Анатомия кубизма – Анатомия кубизма

#Анатомия кубизма

В этом году летняя погода не слишком нас балует теплом и солнцем, но это не значит, что нужно следовать привычному маршруту работа-дом-работа, боясь предупреждений от МЧС. В последние июльские выходные любители искусства разделятся на два лагеря – тех, кто уедет на фестиваль ландшафтного искусства «Архстояние» в Никола-Ленивец и тех, кто отправится на дизайн-завод Флакон. Мы собрали для вас самую актуальную информацию о двух главных фестивалях искусства этого лета, на которые вы должны обязательно успеть вне зависимости от прогнозов Метеобюро.

Фото предоставлены PR службой Фестиваля Архстояние

Международный фестиваль ландшафтных объектов Архстояние: Территория для 321 исполнителя

Где: Никола-Ленивец, Калужская область

Когда: 26 — 28 июля 2019

«Архстояние» – это ежегодный международный фестиваль ландшафтных объектов в Никола-Ленивце. Бесконечный художественный процесс, понаблюдать за которым на несколько дней сьезжаются представители творческих сообществ из разных уголков мира пройдёт в последние выходные июля и .займет почти 300 гектаров земли.

В этом году у каждого гостя появится редкая возможность заглянуть за кулисы и узнать, как ландшафтное искусство появляется на свет. Гости увидят процесс возведения нового объекта Николая Полисского «Угруан» и, одновременно, рождение новой музыки — в дни фестиваля состоится премьера пяти опер. Все они написаны молодыми композиторами, режиссёрами и драматургами в Лаборатории КоOPERAция.

Фото предоставлены PR службой Фестиваля Архстояние

Эпицентром фестиваля станет 27-метровая скульптура «Угруан» от Николая Полисского. Вдохновленный творчеством Клода Моне, «Угруан» станет первым цветным объектом в Никола-Ленивце. Чтобы создать  его, потребуется несколько тысяч веток лозы, собранных на местных болотах, — каждую будут чистить и окрашивать вручную в один из ярких цветов. Вокруг объекта, визуально, напоминающего медузу или вьюн, возникнет творческий городок, где можно будет наблюдать за появлением «Угруана» в режиме реального времени.

«Архстояние» работает с развитием и осмыслением территории Никола-Ленивца. Именно поэтому мы покажем, как рождаются объекты искусства: новая архитектура и новая музыка. Каждый из процессов самодостаточен, но вместе они сплетутся в одно произведение, маркирующее разные точки арт-парка»,  —  куратор фестиваля Антон Кочуркин.

Фото предоставлены PR службой Фестиваля Архстояние

Образовательную программу в этот раз вытащат из скучных лекционных «тисков». Вместо этого состоится баттл между приглашенными экспертами в сфере архитектуры и урбанистики и участниками команды Никола-Ленивца. Как в споре рождается истина, так и в ходе таких дискуссий станет понятно, как глобальные процессы отличаются от локального никола-ленивецкого видения.

Полную программу фестиваля, а также купить билеты можно на сайте фестиваля.

Фото предоставлены PR службой Фестиваля Архстояние

Фестиваль «Форма»

Где: Москва, дизайн-завод Флакон

Когда: 27 — 28 июля

Для тех, кто не сможет выбрать в Калужскую область и останется в городе, рекомендуем посетить фестиваль современного искусства «Форма» на Хлебозаводе.

Гостей фестиваля ждут музыкальные площадки, театральные сцены и много искусства, среди которого перфомансы и инсталляции.

Фото предоставлены PR службой Фестиваля Форма

Одной из тенденций арт-программы фестиваля «Форма» в этом году будет объединение различных медиумов для создания уникального произведения. Такой вектор позволяет отразить принцип поэтического в наиболее широкой трактовке, как принцип выстраивания нелинейных связей между символическими фигурами, проявляющимися в различных сферах. Так слово превращается в жест, жест переходит в образ, образ становится звуком.

«В этом году мы меняем вектор с танцевальной электронной музыки на экспериментальную. Акцент на точках соприкосновения музыки с искусством: перформансом, поэзией, танцем и театром. Музыканты читают стихи, художники играют музыку, поэты танцуют, тела перформеров создают новую поэтику», — Денис Смагин, идейный вдохновитель фестиваля, куратор экспериментально-поэтической сцены.

  • Фото предоставлены PR службой Фестиваля Форма

  • Фото предоставлены PR службой Фестиваля Форма

  • Фото предоставлены PR службой Фестиваля Форма

«Театральная программа «Формы» 2019 будет сосредоточена вокруг визуального и физического театра. Мы ведем переговоры с несколькими самобытными европейскими коллективами (в частности — андеграундными кукольниками и представителями альтернативной постклоунады) и собираем главных здешних художников, работающих на пересечении визуальных искусств и театра. Прицел на визуальный театр связан с общей концепцией «Формы» этого года, умещающейся в одно слово: поэтика. Поэтика в эпоху постдраматического театра — это крик и молчание, универсальные знаки и тело, пространство и время; все это пришло на замену драматургии.»

Полную программу фестиваля, а также купить билеты можно на сайте фестиваля.

Автор | | Александра Панченко, редактор раздела Искусство

cabinetdelart.com

Анатомия кубизма | Мастерская Пикассо — PORUSSKI.me

«Авиньонские девицы» – картина, давшая начало направлению кубизма. Однако мало кто знает, какая история за ней стоит и как все эти странные, геометричные образы пришли в голову самому Пабло Пикассо. Такая история заслуживает отдельной экспозиции. С 30 августа по 28 октября в главном здании ГМИИ им. Пушкина проходит выставка-инсталляция «Анатомия кубизма».

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы. 1907

Камерная комната, которую даже трудно назвать залом. Она залита теплым свечением ламп, как это могло быть в самой настоящей студии художника. Возможно, так выглядела парижская мастерская Пабло Пикассо в доме номер тринадцать на площади Равиньян. Именно ее поэт и художник Макс Жакоб назвал «Акрополем кубизма».

Здесь и сейчас зритель, попробовавший тщательно и внимательно всмотреться в детали и историю, имеет возможность попытаться разгадать ход мыслей гения.

Поль Сезанн. Купание. 1890-1894

Посетителей экспозиции встречает произведение Поля Сезанна «Купание» (1890-1894). Под ним – обложка тетради с зарисовками к «Авиньонским девицам». На другом обороте – сама репродукция «девиц». Одна картина будто выходит из другой, светясь холодным ярким светом, как пришедшая идея. Так и есть на самом деле. Именно картина Сезанна вдохновила Пабло Пикассо на создание работы, которой посвящена выставка. Поля он называл «отцом» и очень жалел о том, что так и не встретился с ним до смерти Сезанна 25 октября 1906 года. Именно Поль Сезанн своим полотном «Купание», над которым он проработал десять лет, ярче всех заявил об отказе от предметности. И Поль, и Пабло не хотели уподобляться импрессионистам и говорить о мимолетных впечатлениях. Они оба пытались уловить что-то утверждающее, постоянное и точное. Пикассо говорил: «Они хотели изобразить мир таким, каким они его видели. Меня это не увлекает. Я хочу изобразить мир таким, каким я его мыслю».

Эскиз Пабло Пикассо.

Множество зарисовок не разбросаны небрежно по столу, а заключены в деревянные рамы и стекло, точно так же, как и обломки древности из коллекции музея. Все эти скульптуры, пластинки и рельефы здесь не просто для антуража. Произведения, созданные до нашей эры, и эскизы Пабло из двадцатого века связывают две совсем разные эпохи в работе одного человека. Стоит лишь присмотреться к женской фигуре на эскизе Пикассо, и можно заметить, как она так же прикрывается тканью, как и героиня древнеегипетской пластинки из греко-римского периода. Тут же рядом головы на зарисовке у Пабло смотрят на зрителя тем же взглядом, что и копия африканской маски.

Образы повторяются из эскиза в эскиз, становясь четче и четче, – то ли художник пытался их уловить, то ли они гнались за ним.

Эскиз Пабло Пикассо.

Кто знает, но, возможно, именно из-за такой же маски Пабло переписал почти полностью правую часть картины. Он это сделал весной 1907 года после посещения выставки искусства Африки в Этнографическом музее. И здесь, и там живопись на вазах с изображениями бегущих и танцующих перекликается с «взбирающимися по лестнице», «пирамидами обнаженных» и «лежащих» людей на эскизах Пикассо. Пабло говорил, что «искусство греков, египтян и великих художников других времен – это не искусство прошлого; в наши дни оно может быть более жизненно, чем когда-либо». Кажется, что он его оживлял почти буквально. Мраморная статуэтка II века до н.э. из Финикии словно просто повернулась в три четверти и согнула ногу уже на зарисовке «Обнаженная с тканью».

Экспозиция позволяет проследить весь путь к будущему творению, ставшему мировым наследием. Образы повторяются из эскиза в эскиз, становясь четче и четче, – то ли художник пытался их уловить, то ли они гнались за ним.

Анри Матисс. Женщина в зелёной шляпе. 1905

В любом случае замысел будущих «Авиньонских девиц» впервые пришел в голову Пабло Пикассо в 1905 году. Осенний салон этого года был успехом для фовистов – Андре Дерена, Мориса де Вламинка и Анри Матисса. Их картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев «дикими зверями» (фр. «les fauves»). Случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Критика Вокселя была направлена, прежде всего, на работу Анри Матисса – «Женщина в зелёной шляпе». Тем не менее коллекционер Лео Стайн купил ее за пятьсот франков, что произвело скандал. Он же помог Пабло затем выйти из нищеты и продолжить писать.

Жан Огюст Доминик Энгр. Турецкая баня. 1862

Только вот заинтересовали Пикассо совсем не яркие «дикие», а «Турецкая баня» Огюста Доминика Энгра, который был признанным академистом. Именно его техника исполнения и такая открытая эротичность остались в голове у создателя «Авиньонских девиц». Новый замысел не покидал Пабло, а только креп на выставках работ Поля Сезанна, а затем – иберийской архаики с ее краснофигурной вазописью. И там, и там Пабло Пикассо не переставал делать зарисовки. Анри Матисс, соперник и друг Пикассо, написал «Радость жизни», тоже вдохновившись работой Энгра.

Пабло Пикассо. Гарем. 1906

Сам Пабло после этого пишет холст «Гарем», в котором, если сравнивать с «девицами», можно обнаружить схожесть композиции, цветового решения и персонажей. В 1906 году на очередном Осеннем салоне картина Матисса вновь произвела фурор. Идея же Пикассо еще набирала обороты, чтобы в 1907 году затмить фовистов. Причем открытие Пабло Пикассо переманило спустя время на свою сторону Андре Дерена – того, кто вместе с Морисом де Вламинком положил начало фовизму в принципе. Именно в мастерской Дерена Пикассо увидел репродукцию картины Поля Сезанна «Купальщики».

Андре Дерен, который впоследствии отказался от фовизма в пользу кубизма, был убежден, что Пабло Пикассо найдут повешенным позади его огромной картины.

Анри Матисс. Синяя обнаженная. 1952

Решающим толчком стало соперничество с Анри Матиссом и Андре Дереном. На Салоне Независимых Анри представляет «Синюю обнаженную», а Андре – «Три купальщицы» по мотивам работы Поля Сезанна «Купальщики». Происходили большие перемены в мире искусства, и Пикассо был уже почти готов представить свою работу, собираемую по кусочкам впечатлений и ощущений последние пару лет.

Андре Дерен. Три купальщицы. 1907

И провал. Несмотря на все нововведения среди художников, картина не была никем принята. Жорж Брак сравнил впечатления от просмотра полотна с поеданием пакли и распиванием бензина, хотя спустя год он сам начал писать в этом направлении. Матисс, который воспринял картину как издевательство над современным искусством, тоже через год впервые применил термин «кубизм» к картине Брака «Дома в Эстаке». Андре Дерен, который впоследствии отказался от фовизма в пользу кубизма, был убежден, что Пабло Пикассо найдут повешенным позади его огромной картины. Лишь в 1937 году об «Авиньонских девицах» вспомнят как об одном из важнейших произведений Пикассо. И случилось это все после того, как вдова коллекционера Жака Дусе продала картину галерее «Jacques Seligmann & Cie». До этого холст находился в парадном вестибюле особняка Дусе, так как хозяйка ни за что не позволила бы находиться в гостиной картине с первоначальным названием «Авиньонский бордель». С 1937 года и по сей день полотно находится в Нью-Йорском музее современного искусства и никуда не вывозится по причине своей хрупкости.

Пикассо говорил: «Они хотели изобразить мир таким, каким они его видели. Меня это не увлекает. Я хочу изобразить мир таким, каким я его мыслю».

Жорж Брак. Дома в Эстаке. 1908

После посещения «мастерской» остается ощущение долгого созревания будущего шедевра. Пабло никогда не любил говорить о том, в чем была идея его картин или как они создавались, не показывал никогда эскизы и зарисовки. Один из главных биографов художника Пьер Декс говорил: «Кажется, Пикассо старался избежать публичного показа подготовительных эскизов к своему огромному полотну, может быть, из боязни быть втянутым в раздражавшую его до глубины души дискуссию об истоках его замысла». Однако здесь и сейчас зритель, попробовавший тщательно и внимательно всмотреться в детали и историю, имеет возможность попытаться разгадать ход мыслей гения.

Я люблю писать об искусстве, так как считаю, что оно есть отражение человеческой мысли. Произведение — это не просто картина или скульптура, это все, что когда-либо влияло на человека, который смог нематериальную мысль воплотить в какой-либо форме и донести до всего мира. Это поражает! Это хочется изучать!


porusski.me

В Пушкинском музее изучают анатомию кубизма • ARTANDHOUSES

Выставка «Анатомия кубизма», посвященная истории возникновения одного из самых радикальных стилей ХХ века, открывается в московском ГМИИ имени А. С. Пушкина. Архитекторы экспозиции создали собственное посвящение главному герою экспозиции — огромный стол-инсталляцию, где «обдуманный и организованный беспорядок, который Пикассо порождает повсюду», будет продемонстрирован наглядно.

Первым произведением кубизма считаются «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо, написанные в 1907 году. Пять прекрасных фурий с лицами, напоминающими африканские маски, произвели революцию в мире искусства. И не только провокационным сюжетом — прототипами персонажей картины стали обитательницы борделя на улице Авиньон в Барселоне. Изначально картина так и называлась «Философский бордель», а более благообразную версию названия придумал поэт Андре Сальмон.

Именно в этой работе впервые был продемонстрирован новый подход к изображению пространства, ломающий представление о привычной линейной перспективе. Картина вовсе не была случайным открытием: Пикассо долго трудился над ее идеей, о чем свидетельствует тетрадь с эскизами, создаваемыми на протяжении девяти месяцев, которая и легла в основу выставки в Москве.

В экспозиции можно увидеть шестьдесят рисунков из заветной тетради, ныне хранящейся в Доме-музее Пикассо в Малаге. Помимо рисунков покажут и гуаши из коллекции Сергея Щукина, а откроет выставку картина «Купание» (1890–1894) Поля Сезанна, которого Пикассо считал отцом современной живописи, отказавшимся от предметности.

Также здесь можно будет увидеть источники, которые привели Пикассо к кубизму. Африканская скульптура, античная керамика, шедевры Древнего Египта, прикладное искусство эпохи эллинизма — всё это вдохновило художника на создание нового стиля. На примере двадцати произведений из коллекции Пушкинского музея можно рассмотреть, из чего же складывался кубизм.

Поль Сезанн
«Купание»
1890 – 1894
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Пабло Пикассо
«Три женщины. Этюд»
1907-1908
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Пабло Пикассо
«Дружба (II). Этюд»
1907-1908
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Пабло Пикассо
«Обложка альбома Пикассо № 7 для «Авиньонских девиц» с изображением Орла», 1907
Коллекция Фонда Пикассо, Дом-музей Пикассо, Городской совет Малаги

Пабло Пикассо
«Набросок: Орел, Сова и крокодил / Сцена в интерьере и орел», 1907
Коллекция Фонда Пикассо, Дом-музей Пикассо, Городской совет Малаги

Пабло Пикассо
«Набросок сидящей женщины: обнаженная с драпировкой», 1907
Коллекция Фонда Пикассо, Дом-музей Пикассо, Городской совет Малаги

Пабло Пикассо
«Набросок обнаженной с драпировкой», 1907
Коллекция Фонда Пикассо, Дом-музей Пикассо, Городской совет Малаги

Пабло Пикассо
«Женский бюст/ Набросок с кувшином, чашей и лимоном», 1907
Коллекция Фонда Пикассо, Дом-музей Пикассо, Городской совет Малаги

art-and-houses.ru

«Анатомия кубизма» открывает осень Пикассо в ГМИИ имени А.С. Пушкина — Российская газета

Выставка «Анатомия кубизма», которая открылась в Греческом зале ГМИИ имени А.С. Пушкина, могла бы вписаться в жанр «выставка одной картины»: сюжет экспозиции закручен вокруг «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо.

Той самой — то ли законченной, то ли «добровольно незаконченной», обруганной и воспетой, радикально перетряхивающей общепринятые представления о языке живописи и ставшей важнейшей точкой отсчета для истории кубизма. Той, что пробыла почти десять лет в парижской мастерской Пикассо в безвестности с 1907 года. Для выставки «Современной живописи Франции» на «Салоне независимых» летом 1916 года пришлось сменить прежнее название «Философский бордель» на более пристойное — «Авиньонские девицы», чему автор, кажется, был вовсе не рад… К Авиньону его героини не имели никакого отношения: маленькая улочка Carrer d’Avinyo в Барселоне, неподалеку от которой Пикассо покупал краски и бумагу, превратилась в интерпретации его друзей во французскую Сalle d’Avignon.

Но жанр — дело тонкое. И проект, закрученный вокруг «Авиньонских девиц», делает изящный кульбит и оставляет знаковый демонстративный пробел на месте самой картины. «Авиньонские девицы» с 1937 года украшают экспозицию нью-йоркского МоМА, являясь одним из обязательных пунктов программы любого туриста. Понятно, что на фоне отсутствия обмена с музеями США, не говоря уж о прочих оттенках развития двусторонних отношений, приезд шедевра Пикассо исключен. Вместо него, огромного полотна, без малого на пять квадратов (243,9 см на 233,7см), — маленькая цветная репродукция, изящно «спрятанная» на оборотной стороне стены, за «Купанием» Сезанна (из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина). Репродукция, которую надо найти, предъявляет, в сущности, знак, отсылку к воображаемому далекому шедевру.

Жанр инсталляции меняется в мгновение ока: не выставка одной картины, а лаборатория кубизма, его «анатомия». Фактически кураторы Сурия Садекова, Анна Клочкова и Николай Молок обращают к самой знаменитой «предкубистической» картине Пикассо его собственное оружие. А в помощь — раритет из раритетов: альбом рисунков и набросков художника как раз периода работы над «Авиньонскими девицами» из Дома-музея Пикассо в Малаге.

Этот альбом Пикассо не выставлял — он терпеть не мог, когда к нему лезли с вопросами откуда, почему, как пришла идея… Альбом с рисунками (в нем порядка 80 листов) наследники продали Дому-музею Пикассо в Малаге десять лет назад. В Россию привезли 60 драгоценных листов. Надо сказать, что вообще-то и рисунков было больше раз в десять — исследователи называют цифру 809. Но дело не в количестве: листы все равно невозможно разложить в хронологическом порядке. Речь идет о параллелях, выстраивающих систему «зеркал» для «Авиньонских девиц».

Отправная точка, понятно, «Купание» Сезанна, картина Пикассо — это ответ мастеру. Далее — точеный древнеегипетский сокол из глины и из дерева, профиль этой птицы появляется в альбоме Пикассо очень часто. Затем — жутковатая африканская маска, пусть и в копии XIX века, но, возможно, Пикассо мог видеть аналогичные в парижском этнографическом музее Трокадеро. Конечно, без античных ваз и чаш с чернофигурными атлетами, бегущими пару тысячелетий по их гладкому полю, не обойтись. Плюс собственные гуаши испанца 1907 года, купленные Сергеем Щукиным в Париже для своей коллекции. Не хватает только иберийской скульптуры для полноты «отражений»…

А ведь к Авиньону героини с картины Пикассо не имели никакого отношения…

Двоящийся образ археологического раскопа и стерильного функционального пространства лофта и создает архитектурная конструкция стола (Кирилл Асс, Надежда Корбут), где выставлены объекты и рисунки. Зритель обходит вокруг него. Если это и «лабиринт», то увиденный сверху, впечатляющий четким логичным членением пространства. Его прозрачность и ясность должны подчеркнуть «разумность» живописи Пикассо.

Сама структура этой выставки вроде бы соответствует легендарному шедевру, который Альфред Барр, директор МоМА, определял как «картину переходную». Он подчеркивал, что это «лаборатория или, точнее, поле битвы, где сражаются опыты и попытки; но это еще и картина, исполненная потрясающего динамизма и мощи». Нынешняя выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина — словно ответ легендарному директору МоМА. Это проект в редком у нас жанре «лаборатории».

Казалось бы, перед нами изящный кураторский экзерсис, созданный в просветительских целях. Чего же боле? Но дело в том, что «Авиньонские девицы» — одна из самых «темных» по смыслу, непрозрачных картин, в которых ужас словно таится за спиной обнаженных.

Парадокс в том, что чем яснее и прозрачнее объяснение процесса авторского поиска, чем стройнее здание, тем очевиднее, что речь идет об отчаянной попытке приручить «древний хаос», что «шевелится» за воем ночного ветра (у Тютчева) и фантомами женских фигур на полотне Пикассо. Музей — место, где «древний хаос» встроен в безопасный саркофаг (любой зритель голливудских блокбастеров знает об этом). Примерно так, как копия африканской маски, похожей на маленький котел с выбитым дном и без крышки, вписана в логику экспозиции.

Все под контролем, не правда ли? Знак пробела выглядит почти успокаивающе. Как там у Тютчева: «О, бурь заснувших не буди…»?

rg.ru

Анатомия кубизма | Журнал Eclectic

30 августа в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка-инсталляция «Анатомия кубизма». Она предоставит возможность широкой публике впервые познакомиться с историей рождения одного из главных художественных течений ХХ века — кубизма (1907–1923) — «видимо, самой важной и, безусловно, самой полной и радикальной художественной революции со времен Возрождения», писал в своей монографии «Кубизм» британский историк Джон Голдинг.

Ядро экспозиции — тетрадь с эскизами Пабло Пикассо к «Авиньонским девицам» (1907) — картине, изменившей ход мировой истории искусства. Сегодня масштабное полотно входит в состав коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) и не покидает постоянную экспозицию. На московской выставке будут впервые показаны более 60 рисунков из тетради, созданной художником в мае — июне 1907 года и хранящейся в собрании Дома-музея Пикассо (Museo Casa Natal) в Малаге.

«Авиньонские девицы» — произведение, открывшее новую эру в истории искусства. Это «добровольно незаконченная» (как характеризовал ее сам Пикассо) картина-исследование, картина-поиск, работая над которой, художник искал иной подход к изображению пространства и перспективы, с помощью новых выразительных средств пытался найти ответы на вопросы об истоках мироздания.

Пикассо работал над картиной «Авиньонские девицы» в два этапа, на протяжении девяти месяцев, и за это время им было создано 809 эскизов и набросков.

Кроме рисунков из коллекции испанского музея в экспозиции будут представлены шедевры Древнего Египта, античная керамика, декоративно-прикладное искусство эпохи эллинизма — около 20 произведений из постоянной экспозиции и запасников ГМИИ им. А.С. Пушкина. И, конечно, эта выставка была бы невозможна без африканских статуэток и гуашей Пикассо из всемирно известной коллекции Сергея Щукина. С помощью огромного стола-инсталляции архитекторы выставки создадут «обдуманный и организованный беспорядок, который Пикассо порождает повсюду», — как писал в воспоминаниях о своем друге Илья Эренбург. Собранные все вместе, эти шедевры ретроспективно воссоздадут ход мыслей и ассоциаций Пабло Пикассо.

Откроет выставку картина Поля Сезанна (1839–1906) «Купание» (1890–1894) из собрания ГМИИ. «Купание» — сюжет, над которым Сезанн работал на протяжении двух десятилетий и создал более сорока вариантов, по праву считается произведением, положившим начало поискам новых форм в живописи и постепенному отказу от предметности.

Эта уникальная выставка позволит российской публике увидеть в новом ракурсе ранние работы Пабло Пикассо, постичь истоки творчества величайшего авангардиста ХХ века испанского происхождения.

Pablo Picasso. Female bust. Sketch with jug, cup and lemon . 1907. Collection of the Picasso Foundation, Natal House Museum, City Council of Malaga

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:

В этом году мы открываем три очень важные выставки, связанные с именем Пабло Пикассо. Первая из них — «Анатомия кубизма». Мы покажем самое начало поисков, первые экспериментальные шаги великого художника в области кубизма. Эта небольшая, но необычайно интересная, разнообразная и объемная экспозиция станет прологом нашей большой «французской» осени. Вслед за ней мы представим зрителям выставку, посвященную парижскому салону баронессы Элен Эттинген и художественной жизни Парижа начала XX века, а также масштабный проект об истории любви Пикассо и его жены, балерины Ольги Хохловой.

Кураторская группа: Сурия Садекова, Анна Клочкова, Николай Молок

Даты проведения: 30 августа — 28 октября 2018
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Главное здание (зал №31)
Адрес: Волхонка, 12 (метро «Кропоткинская»)

Фото: пресс-материалы

Метка выставка, ГМИИ им. А.С. Пушкина


Еще на эту тему

eclectic-magazine.ru

что скрывается в маленькой тетрадке Пабло Пикассо – Москва 24, 30.08.2018

30 августа в ГМИИ имени Пушкина открывается выставка-инсталляция «Анатомия кубизма»: эскизы художника Пабло Пикассо к его «Авиньонским девицам» – картине, изменившей ход мировой истории искусства.

Редакция портала Москва 24 рассказывает об «Анатомии кубизма» и объясняет, на что стоит обратить особое внимание.

Фото: Агентство «Москва»/Антон Кардашов

«Авиньонские девицы» – это «добровольно незаконченная» (как характеризовал ее сам Пикассо) картина-исследование, работая над которой художник искал иной подход к изображению пространства и перспективы. Всего было сделано более 800 эскизов и набросков. Изначально работу над этой картиной Пикассо назвал актом экзорцизма.

Сегодня полотно входит в состав коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства и не покидает постоянную экспозицию.


Маленькая ученическая тетрадь с эскизами Пикассо долгое время находилась в архиве художника, потом ее купил дом-музей Пикассо в Малаге. На московской выставке показаны более 60 рисунков из этой тетради, созданной художником в мае-июне 1907 года.

«Наш проект связан с очень важной точкой не только внутри биографии Пикассо, но и внутри истории искусства. Это поворотный момент, некая точка, которая связана с зарождением кубизма. Нам понадобились разные инструменты, чтобы рассказать эту историю, рассказать таким образом, чтобы она стала более ясной», – объяснила директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

«Анатомия кубизма» позволяет проникнуть в лабораторию художника, воссоздать ход его мыслей: рядом с рисунками из коллекции испанского музея представлены шедевры Древнего Египта, античная керамика, декоративно-прикладное искусство эпохи эллинизма – около 20 произведений из постоянной экспозиции и запасников ГМИИ имени Пушкина.

Фото: Агентство «Москва»/Антон Кардашов

«Для меня искусство не имеет ни прошлого, ни будущего. Искусство греков, египтян и великих художников других времен – это не искусство прошлого; в наши дни оно может быть более жизненно, чем когда-либо», – говорил Пабло Пикассо.


С помощью огромного стола-инсталляции архитекторы выставки создали «обдуманный и организованный беспорядок, который Пикассо порождает повсюду». Собранные все вместе, эти шедевры ретроспективно воссоздают ход мыслей и ассоциаций Пабло Пикассо.

Так, например, в начале второго этапа работы над «Авиньонскими девицами» он посещал Этнографический музей Трокадеро, где представлено искусство Африки, и под влиянием трибального искусства он переписал всю правую сторону картины.

Над масштабным полотном Пикассо трудился более девяти месяцев. «Он рисовал не предметы, а то, что они выражают. Проще говоря, рисунки были для него словами, это всегда был его способ разговаривать», – объясняла первая почитательница художника, писатель Гертруда Стайн.

Она также отмечала, что рисунок Пикассо всегда точен и скуп. «Рисует он по-разному: вспоминается то Энгр, то античные вазы», – писал близкий друг художника Илья Эренбург.

На выставке «Анатомия Кубизма» посетителям предоставляется уникальная возможность: не просто увидеть наброски величайшего художника, но и проследить, как зарождался замысел картины и вместе с тем одно из главных художественных течений ХХ века – кубизм.

Фото: Агентство «Москва»/Антон Кардашов

Открывает же выставку картина Поля Сезанна «Купание» из собрания ГМИИ.

«Если бы я знал Сезанна! Он был мой единственный учитель! Я смотрел на его картины! Я провел годы, их изучая. Он был как наш общий отец. Он всех нас защищал», – признался однажды Пикассо.


«Пикассо – это испанский художник, который родился в Малаге, он говорил по-испански и творил по-испански, но он уже не принадлежит испанцам, он принадлежит нам всем. Мэрия Малаги приобрела серьезную коллекцию Пикассо, и главное сокровище – это эскизы к «Авиньонским девицам», – рассказал директор дома-музея Пикассо в Малаге Хосе Мария Луна Агилар.

www.m24.ru

Выставка «Анатомия кубизма»

С 30 августа по 28 октября в ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет выставка-инсталляция «Анатомия кубизма».

Выставка «Анатомия кубизма»

Она предоставит возможность широкой публике впервые познакомиться с историей рождения одного из главных художественных течений ХХ века — кубизма (1907–1923) — «видимо, самой важной и, безусловно, самой полной и радикальной художественной революции со времен Возрождения», писал в своей монографии «Кубизм» британский историк Джон Голдинг.

Ядро экспозиции — тетрадь с эскизами Пабло Пикассо к «Авиньонским девицам» (1907) — картине, изменившей ход мировой истории искусства. Сегодня масштабное полотно входит в состав коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) и не покидает постоянную экспозицию.

«Авиньонские девицы» — произведение, открывшее новую эру в истории искусства. Это «добровольно незаконченная» (как характеризовал ее сам Пикассо) картина-исследование, картина-поиск, работая над которой, художник искал иной подход к изображению пространства и перспективы, с помощью новых выразительных средств пытался найти ответы на вопросы об истоках мироздания.

Выставка «Анатомия кубизма»

Пикассо работал над картиной «Авиньонские девицы» в два этапа, на протяжении девяти месяцев, и за это время им было создано 809 эскизов и набросков. Большинство из них долгое время хранились у самого художника, и, как пишет автор каталога-резоне «Кубизм Пикассо» и один из главных биографов художника Пьер Декс, «кажется, Пикассо старался избежать публичного показа подготовительных эскизов к своему огромному полотну, может быть из боязни быть втянутым в раздражавшую его до глубины души дискуссию об истоках его замысла».

Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://pushkinmuseum.art/events/archive/2018/exhibitions/kubism/index.php?lang=ru

Фотографии события

Отзывы про событие выставка «Анатомия кубизма»

Смотрите также события

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Анатомия кубизма».

Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.

Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

kudamoscow.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *