Баухаус: фото мест в Москве, связанных с немецкой школой архитектуры и дизайна
Архитектура
12 сентября в Музее современного искусства “Гараж” откроется выставка “bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты”. Рассказываем о ней и местах, которые нужно посмотреть в Москве, чтобы узнать о Баухаусе чуть больше.
Анна Аничкова
Архивы пресс-службы, TASS
12 сентября в Музее современного искусства “Гараж” откроется выставка “bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты”. Рассказываем о ней и местах, которые нужно посмотреть в Москве, чтобы узнать о Баухаусе чуть больше.
Немецкая школа дизайна и архитектуры Баухаус была основана в Веймаре в 1919 году. Идеологи и руководители Баухауса, (например, архитекторы Вальтер Гропиус, Ханнес Мейер, Людвиг Мис ван дер Роэ) отказывались от избыточности и руководствовались принципами функциональности и общедоступности.
Ханнес Мейер, Ханс Шмидт “Швейцарские градостроители в Советском Союзе”, 1932 год. Брошюра. Архив Института истории и теории архитектуры (GTA)/Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, архив Ханнеса Мейера.
Архивы пресс-службы, TASS
Международный проект музея “Гараж” bauhaus imaginista исследует то, как идеи Баухауса развивались в различных культурно-политических контекстах. Выставка в “Гараже” показывает, как идеи немецкого Баухауса прижились в СССР и, что еще интереснее, как они повлияли друг на друга. Экспозиция из фотографий, писем, коллажей, манифестов, архитектурных набросков и личных записей построена вокруг историй выпускников и студентов школы, побывавших в Москве в 1930-е вместе с ее вторым директором Ханнесом Мейером.
Антонин Урбан “Интерьер гостиной в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 23,5 × 16,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.
Архивы пресс-службы, TASS
После выставки идите смотреть на все вживую: в Москве есть несколько реализованных проектов, но признать их не всегда легко — выпускники Баухауса и в том числе один из руководителей школы Ханнес Мейер работали в составе проектных организаций, по заданиям и требованиям эпохи. Но самым главным осталась их верность функциональному методу.
Антонин Урбан “Интерьер спальни в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 16,5 × 23,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.
Архивы пресс-службы, TASS
Мы поговорили с искусствоведом и научным консультантом проекта Татьяной Эфрусси, которая рассказала нам о том, какие московские места связаны с легендарной немецкой школой.
Школа Баухаус в Дессау.
Архивы пресс-службы, TASS
1. Станция метро “Аэропорт”
Московское метро часто называют “музеем под землей”, но то, что среди его станций есть работы выпускников Баухауса, знают немногие. Например, в проектировании станции “Аэропорт” принимал участие венгр Тибор Вайнер, приехавший с Ханнесом Мейером в Москву в 1931 году.
Архивы пресс-службы, TASS
Архивы пресс-службы, TASS
2. Павильон “МОПР” на ВДНХ
Над проектом павильона “МОПР” (Международная организация помощи борцам революции) работал выпускник Баухауса, автор ламп в здании Баухауса в Дессау. Вместе с ним создавала павильон архитектор Фаина Белостоцкая, для которой это была не первая работа на ВНДХ. Само здание существует с 1940 года, но оно было закрыто во время Великой Отечественной войны, а в 1954 году в павильоне было принято решение разместить “Физическую культуру и спорт”.
Архивы пресс-службы, TASS
Архивы пресс-службы, TASS
3. Индустриальная академия им. Кагановича (больница № 59)
Один из архитекторов Баухауса Филипп Тольцинер брался за проект Академии им. Кагановича, но в процессе строительства она была перестроена в больницу. Тольцинер также занимался застройкой первого жилого квартала “соцгородка” Орска на Южном Урале и принимал участие в разработке одного из конкурсных проектов Дворца Советов в Москве.
Архивы пресс-службы, TASS
4. Дом Наркомфина
Цветовое решение для помещений знаменитого Дома Наркомфина создал профессор школы Баухаус Хиннерк Шепер, приглашенный Гинзбургом в 1928 году. К сожалению, до нашего времени оригинальный цвет стен не сохранился. Примерно понять, что за цветовые решения были использованы Шепером, можно, только посмотрев архивы Баухауса или книгу Моисея Гинзбурга “Жилище”. “Теплая гамма в основном: потолок — светлая охра, стены светло-желтые (лимонные). Холодная гамма в основном: потолок голубой (брауншвейг), стены сероватые и зеленоватые. В результате опыты показали, что теплая гамма пространственно ограничивает объем: холодная же, наоборот, как бы расширяет помещение. Близкое сосуществование теплой и холодной гамм также обогащает пространственное ощущение, как и наличие двух смежных объемов, контрастирующих своими высотами.
Картинка с вариантом окраски ячеек типа F в доме НКФ взята из “красочного приложения” к журналу “Малярное дело” № 3-4 за 1930 год (журнал был печатным органом “Малярстроя”, нанявшего Шепера).
Архивы пресс-службы, TASS
Цветовое оформление фасадов здания школы в Дессау. Архив Баухауса.
Архивы пресс-службы, TASS
5. Моторный корпус МАИ
В середине 1930-х годов над зданием моторного корпуса МАИ в Москве работал немецкий архитектор Конрад Пюшель. Он, как и Филипп Тольцинер, работал в разных городах России. Даже сохранились его воспоминания, в которых он рассказывает о методах работы в СССР, где “план должен быть соблюден любой ценой”.
МАИ в начале 1950-х. Скульптура парашютистки на фоне моторного корпуса. Фото: Visionary.
Архивы пресс-службы, TASS
6. Дворец Советов
В 1951–1956 годах в рамках конкурса на строительство Дворца Советов (одного из самых амбициозных неосуществленных советских проектов) рассматривалось более 250 проектов, среди которых был и самый знаменитый проект Бориса Иофана со стометровой статуей Владимира Ленина. Дворец Советов так и не был построен, и тем не менее сотрудники Баухауса также представили собственное видение советского проекта. Перед вами работа бригады Гипровтуза — проектного института, в котором работали баухаусовцы (Филипп Тольцинер, Антонин Урбан, Тибор Вайнер и консультант Ханнес Мейер).
Архивы пресс-службы, TASS
Архивы пресс-службы, TASS
Архивы пресс-службы, TASS
7. Градостроительный план Москвы
Еще один нереализованный проект иностранных архитекторов — новый градостроительный план Москвы. Первый руководитель Баухауса Ханнес Мейер предложил свое видение столицы СССР, где в центре города он предусмотрел новые площади для демонстраций и 30-этажные небоскребы для ЦК партии и Коминтерна на Красной площади.
Небоскребы должны были соединяться “мостом” с залом собраний, откуда можно было бы обозревать демонстрации на новой расширенной площади.Вам будет интересно
Искусствовед Татьяна Эфрусси и архитектурный фотограф и преподаватель школы МАРШ Юрий Пальмин в рамках выставки в “Гараже” запускают воркшоп “Баухаус в России. Призраки”, где участники смогут попробовать поработать с “нематериальным” в архитектуре с помощью фотографии (теоретические основы современной фотопрактики были во многом заложены в школе Баухаус). Для участия в проекте будут приглашены жители городов, история которых так или иначе связана с Баухаусом. В некоторых из них постройки сохранились до нашего времени, в других они перестроены до неузнаваемости или вовсе разрушены, в третьих так ничего и построено. Итогом работы станет публикация комплекта открыток с фотографиями, которые будут представлены в “Гараже”, а также публикация в онлайн-журнале проекта bauhaus imaginista.
Фото: Архивы пресс-службы, TASS
наследие легендарной школы в Москве
В этом году архитектурные и дизайнерские сообщества многих стран отмечают важную дату — 100-летие Баухауса, немецкой высшей школы строительства и конструирования, положившей начало одноименному стилю.
Рассказывая о легендарном институте, принципы которого распространились по всему миру и стали основополагающими в модернизме, мы акцентируем внимание на том, как он был связан с Россией, в частности, в каких московских зданиях просматриваются его традиции.
Символ новой веры
Школа была открыта в апреле 1919 года в Веймаре. Ее первый директор и вдохновитель, немецкий архитектор Вальтер Гропиус, начинавший карьеру вместе с такими титанами как Ле Корбюзье и Людвиг Мис ван дер Роэ, так сформулировал задачу преподавателей и студентов: «Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись — здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры».
В этом не лишенном поэтики высказывании отразились основные принципы Баухауса, которых насчитывается пять: «Финальная цель всякой художественной деятельности — здание», «Единство живописи, скульптуры и архитектуры», «Простой и функциональный дизайн, который можно тиражировать», «Доступное жилье для всех», «Форму определяет функция, а каждый предмет должен быть красивым и удобным».
Таким образом декларировалось намерение избавляться в архитектуре от лишних деталей и выводить на первый план конструктивные приемы, передовые инженерные решения, что соответствовало требованиям эпохи индустриализации и промышленного прогресса. Кроме того, художники и архитекторы Баухауса, надеясь на грандиозную социальную реформу, проявляли интерес к теме строительства массового, типового жилья, в котором абсолютно всем слоям населения были бы доступны высокие стандарты жизни. В итоге эти постулаты и определили формирование архитектуры ХХ века.
«Не смотри, они из Баухауса!»
Стоит отметить, что школа Баухаус просуществовала недолго — с 1919 по 1933 год, тем удивительнее мощность ее воздействия на развитие мирового зодчества и дизайна.
Вкратце об организации учебного процесса: программа, аналогов которой тогда не было, состояла из трех курсов. На первом — подготовительном — студенты получали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, законах пропорций. Второй курс был посвящен практике, студенты в мастерских сами делали вещи: мебель, декоративные предметы интерьера и т.д. На третьем курсе слушатели Баухауса работали уже более масштабно — на строительной площадке. К слову, историю искусств в этой школе начинали преподавать ближе к концу обучения — для того, чтобы у начинающих мастеров не возникало желания подражать классикам.
Кадровый вопрос был решен Гропиусом на высшем уровне. Мастерскую витражной живописи возглавил художник и теоретик искусства Пауль Клее, обработки металла — венгерский живописец Ласло Мохой-Надь. Здесь также читали свои лекции Тео ван Дусбург, Лионель Фейнингер, Оскар Шлеммер, Иоганнес Иттен. С лета 1921 года в Баухаусе начал работать художник Василий Кандинский, назначенный руководителем мастерской живописи и фрески. Советский художник-авангардист Эль Лисицкий не читал в этой школе лекций, но постоянно общался с ее преподавателями.
По воспоминаниям современников, Гропиус создал в учебном заведении, называемом впоследствии «лабораторией модернизма», уникальную творческую атмосферу, в которой зародился новый тип студента-художника — свободолюбивого, пренебрегающего традиционными условностями. Слушатели школы часто устраивали вечеринки, театрализованные представления, шили для них специальные костюмы и придумывали образы, предполагающие, например, необычные прически. Случалось, что на улицах матери семейств запрещали дочерям глазеть на студентов, весело шагающих на подобный праздник: «Не смотри, они из Баухауса!»
«Лаборатория модернизма» и СССР
По словам экспертов, в 20-е годы лучшие творческие силы Германии и советской России вели постоянный активный диалог. В нашей стране художники были как никогда вовлечены в общественные и политические процессы, формировали искусство нового общества, и, на их взгляд, прогрессивные зарубежные коллеги, например, баухаусцы, могли бы внести в этот глобальный проект свою лепту.
Как рассказали ВОМС сотрудники Музея МАРХИ, в 1927 году в здании ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские) на Рождественке состоялась Первая выставка современной архитектуры, где были представлены творческие работы не только советских, но и всех значимых европейских архитекторов того времени. Проектам Баухауса был отведен специальный раздел.
В то же время, западные мастера с надеждой смотрели на молодое советское государство, казалось бы, готовое принять все архитектурные новшества.
Представители немецкой школы — ее второй директор Ханнес Мейер, а также выпускники и студенты — приезжали в Москву в 30-е годы, общались с российскими коллегами и даже работали с ними. В современной Москве можно увидеть несколько зданий и объектов, построенных с их участием. Рассматривая эти объекты, следует помнить, что зарубежные специалисты работали в составе проектных организаций, по заданиям и требованиям советских партийных чиновников, поэтому не могли дать волю своей фантазии. Но верность функциональному подходу они сохранили.
Лаконичность «Аэропорта», необычность «Физкультуры и спорта»
Сотрудник Баухауса, венгерский архитектор Тибор Вайнер принимал участие в проектировании станции метро «Аэропорт», которая была открыта в 1938 году в составе второй очереди московского метрополитена.
Вместе с советскими коллегами Вайнер старался отразить в оформлении зала тему советской авиации. Главная находка команды в этой части — проходящие через свод станции длинные узкие рельефные полосы, напоминающие стропы парашюта. Они пересекаются между собой и создают ощущение простора, легкости и воздушности.
А особой декоративной выразительности удалось добиться с помощью рельефных веерообразных вставок, напоминающих, опять же, стропы. Эти вставки облицевали известняком и фиолетовым мрамором, а пространства между ними заполнили мрамором светло-коричневого цвета. Гармоничное сочетание материалов разных оттенков и фактуры сделало путевые стены колоритными при всей неброскости декора.
Еще один объект, отсылающий к немецкой школе, сохранился на территории ВДНХ. Это построенный в 1940 году павильон, который изначально был создан для Международной организации помощи революционерам (МОПР). В 1954 году он стал называться «Физкультура и спорт», такое наименование сохранилось и по сей день. Над ним работал выпускник Баухауса Макс Краевский совместно с архитектором Фаиной Белостоцкой. К слову, Краевский же был автором дизайна ламп в классах школы в Дессау.
Павильон одноэтажный, с многогранной основой, увенчанной объемной пятигранной башенкой. Форма здания, похожая на пятиконечную звезду, необычна, потому применялась в 1930-е годы крайне редко, например, для вестибюля станции «Арбатская» Филевской линии и театра Советской (теперь Российской) армии.
В случае с этим объектом ВДНХ подобное решение архитекторов было оправданным, принимая во внимание, что его экспозиция была посвящена деятельности организации, поддерживающей революционеров.
Стены павильона частично облицованы мрамором. В середине 50-х годов здание получило новый декор, соответствующий назначению «Физкультура и спорт», — решетки со спортивными сюжетами. В начале ведущей к павильону аллеи появились скульптурные группы «Футболисты» и «Баскетболистки», а недалеко от входа была установлена композиция «Альпинист и альпинистка». В 2016 году эти скульптуры были отреставрированы.
Связь с немецкой школой имеет и столичная клиническая больница №59, что на улице Достоевского — над ее проектом начинал работать Филипп Тольцинер, один из баухаусских архитекторов. Пятиэтажное здание замышлялось как корпус академии имени Лазаря Кагановича. Однако в процессе его возведения планы изменились, решено было строить больницу.
Лечебное учреждение тем не менее отражает принципы стиля: отсутствие явного декора, лаконичность, ясность линий, «ленточность» оконных рядов.
Стоит отметить, что Тольцинер также занимался застройкой первого жилого квартала Орска (Южный Урал) и участвовал в разработке одного из конкурсных проектов московского Дворца Советов (этот, как модно сейчас говорить, кейс не был реализован).
Дом для советских финансистов
В 1928-1930 годах в Москве на Новинском бульваре был построен дом для работников Народного комиссариата финансов СССР (Наркомфина). Его проект, разработанный архитекторами Моисеем Гинзбургом, Игнатием Милинисом и инженером Сергеем Прохоровым, выиграл конкурс на лучший эскизный проект жилого дома трудящихся, организованный журналом «Современная архитектура».
Здание в духе конструктивизма авторы определяли как «опытный дом переходного периода». Гинзбург в своей книге «Жилище» писал: «Для того, чтобы способствовать быстрейшему, безболезненному переходу к более высоким социальным формам хозяйства, было запроектировано необязательное, но возможное общественное питание, стирка белья, уборка помещений и пребывание детей в детском саду. В связи с этим предполагалась постройка самостоятельного коммунального корпуса, соединенного теплым переходом с жилыми помещениями. В коммунальном корпусе должны быть размещены спортзал, кухня, столовая с помещениями отдыха и летняя столовая на крыше; затем отдельно стоящий дом для детей и самостоятельный служебный двор (механическая прачечная, сушилка и прочие служебные помещения)».
В доме были длинные холлы, похожие на коммунальные коридоры. Квартиры небольшие, зато двухуровневые. Солнце на восходе светило в окна спален, на закате — гостиных.
Цветовое решение для помещений дома создавал профессор Баухауса Хиннерк Шепер, приглашенный авторами в 1928 году. Оригинальная колористика стен, увы, не сохранилась, увидеть цветовые решения можно, только посмотрев архивы Баухауса или книгу Гинзбурга, где указано: «Теплая гамма, в основном: потолок — светлая охра, стены светло-желтые (лимонные). Холодная гамма, в основном: потолок голубой (брауншвейг), стены сероватые и зеленоватые».
Сегодня этот дом, пришедший в упадок, полностью реставрируется. Символично, что в разработке проекта восстановления принимал участие архитектор Алексей Гинзбург, внук Моисея Гинзбурга.
Подарок будущим авиастроителям
И еще один осуществленный при участии баухаусца объект в столице — так называемый моторный корпус Московского авиационного института (сегодня здесь размещается факультет №2 «Двигатели летательных аппаратов» МАИ). К нему в 30-е годы приложил свою руку немецкий архитектор Конрад Пюшель, который, как и Тольцинер, работал в разных городах России. Его поражали, судя по воспоминаниям, методы работы в СССР, направленные на соблюдение плана любой ценой.
В четырехэтажном здании факультета, на первый взгляд, нет ничего особенного, однако его простота и подчеркнутая функциональность делают его стильным и вневременным. Не так давно он был отремонтирован, так что нынешние студенты грызут гранит науки в отличных условиях.
Были еще несколько столичных проектов с участием преподавателей и выпускников знаменитой школы, которые, к сожалению, по разным причинам остались только на бумаге. Однако тот факт, что в год столетия Баухаса Москве все-таки есть чем похвастаться, безусловно, радует.
Как Баухаус пришел в Советский Союз — DW — 12.09.2018
Фото: picture Alliance/AP Photo/J. Мейер
Культура
12 сентября 2018
Новая выставка в Москве рассказывает о том, как небольшая группа студентов Баухауза принесла движение в СССР. Он предваряет международное празднование 100-летия движения в 2019 году. исследует жизнь и деятельность бывших преподавателей и студентов Баухауза, переехавших в Россию. Особое внимание уделяется сложным связям между школой Баухаус и Советским Союзом.
Выставка посвящена группе выпускников и студентов, которые в 1930 году последовали в Советский Союз вслед за Ханнесом Мейером, вторым директором школы Баухаус. Среди этих преданных учеников были архитектор Филипп Тольцинер, который провел остаток своей жизни в Москве, и архитектор и градостроитель Конрад Пюшель.
В эту группу также входил архитектор Лотте Стам-Биз, первая женщина, получившая образование в строительном отделе Баухауза в Дессау. После того, как она представила свои проекты городу Орск на западе России в 19 году35 лет Стам-Биз переехала из Советского Союза в Нидерланды, где ее планы по восстановлению Роттердама после Второй мировой войны принесли ей международное признание.
Подробнее: Ретроспектива Анни Альберс в честь пионера Баухауза
Баухауз-тур в Дессау
Для просмотра этого видео включите JavaScript и рассмотрите возможность перехода на веб-браузер, поддерживающий видео HTML5
Коммунистические идеи и социалистические идеалы 4 Через фотографии, письма, коллажи, записные книжки, схемы, манифесты, архитектурные чертежи и карты города выставка исследует сложные отношения между архитекторами и Баухаусом в Дессау, а также с Советским Союзом и коммунистическими и социалистическими идеалами. Выставка в Москве проходит вслед за выставкой в китайском Ханчжоу под названием «Имажинистский Баухаус: Уходя». Обе выставки исследуют, как универсальные принципы дизайна Баухауза разрабатывались, адаптировались, расширялись или обновлялись в различных культурных и политических контекстах. Баухаус: заново изобретая мир Школа Баухаус хотела пересмотреть отношения между образованием, искусством и обществом. Этот подход, отраженный в работе Вальтера Гропиуса 1919 манифест был распространен среди других движений 20-го века, в том числе в Японии и России. Эти международные заявки находятся в центре внимания программы выставок и мероприятий «Bauhaus Imaginista», посвященной 100-летию движения в 2019 году. Она была организована Bauhaus Kooperation Berlin Dessau Weimar, Гете-Институтом и Домом мировых культур. (HKW) в Берлине, а также партнеров в восьми странах. Выставку курировали Марион фон Остен и Грант Уотсон. В этом году в Китае, Японии, России и Бразилии были показаны четыре независимо организованные выставки, дополненные лекциями и беседами в Марокко, США, Нигерии и Индии. С марта по июнь 2019 года в берлинском Доме культур мира пройдет масштабная итоговая выставка «Bauhaus Imaginista». Выставка в Москве продлится до 30 ноября. Реклама Страница 1 из 1 На главную в 1886 году, завершив учебу сдачей государственного экзамена в 1892 году. В 1896 году он переехал в Мюнхен, чтобы посещать там частную художественную школу Антона Азбе. В 1900, он учился в художественной академии в Мюнхене и был одним из учеников Франца фон Штука. Через год Кандинский стал соучредителем объединения художников «Фаланга». В 1904 году его работы впервые были выставлены на Salon d’Automne (Осенний салон) в Париже. В 1909 году он стал соучредителем Neue Künstlervereinigung München (Ассоциация новых художников Мюнхена). Свою первую абстрактную композицию он создал в 1910 году; год спустя вышла его новаторская книга «О духовном в искусстве». В 1911 ноября он также выпустил альманах «Der Blaue Reiter» («Синий всадник») вместе с Францем Марком. Когда началась война, он сначала бежал в Швейцарию, а затем вернулся в Москву. В числе прочих должностей был вице-президентом ГАЧН (ранее Российской академии наук художеств), разрабатывал программы для ИНЧУК (Институт художественной культуры), был соорганизатором и директором МСЧК (музей живописной культуры). преподавал в Российском государственном художественно-техническом училище во Вхутемасе. Подробнее
Пропустить следующий раздел Похожие темы Похожие темы
БаухаусРоссияДмитрий МедведевБруталистВальтер ГропиусПостоянный совет безопасности ООНЧастичная мобилизация РоссииПропустить следующий раздел Главные новости DW
19 июня22 октября Вальтер Гропиус назначил Василия Кандинского в Staatliches Bauhaus в Веймаре, где он преподавал до его закрытия в Берлине в 1933 году. С 1922 по 1925 год он руководил мастерской настенной росписи в Bauhaus Weimar и вел занятия по элементам абстрактной формы и аналитическому рисованию. на предварительном курсе. В 1924 году Кандинский вместе с Алексеем Явленским, Паулем Клее и Лионелем Фейнингером основал ассоциацию художников Die Blaue Vier («Синяя четверка»).
В Баухаусе в Дессау он преподавал элементы абстрактной формы и аналитическое рисование на предварительном курсе с 19С 25 по 1932 г. С зимнего семестра 1926-27 гг. руководил живописью, а с 1927 г. руководил мастерской свободной живописи и классом свободной живописи. В 1926 году он опубликовал важную книгу Баухауза « точка и линия к плоскости». С 1932 по 1933 год в Баухаузе в Берлине он руководил подготовительными классами по элементам абстрактной формы и аналитическому рисованию, а также классом свободной живописи.