Барокко в европе: Стиль барокко в архитектуре Европы простыми словами

§ 14. Распространение искусства барокко в Европе | Всемирная история

🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

§ 14. Распространение искусства барокко в Европе

Вспомните:

1.Что вы знаете об особенностях развития Германии, Нидерландов, Испаной в XVI-XVII века?

2.Как эти особенности должны были повлиять на развитие искусства?

 

1. Особенности искусства барокко

В конце XVI ст. в Италии родился стиль барокко (От итал. barocco — Прихотливый, причудливый), который в XVII в. распространился в других странах Европы и Америки и просуществовал до конца XVIII в. Искусство эпохи барокко, сохраняя определяющие гуманистические основы суток Возрождения, изменилось по содержанию. Оно стало уделять главное внимание страстям и чувствам человека, сочетать реальное и мнимое.

Чувственный характер этого искусства, в котором художник игнорирует размеры и норму, изображает контрасты, которые создают иллюзию реальности, производит большое впечатление на зрителя. Искусство барокко распространяется как искусство католической Контрреформации. Одновременно в течение XVII века, этого «века барокко», состоялась научная революция, которая положила конец средневековому видению мира.

Великими мастерами живописи эпохи барокко были голландец Рембрандт ван Рейн, фламандец Питер-Пауль Рубенс, испанец Диего Веласкес.

1. Рембрандт ван Рейн(1606-1669). Из многочисленных голландских художников XVII в. он достойно занимает найчильнише место.

В 30-е гг. XVII ст. Рембрандт стал популярным художником Голландии. Известным его сделала картина «Анатомия доктора Тульпа» — групповой портрет доктора Тульпа с учениками. Рембрандт впервые, создавая групповой портрет, решил отказаться от традиционной композиции, где все персоны стоят возле одной, позируя художнику.

На его картине ученики окружили стол в анатомическом театре, на котором лежит труп, и слушают объяснения доктора Тульпа. Художник сумел показать различную реакцию на каждому из лиц учеников. Некоторые из них, как обеспокоены появлением зрителей, смотрят им прямо в глаза. Картина имела огромный успех. Рембрандт получил заказ на написание портретов, а также произведений на библейские и мифологические темы.

Он писал много картин, но все более настойчиво пытался отойти от устоявшихся норм, удивляя современников необычностью творческой манеры. В 1642 г. Рембрандт исполнил на заказ групповой портрет офицеров амстердамской стрелковой роты. Каждый из них заплатил мастеру сто гульденов, рассчитывая занять на картине почетное место, часами позировал стоя … Однако когда портрет под названием «Ночной дозор» было закончено, возмущение офицеров не имело границ: вместо напыщенных, напыщенный воинов, которые уже давно забыли, как нести военную службу, художник нарисовал стрельцов, которые по тревоге выступили в защиту своего города.

Художник воссоздал сцену со настоящей жизни, но заказчики этого не поняли. В 1642 г. умерла жена мастера. Дом и мастерскую Рембрандта, который бережливостью НЕ отличался, продали за долги. Художник поселился в гостинице. Его несчастья продолжались: умерла вторая жена, а впоследствии — единственный сын. Эпилогом жизни и творчества гениального художника стала картина «Возвращение блудного сына» — библейский сюжет о забулдыги, который, потеряв все и вся в жизни, вернулся в родной дом, к отца.

Смерти Рембрандта никто и не заметил. Лишь через несколько веков его имя стало всемирно известным, а картины украсили лучшие музеи и частные коллекции.

2. Питер-Пауль Рубенс(1577-1640) был центральной фигурой фламандского искусства XVII в. Общей чертой, объединявшей фламандское искусство с голландским, была любовь к жизни во всех его проявлениях. Однако, если на картинах голландских мастеров превалировали бытовые сцены, портреты бюргеров и мещан, то фламандские художники должны рисовать то, что устраивало католическую церковь и дворян.

В творчестве Рубенса эти особенности проявились наиболее ярко. Придворный художник испанского наместника во Фландрии, он постоянно был перегружен заказами от дворян, церкви, но находил время выполнять дипломатические поручения. Рубенс написал сотни картин, прославляя в ярких красках силу, мужество, красоту человеческих чувств и поступков.

В Рубенса было много картин на исторические темы. Одна из самых известных серий «Жизнь Марии Медичи» состоит из 21 произведения, где он изобразил и реальных исторических лиц, и мифологических персонажей, воспроизвел реалии тогдашней исторической эпохи.

Творчество Рубенса оказала огромное влияние на становление фламандской школы живописи, а его произведения известны во всем мире.

3. Диего Веласкес (1599-1660). Современники называли этого испанского мастера «художником истины». Д. Веласкес с 1623 до конца своей жизни был придворным художником испанского короля Филиппа IV. Ведущее место в его творчестве занимали портреты. Испанская аристократия не требовала, чтобы ее рисовали красивее, чем она была в действительности, — она гордилась своим происхождением, а не меняющейся красотой. Поэтому испанцы на портретах живописца — холодные, спокойные и уравновешенные. Веласкес писал портреты членов королевской семьи, испанских дворян и их жен. При этом он никогда не отказался от изображения правды, рисовал человека таким, какой она была. Папа Иннокентий, увидев, каким его изобразил Веласкес, после раздумий сказал: «Слишком похож». Увлекался своими портретами и король, говоря, что на них он, «как живой», не замечая, каким посредственным, слабым и бесхарактерным изобразил его автор.

В конце жизни художник создал картину «Пряха», где показал красоту простых женщин-работниц, соткали ковер, а рядом с ними — придворных дам, которые рассматривали готовую работу. Это было последнее большое полотно Веласкеса, который посвятил свою жизнь служению истине кистью художника.

 

2. Шедевры западноевропейской архитектуры

Культура итальянского Возрождения способствовала и большим изменениям в архитектуре. Именно в то время место строителя-ремесленного занял высокообразованный архитектор, который воплощал свои замыслы, опираясь на опыт античных мастеров и научные знания.

Развитие архитектуры Италии эпохи Высокого Возрождения связан с Донато Браманте (1444-1514), который определил направления ее развития XVI ст. Его творчество связано с Римом. Когда папа римский Юлий II принялся перестраивать Рим, его главным архитектором стал Браманте. По его проекту в 1506 г. началось сооружение собора святого Петра в Риме — главного храма католического мира. Однако построить собор Браманте не успел. По поручению папы Павла III Микеланджело доработал проект, по которому строительство было завершено 1590 Собор святого Петра является сейчас наибольшей церковной постройкой не только в Италии, но и во всем мире.

Высота собора — 132 м, площадь — 15 тыс. кв. м (площадь собора святой Софии в Константинополе лишь — 800 кв. м).

Выдающимся архитектурным памятником Испании XVI в. стал Эскориал — дворец-монастырь, построенный гениальным испанским архитектором Хуан де Эррера (1530-1597) для короля Филиппа II. Сооружен посреди безлюдного плоскогорье на северо-восток от Мадрида, дворец испанского короля сильно отличался от архитектурных памятников той эпохи. Внешний вид дворца — сурового и мрачного, без лишних украшений — олицетворял сдержанный и неприступный характер Филиппа II, который пытался подчинить себе весь мир. Однако величественная и суровая красота построенного из серого гранита дворца привлекает и сейчас многих испанцев, которые с гордостью называют Эскориал восьмой чудом света.

Городом барокко стал в XVII в. Рим. Там были построены всемирно известные архитектурные ансамбли, многочисленные церкви и дворцы в стиле барокко. Выдающимся архитектором и скульптором новой эпохи стал Джованни-Лоренцо Бернини (1598 — 1680). Он завершил ансамбль собора святого Петра, создав огромную площадь перед собором с колоннадой, фонтаном и обелиском в центре. Бернини был также автором многих скульптурных композиций для внутреннего убранства собора. Вырезанные им скульптуры всегда производили большое впечатление на зрителей благодаря удивительному сочетанию откровенной чувственности с религиозным вдохновением.

Для европейской архитектуры XVI-XVII вв. стали временем больших перемен: старые постройки уступали место новой архитектуре, которая, вдохновленная идеалами гуманизма, превратилась из ремесла в искусство.

 

Документы. Факты. Комментарии

1. Искусствовед В. Березина о картину Рембрандта «Ночной дозор»

«Нарисованная 1642 большая картина впоследствии получила название «Ночной дозор», должна была представлять собой групповой портрет членов стрелковой гвардии. Однако Рембрандт, отказавшись от признанного в те времена статического расположение фигур и равного изображения всех участников, показал сцену, полную движения. Он остановился на моменте, когда по сигналу тревоги, спешке и беспорядочно выходят на площадь стрелки, в движении поправляя оружие. Впереди группы торжественно выступают капитан и его помощник. Неровный свет озаряет группу, усиливая впечатление подвижного толпы. Наконец, вышел не привычный групповой портрет, а полна жизненной убежденности сцена. Именно этого и не поняли заказчики, крайне недовольны тем, что одни лица можно увидеть хорошо, а вот остальные почти скрыты от зрителя …».

 

Подумайте:

Каковы особенности композиции отличают картины Рембрандта?

 

2. Искусствовед М. Алпатов о творчество П. П. Рубенса

«Он обогатил искусство своим редким умением воспроизведения всего разнообразия каждого явления природы … Живопись Рубенса производит впечатление исключительно красочного богатства и щедрой роскоши. В человеческих лицах и в обнаженных телах передаются румянец и полнота, едва не же движение крови; белокурые волосы женщин и седые — старых блестит, как золото и серебро, шелковые ткани блестят и блестят тончайшими полутонами, бархат густо наливается в сумерках. Рубенс обладал даром приведения многообразных и сложных средств живописи в стройную единство «.

 

Подумайте:

Каковы особенности отличают творческий метод Рубенса?

 

3. Искусствовед И. Левина о искусство портрета Д. Веласкеса

«Вершина портретного творчества Веласкеса - »Портрет папы Иннокентия Х». Папа сидит в кресле. Его багровое, с грубыми чертами лица обращено к зрителю; пронзительно и недоверчиво, вплотную смотрят черные глаза из-под набухших век; большой мясистый нос, крепко сжатые рот, большое ухо, жидкая щетинистая борода, не прячет тяжелого подбородка, нарисованные с таким совершенством, что человек, который сидит в кресле, кажется живой. Веласкес сумел показать за внешней грубоватостью папы его железную волю, скрытые страсти, энергию … «

 

Подумайте:

Какими средствами Веласкес достигал вершин в искусстве портрета?

 

Вопросы и задачи

1. Какие черты были присущи творчеству Рембрандта?

2. Охарактеризуйте творчество Рубенса.

3. Подумайте, чем интересно творчество Веласкеса.

4. Подготовьте, используя дополнительную литературу, рассказ об одном из живописцев эпохи барокко в Европе.

5. Что нового внесли в развитие живописи мастера эпохи барокко?

6.Охарактеризуйте шедевры западноевропейской архитектуры XVI-XVII вв.

 

 

  • ← § 13. Искусство Возрождения в Европе
  • § 15. Европейская литература →

Барокко в архитектуре разных стран мира – Полистиролбетон.com

Архитектура, Интересное

Полистиролбетон.com 02.06.2021

В предыдущей статье мы рассказывали о происхождении, истории и некоторых особенностях архитектуры барокко. В продолжение этой темы предлагаем вам статью о развитии барокко в архитектуре Бразилии и стран Европы.

Барокко в архитектуре. Краткая история

Стиль барокко относится к периоду между XVI и XVIII веками. Рожденный в Италии, этот  стиль, глубоко отмеченный религиозными идеалами, оставил свои неизгладимый след в архитектуре.

Однако, чтобы целиком понять это художественное и архитектурное движение, необходимо вернуться в прошлое. Нужно рассмотреть драматический период, который переживала католическая церковь.

Собор Святого Павла, Лондон – Англия

Барокко в архитектуре Италии, Франции и Англии

В рамках движения барокко выделяются три европейские страны: Италия, Франция и Англия. Первые две из которых послужили источником вдохновения для других стран мира. Италия была колыбелью барочного движения. Основными произведениями стиля того периода были церкви.

Собор Святого Петра – католический собор, Ватикан

Италия

Первой церковью, следовавшей идеалам барокко, была Церковь Иль-Джезу. Это храм Ордена иезуитов в центре Рима, построенный между 1568 и 1584 годами. В церкви, задуманной архитектором Джакомо Бароцци да Виньола, есть только один неф, чтобы сосредоточить внимание на главном алтаре.

Церковь Иль-Джезу – Рим, Италия

С преобразованием Рима в католический город несколько работ, начатых в XV-XVIв.в., были перестроены в стиле барокко. Самая большая работа, представляющая это изменение в эстетическом и культурном плане, – это Базилика Святого Петра. Строительство нынешней штаб-квартиры Ватикана заняло более 100 лет. Вначале это была работа, спроектированная в соответствии с идеалами классицизма. Затем соответствующая стандартам школы маньеризма. А в итоге завершенная в свете предписаний движения барокко.

Собор Святого Петра – католический собор, Ватикан

Среди частных работ под влиянием итальянского барокко можно выделить Палаццо Барберини в Риме и Королевский дворец в Казерте на юге Италии, который даже считался одной из самых больших королевских резиденций в мире.

Дворец неаполитанских королей, Казерта – Италия

Франция

Во Франции, в отличие от того, что происходило в Риме, архитектура барокко была способом для монархов претендовать на власть и статус. В этом смысле было заказано несколько работ. От памятников, посвященных аристократии, до элитных резиденций. Самый символичный и знаковый из них – Версальский дворец.

Версальский дворец, Париж – Франция

Дворец Лувра, Париж – Франция

Англия

В Англии архитектура барокко зародилась после Великого пожара, обрушившегося на Лондон между 2 и 5 сентября 1666 года. Четырехдневный пожар уничтожил более 13 000 домов, 87 церквей и собор Святого Павла. Столкнувшись с этой катастрофой, англичанам нужно было восстановить город, и для этого они рассчитывали на помощь лучших архитекторов, картографов и ландшафтных дизайнеров. Они изменили дизайн Лондона по образцу Италии и Франции.

Однако по бюрократическим причинам большая часть города вернулась к средневековому облику, который был у него раньше. Архитектура нового барокко стала особенно заметной в церквях и соборах, с особым упором на собор Святого Павла, перестроенный архитектором Кристофером Реном под сильным влиянием французского барокко.

Собор Святого Павла, Лондон – Англия

Барокко в архитектуре Бразилии

Архитектура барокко также достигла своего апогея в Бразилии и до сих пор ценится художниками и архитекторами со всего мира. Бразильское барокко непосредственно связано с португальским барокко, привнесенным иезуитами, которые, в свою очередь, испытали влияние итальянцев, однако все его главным источником вдохновения является религиозное видение.

В штате Минас-Жерайс, а точнее в городах Мариана и Ору-Прету, сосредоточены произведения периода барокко в Бразилии, который преобладает между XVII и XVIII веками.

Носа-Сеньора-ду-Карму (Орта) Монастырь, Минас-Жерайс – Бразилия

Сан-Франсиску — католическая церковь, Минас-Жерайс – Бразилия

От барокко до рококо

В XVIII веке стиль барокко начал уходить со сцены, уступая место его преемнику: рококо. Этот художественный и архитектурный стиль привносит многое из барокко, только с большей плавностью и нейтральностью. Его основные характеристики – легкий, нежный орнамент и использование пастельных тонов.

Хотя стиль рококо зародился во Франции, именно в Германии и Австрии он достиг своего пика, положив конец тяжелому и драматическому стилю барокко. Но об этом уже в другой статье.

Во время урбанизма барокко страны и города преображались в силе, жизнеспособности, величии и расширяли свои границы, но об этом поговорим в одной из следующих статей.

Чтение: Барокко: искусство, политика и религия в Европе семнадцатого века

Джан Лоренцо Бернини, Кафедра Петри (или Кафедра Святого Петра), позолоченная бронза, золото, дерево, витражи, 1647-53 (апсида Собор Святого Петра, Ватикан, Рим)

Рим: от «Вавилонской блудницы» к блистательной Невесте Христа

Когда Мартин Лютер прикрепил свои 95 тезисов к дверям Виттенбургского собора в 1517 г. инициировал движение, которое изменило религиозный, политический и художественный ландшафт Европы. В следующем столетии Европа будет в смятении, поскольку будут определяться новые политические и религиозные границы, часто в результате кровавых военных конфликтов. Лишь в 1648 г., с подписанием Вестфальского мира, конфликты между протестантами и католиками в континентальной Европе утихли.

Мартин Лютер сосредоточил свою критику на том, что он считал жадностью церкви и злоупотреблением властью. Он называл Рим, резиденцию папской власти, «вавилонской блудницей», украшенной дорогими произведениями искусства, грандиозной архитектурой и роскошными банкетами. Церковь отреагировала на кризис двумя способами: внутренним решением проблем коррупции и защитой доктрин, отвергнутых протестантами. Таким образом, в то время как первые два десятилетия 16-го века были периодом щедрых расходов папства, средние десятилетия были периодом строгой экономии. Как заметил один посетитель Рима в 1560-х годах, весь город превратился в монастырь. Благочестие и аскетизм правили днем.

К концу 16 века католическая церковь снова была настроена оптимистично, даже торжествующе. Она вышла из кризиса с новой силой и ясностью цели. Центральное место занимало пастырство верующих — обучение их католическим учениям и побуждение к добродетельному поведению. Стремясь восстановить репутацию Рима как святого города, папство приступило к обширным кампаниям по строительству и украшению, направленным на то, чтобы подчеркнуть его древнее происхождение, его верования и его божественно санкционированную власть. В глазах верных католиков Рим был не неверной блудницей, а чистой невестой, прекрасно украшенной для союза со своим божественным супругом.

Вид на капеллу Черази в Санта-Мария-дель-Пополо в Риме с алтарем Аннибале Карраччи, Успение Богородицы, 1600-01, холст, масло, 96 дюймов × 61 дюйм и справа, Караваджо «Обращение святого Павла» (Обращение Савла), 1601, 91 дюйм × 69 дюймов

Искусство убеждения: наставлять, радовать, двигать

В то время как протестанты резко критиковали культ изображений, католическая церковь горячо восприняла религиозную силу искусства. Церковь утверждала, что изобразительное искусство играет ключевую роль в руководстве верующих. Они, безусловно, были так же важны, как письменное и устное слово, и, возможно, даже более важны, поскольку были доступны как ученым, так и неученым. Чтобы быть эффективным в своей пастырской роли, религиозное искусство должно было быть ясным, убедительным и мощным. Он должен был не только учить, но и вдохновлять. Это должно было побудить верующих ощутить реальность жертвы Христовой, страдания мучеников, видения святых.

Караваджо, Терновый венец, 1602-04, холст, масло, 165,5 x 127 см (Художественно-исторический музей, Вена)

Акцент церкви на пастырской роли искусства побудил художников экспериментировать с новыми и более прямыми средствами воздействия на зрителя . Такие художники, как Караваджо, обратились к мощному и драматическому реализму, подчеркнутому смелыми контрастами света и тьмы и резко обрезанными композициями, которые усиливают физическую и эмоциональную непосредственность изображаемого повествования. Другие художники, такие как Аннибале Карраччи (который также экспериментировал с реализмом), в конечном итоге остановились на более классическом визуальном языке, вдохновленном яркой палитрой, идеализированными формами и сбалансированными композициями Высокого Возрождения. Третьи, такие как Джованни Баттиста Гаулли, обращались к смелым подвигам иллюзионистов, которые стирали не только границы между живописью, скульптурой и архитектурой, но и между реальным и изображаемым мирами. При этом божественное стало физически присутствовать и осязаемо. Будь то шокирующий реализм, динамичное движение или роскошная орнаментация, искусство семнадцатого века должно впечатлять. Он направлен на то, чтобы убедить зрителя в истинности своего сообщения, воздействуя на чувства, пробуждая эмоции и активируя, даже разделяя пространство зрителя.

Джованни Баттиста Гаулли, также известный как il Baciccio, «Триумф имени Иисуса», потолочная фреска Il Gesù, 1672-1685

Католические монархи и их территории

Монархи Испании, Португалии и Франции также приняли более богато украшенные элементы искусства семнадцатого века, прославляющие католицизм. В Испании и ее колониях правители вкладывали огромные средства в сложные церковные фасады, потрясающие, покрытые золотом часовни и дарохранители, а также поразительно реалистичные полихромные скульптуры. В испанских Нидерландах, где священное искусство ужасно пострадало в результате протестантского иконоборчества (уничтожения искусства), гражданские и религиозные лидеры уделяли первоочередное внимание украшению церквей по мере того, как регион восстанавливал свою католическую идентичность. Ремонт алтарей церквей Антверпена на протяжении многих лет занимал мастерскую Питера Пауля Рубенса. Европейские монархи также использовали этот художественный словарь, чтобы заявить о своей власти и статусе. Людовик XIV, например, заказал великолепные здания и сады Версаля как визуальное выражение своего божественного права на власть.

Просмотр картин Питера Пауля Рубенса в Старой пинакотеке, Мюнхен

Протестантский Север

В протестантских странах, и особенно в новой независимой Голландской республике (современная Голландия), художественный климат радикально изменился в последствия Реформации.

Джудит Лейстер, Автопортрет, ок. 1630 г., холст, масло, 651 х 746 см (Национальная художественная галерея, Вашингтон)

Два самых богатых источника покровительства — монархия и церковь — исчезли. На их месте возник все более процветающий средний класс, стремящийся выразить свой статус и свое новое чувство национальной гордости посредством покупки произведений искусства.

К середине 17 века появился новый рынок, отвечающий художественным вкусам этого класса. Теперь спрос был на картины меньшего размера, подходящие для демонстрации в частных домах. Эти картины включали религиозные сюжеты для личного созерцания, как это видно на пронзительных картинах Рембрандта и гравюрах с библейскими повествованиями, а также портреты, документирующие индивидуальные сходства.

Виллем Клас Хеда, Банкетная пьеса с мясным пирогом, 1635 г., холст, масло, 42 x 43-3/4 дюйма (Национальная художественная галерея, Вашингтон)

Но самым большим изменением на рынке стал резкий рост популярности пейзажей, натюрмортов и сцен из повседневной жизни (известных как жанровая живопись). Действительно, распространение этих сюжетов как самостоятельных художественных жанров было одним из самых значительных вкладов XVII века в историю западного искусства. Во всех этих жанрах художники проявляли большой интерес к воспроизведению наблюдаемой реальности — будь то свет в голландском пейзаже, мгновенное выражение лица или разнообразные текстуры и материалы предметов, которые голландцы собирали, пожиная плоды. расширяющейся торговой империи. Эти произведения демонстрировали столько же художественной виртуозности и физической непосредственности, сколько величественные украшения дворцов и церквей католической Европы.

Франсиско де Сурбаран, Святой Франциск Ассизский Согласно Видению Папы Николая V, ок. 1640 г., холст, масло, 110,5 х 180,5 см (Национальный музей искусства Каталонии, Барселона)

«Барокко» — слово, стиль, эпоха

 

В контексте европейской истории период с ок. . 1585 г. по ок. 1700/1730 часто называют эпохой барокко. Слово «барокко» происходит от португальского и испанского слов, обозначающих большую жемчужину неправильной формы («barroco» и «barrueco» соответственно). Критики восемнадцатого века были первыми, кто применил этот термин к искусству 17 века. Это не было выражением похвалы. В глазах этих критиков, предпочитавших сдержанность и порядок неоклассицизма, произведения Бернини, Борромини и Пьетро да Кортона казались причудливыми, абсурдными, даже болезненными, другими словами, уродливыми, как несовершенная жемчужина.

К середине 19-го века это слово утратило свой уничижительный смысл и использовалось для описания богато украшенных и сложных качеств, присутствующих во многих образцах искусства, музыки и литературы 17-го века. Со временем этот термин стал обозначать исторический период в целом. В контексте живописи, например, строгий реализм запрестольных образов Сурбарана, спокойная интимность домашних интерьеров Вермеера и сдержанный классицизм пейзажей Пуссена — все это «барокко» (теперь с большой буквы «Б» для обозначения исторического периода), независимо от отсутствия стилистических признаков, изначально связанных с термином.

Николя Пуссен, Пейзаж со Святым Иоанном, 1640 г., холст, масло, 39-1/2 x 53-5/8 дюймов (Чикагский институт искусств) иметь ярлык для этого отдельного исторического периода, а также признавать его ограничения в характеристике разнообразия художественных стилей, существовавших в 17 веке.

Искусство барокко — AP European History

Искусство барокко: эпоха украшений

(Источник: Strickland, Аннотированная Мона Лиза , 1992)

Караваджо, Обращение святого Павла

Искусство барокко (1600 – 1750) приходится на период Контрреформации, возглавляемой католической церковью против протестантов. Ему удалось соединить передовые методы и масштабы Возрождения с эмоциями, интенсивностью и драматизмом маньеризма, что сделало эпоху барокко самой роскошной и богато украшенной в истории искусства. В то время как термин «барокко» часто используется в негативном смысле для обозначения чрезмерного и показного, семнадцатый век не только породил таких выдающихся художественных гениев, как Рембрандт и Веласкес, но и расширил роль искусства в повседневной жизни 9.0003

Художники, которых сейчас называют барокко, приезжали в Рим со всей Европы, чтобы изучать шедевры классической античности и Высокого Возрождения, а затем возвращались в свои дома, чтобы придать тому, чему они научились, свое особое культурное значение. Как колонисты XVII века следовали за исследователями шестнадцатого века, так и эти художники опирались на прошлые открытия. В то время как стили варьировались от итальянского реализма до французской пышности, наиболее распространенным элементом во всем была чувствительность и абсолютное владение светом для достижения максимального эмоционального воздействия.

​Эпоха барокко началась в Риме около 1600 года, когда католические папы финансировали великолепные соборы и грандиозные сооружения, чтобы продемонстрировать триумф своей веры после Контрреформации и привлечь новых верующих, подавляя их театральной архитектурой, которую «обязательно нужно увидеть». Оттуда она распространилась во Францию, где абсолютные монархи правили по божественному праву и тратили суммы, сравнимые с фараонами, на свое прославление. Дворцы превратились в волшебную среду, предназначенную для того, чтобы произвести впечатление на посетителей силой и величием короля. Богатство, притекавшее из колоний, финансировало сложную мебель, сады и искусство выставочных площадок, таких как Версаль Людовика XIV. Хотя французские картины столь же богаты, как и религиозное искусство, греческие и римские модели, такие как спокойные пейзажи Пуссена, населяли языческие божества.
В католических странах, таких как Фландрия, религиозное искусство процветало, в то время как в протестантских землях Северной Европы, таких как Англия и Голландия, религиозные образы были запрещены. В результате картины, как правило, представляли собой натюрморты, портреты, пейзажи и сцены из повседневной жизни. Покровителями искусства были не только преуспевающие купцы, стремящиеся похвастаться своим богатством, но и горожане из среднего класса, покупавшие картины у себя дома. От «Ночного дозора» Рембрандта, характерного для искусства северного барокко, до чувственных, ярких панорам Рубенса, типичных для католического барокко, искусство этого периода отличалось театральным, сценическим изобилием и драматизмом.

Характеристика барокко  

  • сильные эффекты перспективы
  • драматический цвет
  • драматический свет и тьма (светотень и тенебризм)
  • движение фигур (особенно вверх)
  • 90 093 рваные и взъерошенные драпировки
  • рыхлые мазки
  • плотные и детальные композиции (для эмоционального воздействия на зрителя)

Итальянское барокко

Сент-Томас

Караваджо

Экстаз святой Терезы

Бернини

Сан-Карло Алле Кватро Фонтане

Борромини

Художники в Риме первыми создали стиль барокко, прежде чем он распространился по остальной Европе. К этому времени были созданы художественные академии для обучения художников методам, разработанным в эпоху Возрождения. Художники могли мастерски изобразить человеческое тело с любого ракурса, изобразить самый сложный ракурс и реалистично воспроизвести практически любой внешний вид. Чем барокко отличалось от ренессанса, так это упором на эмоции, а не на рациональность, на динамизм, а не на застой. Создавалось впечатление, что художники эпохи барокко брали фигуры эпохи Возрождения и заставляли их вращаться, как волчки.0003

Фламандское барокко

Снятие с креста

Питер Пауль Рубенс

Падение Фаэтона

Южные Нидерланды, называемые Фландрией, а затем Бельгией, остались католическими после Реформации, что дало художникам достаточный стимул для создания религиозной живописи. История фламандской живописи в стиле барокко — это на самом деле история одного человека, сэра Питера Пауля Рубенса.
Редкий творческий гений, у которого было все, и мирской успех, и личное счастье, Рубенс был общительным, классически образованным, красивым, энергичным и много путешествовавшим. Он свободно говорил на шести языках и обладал неисчерпаемой выносливостью. Как сказал один покровитель, «У Рубенса было так много талантов, что его знание живописи следует считать наименьшим из них». Он был счастлив в браке с двумя женщинами (когда умерла его первая жена, он женился на 16-летней). Оба были его идеалом женской красоты, которые он рисовал снова и снова: грудастая, пухлая и улыбающаяся, с золотыми волосами и сияющей кожей.

Голландское барокко

Рембрандт

Хотя Голландия имеет общую южную границу с Фландрией, в культурном и политическом плане эти две страны не могли быть более разными. В то время как во Фландрии господствовала монархия и католическая церковь, Голландия или Нидерланды были независимой, демократической протестантской страной. Религиозное искусство было запрещено в суровых, побеленных церквях, а обычные источники покровительства — церковь, королевский двор и дворянство — исчезли. Результатом стала демократизация искусства как в предмете, так и в собственности.
Художники впервые были брошены на произвол рынка. К счастью, у зажиточного среднего класса была мания коллекционирования произведений искусства. Такой энтузиазм породил множество высококачественных произведений искусства и огромное количество художников, специализирующихся на конкретных предметах, таких как натюрморты, морские пейзажи, интерьеры или животные. В семнадцатом веке в Голландии было более 500 живописцев, работающих только в натюрмортах.

Рембрандт:
Вероятно, самым известным художником западного мира является Рембрандт ван Рейн. При жизни Рембрандт был чрезвычайно успешным художником-портретистом. Сегодня его репутация основывается в основном на испытующих, интроспективных картинах его последних лет, тонкие оттенки которых подразумевают необычайную эмоциональную глубину.

Las Meninas — лучшая картина в истории?

В ходе опроса художников и критиков 1985 года картина Веласкеса «Менины» («Фрейлины») была признана со значительным отрывом «величайшей картиной мира». Пикассо отдал дань уважения, выполнив серию из сорока четырех вариаций работы. Веласкес серьезно отнесся к диктату Леонардо «зеркало — наш хозяин» и пытался максимально точно воспроизвести увиденное, часто работая годами над холстом.

Картина якобы представляла собой королевский портрет пятилетней принцессы Маргариты в сопровождении ее фрейлин и двух карликов. С разнообразными дополнительными портретами это как бы групповая картина на тему: «Посетители мастерской художника». На среднем плане зеркальное отражение Короля и Королевы, на заднем плане портрет придворного в рост на ступенях.

​Критики предположили, что Веласкес играл с идеей двусмысленности изображений, включая множество вариантов портретной живописи, даже слева автопортрет самого себя в процессе воспроизведения этой самой сцены из зеркала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 homyrouz.ru — Банкетный зал Хоми Роуз. All rights reserved.