Большой кремлевский дворец.Теремной дворец
Чудо русского архитектурного искусства-в целом дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.
Точкой отчета существования данной памятки культуры является 1635 год, когда были возведены первые жилые комнаты. Первым жильцом во дворце стал царь Михаил Федорович, потому что именно для него было построено здание, которое впоследствии получило название Теремной дворец. Строителями были Шарутин, Огурцов, Ушаков и Константинов. Однако стоит отметить, что основание уже существовало на то время в виде первого яруса, а также мастерских, которые были возведены мастером Фрязиным в конце 15 века.
Кремлевский дворец был построен в русском стиле, так как раньше строились деревянные избы. Этот стиль прослеживается как во внутреннем оформлении, так и на фасаде здания. Это своего рода древняя «многоэтажка», состоящая из ступенчатых ярусов. Несущие стены новых этажей строились на некотором удалении от старых ограждающих конструкций. С виду такая структура напоминает пирамиду, так как каждый новый этаж появляется из уже существующего нижнего, и каждый последующий имеет немного меньшую площадь. Мастера постарались на славу, так как теперь это здание может радовать нас своим великолепием.
Еще одной отличительной особенностью данного стиля архитектуры является двускатная крыша, расположенная над крыльцом. Внутри весь интерьер выполнен в стиле русской избы. Самый распространенный зодческий прием того времени – это клеть. Данный прием предполагал возведение стен фасада из деревянного сруба, и на каждой стороне располагалось по три окна. На окнах располагаются наличники белого цвета, которые имеют рисунок в виде различных животных.
Над окном в палате царя располагается фронтон. Во все времена на этом фронтоне находился герб государства, который имеет опоры в виде скульптур львов. Львы выполнены из камня. На западной стороне Кремлевского дворца возведена сторожевая башня, с которой открывался прекрасный вид на Москву.
В каждом окне башни находится декоративное цветное стекло, а порталы украшены красивыми фронтонами треугольного типа. Каждое окно было выведено на определенную сторону света. Крыша башни покрыта золоченым металлом и дополнительно украшена флажками, которые уже давно стали незаменимыми атрибутами Кремля.
Со времени вокруг Теремного дворца был возведен Большой Кремлевский Дворец. С тех пор вторая постройка стала несколько выше, поэтому Теремного дворца снаружи совсем не видно.
Каждый ярус дворца имел свое предназначение. Например, нижний ярус или цокольный, вмещал в себя помещения бытового назначения. В этих комнатах располагались кладовые с продуктами питания, запасами соли, свечей и других предметов хозяйственного назначения.
На этаже выше цокольного располагались мастерские, в которых трудились люди на благо царской семьи. Например, здесь изготавливалась одежда, а также постельное белье для царя и его семьи. Они украшались красивым орнаментом с использованием золотой и серебряной нити. Другие предметы первой необходимости также делались здесь, если имелось соответствующее оборудование.
На третьем этаже располагались самые важные помещения дворца. Например, здесь находилась комната под названием «Престольная». Здесь находился трон царя, украшенный бархатом. В 17 веке в данное помещение разрешалось входить только самым приближенным к царю людям. Центральное окно в данной комнате называлось Челобитным. С него спускался ящик на улицу, в который каждый крестьянин мог положить бумагу с какой-нибудь своей просьбой. Такой ящик в последствии прозвали Долгим, так как письма, содержащиеся в нем или вообще не читали, или прочитывали через очень долгое время.
На этом же этаже находились царские покои, если они решали отдохнуть в Теремном дворце. В другое время княжеская семья отдыхала в деревянном дворце. Покои состояли из нескольких отдельных помещений. Кроме Престольной здесь также располагались Опочивальня для отдыха, Крестовая палата и Сени, которые напоминают прихожую большого размера. Каждое из помещений выполнено в том же стиле, что и все здание – из деревянного сруба, соединенного между собой.
Изначально роспись стен и сводов царских хором была в виде растений. Однако позже роспись несколько изменилась, так как за работу принялся Ушаков С. Окончательно же рисунок был сформирован в 1836 году.
Второй этаж включал в себя помещение именуемое купальней. Сюда царь и его супруга ходили мыться. Подача воды осуществлялась с помощью специального ручного насоса, который стоял у водонапорной башни. Чтобы попасть в это помещение, достаточно было спуститься из царских покоев по винтовой лестнице. Со временем назначение этой комнаты менялось в зависимости от желаний правящих особ. В 19 веке это помещение было переквалифицировано под государственный архив, в котором хранились особо ценные бумаги.
На третьем этаже располагалась спальня и молельня. Также здесь располагались личные покои князя с прекрасным видом на Москву-реку.
Северное крыло играло особую роль в жизни царя. Здесь находился длинный узкий коридор, в котором обычно проходили смотрины невест для государя. Он должен был трижды пройти по коридору и выбрать девушку, которая стала бы его женой. Избраннице он должен был подарить рушник.
Четвертый ярус имел название мезонин. Иногда его называли также золотоверхим, из-за того, что кровля на нем была выполнена из серебра и золота, расписанного различными узорами в русском стиле. Здесь располагается комната, стены которой расписаны на русский манер в середине двадцатого века.
Вокруг дворца располагались галереи-гульбища. Их было три, и каждое из них обрамляло здание по ярусам. Самая нижняя галерея называлась Боярская площадка. Оно расположено на уровне пола Владимирского зала. С этого уровня наверх начинала вести лестница, которая приводила посетителей на передний двор, который построен на перекрытии Мастерских палат.
Среднее гульбище имеет свою отличительную особенность. Например, вход в него закрывался решеткой, выполненной из золота, которая была выкована вручную профессиональными мастерами. С восточной части дворца располагалось золотое крыльцо, которое вело на второй этаж в царские жилые палаты. Третьей галереей является Теремок, вокруг которого построен каменный двор. Этот Теремок находится в самом центре дворца.
Новый дворец смотрится необычайно красиво и эффектно, и все это достигается за счет интересного планировочного решения дворца. Помимо этого неотразимости ему придает превосходное оформление фасада и других частей здания.
Весь реконструированный дворец представляет произведение искусства и памятку архитектуры. Неописуемой красоты ему добавляют резные карнизы, фронтоны в виде треугольника над окнами, крыша, обшитая золотыми листами, резьба на порталах окон, а также на проемах гульбищ, необычная роспись на стенах, элементы декора из белого камня и многое другое. Если говорить в целом, то Кремлевский Дворец – это великолепное произведение ювелирного искусства.
Глядя на окна с разноцветными стеклами и росписью на них, кажется, что попал в древнюю Русь с ее колоритом и природой. Внутри интерьер также выдержан в определенном стиле, добавляющем дворцу изящества и индивидуальности. Мебель изготовлена в соответствии со стилем постройки 16 века. Каждый отдельный стул или скамья обита бархатным материалом. Деревянные шкафы, которые стоят внутри помещений, раньше предназначались для хранения золотой и серебряной посуды. Сейчас же эта утварь хранится в оружейной и охраняется, лучше, чем любой банк мира. В помещениях на стенах размещались золотые клетки, в которых находились красиво поющие птички.
Золота при постройке этого произведения искусства не жалели. Даже такие зодческие элементы, как желоба, были покрыты золотом. В дворцовые постройки также входят церкви, возведенные на территории Кремля, а также Царицына палата. Архитектором данных зданий был Осип Старцев. Он украсил купола майоликами и крестами, роспись на которых принадлежит старцу Ипполиту.
Внутреннее оформление помещений дворца со времен основания не сохранилось, однако в этом же стиле было отреставрировано в первой половине девятнадцатого века под началом оформителя Солнцева Ф.
Теремной дворец имеет свое расположение относительно сторон света. Изначально было внесено предложение фасадом повернуть на юг, где находилась Москва-река. Предложение было принято, и теперь здание дворца смотрит на столичную реку. Долгое время украшенный золотом дворец был лицом всех кремлевских покоев. Вокруг него очень красиво расположены гульбища, кровля и окна которых блестит на солнце, освещая своим блеском всю площадь. Каждый, проходя мимо, мог насладиться великолепием и величием этого памятника истории. Регулярно в этот дворец проводятся экскурсии, в которых рассказывается история этого здания, а также жильцов, которые на протяжении истории сменяли друг друга. На сегодняшний день Теремной дворец, который входит в состав всего кремлевского комплекса, является резиденцией главы России.
Архитектурная мастерская “ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ” занимается проектированием, реставрацией и строительством деревянных домов под ключ,сохраняя культуру древнерусского строительства.
Работы по реставрации архитектурных памятников русского зодчества и большой научно-исследовательский опыт, позволяет нам не повторять и копировать древние памятники русского зодчества, а создавать неповторимые шедевры и произведения архитектурного искусства.
Большой Кремлевский дворец • Архитектура
Одной из важных сторон проекта было бережное отношение к руинам Парфенона и Эрехтейона, которые оставались нетронутыми. Архитектор не пошел по пути достройки и дополнения их недостающими декоративными и конструктивными элементами, не попытался придать им нового функционального назначения, сохранив таким образом существовавшие визуальные связи и композиционное значение каждого в ансамбле. Однако зодчий не был последовательным до конца, так как слишком вольно обошелся с Пропилеями, достроив их и придав симметричность их композиции. Все это отражает подход второй четверти XIX века к античному наследию, которое очень хотелось «оживить» не только в графических реконструкциях, но и включить в современную жизнь.
Большой Кремлевский дворец, как и нереализованное произведение Шинкеля, строился рядом со средневековым дворцом русских царей. Как отметил внимательный путешественник в 1839 году: «Настоящий дворец прежних царей возвышается над всем. Это маленькое здание неправильной и фантастической формы было почти полностью разрушено французами, как и дворец, на крыше которого он находится. Сейчас все это замечательно восстанавливается и преобразуется в императорскую резиденцию Тоном — очень искусным архитектором, во всем следующим старым образцам». Место, где расположился ансамбль Большого Кремлевского дворца было традиционным. При планировке территории вокруг Большого Кремлевского дворца в 1840-х годах был окончательно срыт крутой обрыв у Боровицких ворот. Важным новшеством в композиции тоновского дворца было включение в него памятников древней кремлевской архитектуры — Золотого крыльца, Боярской площадки, а также то, что новые дворцовые помещения примыкали ко всему комплексу Теремов, Грановитой палате и Благовещенскому собору, становясь как бы их продолжением. Центром внутреннего двора дворца стал древнейший сохранившийся собор Кремля — Спас на Бору.
Большой Кремлевский дворец, декор которого во многом напоминал, а иногда и копировал декор Теремного дворца, высотные членения которого ему соответствуют, изменили композицию Кремля и его силуэт во вкусах своего времени. «Что касается до размеров и гениального соображения гигантских пропорций, то только тот мог проектировать так, кто в продолжении многих лет обдумывал, изучал, рассматривал величественные памятники древности, у кого под руками так сказать были дворцы Цезарей…», — писал обозреватель в 1840 году, намекая на успех и полное признание пенсионерской работы К.А. Тона по реставрации дворца Флавиев в Риме. Несмотря на то что Тон придал ступенчатость силуэту дворца и, таким образом, использовал еще один прием построения Теремного дворца, все же ведущим мотивом продолжало оставаться классицистическое единство объема центральной части Большого Кремлевского дворца, прототипом которого были дворцы на Палатине.
Принципы классицизма положены и в основу его фасадных композиций. Несмотря на асимметричность и сложность общей композиции Большого Кремлевского дворца, в нем можно выделить три элемента, построенных по законам классицизма. Это главный и западный фасады дворца, Оружейная палата. Все они симметричны; у обоих фасадов дворца выделены центры композиции. Особенно характерен в этом смысле западный фасад, центром которого является традиционный для классицизма ризалит. Еще классицизм 1810-1830-х годов заложил основы нового прочтения ордерной системы как фасадной декорации, почти не связанной с общим объёмно-пространственным. Эстетические качества архитектуры уже тогда стали восприниматься как «прикладной элемент, как декоративное оформление фасадов, независящее от планировки, конструкций и даже назначения здания». Поэтому методика работы архитекторов николаевского времени, создававших произведения в различных стилях, по существу, не изменилась — разнообразные декоративные элементы накладывались на фасады подобно ордеру. Вместе с тем, в архитектурном строе других стилей архитекторы склонны были по традиции находить и выделять структуру, сходную с ордерной. Так организован и фасад Большого Кремлевского дворца, несмотря на близость к декоративной обработке Теремного дворца его фасадная композиция по существу ордерная.
Сравнение пропорций пилястр Теремного дворца и главного фасада Большого Кремлевского подтверждает это. Еще более близки к классическим ордерным композициям фасады Оружейной палаты (1844-1850, арх. К.А. Тон) и западного корпуса дворца, выходящего на новую Императорскую площадь, декорированные трехчетвертными колоннами с коринфскими капителями. Белокаменные колонны Оружейной палаты, стволы которых украшены сплошным орнаментом, имеют своим прообразом колонки, обрамляющие окна Грановитой палаты, однако их пропорции так же отличаются классицистической правильностью.
Интерьеры всех памятников архитектуры, вошедших в единый комплекс Большого Кремлевского дворца, были реставрированы в 1836-1838 годы в соответствии с пониманием их стиля, характерном для того времени. В работах участвовали академики Ф.Г. Солнцев, П.А. Герасимов, художник Т. Киселев. Эти реставрационные работы, выполненные на высоком профессиональном уровне, не были реставрациями в нашем современном понимании, а подобно реставрациям античных памятников этого времени, были попытками домыслить, «реконструировать» древний облик теремов. Эстетика самого XIX века проявилась в педантичной тщательности выполнения работ, в правильности рисунка архитектурных деталей и росписей, в той законченности их общего облика, который, по-видимому, постоянно перестраивавшиеся терема никогда ранее не имели.
Величественный визит в Большой Кремлевский Дворец
Величественный визит в Большой Кремлевский Дворец
Московский Кремль – поистине сокровищница, которая до сих пор хранит множество загадок и где переплетаются следы разных эпох. Но первое, что хочется там найти, это, несомненно, место, где жили и короновались русские цари. Здесь, на Боровицком холме, мы находим одну из самых драгоценных жемчужин этой средневековой коллекции — Большой Кремлевский дворец.
Церемония коронации была не единственной причиной время от времени приезжать в древний город: кроме того, русские царские семьи регулярно приезжали в Москву, чтобы принять участие в больших православных церковных праздниках, таких как Пасха или Рождество, или отпраздновать свои дни рождения. Но где они должны были остановиться? С тех пор как столица была перенесена в Петербург, в Москве почти ничего не строилось, потому что все лучшие дворцы были построены в новом городе Петра Великого, с одной стороны, а в старых деревянных кремлевских дворцах, с другой, уже нельзя было оставаться. рука. В середине 18 века были предприняты попытки русской царицы Елизаветы I построить новый дворец. Именно знаменитый Бартоломео Растрелли, построивший Зимний дворец в Петербурге, участвовал в строительстве нового дворца на территории Кремля. Однако к концу 18 века одна из величайших русских цариц Екатерина II заметила, что это не соответствует великолепию Российской империи, и поэтому необходимо создать что-то более величественное. Новым проектом занялись любимые архитекторы Екатерины II Баженов, а затем Казаков, но со временем стало очевидно, что возвести что-либо в таком древнем месте невозможно: в ходе их работ пострадали стены Кремля и даже средневековые церкви. Дальнейший Большой пожар, устроенный москвичами в 1812 году для остановки нашествия Наполеона, сжег почти все оставшиеся части. Таким образом, ко временам царствования Николая I на Боровицком холме было чем заняться.
Георгиевский зал, которому предшествует вестибюль, является первым и самым большим залом Большого Кремлевского Дворца. Назван в честь ордена Святого Георгия, учрежденного Екатериной II как высшая военная награда Российской империи. Детали этого ордена можно найти в оформлении зала: медальоны с крестом над окнами и арками, скамейки, обтянутые черно-оранжевой тканью, изображающей полосатую ленту ордена. Эти два цвета олицетворяют огонь и дым и сегодня символизируют победу СССР над нацистами в 20 веке. Стены зала исписаны более чем десятью тысячами имен русских офицеров и генералов, таких как Суворов, Нахимов, Кутузов и другие. Традиционно в Георгиевском зале проходят церемонии награждения воинов-национальных героев России.
За Георгиевским залом следует Александровский зал, название которого происходит от ордена Святого Александра Невского, учрежденного Екатериной I. Оформление зала перекликается с формой ордена: позолоченные пилоны, диваны, обитые красным бархатом, огромные зеркала, мраморные камины, деревянный паркет. При русском великом князе Иване III в 15 веке на месте Александровского зала находилась посольская палата.
Есть также зал Святой Екатерины, служивший тронным залом русских цариц и приемной во время коронационных церемоний, а также Кавалерийский зал, в котором всегда размещалась личная охрана русских правителей. Оба они недоступны для публики.
Царицын Золотой Дворец был построен в начале 16 века и служил приемной, связанной с церемониями бракосочетания, для поминок умерших цариц, а также для приемов членов королевских семей иностранных государств. Росписи Золотого дворца изображают святых жен и их жизнь и представляют большую художественную и иконографическую ценность.
Последней, но не менее важной частью Дворцового комплекса Большого Кремля является Грановитая палата, поистине старейшее некультовое сооружение во всем Кремле. Этот дворец был построен в конце 15 века при Иване V итальянскими архитекторами Марко Фриазинмандом и Антонио Солари. Свое название Палата получила по характерному для архитектуры итальянского Возрождения архитектурному решению главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь, облицованного гранеными белокаменными блоками. Своды и центральный столб квадратного зала расписаны фресками, изображающими генеалогическое древо русских князей и царей. В течение двух столетий Грановитая палата общей площадью 495 кв. км. был самым большим залом в русской архитектуре. Грановитая палата служила тронным залом для государственных приемов, здесь русские цари принимали иностранных послов и праздновали военные победы. Можно себе представить, как русские правители спускались по огромной наружной лестнице, чтобы приветствовать русский народ на главной Соборной площади Кремля.
Московский Кремль | Rusmania
Слово кремль используется для описания крепостей, которые есть во многих городах России, но когда вы говорите о Кремле, на ум приходит Московский Кремль. Первый вариант Московского Кремля был возведен на нынешнем месте на Боровицком холме в 1156 году. Этот первоначальный вариант был деревянным и простоял до разрушения в 1238 году во время монголо-татарского нашествия. Впоследствии в 1339 году были возведены новые стены из дуба.. Первые каменные стены были возведены между 1366 и 1368 годами при великом князе Дмитрии Донском из белого известняка. После падения Константинополя и женитьбы великого князя Ивана III на племяннице последней Византийской империи Москва увидела себя новым центром православного мира, и, соответственно, Иван III поставил амбициозный план строительства по улучшению Московского Кремля, чтобы сделать его пригодным для нового возвышенного статуса Москвы. В рамках этой перестройки новые стены и башни были возведены итальянскими мастерами между 1485 и 149 годами.5.
В Смутное время Кремль был занят польско-литовскими войсками с 1610 по 1612 год, пока не был освобожден добровольческой армией Минина и Пожарского. В начале 18 века Кремль частично утратил свое значение, когда Петр Великий перенес столицу в недавно основанный Санкт-Петербург. В 1812 году Наполеон ненадолго занял Кремль и приказал взорвать его при отступлении из города. Хотя несколько взрывателей вышли из строя, большая часть Кремля была повреждена и позже восстановлена с 1816 по 1819 год..
После революции Кремль вновь стал резиденцией главы государства. При Сталине многие имперские знаки Кремля были заменены советскими, например, двуглавые орлы на башнях заменены красными звездами. Также были разрушены несколько зданий внутри, в том числе Спасский собор на Бору (первая каменная церковь в Москве, датируемая 1330 годом), Чудов монастырь и Вознесенский женский монастырь.
С 1955 года Кремль открыт для туристов, и сегодня это место одновременно является резиденцией президента России и туристической достопримечательностью, находящейся в ведении Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». В 19В 90 г. Кремль был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому доступ в Кремль, по понятным причинам, ограничен. Для посещения Кремля необходимо купить один из нескольких типов билетов: стандартный билет на Соборную площадь, который дает право прохода на Соборную площадь и расположенные там соборы, билет на колокольню Ивана Великого, который дает право прохода на колокольню и Соборную площадь, или билет только на один из экспонатов, расположенных внутри Одностолпной палаты или Успенской звонницы. Кремлевские дворцы обычно закрыты для публики и используются только в государственных целях, хотя некоторые туристические агентства организуют специальные экскурсии.
Стандартные билеты продаются в специальных кассах в Александровском саду, вход осуществляется через Кутафью башню, которая ведет к Троицкой башне через Троицкий мост. Прежде чем вас пропустят сюда, вам нужно будет пройти через металлоискатели. Большие сумки запрещены, но есть камера хранения, расположенная в Александровском саду рядом с Троицким мостом.
Арсенал Кремля, Сенат и Президиум
С Красной площади вы можете увидеть величественные здания Кремля, которые закрыты для посещения туристами, так как являются правительственными зданиями. Проходя через туристический вход в Кремль, вы увидите эти здания слева от вас, но под рукой много охраны, следящей за тем, чтобы вы держались установленной туристической тропы подальше отсюда. Первое здание, которое вы увидите, это Арсенал Кремля, который можно узнать по пушкам и минометам снаружи, оставленным Наполеоном при его отступлении из Москвы. Первоначально здание строилось с 1702 по 1736 год, но затем оно пострадало от пожара и нашествия Наполеона и, наконец, было полностью восстановлено между 1816 и 1828 годами. Сегодня в Арсенале находится Кремлевский полк, который является главной службой безопасности президента.
Рядом с Арсеналом находится Кремлевский Сенат, который для туристов лучше всего виден с Красной площади. Он был построен между 1776 и 1788 годами по проекту Матвея Казакова. Здание треугольной формы с внутренним двором и круглым парадным залом посередине. В настоящее время в Сенате находится администрация президента России.
Завершающим здесь зданием является Президиум Кремля (также называемый просто домом 14), который, хотя и похож на своих соседей, был построен значительно позже, между 1932 и 1934 г. на месте снесенных большевиками бывших Чудова и Вознесецкого монастырей. Президиум также используется администрацией президента.
Увеселительный дворец
У западной стены Кремля находится Увеселительный дворец, построенный в 1651 году для тестя царя Алексея. Впоследствии дворец использовался как театр, чем и объясняется его необычное название. В структуру входит церковь Прославления Богородицы, купола которой реставрировались в период с 2000 по 2004 год. Эта территория недоступна для публики, но вы можете мельком увидеть ее из Александровского сада и во время прогулки в Кремль.
Государственный Кремлевский Дворец
Самым впечатляющим зданием при входе в Кремль является Государственный Кремлевский Дворец, который, как сразу видно, является советской пристройкой к Кремлю. Он был построен между 1959 и 1961 годами и настолько не соответствует своему окружению, что раздавались призывы его снести. Первоначально дворец был известен как Дворец съездов, а его зал на 6000 мест использовался для проведения съездов Коммунистической партии. Сегодня зал используется как место для балета и концертов.
Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов
Далее по проходу Государственный Кремлевский Дворец — Патриаршие палаты, построенные между 1635 и 1656 годами по приказу патриарха Никона, пожелавшего создать резиденцию, достойную соправителя каким он себя видел. К палатам пристроена пятиглавая церковь Двенадцати апостолов. Когда Петр Великий упразднил должность патриарха, палаты использовались Синодом. После революции палаты были превращены в музей, посвященный русской культуре и духовной жизни XVII века. Иконостас из Вознесенского собора был перенесен в церковь Двенадцати апостолов в 19 г.29. В 2005 г. отреставрирована Одностолпная палата Патриаршей палаты, в которой сейчас проводятся временные выставки.
Успенский собор
Основной туристической зоной кремля является Соборная площадь, названная так потому, что здесь расположены три собора. Старейшим из трех является Успенский собор. Хотя старая белокаменная версия была завершена в 1327 году в ознаменование того, что Москва стала главным городом Руси, нынешняя версия была построена между 1474 и 1479 годами.по приказу великого князя Ивана III. Однако работа над новым собором фактически началась в 1472 году, но недостроенное строение было разрушено в 1474 году, когда, как говорят, в Москве произошло землетрясение. Для второй попытки Иван III привлек для наблюдения за работами итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Получилось это шестистолпное пятиглавое здание из белого камня и кирпича. В 1812 году собор был осквернен французскими войсками, хотя большая часть его сокровищ ранее была эвакуирована. После революции собор был закрыт, а в 1955 превратили в музей. Собор стал местом коронации русских царей, а затем императоров и императриц даже после переноса столицы в Санкт-Петербург. Он также служит местом упокоения многих митрополитов Киевских и Московских и более поздних патриархов, чьи могилы разбросаны внутри. С 1991 года он входит в состав Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», хотя Патриархом здесь очень редко проводятся богослужения.
Первые фрески собора были написаны между 1513 и 1515 годами при участии известного русского иконописца Дионисия. Однако эти фрески были заменены между 1642 и 1643 годами, а затем впоследствии отреставрированы на протяжении веков. Иконостас собора создан в 1653 году по приказу патриарха Никона и содержит 69 икон. Когда-то в ней хранилась Владимирская икона Божией Матери — самая святая святыня России, но после революции икона была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Ныне в соборе хранится копия 1514 года. Перед иконостасом находится престол Мономаха, созданный как молельный для царя в 1551 году по приказу царя Ивана Грозного.
Собор Архангела Михаила
Самый «молодой» собор Кремля – Михайло-Архангельский собор, построенный между 1505 и 1508 годами взамен более ранней версии, датируемой 1333 годом. Строительством нового здания руководил итальянский архитектор. Алоизио Новый. Как и его сосед Успенский собор, собор Архангела Михаила также имеет шесть столпов и пять куполов, но он более богато украшен по стилю. При постройке собор стал царским некрополем, а внутри стены собора заполнены большими склепами, в которых покоятся останки московских великих князей и всех царей до Петра Великого, кроме Бориса Годунова и Лжедмитрия I. Усыпальница Ивана Грозного здесь, хотя и в отдельном алтаре, закрытом для публики. Его сыну, князю Дмитрию Ивановичу Угличскому, отводится более видное место, чем ожидалось, для его положения, чтобы доказать, что он действительно умер в Угличе, а последующие самозванцы были именно таковыми. Здесь похоронен только один император России — император Петр II, случайно умерший в Москве. Большинство других императоров и императриц от Петра Великого похоронены в Санкт-Петербурге.
Интерьер собора был впервые украшен фресками между 1564 и 1565 годами. Эти оригинальные фрески были повреждены в Смутное время и восстановлены между 1652 и 1666 годами. На протяжении столетий они несколько раз обновлялись, последний раз между 1978 и 1980 гг. Иконостас собора имеет четыре яруса с иконами в основном XVII века, хотя икона Архангела Михаила датируется концом XIV века и, по преданию, была подарком Дмитрия Донского его жене.
Благовещенский собор
Второй по возрасту собор на Соборной площади — Благовещенский собор, построенный между 1484 и 1489 годами мастерами-архитекторами из Пскова. Из трех соборов это самый богато украшенный дизайн с девятью позолоченными куполами. Собор значительно пострадал от пожара 1547 года, после чего его украсили фресками, которые с тех пор неоднократно реставрировались. На фресках изображены великие князья киевские, владимирские и московские. Сейчас в соборе проходит выставка «Сокровища и древности Московского Кремля», на которой представлено множество старинного оружия, монет и украшений.
В подвале Благовещенского собора открыт новый музей «Сокровища и древности Московского Кремля». В музее представлены старинные образцы оружия, доспехов, украшений и монет, найденные при археологических раскопках на территории Московского Кремля.
Ризоположенская церковь
Небольшая Ризоположенская церковь построена между 1484 и 1485 годами псковскими мастерами, хотя и в московском стиле. Внутри сохранились фрески церкви 1644 года и иконостас, созданный по приказу патриарха Филарета в 1627 году. Кроме того, в церкви теперь установлены свечи и религиозные деревянные скульптуры.
Колокольня Ивана Великого
Колокольню Ивана Великого высотой 81 метр невозможно не заметить. Если когда-то это было самое высокое здание в России, то сейчас это лишь 16-я по высоте колокольня в стране. Она была построена между 1505 и 1508 годами, а Успенская звонница была пристроена к колокольне между 1532 и 1552 годами. В 1600 году по приказу Бориса Годунова к колокольне был пристроен новый ярус, доведя высоту до 81 метра. Уходя из Москвы, Наполеон приказал взорвать колокольню, и уцелела только база. Впоследствии она была перестроена в своем первоначальном виде между 1814 и 1815 годами. Сегодня на колокольне висят 24 колокола, датируемые XVI и XVII веками. В колокольне находится музей архитектуры кремля, а в Успенской звоннице проходят временные выставки.
Царь-колокол
На земле к западу от колокольни Ивана Великого находится гигантский колокол 18-го века, известный как Царь-колокол. Колокол был отлит между 1733 и 1735 годами Иваном и Михаилом Моториными по приказу императрицы Анны и является самым большим колоколом в мире весом почти 202 тонны, высотой 6,14 метра и диаметром 6,6 метра. Однако, по одной из версий событий, в 1737 году, когда Царь-колокол еще украшался, в Кремле вспыхнул пожар, и когда для тушения огня на колокол облили водой, от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Деревянные опоры также сгорели, в результате чего колокол упал обратно в литейную яму. Его подняли из ямы только в 1836 году. Сейчас он остается памятником, так как никогда не был подвешен или перекрыт.
Царь-пушка
Рядом с Царь-колоколом находится гигантская пушка, известная как Царь-пушка. Он был отлит по приказу царя Федора I Андреем Чоховым и украшен гравюрами, в том числе и царя Федора. Это самая большая пушка в мире: почти 6 метров в длину, почти 40 тонн веса и калибра 890 мм. Однако, как и Царь-колокол, который никогда не звонил, Царь-пушка никогда не использовалась ни в одном конфликте из-за ее размера, из-за которого ее было слишком трудно перемещать.
Большой Кремлевский Дворец
Помимо культовых сооружений, расположенных внутри Кремля на Соборной площади, в Кремле также есть несколько дворцов и палат. Когда-то они служили королевскими резиденциями, но теперь являются официальной резиденцией президента России и используются правительством для приема высокопоставленных лиц. Как таковые, они обычно закрыты для публики, хотя некоторые туристические фирмы предлагают экскурсии.
Центральным элементом кремлевских дворцов является Большой Кремлевский дворец, построенный по приказу императора Николая I под руководством архитектора Константина Тона. Новый дворец был построен на месте старой резиденции и в комплексе с другими дворцами и палатами Кремля. Здание двухэтажное, хотя снаружи оно кажется трехэтажным, так как второй этаж имеет два ряда окон. Первый этаж занимают императорские личные покои. На втором этаже пять парадных залов для государственных мероприятий. Они названы в честь орденов Российской империи: Георгиевский (Святого Георгия), Владимирский (Святого Владимира), Александровский (Святого Александра), Андреевский (Святого Андрея) и Екатерининский (Святой Екатерины).
Грановитая палата
К Большому Кремлевскому дворцу примыкает Грановитая палата, старейшее из сохранившихся общественных зданий Кремля. Его фундамент был заложен в 1487 году итальянским архитектором Марко Фрязиным по приказу великого князя Ивана III. Свое название он получил от того, что фасад, выходящий на Соборную площадь, украшен ограненными белокаменными камнями.
Внутри палаты есть парадный зал, прекрасно украшенный фресками, изображающими библейские сюжеты и события русской истории.
Теремной дворец и Верхне-Спасский собор
За Грановитой палатой находится Теремной дворец, старейшая резиденция Кремля, построенная в традиционном русском стиле между 1635 и 1636 годами для царя Михаила. Его первоначальный интерьер не сохранился, но он был прекрасно воссоздан в середине 19 века, а затем отреставрирован в середине 20 века. На теремном дворце пристроено несколько церквей, которые служили домашними церквями царей.