Этот загадочный баухаус: история возникновения стиля и основные правила
СТИЛЬ ЖИЗНИ 26.01.2020 by domummediaВ прошлом году легендарная немецкая школа Баухаус отметила столетний юбилей. О том, что такое баухаус и почему он стал классикой дизайна в нашей статье.
Существование школы bauhaus продлилось совсем недолго — с 1919 по 1923 год, но эффект от этого явления сильно отразился на всем направлении модернизма в дизайне и архитектуре. Школа сменила 3 директоров, 3 месторасположения, но окончательно исчезло во времена нацистского правления в Германии. Удивительно в стиле этой немецкой школы дизайна в то, что и спустя 100 лет, уникальный стиль не теряет своей актуальности.
Школа bauhaus зародилась в Веймаре 12 апреля 1919 года при объединении двух художественных школ. Старинные традиции веймарского художественного образования дополнились революционным подходом к искусству, смысл которого заключался в строительстве зданий будущего, в котором объединятся и архитектура, и скульптура, и живопись.
Таким образом, смысл существования школы заключался в строительстве, которое становилось целью всякой художественной деятельности. Эта философия зашифрована в самом названии школы — «bau» в переводе с немецкого означает “строительство”. К слову, в идеологии баухауса здание лишено любого декора и подчинено лишь функции.
Позже первый директор школы, Вальтер Гроппиус, сыграл огромную роль в определении понятия «доступное жилье». Жилой квартал в Дессау, спроектированный мастером и получивший название Dessau-Törten, состоит из 314 домов площадью от 57 до 75 кв м с небольшими садиками, соответсвует принципам школы bauhaus.
Таким образом, целью школы становилось создание простого функционального дизайна. Помимо признания здания финальной целью художественной деятельности, среди принципов bauhaus было единство живописи, скульптуры и архитектуры, приверженность простому дизайну, определенному функцией, который можно тиражировать, удобство и эстетика предметов.
То, что сейчас мы называем айдентикой бренда, проявляется в шрифтах. Шрифты Байера, разработанные им для афиши первой выставки школы в 1923 году, стали частью бренда. К слову, в школе функционировало целое отделение рекламы.
Школа дизайна bauhaus (представители школы настаивали на написании названия с маленькой буквы) отличалась своей системой образования, которая в частности и породила необычный эффект. Студенты обучались системно, так как первый директор школы Вальтер Гроппиус считал, что основы искусства и ремесла нужно постигать неразрывно друг от друга. А вот академической теории отводилось второстепенное место.
Школа bauhaus стала настоящим международным центром авангарда. Под одной крышей работали и учились талантливые художники, дизайнеры, архитекторы, который несли в мир идеи и принципы школы. Часто ученики становились учителями, а их учителя — слушателями. Непрерывная связь поколений и постоянный обмен опытом между учителями и учениками — именно так представлял себе идеальную школу ее основатель Вальтер Гропиус.
В школе помимо живописи, графики, архитектуры, театра и промышленного дизайна студенты также занимались созданием интерьеров. Например, все помещения школы в Дессау были оформлены учителями и учениками. Мастерские были важной частью образования в bauhaus. В школе были мастерские по обработке металла, скульптуре, керамике, дереву, стеклу, графике, фотографии, рекламе, текстилю и даже росписи стен. Множество культовых предметов, которые теперь воспринимаются нами как что-то обыкновенное, были сделаны именно в этих мастерских. Например, настольная лампа Вильгельма Вагенфельда или ваза для фруктов Джозефа Альберса и часы Марианны Брандт.
метки: архитектура
domummediaБаухауc: революция в дизайне — Федеральное министерство иностранных дел Германии
Просуществовав всего 15 лет, Баухауc вышел за рамки учебного заведения, превратившись в отдельное направление в искусстве, архитектуре и дизайне и объединив вокруг себя целую плеяду художников-единомышленников. По инициативе Фонда веймарской классики в Германии уже открылась первая выставка, посвященная грядущему столетию Баухауcа.
Красота наравне с функциональностью, искусство рука об руку с ремеслом. Возникший после Первой мировой войны Баухауc стал символом обновления европейского искусства. Новые идеи распространялись на все его виды: живопись, архитектуру и градостроительство, художественные ремесла, дизайн…
Основоположник веймарской школы Вальтер Гропиус ратовал за равноправие изящных и прикладных искусств, объединенных конструктивным мышлением. «Дом строительства» – так дословно переводится «Баухауc» с немецкого. Учение поднималось на волне индустриализации и технического прогресса – как раз в те годы в распоряжении строителей и конструкторов появились стекло, бетон и сталь, пар и электричество.
Но также направление имело под собой философский контекст. Его вдохновитель Гропиус верил: новое типовое жилье сможет воспитать новую личность. Красивым стало не то, что богато декорировано, а то, что технично, функционально и удобно. Баухауз ориентировался на массового потребителя.
В качестве преподавателей в школе были собраны талантливые художники-новаторы того времени, среди которых – Адольф Мейер, Пауль Клее, Василий Кандинский, Герхард Маркс. И они сами, и ученики Баухаза были бунтарями, которые любили свободу, отрицали условности и не боялись говорить «нет» устоявшимся традициям.
В 1925 году учебное заведение было переведено в Дессау, еще несколькими годами позже – в Берлин, а с приходом к власти Гитлера в 1933-м году закрылось. Баухауc уже в первые годы своего существования активно не нравился национал-социалистам, которые называли школу рассадником коммунизма. Вопреки всему Баухауc как архитектурный стиль не только сохранился, но и по-прежнему набирал популярность.
Баухауc жив
К столетию создания Баухауcа, которое будет в Германии широко отмечаться в 2019 году, запланирован целый ряд спецпроектов. В частности, на родине школы в Веймаре будет заново отстроен музей Баухауcа. В Дессау появится большой инновационный комплекс, посвященный Баухауcу. А выставочные площади берлинского музея Баухауза, здание для которого спроектировано самим Вальтером Гропиусом, будет значительно расширено.
Герхард Маркс – пионер и оппозиционер Баухауcа
Баухауc как движение не ограничивается мебелью из гнутых стальных труб и новым словом в типографике – так звучит главный посыл выставки, что уже открылась в веймаровском Новом музее. Она называется «Уход от Баухауcа – Герхард Маркс и круг его друзей».
Герхард Маркс, один из крупнейших скульпторов ХХ столетия, обывателю известный, например, по скульптуре бременских музыкантов, обеими руками поддерживал первоначальную идею модернизации искусств и примкнул к проекту в первые годы существования Баухауcа. Он стал одним из первых преподавателей школы.
«Архитекторы, скульпторы, живописцы – все должны вернуться к ремесленному производству», – было его девизом. «Этим Маркс и его сподвижники выделялись на фоне того Баухауcа, за который ратовал после 1923 года Мартин Гропиус – ориентированного на технику и промышленность», – говорит куратор выставки Анке Блюмм. По ее словам, задача выставки – подчеркнуть разноплановость Баухауcа.
Сторонники Баухауcа, которым близка была позиция Маркса, стали объединяться в художественную группу. На выставке собрано более двух сотен работ представителей этого кружка, которые иллюстрируют такой подход к искусству. Это скульптуры, рисунки, живопись, объекты из металла и керамика. Помимо этого на выставке представлены и результаты новых исследований того, как Баухауc, формировавшийся и менявшийся, в том числе, и под влиянием Герхарда Маркса, нашел в конце 1970-х выражение и в искусстве в США.
Часть всемирного архитектурного наследия
Памятники архитектурной школы Баухауc в немецких городах Веймар и Дессау с 1996 года считаются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. Это – главное учебное здание Баухауcа и жилые виллы преподавателей.
Летом 2017 года этот список пополнили также здание Школы профсоюзов в Бернау под Берлином и пять жилых домов с крытыми галереями в Дессау-Рослау в Саксонии-Ангальт – образчики бюджетного социального жилья. Их построил швейцарский архитектор Ханнес Майер, занимавший пост директора Баухауза с период с 1928 по 1930 годы.
«Серия построек к Веймаре, Дессау и Бернау является свидетельством радикальной модернизации архитектуры и дизайна. Она стала переходом белого модерна, заложенного Гропиусом, к строгому и функциональному стилю в строительстве, который послужил основой архитектуры послевоенного времени», – отметил вице-президент немецкой комиссии ЮНЕСКО Хартвиг Людтке.
Елена Александрова
26.10. 2017
Марсель Бройер | Кресло | Метрополитен-музей
Марсель Брейер | Кресло | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Кресло
Художник:
Марсель Брейер (американец (родился в Венгрии), Печ, 1902–1981, Нью-Йорк)
Дата: 1922 г.
Середина: Дуб, шерстяная обивка
Размеры: 37 1/4 x 22 1/4 дюйма (94,6 х 56,5 см)
Классификация: Мебель
Кредитная линия: Покупка, подарок Теодора Р. Гэмбла-младшего в честь его матери, миссис Теодор Роберт Гэмбл, и Благотворительный трастовый фонд Литы Анненберг Хазен, 1983 г.
Регистрационный номер: 1983.366
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Музейные публикации
Заметные приобретения, 1983–1984 гг.
Музей Метрополитен. Том. 8, Современная Европа
Похожие произведения искусства
- В той же галерее
- Марсель Брейер
- Современное и современное искусство
- Кресла
- Стулья
- Мебель
- Дуб
- Мебель для сидения
- Обивка
- Дерево
- Шерсть
- Из Северной и Центральной Америки
Из США- С 1900 г. н.э. по настоящее время
Ресурсы для исследований
Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.
API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met. Данные открытого доступа и общедоступные изображения доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.
Обратная связь
Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.
Современное и современное искусство в The Met
Участие Метрополитена в искусстве с 1890 года по сегодняшний день включает в себя приобретение и выставку работ в различных средствах массовой информации, охватывающих направления в модернизме и современные практики со всего мира.
Марианна Брандт | Чайник и ситечко
Марианна Брандт | Чай Infuser и фильтр | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Чайник и ситечко
Дизайнер:
Марианна Брандт (нем., Хемниц 1893–1984 Кирхберг)
Дата: ок. 1924 г.
Середина: Серебро и черное дерево
Размеры: 3 1/4 × 4 1/4 × 6 1/2 дюйма (8,3 × 10,8 × 16,5 см)
Классификация: Металлоконструкции-Серебро
Кредитная линия: Фонд Беатрис Г. Уоррен и Лейлы В. Редстоун, 2000 г.
Регистрационный номер: 2000.63а-с
Права и воспроизведение: © 2023 Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Музейные публикации
«Недавние приобретения, подборка: 1999–2000»: Бюллетень Метрополитен-музея, т. 58, вып. 2 (осень 2000 г.)
Современное и современное искусство в Метрополитен-музее
Похожие произведения искусства
- В той же галерее
- Марианна Брандт
- Современное и современное искусство
- Черное дерево
- Металл
- Металлоконструкции
- Серебро
- Фильтры
- Чайник
- Дерево
- Из Германии
- С 1900 г.