наследие легендарной школы в Москве
В этом году архитектурные и дизайнерские сообщества многих стран отмечают важную дату — 100-летие Баухауса, немецкой высшей школы строительства и конструирования, положившей начало одноименному стилю.
Рассказывая о легендарном институте, принципы которого распространились по всему миру и стали основополагающими в модернизме, мы акцентируем внимание на том, как он был связан с Россией, в частности, в каких московских зданиях просматриваются его традиции.
Символ новой веры
Школа была открыта в апреле 1919 года в Веймаре. Ее первый директор и вдохновитель, немецкий архитектор Вальтер Гропиус, начинавший карьеру вместе с такими титанами как Ле Корбюзье и Людвиг Мис ван дер Роэ, так сформулировал задачу преподавателей и студентов: «Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись — здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры».
В этом не лишенном поэтики высказывании отразились основные принципы Баухауса, которых насчитывается пять: «Финальная цель всякой художественной деятельности — здание», «Единство живописи, скульптуры и архитектуры», «Простой и функциональный дизайн, который можно тиражировать», «Доступное жилье для всех», «Форму определяет функция, а каждый предмет должен быть красивым и удобным».
Таким образом декларировалось намерение избавляться в архитектуре от лишних деталей и выводить на первый план конструктивные приемы, передовые инженерные решения, что соответствовало требованиям эпохи индустриализации и промышленного прогресса. Кроме того, художники и архитекторы Баухауса, надеясь на грандиозную социальную реформу, проявляли интерес к теме строительства массового, типового жилья, в котором абсолютно всем слоям населения были бы доступны высокие стандарты жизни. В итоге эти постулаты и определили формирование архитектуры ХХ века.
«Не смотри, они из Баухауса!»
Стоит отметить, что школа Баухаус просуществовала недолго — с 1919 по 1933 год, тем удивительнее мощность ее воздействия на развитие мирового зодчества и дизайна.
Вкратце об организации учебного процесса: программа, аналогов которой тогда не было, состояла из трех курсов. На первом — подготовительном — студенты получали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, законах пропорций. Второй курс был посвящен практике, студенты в мастерских сами делали вещи: мебель, декоративные предметы интерьера и т.д. На третьем курсе слушатели Баухауса работали уже более масштабно — на строительной площадке. К слову, историю искусств в этой школе начинали преподавать ближе к концу обучения — для того, чтобы у начинающих мастеров не возникало желания подражать классикам.
Кадровый вопрос был решен Гропиусом на высшем уровне. Мастерскую витражной живописи возглавил художник и теоретик искусства Пауль Клее, обработки металла — венгерский живописец Ласло Мохой-Надь.
По воспоминаниям современников, Гропиус создал в учебном заведении, называемом впоследствии «лабораторией модернизма», уникальную творческую атмосферу, в которой зародился новый тип студента-художника — свободолюбивого, пренебрегающего традиционными условностями. Слушатели школы часто устраивали вечеринки, театрализованные представления, шили для них специальные костюмы и придумывали образы, предполагающие, например, необычные прически. Случалось, что на улицах матери семейств запрещали дочерям глазеть на студентов, весело шагающих на подобный праздник: «Не смотри, они из Баухауса!»
«Лаборатория модернизма» и СССР
По словам экспертов, в 20-е годы лучшие творческие силы Германии и советской России вели постоянный активный диалог. В нашей стране художники были как никогда вовлечены в общественные и политические процессы, формировали искусство нового общества, и, на их взгляд, прогрессивные зарубежные коллеги, например, баухаусцы, могли бы внести в этот глобальный проект свою лепту.
Как рассказали ВОМС сотрудники Музея МАРХИ, в 1927 году в здании ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские) на Рождественке состоялась Первая выставка современной архитектуры, где были представлены творческие работы не только советских, но и всех значимых европейских архитекторов того времени. Проектам Баухауса был отведен специальный раздел.
В то же время, западные мастера с надеждой смотрели на молодое советское государство, казалось бы, готовое принять все архитектурные новшества.
Представители немецкой школы — ее второй директор Ханнес Мейер, а также выпускники и студенты — приезжали в Москву в 30-е годы, общались с российскими коллегами и даже работали с ними. В современной Москве можно увидеть несколько зданий и объектов, построенных с их участием. Рассматривая эти объекты, следует помнить, что зарубежные специалисты работали в составе проектных организаций, по заданиям и требованиям советских партийных чиновников, поэтому не могли дать волю своей фантазии. Но верность функциональному подходу они сохранили.
Лаконичность «Аэропорта», необычность «Физкультуры и спорта»
Сотрудник Баухауса, венгерский архитектор Тибор Вайнер принимал участие в проектировании станции метро «Аэропорт», которая была открыта в 1938 году в составе второй очереди московского метрополитена.
Вместе с советскими коллегами Вайнер старался отразить в оформлении зала тему советской авиации. Главная находка команды в этой части — проходящие через свод станции длинные узкие рельефные полосы, напоминающие стропы парашюта. Они пересекаются между собой и создают ощущение простора, легкости и воздушности.
А особой декоративной выразительности удалось добиться с помощью рельефных веерообразных вставок, напоминающих, опять же, стропы. Эти вставки облицевали известняком и фиолетовым мрамором, а пространства между ними заполнили мрамором светло-коричневого цвета. Гармоничное сочетание материалов разных оттенков и фактуры сделало путевые стены колоритными при всей неброскости декора.
Еще один объект, отсылающий к немецкой школе, сохранился на территории ВДНХ. Это построенный в 1940 году павильон, который изначально был создан для Международной организации помощи революционерам (МОПР). В 1954 году он стал называться «Физкультура и спорт», такое наименование сохранилось и по сей день. Над ним работал выпускник Баухауса Макс Краевский совместно с архитектором Фаиной Белостоцкой. К слову, Краевский же был автором дизайна ламп в классах школы в Дессау.
Павильон одноэтажный, с многогранной основой, увенчанной объемной пятигранной башенкой. Форма здания, похожая на пятиконечную звезду, необычна, потому применялась в 1930-е годы крайне редко, например, для вестибюля станции «Арбатская» Филевской линии и театра Советской (теперь Российской) армии.
В случае с этим объектом ВДНХ подобное решение архитекторов было оправданным, принимая во внимание, что его экспозиция была посвящена деятельности организации, поддерживающей революционеров.
Стены павильона частично облицованы мрамором. В середине 50-х годов здание получило новый декор, соответствующий назначению «Физкультура и спорт», — решетки со спортивными сюжетами. В начале ведущей к павильону аллеи появились скульптурные группы «Футболисты» и «Баскетболистки», а недалеко от входа была установлена композиция «Альпинист и альпинистка». В 2016 году эти скульптуры были отреставрированы.
Связь с немецкой школой имеет и столичная клиническая больница №59, что на улице Достоевского — над ее проектом начинал работать Филипп Тольцинер, один из баухаусских архитекторов.
Лечебное учреждение тем не менее отражает принципы стиля: отсутствие явного декора, лаконичность, ясность линий, «ленточность» оконных рядов.
Стоит отметить, что Тольцинер также занимался застройкой первого жилого квартала Орска (Южный Урал) и участвовал в разработке одного из конкурсных проектов московского Дворца Советов (этот, как модно сейчас говорить, кейс не был реализован).
Дом для советских финансистов
В 1928-1930 годах в Москве на Новинском бульваре был построен дом для работников Народного комиссариата финансов СССР (Наркомфина). Его проект, разработанный архитекторами Моисеем Гинзбургом, Игнатием Милинисом и инженером Сергеем Прохоровым, выиграл конкурс на лучший эскизный проект жилого дома трудящихся, организованный журналом «Современная архитектура».
Здание в духе конструктивизма авторы определяли как «опытный дом переходного периода». Гинзбург в своей книге «Жилище» писал: «Для того, чтобы способствовать быстрейшему, безболезненному переходу к более высоким социальным формам хозяйства, было запроектировано необязательное, но возможное общественное питание, стирка белья, уборка помещений и пребывание детей в детском саду. В связи с этим предполагалась постройка самостоятельного коммунального корпуса, соединенного теплым переходом с жилыми помещениями. В коммунальном корпусе должны быть размещены спортзал, кухня, столовая с помещениями отдыха и летняя столовая на крыше; затем отдельно стоящий дом для детей и самостоятельный служебный двор (механическая прачечная, сушилка и прочие служебные помещения)».
В доме были длинные холлы, похожие на коммунальные коридоры. Квартиры небольшие, зато двухуровневые. Солнце на восходе светило в окна спален, на закате — гостиных.
Цветовое решение для помещений дома создавал профессор Баухауса Хиннерк Шепер, приглашенный авторами в 1928 году. Оригинальная колористика стен, увы, не сохранилась, увидеть цветовые решения можно, только посмотрев архивы Баухауса или книгу Гинзбурга, где указано: «Теплая гамма, в основном: потолок — светлая охра, стены светло-желтые (лимонные). Холодная гамма, в основном: потолок голубой (брауншвейг), стены сероватые и зеленоватые».
Сегодня этот дом, пришедший в упадок, полностью реставрируется. Символично, что в разработке проекта восстановления принимал участие архитектор Алексей Гинзбург, внук Моисея Гинзбурга.
Подарок будущим авиастроителям
И еще один осуществленный при участии баухаусца объект в столице — так называемый моторный корпус Московского авиационного института (сегодня здесь размещается факультет №2 «Двигатели летательных аппаратов» МАИ). К нему в 30-е годы приложил свою руку немецкий архитектор Конрад Пюшель, который, как и Тольцинер, работал в разных городах России. Его поражали, судя по воспоминаниям, методы работы в СССР, направленные на соблюдение плана любой ценой.
В четырехэтажном здании факультета, на первый взгляд, нет ничего особенного, однако его простота и подчеркнутая функциональность делают его стильным и вневременным. Не так давно он был отремонтирован, так что нынешние студенты грызут гранит науки в отличных условиях.
Были еще несколько столичных проектов с участием преподавателей и выпускников знаменитой школы, которые, к сожалению, по разным причинам остались только на бумаге. Однако тот факт, что в год столетия Баухаса Москве все-таки есть чем похвастаться, безусловно, радует.
Баухаус: фото мест в Москве, связанных с немецкой школой архитектуры и дизайна
Архивы пресс-службы, TASS
Архитектура
12 сентября в Музее современного искусства “Гараж” откроется выставка “bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты”. Рассказываем о ней и местах, которые нужно посмотреть в Москве, чтобы узнать о Баухаусе чуть больше.
org/Person»> Анна Аничкова12 сентября в Музее современного искусства “Гараж” откроется выставка “bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты”. Рассказываем о ней и местах, которые нужно посмотреть в Москве, чтобы узнать о Баухаусе чуть больше.
Немецкая школа дизайна и архитектуры Баухаус была основана в Веймаре в 1919 году. Идеологи и руководители Баухауса, (например, архитекторы Вальтер Гропиус, Ханнес Мейер, Людвиг Мис ван дер Роэ) отказывались от избыточности и руководствовались принципами функциональности и общедоступности. При этом самым важным принципом Баухауса, сформулированным Гропиусом, было создание нового типа “здания будущего”, в котором сливаются в едином образе архитектура, скульптура и живопись. Именно поэтому среди преподавателей школы числились такие великие художники-авангардисты, как Василий Кандинский и Эль Лисицкий.
Ханнес Мейер, Ханс Шмидт “Швейцарские градостроители в Советском Союзе”, 1932 год. Брошюра. Архив Института истории и теории архитектуры (GTA)/Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, архив Ханнеса Мейера.
Архивы пресс-службы, TASS
Международный проект музея “Гараж” bauhaus imaginista исследует то, как идеи Баухауса развивались в различных культурно-политических контекстах. Выставка в “Гараже” показывает, как идеи немецкого Баухауса прижились в СССР и, что еще интереснее, как они повлияли друг на друга. Экспозиция из фотографий, писем, коллажей, манифестов, архитектурных набросков и личных записей построена вокруг историй выпускников и студентов школы, побывавших в Москве в 1930-е вместе с ее вторым директором Ханнесом Мейером.
Антонин Урбан “Интерьер гостиной в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 23,5 × 16,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.
Архивы пресс-службы, TASS
После выставки идите смотреть на все вживую: в Москве есть несколько реализованных проектов, но признать их не всегда легко — выпускники Баухауса и в том числе один из руководителей школы Ханнес Мейер работали в составе проектных организаций, по заданиям и требованиям эпохи. Но самым главным осталась их верность функциональному методу.
Антонин Урбан “Интерьер спальни в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 16,5 × 23,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.
Архивы пресс-службы, TASS
Мы поговорили с искусствоведом и научным консультантом проекта Татьяной Эфрусси, которая рассказала нам о том, какие московские места связаны с легендарной немецкой школой.
Школа Баухаус в Дессау.
Архивы пресс-службы, TASS
1. Станция метро “Аэропорт”
Московское метро часто называют “музеем под землей”, но то, что среди его станций есть работы выпускников Баухауса, знают немногие. Например, в проектировании станции “Аэропорт” принимал участие венгр Тибор Вайнер, приехавший с Ханнесом Мейером в Москву в 1931 году.
Архивы пресс-службы, TASS
Архивы пресс-службы, TASS
2. Павильон “МОПР” на ВДНХ
Над проектом павильона “МОПР” (Международная организация помощи борцам революции) работал выпускник Баухауса, автор ламп в здании Баухауса в Дессау. Вместе с ним создавала павильон архитектор Фаина Белостоцкая, для которой это была не первая работа на ВНДХ. Само здание существует с 1940 года, но оно было закрыто во время Великой Отечественной войны, а в 1954 году в павильоне было принято решение разместить “Физическую культуру и спорт”.
Архивы пресс-службы, TASS
Архивы пресс-службы, TASS
3. Индустриальная академия им. Кагановича (больница № 59)
Один из архитекторов Баухауса Филипп Тольцинер брался за проект Академии им. Кагановича, но в процессе строительства она была перестроена в больницу. Тольцинер также занимался застройкой первого жилого квартала “соцгородка” Орска на Южном Урале и принимал участие в разработке одного из конкурсных проектов Дворца Советов в Москве.
Архивы пресс-службы, TASS
4. Дом Наркомфина
Цветовое решение для помещений знаменитого Дома Наркомфина создал профессор школы Баухаус Хиннерк Шепер, приглашенный Гинзбургом в 1928 году. К сожалению, до нашего времени оригинальный цвет стен не сохранился. Примерно понять, что за цветовые решения были использованы Шепером, можно, только посмотрев архивы Баухауса или книгу Моисея Гинзбурга “Жилище”. “Теплая гамма в основном: потолок — светлая охра, стены светло-желтые (лимонные). Холодная гамма в основном: потолок голубой (брауншвейг), стены сероватые и зеленоватые. В результате опыты показали, что теплая гамма пространственно ограничивает объем: холодная же, наоборот, как бы расширяет помещение. Близкое сосуществование теплой и холодной гамм также обогащает пространственное ощущение, как и наличие двух смежных объемов, контрастирующих своими высотами. Так, в смежных комнатах рядом с холодной гаммой были введены теплые розовые и желтые тона, и, наоборот, по соседству с теплой гаммой — холодноватые голубые и серые”, — писал он.
Картинка с вариантом окраски ячеек типа F в доме НКФ взята из “красочного приложения” к журналу “Малярное дело” № 3-4 за 1930 год (журнал был печатным органом “Малярстроя”, нанявшего Шепера).
Архивы пресс-службы, TASS
Цветовое оформление фасадов здания школы в Дессау. Архив Баухауса.
Архивы пресс-службы, TASS
5. Моторный корпус МАИ
В середине 1930-х годов над зданием моторного корпуса МАИ в Москве работал немецкий архитектор Конрад Пюшель. Он, как и Филипп Тольцинер, работал в разных городах России. Даже сохранились его воспоминания, в которых он рассказывает о методах работы в СССР, где “план должен быть соблюден любой ценой”.
МАИ в начале 1950-х. Скульптура парашютистки на фоне моторного корпуса. Фото: Visionary.
Архивы пресс-службы, TASS
6. Дворец Советов
В 1951–1956 годах в рамках конкурса на строительство Дворца Советов (одного из самых амбициозных неосуществленных советских проектов) рассматривалось более 250 проектов, среди которых был и самый знаменитый проект Бориса Иофана со стометровой статуей Владимира Ленина. Дворец Советов так и не был построен, и тем не менее сотрудники Баухауса также представили собственное видение советского проекта. Перед вами работа бригады Гипровтуза — проектного института, в котором работали баухаусовцы (Филипп Тольцинер, Антонин Урбан, Тибор Вайнер и консультант Ханнес Мейер).
Архивы пресс-службы, TASS
Архивы пресс-службы, TASS
Архивы пресс-службы, TASS
7. Градостроительный план Москвы
Еще один нереализованный проект иностранных архитекторов — новый градостроительный план Москвы. Первый руководитель Баухауса Ханнес Мейер предложил свое видение столицы СССР, где в центре города он предусмотрел новые площади для демонстраций и 30-этажные небоскребы для ЦК партии и Коминтерна на Красной площади. Небоскребы должны были соединяться “мостом” с залом собраний, откуда можно было бы обозревать демонстрации на новой расширенной площади.
Вам будет интересно
Искусствовед Татьяна Эфрусси и архитектурный фотограф и преподаватель школы МАРШ Юрий Пальмин в рамках выставки в “Гараже” запускают воркшоп “Баухаус в России. Призраки”, где участники смогут попробовать поработать с “нематериальным” в архитектуре с помощью фотографии (теоретические основы современной фотопрактики были во многом заложены в школе Баухаус). Для участия в проекте будут приглашены жители городов, история которых так или иначе связана с Баухаусом. В некоторых из них постройки сохранились до нашего времени, в других они перестроены до неузнаваемости или вовсе разрушены, в третьих так ничего и построено. Итогом работы станет публикация комплекта открыток с фотографиями, которые будут представлены в “Гараже”, а также публикация в онлайн-журнале проекта bauhaus imaginista.
Фото: Архивы пресс-службы, TASS
ТегиАрхитектураЖурнал GarageЛюдвиг Мис ван дер РоэМоскваЮрий ПальминБаухаус
Выставка «Русский Баухаус» иллюстрирует рождение модернизма
К 1920-м годам авиаперелеты сделали искусство и архитектуру глобальными профессиями, по крайней мере, в плане распространения и перекрестного заражения идей. По всему миру колониализм и иные глобализированные комиссии распространяли модернизм и другие социально-политические системы по всему миру. Эти интеллектуальные истории создают увлекательные рассказы, раскрывающие второстепенную историю некоторых из наших любимых дизайнеров и икон дизайна.
Веснин А.В. Эскизный проект внешнего фасада ВХУТЕМАСа, посвященного 10-летию Октябрьской революции. © Государственный музей архитектуры имени Щусева, Москва / VG Bild-Kunst, Бонн, 2014. Бумага, печать, акварель.
Модернизм распространился по Европе, но не в каком-то определенном направлении. Различные штаммы прибыли из Франции, Германии, Италии, России и Нидерландов. Баухаус распространился на такие места, как Чехия, в то время как русский конструктивизм оказал свое влияние как на Веймар, так и на Прагу. (Годы спустя подобные идеи пересекут Атлантику в Америку из Рима через личные истории таких архитекторов, как Майкл Грейвс и Роберт Вентури.)
Эти транснациональные дискуссии и коммивояжеры находятся в центре внимания новой выставки в Музее Мартина-Гропиуса Бау в Берлине. «Вхутемас: русская лаборатория современности» демонстрирует экспериментальное обучение в школе, известной как «Русский Баухаус». Это помогло продвинуть это мышление в мир, в том числе через некоторых учителей, которые работали в обеих школах, таких как Василий Кандинский и Эль Лисицкий.
Н. Ладовский. Архитектурный феномен коммунального дома, 1920. © Государственный музей архитектуры имени Щусева, Москва. Бумага, тушь.
И. Ламцов. Абстрактное упражнение на определение массы и веса. (Двойной том), 1922. Бумага, карандаш.© Государственный музей архитектуры им. Щусева Москва.
Выставка показывает самые ранние этапы конструктивистской мысли и их параллели с развитием немецкого дизайна. И на Вхутемас, и на Баухаус повлияло возвышение политических режимов, которые не ценили художественные достоинства школ и сокращали их численность. Эти фотографии и рисунки показывают ранние этапы авангарда, который до сих пор звучит эхом. «ВХУТЕМАС — российская лаборатория современности: архитектурные проекты 1920-1930» продлится до 6 апреля 2015 года в Martin-Gropius Bau в Берлине — недалеко от Архива Баухауза, где в настоящее время проходит выставка «100 новых объектов».
Выставка студенческих работ по теме «Показания и выражение массы и веса», 1927-1928 учебный год. © Государственный музей архитектуры имени Щусева Москва
Читать далее статьи Мэтта
Публичное голосование за 2015 A+Awards уже открыто, а это значит, что ВЫ имеете право выбрать v самая лучшая архитектура в мире. С A+Awards признание лучших проектов больше не является прерогативой небольшой группы судей — каждый получает право голоса в том, кто будет признан победителем в…
Проведите боевые порядки, наденьте узкие джинсы, вооружитесь любимым крафтовым напитком — c кофе, пиво или чайный гриб — и платно: это «Поселенцы Бруклина», восхитительно познавательная сатирическая настольная игра, в которой быстрая джентрификация является ключом к социальному господству в Нью-Йорке. Посмотрите провокационное промо-видео…
Поместья Архитекторов | Гараж
Московская версия выставки bauhaus imaginista. Уезжая: архитектор-интернационалист прослеживает сложные отношения между Баухаузом и Советским Союзом через жизнь и работу бывших преподавателей и студентов Баухауза в Москве.
В центре внимания несколько выпускников и студентов, которые были связаны со вторым директором Баухауза, архитектором Ханнесом Мейером, в Советском Союзе в 1930-х годах: архитектор Филипп Толзинер, который прожил остаток своей жизни в Москве; архитектор и градостроитель Конрад Пюшель; и архитектор Лотте Стам-Биз, которая была первой женщиной, которая училась на строительном факультете Баухауза в Дессау.
The Konrad Püschel Estate
Konrad Püschel
Страница с фотоальбома Северной Кореи, Реконструкция Hamhung, 1956–1959
Серебряный гелатинский печать на картон
30.6 × 22.7 CMARAU
.
В поместье Конрада Пюшеля хранятся фотографии и документы о его работе и работах его товарищей-социалистов и коммунистов Филиппа Тольцинера, Рене Менша, Клауса Меймана, Белы Шеффлера, Антонина Урбана и Тибора Вайнера в Баухаузе в Дессау, в Советском Союзе, и вне. В ретроспективе Баухауза, опубликованной в ГДР в журнале form&zweck В 1976 году Пюшель назвал свою работу в России «Красной бригадой Баухауза», но на самом деле группа никогда не работала официально как бригада. В 1933 году Конрад Пюшель, Филипп Тольцинер и Тибор Вайнер присоединились к бывшим (Эрнсту) членам Майской бригады Марту Стаму и Гансу Шмидту, которые участвовали в строительстве нового города в Орске, для которого они спроектировали несколько отдельных зданий. Их бывшая однокурсница по Баухаусу Лотте Биз также участвовала в этом проекте. Однако при Сталине как авангардные идеи, так и движение Neues Bauen (Новое здание) были отвергнуты, а несколько архитекторов Баухауза были заключены в тюрьму или приговорены к смертной казни. После бегства из Советского Союза в 19В 37 лет Конрад Пюшель воевал во Второй мировой войне, а затем остался в Германской Демократической Республике. Он преподавал в Веймарском университете, а в 1950-х годах возглавил рабочую группу по архитектуре Восточной Германии в Северной Корее для работы над реконструкцией разрушенных войной городов Хамхунг и Хунгнам. Пюшель был важным сторонником идей Баухауса в Восточной Германии и участвовал в спасении исторического здания Баухауза в Дессау.
Поместье Филиппа Тольцинера
Laubenganghäuser (дома с выходом на балкон) в Дессау-Тёртен и портрет Филиппа Тольцинера, ок. 1929–1930
Серебряно-желатиновый отпечаток, закрепленный на бумаге
21 × 29,9 см
Архив Баухауза, Берлин
В своем личном архиве архитектор Филипп Тольцинер собрал и сохранил свои работы времен пребывания в Баухаузе, а также информацию о миграционном существование преподавателя Баухауза Ханнеса Мейера и семи студентов, которые работали группой в Советском Союзе, а затем индивидуально в Латинской Америке, Германской Демократической Республике, Иране, Швейцарии, Северной Корее и Венгрии. Будучи студентом Баухауза, Тольцинер участвовал в строительстве Балконных домов в поселке Тортен в Дессау и Школы профсоюзов ADGB в Бернау. Он пережил заключение в трудовом лагере Усоллаг в Соликамске, недалеко от Перми на Урале. Он никогда не выезжал из Советского Союза, работая на Урале, а затем в Москве на жилищных проектах. Используя ненадежные средства, Толцинер копировал и воспроизводил файлы, добавлял авторов, названия, годы и инвентарные номера в свой личный архив, создавая внушительный архив Баухауза в своей московской квартире. В 1996, он передал архив Баухаус-архиву в Берлине, где он хранится так же, как он был организован Толцинером в Москве.
Поместье Ханнеса Мейера
Ханнес Мейер и Ханс Шмидт, Швейцарские градостроители в Советском Союзе, 1932 г.
Брошюра, 32 страницы
gta с ткачихой Баухауза Леной Бергнер в Мехико после отъезда из Советского Союза начал работать над публикацией Баухауза о своем руководстве, преподавании и налаживании сотрудничества в Дессау. Он создал нарисованный от руки макет книги Баухауза, которая так и не была опубликована. Соответственно, с 1989, информация о Баухаузе в основном основывалась на рассказах Вальтера Гропиуса и его восприятии в США и Западной Германии. Поместье Ханнеса Мейера было разделено после его смерти между архивами Департамента истории строительства в ETH Zurich; DAM (Музей немецкой архитектуры) во Франкфурте-на-Майне; Фонд Баухауза в Дессау; и Архив модерна в Веймаре. В результате исследователям приходится ездить в Швейцарию, где он родился и умер, а также в бывшую Восточную и Западную Германию, чтобы понять его творчество до, во время и за пределами Баухауза.