Архитектура модерна: МОДЕРН • Большая российская энциклопедия

Содержание

МОДЕРН • Большая российская энциклопедия

Л. Тиффани. «Образование». 1890. Витраж для Линсли-Читтенден-холла Йельского университета (Нью-Хейвен, США).

МОДЕ́РН (франц. moderne – но­вый, но­вей­ший, со­вре­мен­ный), стиль в ар­хи­тек­ту­ре, де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном и изо­бра­зит. ис­кус­ст­вах кон. 19 – нач. 20 вв. Дру­гие на­зва­ния: ар ну­во и «со­вре­мен­ный стиль» (англ. modern style) в Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции [во Фран­ции так­же «стиль мет­ро» (style Métro), «стиль Ги­ма­ра» (см. Ги­мар Э.), «стиль 1900», «иск-во кон­ца ве­ка» (art fin de siècle) и др.]; «стиль Глаз­го» (Glasgow style) в Шот­лан­дии; юген­д­стиль в Гер­ма­нии; се­цес­си­он в Ав­ст­рии, Че­хо­сло­ва­кии, Поль­ше; «стиль два­дца­ти» (от на­име­но­ва­ния «Об-ва два­дца­ти», соз­дан­но­го в 1884) и др. в Бель­гии; ли­бер­ти («стиль Ли­бер­ти»), «цве­точ­ный стиль» (stile flo­reale), или «но­вый стиль» (stile nuovo) в Ита­лии; «мо­дер­ни­ста» (modernista), «мо­дер­нис­мо» (modernismo, ка­та­лон­ский М.

) или «мо­ло­дое иск-во» (arte joven) в Ис­па­нии; «но­вое ис­кус­ст­во» (nieuwe kunst) в Ни­дер­лан­дах; «стиль Тиф­фа­ни» (см. Тиф­фа­ни Л.) в США; в Рос­сии за­кре­пи­лось назв. «мо­дерн».

М. воз­ник как один из ви­дов нео­ро­ман­тич. про­тес­та про­тив гос­под­ства по­зи­ти­виз­ма и праг­ма­тиз­ма. Эс­те­ти­ка М. раз­ви­ва­ла идеи сим­во­лиз­ма и эс­те­тиз­ма, фи­ло­со­фии жиз­ни (Ф. Ниц­ше). М., по мыс­ли ря­да его тео­ре­ти­ков (Х. К. ван де Вел­де, опи­рав­ший­ся на со­циа­ли­стич. уто­пии У. Мор­ри­са), дол­жен был соз­дать во­круг че­ло­ве­ка цель­ную, эс­те­ти­че­ски на­сы­щен­ную про­стран­ст­вен­ную и пред­мет­ную сре­ду, вы­ра­зить ду­хов­ное со­дер­жа­ние эпо­хи с по­мо­щью син­те­за ис­кусств, но­вых, не­тра­диц. форм и приё­мов, а так­же совр. ма­те­риа­лов и кон­ст­рук­ций. Са­мым яр­ким про­яв­ле­ни­ем «пред­мо­дер­на» в Ве­ли­ко­бри­та­нии (и в Ев­ро­пе в це­лом) при­ня­то счи­тать оформ­ле­ние анг­ло-амер. худ. Дж. Уи­ст­ле­ром «Пав­линь­ей ком­на­ты» (1877; ны­не – в га­ле­рее Фрир в Ва­шинг­то­не): оно вклю­ча­ет мн.

при­зна­ки бу­ду­ще­го сти­ля М. – ис­поль­зо­ва­ние пло­ско­ст­ных жи­во­пис­ных пан­но на сте­нах, пре­рван­ных рез­ны­ми де­рев. па­не­ля­ми при­хот­ли­во­го ри­сун­ка, гну­тых ли­ний кон­ту­ров, со­че­та­ние гра­фич. на­ча­ла с де­ко­ра­тив­но­стью.

Наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­но прин­ци­пы М. осу­ще­ст­вились в сфе­ре соз­да­ния бо­га­тых ин­ди­ви­ду­аль­ных жи­лищ. Так, мас­те­ра кру­га У. Мор­ри­са об­но­ви­ли тип ин­ди­ви­ду­аль­но­го жи­ло­го до­ма (ар­хи­тек­то­ры Ч. Вой­зи, У. Р. Ле­та­би, Ч. Р. Эш­би, М. Х. Б. Скотт и др.), ори­ен­ти­ро­ван­но­го на тра­ди­ции нар. зод­че­ст­ва Анг­лии. Но в ду­хе М., стре­мив­ше­го­ся стать уни­вер­саль­ным сти­лем сво­его вре­ме­ни, строи­лись и мно­го­числ. де­ло­вые, пром. и тор­го­вые зда­ния, во­кза­лы, те­ат­ры, мос­ты, до­ход­ные до­ма, рес­то­ра­ны и т. д. М. пы­тал­ся пре­одо­леть ха­рак­тер­ное для куль­ту­ры 19 в. про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду ху­до­же­ст­вен­ным и ути­ли­тар­ным на­ча­лом, при­дать эс­те­тич. смысл но­вым функ­ци­ям и кон­ст­рук­тив­ным сис­те­мам, при­об­щить к иск-ву все сфе­ры жиз­ни и сде­лать че­ло­ве­ка час­ти­цей ху­дож.

це­ло­го.

М. про­ти­во­пос­та­вил эк­лек­тиз­му 19 в. един­ст­во, ор­га­нич­ность и сво­бо­ду раз­ви­тия сти­ли­зо­ван­ной, обоб­щён­ной, рит­ми­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ной фор­мы, на­зна­че­ние ко­то­рой – оду­хо­тво­рить ма­те­ри­аль­но-вещ­ную сре­ду, вы­ра­зить тре­вож­ный, на­пря­жён­ный дух пе­ре­лом­ной эпо­хи. Пе­ри­од ста­нов­ле­ния М. – ру­беж 19–20 вв. – от­ме­чен нац.-ро­ман­тич. ув­ле­че­ния­ми, ин­те­ре­сом к ср.-век. и нар. ис­кус­ст­ву. Для это­го эта­па ха­рак­тер­но воз­ник­но­ве­ние ху­дож.-ре­мес­лен­ных объ­е­ди­не­ний, час­то про­ти­во­пос­тав­ляв­ших се­бя ин­ду­ст­ри­аль­но­му про­из-ву: «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла» в Ве­ли­ко­бри­та­нии, «Объ­еди­нён­ные ху­дож.-ре­мес­лен­ные мас­тер­ские» (1897) и «Не­мец­кие мас­тер­ские ху­дож. ре­мё­сел» (1899) в Гер­ма­нии, «Вен­ские мас­тер­ские» (1903) в Ав­ст­рии, и др.

Ж. Шере. Афиша «Palais de Glace» на Елисейских Полях в Париже. 1896.

Для М. ха­рак­тер­ны чер­ты ин­тер­на­цио­наль­но­го сти­ля, ос­но­ван­но­го на при­ме­не­нии прин­ци­пи­аль­но но­вых ху­дож. форм, взаи­мо­про­ник­но­ве­ние стан­ко­вых и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ных форм иск-ва, а так­же от­сут­ст­вие эво­лю­ции. Ор­на­мент М., во всех ви­дах иск-ва струк­тур­но орга­ни­зую­щий плос­кость, и свое­об­раз­ный ритм его гиб­ких ли­ний пре­ж­де все­го сло­жи­лись в гра­фи­ке, что спо­соб­ст­во­ва­ло бы­ст­ро­му рас­про­стра­не­нию М. в 1890-х гг. Зна­чит. роль сыг­ра­ла пре­ж­де все­го пе­чат­ная гра­фи­ка (наи­бо­лее де­мо­кра­ти­че­ская): те­ат­раль­ные афи­ши и про­грам­мы (Ж. Ше­ре, Э. Грас­се, чеш. худ. А. Му­ха, А. де Ту­луз-Лот­рек во Фран­ции; Х. К. ван де Вел­де в Бель­гии; У. Брэд­ли в США, и др.), рек­лам­ные пла­ка­ты (Я. То­роп в Ни­дер­лан­дах, Му­ха и др.), ка­лен­да­ри, книж­ные и журналь­ные ил­лю­ст­ра­ции [ху­дож­ни­ки бер­лин­ских жур­на­лов «Pan» и «Die Insel» (Г. Фо­ге­лер и др.), мюн­хен­ских жур­на­лов «Jugend» и «Simplicissimus» (О. Эк­ман, Ю. Диц, Т. Т. Хей­не, О. Гульб­ран­сон, Б. Па­уль), па­риж­ско­го ж. «La Revue Blanche» (пре­им. мас­те­ра груп­пы «На­би»), лон­дон­ских жур­на­лов «Hob­by Horse» (А.

 Мак­мер­до, С. Имейдж), «The Savoy», «The Yellow Book» и «The Studio» (О. Бёр­дс­ли и др.), вен­ско­го ж. «Ver Sacrum»]; стан­ко­вые гра­фич. про­из­ве­де­ния Т. Стейн­ле­на, Ф. Брэн­гви­на и др.

Фасад фотоателье «Эльвира» на Фон-дер-Танн-штрасе в Мюнхене. 1897–98. Архитектор и дизайнер А. Эндель. Скульптурный рельеф уничтожен в 1937, здание разрушено в 1944.

Р. Ф. Ларш. Настольная лампа «Лой Фуллер». Бронза, позолота. Ок. 1900. Баварский национальный музей (Мюнхен).

В про­ти­во­по­лож­ность эк­лек­тиз­му с его ин­те­ре­сом к дос­то­вер­но­сти вос­про­из­ве­де­ния отд. де­та­лей ис­то­рич. и нац. сти­лей, М. стре­мил­ся воз­ро­дить дух сти­ле­во­го един­ст­ва всех со­став­ляю­щих ху­дож. ор­га­низ­ма, общ­ность и взаи­мо­влия­ние всех ви­дов ис­кус­ст­ва. Это пре­до­пре­де­ли­ло по­яв­ле­ние но­во­го ти­па ху­дож­ни­ка – уни­вер­са­ла, со­еди­нив­ше­го в од­ном ли­це ар­хи­тек­то­ра, гра­фи­ка, жи­во­пис­ца, про­ек­ти­ров­щи­ка бы­то­вых ве­щей (ди­зай­не­ра) и час­то тео­ре­ти­ка. Идея син­те­ти­че­ско­го, цель­но­го про­из­ве­де­ния иск-ва (Gesamt­kunst­werk) яр­че все­го во­пло­ще­на в ар­хи­тек­ту­ре ин­терь­е­ров, луч­шие об­раз­цы ко­то­рых от­ли­ча­ют­ся рит­ми­че­ской со­гла­со­ван­но­стью ли­ний и то­нов, един­ст­вом де­та­лей де­ко­ра и об­ста­нов­ки (обои, ме­бель, леп­ни­на, па­не­ли, ар­ма­ту­ра све­тиль­ни­ков), це­ло­ст­но­стью од­но­род­но­го пе­ре­те­каю­ще­го про­стран­ст­ва, ус­лож­нён­но­го и рас­ши­рен­но­го зер­ка­ла­ми, мно­го­числ. двер­ны­ми и окон­ны­ми про­ёма­ми, жи­во­пис­ны­ми пан­но или вит­ра­жа­ми. В 1895 Х. К. ван де Вел­де соз­дал про­ект от­дел­ки па­риж­ской га­ле­реи С. Бин­га «Ар ну­во», назв. ко­то­рой (уже ис­поль­зо­ван­ное в бельг. ж. «L’Art Moderne» в 1880-е гг.) ста­ло од­ним из на­име­но­ва­ний но­во­го сти­ля; для его твор­че­ст­ва ха­рак­тер­ны осо­зна­ние пер­во­сте­пен­ной зна­чи­мо­сти ар­хи­тек­ту­ры, под­чи­няю­щей се­бе др. ис­кус­ст­ва, и ори­ен­та­ция на на­сле­дие ср.-век. и нар. иск-ва. Влия­ни­ем идей Э. 

Ви­ол­ле-ле-Дю­ка, апо­ло­ге­та го­ти­ки, от­ме­че­но твор­че­ст­во ря­да круп­ней­ших мас­те­ров М.
в раз­ных стра­нах – В. Ортa, ван де Вел­де, Э. Ги­ма­ра, А. Гау­ди, Х. П. Бер­ла­ге.

Фото В. М. Паппе Кайзер-павильон на станции Хитцинг Венской железной дороги. 1894–1901. Архитектор О. Вагнер.

Центральный вокзал в Хельсинки. 1904–14. Архитектор Элиель Сааринен.

Ар­хи­тек­ту­ра М. в по­ис­ках един­ст­ва кон­ст­рук­тив­но­го и ху­до­же­ст­вен­но­го на­чал вво­ди­ла сво­бод­ную, функ­цио­наль­но обос­но­ван­ную пла­ни­ров­ку, при­ме­ня­ла кар­кас­ные кон­ст­рук­ции, раз­но­об­раз­ные, в т. ч. но­вые, стро­ит. и от­де­лоч­ные ма­те­риа­лы (же­ле­зо­бе­тон, стек­ло, ко­ва­ный ме­талл, не­об­ра­бо­тан­ный ка­мень, из­раз­цы, фа­не­ра, холст). Сво­бод­но раз­ме­щая в про­стран­ст­ве зда­ния с раз­лич­но оформ­лен­ны­ми фа­са­да­ми, ар­хи­тек­то­ры М. вос­ста­ва­ли про­тив сим­мет­рии и ре­гу­ляр­ных норм гра­до­строи­тель­ст­ва. Бо­га­тей­шие воз­мож­но­сти фор­мо­об­ра­зо­ва­ния, пре­до­став­лен­ные но­вой тех­ни­кой, они ис­поль­зо­ва­ли для соз­да­ния под­чёрк­ну­то ин­диви­дуа­ли­зи­ро­ван­но­го об­раз­но­го строя; зда­ние и его кон­ст­рук­тив­ные эле­мен­ты по­лу­ча­ли де­ко­ра­тив­ное и сим­во­ли­че­ски-об­раз­ное ос­мыс­ле­ние.

На­ря­ду со стрем­ле­ни­ем к не­обыч­ным жи­во­пис­ным эф­фек­там, ди­на­ми­кой и те­ку­чей пла­стич­но­стью масс, упо­доб­ле­ни­ем ар­хит. форм ор­га­нич. при­род­ным яв­ле­ни­ям (ра­бо­ты А. Гау­ди, В. Ор­та, Э. Ги­ма­ра; А. Эн­деля, Б. Пан­ко­ка, Р. Рим­мер­шмид­та, Б. Па­у­ля в Гер­ма­нии; Дж. Сом­ма­ру­ги, К. Бу­гат­ти, А. Кам­па­ни­ни в Ита­лии, и др.), не­при­яти­ем гео­мет­риз­ма («пря­мая ли­ния мерт­ва», по вы­ра­же­нию Х. К. ван де Вел­де), су­ще­ст­во­ва­ла и тен­ден­ция «ра­цио­наль­но­го» М. Тя­го­те­ние к гео­мет­рич. пра­виль­но­сти боль­ших, спо­кой­ных плос­ко­стей, к стро­го­сти, по­рой да­же пу­риз­му (ряд по­стро­ек Ч. Р. Ма­кин­то­ша и др.), по­лу­чи­ло тео­ре­тич. обос­но­ва­ние в кн. «Со­вре­мен­ная ар­хи­тек­ту­ра» (1895) О. Ваг­не­ра. Идеи Ваг­не­ра по­лу­чи­ли свое­об­раз­ное раз­ви­тие в твор­че­ст­ве его уче­ни­ков – Й. Хоф­ма­на и Й. Ольб­ри­ха в Ав­ст­рии, М. Фа­биа­ни в Ав­ст­рии и Сло­ве­нии, Я. Ко­те­ры в Че­хии, Й. Плеч­ни­ка в Сло­ве­нии, а так­же О.
 Пер­ре и Г. Пер­ре во Фран­ции, Г. Му­те­зиу­са, А. Мес­се­ля, Г. Тес­се­но­ва и П. Бе­рен­са в Гер­ма­нии и др. Не­ко­то­рые ар­хи­тек­то­ры нач. 20 в. пред­вос­хи­ща­ли во мно­гом функ­цио­на­лизм, стре­ми­лись вы­явить кар­кас­ную струк­ту­ру зда­ния, под­черк­нуть тек­то­ни­ку масс и объ­ё­мов (ряд со­ору­же­ний Ваг­не­ра, Бе­рен­са и др.). Важ­ное ме­сто в М. за­ни­ма­ло сти­ле­вое на­прав­ле­ние, раз­ви­вав­шее­ся в рус­ле нац. ро­ман­тиз­ма; сре­ди его об­раз­цов – ар­хи­тек­ту­ра т. н. се­вер­но­го М. (Эли­ель Саа­ри­нен, Г. Ге­зел­ли­ус, А. Э. Лин­дг­рен, Л. Сонк в Фин­лян­дии; К. Вест­ман, Р. Эст­берг в Шве­ции; М. Ню­роп в Да­нии; Э. Э. Лех­нер в Венг­рии).

Осн. вы­ра­зит. сред­ст­вом в сти­ле М. яв­ля­ет­ся ор­на­мент, ко­то­рый не толь­ко ук­ра­ша­ет про­из­ве­де­ние, но и фор­ми­ру­ет его ком­по­зиц. струк­ту­ру. В ин­терь­е­рах бельг. ар­хи­тек­то­ров изящ­ные ли­ней­ные пле­те­ния, под­виж­ные рас­тит. узо­ры по­кры­ва­ют сте­ны, по­лы и по­тол­ки, кон­цен­три­ру­ют­ся в мес­тах их со­пря­же­ния, объ­е­ди­няя ар­хит. плос­ко­сти и ак­ти­ви­зи­руя про­стран­ст­во. В бес­ко­неч­но те­ку­щих, чув­ст­вен­но-соч­ных ли­ни­ях де­ко­ра со­крыт сим­во­лич. смысл, в них со­че­тает­ся изо­бра­зи­тель­ное с от­вле­чён­ным, оду­хо­тво­рён­ное с вещ­ным. У мас­те­ров вен­ско­го М. (Й. Хоф­ма­на, Й. Ольб­ри­ха), в ра­бо­тах шотл. груп­пы «Чет­ве­ро» во гла­ве с Ч. Р. Ма­кин­то­шем стро­го гео­мет­рич­ный ор­на­мент варь­и­ру­ет мо­ти­вы кру­га и квад­ра­та. Не­смот­ря на про­воз­гла­шён­ный от­каз от под­ра­жа­ния ис­то­ри­че­ским сти­лям, мас­те­ра М. ис­поль­зо­ва­ли ли­ней­ный строй япон. гра­вю­ры, сти­ли­зо­ван­ную ор­на­мен­ти­ку мав­ри­тан­ско­го иск-ва (пре­им. зод­чие Ка­та­ло­нии – А. Гау­ди, Л. До­ме­нек-и-Мон­та­нер и Дж. Пуч-и-Ка­да­фальк), рас­тит. узо­ры эгей­ско­го иск-ва и го­ти­ки, эле­мен­ты де­ко­ра­тив­ных ком­по­зи­ций ба­рок­ко, ро­ко­ко, ам­пи­ра.

Раз­ви­тие М. в жи­во­пи­си, скульп­ту­ре и сце­но­гра­фии во мно­гом пре­до­пре­де­ли­ли ус­та­нов­ки лит. сим­во­лиз­ма, тя­го­тев­ше­го к ми­фо­твор­че­ст­ву и по­вли­яв­ше­го на ико­но­гра­фию М. Сре­ди круп­ней­ших жи­во­пис­цев и скульп­то­ров кон. 19 – нач. 20 вв. нет ни од­но­го, твор­че­ст­во ко­то­ро­го пол­но­стью вме­ща­лось бы в рам­ки эс­те­тич. и ти­по­вых осо­бен­но­стей М. Кар­ти­ны и пан­но М. рас­смат­ри­ва­лись как эле­мен­ты ин­терь­е­ра, его про­стран­ст­вен­ной и эмо­цио­наль­ной ор­га­ни­за­ции. По­это­му де­ко­ра­тив­ность ста­ла од­ним из гл. ка­честв жи­во­пи­си М. Ха­рак­тер­но час­то встре­чаю­щее­ся в ней па­ра­док­саль­ное со­че­та­ние де­ко­ра­тив­ной ус­лов­но­сти, ор­на­мен­таль­ных «ков­ро­вых» фо­нов и вы­ле­п­лен­ных со скульп­тур­ной чёт­ко­стью и ося­зае­мо­стью фи­гур и лиц пер­во­го пла­на (Г. Климт в Ав­ст­рии, Ф. Кнопф в Бель­гии и др.). Вы­ра­зи­тель­ность жи­во­пи­си дос­ти­га­лась со­че­та­ни­ем боль­ших цве­то­вых плос­ко­стей (ху­дож­ни­ки груп­пы «На­би» во Фран­ции, Э. Мунк в Нор­ве­гии), тон­ко ню­ан­си­ро­ван­ной мо­но­хро­ми­ей. По­эти­ка сим­во­лиз­ма обу­сло­ви­ла ин­те­рес к сим­во­ли­ке ли­нии и цве­та, к те­мам ми­ро­вой скор­би, смер­ти, эро­ти­ки, к ми­ру тай­ны, сна, ле­ген­ды, сказ­ки. В раз­ной сте­пе­ни с М. со­при­ка­са­ет­ся твор­че­ст­во мн. дру­гих жи­во­пис­цев сим­во­ли­ст­ско­го на­прав­ле­ния: позд­ний А. Бёк­лин, Ф. Ход­лер и Ф. Вал­лот­тон (Швей­ца­рия), М. Клин­гер, Ф. фон Штук (Гер­ма­ния), П. Го­ген, А. де Ту­луз-Лот­рек, О. Ре­дон и ху­дож­ни­ки груп­пы «На­би» (Фран­ция), Г. Ки­ни (Ита­лия), Я. То­роп (Ни­дер­лан­ды), А. Гал­лен-Кал­ле­ла (Фин­лян­дия), Я. Прейс­лер, С. Вы­спянь­ский, В. Войт­ке­вич, Э. Окунь (Поль­ша), Й. Риппль-Ро­наи и А. Кё­рёш­фой-Криш (Венг­рия) и др.; не­ко­то­рые из них за­ни­ма­лись мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­сью в со­дру­же­ст­ве с зод­чи­ми М. В об­лас­ти скульп­ту­ры не­со­мнен­ное влия­ние М. ис­пы­та­ли О. Ро­ден, П. Рош, А. Май­оль (Фран­ция), М. Клин­гер, В. Лем­брук, Г. Коль­бе, Г. Об­рист (Гер­ма­ния), Ж. Мин­не (Бель­гия), М. Рос­со (Ита­лия). В иск-ве вит­ра­жа ра­бо­та­ли Э. Грас­се (Фран­ция), А. Му­ха (Че­хия) и др.

Ди­на­ми­ка и те­ку­честь фор­мы и си­луэта ха­рак­тер­ны как для скульп­ту­ры, так и для про­из­ве­де­ний де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва М. , упо­доб­ляю­щих­ся фе­но­ме­нам при­ро­ды с их ор­га­нич. внутр. си­ла­ми: ке­ра­мич. и же­лез­ные из­де­лия А. Гау­ди; ме­тал­лич. ог­ра­ды мет­ро Э. Ги­ма­ра, стек­лян­ные из­де­лия Э. Гал­ле и Л. Тиф­фа­ни, бы­то­вые пред­ме­ты франц. мас­те­ров Р. Ф. Лар­ша, А. Шар­пантье, Э. Грас­се; юве­лир­ные ук­ра­ше­ния и др. из­де­лия Р. Ла­ли­ка и фир­мы Кар­тье; ди­зайн ме­бе­ли Гал­ле, Ги­ма­ра, Л. Ма­жо­ре­ля, Ж. Хёнт­ше­ля во Фран­ции, так­же Х. К. ван де Вел­де, А. Гау­ди, Ч. Вой­зи, Ч. Р. Ма­кин­то­ша, П. Бе­рен­са, Й. Хоф­ма­на, Ф. Брэн­гви­на и др.

Свое­об­раз­ной ре­ак­ци­ей на де­ко­ра­ти­визм М. ста­ло твор­че­ст­во та­ких зна­чит. мас­те­ров эпо­хи (ис­пы­тав­ших в на­ча­ле творч. пу­ти влия­ние Л. Г. Сал­ли­ве­на), как А. Лоз (Ав­ст­рия) и один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ор­га­ни­че­ской ар­хи­тек­ту­ры Ф. Л. Райт (США). В 1907 в Мюн­хе­не был ос­но­ван «Не­мец­кий Вер­кбунд» – объ­е­ди­не­ние ар­хи­тек­то­ров, ху­дож­ни­ков де­ко­ра­тив­но­го иск-ва и про­мыш­лен­ни­ков; оно как бы ут­вер­жда­ло пре­ем­ст­вен­ность по от­но­ше­нию к «ра­цио­наль­но­му» М. зод­че­ст­ва и иск-ва Но­вей­ше­го вре­ме­ни: в дея­тель­но­сти это­го объ­е­ди­не­ния, по­ми­мо мас­те­ров М. (Х. К. ван де Вел­де, Г. Му­те­зи­ус, Р. Рим­мер­шмидт, П. Бе­ренс, Й. Хоф­ман и др.), уча­ст­во­ва­ли В. Гро­пи­ус, Ле Кор­бю­зье, Л. Мис ван дер Роэ. В фу­ту­ри­стич. про­ек­тах А. Сант-Элиа и со­ору­же­ни­ях ар­хит. экс­прес­сио­низ­ма 1-й пол. 20 в. мож­но ви­деть влия­ние ор­га­нич­но­сти форм М. Но по сво­ей су­ти М. яв­ля­ет­ся за­вер­шаю­щей ста­ди­ей «ис­то­ри­че­ско­го» раз­ви­тия ар­хи­тек­ту­ры, ос­ваи­вав­шей опыт зод­че­ст­ва про­шло­го (в от­ли­чие от при­шед­шей ему на сме­ну «вне­ис­то­ри­че­ской» ар­хи­тек­ту­ры мо­дер­низ­ма), и его на­сле­дие от­ра­же­но в «тра­ди­ци­он­ной» ли­нии ар­хи­тек­ту­ры 20 в. – не­оклас­си­циз­ме, ар де­ко, по­стмо­дер­низ­ме и др.

Вестибюль Витебского вокзала в С.-Петербурге. 1904. Архитектор С. А. Брожовский. Фото Д. В. Соловьёва

В Рос­сии кар­ти­на раз­ви­тия М. от­ли­ча­ет­ся мно­го­ли­ко­стью. Здесь так­же по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние нац. -ро­ман­тич. ва­ри­ан­ты М., его ин­тер­на­цио­наль­ные «со­вре­мен­ные» раз­но­вид­но­сти в вер­си­ях, род­ст­вен­ных фран­ко-бельг., шот­ланд­ско-австр. и скан­ди­нав­ско­му М., а так­же са­мо­быт­ный ва­ри­ант «ра­цио­наль­но­го» М., пол­но­стью сво­бод­ный от ис­то­рич. ал­лю­зий ли­бо от­ме­чен­ный ис­поль­зо­ва­ни­ем эле­мен­тов клас­си­циз­ма. Пред­ше­ст­вен­ни­ком это­го на­прав­ле­ния стал кир­пич­ный стиль, при­ме­няв­ший­ся ча­ще все­го в ути­ли­тар­ном строи­тель­ст­ве (фаб­рич­но-за­во­дские со­ору­же­ния, зем­ские боль­ни­цы и т. п.). «Ра­цио­наль­ный» ва­ри­ант М. смы­ка­ет­ся с од­но­вре­мен­но раз­ви­вав­шим­ся не­оклас­си­циз­мом, пред­став­лен­ным в Рос­сии в си­лу ря­да при­чин мно­го пол­нее, чем в др. ев­роп. стра­нах. Ещё од­на осо­бен­ность, от­ли­чаю­щая Рос­сию, со­стоя­ла в том, что сти­ле­вые по­ис­ки бы­ли со­сре­до­то­че­ны в пер­вую оче­редь в двух сто­ли­цах – Мо­ск­ве и С.-Пе­тер­бур­ге.

М. А. Врубель. Панно «Венеция». 1893. Русский музей (С.-Петербург).

Лестница холла в особняке С. П. Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве. 1900–03. Архитектор Ф. О. Шехтель. Фото Д. В. Соловьёва

За­ро­ж­де­ние рус. М. свя­за­но с дея­тель­но­стью мас­те­ров Аб­рам­цев­ско­го ху­до­же­ст­вен­но­го круж­ка (В. М. Вас­не­цов, А. М. Вас­не­цов, В. А. Се­ров, В. Д. По­ле­нов, Е. Д. По­ле­но­ва, К. А. Ко­ро­вин и др.; так­же наи­бо­лее уни­вер­саль­ный из мас­те­ров это­го кру­га – М. А. Вру­бель), мас­тер­ских Та­лаш­ки­но (Н. К. Ре­рих, С. В. Ма­лю­тин и др.), позд­нее – ху­дож. объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва». Мас­те­ра «Ми­ра ис­кус­ст­ва», по­ми­мо од­но­им. жур­на­ла, ор­га­ни­зо­ва­ли две вы­став­ки в С.-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве: «Со­вре­мен­ное иск-во» и «Вы­став­ка ар­хи­тек­ту­ры и ху­дож. пром-сти но­во­го сти­ля» (обе 1902–1903). На­цио­наль­но-ро­ман­тич. вер­сия М. в зод­че­ст­ве, при­клад­ном иск-ве и жи­во­пи­си (мо­ну­мен­таль­ной и стан­ко­вой) из­вест­на под назв. не­орус­ско­го сти­ля. «Ра­цио­наль­ный» М. и «клас­си­че­ские» тра­ди­ции про­яви­лись в де­ло­вых и кон­тор­ских со­ору­же­ни­ях, зда­ни­ях бан­ков, до­ход­ных до­мов в обе­их сто­ли­цах. По­стро­ен­ный по про­ек­ту Ф. О. Шех­те­ля Яро­слав­ский во­кзал в Мо­ск­ве (1902–1904) – одно из яр­ких гражд. со­ору­же­ний не­о­рус­ско­го сти­ля, в то вре­мя как его ин­терь­е­ры, ли­шён­ные ис­то­рич. ре­ми­нис­цен­ций, от­ли­ча­ют­ся по­сле­до­ва­тель­но ра­цио­наль­ной трак­тов­кой форм. Спро­ек­ти­ро­ван­ные им до­ход­ные до­ма с рав­ным ос­но­ва­ни­ем мож­но от­не­сти к «ра­цио­наль­но­му» М. и не­оклас­си­циз­му, так­же и к «сред­не­ве­ко­во­му», ро­ман­тич. на­прав­ле­нию. Сре­ди др. ар­хи­тек­то­ров М. – ра­бо­тав­шие в Мо­ск­ве Л. Н. Ке­ку­шев, И. С. Куз­не­цов, И. А. Ива­нов-Шиц, Г. И. Ма­ка­ев, И. А. Фо­мин, англ. арх. В. Ф. Валь­кот; пе­терб. мас­те­ра Ф. И. Лид­валь, Н. В. Ва­силь­ев, А. Ф. Бу­бырь, М. С. Ля­ле­вич, Р. Ф. Мель­цер. Свое­об­раз­ным яв­ле­ни­ем рус. ар­хи­тек­ту­ры сле­ду­ет счи­тать по­яв­ле­ние ар­хи­тек­то­ров, за­ня­тых пре­им. про­ек­ти­ро­ва­ни­ем цер­ков­ных зда­ний: И. Е. Бон­да­рен­ко, В. А. По­кров­ский, А. В. Щу­сев (ав­тор про­ек­та Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли) и др.

Сре­ди мас­те­ров рос. изо­бра­зит. иск-ва и сце­но­гра­фии, сбли­жав­ших­ся с М., – М. А. Вру­бель, ху­дож­ни­ки-«ми­ри­скус­ни­ки», В. Э. Бо­ри­сов-Му­са­тов, скульп­то­ры П. П. Тру­бец­кой, А. С. Го­луб­ки­на, мо­дель­ер Н. П. Ла­ма­но­ва.

Архитектура модерна — презентация онлайн

1. Модерн. Архитектура модерна.

Моде́рн
(от фр. moderne — современный),
— художественное направление в искусстве,
наиболее популярное во второй половине XIX —
начале XX века.
Его отличительными особенностями является
отказ от прямых линий и углов в пользу более
естественных, «природных» линий,
интерес к новым технологиям (например в
архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Альфонс Муха.
Мод Адамс, как Жанна д’Арк.
Афиша 1909 г.
Модерн стремился сочетать художественные и
утилитарные функции создаваемых произведений,
вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности
человека.
В других странах называется также: «тиффани» (по
имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle»
(букв. «конец века») во Франции, «югендстиль»
(точнее, «югендштиль» — нем.) Jugendstil, по
названию основанного в 1896 году иллюстрированного
журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион»
(Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style,
букв. «современный стиль») в Англии, «стиль
либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании,
«Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль»
(style sapin) в Швейцарии.
Уильям Моррис создавал предметы
интерьера, под впечатлением от
растительных орнаментов.
Эскизы для ткани, обоев и гобеленов.
1875.
«Визитной карточкой» стиля модерн стала
вышивка Германа Обриста «Удар бича».
В европейских странах начали создаваться
различные художественные ассоциации,
работающие в новом стиле:
«Выставочное общество искусств и ремёсел»
(1888) в Великобритании,
«Объединённые художественно-ремесленные
мастерские» (1897) и
«Немецкие мастерские художественных ремёсел»
(1899) в Германии,
«Венские мастерские» (1903) в Австрии,
«Нансийская школа» во Франции,
«Мир искусства» (1890) в России.
Распространению
модерна способствовало
проведение Всемирных
выставок, на которых
демонстрировались
достижения
современных технологий
и прикладного искусства.
Наибольшую
известность модерн
получил на Всемирной
выставке 1900 года в
Париже.
После 1910 значение
модерна стало угасать.
Главный вход на экспозицию
Всемирной выставки в Париже.
1900.
Архитектура модерна.
Дом Бальо
(1906, арх. Антони Гауди)
Архитектуру модерна
отличает отказ от прямых
линий и углов в пользу более
естественных, «природных»
линий, использование новых
технологий (металл, стекло).
Одним из первых архитекторов, работавших в
стиле модерн,
был бельгиец Виктор Орта (1861—1947).
В своих проектах он активно использовал новые
материалы, в первую очередь, металл и стекло.
Несущим конструкциям, выполненным из железа,
он придавал необычные формы, напоминающие
какие-то фантастические растения.
Лестничные перила, светильники, свисающие с
потолка, даже дверные ручки — все тщательно
проектировалось в едином стиле.
Викто́р Орта́
6 января 1861 — 9 сентября 1947) —
бельгийский архитектор, один из основателей
стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре.
Четыре брюссельских дома работы Орта
включены в список объектов всемирного
наследия ЮНЕСКО:
дом Эдмона Тасселя,
собственный дом (Музей Орта),
дом Сольвей,
дом Ван Этвельде.
В 1892, под влиянием
первых выставок арнуво, Орта перенёс
графику художников
модерна —
в камень,
построив дом
профессора Эдмона
Тасселя. (1893)
считается первой в
мире постройкой в
стиле модерн,
вызвавшей массу
подражаний.
Отель Тассель.
Дом Тасселя (1893)
Интерьер отеля Тасселя.
Отель ван Этвельде.
Отель ван Этвельде.
Виктор Орта. Дом – мастерская.
Виктор Орта. Дом – мастерская.
Виктор Орта. Дом – мастерская.
Виктор Орта. Дом – мастерская.
Виктор Орта. Дом – мастерская.
Отель Сальве.
Отель Макс Алле.
Отель Макс Алле.
Отель Макс Алле.
Во Франции идеи
модерна развивал
Эктор Гима́р,
создавший, в том
числе, входные
павильоны
парижского метро.
Эктор Гима́р. Входные павильоны парижского метро.
Эктор Гима́р. Входные павильоны парижского метро.
Эктор Гима́р. Входные павильоны парижского метро.
Ещё дальше от классических
представлений об архитектуре ушёл
Антони Гауди.
Здания, сооружённые им, настолько
органически вписываются в
окружающий пейзаж, что кажутся
делом рук природы, а не человека.
Антони
Гауди́
25 июня 1852 10 июня 1926
Важнейшие постройки:
Искупительный храм Святого Семейства, Дом Бальо,
дом Мила, парк Гуэля.
• Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о
первых архитектурных опытах он пронёс через всю
жизнь. Поэтому все его дома напоминают замки из
песка.
• Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми
и часто оставался в одиночестве.
Его внимание надолго приковывали облака, улитки,
цветы… Антони мечтал стать архитектором, но при
этом не хотел ничего изобретать. Он хотел строить
так, как строит природа, и лучшими из интерьеров
считал небо и море, а идеальными скульптурными
формами — дерево и облака.
дом Бальо (1904-06) –
плод причудливой
фантазии.
Сюжет – Св. Георгий
убивает дракона.
Первые два этажа
напоминают кости
и скелет дракона,
фактура стены –
его кожу,
а кровля сложного
рисунка — его хребет.
дом Бальо (1904-06)
На кровле установлены
башенка и несколько групп
дымовых труб разнообразных
сложных форм, облицованные
керамикой.
дом Бальо (1904-06)
дом Бальо .
Дом Мила («Каменоломня») (1910), Барселона —
включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
Здание, как и квартиры, имеет сложный криволинейный
план.
Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные
очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии
отказался от этого, придав им ломаные очертания,
контрастирующие с волнистой поверхностью фасада.
В доме Мила применены новые конструктивные решения:
отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные
перекрытия поддерживаются колоннами и наружными
стенами, в которых балконы играют конструктивную роль.
Это одна из первых попыток создать новое планировочное
решение, известное впоследствии как «свободный план».
В декоративном
решении
дома отражена
тема природных
мотивов
(пещер, моря,
подводного мира),
характерная
для архитектуры
стиля модерн.
Дом Мила («Каменоломня»), Барселона
Это расположенный
на угловом
участке
шестиэтажный
доходный дом
с двумя
внутренними
дворами и
шестью
световыми
колодцами.
Дом Мила («Каменоломня»), Барселона.
На крыше дома установлена терраса, скорее,
обходной путь сложной композиции, который
позволяет любоваться каменным «зверинцем» на
кровле дома, состоящем из вентиляционных труб,
шахт, лестниц, имеющих сложное пластическое
решение биоморфного характера.
Интерьеры дома Мила
Интерьеры дома Мила
Храм Святого семейства —
самая значительная
из работ Гауди,
к сожалению,
так и не законченная.
Стиль, в котором
выполнен собор,
отдаленно
напоминает готику,
но вместе с тем,
это что-то совсем новое,
современное.
Искупительный храм Святого Семейства. 1883—1926
Искупительный храм Святого Семейства.
Своды и колонны
Храма
Святого Семейства.
Искупительный храм Святого Семейства.
Это своего рода готический модерн, в основу которого,
однако, положен план сугубо средневекового собора.
Антони Гауди создал и парк Гуэль (El Parque Guell
— 1900–1914 гг.).
В этом парке Гауди попытался воплотить идеи,
которые есть в природе, но никогда
не реализовывались в архитектуре.
Постройки кажутся выросшими из земли, все
вместе они составляют единое целое, очень
органичное, несмотря на многообразие форм и
размеров.
Парк Гуэля, Барселона. 1900—1914.
Парк Гуэля, Барселона —
включен в список
«Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
Дракон. Парк Гуэля, Барселона.
Парк Гуэля, Барселона.

55. Конец презентации.

Архитектура в стиле модерн в Париже: самостоятельные прогулки

Где лучше всего увидеть архитектуру в стиле модерн в Париже?

Во время моей последней поездки в Париж у меня была возможность познакомиться с одними из лучших образцов городской архитектуры в стиле модерн.

В Париже собрана большая коллекция ярких и причудливых зданий в стиле модерн.

Их много, но нужно знать, где их найти. Эти здания в стиле модерн совершенно уникальны в общем ландшафте парижской архитектуры.

Этот путеводитель познакомит вас с историей архитектуры в стиле модерн в Париже, самыми известными зданиями в стиле модерн, самыми знаменитыми архитекторами в стиле модерн и, наконец, двумя легкими самостоятельными прогулками по районам Парижа, где вы можете найти множество произведений в стиле модерн. драгоценные камни.

Краткая история парижской архитектуры XIX века

Прогуливаясь по Парижу, вы заметите, что большинство зданий спроектированы в едином стиле, также известном как османовский стиль.

Жорж-Эжен Османн был градостроителем, который еще в 19 веке реконструировал город Париж и во многом ответственен за то, как многие части города выглядят по сей день.

Раньше в Париже были узкие улочки, в которых было мало света и воздуха. Видение города Османом было широкими улицами и бульварами, парками, площадями и большими и элегантными современными зданиями.

Фасады из бежевого камня с балконами из кованого железа и дымоходами на каждой крыше, которую можно увидеть повсюду в Париже, являются визитной карточкой османовского стиля.

Были введены строгие правила для обеспечения единообразия этих экстерьеров.

Однако примерно в 1880 году возникла необходимость в переменах, и местное самоуправление поощряло эти перемены, проводя конкурс на самый красивый фасад и смягчая правила единообразия.

Именно тогда начали появляться новые дизайны. Это изменение совпало с появлением ар-нуво в Европе, и архитекторы испытали всплеск творчества, в результате чего были построены сотни зданий в стиле модерн.

Двумя наиболее известными архитекторами стиля модерн в Париже были Эктор Гимар и Жюль Лавиротт. Многие из лучших образцов стиля ар-нуво в городе имеют свою подпись.

Что такое архитектура в стиле модерн?

На рубеже 20-го века движение, известное как модерн, зародилось в разных уголках Европы и вскоре распространилось и за океан.

Наиболее типичными элементами стиля ар-нуво являются плавные, хлыстовые изгибы, креативная кованая фурнитура и изысканные украшения, вдохновленные природой.

Некоторые здания в стиле модерн также отличаются лепным декором, витражами и намеренной асимметрией.

Вот отличное видео об истории модерна:

Знаменитые здания в стиле модерн в Париже

Прежде чем мы начнем наши самостоятельные прогулки, вот некоторые из самых известных зданий в стиле модерн в Париже, которые стоит посмотреть, пока вы посещаем город.

Galeries lafayette haussmann

Этот элитный универмаг имеет самый великолепный купол.

Зайдите в здание Coupole Galeries Lafayette Haussmann, чтобы увидеть его в большом зале, и поднимитесь на верхние этажи, откуда открывается еще более потрясающий вид.

Этот потолок датируется 1912 годом. Он был разработан и оформлен в стиле модерн той эпохи Эдуардом Шенк, Жаком Грюбером и Луи Мажорелем.

Его стоит посетить, даже если вы не планируете ходить по магазинам. Он также находится рядом с оперным театром (Пале Гарнье), который я также рекомендую вам посетить, пока вы находитесь в Париже.

Адрес: 40 Bd Haussmann, 75009 Paris

La Samaritaine

Еще один очень впечатляющий универмаг в Париже, который стоит посетить, — La Samaritaine.

Волшебная стеклянная крыша, великолепная лестница и восхитительная настенная роспись на верхнем этаже делают его настоящей архитектурной жемчужиной.

Вы хотите подняться на 5-й этаж для лучшего обзора. Когда я поднялся на лифте, все остальные в лифте тоже держали в руках фотоаппарат…

La Samaritaine была спроектирована архитектором Францем Журденом и внесена в список исторических памятников.

Он находится в самом центре города, на берегу Сены, недалеко от Нового моста и улицы Риволи.

Адрес: 9 rue de la Monnaie 75001 Paris

Hotel elysees ceramic

Отель Ceramic рядом с Триумфальной аркой – еще одно уникальное здание в стиле ар-нуво в Париже.

Это здание архитектора Жюля Лавирота, построенное в 1904 году, имеет типичные черты ар-нуво, которые мы увидим в нижеприведенных самостоятельных экскурсиях.

Он также отличается необычным использованием керамики на фасаде, что и дало название зданию.

Адрес: 34 Avenue de Wagram, Paris


Самостоятельная прогулка по архитектуре в стиле модерн в Париже

Ниже приведены две короткие самостоятельные экскурсии по ар-нуво в Париже.

Если вы предпочитаете экскурсию с гидом, этот тур охватывает больше мест с профессиональным гидом.

Эти самостоятельные прогулки приведут вас к двум главным центрам стиля модерн в Париже.

Здания в каждом из них находятся в нескольких минутах ходьбы друг от друга.

Вы легко можете совершить обе прогулки в один и тот же день. Первая часть находится в 7-м округе (недалеко от Эйфелевой башни), а вторая — в 16-м округе.

Здание Лавиротта – жемчужина парижского модерна и близлежащие здания

В 7-м округе есть прекрасная архитектура парижского модерна.

Здание Лавирот (immeuble lavirotte)
Иммёйбле Лавирот

Здание Лавирот на 29 авеню. Рапп — богато украшенный дом, яркий пример парижской архитектуры в стиле модерн.

Оно асимметрично, как и многие здания в стиле модерн, и имеет лица, цветы, животных и различные формы, творчески украшающие его великолепный фасад.

Я не торопился, осматривая этот фасад и делая столько фотографий, сколько мог. Пока я был там, по крайней мере, 5 или 6 человек пришли, чтобы сделать то же самое.

Ар-нуво на улице Седило
12 Rue Sedillot Здание в стиле модерн

Улица Седильо находится в нескольких минутах ходьбы от здания Лавиротт. Вся улица полна красивых зданий, но дом 12 по улице Седийо выделяется среди остальных.

Это еще одно здание, спроектированное Лавироттом и построенное в 1899 году. Сегодня в нем находится итальянский колледж Леонардо да Винчи.

В нем есть все характерные черты ар-нуво, которые делают его великолепным произведением искусства: вы заметите асимметричный дизайн, элегантные изгибы и использование железных перил. Украшения вокруг окон особенно роскошны.

Ар-нуво на улице Гренель
151 Rue de Grenelle – первое здание Лавиротта в стиле модерн в Париже

В нескольких минутах ходьбы от улицы Седийо находится еще одно здание в стиле модерн, которое стоит посетить.

Когда вы доберетесь до 151 Rue de Grenelle, вы увидите красивый элегантный фасад 1898 года.

Этот дом немного скромнее по сравнению с двумя другими, которые мы видели до сих пор. Вероятно, потому, что это было первое здание Лавирота в Париже. Однако вскоре после этого его стиль стал более сложным.

Ар-нуво часто называют причудливым, и если вы подойдете к деревянной и кованой входной двери этого здания, вы увидите, что она украшена двумя ящерицами на дверных ручках.

La maison des arums

Следующая остановка в этой части тура — 33 Rue du Champ de Mars.

Архитектор Октав Ракен спроектировал это великолепное здание примерно в 1900 году.

Благодаря искусно украшенному резным камнем цветочному декору оно получило прозвище «Дом лилий» (La Maison des Arums). детали этого фасада.

Париж, архитектура в стиле модерн, прогулка по улице Жана де ла Фонтена,

Вторая часть этого тура по Парижу в стиле модерн проходит в 16-м округе.

Чтобы добраться до первой остановки, вы можете воспользоваться общественным транспортом (планировщик) или пройти около 30 минут пешком от 33 Rue du Champ de Mars до 14 Rue Jean de la Fontaine.

Castel Béranger
Самое известное здание в стиле модерн Гимара

Первая остановка в этой части тура – ​​культовое здание в стиле парижского модерна под названием Castel Béranger на улице Жана де ла Фонтен, 14.

Это творение Гектора Гимара, архитектора, также известного тем, что спроектировал классическую станцию ​​парижского метро.

Построенное в 1898 году, это здание выиграло конкурс на самый красивый фасад Парижа и в настоящее время классифицируется как исторический памятник Франции.

Замок Беранже, пожалуй, самая выдающаяся его особенность, но весь фасад имеет множество украшений и деталей, на которые стоит обратить внимание.

Рю Агар и кафе Антуан

Продолжая движение, вы доберетесь до Кафе Антуан на углу Рю Агар.

Rue Agar имеет красивый жилой комплекс, спроектированный архитектором Эктором Гимаром.

В 1911 году она была названа «Современной улицей», так как дизайн в стиле модерн отражал дух времени.

На этой маленькой улочке вы заметите некоторые типичные черты ар-нуво, такие как железные балконы, изогнутые линии и элегантно украшенные двери и окна.

Кафе «Антуан» на углу улицы — еще одна настоящая жемчужина ар-нуво, созданная Гимаром.

Immeuble tremois

Продолжайте идти по улице Жана де ла Фонтена, пока не дойдете до улицы Франсуа Милле.

Там, под номером 11, вы найдете красивый изогнутый фасад здания Тремуа, еще одного жилого дома Гимара в стиле модерн.

Hôtel mezzara

Наша следующая остановка – еще одно творение Гимара по адресу: 60 Rue Jean de la Fontaine. Вы легко узнаете стиль Гимара, который мы видели на предыдущих остановках в этом туре.

Отель Mezzara был построен в 1910-1911 годах как семейный дом французского текстильного промышленника Поля Меццара.

Интерьер тоже очень красивый, но, к сожалению, в момент моего посещения он был закрыт. Позже я узнал, что это место обычно закрыто для публики. Вы все еще можете увидеть фотографии интерьера в Интернете.

Hôtel jassedé

Последняя остановка в этой части тура находится немного дальше по адресу 41 Rue Chardon Lagache.

Hôtel Jassedé также является зданием Гимара, но вы можете не заметить этого сразу.

Этот жилой дом 1893 года был одной из его первых работ.

Это не типичное здание в стиле модерн, хотя оно уже имеет некоторые черты, указывающие на будущий стиль архитектора, такие как асимметричный фасад.

Одной из замечательных особенностей этого здания является свобода, которую архитектор имел в игре с различными материалами, включая резной камень, керамику и кирпич.

Эта свобода является признаком постосмановской эпохи, когда парижские фасады больше не должны были поддерживать единый внешний вид.

Прямо рядом с Hôtel Jassedé вы можете увидеть Villa de la Reunion, частный дом с более типичным дизайном в стиле модерн, также работы Гимара.

Экскурсии в стиле ар-нуво по Парижу

Чтобы увидеть больше парижского модерна, вы можете отправиться на экскурсию с профессиональным гидом. Вот некоторые варианты:

Югендстиль и другие чудеса архитектуры — Этот небольшой групповой тур охватывает 8-й и 9-й округа.

Пешеходная экскурсия по Парижу в стиле модерн – это хороший вариант, если вы предпочитаете индивидуальную экскурсию.

Другие замечательные места, где можно увидеть модерн в Европе

  • Рига
  • Авейру
  • Брюссель
  • Познань
  • Прага
  • Барселона

Другие путеводители и экскурсии по Парижу

  • Бесплатные экскурсии по Парижу
  • Уличное искусство в Бельвиле
  • Самые популярные достопримечательности Парижа

Сохраните этот путеводитель по архитектуре в стиле модерн в Париже на Pinterest

По следам ар-нуво в Париже (Путеводитель по архитектуре)

317 акции

  • Поделиться
  • Твит

Последнее обновление: 22 марта 2022 г. , автор: Sophie Nadeau

Когда вы думаете о Париже, вы, вероятно, думаете о классическом стиле зданий из песчаника, известном как Осман. О чем вы, возможно, не знаете, так это о том, что есть еще немало Ар-нуво в Париже тоже предстоит открыть. Вот ваш путеводитель по лучшему архитектуре в стиле модерн в Париже , а также по истории и некоторым из лучших зданий, которые вы можете увидеть сами…

Содержание

  • История стиля модерн в Париже
  • Лучшие места для знакомства с ар-нуво в Париже
    • Входы в метро в стиле ар-нуво
    • Здание Лавиротта, 29 Avenue Rapp
    • Дом Жюля Лавиротта, Square Rapp
    • 14 Rue d’Abbeville
    • Галерея Лафайет Купол
    • La Samaritaine

История модерна в Париже 9000 2 Движение в стиле модерн характеризуется плавными формами, основанными на естественных формах и движении. впервые получил известность на рубеже 20-го века.

Период ар-нуво во Франции обычно считается периодом между 1895 и 1914 годами, а пик ар-нуво в Париже приходится на 19 век.00 Парижская международная выставка.

Лучшие места для знакомства с ар-нуво в Париже

Одно из ключевых мест, где можно насладиться лучшими образцами архитектуры ар-нуво в Париже, находится в седьмом округе Парижа, где вы найдете множество красивых зданий конца 19-го и начала Особенности архитектуры 20 века.

Знакомство с лучшими произведениями ар-нуво в этой части французской столицы — одно из лучших занятий рядом с Эйфелевой башней. Другой район Парижа, где вы найдете изобилие архитектуры в стиле модерн, находится в 16-м округе Парижа, который находится по соседству с 7-м округом. Сегодня в городе осталось более 400 зданий этого архитектурного направления.

Входы на станции метро в стиле ар-нуво

Даже если вы не планируете отправиться в 7-й или 16-й округ во время поездки в Париж, вряд ли вы сможете избежать наиболее характерной черты ар-нуво, которую можно найти по всему городу. .

Классический вход на станцию ​​метро в стиле ар-нуво был спроектирован Гектором Гимаром между 1900 и 1913 годами и до сих пор остается почти таким же синонимом города, как Эйфелева башня.

RATP (тогда известный как CFP) был создан в конце 18 века для управления готовившейся к открытию сетью поездов парижского метрополитена. Парижское метро было открыто 19 июля 1900 года к Всемирной Парижской выставке. В рамках предстоящего открытия парижского метро организация организовала конкурс на лучший дизайн входов на станции метро.

Хотя Гектор Гимар не подавал заявку на участие в конкурсе (подал заявку еще 21 претендент), другие заявки были отклонены из-за того, что они выбрали тяжелые и дорогостоящие материалы, такие как камень, для строительства входов на станцию.

Гимар был выбран для проектирования входных групп, так как его проекты были созданы из железа и стекла, которые были дешевле и быстрее в сборке. Было несколько разных дизайнов, самый простой из которых представлял собой простую прихожую со словами «метрополитен».

Более богато украшенный дизайн, состоящий из крытой крыши, подобные которой до сих пор можно увидеть на станции метро Abbesses (на сегодняшний день это самая глубокая станция метро в Париже).

Первоначально Гимар хотел создать тематические станции метро, ​​такие как гробница для станции Пер-Лашез и танцовщица для станции Пигаль. К сожалению, эти конструкции так и не были использованы. Всего когда-то было 167 входов на станции метро Hector Guimard, 66 из которых сохранились до наших дней. Довольно интересно, что во франко-канадском городе Монреаль есть даже станция метро в стиле ар-нуво.

Здание Лавиротт, 29 авеню Рапп

Одно из самых необычных мест в Париже — это дверь (да и весь передний фасад) здания Лавиротт по адресу 29 авеню Рапп в 7-м округе Парижа. Париж. Многие формы в № 29 призваны вызвать переосмысление Адама и Евы глазами Лавиротта…

Например, в самом центре прихожей вы вскоре увидите изображение жены Лавиротта с задрапированным животным. через ее плечо. Как вы можете себе представить, дверной проем был довольно спорным, когда он был впервые установлен, не в последнюю очередь потому, что многие утверждают, что дверной проем напоминает перевернутый фаллический символ.

Дом Жюля Лавиротта, Сквер Рапп

Прямо за углом от здания Лавиротта находится маленькая скрытая жемчужина парижской площади, с которой открывается один из лучших видов на Эйфелеву башню. Square Rapp назван в честь генерала 18-го века Джина Раппа.

Более того, Square Rapp также является домом для одного из самых очаровательных зданий в стиле модерн в 7-м округе (№ 4 Square Rapp) и имеет множество балконов и перил, смоделированных по естественным формам. В то время как номер 4 сейчас является зданием Société théosophique, дом № 3 был местом, где когда-то жил эксцентричный архитектор Жюль Лавиротт в квартире на 5-м этаже.

14 Rue d’Abbeville

Построенный на рубеже 20-го века в стиле модерн, дом № 14 по улице d’Abbeville расположен в 9-м округе Парижа и является одним из самых красивых и очаровательных зданий. улицы.

Покрытый глазурованным керамогранитом зеленого цвета, ориентированным на природу, который нанесен непосредственно на кирпичный фасад передней части здания, вы поймете, что находитесь в правильном месте, когда заметите множество цветочных и животных узоров!

Вытяни шею к 4-му этажу, и там даже белки и совы вечно смотрят на прохожих внизу. Хотя это немного неуместно, когда речь идет о более типичной османской архитектуре района, другие вещи, которые можно увидеть рядом, включают цветение сакуры в католической церкви Святого Винсента де Поля весной и несколько крытых переходов.

Галерея Лафайет Купол

Одно из самых необычных мест, где можно насладиться стилем ар-нуво во французской столице, находится в одном из самых знаковых универмагов — Галерее Лафайет. Ведь во Флагманском магазине сети есть невероятно красивый купол 9.0304 (известный как Cupole на французском языке).

Освещенный сотнями мерцающих огней, стеклянный купол с отделкой в ​​стиле модерн лучше всего любоваться им с одного из центральных смотровых балконов на каждом из пяти торговых этажей универмага.

Наступила зима, установлена ​​гигантская тематическая елка (с разной темой каждый год) , которой стоит полюбоваться, если вы находитесь в Париже во время Рождества. Если у вас есть больше времени, чтобы осмотреть архитектуру в стиле модерн, обязательно отправляйтесь на бесплатную для посещения террасу на крыше Galeries Lafayette, откуда открывается один из лучших видов на Эйфелеву башню и оперный театр Palais Garnier.

La Samaritaine

Одним из оригинальных универмагов Парижа является La Samaritaine, одно из самых впечатляющих зданий в 1-м округе Парижа. Недавно вновь открытый для публики впервые за несколько десятилетий, La Samaritaine отличается множеством архитектурных элементов в стиле модерн, а также несколькими ресторанами и множеством возможностей для концептуального шоппинга.

Возможно, наиболее интересной особенностью является то, что флагманский магазин Samaritaine может похвастаться самой большой фреской в ​​стиле модерн во Франции, датируемой 19 веком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *