Архитектор гинзбург: Гинзбург Архитектс

Моисей Яковлевич Гинзбург, советский архитектор и один из главных лидеров конструктивизма. — Журнал

В архитектуре Россия практически всегда следовала за Западом, но в эпоху авангарда моду создавали мы. А вернее он – Моисей Яковлевич Гинзбург, советский архитектор и один из главных лидеров конструктивизма.
 

 
Форма, цвет и свет – вот, что для него всегда было самым главным. Это первое, на что он обращал внимание. Всё что его окружало – дома, сады, камни – проникало в подсознание, разбиралось на атомы и нейроны. А потом все эти атомы и нейроны перестраивались и вновь соединялись, но уже в совсем другой непривычной конфигурации. Он обладал особым мышлением – мышлением архитектора первопроходца.

 
Родился Моисей Гинзбург в Минске, в 1892 году в семье архитектора. Поэтому выбор его будущей профессии был практически предопределен. Интересно другое, как в его душе запала и проросла эта конструктивная любовь и абстрактная страсть Парижская академия изящных искусств, архитектурная школа в Тулузе, Миланская академия художеств – во всех этих заведениях юный Моисей успел поучиться, а в 1914 году вернулся в Москву.

Художественных знаний хватало, а технических нет. И он поступил в политехнический институт. А затем был Крым. Можно сказать, что именно здесь началась и закончилась карьера знаменитого архитектора.
 

 
Моисей Гинзбург переехал в Крым в 1917 году ради проекта особняка в Евпатории и охраны памятников архитектуры и искусства. Но он не только охранял и проектировал, но и изучал крымско-татарское зодчество. Изучив, вернулся в Москву. Вернулся не один, а с идеями. Главная из которых заключалась в том, что окружающую среду надо менять в соответствии с техническим прогрессом и новым образом жизни. Вот она отправная точка. До рассвета советского конструктивизма оставалось совсем немного времени. Если вы считаете, что дома бездушны, то вам никогда не стать архитектором. Потому что дома, они как люди. Для их рождения мало одного пусть даже и очень талантливого человека. Они, как и люди, могут появиться на свет, благодаря тщательному планированию, или, наоборот, совершенно случайно. Строительству этого дома благоволила сама судьба.

Она свела Моисея Гинзбурга с Николаем Милютиным. Последний по должности был министром финансов СССР, а в душе – архитектором-любителем с большой долей фантазии. Милютин тоже жаждал перемен. Ему нравились ленточные города. Но эту идею откинули как утопическую и сошлись на домах-коммунах. Первым таким домом стал дом Наркоминфина на . Его постройку Николай Малютин поручил Моисею Гинзбургу. Предполагалось, что в доме-коммуне у каждого члена общества своя спальня и своя небольшая гостиная, а всё остальное общее: кухня, ванная, прачечная…Звучит ужасно. Моисей Гинзбург посчитал так же, а потому предложил более мягкий вариант. Кухню, туалет и душевые пусть и небольшие, но оставили в квартирах.

 
Перед Гинзбургом и его командой стояло несколько задач: – удешевить строительство квартир – обеспечить жильцам максимальный комфорт при небольшой площади – возвести объект, где человек будет не просто есть и спать, но и общаться со своими соседями и жить бурной общественной жизнью. Решение было интересным.

Пусть квадратных метров не так много (каждая квартира занимала чуть больше 30 м2), но ведь есть ещё и кубометры. Квартиры, а вернее ячейки, как их стали называть, сделали двухуровневыми. На одном этаже кухонка и гостиная, на другом спальня. В этих квартирах нет большого простора, но есть уют, цвет и свет.
 

 

Гинзбург, не просто строил дом, он разрабатывал концепцию. А потому учитывал всё. Во всех квартирах окна спальни выходили на восток, а гостиной на закат. Окна были и с той и с другой стороны, чтобы квартира всегда была наполнена светом. И цветом. Сейчас вы мы знаем, что холодные оттенки расширяют пространство, а теплые, наоборот, сужают. Но тогда в 20-е годы прошлого столетия это не было аксиомой. Скорее теоремой, которую Гинзбург открыл и доказал.

 

Совместно с немецкой школой Баухаус команда Гинзбурга исследовала влияние цвета на жилое пространство. После чего дом Наркомфина было решено оформить в смешанной цветовой схеме.

 
Теперь об общественном пространстве. Оно создавалось сразу по нескольким направлениям.

1 В самом доме. Двери всех квартир выходили в один длинный коридор с большими окнами. По задумке Гинзбурга, в этом коридоре жильцы должны были установить столики и сидеть за ними, общаясь по вечерам с соседями.

2
 
На крыше. Крыша в доме Наркомфина плоская. Её предполагалось озеленить и сделать местом отдыха.

3 В отдельном корпусе. Отдельно стоящий коммунальный корпус был соединен крытым переходом с корпусом жилым. В нем разместились столовая, спортзал и библиотека.

4 На площади между корпусами. Здесь, по задумке архитектора, должны были находиться детский сад, прачечная и гараж.

 
Главная идея конструктивизма – это практичность. Каждая деталь должна быть функциональной. Но Моисей Гинзбург был не просто конструктивистом, он был конструктивистом – художником. Поэтому в первоначальном виде его идея была красива и изящна. Здание стояло на черных колоннах. Благодаря чему создавалось впечатление, что дом парит в воздухе. Правд и это своё решение Гинзбург объяснял практичностью. Он не любил первые этажи и предпочитал делать их открытыми для тока воздуха под домом.

 
Кстати, ножки – колонны Моисей Гинзбург построил гораздо раньше, чем их автор, французский архитектор Ле Корбюзье. С Корбюзье Гинзбург дружил и часто обменивался опытом. Но если на родине Корбузье его творения хранили и поддерживали в первоначальном виде, то судьба дома Наркоминфина сложилась иначе. Колонны заложили, фасад дома из молочного оттенка перекрасили в грязно-желтый, из коммунального корпуса убрали спортзал и библиотеку и построили там типографию, под цветочными горшками на фасаде заделали слив из-за чего фасад приобрел ужасный вид…

 
Конечно, дом Наркоминфина – не единственное детище Гинзбурга. Под его руководством были построены похожие дома-коммуны на Гоголевском бульваре в Москве, общежитие ватной фабрики в Ростокине, дома в Саратове и Екатеринбурге. На Урале Гинзбург строил много и не только дома, но и целые жилые городки. Гинзбург автор дома Госстраха на Малой Бронной и памятников-обелисков героям Отечественной войны в Севастополе и Керчи. Гинзбург помогал восстанавливать разрушенный войной Севастополь и это был, пожалуй, его последний практический вклад в архитектуру. Но был еще и теоритический. Моисей Гинзбург автор большого количества книг, статей и научных трудов по архитектуре. Умер лидер конструктивизма в 1946 году.

 

Однако история на этом не заканчивается. Кто- то оставляет в наследство свои потомкам деньги, кто-то родовые поместья, кто-то бизнес, а Моисей Гинзбург оставил своё главное творение – дом Наркоминфина. Сначала за его реставрацию взялся сын Гинзбурга Владимир, а потом и внук Алексей, тоже архитекторы. Алексей Гинзбург разработал проект реставрации. Согласно которому дому предполагается вернуть колонны и первоначальный цвет, обновить остекление и отделку квартир, а на крыше создать зону отдыха для всех горожан. Закончить реставрацию планируется к концу этого года. И может тогда мы пересмотрим своё отношение к эпохе советского авангарда и увидим, насколько передовыми были идеи Моисея Гинзбурга. Он предвосхитил строительство клубных домов и квартир-студий, воплотил идею зонирования и внедрил раздвижные перегородки… Он как настоящий фантаст опередил время. И время его оценила. Сегодня в Москве есть улица Моисея Гинзбурга, улица великого архитектора-первопроходца…

 

Рассказать друзьям

Обзор

Лучшее путешествие

На этот раз карибский бренд косметики для лица и тела LIGNE ST BARTH предлагает универсальный тревел-сет для путешествий налегке —

Обзор

ХОЧУСТУЛ — это современная, прогрессивная и смелая мебельная компания

ХОЧУСТУЛ изготавливает качественную и эстетичную дизайнерскую мебель, отвечающую самым высоким стандартам и последним тенденциям интерьерного рынка — стулья, кресла, диваны,

Обзор

Дачный поселок «Сестрорецкие дачи» загородного клуба «Скандинавия»

Сестрорецк с начала XX века стал главным дачным направлением для имперского Петербурга. Здесь были разбиты первые участки, которые сдавались в

Дизайн, Мероприятия

Дизайн бранч BoConcept в Краснодаре

27 июля в Краснодаре в салоне BoConcept прошёл дизайн бранч от проекта Rusdesigner, где состоялась презентация бестселлеров компании, обзор актуальных

Моисей Гинзбург. Биографическая справка — РИА Новости, 09.10.2009

Теоретик архитектурного конструктивизма Моисей Яковлевич Гинзбург родился 4 июня (23 мая по ст. ст.) 1892 года в Минске в семье архитектора.

После завершения среднего образования Гинзбург отправился за границу, чтобы получить архитектурное образование. Там он некоторое время занимался в Парижской академии изящных искусств, затем в Тулузской архитектурной школе и в Миланской академии художеств.

Окончив учебу за границей в 1914 году, Гинзбург вернулся на родину с дипломом художника-архитектора. В России он продолжил обучение, поступив на архитектурное отделение Рижского политехникума, и через три года получил диплом инженера-архитектора.

В 1922 году Гинзбург стал профессором Московского института гражданских инженеров по кафедре истории архитектуры, а затем, в 1923 году, профессором ВХУТЕМАСА (Высшие художественно-технические мастерские), где читал курс архитектурной композиции.

В конце 1925 года вместе с братьями Александром и Виктором Весниными создал Объединение современных архитекторов (ОСА) – творческую организацию архитекторов-конструктивистов. Эта организация с 1926 по 1930 годы издавала журнал «Современная архитектура», ответственными редакторами которого были Гинзбург и Александр Веснин.

На страницах этого журнала Гинзбург опубликовал ряд теоретических статей, посвященных современной советской архитектуре. В этих статьях главное внимание уделяется функциональному методу проектирования и социальным проблемам советской архитектуры.

В эти годы Гинзбург создает большое количество проектов: Дом текстилей, крытый рынок, здания Оргметалла и Русгерторга в Москве, Дом Советов в Махачкале, Дом правительства в Алма-Ате. Эти работы носят на себе следы поисков нового стиля.

В это же время Гинзбург начинает работать в области жилищного строительства. В 1928 1932 годах Гинзбург разработал проекты экономичных жилых ячеек с рациональной планировкой, а также жилых домов с обобществленным коммунально-бытовым обслуживанием (дома на улицах Малая Бронная (1926) и Чайковского (1928–1930) в Москве). Создал ряд крупных проектов планировки (Черниковский промышленный район близ Уфы (1931), районная планировка Южного берега Крыма (1930-е годы), эти проекты не были осуществлены), комплекс санатория им. Г. К. Орджоникидзе в Кисловодске (в соавторстве с Иваном Леонидовым, 1935–1937).

В 1928 году Гинзбург приступил к сооружению дома-коммуны Наркомфина на Новинском бульваре в Москве. Участок земли под строительство был отведен 2 апреля 1929 года. Строительство началось 12 июля 1929 года. Жилой корпус был закончен в середине 1930 года, а вскоре был готов и коммунальный корпус, строившийся без утвержденных чертежей.

В 1930-е годы Гинзбург в основном занимался созданием конкурсных проектов. В этот период он участвовал в конкурсах на Дворец Советов, театр им. В. И. Немировича-Данченко в Москве, Большой синтетический театр в Свердловске, Парк культуры и отдыха в Москве, павильон на Всемирной парижской выставке 1937 года, дом «Известий», здание Наркомтяжпрома и др.
В 1939 году Гинзбург стал действительным членом Академии архитектуры СССР.

В годы Великой Отечественной войны (1941 1945) Гинзбург возглавлял в Академии архитектуры сектор типизации и индустриализации строительства, а в 1943 году он спроектировал и построил жилой поселок для горняков Подмосковного угольного бассейна.

Одной из последних работ Гинзбурга был проект восстановления Севастополя.

Он сделал много вариантов планировки центральной части города, сохраняя в то же время его исторически сложившуюся структуру, но не успел довести до конца работы по созданию проекта восстановления Севастополя. Незаконченной осталась и работа над новыми санаториями в Кисловодске и Ореанде (ныне Украина).

7 января 1946 году Моисей Гинзбург скоропостижно скончался, не дожив нескольких месяцев до 54-летия. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В последние годы жизни Гинзбург приступил к написанию теоретического труда, посвященного основным проблемам архитектурного творчества. Он успел закончить лишь один раздел этого труда, под названием «Тектоника», отдельные главы которого были опубликованы еще при жизни автора.

Сын Моисея Гинзбурга Владимир продолжил дело своего отца. В 1995 году он вместе с сыном Алексеем, также архитектором, основал собственную мастерскую «Гинзбург архитекс» с целью восстановить дом Наркомфина на Новинском бульваре. Вместе они сделали проект реконструкции. В 1997 году Владимира Гинзбурга не стало, мастерскую возглавил Алексей.

На счету мастерской строительство и реконструкция ряда административных зданий в Москве, и два жилых комплекса в Сочи.

Моисей Гинзбург

Твитнуть это Поделиться Читать позже

Размещено на документах

2 минуты чтения

Моисей Гинзбург был одним из самых активных участников конструктивистского движения, ведущей фигурой во многих группах и учреждениях, от основанной им вместе с Александром Весниным ОСА до Российской академии наук и искусств. Автор многочисленных теоретических текстов, таких как «Старое и новое» и «Современная эстетика», ему часто приписывают установление принципов конструктивизма. Гинзбург сосредоточился на реализации хозяйственных жилищ, чтобы каждая семья могла иметь собственную квартиру. Из пяти построенных экспериментальных блоков самым известным, несомненно, является 9-й.0023  социальный конденсатор 

для Наркомата финансов с 1928-29 гг. Здание Наркомфина, спроектированное совместно с Игнатием Милинисом, было признано Ле Корбюзье оказавшим влияние на его Жилой комплекс, а его планировка послужила источником вдохновения для различных архитекторов. Гинзбург был советским делегатом в ЦИАМ с 1928 по 1932 год.

Оригинальная обложка книги Гинзбурга, оформленная Александром Весниным

В 1930-е годы Гинзбург и его группа переключили свое внимание на социалистические программы переселения и региональное планирование. Значительный интерес представляет его проект города-сада, разработанный совместно с Михаилом Баршем для подмосковных отдельных жилых рядов, утопающих в природе.

Вместе с такими архитекторами, как Барш, Владимир Владимиров, Александр Пастернак, Георгий Зундблат, Иван Леонидов, Георгий Вегман и Игнатий Милинис, он работал над жилищными и планировочными исследованиями для Крыма. Также следует отметить его проект «Коммунальное жилье» в Свердловске (после 1991 – Екатеринбург), разработанная совместно с Пастернаком в 1929-31 гг.

Отдельные проекты 1930-х годов включают проект 1934 года Дворца Советов, театра Немировича-Данченко, парка культуры в Москве, Советского павильона на Парижской международной выставке 1937 года, здания «Известий» и здания Наркомияжпрома в Москве. .

Гинзбург продолжил свои теоретические исследования в издании 1934 года «Жилье». Критик эклектики и стилистического применения, он призывал современников к изучению проблем стандартизации.

Редактор Всеобщей истории архитектуры Академии архитектуры, во время войны возглавлял комиссию по сборным конструкциям, занимавшуюся, в частности, реконструкцией Севастополя, составив многочисленные планы центральной площади и стремясь сохранить ее историческое ядро. Оба его санатория в Кисловодске и Ореанде в Крыму были достроены после его смерти, переделаны и стилистически обогащены.

Архивировано в документах с тэгами авангард, Быт, CCCP, коммуналки, конструктивизм, быт, Ле Корбюзье, модернизм, Моисей Гинзбург, Москва, Наркомфин, С.А. / Современная архитектура, социалист, сталинизм. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Поделиться этой статьей: Facebook Твиттер

Гинзбург Архитекторы

Гинзбург Архитекторы

Алексей Орлов

Татьяна Бархина

Мария Гуревич

справочная:
Архи.
ру Тексты:

13.07.2022

Этот проект Ginzburg Architects занял первое место в международном конкурсе эскизного проекта Соборной мечети в Казани, посвященного 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Концепция белого сада, которую архитекторы представили в современных формах, интерпретирует правила и понятия ислама и отсылает к историческим личностям. Ниже мы подробно рассмотрим проект.

10.12.2020

Одним из важнейших событий 2020 года стало завершение долгожданной реставрации памятника архитектуры советского авангарда Дома Наркомфина, прародителя типологии социального жилья в нашей стране. Дом сохранил свою жилую функцию как основную, а ряд артефактов и реставрационных просветов превратился в живые музейные экспонаты.

09.02.2020

В этой статье мы рассказываем о концепции Центральной районной поликлиники на 240 коек, разработанной Ginzburg Architects и победившей на конкурсе, организованном Союзом архитекторов и Минздравом.

23.06.2020

Ginzburg Architects отреставрировали Особняк Сытина, редкий памятник московского деревянного зодчества начала XIX века.

17.04.2020

Ginzburg Architects завершили реставрацию прачечной Дома Наркомфина, одного из важнейших элементов знаменитого памятника архитектуры советского авангарда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *