BAUHAUS 100. Философия тотального счастья — PRAGMATIKA.MEDIA
Ровно сто лет назад немецкий архитектор Вальтер Гропиус открыл в Веймаре легендарную школу Баухаус. Просуществовав всего 14 лет, она оказала колоссальное влияние на развитие дизайна и архитектуры всего XX в. Ее идеи и радикальный подход и сегодня продолжают будоражить творческие умы. Мы публикуем первую из цикла статей об этом уникальном явлении, поставившем себе цель построить счастливое будущее для каждого.
Декадентство начала XX в. неожиданно сменилось вдохновляющими позитивными настроениями, когда человечеству казалось, что оно вот-вот нащупает ответ на важный вопрос: какой же должна быть архитектура в эпоху глобальной индустриализации и технического прогресса, а главное — как жить человеку в этой новой парадигме? Гропиус был уверен, что знает ответы.
Вальтер Гропиус, немецкий архитектор, основатель и директор школы Баухаус
Как и всякое революционное движение, Баухаус начался с манифеста. «Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, — здание, которое подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры», — заявит в 1919 г.
Высшая школа строительства и художественного конструирования Баухаус — такое официальное название носило учебное заведение
Вальтера Гропиуса
По убеждению Гропиуса, именно единство архитектуры, живописи, градостроительства и социальных дисциплин породит новое конструктивное мышление, дающее возможность создать Gesamtkunstwerk — «великое универсальное произведение искусства». Ему удалось сплотить вокруг себя единомышленников — талантливейших людей своего времени, разделявших его взгляды. В Баухаусе преподавали известные художники, скульпторы, дизайнеры, представители мирового художественного авангарда: Лионель Фейнингер и Пауль Клее, Василий Кандинский и Ласло Мохой-Надь, Лотар Шрейер и Оскар Шлеммер, Герхард Маркс и Адольф Мейер, Йоганнес Иттен и Йозеф Альберс.
Стеклянный фасад главного корпуса школы Баухаус в Дессау, архитектор Вальтер Гропиус,
1925—1926 гг. Фото: Tadashi Okochi © Pen Magazine, 2010, Stiftung Bauhaus Dessau
Тогда же были сформированы и основные принципы Баухауса: форму определяет функция, а «каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, недорогим и красивым», простой и функциональный дизайн, который можно тиражировать, синтез архитектуры, искусства и промышленности. Легко заметить, что они перекликаются с ключевыми постулатами модернизма, озвученными Ле Корбюзье, и неудивительно: Гропиус и последний, третий директор школы Мис Ван дер Роэ вместе начинали в мастерской Питера Беренса и находились под большим влиянием корбюзианских архитектурных воззрений.
Преподаватели школы Баухаус: Джозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Герберт Байер, Юст Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Брейер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Файнингер, Гунта Штельцль, Оскар Шлеммер. Фото: Getty Images
Простые геометрические формы конструкций, плоские крыши, открытая планировка, полный отказ от архитектурных декоративных элементов и ордерной системы — в этом архитекторы Баухауса были солидарны с коллегами-модернистами. При этом в своей школе они серьезно исследовали влияние форм, цвета, материалов на психофизику человека. Ожидалось, что появление нового искусства и новой прогрессивной архитектуры приведет к грандиозным социальным трансформациям, которые в итоге родят новую личность и позволят построить счастливое будущее для всего человечества.
Синтез архитектуры, искусства и промышленности стал главным принципом философской доктрины баухауса
Именно благодаря Баухаусу сформировалось знакомое нам сегодня понятие «доступное жилье». Отсюда же и интерес к массовой типовой застройке. А чтобы слово не расходилось с практикой, Гропиус построил жилой квартал Dessau-Törten в Дессау из 314 белых домов с отдельным садиком при каждом. Он был убежден, что высокие стандарты жизни должны быть доступны всем слоям населения и всячески отстаивал, развивал свою идеологию тотального социального блага, за что не раз подвергался критике и даже обвинениям в левых взглядах.
Студенческое общежитие школы Баухаус в Дессау, архитектор Вальтер Гропиус, 1925—1926 гг.
В 1925 г. власти Веймара прекратили субсидировать школу, и ей пришлось переехать в Дессау, в новое здание, построенное по проекту Гропиуса, которое стало олицетворением самого стиля и идеологии Баухауса. Оно представляло собой единый комплекс с учебными классами, ремесленными мастерскими, столовыми, учительскими кабинетами. Студенты жили все вместе тут же в многоэтажной башне-общежитии, а учителя — в отдельно спроектированных домах. Интерьеры, мебель, предметы быта и даже дизайн тканей преподаватели и ученики разрабатывали самостоятельно, в духе Баухауса и в трех основных цветах спектра.
В школе Баухаус царила уникальная творческая атмосфера. Ей приписывают появление нового типа студента — свободолюбивого художника-бунтаря, пренебрегающего общепринятыми устоями и бросающего вызов обществу. Часть помещений легко трансформировались: перегородка убиралась, и столовая превращалась в танцплощадку. Там же происходили театрализованные представления: каждую неделю студенты вместе с преподавателями устраивали вечеринки, маршировали с красными флагами, публично раскрашивали статуи Гете и Шиллера. Девушки коротко стриглись, юноши, наоборот, отращивали волосы. Очевидцы вспоминают, что жители Дессау жаловались на вызывающую одежду, ночные купания и шумные празднества, а матери предупреждали своих дочерей, когда мимо проходили студенты: «Не смотри, они из Баухауса!».
Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять практические функции, быть удобным, недорогим и красивым
Обучение в школе состояло из трех этапов. На подготовительном, или курсе основ, студентам давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, психофизике их воздействия.
Подвесной светильник, прототип, спроектирован и изготовлен Альфредом Шефтером,1931—1932 гг. Фото: Gunter Binsack, 2018, Stiftung Bauhaus Dessau
Чайник по дизайну Марианны Брандт, латунь, серебро, черное дерево, 1924 г.
В 1923 г. подготовительный курс возглавил венгерский художник и теоретик искусств Ласло Мохой-Надь. Он, напротив, сфокусировался на технологии, не обходя при этом искусство. В его мастерской по металлу, где студенты работали над созданием современных светильников из металла, спектр творческих дисциплин был весьма широк и всесторонен: фотография, рисунок, предметный дизайн, фотомонтаж, кинетическая скульптура.
Живопись он находил больше неактуальной, и был главным апологетом индустриализации и только приветствовал переход от ремесленного труда к машинному.Фрагмент винтажной версии стула Red Blue Chair по дизайну Геррита Ритвельда, выпущенной фабрикой Cassina. Оригинал автор разработал в 1918 г., а его цветной «формат» появился в 1923-м под влиянием творчества Пита Мондриана
После подготовительного студенты переходили к практическому этапу — работе в мастерских, которые возглавляли известные профессора. Это был курс по обработке металла, графике, скульптуре, керамике, дереву, стеклу, фотографии, текстилю, росписи стен, здесь даже преподавали рекламу. Василий Кандинский, например, руководил мастерской живописи и фрески, а Пауль Клее — витражной живописи. Известный советский авангардист, архитектор и художник Эль Лисицкий познакомил учеников Баухауса с супрематизмом Казимира Малевича. Многие предметы, которые теперь воспринимаются нами как что‑то обыкновенное, вышли из этих мастерских.
Детская колыбель, дизайн Питера Келера, 1922 г. Фото: Jan Keler
Легендарный стул B3 Wassily,дизайн Марселя Бреера, 1925 г.
Отдельное явление в истории школы — театральная мастерская под руководством художника Оскара Шлеммера. На первой выставке Баухауса в 1923 г., организованной в доме Haus am Horn, спроектированном Георгом Мухе и Адольфом Меиером, он представил свои «Триадическии балет», соединив в нем танец, музыку, авторские скульптурные костюмы и пантомиму. Созданные Шлеммером костюмы и маски стали знаковой частью айдентики Баухауса, а студенты часто разыгрывали театральные представления с их участием, устраивали костюмные вечеринки и нередко в них фотографировались. К слову, к 100‑летию Баухауса перевыпустили ряд постеров, где студентки школы позируют в них на знаменитых баухаусовских трубчатых креслах.
Костюм, разработанный немецким художником Оскаром Шлеммером для «Триадического балета», 1922 г.
В 1928 г. Гропиус отдает управление архитектору Ханнесу Мейеру. Сам основатель всячески культивировал аполитичность в созданной им школе, тогда как более жесткий и принципиальный Мейер был сторонником коммунистических идей и открыто выражал свою позицию, чем поставил Баухаус под угрозу закрытия. И когда в 1930 г. он уехал в экспедицию в СССР, его место занял Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1931 г. школа переехала в Берлин, а уже в 1933‑м, после прихода к власти нацистов, прекратила свое существование. Мис боролся до последнего, но договориться с новым режимом оказалось невозможно.
Цвет, форму, материалы здесь изучали в том числе с точки зрения их психофизического воздействия на человека
Многие в этом усматривают классическую иллюстрации борьбы добра и зла, в котором последнее все же победило. С того самого момента, как Гропиус опубликовал свой Bauhaus Manifest, украшенный гравюрой Лайонела Фейнингера «Собор», изображающей пылающий собор с со звездами на шпилях, который тут же назвали «социалистическим», власти Веймарской республики пристально следили и за самим автором, и за деятельностью школы, казавшейся им благодатной почвой для радикалов разного толка. При этом финансировалось оно левым крылом правительства, многие приглашенные из‑за рубежа преподаватели имели сомнительное в глазах власть имущих прошлое.
Василий Кандинский. «Желтое-красное-синее», холст, масло, 1925 г.
Тот же Кандинский, к примеру, сотрудничал с большевистскими организациями в СССР, даже если художник покинул страну, устав от советского авторитаризма. Идейный вдохновитель Баухауса и сам был интернационалистом и утопистом. Он даже создал, к сожалению, не сохранившийся «Памятник павшим в марте» в виде молнии, который в 1922 г. был установлен на могиле погибших рабочих во время подавления Капповского путча.
Архитектура и искусство в идеологии баухауса служили инструментом, способным построить новое счастливое будущее
Самая большая концентрация баухаусовской архитектуры — более 4 000 (!) зданий — в Белом городе в центре Тель-Авива. На фото — один из жилых домов по проекту израильского архитектора Бен-Ами Шульмана
В то же время он был героем немецкой войны, чудом пережившим все ужасы фронта. И хотя состоял в членстве радикально настроенных организаций, таких как Novembergruppe и Arbeitsrat für Kunst, старался влиять на какие‑то вопросы сдержанно, предпочитая достигать своего сознательного социального прогрессизма через дизайн, а не политику; не агитируя, а создавая жилье для рабочих и безопасные, чистые рабочие места, наполненные, по заветам Корбю, светом и воздухом (например, фабрика Fagus). «Давайте создадим новую гильдию мастеров без классовых различий, воздвигающих непреодолимый барьер высокомерия между мастером и художником», — призывал он. В цикле утопической переписки между немецкими архитекторами-экспрессионистами Crystal Chain он писал под псевдонимом Maß, что означает «баланс», и к этому качеству Гропиус всегда стремился в своей деятельности.
Здание музея Bauhaus-Archive в Берлине. Вид с юга-востока. Закрыт на реконструкцию до 2022 г., но действует временная экспозиция. Фото: Tillmann Franzen
После закрытия здание школы было заброшено, а ее ученики рассеялись по всему миру, и казалось, что светлое будущее, о котором мечтал Гропиус, окончательно рухнуло. Но они, неся собой в каждое новое место те революционные идеи и принципы, что переняли от своих наставников, сумели возродить, как бы громко это ни звучало, дух Баухауса. Часто они сами потом становились учителями, как Брандт и Бреер, и в какой бы точке мира не оказались, своими архитектурными проектами, предметным дизайном, искусством сеяли семена философии устройства нового счастливого мира, которая так привлекает нас сегодня.
/Опубликовано в #10 томе Pragmatika, апрель 2019/
BAUHAUS. Век Спустя — PRAGMATIKA.MEDIA
Есть ли у Баухауса как архитектурного явления свой стиль, характерные признаки, по которым его можно отличить от всего остального? Вопрос сложный и неоднозначный. И в первую очередь в силу того, что Баухаус связан с тремя выдающимися личностями, возглавлявшими в свое время легендарную школу.
Каждый из трех руководителей Баухауса пользовался собственным визуальным языком, имел свой взгляд на архитектуру, несмотря на то что двигались они в едином баухаусовском направлении. Гропиус продвигал гибкое и рентабельное строительство посредством сборных компонентов, здания Мейера были полностью сосредоточены на удовлетворении потребностей жильцов, а Мис ван дер Роэ и вовсе занимался тем, что с завидным упорством стирал в возводимых конструкциях границы между интерьером и экстерьером. Поэтому и конечный результат их архитектурных стилевых изысканий сильно отличается. Равно как и работы студентов и преподавателей школы отличаются от проектов трех ее директоров.
Вальтер Адольф Георг Гропиус
Специалисты относят Баухаус к функционализму, что верно лишь отчасти. Принципы формообразования действительно схожи — форма следует функции. Однако никто из функционалистов (во всяком случае Гропиус был первым) не рассматривал архитектуру как симбиоз искусства, ремесла и технологий. Гропиус ставил знак равенства между архитектором и художником и дал своему детищу название «Высшая школа строительства и художественного конструирования». В ней он стал применять к решению задач художественный, абстрактный подход, при этом обучение непременно сочеталось с практикой в мастерских и на заводах.
Мы искали новый метод, а не новый стиль
Гропиус писал: «Мы искали новый метод, а не новый стиль. Стиль — это успешное воспроизведение формы, уже утвердившейся в качестве общего знаменателя выразительности целой эпохи. Попытки классифицировать и уже тем самым замораживать развивающееся искусство и архитектуру, когда они еще находятся в стадии становления, превращая их в «стиль» или какой‑нибудь «изм», могут скорее подавить, чем стимулировать творческую активность. … Поток непрерывного развития, изменение художественной выразительности в соответствии с изменениями нашей жизни — вот что важно в работе художников-конструкторов, а не погоня за чертами формалистического «стиля».
Идея синтеза архитектуры, искусства, науки и машинного производства, положенная в основу концепции Баухауса, была почерпнута Гропиусом в Веркбунде (Немецкий производственный союз), членом которого он являлся, и в предшествующем движении «Искусства и ремесла» (Arts & Crafts) викторианской Англии. Идея созвучна философии «гезамткунстверка» Рихарда Вагнера — тотальное произведение, сочетающее разные виды искусств.
Фабрика обувных колодок «Фагус» в Альфельде-на-Лейне, Нижняя Саксония. Считается первым современным административно-производственным зданием. Построена в 1911 г. по проекту Вальтера Гропиуса и Адольфа Мейера, а 100 лет спустя объект вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К слову, фабрика и сегодня выполняет свои производственные функции, обеспечивая работой около 600 сотрудников. Фото: Hans Wagner, ок. 1911 г., и T. Franzen
«В 1919 г. был торжественно открыт Баухаус со специальной задачей: понять сущность искусства архитектуры, которая соответственно человеческой природе охватывала бы собой все проявления жизни, — напишет его главный идеолог и основатель Вальтер Гропиус в своей книге «Границы архитектуры», вышедшей в 1955 г. — Школа добровольно сосредоточила внимание на том, что является сейчас насущной необходимостью — на предотвращении порабощения человека машиной путем спасения массового производства и быта от анархии механизации и возвращения их к смыслу, чувству и жизни. Это подразумевает создание вещей и зданий, заранее спроектированных для промышленного производства. Нашей задачей было искоренить ошибки механизации, не жертвуя ни одним из ее достоинств. Мы мечтали о создании подлинных ценностей, а не преходящих новшеств. Еще раз эксперимент стал базой архитектуры, что требует широкого координационного мышления, а не узкой специализации».
Гропиусу мы обязаны идеей сборных домов, появлением массовой жилой застройки и так называемых спальных районов, а также таким понятием, как социальное жилье
Ресторан Kornhous в Дессау. Архитектор Карл Фигер, 1929—1930 гг. Полностью реконструированный и доступный для публики, он тоже входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а свое название получил от располагавшегося рядом зернохранилища. Фото: T. Franzen
В 1928 г. Гропиус ушел с поста директора, оставив школу на попечение Ханнеса Мейера, а сам переехал в Берлин, где продолжил заниматься собственной практикой. В частности озаботился решением проблемы строительства дешевого жилья. Он автор нескольких прототипов экономичных квартир. Гропиусом впервые был поднят вопрос эргономичности жилого пространства и разработан хорошо знакомый нам принцип «строчной застройки», при которой типовые корпуса располагаются параллельными рядами. Ему же мы обязаны идеей сборных домов и появлением так называемых спальных районов, а первой такой «ласточкой» стал экспериментальный район Тёртен в Дессау (Dessau-Törten) — это жилмассив из 314 соединенных в блоки домов с прогрессивной на тот момент инфраструктурой, который Гропиус спроектировал и построил вместе Ханнесом Мейером, занимавшимся позже его расширением.
Итак, главное, что подарил Баухаус миру — массовую жилую застройку. Именно с легкой руки Гропиуса родилось такое понятие, как социальное жилье. Он автор той самой «3‑й улицы Строителей». Без этого не появился бы Барбикан и жилой комплекс на Александра-роуд по проекту Нива Брауна или тысячи жилых единиц Балкришны Доши для бедняков в Индии.
Хотя Мейера называют «неизвестным руководителем Баухауса», он повлиял на него не меньше, чем сам Гропиус. При нем стал применяться аналитический подход к проекту и тотальный анализ в архитектуре: колористический, визуальный и акустический, геологический, инсоляционный, социальный и т. д. Талантливый градостроитель и убежденный марксист, он рассматривал архитектуру как результат коллективного творчества: «Новый полносборный жилой дом является продуктом промышленного производства и в связи с этим является произведением коллектива специалистов: экономиста, статистика, гигиениста, климатолога, организатора производства (…) а где же архитектор?.. был раньше художником и становится теперь специалистом-организатором!». Поэтому неудивительно, что в 1930 г. Мейер эмигрировал в Советский Союз с группой бывших студентов Баухауса. Вместе они создали проекты десятков соцгородков, проектировали общежития для рабочих и студентов, корпуса учебных заведений и предприятий, отметились на карте Магнитогорска, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Перми, Соликамска и Дальнего Востока. Даже минималистская эстетика жилой застройки хрущевских времен — заслуга этого «десанта баухаусовцев».
Ханнес Мейер
Школа профсоюзов ADGB в Бернау по проекту Мейера стала прототипом корпусов многих учебных заведений, в том числе советских школ, профтехучилищ и т. д. Фото: T. Franzen
Сам Мейер в числе прочего разработал план развития «Большой Москвы», который, правда, остался на бумаге, спроектировал Дворец советов — самый амбициозный, но так и не построенный проект страны, и частично реализованный генплан Биробиджана.
Мис ван дер Роэ занял пост директора школы, будучи уже звездной фигурой. Возродив теорию божественных пропорций Фомы Аквинского, где истоки прекрасного состоят в целостности, внутренней уравновешенности формы, математической чистоте ее пропорций, он прививал своим студентам идеалистическую философию неотомизма, учил их строить полупрозрачные, «лучезарные», невесомые на вид дома и небоскребы.
