МОДЕРН • Большая российская энциклопедия
Л. Тиффани. «Образование». 1890. Витраж для Линсли-Читтенден-холла Йельского университета (Нью-Хейвен, США).
МОДЕ́РН (франц. moderne – новый, новейший, современный), стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразит. искусствах кон. 19 – нач. 20 вв. Другие названия: ар нуво и «современный стиль» (англ. modern style) в Великобритании и Франции [во Франции также «стиль метро» (style Métro), «стиль Гимара» (см. Гимар Э.), «стиль 1900», «иск-во конца века» (art fin de siècle) и др.]; «стиль Глазго» (Glasgow style) в Шотландии; югендстиль в Германии; сецессион в Австрии, Чехословакии, Польше; «стиль двадцати» (от наименования «Об-ва двадцати», созданного в 1884) и др. в Бельгии; либерти («стиль Либерти»), «цветочный стиль» (stile floreale), или «новый стиль» (stile nuovo) в Италии; «модерниста» (modernista), «модернисмо» (modernismo, каталонский М.
М. возник как один из видов неоромантич. протеста против господства позитивизма и прагматизма. Эстетика М. развивала идеи символизма и эстетизма, философии жизни (Ф. Ницше). М., по мысли ряда его теоретиков (Х. К. ван де Велде, опиравшийся на социалистич. утопии У. Морриса), должен был создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиц. форм и приёмов, а также совр. материалов и конструкций. Самым ярким проявлением «предмодерна» в Великобритании (и в Европе в целом) принято считать оформление англо-амер. худ. Дж. Уистлером «Павлиньей комнаты» (1877; ныне – в галерее Фрир в Вашингтоне): оно включает мн.
признаки будущего стиля М. – использование плоскостных живописных панно на стенах, прерванных резными дерев. панелями прихотливого рисунка, гнутых линий контуров, сочетание графич. начала с декоративностью.Наиболее последовательно принципы М. осуществились в сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Так, мастера круга У. Морриса обновили тип индивидуального жилого дома (архитекторы Ч. Войзи, У. Р. Летаби, Ч. Р. Эшби, М. Х. Б. Скотт и др.), ориентированного на традиции нар. зодчества Англии. Но в духе М., стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисл. деловые, пром. и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома, рестораны и т. д. М. пытался преодолеть характерное для культуры 19 в. противоречие между художественным и утилитарным началом, придать эстетич. смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к иск-ву все сферы жизни и сделать человека частицей худож.
М. противопоставил эклектизму 19 в. единство, органичность и свободу развития стилизованной, обобщённой, ритмически организованной формы, назначение которой – одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряжённый дух переломной эпохи. Период становления М. – рубеж 19–20 вв. – отмечен нац.-романтич. увлечениями, интересом к ср.-век. и нар. искусству. Для этого этапа характерно возникновение худож.-ремесленных объединений, часто противопоставлявших себя индустриальному произ-ву: «Искусства и ремёсла» в Великобритании, «Объединённые худож.-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские худож. ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, и др.
Ж. Шере. Афиша «Palais de Glace» на Елисейских Полях в Париже. 1896.
Для М. характерны черты интернационального стиля, основанного на применении принципиально новых худож. форм, взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм иск-ва, а также отсутствие эволюции. Орнамент М., во всех видах иск-ва структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий прежде всего сложились в графике, что способствовало быстрому распространению М. в 1890-х гг. Значит. роль сыграла прежде всего печатная графика (наиболее демократическая): театральные афиши и программы (Ж. Шере, Э. Грассе, чеш. худ. А. Муха, А. де Тулуз-Лотрек во Франции; Х. К. ван де Велде в Бельгии; У. Брэдли в США, и др.), рекламные плакаты (Я. Тороп в Нидерландах, Муха и др.), календари, книжные и журнальные иллюстрации [художники берлинских журналов «Pan» и «Die Insel» (Г. Фогелер и др.), мюнхенских журналов «Jugend» и «Simplicissimus» (О. Экман, Ю. Диц, Т. Т. Хейне, О. Гульбрансон, Б. Пауль), парижского ж. «La Revue Blanche» (преим. мастера группы «Наби»), лондонских журналов «Hobby Horse» (А.
Фасад фотоателье «Эльвира» на Фон-дер-Танн-штрасе в Мюнхене. 1897–98. Архитектор и дизайнер А. Эндель. Скульптурный рельеф уничтожен в 1937, здание разрушено в 1944.
Р. Ф. Ларш. Настольная лампа «Лой Фуллер». Бронза, позолота. Ок. 1900. Баварский национальный музей (Мюнхен).
В противоположность эклектизму с его интересом к достоверности воспроизведения отд. деталей историч. и нац. стилей, М. стремился возродить дух стилевого единства всех составляющих худож. организма, общность и взаимовлияние всех видов искусства. Это предопределило появление нового типа художника – универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, проектировщика бытовых вещей (дизайнера) и часто теоретика. Идея синтетического, цельного произведения иск-ва (Gesamtkunstwerk) ярче всего воплощена в архитектуре интерьеров, лучшие образцы которых отличаются ритмической согласованностью линий и тонов, единством деталей декора и обстановки (обои, мебель, лепнина, панели, арматура светильников), целостностью однородного перетекающего пространства, усложнённого и расширенного зеркалами, многочисл. дверными и оконными проёмами, живописными панно или витражами. В 1895 Х. К. ван де Велде создал проект отделки парижской галереи С. Бинга «Ар нуво», назв. которой (уже использованное в бельг. ж. «L’Art Moderne» в 1880-е гг.) стало одним из наименований нового стиля; для его творчества характерны осознание первостепенной значимости архитектуры, подчиняющей себе др. искусства, и ориентация на наследие ср.-век. и нар. иск-ва. Влиянием идей Э.
Фото В. М. Паппе Кайзер-павильон на станции Хитцинг Венской железной дороги. 1894–1901. Архитектор О. Вагнер.
Центральный вокзал в Хельсинки. 1904–14. Архитектор Элиель Сааринен.
Архитектура М. в поисках единства конструктивного и художественного начал вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в т. ч. новые, строит. и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы М. восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчёркнуто индивидуализированного образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление.
Осн. выразит. средством в стиле М. является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиц. структуру. В интерьерах бельг. архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растит. узоры покрывают стены, полы и потолки, концентрируются в местах их сопряжения, объединяя архит. плоскости и активизируя пространство. В бесконечно текущих, чувственно-сочных линиях декора сокрыт символич. смысл, в них сочетается изобразительное с отвлечённым, одухотворённое с вещным. У мастеров венского М. (Й. Хофмана, Й. Ольбриха), в работах шотл. группы «Четверо» во главе с Ч. Р. Макинтошем строго геометричный орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Несмотря на провозглашённый отказ от подражания историческим стилям, мастера М. использовали линейный строй япон. гравюры, стилизованную орнаментику мавританского иск-ва (преим. зодчие Каталонии – А. Гауди, Л. Доменек-и-Монтанер и Дж. Пуч-и-Кадафальк), растит. узоры эгейского иск-ва и готики, элементы декоративных композиций барокко, рококо, ампира.
Развитие М. в живописи, скульптуре и сценографии во многом предопределили установки лит. символизма, тяготевшего к мифотворчеству и повлиявшего на иконографию М. Среди крупнейших живописцев и скульпторов кон. 19 – нач. 20 вв. нет ни одного, творчество которого полностью вмещалось бы в рамки эстетич. и типовых особенностей М. Картины и панно М. рассматривались как элементы интерьера, его пространственной и эмоциональной организации. Поэтому декоративность стала одним из гл. качеств живописи М. Характерно часто встречающееся в ней парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых» фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана (Г. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии и др.). Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей (художники группы «Наби» во Франции, Э. Мунк в Норвегии), тонко нюансированной монохромией. Поэтика символизма обусловила интерес к символике линии и цвета, к темам мировой скорби, смерти, эротики, к миру тайны, сна, легенды, сказки. В разной степени с М. соприкасается творчество мн. других живописцев символистского направления: поздний А. Бёклин, Ф. Ходлер и Ф. Валлоттон (Швейцария), М. Клингер, Ф. фон Штук (Германия), П. Гоген, А. де Тулуз-Лотрек, О. Редон и художники группы «Наби» (Франция), Г. Кини (Италия), Я. Тороп (Нидерланды), А. Галлен-Каллела (Финляндия), Я. Прейслер, С. Выспяньский, В. Войткевич, Э. Окунь (Польша), Й. Риппль-Ронаи и А. Кёрёшфой-Криш (Венгрия) и др.; некоторые из них занимались монументальной живописью в содружестве с зодчими М. В области скульптуры несомненное влияние М. испытали О. Роден, П. Рош, А. Майоль (Франция), М. Клингер, В. Лембрук, Г. Кольбе, Г. Обрист (Германия), Ж. Минне (Бельгия), М. Россо (Италия). В иск-ве витража работали Э. Грассе (Франция), А. Муха (Чехия) и др.
Динамика и текучесть формы и силуэта характерны как для скульптуры, так и для произведений декоративно-прикладного иск-ва М. , уподобляющихся феноменам природы с их органич. внутр. силами: керамич. и железные изделия А. Гауди; металлич. ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле и Л. Тиффани, бытовые предметы франц. мастеров Р. Ф. Ларша, А. Шарпантье, Э. Грассе; ювелирные украшения и др. изделия Р. Лалика и фирмы Картье; дизайн мебели Галле, Гимара, Л. Мажореля, Ж. Хёнтшеля во Франции, также Х. К. ван де Велде, А. Гауди, Ч. Войзи, Ч. Р. Макинтоша, П. Беренса, Й. Хофмана, Ф. Брэнгвина и др.
Своеобразной реакцией на декоративизм М. стало творчество таких значит. мастеров эпохи (испытавших в начале творч. пути влияние Л. Г. Салливена), как А. Лоз (Австрия) и один из основоположников органической архитектуры Ф. Л. Райт (США). В 1907 в Мюнхене был основан «Немецкий Веркбунд» – объединение архитекторов, художников декоративного иск-ва и промышленников; оно как бы утверждало преемственность по отношению к «рациональному» М. зодчества и иск-ва Новейшего времени: в деятельности этого объединения, помимо мастеров М. (Х. К. ван де Велде, Г. Мутезиус, Р. Риммершмидт, П. Беренс, Й. Хофман и др.), участвовали В. Гропиус, Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ. В футуристич. проектах А. Сант-Элиа и сооружениях архит. экспрессионизма 1-й пол. 20 в. можно видеть влияние органичности форм М. Но по своей сути М. является завершающей стадией «исторического» развития архитектуры, осваивавшей опыт зодчества прошлого (в отличие от пришедшей ему на смену «внеисторической» архитектуры модернизма), и его наследие отражено в «традиционной» линии архитектуры 20 в. – неоклассицизме, ар деко, постмодернизме и др.
Вестибюль Витебского вокзала в С.-Петербурге. 1904. Архитектор С. А. Брожовский. Фото Д. В. Соловьёва
В России картина развития М. отличается многоликостью. Здесь также получили широкое распространение нац. -романтич. варианты М., его интернациональные «современные» разновидности в версиях, родственных франко-бельг., шотландско-австр. и скандинавскому М., а также самобытный вариант «рационального» М., полностью свободный от историч. аллюзий либо отмеченный использованием элементов классицизма. Предшественником этого направления стал кирпичный стиль, применявшийся чаще всего в утилитарном строительстве (фабрично-заводские сооружения, земские больницы и т. п.). «Рациональный» вариант М. смыкается с одновременно развивавшимся неоклассицизмом, представленным в России в силу ряда причин много полнее, чем в др. европ. странах. Ещё одна особенность, отличающая Россию, состояла в том, что стилевые поиски были сосредоточены в первую очередь в двух столицах – Москве и С.-Петербурге.
М. А. Врубель. Панно «Венеция». 1893. Русский музей (С.-Петербург).
Лестница холла в особняке С. П. Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве. 1900–03. Архитектор Ф. О. Шехтель. Фото Д. В. Соловьёва
Зарождение рус. М. связано с деятельностью мастеров Абрамцевского художественного кружка (В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, В. А. Серов, В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова, К. А. Коровин и др.; также наиболее универсальный из мастеров этого круга – М. А. Врубель), мастерских Талашкино (Н. К. Рерих, С. В. Малютин и др.), позднее – худож. объединения «Мир искусства». Мастера «Мира искусства», помимо одноим. журнала, организовали две выставки в С.-Петербурге и Москве: «Современное иск-во» и «Выставка архитектуры и худож. пром-сти нового стиля» (обе 1902–1903). Национально-романтич. версия М. в зодчестве, прикладном иск-ве и живописи (монументальной и станковой) известна под назв. неорусского стиля. «Рациональный» М. и «классические» традиции проявились в деловых и конторских сооружениях, зданиях банков, доходных домов в обеих столицах. Построенный по проекту Ф. О. Шехтеля Ярославский вокзал в Москве (1902–1904) – одно из ярких гражд. сооружений неорусского стиля, в то время как его интерьеры, лишённые историч. реминисценций, отличаются последовательно рациональной трактовкой форм. Спроектированные им доходные дома с равным основанием можно отнести к «рациональному» М. и неоклассицизму, также и к «средневековому», романтич. направлению. Среди др. архитекторов М. – работавшие в Москве Л. Н. Кекушев, И. С. Кузнецов, И. А. Иванов-Шиц, Г. И. Макаев, И. А. Фомин, англ. арх. В. Ф. Валькот; петерб. мастера Ф. И. Лидваль, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь, М. С. Лялевич, Р. Ф. Мельцер. Своеобразным явлением рус. архитектуры следует считать появление архитекторов, занятых преим. проектированием церковных зданий: И. Е. Бондаренко, В. А. Покровский, А. В. Щусев (автор проекта Марфо-Мариинской обители) и др.
Среди мастеров рос. изобразит. иск-ва и сценографии, сближавшихся с М., – М. А. Врубель, художники-«мирискусники», В. Э. Борисов-Мусатов, скульпторы П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина, модельер Н. П. Ламанова.
Архитектура модерна — презентация онлайн
1. Модерн. Архитектура модерна.
Моде́рн(от фр. moderne — современный),
— художественное направление в искусстве,
наиболее популярное во второй половине XIX —
начале XX века.
Его отличительными особенностями является
отказ от прямых линий и углов в пользу более
естественных, «природных» линий,
интерес к новым технологиям (например в
архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Альфонс Муха.
Мод Адамс, как Жанна д’Арк.
Афиша 1909 г.
Модерн стремился сочетать художественные и
утилитарные функции создаваемых произведений,
вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности
человека.
В других странах называется также: «тиффани» (по
имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle»
(букв. «конец века») во Франции, «югендстиль»
(точнее, «югендштиль» — нем.) Jugendstil, по
названию основанного в 1896 году иллюстрированного
журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион»
(Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style,
букв. «современный стиль») в Англии, «стиль
либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании,
«Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль»
(style sapin) в Швейцарии.
Уильям Моррис создавал предметы
интерьера, под впечатлением от
растительных орнаментов.
Эскизы для ткани, обоев и гобеленов.
1875.
«Визитной карточкой» стиля модерн стала
вышивка Германа Обриста «Удар бича».
В европейских странах начали создаваться
различные художественные ассоциации,
работающие в новом стиле:
«Выставочное общество искусств и ремёсел»
(1888) в Великобритании,
«Объединённые художественно-ремесленные
мастерские» (1897) и
«Немецкие мастерские художественных ремёсел»
(1899) в Германии,
«Венские мастерские» (1903) в Австрии,
«Нансийская школа» во Франции,
«Мир искусства» (1890) в России.
Распространению
модерна способствовало
проведение Всемирных
выставок, на которых
демонстрировались
достижения
современных технологий
и прикладного искусства.
Наибольшую
известность модерн
получил на Всемирной
выставке 1900 года в
Париже.
После 1910 значение
модерна стало угасать.
Главный вход на экспозицию
Всемирной выставки в Париже.
1900.
Архитектура модерна.
Дом Бальо
(1906, арх. Антони Гауди)
Архитектуру модерна
отличает отказ от прямых
линий и углов в пользу более
естественных, «природных»
линий, использование новых
технологий (металл, стекло).
Одним из первых архитекторов, работавших в
стиле модерн,
был бельгиец Виктор Орта (1861—1947).
В своих проектах он активно использовал новые
материалы, в первую очередь, металл и стекло.
Несущим конструкциям, выполненным из железа,
он придавал необычные формы, напоминающие
какие-то фантастические растения.
Лестничные перила, светильники, свисающие с
потолка, даже дверные ручки — все тщательно
проектировалось в едином стиле.
Викто́р Орта́
6 января 1861 — 9 сентября 1947) —
бельгийский архитектор, один из основателей
стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре.
Четыре брюссельских дома работы Орта
включены в список объектов всемирного
наследия ЮНЕСКО:
дом Эдмона Тасселя,
собственный дом (Музей Орта),
дом Сольвей,
дом Ван Этвельде.
В 1892, под влиянием
первых выставок арнуво, Орта перенёс
графику художников
модерна —
в камень,
построив дом
профессора Эдмона
Тасселя. (1893)
считается первой в
мире постройкой в
стиле модерн,
вызвавшей массу
подражаний.
Отель Тассель.
Дом Тасселя (1893)
Интерьер отеля Тасселя.
Отель ван Этвельде.
Отель ван Этвельде.
Виктор Орта. Дом – мастерская.
Виктор Орта. Дом – мастерская.
Виктор Орта. Дом – мастерская.
Виктор Орта. Дом – мастерская.
Виктор Орта. Дом – мастерская.
Отель Сальве.
Отель Макс Алле.
Отель Макс Алле.
Отель Макс Алле.
Во Франции идеи
модерна развивал
Эктор Гима́р,
создавший, в том
числе, входные
павильоны
парижского метро.
Эктор Гима́р. Входные павильоны парижского метро.
Эктор Гима́р. Входные павильоны парижского метро.
Эктор Гима́р. Входные павильоны парижского метро.
Ещё дальше от классических
представлений об архитектуре ушёл
Антони Гауди.
Здания, сооружённые им, настолько
органически вписываются в
окружающий пейзаж, что кажутся
делом рук природы, а не человека.
Антони
Гауди́
25 июня 1852 10 июня 1926
Важнейшие постройки:
Искупительный храм Святого Семейства, Дом Бальо,
дом Мила, парк Гуэля.
• Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о
первых архитектурных опытах он пронёс через всю
жизнь. Поэтому все его дома напоминают замки из
песка.
• Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми
и часто оставался в одиночестве.
Его внимание надолго приковывали облака, улитки,
цветы… Антони мечтал стать архитектором, но при
этом не хотел ничего изобретать. Он хотел строить
так, как строит природа, и лучшими из интерьеров
считал небо и море, а идеальными скульптурными
формами — дерево и облака.
дом Бальо (1904-06) –
плод причудливой
фантазии.
Сюжет – Св. Георгий
убивает дракона.
Первые два этажа
напоминают кости
и скелет дракона,
фактура стены –
его кожу,
а кровля сложного
рисунка — его хребет.
дом Бальо (1904-06)
На кровле установлены
башенка и несколько групп
дымовых труб разнообразных
сложных форм, облицованные
керамикой.
дом Бальо (1904-06)
дом Бальо .
Дом Мила («Каменоломня») (1910), Барселона —
включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
Здание, как и квартиры, имеет сложный криволинейный
план.
Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные
очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии
отказался от этого, придав им ломаные очертания,
контрастирующие с волнистой поверхностью фасада.
В доме Мила применены новые конструктивные решения:
отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные
перекрытия поддерживаются колоннами и наружными
стенами, в которых балконы играют конструктивную роль.
Это одна из первых попыток создать новое планировочное
решение, известное впоследствии как «свободный план».
В декоративном
решении
дома отражена
тема природных
мотивов
(пещер, моря,
подводного мира),
характерная
для архитектуры
стиля модерн.
Дом Мила («Каменоломня»), Барселона
Это расположенный
на угловом
участке
шестиэтажный
доходный дом
с двумя
внутренними
дворами и
шестью
световыми
колодцами.
Дом Мила («Каменоломня»), Барселона.
На крыше дома установлена терраса, скорее,
обходной путь сложной композиции, который
позволяет любоваться каменным «зверинцем» на
кровле дома, состоящем из вентиляционных труб,
шахт, лестниц, имеющих сложное пластическое
решение биоморфного характера.
Интерьеры дома Мила
Интерьеры дома Мила
Храм Святого семейства —
самая значительная
из работ Гауди,
к сожалению,
так и не законченная.
Стиль, в котором
выполнен собор,
отдаленно
напоминает готику,
но вместе с тем,
это что-то совсем новое,
современное.
Искупительный храм Святого Семейства. 1883—1926
Искупительный храм Святого Семейства.
Своды и колонны
Храма
Святого Семейства.
Искупительный храм Святого Семейства.
Это своего рода готический модерн, в основу которого,
однако, положен план сугубо средневекового собора.
Антони Гауди создал и парк Гуэль (El Parque Guell
— 1900–1914 гг.).
В этом парке Гауди попытался воплотить идеи,
которые есть в природе, но никогда
не реализовывались в архитектуре.
Постройки кажутся выросшими из земли, все
вместе они составляют единое целое, очень
органичное, несмотря на многообразие форм и
размеров.
Парк Гуэля, Барселона. 1900—1914.
Парк Гуэля, Барселона —
включен в список
«Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
Дракон. Парк Гуэля, Барселона.
Парк Гуэля, Барселона.
55. Конец презентации.
Архитектура в стиле модерн в Париже: самостоятельные прогулки
Где лучше всего увидеть архитектуру в стиле модерн в Париже?
Во время моей последней поездки в Париж у меня была возможность познакомиться с одними из лучших образцов городской архитектуры в стиле модерн.
В Париже собрана большая коллекция ярких и причудливых зданий в стиле модерн.
Их много, но нужно знать, где их найти. Эти здания в стиле модерн совершенно уникальны в общем ландшафте парижской архитектуры.
Этот путеводитель познакомит вас с историей архитектуры в стиле модерн в Париже, самыми известными зданиями в стиле модерн, самыми знаменитыми архитекторами в стиле модерн и, наконец, двумя легкими самостоятельными прогулками по районам Парижа, где вы можете найти множество произведений в стиле модерн. драгоценные камни.
Краткая история парижской архитектуры XIX века
Прогуливаясь по Парижу, вы заметите, что большинство зданий спроектированы в едином стиле, также известном как османовский стиль.
Жорж-Эжен Османн был градостроителем, который еще в 19 веке реконструировал город Париж и во многом ответственен за то, как многие части города выглядят по сей день.
Раньше в Париже были узкие улочки, в которых было мало света и воздуха. Видение города Османом было широкими улицами и бульварами, парками, площадями и большими и элегантными современными зданиями.
Фасады из бежевого камня с балконами из кованого железа и дымоходами на каждой крыше, которую можно увидеть повсюду в Париже, являются визитной карточкой османовского стиля.
Были введены строгие правила для обеспечения единообразия этих экстерьеров.
Однако примерно в 1880 году возникла необходимость в переменах, и местное самоуправление поощряло эти перемены, проводя конкурс на самый красивый фасад и смягчая правила единообразия.
Именно тогда начали появляться новые дизайны. Это изменение совпало с появлением ар-нуво в Европе, и архитекторы испытали всплеск творчества, в результате чего были построены сотни зданий в стиле модерн.
Двумя наиболее известными архитекторами стиля модерн в Париже были Эктор Гимар и Жюль Лавиротт. Многие из лучших образцов стиля ар-нуво в городе имеют свою подпись.
Что такое архитектура в стиле модерн?
На рубеже 20-го века движение, известное как модерн, зародилось в разных уголках Европы и вскоре распространилось и за океан.
Наиболее типичными элементами стиля ар-нуво являются плавные, хлыстовые изгибы, креативная кованая фурнитура и изысканные украшения, вдохновленные природой.
Некоторые здания в стиле модерн также отличаются лепным декором, витражами и намеренной асимметрией.
Вот отличное видео об истории модерна:
Знаменитые здания в стиле модерн в Париже
Прежде чем мы начнем наши самостоятельные прогулки, вот некоторые из самых известных зданий в стиле модерн в Париже, которые стоит посмотреть, пока вы посещаем город.
Galeries lafayette haussmann
Этот элитный универмаг имеет самый великолепный купол.
Зайдите в здание Coupole Galeries Lafayette Haussmann, чтобы увидеть его в большом зале, и поднимитесь на верхние этажи, откуда открывается еще более потрясающий вид.
Этот потолок датируется 1912 годом. Он был разработан и оформлен в стиле модерн той эпохи Эдуардом Шенк, Жаком Грюбером и Луи Мажорелем.
Его стоит посетить, даже если вы не планируете ходить по магазинам. Он также находится рядом с оперным театром (Пале Гарнье), который я также рекомендую вам посетить, пока вы находитесь в Париже.
Адрес: 40 Bd Haussmann, 75009 Paris
La Samaritaine
Еще один очень впечатляющий универмаг в Париже, который стоит посетить, — La Samaritaine.
Волшебная стеклянная крыша, великолепная лестница и восхитительная настенная роспись на верхнем этаже делают его настоящей архитектурной жемчужиной.
Вы хотите подняться на 5-й этаж для лучшего обзора. Когда я поднялся на лифте, все остальные в лифте тоже держали в руках фотоаппарат…
La Samaritaine была спроектирована архитектором Францем Журденом и внесена в список исторических памятников.
Он находится в самом центре города, на берегу Сены, недалеко от Нового моста и улицы Риволи.
Адрес: 9 rue de la Monnaie 75001 Paris
Hotel elysees ceramic
Отель Ceramic рядом с Триумфальной аркой – еще одно уникальное здание в стиле ар-нуво в Париже.
Это здание архитектора Жюля Лавирота, построенное в 1904 году, имеет типичные черты ар-нуво, которые мы увидим в нижеприведенных самостоятельных экскурсиях.
Он также отличается необычным использованием керамики на фасаде, что и дало название зданию.
Адрес: 34 Avenue de Wagram, Paris
Самостоятельная прогулка по архитектуре в стиле модерн в Париже
Ниже приведены две короткие самостоятельные экскурсии по ар-нуво в Париже.
Если вы предпочитаете экскурсию с гидом, этот тур охватывает больше мест с профессиональным гидом.
Эти самостоятельные прогулки приведут вас к двум главным центрам стиля модерн в Париже.
Здания в каждом из них находятся в нескольких минутах ходьбы друг от друга.
Вы легко можете совершить обе прогулки в один и тот же день. Первая часть находится в 7-м округе (недалеко от Эйфелевой башни), а вторая — в 16-м округе.
Здание Лавиротта – жемчужина парижского модерна и близлежащие здания
В 7-м округе есть прекрасная архитектура парижского модерна.
Здание Лавирот (immeuble lavirotte)
Иммёйбле ЛавиротЗдание Лавирот на 29 авеню. Рапп — богато украшенный дом, яркий пример парижской архитектуры в стиле модерн.
Оно асимметрично, как и многие здания в стиле модерн, и имеет лица, цветы, животных и различные формы, творчески украшающие его великолепный фасад.
Я не торопился, осматривая этот фасад и делая столько фотографий, сколько мог. Пока я был там, по крайней мере, 5 или 6 человек пришли, чтобы сделать то же самое.
Ар-нуво на улице Седило
12 Rue Sedillot Здание в стиле модернУлица Седильо находится в нескольких минутах ходьбы от здания Лавиротт. Вся улица полна красивых зданий, но дом 12 по улице Седийо выделяется среди остальных.
Это еще одно здание, спроектированное Лавироттом и построенное в 1899 году. Сегодня в нем находится итальянский колледж Леонардо да Винчи.
В нем есть все характерные черты ар-нуво, которые делают его великолепным произведением искусства: вы заметите асимметричный дизайн, элегантные изгибы и использование железных перил. Украшения вокруг окон особенно роскошны.
Ар-нуво на улице Гренель
151 Rue de Grenelle – первое здание Лавиротта в стиле модерн в ПарижеВ нескольких минутах ходьбы от улицы Седийо находится еще одно здание в стиле модерн, которое стоит посетить.
Когда вы доберетесь до 151 Rue de Grenelle, вы увидите красивый элегантный фасад 1898 года.
Этот дом немного скромнее по сравнению с двумя другими, которые мы видели до сих пор. Вероятно, потому, что это было первое здание Лавирота в Париже. Однако вскоре после этого его стиль стал более сложным.
Ар-нуво часто называют причудливым, и если вы подойдете к деревянной и кованой входной двери этого здания, вы увидите, что она украшена двумя ящерицами на дверных ручках.
La maison des arums
Следующая остановка в этой части тура — 33 Rue du Champ de Mars.
Архитектор Октав Ракен спроектировал это великолепное здание примерно в 1900 году.
Благодаря искусно украшенному резным камнем цветочному декору оно получило прозвище «Дом лилий» (La Maison des Arums). детали этого фасада.
Париж, архитектура в стиле модерн, прогулка по улице Жана де ла Фонтена,
Вторая часть этого тура по Парижу в стиле модерн проходит в 16-м округе.
Чтобы добраться до первой остановки, вы можете воспользоваться общественным транспортом (планировщик) или пройти около 30 минут пешком от 33 Rue du Champ de Mars до 14 Rue Jean de la Fontaine.
Castel Béranger
Самое известное здание в стиле модерн ГимараПервая остановка в этой части тура – культовое здание в стиле парижского модерна под названием Castel Béranger на улице Жана де ла Фонтен, 14.
Это творение Гектора Гимара, архитектора, также известного тем, что спроектировал классическую станцию парижского метро.
Построенное в 1898 году, это здание выиграло конкурс на самый красивый фасад Парижа и в настоящее время классифицируется как исторический памятник Франции.
Замок Беранже, пожалуй, самая выдающаяся его особенность, но весь фасад имеет множество украшений и деталей, на которые стоит обратить внимание.
Рю Агар и кафе Антуан
Продолжая движение, вы доберетесь до Кафе Антуан на углу Рю Агар.
Rue Agar имеет красивый жилой комплекс, спроектированный архитектором Эктором Гимаром.
В 1911 году она была названа «Современной улицей», так как дизайн в стиле модерн отражал дух времени.
На этой маленькой улочке вы заметите некоторые типичные черты ар-нуво, такие как железные балконы, изогнутые линии и элегантно украшенные двери и окна.
Кафе «Антуан» на углу улицы — еще одна настоящая жемчужина ар-нуво, созданная Гимаром.
Immeuble tremois
Продолжайте идти по улице Жана де ла Фонтена, пока не дойдете до улицы Франсуа Милле.
Там, под номером 11, вы найдете красивый изогнутый фасад здания Тремуа, еще одного жилого дома Гимара в стиле модерн.
Hôtel mezzara
Наша следующая остановка – еще одно творение Гимара по адресу: 60 Rue Jean de la Fontaine. Вы легко узнаете стиль Гимара, который мы видели на предыдущих остановках в этом туре.
Отель Mezzara был построен в 1910-1911 годах как семейный дом французского текстильного промышленника Поля Меццара.
Интерьер тоже очень красивый, но, к сожалению, в момент моего посещения он был закрыт. Позже я узнал, что это место обычно закрыто для публики. Вы все еще можете увидеть фотографии интерьера в Интернете.
Hôtel jassedé
Последняя остановка в этой части тура находится немного дальше по адресу 41 Rue Chardon Lagache.
Hôtel Jassedé также является зданием Гимара, но вы можете не заметить этого сразу.
Этот жилой дом 1893 года был одной из его первых работ.
Это не типичное здание в стиле модерн, хотя оно уже имеет некоторые черты, указывающие на будущий стиль архитектора, такие как асимметричный фасад.
Одной из замечательных особенностей этого здания является свобода, которую архитектор имел в игре с различными материалами, включая резной камень, керамику и кирпич.
Эта свобода является признаком постосмановской эпохи, когда парижские фасады больше не должны были поддерживать единый внешний вид.
Прямо рядом с Hôtel Jassedé вы можете увидеть Villa de la Reunion, частный дом с более типичным дизайном в стиле модерн, также работы Гимара.
Экскурсии в стиле ар-нуво по Парижу
Чтобы увидеть больше парижского модерна, вы можете отправиться на экскурсию с профессиональным гидом. Вот некоторые варианты:
Югендстиль и другие чудеса архитектуры — Этот небольшой групповой тур охватывает 8-й и 9-й округа.
Пешеходная экскурсия по Парижу в стиле модерн – это хороший вариант, если вы предпочитаете индивидуальную экскурсию.
Другие замечательные места, где можно увидеть модерн в Европе
- Рига
- Авейру
- Брюссель
- Познань
- Прага
- Барселона
Другие путеводители и экскурсии по Парижу
- Бесплатные экскурсии по Парижу
- Уличное искусство в Бельвиле
- Самые популярные достопримечательности Парижа
Сохраните этот путеводитель по архитектуре в стиле модерн в Париже на Pinterest
По следам ар-нуво в Париже (Путеводитель по архитектуре)
317 акции- Поделиться
- Твит
Последнее обновление: 22 марта 2022 г. , автор: Sophie Nadeau
Когда вы думаете о Париже, вы, вероятно, думаете о классическом стиле зданий из песчаника, известном как Осман. О чем вы, возможно, не знаете, так это о том, что есть еще немало Ар-нуво в Париже тоже предстоит открыть. Вот ваш путеводитель по лучшему архитектуре в стиле модерн в Париже , а также по истории и некоторым из лучших зданий, которые вы можете увидеть сами…
Содержание
- История стиля модерн в Париже
- Лучшие места для знакомства с ар-нуво в Париже
- Входы в метро в стиле ар-нуво
- Здание Лавиротта, 29 Avenue Rapp
- Дом Жюля Лавиротта, Square Rapp
- 14 Rue d’Abbeville
- Галерея Лафайет Купол
- La Samaritaine
Период ар-нуво во Франции обычно считается периодом между 1895 и 1914 годами, а пик ар-нуво в Париже приходится на 19 век.00 Парижская международная выставка.
Лучшие места для знакомства с ар-нуво в ПарижеОдно из ключевых мест, где можно насладиться лучшими образцами архитектуры ар-нуво в Париже, находится в седьмом округе Парижа, где вы найдете множество красивых зданий конца 19-го и начала Особенности архитектуры 20 века.
Знакомство с лучшими произведениями ар-нуво в этой части французской столицы — одно из лучших занятий рядом с Эйфелевой башней. Другой район Парижа, где вы найдете изобилие архитектуры в стиле модерн, находится в 16-м округе Парижа, который находится по соседству с 7-м округом. Сегодня в городе осталось более 400 зданий этого архитектурного направления.
Входы на станции метро в стиле ар-нувоДаже если вы не планируете отправиться в 7-й или 16-й округ во время поездки в Париж, вряд ли вы сможете избежать наиболее характерной черты ар-нуво, которую можно найти по всему городу. .
Классический вход на станцию метро в стиле ар-нуво был спроектирован Гектором Гимаром между 1900 и 1913 годами и до сих пор остается почти таким же синонимом города, как Эйфелева башня.
RATP (тогда известный как CFP) был создан в конце 18 века для управления готовившейся к открытию сетью поездов парижского метрополитена. Парижское метро было открыто 19 июля 1900 года к Всемирной Парижской выставке. В рамках предстоящего открытия парижского метро организация организовала конкурс на лучший дизайн входов на станции метро.
Хотя Гектор Гимар не подавал заявку на участие в конкурсе (подал заявку еще 21 претендент), другие заявки были отклонены из-за того, что они выбрали тяжелые и дорогостоящие материалы, такие как камень, для строительства входов на станцию.
Гимар был выбран для проектирования входных групп, так как его проекты были созданы из железа и стекла, которые были дешевле и быстрее в сборке. Было несколько разных дизайнов, самый простой из которых представлял собой простую прихожую со словами «метрополитен».
Более богато украшенный дизайн, состоящий из крытой крыши, подобные которой до сих пор можно увидеть на станции метро Abbesses (на сегодняшний день это самая глубокая станция метро в Париже).
Первоначально Гимар хотел создать тематические станции метро, такие как гробница для станции Пер-Лашез и танцовщица для станции Пигаль. К сожалению, эти конструкции так и не были использованы. Всего когда-то было 167 входов на станции метро Hector Guimard, 66 из которых сохранились до наших дней. Довольно интересно, что во франко-канадском городе Монреаль есть даже станция метро в стиле ар-нуво.
Здание Лавиротт, 29 авеню РаппОдно из самых необычных мест в Париже — это дверь (да и весь передний фасад) здания Лавиротт по адресу 29 авеню Рапп в 7-м округе Парижа. Париж. Многие формы в № 29 призваны вызвать переосмысление Адама и Евы глазами Лавиротта…
Например, в самом центре прихожей вы вскоре увидите изображение жены Лавиротта с задрапированным животным. через ее плечо. Как вы можете себе представить, дверной проем был довольно спорным, когда он был впервые установлен, не в последнюю очередь потому, что многие утверждают, что дверной проем напоминает перевернутый фаллический символ.
Дом Жюля Лавиротта, Сквер РаппПрямо за углом от здания Лавиротта находится маленькая скрытая жемчужина парижской площади, с которой открывается один из лучших видов на Эйфелеву башню. Square Rapp назван в честь генерала 18-го века Джина Раппа.
Более того, Square Rapp также является домом для одного из самых очаровательных зданий в стиле модерн в 7-м округе (№ 4 Square Rapp) и имеет множество балконов и перил, смоделированных по естественным формам. В то время как номер 4 сейчас является зданием Société théosophique, дом № 3 был местом, где когда-то жил эксцентричный архитектор Жюль Лавиротт в квартире на 5-м этаже.
14 Rue d’AbbevilleПостроенный на рубеже 20-го века в стиле модерн, дом № 14 по улице d’Abbeville расположен в 9-м округе Парижа и является одним из самых красивых и очаровательных зданий. улицы.
Покрытый глазурованным керамогранитом зеленого цвета, ориентированным на природу, который нанесен непосредственно на кирпичный фасад передней части здания, вы поймете, что находитесь в правильном месте, когда заметите множество цветочных и животных узоров!
Вытяни шею к 4-му этажу, и там даже белки и совы вечно смотрят на прохожих внизу. Хотя это немного неуместно, когда речь идет о более типичной османской архитектуре района, другие вещи, которые можно увидеть рядом, включают цветение сакуры в католической церкви Святого Винсента де Поля весной и несколько крытых переходов.
Галерея Лафайет КуполОдно из самых необычных мест, где можно насладиться стилем ар-нуво во французской столице, находится в одном из самых знаковых универмагов — Галерее Лафайет. Ведь во Флагманском магазине сети есть невероятно красивый купол 9.0304 (известный как Cupole на французском языке).
Освещенный сотнями мерцающих огней, стеклянный купол с отделкой в стиле модерн лучше всего любоваться им с одного из центральных смотровых балконов на каждом из пяти торговых этажей универмага.
Наступила зима, установлена гигантская тематическая елка (с разной темой каждый год) , которой стоит полюбоваться, если вы находитесь в Париже во время Рождества. Если у вас есть больше времени, чтобы осмотреть архитектуру в стиле модерн, обязательно отправляйтесь на бесплатную для посещения террасу на крыше Galeries Lafayette, откуда открывается один из лучших видов на Эйфелеву башню и оперный театр Palais Garnier.
La SamaritaineОдним из оригинальных универмагов Парижа является La Samaritaine, одно из самых впечатляющих зданий в 1-м округе Парижа. Недавно вновь открытый для публики впервые за несколько десятилетий, La Samaritaine отличается множеством архитектурных элементов в стиле модерн, а также несколькими ресторанами и множеством возможностей для концептуального шоппинга.
Возможно, наиболее интересной особенностью является то, что флагманский магазин Samaritaine может похвастаться самой большой фреской в стиле модерн во Франции, датируемой 19 веком.