Барокко что такое: Барокко | это… Что такое Барокко?

Что такое русское барокко? — Нож

Учебники по истории искусства относят стиль барокко к XVII–XVIII векам. Легко и удобно считать барокко историческим стилем Контрреформации, и строить хронологию на этом основании. Контрреформация связана с Тридентским собором (1545–1563), барокко — с работами Джованни Лоренцо Бернини (1589–1680) и Франческо Борромини (1599–1667), «Экстазом святой Терезы», римскими фонтанами и живописью Рубенса. Барокко — реакция на Реформацию: многоцветное, пышное, чувственное католическое искусство противостояло колористической аскезе и иконоборчеству протестантства.

Фонтан Четырех рек на Пьяцца Навона в Риме, архитектор — Джованни Лоренцо Бернини

Современный зритель уже вряд ли почувствует сильный контраст между барокко и классицизмом: и то и другое сейчас видится некой переработкой античности и логичным продолжением Ренессанса. Но люди XIX и даже XX века видели барокко иначе.

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет писал про XIX век:

«Барокко внушало ужас; оно представлялось царством беспорядка и дурного вкуса».

Даже такого крупного художника, как Караваджо, «вернули» в историю искусства лишь в первой половине XX века, а в XIX столетии он считался чрезмерно «реалистичным».

«Беспорядок и дурновкусие» барокко можно определить так: во всем немножко перебор — всё дорого-богато и зачастую театрально.

С барокко в живопись и скульптуру пришли сильные живые эмоции. И еще барокко — это, конечно, театр. Можно сказать, что театр в современном виде появился именно в эпоху барокко, тяготевшую к синтезу пластического и изобразительного, к телесности и артистизму.

Первый общедоступный оперный театр открылся в Венеции в 1637 году, а затем, в XVI–XVII, в Европе начался расцвет театральной культуры.

Словом, европейское барокко было мощным культурным импульсом, который в разных сферах проявлялся по-разному: от игривых мраморных завитушек до шедевров мировой драматургии и новаторских живописных приемов, к которым позже обращались художники эпохи модернизма. Не случайно XVII век называют «веком гениев».

Джованни Лоренцо Бернини, «Проклятая душа» (1619)Джованни Лоренцо Бернини, «Аполлон и Дафна» (1622–1625)

В то же время Ортега-и-Гассет считал идею барокко как художественного стиля, свойственного определенной эпохе, слишком плоской. Вместо этого философ утверждал, что барочность проявляется в искусстве самых разных времен и что ее можно прочувствовать в каждом отдельном произведении. Например, барочными Ортега-и-Гассет считал романы Федора Достоевского. Вот что он писал про «Идиота»:

«Достоевскому важно создать в замкнутом романном пространстве истинный динамизм, систему душераздирающих страстей, бурный круговорот человеческих душ. Прочитайте „Идиота“. Там появляется некий молодой человек, приехавший из Швейцарии, где он с самого детства жил в санатории. Приступ детского слабоумия начисто изгладил всё из его памяти. <…> Всё это не слишком убедительно, но нужно Достоевскому как отправная точка: с психологическим правдоподобием покончено, и в свои права вступает муза великого славянина».

Описывая свои ощущения от романа «великого славянина» XIX века, Ортега-и-Гассет в определенный момент переключается на живопись начала Нового времени:

«Стиль Достоевского характерен именно тем, что не дает читателям долго созерцать материал, которым он пользовался, и оставляет их наедине с чистым динамизмом. <…> Поэтому самым точным определением романа Достоевского был бы нарисованный в воздухе одним взмахом руки эллипс. А разве не таковы некоторые картины Тинторетто? А в особенности весь Эль Греко?»

Многие европейские специалисты долгое время считали стиль барокко упадническим и диким. Потом (к концу XIX — началу XX века) барокко «реабилитировали», и распространенным стало мнение, что это не «дегенеративный» стиль, свойственный одной из эпох, а широкое культурное явление, не ограниченное XVII–XVIII веками. И основные черты этого явления — изменчивость, динамизм, импульсивность, подвижность и пластическая выразительность, а не склонность к материальной роскоши.

В городе Тотьма (чуть больше двухсот километров от Вологды) в XVIII веке появилось и развивалось так называемое тотемское барокко, или «русский стиль больших открытий».

Этот стиль отличается декоративными картушами (клеймами), которые своей выпуклостью и причудливыми формами напоминают «оригинальное» барокко. Во второй половине XVIII века больше половины русских торговых экспедиций, отправившихся в Северную Америку, были именно из Тотьмы. По реке Сухоне (впадает в Северную Двину) торговые суда выходили в Белое море. Первые русские поселения в Америке основал купец из Тотьмы Григорий Шелихов, а позднее Иван Кусков (тоже тотемский купец) основал знаменитый Форт-Росс в Калифорнии.

В Тотьме росло купеческое сословие. Семьи купцов строили церкви, демонстрируя успешность своего дела, соревнуясь в богатстве и искусности отделки. Картуши тотемского барокко — часть кладки, то есть декоративный элемент не «прилеплен» сверху.

Тотемское барокко пока не осмысленно настолько глубоко, как европейское. Выделить тотемскую архитектуру в отдельное течение, которое можно считать относящимся к барокко, предложил в XX веке искусствовед Прокопий Тельтевский (1915–2002), сам уроженец Севера из Великого Устюга. Он посвятил докторскую диссертацию проблемам барокко в русском искусстве.

Формально тотемское барокко не очень похоже на стиль Бернини и Борромини. Есть барочный маркер — картуши — и социо-культурный импульс: социальные подвижки, связанные с перераспределением капитала (и появлением его «излишков»), открытием и освоением мира. Тотемское барокко — стиль «русского открытия Америки». Всё это черты Нового времени, и в этом смысле барокко связано не столько с католической церковью, сколько со стыком «старого» порядка с новым.

Владислав Дегтярев в книге «Барокко как связь и разрыв» отмечает, что чувство истории, как и ностальгия, закрепилось в культуре в XIX веке (вероятно, за ностальгию надо сказать спасибо влиянию романтизма). Барокко же чужд любой историзм — это дерзкий оптимистичный стиль, служащий делу освоения и формирования нового.

Дегтярев пишет:

«В рассуждениях о барокко постоянно возникают мотивы неправильности (пресловутая „жемчужина неправильной формы“) и, что гораздо важнее, неустойчивости, нестабильности самого мироустройства. <…> Любой текст, любое изображение, принадлежащее эпохе барокко, настаивают на том, что ничто не застыло на веки вечные. Недаром скульптурная группа Джанлоренцо Бернини „Аполлон и Дафна“ стала для нас центральным произведением барочного стиля».

Если говорить о барочной иллюзорности и метаморфозах, можно вспомнить сравнение тотемских церквей с кораблями — понятный образ в контексте морской торговли.

Что касается московского барокко и его подвидов, то с ним всё очень неоднозначно — этот стиль относят к барокко очень условно. Искусствовед Ирина Бусева-Давыдова отмечала, что искусство русского XVII века (времена расцвета европейского барокко) настолько своеобразно, что его сложно связать как с предшествующими стилями, так и с последующими.

«Некоторые исследователи считали русское искусство XVII века одним из этапов развития художественной культуры Средневековья, — писала Бусева-Давыдова. — Другие доказывали его принадлежность к общеевропейской линии эволюции художественных стилей, отождествляя его с барокко, Ренессансом или маньеризмом».

В российской традиции также бытовало мнение, что русское искусство XVII века — аналог европейской «интернациональной готики», которая процветала там несколькими веками раньше. Как бы то ни было, русскую изобразительную традицию «барочного» XVII века сегодня принято трактовать как заключительный этап древнерусского искусства. Подобную концепцию поддерживают проекты вроде выставки русского искусства XVII века в Русском музее, которую кураторы назвали «Осень русского Средневековья». Также, как и европейское барокко, русское искусство XVII века долго было принято считать «упадническим» — не случайно у термина «обмирщение иконы», применяемого к иконописи этого периода, такой негативный флер.

В XVII веке в России появляются «парсуны» — светские портреты с элементами иконописной традиции, а иконопись, наоборот, становится декоративнее, чаще встречается моделировка ликов световыми пятнами. Впрочем, даже заимствуя композиции у западных мастеров через гравюры, русские мастера продолжали следовать византийскому иконописному канону. Изменения происходили постепенно, визуально-пластической разнузданности, как у Бернини, на Руси не встречалось.

Симон Ушаков, «Тайная вечеря» (1685)

В общем, формально русское искусство XVII века не вписывается в исторический европейский стиль барокко. Но что касается проявлений барочности, о которой писал Ортега-и-Гассет, или отсутствия разницы между техническим устройством и риторическим приемом, о которой упоминал Дегтярев, русское искусство XVII века отлично ложится в общеевропейский контекст. Исторических перипетий и социальных контрастов у нас было достаточно: Смута, интервенция, династический кризис, череда восстаний. Мощные социальные подвижки, изменение старого порядка, освоение мира и «обмирщение» культуры — те же «барочные» предпосылки, что и в Европе. Не удивительно, что на этом фоне так же, как и в Европе, возникло причудливое и самобытное культурное явление, с гордостью демонстрирующее новшества.

Для нарышкинского стиля (или, как его еще называют, «нарышкинского барокко») характерны центрические храмы в несколько ярусов с насыщенным декором, благодаря которому у зрителя возникает ощущение динамики и напряжения. Здесь нет признаков барокко как западноевропейского исторического стиля, но есть барочность.Церковь Покрова Богоматери в Филях — образец «нарышкинского барокко»

Нарышкинское барокко — самый известный из подвидов московского барокко, в рамках которого выделяются также строгановское и голицынское. Также существует отдельное «казанское барокко». Нарышкинское барокко называется по фамилии заказчиков из боярского рода Нарышкиных, которые ориентировались на Европу. Большое влияние оказала польская культура, благодаря чему церкви на Руси стали наряднее, «живописнее» и приобрела популярность шатровая архитектура.

Живописность — еще одна черта барокко в широком смысле этого слова. Искусствовед Нина Дмитриева в очерках по истории искусства писала, что барочная природа скульптур Бернини — в желании сделать скульптуру живописью (например, он создает облака из мрамора так, будто они написаны на картине, а не как скульптурную форму — в любую другую эпоху, вероятно, подобная иллюзорность была бы странной). То же самое можно сказать об узорчатых памятниках нарышкинского стиля — они намеренно лишены средневековой лаконичности в пользу живописности. Избыточность и характерное ощущение, будто заказчику или архитектору изменил вкус, также можно считать признаками барокко — не зря оно долго считалось «диким» стилем.

Наталья Нарышкина стала матерью Петра I, а тот привез в Россию другое, еще более «западное» барокко.

С первого русского императора история барокко в России начинается заново. Этот стиль больше не служил отражением некой внутренней жизни, поскольку Петр хотел наверстать все европейские архитектурные новшества, которые Россия успела «пропустить».

Практически одновременно, смешиваясь друг с другом, в Россию приходят неоклассицизм, рококо и многие барочные направления. То, что называют «елизаветинским барокко» — стиль, в котором построен Зимний дворец в Петербурге, — вернее будет назвать «растреллиевским стилем».

Если вы посмотрите на план Зимнего дворца или прогуляетесь по его залам, вы заметите, что там строгие анфилады и всё подчинено правилам симметрии, нигде нет барочных изгибов. Искусствовед Борис Виппер в сборнике статей «Архитектура русского барокко» так писал о «елизаветинском барокко»:

«Склонность архитектора к богатой полихромии, позолоте, растительному орнаменту <…> самая цветистость и узорчатость — всё это красноречиво свидетельствует о том, как глубоко Растрелли впитал в себя своеобразие русского народного творчества».

В традиционном смысле «елизаветинское барокко» — не барокко. Это гибрид, который был основательно сдобрен золотом и распространен по всей территории Российской империи. Владислав Дегтярев в своем исследовании обращает внимание на то, что главная страсть барокко — удивление. В 2019 году в венском Музее истории искусств прошла выставка произведений Караваджо и Бернини. Экспозиция делилась на разделы, посвященные чувствам и эмоциям.

Стремление к синтетическому искусству и желание удивить — вполне в духе елизаветинского барокко и русского барокко в целом. Золото и пышность до сих пор очень впечатляют некоторых наших сограждан. Например, в доме задержанного главы ГИБДД по Ставрополью был обнаружен золотой унитаз и характерные «барочные» завитушки на лестницах, дверях и мебели. Чем не «новое русское» барокко? Вульгарное и дикое, оно, как и положено барокко, удивляет, вызывает противоречивые чувства и оставляет впечатление театральной постановки.

В современном мире едва ли возможно представить появление стиля, который был бы столь же экспансивным, самоуверенным и при этом обаятельным и непосредственным, как барокко. Слишком многие вещи, видевшиеся людям эпохи барокко цельными, нашим современникам представляются далекими друг от друга. Владислав Дегтярев напоминает о барочной науке — и это «не Галилей и Лейбниц, а полая Земля и драконы». Отсутствие четкой границы между иллюзией и реальностью, вера в то, что всё вокруг — одна сплошная иллюзия и готовность менять ее своими руками — всё это и есть барочность. Впрочем, такое мировосприятие порой встречается и вне конкретного исторического стиля, известного нам как барокко.

Барокко | Belcanto.ru

итал. bаrоссо, букв.— причудливый, вычурный, странный

Художественный стиль, господствовавший в изобразительном искусстве и архитектуре конца 16 — 1-й половине 18 веков.

Вопрос о барокко в музыке начал дискутироваться в конце 1910-х гг. (преимущественно в немецком музыковедении) в связи с работами К. Гурлитта («Geschichte des Barockstiles», Bd 1-3, 1887-89) и Г. Вёльфлина («Kunstgeschichtliche Grundbegriffe», 1915), которые, исходя в основном из формально-стилистических признаков, установленных при изучении архитектуры и изобразительного искусства, выдвинули концепцию барокко как стиля всего западно-европейского искусства указанного периода.

Современные музыковеды ФРГ и США склонны относить к единой эпохе барокко всё музыкальное искусство от Дж. Габриели и К. Монтеверди до И. С. Баха и Г. Ф. Генделя включительно, основываясь на некоторой общности в области композиционных средств. При этом не уделяется необходимого внимания комплексному взаимодействию этих средств, дающему конкретные художеств. результаты, а связь с социально-историч. факторами, как правило, рассматривается только в плане внешних общественно-бытовых условий. Это приводит к смешению понятий эпохи и стиля и, в частности, к непризнанию классицизма 17 в. как самостоят. стиля, проявлявшегося наряду и в тесном взаимодействии с Б. (гл. обр. во франц. музыке 2-й пол. 17 в. — см. Люлли). Нек-рые совр. франц. музыковеды, напротив, склоняются к чрезмерно расширительному толкованию классицизма, вплоть до полного отрицания существования стиля Б. В трудах, где музыка рассматривается в ряду др. иск-в, новые формальные свойства муз. письма, утверждавшиеся в 17 в. (генерал-бас, концертирующий стиль, воздействие поэтич. риторики на мелодику, кристаллизация мажоро-минорной тональной системы и др.), зачастую механически подводятся под общую рубрику Б. на основе чисто внешнего эстетич. сближения их с произв. живописи, зодчества, лит-ры.

Сов. искусствоведы в трактовке проблемы муз. Б. исходят из понимания стиля как широкой историч. категории, отражающей мировоззрение эпохи в его объективных связях с действительностью. При разнообразии местных условий и неравномерности обществ. развития во мн. европ. странах в период перехода от Возрождения к эпохе Просвещения борьба прогрессивной мысли против феод.-католич. реакции породила ряд новых сходных черт в мировосприятии. Оптимистич. гуманизм, свойственный эпохе Возрождения, к концу 16 в. сменяется трагич. гуманизмом, связанным с отражением в сознании людей обострившихся противоречий экономич., политич. и социальной жизни, в первую очередь — противоречий между личностью и обществом. В отличие от ясного и цельного ренессансного представления о человеке как центре гармонического мироздания, отд. личность, окружавшая её действительность и их взаимоотношения стали восприниматься как сложные, многоплановые, непрерывно изменяющиеся явления. Смелее проникая в тайны природы, глубже познавая самого себя, человек одновременно острее ощущает свою трагич. зависимость от несовершенного обществ. устройства, от произвола светских и духовных властителей. Поэтому не столько действия, сколько внутр. переживания характеризовали героя мн. художеств. произв, в образном строе к-рых подчёркивались драматич. патетика, напряжённая динамика, возбужденный риторич. пафос, неуравновешенность, смятенность, экстатич. преувеличенность эмоций. Характерным становится тяготение к монументальным масштабам, колоритному живописанию среды, многофигурным композициям, к многоплановому столкновению контрастов — света и мрака, возвышенного и низменного, углублённой лиричности и пышной декоративности, реальности и фантастики, мистицизма.

Эти общеэстетич. предпосылки возникновения стиля Б. были во мн. отношениях плодотворно реализованы в музыке. Впервые она столь полно продемонстрировала свои возможности углублённого, многостороннего воплощения процессов внутр. мира человека. На первый план выдвинулись муз.-театр. жанры (прежде всего — опера), что определялось характерным для Б. стремлением к драматич. экспрессии и к синтезу разл. видов иск-ва, проявлявшемуся и в области культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассивны). Выразит. возможности муз. иск-ва расширяются, одновременно обнаруживается тенденция к обособлению музыки от слова — к интенсивному развитию инстр. жанров, в значит. мере связанных с эстетикой Б. Возникают крупномасштабные циклич. формы (concerto grosso, ансамблевая и сольная сонаты), в нек-рых сюитах причудливо чередуются увертюры театрального характера, фуги, импровизации орг. типа, бытовые танцы, певучие «арии», звукоизобразит. картинки (напр., у А. Польетти, Г. Ф. Генделя). Типичным становится сопоставление и переплетение полифонич. и гомофонного принципов муз. письма.

Наиболее ярко стиль Б. проявился в Италии, где его черты наметились уже во 2-й половине 16 в. , особенно в многохорных вок.-инстр. полифонических произведениях мастеров венецианской школы во главе с Дж. Габриели. К лучшим достижениям итальянской инстр. музыки барочного стиля относится орг. творчество Дж. Фрескобальди. В итал. опере проявились разл. аспекты Б. — от внешней декоративности, близкой к декоративному академизму в живописи (М. А. Чести, то же в духовных ораториях Дж. Кариссими), до глубокого драматизма, проникнутого реалистическими тенденциями, выходящими за рамки данного стиля (позднее творчество К. Монтеверди).

Итал. оперное Б. культивировалось к концу 17 в. во мн. австр. и нем. католич. придворных центрах. Параллельно и в нем. музыке возникают явления барочного плана — нац. опера с ярко выраженным нар.-бытовым началом (вершина — в соч. Р. Кайзера), орг. творчество Д. Букстехуде, программно-изобразит. клавирные сонаты И. Кунау. Германия, в историч. судьбе к-рой с особой силой сказались трагич. противоречия эпохи, к началу 18 в. дала миру двух великих композиторов — И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Их творчество ещё тесно связано со стилем Б. Однако, подытоживая и углубляя достижения прошлого и предвещая будущее европ. музыки, оно не вмещается в рамки к.-л. одного стиля (подобно наследию У. Шекспира или Рембрандта).

Одновременно с Б. в качестве самостоят. стиля сложился классицизм, развивавшийся наиболее интенсивно в абсолютистской Франции. Это привело к многообразному перекрещиванию барочных и классицистских черт. В то же время существовали и др. стили или стилевые направления (на рубеже 16-17 вв. — маньеризм, в 1-й пол. 18 в. — галантный стиль, сентиментализм и др.).

Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; её же, На пути от Возрождения к Просвещению XVIII века, в сб.: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963; еи же, Проблема стиля в музыке XVII века, в сб.: Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII веков, М., 1966; Скребков С. С., Художественные принципы музыкальных стилей, в сб. : Музыка и современность, вып. 3, М., 1965; Конен В., Театр и симфония, М., 1969; Sасhs С., Barockmusik, в кн.: «JbP», XXVI, 1919/20; его же, The commonwealth of art, N. Y., 1946; его же, Our musical heritage, N. Y., 1948; Haas R., Die Musik des Barocks, Potsdam, 1928; Lang P. H., Music in Western civilization, N. Y., 1941; Вukоfzer M. P., Music in the Baroque era from Monteverdi to Bach, N. Y., 1947; Сlerсх S., Le baroque et la musique, Brux., 1948; Die Kunstformen des Barockzeitalters, hrsg. von R. Stamm, Bern-Mьnch., 1956; Aus der Welt des Barocks, dargestellt von R. Alewin (u. a.), Stuttg., 1957; Blume Fr., Begriff und Grenze des Barocks in der Musik, «StMw», XLIII, 1961; его же, Renaissance and Baroque music, a comprehensive survey, N. Y.,1967; Le baroque musical. Recueil d’ йtudes sur la musique, Liиge, 1964; Damman R., Der Musikbegriff im deutschen Barock, Kцln, 1967; Palisca Cl. V., Baroque music, New Jersey, 1968.

В. Н. Брянцева

Публикации

Вокальный феномен Юлии Лежневой 16. 04.2020 в 14:57

Большой театр воспроизвёл фестивальную постановку «Дидоны и Энея» 18.12.2019 в 10:04

Андреа Маркон: «Теперь мы видим цвета» 29.03.2019 в 14:21

Венсан Дюместр: «В музыке всему можно научиться» 15.04.2018 в 16:32

Премьера «Альцины» в Большом театре 28.10.2017 в 18:02

Интервью с Дмитрием Зубовым 20.04.2015 в 17:51

Уильям Кристи представил в Москве новую программу забытых раритетов 06.04.2015 в 13:15

Завершился XVII фестиваль «Earlymusic» 30.09.2014 в 15:18

«Орфей» Монтеверди, хиппи и «Черный квадрат» (operanews.ru) 18.08.2014 в 15:43

«Вечерня Пресвятой Девы Марии» впервые прозвучала в России 05.06.2014 в 01:24

«Il Giardino Armonico» и Юлия Лежнева в Антверпене 11.10.2012 в 10:27

Серената «Глория и Гименей» Вивальди прозвучала в Москве 15.02.2012 в 15:32

Амстердамский барочный оркестр в Москве 18.03.2008 в 01:54

Коллективы

Il Giardino Armonico 11.10.2012 в 11:22

рекомендуем

смотрите также

Турецкая музыка Национальные культуры

Фанданго Балет и танец

Каватина Термины и понятия

Секвенция Термины и понятия

Романс Музыкальные жанры

Moderato, модерато Термины и понятия

Двойной хор Термины и понятия

Вильнюс Города

Полонез Музыкальные жанры

Духовой оркестр Музыкальные инструменты

Реклама

Что такое барочная музыка? | Yousician

Содержание:

Различные периоды западной классической музыки трудно уследить, поскольку они могут казаться далекими от популярной музыки, к которой мы привыкли сегодня. В дополнение к классическому периоду и периоду Возрождения в истории музыки важно знать эпоху барокко. Давайте подробно рассмотрим этот музыкальный стиль семнадцатого и восемнадцатого веков.

Когда был барочный период музыки?

Чаще всего считается, что период барокко длился с 1600 по 1750 год. Ему предшествовал период Возрождения (1400-1600 годы), а за ним последовал классический период (1750-1820 годы). Так называемый галантный стиль преобладал при переходе от барочного стиля музыки к классическому периоду. Период барокко зародился в Риме примерно в начале 1600-х годов. Оттуда он распространился на весь европейский континент и за его пределы.

Каковы характеристики эпохи барокко?

Слово «барокко» встречается в различных контекстах, так как оно относится не только к музыкальному стилю. У многих других форм искусства, таких как живопись, были свои мастера периода барокко, в первую очередь Караваджо, Вермеер и Рембрандт. Характерной чертой периода барокко была его грандиозность и использование сложных деталей для создания ощущения драмы и контраста.

Некоторые новые музыкальные формы периода барокко включают оперу, ораторию, кантату, концерт и сонату. Одна важная идея эпохи барокко заключалась в том, чтобы рассматривать музыку как инструмент общения, и в этот период упор делался на инструментальную музыку. Использование изощренных деталей и орнаментов, широко распространенное в изобразительном искусстве барокко, можно услышать и в музыке того периода — например, в использовании различных приемов для добавления к музыке более тонких деталей.

Другой характерной чертой музыки барокко является так называемый бассо континуо. В композиции была отдельная группа бассо континуо, которую можно рассматривать как ритм-секцию эпохи барокко. Цель бассо континуо заключалась в том, чтобы обеспечить последовательность аккордов и басовую партию, которая играла бы на протяжении всего музыкального произведения. Количество и разнообразие инструментов в группе континуо могло варьироваться.

Известные композиторы эпохи барокко

Есть ряд известных и влиятельных композиторов эпохи барокко, в основном из Италии. Вот только три основных композитора эпохи барокко.

  • Иоганн Себастьян Бах. Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах — один из самых известных композиторов эпохи барокко и классической музыки в целом. Родившийся в 1685 году, Бах был не только искусным композитором, но и искусным органистом. Его известные сочинения включают «Вариации Гольдберга», «Хорошо темперированный клавир», «Бранденбургские концерты», «Токкату и фугу ре минор».
  • Антонио Вивальди. Как и многие композиторы эпохи барокко, Антонио Вивальди был итальянцем. Как современник Баха, Вивальди родился в 1678 году. Вивальди наиболее известен своей композицией «Времена года» и десятками опер, которые он написал при жизни.
  • Генри Перселл. Хотя большинство известных композиторов эпохи барокко были из таких стран, как Италия, Германия и Франция, Генри Перселл (1659-1695) был англичанином. его собственный.

Что такое галантная музыка?

Галантный музыкальный стиль стал популярным во время перехода от периода барокко к классическому периоду между 1720-ми и 1770-ми годами. Это можно рассматривать как ответ на сложность, которая часто характеризовала музыку барокко, поскольку галантный стиль предпочитал более простые мелодии, более короткие композиции и меньшее использование полифонии. Музыка галант соответствует рококо, стилю, зародившемуся примерно в то же время во Франции.

Узнайте больше об истории музыки, терминологии и других музыкальных терминах

Чтобы расширить свои знания о различных музыкальных стилях, периодах истории музыки и другой полезной терминологии, ознакомьтесь с полным Глоссарием музыкантов Yousician и другими сообщениями блога.

Дайте волю своему внутреннему музыканту с Yousician. Мы предлагаем тысячи песен, упражнений и уроков, созданных учителем, в одном приложении. Узнать больше

Что такое барочная музыка? А что такое «Ранняя музыка»?

Изображение: Джованни Баттиста Гаулли, Триумф имени Иисуса , 1661–1679 гг., фреска на лепнине, потолок Кьеза дель Джезу (Рим), фотография Ливио Андронико; лицензия здесь

ПЕРЕХОД К «РАННЕЙ МУЗЫКЕ»

Музыка барокко

Самый простой способ описать музыку барокко — дать ей временные рамки: это была классическая музыка (точнее, «западная» классическая музыка, имеющая в виду европейскую, а не Азия), составленный примерно между 1600 и 1750 годами.

Но музыка барокко – это гораздо больше. Он видел рождение инструментов и музыкальных стилей, пережил войны и знаменитых королей. Он также претерпел много изменений: 150 лет — это большой срок.


Начало музыки барокко

В начале периода барокко мы встречаем таких композиторов, как Клаудио Монтеверди (1567–1643), Джулио Каччини (1551–1618) и Якопо Пери (1561–1633). Они помогли перейти от того, что называлось «prima pratica», или «первой практикой» (то есть «старой» музыкой), к «seconda pratica», или «второй практике» (то есть «новой» музыке). В основном они сделали это, изобретя новые жанры монодии и оперы.

Возможно, вы не знаете этого слова, но вы уже знакомы с концепцией монодии: соло-певец с аккомпанементом. (Партия «моно» означает «один».) В эпоху барокко этим аккомпанементом был бассо континуо, что я вскоре объясню.

Хотя вы, возможно, не знали о монодии, вы, вероятно, do имеете общее представление о том, что такое опера — она похожа на пьесу, в которой сюжет разыгрывается, но поется, а не произносится. И опера, и монодия были изобретены примерно в 1600 году, поэтому мы считаем, что это начало периода барокко.


Basso Continuo

Другим музыкальным изобретением, появившимся примерно в 1600 году, был basso continuo.

Бассо континуо — инструмент, который может играть три или более нот одновременно (в данном контексте называемый «аккордовым» инструментом), такой как клавесин или орган, к которому (обычно) присоединяется один или несколько инструментов с низким звучанием. которые играют только одну ноту за раз, как виолончель или фагот. Они оба читают басовую партию, которая в данном случае представляет собой единую музыкальную партию, которая является самой низко звучащей частью музыкальной композиции, а аккордовый инструмент импровизирует аккорды поверх басовой партии на основе чисел, написанных в части, называемой « фигуры».

Если вы хотите узнать больше о basso continuo, прочтите мой блог на эту тему.

Basso continuo был невероятно важен в период барокко и был частью почти каждого произведения барокко. Это один из определяющих элементов музыки барокко, просуществовавший на протяжении всей эпохи.


Клаудио Монтеверди, Якопо Пери и Барбара Строцци

Раннее и позднее барокко

Период барокко можно разделить на раннее и позднее барокко. Раннее барокко длилось примерно с 1600 по 1700 год, а позднее барокко, также называемое «высоким барокко», — примерно с 1700 по 1750 год. (Есть также некоторые, кто делит барокко на раннее, среднее и позднее с такими датами, как 1580–1630, 1630–1680 и 1680–1750 соответственно.)

Раннее барокко

Помимо Монтеверди, Каччини, и Пери, раннее барокко также включало таких композиторов, как Джироламо Фрескобальди (1583–1643), Генрих Шютц (1585–1672), Барбара Строцци (1619–1677), Жан-Батист Люлли (1632–1687) и Генри Перселл ( c 1659–1695). (Люлли и Перселл считаются средним барокко по трехголосной системе.) Все они писали музыку для различных сочетаний инструментов и голосов, каждый со своим уникальным звучанием и национальным колоритом (Фрескобальди и Строцци были итальянцами, Шютц — немцем, Люлли — француз, а Пёрселл был англичанином).

В эпоху барокко музыка из разных стран имела разные характеристики, причем итальянская и французская музыка имели два самых разных стиля. Музыка итальянского барокко часто была виртуозной, т.е. кричащая и трудная для исполнения — и полная неожиданных гармоний (т. е. комбинаций нот, которые могут звучать намеренно «неправильно»), в то время как французская музыка была более утонченной и изящной.


Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах и Джордж Фридрих Гендель
Позднее барокко

В эпоху позднего барокко был большой интерес к попытке «воссоединить» разные музыкальные стили. Композиторы позднего барокко, такие как Франсуа Куперен (1668–1733), Антонио Вивальди (1678–1741), Жан-Филипп Рамо (1683–1764), Иоганн Себастьян Бах (1685–1750), Георг Фридрих Гендель (1685–1759), и Доменико Скарлатти (1685–1757) часто интересовались сочетанием элементов разных национальных стилей или написанием произведений в стилях других графств.

Композиторы позднего барокко также часто интересовались контрапунктическими текстурами, т.е. музыка с несколькими «поющими» строками, а не музыкальные строки, которые часто прыгают или не являются непрерывными. Музыка позднего барокко также часто была очень сложной, имела богатые гармонии и определенные формальные структуры.

Период барокко подошел к концу и перешел в классическую эру, когда снова стали популярными музыкальные текстуры, подчеркивающие мелодию и аккомпанемент, а не контрапункт. Это началось в 1730-х годах, но конец периода барокко обычно приходится на 1750 год, потому что именно в этом году умер Иоганн Себастьян Бах.


Натюрморт с музыкальными инструментами и книгами (середина XVII в.) работы Бартоломео Беттера (1639–1699)

Старинная музыка

«Ранняя музыка» одновременно легче и труднее определить, чем музыку барокко.

Старинная музыка как временная рамка

«Ранняя музыка» определить легче, потому что она традиционно означает музыку барокко и предшествующие ей музыкальные периоды, то есть эпоху Возрождения (примерно 1400–1600 гг. ) но после «античной древности» [времен Древнего Рима и Древней Греции]) эпох. «Ранняя музыка» также иногда включает классический период (примерно 1750–1800 гг.) классической музыки, пришедший после барокко.

Старинная музыка в сравнении с исторической практикой исполнения

Но определение «старинной музыки» также сложнее, потому что она переплелась с так называемой «исторической исполнительской практикой», также называемой «исторически обоснованным исполнением» или HIP. Историческая исполнительская практика относится к движению 20-го и 21-го веков (иногда называемому «движением старинной музыки») за возрождение оригинальных инструментов и методов игры, использовавшихся в периоды времени, предшествующие нашему.

Если вы хотите узнать больше об оригинальных инструментах эпохи барокко, также называемых «старинными инструментами», ознакомьтесь с нашим Путеводителем по инструментам эпохи барокко.

Принципы исторической исполнительской практики обычно применяются к музыке периодов Классики, Барокко, Ренессанса и Средневековья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *