Барокко
Guida-SPbАрхитектурные стили
В России развитие искусства барокко (от итал. barocco – причудливый, странный), отразившего рост и укрепление абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.
В истории русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинское, строгановское и голицынское барокко), «петровское барокко» первой четверти XVIII в.
Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский).
«Петровское барокко» — архитектурный стиль, появившийся в России еще до основания Санкт-Петербурга (Лефортовский дворец в Москве, например) и набравший силу с переносом в него столицы. Над ее обустройством работали приглашенные Петром I архитекторы из многих стран: в стиле явно прослеживаются влияния итальянского барокко, французского классицизма, немецкой и голландской архитектуры. Петровское барокко окончательно отошло от многовековых византийских традиций русской архитектуры. Этому стилю свойственны простота, чёткость, сдержанность декора. Классическими образцами петровского барокко считаются Меншиковский дворец, Летний дворец Петра I, Петропавловский собор.
Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами.
«Елизаветинское барокко» — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).
Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.
Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В середине XVIII в. барокко эволюционирует к стилю рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с конца 1760-х годов, в царствование Екатерины II, вытесняется классицизмом.
Поделиться в соцсетях
Петровское барокко.
Большая российская энциклопедияПетро́вское баро́кко, совокупность явлений в российской архитектуре конца 17 – 1-й трети 18 вв. (преимущественно в период правления Петра I).
Развитие архитектуры в это время отличает ускоренный, скачкообразный и полистилистический характер, что было следствием форсированного перехода от средневековой традиции к Новому времени. На практике это выразилось в стремлении как можно скорее перенять современный художественный и архитектурный язык Западной Европы (преимущественно Голландии, Италии, Франции, Германии). Два основных направления Петровского барокко связаны с главными политическими центрами – Москвой и Санкт-Петербургом. В Москве к ключевым гражданским постройкам этого периода относятся Лефортовский дворец с чертами нарышкинского барокко (1697–1698, архитектор Д. В. Аксамитов), усадьба Ф. А. Головина в русле голландского классицизма (1701–1703, не сохранилась), Главная аптека с колоссальным римским дорическим ордером, выполненным из поливных изразцов (1700-е гг. , не сохранилась), перестройка палат Аверкия Кириллова в русле голландской архитектуры 17 в. (образец трансформации традиционного типа жилища в новый – городской особняк; 1703–1711) и Лефортовского дворца в духе палладианства 17 в. (1706–1708, архитектор Ф. Фонтана).
Наиболее репрезентативной сферой московского зодчества Петровского барокко стало церковное строительство. Храмы этого времени в Москве и подмосковных усадьбах можно разделить на 3 группы: эволюционную, развивающую тенденции предыдущих эпох [церковь Иоанна Воина на Якиманке (1704–1713), сочетающая традиционное построение плана «кораблём» и новаторское использование купольного перекрытия с люкарнами], «протестантскую», для которой характерны стремление к центрической объёмно-пространственной композиции, скупой декор, использование пилястрового ордера и плоских обрамлений (увенчанная звонницей со шпилем вместо традиционной главы церковь Святых Петра и Павла на Новой Басманной улице, 1705–1728; квадратная в плане церковь Спаса Заиконоспасского монастыря, 1702–1719, и др. ) и тяготеющую к католическим барочным образцам (церковь в Дубровицах, Архангела Гавриила в Москве). Развитие московского варианта Петровского барокко резко прервалось в 1714 г., когда Петром I был издан беспрецедентный указ, запретивший строительство из камня по всей России, за исключением Санкт-Петербурга.
В отличие от Москвы, петербургский вариант петровской архитектуры был намного сильнее оторван от традиции и программно ориентирован на утверждение в российской архитектуре современных западных образцов. Домик Петра I «Красные хоромы» на Городовом о. (1703) и Летний дворец [1710–1714, архитектор Д. Трезини (?)] решены в духе рядовой бюргерской застройки Северной Европы. Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове (1710–1720-е гг., архитекторы Ф. Фонтана, Трезини, Г. И. Шедель) и Зимний дворец [1711–1712, Трезини (?)] отличают, как и московские памятники, использование пилястрового ордера и минимализм декора, характерные для итальянского и голландского классицизма 17 в. Петропавловский собор (1712–1733, Трезини) выдержан в русле протестантской традиции церковного строительства, но также воспроизводит характерный тип главного городского собора Балтийского региона (как и церковь Исаакия Далматского, 1717–1727, архитекторы Г. И. Маттарнови, Н. Ф. Гербель, Г. Кьявери, М. Г. Земцов). Для архитектуры Кунсткамеры (1718–1734, архитекторы Маттарнови, Гербель, Г. Кьявери, Земцов) характерно сочетание барочно активной, динамичной композиции центральной башни и плоского непластичного декора фасадов. Аналогичными чертами обладает здание Двенадцати коллегий с динамичной протяжённой композицией и плоским фасадным рисунком (1722–1742, Трезини). Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры (1719–1731, Т. Швертфегер; позднее перестроен) с 2 башнями-колокольнями на западном фасаде и мощным куполом получил развитое барочное оформление.
В загородных ансамблях использовались французские образцы, в частности Версаль (ансамбль Стрельны, 1717–1725, архитекторы Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти). В Петергофе, главной резиденции периода Петровского барокко, были возведены дворец Монплезир с садом в голландском духе [1714–1723, архитекторы А. Шлютер (?), И. Ф. Браунштейн], дворец с флигелями-павильонами и галереями на верхней террасе и обширный регулярный парк с павильонами на нижней террасе (1714–1723, Браунштейн, Леблон, Микетти, М. Г. Земцов), а также устроенные на итальянский манер каскады и фонтаны в Нижнем парке (архитектор Микетти), выполненные в духе французского стиля Регентства дворец Марли и павильон Эрмитаж (оба – 1721–1723, Браунштейн).
Петровское время заложило основы развития российской архитектуры 18 в., переведя её из системы средневековых приёмов в сферу современной западноевропейской архитектурной практики (так, в процессе проектирования впервые начали использовать чертежи). Для этого понадобилось воспитать новое поколение русских зодчих: отечественные архитекторы получали образование за границей в рамках пенсионерских поездок или работая под началом иностранных зодчих в России.
Аронова Алла АлександровнаКатегория:Архитекторы в стиле барокко — Wikimedia Commons
Взято из Викисклада, бесплатного репозитория медиафайлов
Перейти к навигацииПерейти к поискуПодкатегории
Архитекторы эпохи барокко по странам (8 C)
A
Амброзио де Фигероа (3 C, 3 F) 9 0003
Томас Арчер (13 C, 2 F)
D
Килиан Игнак Динценхофер (44 C, 7 F)
Криштоф Динценхофер (11 C, 2 F)
Матиас Дизель (2 C, 1 P, 8 F)
E
Джозеф Эффнер (1 C, 6 F)
Йохан Конрад Эрнст (7 C, 1 F)
G
Лоренцо Гафа (3 C, 1 F)
Джеймс Гиббс (15 C, 55 F)
Иоганн Кристоф Глаубиц (10 C, 1 P, 10 F)
Йожеф Гроссманн (4 C)
H
Ламберт ван Хейвен (3 C, 6 F)
Николас Хоксмур (17 C, 21 F)
Лео ван Хейл (2 C, 1 P, 18 F)
Майкл Йохан Хербст (2 C, 1 F)
Йозеф Хоффер (3 C, 1 F)
J
Жан-Жиль Жакоб (4 C, 3 F)
Жан-Батист Матей (9 C, 6 F)
K
Франтишек Максимилиан Канька (11 C, 4 F)
Уильям Кент (8 C, 1 P, 67 F)
Йохан Корнелиус Кригер (архитектор) (9 C, 3 F)
L
Филип де Ланж (12 C, 7 F)
Лоренц Меффердатис (9 C, 4 F)
Карло Лураго (7 C)
M
Кристоф Марселис (1 C)
Доменико Мартинелли (2 C, 3 F)
Альбертус Матисен (1 C)
Никола Микетти (12 C, 7 F)
Joseph Moretti (11 C, 7 F)
N
Manuel da Costa Negreiros (1 C)
Balthasar Neumann (13 C, 2 P, 36 F)
P
Пьетро Пассалаква (1 C, 2 F)
Доменико Пелли (2 C, 1 F)
Клод Перро (11 C, 2 P, 17 F)
Пьетро Перти (1 C, 13 F)
Пьетро Паоло Колумбани (10 C, 2 F)
Вильгельм Фридрих фон Платен (2 C)
Антонио делла Порта (архитектор) (14 C)
S
Ян Блажей Сантини-Айхель (3 C, 9 F)
Йоханнес Сейз (7 C, 1 F)
Франсуа Суарон (1 C)
Матейус Сойрон (1 C, 7 F)
Бальтазар Вильгельм Стенгель (1 C, 1 F)
Friedrich-Joachim Stengel (1 C, 6 F)
T
Уильям Талман (архитектор) (4 C, 2 F)
Никодим Тессин Младший (24 C, 1 P, 104 F)
Lauritz de Thurah (16 C, 2 P, 8 F)
СМИ в категории «Архитекторы барокко»
Следующие 2 файла находятся в этой категории, из 2 всего.
Campus Altstadt Eingang zum ehemaligen Jesuitengymnasium Schulgasse Heidelberg 0740.jpg 3351 × 4468; 4,73 МБ
Шублер Синопсис Titelblatt.jpg 821 × 1253; 837 КБ
Османское барокко | Издательство Принстонского университета
Османское барокко
Юнвер Рустем
Твердая обложка
ISBN: 9780691181875
$68.00/£58.00 электронная книга
ISBN: 9780691190549 Доступно как
EPUB или PDF
47,60 долларов США / 40,60 фунтов стерлингов / 58,00 £
Об аудио и электронных книгах
Аудиокниги и электронные книги, приобретенные на этом сайте, должны быть доступны в приложении Princeton University Press.
Узнайте больше об аудио и электронных книгах.Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
- Соединенные Штаты
- Канада
- Великобритания
- Европа
Искусство и архитектура
- Юнвер Рустем
Новый взгляд на визуальную культуру поздней Османской империи и ее место в мире
Твердая обложка
электронная книга
Купить это- Скачать обложку
Архитектура Стамбула восемнадцатого века с ее идиосинкразической, но безошибочной адаптацией европейских моделей барокко часто отвергается современными наблюдателями как недостоверная и производная, что отражает более широкое беспокойство по поводу представлений о западном влиянии на исламские культуры. В «Османском барокко » — первой англоязычной книге на эту тему — Юнвер Рустем дает убедительную переоценку этого строительного стиля и показывает, как между 1740 и 1800 годами османы сознательно использовали европейские формы для создания нового, политически заряженного и глобально резонансного здания. изображение для столицы своей империи.
Рустем восстанавливает ярлык «Османское барокко» как продуктивную основу для изучения связи зданий Стамбула восемнадцатого века с другими традициями того периода. Используя множество первоисточников, он демонстрирует, что эта архитектура в свое время хвалилась как османами, так и иностранцами за ее свежий космополитический эффект. Целенаправленно и творчески ассимилированные, кросс-культурные заимствования стиля были объединены с византийскими ссылками, которые утверждали право османов на классическое художественное наследие Европы. Такой эстетический ребрендинг был частью более масштабной попытки подтвердить могущество империи во время интенсивных контактов Востока и Запада, приняв самые смелые формы в ряде имперских мечетей, построенных по всему городу как достопримечательности спонсируемого государством языка.
Обильно иллюстрированный и основанный на ранее неопубликованных документах, Османское барокко открывает новые горизонты в нашем понимании исламской визуальной культуры в современную эпоху и предлагает убедительный контрапункт европоцентристским взглядам на мировую историю искусства.
Награды и признание
- Лауреат премии SAH/Mellon Author Award 2018, Общество историков архитектуры
- Одна из любимых книг The Art Newspaper за 2019 год
- Лауреат Книжной премии Элис Дэвид Хичкок, Общество историков архитектуры
Юнвер Рустем — доцент кафедры исламского искусства и архитектуры Университета Джона Хопкинса.
«Эта книга относится к новому типу рассуждений об османской архитектуре, в которых оспариваются полученные отчеты о событиях, а здания рассматриваются как важные исторические документы сами по себе, что позволяет нам лучше понять период в целом. «— Тим Стэнли, 9 лет.0340 Cornucopia
«Новаторское исследование Юнвера Рустема этого самого неожиданного из европейских барокко раскрывает энергию и изобретательность стиля, который обычно отвергают как декадентский и поверхностный. .. с ними не осталось ничего западного». — Говен Александр Бейли, The Art Newspaper
«Увлекательный… Османское барокко, , как показывает Рустем, — это нечто большее, чем просто принятие стилистических форм, воспринимаемых как новым или привлекательным… Проницательное исследование Рустема предлагает новый взгляд на барокко как на интернациональный феномен» — Бернхард Шульц, Art Newspaper
«В первой англоязычной книге на эту тему историк исламского искусства Юнвер Рустем рассказывает об имперских мечетях Стамбула, чтобы показать, как османы использовали архитектурный язык барокко для нового выражения власти». —Журнал «Аполлон»
» Османское барокко представляет собой рефлективный и детальный взгляд на главный стилистический поворот в османской архитектуре, который ранее игнорировался и неправильно понимался в современной науке. точки зрения», — Ахмет Эрсой, автор Архитектура и позднеосманское историческое воображение
«Книга Юнвера Рустема предлагает весьма оригинальную карту местного и иностранного восприятия эстетического синкретизма османского барокко. Исследование Рустема ловко описывает этот период интенсивного художественного диалога и межкультурного переноса. Историографически выверенное, визуально убедительное и вдумчиво написанное, это обязательное чтение для всех, кто занимается глобальным барокко», — Мэри Робертс, автор Стамбульские биржи
- Франсиско де Гойя и искусство критики
Энтони Дж. Каскарди - Земляные работы
Дэвид Янг Ким - Прикосновение художника
Ева Лайер-Бурхарт - Джулиано да Сангалло и руины Рима
Камми Братья - Верроккио
Под редакцией Эндрю Баттерфилда