Баухауз в дессау: Баухаус — Википедия – Баухауз. История самого смелого учебного заведения ХХ века

Содержание

Комплекс Баухауза В Дессау | История архитектуры

Баухауз (Дом строительства) — Высшая школа строительства и конструирования, которая работала в Германии с 1919 по 1933 г.г. На базе школы возникло творческое объединение и впоследствии архитектурный стиль.

В двадцатом веке произошли коренные изменения во внешнем облике архитектурных сооружений. Реалии диктовали свой стиль, ставивший под сомнение употребление классических ордеров, лишние декорации. Произошел перелом традиций, складывавшихся веками. Первоначально новый архитектурный стиль казался чересчур примитивным. Однако вскоре общество привыкло и смогло принять наготу, компактность и ясные очертания зданий, ставшие основными признаками и формами.

Одним из первых таких зданий является Баухауз. Здание, выстроенное в стиле «функционализм». Применим к проекту Баухауза стиль определения как «утилитарный», «комфортный», значит «красивый». Однако на самом деле красота здания в функциональном стиле обусловлена наличием безупречного вкуса и чувства прекрасного у его создателя. Благодаря своей уникальности на тот момент здание является одной из символических построек ушедшего столетия.

Баухауз включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Комплекс Баухауза, общежитие справа.

В период между двумя войнами в немецкой архитектуре выделилось большое количество направлений искусства. Тогда еще довольно молодой немецкий Вальтер Гропиус провел реорганизацию мастерских, которые затем получили название Баухауз. Первоначально в качестве преподавателей были приглашены молодые авангардисты. Курсы были посвящены дизайну и искусству. Основной задачей школы было проведение параллели между промышленным дизайном, искусством и функциональностью. Дессау отлично подходил для строительства Баухауза. Этот небольшой городок был застроен в традиционной манере и в начале века был значимым центром промышленности. Гропиусом было выбрано органичное сочетание эстетики, функциональности и производительности. В школе планировалось изучение всех процессов от проекта до постройки. Поэтому в Баухаузе было предусмотрено наличие самых разных помещений от мастерских до собственного театра. Все составные части связывались по вертикали на четырех уровнях. Все помещения должны были быть связаны в одну ассиметричную динамичную композицию, равновесие которой обеспечивали горизонтальный и вертикальный элементы. Первым являлся протяженный переход-мост.

Вторым – башня общежития для студентов. Не смотря на то, что один блок помещений функционально отличался от другого, Баухауз являет собой баланс форм и пропорций. Еще одним важным правилом являлось то, что в Баухаузе можно было бы удобно сориентироваться обычному посетителю. Кроме всего прочего интересен баланс закрытых приватных зон и прозрачных конструкций общественных помещений и мастерских. Новшеством стала и плоская кровля, которую применяли в качестве террасы и как место для коммуникаций. Таким образом, Баухауз выглядел ультрасовременно, отличался большими по площади застекленными поверхностями, четкими линиями, отсутствием декора на стенах.

Фасад общежития

Отдельно Гропиус спроектировал дома для преподавателей.

Школа Баухауз в городах Веймар и Дессау

Памятники архитектурной школы Баухауз в городах Веймар и Дессау считаются «иконами»

стиля, с которых началось развитие архитектуры и дизайна XX века. Стиль, основы которого были заложены в стенах школы Баухауз, уверенно дожил до нашей дней и обрел вторую молодость в современном практичном мире.


Школа Баухауз

На страницах данного ресурса мы уже обсуждали особенности архитектурной школы Баухауз, основанной Вальтером Гропиусом на частном примере Фабрики Фагус. Хотя она была построена еще до изобретения нового стиля, его элементы там уже проявлялись самым ярким образом.

Внимательный читатель помнит, что архитектор Гропиус в начале XX века перевернул представление человечества об архитектуре и строительстве, «выведя из пробирки» новый вид зданий, в основу которого вошли прагматичность, рациональность, минимализм и взаимозаменяемость. Его творческие замыслы нашли отклик в обществе и были признаны логичными и обоснованными. В 1996 году 5 комплексов, выполненных в стиле Баухауз вошли в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как дань памяти Вальтеру Гропиусу

и его проектам, существенно повлиявшим на дальнейшее развитие в области строительства.

Всем любознательным поведаем о том, кто основал школу Баухауз. Случилось это в 1919 году в городе Веймар. Архитектором Анри ван де Вельде организовывается школа, на должность руководителя которой «выписывается» из Берлина Вальтер Гропиус. Он, в свою очередь, приглашает художников авангардистов, вместе с которыми и принимается развивать свои новаторские идеи.

Само здание школы, выстроенное в этом стиле, является первым из пяти памятников Баухауза. Мы можем наблюдать огромное количество окон. Ученье – свет! И за электричество не нужно платить, днем и так светло.

Здание школы Баухауз в ВеймареЗдание школы Баухауз в Веймаре

Простота форм и линий с одной стороны лишает здание какой-либо индивидуальности, а с другой – это и есть его индивидуальность.


Баухауз в Веймаре

Помимо самого здания школы в охранный список

ЮНЕСКО вошли еще пару зданий в Веймаре.

Рядом со школой Баухауз находится «Дом-подкова», построенный по проекту Анри ван де Вельде

Дом-подкова Анри ван де Вельде в ВеймареДом-подкова Анри ван де Вельде в Веймаре

Вдалеке от центра города скромненько стоит следующее здание — дом Хаус-ам-Хорн.

Дом Хаус-ам-Хорн в ВеймареДом Хаус-ам-Хорн в Веймаре

Со стороны выглядит не впечатляюще, но считается, что при его строительстве были впервые реализованы многие задумки, которые потом встречались повсеместно. Наверное, это так и есть. Нужно подойти и заглянуть внутрь, чтобы уточнить. В любом случае, товарищи из ЮНЕСКО скорее всего подходили и заглядывали, прежде чем присуждать этому дому статус памятника, находящегося под строгим надзором государства.


Баухауз в Дессау

После того как в Веймаре прекратилось финансирование школы, всем причастным и сочувствующим пришлось собрать свои скромные пожитки и передислоцироваться в город Дессау.

Там в чистом поле по проекту Гропиуса было отстроено новое здание школы – еще более продуманное и рациональное. Хотя казалось бы, куда уж более.

Проект здания школы Баухауз в ДессауПроект здания школы Баухауз в Дессау

Совсем недалеко от парка Дессау-Вёрлиц вдоль дороги были выстроены так называемые дома мастеров. То бишь людей, кто преподавал в школе. При обсуждении переезда школы из Веймара, строительство жилья для команды единомышленников было одним из условий Гропиуса. Логично в общем-то, надо же им где-то жить. Попрактиковаться на себе и увидеть плюсы и минусы своих конструкций никогда не помешает.

Один из домов мастеров в Дессау

Один из домов мастеров в Дессау


Закрытие Баухауз

В 1933 году распоясавшиеся нацисты посчитали школу Баухауз пристанищем «коммуняк» и социалистов, в чем они были фактически правы, так как основная масса мастеров действительно проповедовали крайне левые взгляды. Недолго думая, лавочку прикрыли, а многие из них поскорее сменили страну. Гропиус, например, перебрался в США и не позволил своему таланту пропасть, а кошельку оскудеть.

Школа Баухауз просуществовала всего 14 лет, но за это время было сделано многое. Правда в начале века люди еще не были готовы отказаться от так полюбившегося им своей вычурностью стиля модерн. Упрощение и удешевление продукции хорошо восприняли лишь самые бедные слои населения. Элита же занималась своим излюбленным занятием – вертела нос во все стороны.

Особую популярность стиль Баухауз приобрел в СССР, что не особо радует эстетов и эстетствующих, ибо было понастроено столько всего примитивного и унылого, что мы до сих пор в этом живем. Хотя, это конечно лучше, чем деревянные халупы, уверенно существовавшие на

Руси вплоть до времен товарища Хрущева.


Баухауз и ИКЕА

Многие специалисты в среде дизайна отмечают основные принципы ИКЕИ очень схожими с принципами школы Баухауз – та же простота, дешевизна и элегантность. Некоторые фирменные товары шведского бренда фактически слизаны с произведений Баухауза начала XX века. Как говорится, найдите 10 отличий.

Стул ИКЕА & БаухаузСтул ИКЕА & Баухауз

С тремя ножками – оригинал, а с 4 икеевская усовершенственная модель. Как оказалось, с 4 ножками производить дешевле из-за более простого техпроцесса.

Памятники архитектуры в городах Веймар и Дессау являются яркими примерами школы Баухауз. Поистине, в истории все циклично, и сейчас Баухауз как никогда актуален. Или вы давно не были в ИКЕА?

путеводитель по архитектуре Баухауса :: Статьи

Окрестности Дессау-Росслау, находящегося примерно в двух часах езды от Берлина, могут похвастаться сразу двумя объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО: Парковым королевством Дессау-Вёрлиц с дворцовыми комплексами XVIII в. и ансамблем Баухаус. О нем и идет речь на страницах путеводителя, собранного вместе с фондом «Баухаус-Дессау» и культурным фондом «Дессау-Вёрлиц».

В книге читатели найдут обзор более чем 120 зданий и загородных территорий одного из самых красивых мест на Эльбе, где находятся истоки архитектурного функционализма. Конкретно на их поиски надо отправляться в Дессау, где с 1925 по 1932 годы работала школа Баухаус. Наглядным воплощением идей трех последовательно сменявших ее директоров — Вальтера Гропиуса, Ханнеса Мейера и Миса ван дер Роэ — стали здания, хотя и расположенные в разных частях города, все же названные ансамблем и взятые в 1996 году под охрану ЮНЕСКО.

Учебный кампус Баухауса, арх. Вальтер Гропиус, 1925-1926. Полностью реконструирован в 1976 г. Фото © Philipp Meuser

Неизвестно, как выглядел бы Дессау сегодня, если бы не война. На Международном конгрессе современной архитектуры (CIAM) в 1933 году учебной группой под руководством Вальтера Гропиуса было представлено 47 мастер-планов города — ни одному из них не суждено было воплотиться в жизнь. Поэтому манифестом архитектурного функционализма в Дессау, где уживаются и исторические здания эпохи ар-нуво, и типовая застройка времен ГДР, считается главный учебный кампус Баухауса.

Проектная команда, состоявшая из Вальтера Гропиуса, Эрнста Нейферта и Карла Фигера, построила здание, коренным образом отличавшееся от неоклассической застройки Дессау. Оно не могло не удивлять жителей обилием стеклянных поверхностей, плоской кровлей и гладкими стенами, лишенными орнамента. Но главное, оно отвечало принципам нового строительства: быстро, дешево и максимально функционально. Различные помещения были связаны в единую асимметричную композицию с гармонично скомпонованными элементами — горизонтальным (двухэтажный переход-мост, в котором находилась администрация) и вертикальным (пятиэтажное здание студенческого общежития).

Masterhäuser (дома преподавателей), арх. Вальтер Гропиус, 1925-1926. Фото © Philipp Meuser

Те же кубические формы, где каждая функциональная зона имела свое объемно-пространственное решение, как в главном здании Баухауса, Вальтер Гропиус применил в коттеджах, построенных для преподавателей школы. Комплекс включает отдельный дом (без студии) для директора и три дуплекса со студиями. Первыми их жильцами стали Ласло Мохой-Надь и Лайонел Фейнингер, Георг Мухе и Оскар Шлеммер (их дом на фото), Василий Кандинский и Пауль Клее. Рядом с домами располагается Trinkhalle — питейный холл по проекту Миса ван дер Роэ, построенный в 1932 году и явивший собой пример того, как из глухой стены простыми средствами можно сделать общественное пространство.

DOM Publishers

После закрытия Баухауса в 1932 году, дома некоторое время сдавались в аренду, с 1933 по 1945 здесь жили руководители местного авиастроительного завода «Юнкерс». Во время войны дома директора и Мохой-Надя были разрушены до основания и выстроены заново в 1956-м году. Их полномасштабной реконструкцией в 2010-2014 годах занималось берлинское архитектурное бюро Bruno Fioretti Marquez Architekten (BFM).

Поселок Dessau-Törten, арх. Вальтер Гропиус, 1926-1928. Фото © Philipp Meuser

В 1926-1928 годах, почти одновременно с модернистами, демонстрирующими возможности застройки нового типа в поселке Вайсенхов близ Штутгарта, Вальтер Гропиус реализует новые идеи в поселке Дессау-Тёртен. По его проекту в три очереди возводятся 370 сборных домов, каждый с прилегающим земельным участком площадью 350-400 кв.м, который предлагается использоваться как огород. Для строительства домов применялись заранее изготовленные бетонные конструкции, рисунок фасада сформирован не декором, а горизонтальными и вертикальными рядами окон. Несмотря на унифицированные фасады, помещения имеют три варианта площади и конфигурации — 74 кв. м, 70 кв. м и 57 кв. м.

Доминантой поселка стало здание Konsumgebäude. План сверху по сути является супрематической композицией, в которой снова совмещаются два объема — горизонтальный и вертикальный (вытянутый магазин и пятиэтажная башня с трехкомнатными апартаментами площадью 90 кв. м). На территории поселка также находится экспериментальный стальной дом Георга Мухи и Ричарда Паулика.

DOM Publishers

Дом по проекту Ханнеса Мейера (1928-1930). Фото © Wolfgang Thöner

Формировать новый архитектурный образ Дессау продолжил Ханнес Мейер. Апофеозом отрицания прошлого и отражением чистой конструктивной логики стали пять многоквартирных трехэтажных кирпичных домов. Доступ к квартирам площадью 48 кв. м с ванными комнатами и центральным отоплением осуществляется через балконы, ориентированные на север, тогда как основные окна выходят на солнечную южную сторону. Таким образом параллельно с функциональностью решался вопрос энергоэффективности зданий. Реновация строений прошла в 1988 году.

DOM Publishers

Kornhous, арх. Карл Фигер, 1929-1930. Фото © Wolfgang Thöner

Другой объект, взятый под охрану ЮНЕСКО, — ресторан Kornhous. Архитектор Карл Фигер использовал различные строительные технологии, усиливающие кирпичную структуру с железобетонным каркасом. Самая выдающаяся часть здания со стеклянным фасадом первоначально была спроектирована как открытый балкон. Ресторан, получивший название от располагавшегося рядом зернохранилища, полностью реконструирован и доступен для посещения.

DOM PublishersКроме архитектуры Баухауса в путеводителе можно найти подробную информацию о Парковом королевстве Дессау-Вёрлиц и зданиях, относящихся совершенно к разным эпохам, как рафинадный завод 1936 г. и пивоварня 1896 г. Фото © Kulturstiftung DessauWörlitz, Wolfgang Thöner.

Баухауз в Дессау. Часть 1 — Архитектура XX века — Архитектурная Графика

«Архитекторы, скульпторы, художники! Все мы должны вернуться к ручному труду! Давайте создадим и будем развивать новые гильдии ремесленников, без высокомерия, пытающегося разжечь рознь и построить барьеры между между актёрами и художниками! Давайте объединимся и вместе построим новое здание будущего, которое объединит архитектуру, скульптуру и живопись в единое целое, и которое достанет до неба благодаря миллионам рук ремесленников. Это здание станет чистым символом новой веры.»

Вальтер Гропиус

Комплекс зданий Баухауза в Дессау является одним из самых символичных сооружений ХХ века. Несмотря на свой короткий период работы (всего 7 лет) и запустение в течении многих десятилетий, идеи, провозглашенные здесь, значительно повлияли на развитие современной архитектуры нескольких поколений. Комплекс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и продолжает выполнять свою первоначальную цель: формирование идей ведущих архитекторов.

История


Идея появления Баухауза появилась в период Веймарской Республики в Германии, между двумя мировыми войнами, когда зародилось множество художественных и архитектурных стилей.

Молодой архитектор 36 лет, Вальтер Гропиус в 1919 году по заказу Школы Искусств и ремесел Великого Герцогства Саксонского, арендовал построенный в девятнадцатом веке дом, расположенный в Веймаре. Гропиусом были реорганизованы школы-мастерские, которые в последствии были названы Bauhaus или «строительство дома». Архитектор предложил преподавать в этой школе группе молодых художников—представителей авангарда: Паулю Клее (Paul Klee), Ласло Мохой-Надь (László Moholy-Nagy), Василию Кандинскому и другим. Несмотря на название школы, в первые годы в школе не было курсов, посвященных архитектуре и строительству, а были связаны скорее с искусством и дизайном. Философия школы связывала заимствованные из опыта проектирования машин и промышленного дизайна искусство и функциональность.

Первые здания Баухауза

В связи с ростом влияния нацистов в Веймаре, Баухаус в 1925 году был вынужден переехать в новое место в Дессау, промышленный центр с населением в 70 тысяч человек. Школа в городе функционировала с 1926 по 1932 годы, и оказало существенное влияние на искусство и архитектуру того времени. В школе проводились курсы по архитектуре, фотографии, живописи, графическому дизайну, дизайну интерьера, промышленному дизайну и типографике.

Расположение


Дессау — это небольшой город, расположенный в месте слияния рек Эльбы и Мульде, и расположен в 100 км юго-западнее Берлина. В застройке преобладала традиционная архитектура, в начале века город являлся важным промышленным центром.

По данным причинам город был идеальным местом для Гропиуса, решившего сочетать эстетическую красоту с функциональностью и производительностью. Во время своего строительства, Баухауз был немного вдали от центра города, за железнодорожными путями, но сегодня комплекс поглощается разрастающимся городом.

Вид здания Баухауза с высоты птичьего полета. Здание окружают поля, и лишь только через бульвар комплекс соединяется с городом

Планировка комплекса


Идея школы состояла в том, что студенты будут подробно изучать весь процесс промышленного творчества, от проектирования до строительства объектов. Для этого здание включало помещения для занятий искусством, семинаров, технических мастерских, общую зону с театром и обеденным залом, администрацию, учебные кабинеты. Все эти элементы были связаны вертикально на четырех уровнях.
Кроме того, отдельно располагались дома преподавателей.

План 1-го уровня

План 2-го уровня

План 3-го уровня

План 4-го уровня

Используя принцип «конвейера Генри Форда» в строительстве, здание должно было построено в течение года, рекордного для того времени периода. В связи с состоянием послевоенной немецкой экономики, здание само по себе должно было быть дешёвым.

Идея


Здание должно было связать различные учебные помещения в единую асимметричную и динамичную композицию, уравновешенную горизонтальным (длинный переход—мост) и вертикальным (башня студенческого общежития) элементами. Хотя каждая группа помещений была индивидуальна с учетом своей функции, в результате всё здание представляет собой гармоничный баланс формы и пропорций.

Разнообразие в дизайне не должно было нарушать ясность прочтения обычным посетителем, здание должно было быть понятным и в нём можно было бы легко ориентироваться. В здании также стремились найти баланс между закрытостью приватных зон и прозрачностью конструкций общественных помещений и учебных мастерских. Одной из новинок построенного здания стало применение плоской кровли, используемой в качестве террасы и как коммуникативное пространство.

Представьте себе удивление жителей Дессау, когда они увидели новое здание, полностью отличающегося от неоклассической застройки их города, и оно (здание) бесспорно казалось очень современным своими большими стеклянными поверхностями, гладкими линиями, стенами, полностью лишенными орнамента.

Комнаты, мастерские и даже лестницы были щедро освещены естественным светом, а в вечернее время здание становилось большим светящимся объектом на фоне пустого поля.


Баухаус: архитектурный след

От редактора
Школа Баухаус – во многом парадоксальное явление. Это одно из самых влиятельных учебных заведений в истории – при этом просуществовало оно всего 14 лет, с апреля 1919-го по июль 1933-го, зато идеи его распространили рассеявшиеся затем по миру профессора и выпускники. Закрылась школа под давлением нацистов, но все же, пусть формально, но на своих условиях, насколько это было возможно в той ситуации (эта история, где главную роль сыграл последний директор, Людвиг Мис ван дер Роэ, заслуживает отдельного разговора).
Мечтой основателей Баухауса было сделать качественный современный дизайн массовым, но большинство созданных там объектов массовыми не стали (возможно, кроме обоев).
Если сравнить имена его директоров (Вальтер Гропиус, Ханнес Майер, Мис) и преподавателей (Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь, Оскар Шлеммер и другие крупнейшие фигуры международного авангарда) с гораздо более скромным списком выпускников, то невозможно не задаться вопросом: так ли успешен был Баухаус именно как учебное заведение?
История Баухауса, казалось бы, тщательно изучена, но там до сих пор остается много белых пятен и спорных моментов, например, с авторством тех или иных работ, особенно в отношении женщин – преподавательниц и студенток.
В этой череде парадоксов свое место занимает архитектурный след школы: за исключением ее знаменитого здания в Дессау, он достаточно случаен и включает в себя такие пункты, как воссозданные в наши дни в этом городе дома профессоров Баухауса, по сути – арт-муляжи. Но этот след, как и любое историческое свидетельство, что столетней давности, что последних лет, может немало рассказать внимательному наблюдателю. Об этом – фотоэссе Дениса Есакова.

Денис Есаков:
«В октябре 2016-го года я фотографировал «музей Баухаус под открытым небом» – постройки в Тель-Авиве архитекторов, убежавших от разгорающейся в Европе войны. Некоторые из них закончили Баухаус, но далеко не все считали себя продолжателями этой школы. Использование бренда Bauhaus там напоминает подобную апроприацию этого имени немецким строительным супермаркетом. Никакого отношения к школе 1920-х из Веймара (а позже Дессау), но продавать стройматериалы, видимо, помогает.
В Тель-Авиве я снимал квартиру возле кладбища Трумпельдор в «баухаус»-доме. Владельцы, французская пара дизайнеров, ценили доставшееся им модернистское наследие. Многие оригинальные детали был сохранены: шкафы, ручки на дверцах, кондиционер и пр. Этот момент я хочу выделить как в Германии, так и в Тель-Авиве: осознание ценности в этих постройках и внимательная работа над их сохранением. Возможно, культурная спекуляция играет в этом процессе не последнюю роль.»

Государственный Баухаус в Веймаре. 1919–1925

Школа прикладного искусства. 1904–1911
Архитектор Хенри ван де Велде, директор Школы прикладного искусства, построил и ее здание. Вальтер Гропиус унаследовал его постройку и многие идеи: именно здесь в 1919 открылся Бахаус, включивший в свой состав также Высшую художественную школу. Сейчас в здании располагается Баухаус-университет.
zooming zooming

Школа прикладного искусства в Веймаре
Фото © Денис Есаков

Образцовый дом «ам Хорн». 1923
Построен к первой выставке Баухауса по проекту его преподавателя, художника Георга Мухе, с помощью архитекторов из бюро Вальтера Гропиуса. Дом был рассчитан на трех–четырех человек, где мать семейства с помощью новейшей техники и продуманной организации пространства в значительной степени освобождена от занятий домашним хозяйством. Главная функция такого жилища – общение в семейном и дружеском кругу. Здание представляет собой квадрат со стороной 12,7 м, центральное жилое пространство – 6 м.
zooming zooming

Образцовый дом «ам Хорн»
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Образцовый дом «ам Хорн»
Фото © Денис Есаков

Дом Нойферта. 1929
Автор труда «Строительное проектирование» Эрнст Нойферт учился в Баухаусе и работал в бюро Гропиуса. Дом построен им в местечке Гельмерода из дерева в соответствии с новейшими представлениями о функциональности. В плане это квадрат 10 м х 10 м.
zooming zooming

Дом Нойферта
Фото © Денис Есаков

Высшая школа дизайна Бахаус в Дессау. 1925–1932

Здание школы Баухаус. 1925–1926
Архитектор – Вальтер Гропиус, заказчик – муниципалитет Дессау. В наши дни здесь располагаются фонд Bauhaus Dessau (включая музейное собрание и библиотеку) и университет Анхальта, бывшее студенческое общежитие используется как апарт-отель.
zooming zooming

Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков

  • zooming

    1 / 5

    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    2 / 5

    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    3 / 5

    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    4 / 5

    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    5 / 5

    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков

    zooming
zooming zooming
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
  • zooming

    1 / 4

    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    2 / 4

    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    3 / 4

    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    4 / 4

    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков

    zooming
zooming zooming
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Здание школы Баухаус в Дессау
Фото © Денис Есаков
  • zooming

    1 / 6

    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    2 / 6

    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    3 / 6

    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    4 / 6

    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    5 / 6

    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    6 / 6

    Здание школы Баухаус в Дессау
    Фото © Денис Есаков

    zooming

Дома преподавателей. 1925–1926
В дополнение к зданию школы городские власти заказали Гропиусу дом директора (то есть для него самого) и три двухсемейных дома для профессоров. Из-за бомбежек Второй мировой и строительной активности в период ГДР комплекс лишился дома директора и одного из парных домов, в котором жили Ласло Мохой-Надь и Лучия Мохой, а во второй части – Лионель Файнингер. В 2014 на их месте открылись «копии» работы берлинского бюро Bruno Fioretti Marquez. Они используются для выставок, также там установлена инсталляция художника Олафа Николаи «Цвет света», вдохновленная идеями Мохой-Надя. Сохранились парные дома Георга Мухе и Оскара Шлеммера и Василия Кандинского и Пауля Клее.
zooming zooming

Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
Фото © Денис Есаков

  • zooming

    1 / 4

    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    2 / 4

    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    3 / 4

    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    4 / 4

    Дом Георга Мухе и Оскара Шлеммера
    Фото © Денис Есаков

    zooming
zooming zooming
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
  • zooming

    1 / 3

    Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    2 / 3

    Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
    Фото © Денис Есаков

    zooming
  • zooming

    3 / 3

    Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
    Фото © Денис Есаков

    zooming
zooming zooming
Дом Вальтера Гропиуса. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Дом Мохой-Надя. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Дом Мохой-Надя. Воссоздание. 2014
Фото © Денис Есаков

Жилой массив Тёртен. 1926–1928
Поселок из 314 сблокированных домов построен по проекту Вальтера Гропиуса и архитектурного факультета Баухауса по заказу властей Дессау. Ключевым сооружением там стало здание жилищного кооператива: пятиэтажная башня с административными помещениями и тремя квартирами на верхних этажах, соединенная с одноэтажным объемом магазина (теперь в нем открыт информационный центр).
zooming zooming

Жилой массив Тёртен. Здание кооператива
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Жилой массив Тёртен
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Жилой массив Тёртен
Фото © Денис Есаков

Жилой массив Цибиг/Кнаррберг. 1926–1928
Автор проекта – бывший сотрудник Гропиуса австрийский архитектор Леопольд Фишер, ландшафтным дизайном занимался Леберехт Мигге, автор проектов озеленения многих поселков той эпохи. Он был теоретиком социального, коммунального озеленения в противовес эффектным публичным паркам, выступал за снабжение каждого жителя собственным участком земли для устройства огорода; также Мигге предвосхитил принципы «устойчивости».
zooming zooming

Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Жилой массив Цибиг/Кнаррберг
Фото © Денис Есаков

Ресторан «Корнхаус». 1929–1930
Построен по заказу городских властей и пивоварни Schultheiss-Patzenhofer на берегу Эльбы. Архитектором выступил чертежник из бюро Гропиуса Карл Фигер. Здание и сегодня сохранило первоначальную функцию.
zooming zooming

Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Ресторан «Корнхаус»
Фото © Денис Есаков

Баухаус в Берлине. 1932–1933

Школа была вынуждена покинуть Дессау, когда к власти на муниципальных выборах там пришли нацисты. В Берлине она открылась уже как частное учебное заведение в здании телефонной фабрики на улице Биркбухштрассе в районе Штеглиц: оно до наших дней не дошло.

Баухаус-архив и музей дизайна. 1976–1979
Вальтер Гропиус задумал это здание в 1964 для Дармштадта, но в итоге оно было реализовано уже после его смерти – в Западном Берлине по доработанному сотрудником Гропиуса Алексом Цвияновичем и немецким архитектором Хансом Банделем проекту. После объединения Германии число посетителей и интерес к скромному по размеру музею резко выросли, поэтому в связи с юбилеем здание сейчас реставрируется и расширяется по проекту берлинского бюро Staab Architekten. Фолькер Штааб и его коллеги получили заказ в результате конкурса в 2015 (в первом конкурсе, 2005 года, победила мастерская SANAA, но ее проект был отменен в 2009). Открыться обновленный комплекс должен в 2022.
zooming zooming

Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков
zooming zooming
Баухаус-архив и музей дизайна
Фото © Денис Есаков

″Баухаузу″ в Дессау вернули первоначальный вид | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

Реставрация известнейшего архитектурного строения в стиле "Баухауз" в Дессау длилась десять лет. Теперь бывшее здание Высшей школы строительства и художеств, построенное по проекту немецкого архитектора и теоретика архитектуры, основателя одноименного архитектурно-художественного объединения Вальтера Гропиуса, встречает посетителей в таком виде, в каком оно предстало на открытии в 1926 году.

"Баухазу" вернули его первоначальный серо-белый цвет, вновь открыли забетонированные когда-то окна и сняли внутренние перегородки, разделяющие просторные помещения. Не слышно больше строительного шума, встречавшего посетителей "Баухауза" десять лет, сняты строительные леса. Санация здания была делом трудоемким, но затраты себя оправдали. Вальтер Гропиус был бы доволен своим детищем.

Das Bauhaus in Dessau

В 1919 году архитектор Вальтер Гропиус (1883 - 1969) открыл в Веймаре одну из первых школ архитектуры и художеств. Высшая школа - "Государственный Баухауз" - готовила дизайнеров, в ней учились художники, архитекторы и ремесленники. Спустя несколько лет после основания школы, она была закрыта по политическим мотивам. Открыть новую школу Гропиусу можно было в одном из трех городов: Франкфурте-на-Майне, Мангейме или Дессау. Выбор пал на Дессау. Вальтер Гропиус спроектировал не только новое здание "Баухауза", но и жилые дома для себя самого и других мастеров - в том числе Оскара Шлеммера, Лайонеля Фейнингера, Пауля Клее и Василия Кандинского.

В "Баухаузе" откроется постоянная экспозиция

Новое здание, построенное из стекла, бетона и стали, стало символом идеи "Баухаза", превозносящей ориентированное на функциональность единство искусства и техники. Этот принцип стал основополагающим в современном промышленном дизайне и архитектуре. Но спустя годы здание потеряло свое предназначение - там давно уже нет знаменитой школы.

Bauhaus in Dessau

Большие светлые комнаты были разделены внутренними перегородками, стены неоднократно перекрашивались. На стенах лестничной клетки реставраторы обнаружили около 40 слоев краски, наложенной одна на другую. По словам Омара Акбара, директора фонда "Баухауз" Дессау, стены перекрашивались в новые цвета начиная с конца 1920-х годов.

Весной 2007 года в "Баухаузе" откроется постоянная выставка, рассказывающая об истории здания и работавших в нем художниках. Среди экспонатов выставки - письма, чертежи, изделия искусства, мебель и фотографии.

Deutschland Architektur Walter Gropius Bauhaus Dessau

По данным фонда "Баухауз", в последние годы музей ежегодно посещали до 80 тысяч посетителей. В 1996 году "Баухауз" был включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Этот факт, как и бережная реставрация здания, повысили его международное значение. Сам по себе город Дессау мало чем привлекателен. Знаменитое строение Вальтера Гропиуса - его главная достопримечательность. Именно ради знакомства с ней и приезжают в Дессау туристы, в том числе и иностранные. (ос)

Архитектура Баухауза

В 20 — е годы XX столетия был основан Баухауз, ставший впоследствии центром обучения и художественного воспитания европейской молодежи. Для создания Баухауза в  1919 году были объединены две веймарские художественные школы, которые на тот момент находились под руководством Анри ван де Вельде.

 

Анри ван де Вельде ( 1863 — 1957 годы жизни) -бельгийский художник и архитектор, один из основателей стиля ар — нуво.

 

Первым директором Баухауза стал Вальтер Гропиус. Им же были написаны первые учебные программы. В 1923 году В. Гропиус выдвинул идею объединения творческих сил для достижения единства архитектуры.

 

Вальтер Адольф Георг Гропиус ( 1883 — 1969 годы жизни) — известный немецкий архитектор

 

По мнению Гропиуса, Баухауз должен способствовать созданию коллективных произведений, в которых строительное и декоративное искусство соединялись бы в единое целое.

На подобных принципах была построена и структура школы, и вся педагогическая система учебного заведения. Даже подбор педагогических кадров был основан на системе единства изобразительного искусства, прикладного творчества и архитектуры с ее сложными техническими особенностями.

С 1919 года, буквально сразу же после основания школы, в Баухаузе был собран сильный коллектив талантливых педагогов, в который входили следующие представители искусства того периода. Художники:

  • И. Иттен
  • В. Кандинский
  • П. Клее
  • Л. Моголь — Надь
  • О. Шлеммер

и архитекторы:

  • М. Брейер
  • Ханнес Майер
  • Людвиг Мис ван дер Роэ
  • М. Штам

Однако после шести лет успешной просветительской деятельности власти Веймара изгнали Баухауз из города, и В. Гропиус занялся строительством нового школьного комплекса в Дессау. За год ( с 1925 по 1926) были построены школьные корпуса и жилые дома, которые стали ярким образцом европейской функциональной архитектуры.

 

Здание школы Баухауз в Дессау.

 

В 1927 году Гропиус предложил проект сборного жилого дома, рассчитанного на проживание одной семьи. Этот дом быстро монтировался из стандартных объемных металлических блоков, поэтому на строительство уходило минимум времени.

Х. Майер

Впоследствии, когда В. Гропиус покинул Баухауз, его место занял архитектор Ханнес Майер, руководивший отделением архитектуры с 127 года. В этот период в деятельности школы произошли существенные изменения. Так, Х. Майер сделал основной упор на социальное назначение архитектуры. Он считал, что постройки должны быть максимально практичными и функциональными, и призваны служить нуждам жителей.

Последним директором школы был Людвиг Мис ван дер Роэ. А в 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, и школа Баухауз навсегда прекратила свою деятельность.

 

Людвиг Мис ван дер Роэ ( 1886 — 1969 годы жизни) — немецкий архитектор — модернист, представитель интернационального стиля

 

Здания в стиле Bauhaus чаще всего характеризуются геометрической четкостью линий и имеют подчеркнуто кубическую форму.

Музей Баухауз в Тель — Авиве ( Израиль)

 

Однако иногда встречаются постройки с закругленными углами и балконами, которые имеют гладкие фасады и открытую планировку.

 

Закругленные углы и балконы зданий

 

Со временем стилистика архитектуры Баухауза удостоилась признания во всем мире и распространилась во многих странах. В 50 — е годы XX столетия швейцарский архитектор М. Билл основал в городе Ульме Высшую школу формообразования. Идейная направленность учебного заведения повторяла идеи школы В. Гропиуса. Кроме этого существовали школы в Галле и Веймаре, которые также продолжали традиции Баухауза.

 

Здания подчеркнуто кубической формы можно встретить во многих странах

 

Особенности стиля Баухауз

Среди самых важных и характерных особенностей стилистики Баухауз можно выделить следующие:

  • Функциональность — все внимание архитекторов было сосредоточено на практическом назначении здания.
  • Минимум декора — экстерьер построек был практически лишен декоративных элементов и орнаментального оформления.
  • Асимметрия — зачастую использовался прием асимметричного размещения частей здания.
  • Симметрия — повторяющиеся симметричные элементы также являются узнаваемым элементом стиля Баухауз.
  • Заполнение пространства — вся площадь помещений используется по максимуму, поэтому практически нет свободного или пустого пространства.

 

Асимметричные части здания в стиле Баухауз

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о