Брутализм: Брутализм | Arthive

Содержание

Что такое брутализм и как выглядят здания, построенные в этом стиле

ПутешествияИстории

В декабре 2020 года на сайте американского Белого дома был опубликован указ президента США, согласно которому федеральные административные здания в стране отныне должны быть «прекрасными» (beautiful) и строиться в «классическом стиле» — в таком же, в каком решены Капитолий, Белый дом, здание Верховного суда США. Помимо прочего, указ прямо направлен против административных зданий в стиле брутализм, которые во множестве возводились в США и по всему миру во второй половине прошлого века. Что же это за стиль такой, чем он не понравился 45-му президенту США Дональду Трампу и как выглядят бруталистские здания по всему миру?

Брутализм — вероятно, самый противоречивый архитектурный стиль последних 100 лет. С огромными сооружениями из будто бы необработанного бетона, возникшими лет сорок-пятьдесят в городах всего мира, смириться нелегко: они взламывают пространство вокруг себя, подавляют зрителя и к тому же с течением лет начинают выглядеть непрезентабельно. К гладким поверхностям, стеклу, металлу, простым формам и нарочитому отсутствию декора, характерным для интернационального стиля (см., например, здание штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке), мы привыкли — они нашли свое место в городах по всему миру (в полном соответствии с названием стиля), и даже построенные полвека назад такие здания и сегодня выглядят современно, а при должном уходе внешне практически не стареют.

Вывернутые каркасами и коммуникациями наружу сооружения в стиле хай-тек — как, скажем, Центр Помпиду в Париже или Ллойд-билдинг в Лондоне, — редки и стали своего рода городским аттракционом и уже в силу двух этих факторов воспринимаются с пониманием.

Суровые же бетонные бруталистские громады полувековой давности понять и простить гораздо труднее, ибо их вокруг гораздо больше и они, утеряв эффектность новизны и постарев, становятся объектом нелюбви большого числа людей.

Стиль зародился в 1950-е в Великобритании, но его основоположником чаще всего называют Ле Корбюзье (не построившего в Британии ни одного здания). Даже название стиля происходит от французского словосочетания béton brut , то есть «необработанный бетон», которым Ле Корбюзье называл технику обработки внешних поверхностей своих построек.

Одним из прообразов брутализма как направления считают это здание Ле Корбюзье — Жилую единицу (Unité d’habitation) в Марселе, построенную в 1949–1951 гг. и позже повторенную в Берлине и других городах Европы. Оно, в свою очередь, явно родственно постройкам советских конструктивистов, например московскому Дому Наркомфина (Новинский бульвар, 25, корп. 1) Моисея Гинзбурга. Источник: Iantomferry / Wikimedia Commons

Именно в Англии в 1953 году была опубликована статья, в которой зарождавшееся направление было названо брутализмом и в которой были сформулированы некоторые из основных принципов стиля: функциональность, простота, честность, заключающаяся в отражении снаружи внутреннего содержания зданий и отказе от обработки материалов, комплексный подход к проектированию сооружения и пространства вокруг него. Еще бруталистское здание не пытается спрятаться в городской среде или ландшафте — оно стоит весомо, грубо и зримо, будучи больше, массивнее и тяжелее всего окружающего. Причем, учитывая, что философия стиля предполагала демонстрацию «дерева в его древесности и песка в его песчаности», а самым дешевым, доступным и пластичным (в смысле возможности воплотить с его помощью идеи архитекторов) строительным материалом в середине XX века был бетон (впрочем, и теперь тоже), то, конечно, никак нельзя было избежать большого количество бетона. Во всей его «бетонности».

Что это высится на холме? Элеватор? Крепость инопланетных оккупантов? Тюрьма? Нет, это Чувашский театр оперы и балета, построенный в 1985 году по проекту Р. Бегунца и В. Тенеты. Источник: (WT-ru) Civil / WikimediaCommons

С середины 1950-х и до начала 1980-х в этом стиле строились самые разные здания по всему миру, включая соцлагерь (где идеи функциональности, внешней простоты и тотальности отлично сочетались с социалистической идеологией). Затем направление уступило первенство структурализму и деконструктивизму, а спустя еще пару десятков лет вышедшие из моды и пришедшие в негодность бруталистские здания стали сносить. И хотя сегодня у брутализма немало почитателей, призывающих сохранять и поддерживать в хорошей форме эти постройки, идею преображать пространство с помощью béton brut сегодня в основном можно признать неудачной. Однако посмотреть, какой бывает брутализм, все же стоит. Покажем же нескольких ярких зданий разного назначения в этом стиле по всему миру.

Учреждения культуры: Королевский национальный театр в Лондоне

Если уж описываемое нами направление получило на раннем этапе наибольшее развитие в Великобритании, а объекты культуры наряду с административными зданиями строили в стиле брутализм чаще, чем какие-либо иные типы построек, то начнем как раз со здания культурного назначения. Речь о Королевском национальном театре в Лондоне, построенном в 1976-м на берегу Темзы рядом с мостом Ватерлоо по проекту видного британского архитектора Дениса Лэсдана. Тут все по канону: комплексный подход к преобразованию пространства, массивные бескомпромиссные формы, трогательное внимание к сохранению грубого рельефа поверхностей и много, очень много бетона. Архитектурные критики положительно отмечали «эстетику сломанных форм» и назвали здание «неизбежным и законченным», но противников было больше. В их числе, к примеру, наследник британского престола принц Чарльз, ядовито высказавшийся в том духе, что это здание — «отличный способ построить атомную станцию посреди Лондона так, чтобы никто не возражал».

Королевский национальный театр в Лондоне

Административное здание: Национальная ассамблея Бангладеш в Дакке

Другим популярным способом заявить о себе для архитекторов, работавших в стиле брутализм, было строительство большого комплекса административных зданий: мэрии (как в Бостоне, шт. Массачусетс), суда (как в Баффало, шт. Нью-Йорк) или даже целого правительственного органа (как штаб-квартира Министерства здравоохранения и социальных служб США в Вашингтоне, округ Колумбия, упоминаемая в указе Дональда Трампа в качестве примера того, как строить, по его мнению, не нужно). Такое сооружение, конечно, должно стоять в центре города и организовывать вокруг себя пространство, быть большим, всеобъемлющим и бескомпромиссно мощным.

Чуть ли не лучше всего это получилось у комплекса Национальной ассамблеи Бангладеш (Джатио Шонгшод) в столице страны Дакке — площадь одного из крупнейших в мире зданий, построенных для законодательного органа, составляет более 800 тыс. кв. м. Комплекс строили примерно два десятка лет и завершили к 1982 году (так долго получилось из-за гражданской войны), так что архитектор Луис Кан успел умереть в почтенном возрасте 73 лет, а страна — пережить несколько смен политического режима и военную диктатуру. Строения расположены на острове в центре искусственного озера и по его берегам, получилось поистине монументальное сооружение. В центре, как раз на острове посреди искусственного озера, окруженного плоскими пустыми лужайками, стоит собственно здание парламента. В его центре, в свою очередь, расположен накрытый куполом круглый зал пленарных заседаний (этот блок имеет максимальную высоту порядка 50 метров), вокруг которого построены все остальные помещения (меньшей высоты), включая мечеть, а справа и слева расходятся вспомогательные постройки. И все это в простых кубических и цилиндрических объемах в основном из крупных бетонных блоков, изредка прерывающихся круглыми, полукруглыми, треугольными прорезями.

Nahid Sultan & Saiful Aopu CC BY-SA 3.0 / Wikimedia Commons

Издалека комплекс выглядит как недостроенный и давно заброшенный завод. На самом же деле внешний облик зданий и их взаимное расположение тщательно продуманы. С одной стороны, все это олицетворяет мощь государства, а с другой — позволяет защитить внутреннее пространство от суровых проявлений бангладешской природы: палящего солнца и проливных дождей. Причем свету архитектор уделил не меньше внимания, чем мощи. Особенно хорошо это заметно в зале пленарных заседаний, который днем залит отраженным естественным светом, проникающим из-под купола, а в темное время суток освещается укрепленными на малозаметной сети подвесов небольшими фонарями, не мешающими днем естественному освещению.

Национальная ассамблея Бангладеш в Дакке

Жилой дом: Башня «Генекс» в Белграде

Как и другие большие архитектурные стили XX века, брутализм нашел себе место не только на капиталистическом Западе, но и в соцлагере, где идея тотального преображения пространства с помощью монументальных доминирующих над человеком сооружений пришлась очень кстати. И хотя наиболее известные в мире жилые дома в стиле брутализм были построены на Западе, в том числе лондонские Треллик-тауэр и Бэлфрон-тауэр по проекту Эрнё Голдфингера или Habitat 67 архитектора Моше Сафди в канадском Монреале, мы расскажем не о них, а об одном из символов сербского Белграда — Западных воротах.

Социалистическая Федеративная Республика Югославия, как мы недавно писали , оказалась в 1960–1970-е одной из наиболее передовых с точки зрения архитектуры стран соцлагеря. Понятно, что и свой высотный многоквартирный дом из бескомпромиссного бетона не мог здесь однажды не появиться, если уж их строили по всему континенту. Он и появился в 1971–1980 гг. на улице Народных героев, по которой в Белград въезжали тогда с запада (в частности, из международного аэропорта) и сразу строился как своеобразные ворота в город. Его так и назвали — Западные ворота.

Состоит здание из двух башен разной высоты — более высокая, 30-этажная, — жилая; та, что поменьше, 26-этажная, — офисная. В самом верху между ними мостик, а над ним — ресторан на уровне 117 метров (предполагалось, что он будет вращаться, но ныне элемент неподвижен). Интересно, что изначально архитектор Михайло Митрович получил задание разработать проект 12-этажного офиса для муниципальных органов власти, но представил совсем другой проект. Сражение за него шло несколько лет, и в конце концов Митрович победил. В меньшую башню со временем переехала югославская компания Genex — одна из крупнейших в республике, она занималась экспортом югославских товаров и отвечала примерно за 1/10 всей внешней торговли страны, — из-за чего за всем зданием также закрепилось название «Башня „Генекс“». Сейчас офисный корпус в основном пустует, а в жилом по-прежнему квартиры.

Башня «Генекс» в Белграде

Образовательное учреждение: Библиотека Гейзеля в Сан-Диего

Хотя в стиле брутализм в 1960-е и 1970-е было поострено множество университетских корпусов, общежитий и прочих зданий, так или иначе связанных с образованием, послужить иллюстрацией тут больше всего заслуживает именно Библиотека Гейзеля. Во-первых, потому что нижняя половина строения имеет форму перевернутой пирамиды, так характерной для бруталистских зданий. Во-вторых, потому что это примечательно изящный брутализм на стыке с футуризмом. Ну, и не в последнюю очередь потому, что это здание в отличие от большинства других бруталистских построек не стало предметом массового общественного недовольства и даже служит символом Университета Калифорнии в Сан-Диего и попало на его эмблему.

Сооружение было возведено в 1968–1970 гг. как Центральная библиотека учебного заведения. Американский архитектор Уильям Перейра, нанятый университетом, задумал здание как главный объект нового комплекса. Позже библиотека получила имя Теодора Зойса Гейзеля, американского детского писателя, карикатуриста и поэта, вдова которого пожертвовала университету крупную сумму денег. 33,5-метровое 8-этажное (включая два подземных уровня) здание в самой широкой части — на уровне шестого этажа — имеет ширину 64 метра, хотя благодаря его форме наблюдателю с земли может показаться, что оно гораздо больше. Расходящиеся под углом в 45 градусов 16 бетонных опор призваны напоминать руки, держащие книги.

Библиотека Гейзеля в Сан-Диего

Культовое сооружение: Монастырь Святой Марии Туреттской в Эвё

Говоря об одном из наиболее известных архитектурных стилей XX века, никак нельзя обойтись без хотя бы одной работы одного из самых известных архитекторов столетия — к тому же он приложили руку к формированию стиля, как мы уже сказали выше. Речь, конечно, о Ле Корбюзье. И хотя религиозных объектов в стиле брутализм в прошлом столетии было построено немало, в качестве примера мы выбрали сооружение, стоящее на склоне холма вблизи местечка Эвё, что в 25 километрах от Лиона.

Нет, это не бизнес-центр, не фабрика и не многоэтажная парковка стоит поперек склона. Это бетонное сооружение — женский католический монастырь со всеми необходимыми атрибутами — от келий и трапезной до монастырской церкви. Грубые, ничем не скрытые, не смягченные бетонные поверхности, простые формы и сам неприступный вид комплекса, состоящего из П-образного корпуса с сотней очень скромных и небольших келий, а также библиотекой, читальным залом и прочими помещениями и замыкающим прямоугольным внутренним двором церкви, должен был, по мысли архитектора, символизировать то, как вера в ее суровости способна противостоять природе.

Заказчики проекта предполагали, что строительство монастыря в этой местности послужит религиозному пробуждению местных жителей. Не знаем, как насчет паломников-верующих, но студенты архитектурных отделений и простые туристы потянулись в Эвё со всего мира практически сразу по завершении строительства, шедшего с 1953 по 1961 год. Попасть туда можно и в наше время, и даже остановиться на ночь в одной из келий за небольшую плату.

Монастырь Святой Марии Туреттской в Эве

Никита Харчевников

Теги

  • архитектура
  • история
  • путешествия
  • искусство

История и эволюция брутализма в дизайне

Кто бы ни был автором выражения “Искусство рождается в страдании”, он, вероятно, предсказал появление такого термина, как “брутализм”.

Хотя это слово больше похоже на обозначение приема в игре Mortal Kombat, чем на название художественного движения, дизайн в стиле брутализм не так страшен, как вам могло показаться.

Термин происходит от французского “béton brut” или “необработанный бетон”, и, как и его тезка, стиль является суровым, честным и надежным. Движение зародилось в 1950-е годы и до сих пор не утратило популярности.

Иллюстрация OrangeCrush

Брутализм способен мгновенно привлечь внимание зрителей. Однако вокруг этого стиля часто возникают споры: критики называли его по-разному, от “безжизненного” до “чудовищного”. Он всегда вызывает реакцию, положительную или отрицательную, и никого не оставляет равнодушным.

Вот почему, если вы решите использовать брутализм в своем проекте, важно делать это с полным пониманием всех его особенностей.

1. Что такое брутализм?

Брутализм — это эстетическое движение, представители которого отказались от декора в пользу демонстрации необработанных материалов. Расцвет этого стиля в архитектуре пришелся в основном на 1950-1970 годы, но недавно он снова приобрел популярность в современном цифровом дизайне.

Причина, по которой брутализм можно встретить в столь разных областях дизайна, заключается в том, что этот стиль преимущественно определяет образ мышления, а не визуальные характеристики.

Делая видимыми материалы, из которых состоит объект, представители брутализма показывают, что им нечего скрывать. Это направление заменило высокие идеалы красоты на холодную и суровую правду.

Брутализм vs минимализм

В определенной мере философию брутализма и минимализма можно назвать родственной, однако имеются и ключевые различия. В основе минимализма также лежит подход “меньше значит больше”, а дизайн сводится к ограниченному числу элементов. В то же время, минимализм обычно не предполагает крайностей и полного отказа от стилистических решений.

Например, каким бы минималистичным ни был сайт, на нем будет продуманная цветовая схема и типографика, в то время как сайт в стиле брутализм  может быть вообще лишен стилевого оформления: включать простой белый фон и стандартные шрифты, такие как Times New Roman.

Брутализм — более грубый и смелый, чем минимализм. Дизайн Ben Johnson, Dribbble. Минималистичный сайт следует привычным эстетическим принципам. Дизайн blue-eyed barbarian.

Суть брутализма не столько в аскетичности и крайней простоте, сколько в том, чтобы наиболее эффектно представить те немногие элементы дизайна, которые в нем присутствуют. Например, в облике многих зданий используется столько необработанного бетона, что это заставляет представителей минимализма содрогнуться. Таким образом, иногда бруталистский дизайн может быть более экстравагантным и минималистичным, чем сам минимализм.

2. Особенности брутализма

Трудно назвать визуальные характеристики брутализма, поскольку они отличаются не только от дизайнера к дизайнеру, но и зависят от того, о каком направлении дизайна идет речь. Не забывая об этом, давайте рассмотрим некоторые самые распространенные черты брутализма:

  • Демонстрация материалов — бетон в архитектуре, стандартный HTML-код без стилей на веб-сайтах.
  • Монохромная цветовая схема, часто черно-белая или серая.
  • Акцент на функциональности, отсутствие декора
  • Модульные повторяющиеся элементы дизайна
  • Многослойные, прессованные детали
  • Прямые края
  • Неотредактированные элементы дизайна
3.
История брутализма
Брутализм в архитектуре

Наша история начинается с разрушения. 1940-е годы, только что закончилась Вторая мировая война, многие здания в Великобритании лежат в руинах. Страна должна быть восстановлена, причем сделать это необходимо быстро, чтобы обеспечить жильем вынужденных покинуть дома людей, а также разместить где-то правительство, которое займется восстановлением порядка. Из-за многолетних военных действий строительных материалов критически не хватает.

Хрущевки — советские многоквартирные дома. Bloomberg

Тем временем назревает война совсем другого типа с бывшим союзником — Советским Союзом. Здесь случился свой жилищный кризис. Проблема заключалась не только в устранении причиненного войной ущерба: города были перенаселены, а коммунистическое правительство пообещало всем жилье.

Было принято решение построить сборные многоквартирные дома, которые получили название “Хрущевки”. Все они имели идентичную планировку, а при строительстве использовались недорогие материалы.  

 Это не только эффективный способ массового строительства жилья — подход также соответствует коммунистической идеологии: идентичность зданий отражает социальное равенство, здесь нет места демонстрации богатства.

Жители Запада в то время воспринимали в штыки все коммунистическое, поэтому они видели здания совсем по-другому: как выражение гнетущего единообразия и всеобщей нищеты.

В Великобритании поставить точку в этом споре решаются дизайнеры-бруталисты. Они используют дешевые, необработанные материалы, но придают каждому зданию определенные отличительные черты. Строения с бетонными фасадами начинают появляться по всей Великобритании: школа Ханстентон, площадь Смитсон в Вестминстере, Башня Балфрон и Национальный театр.

В конце концов этот стиль получит распространение и в других частях мира и будет использоваться чаще всего для строительства административных зданий: например, Мемориального зала выпускников Иллинойского технологического института, Концертного зала Перта в Австралии, Библиотеки Робартса в Торонто.

В одном из выпусков журнала “Architectural Digest” за 1953 год впервые был упомянут термин “новый брутализм”. Именно тогда зарождается это мировое движение.

Башня Балфрон в Лондоне, wikimediaздание городского суда в Буффало — классическое правительственное здание, которое производит впечатление зловещего и вызывает ассоциации с тоталитаризмом, wikimediaБиблиотека Робартса в Торонто, wikimediaБостонская ратуша, wikimediaНациональный театр в Лондоне, wikimedia

Несмотря на свою популярность, брутализм по-прежнему вызывал ассоциации с тоталитарными режимами. Тяжелые серые плиты часто использовались для строительства административных зданий, в силу чего они казались еще более неприступными, бесцветными и гнетущими.

Создатели фильмов, затрагивающих тему тоталитаризма, обычно используют бруталистские здания в качестве декораций. Примером может служить экранизация произведения Джорджа Оруэлла “1984” режиссера Майкла Рэдфорда, в которой действие происходит на фоне серых угловатых строений.

По этой причине в 70-е годы стиль утратил былую популярность. Однако он оставил после себя наследие — мрачные здания по всему миру, которые замерли в ожидании момента, когда они смогут вдохновить новое поколение дизайнеров…

4. Возрождение брутализма в цифровом дизайне

В последние годы брутализм вернулся, причем в самом неожиданном месте — цифровых интерфейсах. На первый взгляд трудно или даже невозможно понять, каким образом бруталистская архитектура связана с веб-сайтами.

Брутализм делает акцент на необработанных материалах, особенно бетоне, но ведь веб-дизайн вовсе не имеет дела с физическими материалами. Однако основные идеи брутализма, а именно аутентичность и эффективность конструкции, выходят далеко за рамки жанра.

Craigslist сохраняет эстетику брутализма с 90-х годов.

Брутализм в веб-дизайне изначально носил преимущественно функциональный характер. Один из самых известных сайтов в таком стиле — Craigslist, внешний вид которого практически не изменился с 90-х годов.  

Намеренно или нет, но всякий раз, когда дизайнеры стремились создать простой, незамысловатый, удобный интерфейс, они применяли бруталистский подход. Примерно с 2014 года сайты в стиле брутализма стали создаваться совсем с другими намерениями.

Впервые термин “брутализм” для описания цифрового дизайна применил Паскаль Девилль, сооснователь креативного агентства Freundliche Grüsse. Он создал сайт brutalistwebsites.com, чтобы собирать на нем примеры использования нового стиля.

Давилль назвал возрождение брутализма бунтом нового поколения против пресных, единообразных стилей, которые нравятся публике, таких как плоский или материальный дизайн, повсеместно распространенных в сети. Привлекательность брутализма заключается в его “жесткости и отсутствии стремления выглядеть удобно или просто”.

brutalistwebsites.com

Теперь, когда брутализм стал частью цифрового мира, его визуальные характеристики более отчетливо выражаются через типографику и выбор цвета, что позволяет расширить сферу его использования. Давайте взглянем, каким образом дизайнеры интерпретируют этот стиль в настоящее время.

5. Брутализм в современном дизайне

Корни современного брутализма следует искать в идеях его архитектурного предка. Подобно бетонным плитам, цифровой брутализм позволяет вам увидеть пустой экран, который другие дизайнеры обычно скрывают цветом или текстурой. Как и грубые края зданий, бруталистские сайты обходятся без редактирования, демонстрируя стандартные шрифты и квадратные необработанные фото.

Характерная черта традиционного брутализма — внушительность, гигантские размеры каменных зданий. В веб-дизайне этот принцип находит отражение в чрезмерно крупной типографике.

Дизайн Vukasin Stancevic, DribbbleCargo

Дизайн Davide Baratta, Dribbble

Дизайн Aleksandar Igrošanac, Dribbble

Кроме того, цифровые дизайнеры разрушают распространенные стереотипы, связанные с брутализмом, реализуя такие решения, которые были недоступны архитекторам, работающим с физическими материалами. В 2019 году интересная интерпретация этого стиля появилась в видеоигре Control.

Там игроки перемещаются по секретным офисам, расположенным в здании, известном под именем Самый Старый Дом. Большая часть здания представляет собой образец классического брутализма.

Единственное, чего здесь не хватает — честности: характерной чертой стиля является то, что, взглянув на строение, вы можете сразу представить, как оно выглядит внутри.  В игре Control же, напротив, интерьер Самого Старого Дома является пугающе запутанным и бесконечным. Иногда игроки даже видят, как бетонные плиты перемещаются, меняясь местами.

Кадр из игры Control, Remedy Games

Аналогичным образом веб-дизайнеры могут не ограничиваться исходными идеями брутализма и добавить анимацию, чтобы подчеркнуть отдельные элементы в интерфейсе, или воспользоваться отсутствием жестких рамок и разработать дизайн, некоторые части которого выходят за пределы экрана.

В этом дизайне такие черты брутализма, как крупная типографика, подчеркиваются с помощью анимации, что было невозможно реализовать в архитектуре. Дизайн Renato Mandic, Dribbble.

Хотя на сегодняшний день брутализм наиболее популярен в сети, многие его стилистические особенности, например, использование монохромной цветовой схемы или стандартных шрифтов, применимы также в других областях дизайна — от создания плакатов до обложек книг.

Самое важное — учесть, кто ваша целевая аудитория и какой тон подходит для взаимодействия с ней, то есть стиль должен соответствовать типу проекта или бренда.

Как говорил Девилль, современный брутализм воспринимается как стиль молодых бунтарей, поэтому он может стать правильным выбором для молодой и творческой целевой аудитории. Поскольку этот стиль вызывает неоднозначную реакцию, его чаще всего используют в личных проектах, например, на сайтах-портфолио или в блогах.  

Бруталистская эстетика также может быть уместна там, где допустима творческая свобода, например, в дизайне обложек альбомов или других предметов в индустрии развлечений, брендинге уличной одежды.

Еще брутализм подходит для дизайнов, которые не требуют продолжительного взаимодействия, поскольку его грубость может быстро утомить человека, если ему придется использовать подобный сайт дольше нескольких минут.

И, наконец, этот стиль станет эффективным решением для сайтов, которые содержат много пользовательского контента, позволяющего демонстрировать товары в их естественном, неотредактированном виде.

дизайн журнала в стиле брутализм, автор Luka Marrпостер в стиле брутализм, автор HARRY VINCENT, Dribbble

UX-исследователи Nielsen Norman Group отмечают важность разграничения брутализма и того, что они называют “антидизайном”. Зачастую эти понятия имеют схожие черты: грубый подход к дизайну и отказ от традиционных эстетических принципов. Однако антидизайн (как видно из названия) — это что-то безобразное, часто в нем используются несовместимые цвета, отсутствует визуальная иерархия, а текст не выровнен, из-за чего его трудно прочитать.

“Антидизайн” — это скорее хулиганский подход, тогда как в основе брутализма лежат идеи эффективности и функциональности. Иногда, несмотря на стилистические решения, бруталистский дизайн способен вызывать сильнейшие эмоции.

6. Отважьтесь быть суровым

Является брутализм пугающим или нет, зависит от того, кого вы об этом спрашиваете. Но вам в любом случае будет трудно игнорировать стиль, который на протяжении десятилетий вызывал такие бурные эмоции — от гнева до восхищения.

Брутализм вырос на пепелище после войны, дал приют обездоленным, и 70 лет спустя мир все еще наполнен его примерами. Такой впечатляющий стиль точно заслуживает того, чтобы вы попробовали применить его в своих дизайнерских проектах.

Однако, предупреждаем, простота брутализма может так сильно поразить зрителей, что они примут его за бесцельный, пустой трюк. Чтобы извлечь из него максимум пользы, вспомните, как появился этот стиль, а также как он сделал дизайн чуть более честным и открытым.

17 самых красивых бруталистских зданий в мире

Когда дело доходит до легко узнаваемых стилей, бруталистская архитектура — одна из немногих, которые приходят на ум. Ведь он прост и по внешнему виду, и по композиции: блочные бетонные конструкции, часто наложенные друг на друга. Но в брутализме есть что-то уникальное, чего не хватает его более традиционным аналогам. Есть элемент футуризма, из-за которого довольно сложно отвести взгляд от типичной бруталистической монолитной конструкции. Директор одноименной фирмы, архитектор AD100 Элизабет Робертс согласилась бы с неожиданным влечением к брутализму. «Мое первое настоящее знакомство с бруталистской архитектурой произошло, когда я был студентом, изучающим архитектуру в Колледже экологического дизайна Калифорнийского университета в Беркли в Бауэр-Вурстер-холле, — объясняет Робертс. «Здание представляет собой ничем не украшенную бетонную конструкцию, спроектированную тогдашним деканом Уильямом Вурстером».

Здание 1964 года постройки, мягко говоря, не славится своим видом. На самом деле, Робертс признает, что некоторые считают его одним из наименее привлекательных зданий университета, «но для многих из нас, включая меня самого, здание и его преднамеренное отсутствие декора, а также честность в форме и материалах кажутся совершенно нейтральной средой для изучения всего. нужно знать об архитектуре», — продолжает она.

В этом и есть суть брутализма: его не так любят, как барокко или модернизм середины века, но в его жесткой геометрии и беспрекословной простоте есть очевидная красота. Ниже, AD исследует 17 самых красивых бруталистских зданий со всего мира.

  • Фото: Sherry Smith/Getty Images

    Сан-Диего

    Библиотека Гейзеля на территории кампуса Калифорнийского университета в Сан-Диего площадью 180 акров была спроектирована американским архитектором Уильямом Перейрой в конце 1960-х годов. Построенное полностью из стекла и бетона, восьмиэтажное здание было построено на пьедестале, который стал довольно культовым среди местных жителей. Перейра наполнил сразу узнаваемый брутализм штрихами модернизма и футуризма космической эры, которые превратили сонный прибрежный город в более современное пространство.

  • Фото: Getty Images

    Вена

    Церковь в столице Австрии, получившая название Вотрубакирхе, была детищем местного художника Фрица Вотрубы. Он спроектировал скульптурную церковь, построенную между 1974 и 1976 годами, чтобы имитировать набор блоков, довольно свободно сложенных друг на друга. Пространства, созданные между блоками без украшений, заполнены отражающим стеклом, благодаря чему свет проникает внутрь.

  • Фото: Getty Images

    Мадрид

    В Мадриде, всего в миле или около того от грандиозного Парка Ретиро, Торрес Бланкас, спроектированный Франсиско Хавьером Саенсом де Ойса, выделяются на фоне своих более неоклассических аналогов, стоящих по бокам городских улиц. Законченные в 1969 году, башни представляли собой густонаселенные жилые дома, которые испанский архитектор хотел напоминать огромными деревьями со стволами и листвой, которые в данном случае представляют собой закругленные балконы.

  • Фото: Крис Хеллиер/Getty Images

    Марсель, Франция

    Ода работе знаменитого архитектора и мебельщика Ле Корбюзье, Le Brasilia представляет собой французский брутализм во всей красе. Фернан Букобза спроектировал двухуровневые квартиры, некоторые из которых имеют просторные лоджии, для застройщика, который хочет предложить жилье семьям с низким и средним уровнем дохода. Хотя угловатая работа Ле Корбюзье была основным источником вдохновения архитектора, визит Букобзы в бразильскую столицу также сыграл свою роль в его дизайне.

  • Фото: Эдмунд Самнер/VIEW Pictures/Getty Images

    Нью-Дели

    До недавнего времени здание Палика Кендра, спроектированное Махендра Раджем и Кулдипом Сингхом и построенное в 1984 году, было одним из самых высоких зданий. в индийской столице. Имея высоту почти 300 футов, это также одно из немногих бруталистских зданий в городе. Сегодня в архитектурно значимом здании находится муниципальный совет Нью-Дели.

  • Фото: AFP/Getty Images

    Париж

    Хотя существует множество архитекторов, глубоко приверженных брутализму, немногие сделали это с утонченностью Марселя Брейера, дедушки знаменитого архитектурного стиля. Открытая в ноябре 1958 года спроектированная Брейером штаб-квартира ЮНЕСКО, известная в Париже как Дом ЮНЕСКО, представляет собой кубическое здание, предназначенное для постоянных делегаций и неправительственных организаций. Два дополнительных здания были спроектированы французским архитектором Бернаром Зерфусом и итальянским архитектором Пьером Луиджи Нерви.

  • Фото: Heritage Images/Getty Images

    Бирмингем, Англия

    Бирмингем полон памятников эпохи промышленной революции, которые служат вдумчивым напоминанием об истории производства города. Сигнальная будка New Street 1964 года, называемая Big Box, была (и остается) недоступной для публики, что делает ее еще более интригующей, учитывая ее привлекательный фасад. Кроме того, он намного выше, чем традиционная сигнальная будка, гордо стоящая на пяти этажах.

Самый популярный

  • Фото: Эдмунд Самнер/VIEW Pictures/Getty Images

    Тайчжун, Тайвань

    . Проект стоимостью 135 миллионов долларов в городе Тайчжун занял у токийского архитектора Тойо Ито целых 11 лет. Новейшее в городе место для выступлений, где тайваньская опера устраивает величественные представления, расположено у основания длинной обсаженной деревьями аллеи, которая передает драму.

  • Фото: Construction Photography/Avalon/Getty Images

    Лондон

    Многие исторические здания в Лондоне могут похвастаться более традиционным архитектурным стилем, например, эдвардианским или тюдоровским, но Королевский национальный театр, несомненно, отличается брутализмом. В 1988 году, по словам принца Чарльза, это сооружение было «умным способом построить атомную электростанцию ​​в центре Лондона без возражений». Его невысокое мнение об общественном театре разделяли многие.

  • Фото: Мишель Лоран/Getty Images

    Кретей, Франция

    В парижском пригороде Кретей коллекция из 10 причудливых зданий одинаковой высоты привлекла внимание города. международной известности. Построенный в 1974 году архитектором Жераром Грандва, Les Choux (по-французски «капуста») должен был быть украшен тысячами декоративных растений и деревьев, которые укрепили бы его название, а также заставили бы здания менять внешний вид в течение сезона, но стадии посева никогда не было.

Самый популярный

  • Фото: Getty Images

    Лиссабон

    Передний фасад Национального Аркива Торре-ду-Томбо в Лиссабоне предлагает брутальную симметричную перспективу, которая практически во всех отношениях . Как и многие здания в Португалии, это здание имеет многоуровневую символику: два крыла и их огромные основания, похожие на крепости, были построены на века и служат символами сохранения. Это подходящий дизайн, учитывая, что в Национальном архиве хранится, казалось бы, вся многовековая история страны.

  • Фото: Jeff Greenberg/Getty Images

    Буэнос-Айрес

    Национальная библиотека Мариано Морено в Буэнос-Айресе, названная в честь одного из идеологов Майской революции, является крупнейшей библиотекой в ​​южноамериканской стране. Библиотека была разработана Клориндо Теста, Франсиско Буллрих и Алисией Каззанига, которые случайно наткнулись на проект, выиграв конкурс дизайна в 1961 году. Однако их проекты не были воплощены в жизнь до начала 1990-х годов.

  • Фото: Getty Images

    Казанлык, Болгария

    Монумент Бузлуджа был построен коммунистическим правительством на самой высокой вершине центральной Болгарии в ознаменование важного события в истории страны: в 1891 году группа социалистов собралась в секрет революции в социалистическом движении, которое вскоре привело к основанию Болгарской социал-демократической партии. Сооружение было возведено в 1981 году после нескольких лет строительства. Одним из самых трудоемких элементов была укладка мозаичных плиток, выстилающих внутреннюю часть памятника.

Самые популярные

  • Фото: Getty Images

    Богота

    La Contraloría General de la República в Боготе, несомненно, построена в столице Колумбии2, но на самом деле она была возведена в 1911 году в жестоком стиле, но на самом деле она была построена в Колумбии3. Это может быть не место для тех, кто посещает Боготу, но энтузиасты архитектуры, как правило, наслаждаются почти скрытым чудом.

  • Фото: Bettmann/Getty Images

    Монреаль

    Habitat 67 — одна из самых посещаемых достопримечательностей Монреаля, что немного иронично, учитывая, что жилищный комплекс израильско-канадского архитектора Моше Сафди был диссертацией для его магистра в Школе архитектуры Университета Макгилла. Он построил его как павильон для Экспо-67, но он оставался здесь все эти годы и теперь является исторически охраняемым архитектурным сообществом в канадском городе.

  • Фото: Getty Images

    Сидней

    Здание Сириус в Сиднее было построено в70-х годах как социальное жилье, но по мере того, как люди начали стекаться в район Рокс, цены резко выросли. В 2019 году правительство Бережикляна продало бруталистический комплекс частным застройщикам за 150 миллионов долларов. Сегодня оно называется зданием Sirius Sydney Harbour, чтобы оно звучало более роскошно для потенциальных покупателей.

Самый популярный

  • Фото: Yoshihiro Koitani

    Тодос-Сантос, Мексика

    В Южной Нижней Калифорнии отель Рубена Вальдеса площадью шесть акров, построенный почти в стиле брутального искусства, и Яшар Парадеро, спроектированный Яшаром Парадеро. пустынный пейзаж.

Семь парижских зданий, иллюстрирующих «уровень экспериментирования» брутализма

Профессор Школы архитектуры Барлетт Робин Уилсон поделился с Dezeen подборкой эклектичных бруталистских зданий в Париже, которые представлены в его последней книге «Бруталист Париж».

Изданная Blue Crow Media книга Brutalist Paris состоит из семи эссе, в которых подробно описывается более 150 зданий, построенных в период с 1950-х по 1980-е годы.

«Цель состоит в том, чтобы признать уровень усилий и экспериментов в этот период», — сказал Уилсон Dezeen.

Книга была опубликована Blue Crow Media

. Текст исследует социальный, политический и культурный контекст бруталистских зданий в столице Франции и сопровождается фотографиями Найджела Грина.

Описанная Blue Crow Media как «первое целостное исследование бруталистской архитектуры в Париже», фотографии и эссе книги подробно описывают некоторые из наиболее известных бруталистских построек города, а также те, которые были заброшены и снесены.

Писателя Уилсона привлекли парижские образцы бруталистической архитектуры из-за разнообразия стилей и подходов к строительству.

Книга охватывает ряд типов зданий и масштабов, от крупных городских застроек до уютных жилых помещений и бруталистских проектов, которые теперь были преобразованы.

«Я хотел дискурсивного и сравнительного прочтения подходов, а также контекстуального», — сказал Уилсон.

«Мы надеемся, что это создаст впечатление, что отчет создан на основе чувства критического исследования, а не прямой, сфокусированной на фактах истории, и который также отражает ощущение многих путешествий, в которых участвовало исследование».

Книга включает в себя примеры более 150 зданий

«Парижская архитектура периода брутализма очень разнообразна по стилю, подходу и философии, что делает ее определение довольно сложной задачей, и, конечно, строительные материалы и технологии значительно меняются с течением времени. — продолжил автор.

«Многие архитекторы, работавшие в 1960-х годах, хотели отойти от моделей современного строительства, особенно жилищного, раннего послевоенного периода, включая влияние Ле Корбюзье», — добавил он.

«Не было единого мнения о том, как это сделать, и появилось много радикальных предложений не только для новых форм зданий, но и для совершенно новой городской среды».

Уилсон надеется, что после прочтения книги у читателей появится «чувство любознательности, чтобы осмотреть здания и развить понимание Парижа как чего-то значительно более обширного и разнообразного, чем знакомый исторический центр города».

«Кроме того, чтобы понять, что было проблемой в социальном отношении в работе многих архитекторов того периода, чтобы создать архитектуру, которая предлагала новый образ жизни и заселение города», — продолжил автор.

Brutalist Paris — первая книга, изданная Blue Crow Media, которая ранее публиковала только карты города и путеводители.

Читайте дальше, чтобы узнать о семи парижских бруталистских зданиях, выбранных автором для этой книги:


Конференц-зал ЮНЕСКО Марселя Брейера, Пьера-Луиджи Нерви и Бернара Зерфуса (1958)

«Конференц-зал — символически и технически важное здание ранней фазы парижского брутализма и хороший пример совместных проектов международных и французских архитекторов для новых институтов послевоенного периода».

«Конструкция конференц-зала была построена из монолитного опалубочного бетона и имеет следы опалубки. Инженер Нерви использовал единую бетонную оболочку из гофрированного или фальцованного листа, что позволило слить конструкцию. в оболочку здания как единое целое

«Как выразился Марсель Брейер, «не только кости, но и кости, мышцы и кожа вместе взятые».


Здание телекоммуникаций Пьера Вивьена (1970)

«Неожиданный бруталистский objet trouvé (найденный объект) в западной части Парижа, здание телекоммуникаций играет важную роль в нашем массиве зданий из-за своей необычной формы.

«Построенный архитектором, ответственным за послевоенную реконструкцию Булонь-сюр-Мер, он используется как здание телекоммуникаций, но более продуктивно используется в качестве прототипа масштаба (1:10) для единицы утопического урбанизма».


Административный центр Пантен Жака Калиша и Жана Перротте (1973)

«Административный центр Калиша в Пантине, ныне Национальный центр танца, с самого начала нашего проекта был одним из наших эталонных проектов парижского брутализма».

«Первоначальная программа строительства сводилась к чрезвычайно амбициозной централизации административных отделов Пантина. К 1997 году здание было возвращено государству после периода постепенного отказа от муниципалитета.

«Перепрофилирование здания под Национальный центр танца было завершено Антуанеттой Робен и Клэр Гиисс в 2004 году, что является одним из очень успешных примеров адаптивного повторного использования бруталистского здания в Париже».


Les Choux de Créteil Жерара Гранваля (1974)

«Здания Les Choux — бруталистский фаворит социальных сетей. Их неразборчивая связь с объективом камеры, несомненно, проистекает из сочетания объемной щедрости балконов и их кажущегося бесконечным повторения в качестве элементов массового производства — поистине эффектное сочетание промышленного производства с органическая форма

«Название Les Choux происходит от землепользования. Грандваль рассказывает, что на первоначальном участке не было никаких исторических упоминаний, только стебли капусты на плоском сельскохозяйственном ландшафте — поблизости находился большой завод по производству квашеной капусты, Choucrouterie Benoist».


Комплекс Жанны Хашетт, созданный Жаном Реноди и Рене Гейлхосте (1975)

«Этот городской проект в Иври-сюр-Сен отличается от многих других периферийных городских застроек тем, что он включал реконструкцию существующего центра города, а не создание нового.

«Фаза Жана Ашетт воплощает основную цель косого, «комбинаторного» урбанизма Реноди как яростного отказа от стандартизированной архитектуры и разделения городских функций в городском зонировании старого режима функционалистского модернизма».

«Он сочетает в себе квартиры, офисы и коммерческие зоны в интенсивном среднеэтажном урбанизме и остается одним из самых радикальных архитектурных достижений 20-го века».


Les Damiers Мишеля Фоллиассона, Жака Бино, Абро и Анри Канджяна (1976)

«Это был очень амбициозный жилищный проект того времени, который включал расчистку старого жилого фонда в рабочем районе Курбевуа, создание просторных квартир и коммерческих зон в ступенчатом расположении террас»9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *