Дом-легенда: капсульная башня Накагин в Токио
Архитектура
В 1972 году архитектор Кисё Курокава построил в Токио капсульное тринадцатиэтажное здание, которое вошло в историю как один из самых ярких примеров японского метаболизма.
Екатерина Карпухина
Архитектура Токио настолько удивительна и многогранна, что местных жителей сложно чем-то удивить. Здесь стоят здания великих Кенго Кумы, Тадао Андо, Кисе Курокавы и других.
Архитектура в объективе: ночной Токио глазами Тома Блэчфорда
В районе Минато над обычными жилыми домами и офисными центрами возвышается башня Накагин — издалека она сливается с соседними зданиями, но при ближайшем рассмотрение кажется похожей на хаотичный набор кубиков. Многих очаровывает этот футуристичный дизайн, но только не местных жителей — в 2007 году они проголосовали за снос сооружения.
Автор проекта Кисе Курокава исходил из практической цели — он хотел построить доступное жилье и сформировать новый образ жизни современных горожан.
Курокава был одним из основателей движения метаболизма — его приверженцы воспринимали город как живой организм, который со временем меняется и обновляется. Поэтому архитекторы всегда проектировали дома и даже целые районы со временными и постоянными составляющими: модули и ячейки зачастую были съемными деталями.
© Noritaka Minami.
Так поступил и Кисе, построив башню из 140 отдельных капсул. Каждую изготавливали на заводе в Осаке, а затем перевозили в Токио и собирали на месте за три часа. В квартирах площадью около 10 м² планировали размещать одного человека, для семей предназначались соединенные блоки. Все “номера” продавались полностью укомплектованными мебелью, встроенной кухней, системой кондиционирования и техникой — от аудиосистемы и телевизора до телефона.
© Noritaka Minami.
С помощью крана капсулы поднимали и крепили к бетонной башне всего четырьмя специальными болтами. Здание построили за год, и всего за месяц все квартиры были распроданы — их покупали люди, работающие неподалеку, бизнесмены, использующие башню как временное жилье, а также одиночки и семьи, которые пока не могли позволить себе квартиру стандартных размеров. В автономных единицах также располагались и офисы.
© Noritaka Minami.
Круглые окна, похожие на иллюминаторы, придавали и без того необычной постройке законченный футуристичный образ. Башня была предвестником города будущего, но этого не случилось. Жилье оказалось неудобным, и в 2007 году жители проголосовали за снос. Тем более, выяснилось, что в конструкции содержится опасный для здоровья асбест.
Прошло уже более десяти лет, но здание по-прежнему стоит на месте, являясь архитектурным наследием Токио. Это редкость в японском мегаполисе, поскольку здесь безжалостно уничтожают все сооружения старше 30-40 лет.
Фото: Getty Images
ТегиАрхитектураДом-легендаТокиоМетаболизм
В Токио демонтируют знаменитую башню «Накагин», состоящую из 140 жилых капсул Но даже после этого здание будет функционировать.
Рассказываем его историю — MeduzaОдин из модернистских символов Токио — жилую башню «Накагин», построенную в начале 1970-х, — решено снести. Капсульный дом, который, по замыслу архитектора Кисё Курокавы, должен был изменяться под стать времени, так и остался в прошлом. За 50 лет коммуникации прохудились (к примеру, в доме с 2008 года нет горячей воды), некоторые квартиры остались заброшенными, а трансформация башни так и не началась. Тем не менее нельзя в полной мере считать «Накагин» архитектурным провалом. Журналист Ася Зольникова рассказывает почему.
Капсульная башня «Накагин» резко отличается от своего окружения — аккуратных бутиков и офисов токийского района Гиндза. Жилой дом состоит из одинаковых прямоугольных блоков с окнами-иллюминаторами. Бетонные стены почернели от дождевых потеков и уже много лет затянуты строительной сеткой: ее установили «всего на несколько дней» после землетрясения 2012 года, но так и не сняли.
Часть окон оклеена полиэтиленовой пленкой и газетами — так оставшиеся жильцы пытаются защититься от солнца и посторонних глаз. Раньше для этих целей использовали жалюзи, которые раскладывались по кругу подобно восточному вееру. Теперь от большинства из них остались лишь крепежи на стеклах.
Блоки «Накагина» в строительной сетке
Ned Snowman / Shutterstock.com
Тем не менее о ремонте здания речи не идет: собственники, девелоперы и градозащитники больше 15 лет не могут договориться о его судьбе. «Накагин» собирались снести, затем хотели полностью отреставрировать, а в июле 2021 года объявили, что его все-таки демонтируют. После этого башня станет отчасти музейным экспонатом, отчасти жильем — но уже в другом виде. Уникальная конструкция позволяет разобрать здание и использовать повторно, а его культурная и архитектурная ценность настолько велика, что один из фрагментов уже установили на территории Музея современного искусства Сайтамы (MOMAS) к северу от Токио. Точно так же планирует поступить парижский Центр Помпиду.
Эволюция здания«Накагин» — это ранний пример капсульной архитектуры и уникальный образец архитектурного метаболизма — визионерского направления, которое возникло в Японии после Второй мировой войны и значительно повлияло на развитие модернистской архитектуры.
Метаболисты стремились совмещать архитектурное проектирование с естественными науками. Их ключевая идея заключалась в том, что города и здания должны развиваться подобно живым существам — только способность к быстрой эволюции может уберечь их от сноса. В соответствии с их теорией, на смену классическим жилым домам должны прийти мегаструктуры с автономными квартирами-ячейками. Эти модули можно перестраивать без ущерба для остального здания — точно так же сменяются листья на деревьях или клетки в живом организме.
В начале 1960-х метаболисты разработали целый ряд проектов массового жилья: Арата Исодзаки предлагал поселить людей в «Городе в воздухе» с ветвистыми жилыми башнями, Киёнори Кикутаке — в «Водном городе» на искусственных островах в море. Однако эти и другие подобные идеи остались на бумаге; единственный, кому удалось частично воплотить их, стал Кисё Курокава. В 1970 году к 36-летнему архитектору обратился президент компании недвижимости Nakagin Co., впечатленный его павильоном на Всемирной выставке в Осаке. Он предложил Курокаве спроектировать многоквартирный дом.
Виды башни «Накагин»
Strelka Institute
Через два года в центре Токио выросло здание из 140 жилых ячеек, каждую из которых изготовили на заводе и привезли на стройплощадку в полностью готовом виде. Внутри уже находились вся необходимая мебель и оборудование. Ячейки нанизали на две железобетонные опоры — «ядра обслуживания» с лестницами, лифтовыми шахтами и инженерными коммуникациями. Жилые модули крепились к каркасу только четырьмя высокопрочными болтами, так что на монтаж каждого уходило всего несколько часов. Здание целиком собрали за 30 дней, что фантастически быстро для многоэтажного дома.
Временное жилье для одиночекКурокава был убежден, что в неизменном виде любое здание может нормально функционировать несколько десятилетий, после чего оно неизбежно устаревает. Современник архитектора вспоминал, как тот в шутку предлагал закладывать в стены одного из проектов динамит, который сработает 30 лет спустя. «Накагин» взрывать не собирались, но, по замыслу архитектора, через 25 лет все жилые ячейки нужно было удалить и заменить на новые.
Квартиры были очень маленькими — 10 квадратных метров (4 в длину и 2,5 в ширину). В них помещались кровать, раскладная мебель, встроенная техника и санузел, похожий на те, что устанавливают в поездах и пассажирских лайнерах. Тем не менее в нем умудрились разместить даже крошечную ванну, выполненную из цельного куска пластика вместе с раковиной и унитазом.
Капсула изнутри
Целевой аудиторией «Накагина» были офисные клерки, которые владели основным жильем в пригороде Токио, но оставались ночевать в городе. Курокава предполагал, что со временем капсулы можно будет объединять или даже транспортировать в другой город, преобразуя в отдельно стоящие здания. Для себя архитектор построил именно такое жилье: в 1973 году он поселился в префектуре Нагано в частном доме Capsule House K, созданном по тому же принципу, что и «Накагин».
13 лет без водыНи одну из капсул «Накагина» за все время его существования так и не заменили: это оказалось куда дороже и труднее, чем предполагал Курокава.
Как отмечает автор издания Japan Reports Питер Таскер, крошечное расстояние между капсулами — около 15 сантиметров — предполагает, что удаление отдельных ячеек будет «мучительно трудным делом». А водопроводные трубы, проходящие через каждый жилой блок, «усугубят логистический кошмар». Поэтому капсулы необходимо заменять единовременно, и каждый владелец должен будет заплатить за это порядка 10 миллионов иен (более 90 тысяч долларов). Все это делает замену невозможной, так как собственники «Накагина» слишком по-разному смотрят на будущее дома.
Сейчас большинство квартир в доме заброшено — в том числе из-за серьезного износа капсул и повреждений от землетрясений. Порядка 40 ячеек переделаны под офисы и склады, и в них мало что сохранилось от оригинальной обстановки. Жилых помещений осталось около тридцати, и жизнь в них нельзя назвать комфортной. Горячей воды нет с 2008 года: тогда в доме прорвало водопровод и с тех пор его так и не восстановили. Гермо- и теплоизоляция тоже испортились, так что обитатели «Накагина» страдают от частых протечек и жары летом, а зимой они вынуждены подключать дополнительные обогреватели.
Современное состояние дома
Nesby Darbfeld
Вдобавок ко всему башня не отвечает сейсмическим нормам, пересмотренным в Японии после землетрясения 2011 года. В стенах и потолках жилых ячеек содержится асбест, который в годы строительства использовали в качестве антипирена. Как выяснилось уже после возведения башни, этот минерал опасен для здоровья и увеличивает риск возникновения онкозаболеваний.
В конце жизни Курокава боролся за то, чтобы восстановить капсулы и обновить «Накагин», как и планировалось изначально. Несмотря на это, в 2007 году за полгода до его смерти 80% собственников проголосовало за снос здания. Два года спустя генеральный подрядчик работ обанкротился и отказался от проекта.
Нынешний застройщик настроен довести дело до конца. По данным портала SoraNews24, снос запланирован на 2022 год, когда «Накагину» исполнится 50 лет.
ВлияниеКурокава верил, что свобода передвижения будет цениться все выше и в конце концов люди откажутся от стационарных домов в пользу более мобильных. В чем-то он оказался прав — с начала 1970-х трейлеры и передвижные дома действительно стали более популярными. Однако «Накагин» так и остался единственным в своем роде экспериментом — и повторил судьбу многих проектов XX века, которые пытались кардинально изменить привычный образ жизни и приблизить будущее, но так и не смогли.
С началом нефтяного кризиса 1973 года от метаболистских проектов отказались. Но для Курокавы это не означало конец карьеры — он стал одним из самых известных японских архитекторов и после «Накагина» много работал за рубежом. Бюро Kisho Kurokawa architect & associates проектировало выставочное крыло и новый вход Музея Ван Гога в Амстердаме, стадион «Газпром-Арена» (ранее «Зенит-Арена») в Санкт-Петербурге, генеральный план и аэропорт Астаны, а также множество проектов в родной Японии — в том числе Музей современного искусства Сайтамы, где теперь выставлена одна из жилых капсул «Накагина».
Музей Ван Гога в Амстердаме. Архитектор — Кисё Курокава
Jürgen Raible / akg-images / Scanpix / LETA
Национальный центр искусств в Токио. Архитектор — Кисё Курокава
View Pictures / Universal Images Group / Getty Images)
Работа над «Накагином» натолкнула Курокаву на создание первого в мире капсульного отеля, открытого в Осаке в 1977 году, — теперь подобные отели стали одной из визитных карточек Японии. Башня за полвека тоже стала достопримечательностью: точные реплики капсул устанавливали во время выставок в Токио и Сан-Себастьяне, здание печатали на постерах и визитках, снимали в кино. Украинский дизайнер Владимир Дерезниченко даже создал кресло, в котором процитированы круглые окна и жалюзи «Накагина».
Собственники, которые не желают мириться со сносом башни, запустили краудфандинг и надеются собрать деньги, которые позволят снять и отреставрировать оригинальные капсулы. К работам привлекут бюро Kisho Kurokawa architect & associates. Некоторые из капсул передадут музеям, однако большинство из них хотят превратить в жилые единицы, которые можно будет сдать. В этом смысле у «Накагина» уникальная судьба, которая не позволяет считать этот проект в полной мере неудачным. Разве есть на свете еще одно модернистское здание, которому удалось выжить после сноса?
Ася Зольникова
AD Classics: Nakagin Capsule Tower / Кишо Курокава
AD Classics: Nakagin Capsule Tower / Кишо Курокава
© Arcspace- Автор Megan Sveiven
+ 1 3
Архитекторы: Кисё Курокава
- ГодГод завершения этого архитектурного проекта Год: 1972 г.
- Фотографии
Фотографии: Arcspace
Текстовое описание предоставлено архитекторами. Архитектор Кишо Курокава был очень новаторским в своем создании башни-капсулы Накагин в 1972 году, которая была первым проектом архитектуры капсулы. Модуль был создан для размещения путешествующих бизнесменов, которые работали в центре Токио в течение недели. Это прототип архитектуры устойчивости и возможности повторного использования, поскольку каждый модуль можно подключить к центральному ядру и при необходимости заменить или заменить.
Построенный в районе Гиндза в Токио, в общей сложности 140 капсул уложены друг на друга и повернуты под разными углами вокруг центрального ядра высотой 14 этажей. Технология, разработанная Kurokawa, позволила установить каждый блок на бетонную основу всего с помощью 4 высокопрочных болтов, что обеспечивает возможность замены блоков. Каждая капсула имеет размеры 4 х 2,5 метра, что позволяет комфортно жить одному человеку. Внутренним пространством каждого модуля можно управлять, соединяя капсулу с другими капсулами.
© ArcspaceВсе части капсул были изготовлены на заводе в префектуре Сига, а затем доставлены на место на грузовике. Предварительно собранный интерьер имеет круглое окно, встроенную кровать и ванную комнату, а также оснащен телевизором, радио и будильником. Поднятые краном капсулы были помещены в транспортные контейнеры с помощью крана, а затем прикреплены к бетонному стержню.
© ArcspaceЭтот уникальный взгляд на квартиры и высотные здания в Токио является ярким примером архитектурного движения «Метаболизм» Кисё, известного своим вниманием к адаптируемым, растущим и взаимозаменяемым проектам зданий. Эти идеи впервые возникли в 1960 на «Всемирной конференции по дизайну».
© ArcspaceХидака однажды заявил, что идеи метаболистов 1960-х годов «были очень новыми, считали города «движущимися» и динамичными, эта концепция реальна. Метаболизм хотел сотрудничать с инженерами, они приглашали ученых, дизайнеров и промышленных дизайнеров. Они хотели транскультурного сотрудничества. Это все еще актуально из-за «динамического города» и транскультурных аспектов».
© ArcspaceДругая тема временности Башни-капсулы Накагин основана на том, что Курокава наблюдал на протяжении всей японской истории; что японские города, построенные из природных материалов, имеют временную и непредсказуемую продолжительность жизни.
Это не выдержало испытания временем, и ограничения можно увидеть в башне Накагин. «Срок проектирования башни составлял всего четыре месяца — короче, чем обычно, и все делалось в спешке. Проектирование продолжалось даже после того, как строительство уже началось».
© ArcspaceЖители крошечной капсулы сейчас планируют ее снос; хотя капсулы были построены с возможностью замены, здание не ремонтировалось более 33 лет, что привело к дренажу и повреждению водопроводных труб. Архитекторы со всего мира стараются сообща сохранить башни, рассматривая все идеи и варианты.
© ArcspaceМесто для использования только в качестве справки. Он может указывать город/страну, но не точный адрес.
Ссылка: Меган Свейвен. «Классика AD: Башня капсулы Накагин / Кишо Курокава» 09 февраля 2011 г. ArchDaily. Доступ .
В Токио начинается снос культовой капсульной башни Накагин
Лиззи Крук | Оставить комментарий
Начался демонтаж капсульной башни метаболиста Накагин в Токио, интерьеры модульных капсульных домов уже напоминают «место сноса».
Знаменитый японский жилой дом, спроектированный архитектором Кишо Курокавой, сносят из-за обветшания его железобетонных и стальных конструкций.
Его внутренние помещения в процессе подготовки к удалению асбеста, за которым последует полная разборка здания.
Идет снос капсульной башни Накагин (вверху)Капсульная башня Курокавы была построена в 1972 году в токийском районе Гиндза.
Планы по демонтажу башни были подтверждены в прошлом году, что побудило жителей начать сбор средств для сохранения, пожертвования или перемещения капсул.
Одна из групп, сохранивших модуль, называется «Проект Nakagin Capsule Tower A606» и занимается восстановлением и модификацией капсулы под номером A606.
Его сносят из-за разрушения конструкции. Фото Романа Давыдко через UnsplashПроект Nakagin Capsule Tower A606 сообщил Dezeen, что, хотя сегодня знаменуется начало работ по сносу здания снаружи, большая часть внутренней части башни уже демонтирована.
«Работы по сносу начнутся 12 апреля, но уже начались внутренние демонтажные работы и другие работы», — сообщила представитель группы Акико Ишимару. «Так что внутри это уже похоже на место сноса», — сказала она Dezeen.
Ишимару заявил, что работы по сносу начнутся с удаления всех оставшихся элементов интерьера, а также асбеста.
После этого капсулы будут сняты, а затем снесены поддерживающие их бетонные башни. Ожидается, что снос продлится до конца 2022 года.
Башня-капсула Накагин будет демонтирована и превращена в арендуемое жилье и экспонаты
До 12 апреля Ишимару и проект Nakagin Capsule Tower A606 документировали здание с помощью измерений, фотографий, видео и 3D-сканов.
Группа планирует сохранить одну из капсул и превратить ее в «мобильную капсулу», которая, по их словам, будет соответствовать «концепции Курокавы «архитектура в движении» и адаптируемости».
Курокава, умерший в 2007 году, спроектировал корпус Nakagin Capsule Tower во время движения метаболистов в Японии, пионером которого он был вместе с Киёнори Кикутаке и Фумихико Маки.
Метаболистская архитектура выступала за здания, которые можно было приспособить и заменить.
Крошечные дома в капсульной башне Накагин были спроектированы таким образом, чтобы менять их каждые 25 лет. Отсутствие финансирования означало, что это так и не было реализовано, что привело к их ветхости.
Цель Курокавы для башни заключалась в том, чтобы привлечь одиноких бизнесменов, ищущих компактную и удобно расположенную квартиру.
Каждый из домов-капсул здания оживляется круглым окном размером 2,5 метра на четыре метра. Они содержат встроенные жилые помещения и мебель.
«Пока мы были внутри капсулы, осматривая капсулу, мы увидели много людей за окном», — подумал Ишимару. «Казалось, они пришли, чтобы увидеть последние из здания».
Ночной снос раннего дома Марселя Брейера, описанный как «самая значительная потеря в недавней памяти»
Архитектура ХХ века находится под угрозой в городах по всему миру. Одним из самых уязвимых стилей является брутализм – зданиям свойственны смелые монолитные формы, отлитые из бетона.
Только в США такие иконы брутализма, как здание Burroughs Wellcome Пола Рудольфа и апартаменты Shoreline, стали жертвами разрушительного удара.
В серии интервью историки архитектуры недавно рассказали Dezeen, что эта волна сноса частично вызвана политической идеологией, но также и старением этих зданий.
Фотография предоставлена проектом Nakagin Capsule Tower A606, если не указано иное.
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Ваш электронный адресDezeen Debate
Наш самый популярный информационный бюллетень, ранее известный как Dezeen Weekly. Рассылается каждый четверг и содержит подборку лучших комментариев читателей и самых обсуждаемых историй. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.
Dezeen AgendaЕжедневный информационный бюллетень, содержащий последние новости от Dezeen.
Новинка! Dezeen In DepthРассылаемый в последнюю пятницу каждого месяца, Dezeen in Depth содержит оригинальные тематические статьи, интервью и авторские статьи, которые глубже раскрывают основные истории, формирующие архитектуру и дизайн.