где искать его в России — Кириллица — энциклопедия русской жизни
2017-06-11 11:53:50
Символ Всевидящего ока можно встретить во многих мировых культурах настоящего и прошлого. Не обошел он стороной и русскую землю. Мы решили узнать, где сегодня можно встретиться с этим загадочным и неоднозначным символом.
В архитектуре
Будучи в Санкт-Петербурге, вы обязательно посетите Казанский кафедральный собор, построенный выдающимся архитектором Воронихиным в первой половине XIX века. Всевидящее око на главном портике не заметить будет сложно. Место выбрано не случайно: прохожий неизбежно вступает в зрительный контакт с немигающим оком Провидения, а сам символ словно вбирает своими лучами всю перспективу северной столицы. Его равносторонний треугольник символизирует триединство Бога, глаз – всевидящее Провидение, а сияние – неприступную славу. Все эти эпитеты можно с равным успехом отнести как к самому городу, так и к его Собору, который всегда имел особое значение в истории страны.
На монументах
В Санкт-Петербурге можно найти и еще одно изображение Всевидящего ока, если внимательно изучить Александровскую колонну, а конкретнее – ее пьедестал. На лицевой стороне, которая обращена к Зимнему Дворцу, между двуглавыми орлами, которые держат в лапах дубовые гирлянды, в самом центре, в дубовом венке находим Всевидящее око и надпись «1812 годъ». Как тут не вспомнить Писание: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их».
В русской иконописи
Икон «Всевидящее око» существует огромное количество. Их можно найти в музее Императорской академии художеств и во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в маленьком храме Архангельской области и в частных коллекциях по всему миру. По мнению русского ученого Александра Виноградова, «икона выражает идею всеведения Господня, который подобен солнцу, как источник света, а способ Божественного видения – нашему высшему органу – глазу». Данное изображение не считается каноническим. Например, игумен Феодор (г.Климовск, Московская область), отвечая на вопрос форумчанки, просящей пояснить появление Всевидящего ока на «потолке Почаевской Лавры», сожалеет о том, что, «как и изображение «Новозаветной Троицы», оно широко распространено». Батюшка замечает, что закрепление символа в русской иконописи начинается с XVIII века под западным влиянием. «Сегодня в богословии эти иконы имеют смысл Всеведения Божия (Всесмотрения)», — добавляет игумен.
Подробнее об иконе «Всевидящее Око» читайте здесь.
На русской медали
Медаль «В память отечественной войны 1812 года» (слово «отечественной» писалось с прописной буквы) была отчеканена по заказу императора Александра I в честь победы над армией Наполеона. На ее лицевой стороне – Всевидящее око в лучезарном сиянии и дата «1812 годъ», на обороте – строчка из библейского писания: «НЕ НАМЪ — НЕ НАМЪ — А ИМЕНИ — ТВОЕМУ». По словам императора, каждый чин, получивший сию медаль, может гордиться. «Он являет в вас благословляемых Богом истинных сынов Отечества. Враги ваши, видя его на груди вашей, да вострепещут, ведая, что под ним пылает храбрость, не на страхе или корыстолюбии основанная, но на любви к вере и Отечеству и, следовательно, ничем непобедимая». Сегодня медаль можно найти в музее-панораме «Бородинское сражение» в Москве.
В Андреевском зале Кремля
Если войти в главный церемониальный зал Московского кремля – Андреевский – взору предстанет стоящий на золотом постаменте тройной трон. Если поднять взор выше, то на фоне небесно-голубого шелка видим сияние лучей, покрытых сусальным золотом, в самом центре которых — Всевидящее око. Очень хочется придерживаться мысли о том, что смысл его заключен в строках: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его». В погоне за сенсациями одни склонны приписывать этому знаку значение «пирамиды власти», с которой власть имущие наблюдают за своими «овцами», другие видят в нем масонскую символику.
На масонском гербе
Изучая вопрос о Всевидящем оке сложно не упомянуть о масонах. Вольные каменщики использовали знак, заимствованный из христианства, который получил название «Лучезарной Дельты». Всевидящее око заключено в ромб, который образуют циркуль и треугольник. Для масонов это был в первую очередь знак просвещенности и принципа сознания. Он означает также Всевидящее око Великого Строителя Вселенной – нейтрального Верховного бога, в которого верит каждый масон, исходя из личного вероисповедания. «Лучезарная Дельта» призвана напомнить каждому масону о его собственной масонской звезде, которая сопровождает его в трудах и освещает путь поисков.
На гербе города Кушва Свердловской области
Поиски Всевидящего ока привели нас в Свердловскую область, а именно – в город Кушва, на гербе которого мы с удивлением обнаружили данный символ. На свой вопрос, размещенный на официальном сайте Кушвинского городского округа, мы получили ответ, что «Око Господе в лазоревом треугольнике» является «клеймом (печатью) завода». Последующие поиски привели нас к клейму кушвинских мастеров, которое размещалось, видимо, на всех изделиях, производимых на Кушвинском заводе. А выглядело это клеймо как усеченная пирамида с венчающим ее всевидящим оком в треугольнике, окруженным сиянием. Почему именно такое изображение было выбрано мастерами в качестве печати (клейма), однозначно сегодня сказать сложно. Предположим, что око символизирует в данном случае умение находить с Божьей помощью залежи полезных ископаемых, а усеченная пирамида – те самые горы, которые скрывают «сокровища», которые ищет человек.
Где искать Всевидящее око, и как оно связано с масонами
Русская Семерка
Символ Всевидящего ока можно встретить во многих мировых культурах настоящего и прошлого. Не обошел он стороной и русскую землю. Мы решили узнать, где сегодня можно встретиться с этим загадочным и неоднозначным символом.
© Русская СемеркаВ архитектуре
Видео дня
Будучи в Санкт-Петербурге, вы обязательно посетите Казанский кафедральный собор, построенный выдающимся архитектором Воронихиным в первой половине XIX века. Всевидящее око на главном портике не заметить будет сложно. Место выбрано не случайно: прохожий неизбежно вступает в зрительный контакт с немигающим оком Провидения, а сам символ словно вбирает своими лучами всю перспективу северной столицы. Его равносторонний треугольник символизирует триединство Бога, глаз – всевидящее Провидение, а сияние – неприступную славу. Все эти эпитеты можно с равным успехом отнести как к самому городу, так и к его Собору, который всегда имел особое значение в истории страны.
На монументах
В Санкт-Петербурге можно найти и еще одно изображение Всевидящего ока, если внимательно изучить Александровскую колонну, а конкретнее – ее пьедестал. На лицевой стороне, которая обращена к Зимнему Дворцу, между двуглавыми орлами, которые держат в лапах дубовые гирлянды, в самом центре, в дубовом венке находим Всевидящее око и надпись «1812 годъ». Как тут не вспомнить Писание: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их».
В русской иконописи
Икон «Всевидящее око» существует огромное количество. Их можно найти в музее Императорской академии художеств и во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в маленьком храме Архангельской области и в частных коллекциях по всему миру. По мнению русского ученого Александра Виноградова, «икона выражает идею всеведения Господня, который подобен солнцу, как источник света, а способ Божественного видения – нашему высшему органу – глазу». Данное изображение не считается каноническим. Например, игумен Феодор (г.Климовск, Московская область), отвечая на вопрос форумчанки, просящей пояснить появление Всевидящего ока на «потолке Почаевской Лавры», сожалеет о том, что, «как и изображение «Новозаветной Троицы», оно широко распространено». Батюшка замечает, что закрепление символа в русской иконописи начинается с XVIII века под западным влиянием. «Сегодня в богословии эти иконы имеют смысл Всеведения Божия (Всесмотрения)», — добавляет игумен.
Подробнее об иконе «Всевидящее Око» читайте здесь.
На русской медали
Медаль «В память отечественной войны 1812 года» (слово «отечественной» писалось с прописной буквы) была отчеканена по заказу императора Александра I в честь победы над армией Наполеона. На ее лицевой стороне – Всевидящее око в лучезарном сиянии и дата «1812 годъ», на обороте – строчка из библейского писания: «НЕ НАМЪ — НЕ НАМЪ — А ИМЕНИ — ТВОЕМУ». По словам императора, каждый чин, получивший сию медаль, может гордиться. «Он являет в вас благословляемых Богом истинных сынов Отечества. Враги ваши, видя его на груди вашей, да вострепещут, ведая, что под ним пылает храбрость, не на страхе или корыстолюбии основанная, но на любви к вере и Отечеству и, следовательно, ничем непобедимая». Сегодня медаль можно найти в музее-панораме «Бородинское сражение» в Москве.
В Андреевском зале Кремля
Если войти в главный церемониальный зал Московского кремля – Андреевский – взору предстанет стоящий на золотом постаменте тройной трон. Если поднять взор выше, то на фоне небесно-голубого шелка видим сияние лучей, покрытых сусальным золотом, в самом центре которых — Всевидящее око. Очень хочется придерживаться мысли о том, что смысл его заключен в строках: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его». В погоне за сенсациями одни склонны приписывать этому знаку значение «пирамиды власти», с которой власть имущие наблюдают за своими «овцами», другие видят в нем масонскую символику.
На масонском гербе
Изучая вопрос о Всевидящем оке сложно не упомянуть о масонах. Вольные каменщики использовали знак, заимствованный из христианства, который получил название «Лучезарной Дельты». Всевидящее око заключено в ромб, который образуют циркуль и треугольник. Для масонов это был в первую очередь знак просвещенности и принципа сознания. Он означает также Всевидящее око Великого Строителя Вселенной – нейтрального Верховного бога, в которого верит каждый масон, исходя из личного вероисповедания. «Лучезарная Дельта» призвана напомнить каждому масону о его собственной масонской звезде, которая сопровождает его в трудах и освещает путь поисков.
На гербе города Кушва Свердловской области
Поиски Всевидящего ока привели нас в Свердловскую область, а именно – в город Кушва, на гербе которого мы с удивлением обнаружили данный символ. На свой вопрос, размещенный на официальном сайте Кушвинского городского округа, мы получили ответ, что «Око Господе в лазоревом треугольнике» является «клеймом (печатью) завода». Последующие поиски привели нас к клейму кушвинских мастеров, которое размещалось, видимо, на всех изделиях, производимых на Кушвинском заводе. А выглядело это клеймо как усеченная пирамида с венчающим ее всевидящим оком в треугольнике, окруженным сиянием. Почему именно такое изображение было выбрано мастерами в качестве печати (клейма), однозначно сегодня сказать сложно. Предположим, что око символизирует в данном случае умение находить с Божьей помощью залежи полезных ископаемых, а усеченная пирамида – те самые горы, которые скрывают «сокровища», которые ищет человек.
Экскурсии в Кремлевский Дворец
КремльТур
- +7 (495) 920-48-88
- +7 (985) 920-48-88
- 2 часа
- 5000 руб.
Экскурсия в Большой Кремлевский Дворец
*Эта экскурсия временно приостановлена*
Рекомендуем посетить индивидуальную обзорную экскурсию
Попав в Москву, каждый турист в первую очередь посещает Красную площадь, а настоящие исследователи достигают самого интересного в знакомстве со столицей – посещают экскурсию на Большой Кремлевский дворец. Экскурсионное агентство «КремлинТур» приглашает вас посетить самые интересные места удивительного дворца: Грановитую палату, Теремной дворец, палаты императрицы, а также парадные залы и гостевой корпус — все это вы можете увидеть на одной экскурсии и узнать много интересного из истории Большого Кремлевского Дворца от наших профессиональных экскурсоводов-историков и экскурсоводов.
Большой Кремлевский дворец и Грановитая палата
Большой Кремлевский дворец был построен в 1849 году по указу Николая I и задумывался как памятник русской воинской славы. Возглавил строительство петербургский архитектор Константин Тон. По окончании строительства, длившегося 11 лет, появилось здание удивительной красоты и огромных размеров. Общая площадь, которая составляет 25 000 м². Его главный фасад обращен к Москве-реке, а Благовещенский подъезд выходит на Соборную площадь Кремля. Великолепное убранство пяти парадных залов, расположенных в его стенах, заслуживает особого внимания и восхищения.
Подробнее о Грановитой палате
Парадные залы, по задумке Николая I, были названы в честь орденов Российской империи и оформлены в соответствующем стиле. Экскурсия по парадным залам Кремля будет чрезвычайно интересна и взрослым, и школьникам и очень понравится даже туристам, повидавшим не один дворец. Такого великолепия красок и узоров, драгоценных камней, золота и серебра вы не найдете больше нигде.
Например, в Александровском зале позолоченное убранство гармонично сочетается с уникальным паркетным полом из 30 пород дерева, а также розовым мрамором, бархатом и хрусталем. Назван в честь ордена Святого Александра Невского. В 30-х годах XX века, как и некоторые другие залы, он был разрушен. После распада СССР его бережно отреставрировали и вернули первозданный вид.
Андреевский зал, посвященный ордену Андрея Первозванного, стал престольным и главным императорским залом Кремля. В конце зала, украшенного золотом, стоит трон, над которым возвышается золотое Всевидящее Око. Во время экскурсии по Кремлевскому дворцу мы также посетим Георгиевский, Екатерининский и Владимирский залы, заслуживающие особого внимания, и обязательно заглянем в покои императрицы.
Продолжением экскурсии по Большому Кремлевскому дворцу станет поездка в Теремной дворец, являющийся памятником архитектуры и первыми каменными царскими палатами. Снаружи он напоминает домик из сказок, украшенный резными корзинами и белокаменными рамами, цветной черепицей и позолоченной крышей. Увидеть, как он украшен внутри, можно своими глазами, посетив экскурсию в Теремной дворец Кремля.
Корпоративные экскурсии в Большой Кремлевский Дворец
Цены на билеты, расписание экскурсий вы можете узнать на нашем сайте, а также у наших менеджеров по указанным телефонам. Компания «КремльТур» также проводит VIP-туры в Большой Кремлевский Дворец по предварительному запросу.
Заказать экскурсию на русском/иностранном языке можно по телефонам: 8 (495) 920-48-88, 8 (985) 920-48-88
Экскурсия в Большой Кремлевский Дворец (экскурсия в Грановитую и торжественные залы Кремля) организуется на всех основных иностранных языках для иностранных делегаций и компаний, на русском языке для русскоязычных групп и с переводом.
!Для записи в группу необходимо указать ФИО каждого участника, серию и номер паспорта.
Сбор группы – Кутафья башня (табличка – служебный вход)
- Каждый участник экскурсии должен иметь при себе оригинал паспорта
- Допустимый возраст детей от 10 лет с 10:00 до 15:00
- Группа до 20 человек
- Частично разрешена фотосъемка во время экскурсии.
ОДЕЖДА: шорты не допускаются летом.
ВАЖНО! рюкзаки, холодное оружие, газовые баллончики, колющие и режущие предметы нельзя проносить на территорию Кремля.
Фотоотчет об экскурсии в Большой Кремлевский Дворец:
Экскурсионная программа в Большой Кремлевский дворец и Грановитую палату:
- Грановитая палата – одна из немногих уцелевших частей царского двора, построенная в конце XV века Иваном III, представляла собой парадный тронный зал. На протяжении веков здесь отмечались многие крупные события в жизни Российского государства. Посещение входит в стоимость билета на экскурсию в Большой Кремлевский Дворец.
- Андреевский зал – Тронный зал ордена Андрея Первозванного – самый помпезный и торжественный из всех парадных залов.
- Александровский зал – получил свое название в честь ордена Св. Александра Невского, учрежденного Екатериной I в 1725 году.
- Владимирский зал – ключевой архитектурный элемент Большого Кремлевского дворца, выполнен очень интересно – форму октаэдра.
- Георгиевский зал – интерьер этого зала отличается неповторимой торжественностью, его украшают шесть люстр, каждая весом в три тонны, паркет из более чем двадцати пород дерева.
- Помещение Теремного дворца с Крестовой палатой и Золотым крыльцом
- Гостевая пристройка (Прихожая)
- Собственная половина покоев императрицы с кабинетом и опочивальней.
ЗАКАЗАТЬ ЭКСКУРСию В БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ И В ГРАНОВУЮ ПАЛАТУ МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ: 8 (495) 920-48-88, 8(903) 014-07-42
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ
Грандиозный косметический ремонт Кремля потускнел | Россия
Профессор Алексей Комеч сглотнул от того, что президент Борис Ельцин, строитель по профессии, сделал с Большим Кремлевским дворцом. Директор Художественно-исследовательского института Российской академии наук, он был в Андреевском зале, чтобы увидеть очередную реставрацию зданий Кремля.
Его взгляд упал на деревянный стул, благоговейно обтянутый пластиковой пленкой, сквозь которую виднелись золотые королевские знаки отличия. Он был похож на трон, но для кого он предназначался?
Андреевский зал, тронный зал для царей, и его сосед, Александровский зал, были снесены Сталиным в 1932 году, чтобы освободить место для одного большого зала для съездов Советов и Коммунистической партии.
Но г-н Ельцин сделал все возможное, чтобы разрушить дело рук Сталина и восстановить царское великолепие. Были возвращены к жизни двуглавые орлы, недавно отреставрированы портреты Петра и Екатерины Великих, спиралевидные колонны из позолоты и мрамора засверкали.
Реставрация выполнена хорошо, сказал проф. Комеч. Но он был потрясен, обнаружив два никогда не существовавших ранее «фойе» и новые галереи с любопытными названиями — Зал для бесед, Курилку и Красный и Синий залы.
«Дизайн, пропорции, какофония стилей. Это не просто плохо, это чудовищно плохо», — сказал он. «Смесь колонн, мрамора и малахита я бы назвал неким ресторанным стилем. Это хуже всего, что я видел на улицах Москвы».
Открытие Большого Кремлевского дворца было запятнано следователем в Женеве. Даниэль Дево объявил на этой неделе, что он начал уголовное расследование контрактов, заключенных высокопоставленным кремлевским чиновником со швейцарской фирмой Mabetex, которая занималась реконструкцией кремлевских зданий.
Г-н Дево заявил, что намеревался провести расследование в отношении Павла Бородина, фактотума г-на Ельцина, жены г-на Бородина и еще 22 человек в связи с обвинениями в отмывании денег через секретные счета в швейцарских банках.
На вопрос, фигурируют ли в его списке имена Татьяны Дьяченко, дочери Ельцина, и медиамагната Бориса Березовского, г-н Дево ответил: «Нет» и «Пока нет».
Стоимость реконструкции Кремля является одной из государственных тайн Ельцина. Он исчисляется сотнями миллионов фунтов стерлингов. В прошлом месяце расследование, проведенное Счетной палатой России, показало, что реставрация Сенатского дворца Екатерины Великой, еще одного контракта Mabetex, стоила не менее 305 миллионов фунтов стерлингов, или 8750 фунтов стерлингов за квадратный метр.
В Сенатском дворце располагалась историческая обшитая деревянными панелями квартира Ленина и кабинеты, из которых Сталин руководил Второй мировой войной, среди сотен бесценных царских бронзовых и хрустальных люстр. Г-н Ельцин выпотрошил здание, продал люстры и устроил там свою резиденцию.
Экономический департамент президента признал, что продал 227 люстр «случайным людям» по 2200 фунтов каждая. «Случайные люди», кажется, получили хорошую покупку.
Через своих адвокатов г-н Бородин отрицал, что он или его жена использовали какие-либо счета в швейцарских банках. Затем они быстро уехали из Москвы на отдых. Ранее на этой неделе г-н Бородин слишком рьяно рассказывал о реставрации, раскрывая личные разговоры с самим президентом.
Он сказал, что ему сказали: «Езжайте в Петербург. Езжайте в Зимний дворец, в Царское Село, в Павловск, в Юсуповский дом. Посмотрите там все. Посмотрите, какая русская культура, какая великая держава». , а потом доложите мне». Господин Бородин добавил: «Не забывайте, что президент — строитель».
Искал мир в поисках вдохновения: «Я сопровождал президента во всех его государственных визитах и делал заметки. Версаль, Фонтенбло, Букингемский дворец — ни один из них мне не понравился».
О Сикстинской капелле Микеланджело в Ватикане он сказал: «Она выглядит чистой, но бедной. После всех этих посещений я убедился, что мы должны использовать натуральные материалы, как можно больше мрамора, драгоценных металлов и камней».
Особой гордостью является стеклянный купол, расположенный посреди элегантного двора 18-го века в Сенатском дворце, имитирующий стеклянную пирамиду, воздвигнутую покойным Франсуа Миттераном у Лувра в Париже. Зимний сад с искусственными деревьями, выполненными в оттенках желтого и зеленого стекла. Его еще предстоит выставить на всеобщее обозрение.
Все это складывается в новый стиль — «Великодержавный стиль», смесь царского, русского православного и монархического пышного великолепия. Достигнуто нечто среднее между наполеоновской пышностью и MFI.
Профессор Комеч вышел из Большого Кремлевского дворца, пройдя мимо Архангельского собора.
«Выдающийся памятник, усыпальница русских царей и князей XVI-XVII веков. На глазах рушатся порталы, рассыпаются белокаменные постаменты, отваливаются каменные гравюры со стен.