуйтесь всеми возможностями нашего сайта, включив JavaScript. Учить больше