ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ШАХМАТНЫЙ КЛУБ
Сегодня расскажем вам о статье 1956 года издательства «Шахматы в СССР» об открытии легендарного Центрального Шахматного Клуба – ныне Центрального Дома Шахматистов на Гоголевском бульваре. Интересны взгляды общества того времени на развитие шахматного клуба, шахматной школы в целом. Как вы думаете современная шахматная школа удовлетворяет этим требованиям?
«18 августа на Гоголевском бульваре в Москве, в прекрасно оборудованном здании открылся Центральный шахматный клуб СССР. Замечательный подарок получили наши любители шахматного искусства. Создание этого клуба является живым свидетельством заботы Советского Правительства и Коммунистической партии о росте культуры народа, о дальнейшем развитии шахматного движения в нашей стране. Общеизвестно, что советские шахматисты добились значительных успехов и по праву считаются лучшими в мире. Значит ли это, что у нас уже нет нерешенных вопросов, что мы можем спокойно почить на лаврах? Конечно нет!
Шахматные организации имеют все возможности для того, чтобы непрерывно ширилась массовость наших секций, чтобы росло количество шахматистов, имеющих спортивные разряды, чтобы повышался класс игры наших гроссмейстеров и мастеров. Нам многое предстоит сделать, чтобы улучшить учебную работу с начинающими шахматистами и раскрыть широкие возможности творческого совершенствования перед молодыми любителями шахмат. Нельзя мириться с таким положением, когда подавляющее большинство гроссмейстеров и мастеров выдвигается у нас в шахматных клубах Москвы, Ленинграда. Разве в других городах и селах нет условий для того, чтобы и там росли новые яркие шахматные дарования? Все дело в правильно организованной учебной работе, в умелом методическом руководстве, в помощи опытных тренеров.
В решении этой важной задачи велика роль нового шахматного клуба, который должен стать центром по воспитанию новых шахматных кадров. Крупнейшим недочетом в нашей творческой работе является плохая организация обмена опытом между ведущими шахматистами, отсутствие широких дискуссий по теоретическим проблемам и деловой принципиальной критики. Застой опасен в любом деле. А разве не свидетельством этого застоя явился тот факт, что в матче дружбы сборных команд СССР и Югославии, югославские гроссмейстеры и мастера оказались в области дебютов подготовленными лучше, чем участники нашей команды.
В практику работы клуба должны войти обсуждение спорных теоретических вопросов, критический анализ творчества участников крупнейших соревнований, проведение тренировочных турниров и матчей. Клуб должен широко консультировать любителей шахмат, интересующихся методами совершенствования, надо организовать дело так, чтобы периферийные перворазрядники и кандидаты в мастера могли получить в клубе письменные советы и указания гроссмейстеров и ведущих мастеров.
Много споров возникло у нас за последнее время по вопросу о стилях игры, о так называемом «очкогонстве», о стремлении ряда гроссмейстеров и мастеров уклоняться от комбинационной, острой борьбы. Голос принципиальной дружеской критики должен смело звучать в залах и аудиториях Центрального шахматного клуба. В план работы клуба надо включить творческие отчеты ведущих шахматистов об их выступлениях в соревнованиях. Клубу предстоит оживить лекционную шахматную работу в коллективах и значительно повысить качество лекций по шахматным вопросам.
Важным разделом работы шахматного клуба является организация массовых соревнований по переписке. В настоящее время редакция нашего журнала передала руководство всеми соревнованиями по переписке Центральному шахматному клубу. Известно, что игра по переписке является ценным средством повышения квалификации. Надо привлечь к участию в заочных турнирах еще большее число любителей и, самое главное, обеспечить квалифицированный разбор материалов каждого закончившегося соревнования.
Клуб несомненно явится организатором и ряда интересных международных встреч. Начало этому положено: уже в первые дни своей работы Центральный шахматный клуб СССР гостеприимно принимал у себя делегатов конгресса Международной шахматной федерации, происходившего в Москве с 20 по 31 августа. Большие и почетные задачи стоят перед Центральным шахматным клубом. Решить эти задачи клуб сможет только на основе, широкой самодеятельности и привлечения общественного актива к своей работе. »
№9, сентябрь 1956
Главный шахматный дом страны
Главный шахматный дом страны
18 августа 1956 года в гостеприимно распахнутые двери дома № 14 по Гоголевскому бульвару входили многочисленные посетители. Это были люди разных возрастов и профессий, но всех их объединяло одно увлечение — игра а шахматы и шашки. Среди них находились и всемирно известные гроссмейстеры, и любители, не постигшие еще всех секретов мастерства, организаторы шахматно-шашечного движения, не ведающие усталости, и просто почитатели удивительного мира шахмат и шашек из среды рабочих, ученых, деятелей искусства, журналистов…
В тот памятный день, 18 августа 1956 года, в особняке состоялось торжественное открытие Центрального шахматного клуба СССР. Это было большое событие в культурной ярзни нашей страны, яркое свидетельство заботы государства о всестороннем гармоническом развитии советского человека.
А сейчас, уважаемые читатели, давайте представим, что мы находимся на Гоголевском бульваре возле старинного особняка, вновь отреставрированного в 1977—1979 годах. Нам предстоит совершить экскурсию по его залам и многочисленным комнатам, познакомиться поближе с его жизнью.
Вот и парадный вход этого дома. Открываем массивную дверь и оказываемся в вестибюле. Налево от нас библиотека с читальным залом, лекционное бюро, сектор заочных соревнований, киоск с шахматной периодикой, редакция «Бюллетеня Центрального шахматного клуба СССР».
Направо от нас находится уютный бар. Он оформлен художниками-дизайнерами в 1979 году, и его современный интерьер отвечает самым изысканным вкусам.
Прямо перед нами беломраморная лестница с богатым лепным декором, торжественность которой подчеркивает красивая открытая галерея с четырьмя кариатидами. Эта светлая нарядная лестница ведет на второй этаж, в парадные помещения особняка, где и проходят все клубные мероприятия.
Но вначале мы видим просторный холл, на стенах которого длинные вертикальные филенки имитируют пилястры, а горизонтальные — украшены гирляндами. Здесь, в холле, установлен скульптурный бюст В. И. Ленина. Известно, что Владимир Ильич высоко ценил качества, присущие шахматной игре, и с удовольствием посвящал ей редкие часы своего досуга.
Слева и справа от нас — двустворчатые резные двери. Открываем те, что налево, и попадаем в большой нарядный зал с высоким потолком. Тут уже пилястры натуральные. Над ними по всему периметру стён проходит фриз, в верхней части которого изображены купидоны в живописных позах. Они вылеплены в медальонах и окружены растительным орнаментом. Этот светлый зал обладает хорошей акустикой. Здесь проводятся лекции, концерты и различные вечера. Здесь же играются шахматные партии в официальных и клубных соревнованиях.
Миновав большой зал, в конце его проходим через арку, расположенную на левой стороне, и оказываемся в бывшей гостиной — ныне это турнирный зал с рядами шахматных столов. Его стены расчленены декоративными балками, а их венчают декоративные карнизы. На филенках с лепным растительным орнаментом вкраплены лепные розетки.
А теперь вернемся через арку в большой зал и повернем налево, пройдем в дверь с торцевой его стороны. Перед нами — небольшая проходная комната, оформленная в мавританском стиле. Подковообразные арки, имитированный купол, декоративная ниша в стене, орнамент, насыщенный геометрическими й растительными мотивами, который покрывает все стены комнаты, как бы переносят нас в Северную Африку. Эта комната прежде так и называлась — «мавританская», ее оформили по велению владельцев особняка в 1860-е годы. То была дань моде: в те времена состоятельные домовладельцы стремились оборудовать у себя причудливые, экзотические комнаты.
А в особняке, где мы находимся, помимо мавританской была еще и персидская комната. Она располагалась в этой же части здания, но дальше, после довольно просторного кабинета. Декоративное оформление этих помещений не сохранилось, и здесь сейчас размещаются служебные комнаты и шахматная картотека.
Нам же теперь следует возвратиться через большой зал в холл и оттуда пройти в противоположные двери. Здесь мы увидим еще один, белый, или, как его теперь называют, Чигоринский зал. Портрет основоположника отечественной шахматной школы Михаила Ивановича Чигорина придает особую значимость этому великолепному залу, где читаются лекции по истории шахмат, где постоянно кипят безмолвные страсти за шахматными столами.
Украшением белого зала является беломраморный резной камин, выполненный в стиле рококо с рокайль- ным орнаментом (стилизованная раковина). С оформлением камина перекликается нарядная капитель. Падуги, образующие переход от стен к потолку, оформлены чередующимися женскими и мужскими фигурками. На стенах вновь пилястры, а внизу по всему периметру зала также проходит рокайльный орнамент, характерный для декора в переходный период от классицизма к эклектике. Раньше тут была гостиная.
После осмотра прекрасного белого зала мы вновь возвратимся в холл и, повернув налево, в арку, войдем в еще один зал. Он проходной, и поэтому здесь в течение дня бывает много посетителей. На его стенах — портреты чемпионов мира по шахматам среди мужчин и женщин, портреты чемпионов по шашкам, поэтому зал теперь часто называют портретным. Тут устраиваются выставки произведений художников и фотомастеров на шахматные темы, и, конечно, здесь тоже расставлены шахматные столы.
В этом зале до национализации особняка была столовая. И нынче он впечатляет обильной декоративной лепкой, которая начинается на стенах выше филенок с растительным орнахментом и переходит на потолок. В центре потолка — плафон, в который вписан круг с горельефом: это купидоны с виноградными ло- захми. Несмотря на разнообразие мотивов и интересных деталей, в оформлении зала чувствуется общность одной схемы, одной идеи, талантливо воплощенной работавшим здесь зодчим.
Из портретного зала можно пройти в смежный, небольшой по размерам, турнирный зал. Он оформлен выступающими на стенах лепными розетками, но главное его украшение — камин из темного мрамора. Ранее тут была курительная комната.
Из портретного зала можно пройти и в левое крыло особняка. Ограничимся здесь осмотром одного помещения — гроссмейстерской комнаты. Как следует из названия, тут собираются обладатели наивысших спортивных званий — гроссмейстеры и мастера шахматного искусства. Здесь проводятся также заседания Совета Центрального шахматного клуба СССР. В гроссмейстерской принимают почетных посетителей клуба. Комната оформлена декоративной лепниной с растительным орнаментом, фризом с филенками и горельефами. Дополняет убранство комнаты нарядный камин из темно-красного мрамора. До национализации дома эта комната называлась зеленой гостиной, из нее дверь вела в зимний сад, расположенный в угловой комнате. Теперь в угловой комнате работают инструкторы клуба.
На этом мы закончим экскурсию по старинному особняку и обратимся к содержанию работы Центрального шахматного клуба СССР. Создание этого клуба позволило развить традиции отечественных школ шахмат и шашек, поднять на новый спортивный и творческий уровень деятельность шахматно-шашечных клубов и секций на местах. Аккумулируя опыт лучших организаций, Центральный шахматный клуб, по существу, стал организационно-методическим центром и своеобразной учебной лабораторией для ведущих шахматистов и шашистов страны. Он вносит свой вклад и в укрепление сотрудничества федераций шахмат и шашек СССР с международными и национала ными федерациями других государств.
К выполнению этой важной миссии Центральный шахматный клуб СССР приступил буквально сразу после своего основания. В его залах и комнатах с 20 по 31 августа 1956 года проходили генеральная ассамблея и совещания комиссий XXVII конгресса Международной шахматной федерации (ФИДЕ). В работе конгресса участвовали представители 32 национальных федераций. Деловая, доброжелательная обстановка, царившая в Москве, в Центральном шахматном клубе СССР, способствовала плодотворной деятельности конгресса, проходившего в полном соответствии с девизом ФИДЕ — «Мы все одна семья».
А 31 августа 1956 года в Центральном шахматном клубе СССР, под председательством тогдашнего президента ФИДЕ Ф. Рогарда, состоялось совещание капитанов национальных команд, участвовавших в XII шахматной Всемирной олимпиаде. Москва тогда впервые принимала столь крупное соревнование. В нем участвовали шахматисты 34 стран, что было по тем временам рекордным явлением.
Местом проведения Олимпиады, поскольку клуб не располагает зрительным залом на тысячу и более человек, был избран Центральный театр Советской Армии. Соревнования завершились блестящей победой команды СССР, в третий раз завоевавшей звание чемпиона мира. В ее составе выступали гроссмейстеры М. Ботвинник, В. Смыслов, П. Керес, Д. Бронштейн с запасными участниками — гроссмейстерами М. Таймановым и Е. Геллером, а капитаном команды был гроссмейстер А. Котов, первый и многолетний председатель Совета Центрального шахматного клуба СССР. Команде Советского Союза вновь вручили переходящий кубок ФИДЕ, а участникам команды — золотые медали чемпионов мира.
Второе место на Олимпиаде заняла команда Югославии, третье — Венгрии.
Одновременно с XII Олимпиадой был проведен в Центральном театре Советской Армии и матч-турнир на первенство мира по шахматам среди женщин, принесший звание чемпионки талантливой москвичке О. Рубцовой.
В последующие годы непосредственно в клубе, согласно регламенту соревнований, проводились доигрывания неоконченных партий матчей на первенство мира по шахматам между М. Ботвинником и В. Смысловым в 1957 и 1958 годах, между М. Талем и М. Ботвинником в 1961 году, между М. Ботвинником и Т. Петросяном в 1963 году. Тем, кому довелось побывать тогда в клубе или рядом с ним на Гоголевском бульваре в толпе болельщиков, не имевших возможности попасть в зал, помнится, наверное, какой огромный интерес вызы-» вали доигрывания этих партий. Ведь подчас именно при возобновлении игры в отложенных позициях возникали интригующие обострения или почти этюдные окончания, решался главный, волнующий всех шахматистов вопрос о спортивном исходе партии или даже матча в целом.
В зале Центрального шахматного клуба СССР проводились многие крупные международные, всесоюзные и московские городские состязания по шахматам и шашкам. Перечислить их всех невозможно.
Назовем лишь некоторые из них.
В 1963 году фасад клуба украсила эмблема III Спартакиады народов СССР. Здесь в течение 11 дней с утра и до позднего вечера шли соревнования — выявлялись сильнейшие шахматные команды страны, а всего в Спартакиаде участвовали 17 команд. Все валы и комнаты клуба были до отказа заполнены участниками соревнований и многочисленными болельщиками. Увлекательные состязания завершились победой сборной команды областей, краев и автономных республик РСФСР. На втором месте были шахматисты Москвы, на третьем — Белоруссии. А наилучшие личные результаты показали М. Ботвинник (8 очков из 9) и Н. Гаприндашвили (8 с половиной из 9).
Залы клуба неоднократно бывали ареной жарких поединков между командами советских спортивных обществ и зарубежных клубов на Кубок европейских чемпионов по шахматам, которые неизменно оканчивались победой советских дружин.
Звонкие голоса детворы и звуки горнов наполнили залы клуба 1 ноября 1972 года. Здесь, в старинном особняке на Гоголевском бульваре, начался тогда первый Всесоюзный турнир команд Дворцов пионеров, посвященный 50-летию образования СССР. Организаторы этого соревнования — ЦК ВЛКСМ, Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина, Спорткомитет СССР и конечно же Центральный шахматный клуб — нашли удивительно интересную и полезную для воспитания спортивной смены форму состязания. Команды шести крупнейших Дворцов пионеров из разных городов страны, имевшие в своем составе по шесть школьников, возглавили капитаны, бывшие воспитанники этих Дворцов: экс-чемпионы мира В. Смыслов (Москва), М. Таль (Рига), Т. Петросян (Тбилиси), Б. Спасский (Ленинград) и гроссмейстеры Д. Бронштейн (Киев), А. Карпов (Челябинск). Примененная на этом турнире система выявления победителей раньше никогда не встречалась и лишь потом, в последующие годы, стала традиционной при организации соревнований команд Дворцов пионеров. Суть ее состояла в том, что школьники не играли между собой, а мерялись силами, участвуя в сеансах одновременной игры, которые давали капитаны соперников. Таким образом, ребята получили редкую возхможность встретиться за шахматной доской со всеми выдающимися гроссмейстерами, участвовавшими в турнире. Это был строгий экзамен и в то же время отличная школа для юных одаренных шахматистов. Сильнейшие команды определялись по сумме очков, набранных в таких коллективных сеансах и пионерами и гроссмейстерами.
6 ноября в 14 часов был сделан последний ход в этом необычном соревновании. Вскоре главный судья турнира, экс-чемпион мира М. Ботвинник, огласил спортивные итоги. Первое место завоевала команда Московского Дворца пионеров, второе — Ленинградского, третье — Рижского. Далее шли команды Киевского, Челябинского и Тбилисского Дворцов пионеров. После игры школьники еще долго обсуждали, анализировали свои партии, сыгранные с гроссмейстерами. Турнир понравился и младшим и старшим его участникам и стал в дальнейшем традиционным.
В деятельности Центрального шахматного клуба СССР применяется много форм совершенствования игры в шахматы и теоретических знаний талантливой молодежи. В 1985 году в клубе под эгидой ФИДЕ успешно прошел международный семинар молодых мастеров, на котором в роли преподавателей выступали советские гроссмейстеры.
Небезынтересно, что в 1958 году в стенах Центрального шахматного клуба СССР несколько дней провел будущий одиннадцатый чемпион мира по шахматам Роберт Фишер. Ему исполнилось тогда 15 лет, но он уже был сенсационно известен серией побед в трех чемпионатах США 1957 года: юношеском, открытом и официальном. Его стремительный взлет привлекал всеобщее внимание. Когда перед первым выездом в Европу на межзональный турнир Роберт Фишер выразил желание посетить Советский Союз, он и его старшая сестра Джоан сразу же получили приглашение из Москвы.
Приехав в Москву, Роберт почти не виделся с сестрой. В то время, как Джоан знакомилась с достопримечательностями советской столицы, он играл с утра я до позднего вечера в Центральном шахматном клубе блицпартии с гроссмейстерами и мастерами. Неистовство Фишера поражало; казалось, что ему незнакомы такие состояния, как утомление, пресыщение игрой.
Нередко Центральный шахматный клуб СССР и сам выступает организатором крупных соревнований. На его счету более 20 международных состязаний, в том числе 2 традиционных международных шахматных турнира памяти А. А. Алехина. Для проведения этих состязаний арендовались вместительные театральные и концертные залы в Москве и других городах страны, использовался при этом и большой зал клуба. Во время игры выпускались специальные турнирные бюллетени, рассказывавшие о ходе спортивной борьбы, что делало достоянием всего шахматного мира наиболее интересные партии, сыгранные в этих состязаниях.
Вечерами в уютных залах и комнатах Центрального шахматного клуба всегда людно. Здесь проводится много различных мероприятий, способных заинтересовать каждого любителя шахмат и шашек. Но в основном они рассчитаны на членов клуба, количество которых уже превысило полторы тысячи человек. Среди них гроссмейстеры, мастера, кандидаты в мастера и перворазрядники. С меньшим спортивным разрядом, согласно Уставу клуба, стать его членом нельзя.
Примечательно, что членский билет № 1, выданный еще в августе 1956 года, продолжает оставаться у патриарха советских шахматистов, шестого чемпиона мира, международного гроссмейстера Михаила Моисеевича Ботвинника.
Деятельностью клуба руководит Совет, в состав которого избираются наиболее авторитетные организаторы и специалисты шахматно-шашечного движения, а также представители дирекции клуба.
Первым председателвхМ Совета (первоначально Совет назывался Правлением Центрального шахматного клуба СССР) был международный гроссмейстер Александр Александрович Котов, На редкость одаренный шахматист, он к тому же отличался большим трудолюбием, упорством в достижении цели. Эти его качества ярко проявились в самых разных сферах человеческой деятельности. Например, инженер-механик А. Котов был конструктором появившегося в 1943 году нового типа миномета, за что его наградили орденом Ленина.
Гроссмейстер А. Котов многократно добивался выдающихся результатов в международных и всесоюзных шахматных турнирах. Еще в предвоенное время, в 1939 году, он в 26-летнем возрасте стал вторым призером (после М. Ботвинника) в XI первенстве СССР, а позже чемпионом Москвы 1941 года. В послевоенные годы Котов выдвинулся в число сильнейших гроссмейстеров мира. В 1948 году он стал, вместе с Д. Бронштейном, чемпионом СССР, в 1952 году победил во втором межзональном турнире с очень высоким результатом, а также выиграл ряд международных турниров. Свое творческое, спортивное кредо Котов выразил с присущей ему откровенностью: «В шахматах я больше всего ценю борьбу. Может быть, поэтому, чем труднее порой становилась моя позиция, тем интереснее было играть».
Член Союза писателей СССР, А. А. Котов является автором нескольких интересных книг, среди них особенно выделяются капитальный труд — двухтомник «Шахматное наследие А. А. Алехина», переведенный на ряд иностранных языков, и роман «Белые и черные», повествующий о сложном жизненном пути четвертого чемпиона мира А. Алехина. На основе этого романа были написаны одноименная пьеса, поставленная в Московском драматическом театре имени Н. В. Гоголя, и сценарий кинофильма «Белый снег России».
Энергичный общественный деятель, замечательный педагог, международный арбитр по шахматам, А. Котов был одним из инициаторов создания «Шахматной школы» на Центральном телевидении и постоянным ведущим этой передачи со дня ее основания и до конца жизни — он умер в 1981 году. В течение ряда лет он избирался заместителем председателя Шахматной федерации СССР, руководил ее международной комиссией, и, как уже говорилось, возглавлял Совет Центрального шахматного клуба СССР. Александр Александрович внес большой личный вклад в становление и организационное укрепление клуба.
За заслуги в области шахматного движения А. А. Котов был награжден орденом «Знак Почета». В память об этом видном деятеле шахматного движения в Советском Союзе регулярно проводится крупный турнир — Мемориал А. А. Котова.
Большое место в жизни Центрального шахматного клуба СССР отводится проведению спортивных соревнований для членов клуба. Перечень их довольно значителен. Тут и традиционные соревнования на первенство клуба по шахматам, международным и русским шашкам, и турниры ветеранов, и квалификационные соревнования. В течение года в них участвует до тысячи человек.
В клубе регулярно организуются сеансы одновременной игры, консультационные партии, конкурсы по составлению и решению задач и этюдов, лекции и консультации по истории и теории шахмат и шашек. Довольно часто здесь выступают гроссмейстеры — рассказывают о спортивных итогах крупных международных и всесоюзных турниров. В традицию вошли творческие отчеты ведущих шахматистов страны и шашистов.
Совершенствованию игры помогают кабинеты шахматного и шашечного мастерства. В клубе создана уникальная шахматная картотека, в которой оперативно обрабатываются и систематизируются все представляющие теоретический интерес партии. Эта картотека является ценным подспорьем для гроссмейстеров и мастеров в процессе подготовки к соревнованиям по шахматам.
Большой популярностью пользуется имеющаяся в клубе специализированная библиотека. В ее фондах свыше 11 тысяч названий книг по шахматам и шашкам, среди которых есть настоящие раритеты и все новинки. Собраны здесь и периодические издания за многие годы. Нужную литературу можно тут же просмотреть, интересующие партии проанализировать, благо в читальном зале стоят шахматные столы с комплектами фигур и шашек. В клубе устраиваются обсуждения наиболее интересных литературных новинок на шахматные и шашечные темы, проводятся встречи с авторами и сотрудниками редакций журналов «Шахматы в СССР», «64-Шахматное обозрение», «Шахматный бюллетень».
Неизменный интерес вызывают выставки, организуемые в залах особняка на Гоголевском бульваре. Тематика их конечно же связана с шахматами и шашками, Но как неожиданно и неординарно раскрывается она в экспозиции оригинальных работ казанской художницы Г. И. Сатониной, в дружеских шаржах и рисунках, фотоснимках, шахматной филателии…
В клубе создан музей шахмат, не имеющий аналогов в мире. О нем рассказывается в следующей главе книги.
Но не только шахматами и шашками живут члены главного шахматного клуба страны. Их интересы разносторонни, и для удовлетворения запросов этой аудитории в старинном особняке нередко проходят встречи с выдающимися людьми, деятелями науки и культуры, музыкальные и литературные вечера, устные журналы и другие не менее интересные мероприятия.
Со дня основания Центральный шахматный клуб СССР ведет значительную культурно-просветительную и спортивную работу, охватывающую практически все регионы страны. Он оказывает методическую помощь местным клубам, ежегодно проводит семинары директоров республиканских шахматно-шашечных клубов, где проходит полезный обмен опытом работы.
Клуб организует большое количество заочных соревнований по шахматам и шашкам. Игра по переписке очень удобна для жителей отдаленных районов страны. Немаловажно и то, что эта форма соревнований стимулирует более глубокое изучение теории игры. Получая по почте очередные ходы от партнеров, участник заочного турнира при анализе возникающих позиций может использовать дебютные монографии, книги по эндшпилю и другую литературу. В этих заочных соревнованиях участвует обычно около четырех тысяч шахматистов и шашистов, имеющих спортивную квалификацию не ниже первого разряда. Для них организуются не только квалификационные турниры, но и заочные мужские и женские личные чемпионаты, традиционные соревнования городов на Кубок Центрального шахматного клуба СССР.
Участники турниров по переписке активно играют в соревнованиях, организуемых Международной федерацией заочной игры (ИКЧФ). Клуб участвовал уже в нескольких таких международных матчах на 50— 100 досках.
Клуб с 1957 года регулярно выпускает массовым тиражом собственное издание — «Бюллетень Центрального шахматного клуба СССР». В свет вышло уже более четырехсот номеров этого издания. На страницах его освещается опыт и новые формы деятельности шахматных клубов, публикуются творческие отчеты гроссмейстеров и мастеров, наиболее интересные партии крупных турниров, статьи по истории и теории шахматной и шашечной игры, рекомендации под рубрикой «В помощь тренеру». Большое место в бюллетене отводится шахматной композиции и заочным соревнованиям. Его читатели систематически информируются о мероприятиях, организуемых в клубе. Редактором бюллетеня вот уже много лет является мастер спорта по шахматам Б. Шашин, который хорошо знаком телезрителям как постоянный ведущий занятий «Шахматной школы» по Центральному телевидению.
Множится поток заявок со всех концов страны в адрес лекционного бюро клуба. Оно организует выступления гроссмейстеров и мастеров с лекциями и сеансами одновременной игры по всей стране — в трудовых коллективах промышленных и сельскохозяйственных предприятий, в учебных заведениях и учреждениях. Тематика лекций обширна. В них рассказывается о роли и значении шахматного и шашечного спорта, о достижениях отечественной школы шахмат и- шашек, о выдающихся гроссмейстерах, о спортивных итогах крупнейших соревнований, рассматриваются актуальные проблемы теории шахматной и шашечной игры. По путевкам лекционного бюро Центрального клуба выезжали в города и села страны чемпион мира Г. Каспаров, экс-чемпионы мира М. Ботвинник, В. Смыслов, М. Таль, А. Карпов.
В стенах клуба, как уже говорилось выше, размещаются также редакции журналов «Шахматы в СССР» и «Шахматный бюллетень». Здесь же, на третьем этаже, находится и штаб всего шахматно-шашечного движения Советской страны — Управление шахмат Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту, а также Федерации шахмат и шашек СССР.
Говоря о полнокровной жизни Центрального шахматного клуба СССР, нельзя не сказать и о том, что она нередко выплескивается из стен старинного особняка на живописные аллеи Гоголевского бульвара. Бульвар в послевоенные годы реконструировали, благоустроили, украсили светильниками. Особенно он похорошел в наше время. И сегодня совершенно обычной становится картина, когда на скамейках, расставленных вдоль аллей, то тут, то там видишь сидящих за шахматами людей, когда в говоре прогуливающихся по бульвару москвичей слышишь шахматные термины. А в дни крупных шахматных событий здесь можно увидеть и внушительные толпы болельщиков, оживленно обсуждающих ту или иную позицию, изображенную на демонстрационной шахматной доске.
В мае 1987 года, когда в столице проводилась Неделя шахмат, на Гоголевском бульваре прошел большой шахматный праздник. 16 мая на аллеи бульвара перекочевали из клуба шахматные столы, комплекты фигур, и под кронами деревьев состоялось многолюдное действо: сеансы одновременной игры гроссмейстеров, конкурсы решения задач и этюдов, путешествия в историю шахмат и шашек с помощью рассказов специалистов, ветеранов шахматного движения. Сотни москвичей и гостей столицы получили большое удовольствие от участия в празднике, организованном Центральным шахматным клубом СССР. Подобный массовый праздник состоялся тут и 21 мая 1988 года. Возникла новая хорошая традиция.
Рассказывая об этом, хочется привести стихотворение поэта Евгения Ильина «Гоголевский бульвар», впервые опубликованное в 1963 году:
Здесь видней, что земля поката,
что земля действительно шар:
до Кропоткинской от Арбата
льется Гоголевский бульвар.
Он зимой вскипает снегами,
а весной здесь бурлит листва.
Между склонами-берегами
он стекает в бассейн «Москва».
А в верховье, ласково ль, строго ль,-
разгляди-ка его черты! —
Николай Васильевич Гоголь
смотрит с каменной высоты..,
Здесь величественней фрегата
за коляской коляска плывет,
здесь бесстрашные дошколята
в межпланетный играют полет,
На скамейках здесь дремлют сони,
сны им сваливаются с Луны,
а еще здесь гуляют кони,
разноцветные ходят слоны,
Фантазировать не трудись ты,
лоб не три от виска до виска—
это местные шахматисты
на бульвар выводят «войска»,
Их порой осаждают морозы,
им порой досаждают дожди,
но они презирают угрозы,
деревянных армий вожди!
Не ведут они счет потерйм,
ибо верят в надежный тыл,
ибо рядом, как чудо-терем,
дом14 двери открыл.
Дом стоит здесь с прошлого века,
но не этим он людям люб —шахматистов несметных
Мекка — н нем
Центральный шахматный клуб!
О, конкретная отвлеченность
удивительнейшей игры — и ученость,
и утонченность, и миры,
и антимиры!
Тают здесь равнодушия льдины
и житейских расчетов снег-
Но бульвару идут паладины,
очарованные навек.
Щеки ярче у них, чем пионы,
споры слышатся там и тут.
Чемпионы и экс-чемпионы
по бульвару пешком идут.
И проходят не марш-парадом
(скромность им — родная сестра)
кандидаты в гроссмейстеры рядом
С кандидатами в мастера.
Как маяк дом 14 светится,
всех на шахматный берег маня.
Не случайно Большая Медведица
здесь похожа на ход коня!
И струится вдоль тротуаров,
мимо тихих влюбленных пар
самый шахматный из бульваров,
мильй Гоголевский бульвар.
Вот уже более тридцати лет всему шахматному миру известен почтовый адрес Центрального шахматного клуба СССР Москва, Гоголевский бульвар, дом 14. Его знают не только потому, что тут находится штаб советской шахматной организации и что нередко в особняке проходят крупные международные и всесо- юзные соревнования по шахматам и шашкам. Клуб знают и потому, что здесь собираются со всей страны единомышленники, соратники, коллеги по шахматному искусству — люди, влюбленные в эту древнюю и прекрасную игру, здесь вырастают и совершенствуют свое мастерство новые поколения талантливых шахматистов и шашистов.
читать следующую главу
Запущен сайт Центрального шахматного клуба
январь 2022 г.
январь 2022 г. январь 2021 г. Январь 2020 г. Январь 2019 г.янв. 2018 г. Январь 2017 г. Январь 2016 г. Январь 2015 г. Январь 2014 г. Январь 2013 г. Янв.
2012февраль 2022 г.
февраль 2022 г. февраль 2021 г. февраль 2020 г. февраль 2019 г.февраль 2018 г. февраль 2017 г. февраль 2016 г. февраль 2015 г.
март 2022 г.
март 2022 г. март 2021 г. март 2020 г. март 2019 г.март 2018 г. март 2017 г.
апрель 2022 г.
апрель 2022 г. апрель 2021 г. апрель 2020 г.
апрель 2019 г.апрель 2018 г. апрель 2017 г. апрель 2016 г. апрель 2015 г. апрель 2014 г. апрель 2013 г. апрель 2012 г.Май. 2022
Май. 2022 Май. 2021 Май. 2020 Май. 2019Май. 2018 Май. 2017 Май. 2016 Май. 2015 Май. 2014 Май. 2013 Май. 2012
июнь 2022 г.
июнь 2022 г. июнь 2021 г. июнь 2020 г. июнь 2019 г.июнь 2018 г. июнь 2017 г. июнь 2016 г. июнь 2015 г. июнь 2014 г. июнь 2013 г. июнь 2012 г.
июль 2022 г.
июль 2022 г. июль 2021 г. июль 2020 г. июль 2019 г.июль 2018 г. июль 2017 г. июль 2016 г. июль 2015 г. июль 2014 г. июль 2013 г. июль 2012
август 2022 г.
август 2022 г. авг. 2021 г. авг. 2020 г. авг. 2019 г.авг. 2018 г. август 2017 г. август 2016 г. август 2015 г. август 2014 г. август 2013 г. авг. 2012
сентябрь 2022 г.
сентябрь 2022 г. сентябрь 2021 г. сентябрь 2020 г. сентябрь 2019 г.сентябрь 2018 г. сентябрь 2017 г. сентябрь 2016 г. сентябрь 2015 г. сентябрь 2014 г. сентябрь 2013 г. Сентябрь 2012 г.
Октябрь 2022 г.
Октябрь 2022 г. Октябрь 2021 г. Октябрь 2020 г. Октябрь 2019 г.Октябрь 2018 г. Октябрь 2017 г. Октябрь 2016 г. Октябрь 2015 г. Октябрь 2014 г. Октябрь 2013 г. Октябрь 2012
ноябрь 2022 г.
ноябрь 2022 г. ноябрь 2021 г. ноябрь 2020 г. ноябрь 2019 г.ноябрь 2018 г. ноябрь 2017 г. ноябрь 2016 г. ноябрь 2015 г. ноябрь 2014 г. ноябрь 2013 г. ноябрь 2012 г.
декабрь 2022 г.
декабрь 2022 г. декабрь 2021 г. декабрь 2020 г. декабрь 2019 г.декабрь 2018 г. декабрь 2017 г. декабрь 2016 г. декабрь 2015 г. декабрь 2014 г. декабрь 2013 г. декабрь 2012 г.
Добро пожаловать в виртуальный тур по легендарному особняку.
Фото: Владимир Бойко
Мы рады представить нашим читателям официальный сайт Центрального шахматного клуба имени Михаила Ботвинника.
Двуязычный сайт (есть русская и английская версии) позволяет ознакомиться с историей особняка на Гоголевском бульваре, 14, ознакомиться с основными экспонатами коллекции Музея шахмат и наиболее значимыми мероприятиями, проводимыми в Клубе. , прочитать редкие книги из Шахматной коллекции, созданной Шахматной федерацией совместно с компанией Renault Россия, осмотреть панораму Клуба, ознакомиться с режимом работы Музея шахмат, увидеть уникальные фотографии и многое другое. вещи.
В ближайшее время заработает страница Клуба в Instagram @central_chess_club.
Сайт: http://centralchessclub.ru/en/
ГРАНД МАСТЕР — Sports Illustrated Vault
СОДЕРЖАНИЕ
ОРИГИНАЛЬНЫЙ МАКЕТ
Автор считается одним из лучших и тончайших новеллистов периода оттепели в советской литературе, преобладавшей примерно десятилетие. после смерти Сталина в 1953. Его биография, типичная для его поколения советских интеллектуалов, сильно влияет на содержание его работ. Его родители были арестованы во время разрушительных чисток середины 1930-х годов, а в возрасте четырех лет он был помещен в один из печально известных советских «Домов для детей врагов народа». Его мать, еврейская писательница Евгения Гинзбург, пережила 18 лет тюрьмы, концлагеря и ссылки, чтобы написать леденящие кровь мемуары «Путешествие в Вихрь», которые, как и многие из нынешних работ ее сына, были запрещены в Советском Союзе. Шахматы недавно были классифицированы как спорт, но в этой сюрреалистической истории, теперь переведенной на английский язык, Аксенов использует шахматную партию, чтобы отразить всю жизнь и ее мрачные ассоциации. В его конкурсе нет победителя.
Великий Магистр и случайный попутчик играли в шахматы в купе экспресса.
Когда Великий Магистр вошел в купе, человек сразу узнал его и почувствовал внезапный приступ желания невозможной победы над Великим Мастером. Бросив украдкой испытующие взгляды на Великого Магистра, он подумал: «Кто знает, что может случиться? Что такого особенного в этом парне? Он такой тощий».
Гроссмейстер сразу понял, что его узнали, и смирился: теперь он застрял как минимум на две партии. Он знал этот тип — он довольно часто замечал крутые розовые брови таких людей за окнами Шахматного клуба на Гоголевском бульваре.
Когда поезд тронулся, попутчик Великого Магистра небрежно повернулся к нему.
«Как насчет небольшой игры в шахматы?» — сказал он тоном притворной невинности. «Что ты говоришь?»
— Ну… хорошо, — пробормотал Великий Магистр.
Попутчик высунулся в коридор, окликнул проводницу и попросил шахматы. Как только она появилась, он с поспешностью, противоречащей его небрежному виду, высыпал фигуры из коробки, взял две пешки и протянул их Великому Магистру, спрятанному в кулаках. На выпуклой мышце между большим и указательным пальцами левой руки были вытатуированы инициалы G.O.9.0003
«Налево», сказал Великий Магистр. Его губы слегка дернулись: он представлял себе, какие удары могут нанести эти кулаки, как левые, так и правые.
Великий Магистр вытащил белый.
«Мы должны убить время, не так ли?» G.O. весело мурлыкал, раскладывая фигуры на доске. «Нет ничего приятнее, чем небольшая игра в шахматы, когда вы путешествуете, не так ли?»
Они быстро прошли первые ходы. Потом как-то все запуталось. Великий Магистр напряженно смотрел на доску, но ходы, которые он делал, были незначительными, скорее неуместными. Снова и снова перед его глазами проносились молниеносные следы за его королевой, следы, которые влекли его к мату. Но он гасил эти вспышки, опуская веки, реагируя на слабое, ноющее внутреннее жужжание, как у комара.
«Ты смелый, мой друг, но твой дом — помойка. Я дам тебе свой кинжал…» Г. О. монотонно хмыкнул.
Великий Магистр был образцом опрятности в одежде, воплощением трезвости в манерах, но внутри он был уязвимым человеком, неуверенным в себе. Он был еще молод. На нем был серый костюм, светлая рубашка и консервативный галстук. Никто, кроме самого Великого Магистра, не знал, что на его галстуках были этикетки Dior. Этот маленький секрет каким-то образом мог согреть его, подбодрить. Его очки тоже помогали скрывать от посторонних неуверенность и застенчивость в его глазах. Однако были еще его губы, которые нельзя было скрыть, ибо это, увы, было против принятого обычая. Он ненавидел их за то, как они дергались и растягивались в жалких улыбочках.
Игра Г.О. удивила Великого Магистра и угнетала его. На захламленной левой стороне доски фигуры спутались в узлы, образуя грубые имитации каббалистических знаков. Движения Г.О. были похожи на настройку третьеразрядного духового оркестра, на мрачный желтовато-серый снег, на цементный завод. Вся левая сторона доски источала запах туалетов и дезинфицирующих средств вместе с кислым привкусом бараков и мокрых кухонных тряпок. А потом, тоже из раннего детства, пахло касторкой и поносом.
«Вы Великий Магистр такой-то, не так ли?» — спросил Г.О.
«Верно.»
«Ха-ха-ха! Какое совпадение!»
Почему совпадение? О каком совпадении может идти речь? Невероятный! Как это вообще могло случиться? Я сдаюсь, пожалуйста, позвольте мне подать в отставку, — панические мысли пронеслись в голове Великого Магистра. Но потом он понял, что происходит, и улыбнулся.
«Да, конечно, конечно.»
— Ты гроссмейстер, но я даю вилку на твоего ферзя и ладью, — сказал Г.О., поднимая руку. Его вероломный конь навис над доской.
Развилка сзади! — подумал Великий Магистр. Какая-то вилка! У его дедушки была своя личная вилка, и он никому не позволял ею пользоваться. Это была его личная собственность: личная вилка, ложка, нож, личная тарелка и переносная плевательница. Было еще такое тяжелое зимнее пальто с подкладкой из особого меха. Пальто висело у двери, но дедушка никогда не выходил. Дед с бабкой раздвоились. Очень жаль терять стариков.
Пока конь висел над шахматной доской, гроссмейстер снова увидел молниеносные следы, которые целесообразными жертвами открывали твердыни противника для его атаки и вели к мату. Но, увы, кусок в руке Г.О., голова лошади с грязным куском пурпурного войлока, отклеивающимся от основания, был настолько реальным, что Великий Магистр пожал плечами.
«Значит, ты жертвуешь ладью?» — спросил Г.О.
«Что я могу сделать?»
«Ты жертвуешь ладью, чтобы перейти в атаку, не так ли? Я правильно угадал?» — сказал Г. О., все еще не решаясь поставить своего коня на роковое поле.
— Я просто убираю свою королеву, чтобы спасти ее, — пробормотал Великий Магистр.
«Ты устраиваешь мне ловушку?» — спросил Г.О.
«О нет, совсем нет. Ты просто сильный игрок.»
Г. О. обналичил свою драгоценную вилку. Великий магистр спрятал свою королеву в уголке за верандой, полуразрушенной верандой каменного дома с резными ветхими колоннами. В том углу осенью пахло затхлым кленовым листом. Там можно удобно присесть и переждать. Там было хорошо, потому что, по крайней мере, твоя гордость не могла быть задета. Потом он на мгновение поднялся из-за веранды и увидел, как Г. О. убирает ладью.
Вторжение черного коня в центр бездумной толпы фигур на левом фланге, занятие им поля QN4 гроссмейстера уже само по себе вызывало серьезную озабоченность.
Великий Магистр понял, что в этом положении, в этот зеленый весенний вечер мифы его юности не годятся. Симпатичные дураки, такие как юнги по имени Билли, ковбои по имени Гарри, красавицы по имени Мэри и Нелли, вполне могут бродить по миру, в котором ходит бригантина. Но наступает момент, когда чувствуется эта угроза от реальной близости черного коня на его поле QN4. Ему предстояла борьба — сложная, тонкая, захватывающая и запутанная. Жизнь была впереди него.
Великий Магистр захватил вражескую пешку, достал из кармана носовой платок и высморкался. В те несколько мгновений полного уединения, когда его нос и губы были спрятаны в носовой платок, его мысли блуждали в беззаботном философствовании.
Стремишься и стремишься к чему-то, а потом что? Вы стремитесь к этому всю свою жизнь и, наконец, побеждаете — победа за вами. Но тогда счастье все равно не наступает… Или взять Гонконг, город такой далекий и загадочный… ну, я там был. Я был везде, и….
На его месте, подумал Великий Магистр, Петросян уже подал бы в отставку.
Потеря пешки не беспокоила Г.О.: он только что взял вражескую ладью, не так ли? Он ответил, переместив ферзя так, что у Великого Магистра возникла изжога и приступ головной боли.
Великий Магистр увидел, что его ждут еще кое-какие удовольствия. Была, например, радость от длинных диагональных взмахов его слона: легкое скольжение слона по доске может в какой-то мере заменить скольжение ялика по солнечной поверхности с тенистыми участками того пруда за его пределами. Москва — из солнца в тень, из тени в солнце. Великому Мастеру страстно захотелось завладеть квадратом КР8, потому что это был квадрат любви, бугор любви, над которым порхали прозрачные стрекозы.
«Это было умно, как ты компенсировал эту ладью. И я попал прямо в это», хрипло сказал Г.О. Только последняя фраза выдала его раздражение.
«Извините», очень тихо сказал Великий Магистр. «Хотите повторить последние несколько ходов?»
«Н-нет, мне не нужны услуги. Я настаиваю на соблюдении правил», — сказал Г.О. Распевая песню «Я дам тебе свой кинжал, свое ружье и свою лошадь», он погрузился в стратегические размышления.
Буйное летнее торжество на площади КР8 наполняло сердце Великого Магистра радостью, но в то же время и тревожило. Он чувствовал, что скоро в центре доски скопятся внешне логичные, но внутренне абсурдные силы, что он снова услышит какофонию и запахнет дешевой дезинфекцией, как в тех ужасных дальних залах в левом крыле. здания.
— Я хотел бы знать одну вещь, — внезапно сказал Г.О. «Почему все лучшие шахматисты оказались евреями?»
«Все?» — сказал Великий Магистр. «Возьмите меня, например, я не еврей».
«Это так?» — с удивлением сказал Г.О. «Но, пожалуйста, не воображайте, что я что-то имел в виду. Я просто сказал это, вот так. У меня нет абсолютно никаких предубеждений в этих вопросах. Мне просто было любопытно».
— А вы, например, — сказал Великий Магистр, — вы ведь тоже не еврей?
«Ах, но я далеко не в этой лиге», — сказал Г. О. и снова погрузился в свои тайные планы.
Если я перееду сюда, он переедет туда, подумал Г. О.; если я возьму эту фигуру, он за пару ходов возьмет ту, что вон там; то я так отвечу, а он так ответит… Да впрочем, какая разница? В конце концов, я сломаю его, прикончу. Мне все равно, гроссмейстер он, или начальник манежа, или кто-то еще, — у меня больше мужества, чем у него. Кроме того, подозреваю, что все их чемпионаты и турниры фиксированные. Что бы он ни сделал, я раздавлю его, даже если это означает, что у него будет кровь из носа.
— Да, конечно, в этом обмене я потерял качество, — сказал Г. О. Великому Мастеру. — Но ничего, у меня еще полно дневного света.
Он начал атаку через центр, и, как и ожидал Великий Магистр, центр тут же превратился в поле бессмысленной и ужасающей деятельности. Здесь нет любви, нет нежной встречи, нет надежды, нет теплого привета, нет жизни. Это был лихорадочный озноб, и снова желтый снег, тяготы, последовавшие за войной, зуд по всему телу. Черная королева каркала в центре, каркала, как влюбленная ворона, воронья любовь, а рядом сосед царапал ножом оловянную миску. Ничто так окончательно не доказывает бессмысленность жизни, как эта позиция в центре шахматной доски. Пришло время закончить эту игру.
Нет, подумал Великий Магистр, должно быть еще что-то сверх этого… Он включил кассету с фортепианными концертами Баха, чтобы успокоить свое сердце чистыми звуками, гладкими, как плеск волн. Он вышел из беседки и пошел к морю. Над головой шумели сосны, а под ногами упруго чувствовалась скользкая хвоя.
Думая о море, подражая ему, он начал анализировать позицию, гармонизировать ее. Внезапно все стало ясно и ясно. Логически, как и у Баха, он видел ходы, ведущие к мату черного короля. Позиция помощника осветилась слабо и красиво, идеальной формы, как яйцо. Великий Магистр взглянул на Г.О., который сидел неподвижно, перегруженный, похожий на индюка, глядя глубоко в тыл Великого Магистра. Он не заметил приближающейся пары. Великий Магистр молчал, боясь разрушить очарование момента.
— Шах, — тихо и осторожно сказал Г.О., двигая конем и прилагая огромные усилия, чтобы подавить львиный рык, который пытался вырваться из него.
…Гроссмейстер вскрикнул и убежал. За ним, топая и свистя, прибежали хозяин дачи, Еврипид-кучер и Нина Кузьминчна; и мимо них всех, чуть не догоняя Великого Магистра, шла собака Ночка, которую кто-то спустил с цепи.
— Шах, — повторил Г. О., переводя коня на новую позицию и глотая воздух с чувственным наслаждением.
…Гроссмейстера вели по коридору сквозь приглушенную толпу. Кто-то, идущий позади него, прижимал твердый предмет к его спине. Перед ним ждал человек в черном военном мундире с молниеносным знаком на воротнике — СС. Шаг — полсекунды, еще шаг — секунда, еще шаг — полторы секунды, еще шаг — две секунды… Ступеньки вверх. Почему вверх? Такие вещи обычно делаются в яме. Я должен быть достойным. Я действительно должен? Сколько времени им понадобится, чтобы надеть мне на голову этот вонючий холщовый мешок? Стало совсем темно, дышать очень трудно, и единственный звук — это военный оркестр, играющий где-то очень далеко.
«Ты смелый, мой друг…»
«Приятель!» — закричал G.O., звуча как духовой оркестр.
«Ну, видите ли…» — сказал Великий Магистр. «Поздравляю».
«Уф!» сказал Г.О. «Я изрядно попотел. Это что-то невероятное. Кто, черт возьми, мог этого ожидать? Он разразился диким смехом. «Довольно умный маленький я!» Он погладил себя по голове. — Ах, Великий Магистр, мой дорогой Великий Магистр, — прожужжал он, кладя руки на плечи Великого Магистра и крепко и дружески сжимая его. «Вы такой славный молодой человек, но я думаю, ваши нервы не выдержали напряжения, верно? Признайтесь».
— Да, да… Я сломался, — поспешно согласился Великий Магистр.
Размашистым жестом Г.О. убрал фигуры с доски. Это была старая обколотая шахматная доска, и кое-где отполированный верхний слой облез, обнажив усталое желтоватое дерево, и от стоявших на нем стаканов железнодорожного чая осталось несколько обрывков круглых пятен.
Гроссмейстер смотрел на опустевшую шахматную доску, на 64 совершенно безразличных поля, способных поглотить не только его жизнь, но и бесконечное количество жизней, и эта бесконечная череда черных и белых клеток наполняла его благоговением и умиротворением. Я не верю, что когда-либо в своей жизни предал кого-то, подумал он.
— Если бы я рассказал это людям, никто бы не поверил, — сказал Г. О. и грустно вздохнул.
«Почему бы им не поверить? Что в этом невероятного? Ты сильный и сильный игрок.»
— Никто не поверит, — упрямо повторил Г.О. «Они назовут меня чертовым лжецом. Как я смогу им это доказать?»
— Позвольте, — сказал Великий Магистр, словно опешив, глядя на крутой розовый лоб Г.О. «Я дам тебе кое-что, что определенно подтвердит твои слова. У меня было предчувствие, что я встречусь с тобой».
Он открыл портфель и достал круглый золотой диск размером с ладонь, на котором было выгравировано:
«Предъявитель выиграл у меня в шахматы. Великий Магистр такой-то.»
«Все, что осталось сделать, это выгравировать дату», сказал он, доставая из портфеля гравировальный инструмент и начертав красивую дату на краю диска. «Это чистое золото, — сказал он, протягивая диск G.O.
. — Ты шутишь!»
«Это абсолютно чистое золото», сказал Великий Магистр.