Архитектура и скульптура древней японии: Искусство Древней Японии / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Искусство Древней Японии / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Множество археологических находок, сделанных на территории Японии, свидетельствует о существовании там доисторической культуры. Древнее японское искусство представлено самобытными археологическими культурами Дземон (VIII тысячелетие—V в. до н. э.) и Яеи (V в. до н. э.— IV в. н. э.).

В период владычества в Китае династии Хань Япония знакомится с культурой Китая и Кореи. Единое Японское государство берет свое начало с княжества Ямата, центр которого находился вблизи современного города Нара.

В VII в. в Японию из Китая проникает конфуцианство. На смену родовой организации приходит централизованное правление по китайскому образцу. Японцы приняли китайскую письменность. Китайская империя и ее двор становится тем идеалом, которого в VIII и IX вв. старались достигнуть японцы. Первая столица строилась на основе регулярной прямоугольной планировочной схемы.

В VI в. н. э. Япония приняла в качестве государственной религии буддизм.

Идея единого государственного порядка, императорской власти, получила выражение в новых типах построек — дворцов, монастырей, пагод, храмов. Заимствованные из соседних стран — Китая и Кореи, типы архитектурных сооружений получили своеобразную трактовку. Это сказывается в отходе от полной симметрии в плане монастырей, в характере восприятия зрителем главной алтарной композиции и т. д. Монастырь Хорюдзи близ Нары, основанный в конце VI — начале VII в., — пример комплексного сооружения, сочетавшего в себе архитектуру, скульптуру и живопись. Живопись сохранилась плохо, а вот скульптура (скульптор Тори Бусси), а также прекрасная деревянная позолоченная фигурка Мирокубосацу из монастыря Тюгудзи воплотили в себе характерные черты японского искусства VI—VII вв.: нарядность архитектуры, богатство скульптурного убранства.

Рост могущества буддийских монастырей в Наре заставил императора в 784 г. перенести свою резиденцию в другое место. Новая столица империи находилась в районе современного Киото.

В центре города располагались дворец и обширные монастыри. Планировочная структура города была прямоугольной и состояла из главных и второстепенных улиц. Длительное время (около пяти веков) город служил столицей Японии.

Иным становится искусство в VIII—IX вв., когда пафос новизны заимствований оказался исчерпанным. Другие идеи — величия, утверждения государственной мощи (в это время Япония стала империей) находят свое косвенное отражение в памятниках культуры. В это время строится знаменитый зал Дайбуцудэн в Наре (основан ок. 752 г.), предназначенный для установки колоссальной бронзовой статуи Будды (в первоначальном виде не сохранилась). В самих формах скульптуры этого периода выражена идея зрелости, полноты, спокойной ясности и умиротворенности. Классическим памятником этой эпохи является решетка фонаря в монастыре Тодайдзи в Наре (VIII в.) с изображением мифического небесного музыканта — флейтиста.

Период с конца VIII до конца XII в. получил название эпохи Хэйан (по наименованию новой столицы). Это был этап расцвета утонченной придворной жизни, которая способствовала развитию и взаимодействию декоративно-прикладного искусства, поэзии, музыки. Строится новая столица Хэйан (ныне Киото) с императорским дворцом Дайдайри (начало IX в., восстановлен в конце XVIII в.), в убранстве которого отразились художественные вкусы эпохи.

Конец XII — середина XVI в. — эпоха развитого феодализма в Японии. На смену родовой аристократии к власти пришло военное сословие самураев. Из всех течений буддизма суровым воинам ближе всего была секта дзэн, которая привлекала их простотой ритуала, культом воинского мастерства. Специфическое явление этой эпохи — так называемые сады камней или сухие сады, впервые появившиеся в дзэнских монастырях как место для самоуглубления и созерцания. Так, например, сад монастыря Реандзи располагается на маленькой площадке — 19×23 м, усыпанной гравием и обнесенной стеной. Гравий расчесан граблями так, что напоминает морские волны, а камни на площадке (всего 15 камней) символизируют разбросанные островки бытия в море пустоты.

Созерцание такого сада, живописной ширмы или просто белой стены, а также ритуал традиционного чаепития использовались как средства сосредоточенного размышления дзэнских монахов, направленного на достижение просветления — «сатори». Позже, в XV—XVII вв., питье чая в павильонах среди специальных садов распространилось как особая церемония среди воинской верхушки и богатеющих представителей ремесленников и торговцев. Объединяемые понятием «горожане», они стали средою развития нового типа художественной культуры. Чайная церемония сделалась для них не только средством отвлечься от обыденности, но и возможностью наслаждаться красотой чайного павильона, свитка в его нише, посуды, самой церемонии приготовления чая.

Знаменитые мастера чая (Сэн-но Рикю и др.) создавали на первый взгляд непритязательную, но очень тонкую атмосферу чайной церемонии, в которой подчеркивались идеалы сельской жизни. Известные мастера изготовляли великолепные чаши для чайных церемоний. Художники знаменитой школы Сотацу-Корина оформляли не только ширмы, но и веера, шкатулки, кимоно, создавая целостную предметную среду обитания человека. Их произведениям свойственны богатство красок, блеск золота и вместе с тем изысканность.

В XVII в. с расцветом торговли, ростом городов получила развитие демократическая культура третьего сословия — ремесленников и торговцев. Наиболее состоятельные из них могли себе позволить украсить свой быт изделиями школы Сотацу-Корина, и все без исключения увлекались популярными книгами и гравюрами «укие-э» — «искусство быстротекущей жизни». Эти издания были много тиражными, доступными по цене, поистине массовыми. Но и среди них есть классические произведения, прославившие японское искусство. Именно гравюра впервые представила для европейцев второй половины XIX в. дальневосточное искусство. Ее выразительность произвела большое впечатление на художников-импрессионистов и их последователей. Классическая гравюра была последним проявлением традиционной японской культуры, в недрах которой уже зрели изменения, приведшие к становлению культуры современной капиталистической Японии.

В ходе развития Японии по пути капитализма заметно изменился в ней и ход художественных процессов.

Влияние Европы и Америки, от которого феодальное правительство «заботливо» оберегало своих граждан, теперь начинает явственно сказываться на всех областях жизни (5, стр. 49-100; 6, т. 1, стр. 446-449; 8, стр. 208-212; 12, стр. 24-25).

Японская архитектура

Источники


Искусство Древней Японии — удивительный мир красок и форм

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы предлагаем вам прикоснуться к прекрасному и поговорить про искусство Древней Японии. В статье ниже мы кратко рассмотрим этапы истории, повлиявшие на становление японского искусства, а затем более подробно остановимся на каждой из его составляющих. Вы узнаете об особенностях не только традиционных видов, например, архитектуры, живописи, но и об искусстве боев, миниатюр, театра, парков и многом другом.

Итак, статья обещает быть интересной, а главное – познавательной!

Содержание:
Исторические периоды
Живопись
Архитектурное направление
Скульптурное направление
Другие виды
Заключение

Исторические периоды

Страна Восходящего солнца обладает уникальной культурой, воплотившейся в традиционных самобытных зданиях и храмах, картинах, изваяниях, украшениях, садах, литературных произведениях. В последние века набирают популярность такие нетривиальные направления, как ксилография, поэзия, оригами, бонсай, икебана и даже манга и аниме. Все они складывались долгое время, уходя корнями в глубокую древность.

Об этом времени было известно очень мало вплоть до начала прошлого столетия, ведь Япония была довольно закрытой для остального мира страной. Однако с тех пор проводились многочисленные исследования, археологические раскопки находки которых поражают. Они показывают, что уже во втором тысячелетии до нашей эры существовало культурное японское общество, а первобытные племена жили на островах еще 15-12 тысяч лет назад.

Японская культура начала складываться примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры, но пика развития достигла в Средние века – в период с VI по XVIII век.

Древнеяпонская история начинается с доисторических времен и завершается этапом Хэйан в VIII-IX веке, хотя многие исследователи относят сюда и более поздние периоды. В связи с этим выделяется три крупных этапа, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие периоды, или дзидай. Каждый из них характеризуется появлением новых изделий, сооружений, стилей.

  1. Первобытно-общинный строй

Первобытное общество в Японии существовало в эпоху неолита, когда у людей появились первые каменные орудия, а также в период Дземон и Яей. Считается, что Дземон продолжался с 10-го тысячелетия до IV века до нашей эры. Тогда стали появляться первые изделия из керамики, имевшие такое же название, как и вся эпоха – дземон.

Глиняный сосуд эпох дзёмон

Эти сосуды были асимметричной формы и имели традиционные орнаменты в виде скрученной веревки. Есть мнение, что они использовались в различных ритуалах и обрядах. Тогда же появились разного рода украшения — сережки, браслеты и ожерелья из глины, зубов животных, ракушек, каменных пород, хрусталя.

Серьги и браслеты из глины периода дзёмон

В III столетии до нашей эры наступила эпоха Яёй, продлившаяся шесть веков. Тогда местные жители научились выращивать рисовые культуры, занялись сельским хозяйством, продолжили осваивать мастерство керамики, а также стали плавить металлы, среди которых самым главным было железо, делали оружие из меди и колокола из бронзы.

Бронзовый колокол дотаку, конец эпохи Яёй
  • Становление государства.Японская государственность стала складываться с IV по VIII столетия. Это время известно под названием периодов Кофун и Ямато. Тогда в стране появилась целая сеть курганов-захоронений, а сама Япония стала сближаться с Поднебесной, неизбежно переняв религию – буддизм, а с ним – архитектуру, скульптуру.Важнейшее сооружение эпохи – Хорю-дзи, представленное пагодой в пять ярусов. У курганов стали устанавливаться особые изваяния из глины, именуемые «ханива».
Хорю-дзи, Япония
  • Установление законов.Данный этап приходится на периоды Нара (VIII век) и Хэйан (конец VIII-XII века). В тот момент японцы становятся еще ближе своим соседям – китайцам и корейцам, заимствуют наряду с буддистской концепцией также конфуцианскую и даосскую, перенимают техники обработки металла, методики строительства и проектирования зданий, новые веяния в живописи. Особенно меняется архитектура – на смену простым синтоистским святилищам приходят многоярусные буддийские ступы наподобие индийских. В жилищах обычных людей вместо голой земли на полу появились планки из дерева, а сверху – крыши из кипариса.
Изображение периода Нара в Японии

Если говорить о более позднем времени, то можно выделить еще несколько периодов и их главные культурные особенности:

  • Каракум (XII-XIV столетие) – появление самураев и боевых искусств;
  • Сенгоку и Дзидай (XV-XVI вв.) – время европейской экспансии в мир Востока, в ходе которой даже в Страну Восходящего солнца проникло христианство и западные веяния в области культуры;
  • Эдо (XVII-XIX вв.) – власть известного семейства Токугава, характеризующаяся изоляцией Японии и развитием культурной самобытности.

Все, что было позже – это уже Новое время и современность, и сейчас, несомненно, даже в относительно закрытой Японии происходит некая культурная глобализация – перенимается опыт западных мастеров, а на Западе, в свою очередь, становятся модными японские мотивы. Однако искусство Японии всегда обладало особым колоритом, имело черты, присущие только ей. 

Простота, соразмерность с человеком, лаконичность, натуральные материалы, единение с природой – вот как можно охарактеризовать японские шедевры, как древние, так и современные.

Живопись

Япония, как известно, долгое время стояла особняком, ее границы были закрыты для других стран. Когда с наступлением VII столетия японцы стали все чаще общаться с соседями, налаживать связи с континентальным миром, они открыли для себя краски, пергамент, тушь, а с ними – изобразительное искусство.

Поначалу оно отличалось чрезвычайной простотой и лаконичностью: на черной или белой бумаге делались незамысловатые изображения, обычно одного из трех цветов — желтого, зеленого или красного. Однако постепенно мастерство местных живописцев все росло, и во многом благодаря распространению учения Будды, так как создавались все новые картины из жизни Учителя и его учеников.

Картинки с буддийской тематикой в древней Японии

К IX веку Япония уже сформировала собственную ветвь живописи, которая не зависела от китайской. В то же время роль буддизма стала ослабевать, и на смену религиозным мотивам пришли так называемые секулярные, то есть светские, которые пользовались особой популярностью в правление семейства Токугава.

Сегуны династии Токугава

Кайга, как называли японцы живопись, обрела совершенно разные формы и стили, и важное место в ней заняла природа. С тех пор живопись проявлялась все в новых формах:

  • Ямато-э – главная школа живописцев. Она возникла в IX-X столетиях и поддерживалась академией художеств при императоре. Произведения представляли собой свернутые свитки, где изображались литературные сюжеты вкупе с искусной каллиграфией. Существовало два основных вида свитков: эмакимоно – многометровые, сложенные горизонтально и часто рассматриваемые на столе, а также какимоно – сложенные вертикально и вешаемые на стену. Обычно в стиле ямато-э ярко расписывали шелк или бумагу, но позже все чаще в качестве холста стали применять посуду из керамики, национальную одежду, вееры, стены, ширмы. Особое внимание уделялось тому, чтобы передать состояние души.
  • Суми-э – как самостоятельный стиль cформировался приблизительно в XIV веке. Его особенности – применение акварели и черно-белых цветов.
  • Портреты – стали популярны в XIII-XIV столетиях.
  • Пейзаж – достиг популярности в XIV-XV веках, во многом благодаря распространившемуся по стране дзен-буддизму, в основе которого лежит идея созерцания и единения с природой.
  • Укие-э – характерная яркая роспись на дощечках. Она появилась в XVII столетии и содержала изображения природы, знаменитых японских гейш или артистов театр Кабуки. Веком позже это направление стало настолько популярным, что завоевало даже сердца европейцев – они стали применять этот стиль в собственных работах.
Традиционная гравюра Укие-э

Архитектурное направление

Изначально японская архитектура сводилась к постройке древних традиционных домов – ханива. Они создавались до IV столетия, и об их внешнем виде можно судить только по сохранившимся миниатюрным моделям из глины и рисункам, так как до наших дней они не сохранились.

Здесь проходила жизнь и быт обычных людей. Это были своеобразные землянки, накрытые сверху соломенным навесом. Его поддерживали специальные каркасы из дерева.

Позже появились такаюка – аналог зернохранилищ. Они тоже состояли из специальных опор-балок, что позволяло спасти урожай от стихийных бедствий и вредителей.

Приблизительно в то же время, в I-III столетия, стали появляться храмы древней религии синто в честь божеств, покровительствующих силам природы. Они чаще всего возводились из необработанного и неокрашенного кипариса, имели лаконичную прямоугольную форму. 

Храм Исэ

Соломенная или сосновая крыша была двухскатной, а сами сооружения строились на столбах, окруженных павильонами. Еще одна характерная черта синтоистских святилищ – П-образные ворота перед входом. 

В синто существует закон обновления: через каждые двадцать лет храм уничтожался, а на том же месте возводился практически в точности такой же, но новый.

Самый известный подобный храм называется Исэ. Впервые он был построен еще в начале 1-го тысячелетия и, согласно традиции, постоянно перестраивался. Исэ состоит из двух похожих комплексов, расположенных чуть поодаль друг от друга: первый посвящен силам солнца, второй – божеству плодородия.

С VI столетия в Стране Восходящего солнца начинает распространяться буддийское учение, пришедшее из Китая и Кореи, а с ним – принципы строительства буддистских храмов. Поначалу они представляли китайские копии, но позже в храмовой архитектуре стал прослеживаться особый, истинно японский стиль.

Сооружения строились несимметрично, как бы сливаясь с природой. Лаконичность и четкость форм, деревянный каркас вкупе с каменным фундаментом, пагоды в несколько ярусов, не слишком яркие цвета – вот что отличает святилища того времени.

Многие из них сохранились до наших дней. Памятниками архитектуры можно назвать Хорю-дзи начала VII века с его знаменитым Золотым храмом и еще 40 зданиями, Тодай-дзи середины VIII века в городе Нара, который и сейчас считается крупнейшим сооружением из дерева на планете. При этом буддистская архитектура тесно переплетается со скульптурой и живописью, где запечатлены божества и мотивы из жизни Учителя.

Храм Тодай-дзи

На рубеже XII-XIII столетий в государстве начался феодализм и потому стал популярным стиль синдэн, отличающийся парадностью. Ему на смену пришел стиль сеин, во главе которого стоит простота и некоторая интимность: вместо стен – почти невесомые ширмы, на полу – циновки и татами. 

Тогда же начали появляться дворцы-храмы местных феодалов. Шедевры этого вида сооружений – известный Кинкаку-дзи XIV века, или Золотой павильона, а также Гинкаку-дзи XV столетия, он же – Серебряный храм.

Храм Гинкаку-дзи (Золотой павильон)

Вместе с дворцами-храмами в XIV-XV веках стало зарождаться садово-парковое искусство. Во многом его появление обязано проникновению в Японию созерцательного учения дзен. Вокруг храмов и крупных жилищ стали появляться сады, где главными составляющими были не только растения, цветы, но и камни, вода, а также песчаные и галечные насыпи, символизирующие водную стихию.

По всему миру известен уникальный сад камней Реан-дзи в городе Киото.

Еще один вид садов – чайный, который называется «тянива». Он окружает чайный домик, где проводится особая, неторопливая церемония, а к домику через весь сад проходит специальная тропинка. Появившись еще в Средние века, тянива повсеместно встречается и сейчас.

Скульптурное направление

Скульптура в Древней Японии по большей части связана с религиозными и обрядовыми традициями. Еще в III-V веках люди научились изготавливать небольшие фигурки под названием догу.

Догу изображали людей, животных, и, учитывая, что найдены были они в курганах, можно сделать вывод, что их клали в могилу вместе с усопшими – это были их слуги, которые могли пригодиться на том свете. Догу были глиняные, бронзовые, деревянные, лаковые фигуры. Позже у курганов и синтоистских святилищ создавались также более крупные изваяния божеств.

Фигурка догу

Приход в страну буддизма, естественно, сказался и на местной скульптуре. В VI-VII веках стали появляться многочисленные памятники Будде. Вслед за китайскими и корейскими мастерами начали свой путь местные скульпторы.

К IX веку скульптурное направление стало еще больше развиваться, но изменился внешний вид будд и бодхисаттв – они стали обладать несколькими, вплоть до тысячи, лицами и руками. Чаще всего они изготавливались из крепких древесных пород, лака, бронзы, глины.

До наших дней сохранились многие прекрасные памятники. К примеру, в храме Харю-дзи на цветке лотоса восседает величественная фигура Будды, а в Тодай-дзи существует целый ансамбль божеств во главе с 16-метровым Буддой, который создали скульпторы Кайкэй и Ункэй.

Другие виды

Японское искусство многогранно, и о нем можно говорить часами. Расскажем еще о нескольких видах искусства, зародившихся в древности.

  • Каллиграфия

Ее называют седо, что значит «дорога извещений». Каллиграфия в Японии появилась благодаря красивым иероглифам, которые были заимствованы у китайцев. Во многих современных школах она считается обязательным предметом.

  • Хайку, или хокку

Хайку – особая японская лирическая поэзия, появившаяся в XIV столетии. Поэта при этом именуют «хайдзин».

  • Оригами

Это название переводится как «бумага, которую сложили». Пришедшее из Поднебесной, оригами поначалу использовалось в обрядах и было занятием для знати, но в последнее время распространилось по всему миру.

 

Древнее искусство оригами в Японии
  • Икебана

Слово в переводе означает «живые цветы». Подобно оригами, икебана изначально использовалась в ритуалах.

  • Миниатюры

Два самых распространенных вида миниатюр – бонсай и нэцкэ. Бонсай – это копии настоящих деревьев в сильно уменьшенном виде. Нэцке – небольшие фигурки наподобие брелоков-талисманов, появившиеся в XVIII-XIX веках.

  • Боевые искусства

Они в первую очередь ассоциируются с самураями – своего рода рыцарством, ниндзя – убийцами-наемниками, бусидо – воинами.

  • Театральное искусство

Самый известный театр, гордость всех японцев – классический театр Кабуки. Подробно про театральное искусство в Японии вы можете почитать здесь.

Театр Кабуки в Японии

Заключение

Как мы видим из статьи, Япония – целая сокровищница шедевров искусства не только национального, но и мирового масштаба. С древних времен, которые начинаются еще задолго до нашей эры, японцы начали творить и созидать вокруг прекрасное: картины, здания, изваяния, стихи, парки, миниатюры – и это далеко не весь список.

Интересно, что черты, заложенные в японской культуре древности, прослеживаются и в творениях современности – это простота, лаконичность, естественность, стремление к гармонии с природой.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, сегодня вы узнали многое о такой таинственной и далекой стране, как Япония. Присоединяйтесь к нам — оставляйте комментарии, делитесь ссылками на статьи с друзьями – мы будем очень рады исследовать таинственный мир востока вместе с вами!

До скорых встреч!

Дизайн на века: Откройте для себя историю Японии через искусство и архитектуру

От идиллической архитектуры древнего Киото до величественных скульптур старинной Нары и потрясающих картин Эдо Япония, безусловно, является легендарным сундуком с золотом, особенно когда речь идет о выдающееся искусство и культура.

Каждая эпоха истории Японии отличалась особой эстетикой, вдохновленной широким спектром влияний — от международного обмена до религии и классовой структуры. Социальные и политические движения каждого периода отражаются в архитектуре, скульптуре и живописи страны. Остальные артефакты можно исследовать и изучать, каждый из которых рассказывает уникальную историю Японии.

Великий Будда в Тодай-дзи | Photo by khong katesorn / Shutterstock.com

Раннее влияние Китая и Кореи

Выдающийся прогресс в японском искусстве и культуре наблюдался в ранний период Асука (592-645 гг.), когда столица Японии располагалась примерно в 25 км к югу от современной Японии. день Нара, а также архитектурные и скульптурные приемы были импортированы из Кудары (одного из трех королевств Кореи) вместе с буддизмом. Объект всемирного наследия, Хорю-дзи в Икаруге, представляет собой великолепный комплекс храмов, который включает в себя богатство культуры Асука. Статуя Кудара Каннон, хранящаяся в Хорю-дзи, демонстрирует стройную фигуру, которая иллюстрирует типичные черты статуй, найденных в ту эпоху.

Ко второй половине периода Асука (645-710 гг.) просочилось влияние династии Тан, считавшейся золотым веком китайского искусства и культуры , что повлияло на художников Японии и привело к более округлым изображениям Будды. Пухлые и пышные черты статуй Якуси Санзон в храме Нары Якуси-дзи явно изображают эту экзотическую красоту того времени.

Сила буддизма достигла своего пика в период Нара (710–794). Император Сёму провозгласил несколько национальных политик, направленных на поощрение строительства храмов и статуй Будды на обширной территории. Тодай-дзи Дайбуцудэн в Наре и увековеченная статуя Великого Будды — это поразительные шедевры буддийского искусства, оставшиеся как пережитки того времени.

В 794 году, чтобы избежать растущей мощи монахов Нара, столица переместилась в Киото, что знаменует начало эры Хэйан (794-1192). Эпоха длилась почти четыре века, и за время ее долгого правления возникло несколько уникальных потоков культуры, которые еще больше заложили основу японского искусства.

Храм Бёдоин

Золотой век искусства и культуры Киото

В ранний период Хэйан появились новые волны буддизма (Тэндай, Сингон и Дзёдо), которые изменили способ выражения религиозной веры людьми. Хорошо известным примером из секты Сингон является монах Кукай и его эзотерическая разновидность буддизма, базирующаяся на горе Коя. Исторические останки в храме Конгобу-дзи – это достояние, которое ясно отражает рвение веры сингон.

Во второй половине периода Хэйан идея кокуфу бунка (национализма Хэйан) расцвела, когда Сугавара-но Митидзанэ разорвал отношения с династией Тан в 894 году. Культура вафу. Некоторые из атрибутов кокуфу-бунка включают в себя первую мангу, свитки с резвящимися животными и ямато-э — новый жанр живописи, который использовался для иллюстрации Сказка о Гэндзи .

В то же время среди аристократов Киото приобрело популярность учение дзёдо-буддизма. Храмы Бёдоин и Тюсон-дзи, в которых принят метод дворцовой архитектуры, известный как синдэн-дзукури, являются одними из блестящих творений, отражающих роскошные и элегантные черты аристократического искусства Хэйан. Потрясающий сад в кольцевом стиле с множеством сезонных цветов и большим прудом посередине — замечательные произведения природного искусства, которые изображают образ Дзёдо — чистой земли.

Сад Кенчо-дзи

Самураи периода Камакура создают искусство по своему образу и подобию

К 12 веку, когда столица Японии переместилась в Камакуру под властью сёгуна Минамото-но Ёритомо, элементы воинов стали отчетливо видны в произведениях искусства периода Камакура ( 1192-1336).

Великолепное сооружение ворот Нандаймон в храме Тодай-дзи в Наре, а также могучие и мускулистые фигуры Конго Рикиси, созданные скульпторами Ункей и Кайкей, являются прекрасными примерами самурайских сил, изображенных в искусстве эпохи Камакура.

Наряду с чертами воина, среди самураев процветала идеология муджёкан (непостоянства), которая породила совершенно новую концепцию эстетики, ориентированную на простоту и утонченность. Дзэнские храмы и дзенские сады Кенчо-дзи или Энгаку-дзи в Камакуре являются одними из наиболее показательных работ, заслуживающих упоминания.

«Китайские львы», Кано Эйтоку

Период Воюющих царств в Японии оставляет след

После периода Камакура в Киото возник сёгунат Муромати под руководством сёгуна Асикаги Такаудзи. В то время как период Муромати (1336-1573) преимущественно характеризуется анархическими войнами между могущественными даймё, сёгуны Асикага Ёсимицу и Асикага Ёсимаса подняли свою художественную и культурную игру среди частых беспорядков. Здание Тогу-до Серебряного павильона Киото является важным прорывом, поскольку его интерьер представляет собой происхождение васитсу — японской комнаты татами.

По мере того, как эпоха перемещается в период Адзути-Момояма (1573-1603 гг.), искусство и культура смещаются в сторону человеческих потворств , а не рассматривают их как простое изображение религии. Экстравагантные постройки замковых башен – прекрасные образцы архитектуры , отражающие искусство и культуру того времени, ориентированные на человека.

Настенные росписи, классифицируемые как сёхэкига — рисунки на раздвижных дверях фусума и фрески на внутренних стенах — также развивались как часть этой тенденции, и было создано множество великолепных работ для украшения жилищ сёгунов, в том числе Тоётоми Хидэёси. Огромная ширма с изображением льва, нарисованная Кано Эйтоку, и ширмы из сосен Хасэгавы Тохаку являются яркими образцами эпохи.

«Большая волна в Канагаве», Хокусай

Период Эдо приносит искусство в массы

После того, как столица обосновалась в Эдо под властью Токугавы Иэясу в 1603 году, в Японии во время Период Эдо (1603-1868).

Например, в то время как первоначальная васицу Тогу-до не предназначалась для реальной жизни, новая архитектурная техника, называемая сукия-дзукури, предлагала подходящее пространство для проживания людей. Шугакуин Рикю в Киото — некоторые из таких примеров.

Кроме того, во второй половине периода Эдо использование гравюры на дереве стало популярным, и произведения искусства стали доступны для воспроизведения остальной части общества. Укиё-э — прекрасный пример такого воспроизводимого искусства, в котором основное внимание уделялось повседневной жизни местного горожанина. Серии укиё-э Шараку и Утамаро, а также знаменитые картины Хокусая с изображением горы Фудзи являются прекрасным воплощением урбанистической концепции искусства эпохи Эдо.

Несмотря на то, что фокус искусства и культуры постепенно менялся в угоду представителям среднего класса, непреходящая мощь сёгуна продолжала господствовать благодаря внушающему благоговение храму Никко Тосё-гу в Никко, в котором используется архитектурная техника, известная как гонгэндзукури — стиль, предназначенный для интеграции буддизма с местными обычаями синтоизма.

Как заявила Беверли Силлс, «Искусство — это визитная карточка цивилизаций». Будь то буддийское искусство периода Асука, культура Вафу периода Хэйан, самурайская культура, основанная на дзэн, или урбанистическая концепция Эдо, каждое из этих движений является признаком цивилизации и составляет важнейшую основу японского искусства и культуры.

8 чудес японской архитектуры от Woodblock Print Masters

по  Диккон Сэндри | АРТ

Кацусика Хокусай, Храм Хонгандзи в Асакусе, гравюра на дереве 1823 г.

Многие безупречные образцы традиционной японской архитектуры можно увидеть и сегодня, а бесчисленные храмы, замки и старые дома Японии стали одними из самых посещаемых мест в стране.

Но задумывались ли вы, как выглядели эти места до толп туристов и вокруг них выросли современные здания? К счастью, вы можете. На протяжении веков художники укиё-э добросовестно описывали сцены и цвета, которые они видели, в том числе некоторые из самых важных архитектурных жемчужин Японии.

Взгляните глазами этих гравюр на дереве и насладитесь исторической японской архитектурой в том виде, в каком она была изначально создана.

 

1. Парк Уэно

© Кавасэ Хасуи, Пруд Синобадзу под дождем, 1926 г. Гравюра на дереве, из Музея изящных искусств, Бостон.

Если вы когда-нибудь наблюдали за цветением сакуры в Токио, возможно, вы тоже прогуливались по этой набережной в парке Уэно .

Известная художница Хасуи Кавасэ , однако, была меньше заинтересована в том, чтобы нюхать цветы, и больше в том, чтобы запечатлеть ощущение меняющегося настроения города.

Архитектура храмовых построек, которые вы видите за прудом, кажется очень прочной для храма. Это связано с тем, что храмовый комплекс изначально был построен как часть укреплений, охраняющих северный подход к замку Эдо, ныне Императорскому дворцу.

2. Пруд Инокашира

Утагава Хиросигэ, Снежная сцена в святилище Бензайтен, гравюра на дереве 1844 года, из Музея изящных искусств, Бостон.

На другом конце города, столетием раньше, Утагава Хиросигэ наслаждается зимним видом в другом храме, посвященном тому же божеству: Бензайтен, богине богатства. Но простая деревянная конструкция показывает разнообразие архитектурных стилей, используемых в храмовом дизайне, в зависимости от статуса и назначения здания.

Это не сильная метель, так как белые верхушки деревьев спокойны и неподвижны, а снег падает густо, но неторопливо. В нежный зимний шквал вы можете увидеть такой же безмятежный пейзаж сегодня.

Если вам нравятся гравюры укиё-э периода Эдо, узнайте больше об одном из признанных мастеров этого жанра, Китагава Утамаро .

 

3. Храм Киёмидзу, Киото

© Токурики Томикичиро, храм Киёмидзу, гравюра на дереве 1950-х годов

Киото Храм Киёмидзу — непревзойденное зрелище в любое время года, хотя его популярность такова, что на камеру в наши дни вряд ли получится сделать такой снимок. Художник укиё-э Токурики Томикичиро

запечатлел этот знойный летний пейзаж 1950-х годов.

Здания, которые вы можете увидеть сегодня, датируются 17 веком, хотя храм в той или иной форме существует уже 1200 лет. Деревянная платформа Киёмидзу — отличное место для осмотра города. Он имеет темнее истории однако. В прошлом некоторые отчаявшиеся посетители покидали платформу, полагая, что если они выживут, их желание будет исполнено. К сожалению, многие этого не сделали.

 

4. Храм Сёрен-Ин, Киото

© Оно Бакуфу, Храмовый сад Сёрен-ин, гравюра на дереве 1950-х годов

Сады на западе обычно не считаются частью архитектуры, но они являются неотъемлемой частью дизайна традиционных японских зданий. Эта гравюра на дереве Ono Bakufu легко передает безмятежность 800-летнего храмового сада Киото Shoren-in Temple Garden .

Деревянные постройки Шорен-ин перестраивались на протяжении веков, но стиль храма сохранился. Что более удивительно, так это то, что некоторые деревья в этом саду росли еще до храма, когда этот район был девственным лесом !

 

5.

Японские замки

Неизвестный художник, гравюра на дереве ХХ века, из Музея изящных искусств, Бостон.

На этой гравюре неизвестного художника ярко запечатлены величие и красота японских замков феодальной эпохи .

Японская гравюра на дереве возродилась в двадцатом веке благодаря техническим экспериментам и художественным инновациям. Такие гравюры, часто переосмысливающие взгляд на японскую архитектуру, в настоящее время часто более востребованы, чем их массовые предшественники времен расцвета искусства укиё-э в девятнадцатом веке.

© Кавасэ Хасуи, мост Нидзё, 1930 г. Гравюра на дереве, из Музея изящных искусств, Бостон.

Одно из самых известных зданий Японии, Императорский дворец, сегодня выглядит почти так же, как и в 1930 году, когда Кавасэ Хасуи создал этот вид моста Нидзё. Вы все еще можете сфотографировать этот культовый мост в солнечный день в Токио, хотя вам будет трудно найти его настолько свободным от туристов!

Еще одним художником, преуспевшим в продвижении определенного видения Японии, был Цучия Койцу . Узнайте больше здесь:

 

6. Храм Хэйан, Киото

© Токурики Томикичиро, храм Хэйан, гравюра на дереве, 1950-е годы

Когда художник-гравёр Токурики Томикитиро записал этот впечатляющий вид в 1950-х годах, алые ворота тории на переднем плане были частью пейзажа всего 50 лет.

Построен в 1895 в ознаменование 1100-летия со дня основания Киото , сегодня это огромное сооружение является одной из многих достопримечательностей города, которые нельзя пропустить!

 

7. Деревянные фермы

© Фумио Фудзита, «Тихая деревня в Хида», 1973 г. Гравюра на дереве

Стилизованный ландшафтный принт Фумио Фудзиты передает красоту традиционных деревянных фермерских домов в Гифу, центральный Хонсю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *