10 шедевров архитектуры модерн в России ★ Лучшие фото!
Здания этого великого архитектурного периода можно встретить по всей России, от Санкт-Петербурга и Москвы до Владивостока.
Во всем мире русская архитектура в первую очередь связана с конструктивизмом. Основные архитектурные достижения предшествующего периода, с конца 19 до начала 20 века, связаны с французским и бельгийским стилем модерн или венским сецессионом. Но в России есть не менее выдающиеся примеры этого стиля, известного как «Модерн». Компания Russia Beyond выбрала 10 зданий этой великой эпохи, которые расположены в разных уголках России.
10 ФОТО
1. Дом Ливчака в Ульяновске.Архитектор Федор Ливчак построил этот дом для своей семьи в 1914 году. Дав волю своему воображению, он разработал все, включая детали интерьера и мебель. Архитектура сочетает в себе черты европейского стиля модерн — большие окна в форме подковы, изогнутые опоры крыльца и керамические панели — с традиционными древнерусскими элементами.
1. Дом Ливчака в Ульяновске.
Этот дом, один из лучших образцов московского модерна, принадлежал банкиру и основателю первого в России автомобильного завода Степану Рябушинскому и был построен между 1900 и 1902 годами самым успешным архитектором того времени Федором Шехтелем.
3. Гостиница Метрополь в Москве.
Современники называли здание «манифестом нового стиля». Предприниматель и меценат Савва Мамонтов начал строительство, но вскоре обанкротился, и поэтому здание оказалось более скромным, чем планировалось изначально.
4. Дом компании «Зингер» в Санкт-Петербурге.
Компания American Singer построила это здание между 1902 и 1904 годами, и оно должно было служить в качестве офиса в России. Компания планировала построить 11-этажное здание в стиле нью-йоркских небоскребов, но в Санкт-Петербурге было запрещено возводить здания выше Зимнего дворца (23,5 метра), что вынуждает вносить поправки в проект.
Российский архитектор Павел Сузор, отвечавший за строительство, нашел элегантное решение — шесть этажей здания не превышают максимальной высоты, но эфирная башня со стеклянным шаром на углу создает ощущение движения в небо. Здание было первым бизнес-центром в России с торговыми, банковскими помещениями и офисами в аренду. Архитектурный декор сочетает в себе черты эклектики и модерна. Здание унаследовало строгую гранитную облицовку, гранитные бордюры и бронзовых валькирийских дев из прошлого, в то время как черты нового стиля включают цветочный дизайн кованых балконов и решеток, который также повторяется в отделке интерьера.
5. Дом Молчанова и Савиной в Санкт-Петербурге.
Дом был построен между 1905 и 1907 годами для Марии Савиной, известной актрисы Императорских театров, и ее мужа Анатолия Молчанова. Профессия хозяйки дома отразилась на интерьерах. Помимо обычных приемных и жилых помещений, были также предусмотрены комната для хранения театральных костюмов и гримерная, в то время как витраж на лестнице и в прихожей иллюстрирует литературные сюжеты.
6. Особняк Форостовского в Санкт-Петербурге.
Это было одно из первых зданий города в стиле модерн. Карл Шмидт, русский архитектор немецкого происхождения, построил дом в 1900-1901 годах для купца Павла Форостовского, который хотел, чтобы в здании были жилые помещения и офисы, а также складские помещения для товаров в подвале.
7. Здание «Банка Рукавишникова» в Нижнем Новгород.
Здание было построено Сергеем Рукавишниковым, самым важным сановником города и поэтому неудивительно, что Рукавишников пригласил Федора Шехтеля, самого модного и дорогого архитектора того времени, для их проектирования.
8. Централь в Краснодаре.
Отель Централь, который стоит на этом месте с середины 19-го века, считался одним из лучших в городе и принадлежал братьям Богарсуковым, которые были богатыми купцами. Первый этаж двухэтажного здания был отдан под магазины, а гостиничные номера находились на втором этаже.
9. Железнодорожный вокзал Владивостока.
В 1910 году по мере строительства Транссибирской магистрали, соединяющей Москву и Санкт-Петербург с Уралом и далекий Восток было решено придать железнодорожному терминалу во Владивостоке внешний вид, аналогичный Ярославскому железнодорожному вокзалу в Москве, построенному Федором Шехтелем. Оба здания являются образцами неорусского стиля — русской версии стиля модерн. Широкие арки, тонкие стреловые окна, башни, высокие трапециевидные крыши и приземистая прочность всего здания были заимствованы из древнерусских дворцов 17-го века, в то же время претерпевая фундаментальную переосмысление.
10. Дом Шаронова в Таганроге.
Это еще один из проектов Федора Шехтеля за пределами Москвы. Здание было сдано в эксплуатацию в 1912 году таганрогским помещиком Евгением Шароновым для его дочери Марии. Это воплощение синтеза всех искусств, идея, которая была популярна в начале 20-го века. Архитектура выполнена в псевдорусском стиле (включая башни) и дополнена керамическими панелями.
Архитектурная среда. Модерн
Архитектурная среда. Модерн
Новаторский, стремящийся к постоянному обновлению, противостоящий заимствованию элементов из других архитектурных стилей модерн возник в конце XIX века в противовес эклектизму. Своим мнением об этом архитектурном направлении поделились молодые белгородские специалисты.«Модерн – это всегда плавные линии, уход от симметричности. Здания функциональные, удобные. Для этого направления характерно стремление привнести в архитектуру природные мотивы, изображения растительности и животных. В принципе этот стиль легко читаем даже для обывателя», – объясняет член Союза архитекторов, главный архитектор ООО «БСМ проект» Евгений Ефимов.
Действительно, главной отличительной чертой стиля модерн является асимметрия: ассиметричный план, фасад, декор с красивыми плавными линиями. По канонам этого стиля функциональность гармонирует с эстетикой. При этом действует принцип «извне наружу», когда интерьер и архитектура продолжают и повторяют друг друга. Проще говоря, внешне здание отражает его внутреннее убранство, создает эффект уюта находящихся внутри комнат.
Модерн появился изначально в живописи, что отразилось и на архитектуре. Проявляется это в использовании художественных образов, мозаик, флористических и морских мотивов (в архитектуре – волнообразное оформление фасадов зданий), декоративных элементов.
Речь о старейшем музее Белгородской области – Старооскольском краеведческом. Расположился он в доме купца Лихушина, который сейчас является памятником истории и архитектуры. Дом был спроектирован в 1880 году, как раз когда начал развиваться модерн. Именно поэтому сохранившееся здание уникально – оно является настоящим историческим представителем модерна у нас в области.«В Белгороде появляются неплохие образцы нового строительства, выгодно использующие декоративные свойства современных материалов. Однако город потерял свое историческое лицо, и поэтому ему как воздух нужны здания в исторической стилистике, особенно в центральной его части. Если говорить о модерне, то в нашем городе, насколько мне известно, исторически этого стиля не было. Но он был в Старом Осколе», – утверждает выпускник БГТУ им. Шухова, архитектор Геннадий Гребенников.
Фото: официальная группа Старооскольского краеведческого музея «ВКонтакте» (vk.com/club53865543)
Тем не менее, в Белгороде есть совсем молодая постройка, которую, без сомнений, можно считать образцом модерна – Белгородский художественный музей. Построен он был в 2007 году по проекту архитекторов Виталия Перцева и Вячеслава Турченко.
«Художественный музей – яркий пример современного модерна в Белгороде. Перед архитекторами изначально была поставлена цель спроектировать здание в стиле русского модерна. Поэтому они искали детали, объемное решение для постройки в соответствии именно с этой стилистикой. Так и появился единственный архитектурный образец, от начала и до конца отвечающий стандартам модерна», – комментирует Евгений Ефимов.
Элементы модерна активно используются в новых городских постройках и даже при проектировании индивидуального жилищного строительства. Многие белгородские здания заимствуют приемы модерна. Среди них – гостиница «Континенталь», здание «Сбербанка» на проспекте Славы, жилой комплекс «Семь» на Свято-Троицком бульваре.
Стиль протеста, инноваций и смелых идей. Архитектура модерна – это действительно эстетически красивые, яркие, запоминающиеся здания. Радует, что и у нас в области сохранились как исторические образцы модерна, так и новые архитектурные постройки, использующие мотивы этого стиля.
Евгения Здесенко
Архитектура в стиле модерн | Nancy Tourisme
Art Nouveau Avenue Anatole France — Maison Déon© Art Nouveau Avenue Anatole France — Maison Déon|Regine Datin
Между 1890 и 1914 годами некоторые из наиболее состоятельных жителей Нэнси, которые также были покровителями нового движения в стиле модерн, заказали городские дома, спроектированные в стиле последней «школы Нэнси». Были построены замечательные дома – некоторые вдоль железной дороги, чтобы ими лучше любовались!
Нанси и его районы в стиле модерн
Первым и лучшим образцом этих домов в стиле модерн является вилла Мажорель, семейный дом, построенный художником-декоратором и промышленником Луи Мажорелем, недалеко от церкви Сакре-Кер. Внешний вид полностью отреставрирован (еще продолжаются работы по восстановлению интерьера). Вилла принадлежит музею школы Нанси.
Разработаны планы большого жилого массива Саурупт Парк. Целые улицы были выдержаны в стиле модерн, а фасады домов украшены растительными и лиственными мотивами. Предприниматели и владельцы магазинов подхватили эту тенденцию, и в начале двадцатого века район между железнодорожным вокзалом и площадью Станисласа представлял собой одну обширную строительную площадку, где банки, торговая палата, универмаги, небольшие магазины и аптеки были введены в эксплуатацию помещения в стиле модерн. .
Chambre Du Commerce©Chambre Du Commerce |Regine Datin
Ар Нуво — Maison Dct P.jacques Avenue Foch©Ар Нуво — Maison Dct P.jacques Avenue Foch|Regine Datin
Ар Нуво — Est Républicain©Art Nouveau — Est Républicain|Regine Datin
Villa Majorelle
Не пропустите виллу Majorelle, которая в 2012 году была награждена французским знаком Maison des Illustres (дома, принадлежащие известным людям). Вилла Мажорель, или Вилла Джика (от инициалов жены Луи Мажореля Жанны Крец) имеет все характерные черты школы Нанси. Результатом тесного сотрудничества Sauvage и Majorelle стало идеальное сочетание элегантности и комфорта. Все витражи в доме — работа Жака Грубера, работавшего с Мажорелем с 189 г.5 и далее..
Обратите внимание на использование мотива стручка семян честности, символа успеха и процветания, на кованом изделии, сделанном в мастерской Мажореля, которое первоначально стояло в нижней части сада.
Вилла Мажорель широко освещалась в журналах о современном дизайне. Это означало серьезный разрыв с традицией и породило множество новых идей, которые затем были подхвачены архитекторами, работавшими в то время в Нанси.
©
Graineterie Rue St Jean©Graineterie Rue St Jean|J. Форт
Вилла Les Glycines в стиле модерн©Вилла Les Glycines в стиле модерн|Жан Харбонвиль