Биеннале 2019 – Венецианская биеннале 2019: главное | Радости жизни | Афиша

Содержание

10 выставок Венецианской биеннале 2019, которые нельзя пропустить

От интернационального Основного проекта до «русского нашествия»

Сейчас в 58-й раз проходит Венецианская биеннале, главный смотр современного искусства. Среди сотен выставок, что разместятся в это время в плавучем городе, ELLE выбрал те, что нужно обязательно посетить.

«Чтоб вам жить в интересные времена»

11 мая — 24 ноября

Центральный павильон в Джардини и Arsenale

Имя Ральфа Ругоффа, нынешнего куратора Основного проекта биеннале, который по традиции разместится на двух крупных выставочных площадках — в Центральном павильоне в садах Джардини и в Арсенале, — известно и в России. Именно он привозил в музей «Гараж» выставку «New Décor» в 2011 году из лондонской Hayward Gallery, где он директорствует почти тринадцать лет. Как и эта памятная экспозиция, новая выставка в Венеции будет сложносочиненной и многосоставной — в ней участвуют 79 художников из разных стран, включая таких звезд современного искусства, как Томас Сарацено, Джордж Кондо, Доминик Гонсалес-Форстер и Эд Аткинс. Название «Чтоб вам жить в интересные времена» — китайское проклятие, описывающее беспокойное существование. В нынешней кураторской интерпретации оно означает засилье лжи в повседневной жизни человека.

Работа Джорджа Кондо

«Dysfunctional»

8 мая — 24 ноября

Galleria Giorgio Franchetti alla Ca’ d’Oro

Диалоги старого и нового искусства, классиков с современниками, уже стали выставочным мейнстримом. Поэтому кураторы музея Galleria Giorgio Franchetti alla Ca' d’Oro решили в свою коллекцию Ренессанса впустить современный дизайн, который, впрочем, зачастую трудно отличить от произведений искусства. Здесь, например, напольный светильник «Хрупкое будущее» от Studio Drift, более напоминающий мерцающую сотней крохотных лампочек скульптуру, добавит скорбной ноты полотну «Святой Себастьян» Андрея Мантеньи, главному хиту местной коллекции. А культовые часы Мартена Бааса с «живым» художником, двигающим стрелки, отлично впишутся в гобеленовую гостиную с вещами XVIII века.

«Природа Арпа»

До 2 сентября

Peggy Guggenheim Collection

Поэт и скульптор Жан Арп был первым художником, работу которого легендарная Пегги Гуггенхайм первой купила для своей будущей коллекции. В недавно вышедших на русском языке мемуарах она писала: «Он отвел меня в литейный цех, где отливались скульптуры. Я была так впечатлена, что попросила подержать бронзу в руках. В этот момент я почувствовала, что хочу обладать ею». Семь модернистских произведений Арпа из собрания Пегги и стали основой его новой ретроспективы. К ним присоединились и полсотни других работ из музеев и частных собраний — скульптур из вариативных материалов, рисунков и архивных снимков одного из родоначальников дадаизма и абстракции.

Human Concretion, 1934. Chrysler Museum of Art, Norfolk, Virginia/Awakening, 1938. Donazione Marguerite Arp-Hagenbach (Gift of Marguerite Arp-Hagenbach)

«Lc. 15: 11-32»

11 мая — 24 ноября

Национальный павильон России в Джардини

Как представляют российское современное искусство на международной арт-сцене, можно увидеть в национальном павильоне в садах Джардини. Выставка в этом сезоне посвящена голландскому искусству в Эрмитаже. Сам музей во главе с его директором Михаилом Пиотровским выступает и куратором экспозиции, работы для которой делают режиссер Александр Сокуров и художник Александр Шишкин-Хокусай. Название-шифр отсылает к евангельской притче о блудном сыне, вдохновившей немало художников. В собрании Эрмитажа абсолютным шедевром на эту тему, бесспорно, является полотно Рембрандта. Именно вокруг него и будет вращаться мультимедийная инсталляция Сокурова.

«Кожа — Люк Тюйманс»

До 6 января 2020

Palazzo Grassi

Palazzo Grassi — один из двух венецианских музеев миллиардера и страстного поклонника современного искусства Франсуа Пино. Трехэтажное пространство с выходом на Гранд-канал отдают под монографические выставки живых классиков современности. Во время прошлой биеннале свой новый грандиозный проект о морских сокровищах здесь представлял Дэмиен Херст. Сегодня дворец отдан главной бельгийской звезде Люку Тюймансу. В ретроспективу мастера мистической фигуративности включено около сотни полотен, половина которых входит в личную коллекцию самого Пино.

Люк Тюйманс. «Черепаха». 2007 г.

«В конце прибывает начало…»

10 мая — 10 сентября

Chiesa di San Fantin

Русский оммаж венецианскому классику Тинторетто, чье 500-летие пышно отмечается с прошлого года и до сих пор, готовят Пушкинский музей и Stella Art Foundation. В ренессансной церкви Chiesa di San Fantin свои посвящения создаст интернациональная команда художников. Среди них — мастер тотальных инсталляций Ирина Нахова, представлявшая Россию на биеннале в 2015 году; знаменитый режиссер и сценограф Дмитрий Крымов, а также видеохудожник Гари Хилл и швейцарская группа !Mediengruppe Bitnik

Дмитрий Крымов. Ирина Нахова. Гари Хилл. Фрагменты видеоинсталляций для выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина «В конце прибывает начало». 2018 г. Эмилио Ведова. «Tondo». 1987 г.

«Базелиц — Академия»

8 мая — 8 сентября

Gallerie dell’Accademia

Знаменитая Академия, где хранятся шедевры Тициана и других художников Ренессанса, во время биеннале тоже впускает в себя современность. Гостем на этот раз станет 81-летний патриарх неоэкспрессионизма Георг Базелиц, чья большая ретроспектива проходила и в Русском музее в Петербурге в 2015 году. Среди сотни картин, собранных в музейных и частных коллекциях всего мира, будут и эмблематичные перевернутые образы, а также «русская» серия, в которой художник переосмыслял известные работы советских авторов. Художник станет и первым здравствующим автором, удостоенным выставки в одной из главных венецианских институций.

«Адриан Гение. Битва Масленицы и Поста»

До 18 ноября

Palazzo Cini

Внезапная слава свалилась на румынского художника Адриана Гение после аукциона в 2016 году, когда его полотно было продано за рекордные $9 млн. Даже участие в Венецианской биеннале годом ранее не сделало из него международной звезды — павильон его родной Румынии не был весомо оценен критиками. Сегодня же художника-затворника (он не дает интервью), работающего в Берлине, представляют крупные международные галереи, а выставки проходят по всей Европе и Америке. Серию новых работ художник посвятил Брейгелю, 450-летие со дня смерти которого отмечают все главные европейские музеи.

Адриан Гение

«Яннис Кунеллис»

11 мая — 24 ноября

Fondazione Prada

Fondazione Prada, учрежденный дизайнером Миуччей Прадой для продвижения современного искусства, отдает дань памяти одному из основателей легендарного движения арте повера Яннису Кунеллису — художник, прославившийся мощными инсталляциями из «нехудожественных» материалов (от кусков арматуры и угля до палых листьев и мешков), умер два года назад. В венецианском филиале фонда воссоздадут его инсталляции разных лет, а также выставят архивацию перформансов и живопись, к которой художник возвращался в разные годы своей карьеры.

Яннис Куннелис. 1972 г.

«Альберто Бурри. Нерушимое присутствие живописи»

10 мая — 28 июля

Fondazione Giorgio Cini

Еще одному итальянскому классику — Альберто Бурри — посвятит выставку Fondazione Giorgio Cini на острове Сан-Джорджо Маджоре. Работы абстракциониста, создателя одних из первых примеров «трехмерной» живописи, для экспозиции предоставят парижский Центр Помпиду, лондонская Tate, нью-йоркский MoMA, частные коллекционеры и фонд художника в его родном Читта-ди-Кастелло, крайне редко представляющий произведения на выставки. Как утверждают организаторы, часть важных в творчестве художника картин появится на публике впервые.

www.elle.ru

Биеннале для ″чайников″: что смотреть в Венеции в 2019 году | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

Про все, что сейчас можно посмотреть в Венеции, написать физически невозможно, да и кто бы стал это читать, поэтому выделим пять пунктов, на которых нам хотелось бы сосредоточить ваше внимание.

1. Искусство в эпоху перемен.
Девиз основного проекта биеннале, который развернется в центральном павильоне садов Джардини и в Арсенале, - "May you live in interesting times". На русский можно перевести как "Чтоб ты жил во времена перемен". И этому "проклятию" полностью соответствует политически и экологически ангажированная тематика представленных произведений. В главном проекте участвуют 79 художников из разных стран. Посмотреть их работы надо обязательно!

2. Инсталляция-провокация.
Швейцарец Кристоф Бюхель (Christoph Büchel) привез в Венецию остатки судна, затонувшего по пути из Ливии в Италию в 2015 году с более чем 800 пассажирами на борту. Бюхель известен своими масштабными инсталляциями, критикующими глобальный капитализм, беспринципное потребление, религиозный консерватизм и т.д. Судно, ставшее частью экспозиции, должно напомнить "высшему обществу" Италии, собирающемуся на открытии биеннале, о той трагедии.

Инсталляция Кристофа Бюхеля

3. Робот-кровосос.
Скандально известный дуэт из Китая Сунь Юань и Пэн Юй показывают в рамках основного проекта биеннале свое творение под названием "Can't Help Myself": робот, убирающий кровь с пола на глазах у изумленной публики. Китайцы известны использованием в своих работах биологических материалов. В свое время их видео с собаками (в инсталляции участвовали восемь питбультерьеров, прикованных друг против друга к работающим беговым дорожкам) запретили показывать в нью-йоркском Музее Гуггенхайма. Робот, представленный в Венеции, согласно замыслу, призывает людей задуматься о проблеме конкуренции между человечеством и искусственным интеллектом. 

Сунь Юань и Пэн Юй, "Can't Help Myself"

4. Немецкий павильон.
На время биеннале (с 11 мая до 24 ноября 2019 года) площадкой для демонстрации произведений современного искусства фактически становится вся Венеция. Помимо основной экспозиции есть еще национальные павильоны, а также масса площадок по всему городу. Мы обратим ваши взоры в сторону павильона Германии, потому что два года назад именно немецкие художники увезли из Венеции главные призы биеннале.

Наташа Садр Хагигян (Natascha Sadr Haghighian) родилась в Тегеране в 1967 году, живет и работает в Германии, преподает в бременской Высшей школе искусств. Известна скульптурными работами, видео-артом. Ее перформанс и инсталляции - главный вклад Германии на Венецианской биеннале в этом году.

Наташа выступает перед публикой и прессой под псевдонимом и в маске из папье-маше. Ее голова представляет собой огромный серый камень, который, по замыслу художницы, Европа бросает в беженцев, отгораживаясь от них. Собственно, тема миграции и проблем мигрантов - главная тема работы Хагигян. В художественной форме она критикует отказ некоторых европейских стран принимать беженцев, методику "отсева" новоприбывших мигрантов и подчас далекие от нормальных условия труда беженцев.

Наташа Садр Хагигян (справа)

5. Россия на биеннале.


Пушкинский музей совместно со Stella Art Foundation представляют в Венеции проект "В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто", посвященный 500-летию со дня рождения знаменитого венецианского живописца. Выставка пройдет в церкви Сан-Фантин и будет работать для публики с 11 мая по 11 сентября 2019 года. В экспозиции представлены работы самого Тинторетто, Эмилио Ведова - одного из крупнейших представителей информальной живописи в Италии, а также работы Дмитрия Крымова, Ирины Наховой, Гэри Хилла и других.

Смотрите также:

  • Георг Базелиц: наперекор всем трендам

    Перевернувший искусство

    Георг Базелиц, которому 23 января 2018 года исполняется 80 лет, вполне может быть доволен предварительными итогами своей жизни. Честолюбивый нонконформист, он добился своей цели. Пусть самым дорогим и выставляемым немецким художником он не стал, но востребован и музеями, и рынком. И в истории стилей он оставил след как изобретатель неоэкспрессивного "перевернутого искусства".

  • Георг Базелиц: наперекор всем трендам

    Наперекор всему и всем

    Родился в 1938 году на востоке Германии. Настоящее имя Ханс-Георг Керн. Базелицом стал называться в честь родного города. Отец был учителем и нацистом. Воевал. Сидел. После войны работал мусорщиком. Мать тащила семью на своих плечах. Сын всегда и всем перечил. Потому и решил стать художником, чтобы быть не таким, как все. Художником стал в Берлине, сначала Восточном, а потом Западном.

  • Георг Базелиц: наперекор всем трендам

    Скандальный дебют

    Первая персональная выставка сопровождалась скандалом: полиция убрала из экспозиции две картины, на которых были изображены мальчики с большими пенисами. По нынешним понятиям в картинах не было ничего непристойного: художник сублимировал свои детские воспоминания и страдания нонконфирмистской юной души.

  • Георг Базелиц: наперекор всем трендам

    Вниз головой

    В конце 60-х Базелиц сформулировал свой принцип в искусстве: "Реальность - это сама картина, а не то, что на картине". Отсюда и перевернутые вверх ногами объекты - от деревьев до орлов и людей. Работает над картинами он, кстати, тоже не так, как все, начиная с нижней части, которая у него - верх, и заканчивая верхом, который у него - низ. Холст лежит на полу, и на картине остаются следы от обуви.

  • Георг Базелиц: наперекор всем трендам

    Монументальные антигерои

    В монументальной портретной серии "Герои" (1965-1966) Базелиц обращается к воспоминаниям детства времен Второй мировой войны. На живописных полотнах - серия состоит из 60 картин - изображены изможденные солдаты и грязные работяги. Усталые и грустные антигерои, нарочито уродливые и небрежно написанные, они выбивались из общего тренда в искусстве.

  • Георг Базелиц: наперекор всем трендам

    Неотесанный истукан

    С конца 70-х Базелиц увлекся скульптурой. И именно она помогла ему попасть в обойму мирового арт-рынка. Для Немецкого павильона на Венецианской биеннале в 1980 году Базелиц сотворил деревянного истукана с двусмысленно поднятой к небу рукой. Немцы пришли в ужас. Американцы были в восторге. Цены на Базелица взлетели вверх, увлечение художника скульптурой осталось.

  • Георг Базелиц: наперекор всем трендам

    Урбанистическая экспрессия

    Базелиц и его соратники поносили все гладкое и красивое в искусстве и превозносили дисгармонию и эстетику безобразного. Позже художественные критики назовут это "bad painting" - "плохой живописью", а Базелица - "хорошим художником "плохой живописи". Базелиц стал одним из основоположников движения "Новые дикие". Его представители вернули в живопись экспрессию, яростный мазок, яркие цвета.

  • Георг Базелиц: наперекор всем трендам

    Ленин, Сталин, пропаганда

    Свой опыт жизни в социалистической ГДР художник отразил в монументальном живописном цикле "Русские картины" - "Russenbilder". В общей сложности 60 полотен были созданы им в период между 1998 и 2002 годами: Базелиц переписал в своем стиле ключевые произведения соцреализма. Обласканных партией и правительством художников в ГДР он при случае называл нехорошим словом Arschlöcher - "мразь".

  • Георг Базелиц: наперекор всем трендам

    Невидимые картины

    Для "картин-невидимок" Базелиц так долго смешивает разные краски, пока смесь не приобретет монохромный черный цвет с едва проступающими разноцветными пигментами. На холсте фон и мотив сливаются в одно едва различимое в своих деталях целое. "Не надо искать в этом психологических объяснений или рассматривать это как закат творчества. Это эксперимент", - поясняет Базелиц свой новый стиль.

  • Георг Базелиц: наперекор всем трендам

    Новое и старое

    Начиная с 2005 года главной темой становится он сам как художник: Базелиц переписывает на новый лад собственные картины. А почему бы и нет? "Правила, - как он сам разъяснил, - имеют смысл, но они, как правило, все запрещают. Нарушать эти правила - это единственное, что может представлять интерес для художника".

    Автор: Элла Володина


___________

Хотите читать нас регулярно? Подписывайтесь на наши VK-сообщества "DW на русском" и "DW Учеба и работа" и на Telegram-канал "Что там у немцев?" или читайте насв WhatsApp.

www.dw.com

10 выставок, которые нельзя пропустить • Арт • Дизайн • Интерьер+Дизайн

58-я Биеннале современного искусства в Венеции — событие, которое длится целый сезон. Помимо основных площадок в городе проходит масса выставок, которые по остроте поднимаемых проблем и зрелищности вполне могут поспорить с Арсеналом и национальными павильонами Джардини. Вот десять площадок (часть из них новые), которые мы рекомендуем. 

По теме: Венецианская биеннале 2019: искусство как средство от проклятия

La Pelle Люка Тюйманса в Палаццо Грасси

Впервые в палаццо Грасси (и впервые в Италии) проходит ретроспектива бельгийца Люка Тюйманса — 80 картин. Тюйманс своими монохромными полотнами и портретами говорит о насилии в современном мире. Название выставки La Pelle («Шкура») дала одноименная книга Курцио Малапарте, сюжет которой разворачивается вокруг событий второй мировой войны: одно время она была под запретом Ватикана. В атриуме расположилась мозаичная работа Schwarzheide (2019) — она повторяет полотно 1986 года, основанное на набросках выжившего в Холокосте Альфреда Кантора. • До 6 января 2020; Palazzo Grassi, Campo San Samuele 3231

Коллекционный дизайн в Ca’d’Oro

Впервые в Ca’d’Oro невероятная экспозиция, организованная Carpenters Workshop Gallery: на время биеннале коллекционный дизайн целиком займет галерею Джорджо Франкетти в самом красивом палаццо Венеции. Лучшие дизайнеры и галереи — Vincenzo de Cotiis, Мартен Баас, Рик Оуэнс, Начо Карбонель, Studio Drift и другие — исследуют грань, где искусство смыкается с дизайном. В том же пространстве Вирджил Абло впервые выставит свою серию функциональных скульптур, вдохновленных Aqua Alta («высокой водой» в лагуне).  • До 24 ноября, Galleria Giorgio Franchetti в Ca’ d’Oro.

Базелиц в Галереях Академии

Известный своими выразительными картинами с перевернутыми головами и телами, Георг Базелиц стал первым, кому Galleria dell'Accademia — музей, где хранится самая большая коллекция венецианской живописи XIV—XVIII вв., устраивает прижизненную выставку. L'Accademia была учреждена в 1750, чтобы сделать Венецию одним из центров художественного образования. В начале XIX века Галереи были преобразованы из школы в музей и стали постепенно увеличивать свои фонды. Немец Георг Базелиц демонстрирует в итальянских залах лихорадочные рисунки, искусно вырезанные скульптуры и живопись, включая новые работы. • До 8 сентября. Gallerie dell'Accademia di Venezia, Campo della Crita.

Выставка Glasstress, Мурано

В бывшем стеклодувном цехе острова Мурано в шестой раз проходит блестящая во всех смыслах инициатива Адриано Бенго — выставка Glasstress. Куратором одной из ее экспозиций стал Вик Мюнис. Он пригласил создать арт-объекты из муранского стекла Ай Вейвея, Тони Крэгга и Ксавье Вейана. Общим девизом стал вопрос «Как стекло меняет восприятие пространства?». Вторая часть выставки под кураторством бельгийца Коэна Ванмехелена представляет лучшие работы Glasstress за 10 лет. А спецпроект Роберта Уилсона посвящен стеклу как объекту искусства. • До 24 ноября, Fondazione Berengo, Campiello Della Pescheria, Мурано

Марина Абрамович в галерее Ca’ Rezzonico

Монреальский центр Phi представляет пару проектов опытных и знаменитых женщин-художников: Rising Марины Абрамович и Invasor Ренаты Моралес. Rising стремится отразить масштаб бедствия от таяния полярных льдов, пригласив зрителя надеть VR-очки. А Invasor показывает скульптуры людей и звериных существ из керамики, а также из 70 старых шин и тряпок. • До 28 октября. Ca’ Rezzonico Gallery, Ca’Rezzonico Museum, Dorsoduro 2793 and 2793A

Эдмунд де Вааль в синагоге Нового Гетто

Впервые Венецианская биеннале и «Женская галерея» в 500-летней синагоге Нового Гетто принимает в своих стенах экспозицию современного искусства. Кавалер ордена Британской империи, художник-керамист Эдмунд де Вааль представляет здесь инсталляцию под названием Psalm. Она состоит из фарфоровых, мраморных и золотых артефактов, выставленных в 12 витринах. «Это проект об изгнании; о том, что чувствует человек, оказавшийся в другой стране, вынужденный говорить на другом языке». Вторая часть Psalm — в пространстве Ateneo Veneto. Это  павильон с книгами изгнанных писателей — от Овидия до поэтов наших дней. • До 29 сентября, Scuola Canton, Calle Orto 1191 и  Ateneo Veneto, Campo San Fantin 1897, Venetian Ghetto.

Арт-квартал на острове Джудекка

Венеция тоже решила обзавестись своим особенным арт-районом по примеру лондонского Shoreditch, и впервые на Джудекке (узкий длинный остров рядом с Сан-Джорджо) наряду с национальными павильонами Исландии, Эстонии, Нигерии во время Биеннале 2019 открывается постоянный арт-квартал с 11 арт-галереям и мастерскими. В дни открытия в арт-квартале состоится открытие более двух десятков выставок, в них примут участие более 60 художников.  • с 11 мая, остановка вапоретто Zitelle, Giudecca

Выставка иранских художников в Консерватории

Фонд современного искусства Parasol отмечает свое 15-летие выставкой девяти современных иранских художников The Spark Is You: Parasol Unit in Venice. На Биеннале Венеция 2019 показ организован в Музыкальной консерватории Сonservatorio di Musica Benedetto Marcello di Venezia. Основатель Parasol Зиба Ардалан построила выставку на основе работ тех авторов, которые принимают идеи открытости, уважения и общечеловеческих связей, объединяющих людей. • До 23 ноября,  Conservatorio di Musica Benedetto Marcello di Venezia, Sestiere di S. Marco, 2810

«Время, вперед!» в фонде V-A-C

Фонд V-A-C показывает 14 работ (13 из них созданы специально к выставке) на тему времени в XXI веке. Кураторы Омар Холеф и Мария Крамар выбрали Джоана Аджитомаса, Халила Джорейджа, Дарью Иринчееву, Адама Линдера, Кирилла Савченкова и др. Что в залах? Кадры Google Earth, достижения генной инженерии, саркофаг, муранское стекло, керамическая плитка, алгоритмы распознавания лиц. Проблематика темы также широка — от гибридных войн до исследования состояния тревожности, методы — от speed-dating и death-cafe, до детских мастерских и пешеходных прогулок. • До 20 октября, V-A-C Zattere, Дорсодуро 140

Жизнь океанов в церкви Сан-Лоренцо

В этом году во время биеннале открывается рекордное количество скрытых ранее от публики пространств. В церкви Сан-Лоренцо (церковь IX века неподалеку от госпиталя Сан Джованни и Паоло, пустовавшая более ста лет) показывают инсталляцию Хоана Йонаса Moving Off the Land II: она включает рисунки, видео и звуковые работы. Это результат трехлетних океанических исследований по всему миру и наблюдений за жизнью океана около побережья Ямайки, которые проводил арт-центр Ocean Space. • До 29 сентября, Церковь Сан Лоренцо, Castello 5069, Campo San Lorenzo

www.interior.ru

что смотреть на 58-й Биеннале искусств — Сноб

11 мая в Венеции открылась 58-я Биеннале искусств, и на полгода весь город, включая каналы, мосты, многочисленные церкви и палаццо, заполнится объектами и инсталляциями современных художников. Посмотреть и впитать в себя всё — задача как минимум на неделю. Но вот краткий гид, что можно (и важно) увидеть в первую очередь

Фото: Andrea Avezzu

Основной проект

Курировать нынешнюю Биеннале позвали Ральфа Ругоффа. Американец, давно живущий в Британии, больше десяти лет руководит крупным выставочным центром Hayward Gallery в Лондоне, посвященным модернизму и современному искусству, курирует выставки, в том числе большие персоналки таких звезд, как Эд Рушей или Трейси Эмин. Тема, которую он придумал для основного проекта, по-английски звучит как May you live in interesting times — то, что на русский обычно переводится как «Чтобы ты жил во времена перемен» и считается древним китайским проклятием. Но выставка не о страшном (на самом деле фраза выдумана и не встречается в источниках), а о культурных границах и о том, как искусство может научить гибкому, открытому и толерантному взгляду на мир в наши «интересные времена». Для основного проекта, который развернется в центральном павильоне садов Джардини и в Арсенале, Ругофф отобрал 79 художников (среди них впервые за последние годы нет российских), отдав предпочтение поколению тридцати-сорокалетних. В числе международных звезд — Джордж Кондо, Кристиан Марклей, Томас Сарацено, Шилпа Гупта.

Ральф Ругофф, куратор нынешней Биеннале Фото: Andrea Avezzu

Национальные павильоны

Следующий пункт обязательной программы — павильоны стран-участниц в садах Джардини и по всему городу (всего их около девяноста). Куратором российского представительства в этом году стал Эрмитаж с Михаилом Пиотровским во главе. Выбор художников неожиданный и по-питерски «семейный», а общая тема и вовсе консервативная. Проект назвали «Lc. 15: 11—32» — отсыл к притче о блудном сыне в Евангелии от Луки. Этот же сюжет на картине Рембрандта станет центральным для экспозиции верхнего этажа павильона, который отдали Александру Сокурову. Венеция уже рукоплескала режиссеру — в 2011-м его фильм «Фауст» получил «Золотого льва» на кинофестивале, теперь же со студентами-скульпторами петербургской Академии художеств он придумывает инсталляцию на сюжеты картин старых мастеров из эрмитажной коллекции. Нижний зал заполнит фанерными скульптурами питерский театральный художник Александр Шишкин-Хокусай — снова мотивы мировой классики под заголовком «Фламандская школа». Обещают также пристроить к историческому павильону Щусева в неорусском стиле копии знаменитых атлантов Нового Эрмитажа.

Жан Арп со скульптурой «Птолемей I» на Венецианской биеннале  1954 года Фото: Archivio Cameraphoto/Vittorio Pavan

Многие национальные павильоны сделали выбор в пользу «женского искусства» — абсолютный мировой тренд последних лет и на арт-рынке, и в музейном сообществе. Австрию, например, представит известная арт-феминистка Рената Бертльман, Великобританию — ирландка Кэти Уилкс, мастер душевных скульптур из простых бытовых материалов, Францию — любительница видеоинсталляций Лор Пруво. Биеннале даже успели прозвать по этому поводу Biennale Donna.

«Голова и раковина», Жан Арп, 1933 Фото: Peggy Guggenheim Collection, Venice 2019 Artists Rights Society (ARS), New York/VG Bild-Kunst, Bonn / Jean Arp, by SIAE 2019

Пушкинский музей и Третьяковская галерея

Пушкинский и Третьяковка во время Биеннале привезут в Венецию по выставке, и они настолько разные, что можно сказать: два главных музея показывают два противоположных полюса отношения к искусству. ГМИИ делает проект вместе со Stella Art Foundation (его основатель Стелла Кесаева была предыдущим комиссаром русского павильона). Мультимедийная иммерсивная выставка «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто» посвящена великому венецианскому художнику позднего Возрождения, пятисотлетие которого отмечается в этом году. Разместится она в церкви Сан-Фантин XVI века, которая этой выставкой открывается после десятилетней реставрации. Состав участников для «мессы» подобрался блестящий, а экспозиция построена как  театральное представление с определенной последовательностью осмотра. Первый акт — видеоинсталляция Дмитрия Крымова, посвященная «Тайно

snob.ru

Выставки Венецианской биеннале-2019, которые нельзя пропустить

Рассказываем, куда сходить во время проведения главного мирового арт-смотра, чтобы увидеть самые обсуждаемые, дорогие, провокационные, загадочные и интеллектуальные работы современных художников, если вы планируете посетить Венецию до 24 ноября.

«May you live in interesting times» («Чтоб ты жил в эпоху перемен». — Прим. InStyle), — объявил тему 58-й Венецианской биеннале ее куратор, директор влиятельной лондонской галереи современного искусства Hayward Ральф Ругофф. Чтобы изучить арт-послание в этом году, сооснователь Why Not Agency и коллекционер современного искусства Евгения Попова предлагает надеть удобную обувь и приготовиться к длительным пешим прогулкам во имя искусства. В ее гиде — 10 обязательных пунктов венецианской программы, а также один ресторан, где приятно вести диалоги об искусстве с единомышленниками. 

Сады Джардини (Giardini Veneziani) и Арсенал (Arsenale di Venezia) 

Парк, разбитый по приказу Наполеона Бонапарта, и бывший кораблестроительный завод — он же символ производственной мощи Венеции — более столетия являются главными площадками Венецианской биеннале. Первые выставки проводились в Джардини в павильоне, который сейчас является центральным, впоследствии странам-участницам было предложено выстроить собственные — на сегодняшний день их здесь 29. Арсенал же, как площадку, присоединили позднее, в рамках открытия первой Международной архитектурной биеннале — так в старинном здании конца XVI века, спроектированном Антонио де Понте, появились павильоны 23 стран, в том числе и самой Италии.

В этом году к постоянным участникам добавились Алжир, Гана, Мадагаскар, Малайзия и Пакистан, а Доминиканская Республика, бывшая ранее одним из экспонентов павильона Латинской Америки, впервые представила самостоятельный проект. Однако особенно примечательны в этом году французский, американский, бельгийский, израильский, японский и литовский павильоны. Последний, к слову, получил главного «Золотого льва» за экологическую оперу-перформанс «Солнце и море» (до 31 октября), посвященную проблеме глобального потепления. Более 20 оперных певцов изображают отдыхающих на пляже (в павильон привезли 35 тонн песка) людей, которые жалуются не только на свои проблемы, но и на изменения в окружающей среде.

Российский павильон

В этом году его впервые курирует не конкретное лицо, а институция — Государственный Эрмитаж. Верхний этаж отдан кинорежиссеру Александру Сокурову и его пронзительному диалогу с Рембрандтом, чей шедевр «Возвращение блудного сына» он переосмыслил в своей мультимедийной инсталляции. Нижний — художнику Александру Шишкину-Хокусай, который представил интерактивную фанерную инсталляцию — «берестяной Эрмитаж» с искаженными копиями работ фламандских живописцев из музейной коллекции и исполняющими замысловатый танец человечками. И пока одни говорят, что Эрмитаж оперирует образами прошлого, показывая Рембрандта и Фламандскую школу, другие настаивают на том, что это взгляд в будущее и отсылка к предстоящей в Петербурге выставке «Искусственный интеллект и диалог культур», которая была анонсирована в дни открытия павильона. 

«В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто» Пушкинского музея и Stella Art Foundation в церкви Сан-Фантин (San Fantin)

В честь 500-летия знаменитого венецианского живописца Тинторетто театральный художник Дмитрий Крымов придумал инсталляцию-перформанс по мотивам «Тайной вечери», художница-концептуалист Ирина Нахова — медиаинсталляцию, в которой библейские сюжеты переосмыслены в контексте новейшей истории, а американский художник Гэри Хилл разложил элементы живописи на спектры и нейроны. И все это в формате современной мессы-спектакля, сочиненной кураторами выставки Мариной Лошак и Ольгой Шишко, в самом загадочном месте города, где когда-то хранились полотна великого венецианца.

The Battle between Carnival and Feast Адриана Гени в палаццо Чини (Palazzo Cini)

Выставка популярного румынского художника, чей стиль зачастую сравнивают с Фрэнсисом Бэконом, стала в этом году одной из самых обсуждаемых. И дело не только в провокационном названии, отчасти заимствованном у Питера Брейгеля, но и в технике работы над полотнами. Гени отказывается от традиционных инструментов в пользу мастихина и трафарета, а также царапает свои уже написанные картины.

Ретроспектива Георга Базелица в Галерее Академии (Galleria dell'Accademia)

Впервые в стенах музея, где хранится самая большая коллекция венецианской живописи XIV–XVIII веков, проходит ретроспективная выставка ныне живущего художника, яркого представителя немецкого постмодернизма, который к тому же является одним из самых дорогих в мире. Это уникальная возможность увидеть не только известные картины Базелица с перевернутыми фигурами людей, но и его редкие работы, созданные за последние 60 лет.

Human Шона Скалли в соборе Сан-Джорджо Маджоре (S. Giorgio Maggiore)

Один из самых дорогих современных художников, абстракционист Шон Скалли решил превратить бенедиктинскую церковь в место для медитации и размышлений о человеческих состояниях. На входе посетителей ждет мгновенный вау-эффект в виде десятиметровой скульптуры из цветного войлока, внутрь которой можно зайти, а затем типичная для творчества Скалли абстракция, которая неожиданно переходит в фигуратив.

Ретроспектива Аршила Горки во дворце Ка-Пезаро (Ca'Pesaro)

Первая в Италии выставка одного из самых влиятельных американских художников ХХ века и редкая возможность увидеть становление и развитие человека, стоявшего у истоков абстрактного экспрессионизма и вдохновившего Джексона Поллока, Марка Ротко, Виллема де Кунинга и многих других.

Dysfunctional во дворце Ка-д'Оро (Ca'd'Oro)

Выставка коллекционного дизайна Carpenters Workshop Gallery и Lombard Odier, которой очаровываешься с первого взгляда, проходит в Галерее Джорджо Франкетти и предлагает зрителям исследовать тонкую грань между искусством и дизайном. Изучая экспонаты, невольно осознаешь, что вопрос «Где заканчивается искусство и начинается дизайн?» по сей день остается открытым. Кстати, среди работ можно увидеть коллекцию «тонущей» мебели Alaska Вирджила Абло, которая призывает задуматься о климатических изменениях и повышении уровня Мирового океана. 

Entropy фонда Faurschou в соборе Сан-Джорджо Маджоре (S. Giorgio Maggiore)

Хотите узнать, что такое допустимая в искусстве мера рассеивания энергии и познакомиться с современной китайской арт-сценой? Тогда вам однозначно сюда. Удивление, негодование, радость и смятение — вот лишь немногое из того, что испытывают гости групповой выставки при виде инсталляций Лю Вэя, Ян Фудуна и еще пяти художников из Китая.

Фонд Прада (Foundazione Prada), Палаццо Грасси (Palazzo Grassi), Пунта делла Догана (Punta della Dogana) и музей Пегги Гуггенхайм (Peggy Guggenheim)

На венецианские музеи, которые традиционно проводят собственные — не менее интересные — выставки параллельно с Биеннале, тоже стоит выделить отдельное время. В Фонде Прада показывают ретроспективу героя итальянского arte povera («бедного искусства») Янниса Кунеллиса. В Палаццо Грасси, частном музее французского миллиардера-коллекционера Франсуа Пино, открылась эффектная выставка бельгийского живописца Люка Тюйманса, включающая больше 80 работ. Другая арт-резиденция Пино, Пунта-делла-Догана, демонстрирует сборную экспозицию Luogno e Segni («Места и знаки»), в которую в том числе вошли работы Константина Бранкузи, Луизы Буржуа и Анри Сала. А в Музей Пегги Гуггенхайм стоит сходить ради выставки французского художника, скульптора и поэта Жана Арпа.

Ресторан AcquaPazza

Шумное и веселое, абсолютно не туристическое, но горячо любимое арт-общественностью заведение на площади Сан-Марко. Сюда приходят общаться и обсуждать увиденное, спорить и дискутировать, анализировать и придумывать новое. И все это под домашние дижестивы, эспрессо и один из лучших в городе десертов — мороженое в цельных фруктах. Идеальное завершение сложной и насыщенной венецианской программы.

Подготовила: Злата Фетисова

Источник фотографий: архивы пресс-служб, Instagram

instyle.ru

Венецианская биеннале 2019: главное о художницах, площадках и концепциях

Что, где, когда

11 мая стартует 58-я Венецианская биеннале современного искусства. И вэтом году выставка пройдет сразу на двух площадках (впервые в истории) — Арсенале и Джардини. Причем, одни и те же художники будут представлены на обеих площадках. В списке всего 79 имен, и все из ныне живущих художников. Помимо дополнительной площадке в этом году готовится и параллельная лайв-программа: музыка, перфомансы и визуальное искусство — всего 14 работ, которые можно будет увидеть на открытии (превью в маские дни) и закрытии (конец ноября). Все проекты вместе с биеннале отбирал британскйи некоммерческий фонд Delfina. Основной площадкой станет Teatro Piccolo Arsenale.

Тема

Тема главной выставки — псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» (в оригинале она звучит как May you live in interesting times). Эта фразу на протяжении многих времен припысвают Конфуцию, но официального подтверждения этому нет. Куратор основного проекта Рудольф Ругофф свой выбор в пользу придуманного китайского проклятия объяснил прежде всего тем, что «оно оказало реальное влияние на общественную риторику и полемику», «во времена, когда распространение фальшивых новостей и «альтернативных фактов» подтачивает политический дискурс и доверие, от которого он зависит». По задумке куратора в этом году биеннале сосредоточиться на диалоге — между художником и его произведениями, а затем и между работами и зрителями. Теперь разберемся, что за художники будут в этом году высказываться в Венеции. Остановимся на самых главных.

Рудольф Ругофф

Что готовит российский павильон

В этом году впервые павильон курирует не отдельный человек, а культурная институция — Эрмитаж во главе с Михаилом Пиотровским, правда комиссаром по‑прежнему остался ректор Санкт-Петербургского института им. Репина Семен Михайловский. Представлять Россию будут кинорежиссер Александр Сокуров и театральный художник Александр Шишкин-Хокусай.

Сокуров готовит инсталляцию, посвященную картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», которая хранится в Эрмитаже. Причем над проектом режиссер работает вместе со студентами-скульпторами из Санкт-Петербургского института имени И. Е. Репина.

Работа Шишкина-Хокусая называется «Фламандская школа». Это будет инсталляция из фанеры, которая охватит сразу несколько произведенй из коллекции музея.

Партнером павильона России стал ЦУМ Art Foundation.

Еще пять художниц, на работы которых советуем обратить внимание

Биеннале 2019 года уже окрестили окрестили Biennale Donna — женщины-художники и женщины-кураторы работают над павильонами Дании, Австралии, Франции, Австрии, Великобритании, Австралии, Нидерландов, Аргентины, Ирландии и других стран. Лор Пруво, обладательница Премии Тернера 2013 года, представляет Францию. Она выступит с сольной выставкой. К слову, совсем скоро парижском Пале-де-Токио (с 22 июня по 9 сентября) откроется ее большая персональная экспозиция. Пруво работает во всех жанрах одновременно, ее интересует и рисунок, и видео, и медиа. Работы Лор называют искусством поколения Instagram, она перемешивает реальность и иллюзии и никогда не дает объяснений, лишь только намекает на то, что имела в виду. Инсталляции она разбавляет видео, которые нередко напоминают любительские ролики с YouTube.

В павильоне Британии работает ирландская художница Кэти Уилкс под кураторством Зое Уитли. И скорее всего здесь мы увидим ее меланхоличные скульптуры из совершенно неожиданных для обывателя материалов: например, заплесневелых банок от джема или ситечек для чая.

Работа Кэти Уилкс

В павильоне Австрии выступит известная своими феминистскими высказываниями Рената Бертльман. В 1979 году она разгуливая в подвенечном платье, притворяясь беременной, и собирала пожертвования для якобы «реликвии» фаллической скульптуры. С тех пор она не раз выступала с провокационными художественными заявлениями — и за эту трогательную любовь к провокациям ее и выбрала страна. Ведь по мнению куратора павильона Фелиситас Тун-Гогенштайн, сама Биеннале — уже провокация.

Работа Ренаты Бертльман

Фото: Getty Images, Legion Media

graziamagazine.ru

Венецианская биеннале - 2019: главный культурный аттракцион сезона

Куратором 58-й Венецианской биеннале, уникального фестиваля современного искусства с международным значением, стал Ральф Ругофф, начавший свою карьеру в США и с 2006 года занимающий пост директора Hayward Gallery в Лондоне. Ругофф выбрал темой биеннале изречение May you live in interesting times, долгие годы ошибочно считавшееся в английском языке китайским. Эта фраза, аналогичная русскому «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», и её псевдо-китайская история отражают основную тему биеннале — разногласия в многоголосном социуме и во влиянии медиа, а также влияние на эти разногласия размывающего границы между виртуальным и реальным мирами феномена fake news.

Исторически биеннале развивалась как ярмарка с рекордным количеством международных и национальных экспозиций. Так, с момента строительства первого национального павильона Бельгии в 1907 году, к 2019 году биеннале разрослась и включает 90 национальных павильонов, 29 из которых перманентно находятся в садах Джардини и считаются собственностьюстран-участниц. Когда в садах стало не хватать места для строительства новых павильонов, а количество желающих принять участие увеличилось, к биеннале добавилась вторая площадка, расположенная на месте бывших доков, — Арсенале. Помимо национальных павильонов в Джардини и Арсенале можно увидеть и основной проект — выставку приглашённого куратора.

58-я биеннале в Венеции, представленная Ральфом Ругоффом, выделяется среди своих предшественников и количеством художников и проектов (их в этом году особенно много), и их составом: из 79 художников основного проекта более половины — женщины. Практически все художники уже знакомы и любимы коллекционерами, такие имена, как Кэрол Бове, Джордж Кондо, Томас Сарацено и Хито Штейерль, — это суперзвёзды и постоянные участники ведущих мировых ярмарок современного искусства Art Basel и Frieze. Однако, несмотря на коммерческий характер состава общих проектов, в которых 71 художник представлен крупными европейскими и американскими галереями, самые яркие национальные павильоны в этом году — это те, в которых показаны видеоработы.

Являясь отражением своего времени, национальные павильоны этого года единогласны: почти во всех проектах читается общее настроение тревожности. Тревога, вызванная нестабильностью и присутствием огромного количества источников информации, порождающая затруднения в понимании себя и своего места в мире. Экспозиции в национальных павильонах Франции, Литвы, Израиля, Бразилии и Швейцарии предлагают нам принять это чувство, даже насладиться им — и попробовать понять себя через наблюдение за другими.

Фрагмент инсталляции Лор Пруво в павильоне Франции

Художница Лор Пруво в своей тотальной инсталляции для павильона Франции Deep See Blue Surrounding You/ Vois Ce Bleu Profond Te Fondre обращается к образу осьминога. Животное, у которого мозг и органы чувств расположены в щупальцах, в её проекте становится метафорой сообщества, не ограниченного территориальными и культурными границами. Её видеоработа — это сентиментальное путешествие, начинающееся в пригородах Парижа в компании весёлых молодых людей, проходящее через Марсель и заканчивающееся в Венеции. Но это путешествие из ниоткуда в никуда, к идеальному чему-то, и сады Джардини в нём — лишь случайная остановка. Зритель в работе Пруво становится не просто наблюдателем, но и попутчиком; её инфантильный эскапизм — это попытка освобождения от груза условностей и рамок, в которые нас ставит контекст. Передвигаясь свободно, сливаясь и принимая новые места, можно нащупать себя, понять, что на самом деле важно, а что — нет.

Проект Sun and Sea — перформанс в павильоне Литвы

Павильон Литвы, получивший «Золотого льва», приз за лучший национальный павильон, приглашает зрителя к медитации на берегу моря. Проект Sun and Sea (Marina), созданный театральным режиссёром Ругиле Барзджюкайте, сценаристом Вайвой Грайните и композитором Линой Лапелите, — это опера-перформанс, за которым зритель наблюдает с дистанции, будто подсматривая за сценой, развернувшейся в солнечный день на пляже. Участники в ярких купальниках, расположившиеся на песке, поют под аккомпанемент прибоя, где-то продают мороженое, раздаётся лай собаки и детский смех. Беззаботность в их песнях сменяется невыносимой тяжестью мрачных мыслей — всё бренно, всему есть конец. Ни на секунду не покидает ощущение того, что зритель случайно стал свидетелем фрагмента из чужой жизни, подслушал чужие мысли, тревоги и волнения. И это ощущение будоражит, ведь мы, не признаваясь себе в этом, любим наблюдать. В эпоху, когда социальные сети дают нам возможность постоянно подсматривать за чужой жизнью, быть её соучастником, оставаясь в тени, латвийский проект помогает нам взглянуть и на самих себя со стороны, ответить на один из сложнейших вопросов современности — вопрос личности и ответственности каждого за то, что происходит с планетой и обществом.

В павильоне Израиля выстроен «полевой госпиталь»

Вопросы «болезней общества» также поднимает и павильон Израиля, превращённый художницей Айей Бен Рон в полевой госпиталь. Взяв талон в электронной очереди и выбрав одну из четырёх «болезней», зритель-пациент сначала получает возможность выплеснуть накопившееся напряжение, накричавшись от души в звуконепроницаемой кабинке. Затем «сотрудники госпиталя» провожают его на кресло, к которому прикреплён экран с видеоработой, в которой художники от первого лица рассказывают личные истории, связанные с насилием в семье, вопросами миграции и потери идентичности, социальной несправедливости. Айя Бен Рон делает попытку вызвать у зрителя эмпатию, заставить посмотреть на важные проблемы через отстранённое наблюдение. Весь спектакль с госпиталем и его сотрудниками — это уловка, заставляющая нас замедлиться, в огромном потоке информации уловить голоса тех, кто просит о помощи, научиться им сопереживать.

Идея бразильского проекта закручена вокруг популярного в стране танца Swinguerra

Павильон Бразилии, представленный видеоработой Барбары Вагнер и Бенджамина де Бурки, рассказывает о танце Swinguerra, популярном на северо-востоке страны. Этот танец, чьё название является синтезом слов swing и guerra (война), — важная часть культуры и языка улиц. Художники признались, что вдохновением для них послужила энергетика и особая атмосфера дисциплины на соревнованиях по танцу. Оказавшись в павильоне, зритель становится свидетелем игры взглядов, движений и жестов, с помощью которых танцоры общаются друг с другом, тонко чувствуя энергию друг друга как на танцполе, так и за его пределами, улавливая симпатию и вызовы, которые они бросают друг другу. Этот диалог, однако, органично вплетён в логику и структуру танца, манифеста энергии и молодости; музыка и вызывающие костюмы приводят в восторг и заставляют задуматься о том, что вот она, радость жизни, и что таким должно быть современное искусство — радостным, не создающим границ, свободным и сильным.

Создатели швейцарского перформанса в буквальном смысле запутывают следы

Танец является центральной темой и в павильоне Швейцарии. Проект Полин Будри и Ренаты Лоренц называется «Движение назад», Moving Backwards. Художники обращают внимание на регрессивный характер нашей новейшей истории: цензура укрепляет свои позиции, нации возводят стены и укрепляют границы, абьюз остаётся нормой. На видео в павильоне, стилизованном под ночной клуб, танцоры передвигаются в туфлях, надетых задом наперёд. Этот приём был придуман курдскими женщинами-партизанами и помогал им сбивать с толку противника, ведь издалека было непонятно, в какую сторону они идут.

Сегодняшний формат Венецианской биеннале позволяет зрителю заглянуть в своего рода зеркало современности. Посмотрев в него, мы можем прочувствовать дух нашего времени и, находясь в городе 118 островов, увидеть не только национальные павильоны с их геополитической самоосознанностью, но и вдохновиться работами, выбранными Ральфом Ругоффом для основного проекта.

Статья: Attention Span Creative Consultancy

Фото: La Biennale di Venezia

robb.report

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *