Архитектурные стили. Арт-деко
«Арт-деко (ар-деко)»… изысканное, гламурное слово, произносимое «на французский манер» и переводимое как «декоративное искусство», ассоциируется у нас с величием, роскошью и достатком.
Сочетая изогнутые линии фасадов зданий, обтекаемые геометрические формы, орнаментальные зигзаги и глянцевую отделку, стиль арт-деко переносит нас во времена гламурных звезд кинофильмов 30-х годов прошлого столетия.
И действительно, возникший в промежуток между двумя мировыми войнами, стиль арт-деко оформился как синтез модерна и неоклассицизма, взяв растительно-цветочные мотивы модернизма, очертания конструктивизма, экзотическую орнаментальную роскошь Африки и Востока, став при этом золотой серединой между шиком и функциональностью, актуальной до сих пор.
Арт-деко – жизнеукрашающий стиль, призванный удовлетворить человеческое тщеславие эффектной демонстрацией вложенных средств.
Стиль объединил стремление дизайнеров, архитекторов, художников создать иллюзию «роскошной жизни» и благополучия во времена духовной растерянности, пустоты первых послевоенных лет.
В ход шли находки экспрессионистов, живописцев-постимпрессионистов, элементы Ампира, архаика египетского искусства, находки русских декораторов балетных сезонов в Париже, сюрреалистов с их идеями воплощения восточного и примитивного африканского искусства.
Соединив традиции прошлого и современные достижения науки, стиль арт-деко стал «последним из художественных стилей», который подобно эклектике и фьюжн связал между собой, порой, несоединимое.
Типичными примерами архитектуры в стиле арт-деко являются небоскребы Манхеттена (Эмпайр Стейт Билдинг, Крайслер-билдинг, Рокфеллер-центр), советская сталинская архитектура 30-х годов (Российская государственная библиотека).
Отличительные черты стиля арт-деко
Формы и конструкции | Четкость и графичность. Монолит. Обтекаемые геометрические формы. Ступенчатые силуэты. Монументальность и элегантность. Грациозность и игривость. Клавиши фортепиано. Мотивы шеврона. |
Линии стиля | Прямые. Ломаные. Энергичные. Широкие. Закругленные, изогнутые линии фасадов зданий. Четкие узоры с очертаниями треугольников, овалов, окружностей, зигзагов. |
Характерные элементы | Арки и шпили. Строгая роскошь и изысканность. Изображение женских фигур в экспрессивных позах. Неконструктивные декоративные элементы. Орнаменты в виде зигзагов, солнца, раковин, волн, фантастических драконов, лебединых шей. |
Цвет | Мягкие, светлые, природные, пастельные с резким контрастом с черно-белой гаммой или яркими красным, зеленым, оранжевым. Игра на контрастах – основная цветовая особенность стиля. |
Материалы | Только натуральные материалы. Стекло, алюминий, керамика, сталь, мрамор, мозаика, хром, бронза, дерево, кожа. Экзотические дорогие материалы вроде кожи акулы, зебры. Инкрустация по дереву. |
Окна | Простые прямоугольные с большими поверхностями стекол. Иногда арочные. Витражи. |
Двери | Иногда окружены фронтонами или сложными пилястрами. |
Крыша | Плоские крыши с парапетами. Башни. Ступенчатые конструкции. |
Тонкий намек на роскошь или Франция в миниатюре
Арт-деко – это демонстрация вкуса с присущим ему изяществом, легкостью и утонченностью. Этот стиль выбирают люди неординарные, предпочитающие эффектность и экзотику, граничащую с шикарностью и эпатажем.
Выбирая это направление в архитектуре, будьте готовы к свободолюбивому шику и стремлению к самовыразительности его безусловной родины, Франции. Ведь арт-деко наполнен противоречиями, что делает его похожим на обаятельную, красивую, но весьма своенравную и капризную парижанку…
vajurerealty.com
Стиль Арт-деко в интерьере: формирование, идея, история
Для интерьеров в стиле арт-деко характерны закругленные углы, строгие вертикальные линии и вогнутые формы.
Стиль Арт-деко в интерьере.
Зародился Арт-деко (или «ар-деко») как стиль в 1908 — 1912 годах, достиг расцвета между 1925 и 1935 годами. Этот стиль возник на основе различных течений в искусстве и дизайне 1900-х годов, таких как модерн, венский Сецессион, немецкий союз дизайнеров Веркбунд, русский конструктивизм и голландское движение «Де Стейл», а также модернистские достижения в живописи, такие как абстракционизм и кубизм.
Термин «Арт-Десо» происходит от названия Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных и декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно-прикладных искусств того времени. Сам термин возник еще позднее — в 1966 году, во время возрождения выставки в парижском Musee des Arts Decoratifs (Музее декоративных искусств). До этого его называли «джазовый модерн», «зигзаг модерн», «обтекаемый модерн». После парижской выставки 1925 года ар-деко стал главенствующим направлением в интерьерах того времени.
Вопреки кризису и экономической депрессии, декларируя культ роскоши и утонченный гедонизм. Интерьеры кинотеатров, отелей, ресторанов, океанских лайнеров, особняков и квартир в Европе и Америке проектировались и строились в стеле Арт-деко. Но не только дизайн интерьера и архитектуру, данный стиль задел, также моду, живопись, декоративно-прикладное, ювелирное искусство, и кинематограф. Особенно ко двору пришелся ар-деко в Голливуде, что неудивительно: и кинематографическая «фабрика грез», и изысканный декоративный стиль делали одно дело – создавали иллюзию благополучной, роскошный и беззаботной жизни. Перерыв в популярности Арт-Деко был вызван великой депрессией, когда стремление экономить на всем проникло в дизайн.
Стиль Ар-деко – это воплощенное торжество эклектики.
Интерьер в стиле Арт-деко, представляет собой смешение стилей и элементов различных эпох и стилевых направлений: ампира, египетской архаики, индийской экзотики и африканской декоративности. Он характеризуется закругленными углами, четкими вертикальными линиями и вогнутыми формами. Обычные материалы включают в себя экзотические сорта древесины, пластиковый ламинат, хром и нержавеющую сталь. Мастера Арт Деко изучали и тонко использовали выразительные возможности, цвет и фактуру различных материалов, стекла, пластмасс. Демонстративная современность Арт Деко проявилась в частой обтекаемости форм («стрим-лайн»).
Внешне близкие к Арт-Нуво и архитектуре современного движения эти линии отличны от тех и других. Обтекаемые линии произведений Арт-Деко подражают динамичным формам транспортных устройств: автомобилей, кораблей, самолетов, но роль этих форм не функциональна, а чисто изобразительна, «семиотична» как знак принадлежности к «современному миру машин», рассматриваемому как среда будущего. Не случайно Арт-Деко активно использовался в архитектуре кинотеатров и в декорациях для фильмов с картинами будущего и фантастики. Технические средства для строительства высотных зданий — стальные конструкции и железобетон — к моменту появления небоскребов в стиле Арт-Деко уже были хорошо освоены, «стильность» Арт-Деко придавали ступенчатые силуэты и неконструктивные декоративные элементы, а совсем не высота, новые материалы и технологии. Формы этих новых зданий, возводившихся в конце 1920-х в начале 1930-х годов, по сей день являются наиболее замечательным наследием Арт-Деко. До сих пор продолжают строить небоскребы по образу и подобию Крайслер-билдинг.
Интерьеры.
Арт деко отличаются элегантной и роскошной декоративностью. Роспись комбинировали с мозаикой, инкрустацию с резьбой: такие комбинации создавали неповторимые ансамбли предметов, мебели, скульптуры и живописи. Уникальные растительные орнаменты арт деко на каждом предмете: панно на стене, портьерах и мебели. Стиль Арт Деко начался с упоения роскошью и орнаментом, но впоследствии этот стиль изменил направление в сторону концепции функционального дизайна, впервые выдвинутой Баухаузом, и это произошло, в 30-40 года, когда немецкие дизайнеры прибыли в Америку, спасаясь от преследований в фашистской Германии, и привнесли свои идеи в американскую школу Арт-Деко.
Обтекаемые силуэты новой мебели пользовались огромной популярностью. Активно применялись декоративные элементы в виде зигзагов, треугольников, окружностей. В качестве материала для мебели арт-деко в интерьере, служили красное и черное дерево, а также такие технологические инновации, как цветное стекло. Количество предметов ручной работы и эксклюзивных предметов мебели, к которой тяготел стиль Арт-деко в 20-е, стало ограничено, но был налажен выпуск огромного потока недорогих изделий Арт-Деко.
Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев. Популярны были сочетания черного и светлого лака. Глянцевые лакированные покрытия мебели является характерным для данного стиля. Прямоугольные очертания соотносятся с модернистскими направлениями, в то время как использование драгоценных пород дерева напоминает о традициях французских краснодеревщиков.
Основные мотивы Арт-деко в интерьере:
- геометрические: круги, прямоугольники, квадраты, эллипсы, зигзаги, ступенчатые формы, ромбы, полукруги, черно-белые клавиши рояля, гранёные, кристаллические, фацеточные формы кубизма и футуризма,
- мотив Солнца;
- растительные:тропическая растительность;
- лотосы, стилизованный камыш, пальмы;
- анималистические: мифологические существа, экзотических птицы и животные, например, фламинго, грациозные дикие кошки, слоны, пантеры, ягуары;
- восточные:пирамиды, зиккураты, египетские (изображение лотоса, скарабеи) , ацтекские (змеи, орлы), африканские орнаменты, мифологические персонажи;
- антропоморфные: изогнутые женские и мужские фигуры.
Металл в интерьере арт-деко.
Эпоху стиля Арт-Деко называют «золотым веком для сварного железа». Новые архитекторы и дизайнеры использовали металл не только для изготовления каркасов конструкций, но и для вентиляционных решеток, перилл ограждений, входных дверей, лифтов, каминных принадлежностей, уличных фонарей и светильников в интерьеры. Эдгар Брандт (Edgar Brandt) является одним из самых ярких представителей французского арт-деко. Он сумел не только подчинить себе холодный металл, но и создать из него поистине невообразимые, изящные вещи, которые с уверенностью можно назвать произведениями искусства. Его архитектурная и декоративная ковка являются одними из самых красивых работ того времени. Как правило, законченный образ его кованым железным изделиям придавала бронзовая отделка, зачастую включающая архитектурные элементы с цветочными мотивами.
Объединение мотивов Древнего Египта, греческой классики, цветочные и животные формы, геометрические конструкции — все это создавало неповторимый, щедрый на роскошь стиль Эдгара Брандта. В Нью-Йорке его компания Ferrobrandt в 1925 году оформляет офис крупного импортера шелка Cheney Silk Building на 181 Madison Avenue. Это первый небоскреб Манхэттена в стиле арт-деко. Фирменным элементом здания стали решетки с мотивами фонтанов и оазисов. Вскоре свежий французский декоративный стиль станет визитной карточкой деловой столицы мира. Вскоре мастера по металлу, такие как Эдгар Брандт, Элиэль Сааринен и другие перешли от железа и бронзы к новым материалам, таким как сталь, алюминий, хром. Сверкающий металлический орнамент- его теплота и холодности, его твердость и блеск — стал неотъемлимой чертой декоративного стиля Арт-Деко.
Цветовая гамма.
Белый, цвет слоновой кости, бежевый, коричневый, терракотовый, визитной карточкой Арт-деко является черно-белый контраст. В качестве цветовых акцентов, в декоративных вставках, мозаичных панно, живописных картинах используются такие цвета как: красный, фиолетовый, золотой, лимонный, оранжевый, алый, лиловый, ярко-желтый, фиолетовый, ультрамариновый, голубой. При этом они располагаются на монохромных стенах, являющимися, нейтральным фоном для этих цветных элементов. Стены, как правило, однотонные, но часто с декоративными, иногда лепными бордюрами, изредка на стенах использовался геометрический рисунок или полоска.
Art-Deco возвращается.
После начала второй мировой войны мир изменился бесповоротно, и стиль Арт-Деко стал частью истории …… Но в конце 20 века он вновь привлекает к себе внимание дизайнеров. Особенно этот стиль привлекает заказчиков в России, Арабских эмиратах. Вновь дизайнеры создают роскошные и элегантные дома и квартиры для новой современной элиты в стиле Арт-деко.
fullhousedesign.ru
Art Deco в архитектуре. | Всё об интерьере для дома и квартиры
Стиль ар — деко — эклектический художественный и декоративный стиль, зародившийся в Париже в первые десятилетия 20 века и развивавшийся до окончания второй мировой войны. Ар — деко затрагивал все области дизайна на протяжении 1920-х и 1930-х годов, в том числе архитектуру и промышленный дизайн, а также визуальные искусства, такие как живопись, графика и кинематограф.
История возникновения ар — деко:
После всемирной выставки 1900 года, различные французские художники сформировали неформальный коллектив, известный как La Societe Des Artistes d Corateurs (общество художников декораторов. Учредителями и основателями были такие известные художники как Эктор гимар (Hector Guimard), Эжен грассе (Eug ne Grasset), Поль Белло (Paul Bellot) и Эмиль декёр (Emile Decoeur) и Морис дафрен (Maurice Dufr ne. Эти художники в основном повлияли на развитие основных принципов ар — деко.
Термин «Ар — Деко» впервые получил широкое применение после выставки в 1966 году, со ссылкой на 1925 международную выставку декоративного искусства «Exposition Internationale des Arts D Coratifs et Industriels Modernes», которая стала кульминацией стиля высокого класса модерн в Париже.
Знаменитые архитектурные сооружения ар — деко:
Многие классические примеры все еще существуют в архитектуре многих крупных городов мира. Эмпайр стейт билдинг и крайслер — билдинг в Нью-йорке, два из крупнейших и наиболее известных примеров зданий в этом стиля.
Основные признаки ар — деко.
Структура ар — деко основана на математической геометрии форм. Принято считать, что ар — деко — это одна из многих форм модерна с влиянием эклектики, пришедшим из элементов архитектуры и дизайна ацтеков Мексики, а также Египта в добавление к мощным современным образцам высоких технологий.
Влияние дизайна ар — деко было выражено в кристаллических и граненых формах декоративного кубизма и футуризма. Другими популярными темами в стиле ар — деко были трапециевидные, зигзагообразные, геометрические и смешанные формы, которые можно проследить во многих ранних работах архитекторов и дизайнеров.
— Преобладающие цвета:
Предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных хроматических плоскостей, яркость цветов.
— Линии стиля ар — деко:
Смелое использование ступенчатой формы и широкие кривые (в отличие от извилистых, природные кривых модерна. Использование картушей и шевронов, зиккураты, фонтаны, мотивы лучей солнца характерны для ар — деко.
— Форма:
Граненые, кристаллические, фасеточные формы, пришедшие из кубизма и футуризма. Широкие плоскости.
— Характерные элементы интерьера:
Орнаменты, геометрические, цветочные мотивы. Ар — деко характеризуется использованием таких материалов, как алюминий, нержавеющая сталь, лак, бакелит, хром и инкрустации.
— Конструкции:
Массивные конструкции из металла. При возведении зданий стали применять огромные по величине округлые и квадратные балясины и двутавровые колонны. Иногда металлическую отделку в дизайне имитировали дешевой технологией, в состав которой входил крашеный бетон, стекло и хром.
— Окна:
Прямоугольные простые с большими поверхностями стекол. Часто украшены декоративными решетками, богато орнаментированными фигурками животных и растительными мотивами.
— Двери стиля ар — деко:
Простые плоские орнаментированные металлические или деревянные двери, часто с декоративными решетками. Album_Genres Album_Architecture.
interior.ru-best.com
Стиль ар-деко в архитектуре | Энциклопедия домовладельца
Ар-деко — стиль, для которого характерно использование геометрических форм, симметрии и стилизованных природных мотивов; возник в 1920-1930-е гг.
Термин «ар-деко» образован от названия Международной выставки декоративного искусства (Arts Decoralik) и современной промышленности (Париж, 1925 г.). Однако само слово возникло в ретроспективе: в 1966 г. Хилари Гельсон использовала его в The Times (Лондон) для описания нового всплеска интереса к данному типу архитектуры, а дальнейшей популяризации названия способствовала книга Бевиса Хилльера «Ар-деко 20-х и 30-х годов» (1968 г.).
Стилю свойственно использование декоративных деталей, не несущих функциональной нагрузки, орнамента санбёрст (в виде солнца с лучами) и экспрессивных, жизнерадостных мотивов. Все это характеризует видение архитекторов и дизайнеров, которые рассматривали стиль как картину более приятного мира, не омраченного войной и человеческими тяготами.
В архитектурной композиции ар-деко использовались симметричные геометрические и прямоугольные линии. На стиль оказали влияние культуры, которым была свойственна подобная геометричность, — японская, культура майя и ацтеков. Популяризации ар-деко способствовал Голливуд в этом стиле выполнены декорации для фильмов и роскошные костюмы, отражавшие энергичность и современность киноиндустрии. Вторая мировая война и послевоенная экономия ознаменовали конец ар-деко.
Архитекторы ар-деко использовали новейшие материалы (алюминий, стекло, нержавеющую сталь, хром и новые виды пластика), а также повторяющиеся мотивы в целях достижения простоты форм. Эстетическая характеристика стиля — его непохожесть на асимметричные, извилистые линии ар-нуво, однако наряду с ар-нуво ар-деко часто подвергался критике и даже издевкам модернистов, считавших стиль «декадентским» из-за чрезмерного увлечения его приверженцев украшательством.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
2386Поддержите проект Энциклопедия домовладельца, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
stroymanual.com
Стиль ар-деко в интерьере: история, детали, цвета
Ар-деко хорошо известен во всем мире, но совсем не потому, что является массовым, растиражированным и банальным. Наоборот, ар-деко — дорогой, эксклюзивный стиль, не терпящий ширпотреба и дешевизны: только дорогие материалы, дизайнерские вещи и причудливые орнаменты. В представлении потребителя он прочно связан с интерьером дорогих отелей и шикарных трансатлантических лайнеров. Четкие линии и обтекаемые формы ар-деко неизменно рисует наше воображение, когда мы говорим о богатстве и роскоши в интерьере.
Ар-деко сформировался в 1908 — 1912 годы, а своего расцвета достиг между 1925 и 1935 годами — во времена поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства. Возникший между двумя мировыми войнами, ар-деко в интерьере отражал эстетику финансовой элиты европейского и американского общества.
Ар-деко соединил в себе неоклассические формы и обтекаемость, асимметричность и прямолинейность. В то же время он продолжает излюбленные темы и мотивы модерна — грациозность и игривость декора, извилистые линии, необычное сочетание дорогих и редких материалов, изображение фантастических существ, формы волн, раковин, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин.
Необычные формы комода подчеркнуты изысканной подсветкой. Салон мебели VISCONTI
Интерьеры, выполненные в этом стиле, часто не имеют законченной композиции, а представляют сумму отдельных составляющих, причем каждая из них — эксклюзив или предмет искусства.
История ар-деко
Термин «ар-деко» (или «арт-деко» от французского «art deco» — в буквальном переводе «декоративное искусство») появился после Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes), прошедшей в 1925 г. в Париже. Ар-деко представлял собой течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи как синтез модерна и неоклассицизма.
Но, как бы странно это ни звучало, до 1960-х годов ар-деко не считался самостоятельным стилем. Его определяли как некоторую разновидность ар нуво, на которую оказали влияние кубизм, американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолётостроения.
А вот уже термином, обозначающим полноценный художественный стиль, ар-деко стал в 1966 году, после возрождения выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже.
Ориентация — роскошь
Стиль ар-деко сознательно ориентирован на прошлое. Он отрицает аскетизм и чужд минимализму. Стиль стремится к роскоши, воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусства. Интерьер ар-деко может современно и необычно объединять восточные или индейские мотивы, элементы старины с совершенно новыми шедеврами искусства.
Роскошь цвета, воплощенная в текстиле. Сеть салонов «ЛОРАСС»
Ар-деко является воплощением монументальности и элегантности, и его называют одним из художественных стилей, соединяющих несоединимое.
От других стилей интерьера его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц, а также скругленные углы, строгие вертикальные линии, «отступающие» формы. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Также уместны светлая древесина, кожа, мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования.
Роскошь тканей ар-деко воплощена салоном INdecor
В фаворе изделия из ценных и дорогих материалов: змеиной кожи, слоновой кости, бронзы, кристаллов, экзотической древесины. Излюбленные аксессуары — необычные произведения египетской, африканской, китайской и других, отличных от западной, культур.
Интерьер в стиле ар-деко может быть как элегантно-классическим, так и экспрессивно-этническим. Главное — эффектность, яркость и роскошь смелых сочетаний.
Элегантность ар-деко присуща всем дверям от итальянского производителя Design Porte.
Салон «СуперЛок-НН«
Ар-деко — стиль буржуазный, но не обывательский, классический, но не под старину.
Неслучайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника» — они создавались с шиком дорогих отелей и ресторанов, потому иногда ар-деко называют «стилем Ritz» (Ritz-Carlton — международная сеть отелей класса «люкс» — 75 отелей в 24 странах мира).
Внимание к деталям
Начавшись с упоения роскошью и орнаментом, впоследствии ар-деко прибавил к этому элементы функционального дизайна. Именно этому стилю принадлежит создание первых обтекаемых стульев и кресел из стальных трубок. Выразительные формы «технического дизайна» были заимствованы у новейших моделей автомобилей и локомотивов.
Всевозможные драгоценные украшения, курительные и питейные аксессуары, хромированная кухонная посуда — это полёт фантазии и воплощение роскошной функциональности.
Роскошь для ар-деко — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие и насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит удивительно целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста чёрного и белого — горящие вкрапления красного, позолоченные или хромированные предметы интерьера.
Особо стоит выделить следующее правило: какой бы цвет в качестве основного вы ни выбрали, в комнате должны присутствовать элементы и аксессуары золотого, коричневых и светло-бежевых оттенков.
Мебель, выполненная в единичном экземпляре, — истинная черта ар-деко.
Салон итальянской мебели BERLONI
Выбирайте цвет интерьера среди оттенков коричневого — от бронзы и тёмного шоколада до бежевого и «кофе с молоком», белого — «топлёное молоко», слоновая кость, жёлтого — от цвета шампанского до песочного, словом, всё должно напоминать о роскоши. Дополняйте эти краски яркими тонами — зелёным, бирюзовым, красным, фиолетовым или сиреневым. Но эти цвета не должны «перекрикивать» общую гамму.
Яркие цвета и дорогая кожа. Салон итальянской мебели BERLONI
Обычно в дизайне интерьеров допускается один или два акцента в одном помещении, дополняющих друг друга. В ар-деко все вещи и предметы обязательно являются кричащими акцентами. Для декора отлично подойдут большие полотна картин, дорогие статуэтки из дерева и слоновой кости, керамика, причудливые скульптуры из стекла. Неотъемлемой частью этого стиля являются аксессуары и предметы мебели восточного и азиатского направлений. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Практически не используется мебель из тёмных пород дерева.
В характере ар-деко — разность стилей и форм. Салон мягкой мебели ESTETICA
В стиль лучше всего вписывается мебель из кленового массива, ясеня, розового дерева, древесины мадроньи, пальмового дерева. Также мебельные мастера используют для изготовления и декора алюминий, нержавеющую сталь, слоновую кость и эбеновое дерево, эмаль, коллекционный фарфор и дорогое стекло, инкрустации по дереву, дорогую кожу необычных животных — зебры, крокодила, ящериц, змей и даже акул, а также бархат или замшу.
Подбирая мебель, помните, что вы можете поставить рядом стилистически разные вещи. Например, комната в стиле ар-деко может совмещать в себе большой кожаный диван, комод из редких пород дерева, небольшую тумбу или столик в восточном стиле, стул расцветки «зебра» и хрустальную люстру. Главное — не переборщить.
Отрицание аскетизма и минимализма присуще мебели от салона BERLONI
Для декора можно использовать все те сувениры, которые вы привозили из поездок, или подарки от ваших друзей. В данном случае все эти странные вазы, статуэтки будут уместны. Выставляйте на видное место дорогой алкоголь, хрустальную посуду и сигары.
Истинные поклонники ар-деко не используют массовую мебель, а делают всё на заказ либо приобретают эксклюзивные единичные вещи: скульптуры и полотна должны быть подлинными, а не копиями. Подбирая полотна на стены, прежде всего руководствуйтесь размером — картина должна быть одной, но большой.
Стилистически в интерьер ар-деко подойдут картины с индийскими мотивами, кубисты и модернисты, американские графики. Хорошо смотрятся работы Майкла Паркеса, Густава Климта, Тамары Лемпицки, Альфонса Мухи, Билибина или Васнецова, а также работы современных художников, пишущих в вышеперечисленных стилях.
Освещение в интерьерах ар-деко тоже играет не последнюю роль. Всевозможные лампы и светильники, люстры с большим количеством рожков, матовое стекло, рассеивающее свет, создают атмосферу уюта, изысканности и загадочности.
Возвращение с триумфом
В 1990-е годы XX века ар-деко вернулся в Европу и снова стал весьма популярен. В последнее время дизайнеры внесли поправку в идеологию стиля: сегодня суть заключается в современности, роскоши, стильности и эффектности. Архитектура здания и интерьеры в стиле ар-деко создают ощущение лёгкости и монументальности одновременно. Особенно радуют глаз обтекаемость конструкции и изогнутость линий в сочетании с применением насыщенных цветов, что создает впечатление праздника и делает здание незабываемым. Всё чаще и чаще можно встретить концепции ар-деко как в строительстве, так и в интерьерах частных домов.
Двери фабрики Romagnoli — современность, роскошь, эффектность.
Салон «Академия интерьера НН»
Легкость и монументальность одновременно.
Салон «Академия интерьера НН»
Сегодня новейшие образцы аудио- и видеотехники становятся непременными атрибутами интерьеров в стиле ар-деко. Плазменные панели, домашние кинотеатры великолепно сочетаются с мраморными столешницами и богатыми бархатными драпировками. Деревянная мебель с хромированными ручками, стеклянные поверхности и дорогая кожа, олицетворяющие современный автомобильный и авиационный дизайн, — вот источники вдохновения стиля.
Яркий дизайн, дорогие материалы, высочайшее качество звука.
Акустическая система фирмы KARMA. High end центр «Альпс»
Основные мотивы ар-деко в интерьере:
- геометрические: круги, прямоугольники, квадраты, эллипсы, зигзаги, ступенчатые формы, чёрно-белые клавиши рояля;
- растительные: причудливо изогнутые ветки сакуры, листья тропических растений;
- анималистические: мифологические существа и животные;
- восточные: пирамиды, зиккураты;
- антропоморфные: изогнутые женские фигуры, арабчата.
Текст подготовил Иван Фрейн
Дизайн-проекты интерьера в стиле ар-деко:
Роскошь и изящный аристократизм ар-деко
Ар-деко и немного винтажа
Вариации на тему
Еще об ар-деко:
Мебель, придуманная архитекторами
lki-nn.ru
Арт Деко — стиль времени
ХХ век завершился. Этот простой хронологический факт сам по себе придает известную ретроспективную глубину осмыслению его художественной культуры.
Искусство ХХ века знает пока только начальный рубеж своей истории. Многие художественные процессы еще не завершены, хоть мы отсчитывает уже новое тысячелетие, окончательные суждения делать еще рано. Старое и новое не располагается в элементарной последовательности, а действует во взаимном пересечении, охватывающем огромное пространство и обширное историческое время. С точки зрения классических эпох, создающих несомненные художественные ценности, искусство неклассической поры выглядит неудовлетворительным: двусмысленно многое из того, что выдвигается как его позитивные ценности, искусство нередко проникается неудовлетворенность самим собой и окружающей жизнью. Вместе с тем местоположение переломных эпох между эпохами, когда достигает пика подъем того или иного большого стиля, или что гораздо шире и значительнее, художественная культура целой социально-исторической формации, глубоко закономерно. Закономерны противоречивость, неустойчивость, которые составляют специфическое качество искусства переломного времени. Каждой из переломных эпох свойственна своя специфика развития.
Видоизменения, которые претерпевает мировое искусство ХХ века концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах.
Есть все основания утверждать, что каждая эпоха в искусстве создает свои ценности, которые существуют объективно и независимо от быстротечной моды. Свои находки и открытия имел модерн начала века, мощный импульс идей дали архитектуре ХХ века советский конструктивизм, рационализм и другие направления.
Практически были пересмотрены основополагающие принципы художественной выразительности и найдены решения, созвучные новому времени. Это и теория города, и начала теории стандартизации и типизации, и теоретические основы обучения в высшей архитектурной школе, и, наконец, первые, но весьма значительные концепции архитектурной композиции и первые опыты аналитического изучения архитектурной формы. Все проходило в ожесточенных спорах, публичных диспутах, творческих дискуссиях.
Временная дистанция снимает излишнюю остроту политических и идеологических дискуссий, позволяет лучше осознать реальные механизмы развития культуры в определенные периоды и в разных странах, увидеть изоморфность многих считавшихся прежде различными по смыслу культурных и художественных процессов.
Из многообразия стилей и направлений (модерн, авангард, конструктивизм, Арт Деко, модернизм) характерного для ХХ века остановимся и проанализируем явление Арт Деко.
Арт Деко возник на основе различных течений в искусстве и дизайне 1900-х годов, таких как модерн, венский Сецессион, немецкий союз дизайнеров Веркбунд, русский конструктивизм и голландское движение «Де Стейл», а также модернистские достижения в живописи, такие как абстракционизм и кубизм. Термин «Арт Десо» происходит от названия Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных и декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно-прикладных искусств того времени. Сам термин возник еще позднее — в 1966 году, во время возрождения выставки в парижском Musee des Arts Decoratifs (Музее декоративных искусств).
Стиль Арт Деко особенно ярко проявление нашел в архитектуре и дизайне. Дизайнеры широко использовали и продолжают использовать идеи и средства Арт Деко в своем творческом репертуаре. Ностальгические тенденции в области дизайна периодически возрождают формы Арт Деко, чему способствует эффективность этого стиля при создании атмосферы «элегантности, роскоши и возбуждения», свойственной эпохе ретро. Оптимизм, экзотика, фантазия, театральность и вера в способность человека одерживать победу в любых условиях соединились, чтобы создать стиль немеркнущей привлекательности. Эта привлекательность сохранилась в условиях растущей механизации жизни.
В архитектуре — это прежде всего стилистика американских небоскребов и советских высотных зданий 20-х — 30-х годов, правда советские мастера Арт Деко этот термин никогда не применяли (возможно, по идеологическим соображениям), изобретая иные наименования — «пролетарская классика», «сталинский ампир» и др. Наиболее ярко московский вариант Арт Деко проявился в работах В.А. Щуко, И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, П.А. Голосова.
Особенно широко в начале 1930-х годов приемы Арт Деко использовались в оформлении и меблировке интерьеров новых общественных и административных зданий (комбинат «Правда» и др.) и при проектировании станций московского метрополитена (1935-1943), павильоны их надземных вестибюлей, подземные центральные и перронные залы. Здесь стилевые признаки и приемы Арт Деко проявились особенно широко и разнообразно, включая использование скульптурной и живописной декорации, вкомпоновывание надписей и эмблем в архитектурную композицию. Работы недавних конструктивистов и рационалистов (Б.М. Иофана, Н.А. Ладовского и Д.Ф. Фридмана и др.) были близки по своей стилистике к Арт Деко.
В настоящее время архитекторы, желающие усилить символизм своих проектов снова вернулись к испытанным временем принципам Арт Деко.
Одним из источников вдохновения мастеров Арт Деко явились яркие краски и экзотические персидские и восточные мотивы балетных «Русских сезонов» Сергея Дягилева, которые своим «триумфальным шествием» с 1909 года по 1929 год покорили не только Париж, но и мир. Костюмы и декорации, созданные по эскизам Л. Бакста, А. Бенуа, Н. Гончаровой соперничали по своей яркости с картинами фовистов. Внезапно ярко-оранжевые, нежно-голубые, лимонно-желтые, ядовито-зеленые и др. не менее необычные цвета и оттенки вошли в моду в одежде, украшениях, появилось даже эстетическое течение «цвет ради цвета».
В дягилевских постановках в полной мере реализуется и еще одно свойство, присущее как Арт Нуво, так и Арт Деко — экзотизм. Бакстовские костюмы к «Саломее» (1908), «Клеопатре» (1909), «Шехерезаде» (1910), «Жар-птице» (1910-1913) трактованы как сложнейшие, почти ювелирные, произведения. Одетые в них герои смотрятся в пространстве сцены как сверкающие драгоценные камни и броши. Собственно, они входят в такое взаимодействие с целым, как и эффективные пятна орнаментов в монументальных постройках Арт Деко. В этом явно прочитывается знамение нового стиля. В 1912 году зрители увидели «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси с декорациями Льва Бакста и с главным исполнителем и хореографом Вацлавом Нижинским.
На следующий год сенсацией стала постановка «Весны священной», возвестившая приход эпохи современной музыки, поражающей новизной рваных ритмов, диссонансов и примитивизма произведений Игоря Стравинского. Кроме знакомства парижан с современной музыкой, «Русские сезоны» многое сделали для ознакомления их с новейшими художественными течениями. С. Дягилев привлекал к своим постановкам многих художников — авангардистов, включая Наталью Гончарову, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Андре Дерена, Мари Лорансен, Робера Делоне и других, которые занимались созданием костюмов и декораций для его постановок. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, которые в своем творчестве использовали изобразительные мотивы иконописи и детского рисунка, прибавив к нему «лучизм», основанный на узорах пересечения и рассеивания лучей света, стали еще одним существенным влиянием на новый стиль.
Арт Деко не избежал влияния еще важного явления в искусстве ХХ века — абстракционизма. Новации абстракционизма связывают в основном с заслугами Василия Кандинского, который жил и работал в Мюнхене с 1896 по 1914 год. Постепенно удаляя сюжет из своих картин, художник добился того, что они приобрели вид полной абстрации.
Это также творчество Казимира Малевича, который явился основателем супрематизма, упростивший изображение до наложения одного белого квадрата на другой. Стиль конструктивизм оказал значительное влияние на искусство Запада. Конструктивизм базировался на убеждении, что искусство должно было служить социальным целям и что оно являлось отражением скорее личного, чем общественного опыта. Художники конструктивисты создавали работы, напоминавшие детали механизмов, составленные из геометрических форм и оказали влияние на графику Арт Деко.
В целом, стиль Арт Деко явился результатом смешения множества новаций, развивавшихся в этот период почти одновременно. В художественном смысле также заметное влияние на Арт Деко оказал кубизм, особенно его способ расчленения предметов и анализа их геометрических составляющих. Кубистское видение предметов появляется в работах Пабло Пикассо и Жоржа Брака примерно в 1908-1909 годах. Глубокое влияние на Арт Деко оказала манера обращения кубистов с плоскостями и их техника использования цвета.
Ещё один итальянский художник Амадео Модельяни оказал влияние на развитие Арт Деко. Талантливый живописец и скульптор, он изображал живые, преимущественно женские формы, намеренно растягивая пропорции тела и черты лица, что явилось прообразом элегантной стилизации, свойственной Арт Деко.
Для пропаганды экзотического и красочного стиля Арт Деко, начало которому было положено «Русскими сезонами», многое сделал знаменитый парижский кутюрье Поль Пуаре, ставший на долгие годы законодателем мод. Модели Поля Пуаре утверждали идеальный образ богатой и модно одетой современной женщины. П. Пуаре «революционным» образом изменил моду: он уничтожил корсет, и тем самым силуэт его моделей сделался прямым и более естественным. Это было первое, еще робкое по сравнению с тем, что произойдет после первой мировой войны, но уже явное ее освобождение. Одев прямые и свободные платья-туники, с ярким декоративным рисунком, женщина и в поведении стала более прямой и естественной, менее жеманной и вычурной. В 1911 г. П. Пуаре открывает ателье «Мартин», в котором совсем необученные молодые девушки создавали рисунки для тканей, мебели, обоев. Такой необычный метод дал рождение произведениям, полным свежести и живости восприятия, а недостаток технических знаний компенсировался хорошо обученными мастерами, переводившими рисунки девушек на ткани, лишь слегка подправляя их. Из ателье «Мартин» выходили обои, стенные панно, ткани, сплошь покрытые огромными яркими цветами. Так, цветы (особенно розы, георгины, маргаритки, цинии), очень декоративные и бесконечно далекие от природных (настоящих), становятся любимой темой складывающегося Art deco.
20-е годы выдвигают целую плеяду женщин-кутюрье; их произведения на Выставке 1925 г. демонстрировались в Павильоне «Элеганс». Это Мадлен Вьонне, мадам Пакин, сестры Калло, Жанна Ланвен, Эльза Скьяпарелли (сейчас это имена самых престижных фирм в мире моды) и, конечно, Габриэль Шанель.
По поводу Шанель писали: «Она ввела в моду посетителей Отеля Риц вязаную куртку апаша, сделала элегантными воротничок и манжеты горничной, использовала шейный платок землекопа и одела королев в комбинезоны механиков» (Т. Моженок. Женщина и искусство Art Deco // «Вопросы Отечественного и зарубежного искусства», вып. 5, под ред. Н.Н. Калитиной. СПб, 1996. С.115-116).
Она упростила флакон духов так же, как сделала это с линией костюма, ввела образ “la garconne”. Шанель была знакома со И. Стравинским и П. Пикассо, делала костюмы для «Антигоны» Ж. Кокто, поддерживала деньгами труппу С. Дягилева, к ней, действительно, можно отнести все характеристики женщины той эпохи.
В живописи, среди картин межвоенного периода чистый стиль Арт Деко выделить очень трудно. Большинство художников использовали технику, заимствованную у кубистов. Живопись Арт Деко не входила в число авангардных художественных направлений, более того, не носила прикладной характер, призванный соответствовать основополагающим принципам декорирования.
Типичным Арт Деко считают живопись Тамары де Лемпицки, родившейся в Польше, в творчестве которой преобладают модные портреты и эротическая обнаженная женская натура. За время жизни в Париже она как портретист достигла большого успеха в модных кругах. Дать определение техники письма де Лемпицкой можно, применив в веку машин ее собственное утверждение о том, что художник «не должен забывать о точности. Картина должна быть чистой и аккуратной». (С. Стерноу. Арт Деко. Полеты художественной фантазии. Белфакс, 1997. С.76).
Скульптуру Арт Деко можно разделить на две большие группы: на работы массового производства для внутреннего рынка и произведения «изящного искусства». Созданные художниками и скульпторами авангардного направления того периода, качественная скульптура и недорогая продукция массового потребления шли рука об руку — мрамор и бронза существовали рядом с пластиком и сувенирами из керамики. В области скульптуры стиль Арт Деко проявлял себя повсюду, от высокого искусства до китча.
С развитием рекламы в двадцатые годы занятие коммерческим искусством впервые стало полноценной профессией. Средств массовой коммуникации до начала 1920-х годов еще не существовало, не было многоцветной печатной рекламы. Газеты и журналы печатались преимущественно в черно-белом варианте, а цветной литографический плакат был для того времени самым мощным из существовавших средств коммерческой рекламы. Тогда реклама шла в ногу с развитием техники, используя новейшие технологии для выражения таких примет времени, как «скорость, сложность и урбанизация». (С. Стерноу. Арт Деко. Полеты художественной фантазии. Белфакс, 1997. С.67).
В период Арт Деко произошло второе рождение искусства книжного переплета. Прогресс в типографском деле, и особенно разработка модернистского шрифта «сансериф», также способствовали осовремениванию книжных переплетов. Десятилетием раньше русские конструктивисты были первыми, кто включил шрифт в число абстрактных элементов дизайна. Выверенную угловатость и геометричность шрифтов «футура» и «бродвей» можно считать типичными признаками стиля Арт Деко. Геометрические формы самих литер, избавленные теперь от пресловутых росчерков и завитков стали неотъемлемой частью дизайна нового поколения переплетов, упор делался на строгость и простоту стиля, основанного на обтекаемости, геометричности, многоцветности и современности шрифтов как составного элемента дизайна.
Архитекторы — приверженцы Арт Деко, обычно не знали, что «работают» в этом стиле, потому заимствования в их кругу обычно имели неконцептуально-целенаправленный, а традиционно-профессиональный — «увражный» характер, подобно ознакомлению и использованию готовых форм в ходе разработки проектов в исторических стилях, например в ордерной классике или в готике (даже в меньшей степени осознанно, чем в Арт Нуво — модерне, где освоение чужеродных форм «своего» стиля было концептуальным, знаковым).
Мастера Арт Деко изучали и тонко использовали выразительные возможности, цвет и фактуру различных материалов, стекла, пластмасс. Демонстративная современность Арт Деко проявилась в частой обтекаемости форм («стрим-лайн»). Внешне близкие к Арт Нуво и архитектуре современного движения эти линии отличны от тех и других. Обтекаемые линии произведений Арт Деко подражают динамичным формам транспортных устройств: автомобилей, кораблей, самолетов, но роль этих форм не функциональна, а чисто изобразительна, «семиотична» как знак принадлежности к «современному миру машин», рассматриваемому как среда будущего. Не случайно Арт Деко активно использовался в архитектуре кинотеатров и в декорациях для фильмов с картинами будущего и фантастики.
Подобно архитектуре современного движения Арт Деко видел себя интернациональным стилевым движением, не связанным с конкретными национальными традициями, и это оказалось созвучным настроениям советских архитекторов-новаторов, хотя впоследствии рядом исследователей Арт Деко стал восприниматься — без достаточного основания — как явление чисто американское («стиль небоскребов»).
Формы этих новых зданий, возводившихся в конце 1920-х в начале 1930-х годов, по сей день являются наиболее замечательным наследием Арт Деко. До сих пор продолжают строить небоскребы по образу и подобию Крайслер-билдинг.
Технические средства для строительства высотных зданий — стальные конструкции и железобетон — к моменту появления небоскребов в стиле Арт Деко уже были хорошо освоены, «стильность» Арт Деко придавали ступенчатые силуэты и неконструктивные декоративные элементы, а совсем не высота, новые материалы и технологии.
Первым зданием в стиле Арт Деко в Манхэттене стало Шанин-билдинг, построенное для архитектора и проектировщика Ирвина Шанина. С 1913 по 1930 год оно было самым высоким зданием в мире. Интерьеры апартаментов стали образцом безудержной фантазии Арт Деко. В 1930 году Шанин-билдинг померк в лучах славы Крайслер-билдинг, спроектированного Уильямом Ван Алленом. Экстравагантный, фантастический дизайн Крайслер-билдинг не может не вызывать эмоционального отклика — настолько он пропитан оптимизмом и театральностью Арт Деко; дизайн, который в момент его исполнения был поистине самобытен. Семидесятисемиэтажное здание несколько месяцев удерживало титул самого высокого здания в мире, пока не завершилось строительство Эмпайр Стейт-билдинг (проект Уильяма Лэмба). Законченное в 1931 году здание Эмпайр Стейт, с его 102 этажами перехватило титул самого высокого здания в мире, являясь символом урбанистического модернизма Нью-Йорка, и удерживало его до самого открытия в семидесятые годы 412-метровых башен близнецов Всемирного торгового центра, (тех, которых были взорваны 11 сентября 2001 года).
Советский Арт Деко, сформировавшееся в конце 1920-х годов, явился сложным конгломератом форм, включая мотивы позднего русского модерна, архитектуры американских небоскребов и приемы отечественного конструктивизма. Наиболее ярко московский вариант Арт Деко проявился в работах В.А. Щуко, И.А. Фомина, Л.В. Руднева, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, П.А. Голосова.
Наряду с общекультурными влияниями и стилевыми взаимодействиями, вызванными общностью культурных процессов, в годы первой пятилетки имело место непосредственное освоение советскими архитекторами и инженерами, особенно молодыми, опыта строительства за рубежом, прежде всего, в Италии, Германии, США, где стажировались некоторые из них. Имело место и непосредственное участие западных мастеров в советском строительстве этих лет. Многие крупные зарубежные архитекторы, а также архитекторы-эмигранты участвовали в международном конкурсе на проект Дворца Советов. Традиционно считается, что зарубежные архитекторы, участвовавшие в советском строительстве на рубеже 1920-1930- годов были сторонниками современного движения в архитектуре. Не случайно (что вызвало в то время удивление и возражение конструктивистов), одна из высших премий в конкурсе на дворец Советов была присуждена американцу Г. Гамильтону за проект в духе Арт Деко (1931). (В.Л. Хайт, М.В. Нащокина в кн.: Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. М., 2000, С.202).
Особенно широко в начале 1930-х годов приемы Арт Деко использовались в оформлении и меблировке интерьеров новых общественных и административных зданий (дом СТО в Охотном ряду, комбинат «Правда» и др.).
Именно этот стилевой подход характеризовал также советские павильоны на Всемирных выставках 1937 г. в Париже и 1939 г. В Нью-Йорке (оба по проектам Б.М. Иофана, основного автора Дворца Советов, а второй с участием К.С. Алабяна, чей, совместно с В.М. Симбирцевым театр Красной Армии несомненно связан с Арт Деко) и многие постройки Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (1930), где приемы Арт Деко оригинально переплетались с национальными архитектурными и декоративно-орнаментальными мотивами.
Аналогичную по своей идейно-художественной цели (программе), но совершенно иную типологическую задачу решали советские, главным образом московские архитекторы, проектируя станции московского метрополитена первых очередей (1935-1943), павильоны их надземных вестибюлей, подземные центральные и перронные залы. Здесь стилевые признаки и приемы Арт Деко проявились, возможно, особенно широко и разнообразно, включая использование скульптурной и живописной декорации, вкомпоновывание надписей и эмблем в архитектурную композицию (часто использование их в качестве образно содержательных архитектурных деталей), восходящее одновременно, с одной стороны, к архитектуре современного движения и конструктивизму, с другой — к коммерческой рекламе и городской визуальной информации в целом, стилистика эскалаторных вестибюлей и туннелей, скамей и указателей, потолочных светильников и частых на станциях первой очереди торшеров.
В проектирование станций метрополитена для Москвы включились как ведущие мастера советского Арт Деко, так и их более молодые ученики и соратники и многие недавние конструктивисты и рационалисты, а работы архитекторов группы ВОПРА изначально были близки по своей стилистике к Арт Деко. Среди авторов станций метро в стиле Арт Деко разных течений первых очередей могут быть названы очень многие, но особо стоит отметить в этой связи Б.М. Иофана, Н.А. Ладовского и Д.Ф. Фридмана, А.Н. Душкина и Я.Г. Лихтенберга, Б.С. Виленского, Н.Г. Борова и Г.М.Замского, Д.Н. Чечулина.
Традиции Арт Деко как «стиля небоскребов» особенно ярко, хотя и несколько запоздало проявились в структуре и облике некоторых из построенных в 1949-1955 гг. высотных зданий в Москве. Вероятно, наиболее четко, почти буквально эта традиция реализовалась в здании Министерства иностранных дел на Смоленской площади, откровенно напоминающем здание «Чикаго-трибюн». Неслучайно его основным автором был В.Г. Гельфрейх (соавтор М.А. Минкус) — ученик и многолетний соратник В.Г. Щуко, его соавтор по таким близким к Арт Деко сооружениям, как библиотека им. В.И. Ленина, главный павильон ВСХВ, театр в Ростове-на-Дону с его изобразительностью и типичными для Арт Деко интерьерами, деталями фасада и скульптурной декорацией и особенно по многолетней работе совместно с Щуко и Б.М. Иофаном над проектом Дворца Советов. Очень близки к американским прототипам — наиболее модернистским по стилистике небоскребам Нью-Йорка конца 1920-х — начала 1930-х годов, (например к зданиям «Дейли-ньюс» или Рокфеллеровского центра) — были проекты и некоторых других высотных зданий Москвы (до появления требования увенчать их шпилями).
Симптоматично, что интерес широкой публики к стилю Арт Деко в последнее время значительно возрос. Явление Арт Деко рассматривается как одна из фаз стилевого развития ХХ века, таких как модерн, конструктивизм, модернизм. Становится все более очевидным значение Арт Деко как самостоятельного стиля, влияние его на массовую культуру: дизайн, рекламу, моду, архитектуру (строительство кинотеатров, библиотек, домов творчества, метрополитенов и др. сооружений) и переосмысливаются границы этого явления в художественной культуре ХХ века.
- Иконников А.В. Архитектура и история. М., 1993.
- Стерноу Сюзанна А. Арт Деко. Полеты художественной фантазии. Белфакс, 1997.
- Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. Пер. с англ. М., 1990.
- Моженок Т.Э. Женщина и искусство Art Deco // «Вопросы Отечественного и зарубежного искусства», вып. 5, под ред. Н.Н. Калитиной, СПб, 1996.
- В.Л. Хайт, М.В. Нащокина в кн.: Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. М., 2000.
- Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн.1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. М., 1996.
anthropology.ru
Стиль Арт — деко
Арт -деко (также ар-деко) – стилистическое течение в искусстве, архитектуре и дизайне стран Западной Европы и Америки второй четверти XX века, которое получило название от международной Выставки декоративного искусства “Internationale des Arts Decoratifs Industriels et Modernes” в Париже в 1925 году.
Общая характеристика стиля Арт -деко
Арт-деко – это стиль звезд, это скругленные, “обтекаемые” формы мебели, хромированные ручки на деревянных мебельных фасадах, скульптурные композиции женских фигур в экспрессивных, почти неестественных позах, и экзотические природные материалы в отделке – слоновая кость, змеиная кожа, кожа ската или крокодила. И вместе с тем его приверженцы считают, что форма и цвет важнее декора; при этом используются абстрактные мотивы и яркие, экспрессивные цвета.
Смешение элементов ампира, архаики египетского искусства, индийской экзотики и африканского искусства.
Для арт-деко характерно использование разных элементов декора интерьера. Это яркие, смелые, иногда дерзкие, оригинально подобранные цветовые сочетания. Дизайн интерьера, выполненного в стиле арт-деко, — это сгруппированные отдельно взятые стильные вещи: мебель, керамика, ткани, изделия из дерева или бронзы.
Последний шикарный стиль европейских столиц.
История стиля Арт -деко
На заре своего зарождения, стиль арт-деко получил широкое распространение в таких странах, как США, Франция. Кроме того, широко использовался и в других крупных европейских странах. Итак, стиль арт-деко гармонично сочетает в себе классические мотивы, прямолинейность и в то же время ассиметричность.
До того, как этот стиль получил свое нынешнее название, его называли не иначе, как “джазовый модерн”, “зигзаг модерн”, “абстрактный модерн”, “обтекаемый модерн”. Следует отметить, что последним термином наиболее часто обозначали формы, которые основывались на обтекаемости силуэтов кораблей, самолетов и автомобилей.
Уже к концу первого десятилетия XX века т.н. “абстрактный” модерн открыто конкурирует с конструктивизмом с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм, очищенных от декоративности “растительного” модерна. Двадцатые годы – время поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства бытовой вещи в их неразделимой общности.
Дизайн арт-деко являлся основой почти всех домашних интерьеров в 20-х30-х годах. Простота и геометричность стиля открыли эпоху массового производства мебели, сделав ее доступной. Именно в эти годы были созданы практически все образцы мебели XX века.
Особенности стиля Арт -деко
Стиль арт-деко вернулся в Европу в 1990-е и стал весьма популярен. В последнее время профессиональные дизайнеры внесли поправку в идеологию стиля арт-деко. В отличие от аскетичной эстетики 20-х голов прошлого века, теперь это – стиль роскоши, богатства, причем технические достижения и вполне традиционные дорогие материалы, и качество отделки в нем уравниваются – и то, и другое ценно тем, что просто очень дорого стоит. В то же время, образ, создаваемый таким интерьером, вовсе не “жизне-строительный”, а жизне-украшающий: он обладает качествами очень прямой выразительности, играющий на простительном и своеобразном тщеславии человека – демонстрировать капитал, которого стоит.
Этому стилю характерны легкость и изящество. В целом стиль Арт-деко можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода Модерна или как переходный стиль от Модерна к послевоенному функционализму, дизайну “интернационального стиля”.
Это подтверждают использование в этом великолепном стиле извилистые линии, сочетание экзотических и простых материалов, а также изображение фантастических форм и существ. А также стиль арт-деко использует формы волн, зигзагов, раковин, фантастических драконов, лебединых изгибов шей, а также великолепных женщин. Также арт-декор называют художественным стилем, который соединяет несовместимое. Вообще, стиль арт-деко отрицает какое-либо проявление аскетизма и минимализм. Кроме того, арт-деко ориентирован на идеалы прошлого. Этому стилю присуща роскошь, а также нередко здесь используется гармоничное сочетание экзотического и примитивного искусства.
Интерьеры, оформленные в стиле Арт -деко, производят впечатление суммы отдельных компонентов, группировки “стильных вещей” из дорогих экзотические материалов: слоновая кость, черное – эбеновое дерево, перламутр, бриллианты, шагреневая кожа и т.д.
Интерьер Арт -деко современно и необычно сочетает восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалы вместе с новыми шедеврами искусства первой половины ХХ века, особое предпочтение отдавая кубизму. Это скорее не композиция, а сумма отдельных составляющих. Стиль Арт -деко использует самые разные декоративные элементы в интерьере, яркие и смелые и одновременно исключительно подобранные цветовые сочетания. Для интерьера Арт-деко характерны прямые и ломаные линии, четкость и графичность форм. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах. В оформлении интерьера используется мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования.
Стены представляют собой ненавязчивый фон для изысканной мебели и скульптуры, поэтому обои с рисунком практически не используются. Чаще всего в интерьерах присутствуют покрашенные однотонной краской стены с ярким трафаретным бордюром из геометрических фигур – окружностей, треугольников, прямоугольников, зигзагов. Один из самых популярных узоров 30-х годов – так называемый египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Цвет в Арт-деко в основном мягкий, пастельный для стен и темный, почти черный для мебели. Яркие сочные цвета – оранжевый, зеленый, красный в основном присутствуют в орнаментах.
Дизайн Арт -деко затрагивал не только архитектуру, мебель и детали интерьеров, светильники, изобразительное искусство, но накладывал отпечаток и на образ жизни. Изобретательность Арт -деко сделала его популярным и в наше время, так как именно эклектичность, а так же разнообразие форм и приемов позволяют успешно реализовать этот стиль в условиях современных интерьеров.
Многие характеризуют этот стиль как «геометрию без аскетизма», сочетающий в себе одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность.
Для производства и отделки деревянной мебели, наряду с традиционными материалами стали использовать бамбук, слоновую кость, кокос, перламутр, фанеру. Мебель покрывалась шпоном и обрабатывалась лаком. В моде было комбинирование белого и черного цветов.
В создании предметов интерьера часто использовалось сочетание железа и стекла. Одним из главных отличий стиля Арт — Деко от модерна является стремление к уникальности вещей, которые представляли собрание изысканных стильных предметов. Это достигалось использованием в качестве обивки и отделки мягкой мебели экзотических разновидностей кожи – ящерицы, акулы, ската, крокодила. Широко использовались восточные и африканские орнаменты. Любимыми аксессуарами стали статуэтки, вазы, картины, часы, колонны.
Мебель в стиле Арт -Деко (спальни, гостиные, стенки, мягкая мебель, предметы интерьера, столы и стулья, шкафы, комоды) предназначена для выражения имиджа своего обладателя. В ее изготовлении используются дорогие эксклюзивные материалы (ценные породы дерева, натуральная кожа, мрамор, полудрагоценные камни, хром, нержавеющая сталь, медь, бронза), что превращает каждую вещь, созданную в этом стиле, в настоящее произведение искусства и создает особую атмосферу изысканности и комфорта.
Стиль Арт — Деко в интерьере квартир становится все более популярным в современном обществе. К нему обращаются в архитектуре, живописи, строительстве, автомобильном дизайне, моде и различных сферах общественной жизни. Арт — Деко — это стиль, соединивший в себе элегантность, роскошь и финансовое благополучие. Арт -Деко — стиль классический и буржуазный. Он объединил в себе традиции Рима, Египта, Греции, Китая и Японии. Мебельные интерьеры, оформленные в стиле Арт — Деко, смотрятся как объединение отдельных компонентов, сочетание модных и «стильных» вещей из бронзы, стекла, керамики, меха и кожи.
Стиль Арт — Деко используется в интерьерах дорогих отелей, ресторанов, салонов , престижных домов и апартаментов. Итальянская мебель в стиле Арт — Деко от Carpanelli, Ceppi, Ceccotti, Chelini, Citterio, Fendi, Frighett Giorgetti, Lago, Loft, Mascheroni, Paolo Lucchetta, Provasi, Rugiano, Smania, Turri, Vismara подчеркивает эксклюзивность и элитарность современного интерьера.
Источники: homy.com.uaarredo.ua
my-article.net