Лозунг Мейера звучал так: «Потребности людей, а не роскошь!». Строительство он называл просто организацией: социальной, технической, экономической и физической
Баухаус мало подходил Европе, ее городам, имеющим веками сформированное историческое ядро. Авангардные постройки школы смотрелись на их теле как бельмо на глазу и изрядно раздражали. Тем не менее Баухаус и выросший на нем модернизм навсегда изменили облик европейских городов, правда, не все готовы признать это положительным моментом.
Школа профсоюзов ADGB (Всегерманской ассоциации профсоюзов) в Бернау близ Берлина. Архитекторы — Ханнес Майер и Ханса Виттера, 1930 г. Фото: Junkers Luftbild
Так или иначе вся современная архитектура родом оттуда. Известный архитектурный критик и искусствовед Григорий Ревзин в преддверии 100‑летия школы в статье «Какой будет архитектура» для «Коммерсанта» написал следующее: «Я и сейчас думаю, что тот удар, который нанес модернизм по городам всего мира, ничем не искупить. Это ошибка цивилизации. Есть великие произведения архитектуры авангарда, но почти нет не только великих, а сколько‑нибудь сравнимых по качеству с историческими центрами городов. Я знаю два модернистских города с качественной городской средой — Тель-Авив и Сингапур». И как тут не вспомнить строки из «Роттердамского дневника» Иосифа Бродского 1993 г.:
У Корбюзье то общее с Люфтваффе,
что оба потрудились от души
над переменой облика Европы.
Что позабудут в ярости циклопы,
то трезво завершат карандаши.
Сильнее всего Баухаус проявил себя там, где была возможность работать с чистого листа. Свидетельство тому — построенный на песчаных дюнах Тель-Авив и его Белый город с абсолютной модернисткой застройкой, а еще Америка, куда эмигрировали ведущие мастера школы. Гропиус стал деканом Школы архитектуры при Гарвардском университете в Массачусетсе, Роэ возглавил отделение архитектуры Технологического института Иллинойса, Йозеф и Ани Альберс стали преподавать в колледже Блэк-Маунтин в Каролине, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго школу «Новый Баухаус».
Мис ван дер Роэ
Любимец Гропиуса Марсель Брейер тоже стал профессором Гарварда и долгое время работал с ним над общими проектами, а затем организовал свою практику. Облик американских городов, таких как Нью-Йорк и Чикаго, с узнаваемыми скайлайнами, заставленными небоскребами, во многом сформирован под влиянием Баухауса.
После «великого рассеяния» адептов и учеников школы «семена» идей Баухауса проросли во всех уголках мира. Это и университет в Багдаде, созданный по замыслу самого Гропиуса и похожий (если не считать мечети) на какой‑нибудь советский НИИ, и выстроенный его учеником Хабибом Рахманом зоопарк в Дели, и Университет им. Обафеми Аволо в Нигерии по проекту выпускника Баухауса израильского зодчего Арье Шарона, и аргентинский клуб «Аристон», придуманный Брейером.
Жилой поселок Вайсенхоф (Weißenhofsiedlung) в Штутгарте на архивном фото, 1925—1927 гг. Над его проектированием работал Людвиг Мис ван дер Роэ и ряд других известных архитекторов. Построен в 1927 г. к выставке Веркбунда в Штутгарте
Школа просуществовала всего 14 лет, но ее идеи, переосмысленные, обогащенные, продолжают влиять на работы архитекторов и дизайнеров современности. В 70‑х, например, отцы хай-тека Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс построили Центр Жоржа Помпиду в Париже из стали и стекла, вынеся весь конструктив наружу. Цветовые эксперименты Баухауса повлияли на творчество Этторе Соттсасса и группы «Мемфис», а также на зарождение постмодернизма.
Главная женщина-архитектор нашего времени Заха Хадид соединила уроки Баухауса с футуристическим видением. Взяв от архитектуры XX в. ее основу из бетона, стекла и металла, она экстраполировала ее на бескрайний космос, в будущее, освободив от ортогональной доминанты. Да, визуальный язык изменился, но остались баухаусовские авангардность, абстрактность, смелость идей, умение шагнуть за пределы привычного. Позже она добавит к этому всю мощь современных цифровых технологий, чтобы выйти за рамки привычной структурной инженерии. И в этом тоже связь со школой — использование передовых инноваций. Взять, к примеру, ее Центр водных видов спорта, построенный к Олимпийским играм 2012 г. в Лондоне. Это же мисовский павильон Германии в Барселоне или Новая национальная галерея в Берлине — из стекла со стальным каркасом, только больше по масштабу и увенчанная не плоской бетонной крышей, а извилистой, криволинейной.
В этом доме поселка Вайсенхоф, возведенном по проекту Ле Корбюзье и Пьера Жаннере, сегодня устроен музей. Фото: T. Franzen
Преподавателями Даниэля Либескинда были «беженцы Баухауса». Например, художник и фотограф профессор Ханнес Бекман, читавший ему теорию цвета и дизайн. «Он учил нас по записям Василия Кандинского и Пауля Клее, — вспоминает архитектор. — Можете в это поверить? Он показывал мне свои тетради с комментариями этих удивительных художников и даже исправлял нас словами Кандинского, которые позже я находил в книгах последнего. Без этого я бы не стал тем, кем я есть».
Интерьер нового парижского отеля Brach сети Evok Hôtels Collection. Его дизайн разработан Филиппом Старком как сочетание идей дадаизма, сюрреализма, Баухауса и африканского примитивистского искусства. Фото: Guillaume de Laubier
«Баухауc в своей сути имеет сильное этическое и политическое измерение — он стремится к равенству, — продолжает Либескинд. — Только позже он стал минималистским и редуктивистским в своих идеях. Истинный, оригинальный Баухаус был о вечном человеческом духе. И не перестал существовать. Это стиль будущего; его уроки связаны с трансформацией формы — трансформацией статуса и дизайна, обретающими социальную значимость в мире». Судя по проекту археологического музея в чилийском Икике, жилому небоскребу Vitra в Сан-Паулу, уроки Баухауса усвоены и даже тяга к деконструктивизму Либескинда — это всего лишь то самое желание преобразования форм.
Истинный, оригинальный Баухаус был о вечном человеческом духе. И не перестал существовать
Его коллега Норман Фостер познакомился с этим течением в местной библиотеке одной из рабочих окраин родного Манчестера: совсем юношей он обнаружил там альбомы с работами Ле Корбюзье, Фрэнка Ллойда Райта и школы Баухаус. А в Йельском университете ему преподавал Пол Рудольф — ученик Гропиуса в Гарварде. «У меня есть страстный интерес к связям между архитектурой, дизайном и искусством, лежавшим в основе философии школы. Баухаус — одно из мест рождения современного мира, давшее утопическое видение и мировоззрение, нацеленное на будущее», — говорил Фостер. Гропиус предвидел время, когда здания будут массово производиться на фабриках, а их составные части собираться прямо на месте. Он проектировал автомобили, поезда и вместе с Конрадом Вахсманном экспериментировал с модульными системами для жилищного строительства.
Жилая башня Vitra, Сан-Паулу, Бразилия. Архитектор — Даниэль Либескинд, 2015 г. Фото: Romulo Fialdini
«По мере развития технологий и материалов это представление становится еще актуальнее, — продолжает Фостер. — С самого начала моей карьеры я поощрял использование сборных компонентов, и мы работали в масштабе сборных конструкций целых строений. Трехмерная печать зданий, возможно, является расширением философии Баухауса. Меня особенно интересует, как эти методы могут быть использованы для улучшения качества жизни в некоторых беднейших сообществах мира. Баухаус в его лучших проявлениях стал толчком для революции в отношениях между декоративно-прикладным искусством, эстетикой и функциями, концепцией и творчеством».
Жилой небоскреб Rothschild Tower в Тель-Авиве по проекту бюро Richard Meier & Partners. Архитекторы — Ричард Мейер, Рейнольдс Логан, 2016 г. Фото: Roland Halbe
Чтобы понять, как влияет Баухаус на архитектуру сегодня, достаточно взглянуть на проекты последних лет. Скажем, Ричард Мейер построил жилую башню Rothschild Tower в Тель-Авиве, опираясь на ключевые принципы Баухауса — функциональность, современные материалы массового производства, повторяющийся планировочный модуль. Прозрачность, обилие дневного света — это уже дань заветам Миса. К слову, в вестибюле стоят его кресла Barcelona.
Баухаус мало подходил Европе: сильнее всего он проявил себя там, где была возможность работать с чистого листа
А если вы посмотрите на «ощетинившуюся» балконами башню L’Arbre Blanc в Монпелье по дизайну Су Фудзимото и OXO Architects, у вас наверняка возникнет ассоциация с балконами студенческих общежитий школы Дессау или той черно-белой фотографией, где они, студенты, смеясь свешиваются с них. Звезда дизайна Филипп Старк так описывает концепцию созданного им интерьера нового парижского отеля Brach: «Он переносит нас в тот период, когда дадаисты, сюрреалисты и архитекторы вроде Ле Корбюзье открыли Африку и то, что позже будет названо ар-брю. Это смесь модернизма Баухауса и африканского примитивного искусства, нечто в духе Пьера Жаннере и Шарлотты Перрьен. Здесь можно увидеть и влияние Стеклянного дома Пьера Шаро».
Башня L’Arbre Blanc, Монпелье, Франция. Архитекторы — Су Фудзимото и OXO Architects, 2019 г. Фото: Cyrille Weiner
Балконы башни L’Arbre Blanc в Монпелье напоминают те, что на здании студенческих корпусов школы Баухауса в Дессау. Фото: Cyrille Weiner
Символично, но спустя 100 лет мы становимся свидетелями схожих культурно-социальных и политических явлений, что наблюдались в период зарождения Баухауса: затяжной экономический кризис, активизация радикальных правых сил и резкое возрождение неонацистского движения, бесконечные очаги военных конфликтов, беженцы и мигранты, наводнившие Европу и остро нуждающиеся в дешевом, быстровозводимом и при этом комфортном жилье, появление повсюду разделительных стен (как на границе США с Мексикой, например), лагерей для беженцев, колючей проволоки и все тот же непобедимый жилищный кризис, в том числе в Берлине, где за последние 10 лет цены на жилье выросли вдвое. Возможно, это приведет к рождению нового культурного явления и мировая архитектура вновь совершит грандиозный виток, а возможно… Что там говорил другой великий немец Фридрих Гегель об истории, которая повторяется?
Архитектурный стиль Баухаус – история, характеристики и художники – Artlex
Баухаус – школа дизайна, архитектуры и прикладного искусства, основанная немецким архитектором Вальтером Гропиусом (1883–1969) в Веймаре, Германия, в 1919 году. работал в трех разных городах (Веймар, Дессау и Берлин) до 1933 года, когда он был закрыт нацистским режимом. Это была чрезвычайно влиятельная школа, которая определила эпоху и помогла сформировать современное искусство, дизайн и архитектуру. Название «Баухаус» в вольном переводе с немецкого означает «Дом строительства».27.
Известные произведения БаухаузаЛюдвиг Мис ван дер Роэ, председатель Брно, 1929–1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Людвиг Мис ван дер Роэ и Лилли Райх, председатель Барселоны, 1929, Музей современного искусства Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Людвиг Мис ван дер Роэ, кресло MR20, 1927, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Марсель Брейер, кресло Василия, 1927–1928, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Марианна Брэнд, Чайник из серебра и черного дерева, 1924 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, New
Йорк, США
Вальтер Гропиус, Здание Баухауза, Дессау, 1925-1926 гг.
Йозеф Хартвиг, Шахматы, 1924 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Йозеф Альберс, Столы для гнездования, 1926 г. 1923–1924, MoMA, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Анни Альберс, Дизайн ковра, 1927, Гарвардские художественные музеи, Кембридж, Массачусетс, США
History of BauhausХудожественная школа Баухаус прошла через три разных переезда и этапа. Официально он назывался «Государственный Баухаус», потому что это было государственное учреждение, объединяющее две школы — Академию изящных искусств Великого Герцога Саксонскую и Школу искусств и ремесел Великого Герцога Саксонии.
Школа была основана в Веймаре, в земле Тюрингия, в 1919 году немецким архитектором-модернистом Вальтером Гропиусом. Под его руководством Баухаус в Веймаре действовал до закрытия по политическим мотивам в 1919 г.25. В это время Гропиус заложил основу для второго этапа школы, который проходил в Дессау, в земле Саксония-Анхальт, с 1926 по 1932 год. Директором был Ханнес Майер, и большинство проектов, которые мы знаем сегодня как стиль Баухаус, пришли из Дессау, включая знаменитое здание Баухауза, построенное Гропиусом. После закрытия Дессау в 1932 году из-за усиливающегося давления со стороны нацистов[2] преподаватели и студенты Баухауза переехали в Берлин, в земле Бранденбург, где они основали новую школу Баухауза.
Это была частная школа, директором которой был Людвиг Мис ван дер Роэ. Баухаус в Берлине просуществовал до апреля 1933 года, когда был окончательно закрыт нацистским режимом. Преподавательский состав и студенты бежали из Германии, что привело к распространению стиля Баухаус по всему миру.
Total Work of ArtОпираясь на идеи английского движения искусств и ремесел 19 века и стиля модерн, школа актуализировала концепцию «Gesamtkunstwerk», или тотального произведения искусства. Идея Баухауза заключалась в том, чтобы нивелировать различие между изобразительным и прикладным искусством и создать новую эстетику, сочетающую изобразительное искусство с промышленными технологиями.
Объединяя изобразительное искусство, ноу-хау традиционных ремесленников и промышленные процессы под одной крышей, Баухаус стремился создавать простые и целеустремленные проекты с художественным чувством, которые можно было бы производить массово и служить обществу. Это было утопическое движение, пытавшееся улучшить повседневную жизнь людей с помощью красивого и функционального дизайна.
Немецкая школа действовала как центр для самых инновационных творческих умов Европы в то время, обучая живописи, керамике, текстилю, металлообработке, фотографии, типографике, графике, театральному дизайну, архитектуре, а также дизайну интерьера и продукции. Метод обучения в Баухаузе заменил традиционные отношения между учеником и учителем идеей сообщества художников, архитекторов, дизайнеров и мастеров, живущих и работающих вместе.
Среди преподавателей Баухауза было много известных архитекторов и художников-авангардистов двадцатого века, в том числе Ханнес Мейер, Людвиг Мис ван дер Роэ, Йозеф Альберс, Анни Альберс, Марсель Брейер, Март Стам, Герберт Байер, Адольф Мейер, Альфред Арндт, Марианна Брандт, Отти Бергер, Фридрих Энгеманн, Карл Фигер, Лионель Файнингер, Йоханнес Иттен, Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь, Оскар Шлеммер и другие. Студентов поощряли экспериментировать и изобретать новые конструкции, которые должны были быть простыми, функциональными и легкими в изготовлении. Среди наиболее коммерчески успешных мастерских были текстильная и металлообрабатывающая мастерские. Их продукция продавалась по патенту школы, обеспечивая Баухаус жизненно необходимыми средствами.
Школа искусств также была известна своими костюмированными вечеринками, входившими в программу обучения. Эти мероприятия рассматривались как возможность для отдыха, творческого обмена и импровизации среди студентов и преподавателей. Позже они превратились в масштабные представления исполнительского искусства, такие как «Триадный балет» Оскара Шлеммера 1922 года, костюмы и сценография которого были изготовлены в мастерских Баухауза.
Основные принципы БаухаузаВ манифесте Баухауза от 1919 октября Вальтер Гропиус сформулировал некоторые из основных принципов движения, такие как:
- Искусство и архитектура должны были вернуться к мастерству. Гропиус стремился создать единый стиль, объединяющий архитектуру, изобразительное искусство и ремесла. Он принял философию Gesamtkunstwerk, «тотального произведения искусства», и переформулировал ее в «тотальный дизайн», намереваясь передать знаменитую идею через «новую гильдию мастеров» во все аспекты современной жизни.
- Акцент на технологии. Следуя принципу сочетания искусства и ремесел, художники Баухауза освоили современные технологии, объединив искусство и дизайн с массовым производством.
- Функция следует форме. По словам Гропиуса, дизайн объекта должен основываться на его предполагаемой функции. Как сказано в манифесте, «объект определяется своей природой. Итак, для того, чтобы спроектировать правильное функционирование предмета — сосуда, стула или дома — нужно, прежде всего, изучить его природу: ибо он должен в совершенстве служить своей цели, то есть должен выполнять свою функцию с пользой. , быть прочным, экономичным и «красивым». Дизайн в стиле Баухаус прост и функционален, состоит из простых геометрических форм, чистых линий, основных цветов и почти без украшений.
- Простота и минимализм. Эстетика Баухауза основана на простоте, ясности, сбалансированной визуальной композиции, рациональности и функциональности. Орнамент разрешался только в том случае, если он вытекал из функции.
- Истина к материалам. Архитекторы и дизайнеры Баухауза считали, что материалы должны использоваться максимально честно, чтобы отражать истинную природу объектов и зданий. Они использовали основные утилитарные материалы, сталь, бетон и стекло, не модифицированные и открытые, подчеркивая красоту своей функциональностью.
- Целостный подход к дизайну. Архитекторы и дизайнеры Баухауса стремились интегрировать методы школы в повседневную жизнь.
- Постоянное развитие и инновации. Школа Баухаус выступала за непрерывный эксперимент и эволюцию своих архитекторов и дизайнеров, призывая их постоянно изобретать что-то новое с использованием современных технологий и материалов.
Исходя из желания объединить искусство и промышленность, Баухаус стремился создать красоту посредством функционального, утилитарного дизайна. Самым основным принципом движения Баухаус было «форма следует за функцией». В этой идее использовались простые геометрические формы с небольшим количеством декоративных деталей для создания функциональных, простых предметов и предметов массового производства.
Дизайн в стиле Баухаус характеризуется четкими линиями, простыми, полезными формами с небольшим декором или без него, основными цветами и рациональным использованием современных материалов, таких как стекло, бетон и сталь.
Самый важный вклад Баухауза в область промышленного дизайна. Стул Wassily, спроектированный Марселем Брейером в 1927–1928 годах, кресло MR20, спроектированное Людвигом Мис ван дер Роэ в 1927 году, и чайник Марианны Брандт из серебра и черного дерева (1924 год) сейчас являются частью коллекций ведущих художественных музеев мира, в том числе MoMA в Нью-Йорке, Художественный институт Чикаго, Центр Помпиду в Париже и Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Эти объекты считаются знаковыми выражениями стиля Баухаус. Они стали самыми популярными предметами коллекционирования на рынке элитной мебели.
Самым известным архитектурным проектом движения Баухаус было здание Баухауза в Дессау, спроектированное Вальтером Гропиусом в 1925-1926 гг. Это построенный манифест функциональности, ясности и минимализма, который историки искусства считают символом «белого модернизма» по преимуществу. Здание Баухауза было удостоено статуса Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году вместе с бывшим зданием в Веймаре.
Ложное гендерное равенство в БаухаузеХотя Баухаус хвалили за его прогрессивный подход к гендерному равенству, принимая как мужчин, так и женщин в свою программу, женщинам не рекомендовалось участвовать в других областях, кроме текстильного дизайна. Большинство учениц обучались более бытовым или «женским» предметам, таким как ткацкая мастерская под руководством Гунты Штёльцль. Однако, поскольку на этом семинаре сертификаты не выдавались, это мешало многим из них в дальнейшем развитии своей карьеры. Марианна Брандт была первой женщиной, посетившей мастерскую по металлообработке, сменив Ласло Мохой-Надя на посту директора студии в 1919 году.28. Некоторые также критикуют соотношение женщин и мужчин среди преподавателей в Баухаузе. Например, когда школа работала в Веймаре, только шесть из сорока пяти преподавателей были женщинами.
Влияния и наследиеНесмотря на недолговечность, Баухаус считается самой влиятельной художественной школой 20-го века, которая помогла сформировать современный дизайн и архитектуру. Школа сыграла решающую роль в развитии модернистской архитектуры и оказала значительное влияние на современное искусство и дизайн середины века и скандинавский минимализм.
Он отстаивал такие идеи, как «форма следует за функцией», продвигал целостный подход к дизайну и заново концептуализировал художественный процесс. Он популяризировал современные материалы, такие как стекло, сталь и бетон, которые стали одним из основных элементов современного дизайна интерьера. По сей день стиль и идеалы Баухауза вдохновляют художников и дизайнеров во всем мире. Например, концепция известной шведской компании по производству товаров для дома IKEA была вдохновлена работами дизайнеров Баухауза.
Баухаус также оказал сильное влияние на современное дизайнерское образование благодаря своему уникальному подходу к обучению, в котором особое внимание уделялось экспериментированию и решению проблем в дизайнерской работе.
Это была уникальная художественная школа. Структура класса в Баухаузе включала первый год вводных занятий, называемых «предварительным курсом», которые охватывали такие предметы, как теория цвета и основные элементы дизайна.
После этого подготовительного курса студенты продолжат изучать более сложные технические курсы. Методы и концепции обучения Баухауза передавались по всему миру преподавателями и студентами, бежавшими из Германии после окончательного закрытия школы в 1919 г.33. Сегодня почти во всех архитектурных и дизайнерских школах мира есть такая учебная программа по искусству.
Глобальное влияние БаухаусаНесмотря на короткую и бурную историю, Баухаус оказал огромное и далеко идущее влияние на современный дизайн и архитектуру. Он коренным образом изменил мир дизайна своими прогрессивными, авангардными идеями и остается важной частью истории искусства.
После Второй мировой войны многие из ключевых членов Баухауза бежали из Германии, распространяя свои учения по всему миру. Его влияние было особенно сильным в США, куда многие художники Баухауза перебрались во время войны, вдохновляя своими работами не одно поколение архитекторов и дизайнеров.
Мохой-Надь основал Новый Баухаус в Чикаго в 1937 году (позже ставший Институтом дизайна), и в том же году Гропиус был назначен председателем Гарвардской высшей школы дизайна. К нему присоединился Брейер, который принял должность преподавателя в Гарварде.
Мис ван дер Роэ был назначен главой архитектурного отдела Иллинойского технологического института и спроектировал его кампус. Йозеф и Анни Альберс преподавали в колледже Блэк-Маунтин и Йельском университете. Несколько художников Баухауза построили архитектурный ансамбль из 4000 зданий в стиле Баухаус в Тель-Авиве, Израиль (так называемый Белый город Тель-Авив).
Эта выдающаяся коллекция модернистской архитектуры была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2003 году. Баухаус до сих пор считается одной из самых влиятельных школ дизайна двадцатого века, вдохновляющей архитекторов и дизайнеров по сей день.
Известные художники Баухауза- Вальтер Гропиус (1883–1969), немец
- Ханнес Майер (1889–1954), швейцарец
- Мис ван дер Роэ (1886–1969), немецко-американский номер
- Марсель Брейер (1902 – 1981), венгерский
- Оскар Шлеммер (1888–1943), немецкий
- Пауль Клее (1879–1940), швейцарско-немецкий
- Василий Кандинский (1866 – 1944), русский
- Ласло Мохой-Надь (1895–1946), венгерский
- Марианна Брандт (1893–1983), немецкая
- Гунта Штельцль (1897–1983), немецкий
- Йозеф Альберс (1888–1976), немецкий
- Анни Альберс (1899–1994), немецко-американка
- Альма-Зидхофф Бушер (1899–1944), немецкий
- Движение искусств и ремесел
- Абстракционизм
- Конструктивизм
- Модернизм
- Международный стиль
- Минимализм
- Скандинавский минимализм
- Скандинавский дизайн
- Функционализм
Сноски
[1] Название представляет собой перевернутую версию немецкого слова «Hausbau», означающего «здание».
дома».
[2] Нацистский режим не соглашался с модернистским стилем, который продвигала школа.
Они обвинили его членов в том, что они коммунисты и левые.
Краткая история архитектуры Баухауза
фото: toml1959/Flickr/CC BY-NC 2.0
16 января 2019 г.
- Более: Современная архитектура
- К: Лорен Уолсер
В 2019 году исполняется 100 лет Баухаусу. И это юбилей, который стоит отметить. Немецкая школа дизайна считается самой влиятельной школой искусства и дизайна 20 века. Его учения сформировали модернизм по всей Европе и, в конечном итоге, по всему миру.
Архитектор Вальтер Гропиус основал Баухаус в Веймаре, Германия, в 1919 году, стремясь объединить все формы изобразительного искусства, ремесел и промышленности. Он хотел нивелировать всякое различие между «художником» и «ремесленником», полагая вместо этого, что все художники должны работать как мастера, и наоборот. На самом деле, он хотел разрушить множество различных иерархий — например, между высоким и низким искусством или между учителем и учеником — как новый общественный порядок для современной эпохи.
В своем манифесте Баухауза 1919 года он писал: «Вместе давайте возжелать, замыслить и создать новую структуру будущего, которая объединит архитектуру, скульптуру и живопись в единое целое и которая однажды поднимется к небесам из рук миллион рабочих как хрустальный символ новой веры».
фото: ercwttmn/Flickr/CC BY-ND 2.0
Уолтер Гропиус спроектировал свой дом в Линкольне, штат Массачусетс, в 1938 году.
Это было утопическое видение будущего. Идеи Гропиуса появились в то время, когда он и другие боролись с подъемом индустриализации. И для него объединение искусства и функционального дизайна привело бы к хорошему дизайну для массового производства, придающего красоту повседневным предметам.
Его школа стала лабораторией, где ученики могли экспериментировать с различными средствами, методами и формами, стремясь построить будущее. Они изучали все формы медиа — живопись, скульптуру, ткачество, дизайн мебели, книгопечатание, переплетное дело, столярное дело и работу с металлом, — хотя архитектура не была добавлена в учебную программу до 19 лет.27.
В учениях школы Баухаус особое внимание уделялось форме и материалам. Каждый элемент дизайна должен был служить определенной цели. Не должно быть ничего постороннего, ничего лишнего, никаких украшений. Только самое необходимое. «Объект определяется своей природой», — сказал однажды Гропиус. Получившаяся эстетика была простой, строгой и эффективной. Стиль стал синонимом современности.
фото: Эрик Алликс Роджерс/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0
С.Р. Crown Hall в Иллинойском технологическом институте был спроектирован Мисом ван дер Роэ и завершен в 1956 году.
В Баухаузе был впечатляющий список преподавателей, в том числе некоторые из самых громких имен в искусстве и архитектуре 20-го века: Марсель Брейер, Василий Кандинский, Йозеф Альберс, Пауль Клее и Людвиг Мис ван дер Роэ.
Но в конечном итоге школа Баухаус просуществовала недолго и закрылась после 14 лет работы. За эти 14 лет школа дважды переезжала, у ее руля было три разных директора и столкнулась с растущим политическим давлением со стороны нацистской партии из-за ее левых, социально-прогрессивных взглядов и простой, урезанной эстетики, которая была замечена как нарушение культурных традиций Германии.
Школа Баухаус была вытеснена из Веймара крайне правыми и переехала в Дессау, промышленный город, в 1925 году. Гропиус спроектировал здание для нового места школы (на фото в начале этой истории), а стекло, бетон, а стальная конструкция была проявлением ключевых принципов Баухауза и имела множество особенностей, которые стали отличительными чертами модернистской архитектуры — стеклянная навесная стена, асимметричный дизайн и конструкция со стальным каркасом.
Гропиус бросил школу в 1928 и передал эстафету архитектору Ханнесу Мейеру. Мейер пошел по стопам Гропиуса, сделав упор на массовое производство. Но он также сосредоточился в основном на социальной функции архитектуры и дизайна, защищая благо общества превыше всего.
фото: Кен ОХЯМА/Flickr/CC BY-SA 2.
Здание Seagram Building в Нью-Йорке с характерным экстерьером из стекла и бронзы было спроектировано Мисом ван дер Роэ и завершено в 1958.
Мейер вскоре оказался под давлением правительства из-за своих политических взглядов и ушел со своего поста в 1930 году. Его заменил Мис ван дер Роэ, который уделял больше внимания архитектуре в школьной программе.
В 1932 году национал-социалисты проголосовали за закрытие Баухауза в Дессау. Мис ван дер Роэ перевел школу в Берлин, в здание бывшего завода. Но он тоже начал сталкиваться с давлением со стороны нацистов и полностью закрыл школу в 1919 г.33.
фото: airbus777/Flickr/CC BY 2.0
Уолтер Гропиус был одним из проектировщиков MetLife Building (первоначально называвшегося PanAm Building) в Нью-Йорке. 59-этажный небоскреб был построен в 1963 году.
В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, многие преподаватели Баухауза бежали из Германии, и многие из них приехали в Соединенные Штаты, где они продолжали поддерживать учения и философию школы. Школа была предметом крупной выставки Баухауза в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1919 году.38, Баухауз 1919-28 .
Гропиус начал преподавать в Высшей школе дизайна Гарварда. Затем он спроектировал для себя дом в Линкольне, штат Массачусетс, а в 1950 году его фирма The Architects Collaborative завершила комплекс общежитий и учебных помещений в Гарварде под названием The Graduate Center. Он также спроектировал здание PanAm Building, которое сейчас называется MetLife Building, в Нью-Йорке, строительство которого было завершено в 1963 году, и Федеральное здание имени Джона Ф. Кеннеди в Бостоне, строительство которого было завершено в 1919 году.66.
фото: Дэвид Уилсон/Flickr/CC BY-2. 0
В 1945 году Мис ван дер Роэ спроектировал дом Фарнсворта в Плано, штат Иллинойс. Сейчас это историческое место Национального фонда.
Мис ван дер Роэ спроектировал кампус и преподавал в том, что сейчас называется Технологическим институтом Иллинойса. В 1945 году он спроектировал Дом Фарнсворта, здание в международном стиле в Плано, штат Иллинойс, и историческое место Национального фонда. Говорят, что Филип Джонсон черпал вдохновение в этом доме, когда спроектировал Стеклянный дом в Новом Ханаане, штат Коннектикут, еще одно историческое место Национального фонда, в 1919 году.49. Мис ван дер Роэ также спроектировал здание Seagram Building в Нью-Йорке, завершенное в 1958 году, а также многочисленные многоквартирные дома, офисные здания и университетские здания.
фото: Томас Немескери/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0
Первоначально построенное для Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке, это здание, спроектированное Марселем Брейером и завершенное в 1966 году, теперь является частью Метрополитен-музея современного искусства и называется Мет Брейер.
Марсель Брейер, который сначала был студентом, а затем преподаватель Баухауза, спроектировал оригинальное здание музея Уитни. американского искусства в Нью-Йорке, завершенное в 1966 году (это здание сейчас является частью Метрополитен-музей современного искусства и известен как Met Breuer.) прочное гранитное здание с ассиметричными окнами; низкий бетонный навес и затонувший сад у входа; стеклянные стены; и лестницы ручной работы.
Он спроектировал ряд жилых домов, школьных зданий и библиотек, в том числе Публичная библиотека Гросс-Пойнт в Гросс-Пойнте, штат Мичиган, в 19 г.53. Он также спроектировал Федеральное здание Роберта К. Уивера, штаб-квартиру Департамента. жилищного строительства и городского развития в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1968 году.
Баухаус в конечном итоге повлиял на другие архитектурные движения, включая модерн середины века и интернациональный стиль.
фото: Гуннар Клак/Flickr/CC BY-SA 2.0
Марсель Брейер спроектировал штаб-квартиру Министерства жилищного строительства и городского развития США в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1968.
И спустя десятилетия после закрытия школы она продолжает вдохновлять на создание выставок, книг и документальных фильмов. В 2016 году Гарвардские художественные музеи запустили The Bauhaus, онлайн-ресурс, посвященный Баухаусу, в котором представлено более 30 000 документов и изображений из школы. Это одна из крупнейших коллекций Баухауза в мире.
Влияние школы Баухаус можно увидеть почти везде — от дизайна мебели (вспомните вездесущий ныне стул Василия из стальных труб Брейера) до офисных башен из стекла и стали, возвышающихся над городскими горизонтами. забыть о том, какими по-настоящему радикальными были его идеи 100 лет назад.
Присоединяйтесь сегодня, чтобы помочь спасти места, где произошла наша история!
50 долларов 100 долларов 250 долларов Другое сумма
Имя
Фамилия
Электронная почта
Лорен Уолзер работала полевым редактором журнала Preservation в Лос-Анджелесе.