Архитектура барокко 17 века: Архитектура 17-19 века.Барокко-Портал искусственного интелле…

Искусство барокко в Италии 17 век

В XVII веке Италия не являлась уже той передовой страной, какой она была в эпоху Возрождения. Страна оказалась раздроблена на мелкие княжества, охваченные постоянными междоусобицами, захваченные иноземным господством. Оставшись в результате великих географических открытий в стороне от основных экономических центров, Италия в XVII веке переживает глубокий кризис. Однако уровень, ее можно сказать градус, художественной жизни, напряженной духовной работы нации, тонус культуры далеко не всегда зависят от уровня экономического и политического развития. Часто каким-то необъяснимым образом в жестоких, самых непригодных условиях, на самой каменистой, неблагоприятной почве расцветает прекрасный цветок высокой культуры и потрясающего по высоте искусства. Так получилось и в Италии в конце XVI – начале XVII столетия, когда Рим, опираясь на многовековую культурную традицию, на 30–40 лет раньше других европейских стран отреагировал на изменения исторической эпохи, на новые проблемы, которая новая эпоха поставила перед европейской культурой.

На короткий период времени Италия возрождает свое влияние на художественную жизнь континента, именно здесь появляются первые произведения нового барочного стиля. Здесь формируется его характер и дух. Барокко в Италии стало логическим продолжением достижений искусства предшествующих эпох, например позднего творчества Микеланджело или итальянской архитектуры последней четверти XVI века. Принципы барочного искусства раньше всего формируются в архитектуре Рима, который был центром развития архитектурной мысли рубежа столетий и притягивал огромное количество мастеров из разных стран.

Образ церкви Иль-Джезу оказался настолько актуальным, близким духу эпохи, и отражающим новые черты мировоззрения, что он стал прототипом для многих католических церквей Италии, а также и всей Европы.

Церковь Иль-Джезу

Примером может служить церковь в Санта-Сусанна, построенная на самом рубеже столетий архитектором Карлом Модерной.

Её фасад несколько более компактный чем в Иль-Джезу, все формы и детали объединены общим устремленным вверх ритмом, который не прерывается разделяющим ярусы антаблементом. Наоборот, фронтом первого этажа словно повторяется в энергичном взлете главного фронтона. Ритм, начинающийся у подножия колон первого яруса, активно подхватывается ритмом пилястров второго этажа. Это объединение всего фасада в едином энергичном ритме подчеркивается повторением элементов ордера в различном масштабе, а также двумя волютами ставшими знаковыми деталями эпохи. Богатство фасада усиливается благодаря активной пластике коринфских капителей, расцветающих пышными листьями аканфы и цветами. Благодаря объемным картушам и рельефам, а также благодаря статуями размещенным в нишах фасада пластика его усиливается.

                                                  Санта-Сусанна

Все эти детали, их сложное динамическое взаимодействие, напряжение поверхностей и контрасты светотени усиливают декоративную выразительность фасада. Стена превращается в единую архитектурную массу наделенную пластичностью и динамикой, и словно подчиненную законам органического бытия. Мы не случайно сейчас так подробно останавливаемся на анализе архитектуры этих памятников барочного зодчества. В них уже во всей полноте выкристаллизуются характерные черты, детали, которые будут развиваться в европейской архитектуре XVIIстолетия, проявляясь в большей или меньшей степени в разных национальных школах. Ключевым памятником этой эпохи с одной стороны подводящим итоги предшествующего развития, а с другой стороны открывающим начало нового постренессансного этапа является церковь Иль-Джезу, построенная по проекту Виньолы в 1568 г. Сама яркая часть церкви – фасад был завершен через 10 лет по проекту архитектора Джакома делла Порта (Рис. 1). Базиликальный план церкви несколько изменен в соответствии с нуждами и потребностями католического богослужения. Центральный неф с господствующим над ним полукупольным пространством и акцентированной алтарной частью обрамлен по сторонам небольшими капеллами, в которые превращены боковые нефы.

Подобные членения внутреннего пространства никак не отражается на экстерьере храма, на организации его фасада, на котором сосредоточены все средства архитектурного оформления и декора. Два яруса фасада объединены огромными волютами, одними из излюбленных элементов архитектуры барокко. Ордер на фасаде не является отражением внутреннего членения интерьера. Он скорее просто ритмически организует стену – насыщается ее ритмами и внутренней энергией. Эту сдержанную насыщенную энергию придает и полукруглый фронтон над центральным порталом, напоминающий своим очертаниями изогнутый, приготовившийся к выстрелу, к распрямлению, лук, также полукружья в обрамлении окон.

Характерную рассмотренную нами храмом пластику, активность, динамичность фасада мы увидим в еще более выраженном варианте в других произведениях итальянской барочной храмовой архитектуры XVII века, например в церкви Сант-Иньяцио, построенной в середине XVII века архитектором Аллегради, в церкви Сант-Аньезе середины века и церкви Санта Мария ин Компителли архитекторов Карло Райнальди и Борромини. Особенно хотелось бы отметить пространственную активность барочной архитектуры и её связь с окружающим пространством площади, улицы, города. 

                                                                                                Сант-Иньяцио

                                                                                                Сант-Аньезе

                                                                                    Санта Мария ин Компителли 

Кроме выразительности пластики самого фасада большую роль в общении здания с окружающей средой играет лестница, как например лестница восточного фасада церкви Санта Мария Маджоре, построенного в 1673 г. уже упоминавшимся нами архитектором Карло Райнальди. Эта знаменитая лестница, тремя уступами поднимающаяся к стенам храма, словно продолжает полукруглый выступ восточной апсиды вовне, соединяет здание с окружающим ее пространством.

                                   


                                                                                             Санта Мария Маджоре

Подробные полукруглые, изогнутые, упругие формы были любимы барочной архитектурой, близки её активно транслирующему себя вовне ритму, как например, в церкви Санта-Мария-делла-Паче, середины XVII века архитектора Пьетро де Кортона, где нижний ярус фасада упругой дугой выгибается во внешнее пространство улицы, портик приобретает полукруглые в плане очертания.

                                      

                                                                                     Санта Мария де ла Паче.

Эта энергичная дуга повторяется и в большом центральном окне второго этажа, и в полукруглом фронтоне, вписанном во фронтон треугольный венчающий здание. Еще одной знаменитой лестницей в архитектуре барокко является королевская лестница или так называемая «скала реджиа» построенная Лоренцо Бернини в 1663–1666 г., она соединяет собор св. Петра и ватиканский дворец. В этом сооружении Бернини прибегает к перспективному трюку, к игре в целом характерной барочной архитектуре. По мере удаления от нижней площадки лестница сужается, а колонны, размещенные на ее ступенях, сближаются и уменьшаются по высоте. Различную высоту получили и сами ступени. Все это создает особый эффект. Лестница кажется гораздо выше, чем она есть на самом деле.

Она создает впечатление огромного масштаба и большой протяженности, что в свою очередь, делает особенно эффектным выход папы, его появление в соборе во время богослужения.


Застроенный в форме в своем самом предельном выражении барочные принципы воплотились в работах архитектора Франческо Борромини. В произведениях этого мастера экспрессия форм достигает своей максимальной силы, а пластика стены приобретает почти скульптурную активность. Прекрасной иллюстрацией этих слов может быть фасад церкви Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме, построенный в 1634–1667 гг. Этот храм расположен на углу двух улиц сходящихся к площади четырех фонтанов, и при этом Борромини главный фасад церкви выносит не на площадь, а поворачивает его на одну из узких улочек.

                                              


                                                                                Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане

Этот прием создает очень интересную точку зрения на церковь, по диагонали, сбоку, с усиленной игрой светотени. Кроме того, такое расположение фасада по отношению к внутреннему пространству здания совершенно запутывает зрителя. Экстерьер ничего не говорит об интерьере, он существует как бы сам по себе, независимо от организации внутреннего пространства. Это является значительным изменением в архитектуреXVII века. В отличие от архитектуры эпохи Возрождения, где конструкция здания всегда ясно и четко читалась. Конструктивную роль в барочной архитектуре перестает играть и ордер. Он становится только декоративной деталью, служащей выразительности архитектурного облика здания. Это ясно видно на примере фасада церкви Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане, где ордер теряет логику архитектоники. И в первом и во втором ярусе фасада мы видим круглые колонны, вместо традиционных пилястров во втором этаже. В этом фасаде мы фактически не видим стены, она вся заполнена различными декоративными элементами. Стена растворяется, словно вся играет волнами, то выступая круглыми колоннами-выступами, то изгибаясь, словно углубляясь вовнутрь полукруглыми, прямоугольными нишами-окнами. Антаблементы изгибаются то внутрь, то наружу, членения не получают завершения, антаблемент второго этажа разорван в центре, куда помещен овальный картуш, который поддерживают два летящих ангела.

Усложненная динамика фасадов и напряженная пластика экстерьеров церквей Борромини получает продолжение в интерьерах его храмов, например в церкви Сант-Иво 1642–1660 гг. В плане представляющая собой прямоугольник, где между треугольными выступами стен чередуются различные по форме ниши. Кажется, что интерьер лишен внутренней логики, он не симметричен, порывист и устремлен вверх, где его венчает сложный по форме звездчатый купол.
                                                                  

                                     

                                                                                                                     Сант-Иво

Купола барочных церквей обычно имели сложную архитектурно-декоративную проработку, сочетая в себе разнообразные по форме и размерам кессоны, скульптурную отделку, что усиливало впечатление движения и взлета форм. Такой синтез искусств, свойственный барокко, где архитектура, скульптура и живопись служат единой цели выразительности произведения, мы увидим в лучших произведениях барочного зодчества. Замечательные памятники светской архитектуры – палаццо, дворцы знати, городские и загородные резиденции, виллы были созданы в Италии архитекторами барокко.


Пожалуй самым ярким примером подобного сооружения может быть палаццо Барберини в Риме 1625–1663 гг., в строительстве которого принимали участие лучшие архитекторы Италии XVII столетия Карло Модерно, Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Пьетро де Кортона. Внешняя и внутренняя планировка дворца по барочному пространственны. Со стороны улицы выдвинутые крылья образуют парадный двор перед главным фасадом палаццо, который решен в лучших сдержанных традициях барочной архитектуры. В интерьере благодаря анфиладному построению пространства, оно открывается перед зрителем постепенно, словно торжественные сцены в театральном представлении.Барокко наследует у предшествующих эпох типологию загородной виллы, резиденции знати, которая превращается в цельный барочный ансамбль с террасным парком на склоне холма связанный лестницами и пандусами. Любимая барокко динамика выражается и в частом использовании в ансамблях текучих поверхностей воды – каскадов, водоемов, гротов, фонтанов, в сочетании со скульптурными малыми архитектурными формами, с естественной и стриженой зеленью. Например это вилла Альдобрандини во Фоскатти, архитекторов Джакома дела Порта и Карло Модерно. 

                                                                  Вилла Альдобрандини

                                      

                                                                                                            Вилла Боргезе

Вилла Памфили созданная в середине XVII века зодчим Алегарди, и вилла Боргезе возведенная в первой половине XVII века архитектором Вазанцио Фрими. Такой ансамблевый характер барочной архитектуры оказался очень востребованным и необходимым в XVII веке, когда начинают перестраиваться средневековые города, когда возникают проекты перепланировки отдельных частей городских пространств. Так например по плану Доменико Фонтано главный въезд в Рим с севера был связан с наиболее значительными ансамблями города. От Пьяцаа дель Пополло радиально расходились три прямые улицы, а пространство площади объединялось двумя одинаковыми симметрично поставленными на углах купольными церквями архитектора Райнальди, а также обелисками и фонтанами. Впервые появившаяся в Италии подробная трехлучевая система планировки города станет популярной в Европе XVII–XVIIIвеков. Мы можем видеть её воплощение даже в планировке Петербурга.

Лучшим архитектурным ансамблем Италии XVII века не случайно признается площадь свято Петра в Риме , спроектированная Лоренцо Бернини в 1657–1663 гг.

                        

                                        

                                                                                                               Площадь св. Петра

В этом проекте архитектор решал сразу несколько задач. Во-первых, это создание торжественного подхода к собору – главному храму католического мира, а также оформление пространства перед ним, предназначавшегося для религиозных церемоний и торжеств. Во-вторых, это достижение впечатления композиционного единства собора, здания строившегося на протяжении двух столетий разными архитекторами разных стилей. И Бернини блестяще справляется с обеими задачами. От фасада, построенного в начале XVIIвека архитектором Карло Модерной, отходят две галереи затем переходящие в колоннаду, которая по выражению Бернини «словно раскрытые объятия обхватывает площадь». Колоннада становится словно продолжением фасада Модерны разрабатывая его мотивы. В центре огромной площади стоит обелиск, а фонтаны по сторонам от неё фиксируют её поперечную ось. При движении через площадь зритель воспринимает собор как сменяющуюся череду видов и ракурсов в сложном движении и развитии впечатлений. Фасад же вырастает перед зрителем в момент непосредственного приближения к нему, когда он оказывается перед трапециевидной площадью перед самим фасадом собора. Таким образом ошеломляющая грандиозность собора подготавливается постепенным нарастанием динамики движения при движении через площадь.


Позднебарочная архитектура в Италии не дала подобных памятников равноценных произведениям раннего и зрелого барокко по своему художественному качеству и высоте стиля. Архитекторы последней трети XVII века начала XVIII варьируют во множестве вариантов приемы барочного зодчества, часто утрируя формы, перегружая, чрезмерно усложняя пластику и ритмы. Одним из лучших образцов позднее барочной архитектуры является творчество архитектора Гварино Гварини, работавшего главным образом на севере Италии. Церковь Сан-Лоренцо в Турине, которая поражает вычурностью и избыточностью своих форм является одним из типичнейших его произведений.

                                                        

                                                                                  

                                                                                                      Сант Лоренцо в Турине.

Архитектура барокко в Италии создала потрясающие произведения оказавшие огромное влияние на всю европейскую культуру XVII века.

Архитектура барокко в искусстве XVII — первой половины XVIII века

Мы уже говорили, что новый стиль берет свое начало в Италии. Страна ренессанса породила барокко. Рациональное начало архитектуры Возрождения уступило место началу иррациональному, статичность и спокойствие — динамике, напряжению.

Стиль барокко в архитектуре характеризуется мощным пространственным размахом, сложностью текучих форм и криволинейностью планов, связью с окружающим пространством и различными видами искусства. Иногда декоративное, живописное начало преобладает над конструктивно-практическим.

Синтез искусств в архитектуре нам уже знаком. Но в барокко он приобретает новые формы. Скульптура и живопись создают впечатление декоративной насыщенности, пышности и великолепия. Они переплетаются между собой, заслоняют и деформируют архитектурные формы, чего не было раньше.

Архитекторы барокко не отказались от ордеров, но использовали их произвольно как элемент декора. Колонны, пилястры, карнизы, фронтоны как бы вырастают из поверхности стены и незаметно переходят и превращаются друг в друга.

Италия

Барокко в Италии проходит 3 этапа: раннее барокко — с 1580 до конца 1620-х гг., зрелое барокко — до кон. 17 в. и позднее

  • 1-я пол. 18 в. Мы остановимся на основных достижениях зрелого барокко.

Высокое, или зрелое, барокко связано с творчеством ряда крупнейших мастеров. В Риме работали Джованни Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Карло Райнальди, в Венеции — Бальдассаре Лонгена, в Турине — Гварино Гварини, в Генуе — Бартоломео Баччо ди Бьянко.

Барокко достигает наибольшего напряжения и экспрессии в культовых, церковных постройках. Они были необычайно пышными, так как этим католическая церковь хотела вернуть свое пошатнувшееся могущество в период реформации. Это великолепные сооружения в разных городах Италии: восточный фасад церкви Санта Мария Маджоре в Риме, 1673, К. Райнальди; церковь Сант Андреа аль Квиринале в Риме Дж. Л. Бернини; Церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане в Риме, 1634-1667, церковь Сант Иво алла Сапиенца в Риме, 1642-1660, Ф. Борромини; церковь Сан Лоренцо в Турине, 1668-1687, Г. Гварини; церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции, 1631-1681, Б. Лонгена и многие другие.

Строили и многочисленные дворцы и виллы: палаццо Барберини в Риме, 1625-1663, К. Мадерна, Дж. Л. Бернини, Ф. Борромини; палаццо Пезаро в Венеции, 1676-1710, Б. Гонгена; палаццо Кариньяно в Турине, 1679-1683, Г. Гварини; вилла Альдобрандини во Фраскати близ Рима, 1598-1603, Дж. делла Порта, К. Мадерна и др. Загородные виллы строили с использованием ландшафтной садово-парковой архитектуры.

Центральной фигурой зрелого барокко является Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Он был не только архитектором, но и самым крупным скульптором 17 в. в Италии, а также живописцем. С 1629 г. после смерти Мадерны, продолжал постройку собора св. Петра, создавая его интерьер.

Самым значительным архитектурным произведением Бернини является площадь перед собором св. Петра (1656-1667) (ил.17). Архитектор создал практически две площади — большую (общая глубина — 280 м) эллипсообразную, обрамленную колоннами, и трапециевидную, примыкающую к собору. В центе площади установлен обелиск, фонтаны по сторонам от него определяют поперечную ось площади. Рамки огромной площади ограждались гигантской колоннадой (колонны находятся в 4 ряда и их высота составляет 19 м, наверху — балюстрада со статуями).

Площадь отгораживала собор от беспорядочных римских построек и создавала единый ансамбль. Площадь св. Петра — самый крупный ансамбль итальянского барокко.

Монументальная архитектура площади служила достойным фоном для церемонии съезда знати к тожественному богослужению, совершавшемуся в соборе. В 17-18 вв. такой съезд представлял собой чрезвычайно пышное зрелище.

Бернини принадлежат еще ряд архитектурных сооружений. Это парадная лестница Скала Санта (1663-66) в Ватикане, ведущая в покои папы, небольшая овальная церковь Сант Андреа аль Квиринале (1653-58), окончание и расширение палаццо Киджи-Одескальки в Риме, начатое Мадерной, (1665) и др.

Не меньшее значение для итальянского барокко имеет творчество Франческо Борромини (1599-1667) — соперника Бернини. Борромини довел стиль барокко до максимальной напряженности. Его произведения отличаются особой сложностью и динамичностью форм. Назовем самые значительные.

Церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (у 4-х фонтанов) в Риме (1634-1667) (ил.18). На фасаде церкви можно видеть весь арсенал барочных форм — разорванные дугообразные карнизы, овальные катушки и прочие декоративные детали. Сама церковь имеет в плане сложную форму, напоминающую два колокола, сложенных вместе своими основаниями. Перекрытием служит купол. Как и во многих других зданиях этого времени, композиция церкви решена на контрасте внешних и внутренних архитектурных объемов.

Одной из самых значительных работ Борромини является римская церковь Сант Иво, включенная в здание университета, ( 1642-1660).

Архитектура Италии зрелого барокко оказала огромное влияние на европейское зодчество. Позднебарочная архитектура уже не создала ничего равноценного. Архитекторы последней трети 17 — нач. 18 вв. как бы утрируют приемы барочного зодчества — их решения отличаются крайней усложненностью, даже манерностью. Изукрашенность зданий становится иногда самоцелью.

Нидерланды

В других странах Европы мы можем говорить лишь об элементах барокко в архитектуре, которые чаще всего преобладали в интерьере церквей и дворцов. Так наиболее ярким образцом светского барокко является ансамбль дома Рубенса в Антверпене ( ок. 1610 — ок. 1617). Постройка восходит к итальянским барочным композициям: два здания, соединенные арочным портиком и садовый павильон. Но в изобильности и пышности декора присутствовал национальный вкус, особенно в интерьерах, напоминающих уютные нидерландские дома. В целом же городское строительство было традиционным: здания в несколько этажей строились один возле другого и стояли сплошными рядами вдоль улиц или по периметру площади. Но в 17 в. в угоду новому стилю фасады зданий стали украшаться статуями барельефами, орнаментом, ордерными элементами. Похожей была застройка и голландских городов. Но голландский город отличался морской направленностью. Каналы, плотины, дамбы, шлюзы — характерная примета голландского пейзажа. И вообще голландское зодчество 17 в. было тесно связано с практическими потребностями жизни. Здесь строились ратуши, госпитали, приюты для престарелых, рынки, биржи, склады, здания коммерческих компаний. В этих постройках, как правило, соединялась практическая целесообразность с архитектурной выразительностью. В середине 17 в. в архитектуре Голландии утвердились формы классицизма, заимствованные в Италии и Франции. Об этом разговор далее.

Испания

Стиль барокко нашел благоприятную почву в Испании. Испанская архитектура и ранее отличалась декоративностью форм. А его достижения связаны с именем архитектора Хосе Чурригера (1665-1725) и его учеников; отсюда название стиля чуррегереск. Ему удавалось сочетать барокко с мотивами готики и национальной архитектуры (план и строительство г. Нуэво-Бастан, 1709-1713).

Франция

Ранний период архитектуры барокко во Франции связан с временами правления Людовика XIII (1-я треть 17 в.). Основными его представителями были зодчие Жак Лемерсье (ок. 1585-1654) и Франсуа Мансар (1598-1666).

Жак Лемерсье — королевский архитектор, продолжил строительство Лувра («Павильон часов» и др.), начатое Леско 50 лет назад, начал строить дворец в Версале в виде небольшого охотничьего П-образного замка с Мраморным двором.

Франсуа Мансар строил усадебные дома на берегу Сены к северо-западу от Парижа (Дворец Мэзон).

Строительство Лувра и Версаля в содружестве с живописцем-декоратором Лебреном и архитектором-паркостроителем Ленотром продолжал Луи Лево (ок. 1612-1670). Он же строил другие парадные парковые ансамбли для французской знати (для министра Фуке замок Во ле Виконт).

Фасады дворцов и парки (водоемы, прямые аллеи, стриженная зелень, мраморные и бронзовые скульптуры грандиозного Версальского парка располагались по общей оси всего ансамбля), прилегающие к ним, подчинены строгим линиям, и лишь скульптура соответствует стилю барокко. Парадные интерьеры дворцов полностью подчинялись барокко. Классический экстерьер (внешний вид здания) и барочный интерьер — специфическая черта французской архитектуры этого времени.

Многие французские города тоже имели регулярную планировку.

Клод Перро в 1670-х гг. строил наружные фасады Лувра. В них уже четко читаются принципы классицизма.

А строительство Версаля заканчивал Жюль Андруэн Мансар. Он же построил собор Инвалидов в Париже — крупнейшее церковное сооружение столицы того времени, и самую большую площадь Парижа — Вандомскую.

Делая вывод о монументальной архитектуре Франции, ее можно определить как классицизирующее барокко.

Англия

Рациональная ясность в архитектуре Англии делает ее заметным явлением в Европе. Архитектор Иниго Джонс (1573-1652) изобретает прямоугольное кубообразное здание с покатой крышей и равномерно расположенными окнами на фасаде. Этот тип здания использовался для усадебных построек и многих городских постройках (Банкетиг-хаус в Лондоне для государственных приемов и придворных представлений, 1619-1622). Со 2-й половины 17 в. в английской архитектуре тоже наблюдается преобладание классических тенденций.

Интерьер и предметы внутреннего убранства.

Начнем с дворцов Италии. Парадные залы дворцов эпохи барокко пребывали в лепном и живописном убранстве потолков и стен. Потолки плоские или сводчатые украшались насыщенными яркими росписями (фресками). Мы помним, что монументальная декоративная живопись в Италии приобретает особое развитие. Плоскости стен оформлялись элементами ордеров, лепными гирляндами и волютами.

Полы настилались мраморными плитами. Эффектно оформлялись двери. Стены меньших комнат затягивались ткаными обоями, а также покрывались росписью.

Особое значение играли большие, доходившие до пола зеркала, расширяющие пространство.

Великолепие дворцовых интерьеров усиливалось мебелью. Столы, кресла, бюро-кабинеты, канделябры (светильники) получают предельно сложную и изощренную обработку. Ножки и подлокотники сплошь покрывала позолоченная резьба. Обивка была бархатной. Шести или восьмиугольные столешницы, покоившиеся на резных ножках (1 или 3), создавались из цветного мрамора в технике мозаики.

Появляются новые виды мебели — шкафы, бюро-кабинеты. Они вытесняют кассоны и лари. Стекло, каменная мозаика, позолоченная бронза — статуэтки, бюсты, сфинксы, медали, орнамент, украшали эту мебель.

Различные изделия из золота и серебра, украшенные драгоценными камнями (кубки, чаши, бокалы), расставленные по залам дворцов, тоже создавали впечатление богатства и роскоши.

Примеру Италии последовали другие европейские страны. Во Франции тоже начинают строить дворцы с парками. Некоторые дворцовые помещения имеют форму овала. Но интерьер 1-й половины 17 в. во Франции более сдержан. Стены парадных залов облицовывались цветным мрамором, в жилых помещениях деревом, обтягивались тисненой кожей или шпалерами. и мебель была попроще. Лишь декоративная обивка из бархата и шелка, прибитая гвоздями с большими шляпками, была эффектной. Столы покрывались скатертями. Кровати были старого типа с балдахинами и занавесками.

Бюро-кабинеты, выполненные из черного дерева, украшенные резьбой и инкрустацией из других пород деревьев, тоже получили широкое распространение.

Но с наступлением времен Людовика XIV картина меняется. К этому времени начинает хорошо работать художественная промышленность и производить высокохудожественные предметы.

Интерьеры Людовика XIV приобретают чрезвычайно пышный и парадно-торжественный характер. Они служили фоном для церемоний и ритуалов придворной жизни того времени.

Художественным диктатором был придворный художник Шарль Лебрен. Он вводил в отделку помещений цветной мрамор, позолоченную бронзу, рельефы, плафонную живопись. Главную роль в убранстве помещений играли архитектурно-пластические рамы, которые обрамляли и украшали отдельные участки стен (залы Войны и Мира в Версальском дворце).

Дворцовая мебель стиля Людовика XIV тоже отличалась перенасыщенностью и богатством оформления резьбой и позолотой. В моду входит мебель «стиля буль» из черного дерева, декорированного бронзовыми рамками со вставками из панциря черепахи, перламутра и т. д. В отделке активно применялась позолоченная бронза, серебро, латунь, олово.

Кресла и стулья имеют S-образныае ножки, причудливой формы подлокотники. Сиденья и спинки обтягивались модными шпалерными тканями с изображением деревьев, цветов, птиц, всевозможных завитков.

Особую популярность приобретают диваны. Рамы их спинок имеют волнообразные очертания.

На гнутых ножках были и комоды, сменившие сундуки-кассоны для хранения белья. Они тоже украшались резьбой и золоченой бронзой.

Помещения оформлялись шпалерами, шелковыми тканями, драпировками и скатертями, ворсовыми коврами, настилавшимися на пол, изделиями из серебра и мягкого фарфора.

С конца 17 в. вследствие ухудшения экономического положения страны, в том числе и королевского двора, вызванного военными и политическими неудачами, предельная роскошь Людовика XIV уступает место относительной сдержанности. В интерьерах появляются и усиливаются элементы классицизма.

Стиль барокко распространился и на севере Европы — во Фландрии. В 1-й половине 17 в. фламандские интерьеры сохранили еще черты ренессанса, но в целом соответствуют стилю Людовика XIII.

Стены почти не отделываются мрамором, а высокой деревянной резной панелью, обтяжкой из шелка и бархата, тиснеными кожаными обоями. Характерен интерьер дома Рубенса в Антверпене, построенного и отделанного внутри самим мастером в 1611-1612 гг.

Фламандская мебель более рациональна по конструкции и менее перегружена украшениями.

Еще более умеренными были голландские интерьеры.

Английские интерьеры 1-й половины 17 в. дают общую картину постепенного перехода от ренессансного убранства к классицизму. Здесь признаки барокко наблюдаются во 2-й половине 17 и начале 18 века, они связаны со школой К. Рена, и ограничивались применением в отделке лепных деталей и гирлянд.

Барочный Рим | Эссе | Метрополитен-музей

В семнадцатом веке город Рим стал непревзойденным выражением католического величия и триумфа во всех искусствах. Архитекторы, художники и градостроители в стиле барокко настолько возвеличили и оживили классические и церковные традиции города, что он на века стал признанной столицей европейского мира искусства не только центром внимания туристов и художников, но и водоразделом вдохновения во всем мире. западный мир.

Урбанизм и архитектура
Хотя в эпоху Возрождения Рим приобрел великолепные здания и памятники, он также пострадал от нападений теологов Реформации и вторгшихся армий; Несмотря на то, что здесь находятся крупные центры религиозного паломничества и почтенные руины Императорского Рима, бессистемная уличная система города затрудняла движение и уменьшала обзор памятников для зрителей. Чтобы исправить эту ситуацию, папа Сикст V (годы правления 1585–1590) продвигал свое видение «Рима in forma sideris», то есть Рима в форме звезды. Он нанял Доменико Фонтана (1543–1607) и других планировщиков для прокладки проспектов для процессий, соединяющих великие базилики, такие как Санта-Мария-Маджоре и Сан-Джованни-ин-Латерано, с другими стратегическими точками; маршруты исходили, как лучи звезды, от центральных площадей, отмеченных египетскими обелисками, привезенными в Рим в древние времена.

Сегодня папство контролирует только небольшую зону, известную как Ватикан, но его владения в прежние времена не были столь ограничены, и папское покровительство преобразило весь город. Три энергичных папы, Урбан VIII (годы правления 1623–1644), Иннокентий X (годы правления 1644–55) и Александр VII (годы правления 1655–67), зарядили разносторонние таланты Джан Лоренцо Бернини (1598–1680), Франческо Борромини (1599–1667) и Пьетро да Кортона (1596–1669) с заказами на монументализацию и украшение территорий по всему Риму. Бернини выполнил несколько проектов базилики Святого Петра, центра папской власти: он создал великолепный бронзовый балдахин (балдахин) над главным алтарем для Урбана VIII, а для Александра VII он разработал скульптурное украшение кафедры Петра в соборе. апсида и широкие круглые колоннады, обрамляющие фасад. Рядом Бернини спроектировал Понте Сант-Анджело, мост через Тибр, украшенный ангелами, несущими инструменты страстей Христовых, что облегчило движение между Ватиканом и важным торговым районом через реку.

Все папы пользовались официальной резиденцией в Ватикане, но уделяли внимание и своим дворцам в других частях города. Иннокентий X, например, разработал площадь Пьяцца Навона, поручив Борромини спроектировать фасады церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне и своего дворца по соседству, а Бернини поручил создать впечатляющий Фонтан Четырех рек, чьи бьющие воды, колоссальные скульптура и венчающий обелиск образуют центральную часть площади. Введение фонтанов и монументальных лестниц по всему городу побуждало пешеходов не только легко перемещаться с места на место, но и задерживаться в благоустроенных переходных пространствах. Ярким примером является Испанская лестница, симметричная система площадок и изогнутых лестниц, которые соединяют два района, ранее разделенных непроходимо крутым холмом. Хотя несколько художников предлагали решения проблемы, в конце концов Ступени были построены по элегантному проекту Франческо де Санктиса и завершены в 1726 году.0003

Строительство и украшение церквей в стиле барокко
На протяжении семнадцатого века вдоль недавно проложенных улиц Рима строились церкви, а существующие здания модифицировались в соответствии со вкусом барокко. Борромини спроектировал инновационные церкви, такие как Сант-Иво-алла-Сапиенца и Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане, в которых сложные гармонии изогнутых и прямоугольных форм создают удивительные скульптурные интерьеры. Борромини также реконструировал древнюю базилику Сан-Джованни-ин-Латерано, включив в нее лепнину Алессандро Альгарди, позолоту и обилие цветного мрамора — материалы, щедро применявшиеся во многих других римских интерьерах. В часовне Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Виттория Бернини использовал скульптуру, архитектурные элементы и скрытые источники света, чтобы превратить семейную часовню в театральное воссоздание святой Терезы Авильской, экстатически принимающей ангела со стрелой божественной любви. . В результате нового выпуклого фасада Пьетро да Кортона для Санта-Мария-делла-Паче маленькая церковь, кажется, вздымается на площадь снаружи и манит зрителя, поворачивающего на улицу впереди.

Художники

также приняли вызов по созданию интегрированной среды ( un bel composto ), предназначенной для усиления религиозного опыта. К 1600 году на трех известных картинах, иллюстрирующих жизнь святого Матфея, Караваджо сделал свет, представленный на каждой картине, соответствующим фактическому освещению часовни, где должны были висеть картины. В 1640-х и 1650-х годах Пьетро да Кортона украсил своды Санта-Мария-ин-Валличелла захватывающими изображениями Троицы во славе и Успения Богородицы, в которых монументальные группы фигур, видимые снизу, изображают небесные события, как если бы они происходили в поле зрения зрителя. собственный опыт. Потолочные фрески Пьетро стали эталоном для многих более поздних шедевров, в том числе для «Сияющей Триумф имени Иисуса (1676–79) в Иль-Джезу, главной церкви ордена иезуитов, расписанная Джованни Баттиста Гаулли, и Слава святого Игнатия Андреа Поццо (1691–94) в церкви Сант. Игнацио, где потолок, кажется, открывается, чтобы показать святого, возносящегося на небеса над парящим собранием ангелов и олицетворений.

Живопись и декоративно-прикладное искусство
Концентрация желающих покровителей в Риме привлекала художников со всей Европы, и художники продолжали отстаивать первенство техники, основанной либо на рисунке ( disegno ) или окрашивание ( colorito ). Среди художников, получивших признание за примирение двух подходов, был уроженец Болоньи Аннибале Карраччи (1560–1609), который применил свои дары как рисовальщика, так и колориста к зарождающемуся жанру пейзажа, а также к традиционным религиозным сюжетам; его Коронация Богородицы (1971. 155), например, сочетает в себе композиционную схему, заимствованную у Микеланджело, с тонким освещением в духе Тициана. В знаменитых публичных дебатах, вероятно, проведенных в 1636 г., Андреа Сакки (ок. 159 г.9–1661), чей Маркантонио Паскуалини, коронованный Аполлоном (1981.317), демонстрирует его зависимость от рисунка, претендовал на композиции с небольшим количеством фигур и чистыми контурами, в то время как Пьетро да Кортона выступал против него, выступая вместо этого за большие собрания фигур и более свободную кисть. Влияние Сакки заметно в творчестве французского художника Николя Пуссена (1594–1665), который сделал свою карьеру в Риме, рисуя сцены из библейской и классической истории; в его Похищение сабинянок (46.160), он использует смелые цвета, четкие контуры и фигуры, заимствованные из греко-римской скульптуры, что характерно для его искусства.

Буйная театральность городских проектов семнадцатого века также оживляет небольшие образцы скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Ранняя «Вакханалия » Бернини (1976.92) включает фигуры в характерных скручивающихся позах в композиции, отличающейся со всех точек зрения. Чаша со святой водой Джованни Джардини (1995.110) изображает Святую Марию Египетскую на вогнутом серебряном панно, обрамленном в лазурит, и клавесин Микеле Тодини (89)..4.2929), которую несут тритоны из позолоченного дерева, задуман как центральный элемент мифического музыкального состязания.


Цитата

Сорабелла, Джин. «Барокко Рим». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/baro/hd_baro.htm (октябрь 2003 г.)

Дополнительное чтение

Барберини, Мария Джулия и др. Жизнь и искусство в барочных дворцах Рима: Ambiente Barocco . Каталог выставки. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1999.

.

Браун, Беверли Луиза, изд. Гений Рима, 1592–1623 гг. . Каталог выставки. Лондон: Королевская академия художеств, 2001.

.

Хаскелл, Фрэнсис. Меценаты и художники: исследование отношений между итальянским искусством и обществом в эпоху барокко . 2 изд. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1980.

.

Краутхаймер, Ричард. Рим Александра VII, 1655–1667 гг. . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1985.

.
Дополнительные эссе Джин Сорабелла
  • Сорабелла, Джин. «Паломничество в средневековой Европе». (апрель 2011 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Портрет в эпоху Возрождения и барокко в Европе». (август 2007 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Венецианский цвет и флорентийский дизайн». (октябрь 2002 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Искусство римских провинций, 1–500 г. н.э.» (май 2010 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Обнаженная в барокко и более позднем искусстве». (январь 2008 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Обнаженная в Средние века и Возрождение». (январь 2008 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Обнаженная натура в западном искусстве и ее истоки в античности». (январь 2008 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Монашество в Западной средневековой Европе». (первоначально опубликовано в октябре 2001 г., последняя редакция в марте 2013 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Дизайн интерьера в Англии, 1600–1800». (октябрь 2003 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Викинги (780–1100)». (октябрь 2002 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Рисование жизни Христа в средневековой и ренессансной Италии». (июнь 2008 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Рождение и младенчество Христа в итальянской живописи». (июнь 2008 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Распятие и Страсти Христовы в итальянской живописи». (июнь 2008 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Каролингское искусство». (декабрь 2008 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Оттонское искусство». (сентябрь 2008 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Балет». (октябрь 2004 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Опера.» (октябрь 2004 г.)
  • Сорабелла, Джин. «Гранд тур». (октябрь 2003 г.)

Архитектура голландского барокко: история и особенности

Маурицхейс. Первоначально опубликовано на Flickr как голландский парламент, Гаага. Автор Райнер Эберт. Опубликовано в разделе CC BY-SA 2.0. Никаких изменений в это изображение не вносилось.

Когда вы думаете о голландской архитектуре, на ум могут прийти знаменитые дома на каналах Амстердама. Однако голландская архитектура выходит далеко за рамки домов у каналов — Архитектура голландского барокко является одним из самых захватывающих стилей.

В период голландского барокко были построены характерные дворцы, церкви и другие здания. Рассмотрим подробнее, что пошло на их создание.

Содержание:

  • Введение в архитектуру голландского барокко
  • Характеристики архитектуры голландского барокко
  • Авторы и архитекторы
  • Заключение

Введение в архитектуру голландского барокко

Архитектура голландского барокко, как следует из названия, является частью стиля барокко. Архитектура барокко началась как католический ответ на протестантскую реформу.

По иронии судьбы, его усыновили протестанты. Нидерланды, называвшиеся тогда Голландской республикой, были одной из таких протестантских стран. Обратите внимание, что голландское барокко также распространилось на колонии Нидерландов.

Давайте на мгновение вернемся к архитектуре в стиле барокко. Само «барокко» — это художественно-исторический термин, относящийся к периоду примерно с 1600 по 1750 год. Слово произошло от португальского «барокко», которое относится к неправильной форме камня или жемчуга. Впервые он был использован критиками 18-го века для описания архитектуры и искусства прошлого века, которые они считали необычными, богатыми и нестандартными.

Архитектурный стиль барокко зародился в Италии после эпохи Возрождения и отличался орнаментом и сочетанием различных искусств.

В Нидерландах архитектура барокко развивалась в своем собственном уникальном стиле с 17 по 18 века. Поскольку архитектура голландского барокко развилась после обретения Нидерландами независимости от испанской монархии, архитектурной темой стала новая республика.

Экстравагантность стиля голландского барокко стала возможной благодаря огромному богатству, которое голландцы накопили за счет сахарных плантаций, трансатлантической работорговли и импорта Вест-Индской компании.

Некоторые примеры стиля голландского барокко включают:

  • Westerkerk (Западная церковь), Амстердам, 1631

  • Huis Ten Bosch (Дом в лесу), Гаага. 1647

  • Маурицхёйс , Гаага, гр. 1640

Характеристики архитектуры голландского барокко

  • Большинство зданий в стиле голландского барокко или зданий с элементами голландского барокко были общественными зданиями, церквями и дворцами.

  • Стиль отражает религиозную напряженность того периода. Он имеет тенденцию быть более строгим, чем архитектура барокко других европейских народов, возможно, из-за религиозного влияния.

  • В этом стиле использовались материалы, распространенные в ту эпоху и в этом регионе, включая камень, деревянные своды и кирпич. Действительно, здания в основном строились из кирпича, а камень использовался в умеренных количествах для декоративных элементов фасадов и парадных входов.

  • Благородные материалы (то есть материалы, которые не реагируют с другими элементами с образованием соединений, таких как золото и платина) предназначались для интерьеров.

  • Кстати, интерьеры обычно были более богато украшены, чем экстерьеры. В них можно было найти лепку, аппликации из латуни, роспись и резьбу по дереву.

  • Симметрия использовалась, чтобы подчеркнуть центр конструкции.

  • Можно найти такие элементы, как остроконечные крыши, шпили, гигантские ордерные пилястры и центральные фронтоны.

  • Также присутствуют классические ссылки. К ним относятся арки, колонны, фронтоны, фронтоны и так далее. Они были в основном декоративными и использовались для наружных фасадов.

  • Элементы барочной архитектуры в целом, конечно, тоже встречаются. К ним относятся впечатление величия, большие купола, драматизм и использование зеркал для усиления света. Однако обратите внимание, что голландское барокко более сдержанно, чем другие стили барокко, когда дело доходит до экстерьера.

Обратите внимание, что Голландская республика была одной из великих держав 17 века, и ее архитектура оказала влияние на другие европейские страны. Например, голландские архитекторы работали над различными проектами в России, Скандинавии и Германии.

Сторонники и архитекторы

Архитектура Голландской республики должна была отражать республиканские и демократические ценности. Он сделал это, черпая вдохновение из классической античности. Таким образом, многие голландские архитекторы брали рекомендации у итальянского архитектора Андреа Палладио.

Они также черпали вдохновение в проектах Хендрика де Кейзера. Де Кейзер помог создать венецианский стиль с помощью таких зданий, как Вестеркерк и Ноордеркерк.

Как правило, архитектура в Нидерландах (то есть в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге) оставалась скорее вложенной в формы северного итальянского Возрождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *