Барокко стиль в архитектуре: Стиль барокко в архитектуре Европы простыми словами

Содержание

Барокко в живописи и архитектуре. Рубен, Рембрандт, Веласкес, Караваджо, Эль Греко

Стиль барокко начал зарождаться еще в эпоху Возрождения в Италии, откуда постепенно распространился по всей Европе и преобладал в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII века. Его приметы — пышность и размах, обилие деталей, вычурность.

Происхождение стиля и названия

Две самые популярные версии происхождения слова «барокко» — от итальянского baroсco («причудливый, странный») и от португальского perolabarroca («жемчужина неправильной формы»). Этот стиль, в котором все преувеличено и чрезмерно, проявил себя и в живописи, и в музыке, и в архитектуре, и в моде. Каковы же были причины его появления?

К концу XVI века позиции церкви в Европе серьезно пошатнулись благодаря открытиям Николая Коперника и борьбе Мартина Лютера с церковными злоупотреблениями. Люди стали уделять больше внимания земным удовольствиям. Новые дворцы знати возводились с размахом и пышностью. При этом новые храмы также отличались роскошью и гигантскими размерами — священнослужители желали вернуть церкви былое могущество…

«Барокко — трагичный, массивный, мистический стиль. Оно стихийно. Оно требует глубины и прозрения.» С. Моэм

Италия тогда была практически полностью захвачена испанцами. Тем не менее эта страна, которая всегда славилась своим искусством, не желала отказываться от звания «культурного центра Европы». Отсутствие самостоятельности итальянцы компенсировали роскошью — вот еще одна причина показного великолепия барокко.

В разных странах Европы существовали свои варианты стиля барокко. Более скромное «северное» барокко было характерно для Германии, Голландии и Британии. «Южное» барокко — итальянское, испанское и французское — отличалось невероятной пышностью.

В России барокко принято делить на петровское (относительно строгое) и елизаветинское — блестящее и масштабное.

Черты барокко:

  • Динамичность образов
  • Преувеличенная эмоциональность
  • Смешение реального и иллюзорного

Особенности барокко

Динамичные композиции стиля барокко противостоят четким правилам классицизма и рационализма. Отличительные признаки этого стиля: преувеличенность размеров, изломанность линий, обилие декоративных подробностей, драматизм и колоссальность.

Бернини «Экстаз святой Терезы»

В этот период особенно ярко проявляется синтез искусств — слияние их различных видов: архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства — в едином ансамбле.

Человек эпохи барокко. Знаменитые итальянцы

Костюм европейского аристократа того времени был сложен и необычен: многоэтажные парики, корсеты, кружево. И мужчины, и женщины носили каблуки и использовали много косметики. Все естественное в среде знати подвергалось гонениям, поскольку приравнивалось к варварству, дикости и невежеству.

Все это нашло отражение и в живописи: картины, созданные в стиле барокко, даже вполне реалистические, сложны по композиции, отличаются обилием фигур и напряженностью сюжета.

В Европе выдающимися мастерами барокко были итальянец Караваджо, испанцы Веласкес и Эль Греко, «великий фламандец» Рубенс и голландец Рембрандт.

Живописец Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) любил рисовать простых людей из толпы: мальчишек, уличных торговцев, музыкантов, но охотно воплощал и религиозные сюжеты. Персонажи его картин, как правило, будто выхвачены ярким лучом света из окружающей тьмы, что придает полотнам загадочность и таинственность.

Художник Караваджо был знаменит не только своими картинами, но и вспыльчивым характером, разгульным образом жизни и пристрастием к алкоголю. В расцвете славы он был обвинен в убийстве, объявлен вне закона, бежал из Рима и умер в изгнании.

Караваджо «Положение во гроб» (1604) Первоначально духовенство отвергло картину из-за несоответствия церковным канонам

Караваджо «Гадалка» (1595)

Однажды Караваджо приказал доставить в мастерскую мертвое тело, чтобы правдоподобнее изобразить сцену воскрешения Лазаря

Испанское барокко. Эль Греко и Веласкес

Будучи глубоко верующим человеком, художник Эль Греко (1541–1614, настоящее имя Доменико Теотокопули) часто обращался в своем творчестве к библейским мотивам. При этом он трактовал изображаемые события как нечто иллюзорное, воображаемое. Его картины: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие Святого Духа» и другие — отличаются особой, свойственной только этому художнику серо-перламутровой цветовой гаммой. Чтобы получить такой эффект, он так наносил основные краски на белый грунт, чтобы тот частично просвечивал на полотне.

Эль Греко «Святое семейство» (1585)

Внимание посетителей музеев всегда привлекают его картины, на которых фигуры персонажей вытянуты по вертикали, представлены в неожиданных ракурсах и «одеты» в беспокойные, словно пульсирующие цвета. Известнейшая картина

Диего Веласкеса (1599–1660) — «Менины» («Фрейлины»). На полотне художник представил себя пишущим портрет… Кого? То ли королевской четы — Филиппа II и его жены Марианны (которых мы не видим — только их смутное отражение в нарисованном зеркале). То ли их дочери — инфанты Маргариты: в окружении многочисленной свиты она кокетливо смотрит прямо на зрителя.

Веласкес «Менины» (1656)

В 23 года Веласкес стал придворным портретистом. По легенде, Филипп IV однажды сказал художнику: «Никто, кроме тебя, изображать меня не будет»

Иллюзорность, игра, загадка — тоже характерные черты искусства барокко.

Фламандское и голландское барокко

Фламандец Питер Пауль Рубенс (1577–1640) учился живописи в Италии и Антверпене (Бельгия) и в своем творчестве успешно соединил традиции «северного» и «южного» европейского барокко. Он создавал парадные портреты («Герцог Лерма»), картины на мифологические сюжеты («Персей и Андромеда»), а также на религиозные сюжеты («Святой Георгий и дракон»).

Рубенс «Самсон и Далила» (1609) Красное платье Далилы предвещает последующие кровавые события

Рубенс «Калидонская охота» (1611) В центре — древнегреческий герой Мелеагр, побеждающий чудовищного кабана

Во многом благодаря этому художнику появились устойчивые выражения «фламандская пышность» и «рубенсовская красавица»: Рубенс всегда был страстным жизнелюбом, большинство его картин — это торжествующий гимн телесной красоте человека, пышущего здоровьем.

Рубенс не только писал картины на любые темы, но и делал на заказ эскизы для гобеленов, иллюстрировал книги

Уравновешенные и трудолюбивые голландцы ценили не бурное проявление эмоций, а спокойствие и практичность.

Именно таковы были ранние картины Рембрандта (1606–1669). Признанный мастер барокко, он всегда старался отразить в своих полотнах внутреннюю суть людей и явлений, работал почти во всех жанрах живописи и к концу жизни пришел к своему собственному узнаваемому стилю.

Его поздние картины, например знаменитое «Возвращение блудного сына», при внешне довольно статичной композиции отличаются колоссальным внутренним накалом.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (1669)

Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635) У картины есть и другое название: «Автопортрет с женой Саскией на коленях»

Еще одна известнейшая картина Рембрандта — «Ночной дозор» (1642). Едва ли не впервые в истории художник отступил от традиций парадного портрета, изобразив многочисленную группу стрелков в момент выхода из арки на площадь.

Рембрандт «Ночной дозор» (1642) Автор назвал картину «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга»

Скульптура. Великий Бернини

Характерные черты скульптуры барокко — групповая композиция из нескольких фигур, обилие деталей и «закрученность» по спирали: статую можно неоднократно обойти кругом, каждый раз открывая для себя что-то новое.

Непревзойденным мастером своего времени был выдающийся скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680). Он участвовал в создании грандиозного римского Собора Святого Петра. Его «Аполлон и Дафна, превращающаяся в лавр», «Экстаз святой Терезы» и композиция «Фонтан четырех рек» — подлинные шедевры скульптуры барокко.

«Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни». Л. Бернини

Поделиться ссылкой

Стиль барокко в архитектуре и инструкция по декорированию фасада пошагово

С развитием строительных технологий стандартные проекты домов постепенно утрачивают свою популярность. Это касается и оформления фасадов: все чаще встречаются варианты отделки в самых разнообразных стилях, больше присущих западным странам. Одним из наиболее редких в частном домостроительстве является стиль барокко – яркий, роскошный и необычайно декоративный.

Фасад здания

Стиль барокко в архитектуре

Проект дома в стиле барокко

Особенности стиля

Барокко относится к дворцовым стилям, а потому его отличительной чертой является величие. Оно выражается в пышности архитектурных форм, размерах здания, большом количестве декоративных элементов. Именно декор определяет направление стиля, придает сооружению оригинальный, но при этом респектабельный вид. Как правило, дом в стиле барокко имеет высокий цоколь, 2-3 этажа (или больше), симметричное расположение архитектурных элементов, широкое крыльцо с круглыми ступенями и фигурными балюстрадами. Окна большие, прямоугольной или арочной формы, украшенные фризами и рельефными наличниками.

Шикарный особняк в стиле барокко

Стены дома должны быть богато украшены лепниной, профилированными карнизами, пилястрами, скульптурными композициями. Отделка в стиле барокко отличается массивностью и сложностью форм, обилием всевозможных завитков и орнаментов. У входа обычно устанавливают колонны или полуколонны, часто витые либо рустованные, украшенные резьбой.

Проект дома, стены богато украшены лепниной

Что касается цветового оформления, в барокко преобладает светлая гамма: кремовый, серый, бежевый, светло-коричневый, голубой цвета, а также сочетание белого и золотого. Контрастные оттенки тоже используются, хотя и нечасто. Беспроигрышный вариант – это кремовый или бежевый фасад, белоснежные колонны у входа, белые рамы окон и золотого цвета лепнина.

Цветовая гамма — беж с золотом

Данный стиль предполагает использование дорогих отделочных материалов, а воплощение архитектурных изысков требует высокого профессионализма, и потому такое оформление – весьма недешевое удовольствие. Позволить себе настоящий особняк в стиле барокко могут лишь состоятельные люди. Для тех же, кто хочет придать новый вид уже имеющемуся дому, есть более бюджетные варианты, и хотя это не на все 100% барокко, но тоже очень эффектно, ярко и респектабельно.

Отделка фасада в стиле барокко — удовольствие не из дешевых

Элементы отделки

К наиболее характерным элементам декора в барочном стиле относятся:

  • пилястры – вертикальные выступы прямоугольной формы, расположенные на стенах, по обе стороны от дверного либо оконного проема. Выглядят они как плоские колонны, выступающие из стены;

    Дом с пилястрами

    Гипсовые пилястры

  • рельефные карнизы – выступающие горизонтальные элементы, крепящиеся под свесами крыши, над проемами, по периметру здания на уровне межэтажных перекрытий и цоколя;

    Рельефные карнизы

  • рустовые камни – плиты, имитирующие каменную кладку на углах здания;

    Русты из пенопласта на фасаде

    Угловые рустовые камни для фасада дома

  • балюстрады – невысокие ограждения из фигурных столбиков, устанавливаемые по периметру балконов, лестниц, террас;

    Балюстрады

  • сандрики – декоративные выступы на окнами и дверьми, защищающие проем от осадков.

    Сандрик — декоративный архитектурный элемент, небольшой карниз, часто с фронтоном, над окном, дверью или нишей

    Сандрик — интересный декоративный элемент

По материалу изготовления данный декор делится на тяжелый и легкий. Для производства тяжелого декора применяется натуральный мрамор, гранит, песчаник и бетон, как более дешевая альтернатива.

Бетонные элементы для декора

Легкий декор – это изделия из полимерных материалов – пенопласта и полиуретана, а также гипса и фибробетона. Чаще всего используется фибробетон и полиуретан, поскольку пенопласт разрушается со временем под атмосферным воздействием, а гипс отличается высокой хрупкостью и требует осторожного обращения при монтаже.

Архитектурно-декоративные элементы из пенополистирола

Архитектурный декор

Цены на различные виды декора из гипса

Фасадный декор из гипса

Отделка фасада в стиле барокко

Основное условие: дом должен быть достаточно большим, иметь второй этаж или хотя бы мансарду. Одноэтажная постройка скромных размеров с лепниной и пилястрами будет выглядеть, по крайней мере, странно.

Лучше всего украшать двухэтажный дом

Для начала нужно хорошенько продумать расположение элементов декора и нарисовать эскиз. Пилястры у входной двери должны быть обязательно, а вот возле окон они устанавливаются лишь в том случае, если расстояние между проемами не меньше 70 см. Декоративный карниз может опоясывать дом над цоколем, на уровне второго или мансардного этажа, под крышей и возле окон должен быть обязательно.

Все эти изделия продаются в погонных метрах, крепятся встык, поэтому подсчитать нужное количество не трудно. К расчетам следует прибавить 5-7% про запас, так как при раскрое часть материала расходуется. Рустовые камни для углов рассчитываются поштучно, как и другие украшения для фасада – лепнина, розетки, замковые камни, консоли, сандрики. Учтите, что слишком густо лепить украшения по всему фасаду нельзя, ведь обилие декора визуально утяжеляет здание, придает ему аляповатый вид. Чем меньше дом, тем меньше декоративных элементов используется.

Пример эскиза

Подготовительный этап

С фасада демонтируют все, что будет мешать работе – наличники, лампы, водосточные трубы и так далее. Если штукатурка держится непрочно, ее полностью убирают, заделывают имеющиеся трещины в стенах дома. Деревянные окна тоже очищают от старой краски, проверяют целостность рам, при необходимости меняют поврежденные детали.

Старую штукатурку нужно убирать

Удаление штукатурки перфоратором

Цены на популярные модели перфораторов

Перфораторы

Очищенную от пыли поверхность грунтуют, после чего штукатурят заново. Новые кирпичные стены также следует оштукатурить, поскольку кладка не сильно сочетается с барочным стилем. Для штукатурки используют, как правило, цементно-песчаный раствор либо готовую заводскую смесь. В процессе работы обязательно контролируют плоскость стен по уровню. После нанесения штукатурного слоя необходимо произвести затирку металлической или полиуретановой теркой, чтобы придать поверхности идеальную гладкость.

Грунтование фасада

Выполнение работы по штукатурке фасада

Правильность затирания нанесенной штукатурки

Оформление дверного проема

Когда штукатурка высохнет, можно приступать к отделке проемов. Для начала рассмотрим крепление пилястр. Этот элемент состоит из трех частей – базы, тела и капители. Тело пилястры обычно меньше по ширине, чем база и капитель, и варьируется в пределах 135-300 мм. Стандартная высота равняется 2 м, при необходимости может обрезаться по размеру.

Составляющие пилястры

Цены на декоративные пилястры

Пилястры

Шаг 1. Пилястру распаковывают, прикладывают базу к нижней части стены у проема, выравнивают, отмечают карандашом верхний угол. Далее к отмеченной точке прикладывают тело пилястры, выставляют его строго по вертикали, делают разметку карандашом.

Шаг 2. Повторяют все точно так же с другой стороны проема. После этого замеряют высоту и подгоняют тело пилястры по размеру с помощью мелкозубчатой ножовки. Если одного тела не хватает, в процессе монтажа нужно будет соединить два одинаковых элемента между собой.

Шаг 3. Каждый элемент пилястры просверливают точно по вертикальной оси с шагом 500 мм. При этом крайние отверстия должны располагаться минимум в 10 мм от торцов.

Сверление отверстия под крепеж

Сверление отверстия в подножке пилястры

Соединение элементов

Схема сверления отверстий и соединения стены и базы

Установка тела (стержней) пилястры

Шаг 4. Прикладывают базовую часть к стене, ровняют по линии и сквозь отверстия намечают точки сверления на основании. Откладывают базу в сторону, просверливают по меткам стену на глубину 70-80 мм и вставляют дюбели.

Шаг 5. На тыльную сторону базы наносят монтажный клей для полиуретана сплошным слоем, прикладывают изделие к поверхности, плотно прижимают и вкручивают саморезы. Таким же образом крепят тело пилястры и капитель, дополнительно промазывая клеем торцы деталей. Стыки между элементами должны быть максимально плотными и аккуратными, тогда их легче будет замаскировать.

Крепеж для соединения по длине двух частей пилястры

Верхнее крепление

Соединение двух элементов

Крепление капители шпильками

Установленная пилястра

Шаг 6. Полностью установив пилястры, над проемом крепят сандрик. Он должен краями опираться на капители и располагаться строго по горизонтали. Крепление выполняют описанным выше способом – на дюбели и клей. Перед фиксацией убедитесь, что сандрик расположен симметрично по отношению к пилястрам.

Сандрик из полиуретана

Шаг 7. Стыковочные швы и крепежные отверстия замазывают акриловой шпаклевкой. После высыхания шпаклевки зачищают выступивший клей острым ножом, а поверхность декоративных элементов обрабатывают мелкозернистой шкуркой.

Заполните швы герметиком или акриловой шпаклевкой

Совет. Можно крепить такую отделку немного по-другому. Вместо саморезов опытные мастера используют металлические шпильки того же диаметра (обозначены на схемах), а отверстия в декоре делают с тыльной стороны, не доходя до конца 5-7 мм. Таким образом, сквозные отверстия отсутствуют, и заделывать нужно только стыковочные швы.

Крепить архитектурные детали к основанию можно как одним клеем, так и – дополнительно к клею – с помощью анкерных устройств (дюбелей) или закладных деталей

Сдвоенный сандрик

Видео — Фасадный декор из пенополистирола

Оформление оконных проемов

Декор для окон необязательно набирать самостоятельно – сейчас в продаже имеются готовые комплекты, выполненные в различных стилях. В комплект входят наличники, подоконник, консоли, сандрики и другие элементы, в зависимости от вида отделки. На каждой детали есть наклейка с названием и артикулом, а в инструкции, прилагаемой к комплекту, подробно указано, где и как их крепить.

Барокко — Baroque — qaz.wiki

Художественный стиль в Европе и колониях, c. 1600–1750

Барокко ( , ; французский:  [baʁɔk] ) является стиль в архитектуре , музыке , танце , живописи , скульптуры и других видов искусства , которые процветали в Европа с начала 17 века до 1740-х годов. На территориях Испанской и Португальской империй, включая Пиренейский полуостров, он продолжался вместе с новыми стилями до первого десятилетия 1800-х годов. Он последовал за искусством эпохи Возрождения и маньеризмом и предшествовал стилям рококо (в прошлом его часто называли «поздним барокко») и неоклассицизмом . Католическая церковь поощряла его как средство противостояния простоте и строгости протестантской архитектуры, искусства и музыки, хотя лютеранское искусство барокко развивалось и в некоторых частях Европы.

В стиле барокко использовались контраст, движение, яркие детали, глубокий цвет, величие и неожиданность, чтобы вызвать чувство благоговения. Стиль зародился в начале 17 века в Риме, затем быстро распространился во Франции, северной Италии, Испании и Португалии, затем в Австрии, южной Германии и России. К 1730-м годам он превратился в еще более яркий стиль, названный рокайль или рококо , который появлялся во Франции и Центральной Европе до середины и конца 18 века.

В декоративно-прикладном искусстве используется обильный и замысловатый орнамент. Отход от классицизма Возрождения в каждой стране происходит по-своему. Но общая особенность в том, что везде отправной точкой являются элементы орнамента, внесенные в эпоху Возрождения . Классический репертуар переполнен, плотен, перекрывается, нагружен, чтобы вызвать шоковые эффекты. Новые мотивы, представленные в стиле барокко: картуши , трофеи и оружие, корзины с фруктами или цветами и другие, сделанные маркетри , лепниной или резьбой.

Происхождение слова

Английское слово baroque происходит напрямую от французского (как можно предположить из современной стандартной английской орфографии). Некоторые ученые утверждают, что французское слово произошло от португальского термина barroco («испорченная жемчужина»), указывающего на латинское verruca («бородавка») или на слово с суффиксом -ǒccu (распространенное в доримской Иберии) . Другие источники предполагают , что наиболее вероятным источником является средневековый латинский термин, используемый в логике, baroco .

В XVI веке средневековое латинское слово baroco вышло за рамки схоластической логики и стало использоваться для характеристики всего, что казалось абсурдно сложным. Французский философ Мишель де Монтень (1533–1592) связал термин бароко с «причудливым и бесполезно сложным». Другие ранние источники связывают бароко с магией, сложностью, путаницей и излишеством.

Слово барокко также ассоциировалось с жемчугом неправильной формы до 18 века. Французское барокко и португальцы Barroco были термины , часто связанные с ювелирными изделиями. В примере с 1531 года этот термин используется для описания жемчуга в описи сокровищ Франции Карла V. Позже это слово появляется в издании Le Dictionnaire de l’Académie Française 1694 года , в котором барокко описывается как «используется только для жемчуга, имеющего несовершенную форму». Словарь португальского языка 1728 года также описывает barroco как относящийся к «грубой и неровной жемчужине».

Альтернативное происхождение слова барокко указывает на имя итальянского художника Федерико Бароччи (1528–1612).

В 18 веке этот термин начали использовать для описания музыки, причем не в очень лестной форме. В анонимной сатирической рецензии на премьеру оперы Жана-Филиппа Рамо « Ипполит и Ариси» в октябре 1733 года, которая была напечатана в Mercure de France в мае 1734 года, критик написал, что новинка в этой опере — «дю барок», жалуясь на что музыке не хватало связной мелодии, в ней не было диссонансов, постоянно менялись тональность и размер и быстро проходили все композиционные приемы.

В 1762 году Le Dictionnaire de l’Académie Française записал, что этот термин может образно описывать что-то «неправильное, причудливое или неравное».

Жан-Жак Руссо , музыкант и композитор, а также философ, написал в 1768 году в « Энциклопедии» : «Музыка барокко — это то, в чем смешана гармония, наполнена модуляциями и диссонансами. Пение резкое и неестественное, интонация сложна, а движение ограничено. Судя по всему, этот термин происходит от слова «бароко», используемого логиками ».

В 1788 году Кватремер де Куинси определил этот термин в Encyclopédie Méthodique как «архитектурный стиль, который сильно украшен и мучителен».

Французские термины style baroque и musique baroque появились в Le Dictionnaire de l’Académie Française в 1835 году . К середине 19 века искусствоведы и историки приняли термин «барокко» как способ высмеять искусство пост-ренессанса. В этом смысле слова в 1855 году использовал ведущий историк искусства Якоб Буркхардт , который писал, что художники барокко «презирали детали и злоупотребляли ими», потому что им не хватало «уважения к традициям».

В 1888 году историк искусства Генрих Вёльфлин опубликовал первую серьезную академическую работу о стиле « Ренессанс и барок» , в которой описал различия между живописью, скульптурой и архитектурой эпохи Возрождения и барокко.

Архитектура: истоки и характеристики

Архитектурный стиль барокко явился результатом доктрин, принятых католической церковью на Тридентском соборе в 1545–1563 годах в ответ на протестантскую Реформацию . Первая фаза Контрреформации наложила строгий академический стиль на религиозную архитектуру, который понравился интеллектуалам, но не массам прихожан. Совет Трента вместо этого решил обратиться к более популярной аудитории и объявил, что искусство должно передавать религиозные темы с прямым и эмоциональным участием. Точно так же, лютеранское Барокко искусство развивалось как конфессиональный маркер идентичности, в ответ на Великом иконоборчество от кальвинистов .

Церкви в стиле барокко были спроектированы с большим центральным пространством, где прихожане могли быть близко к алтарю, с куполом или куполом высоко над головой, позволяя свету освещать церковь внизу. Купол был одним из центральных символических элементов архитектуры барокко, иллюстрирующих союз между небом и землей. Внутренняя часть купола была щедро украшена картинами ангелов и святых и лепными статуэтками ангелов, производящих впечатление на тех, кто внизу смотреть на небеса. Еще одна особенность церквей в стиле барокко — квадратура ; trompe-l’œil картины на потолке в лепных рамах, настоящие или нарисованные, переполненные картинами святых и ангелов и связанные архитектурными деталями с балюстрадами и консолями. Квадратурные изображения атлантов под карнизами, кажется, поддерживают потолок церкви. В отличие от расписных потолков Микеланджело в Сикстинской капелле, которые сочетали в себе разные сцены, каждая со своей собственной перспективой, которые можно было рассматривать по отдельности, потолочные росписи в стиле барокко были тщательно созданы, чтобы зритель на полу церкви мог видеть весь потолок в правильной перспективе, как если бы фигуры были настоящими.

Интерьеры церквей в стиле барокко становились все более и более богатыми в стиле высокого барокко и сосредоточивались вокруг алтаря, обычно помещенного под куполом. Самыми известными декоративными произведениями в стиле барокко высокого барокко являются Кафедра Святого Петра (1647–53) и Балдахино Святого Петра (1623–1634 гг.), Выполненные Джаном Лоренцо Бернини в базилике Святого Петра в Риме. Балдекин святого Петра — образец баланса противоположностей в искусстве барокко; гигантские пропорции изделия при кажущейся легкости балдахина; и контраст между массивными витыми колоннами, бронзой, золотом и мрамором части с плавными драпировками ангелов на балдахине. Дрезден Фрауенкирхе служит ярким примером лютеранских барокко, который был завершен в 1743 году после того , как по заказу городского совета лютеранского Дрездена и « по сравнению наблюдателями восемнадцатого века в собор Святого Петра в Риме».

Витая колонна в интерьере церквей — одна из отличительных черт барокко. Это дает как ощущение движения, так и новый драматический способ отражения света. Картуш была еще одна характерная особенность декора в стиле барокко. Это были большие бляхи, вырезанные из мрамора или камня, обычно овальной формы и с закругленной поверхностью, на которых были изображения или текст позолоченными буквами, и которые помещались в качестве внутреннего украшения или над дверными проемами зданий, доставляя сообщения тем, кто находился ниже. Они продемонстрировали широкий спектр изобретений и были обнаружены во всех типах зданий, от соборов и дворцов до небольших часовен.

Архитекторы в стиле барокко иногда использовали принудительную перспективу для создания иллюзий. Для Палаццо Спада в Риме Борромини использовал уменьшающиеся в размерах колонны, сужающийся пол и миниатюрную статую в саду за ним, чтобы создать иллюзию, что проход был длиной тридцать метров, тогда как на самом деле он был всего семь метров. Статуя в конце прохода выглядит в натуральную величину, хотя ее высота всего шестьдесят сантиметров. Борромини создал иллюзию с помощью математика.

Итальянское барокко

Первым зданием в Риме с фасадом в стиле барокко была церковь Джезу в 1584 году; он был простым по стандартам позднего барокко, но означал разрыв с предшествовавшими ему традиционными фасадами эпохи Возрождения. Интерьер этой церкви оставался очень строгим до периода высокого барокко, когда он был богато украшен.

В 1605 году в Риме Павел V стал первым из римских пап , заказавших базилики и церковные здания, призванные вызывать эмоции и трепет за счет множества форм, богатства красок и драматических эффектов. Среди самых влиятельных памятников раннего барокко был фасад базилики Святого Петра (1606–1619), а также новый неф и лоджия, которые соединяли фасад с куполом Микеланджело в более ранней церкви. Новый дизайн создал резкий контраст между высоким куполом и непропорционально широким фасадом, а также контраст на самом фасаде между дорическими колоннами и огромной массой портика.

В середине-конце 17 века этот стиль достиг своего расцвета, позже названного Высоким барокко. Многие монументальные работы были заказаны Папами Урбаном VIII и Александром VII . Скульптор и архитектор Джан Лоренцо Бернини спроектировал новую четырехместную колоннаду вокруг площади Святого Петра (1656–1667 гг.). Три галереи колонн в виде гигантского эллипса уравновешивают негабаритный купол и придают церкви и квадрату единство и ощущение гигантского театра.

Другим крупным новатором итальянского высокого барокко был Франческо Борромини , основным произведением которого была церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане или Святого Карла Четырех фонтанов (1634–46). Ощущение движения придает не украшение, а сами стены, волнообразные, а также вогнутые и выпуклые элементы, в том числе овальная башня и балкон, вставленные в вогнутую траверсу. Интерьер был столь же революционным; основное пространство церкви было овальным, под овальным куполом.

Расписные потолки, заполненные ангелами и святыми, а также архитектурные эффекты trompe-l’œil были важной чертой итальянского высокого барокко. Основные работы включали «Вход святого Игнатия в рай » Андреа Поццо (1685–1695) в церкви святого Игнатия в Риме и «Триумф имени Иисуса » Джованни Баттиста Гаулли в церкви Джезу в Риме (1669–1695 гг.) 1683), на котором фигурировали фигуры, выходящие из рамки картины, драматическое косое освещение и контрасты света и тьмы. Стиль быстро распространился из Рима в другие регионы Италии: он появился в Венеции в церкви Санта-Мария-делла-Салюте (1631–1687 гг.) Бальдассаре Лонгена , очень оригинальной восьмиугольной формы, увенчанной огромным куполом. Он появился также в Турине, особенно в Часовне Святой Плащаницы (1668–1694) Гуарино Гуарини . Стиль также начал использоваться во дворцах; Гуарини спроектировал Палаццо Кариньяно в Турине, а Лонгена спроектировал Ка ‘Реццонико на Гранд-канале (1657 г.), законченный Джорджо Массари с картинами Джованни Баттиста Тьеполо . Серия сильных землетрясений на Сицилии потребовала восстановления большинства из них, а некоторые были построены в пышном стиле позднего барокко или рококо.

Испанское барокко

Католическая церковь в Испании, и особенно иезуиты, были движущей силой испанской архитектуры барокко. Первым крупным произведением в этом стиле была капелла Сан-Исидро в Мадриде , начатая в 1643 году Педро де ла Торре . Он противопоставил чрезвычайное богатство орнамента снаружи и простоту в интерьере, разделенном на несколько пространств и использующем световые эффекты, чтобы создать ощущение таинственности. Собор в Сантьяго — де — Компостела был модернизирован ряд дополнений в стиле барокко , начиная с конца 17 — го века, начиная с очень богато колокольней (1680), а затем по бокам двумя еще более высокими и более богато башни, называемой Obradorio , добавил между 1738 и 1750 годами Фернандо де Касас Новоа . Еще одна достопримечательность испанского барокко — часовня-башня дворца Сан-Тельмо в Севилье работы Леонардо де Фигероа .

Гранада была освобождена от мавров только в 15 веке и имела свою собственную разновидность барокко. Художник, скульптор и архитектор Алонсо Кано спроектировал интерьер Гранадского собора в стиле барокко в период с 1652 года до своей смерти в 1657 году. Он отличается драматическими контрастами массивных белых колонн и золотого декора.

Самая декоративная и богато украшенная архитектура испанского барокко — это стиль чурригерески , названный в честь братьев Чурригера , которые работали в основном в Саламанке и Мадриде. Их работы включают здания на главной площади города, Пласа Майор Саламанки (1729 г.). Этот очень декоративный стиль барокко оказал большое влияние на многие церкви и соборы, построенные испанцами в Америке.

Среди других известных испанских архитекторов позднего барокко Педро де Рибера , ученик Чурригера, спроектировавший Королевский хоспис Сан-Фернандо в Мадриде, и Нарсисо Томе , спроектировавший знаменитый алтарь Эль-Прозрачный в соборе Толедо (1729-1732 гг.), Который при определенном освещении создает иллюзию полета вверх.

Архитекторы испанского барокко оказали влияние далеко за пределами Испании; их работа оказала большое влияние на церкви, построенные в испанских колониях в Латинской Америке и на Филиппинах. Хорошим примером является построенная иезуитами церковь для колледжа в Тепоцотлане с богато украшенным фасадом и башней в стиле барокко.

Центральная Европа и рококо (1740–1770-е годы)

С 1680 по 1750 год в Центральной Европе, в Баварии, Австрии, Богемии и на юго-западе Польши было построено множество богато украшенных соборов, аббатств и паломнических церквей. Некоторые из них были выполнены в стиле рококо , отличном, более ярком и асимметричном стиле, который возник из барокко, затем заменил его в Центральной Европе в первой половине 18 века, пока он, в свою очередь, не был заменен классицизмом.

Князья множества государств в этом регионе также выбрали барокко или рококо для своих дворцов и резиденций и часто использовали для их строительства архитекторов, получивших образование в Италии. Среди известных архитекторов были Иоганн Фишер фон Эрлах, Лукас фон Хильдебрандт и Доминик Циммерманн в Баварии, Бальтазар Нойман в Брюле и Маттеус Даниэль Пёппельманн в Дрездене. В Пруссии Фридрих II Прусский был вдохновил Большой Трианон в Версале , и использовать его в качестве модели для своей летней резиденции, суси , в Потсдаме , разработанный для него Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф (1745-1747). Еще одно произведение дворцовой архитектуры в стиле барокко — Цвингер в Дрездене , бывшая оранжерея дворца герцогов Саксонских в 18 веке.

Одним из лучших примеров церкви в стиле рококо является Basilika Vierzehnheiligen, или Базилика Четырнадцати Святых Помощников , паломническая церковь, расположенная недалеко от города Бад-Штаффельштайн недалеко от Бамберга, в Баварии , на юге Германии. Базилика была спроектирована Бальтазаром Нойманом и построена между 1743 и 1772 годами, ее план представляет собой серию взаимосвязанных кругов вокруг центрального овала с алтарем, расположенным точно в центре церкви. Интерьер этой церкви иллюстрирует вершину декора в стиле рококо. Другой известный пример стиля — Паломническая церковь Виса ( нем . Wieskirche ). Он был разработан братьями JB и Доминикусом Циммерманнами . Он расположен в предгорьях Альп , в муниципалитете Штайнгаден в районе Вайльхайм-Шонгау , Бавария , Германия . Строительство проходило между 1745 и 1754 годами, а интерьер был украшен фресками и лепниной в традициях школы Вессобруннер . Сейчас это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Другой примечательный пример — церковь Св. Николая (Мала Страна) в Праге (1704–55), построенная Кристофом Динценгофером и его сыном Килианом Игнацем Динценгофером . Украшение покрывает все стены интерьера церкви. Алтарь помещен в нефе под центральным куполом и окружен часовнями. Свет спускается с купола выше и из окружающих часовен. Алтарь полностью окружен арками, колоннами, изогнутыми балюстрадами и пилястрами из цветного камня, которые богато украшены скульптурами, создавая преднамеренное смешение между реальной архитектурой и убранством. Архитектура превращается в театр света, цвета и движения.

В Польше польское барокко в итальянском стиле продолжалось с начала 17 до середины 18 века и подчеркивало богатство деталей и цвета. Первое здание в стиле барокко на территории современной Польши и, вероятно, одно из самых узнаваемых — это церковь Св. Петра и Павла в Кракове , спроектированная Джованни Баттиста Тревано . Колонна Сигизмунда в Варшаве , возведенная в 1644 году, была первым в мире памятником светского барокко, построенным в виде колонны. Примером дворцового стиля резиденции является Вилянувский дворец , построенный между 1677 и 1696 годами. Самым известным архитектором в стиле барокко, работавшим в Польше, был голландец Тильман ван Гамерен, его известные работы включают варшавскую церковь Святого Казимира и дворец Красинских , собор Святой Анны в Кракове и Дворец Браницких в Белостоке . Однако самым известным произведением польского барокко является церковь Фара в Познани с деталями работы Помпео Феррари .

Французское барокко или классицизм

Франция в значительной степени сопротивлялась богато украшенному стилю барокко Италии, Испании, Вены и остальной Европы. Стиль французского барокко (часто называемый великим классицизмом или просто классицизмом во Франции) тесно связан с произведениями, построенными для Людовика XIV и Людовика XV ; в нем больше геометрического порядка и меры, чем в стиле барокко, и менее сложный декор фасадов и интерьеров. Людовик XIV пригласил мастера барокко Бернини представить проект нового крыла Лувра, но отклонил его в пользу более классического дизайна Клода Перро и Луи Ле Вау .

Основными архитекторами этого стиля были Франсуа Мансар ( Chateau de Balleroy , 1626–1636), Пьер Ле Муэ (Церковь Валь-де-Грас , 1645–1665), Луи Ле Вау ( Во-ле-Виконт , 1657–1661) и особенно Жюля Ардуэна Мансара и Робера де Котта , работы которых включали Галерею гласа и Большой Трианон в Версале (1687–1688). Мансар также является автором барочного классицизма Вандомской площади (1686–1699).

Главным королевским проектом того периода было расширение Версальского дворца , начатое в 1661 году Ле Вау с украшения художника Шарля Ле Бруна . Сады были спроектированы Андре Ленотром специально, чтобы дополнить и усилить архитектуру. Galerie des Glaces (Зеркальный зал), центральное место в замке с картинами Ле Бруна, была построена между 1678 и 1686 годами. Мансар завершил Большой Трианон в 1687 году. Часовня, спроектированная де Коттом, была завершена в 1710 году. После смерти Людовика XIV Людовик XV добавил более интимный Малый Трианон и богато украшенный театр. Фонтаны в садах были спроектированы так, чтобы их было видно изнутри, и они добавляли драматического эффекта. Дворец восхищался и копировал другие монархи Европы, в частности Петр Великий из России, который посетил Версаль в начале правления Людовика XV и построил свою собственную версию во дворце Петергофа недалеко от Санкт-Петербурга между 1705 и 1725 годами.

Барокко — Архитектура и Архитекторы

Собор св. Петра в Риме.

   Стиль барокко доминировал в искусстве христианского мира в 16-18 веках. Расцвет этого стиля ассоциируется с  интенсивным формированием национальных государств, укреплением абсолютизма. В отличие от предшествующего Ренессанса, барокко характеризуется не уравновешенностью и гармонией, а  смелыми, порой драматическими эффектами композиции, цвета, мелодии, ритма, виртуозными и пышными формами и образами.  Яркие выразительные элементы барокко, в том числе криволинейные волюты, башни с куполами, обрамляющими главный фасад, иногда  — вогнутые или выпуклые стены присутствуют в архитектуре многих памятников этого стиля. Наиболее отчетливо прослеживается связь барокко с католицизмом – этот стиль получил наибольшее развитие именно в сфере господства католической церкви.

Базилика дель Санта Кроче, Лечче,Италия.

  Родиной и идейным вдохновителем барокко считается Италия, где произведения искусства этого стиля наиболее ярки и показательны.   Живописные работы Караваджо, скульптуры Бернини демонстрируют характерные для барокко пышность и динамизм.

      Один из первых выдающихся памятников барокко в Италии  — церковь Иль Джезу, выстроенная архитекторами Д.Виньолой и Д. делла Порта к 1575 г. Представляет собой крестообразное в плане сооружение – каноническое решение христианского храма. Главный фасад решен в виде композиции разных ордеров. Волнообразные элементы, связующие два яруса фасада (волюты),  создают хрестоматийный силуэт церкви этого стиля.

Церковь Иль-Джезу в Риме. Арх. Д.Виньола и Д. делла Порта, 1575г.

  Широкую известность имеют  работы Ф.Борромини, в чьем творчестве наиболее ярко проявились экспрессивные, динамические и декоративные качества, характеризующие  барокко как стиль.  Небольшая церковь Сан Карло алле  Куатро Фонтана в Риме (1667 г.) – поистине квинтэссенция барокко, представляющая этот стиль наиболее эффектным и выразительным образом.  Новаторский план овальной структуры задает тон композиции.   Очень выразительно представлен  контраст между четкостью ордерной системы колонн и волнообразной, животрепещущей поверхностью стен. Многократно цитированные позднее барочные разорванные фронтоны. Органичная скульптура и умеренный, но чрезвычайно яркий декор завершает композицию.

Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини. План церкви Сан Карло алле Куатро Фонтана. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини.

   Архитектура барокко широко пользуется театральными средствами – светом, перспективными эффектами, игрой с масштабом.  Интерьеры Борромини выглядят больше своих истинных размеров, архитекторы барокко могли корректировать реальность и создавать иллюзорные картины.  Практически всегда использовался весь арсенал средств и жанров- архитектура, скульптура, живопись.

Церковь Сан Маттео. Пиза. Расписной плафон создает иллюзию пространства.

  Оптические приемы, меняющие пространство, использовались не только в интерьерах и при создании фасадов зданий. Крупнейшая фигура барокко Л.Бернини, гениально решил площадь  Святого Петра в Риме (1663 г.), создав своей колоннадой искусственную перспективу  и   систему иллюзорной корректировки облика собора Св.Петра, обеспечив наилучшее градостроительное решение главной площади католического мира. Колоннада акцентирует  восприятие собора, визуально увеличивая его, и позволяет отвлечься от здания лишь в центре площади.

Площадь перед собором Св. Петра в Риме. Колоннада перед собором св. Петра в Риме.

Архитектура барокко в Испании, предвосхитившая развитие этого стиля в Новом Свете, наиболее ярко проявилась в творчестве архитекторов братьев Чурригера и сконцентрирована в основном в Саламанке.

Площадь Майор в Саламанке, арх. А.Чурригера, 1755 г. Тактичное обрамление площади зданием с типичным барочным завершением и средиземноморской аркадой первого уровня.

  Массивное, если не тотальное проявление барокко в архитектуре состоялось в латиноамериканской культурной среде.   Бесперспективные испанская и португальская монархии смогли импортировать католицизм на этих территориях, и архитектура храма в стиле барокко оказалась тем идеалом красоты (и веры), которые были приняты латиноамериканским населением, состоявшем в основном из креолов.  Канонические примеры архитектуры барокко встречаются на огромных территориях от Аргентины до Мексики.

Архитектура латиноамериканского барокко. Собор в Таско, Мексика. Типичнейшее барокко, явно перегруженное украшениями и декором. Собор в Мехико, Мексика. Барочная архитектура собора чересчур тяжеловесна – угловые башни явно гипертрофированы.

Барокко в русском искусстве,  сформировавшееся позднее, чем в западной Европе, имело свои отличия, среди которых нужно выделить взаимодействие этого стиля с другими, прежде всего с классицизмом. Крупнейшим полигоном развития этого стиля стал, естественно, Санкт-Петербург.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Парадная лестница в Зимнем дворце.

Классику русского архитектурного барокко В. Растрелли принадлежит авторство многих сооружений — как барокко, так и классицизма. Потрясающие работы Растрелли, например сооружения Петергофа, Зимнего Дворца, Андреевской церкви в Киеве имеют признаки обоих стилей.

В. Растрелли. Андреевская церковь в Киеве. Исключительно удачное и эффектное градостроительное решение – церковь венчает холм и просматривается издалека. Стремительный силуэт и в меру живописный фасад свидетельствуют о высочайшем мастерстве зодчего.

Прекрасный образцом русского барокко остается колокольня Троице-Сергиевой Лавры (1770 г.), сооруженная по проекту Д.Ухтомского.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры Екатерининский дворец в Царском селе. Павильон Эрмитаж в Царском селе.

Барокко выразительно и органично связано со скульптурой. Классическая  скульптура Л.Бернини — «Экстаз святой Терезы» — в авторском интерьере часовни римской церкви  Санта Мария делла Витториа настолько экспрессивно олицетворяет божественное озарение Святой Терезы, что эта композиция до сих пор считается непревзойденным образцом эротики.   Пышность и театральная экспрессия барочной скульптуры отлично дополняет такие же качества архитектуры этого стиля.

Фрагмент интерьера церкви Санта Мария делла Витториа со скульптурой Л.Бернини «Экстаз святой Терезы. Пышность и театральность места действия в ансамбле с динамикой и экспрессией скульптуры. «Экстаз святой Терезы». Работа Л.Бернини.

  Архитектура барокко, характеризуемая театральным восприятием сооружений и динамикой построения объемов и пространств, находит свое место в стилизациях и новых композициях архитектуры современности.

25.12.2011

Кожин Игорь

Посмотреть другие архитектурные стили.

При создании статьи использовались следующие источники информации…

Барокко в архитектуре, предпосылки возникнтовения

Историческая справка 

Барокко начал свое триумфальное шествие по миру в XVII-XVIII веках прямиком из Италии. Остановить его были не в силах ни дипломатические отношения, ни предрассудки.  

Предназначался стиль для церковной архитектуры, чтобы производить особенное впечатление на верующих, показывать величие Бога и ничтожность человека по сравнению с небом.

Наибольшего расцвета стиль достиг при дворе Людовика XIV, Короля-Солнца, того самого, кто изрек «Государство – это я» и увековечил себя в каждом учебнике истории.

Карлскирхе в Вене на фото выше – выдающийся пример венского барокко. Поверхность фасада слоится, все время прерывается выступами и пилястрами. 

Площадь перед собором Святого Петра в Риме, архитектор П.Бернини (1663). 

Пример русского барокко – Екатерининский дворец, архитектор Б. Ф. Растрелли. Посмотрите, сколько на фасаде колонн, лепнины и статуй. Взгляд все время перескакивает с детали на деталь. 

Барокко в архитектуре – это, прежде всего, размах, простор и динамика. Этот стиль подобен сложносочиненному предложению. Для которого характерно изобилие декора фасадов скульптурами, барельефами, колоннами и пилястрами. Купола зачастую многоярусные, как у собора Св. Петра в Риме на фото ниже. 

Собор Святого Петра в Риме. Изучите фасад: окна, портик, скульптуры, пилястры, арки, лепнина. Взгляду всегда есть, на чем остановиться. 

Детали 

Изобилие и пышность интерьера в стиле барокко. Азамкирхе — интерьер церкви в Мюнхене, арх. братья Азам (1733—1746 гг.). Кругом фрески, лепнина, золотые лучи, позолоченные элементы, благородные камни, витые колонны, сглаженные формы (любимая форма барокко – овал, острые углы практически отсутствуют) 

Когда оказываешься внутри барочных построек, внешняя отделка уже не так впечатляет, как настоящее буйство роскоши, позолоты, красок, фресок со всех сторон. Чтобы стиль барокко проявил себя в полной мере нужно, как вы видите, очень много квадратных метров и, пожалуй, еще больше декора. 

Интерьер Екатерининского дворца тоже в стиле барокко: зеркала, сусальное золото, скульптуры, овалы, арки, завитки, наборный художественный паркет – на стене и потолке нет свободного места.  

Интерьер кафедрального собора Святого Стефана (Пассау, 1668—1693) немного скромнее предыдущих примеров, потому что лепнина, колонны, пилястры былого цвета. Яркие пятна – только фрески на потолке. 

Потолок в монастыре Этталь – одного из крупнейших памятников барокко – на юге Германии. Просто изучите детали. 

Жемчужина неправильной формы и Король-Солнце 

С итальянского языка barocco — «причудливый», «странный». А с португальского и вовсе «жемчужина неправильной формы». 

Но в интерьере и архитектуре это не значит – асимметричная. Для стиля барокко, такого фактурного и чрезмерного, все же характерна симметрия, как и для любого классического стиля (с другими можно познакомиться в этой статье). 

Иллюстрация из книги по истории мебели, от самого раннего до настоящего времени, показывает, как выглядит мебель в стиле барокко – это ножки кабриоль (изогнутые и резные), обилие декоративных элементов, плавные формы.  

Плавные линии и изгибы характерны для всего в барокко – от фасадов зданий до рам зеркал и изгородей. 

Самыми яркими представителями в архитектуре барокко были итальянцы. Но пышные барочные интерьеры ярче всего расцвели во Франции и Германии. 

В XVII веке во Франции идеалом мужчины был Людовик XIV, Король-Солнце, искусный наездник, стрелок и законодатель мод. Это было время абсолютизма и безграничных возможностей короля. Это находило свое отражение во всем. Поэтому можно встретить много примеров символики Короля-Солнца. 

Судя по отношению французов к жизни, праздникам и архитектуре, Людовик все еще их герой. 

Пожалуй, искусство барокко – самое бурно обсуждаемое направление в искусстве. Его можно либо любить, либо ненавидеть, но оставаться равнодушным нельзя. Барокко критикуют за излишнюю театральность и им восхищаются за богатство, роскошь фактур и динамику. Как говорит искусствовед Анастасия Постригай, “барокко набрасывается на тебя”. 

Нам нравится идея того, что искусство вызывает эмоцию. Нам кажется, что интерьеры – это тоже искусство и они тоже должны транслировать эмоцию. Пусть барочные интерьеры показывают это немного более явно, чем многим хотелось бы. Но то, что они не оставляют равнодушными, вдохновляют и откладываются в памяти – огромная заслуга стиля. Барокко научил нас тому, что “так тоже можно”.

Барокко в архитектуре

В конце эпохи Возрождения зародился новый стиль – барокко – эмоциональный, витиеватый, с большим количеством декоративных элементов. Название появилось не сразу и формулировалось на основании наблюдений за развитием нового стиля. Барокко в архитектуре характеризовали странность, причудливость, вычурность, излишество. Именно такое впечатление складывалось у людей того времени.



_

Новый на тот момент стиль проявлялся постепенно, начиная с Италии, и в течение двух столетий завоевал всю европейскую часть, даже обосновался в архитектуре Центральной и Южной Америки. А возник он с лёгкой руки Лоренцо Бернини (1598–1680), итальянского архитектора, который был очень разносторонней личностью, увлекался многими видами искусств, что и нашло отражение в барокко.

Дома больших размеров, украшенные колоннами, изобилие декоративных элементов, статуй… На публику, привыкшую к строгим чертам позднего Возрождения, барокко производило неожиданное и сильное впечатление. Возникнув в конце XVI, в течение двух веков – с XVII по XVIII – барокко в архитектуре захватил добрую половину мира.



_

Пышная отделка, внезапная смена геометрических элементов, использование световых эффектов были сродни революции в архитектуре. Одним из ярких примеров служит церковь Иль-Джезу в Ватикане, построенная Джакомо Бароцци да Виньола. Большой вклад в развитие стиля внёс и знаменитый Микеланджело Буонаротти, на исходе своей карьеры приняв участие в постройке Ватикана вместе с Виньола.

Отличительные черты стиля: большое количество скульптур, орнаментов, массивные колонны и глубокие тона золотого, розового и голубого оттенков. Эти принципы украшения использовались внутри и снаружи зданий, как в интерьере, так и в экстерьере. Впервые появились широкие улицы и проспекты, пришедшие на смену тесным средневековым переулкам. На стенах стали использоваться большие и яркие живописные панно, вместо тусклых гобеленов, украшавших холодные стены замков.

Барокко в ландшафтном дизайне

Одним из самых знаменитых зданий, построенных в стиле барокко во Франции, стал Версальский дворец с его знаменитым парковым комплексом. Сложные очертания и изобилие геометрических элементов использовались и в ландшафтном дизайне – при организации садов и скверов, потайных уголков для пикантных свиданий и встреч. Августейшие особы всего мира вдохновлялись Версалем, следуя моде, с воодушевлением брались за реорганизацию своих резиденций и постройку новых дворцов.

Пышное и непредсказуемое барокко, однако же, характеризовалось единством архитектуры и прилегающих территорий, в данном случае парков. Они логически продолжают друг друга и немыслимы по отдельности. Парковые ансамбли изобиловали фонтанами и водоёмами, здесь же осуществлялись театральные постановки на открытом воздухе, запускались великолепные фейерверки, атмосфера играла яркими красками, унося зрителей в мир фантазий, чему немало способствовала окружающая архитектура и причудливо оформленные деревья.

Разновидности стиля барокко

В каждой покорённой стране этот стиль преобразовывался в нечто новое и самобытное, порождая вариации с дополнениями, к примеру, в виде ярко окрашенных стен и новых, ещё более неожиданных архитектурных элементов. Самыми крупными ответвлениями позднего барокко стали Сицилийское, Московское, Казацкое, Виленское, Сарматское.



_

С распространением барокко в архитектуре в каждом из городов появлялись и новые черты, присущие конкретному месту, которые становились опознавательными знаками – как отпечатки пальцев у человека, хотя архитектура в целом сохраняла стилевое единство. Одним из таких знаковых архитектурных объектов того времени у нас стал Петергоф, а самой знаменитой фигурой – Франческо Растрелли.

В конце концов, после множества трансформаций, барокко плавно перетекло в более утончённую версию, получившую название «стиль рококо».

Мировые архитектурные шедевры в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петров

_

Выставка макетов «Мировые архитектурные шедевры» представляет гостям этнографического парка миниатюрные копии зданий, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Экспозиция расположена на втором этаже павильона Улицы Мира «Вокруг Света», над площадью Дружбы народов. Здесь вы можете полюбоваться пирамидами Гизы и японским дворцом Химэдзи, китайским «запретным городом» Гугун и ацтекской пирамидой Солнца, баварским замком Нойшванштайн и французским Шато-Шамбор, индийским храмом Махабодхи и римским Пантеоном, лондонским Тауэром и Московским Кремлём. Миниатюрные макеты сделаны из высококачественного полимерного материала китайскими мастерами по специальному заказу ЭТНОМИРа.

Приезжайте знакомиться с миром в ЭТНОМИР!

Архитектура барокко: определение, история, характеристики

Характерный образец итальянского барокко Дизайн Борромини — маленькая церковь S. Carlo alle Quattro Fontane . Примечательно, что план этой крохотной церкви сложен овальными формами. Использовалась центрально спланированная церковь круглой формы или греческого креста. архитекторами раннего и высокого Возрождения, чтобы выразить свой идеал совершенного ясность и порядок.Овал, производящий прямо противоположный эффект, смятения и неуверенности, и прежде всего движения, находились в одном Кстати излюбленный мотив архитекторов эпохи барокко. Эффект от интерьера представляет собой полное пластическое единство; здание могло быть вырезано из одного каменного блока, потому что нет смысла его строить из отдельных элементов. То же самое касается фасада, построенного из продуманное и тонкое сочетание выпуклых и вогнутых форм, которые опять не имеют конструктивной цели.

Многие идеи Борромини были приняты Гуарини, с добавлением математического и технического фактора, который имело большое значение само по себе, но даже больше из-за его влияния об архитекторах в стиле барокко за пределами Италии, особенно в Германии.

Французское барокко Архитектура

Индивидуальные вариации, итальянское барокко можно сказать, что оно почти полностью соответствует описанным нормам.Чего нельзя сказать о Франции, которая, тем не менее, производила период барокко преемственность прекрасных архитекторов, еще более многочисленная чем в Италии: Salomon de Brosse , Francois Mansart (1598-1666), Луи Ле Вау (1612-70), Жак Лемерсье и, самое большое из них, Жюля Хардуэн Мансар (1646-1708). Но во Франции личности было меньше значительный по своему эффекту, то «школа», в которую архитекторы могли можно сказать, что принадлежат.Попытка французского двора ввести итальянский Барокко во Франции, вызвав Бернини в 1665 году в Париж и введя в эксплуатацию ему на проектирование реконструкции королевского дворца — Лувра — было обречены с самого начала. Как справедливо заметил критик, речь шла о коренная разница темпераментов. Для французов, итальянское изобилие граничило с неприличным, если не сказать своеволием и безвкусицей. Скорее, чем как художники, французские архитекторы считали себя профессионалами, посвященный службе и прославлению своего короля.В суде Roi Soleil был разработан стиль барокко, который был более сдержаннее итальянца: планы были менее сложными, а фасады более суровый, с большим уважением к деталям и пропорциям традиционные архитектурные порядки, жестокие эффекты и вопиющие капризы были воздержаны. Учебный пример и величайшее достижение французского языка Барокко было Версальского дворца , королевский дворец, построенный для Людовика XIV под Парижем: огромная U-образная масса с двумя длинными крыльями, которых почти не беспокоят маленькие низкие аркады на главном фасаде с видом на сады.

Для оформления интерьеров в стиле барокко эпоху см .: Французское декоративное искусство. Для меблировки см .: Французская мебель (1640-1792). Для художников и мастеров см .: французский Дизайнеры.

Однако не в архитектуре можно было найти великую славу французского барокко, но в искусстве пейзажа садоводство . До эпохи барокко сады принадлежали «итальянским» типа, небольшие парки с растениями и клумбами, выложенными геометрически схемы. Андре Ле Нотр , блестящий ландшафтный архитектор, создали новую перспективную форму сада, вытеснив ее «Французский» сад, прототипом которого должен был стать парк в Версале. и шедевр. В центре стоял дворец; с одной стороны был подход подъезд, ворота, широкая гравийная площадка для вагонов; а с другой были газоны и партеры, или клумбы геометрической формы, фонтаны, каналы и широкие водные просторы, и, кроме всего этого, темная линия леса, пронизанного длинными, широкими и прямыми проспектами, которые соединялись круговые поляны.

Созданная внушительная и строгая архитектура во Франции, с ее балансом между тенденциями барокко и классическими традициями, постепенно стал культурной моделью для прогрессивной Европы. когда Сэр Кристофер Рен во второй половине семнадцатого века решил он должен обновить свои собственные идеи, он не в Италии поехал, как это было до сих пор, но в Париж. Архитектура барокко Бельгии и Нидерландов также несет на себе отпечаток французского вдохновения.

Немецкое барокко Архитектура

Ближе к итальянской модели оказалась немецкая Искусство барокко в Австрии и Германии. Однако так было только в узком смысле. Влияние барокко в немецкую государства, которые в первой половине семнадцатого века были разорены Тридцатилетней войной. Однако после акклиматизации он прошел замечательный рост как по количеству, так и по качеству.Великие архитекторы того времени практиковались в относительно позднее время, в конце семнадцатого и начало восемнадцатого века; однако их было много, исключительно опытный и благословленный восторженным покровительством со стороны несколько королевских, герцогских и епископских дворов Германии. Все посетили Рим, и прошли обучение по итальянским традициям: Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах , Иоганн Лукас фон Хильдебрандт и его более одаренные ученик Иоганн Бальтазар Нойман ; к ним необходимо добавить Matthaus Poppelmann и Francis de Cuvillies — француз, но чей деятельность почти полностью ограничивалась Германией.

Следует помнить, что стиль барокко в архитектуре — как в барокко скульптура — была пропагандистской: во дворцах она производила впечатление зритель важность абсолютного монарха; в церквях это было в служение контрреформации, особенно в католической и абсолютистской страны. Следовательно, в католических государствах Южной Германии такие как Бавария и Австрия , где самые величественные барокко можно найти архитектуру — такую ​​же великолепную, как и все в Италии.В Величайшим из архитекторов южногерманского барокко был Бальтазар Нойман (1687-1753), создавший чудо дворца. архитектура в Wurzburg Residenz ; это шло рука об руку с строительство монастырей и церквей; для епископов и игуменов, не меньше чем князья, претендовали на мирское значение. Нойман оказался перед лицом конфликта: в случае гениально спроектированного крыла монастыря Банз на Брюль, из-за необходимости вставить в здание лестничную клетку. возведен Шлауном в 1725-28 гг.Здесь мы видим в высшей степени его уникальные способности. для создания эффекта неограниченного пространства с помощью оптической иллюзии включение живописных видов и хитростями освещения. В подъезде колодца и банкетные залы Schloss Bruchsal он произвел то, что по согласованности, дизайну, великолепию и освещению — один из лучших шедевры немецкой архитектуры. В церковной архитектуре его самое впечатляющее Созданием была Vierzehnheiligen (Четырнадцать Святых) около Бамберга.Входя в здание, вы попадаете в поток света. Все двигается; внутреннее пространство кажется заключенным в кружащиеся, волнообразные формы: даже на плане он выглядит полностью разрушенным. Четный когда нет особых обстоятельств, как в церкви Четырнадцати Святые, мы видим, что обычный план барочной церкви почти полностью отменили прямую линию, и даже фасады изогнутый.В отличие от фасадов церквей итальянского барокко, немецкие церкви обычно сохранили свои башни. Именно в убранстве этих церквей что это вихревое сочетание форм достигло своего апогея. В церквях в котором сотрудничали братья Асамы, как, например, монастырь церковь в Айнзидельне и церковь кармелитов в Регенсбурге и выше всего, церковь Св. Иоанна Непомука , в Мюнхене, они достигли пределы возможного в сочетании реальности и иллюзии.Эффекты скрытого освещения, включение фрески живопись в лепных украшениях и любой другой возможный иллюзионист уловка, сделать эти церкви похожими на помпезный оперный театр в стиле барокко, теперь как сцена рококо, импровизированная для фестиваля, совершенно без тихая торжественность и благочестие, которые связаны с концепцией Романский или готический Изобразительное искусство.

Стиль барокко, созданный Германом архитекторы распространились на Польшу , страны Балтии , и в конечном итоге на номер Россия .Он имел большое сходство с итальянским барокко, с добавление еще большей тенденции к пышному декору, особенно интерьера; он также отличался от итальянских форм тем, что избегал резких контрастов света и тьмы в пользу более рассеянного и безмятежное сияние. Две особенности также предвещали рококо. стиль, который должен был его сменить, стиль, который нашел свое самое широкое применение в этих странах и иногда были работой одних и тех же архитекторов, например Поппельманн, Нейман и Кувиллис.В двух основных формах строительства, церквей и дворцов, барокко немецкоязычных страны довольно последовательно придерживались нескольких основных дизайнов. О церквях устройство двух боковых башен, с которыми экспериментировал Борромини был принят повсеместно. Иногда это доходило до того, что генеральный план, как это сделал Фишер фон Эрлах в Вена на своем Карлскирхе . На этом центрально запланированном здании, чтобы включая башни, которые он добавил, как отдельно стоящие, пустые конструкции на по обе стороны от основного корпуса церкви.Все здание является примером театральная концепция в большом стиле, ее форма подчеркнута двумя колонны, напоминающие колонну Траяна в Риме, которые стоят рядом башни. Между тем в дизайне дворцов образцом был Версаль; но Германские архитекторы вообще показали себя способными превзойти этот пример. в артикуляции больших масс кладки, акцентируя центральное часть здания, а иногда и боковые части.

Испанский и Архитектура португальского барокко

Одновременно с распространением его влияния к северу от Альп итальянское барокко также утвердилось в Испании и Португалии. В этих странах не было препятствий для его успеха, но и здесь разработан полностью индивидуальный стиль. Его характерная черта, действительно единственная особенность, Характерной чертой было обилие декора. Какой бы ни была форма здания это казалось просто предлогом для украшения, инкрустирующего его.Этому результату способствовали многие факторы, главными из которых были мавританские традиции, все еще живые на Пиренейском полуострове, и влияние доколумбовское искусство Америки, с его фантастический декоративный словарь. Этот особый стиль, известный как « Churrigueresque ». от фамилии, Churriguera , из династии испанских архитекторов которые были особенно тесно связаны с ней, доминировали в Испании и Португалия на два столетия перешла в их южноамериканские колонии, где декоративный аспект был, по возможности, усилен до безумия орнамента.Его ценность, возможно, спорна, но как стиль она безусловно узнаваем, в своей подчиненности все убранству.

Градостроительство

Выходя за рамки внешнего вида человека зданий, ряд более общих тем также были типичны для барокко. стиль архитектуры. Во-первых, архитекторы в стиле барокко были первыми, кто практически вплотную подошел к задаче градостроительства. чем в теории.В основном они разобрались с этим с точки зрения цирка и прямая дорога . В ткань города врезаются цирки, в каждом из них преобладает некое строение, церковь, дворец, фонтан и затем соединил эти точки с сетью длинных прямых улиц, так сказать, у этих структур. Это было не идеальное решение, но оно был гениальным для того времени. Действительно, впервые была разработана система для планирования или перепланировки города, делая его красивее, театральнее, а главное понятнее, потому что подчиняется правилу.Через использование таких схем для градостроительства, которые аналогичны схемам Французский тип сада, задуманный по тому же принципу, развился здесь. великие монументальные фонтаны, в которых архитектура, скульптура и вода объединяется, чтобы сформировать идеальный центральный элемент и выразить барокко чувство сценографии и движения. Не случайно Рим, город, который больше, чем любой другой, был спланирован по новым нормам XVII века — это преимущественно город фонтанов.

внутренний Дизайн интерьера

Рассмотрены две другие характерные темы архитекторами эпохи барокко касались внутренних внутренних конструкций: комплекс великие лестницы , которые стали появляться во всех аристократических постройках начиная с семнадцатого века, иногда становясь доминирующим характерная черта; и галерея, изначально широкий, украшенный коридор, и еще один экспонат, из которых Galerie des Glaces в Версаль выдающийся пример.Часто галерея, как и многие другие помещения в период барокко, был бы написан иллюзионистскими сценами, передающими реалистичное расширение во всех направлениях самой галереи, которое часто фактически вторгаются в архитектуру, сводя ее к второстепенному роль.

Барокко — это, по сути, искусство иллюзия , в которой все уловки рисования сцены, ложная перспектива и trompe-l’oeil , используются без колебаний для достижения общей эффект.Это был также первый шаг назад к концепции, которую Средние века знали, но что заброшено Высокое Возрождение, подчинение живописи и скульптуры пластическому единству здания они должны были украсить алтарь эпохи Возрождения или статуя задумывалась как изолированная вещь сама по себе, без особого отношения к своему окружению; Барокко роспись или резьба являются неотъемлемой частью его установки, и в случае удаления от него теряет почти весь свой эффект.

Изящное искусство девятнадцатого века, необарокко Revival
Модель Beaux-Arts является частью непреходящего наследия искусства барокко. стиль архитектуры. Сочетание неоренессанса и необарокко конструкции, архитектура Beaux-Arts появилась в 19 веке, и была продвинута выпускниками Ecole des Beaux-Arts в Париже. В Соединенных Штатах стиль Beaux-Arts был представлен Ричардом. Моррис Хант (1827-95) и Касс Гилберт (1859-1934).Подробнее о влиянии 17 века проекты современных зданий, см .: Архитектура 19 век.

Дополнительные ресурсы

Для подробностей о величайших архитекторов стиля барокко по всей Европе см .:

ИТАЛИЯ
Художники итальянского барокко.
ИСПАНИЯ
Испанское барокко и испанский язык Художники барокко.
ФРАНЦИЯ
Художники французского барокко.
ФЛАНДЕРЫ
Фламандское барокко Art.
НИДЕРЛАНДЫ
Голландское барокко Art.
ГЕРМАНИЯ
Художники немецкого барокко.
РОССИЯ
Архитектура русского барокко в России, начавшаяся до время петровского искусства в Петербурге (1686-1725), полагались почти исключительно на иностранных архитекторов, в том числе: Бартоломео Растрелли (1700-71), Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Готфрид Шадель, Леблон, Микетти и Матарнови. Среди российских архитекторов только Михаил Земцов. (1688-1743) играл ведущую роль.

Архитектура барокко — великие постройки

Версальский дворец , работы Андре Ле Нотра, Луи Ле Вау, Жюля Ардуэна-Мансара, Шарля Ле Бруна, Робера де Котта, Анж-Жанка Багриэля в Версале, Франция, с 1661 по 1774 год.

Церковь Христа , Николас Хоксмур, в Спиталфилдс, Лондон, Англия, с 1715 по 1729 год.

Город Кито, коллективный, в Кито, Эквадор, с 1550 по 1900 год.

Церковь аббатства Айнзидельн , автор Каспар Моосбруггер, в Айнзидельне, Швейцария, с 1719 по 1735 год.

Фасиль Гебби, неизвестно, в Фасил Гебби, регион Гондэр, Эфиопия, примерно с 15 по 1700 год.

Библиотека Фрайзинга, неизвестно, в Фрайзинге, Обербайерн, Германия, с 1732 по 1738 год.

Galleria Vittorio Emanuele Джузеппе Менгони в Милане, Италия, спроектирован в 1861 году, построен с 1865 по 1877 год.

Karlskirche , Иоганн Фишер фон Эрлах, в Вене, Австрия, с 1715 по 1737 год.

Библиотека Лаврентия , Микеланджело, во Флоренции, Италия, 1525 г.

Библиотека в Виблингене , Кристиан Видерманн, в Ульме, Вюртемберг, Германия, 1744.

Новая лютеранская церковь , Адриен Дортсман, в Амстердаме, Нидерланды, 1668.

Пантеон в Париже , Жак Жермен Суффло, в Париже, Франция, с 1756 по 1797 год.

Парижская опера Шарля Гарнье в Париже, Франция, 1857–1874 гг.

Piazza Navona , автор Бернини, Рим, Италия, 1600-е годы.

Piazza di Spagna, или Испанская лестница , работы Алессандро Спекки, в Риме, Италия, с 1721 по 1725 год.

Площадь Святого Петра , работы Бернини, в Ватикане, окруженная Римом, Италия, с 1656 по 1667 год.

S. Ivo della Sapienza , автор Frencesco Borromini, в Риме, Италия, с 1642 по 1650 год.

S. Carlo Alle Quattro Fontane , автор Frencesco Borromini, в Риме, Италия, с 1638 по 1641 год.

Собор Святого Павла , работы сэра Кристофера Рена, в Лондоне, Англия, Великобритания, с 1675 по 1710 год.

Сан-Лоренцо, Турин , Гуарино Гуарини, в Турине, Италия, с 1666 по 1679 год.

Церковь Сан-Марта , Констанцо Микела, в Алье, недалеко от Турина, Италия, 1740–1758 гг.

Сант-Андреа-аль-Квиринале , автор Бернини, в Риме, Италия, с 1658 по 1665 год.

Часовня Синдоне работы Гуарино Гуарини в Турине, Италия, с 1667 по 1690 год.

Библиотека Святого Флориана, автор Якоб Прандтауэр и Готтхард Хайбергер, Линц, Австрия, с 1744 по 1750 год.

Церковь Святого Иоанна Непомука , автор Ян Блазей Сантини-Айхель, на Зеленой Горе, Чешская Республика, с 1719 по 1720 год.

Санкт-Мартин-в-полях , Джеймс Гиббс, на Трафальгарской площади, Лондон, Англия, с 1722 по 1726 год.

Сент-Мэри-ле-Странд , Джеймс Гиббс, в Стрэнде, Лондон, Англия, с 1714 по 1717 год.

Уолбрук Св. Стефана , сэр Кристофер Рен, Лондон, Англия, Великобритания, с 1672 по 1687 год.

Vierzehnheiligen , Иоганна Бальтазара Ноймана, недалеко от Бамберга, Германия, с 1743 по 1772 год.

Паломническая церковь в Визе , работы Йохана и Доминика Циммерман, в Визе, недалеко от Мюнхена, Германия, 1754 год.

Искусство и архитектура барокко — определение искусства и архитектуры барокко по The Free Dictionary

ba · roque

(bə-rōk ′) прил.

1. также Барокко Of, относящееся к стилю в искусстве и архитектуре, развивавшемуся в Европе с начала 17 до середины 18 века, или характерный для него, подчеркивая драматический, часто напряженный эффект и типичный для смелых, изогнутых форм , сложный орнамент и общий баланс разрозненных частей.

2. также Барокко Музыка Of, относящаяся или характерная для стиля композиции, процветавшего в Европе примерно с 1600 по 1750 год, отмеченного выразительным диссонансом и сложным орнаментом.

3. Экстравагантный, сложный или причудливый, особенно в орнаменте: «барочный, закодированный язык постструктурной теории права и литературы» (Венди Каминер).

4. Необычной формы: жемчуг барокко.

н. также Барокко

Стиль или период барокко в искусстве, архитектуре или музыке.


[французский, от итальянского barocco, несовершенный жемчуг и от португальского barroco.]


ba · roque’ly нареч.

барокко н.

Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016 Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt.Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

барокко

(bəˈrɒk; bəˈrəʊk) n ( часто заглавная )

1. (Архитектура) стиль архитектуры и декоративного искусства, который процветал по всей Европе с конца 16 до начала 18 века и характеризовался обширным орнамент

2. (Классическая музыка) музыкальный стиль 17-го века, характеризующийся широким использованием глубоких басов и орнаментов

3. (художественные термины) любой богато украшенный или сильно орнаментированный стиль

прил.

4. (исторические термины) обозначающий, относящийся к барокко или относящийся к нему

5. (ювелирные изделия) (из жемчуга) неправильной формы

[C18: с французского, с португальского barroco грубая жемчужина или жемчужина несовершенной формы]

Словарь английского языка Коллинза — полный и несокращенный, 12-е издание, 2014 г. © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009 , 2011, 2014

ba • roque

(bəˈroʊk)

прил.

1. ( часто кап. ) или обозначающий стиль архитектуры и искусства начала 17 — середины 18 века, характеризующийся криволинейными формами, пышным декором, формами, предполагающими движение, и драматическим эффектом.

2. ( иногда кап. ) музыкального периода после Возрождения или относящегося к нему, примерно с 1600 по 1750 год.

3. экстравагантно богато украшенный характер или стиль: письмо в стиле барокко.

4. Необычной формы: жемчуг барокко.

н.

5. ( часто ок. ) стиль или период барокко.

6. жемчужина неправильной формы.

[1755–65; <Французский <Португальский barroco, barroca жемчужина неправильной формы (неизвестного происхождения)]

Random House Словарь колледжа Кернермана Вебстера, © 2010 K Dictionaries Ltd. Copyright 2005, 1997, 1991, Random House, Inc.Все права защищены.

барокко

богато украшенный вид искусства или орнамента. — барокко, прил.

См. Также: Архитектура, искусство

-Ologies & -Isms. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

барокко

1. Музыкальный стиль, характеризующийся орнаментом и использованием контрапункта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *