Архитектура регионов россии: Архитектурные особенности городов России — от Калининграда до Владивостока

Содержание

Архитектурные особенности городов России — от Калининграда до Владивостока

Города России во время СССР постепенно превращались в трудно различимую массу. Хрущевки и плановая застройка стали лейтмотивом архитектуры страны. Однако панелька панельке рознь, а Дома Советов не везде одинаковы. Ищем различия в оформлении зданий и стараемся понять, как на это повлияло географическое положение и история.

Европейский город за пределами России


Пожалуй, Калининград — самый нетипичный город страны, ведь большую часть своей истории он принадлежал Восточной Пруссии. Возможность кричать «Калининград наш!» у нас появилась в 1945 году после штурма немцев. Поэтому вся архитектура бывшего Кёнигсберга разительно отличается от всей остальной России. Здесь много зданий, построенных в готическом стиле: монотонные цвета, шпили и резкие геометрические фигуры. Достаточно посмотреть на театр кукол, который специально переоборудовали на 300 посадочных мест. Изначально это была лютеранская церковь. Удивительно, что советские архитекторы сохранили фасад и конструкцию.

Вообще, здесь трудно выделить какое-то одно здание и сказать, что оно нетипично для нашей страны, ведь весь город в целом нельзя назвать российским. Удачно выцепили кусок пирога. Однако тебя поразит то, что все строения функционируют и не служат исключительно памятниками. Взгляни на Балтийский федеральный университет. Твой универ — венец конструктивизма с лозунгами Ленина на стенах. Калининградцы же ходят на занятия в уютные и невысокие здания БФУ имени Канта. Кирпичная кладка красного цвета, крыша в тон и небольшая башня с часами — в таком стиле построен один из старых корпусов вуза. Кстати, о конструктивизме и монументализме: один из символов — Дом Советов, который стал символом «долгостроя». Подобные объекты ты строил в детстве, когда собирал конструктор.

Что касается многоэтажек: здесь ты не будешь чувствовать себя муравьем — доля высоток (25 и более этажей) всего 3,1%. Все остальное это либо старые здания Кёнигсберга, либо хрущевки. Однако от последних избавляются, модернизируя их под ганзейский стиль. Иронично, что это происходит в основном на Ленинском проспекте. Отличительные моменты Кёнигсберга: единство стиля в оформлении города (относительно остальной России), огромное количество исторических районов и отсутствие высоток.

Москва Белокаменная, Стеклянная и Резиновая

Москву не единожды разрушали и отстраивали заново. Поэтому во время прогулки по ней у тебя появится чувство, будто ты путешествуешь во времени. Единого стиля у города нет и никогда не будет. Народ называет это мешаниной, а бывший мэр Лужков — эклектикой:

«Вообще, Москва отличается по своей архитектуре, это так называемая российская эклектика, что означает неопределенность стилей. Но она хороша и тем, что я называю не неопределенностью, а разнообразием стилей».

Итак, что можно встретить в лужковской Москве? Здания, которые сочетают в себе несочетаемые элементы. Посмотри на ТЦ «Наутилус». Возникает ощущение, что это сбежавший из сказки замок, притворяющийся современным зданием. Или дом «Патриарх» с замахом на сталинский ампир и Диснейленд одновременно. Многие архитекторы называют застройку Лужкова пошлостью.

Одна из отличительных черт — сталинские высотки. Иосиф Виссарионович решил, что столицу впору застроить небоскребами. У правителя возникла грандиозная идея создания в центре комплекса зданий, которые будут служить сопровождением к Дворцу Советов. Последний так и остался на стадии проекта, зато остальные 7 ты сегодня лицезреешь. Среди них мечта всех российских школьников — МГУ. Типичный представитель сталинского ампира: помпезность, роскошь и монументальность. Если ты посмотришь на здание МИД и гостиницу «Украина», то заметишь сходство с университетом имени Ломоносова. Эти и еще несколько зданий москвичи называют «семь сестер». Объединяет их единство стилей: ар-деко, постконструктивизм и классицизм. Каждое здание украшено шпилем. Так, на улицах Москвы начался переход от русской архитектуры к советской, о чем мы подробно рассказывали. Впоследствии тренд окутал и остальную страну.

Ну и куда без стеклянных офисов? Иконой считается Москва-Сити — комплекс в стиле нью-йоркских небоскребов. Однако культурологи видят в возвышающихся над Кремлем зданиях аллегорию. Победу Америки над Россией. Вообще, офисный центр действительно выбивается из общей архитектуры, которая и так разрознена. Везде камень, а в центре нелепо высятся стеклянные небоскребы. Это выглядит иронично, если учесть, что у Москвы прозвище Белокаменная.

Город мостов, колонн и арок


Питер, в отличие от столицы, выглядит более целостным. Первый император России заранее продумал вместе с архитекторами тонкости дизайна. В первую очередь государь решил, что строительство будет осуществляться по всем европейским стандартам. Особенности архитектуры Санкт-Петербурга: продуманная регулярность застройки и соразмерность городских ансамблей. Здесь ты редко наткнешься на здания, которые в десять раз различаются по своей высоте, — это главное отличие от Москвы. Местный Лидер-тауэр всего 145 метров — он считается крупнейшим небоскребом.

Город стоит на Неве-реке, из-за чего по всему Питеру ты постоянно натыкаешься на мосты. Здесь их около 800, что в два раза больше, чем в столице. Да и вообще, один из символов мегаполиса — разводные мосты.

Эклектика Петербурга имеет цельный вид, потому что период такой застройки длился с 1830-х по 1900-ые года. Архитекторы придерживались строгих норм и смешивали стили взвешенно. Яркий пример питерской эклектики — Дворец Белосельских-Белозерских. Здание в стиле необарокко, каких по всему городу не один десяток. Вообще, приставка «нео» становится в этот период популярной. Неоготика, неоренессанс, неорусский стиль и так далее. Отсюда столько арок, колонн и лепнины.

В Санкт-Петербурге плавно осуществлялся переход от стиля к стилю, и главным условием всегда было использование каменных пород при строительстве. В 20 веке город перенимает модерн. Главные памятники этого периода — магазин Елисеева и Дом книги. В это время здания будто отпочковывались друг от друга. Всего в этом ключе построено более полутора тысяч новых домов. Забавно, что они похожи друг на друга настолько, что при прогулке возникнет чувство дежавю. Кстати, тех же хрущевок в Питере гораздо меньше, чем в любом другом городе, — в конце 60-х их перестали строить и заменили на «дома-корабли», которые, к слову, позже появлялись и в других ветреных регионах России.

Однако стоит отметить, что современные архитекторы прибегают к практике хаотизма.  Исаакиевский собор долго считался одним из самых высоких зданий Питера, но скорое появление Лахта-центра переплюнет архитектурный шедевр по высоте в 4 раза. Из-за этого есть риск возникновения разрозненности архитектуры. В таком случае Эрмитаж, Зимний дворец и другие исторические памятники начнут выбиваться из общей картины города.

Мечети, церкви и хрущевки

Перемещаемся в Татарстан. Здесь, как и в Москве, главная достопримечательность архитектуры — Кремль. Так как город старый, то тут ты опять увидишь разрозненность стилей. Возможно, это главная проблема древних городов. Тем не менее в городе есть свои особенности градостроительства. В основном они проявляются в постройках 19-20 века. Это белокаменные дома с лепниной. Допустим, Александровский пассаж — один из немногих подобных зданий в России. В начале 20 века центр Казани имел две части городской застройки. Они отражали развитие двух главных городских национальных культур: русской и татарской.

В «русской» части преобладал неоклассицизм — здесь стоят Музей изобразительных искусств и здание Казанской художественной школы. Также в этой части города сооружено несколько соборов и церквей. Однако более интересны Новая и Старая Татарская слобода, ведь подобных памятников архитектуры ты не встретишь нигде в России. Район украшен различными минаретами мечетей. В этих районах жили татарские рабочие и ремесленники.

В 20 веке начинается типовая советская застройка. Появляются знаменитые хрущевки и сталинки, а самый яркий представитель этого периода — Мергасовский дом. Сегодня, если честно, он больше похож на помойку. Его обошли реновации, связанные с праздником тысячелетия города, подготовкой к Универсиаде и ЧМ. Однако жители не жалуются. Местный дизайнер Лера Цинк так отзывается о легенде Казани:

«Дом понравился мне тем, что отличается от других в городе. Перед Универсиадой Казань застроили, почистили, а Мергасовский дом остался таким же, каким был, — в этом есть какая-то магия».

Отличительные особенности архитектуры Казани заключаются в смешении стилей разных культур. Прошелся в одной части — побывал в Средней Азии, погулял в другой — посмотрел на типичную Россию. Вряд ли где-то еще найдешь такое смешение.

Столица Урала


Удаляемся вглубь страны, чтобы рассмотреть архитектуру Екатеринбурга. В 1781 Екатерина II даровала поселению статус уездного города Пермской губернии, хотя до этого местность была заводом-крепостью. Выходит, что у жителей на роду написано дышать выхлопами, но до тяжелой промышленности было еще далеко. В этот период заложена основа регулярной планировки города, которая подразумевала массовую застройку, — не хрущевскими темпами, но все же. Появляются здания в стиле классицизма, и, что удивительно, сегодня большинство из них в отличном состоянии. Посмотри хотя бы на аптеку горного ведомства: ее построили в 1821 году, а выглядит она так, как будто только вчера ее сдали в эксплуатацию.

В Екатеринбурге аккуратно относятся к историческим памятникам. Стоит отметить и уникальное решение преобразовать первый городской театр в кинотеатр. Сооружение выполняет свои функции на протяжении 173 лет. Только слегка подверглось техническим улучшениям. Кстати, екатеринбургские чиновники 19 века, видимо, любили, когда все нужное под рукой. Поэтому в черте города построено сразу 7 усадьб и резиденций. Это почти так же удобно, как холодильник у кровати: далеко по делам ходить не нужно.

А потом пришел Ленин со своим видением мира. Однако в период его правления в столице Урала не произошло существенных изменений. Зато у Сталина и его архитекторов было много идей. Допустим, Городок чекистов — комплекс зданий в стиле конструктивизма. Самое большое из них полукруглой формы — гостиница «Исеть». Кстати, изначально проект задумывался так, чтобы при рассмотрении с воздуха обитель чекистов была похожа на серп и молот.

Свою лепту в архитектуру города внес и знаменитый президент-выпивоха Борис Николаевич. Он был первым секретарем Свердловского обкома КПСС и принимал важные решения, в том числе касаемо и облика мегаполиса. По его решению отгрохали Белый дом — монументальное здание высотой в 90 метров. Он целиком облицован мрамором, за счет чего выглядит цельно и внушительно. Кстати, местные называют его «Зуб мудрости».

Фигура бывшего главы государства настолько значима в городе, что правительство решило отдать ему честь и построить рядом с Екатеринбург-Сити «Ельцин-центр». Это большая «стекляшка» на площади, у которой тебя встретит замурованный в белый камень Борис Николаевич. Кстати, угадай, в честь кого названа улица, на которой стоит музей в честь первого президента. Вообще, в городе щепетильно относятся к любой памяти — будь то сооружения советского периода или дореволюционной России. Сегодня же город массово застраивается небоскребами, что видно на примере Екатеринбург-Сити.

Соревнование с Сан-Франциско

Архитектура Владивостока — удивительная штука, ведь он изначально строился как город, и архитекторы постарались продумать многие детали. Однако не все смогли реализовать. Развитие города шло с трудом.

В 1880 году Россия наладила морское сообщение с Дальним Востоком и будущий портовый город постепенно начал заселяться и застраиваться. Первым делом в центре построили Русско-Китайский банк, чтобы китайцам было где хранить деньги. Потом появилась гостиница «Централь», чтобы после вкладов гости Поднебесной отдохнули. И, наконец, соорудили дома управляющих торговых фирм, чтобы продавать ребятам леса, рыбу и прочие ценности.

Однако город при этом оставался грязным и пыльным. В 1899 году сделали дорогу до почты, видимо, чтобы отправлять письма Николаю о плачевном состоянии улиц. Однако развитие шло, и архитектура становилась лучше. В какой-то мере местные архитекторы оказались новаторами, ведь их проекты обладали уникальным решениями, — появился термин «‎дальневосточный классицизм». В этом стиле выдержано здание генерального консульства Японии: колонны, лепнина, а снизу — нетипичная крупная и грубая каменная кладка. Видимо, в городе не было специалистов по обработке камня. Дом братьев Пьянковых и гостиница «Версаль» вообще будто бы одно строение.

А потом настал совок. Конструктивизм, который охватил волной практически весь СССР, слегка прикоснулся к облику этого города. Сейчас здесь только три подобных памятника архитектуры, а дом-коммуна на Светланской улице сохранился в первозданном виде. Отдельного внимания заслуживает ансамбль «Большой Владивосток» в стиле монументализма, а в отделке присутствуют черты классицизма. Кстати, минимализм и модернизм здесь четко прослеживаются во многих культурных зданиях: театр Горького, кинотеатр «Океан», а также Дом советов. Ну и, конечно же, хрущевки — куда российскому городу без них? В 1954 году Никита Сергеевич посетил город и решил, что пора бы его оборудовать по «последнему слову техники». Привет улице Спортивной, которая в 1958 году подверглась обновлениям.

Сегодня главная достопримечательность Владивостока — мост Золотой. Между прочим, его хотел проложить еще Хрущев, когда объявил, что хочет сделать город лучше, чем Сан-Франциско. Однако это совершенно разные города, и непонятно, на что опирался глава государства, когда делал заявление. Самое высокое здание российского порта 90 метров, когда как в американском городе такие дома даже не считают за небоскребы. Поэтому Владивосток — типичный советский город с нотками уникальной дальневосточной архитектуры, которую ты не встретишь в других городах страны.

Если ты будешь путешествовать по России, то заметишь, как города плавно меняют облик, их архитектура меняется, тенденции приобретают свои черты. Пожалуй, единственное, что придает им общий вид, — это хрущевки, обильное количество рекламных баннеров и тысячи «Пятерочек». Возможно, это новый русский стиль, который твои потомки будут изучать.

Памятники архитектуры региона Центральная Россия — информация, фото, на карте


Москва

Манежная площадь

Парки и развлечения • Памятники архитектуры

Углич

Угличский кремль

Замки, крепости и дворцы • Памятники архитектуры

Кострома

Ипатьевский монастырь

Другие места • Памятники архитектуры • Храмы и культовые сооружения • Монастыри

Истра

Ново-Иерусалимский монастырь

Другие места • Памятники архитектуры • Храмы и культовые сооружения • Монастыри

Москва

Сталинские высотки

Замки, крепости и дворцы • Памятники архитектуры

Москва

Усадьба «Архангельское»

Замки, крепости и дворцы • Парки и развлечения • Памятники архитектуры

Москва

Храм Христа Спасителя

Памятники архитектуры • Храмы и культовые сооружения • Соборы и церкви

Сергиев Посад

Троице-Сергиева Лавра

Другие места • Памятники архитектуры • Храмы и культовые сооружения • Монастыри

Москва

Парк «Зарядье»

Музеи и выставки • Парки и развлечения • Памятники архитектуры

Тула

Тульский кремль

Замки, крепости и дворцы • Музеи и выставки • Памятники архитектуры

Москва

Новодевичий монастырь

Памятники архитектуры • Храмы и культовые сооружения • Монастыри

Ярославль

Спасо-Преображенский монастырь

Другие места • Памятники архитектуры • Храмы и культовые сооружения • Монастыри

Москва

Царицыно

Замки, крепости и дворцы • Парки и развлечения • Памятники архитектуры

Истра

Ярополец

Музеи и выставки • Другие места • Памятники архитектуры

Суздаль

Спасо-Евфимиевский монастырь

Другие места • Памятники архитектуры • Храмы и культовые сооружения • Монастыри

Москва

ВДНХ

Парки и развлечения • Другие места • Памятники архитектуры

Москва

Красная площадь

Замки, крепости и дворцы • Памятники архитектуры

Воронеж

Заповедник «Дивногорье»

Другие места • Памятники архитектуры

Калуга

Площадь Победы

Другие места • Памятники архитектуры

Москва

Усадьба Измайлово

Замки, крепости и дворцы • Парки и развлечения • Памятники архитектуры

Добро пожаловать в раздел, где представлена архитектура региона Центральная Россия, потрясающие постройки самых разных времен. В списке мест вы встретите пожалуй, самые необычные объекты, которые добавят вам впечатлений и украсят маршрут. В описаниях мы добавили и важную для туристов информацию: фотографии, координаты и контакты, а также ближайшие места, где можно отдохнуть и пообедать.

Русская архитектура — узнайте о современной русской архитектуре

Русская архитектура относится к зданиям, построенным в бывшей царской России и ее княжествах, а также в некоторых частях современной Украины. Ранние постройки в России следовали местным традициям деревянного строительства, и именно в эпоху Киевской Руси начали появляться крупные каменные постройки. Ранние образцы архитектуры в России находились под сильным влиянием иностранных стилей и влияний. Давайте рассмотрим появление различных стилей русской архитектуры, от ранних русских построек до современной русской архитектуры.

Содержание

  • 1 Исследование стилей русской архитектуры
  • 2 Ранняя русская архитектура
    • 2. 1 Средневековая архитектура Киевской Руси
    • 2.2 Русская церковная архитектура
    • 2.3 Известные русские постройки этого периода
  • 3 Московская архитектура в России
    • 3.1 Московский архитектурный стиль
    • 3.2 Итальянское влияние на архитектуру в России
    • 3.3 События 15 и 16 веков
    • 3.4 Императорская русская архитектура
  • 4 Советская архитектура
    • 4.1 Послереволюционная конструктивистская архитектура
    • 4.2 Послевоенная русская архитектура
    • 4.3 Русские блок-хаусы
    • 9 0009 4.4 Российская архитектура и жилищное строительство космической эры
  • 5 Постсоветская архитектура
    • 5.1 Вызовы современной российской архитектуры
  • 6 Часто задаваемые вопросы
    • 6.1 Что такое блоки Домашние постройки в России?
    • 6.2 Что характеризует архитектуру московского барокко?

 

 

Исследование стилей русской архитектуры

Россия — огромный регион лесов, сельхозугодий, тундры и пустыни, испытавший монгольское правление, царский терроризм, вторжения с других территорий Европы, и коммунистической диктатуры. Архитектура в России воплощает в себе идеи многих культур.

Тем не менее, со временем возникла отчетливо русская архитектура, от культовых куполов-луковиц до неоготических русских зданий.  

 

 

Ранняя русская архитектура

В первом веке нашей эры варяги возводили грубые бревенчатые жилища в укрепленном городе Новгороде на территории современной России. В густо засаженных деревьями землях эти жители строили деревянные убежища. Большинство ранних русских построек были деревянными. Деревья рубили топорами, а строения строили из грубо обтесанных бревен, так как в те времена не было ни пил, ни буров. Викинги строили прямоугольные дома с высокими крышами в стиле шале. Церкви также были сделаны из бревен в первом веке нашей эры. Мастера этого периода вырезали замысловатые узоры с помощью ножей и стамесок.

Церковь Святых Петра и Павла; Ludvig14, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

 

Средневековая архитектура Киевской Руси

Регион Киевской Руси обратился в православную веру из прежних языческих религий в 988 г. религиозный характер. Согласно местным легендам, потрясающая архитектура Константинопольского собора Святой Софии повлияла на решение перейти в православие, а не в другую веру.

Основной архитектурный стиль того периода, смешанный византийский и славянский стили, с выдающимися церквями, построенными из камня и кирпича с использованием византийских художественных форм, первоначально разработанных привезенными византийскими и греческими мастерами-строителями, но воспринятыми и измененными местными русскими мастерами.  

По мере того, как византийский дизайн претерпевал изменения, он развивал свой собственный стиль. Каменные церкви Киевской Руси имели более заметные силуэты, были более солидными и имели меньшие окна, предлагая более загадочный интерьер, чем византийские здания, по образцу которых они были созданы.

 

Русское церковное зодчество

Строительство каменных церквей началось и в других городских районах средневековой Руси. По мере роста благосостояния монастыря и городских центров деревянные постройки стали заменяться каменными церквями. По мере того как строилось больше таких церквей, в типологию крестов вносились незначительные изменения в дополнение к повышенному приоритету вертикальности. Из-за огромных размеров этих церквей внутренние мозаики и фрески все еще производились греческими и византийскими мастерами, а не местными мастерами, и поэтому византийский стиль был сохранен.

Собор Василия Блаженного (1482–1495 гг.) – образец московской русской архитектуры; Tsy1980, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons

Однако из-за местного вклада в эти русские постройки все же были внесены коррективы, что привело к стилю религиозной архитектуры Киевской Руси, который привлек элементы из Грузии, Болгарии и Армении для этих изменений византийской модели. Многие из этих церквей вышли из употребления после монгольского завоевания и, следовательно, были значительно изменены в последующие годы.

 

Известные русские постройки этого периода

Крупномасштабное архитектурное строительство было остановлено после смерти Владимира, но возобновилось около 1030 г. н.э. при Ярославе. Во время его правления был построен собор Святой Софии, где митрополит будет жить следующие 200 лет. Раскопки показали, что первоначальный проект церкви также имел типологию вписанного креста, но здание было существенно изменено с момента его постройки из-за запущенности во время монгольского правления.

В церкви также имеется большое количество куполов, хотя происхождение их дизайна неизвестно.  

Внутри здания можно увидеть многочисленные средневековые киевские мозаики, созданные греческими художниками и отражающие региональный византийский стиль. Снаружи церковь была не такой сложной, как внутри, и изначально была выкрашена в розовый цвет, а затем покрыта белой штукатуркой. Тем не менее, он представляет собой единственное русское здание того времени, которое сохранило большую часть своего первоначального интерьера и поэтому может служить образцом для интерьеров многих других раннекиевских церквей.

Софийский собор, г. Киев; Рбречко, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Другим примером царского собора является Георгиевский собор Юрьевского монастыря, построенный по заказу князя Всеволода Псковского в 1119 году. Архитектора звали мастер Петр, и он был одним из немногих архитекторов, зарегистрированных в России в этот период. Фасад отличается двойными нишами и небольшими окнами, расположенными симметрично по всему фасаду. Столбы здания расположены близко друг к другу, подчеркивая высоту сводчатых потолков.

Внутреннее убранство храма было прекрасно украшено фресками княжеских мастерских, а также ценнейшими русскими росписями той эпохи.  

 

 

Московское зодчество в России

Юрий Долгорукий построил деревянное укрепление на земляном фундаменте для защиты ряда мастерских и торговых рядов в 1156 году. место этих древних укреплений. После этого события мало упоминаний о Москве. Москва расширялась очень медленно во время монгольского владычества. Приток беженцев из соседних, менее стабильных земель увеличил население, а сотрудничество между московскими правителями и монголами сделало его более безопасным, чем в большинстве других соседних столиц.

В результате Москва в конечном итоге превратилась из маленькой деревни в более значительную столицу с большими ресурсами, которые можно было выделить на различные архитектурные проекты.  

 

Московский стиль в архитектуре

Примеров раннемосковских каменных церквей в Москве очень мало, более ранние варианты находятся в соседних городах. Одним из таких мест является небольшое поселение Каменское со скромной известняковой церковью второй половины XIV века. Он построен в более простом архитектурном стиле по сравнению с другими церквями, построенными в то же время, и с момента первоначальной постройки он был отремонтирован лишь частично. В интерьере этой церкви есть балканские архитектурные элементы, такие как столбы, прикрепленные к внутренним углам, которые распространены в русской и московской архитектуре той эпохи.

Казанский собор на Красной площади; Константин Папушин, CC BY-SA 2.0, через Wikimedia Commons

В Звенигороде, примерно в 60 км к западу от Москвы, есть более крупные образцы этих ранних московских церквей. Согласно историческим документам, в XIV веке Звенигород попал под московскую юрисдикцию, а по ее окончании Юрий уполномочил монастырь, который должен был находиться под присмотром инока Саввы. Он известен как Саввино-Сторожевский монастырь, и центр города был построен рядом с ним. Соборы этого монастыря отличались от владимирских домонгольских каменных построек. Он отличался более простым дизайном с повторяющимися мотивами и заметным отказом от орнаментальных стилей.

 

Итальянское влияние на архитектуру в России

В 1475 году в Москву прибыла самая первая волна итальянских архитекторов. При Иване III русский посол в Италии Семен Толбузин смог взять на борт Аристотеля Фиораванти, архитектора из Болоньи, помимо помощника и его сына. Фиораванти ранее работал в северной Италии, а также в Милане для семьи Сфорца с Антонио Аверлино Филарете.

Он не только внедрил новые технологии строительства, но и основал кирпичный завод, который производил более прочный кирпич, чем те, которые раньше использовались в Москве.

Фиораванти также включил рационализм итальянского Возрождения в архитектурную гармонию плана, основанного на геометрических принципах, что привело к отказу от здания с крестовыми надписями, которое на протяжении веков было основным дизайном русских и московских церквей. Пересмотренный план Успенского собора отражает эту новую структурную гармонию.

 

Развитие XV и XVI веков

Звенигородские соборы послужили образцом для многих церквей последующего XV века. Дальнейшее развитие московская кладка получила в 15 и начале 16 веков, а производство кирпича стало все более заметным в середине 15 века. Иван III привез в Москву в 1474 году строителей из Пскова, и они приспособили каменно-плиточный метод строительства из Пскова к кирпичному строительству следующих церквей, а также интегрировали некоторые характерные для Пскова черты, такие как церковные паперти, козырьки, колокольни и наружные галереи.

Церковь Святого Духа, построенная в 1476 году, отличается фризом из глазурованной керамической плитки, заимствованной из декоративных полос Пскова, Новгорода и Суздаля, а также новой московской склонностью к драматическому архитектурному орнаменту.  

Вознесенский собор в г. Звенигород Московской области; А.Савин, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Появление шатровой крыши в кирпичных русских постройках в XVI веке стало значительным прорывом. Этот русский вариант считается эволюцией практики деревянного строительства, адаптированной к каменной форме, и полностью отличается от традиционных православных конструкций. Вознесенская церковь в Коломенском (1531 г.) — первая шатровая каменная часовня, построенная в память о рождении Ивана Грозного. Считается, что этот стиль, который никогда не наблюдался у других православных народов, представлял устремления нового русского государства и автономию русского искусства от византийских стандартов после турецкого завоевания Константинополя.

 

Императорское русское зодчество

Нарышкинское барокко, также известное как московское барокко, возникло в конце XVII века в Москве. Самое раннее из этих зданий в России было построено в имении боярина Нарышкина, что привело к названию Нарышкинского барокко. Смесь идей из Западной Европы вместе с более традиционными русскими формами является типичной характеристикой архитектуры московского барокко, которая в основном наблюдается в религиозных русских зданиях, а также в нескольких светских сооружениях. Московское барокко является развитием предшествующих, казалось бы, «барочных» экземпляров, которые, возможно, казались барочными в убранстве, но сохранили старый конструктивный дизайн. Эти более новые постройки можно идентифицировать по нескольким характеристикам, включая акцент на симметрию, резные карнизы из известняка, соединенные колонны и отчетливо классический стиль.

Многоглавая Успенская церковь на Покровке в Москве была одной из самых эффектных построек московского барокко.  

 

 

Советская архитектура

Все архитекторы, которые отказались уехать в первый год советской власти, отказались от любого классического наследия в своих проектах и ​​начали продвигать формализм, который был самой популярной из всех тем Возрождения. Были созданы впечатляющие чертежи огромных, технологически продвинутых городов. Памятник Третьему Интернационалу, спроектированный Владимиром Татлиным в 1919, был самым щедрым из всех. Татлинская башня, которую было невозможно построить в реальной жизни, повлияла на целое поколение российских и зарубежных архитекторов-конструктивистов.

Модель башни Татлина во дворе Королевской академии, Лондон; TobyJ, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

 

Постреволюционная конструктивистская архитектура

Ускоренная разработка технологических материалов и процессов также вдохновила конструктивистские черты в российском строительном дизайне. Несмотря на использование бетона в здании Волховской ГЭС, типичные очертания оконных арок все еще используются. Днепровская ГЭС спроектирована группой архитекторов под руководством Виктора Веснина и представляет собой изогнутую плотину с ритмично заложенными фундаментами. Большое значение в архитектурной культуре 19 века имели творческие союзы.20-е годы Россия. Компания ASNOVA, основанная в 1923 году, поддерживала идею объединения архитектуры и других творческих дисциплин для создания сооружений с почти скульптурными чертами.

Члены АСНОВА спроектировали и первые московские небоскребы, правда, ни один из них так и не был построен.  

 

Архитектура послевоенной России

В результате сталинской политики на протяжении 1930-х годов произошел значительный сдвиг в сторону урбанизации, и в это время существовала глобальная конкуренция за строительство Дворца Советов в Москве. После 19В 45-м году акцент был сделан как на ремонт зданий в России, разрушенных во время Второй мировой войны, так и на создание новых сооружений: в знаковых местах Москвы было возведено семь высотных зданий.

Главный корпус МГУ; Alexmartyn85, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Использование пространства при проектировании Московского университета считается особенно важным. Другой известный пример — Московский выставочный центр, построенный в 1954. Здесь была последовательность павильонов, каждый из которых оформлен в своем стиле. Сталинская архитектура в целом изменила эстетику многих послевоенных сообществ; многое из этого до сих пор можно найти в значительных общественных зданиях в России.

 

Русские блок-хаусы

В 1953 году, после смерти Сталина, в стране произошли политические и социальные изменения, а также изменения в строительстве и дизайне. Обеспокоенный медленными темпами строительства квартир, Никита Хрущев призвал к решительным мерам, чтобы ускорить этот процесс в 1919 году.55.

Это включало разработку новых технологий массового производства, а также удаление «декоративных излишеств» со зданий в России.  

На специальных заводах, возведенных в каждом значимом городе, началось изготовление уникальных бетонных блоков с готовыми проемами для окон и дверей, из которых собирались дома. Эти сборные блоки были отправлены с завода-изготовителя готовыми к установке на стальной каркас дома. Дома, построенные в этом стиле, были известны как блочные дома.

 

Русская архитектура и жилищное строительство космической эры

По мере того, как русские здания становились все более простыми по дизайну и площади, они привносили новый аспект, вдохновленный космической эрой: практичность. Государственный Кремлевский Дворец отдает дань уважения предыдущей попытке объединить быстро меняющиеся стили российской архитектуры, утвержденные государством. Помимо более простых построек, 1960-е годы стали известны своей обширной жилищной застройкой. Наиболее распространенным типом жилья стали пятиэтажки, представлявшие собой многоэтажные жилища из бетонных панелей. Хотя они были построены быстро, их качество было низким по сравнению с домами в старом стиле; их монотонная эстетика способствовала угнетенному и унылому характеру коммунистических городов. Как 19Начались 70-е, Леонид Брежнев дал архитекторам больше свободы действий, стали появляться дома самых разных конструкций.

Плоские блоки стали крупнее и орнаментированнее, характерной чертой стали огромные мозаики по бокам.  

Государственный Кремлевский Дворец на российской марке, 50-летие; Почта России, Издательско-торговый центр «Марка» (ИТЦ «Марка»). Отсканировано Дмитрием Ивановым, общественное достояние, с Wikimedia Commons

Практически во всех случаях они создавались как часть более крупных усадеб, быстро ставших ключевой чертой коммунистических городов. Каждый комплекс имел большой двор для прогулок, детскую площадку, песочницу и места для парковки автомобилей, в которых, как правило, были гаражи для автомобилей, отделенные от этих жилых домов. Этот стиль все еще можно найти в России сегодня. Ряд тем был использован для строительства общественных сооружений. С белыми мраморными фасадами и массивными барельефами на крыльях некоторые из этих зданий в России явно отсылали к более старым 19 векам.конструкции 50-х годов.

 

 

Постсоветская архитектура

Когда Советский Союз распался, ряд его планов был приостановлен, а некоторые и вовсе отменены. Однако впервые не было выбора, какой должна быть конструкция или какой высоты она должна быть. В результате значительного улучшения финансовых условий русская архитектура быстро расширялась. Впервые были применены современные методы строительства небоскребов, в результате чего появился грандиозный Московский международный деловой центр. В других случаях архитекторы вернулись к популярным сталинским проектам, что привело к созданию таких сооружений, как Триумфальный дворец в Москве.

Новый классический стиль также становится все более распространенным в современной российской архитектуре, и в Санкт-Петербурге планируется строительство массивного комплекса.  

 

Проблемы современной российской архитектуры

Архитекторы в современной России сталкиваются с рядом проблем, влияющих на их профессию и среду, в которой они работают. Архитекторы в России сталкиваются со сложными бюрократическими процедурами и нормативными препятствиями. Получение соответствующих разрешений и утверждений обычно занимает много времени и является сложной задачей, что приводит к задержкам проекта и дополнительным расходам. Россия имеет очень богатое архитектурное наследие, которое включает в себя исторические сооружения, а также иконы культуры. Еще одна ключевая задача для архитекторов – сохранить эти исторические здания в России, при этом выполняя современные требования и гарантируя их конструктивную целостность.

Быстрая урбанизация и рост населения породили потребность в эффективном городском планировании и развитии в таких местах, как Москва и Санкт-Петербург.  

Санкт-Петербург Плаза; Monoklon, CC BY-SA 4. 0, через Wikimedia Commons

Архитекторы должны решать такие проблемы, как ограниченное пространство, потребности в инфраструктуре, транзитные системы и необходимость устойчивого роста. На архитектурные проекты также влияют экономические вопросы. Бюджетные и финансовые ограничения могут повлиять на широту и качество архитектурных проектов. Экономические изменения и неопределенность также могут повлиять на спрос на новое строительство и архитектурные услуги. Эта экономическая неопределенность особенно актуальна в нынешнюю эпоху, когда страна испытывает серьезные экономические проблемы из-за нападения на Украину.

Из-за нынешнего конфликта между Россией и Украиной, в дополнение к различным стандартам проектирования и логистическим препятствиям, архитекторы в России часто сталкиваются с проблемами, работая вместе с международными компаниями или участвуя в глобальных конкурсах дизайна.  

По мере того, как люди все больше осознают заботу об окружающей среде, архитекторы в России вынуждены создавать более устойчивые и экологичные архитектурные проекты. Энергосберегающие технологии, возобновляемые материалы и технологии «зеленого» строительства создают перед архитекторами как технические, так и экономические проблемы, которые необходимо решить, если Россия хочет войти в «зеленую» фазу своей архитектурной практики.

 

На этом статья об архитектуре в России заканчивается. От эпохи раннего Средневековья до современной русской архитектуры мы узнали, как стиль страны изначально формировался под влиянием многих международных влияний, прежде чем найти свои собственные отличительные черты. На протяжении большей части своей истории здания в России были связаны не с эстетикой, а с утилитарным и однородным дизайном. Однако сегодня современная российская архитектура гораздо более выразительна и менее ограничена суровыми советскими нормами.

Часто задаваемые вопросы

900 88 Что такое блочные дома в России?

Русские блочные дома — стиль жилой застройки, ставший популярным в России после Второй мировой войны. Эти конструкции были построены из сборных железобетонных блоков, которые были изготовлены на заводах, а затем доставлены на строительную площадку для установки. Чтобы удовлетворить возросший спрос на жилые площади, эта технология позволила быстро и массово производить жилые единицы. Блочные дома в России обычно строились как часть более крупных жилых комплексов с общими зелеными насаждениями, детскими площадками и автостоянками. Качество русских блочных домов в России может варьироваться из-за используемых быстрых и дешевых методов строительства.

 

Что характеризует архитектуру московского барокко?

Архитектура Москвы Барокко — особый архитектурный стиль, возникший в Москве в конце 17 века и просуществовавший до 18 века. Здания украшают замысловатый лепной орнамент, резные каменные элементы, витиеватые узоры. Эти структуры источают ощущение движения и жизненной силы. Кривые линии распространены как в плане, так и на высоте. Этот стиль включает в себя изогнутые фронтоны, колокольни и купола, которые создают ощущение величия. Для церквей и других религиозных сооружений России характерно множество куполов, которые обычно сгруппированы в слои или группы.

 

Интересные черты русской архитектуры Определение

Вы когда-нибудь ездили в Россию? Если вы видели русские здания, возможно, вам захочется использовать их архитектурный стиль в своих зданиях или проектах.


Так что хорошо бы узнать больше о русской архитектуре и ее особенностях. В этой статье я объясню некоторые важные особенности русской архитектуры и истории русской архитектуры.


Русский фасад из уникального материала

Хотя часто фасады строят все из одинакового материала.


Соответствующая Кремлю, Строгановская церковь, расположенная в Новгороде, полна декоративных элементов в фасадном ряду русской постройки. Красный цвет также является одним из уникальных элементов.


Дерево — известный материал в русской архитектуре

Дерево, вероятно, было самым известным материалом для создания традиционного русского строения. Строительство больших территорий, окруженных лесами, стало лучшим выбором для домов, церковных зданий и городских перегородок. Ткань регулярно вырезали в единственные в своем роде формы и окрашивали, чтобы придать зданиям декоративные элементы.

Конечно, нельзя начать понимать русского человека, не изучив предварительно это почти священное отношение. Это укоренилось в их психике и проникает в самое сердце того, что делает русского русским. Это формирует их представление и отношение к окружающей арене, их субкультуре, языку, вере, литературе, включая их богатое сказочное наследие


Многочисленные арки доступны в русской архитектуре

Арки есть везде в русской архитектуре, от окон и дверей домов до потолков. Одним из основных элементов русской структуры стало наличие едва выпуклого потолка — похожего на небо, каким мы его видим — в основном в галереях с колоннами как часть дизайна фасада.

В русской архитектуре используется узкий проем

Любой другой элемент встречался в русских постройках, узкие окна в этом экземпляре тоже довольно высокие. Верхняя часть окон дома выполнена в виде небольшой арки.

Не было никаких программных утверждений, таких как «Современная архитектура» Отто Вагнера, или предвестников, таких как резиденция Йозефа Ульбрихта в Вене. Аудиосистема на 1/3 съезде русских архитекторов, проходившем в Петербурге в 1900, мало ссылались на новые тенденции в архитектуре, хотя и не обсуждали актуальность средневековой русской структуры для введения общесельского стиля.

Ранний московит влияет на историю русской архитектуры (1230–1530)

Ранний московит длился между 1230 и 1530 годами, начавшись с разграбления Руси монголами, вместе с Москвой и Тиром. Именно благодаря этому постройки с древней архитектурой уцелели в городах, состоящих из Новгорода и Пскова, так как пощадили монгольские нашествия.

Таким образом, мы можем показать церкви, в том числе Спас-на-Илиане дорогу, которая была построена в 1374 году в Новгороде, для наблюдения за стилями русской архитектуры этой эпохи.

Резная церковь с очень крутой крышей. Фрески, найденные в церкви, являются потрясающими образцами средневековой архитектуры.

Церкви, обнаруженные в Пскове, очень маленькие, но имеют невероятные козырьки, наружные галереи, потрясающие колокольни и церковные паперти. Эти функции Пскову добавили московские каменщики.

Московские церковные постройки четырнадцатого века сегодня крайне редки, и их даты иногда оспариваются. Однако к 1399 году московские каменщики решили многие строительные проблемы, с которыми столкнулись их предки, изучив методы домонгольских строителей.

Первичная шатровая церковь, построенная в 1531 году, Вознесенская церковь Коломенского. Далеко при Иване Племенном шатровые церковные постройки получили широкое распространение, и хорошим примером этого является собор Василия Блаженного, построенный в 1561 году9.0005

В компании Miles считали, что в это время внедрение луковичных куполов привело к постепенному отказу от традиционных куполов со шлемами. К концу XV века Московия превратилась в настолько могущественную нацию, что ее статус требовал удивительных многоглавых зданий наравне с домонгольскими соборами Новгорода и Владимира.

Они воспроизвели исторические владимирские сооружения в трех больших соборах Московского Кремля и украсили их мотивами итальянского Возрождения. Помимо церковных построек, многие другие системы датируются правлением Ивана III. К ним относятся укрепления (Китай-город, Кремль (его современные башни построены позже) и Ивангород), башни (Колокольня Ивана Великолепного) и дворцы (Грововитая палата и Дворец Ущелья).

Средний москвич работал с кладочным материалом (1530–1630)

Центр московского периода пришелся на период с 1530 по 1630 год. На протяжении этого периода каменное производство получило наибольшее признание, и дизайнеры начали экспериментировать с орнаментальным оформлением фасадов. Сильный итальянский эффект проник в московскую архитектурную моду.


В настоящее время, Иван, ужасный превратился в силу, и он превратился в увлеченного чрезмерными шатровыми крышами. Высокие шатровые крыши смешались с московским архитектурным стилем.


Одна легенда о храме Василия Блаженного существует веками. Очевидно, что, когда Иван Грозный взглянул на достроенный собор, он был раздавлен его красотой.


Чтобы быть уверенным, что Постинг Яковлев никогда больше не создаст ничего столь превосходного, царь приказал ослепить его. Шатровые церкви были популярны во времена правления Ивана Грозного.

Соборные церкви позднемосковского периода (1630–1712 гг.)

В XVII веке построили много больших соборных церквей с пятью луковичными куполами, окружив их шатрами колоколен и приделов. В начале композиция церковных зданий становится резко асимметричной, с исключительными элементами, уравновешивающими каждое разное по «чешуйно-лучевому» принципу (например, церковь Ильи Пророка, 1647–1650) 9.0005

Со временем ярославские церкви стали строго симметричными, с куполами выше самого здания и обильно украшенными полихромными изразцами (например, церковь Иоанна Златоуста на Волге, 1649–54).

Апогеем волжского зодчества стал храм Иоанна Предтечи (построен в 1671-87 гг.) — самый важный в Ярославле, с 15 куполами и более чем 500 фресками.

Кирпич снаружи храма, от куполов до высоких крыльцов, превратился в искусно вырезанные и украшенные изразцами. К концу века в Москве было возведено более 100 церковных зданий в огненной моде и, возможно, столько же в соседних областях.

Различные более первоклассные примеры — московские храмы Святой Троицы на Никитенко. Декорации в стиле барокко и пышного стиля обычно настолько обильны, что церковь кажется работой ювелира, а не каменщика (например, Троицкая церковь в Леново. Ее архитектор стал также ответственным за «розово-белую» реконструкцию нескольких московских монастырских систем, в частности Новодевичьего монастыря и Ослиного монастыря в русских архитектурных стилях.

Один из музеев русского деревянного строительства в Суздале; таким образом, у вас будет возможность насладиться архитектурной модой, потому что вы будете частью нашей поездки.

Здания и монастыри из камня более поздней протяженности – XIII-XVI в целом тяготеют к дополнительной византийской стилизации, которая наблюдается в Москве (например, Успенский собор, Храм Христа Спасителя) или во Владимире и Сандале (Успенский собор Богородицы в Сандальском кремле, Успенский собор на Владимире и пр.).

Вы отличите так называемую ярославскую и северную строительную школу XVII века, которая стоит отдельно от московской и значимой для региона архитектуры. Он превратился в моду в период денежного подъема и роста на политической арене. Поэтому впоследствии получился неповторимый и неповторимый стиль с внутренними конструкциями из розового кирпича, украшенными глазурованными изразцами (изготовленными по соседству – в Ростове).

Эти ансамбли включены в нашу стандартную заявку на Ярославль, поэтому вы можете посетить их все как стили русской архитектуры.

Узнай настоящие стили русской архитектуры

В Москве больше не сохранилось такого количества настоящих старинных русских зданий; ясно, что большинство людей из них расположены в центре.

Первоначально это резной белокаменный Тимский дворец XVII века в пределах Кремля в форме русских архитектурных стилей.

В Куртисе Метучене сохранилось произведение почти того же времени: ворота с необыкновенно красивым кирпично-малиновым теремом, украшенным глазурованной плиткой. Кроме того, в Москве сохранилось несколько старинных каменных палат: это, без сомнения, знаменитый Боковой дворец (XV в.) в пределах Кремля, палаты античного английского придворного двора (XVI в.) и палаты бояр Романовых на Варварской дороге, в которых ныне располагается отдел Исторического музея.

Даже традиционалист Александр Бернардацци, чья одесская инвентарная торговля (1899 г.) свободно заимствовала у Дворца Дожей, одобрительно отзывался об использовании архитекторами архитектурного стекла

, металлического и нового поколения.

Архитектурные журналы часто упоминали Джона Раскина, Уильяма Морриса, английское движение искусств и ремесел и картины абрамцевской общины, демонстрируя энергию эстетизма как в дизайне, так и в структуре в ходе этого периода коммерческой и деловой экспансии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *