Ювелирное искусство ар-нуво: особенности и имена
Украшения эпохи ар-нуво легко отличить от прочих. Изогнутые линии, цветочные мотивы, женские головки… Рассказываем, что из себя представлял этот стиль в ювелирном искусстве.
Марина Волкова
Tiffany&Co. Брошь «Стрекоза». Фото: Tiffany (© T&CO. 2021)Ар-нуво – цельное, характерное явление. Хотя эта вспышка была сколь яркой, столь и недолгой. Считается, что стиль зародился в 1880-х, его расцвет пришёлся на рубеж эпох, а к началу Первой мировой войны он уже почти сошёл на нет, оттесненный набирающим силу ар-деко. Название стилю дал парижский магазин антиквара Самуэля Бинга. Бинг специализировался на искусстве Востока и в 1895 году, почувствовав новую моду, переориентировал свою лавку с азиатских древностей на торговлю современными мастерами. Он представлял мебельщиков, художников декоративно-прикладного искусства и ювелиров. Все сколько-нибудь значимые мастера с ним сотрудничали, а его сын Марсель наряду с ювелиром Эдвардом Колонна стали предвестниками стиля.
Вслед за Францией новый стиль распространился в других европейских странах. Везде он получил разные названия: в Германии это югендштиль («Молодой стиль»), в Австрии – сецессион (по названию художественного объединения, которое его пропагандировало), в Англии – либерти (по названию фирмы, которая активно торговала изделиями в этом стиле, в том числе ювелирными). Наконец, в России это модерн.
Отличительными особенностями нового стиля было использование природных мотивов и недорогих материалов, которые раньше ювелиры не ценили: поделочных камней, кости, рога. На первый план вышла не стоимость изделия, а художественная работа и образ, который удалось создать мастеру.
Собственно, едва ли не первый раз в истории именно авторские, а не запредельно дорогие, усыпанные бриллиантами вещи оказались подлинными героями эпохи. Можно сказать, что именно с этого момента ювелирное дело перешагнуло порог искусства: когда значимость изделию придают не столько драгоценные материалы (граммы и караты), сколько задумка и её воплощение, авторский взгляд и нетривиальный подход. Рене Лалик. Брошь «Сливы» с опалами и эмалью. Фото: Christie’sГлавным источником вдохновения для ювелиров эпохи, которых не зря стали называть художниками по аналогии с другими изобразительными искусствами, было природное начало. Ювелиры стремились передать не просто красоту природы, но её хрупкость, трепетность, они хотели уловить мимолетность мгновения и принципиально отказывались от всего пышного и нарочитого. Например, изображали не розы, а анемоны, колокольчики, глицинию, даже обычную бегонию. Во многом искусство ар-нуво питалось японской культурой, и художникам этого круга было близко понятие о несовершенстве прекрасного.
Вторым главенствующим мотивом были женские образы: от изящных головок с характерными причёсками эпохи, напоминавшими венчик цветка, до фигур в полный рост, часто обнажённых. Женское тело будоражило художников, порождая чувственные образы, ассоциирующиеся с негой, романтической мечтой. Женщин ар-нуво можно было бы назвать нимфами или музами – они отличались инфернальной, неземной красотой, о которой грезят тонкие натуры. Ещё одной составляющей стиля стала мистика: образы летучих мышей, скрещенные с женскими фигурками, становились своего рода новыми божествами этой, конечно, исключительно декадентской эпохи, питающейся эстетикой заката и увядания.
Питер Карл Фаберже. Рамка для фотографии. Фото: Google Arts and CultureСоответственно, в моде были материалы, которые могли передать эту эфемерную, призрачную красоту. Ювелиры полюбили матовый, неброский, но загадочный блеск серебра. К тому же оно легко поддавалось отливке, что давало возможность создать сколь угодно сложный композиционный клубок линий. Любимым камнем эпохи стал переливающийся опал, образ которого ассоциировался с магическим началом. Ювелиры также стали часто использовать органику: кораллы, кость, рог. Большое внимание уделяли жемчугу, причём барочному, неправильной формы. И, конечно, главным материалом эпохи стала витражная эмаль: полупрозрачная, с тонкими переходами цвета она позволяла создать красивый, сложный, постоянно меняющийся в зависимости от освещения, ускользающий образ – то, чем и было в сущности ар-нуво.
Главной фигурой стиля стал французский художник-ювелир Рене Лалик. Он создал целый мир, который потом многократно копировали. Лалика интересовала прежде всего работа с литым стеклом. После отливки поверхность изделия патинировали или покрывали цветными эмалями, благодаря чему вещь начинала мерцать (так называемое опалесцентное стекло). Лалик создавал не только украшения, но и интерьерные объекты и аксессуары. Так, хорошо известны его вазы и флаконы для духов. Но украшения, и прежде всего заказы для актрисы Сары Бернар, принесли ему подлинную славу. Он любил витражные эмали, лунные камни, опалы. Собственно, он и ввёл их в ювелирную моду, до этого чуравшуюся таких «простецких» материалов. Лалик создавал сложные композиции: это мог быть пейзаж или многофигурный композиция – с использованием разных эмалей, золота, полудрагоценных и драгоценных камней. Любимые ювелирные малые формы (именно так стоит называть его произведения) – броши, гребни и крупные подвески.
Ещё одной значимой фигурой эпохи был француз Жорж Фуке, прославившийся украшениями по эскизам Альфонса Мухи. Он создавал сложные женские образы, в которых лицо или фигура как бы становились продолжением цветка или наоборот. Художник любил работать с отливкой из золота и яркими камнями: аметистами, хризопразами и другими. В отличие от Лалика, где колористика построена на лёгких, воздушных, пастельных цветах, его мир более красочный и сочный.
В Германии главным мастером нового стиля был потомок Лукаса Кранаха, Вильгельм Лукас фон Кранах, работавший в мистическом направлении. Ему нравились пугающие, сложные образы. Его излюбленные герои – летучие мыши и Медуза Горгона. Английские же ювелиры часто обращались к своей истории и перерабатывали кельтские мотивы. Изделия в этом духе массово выпускались фирмой Liberty&Co и продавались в одноимённом магазине. Украшениями увлекался и художник Чарльз Роберт Эшби, представитель движения «Искусства и ремёсла». Несмотря на то, что ювелирному делу он выучился сам, его вещи – самого высокого класса. Наиболее известные из них – подвески с изображением павлина с его ярким, играющими всеми красками оперением.
Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи. Кулон. Фото: The MET В России распространение стиля, который у нас назвали модерном, пришлось на время расцвета фирмы Фаберже. И именно изделия Фаберже лучше всего иллюстрируют эту стилистику. Компания работала на массовый выпуск таких украшений, поэтому часто они не отличаются сложным дизайном. Это подвески с прихотливым изгибом линий или черепаховые и костяные гребни для волос, с опалами и перламутром, – словом, классические примеры стиля. Наши реалии, однако, требовали большего внимания к материалам, поэтому русские украшения в стиле модерн всё же более парадные и яркие, чем их европейские аналоги: наши ювелиры любили цветные эмали гильоше и чаще использовали драгоценные камни.Подпишитесь на нашу рассылку
Еженедельный дайждест о ювелирном искусстве.
Я согласен с правилами сайта и хочу получать рассылку!
история стиля ар-нуво, автор Юлия савенкова, онлайн-журнал The Furnish
«Искусство ради искусства» и «красота ради красоты» — главные лозунги стиля ар-нуво. Рожденный в период расцвета промышленной революции, он стал образцом верности традиционному интерьеру и ручной работе, противовесом новому обществу однотипных вещей.
Природа как вдохновление
Как противостояние стандартному, стиль ар нуво прочно вошел в историю дизайна и до сих пор поражает нас прекрасными примерами того, как, обращаясь к классическим техникам, мы можем создать интерьер с душой.
Ар нуво — это обилие дерева, витражи на окнах, встроенная мастером мебель и интерьеры, где совершенно глянцевые поверхности украшены шпоном экзотических пород дерева и декоративными вставками. Ар-нуво как стиль существует также в керамике, ювелирном и декоративно-прикладном искусстве, живописи и других направлениях, поэтому тесная взаимосвязь всех данных ремесел чувствуется в любом интерьере в стиле ар-нуво.
Узнать стиль ар-нуво вы можете благодаря популярности природных орнаментов (птицы, насекомые, цветы и растения, раковины и виноград) и абстрактных рисунков. Особенно эффектны и «карамельные» узоры — так, например, древесина или ковка, будто тягучая карамель ниспадая с арки дверного проема или перил лестницы, создавали особенное очарование.
Источников у стиля практически не было, ведь его приверженцы старались полностью исключить подражание. Тем не менее в стиле ар-нуво мы видим изысканные японские гравюры на дереве, немного готического антуража, яванские батики и этрусскую вазопись, а также капельку рококо. В целом же именно идеология отличает это направление от других, и сейчас ручная работа, как никогда ранее, нуждается в стиле, который бы ее поддержал.
Американский вариант
Естественно, что ар-нуво перебрался в США. Там, быстро став интернациональным, он получил известность под именем «Артс&Крафтс». Более облегченный, американизированный вариант стиля, тем не менее, следует тем же основным принципам.
Идиллические коттеджи в пригороде в духе артс&крафтс буквально заполнены древесиной удивительной красоты. Здесь вы найдете созданные с особым трепетом лестницы ручной работы, встроенные стеллажи, шкафы, сиденья и мягкие подоконники, а также искусные витражи и глянцевую полировку.
В США с течением времени и стиль артс&крафтс начинает подразумевать не только ручную работу, но и фабричное производство. Было время, когда дома для пригорода, в прямом смысле этих слов, заказывали по красочным каталогам. В удаленные уголки страны их привозили в разборном виде поезда, ближе к северо-востоку — автомобили, и так вся страна смогла получить изящные и аккуратные пригороды для каждого своего уголка.
Интересно, что история стиля ар-нуво не заканчивается через 50-100 лет после его создания, как это бывает с другими стилями. Сейчас в США стиль ар-нуво, наоборот, переживает свое второе рождение. В стремлении к традиционному облику коттеджа и поддержанию патриотического образа страны, многие дома реконструируются и даже строятся заново в том же стиле.
Мебель в стиле ар-нуво всегда была особенно оригинальна и притягательна. Например, деревянные комоды с рельефными узорами или искусные светильники в стиле ручной работы всегда привлекали внимание в интерьере. Кроме того, изделия из цветных пород дерева или действительно оригинальная мебель ручной работы всегда были частью дома в стиле ар-нуво.
И особенно интересно, что именно сейчас заново возрождается мода на полностью ручную работу. Паркет, уложенный мастером, живущим через дорогу от вас, и витражи, заказанные у доброго старика, который видел, как строилась ваша улица, сейчас на пике моды в США. Хотелось бы, чтобы такая «крафтовая духовность» пришла и к нам.
Йозеф Ольбрих | Немецкий архитектор
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Викторины
- Художники, художники и архитекторы
- Архитектура: искусственный мир
Art Nouveau — Etsy Turkey
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.