Архитектура ар нуво: АР НУВО (МОДЕРН) | Энциклопедия Кругосвет

Содержание

Франко-бельгийское ар-нуво • Архитектура — идеи и история

Вполне естественно, что благодаря союзу талантливых людей, работавших в двух соседних странах, у французского и бельгийского ар-нуво появились общие стилистические тенденции.

Направление Французского ар-нуво проявило себя прежде всего через декоративный стиль в интерьерах, в новых образцах мебели и осветительной арматуры и ограниченно в архитектуре. Запоминающаяся элегантность и экспрессия линий в бельгийском искусстве была трансформирована во Франции в многообразный, декоративный графический язык, который прежде всего подхватили сферы, близкие к массовой культуре.

Французское искусство ар-нуво было в меньшей степени склонно к пространственным и конструктивным экспериментам, в нем также больше читаются мотивы барокко и рококо. Общим же было тяготение к обнажению металлического каркаса зданий, к использованию растительных мотивов декора и богатой цветовой палитры (полихромии).

Русские архитекторы, приезжавшие в Париж и часто заезжавшие в Брюссель, считали, что искусство ар-нуво оставляло некую цельность художественного восприятия и разделить французские и бельгийские мотивы в их творческих работах порой весьма затруднительно, но влияние его на становление русского модерна несомненно.

Первым европейским зодчим, которому удалось отойти от академических образов и создать принципиально новую систему архитектурного языка, был бельгийский архитектор Виктор Орта (1861— 1947). Архитектору, вдохновленному графикой Нового времени художников ар-нуво, удалось проявить особенности нового архитектурно-художественного изобразительного языка в своем архитектурном творчестве.

Творения Орта отличались общностью художественного формообразования, где все приведено к единому стилю. Плавность и тягучесть линий и форм, сложные очертания металлических переплетов на большой площади остекленных фасадов. Многое почерпнуто из мотивов необарокко, а в интерьерах ощущаются ро- кайльные нотки.

Его первым сооружением в изобретенной им стилистике стал отель Тассель (1892-1893), признанный во всем мире архитектурным открытием и объектом для подражания. Криволинейность в линиях фасада, широкие окна с мягкими углами, кованые решетки с узором цикламена — все это становятся основными чертами нового стиля.

Архитектор создал свободное пространство, конфигурацию которого можно было менять с помощью легких перегородок, стеклянных стен и витражей, внутренних лестниц, в зависимости от потреб ностей жителей. В проекте отеля «Сольвей», возводимом с 1894 по 1900 г., также используется прием пересекающегося пространства с использованием съемных стен из стекла.

Центр композиции отведен под лестницу, со временем этот прием композиционного формообразования стал популярен в этом стиле. В 1901 г. В. Орта проектирует здание брюссельского магазина «Инновассион», где впервые фасад здания становится сплошной остекленной поверхностью, прикрепленной к металлическому каркасу. Под влиянием творчества В. Орта во Франции архитектор Эктор Гимар возводит свои постройки, став одним из основателей стиля ар-нуво.

Самый известный его проект — Дом для умалишенных (Кастель Derange, от фр. «беспорядочный»), что в полной мере выразилось в его асимметричном фасаде со смешанной поверхностью каменной кладки, кирпича и керамической плитки, в разбросанных по диагонали окнах с витражами, балконах и порталах.

Интерьер необычен фантастическим лестничным пролетом с металлическим каркасом из железа, плитки и стеклянных элементов. Гимар впервые вписал в каменную арку необычные асимметричные кованые ворота, сделав их незабываемым элементом композиции. С каждой стороны дом имеет свой уникальный художественный образ.

После окончания строительства дома руководство парижского метрополитена поручило Эктору Гимару в 1898 г. сделать дизайн новых станций и входных павильонов. Архитектору удалось отобразить черты нового стиля в таком утилитарном месте, как метро. Э. Гимар создал необычно пластичные конструкции из стекла и металла для 22 станций метро, сохранились, увы, не все.

Благодаря ему появился легкоузнаваемый образ парижской подземки — диковинно изогнутые решетки с растительным орнаментом, покрашенные в пыльно-зеленый цвет, чтобы было похоже на старую бронзу. Чугунные павильоны метро стали признанными шедеврами модерна, так называемый художественный металл стал гимаровским.

Керамика как новый архитектурно-строительный материал также стала ярким проявлением стиля ар-нуво во Франции благодаря совместному творчеству керамиста А. Биго и архитектора Ж. Лави- ротта, построивших особняк на авеню Рапп и дом на улице Абевиль совместно с архитекторами Александром и Эдуаром Отаном.

Эти здания отличаются неожиданным архитектурно-художественным образом, где слиты воедино такие разные материалы, как керамика, дерево, камень и кирпич. Керамика выступила как элемент конструкций и декора в виде орнамента из цветов и ветвей, а также скульптуры, животных, птиц и людей, она сливается воедино со стеклом и металлическими элементами. Керамика стала активным участником формирования фасадов и интерьеров зданий, создавая неповторимый образ, делая фасады необычайно декоративно насыщенными и пластичными. Все в целом создает ореол таинственности и сказочности.

Архитектор Луи-Октава Ракена создал свой уникальный «Дом с каллами», именно они причудливо переплелись не только на фасаде и над крыльцом, но и даже на вентиляционных решетках. Архитектор Шарль Кляйн с художником-керамистом Эмилем Мюллером создал незабываемый образ «Дома с чертополохами», за который они получили первый приз за лучший парижский фасад. В творческом союзе с такими архитекторами, как Анри Соваж, Огюст Перре, Франц Жур- ден и другими, было построено всего около четырнадцати зданий с использованием декора из керамики.

Одним из талантливых зачинателей нового стиля в Бельгии был А. Ван де Вельде (1863-1957, который с 1899 по 1914 г. жил в Германии), сумевший создать свой индивидуальный стиль и положивший начало новому подходу к концепции строительства — рациональной архитектуре. В отличие от чересчур перегруженной декором образов других представителей модерна, его архитектура была космополитична и подчеркнуто сдержана. «Моя цель выше простых поисков нового; речь идет об основаниях, на которых мы строим свою работу и хотим утвердить новый стиль», — писал Ван де Вельде.

Будучи талантливым художником, графиком, мебельщиком, дизайнером и архитектором в одном лице, в своем собственном особняке «Блуменверф» (1895-1896) в предместье Брюсселя он продумал даже детали интерьера и предметов мебели, вместе с одеждой хозяев дома, сделав их гардероб частью единого художественного образа. В проекте он постарался воплотить в жизнь все возможные удобства в доме, при этом реализовав возможности нового стиля— ар-нуво.

Ван де Вельде выступал за освобождение нового искусства от излишней декоративности, романтизма и старой символики, считая, что все должно основываться на рациональном подходе. «Пришло время, когда стала очевидной задача освобождения всех предметов обихода от орнаментов, лишенных всякого смысла, не имеющих никакого права на существование и, следовательно, лишенных подлинной красоты… ».

 Он стал одним из основателей Немецкого Веркбунда — объединения архитекторов, стремившихся поставить ремесленное искусство на промышленную основу. В 1903 г. он возглавил Веймарскую школу искусств и ремесел и занялся проектированием зданий для нее и Академии художеств (позже на ее основе был создан Баухауз).

Проявив себя сторонником зарождающегося рационализма, он отказался от лишнего, неоправданного декора и создал простой объем прямоугольного здания с широкими прорезанными вертикальными рядами окон, заканчивающимися световыми фонарями над рабочими мастерскими. В проекте театра Веркбунда архитектор использовал монолитный бетон, что позволило создать ощущение скульптурной пластичности здания (здание не сохранилось).

Музей Креллер-Мюллер в Оттерло отличается сдержанными аскетичными формами из светлого песчаника. Двухэтажное здание стало примером функциональной архитектуры, где для освещения залов используется дневной свет, свободно проникающий через большие прямоугольные окна, пространство не ограничено внутренними перегородками, гладкие стены создают нейтральный фон для экспозиции.

В конце XIX в. против засилья эклектизма выступили и представители «венского модерна». В Австрии этот стиль получил собственное название — «сецессион», от одноименного названия объединения художников «Венский сецессион», основанного в 1897 г. и сыгравшего большую роль в художественной жизни Австрии.

Ими устраивались многочисленные международные выставки с участием таких представителей стиля, как Коломан Мозер, Йозеф Хоффманн, Йозеф Маря Ольбрих, Макс Курцвайль, Эрнст Штер, Вильгельм Лист, Йозеф Энгельгарт и др. , заложившие основу формообразования венского модерна. Среди участников был и ведущий представитель изобразительного искусства— Густав Климт, повлиявший на становление изысканной орнаментальности венского варианта модерна. Вышивки Германа Обриста в виде плавных изогнутых линий под названием «Удар бича» (или другое название «цикламен») стали лейтмотивом не только для плоского декора, но и для архитектурных форм.

Отто Вагнер, ставший ведущим вдохновителем нового стиля, призывал отказаться от исчерпавших себя исторических стилей и выступал за индивидуальное начало в творчестве. Принципы новой архитектуры он воплотил в проектах вокзалов и станций Венского метро (1894-1907 гг.), в павильоне на ул. Карлсплатц, в доходном доме Майолика-хаус. Его постройки отличаются плотной декоративной наполненностью фасада. В здании почтовой сберегательной кассы (1804-1906) он использовал металлические конструкции и полное остекление зала, что стало ступенью на пути к конструктивизму.

Церковь Святого Леопольда в Штейнхофе (1904-1907) стала одной из ярких работ мастера, отличается своими кубическими формами и сочетанием белого мрамора и золотого убранства. Фасады также украшены цветным стеклом и мозаикой, над входом фигуры ангелов и статуи святых.

Влияние О. Вагнера сказалось и на творчестве итальянских архитекторов. Это проявилось в работах Раймондо д’Аронко, в его монументальном надгробии шейху Зэфира Бея Мехмета Али Сокэка с нюансной декоративностью больших плоскостей стен и посаженным сверху мощным куполом, и в палаццо Кастильони архитектора Джузеппе Соммаруга с упорядоченными скульптурными группами, оформившими окна.

В Вене Йозеф Мария Ольбрихт, ученик Отто Вагнера, создал главный памятник одноименному стилю — здание Венского сецессиона (1898). Перед входом в сецессион высечена золотая надпись: «Времени его искусство, искусству его свободу» — девизвенских модернистов. Здание получилось нетипичным для стиля модерн, а носило, скорее, черты более позднего направления — конструктивизма или кубизма, благодаря своим кубичным формам и строгой симметрии.

Декор на его фасаде выглядит очень элегантно и легко, дополняя своим пластичным цветочным орнаментом компактное строение. На крыше композицию завершает купол из золотых листьев лавра — как символ искусства, который создает контраст его сухой угловатости и прямым линиям силуэта. Голые бетонные конструкции, оставленные в интерьерах без облицовки, а только выкрашенные в белый цвет, создали нейтральный фон для ярких работ экспозиции. Внутри — росписи Густава Климта, основным из которых является «Бетховенский фриз» длиной в 34 м, созданный художником в 1902 г. как интерпретация 9-й симфонии Бетховена.

Другой ученик О. Вагнера — Йозеф Хоффман, стал автором дворца Стокле в Брюсселе (1905-1914), отличавшегося строгостью геометрических форм и тонкостью выполненных деталей. Интересное здание одноименного Эндельского двора с перфорированной пластикой фасада, украшенного цветным стеклом и геометрическим узором, спроектировал Август Эндель (1905-1906).

Так, постепенно происходит отход от причудливой декоративности к простоте геометрических форм. В Германии новое направление поддержали мюнхенские художники, призывавшие порвать с традициями официального искусства со страниц журнала «Югенд», посвященного проблемам искусства. Название «Югендстиль» (от нем. Jugendstil — «стиль молодых») вошло в обиход того времени. Были два главных центра

этого стиля — в Мюнхене и Дармштадте. В городе Риге, находившемся в то время под немецким влиянием, было создано множество зданий в стиле модерн. Более холодный и строгий, чем в других странах, югендстиль не углублялся в пространственно-композиционное и конструктивное решение зданий, акцентируя внимание на декорировании плоскостей и деталей. Типичным примером является проект архитектора Августа Энделя фотоателье «Эльвира» (1897— 1898) где фантастичный декор наложен на гладкую плоскость стены. Фасад украшают хаотичные прорези окон с «рамами-сетками».

Выдающимся представителем немецкого модерна был Петер Беренс (1868-1940), ставший одним из основоположников современной промышленной архитектуры и дизайна. Ему были близки принципы функционализма, учитывая их, в 1901 г. он построил собственный дом в Дармштадтской художественной колонии, включая мебель и предметы обихода, сохранив геометрическую четкость композиционного построения. Став художественным консультантом фирмы в Берлине в 1907 г., Беренс стал основоположником фирменного стиля, предложив связать единым художественным лейтмотивом все атрибуты фирмы АЕЮ.

Он спроектировал в едином ключе заводские и офисные здания, места розничной продажи, связал единой символикой офисную мебель, продукцию фирмы, рекламные постеры, упаковку и т. д. Позже он стал ведущим проектировщиком других известных заводских и фабричных зданий в Берлине и Риге совместно с Ф. Шеффелем и Ф. Зейберлихом. В 1922-1936 гг. П. Беренс возглавил Школу архитектуры при Венской академии художеств. Из его мастерской вышли такие архитекторы, как Ле Корбюзье, Вальтер Гепиус, Мис ван дер Роэ.

Ар Нуво — L’Art Nouveau | Архитектура и Проектирование

Ар Нуво – (франц. L’Art Nouveau — Новое искусство) – французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству Модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них – «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.

Впервые этот термин появился в 1881 г. на страницах журнала «Современное искусство» («L’Art Moderne»), основанного в Брюсселе О. Маусом и Э. Пикаром. Термин «Ар Нуво» охотно использовали в отношении своего творчества тесно связанные с редакцией журнала художники Анри Ван де Велде, Виктор Орта, Э. Грассе, Эктор Гимар. В 1895 г. антиквар из Гамбурга С. Бинг открыл в Париже магазин «

Maison de L’Art Nouveau» (франц. «Дом Нового Искусства»), где показывались произведения традиционного искусства Китая, Японии, а также работы молодых парижских художников Анри Ван де Велде, Э. Галле, П. Боннара, Ф. Брэнгвина, Огюста Родена, Луиса Комфорта Тиффани, выполненные в «новом стиле», отчасти напоминающем восточный, Искусство Востока было одним из источников Ар Нуво.

В 1856 г. французский живописец, гравер и керамист Ф. Бракмон впервые увидел японские цветные гравюры на дереве К. Хокусая в магазине Делатра в Париже. В них заворачивали пачки китайского чая. Но уже очень скоро эти необычные ксилографии привлекли внимание многих французских художников.

Живописцы-постимпрессионисты нашли в них то, что давно искали: эмансипацию цветового пятна, декоративность организации плоскости, выразительность силуэта и прихотливо извивающихся контуров. Характерно и то, что Париж оказался готов к принятию этих пластических качеств, потому что задолго до этого они формировались всей эволюцией европейского изобразительного искусства. В самом начале XIX в. английский поэт-символист и художник

Уильям Блейк один из первых «нашел» изогнутую линию в своих причудливых, фантастических акварелях и гравюрах.

Декоративность контуров и плоскостного пятна культивировалась английскими прерафаэлитами, художниками круга У. Морриса — У. Крэйном, Э. Берн-Джонсом и, несколько позднее, А. Макмардо и участниками «Эстетического движения», возглавляемого Оскаром Уайлдом. Независимо от них, французы Эдгар Дега, Поль Гоген и «понтавенцы», Эдуфрд Мане, Ж.-Л. Форэн, А. де Тулуз-Лотрек и даже Винсент Ван Гог усваивали уроки японской гравюры. Дивизионист Жорж-Пьер Сёра, а вслед за ним М. Дени, и художники группы «Наби», стали придавать символическое значение изогнутым линиям, «восходящим» и «нисходящим» музыкальным контурам. Приемы использования линии и цвета в японской гравюре, росписях фарфора и шелка переосмысливал Джеймс Уистлер. Это своеобразное соединение Запада и Востока, символизма и декоративизма и было воспринято группой бельгийско-французских архитекторов-декораторов во главе с

Анри Ван де Велде, Виктором Орта (Victor Horta) и Эктором Гимаром, создававших свои флореальные «биоподобные» формы (биоморфизм). В 1892-1893 гг. Виктор Орта выстроил знаменитый отель Тассель (Hotel Tassel, Brussels) в Брюсселе с металлическими конструкциями, стилизованными под извивающиеся стебли растений.

В 1895 г. 

X. Обрист показал гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена — линии, удачно названной критиками «ударом бича». Именно эта линия стала впоследствии «визитной карточкой» «стиля модерн» в Европе. В 1898 г. Эктор Гимар создал свои знаменитые биоподобные решетки входов в парижское метро, а в Мюнхене в том же году — Август Энделль (August Endell) — фантастический декор фасада фотоателье «Эльвира». Однако архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений.

На основе изогнутых линий они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность «нового стиля».

Вторым после Парижа центром французского Ар Нуво стала школа Нанси во главе с 

Эмилем Галле (Emile Galle), Л. Мажореллем и братьями Даум. Стиль Ар Нуво интересен тем, что вполне рациональная идея гармонии функции, конструкции и внешней формы сочетается в нем с фантастичностью, причудливостью, даже мистичностью, и потому его можно считать одним из проявлений Романтизма в искусстве рубежа XIX-XX вв.. Но в искусстве этого периода, позднее получившем более общее название Модерна, рядом с Ар Нуво существовали и другие течения: национально-романтическое, геометрическое, неоклассическое.

Власов В.Г.

Входная группа парижского метро. Архитектор Эктор Гимар
Hotel Tassel, Brussels. Архитектор Виктор Орта 
Фотоателье Эльвира. Август Энделль 
Hotel Tassel, Brussels. Архитектор Виктор Орта 

Югендстиль | Тег | ArchDaily

    org/BreadcrumbList»>

6 школ, которые определили свои собственные архитектурные стили

Бразильский брутализм — здание FAU-USP. Изображение © Пользователь Flickr Фернандо Станкунс

Архитектурное образование всегда находилось под сильным влиянием стилей, популярных в данное время, но эта взаимосвязь имеет и противоположное направление. В конце концов, все стили должны где-то возникать, и революционные школы на протяжении прошлых столетий функционировали как влиятельные лица и генераторы своих собственных архитектурных движений. Эти школы, прогрессивные в свое время, часто основываются недовольными экспериментальными умами, ищущими что-то, что ранее и в настоящее время не предлагалось в архитектурной продукции или образовании. Вместо этого они прокладывают собственный путь и приводят с собой своих учеников. По мере того, как эти студенты заканчивают учебу и продолжают практиковать или сами становятся учителями, влияние школы распространяется и рождается новое движение.

+ 9

https://www.archdaily.com/911540/6-schools-that-defined-their-own-architectural-stylesMegan Schires

Путеводитель по архитектуре Мюнхена: от небоскребов до небольших павильонов, от брутализма до искусства Nouveau

© Philipp Heer

Мюнхен – столица Баварии с 1506 года – город с многослойной историей. Его многолетнее развитие как архитектурного эпицентра оставило после себя интересное и уникальное сочетание зданий. От средневековых церквей и соборов до современных синагог. От небоскребов до небольших павильонов. Брутализм в стиле модерн. Архитектура Мюнхена поистине обширна и прекрасна.

Хотя не признавать мюнхенские пивные чудеса было бы неправильно, единственное упоминание об этом веществе будет в потрясающих зданиях (таких как новая штаб-квартира Paulaner от Hierl Architekten), в которых они находятся. Да, другие аспекты города грандиозны, но давайте сосредоточимся на главной достопримечательности Мюнхена: его архитектуре.

+ 20

https://www.archdaily.com/993086/munich-architecture-city-guide-from-skyscrapers-to-small-pavilions-brutalism-to-art-nouveauVirginia Duran

Охватывая кривые: 28 проектов, которые подчеркивают одну из доминирующих тенденций дизайна интерьера 2022 года

Кафе Myfresh / Студия дизайна LOOP. Изображение © Purnesh Dev Nikhanj

Дизайн интерьера постепенно становится предметом интереса архитекторов и дизайнеров. В последнее время, проводя больше времени в помещении, специалисты экспериментируют со своим пространством и изучают различные подходы к масштабу, комфорту и эстетике. Как и все остальное, на дизайн сильно влияют внешние факторы; любое изменение в образе жизни людей влияет на то, как они реагируют на него, сознательно или подсознательно. И хотя эта динамика часто наблюдается в моде или графическом дизайне, она также заметна и в дизайне интерьера. После многих лет линейных, четких и изысканных пространств были возрождены изогнутые силуэты, которые стали одной из доминирующих тенденций дизайна интерьера во всем мире.

+ 39

https://www.archdaily.com/990736/embracing-the-curves-28-projects-that-highlight-one-of-2022-s-dominating-interior-design-trendsDima Stouhi

Обогащение архитектуры: витражи

Абстрактные витражи на станции метро в Монреале. Изображение предоставлено Moyogo / WikiCommons CC BY-SA 3.0

Витражи, в основном связанные с местами отправления культа, тысячи лет использовались ремесленниками по всему миру в различных художественных проектах и ​​инсталляциях. Усиливая архитектуру яркими цветами, процесс витража относится к определенному действию, при котором стекло окрашивается с помощью оксидов металлов во время его производства с использованием различных добавок для создания различных оттенков и тонов.

С точки зрения архитектурного улучшения, витражи часто собираются вместе для создания изображений декоративно-прикладного искусства, позволяя свету фильтроваться и проникать в определенную структуру или здание. В качестве компонента это одновременно декоративное и разнообразное окно, пропускающее в помещение существенное и достаточное количество света для атмосферного и полезного эффекта.

+ 9

https://www.archdaily.com/984419/enriching-architecture-stained-glassRebecca Ildikó Leete

Что такое модерн?

Классика архитектуры: Дом Бальо / Антонио Гауди © Игнаси де Сола-Моралес

Возникшее в период, отмеченный развитием промышленности и экспериментами с новыми материалами, художественное движение в стиле модерн было против историзма, выступая за оригинальность и возвращение к ремеслам. В этом контексте он изображается как попытка диалога между искусством и промышленностью, переоценив красоту и сделав ее доступной для всех посредством серийного производства.

+ 6

https://www.archdaily.com/974955/what-is-art-nouveauCamilla Ghisleni

5 направлений в искусстве, повлиявших на архитектуру

9000 9 Влияние дадаизма на архитектуру. Изображение © Курт Швиттерс, Мерцбау, Ганновер, 1933 г. | Philipp Rümmele

На протяжении всей истории искусство и архитектура всегда были взаимосвязанными дисциплинами. От разработки движения барокко до геометрических рамок модернизма архитекторы черпали вдохновение в стилистических подходах, методах и концепциях исторических художественных движений и переводили их в крупномасштабные жилые сооружения. В этой статье мы исследуем 5 из многих направлений в искусстве, которые проложили путь современной архитектуре, изучая, как архитекторы заимствовали их характеристики и подходы к дизайну для создания своих собственных архитектурных композиций.

+ 8

https://www.archdaily.com/972816/5-art-movements-that-influenced-architectureДима Стоухи

Характеристики 12 архитектурных стилей от античности до наших дней

© ArchDaily

Историю часто преподают линейно. Этот способ обучения часто не учитывал великие исторические повествования и сосредотачивался в первую очередь на западном мире.

https://www.archdaily.com/

    7/the-characteristics-of-12-architectural-styles-from-antiquity-to-the-present-dayJulia Daudén

    Работа Виктора Орта, выдающегося архитектора стиля модерн

    © Генри Таунсенд

    Архитектура Виктора Орта, расположенная по всему Брюсселю, варьируется от безобидной до авангардной. В то время как многие из его зданий были построены в традиционном стиле изящных искусств, наиболее любимы работы Орты в стиле модерн, большинство из которых построено как таунхаусы для бельгийской элиты. Возникнув из традиции декоративно-прикладного искусства и в некотором роде предвосхищая грядущий натиск модернизма, здания Орта в стиле модерн были возведены за короткое десятилетие: примерно 189с 3 по 1903.

    + 14

    https://www.archdaily.com/896933/the-work-of-victor-horta-art-nouveaus-уважаемый-архитекторЭлла Комберг

    В центре внимания: Элиэль Сааринен

    Центральный железнодорожный вокзал Хельсинки. Изображение © Пользователь Wikimedia Revontuli под лицензией CC BY-SA 3.0

    Хотя некоторые теперь могут знать его только как отца Ээро Сааринена, Элиэль Сааринен (20 августа 1873 г. — 1 июля 1950 г.) был опытным и определяющим стиль архитектором в его собственное право. Его новаторская форма урезанного народного модерна совпала с волнующим финским национализмом и соответствующим аппетитом к романтическому национальному стилю и сознанию; его Центральный вокзал Хельсинки стал частью финской идентичности наряду с театрами и литературой на финском языке. Позже, переехав в Америку, его городское планирование и дизайн в стиле ар-деко находили отклик в западных городах первой половины 20-го века.

    + 5

    https://www.archdaily.com/772102/spotlight-eliel-saarinenДарио Гудвин

    AD Classics: вход в парижское метро / Гектор Гимар

    Типичный вход на станцию ​​в Метро Парижа. ImageVia Pixabay под лицензией CC0 1.0 (общественное достояние)

    Разбросанные по улицам Парижа элегантные входы в систему метро Métropolitain в стиле ар-нуво представляют собой коллективный памятник городскому Belle Époque 9.0132 конца 19-начала 20 века. Входы в метро с их извилистыми металлическими конструкциями, напоминающими стилизованные растения, теперь считаются одними из самых знаменитых архитектурных эмблем города; однако из-за настороженности города перед лицом индустриализации и решения архитектора Эктора Гимара использовать тогдашнюю новую архитектурную эстетику потребовались десятилетия, прежде чем входы заработали прославленную репутацию, которой они пользуются сейчас.

    + 5

    https://www.archdaily.com/870687/ad-classics-paris-metro-entrance-hector-guimardLuke Fiederer

    AD Classics: Hôtel van Eetvelde / Victor Horta

    Предоставлено пользователем Викимедиа Zinneke (лицензия CC BY-SA 3.0)

    модерн не выглядят особенно радикальными. Некоторым модерн может даже показаться предсмертным вздохом классицизма 19-го века незадолго до того, как безошибочно современный ар-деко и международные стили вытеснили его в качестве предпочтительных способов дизайна. Hôtel van Eetvelde, спроектированный в 189 г.7 Виктора Орта — архитектора, считающегося отцом стиля модерн, — предлагает другую историю. Благодаря своей инновационной пространственной стратегии и выразительному использованию новых промышленных материалов отель van Eetvelde является свидетельством новизны «нового искусства».

    + 1

    https://www.archdaily.com/803929/ad-classics-hotel-van-eetvelde-victor-hortaLuke Fiederer

    The Long(ish) Read: «Ornament and Crime» Адольфа Лооса

    Вилла Мюллер (1930), Чешская Республика / Адольф Лоос

    Добро пожаловать в четвертую часть серии The Long(ish) Read : функция AD, в которой представлены тексты, написанные известными эссеистами, которые перекликаются с современной архитектурой, внутренней архитектурой, урбанизмом или ландшафтным дизайном. Орнамент и преступление началось как лекция, прочитанная Адольфом Лоосом в 1910 году в ответ на время (конец 19-го и начало 20-го веков) и место (Вена), в которых модерн был статус-кво .

    Лоос использовал это эссе как средство, чтобы объяснить свое отвращение к «орнаменту» в пользу «гладких и прежних поверхностей», отчасти потому, что первое, по его мнению, заставило предметы и здания быстрее выйти из моды и, следовательно, устареть. Это — усилия, потраченные впустую на проектирование и создание лишнего орнамента, то есть — он считал не чем иным, как «преступлением». Идеи, воплощенные в этом эссе, были предшественниками движения Модерн, включая практики, которые в конечном итоге легли в основу Баухауза в Веймаре.

    https://www.archdaily.com/798529/the-longish-read-ornament-and-crime-adolf-loosJames Taylor-Foster

    Casa Vicens Гауди откроется как музей в 2016 году

    Каса Висенс. Изображение © Eric Huang [Flickr CC]

    Спроектированный Антонио Гауди в Барселоне, когда ему было 30 лет, и внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году, Casa Vicens будет преобразован в музей и откроет свои двери для публики во время второго половина 2016 года.

    Дом Висенс, построенный между 1883 и 1889 годами, был первым домом, спроектированным Гауди. Нынешний владелец здания, дочерняя компания финансовой группы Mora Banc Grup, в настоящее время работает над его реставрацией и планированием музея. «Миссия Casa Vicens как дома-музея состоит в том, чтобы представить первый дом Гауди, представляя его как важную работу для понимания его уникального архитектурного языка и развития стиля ар-нуво в Барселоне», — пояснила исполнительный менеджер проекта Мерседес Мора. , в недавнем интервью Iconic Houses.

    Подробности после перерыва.

    https://www.archdaily.com/773218/gaudis-casa-vicens-to-open-as-a-museum-in-2016Nicolás Valencia

    Видео: Размышления о разнообразной работе Чарльза Ренни Макинтоша

    Чарльз Ренни Макинтош считается одним из самых влиятельных художников и архитекторов конца девятнадцатого и начала двадцатого века, а в начале этого года его работы были представлены на выставке в Королевском институте. для британских архитекторов (RIBA) после пятилетнего исследовательского проекта Университета Глазго. Среди выставки более 60 оригинальных рисунков, акварелей и перспектив, охватывающих всю его карьеру, основные моменты включали модели его незавершенных работ и оригинальные проекты для Школы искусств Глазго. Посмотрите короткий документальный фильм выше о пятилетнем исследовательском процессе Совета по исследованиям в области искусства и гуманитарных наук (AHRC), который финансировал работу Университета Глазго.

    https://www.archdaily.com/639531/video-reflections-on-the-diverse-work-of-charles-rennie-mackintoshJoey Jacobson

    Архитектура в стиле ар-деко и модерн

    Откройте для себя художественную сторону архитектуре на рубеже веков и научитесь определять и различать эти популярные направления.

    Определение ар-нуво

    Ближе к концу 19 века художники черпали вдохновение в природе, создавая эстетическое направление, которое повлияло на искусство, архитектуру и дизайн интерьеров. Стиль модерн включает в себя органические формы и имитирует течение природы. Поскольку стиль повлиял на несколько жанров, конструкции в стиле модерн часто полностью гармоничны, от окон до дверных ручек и внутреннего декора.

    Стиль зародился в Бельгии и Франции и распространился по всему миру на Paris Exposition Universelle в 1900 году. Известный под разными названиями в разных странах, он в основном практиковался в Западной Европе и США.

    Под влиянием Движения искусств и ремесел художники сосредоточились на качестве изготовления, но они также использовали современные технологии для создания стилизованных дизайнов с художественными качествами. Стиль модерн отреагировал на быстрое распространение индустриализации, подчеркнув изящные изгибы природы и избегая прямых углов и тяжелой симметрии большей части архитектуры того времени.

    Знакомство с модерном

    Стиль модерн возник в 1890 году как часть Прекрасной эпохи , которая закончилась в 1914 году с началом Первой мировой войны. Первые постройки в стиле модерн появились в Брюсселе, но стиль быстро распространился во Франции. где входы в новую систему метро были самыми ранними примерами. Художники пытались сломать традиционное различие между изобразительным и прикладным искусством, поэтому принципы дизайна в стиле модерн были применены к графике, мебели, стеклу, текстилю, керамике, ювелирным изделиям и изделиям из металла.

    Лампы Тиффани, созданные американцем Луи Тиффани, являются знаковыми образцами мастерства в стиле модерн. Модерн был реакцией на академическое искусство , которое представляет собой насильственный синтез неоклассицизма и романтизма, преподаваемый в европейских художественных академиях.

    Стиль ар-нуво также вызывал ощущение динамизма и движения через «хлыстовые линии», которые представляют собой асимметричные, плавные изгибы, имитирующие природу.

    Характеристика: Естественные формы

    Архитектура в стиле модерн черпает вдохновение из растений и дикой природы и создает плавные линии, контрастирующие с прямыми краями и прямыми углами. Цветы, бутоны, стебли, лозы, животные и женские формы обеспечивают естественные формы зданий в стиле модерн. Это объятие природы в значительной степени является реакцией на 19архитектуре и академическому искусству ХХ века и стремится разрушить различие между изобразительным и прикладным искусством.

    Дом в Мюнхене, спроектированный немецким архитектором Иоганном Циттером, является примером этого стиля. Рядом с изогнутой крышей окно в форме почки встроено в цветущее дерево с мордой льва внизу. Птицы с длинными изящными хвостами обрамляют дерево. Два арочных окна создают симметрию с развевающимися цветами и стеблями наверху. Еще четыре цветка с каждой стороны завершают фасад. Одно из первых зданий в стиле модерн в Праге, Hotel Central, спроектированное Фридрихом Оманном, представляет собой менее сложный пример. Изогнутый эркер окружен волнистыми изгибами дерева; среди кружащихся ветвей выглядывает женское лицо, а перила балкона украшены цветами.

    Особенность: Whiplash Lines

    Основной чертой стиля модерн являются асимметричные изогнутые линии, имитирующие форму нежных природных объектов, таких как стебли цветов, усики виноградной лозы и крылья насекомых. Хотя линия может быть изящной и элегантной, она также может подразумевать силу и ритм кнута, характеристику, которая дала ей название.

    В архитектуре хлыстовая линия объединяет структуру с орнаментом, создавая единый интерьер, который является отличительной чертой этого стиля. Колонны и балки могут превратиться в лианы с усиками, что прямо противоречит традиционным архитектурным ценностям структурной логики и ясности.

    Линия Whiplash была впервые представлена ​​бельгийским архитектором Виктором Орта, который создал лестницы из кованого железа, керамические полы и окрашенные стены в отеле Tassel в Брюсселе.

    Задолго до модерна хлыстовые линии появились в арабесках исламского искусства, в стиле рококо 18 века и в японских гравюрах.

    Определение ар-деко

    Арт-деко был не единым стилем, а набором стилей, иногда противоречащих друг другу. В архитектуре это было реакцией на модерн и включало в себя геометрические фигуры, а не волнообразные линии природы.

    На ар-деко сильно повлиял кубизм, который стремился свести формы к их геометрическим основам: цилиндру, сфере и конусу. Однако ар-деко разработал выборочную геометрию и донес кубизм до более широкой аудитории. Арт-деко также включал мотивы археологических открытий в Египте, Месопотамии, Мезоамерике и Океании.

    Как ар-нуво, так и ар-деко считаются движениями «искусства и ремесла», а это означает, что стиль простирается от изобразительного искусства до архитектуры и даже внутреннего убранства, мебели, светильников, декоративных предметов и оборудования, чтобы создать единую эстетику с архитекторами и дизайнерами интерьеров. работа в командах. Типичные строительные материалы включали железобетон, массовое листовое стекло и алюминий. Дизайнеры ар-деко также часто работали во многих областях и, помимо зданий, создавали проекты самолетов, автомобилей и даже океанских лайнеров. В разных жанрах он сочетал в себе роскошные материалы и искусное мастерство.

    Введение в ар-деко

    Возникнув в начале 20-го века, ар-деко наложился на модерн и развивался как протест против него. Строго связанный с движением, направленным на то, чтобы довести декоративное искусство до уровня изобразительного искусства, ар-деко получил свое название от декоративно-прикладного искусства, термина, впервые использованного в 1875 году для обозначения дизайнеров мебели, текстиля и изделий из стекла.

    Первое здание в стиле ар-деко, Дворец Стокле, было построено в Брюсселе в 1911 году. Стилистический прототип отличался геометрическими формами, симметрией и прямыми линиями, а также роскошным интерьером с фризами Климта.

    На стиль сильно повлиял кубизм, художественное течение, появившееся между 1907 и 1912 годами, сводившее формы к базовым геометрическим элементам: цилиндру, сфере и конусу. В 1930-х годах в ответ на Великую депрессию появилась менее роскошная версия ар-деко под названием Streamline. Он использовал многие из тех же эстетических чувств, но с более дешевыми материалами. После Второй мировой войны возникло архитектурное движение «Международный стиль», и ар-деко был отнесен к автомобилям и музыкальным автоматам.

    Особенность: «обтекаемая» геометрия

    Упрощенная версия стиля ар-деко под названием «обтекаемая линия» появилась в 1930-х годах, в ней были удалены орнаменты и отражены четкие линии машиностроения. Во времена Великой депрессии богатство ар-деко было одновременно неприличным и недостижимым, потому что оно обычно ассоциировалось с высокими затратами. Под сильным влиянием исследований в области аэродинамики и баллистики здания Streamline были асимметричными с закругленными углами, прямыми линиями и плоскими крышами. Они были сделаны из бетона и обычно были белого или пастельного цвета, а иногда имели морские украшения, такие как иллюминаторы. Для дверей и окон использовались современные металлы, такие как алюминий, нержавеющая сталь и хром.

    Стиль Streamline зародился в США и распространился по всему миру. В США его доступность и визуальная привлекательность сделали его популярным для коммерческого использования в таких местах, как магазины, заправочные станции, кинотеатры и мотели. Потребительские товары, такие как холодильники, радиоприемники и тостеры, также часто включали этот дизайн с полированными поверхностями, изогнутыми краями и четкими горизонтальными линиями. Популярная и красочная посуда под названием Fiestaware, представленная в 1930-х годах, является примером стиля.

    Почему ар-нуво и ар-деко часто путают

    Ар-нуво и ар-деко пересекались в начале 20-го века, и оба простираются от изобразительного искусства до декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Обе философии дизайна пытались создать целостный опыт, включая определенные элементы дизайна для мебели, включая ковры, драпировки и светильники. Возможно, по этой причине их часто путают, хотя ар-деко возник в противовес модерну.

    Точно так же оба были ответом на мировые события: модерн на промышленную революцию и ар-деко на Первую мировую войну. Оба они развивались с использованием новейших технологий для создания новых художественных и архитектурных возможностей. Цветы являются типичным предметом для обоих, и оба широко используют витражи и барельефные структуры. Однако их элементы дизайна резко различаются: в стиле модерн используются органические изогнутые линии, а в стиле ар-деко — кубистические геометрические формы. Ар-деко процветал во время Великой депрессии, поэтому его роскошь была уменьшена, а формы обтекаемы.

    Ключевая фигура в стиле модерн:  Антонио Гауди

    Антонио Гауди стал самым известным архитектором в стиле модерн благодаря проделанной им обширной работе. Его великим шедевром является собор Святого Семейства, но ЮНЕСКО также назвала 6 других его зданий объектами Всемирного наследия: Парк Гуэль, Дом Бальо, Дом Мила, Касса Висенс Гауди, Дворец Гуэля и Эль-Кальвет.

    Хотя Саграда Фамилия была начата в 1866 году другим архитектором как готический собор, Гауди изменил собор почти невообразимым образом, за что получил титул «Жрец красоты». поддерживать каменную крышу. Потолок, напоминающий полог леса, украшен керамическими цветами, покрытыми зеленой и золотой мозаикой. Цветное стекло позволяет естественному свету освещать навес, создавая ослепительный и красочный эффект в интерьере здания. Дверные проемы представляют собой гиперболические арки, которые, по мнению Гауди, были более естественными структурами, чем романские или готические арки, а башни увенчаны скульптурной растительностью, найденной в Барселоне.

    Ключевое местоположение, ар-деко: Крайслер-билдинг

    Крайслер-билдинг в Нью-Йорке — один из лучших образцов архитектуры ар-деко. Построенное в 1930 году, оно было самым высоким зданием в мире, пока 11 месяцев спустя не было построено Эмпайр-стейт-билдинг. В соответствии с использованием дорогостоящих материалов в стиле ар-деко первый этаж покрыт полированным черным мрамором, а следующие 3 этажа покрыты белым мрамором. Между 4-м и 16-м этажами фасад из белого кирпича, пересекаемый полосами из белого мрамора. Другие этажи украшены украшениями из нержавеющей стали, горизонтальными полосами, абстрактными рельефами и гигантскими ананасами.

    Первоначально спроектированный как штаб-квартира автомобильной компании Chrysler, 31-й этаж может похвастаться серо-белым фризом колпаков и крыльев, а также украшениями в стиле автомобильного капота на каждом углу. Орлы из нержавеющей стали служат горгульями на 61-м этаже.

    Наиболее узнаваемым аспектом здания является террасированный крестообразный крестовый свод с 7 концентрическими элементами. Обшитый нержавеющей сталью и заклепанный лучами солнца, он имеет треугольные сводчатые окна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *