Барокко в архитектуре России
В Россию барокко пришло в 18 веке и достигло расцвета в середине века, то есть уже тогда, когда в Европе уже наметился переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некоторую самобытность, благодаря чему появились такие понятия, как московское или нарышкинское барокко, русское барокко.
Русскому барокко, в отличие от западно-европейского, свойственны большая простота и структурность композиций. В отличие от каменных фасадов Европы, в России в качестве материалов отделки предпочитали использовать гипс и штукатурку, что позволяло использовать окраску. Именно поэтому объекты, относящиеся к русскому барокко, отличаются ярким контрастным колером. Наиболее часто в архитектурных композициях той эпохи встречаются сочетания красного, голубого или желтого с белым, а также синий цвет, применение белой жести и позолоченных материалов в качестве кровельных покрытий. В качестве декоративных элементов, украшающих фасады зданий стиля барокко, наиболее часто применяется орнаментная лепка, в которой прослеживается традиционный русский колорит. В архитектурных памятниках русского барокко дошедших до наших времен, в отличие от западных образцов, отсутствует такой характерный признак, свойственный этому стилю, как мистицизм.
В конце 17 – начале 18 века в Москве появилось и распространилось по другим городам такое направление, как нарышкинское барокко. Позднее, на смену ему пришло барокко голицинское, влияние которого прослеживается практически до середины 18 века. Эти стили получили свое название по фамилиям родов под чьим покровительством и строились самые значимые объекты той эпохи, обладающие своими характерными чертами. К знаменитым памятникам архитектуры этого периода относят Новодевичий монастырь, церковь Покрова в Филях, Церковь Знамения Богородицы в Дубовицах недалеко от Подольска, Церковь Ивана Воина в Москве на Якиманке, многочисленные храмы в других городах России.
Наиболее ярко и величественно барокко проявило себя в объектах дворцовой архитектуры Петербурга, а также Петергофа и Царского Села. С помощью особенностей этого стиля подчеркивалось могущество и процветание России того периода. Впечатление усиливалось за счет внутреннего декоративного оформления в этом же стиле интерьеров, по роскоши которым не было равных в Европе.
Одним из наиболее выдающихся архитекторов того периода считается Ф. Растрелли. Под его руководством возводились городские и окрестные императорские резиденции, в частности, Зимний, Строгановский и Воронцовский дворцы, а также Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе. Всеобщее восхищение вызывали и вызывают до сих пор грандиозность масштабов его зданий, роскошь и пышность декоративного убранства, праздничность и торжественность дворцов.
Екатерининский дворец в Царском Селе
Другими выдающимися архитекторами той эпохи считаются М. Земцов, Д. Ухтомский, Квасов, Трезини, С. Чевакинский. Так, по проектам Трезини создавались первые пятиглавые петербургские храмы, в частности, Фёдоровская церковь, лишь фрагментарно сохранившийся ансамбль Троице-Сергиевой пустыни близ Стрельны. По проектам Чевакинского строились Шуваловский дворец, Никольский Морской собор, а также знаменитый дворец Шереметевых. К типичным барочным постройкам того периода относятся также церковь Архангела Гавриила в Москве, также известная как Меньшиковская башня и Петропавловский собор в Казани.
Период барокко в России был относительно недолог. Уже в середине 18 века в столичных, а затем и в провинциальных постройках барокко соседствует с рококо, а к 1770 году оно и вовсе начинает активно вытеснятьсяклассицизмом.
Архитектура барокко в России / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейского строительства. Расцвет стиля падает на 40—50-е годы XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе отмечается уже угасание поздней стадии барокко, так называемого стиля рококо, и отмечается переход к классицизму. Стиль рококо по существу в русской архитектуре не нашел применения.
Русское барокко зрелого периода несет на себе печать подлинного национального стиля. Решение планов и объемных композиций зданий отличается большой простотой и структурностью, тесным смыканием внутренних и внешних объемов сооружений. Декоративные элементы в основном ограничиваются внешним, облицовочным «слоем» построек. Эти элементы включают преимущественно архитектурные мотивы и орнаментальную лепку.
В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению пластического начала, а также позволяло применять окраску. Яркие, контрастные колеры: синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, при одновременном введении позолоты и белой жести для кровельных покрытий — все это придавало зданиям особый яркий, мажорный, оптимистический колорит и характер, отвечавший традициям русского национального зодчества.
В российской архитектуре при императрицах Анне (1730-1740 гг.) и Елизавете (1741-1762 гг.) доминирует Растрелли. Он перестраивает Зимний дворец, расширяет Петергоф и создает Царское Село. Но самым выдающимся его творением считается Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Созданный по распоряжению архитектора макет свидетельствует о его честолюбивых устремлениях, но первоначальный проект не был доведен до конца: громадная пирамидальная колокольня так и не появилась на свет.
Зарождение русского барокко
«Нарышкинский стиль», или московское барокко
Голицынский стиль
«Меньшикова башня» в Москве. Архитектор И.П. Зарудный
Первоначальная планировка Петербурга
Архитектура Санкт-Петербурга петровской эпохи
Первый русский архитектор Михаил Земцов
Интерьеры Петербурга начала XVIII в.
Вклад Леблона в строительство Петербурга и Петергофа
Немецкие архитекторы петровского периода строительства Петербурга - Шлютер, Швертфегер и Шедель
Исчезнувшие дворцы Петербурга. Дом Апраксина
Постройки архитектора Трезини
Первый Зимний дворец
Русское зрелое барокко
Архитектор Растрелли
Второй Зимний дворец
Третий Зимний дворец
Деревянный Зимний дворец на Невском проспекте
Екатерининский дворец в Пушкине (Царском Селе)
Андреевская церковь, Киев. Растрелли
Зимний дворец Растрелли
Интерьеры русского зрелого барокко
Источники
Москва Барокко | Encyclopedia.
comМосковское барокко — модный архитектурный стиль конца XVII — начала XVIII веков, сочетающий московские (русско-византийские) традиции с западными декоративными деталями и пропорциями; этот термин также иногда применялся к новым течениям в московской живописи, гравюре и литературе конца XVII века.
Термин московское барокко ( московское барокко ) вошел в обиход русских искусствоведов в 1890-х и 1900-х годов как способ классификации самобытного архитектурного стиля, который процветал в Москве и ее окрестностях с конца 1670-х годов, а в провинции — в 1700-х годах. В 1690-х годах родственники Петра I по материнской линии Нарышкины заказали в этом стиле множество роскошных церквей; отсюда и дополнительный искусствоведческий термин «нарышкинское барокко», который иногда ошибочно применяют как общий термин для стиля. Некоторые ранние образцы московского барокко своей общей формой и окраской напоминают московские храмы середины XVII века — кубы, сложенные из красного кирпича с белокаменными украшениями и увенчанные одним или пятью куполами, — но строители, очевидно, усвоили новый чувство симметрии и регулярности в их упорядочении как конструктивных, так и декоративных элементов. Древнерусские орнаментальные детали были почти полностью заменены западными на основе классической ордерной системы: полуколонны с фронтонами и цоколями, наличники ломаных фронтонов, завитки, резные колонны, мотивы ракушечных фронтонов. Одна из лучших концентраций московских построек в стиле барокко была заказана регентшей Софьей Алексеевной в 1680-х годах в Новодевичьем монастыре XVI века в Москве, куда входят церкви Преображения, Успения и Успения, с трапезной, колокольней, монашескими монастырями. кельи и зубцы на стенах монастыря из соответствующих материалов и стиля. Подобные конструкции можно найти в Петровском монастыре (Высокопетровском) на улице Петровка в Москве. По тем же принципам строились и гражданские здания: например, московский особняк князя Василия Голицына (1680-е гг.) и Аптека на Красной площади (169 г.).0с). Ряд этих проектов был выполнен архитектурным отделом Министерства иностранных дел.
В 1690-х годах строители регулярно возводили восьмиугольные конструкции, создавая так называемую восьмиугольную церковь на кубе. Один из лучших образцов, Покров в Филях, построенный для дяди Петра Льва Нарышкина в 1690–1693 годах, с его парящей башней из восьмиугольников, золотых куполов и искусно вырезанным известняковым декором, свидетельствует как о богатстве Нарышкиных, так и об их вестернизированном характере. вкусы. Внутри все иконы были написаны в соответствующем «итальянском» стиле и установлены в искусно вырезанном и позолоченном иконостасе. Эта и другие церкви, такие как Троицкая в Троице-Лыково, Борисоглебская в Зюзино, Спасская в Уборах, с их ярусами отступающих восьмиугольников, тоже чем-то обязаны далеким прототипам в русской и украинской архитектуре (деревянному зодчеству прежней и конфигурация купола последнего), в то время как новое чувство гармонии в их дизайне и планировке вызывает ренессанс. Стиль распространился за пределы Москвы.
Аналогичное развитие можно увидеть в аллегорических гравюрах того периода, украшенных характерным для барокко сочетанием христианских и классических образов, большинство из которых родом из Украины. Характерным примером является гравюра Ивана Щирского (1683 г.) с изображением царей Ивана и Петра, парящих над балдахином с двуглавым орлом, с парящим между ними Христом и над Христом крылатой девой Премудростью Божией (Софией). В иконах, написанных в Московской Оружейной палате и в мастерских Ярославля, Вологды и других крупных торговых центров, прослеживается влияние западного искусства в использовании светотени и декоративных деталей, таких как свитки, путтоподобные ангелы, богато закрученное облако. и рок-мотивы, драматические жесты и даже некоторые заимствования из католической иконографии: например, святые с эмблемами их мученичества; кровь капает с рук и бока Христа. В поэзии силлабический стих и мотивы и приемы барокко были импортированы из Польши и практиковались такими писателями, как Симеон Полоцкий, придворный поэт царя Алексея, и ученик Полоцкого Сильвестр Медведев.
Историки искусства спорят о том, было ли московское барокко прямым производным от западного барокко, представляло собой спонтанно возникшую и оригинальную форму барокко, или же оно было декадентской, сверхвитиеватой последней фазой «классических» форм русско-византийского искусства. Возможно, лучше всего рассматривать его как пример запоздалого влияния Ренессанса на традиционное искусство и архитектуру, вобравшие в себя элементы как современного, так и несколько более раннего западного искусства. Известно, что в этот период ни один русский архитектор не посещал Запад, и мало свидетельств того, что западные архитекторы работали в России. Однако русские мастера имели доступ к иностранным книгам и гравюрам в Оружейной палате, мастерских Министерства иностранных дел и других библиотеках, а контакты с польской культурой, как прямые, так и через Украину и Беларусь, имели большое влияние, особенно в литературе.
Термин Московское барокко обычно не применяется к архитектуре раннего Санкт-Петербурга, хотя многие здания, построенные в царствование Петра I и его ближайших преемников, имели много общего с предшествующим стилем: например, использование восьмиугольные конструкции и белые декоративные детали на более темном фоне. В Москве и провинции московское барокко оставалось популярным вплоть до восемнадцатого века.
См. также: архитектура; голицын, василий васильевич; медведев сильвестр агафоникович; Полоцкий, Симеон; София
Кракрафт, Джеймс. (1990). Петровский переворот в русской архитектуре. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Кракрафт, Джеймс. (1997). Петровская революция в русских образах. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Хьюз, Линдси. (1977). «Западноевропейский изобразительный материал как источник архитектуры московского барокко». Славянское и восточноевропейское обозрение 55: 433–443.
Хьюз, Линдси. (1982). «Московское барокко: спорный стиль». Труды Ассоциации русско-американских ученых в США 15:69–93.
Линдси Хьюз
Русское барокко | архитектура | Britannica
В Петербурге: восхождение к великолепию
Стасов, работающий в стиле русского барокко, в котором четкие, даже строгие линии сочетались с богатством декора и колорита. К этому периоду относятся, в частности, Зимний дворец, Смольный монастырь, Воронцовский и Строгановский дворцы; за городом были построены летние дворцы Петергофа…
Подробнее
«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»}, «npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:» ИНДЕКС»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:513728}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:513728,»title»:»Русское барокко»,»url «:»https://www.britannica.com/topic/Русское-Барокко»,»description»:»Св. Петербург: восхождение к великолепию: Стасов, работающий в стиле русского барокко, сочетавшего четкие, даже строгие линии с богатством декора и колорита. К этому периоду относятся, в частности, Зимний дворец, Смольный монастырь, Воронцовский и Строгановский дворцы; за городом строились летние дворцы Петергофа…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Русское барокко»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается русское барокко: Санкт-Петербург: Подъем к великолепие: Стасов, работавший в стиле русского барокко, в котором четкие, даже строгие линии сочетались с богатством декора и колорита.
К этому периоду относятся, в частности, Зимний дворец, Смольный монастырь, Воронцовский и Строгановский дворцы; за городом строились летние дворцы Петергофа…»,»identifierHtml»:»архитектура»,»identifierText»:»архитектура»,»topicClass»:»topic»,»topicKey»:»Русское барокко»,»articleContentType» :»INDEX»,»ppTecType»:»CONCEPT»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/topic/Русско-Барокко»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/ 1/513728/»},»topicLink»:{«title»:»Русское барокко»,»url»:»https://www.britannica.com/topic/Russian-Baroque»},»tocPanel»:{» title»:»Directory»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:null,»citationInfo»:null,»веб-сайты»:null,»freeTopicReason «:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«keywords»:»Русское барокко»,»wordcount»:0,»url»:»https://www.britannica.com/topic/ Русское барокко»,»описание»:»Другие статьи, где обсуждается русское барокко: Санкт-Петербург: Восхождение к великолепию: Стасов, работающий в стиле русского барокко, сочетавшего четкие, даже строгие линии с богатством декора и использование цвета.