Необычные проекты школ от российских архитекторов | Архитектура и проектирование | Архитектурные конкурсы
В России пока не так много школ, построенных по дизайнерским проектам. Но каждый из тех, что есть, вызывает если не восхищение, то удивление. О том, как реализуются такие проекты, много говорят на Международном строительном форуме и выставке 100+ TechnoBuild. Следующий 100+ пройдёт в Екатеринбурге с 18 по 21 октября 2022 года. В преддверии мероприятия организаторы вспомнили самые интересные образовательные проекты своих спикеров.
Школа для одарённых детей «Сириус»
Здание построено в Сочи по проекту архитектурной студии Studio 44 Architects. Оно входит в образовательный комплекс, который также включает корпуса «Спорт» и «Искусство». Корпус «Школа» имеет форму кольца и соединен с главным зданием крытым переходом. Он был открыт в 2019 году. Каждый из шести входов маркирован своим цветом и связан с классами, к которым он ведет. Например, зеленый – вход в секцию биологии и химии. Помимо аудиторий для лекций и теоретических занятий, в школе есть десять лабораторий для практикумов, цифровая естественнонаучная лаборатория, учебный комплекс по сканирующей зондовой микроскопии с вакуумно-плазменной установкой, универсальная технологическая мастерская. Аудитории на втором этаже могут трансформироваться в зависимости от задач. Основная зона отдыха – во дворе, где при строительстве сохранили старую шелковицу с раскидистой кроной.
 Например, зеленый – вход в секцию биологии и химии. Помимо аудиторий для лекций и теоретических занятий, в школе есть десять лабораторий для практикумов, цифровая естественнонаучная лаборатория, учебный комплекс по сканирующей зондовой микроскопии с вакуумно-плазменной установкой, универсальная технологическая мастерская. Аудитории на втором этаже могут трансформироваться в зависимости от задач. Основная зона отдыха – во дворе, где при строительстве сохранили старую шелковицу с раскидистой кроной.
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Проект архитектурного бюро UNK project (совместно с датской компанией CEBRA) реализовали в Иркутске по инициативе благотворительного фонда. Главная миссия комплекса – помощь детям-сиротам, которые воспитываются в приемных семьях. Специально для них рядом со школой возвели поселок. Круглая форма школы символизирует идею объединения. Внутри круга – детские, спортивные площадки, снаряды, тренажеры, выстроенные с учетом рельефа местности. Некоторые стены открыты для эскизов учеников. В школе много открытых пространств, мало длинных коридоров и закрытых изолированных кабинетов, много света за счет высоких потолков и разноуровневых окон. У каждого ребенка есть возможность побыть наедине с собой или встретиться с группой.
 Некоторые стены открыты для эскизов учеников. В школе много открытых пространств, мало длинных коридоров и закрытых изолированных кабинетов, много света за счет высоких потолков и разноуровневых окон. У каждого ребенка есть возможность побыть наедине с собой или встретиться с группой.
Школа в Лефортово
Школу от архитектурного бюро ATRIUM построят в Москве к 2024 году. Она появится в составе нового жилого комплекса. Зигзагообразное здание будет состоять из нескольких блоков: спортивно-медицинского, блока начальной школы, блока средней и старшей школы (включая мастерские по работе с деревом и металлом), блока информационного центра/зрительного зала и рекреационного блока. Последний спроектирован таким образом, чтобы его моно было использовать для творческих выставок или музея. Перед главным зданием в школу появится небольшая городская площадь: здесь можно будет устраивать праздники и другие мероприятия квартального масштаба. Внешние стены подготовлены для использования их в качестве мультимедийных экранов.
Инновационная школа при МГИМО
Ещё один проект UNK project, выполненный для международного конкурса вместе с Storaket и «Умной школой». Концепция в том, чтобы большинство учебных процессов шли не в традиционных классах, а в пространстве между классами в групповой работе. Для реализации этой идеи центральное здание сделали прозрачным – оно связывает начальную, среднюю и старшую школу. Здесь есть открытые и полузакрытые пространства, которые можно трансформировать, всего предусмотрено до 30 вариантов перестройки. Вместо классического школьного двора – искусственной зеленый холм между двумя корпусами, опускающийся к пруду. Зелёная лестница должна не только увеличить процент озеленения, но и привить ученикам любовь к природе.
Вновь тему школ и других социальных объектов будут поднимать на уже девятом Международном строительном форуме и выставке 100+ TechnoBuild. Мероприятие по традиции станет местом встречи инженеров, проектировщиков, архитекторов и других участников строительного рынка.
Создание архитектурного проекта школы • Energy-Systems
Проектирование современных школ
До недавнего времени к архитектурным и конструктивным характеристикам школ не предъявляли особых требований. Такие объекты, как и все остальные, должны были быть функциональными, надежными и безопасными, об удобстве для персонала и учащихся мало кто думал. Сегодня ситуация кардинально изменилась, так как комфорт позитивно сказывается на настроении и эмоциональном состоянии взрослых и детей, способствует успешному образовательному процессу.
Архитектурный проект школы сегодня необходимо заказывать у опытных и квалифицированных мастеров, обладающих обширным опытом работы в сфере, профессиональными знаниями и умениями. Проверить квалификацию проектного предприятия очень просто, достаточно убедиться в наличии у специалистов допусков и специальных разрешений от государственных контролирующих служб.
Как проектируют архитектуру школ?
Архитектурный проект школы — это проект сложного, многофункционального общественного объекта, в который родители приводят детей для учебы. Многофункциональной школа является потому, что в ней, помимо обучения детей в классах, мастерских, лабораториях и спортивных площадках, могут быть и помещения иных назначений. Так, в современных образовательных учреждениях обязательно должен быть пищевой блок, медицинский кабинет, актовый зал и библиотека. Возможно наличие и других специализированных зон: бассейна, театральной студии, комнаты для кружковых занятий и т. д.
 Многофункциональной школа является потому, что в ней, помимо обучения детей в классах, мастерских, лабораториях и спортивных площадках, могут быть и помещения иных назначений. Так, в современных образовательных учреждениях обязательно должен быть пищевой блок, медицинский кабинет, актовый зал и библиотека. Возможно наличие и других специализированных зон: бассейна, театральной студии, комнаты для кружковых занятий и т. д.
Чтобы подготовить качественный проект школы, специалистам необходимо учитывать не только требования заказчика, но также современные требования муниципальных и городских служб, от которых перед строительством нужно получить исходно-разрешительную документацию, необходимую для подбора подходящих архитектурных, конструктивных и планировочных решений для возведения объекта.
Правила разработки проекта
Процесс разработки современных архитектурных проектов принято разделять на несколько важнейших этапов. Начинаются планировочные работы с проработки концепции будущего строения, выбора для него наиболее важных и значимых технических решений. После этого специалисты берутся за архитектурное и конструктивное проектирование.
 После этого специалисты берутся за архитектурное и конструктивное проектирование.
Архитектурные решения для образовательного учреждения должны зависеть от типа объекта и его назначения. В младших школах и детских садах принято устраивать удобные комнаты отдыха с качественной звукоизоляцией, а также кухню, в которой будут питаться дети. Для старшеклассников комнаты отдыха не нужны, и одной обширной столовой для всей школы в здании будет вполне достаточно.
В результате архитектурного проектирования специалисты создают следующие документы:
- общие сведения;
- поэтажные схемы внутренних помещений со спецификацией;
- разрезы;
- схемы фасада;
- схемы полов;
- чертежи оконных и дверных проемов;
- схемы вентиляционных каналов;
- и другие важные документы.
Конструктивные решения в архитектурном проекте описывают всю конструкцию объекта. При постройке школ стараются сделать здание максимально надежным, безопасным и долговечным, поэтому применяют высокопрочные материалы. Очень важно определить оптимальное количество этажей для здания, чтобы оно не было слишком высоким.
 Очень важно определить оптимальное количество этажей для здания, чтобы оно не было слишком высоким.
В больших объектах обязательно нужно предусмотреть не только удобные лестницы, но и лифт, который должен будет облегчить детям перемещение между этажами.
Конструктивный раздел проекта описывает все конструктивные элементы будущего здания: стены, балки, перекрытия, фундаменты, стропила и т. д.
Еще в современном проекте школы должен быть раздел инженерных систем и коммуникаций. Для нормальной работы такого многофункционального здания нужны разные сети, а именно: электроснабжения, водоснабжения, отопления, канализации, теплоснабжения, связи, пожарной сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, вентиляции, кондиционирования и т. д. Все сети должны быть функциональными, надежными и совершенно безопасными для детей. Проверяющие органы будут уделять особое внимание разделу инженерных систем, так как из-за коммуникаций на территории объекта могут происходить различные опасные и аварийные ситуации, способные причинить вред детям.
Узнать цену профессионального современного проекта архитектуры жилого дома, школы, офиса или другого объекта можно с помощью калькулятора.
Онлайн расчет стоимости проектирования
Ремонт начальной школы при Школе иностранных языков Лунцзян / Ателье cnS
Ремонт начальной школы при Школе иностранных языков Лунцзян / Ателье cnS
© Siming Wu+ 45
- Куратор 韩双羽 — HAN Shuangyu
- Архитекторы: Atelier cnS 
- Площадь Площадь этого архитектурного проекта Площадь: 19210 м²
- ГодГод завершения этого архитектурного проекта Год : 2022
-  ФотографииФотографии :Siming Wu 
  Обзор —  Начальная школа, входящая в состав Школы иностранных языков Лунцзян (Школа Ванган), расположена в Лунцзяне, Шунде. Школа окружена множеством плотных деревень, типичных и символичных для дельты Жемчужной реки. Он примыкает к индустриальному парку Санлянь, крупнейшему мебельному промышленному району в Лунцзяне. Существует строгое ограничение земли для расширения школы, и противоречие между спросом и предложением на пространстве кампуса очень заметно. Чтобы удовлетворить растущие потребности в высококачественном образовании, реконструкция позволяет полностью расширить существующую землю для кампуса и максимально улучшить коэффициент использования пространства, чтобы обеспечить достаточное количество мест для активного отдыха и увеличить количество класса с 22 класса по 42 класс.
 Он примыкает к индустриальному парку Санлянь, крупнейшему мебельному промышленному району в Лунцзяне. Существует строгое ограничение земли для расширения школы, и противоречие между спросом и предложением на пространстве кампуса очень заметно. Чтобы удовлетворить растущие потребности в высококачественном образовании, реконструкция позволяет полностью расширить существующую землю для кампуса и максимально улучшить коэффициент использования пространства, чтобы обеспечить достаточное количество мест для активного отдыха и увеличить количество класса с 22 класса по 42 класс.
  Многомерный кампус —  Из-за ограниченных земельных ресурсов для горизонтального расширения, проектировщики решили расширить кампус в вертикальном направлении, что может полностью удовлетворить индекс плотности в Правилах контроля Лунцзяна. Подняв спортивную площадку до 4,65 м, под ней создаются более гибкие пространства для различных функциональных помещений и помещений для крупных мероприятий. 300-метровая беговая дорожка на первом этаже и спортивная площадка на втором этаже становятся разными, но дополняющими друг друга пространствами. Более того, доступ к спортивной площадке на втором этаже соединен непрерывными коридорами для улучшения циркуляции. Он не только решает проблему доступности между спортивными площадками, но и предлагает разнообразие и удобство в ограниченном пространстве.
 Подняв спортивную площадку до 4,65 м, под ней создаются более гибкие пространства для различных функциональных помещений и помещений для крупных мероприятий. 300-метровая беговая дорожка на первом этаже и спортивная площадка на втором этаже становятся разными, но дополняющими друг друга пространствами. Более того, доступ к спортивной площадке на втором этаже соединен непрерывными коридорами для улучшения циркуляции. Он не только решает проблему доступности между спортивными площадками, но и предлагает разнообразие и удобство в ограниченном пространстве.
  «Пространство потока» и «Плавучий остров» —  Проект расположен в Шунде, «Городе воды», где речная сеть плотно окружена. Вдохновленные речной сетью, дизайнеры применили расширяющуюся и непрерывную структуру к пространствам под спортивным полем, чтобы решить проблемы с вентиляцией и освещением. Внутренние пространства организованы и сгруппированы в виде серии плавучих островов вдоль коридора, ведущего к набережной.
Кроме того, внутренние пространства расположены под определенным углом, чтобы максимизировать выставочную площадь, обращенную наружу, и создать различные микропространства для развлечения студентов, такие как выставочные стены, роспись стен, небольших подиумов и книжных уголков. Идея проточного пространства и плавающего острова обогащает разнообразие пространств под спортивной площадкой и значительно улучшает условия освещения и вентиляции.
© Симинг Ву Аксонометрический © Siming Wu © Siming Wu  Библиотека: «Плавучий остров знаний» —  Библиотека построена на малоиспользуемом участке территории кампуса и поддерживается трубчатыми конструкциями. Первый этаж приподнят, чтобы не мешать 300-метровой беговой дорожке. Трубчатые конструкции красного цвета не только играют роль конструктивных элементов, но и действуют как циркуляционное пространство по всему зданию.
  Навесная стена: «Вуаль и цветы» —  В дизайне фасада дизайнеры пытались создать полупрозрачную кожу, легкую, как вуаль, чтобы дать людям ощущение легкости. Благодаря серии сравнений и выбора материалов стальной трос и алюминиевая сетка выбираются за их хорошие характеристики по прочности на растяжение и пластичности. Он не только демонстрирует ощущение легкости благодаря внешнему виду, но и обеспечивает структурную устойчивость к ветру. Что касается выбора материала для атриума на спортивной площадке, то ромбовидное плетение ограждения из звеньев цепи используется для обеспечения мощных и гибких функций, чтобы соответствовать форме конструкции, проявляющейся в виде цветущего цветка на спортивной площадке.
Исчезающая стена: интерфейс на берегу реки — Еще одной важной особенностью кампуса Wanggang является то, что одна сторона кампуса примыкает к берегу реки. В последние годы Шунде приложил большие усилия для улучшения качества воды в реке, и виды на реку приятны. Тем не менее, до ремонта физический забор вокруг кампуса скрывал от студентов прекрасные виды. Соответственно, чтобы улучшить интерфейс у берега реки и предотвратить непредсказуемые изменения приливных течений со стороны кампуса, проектировщики создают полностью открытую платформу, приближенную к воде. Он не только открывает вид на реку в кампусе, но и действует как невидимая и защитная стена на набережной. Эта «исчезающая стена» затем становится одной из самых символичных характеристик кампуса, а также кажется платформой и средством для демонстрации воодушевления и жизненной силы.
  Место для использования только в качестве справки. Он может указывать город/страну, но не точный адрес.
 Он может указывать город/страну, но не точный адрес. 
   Процитируйте:  «Ремонт начальной школы при Школе иностранных языков Лунцзян / Atelier cnS» 19 января 2023 г. ArchDaily. Доступ . 
Simone Veil Group of Schools в Вильжюифе / Dominique Coulon & associés
Simone Veil Group of Schools in Villejuif / Dominique Coulon & associés
© Clément Guillaume+ 21
- Куратор: Паула Пинтос
- Архитекторы: Dominique Coulon & associés 
- Площадь Площадь этого архитектурного проекта Площадь: 8913 м²
- ГодГод завершения этого архитектурного проекта Год : 2021
-  ФотографииФотографии: Clément Guillaume 
-  ПроизводителиБренды продуктов, использованных в этом архитектурном проектеПроизводители: Camille Ascenseur, Decor Acoustic, Flipo, Hunsinger, Normen, Simon 
- ведущих архитектора: Доминик Кулон, Оливье Пула, Стив Лето Дюкло 
- Строительная инженерия: Batiserf Ingénierie 
- Электротехника: БЕТ Г.  Йост Йост
- МЕР: Соларес Бауэ 
- Акустика: Евро звук проект 
Текстовое описание предоставлено архитекторами. Эта группа школ является ответом на нехватку школьных помещений в центре и на севере города Вильжюиф на окраине Парижа. Участок водохранилища, на котором он расположен, является исключительным в городе по двум причинам: он защищен от звуковых помех и помимо водного объекта на нем есть несколько больших деревьев.
© Clément Guillaume Топография и геометрия участка также очень необычны: очень маленький, даже промежуточный участок занимает несколько площадок, и хотя здание занимает минимум места, из него открывается вид на пейзаж вдали. Его компактные деконструированные фасады смягчают общий эффект и позволяют легко различить разные уровни. Их языки, использованные материалы и их переплетение создают впечатление коллажа и подтверждают статус здания как учебного заведения для населения.
 Их языки, использованные материалы и их переплетение создают впечатление коллажа и подтверждают статус здания как учебного заведения для населения.
На этом закрытом объекте три различных маршрута доступа сохраняют гибкость, предлагая несколько пунктов назначения, включая общий передний двор. Детский сад и пространство для внешкольных занятий занимают первый этаж, выходящий на большую детскую площадку. Библиотека рядом с центральным патио занимает двойную высоту, тем самым создавая визуальную связь с начальной школой на верхних уровнях. К ним можно подняться по лестнице, ведущей прямо на детскую площадку на первом этаже. Большой навес освобождает пространство и обеспечивает панорамный вид на Париж. Он примечателен своим письмом и своей материальностью.
© Clément Guillaume Таким образом, эта верхняя игровая площадка спроектирована как большое пустое пространство, простирающееся под массивом обожженного дерева, в котором размещаются начальные классы.


 Йост
 Йост