Барокко в: Baroque Art — History, Artists, Artworks

Западное барокко в российской интерпретации

2011/1(3)

Содержание

Теоретическая культурология

Межуев В.М.

Размышления о культуре
и культурологи: культурология
в системе современного гуманитарного знания (Статья 2)

Пелипенко А.А.

Наброски к манифесту смыслогенетической теории культуры

Историческая культурология

Вишленкова Е.А.

Темпоральность
и восприятие времени
в российском университете XIX в.
(Часть 1)

Прикладная культурология

Астафьева О.Н.

Культурная политика:
теоретическое понятие
и управленческая деятельность (Лекции 4–5)

Быховская И.

М.

Спорт: культурологические векторы анализа феномена

Гуманитарные исследования

Жукова О.А.

Духовный опыт и культура разума: религиозно-философская традиция в университетском образовании

Малая культурологическая энциклопедия

Бондарев А.В.

Эдуард Саркисович Маркарян:
памяти ученого

Шестаков В.П.

Западное барокко в российской интерпретации

Юбилейные даты

К 90-летию
Георгия Степановича Кнабе

Мошняга П.А.

Корифеи гуманитарной мысли России

Рецензии

Суханова Т.Н.

Theatrum mundi. Современный театральный процесс
в пространстве культурологии:
рецензия на книгу: А.В. Вислова «Русский театр на сломе эпох.
Рубеж ХХ–ХХI веков»
(М. : Университетская книга, 2009. 288 с.)

Чистякова В.О.

«Тот, который не стрелял»:
рецензия на кинофильмы

«Журавли над Ильменем»
и «Снайпер Саха»
(киностудия «Сахафильм»)

Научная жизнь

Международный научный конгресс
«Польша – Россия. Трудные вопросы. Три нарратива:
история, литература, фильм»
(5–7 октября 2010 г., Польша)

К Международному дню дерева

Севан О.Г.

Культура дерева – дерево в культуре

Севан О.Г.

Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде

 

УДК 008.009

Шестаков В.П.

Западное барокко в российской интерпретации

 Открыть PDF
 

Интерпретация и понимание барокко в российской научной традиции делает свои первые запоздалые шаги. В данной области много еще неизученного и неясного. Прежде всего, это относится к самому термину «барокко». Наиболее традиционным является выведение данного понятия от итальянского термина “barocco” или “barock”, что означает жемчуг неправильной формы. С таким пониманием были связаны первоначальные негативные оценки произведений барочного искусства, которые высказывали многочисленные противники из числа бурно рождающегося клана классицистов.
Другое объяснение термина связано с именем итальянского художника Федерико Бароччи (1526–1612). Существуют и другие варианты, которые все еще нуждаются в объяснении и проверке. Не меньшую трудность вызывает обсуждение вопроса о том, что такое барокко – эпоха в европейской истории или определенный художественный стиль? В отечественной искусствоведческой литературе господствует второе понимание. Но если проводить параллель барокко с Ренессансом, то вполне возможно говорить об
эпохе барокко
, точно так же, как мы говорим об эпохе Возрождения. Но тогда следует выяснить основные черты этой эпохи и определить, чем она отличается от эпохи Возрождения. К сожалению, такого рода исследования еще только предстоит провести нашим историкам и искусствоведам.

Известную сложность представляет факт, что барокко своеобразно и оригинально развивалось в разных видах искусства – поэзии, музыке и изобразительных искусствах. В каждом из них существовали региональные школы и многочисленные объединения художников. В связи с этим существует известная разобщенность в исследованиях литературоведов, музыковедов и искусствоведов, которые занимаются только своим, узкоспециальным видом искусства, игнорируя связь между собой других его видов. Между тем очевидно, что, несмотря на разнообразие жанровых и национальных форм, барокко обладает и общими чертами, характеризующими процесс развития искусства между Ренессансом и классицизмом. Поэтому успех исследования зависит от того, в какой мере возможен

целостный взгляд на барокко как на универсальное явление в европейском искусстве.

Барокко приходит на смену искусству и эстетике Возрождения и в своих теоретических принципах от них отталкивается. Главным принципом эстетики Ренессанса была, как известно, глубокая вера в гармонию как онтологический, так и нравственно-эстетический принцип. Деятели Возрождения – гуманисты, философы, художники, писатели – верили в гармоничное устройств?@??????8@5 BEрдерной системе, строгой пропорциональности. Так, французский архитектор Фреар де Шамбре осуждает тех «скудоумных» архитекторов, которые «будучи не в силах познать универсальную природу искусства, вынуждены заниматься мелочами, от которых не могут отказаться, поскольку нет у них другой цели и сами по себе они бесплодны: идеи их столь неразумны и низки, что не способны они произвести ничего, кроме декоративных масок, дрянных рамочек и прочих смехотворных гротескных украшений, которыми поистине кишит новая архитектура» 

[6].   Эта негативная оценка барочной архитектуры сохраняется на протяжении нескольких столетий. Мы встречаем ее даже у такого маститого, но, правда, склонного к эстетству автора, как Бенедетто Кроче. По его словам, «барокко представляет собой нечто вроде уродства в искусстве и поэтому не имеет к искусству никакого отношения: напротив, оно совершенно чуждо искусству, у которого заимствовало облик и наименование, проникло в его сферу и подменило его собой. Не подчиняясь закону художественной цельности, восставая против него или обходя его, барокко очевидным образом подчиняется другому закону, а именно закону наслаждения, комфорта, каприза, иными словами, закону утилитарному или гедонистическому, кому нравится. Поэтому барокко, как все разновидности уродства в искусстве, опирается на практические потребности» 
[7
].

Однако к началу XX в. происходят серьезные изменения в оценке барокко. В этом отношении самым показательным выступлением является книга австрийского искусствоведа Алоиза Ригля «Истоки барочного искусства в Риме» (1897). Автор обращает внимание на достоинства венского барокко, связанного с творчеством архитектора Фишера фон Эрлаха, на развитие барокко в южной Германии, Бельгии и Испании и в других странах Европы. Все региональные стили, по его мнению, вырастают, как из общего корня, из итальянского барочного стиля. Австрийский исследователь отмечает, что барокко берет начало из позднего Ренессанса, что стиль восходит к творчеству Микеланджело и Корреджо. Ригль предлагает и свою периодизацию искусства итальянского барокко. Во-первых, это период до 1630 г., когда определенные черты, свойственные данному стилю, вырабатываются в архитектуре и живописи. Второй период начинается после 1630 г., когда доминирующим видом искусства становится скульптура, и на авансцену выходит творчество Бернини. Иными словами, для Ригля барокко – это серьезное и плодотворное искусство, которое требует своего изучения. «Нет сомнений, – пишет он, – что для искусствоведа углубленное изучение итальянского барочного искусства полезно и плодотворно» 

[8].

С Алоиза Ригля начинается новая эпоха в искусствознании. Теперь барокко понимается не как система извращенных и произвольных образов, культивирующих уродство и экстравагантность, но как важная страница в истории искусства. Из данного убеждения исходит и швейцарский писатель, историк, искусствовед Генрих Вёльфлин в известной работе «Ренессанс и барокко» (1888). Это – первая книга молодого ученого, открывающего для себя искусство барокко, которое вполне сопоставимо с искусством Возрождения. Данную методологию исследователь сохраняет и в более поздних работах, в частности, в книге «Основные понятия истории искусства» (1915). Правда, признавая правомерность барокко, Вёльфлин сохраняет некоторые традиционные предрассудки в отношении этого искусства. В частности, он утверждает, что «в отличие от Ренессанса барокко развивается без всяких теорий. У этого стиля нет образцов. Создается впечатление, что никто не вступает на новый путь из принципа» 

[9].  Сегодня суждения подобного рода вызывают естественные сомнения. Если барокко понимать не только как изобразительное искусство, но также как поэзию и музыку, то оказывается, что оно не так уж бедно в теоретическом отношении. В 20–30-х гг. ХХ в. на Западе появились многочисленные публикации по проблемам барокко. К его изучению обращаются видные историки искусства, такие как В.Вайсбах, М.Дворжак, Г.Зедльмайр 
[10
].

В России большой вклад в изучение барокко как определенного исторического стиля внесли ученые Всесоюзного научно-исследовательского института истории искусств АН СССР. В 1966 г. была издана книга «Ренессанс, барокко, классицизм». В статье, посвященной стилю барокко, Б.Р.Виппер, в частности, писал: «Стиль барокко нельзя исчерпать, характеризуя его только как явление упадка, разложения, деградации традиций Возрождения. Барокко имеет и реакционные, и прогрессивные тенденции; разрушая многие классические традиции, барокко вместе с тем создает новые ценности, обладающие непреходящим значением» [11].

Крупным отечественным знатоком европейского барокко был литературовед И.Н.Голенищев-Кутузов (1904−1969). Он вернулся в Россию из Югославии после Второй мировой войны и издал на родине несколько книг, посвященных итальянской литературе. В частности, книгу о Данте и о средневековой литературе Италии. Мы познакомились в начале 1960-х гг., когда я принимал участие в подготовке к печати антологии по эстетике в пяти томах с пространным названием «История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли». Как составитель и редактор я издал три тома, как мне кажется, самые интересные. В то время Академия художеств едва ли стала бы сотрудничать с эмигрантом, только что вернувшимся в Россию из-за границы, – ксенофобия была в крови у советских чиновников от культуры. Пойдя против течения, для второго тома этого издания я заказал Голенищеву-Кутузову материалы по Италии XVII–XVIII вв. Он прекрасно справился с работой и, главное, отметил положительное значение барокко для развития всей европейской культуры. «В XIX веке, – писал он, – историки культуры сузили понятие “барокко”, ограничив его изобразительными искусствами, но в ХХ веке этот термин стал применяться и к литературе… Писатели и теоретики барокко не отреклись от имени гуманистов, ощущали связь с XVI веком, но и в то же время повторяли, что несут новое восприятие мира, отличное не только от ренессансного, но и от античного… Вёльфлин в конце прошлого века предложил несколько основных принципов для понимания искусства барокко. У художников и скульпторов барокко он видел переход от “линейного” изображения к живописному. Само ощущение форм приходит с поверхности предметов в глубину, сливаясь с бесконечностью. Прямая линия нарушается, восприятие плоскости исчезает, изогнутая линия стремится к бесконечности. Это мир не Птоломея, а Бруно» [12].

Таким образом, И.Н. Голенищев-Кутузов рассматривает поэтику барокко в синтезе с изобразительным искусством, что делает целостной его интерпретацию искусства XVII в. Исследователь обратил внимание на теоретические источники, подготовил для антологии по эстетике переводы теоретиков барокко (Дж.Марино, Э.Тезауро, Д.Бартоли), показал оригинальность их мысли в сравнении как с ушедшим Возрождением, так и с наступающим классицизмом. Его вклад в понимание культуры и эстетики XVII в. является весьма значимым и весомым.

В заключение краткого обзора публикаций, посвященных стилю барокко, хочется упомянуть одно из немногочленных последних отечественных изданий. Это книга Александра Якимовича «Новое время. Искусство и культура XVII–XVIII веков» (2004), в которой автор пространно пишет о барокко как художественном стиле в искусстве. Для него это искусство вседозволенности, нарушения меры, культурных и художественных норм.

Бурное развитие барокко происходило по двум главным линиям. Прежде всего, это было движение на Запад – из Италии во Францию, Испанию, Англию. Но был еще один вектор – восточный, благодаря которому барокко распространялось в страны Восточной Европы – Польшу, Украину, Россию. Мы не имеем никаких документальных свидетельств о теоретических идеях восточного барокко, но очевидно его влияние на архитектуру, поэзию и даже политическую мысль этих стран.

В XVII и XVIII вв. барочная архитектура получила широкое распространение в России, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге. Строительство северной столицы в период царствования Петра I было ориентировано на парадные и торжественные формы, связанные с прославлением нарождающейся национальной идеи. В переводах и изданиях западных архитектурных трактатов в Петровскую эпоху появились приложения, которые способствовали адаптации мировой архитектуры к русским условиям. «Издание трактата Виньолы способствовало быстрому распространению ордерной архитектуры в том ее понимании, которое было характерно для позднего Возрождения, близкого к барокко, когда ордер утрачивал конструктивный смысл, превращаясь в декоративную систему. Такая ордерная архитектура, удовлетворявшая правительство своей новизной и представительностью, как нельзя лучше отвечала бытовавшему дотоле пониманию ордера» [13].

Современные историки искусства отмечают, что барокко было влиятельно в странах северной и восточной Европы, в частности, в России. Как пишет Виктор Тапье в книге «Барокко и классицизм» (1986), «в протестантских странах барокко не прижилось по сходным причинам, обусловленным в данном случае потребностями торговой экономики, привычкой к расчету и прогрессом математических наук, что в целом создавало совершенно иную форму интеллектуальной жизни и приверженность к иным религиозным концепциям. Весьма знаменательно, что общества домениального характера – такие как Россия после Смутного времени или колониальные страны Америки – с энтузиазмом принимали барочное искусство» [14]

Барокко, как восточное, так и западное, развивалось в борьбе и в соревновании с классицизмом, который претендовал на общеевропейское господство в художественной культуре. Классицизм апеллировал к республиканским добродетелям, символам античной демократии, достижениям греческого и римского искусства. Он был востребован в равной степени республиканскими странами и абсолютными монархиями. В конечном счете, классицизм победил, он стал господствующей доктриной как в искусстве, так и теории. Этому способствовали и программы многочисленных академий искусств, которые были основаны в Европе. Они превратились в инструмент государственного контроля над искусством. Барокко подверглось осмеянию как эксцентрическая теория искусства, а в последующем и просто замалчиванию. Но при этом классицисты, провозгласив незыблемость художественных правил и норм рассудочного ума, утратили глубину понимания мира, связь с воображением и чувством. Хочется надеяться, что в будущем историческая роль барокко в становлении европейской культуры будет восстановлена. Похоже, что сбывается предсказание Якоба Буркхардта, который в книге о Рубенсе писал, что в будущем барочное искусство будут воспринимать с большим вниманием и симпатией. Но для этого необходима серьезная систематическая работа по собиранию и анализу документов эпохи барокко. Реставрация здания Российского института культурологии, построенного в стиле барокко, – один из шагов в данном направлении.
 
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] История эстетики: памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. М., 1964. Т. 2. С. 622.

[2] Там же.

[3] Гомбрих Э. История искусства. М., 1998. С. 339–340.

[4] Там же. С. 625.

[5] Цит. по: Дасса Фр. Барокко. М., 2002. С. 131.

[6] Там же. С. 133.

[7] Там же. С. 145−146.

[8] Там же. С. 144.

[9] Там же. С. 142.

[10] Weisbach W. Der Barock als Kunst der Gegenreformation. Berlin, 1925.

[11] Ренессанс, барокко, классицизм. М., 1966. С. 263.

[12] История эстетики…Т. 2. С. 601–603.

[13] История европейского искусствознания: от античности до конца XVIII века. М., 1963.

[14] Цит. по: Дасса Фр. Барокко… С. 149.
 

© Шестаков В.П., 2011

Статья поступила в редакцию 10 февраля 2011 г.


Шестаков Вячеслав Павлович,
доктор философских наук, профессор,
заведующий Сектором теории искусств
Российского института культурологии (Москва)
e-mail: [email protected]

Наверх


 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии.  
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152

Наш баннер:

Наши партнеры:

 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский

    институт культурного

    и природного наследия

    имени Д.С.Лихачева,

    2014-2023.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка — Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the Russian Scientific Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev

Написать администратору сайта / Website manager

 

Журнальный столик в стиле Барокко в г. Москва

В светлых тонах В тёмных тонах

Сортировать: по умолчаниюпо цене, по возрастаниюпо цене, по убываниюпо алфавиту от А до Япо алфавиту от Я до А

new sale hit Нет в наличии столик круглый Джоконда крем глянец

Цена

19868

11921

Габариты

Ширина

75 см

x

Глубина

75 см

x

Высота

45 см

new sale hit Нет в наличии столик прямоугольный Джоконда крем глянец

Цена

19868

11921

Габариты

Ширина

90 см

x

Глубина

60 см

x

Высота

45 см

new sale hit Нет в наличии столик круглый Джоконда корень дуба глянец

Цена

19868

11921

Габариты

Ширина

75 см

x

Глубина

75 см

x

Высота

45 см

new sale hit Нет в наличии столик прямоугольный Джоконда корень дуба глянец

Цена

19868

11921

Габариты

Ширина

90 см

x

Глубина

60 см

x

Высота

45 см

new sale hit Нет в наличии столик круглый Мона Лиза крем

Цена

19868

11921

Габариты

Ширина

75 см

x

Глубина

75 см

x

Высота

45 см

new sale hit Нет в наличии столик прямоугольный Мона Лиза крем

Цена

19868

11921

Габариты

Ширина

90 см

x

Глубина

60 см

x

Высота

45 см

new sale hit Нет в наличии столик круглый Илона караваджо

Цена

19868

11921

Габариты

Ширина

75 см

x

Глубина

75 см

x

Высота

45 см

new sale hit Нет в наличии столик прямоугольный Илона караваджо

Цена

19868

11921

Габариты

Ширина

90 см

x

Глубина

60 см

x

Высота

45 см

Барокко в Италии — В лучах этого великолепного мира искусства

В новом выпуске сестры MAG автор Джулия Лаукерт фокусируется на стилистическом периоде барокко – с прицелом на Италию. Барокко символизирует щедрость, уверенность в себе и мужество. Полное развитие периода стиля читайте здесь.

В сиянии этого великолепного мира искусства

Период стиля барокко охватывает глобальную империю искусства: сакральное и светское великолепие, изогнутые фасады, драматическая светотеневая живопись, театральные скульптуры и роскошные потолочные фрески. Барокко символизирует щедрость, уверенность в себе и мужество.

Колыбель этой эпохи находится в Риме в эпоху папства, около 1600 года. Католическая церковь была главным катализатором развития этого нового стиля, слияния всех искусств, создавшего впечатляющее единство между архитектурой, скульптурой, и живопись.

В переводе с итальянского слово «барокко» буквально означает «кривой» или «неправильный». Хотя барокко означает сильное движение архитектурных и декоративных элементов, оно совсем не капризно. Его язык имеет строгую основу. Рим стимулировал развитие базовой структуры вокруг различных стилей барокко, которые вышли за границы и превратились в глобальное движение.

Из Италии стиль барокко распространился в другие европейские страны примерно в середине 17 века. Стиль окончательно исчез в середине 18 века. Он делится на раннее, высокое и позднее барокко. Последняя фаза также известна как рококо.

Барокко в Италии: Архитектура

Барокко — великий век церквей. Первым зданием в стиле барокко является Il Gesù, главная иезуитская церковь в Риме.

Начатый в 1568 году проект Иль Джезу сочетает в себе самые важные элементы стиля барокко. Двухэтажный фасад приводит здание в движение по улице. Это продолжается в ритмичном оформлении помещений внутри храма. Стремительные линии стен, внушительные колонны и колонны, разнообразное членение стен и помещений, сильный эффект рельефа, органическое слияние элементов и взорванные фронтоны типичны для архитектуры барокко как внутри, так и снаружи. Интерьеры в стиле барокко можно узнать по изысканным украшениям из драгоценных материалов, таких как золото, серебро или мрамор. Неф в церквях этого стиля короче и шире, чем в романских или готических постройках.

В церковной архитектуре в стиле барокко мастера-строители экспериментировали со светом и ранее неизвестным взаимодействием декора и архитектуры, что привело к единой сценографии. Позже критики обвиняют эту праздничную архитектуру в иррациональности и опьянении. Но архитектура барокко не произвольна и не безудержно спонтанна. Он выражает идею системы порядка, охватывающей все проявления жизни. Он предстает как отражение мировоззрения, которому присущи похоть и религиозный экстаз.

Барокко в Италии: Скульптура

Архитектура барокко формирует основу для великолепного произведения искусства: скульптуры и картины составляют архитектурную концепцию, для которой они созданы. Таким образом, в период барокко перед скульптурой стояла задача расставлять архитектурные акценты в оформлении церковных зданий или площадей (например, Пьяцца Навоне или площадь Святого Петра в Риме). Барочная скульптура нуждается в связи с местом, где она находится, чтобы раскрыть свой пафос. Как часть творчества барокко, скульптура часто переплетается с живописью или позволяет массивной, движущейся архитектуре плавно перетекать в себя. Снаружи он заполняет укромные уголки, ворота, балконы, перила или вершины фронтонов.

Стилистически скульптуры в стиле барокко характеризуются свободными, эмоциональными и часто очень живыми формами выражения, которые могут граничить с экстатичностью. Часто невероятные фигуры, кажется, предаются моментам волнения, религиозной преданности или похоти и боли. Напряжение и настроение, экспансивный размах жестов, взметнутые бурей одежды, эффекты света и тени — мастерские приемы, использованные их скульпторами.

Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680) был скульптором, который определил эту эпоху. Его виртуозные работы в Риме, такие как группы статуй на вилле Боргезе, обстановка собора Святого Петра или Фонтан Четырех рек, сделали Бернини воплощением барочной скульптуры в Риме и за его пределами.

Барокко в Италии: Фрески

При входе в церковь в стиле барокко архитектурно-скульптурный дизайн неизбежно притягивает взгляд зрителя к расписному куполу, откуда открывается вид на «небо». Художники эпохи барокко, создававшие шедевры на головокружительной высоте, использовали тонкое известковое покрытие с цветным свечением для создания на потолке взрывов цвета, которые и по сей день затмевают серьезность архитектуры.

Потолочные росписи католических церквей демонстрируют великолепие барокко, переросшее в »theatrum sacrum», сакральный театр. Фресковая живопись приобрела беспрецедентное значение, которого больше никогда не видели. Потолки, купола и стены покрыты спасительными или мифологическими образами. Содержание этих картин продумано до мельчайших деталей, а священнослужители разрабатывают целые программы для картин. Любимица языка барокко — аллегория: люди предстают как понятия, такие как добродетели и пороки.

Для живописи в стиле барокко характерно использование сильных световых эффектов, яркого цвета, иллюзионизма и движения, а также переходы от построенного к нарисованному пространству. Индивидуальные выражения разных жанров в манере барокко предстают как церемониальный акт искусства.

Барокко в Риме | Rick Steves Classroom Europe

После беглого осмотра Испанской лестницы и рынка Кампо-де-Фьори мы переходим к барокко. Скульптор Бернини был мастером этого драматического, эмоционально заряженного искусства. Мы видим его шедевры в церкви и в галерее Боргезе.

Полный сценарий видео

По мере того, как ритм повседневной жизни набирает обороты, знаменитая Испанская лестница , сегодня украшенная азалиями, наполняется людьми. Вот уже более 200 лет здесь собираются романтики, чтобы насладиться небольшой dolce vita осмотром достопримечательностей. И это остается популярным местом, где можно насладиться радостью просто пребывания в Риме.

Рик : Scusi signora, голубь Кампо деи Фьори?
Женщина : È là .
Рик : Грейзи .
Женщина : Беременная .

Еще одно красочное место сбора римлян — Campo de’ Fiori . Буквально «поле цветов», это уже давно ароматный и оживленный рынок. Рынок процветает по утрам. То, что будет сезонным во время вашего визита, будет любимо местными поварами и включено в их ежедневное меню. Мы здесь в мае — и это пунтерелле , спаржа и артишоки.

Приходите ли вы за продуктами или просто прогуляться, Кампо-деи-Фьори является одним из любимых общественных мест Рима.

В то время как улицы и площади Рима полны людей, в его бесчисленных церквях полно произведений искусства. Загляните практически в любую церковь, и вы едва ли знаете, где искать. Это потому, что они оформлены в стиле барокко.

Каждый дюйм покрыт орнаментом — о-вау, спиральные колонны, обрамляющие сцены, которые почти оживают; амуры кувыркаются, а потолки открываются в небеса.

После интеллектуальной природы Ренессанса, барокко, которое последовало за ним, было эмоциональным. К 1500 году художники эпохи Возрождения освоили реализм. Теперь, примерно в 1600 году, художники эпохи барокко вышли за рамки реализма, чтобы поразить своих зрителей изобилием. Искусство барокко было пропагандой. Он служил нуждам божественных монархов и церкви. Потянув за эмоциональные ниточки, он убедил людей повиноваться.

Рим является родиной стиля барокко, а Джан Лоренцо Бернини, живший и работавший здесь в 17 веке, считается его отцом.

Внешне незначительные церкви, такие как Санта-Мария-делла-Виттория , отличаются роскошным интерьером. И, если вы знаете, где искать важные барочные сокровища, спрячьтесь. Бернини спроектировал эту боковую часовню как театр — члены семьи, которые заплатили за искусство, смотрели со своих мест в ложе.

Мастер Бернини оживляет реальность эмоциями. Центральная сцена — Экстаз Святой Терезы . Бернини передает чувство, описанное Терезой, когда ангел пронзил ее сердце небесной стрелой: «Боль была настолько острой, что я громко закричала. Но в то же время я испытала такое наслаждение, что мне хотелось, чтобы это длилось вечно».

Исследуя Рим пешком, вы чередуете мирные переулки и оживленные магистрали. Над проезжей частью возвышаются стенды Il Gesù , ведущая церковь ордена иезуитов. Это еще одна церковь, полностью украшенная в стиле барокко. Найдите минутку. Поставьте себя на место прихожанина XVII века. Поразитесь великолепию.

Еще раз, это искусство несет в себе сообщение. Католическая церковь, которой угрожали Лютер и движение Реформации, нанесла ответный удар. Здесь этот символ добродетели побеждает протестантов. Решительный херувим вырывает страницы из протестантской книги. И ангел борется со злым змием ереси.

Чтобы сбежать от шума и суеты большого города, отправляйтесь в сады Боргезе, «Центральный парк» Рима. Римляне гордятся своими щедрыми зелеными насаждениями. Этот обширный парк уже давно предлагает людям место, где можно расслабиться, расслабиться и дать детям порезвиться.

Центральным элементом парка является Галерея Боргезе. Когда-то роскошный особняк кардинала, сегодня он приветствует публику.

Как и в случае со многими другими достопримечательностями Европы, для входа требуется предварительное бронирование. Получить его легко — просто позвоните по телефону или посетите веб-сайт, и вы получите время входа. В хороших путеводителях есть все подробности.

Богатая семья Боргезе наполнила свою виллу 17 века произведениями искусства. Это была эпоха, когда богатые и влиятельные не только собирали прекрасное искусство, но и нанимали ведущих художников для украшения своих домов.

Кардинал Боргезе был племянником папы и одним из самых богатых людей Рима. При неограниченных деньгах его дворец ослеплял как изобразительным искусством прошлого, таким как изысканное Deposition Рафаэля, так и лучшим искусством того времени.

В центре каждой комнаты находится шедевр — как этот интригующий образ сестры Наполеона, Полины, работы Кановы. Полированный мрамор реалистичен и даже чувственен.

Бернини Давид учебник Барокко. Полное жизни тело Давида — свернутое, как пружина, с поджатыми губами, когда он готовится убить гиганта — показывает решимость эпохи. Бернини было всего двадцать пять, когда он создал это, и лицо Давида принадлежит ему.

Караваджо затронул ту же тему на холсте. Ухватившись за возможность шокировать своих зрителей, художник Караваджо прокрадывает и автопортрет — на этот раз в виде головы Голиафа.

В духе эпохи барокко картина Бернини «Похищение Персефоны» наполнена эмоциями. Все тело Персефоны, кажется, взывает о помощи, когда Плутон тащит свою добычу в подземный мир. Его трехголовый пес торжествующе воет.

Бернини Аполлон в погоне за Дафной является изюминкой. Аполлон, счастливо раненный стрелой Купидона, преследует Дафну, которая спасена, превратившись в дерево. В типичном стиле барокко Бернини запечатлел момент, когда, когда Аполлон собирается поймать Дафну, ее пальцы превращаются в листья, а пальцы ног пускают корни… и Аполлона ждет один неприятный сюрприз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *