Шотландский модерн Чарльза Ренни Макинтоша
Тематическая неделя модерна — прекрасный повод написать давно задуманную большую статью о родоначальнике стиля модерн в Шотландии, Чарльзе Ренни Макинтоше, тем более что в этом году отмечается 150-летие со дня его рождения.
Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh; 7 июня 1868, Глазго — 10 декабря 1928, Лондон) — выдающийся шотландский архитектор, художник и дизайнер.
Выпускник Школы искусств Глазго, Чарльз Макинтош стал самым ярким представителем стиля модерн в британской архитектуре и дизайне. Он выступал художником-универсалом, следовавшим идее синтеза искусств. Смелые эксперименты с формой, цветом и материалом привели к рождению памятников, имеющих непреходящую эстетическую ценность.
Роспись стены здания в центре Глазго c изображением Чарльза Макинтоша, который смотрит через витражное стекло. Автор — Rogue One, 2018.
—
В своих архитектурных и дизайнерских проектах использовал метод «изнутри наружу» — и дом, и мебель, и внутренняя отделка проектировались как единая гармоничная система. Вещи Макинтоша всегда геометричны и функциональны, имеют стройные пропорции и не обременены излишним декором.
Его творчество оказало определяющее влияние на развитие художественного языка прошлого столетия и остается актуальным до наших дней.
Чарльз Ренни Макинтош стал новатором конструктивной линии модерна с характерной для неё прямолинейностью форм и их ясным построением. Его мастерство было основано на типично столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий.
Макинтош разработал особый декоративный стиль, в котором геометрические элементы связываются качающимися, разлетающимися по сторонам линиями. Умение мастера связать свои идеи символизма с классическим архитектурным образованием вызывали такое восхищение современников, что художественные критики говорили о новом течении в искусстве — «макинтошизме».
Чарльз Макинтош являлся членом «Четверки» – творческого союза, сложившегося еще в студенческие годы. В него входили сам Макинтош, его друг Герберт Макнейр и сестры Маргарет и Фрэнсис Макдональд. Эта группа создала «стиль Глазго» в графике, декоративно-прикладном искусстве, проектировании мебели и интерьера, общую идею которого можно охарактеризовать словами – манифест в образах.
Чарльз Ренни Макинтош и его супруга Маргарет
«Четверка» Глазго — Чарльз Ренни Макинтош, Герберт Макнейр и сестры Маргарет и Фрэнсис Макдональд.
—
В архитектуре Макинтош выбрал средневековый замок как идеальную модель проектирования. Он строил здания, отличающиеся элегантностью и ясностью пространственных концепций, умелым использованием сочетания естественного и искусственного освещения и вниманием к каждой детали. Как архитектор Чарльз Макинтош был новатором в применении современных строительных материалов – бетона, зеркального стекла, стали.
Здание Scotland Street school, спроектированное Макинтошем в 1903-1906 гг.
Хилл-Хаус, частный дом в пригороде Глазго, построенный по проекту Макинтоша в 1902-1904 гг для издателя Уолтера Блэки.
—
В сферу его деятельности также входило конструирование мебели, работа с металлом, текстилем, витражами.
Своего рода визитной карточкой Макинтоша являются уникальные образцы мебели не серийного производства, украшенные серебряными и металлическими оправами, эмалями, цветным стеклом.
Всему миру известен знаменитый стул в стиле «Макинтош».
Одна из моделей знаменитого стула Макинтоша
Стулья в интерьере кафе Willow tea rooms, которое также было спроектировано Макинтошем
Умывальник, спроектированный Макинтошем в 1904 для «Голубой спальни» поместья Хилл-Хаус. Дуб, керамика, стекло.
—
По его проектам создавались текстиль, вышитые панно, осветительные приборы, цвет и рисунок витражей, фурнитура дверей и окон, напольные часы, камины.
Все элементы декора и мебель спроектированы Макинтошем. Поместье Хилл-Хаус.
Дом на 78 Derngate в Нортгемптоне.
—
Макинтош был первым, кто использовал трафареты для декорирования стен, наполняя свои интерьеры символическими розами. А десятки невероятных витражей уже стали буквально визитной карточкой шотландского модерна и стиля Глазго.
Невероятны и уникальны в своем роде также декоративные панно и фрески, созданные «Четверкой» Макинтоша. Сложное сочетание и материалов и техник, а также необыкновенные танцующие линии и образы, создают совершенно неповторимый эффект.
Фрагмент декоративного панно Маргарет Макинтош «O ye, all ye that walk in Willowwood» (1903), которое хранится в галерее искусств Келвингроув в Глазго. Название работы взято из сонета Данте Габриэля Россетти — «О вы, все вы, что блуждаете в Ивовом лесу..»
Декоративная фреска «The Wassail», законченная супругами Макинтошами, Чарльзом и Маргарет, в 1900 году. Панно представляло собой роспись декоративной штукатурки на левкасе, с добавлением металлических элементов и декора бусинами.
Фрески и предметы интерьера в экспозиции Национальной галереи Кэлвингроув, Глазго
Декоративное панно Маргарет Макинтош «The Sleeping Princess», Спящая принцесса (1908), которая хранится в музейном собрании Хилл Хаус в Глазго.
«Белая и Красная розы» Маргарет Макинтош
Декоративные панно, украшающие стены «Дома любителей искусства» в Глазго.
—
Талант художника столь же ярко, как в архитектуре и прикладном искусстве, проявился и в графике. Им было создано огромное количество графических эскизов архитектурных сооружений, мебели, интерьеров, тканей. Он разрабатывал и рекламный дизайн — в первую очередь афиши, пригласительные билеты, рекламные листовки, связанные с художественными или светскими мероприятиями.
Незаконченный эскиз супруги Чарльза, Маргарет МакДональд Макинтош
Одним из бесспорных художественных достижений Чарльза Макинтоша как графика был дизайн шрифта. В его творчестве шрифт стал самостоятельным художественным произведением. В буквальном смысле слова, мастером был создан авторский «почерк».
Последние годы жизни Макинтош посвятил созданию серий акварелей, которые представляют важную часть его творческого наследия и по мастерству исполнения не уступают дизайнерским работам.
Коллекция ботанических зарисовок художника включает в себя десятки выразительных и эффектных по стилистике рисунков с акварелью.
______
Далее предлагаю задержать ваше внимание на особенно знаковых архитектурных объектах и их интерьерах, созданных Макинтошем.
В 1897 году Макинтош выиграл конкурс на проект нового здания Школы искусств в Глазго, принесшую ему ему широкую мировую известность. Это выдающееся произведение зодчества строилось в два этапа из-за недостатка денежных средств. В 1897-1899 гг. возвели башню главного входа на северном фасаде. Вторым этапом в 1907-1909 гг. было создано западное крыло здания с его эффектно взмывающим вверх торцевым фасадом и библиотекой. Длинный перерыв позволил архитектору тщательно проработать проект. В результате здание являет собой работу зрелого мастера. Архитектор вписал современный дизайн в исторический контекст. Живописность зданию придает легкая асимметрия во всех его частях.
Он учитывал функцию здания, варьируя формой окон внутренних помещений, создавал широкие проемы в верхних этажах, где размещаются художественные студии. Для ограды здания он использовал бетон, где стремился проявить главную особенность бетона — пластичность. Здание имеет Е-образную форму и 5 этажей. Студии для рисования и архитектурные мастерские расположены вдоль северного фасада школы. В восточном крыле находятся учебные и служебные помещения, лекционный зал, библиотека и несколько студий выходят на запад. Длина здания 75 метров, ширина 28 метров. Для естественного освещения подвального этажа вдоль северного фасада был вырыт глубокий ров, куда выходят окна. Дверь первого этажа украшена фреской «древо жизни»
В 2010 году Школу искусств признали лучшим зданием Великобритании за прошедшие 175 лет.
23 мая 2014 Школа загорелась после того, как в подвале помещения взорвался проекционный аппарат. Сотрудники школы были благополучно эвакуированы, на место происшествия были стянуты пожарные бригады со всего города. Пожарные не позволили огню уничтожить структуру и стены здания, сообщив о спасении 90% здания и порядка 70% внутреннего убранства и имущества. В огне погибла богатая библиотека учебного заведения. Президент Королевского института британских архитекторов Стивен Ходдер назвал пожар «общемировой трагедией».
За 4 года в Школе был воспроизведен дизайн Макинтоша, включая знаменитый интерьер библиотеки. На реставрацию здания было потрачено около 35 миллионов фунтов, собранных с помощью энтузиастов, среди которых числились актёры Брэд Питт и Питер Капальди. Работы планировалось завершить к концу 2018 года, а в 2019 году Школа искусств должна была переехать обратно в главное здание.
Новая трагедия произошла 15 июня 2018 года, когда в находящемся на реконструкции здании произошёл второй крупный пожар. Огонь нанёс учебному корпусу Макинтоша «мощнейший ущерб», затронув все этажи, и распространился на соседние здания. Вскоре было объявлено, что поскольку существует риск обрушения, здание планируется частично разобрать и перестроить заново. Соответствующие работы начались в июле 2018 года, а затраты на них будут покрыты страховкой.
В те дни тысячи людей по всему миру писали в прессе, что потеря этого уникального здания — «опустошающая, ужасная трагедия».
Второй пожар в Школе искусств в 2018 году. Даже в пламени она выглядит прекрасно..
—
Поместье Хилл-Хаус (Hill House) в Хеленсбурге, пригороде Глазго, является одним из самых известных произведений Чарльза и Маргарет Макдональд Макинтош, уступающим только Школе искусств Глазго. Он был спроектирован и построен для издателя Уолтера Блэки в 1902-1904 годах.
Внешняя отделка здания сочетается с холодным облачным небом Шотландии. Полностью асимметричная конструкция формирует различные уровни и формы крыши, Минимальная отделка здания, тяжелые стены, прямоугольные и квадратные окна создают графичную, выразительную композицию.
Внешние качества здания почти противоположны теплым, экзотическим, тщательно оформленным и гладким интерьерам. Макинтош сознательно сводил к минимуму внешнюю отделку, чтобы подчеркнуть дизайн интерьера: переход от внешнего мира к безопасному, фантастическому внутреннему пространству.
В Хилл-Хаус супруги Макинтош спроектировали большую часть интерьера, мебели и фурнитуры.
Хилл-хаус получился вытянутым, идеально вписанным в холмистый ландшафт Хеленсбурга современным замком.
В 1982 году дом был пожертвован Национальному фонду Шотландии, который поддерживает его и сделал открытым для посетителей.
_
Еще одна жемчужина, созданная супругами Макинтош — Дом любителей искусства (House for an Art Lover) в Глазго. Чарльз и Маргарет участвовали в конкурсе, предложенном германским журналом летом 1900 года. Целью мероприятия было создание здания для любителей искусства, людей со вкусом. Конкурс был теоретическим, никакими бюджетами и соображениями логистики проекты не ограничивались. За усилия пара архитекторов выиграла специальный приз.
Эти планы 80 лет пролежали неиспользованными, пока инженер-консультант Грэхем Роксбург, занимавшийся восстановлением других работ Макинтоша, не принял решение построить Дом любителей искусств. Строительство происходило с 1989 по 1996 год. В доме разместились студия цифрового дизайна, центр дополнительного образования для учащихся из Школы искусств, кафе.
Сейчас это утопающее в зелени, строгое и утонченное здание может посетить каждый. Общей формой и конструкцией оно отсылает к средневековому замку, но украшенному изумительными декоративными элементами, характерными для стиля Макинтоша.
Внутри Дома — поистине сказочная обстановка!
Сейчас Дом любителей искусства в Глазго — популярное место проведения свадеб. И тогда и без того прекрасные интерьеры превращаются в настоящий праздник цветов, любви и счастья!
__
Далее предлагаю вашему вниманию фото, сделанные мною во время поездок в Глазго.
В Дом любителей искусства мы попали только со 2го раза — в первый раз он как раз был арендован и закрыт на проведение свадебной церемонии 🙂
Дом окружает прекрасный цветущий сайт и скульптуры современных художников.
Волшебный, эльфийской красоты барельеф —
Внутри — многоуровневые, сложные, гармонично декорированные пространства, где каждая деталь интерьера также спроектирована Макинтошами — от мебели и до осветительных приборов. Свет красиво струится из высоких витражных окон.
И другие завораживающие элементы внешней отделки здания. Каждый заслуживает особого внимания и долгого любования 🙂
__
Далее — несколько кадров здания церкви Queen’s Cross church из красных плит по проекту Макинтоша. Удивительный симбиоз модерновых линий и готической архитектуры.
__
Зал Макинтоша в Национальной галерее Келвингроув.
__
И еще — необыкновенная архитектура Scotland Street school, спроектированное Макинтошем в 1903-1906 гг.
Здесь мы устроили небольшой пикник в школьном дворе 🙂
А вечером, недалеко от отеля, посмотрели на витрины кафе Willow tearooms, который в то время находился на реконструкции.
И, наконец, наш тематический отель, оформленный в стиле Макинтоша, в центре Глазго, который почему-то соседствовал с африканским кафе, которое к вечеру превращалось в жужжащий шумный улей 🙂 Но на то он и Глазго — такой разный и контрастный, и по восприятию — очень трудный для жизни, в отличие от всей остальной Шотландии.
___
Подводя итог этой большой статье о моем любимом шотландце, напишу еще такие заключительные тезисы.
В мрачном промышленном Глазго, который тогдашние газеты экзальтированно сравнивали с «дантовым адом», вызывающе минималистичные, совершенные, гармоничные интерьеры Макинтоша, обставленные необычной геометрической мебелью и прорезанные высокими окнами, стали невероятным прорывом света, а с годами — и характерной чертой Глазго.
Особенность художественного наследия Макинтоша заключается в том, что в свое время, более 100 лет назад, он создал свой неповторимый, особенный стиль, отдельное ответвление ар-нуво — Шотландский модерн, который не спутаешь с его современниками — с австрийским или бельгийским ар-нуво. Модерн Макинтоша отчасти приближен по стилю и к ар-деко и к модернизму, так что в определенном роде можно считать, что он опередил время.
Культурное наследие, созданное Макинтошем и его последователями, вечны и являются эталонами красоты. Они вдохновляют и заряжают ценителей прекрасного и современных художников и мастеров на создание нового художественного мира, оттого делая нашу действительность красивее и совершеннее.
Точно могу сказать, что наследие Чарльза Ренни Макинтоша оказало очень большое влияние и на мое творчество, заразив «макинтошизмом» 🙂 Безусловно, этот прекрасный гений из прошлого стал моим учителем и наставником.
__
Надеюсь, вам понравилось сегодняшнее путешествие в шотландский модерн.
Вся информация для статьи была собрана из разных источников и систематизирована мной. В статье всего 85 фотографий, почти треть из них сделана мною во время поездок в Глазго, специально «по местам» Макинтоша.
В скором времени познакомлю вас с интересными шотландскими достопримечательностями, которые мне удалось посетить.
До новых встреч!
Ваша Highland lassie (в килте из тартана клана Робертсон),
Юлия Чернопазова
🙂
Легендарная роза и дизайн в стиле ар-нуво Чарльза Макинтоша
Краткая биография
Чарльз Ренни Макинтош.
Чарльза не без оснований помнят, как самого влиятельного дизайнера Шотландии двадцатого века. От захватывающих архитектурных проектов до изящных витражных панелей, Макинтош преуспевал во всех дизайнерских средствах, которые он пробовал, и выступал за то, чтобы ремесленникам предоставлялось больше творческой независимости.
Пожалуй, он больше известен благодаря дизайну розы Макинтоша — упрощенного и стилизованного цветочного мотива, который выглядит так же свежо и современно, как и столетие назад, а также за его значительный заказ на проектирование нового здания для художественной школы Глазго, которое отличается сложной деревянной отделкой и эклектичным сочетанием влияний и стилей, включая ар-нуво.
На фото: Фрэнсис Макдональд, Маргарет Макдональд, Джеймс Герберт Макнейр, Чарльз Ренни Макинтош. \ Фото: fr.wikipedia.org.
Его будущее как известного дизайнера началось, когда, будучи молодым учеником архитектора, он поступил на вечерние занятия в Школу искусств Глазго, чтобы улучшить свои навыки рисования. Там библиотека, полная современных журналов по дизайну, познакомила его с перспективными работами известных архитекторов и художников по всей Европе, а огромное количество доступных курсовых работ дало ему возможность попробовать свои силы во многих новых формах искусства.
Глазго
Главный вход в художественную школу Глазго. \ Фото: google.com.
Когда Чарльз только начинал свою карьеру художника, Глазго находился в эпицентре экономического бума. В результате на рубеже веков появилось больше меценатов, готовых поручать начинающим дизайнерам, таким как Макинтош, выполнение дорогостоящих дизайнерских проектов. Тем временем Школа искусств Глазго становилась одной из ведущих художественных академий в Европе. Это также способствовало росту репутации города как центра новейших тенденций в декоративно-прикладном искусстве.
Вдохновлённый инновациями, Ренни получил несколько наград в качестве студента и, что ещё более важно, установил отношения с коллегами-художниками, включая группу «The Four», стиль и репутация которой распространилась далеко за пределы Шотландии.
«Четвёрка»
Слева направо: Плакат для Института изящных искусств Глазго, около 1895 года. \ Дизайн шкафа Чарльза Ренни Макинтоша, около 1902 года.
Чарльз был явным лидером школьного движения Глазго, но именно его сотрудничество с основной группой дизайнеров, известной как «Четвёрка», действительно определило движение и положило начало его успеху. Во время учёбы в Школе искусств Глазго в 1890-х годах он подружился с другими художниками, которые интересовались всем авангардным. Ренни сблизился с Гербертом Макнейром, коллегой-архитектором-подмастерьем, и сёстрами Маргарет и Фрэнсис Макдональд, которые были студентками дневного отделения. Эти четыре художника сформировали творческий союз, преисполненный решимости объединить свои радикальные идеи и разнообразные таланты для создания перспективных и часто противоречивых дизайнов — от эпических архитектурных планов до изящных эмалированных ожерелий. Как коллективно, так и по отдельности, «Четвёрка» вдохновляла плодотворные карьеры друг друга и помогла заложить фундамент не только для школьного движения Глазго, но и для траектории развития дизайна двадцатого века по всей Европе.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как текстильное искусство покорило мир: Работы выдающихся художников и скульпторов >>
Международное влияние Макинтоша
Слева направо: Таинственный сад, Маргарет Макдональд Макинтош, 1911 год. \ Сон, Фрэнсис Макдональд Макнейр, около 1908-11 года.
При жизни Чарльза его проекты, а также работы других членов «Четвёрки», выставлялись и прославлялись по всему миру. Наряду с другими интерпретациями международного ар-нуво, стиль школы Глазго доминировал в тенденциях в искусстве и декоре с конца девятнадцатого века до начала Первой мировой войны. Интересно, что школа Глазго была даже более успешной в Австрии, чем в Шотландии. Макинтош и его последователи оказали сильное влияние на развитие венского движения в стиле модерн, также известного как Венский сецессион.
Слева направо: Маленькие холмы, Маргарет Макдональд Макинтош, 1914-15 годы. \ Чёрная фасоль, 1915 год.
Несмотря на то, что несколько богатых шотландских покровителей обеспечили ему финансовую стабильность и свободу для инноваций на протяжении большей части его карьеры, Ренни в конечном счёте был разочарован тем, что школа Глазго не была так популярна в его родной стране, как в других местах. Он смирился с этим фактом и переехал в Лондон, где провёл последние годы своей карьеры среди покровителей и сверстников, которые, по его мнению, более адекватно оценивали его как художника. Сегодня его легендарная роза и другие характерные элементы стиля школы Глазго по-прежнему отмечаются по всей Шотландии как один из важнейших вкладов страны в историю искусства и дизайна.
Культовая роза Макинтоша
Дизайн текстиля: Роза и слеза Чарльза Ренни Макинтоша, 1915-28 годы. \ Фото: myddoa.com.
Если вы когда-нибудь наткнётесь на шкаф рубежа веков, образец ткани или даже современный музейный сувенир с упрощённым рисунком розы — скорее всего, он был разработан Макинтошем. Его знаменитая на весь мир роза на сегодняшний день остаётся самым запоминающимся и наиболее распространённым из множества дизайнов Ренни.
Из всех его работ именно роза олицетворяет то, что сделало Макинтоша новаторским дизайнером. Его творение успешно сочетает в себе, казалось бы, разрозненную эстетику в одно гармоничное целое. Геометрические углы дополняют органические изгибы, а тяжёлые промышленные материалы сочетаются с нежными пастельными тонами и в результате мотив получается потрясающе простым и универсальным.
Культовая роза Чарльза Ренни Макинтоша. \ Фото: i.etsystatic.com.
Одна из причин, по которой роза Макинтош находит отклик, заключается в том, что она может выделяться как произведение искусства и придавать характер более сложному общему дизайну. Второй пример — это иллюстрация, которую Макинтош разработал для украшения передней части деревянного шкафа. Объект — женщина, держащая розу. Но вместо того, чтобы создавать репрезентативную композицию, Ренни рассматривал предмет как возможность раздвинуть эстетические границы линии, формы и масштаба.
Подобного рода текстильный дизайн является одной из самых зрелых итераций розового мотива от Mackintosh. И если внимательно посмотреть на композицию, то можно заметить, что каждая роза неуловимо отличается от остальных. Это подчёркивает творческое взаимодействие между современной простотой геометрии и дикой, органичной природой настоящего розового куста.
Стул с высокой спинкой
Стул с высокой спинкой, Чарльз Ренни Макинтош, 1897-1900 годы.
Среди произведений Чарльза с обманчиво простым, но удивительно экспериментальным дизайном — стул с высокой спинкой, который он изначально создал для чайных комнат Willow. Ко всему прочему он изготавливал стулья с высокой спинкой для своего собственного дома, а также многие другие модели. Отчасти благодаря тому, что Макинтош неоднократно использовал их в своих проектах total, стулья с высокой спинкой стали особенно модными на рубеже веков. Они хорошо вписались в пространства в стиле ар-нуво, которые подчёркивают эстетические качества криволинейных линий и удлинённых форм. На изображённом стуле с высокой спинкой задние ножки прямоугольные у основания и сужаются кверху, приобретая круглую форму. Это экспериментальное использование формы является образцом стиля школы Глазго, который стал известным и противоречивым из-за несоответствия эстетическим идеям и отказа от условности симметрии.
чИТАТЬ ТАКЖЕ: 5 выдающихся женщин, которые помогали стереть разницу «между прекрасным и сильным полом» архитектору Баухаусу >>
Витражи
Витражное панно Чарльза Ренни Макинтоша.
Как художественное средство витражное стекло особенно хорошо зарекомендовало себя в школьном движении Глазго. Ультрастилизированные мотивы, в том числе вышеупомянутая роза Макинтоша, могут трансформироваться при обработке в витражное изделие. Простые, чёткие линии, плоскости цвета и обширные участки негативного пространства внезапно приобрели более динамичное присутствие, когда были сформированы с помощью изогнутого металла и цветного стекла, особенно когда свет проходил через объект. Ренни и его коллеги-дизайнеры широко использовали витражи в своих архитектурных заказах, украшая двери и окна при каждой возможности. Макинтош также экспериментировал с интерьером, включив мотивы витражного стекла в мебель, ювелирные изделия из металла, а также другие мелкие декоративные предметы.
Узоры текстильного дизайна
Узоры текстильного дизайна, Чарльз Ренни Макинтош. \ Фото: i.pinimg.com.
Дизайн и производство текстиля уже были основой экономики Глазго, когда Чарльз начал разрабатывать текстильные выкройки. Его интерес к технике ручной работы и средневековой эстетике был отчасти вдохновлён британским движением искусств и ремёсел, которое проникло в Шотландию из Лондона. Макинтош и другие сторонники школы Глазго рассматривали текстиль как ещё одно средство, с помощью которого их архитектурные проекты могут быть украшены от пола до потолка. Они разработали узоры для обивки мебели, настенных покрытий, вышивок и ковров. Хотя немногие оригинальные текстильные изделия выдержали испытание временем, от дизайнов осталось много эскизов.
Дизайн текстиля: стилизованные цветы и клетка, Чарльз Ренни Макинтош, 1915-23 годы. \ Фото: i.pinimg.com.
Верные стилю школы Глазго, текстильные дизайны Mackintosh отличаются повторяющимися формами, которые чрезвычайно стилизованы и обычно удлинены. Роза Макинтоша и другие цветочные мотивы часто встречаются, но он также тяготел к более абстрактным дизайнам.
Во многих примерах геометрические мотивы, такие как шахматная доска, сочетаются с органическими, такими как упрощённые цветы, для достижения волнистого, многослойного эффекта, несмотря на плоскостность среды. Текстильные дизайны Макинтоша были коммерчески успешны, особенно когда международный модерн был на пике популярности. Он всегда мог полагаться на дизайн текстиля как на источник дохода, даже в более поздние годы, когда стиль школы Глазго стал менее востребованным.
Акварели
Букет, Чарльз Ренни Макинтош, 1917-21 годы. \ Фото: bing.com.
С наступлением двадцатого века Чарльз был разочарован, обнаружив, что стиль школы Глазго выходит из моды в Шотландии и заменяется новыми течениями современного искусства. Не желая идти на компромисс со своей эстетикой, Макинтош отказался от большей части своих дизайнерских работ в пользу акварельной живописи и покинул Шотландию в надежде почувствовать себя более ценным в континентальной Европе. Он добился некоторого успеха в качестве внештатного дизайнера текстиля, но после его смерти его работа канула в безвестность. Но вновь возобновившийся интерес к творчеству Чарльза, к счастью, способствовал возрождению, а в некоторых случаях и обширной реставрации его работ в Глазго и музеях по всему миру.
В продолжение темы история, рассказывающая о том, как Уильям Моррис, декоратор викторианской эпохи, прославился на весь мир
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Англия | История, карта, флаг, население, города и факты
флаг Англии
Смотреть все СМИ
- Население:
- (2011) 53 012 456
- Форма правления:
- Официальный язык:
- нет
- Национальная религия:
- Англиканская церковь
- Общая площадь (кв. км):
- 130 278
Посмотреть все факты и статистику →
Последние новости
16 мая 2023 г. , 15:51 по восточному времени (AP)
Фоларин Балогун предпочитает играть за США, а не за АнглиюШтаты на международном уровне вместо Англии
12 мая 2023 г., 5:54 по восточноевропейскому времени (AP)
Экономика Великобритании медленно растет в 1-м квартале, поскольку двузначная инфляция сдерживает потребительские расходыЭкономика Великобритании росла вяло в течение первых трех месяцев года, поскольку двузначная инфляция сдерживала потребительские расходы, а волнения среди рабочих сократили производство в самых разных отраслях, от транспорта до здравоохранения и образования
11 мая 2023 г., 11:34 по восточноевропейскому времени ( AP)
Банк Англии повысил процентные ставки в Великобритании до самого высокого уровня с 2008 годаБанк Англии поднял процентные ставки до самого высокого уровня с конца 2008 года, поскольку он продолжает бороться с упорно высокой инфляцией в Великобритании. Решение, принятое в четверг Комитет по денежно-кредитной политике банка, состоящий из девяти членов, повысит основную процентную ставку на четверть процентного пункта до 4,5%, чего многие ожидали на финансовых рынках
6 мая 2023 г.
Король Карл III был коронован в Вестминстерском аббатстве на церемонии, пропитанной древним ритуалом и наполненной роскошью в то время, когда монархия стремится оставаться актуальной в раздробленной современной Британии
5 мая 2023 г., 12:09 по восточному времени (AP)
Король Карл III удивляет толпу у Букингемского дворцаКороли Карл III удивляют толпу людей, собравшихся у Букингемского дворца в ожидании его коронации
Англия , преобладающая составная часть Соединенного Королевства, занимающая более половины острова Великобритании.
За пределами Британских островов Англия часто ошибочно считается синонимом острова Великобритании (Англии, Шотландии и Уэльса) и даже всего Соединенного Королевства. Несмотря на политическое, экономическое и культурное наследие, обеспечившее увековечивание ее имени, Англия больше официально не существует как государственная или политическая единица — в отличие от Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, которые имеют разную степень самоуправления во внутренних делах.
дела. Учреждения редко работают только в Англии. Заметными исключениями являются англиканская церковь (Уэльс, Шотландия и Ирландия, включая Северную Ирландию, имеют отдельные отделения англиканской общины) и спортивные ассоциации крикета, регби и футбола. Во многих отношениях Англия, по-видимому, была поглощена большей массой Великобритании после принятия Акта об унии 1707 года9.0003Пронизанная великими реками и небольшими ручьями, Англия представляет собой плодородную землю, и щедрость ее почвы на протяжении тысячелетий поддерживала процветающую сельскохозяйственную экономику. В начале 19 века Англия стала эпицентром всемирной промышленной революции и вскоре стала самой промышленно развитой страной мира. Извлекая ресурсы со всех заселенных континентов, такие города, как Манчестер, Бирмингем и Ливерпуль, превращали сырье в промышленные товары для глобального рынка, а Лондон, столица страны, превратился в один из выдающихся городов мира и центр политической и экономической жизни. , и культурная сеть, простиравшаяся далеко за пределы Англии.
Одной из основных характеристик английского языка является разнообразие в пределах небольшого компаса. Ни одно место в Англии не находится на расстоянии более 75 миль (120 км) от моря, и даже самые дальние точки страны находятся не более чем в дне пути по дороге или по железной дороге от Лондона. Англия, образовавшаяся в результате союза небольших кельтских и англо-саксонских королевств в период раннего средневековья, долгое время состояла из нескольких отдельных регионов, каждый из которых отличался диалектом, экономикой, религией и характером; действительно, даже сегодня многие англичане идентифицируют себя по регионам или графствам, из которых они происходят, например, Йоркшир, Уэст-Кантри, Мидлендс, и сохраняют прочные связи с этими регионами, даже если они живут в другом месте. Однако общие черты важнее этих различий, многие из которых начали исчезать в эпоху после Второй мировой войны, особенно с превращением Англии из сельского общества в высокоурбанизированное.
Островное расположение страны имело решающее значение для развития английского характера, который воспитывает, казалось бы, противоречивые качества откровенности и сдержанности наряду с конформизмом и эксцентричностью, ценит социальную гармонию и, как и многие островные страны, хорошие манеры. которые обеспечивают упорядоченные отношения в густонаселенном ландшафте.Викторина «Британника»
Поездка в Европу
С потерей британской обширной заморской империи в середине 20-го века Англия пережила кризис идентичности, и много энергии было посвящено дискуссиям об «английскости» — то есть не только о том, что значит быть англичанином в стране. в котором сейчас проживает большое количество иммигрантов из многих бывших колоний, и он гораздо более космополитичен, чем замкнут, но также и о том, что значит быть англичанином, а не британцем. Хотя английская культура опирается на культуры мира, она совершенно не похожа ни на одну другую, хотя ее трудно идентифицировать и определить. Среди них — английский писатель Джордж Оруэлл, «революционный патриот», ведавший хроникой политики и общества в XIX веке.30-е и 40-е годы, отмеченные в Лев и единорог (1941):
Есть что-то самобытное и узнаваемое в английской цивилизации… Она как-то связана с плотными завтраками и хмурыми воскресеньями, прокуренными городами и извилистыми дорогами, зеленые поля и красные ящики-колонны. Он имеет свой собственный вкус. При этом она непрерывна, она простирается в будущее и прошлое, в ней есть нечто сохраняющееся, как в живом существе.
Для многих Оруэлл не хуже других уловил суть того, что Шекспир называл «этот благословенный сюжет, эта земля, это царство, эта Англия».
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
ПодписатьсяЗемля
Англия граничит на севере с Шотландией; на западе Ирландским морем, Уэльсом и Атлантическим океаном; на юге у Ла-Манша; и на востоке Северным морем.
Рельеф
Рельеф Англии низкий, но, за исключением востока, редко равнинный. Большая часть его состоит из холмистых склонов с самыми высокими возвышенностями на севере, северо-западе и юго-западе. Этот ландшафт основан на сложных базовых структурах, образующих замысловатые узоры на геологической карте Англии. Самые старые осадочные породы и некоторые изверженные породы (в виде изолированных гранитных холмов) находятся в Корнуолле и Девоне на юго-западе полуострова, древние вулканические породы лежат под частями Камбрийских гор, а самые современные аллювиальные почвы покрывают болота Кембриджшира, Линкольншира и Норфолк. Между этими областями лежат полосы песчаников и известняков разных геологических периодов, многие из которых являются реликтами первобытных времен, когда большие части центральной и южной Англии были затоплены теплыми морями. Геологические силы подняли и сложили некоторые из этих горных пород, образовав хребет северной Англии — Пеннины, которые возвышаются на 2,9 м над уровнем моря. 30 футов (893 метра) в Кросс-Фелл. Камбрийские горы, которые включают в себя знаменитый Озерный край, достигают 3210 футов (978 метров) в Скафелл-Пайк, самой высокой точке Англии. Сланец покрывает большую часть северной части гор, а толстые слои лавы находятся в южной части. Другие осадочные слои образовали цепи холмов высотой от 965 футов (294 метра) в Норт-Даунс до 1083 футов (330 метров) в Котсуолдсе.
Холмы, известные как Чилтернс, Норт-Йоркские пустоши и Йоркширские и Линкольнширские холмы, были округлены до характерных плато с обращенными на запад откосами в течение трех последовательных ледниковых периодов эпохи плейстоцена (примерно от 2 600 000 до 11 700 лет назад). Когда растаял последний ледяной щит, уровень моря поднялся, затопив сухопутный мост, соединявший Великобританию с материковой частью Европы. Глубокие отложения песка, гравия и ледниковой грязи, оставленные отступающими ледниками, еще больше изменили ландшафт. Эрозия дождем, рекой, приливами и оседанием в некоторых частях восточной Англии впоследствии сформировала холмы и береговую линию. Плато известняка, гравелита и каменноугольных пластов связаны с крупными угольными месторождениями, некоторые из которых существуют в виде выходов на поверхность.
Геологическая сложность Англии ярко проявляется в каменистой структуре береговой линии. Вдоль южного побережья от древних гранитных скал Лендс-Энда на крайнем юго-западе тянется череда песчаников разного цвета и известняков разного возраста, завершающаяся белым мелом от острова Уайт до Дувра. Разнообразная панорама скал, заливов и устьев рек отличает английскую береговую линию, длина которой с ее многочисленными углублениями составляет около 2000 миль (3200 км).
Чарльз Ренни Макинтош — Искусство Чарльза Ренни Макинтош
Чарльз Ренни Макинтош был уважаемым архитектором, известным созданием зданий, которые излучали безмятежную атмосферу и, казалось, дышали жизнью. Однако он был не только архитектором — работы Чарльза Ренни Макинтоша также включали акварели и дизайн интерьера. Среди самых популярных его работ — роза Чарльза Макинтоша, прекрасная иллюстрация его характерного использования мягких изгибов и резких углов. Чтобы узнать все захватывающие подробности о биографии и творчестве Чарльза Ренни Макинтоша, ознакомьтесь с подробной статьей ниже.
Содержание
- 1 Биография Чарльза Ренни Макинтоша
- 1.1 Детство
- 1.2 Образование и обучение
- 1.3 Зрелый период
- 1.4 Поздний период
- 1.5 Наследие
- 2 Произведения и дизайн Чарльза Ренни Макинтоша
- 2.1 Интерьер квартиры Макинтоша на главной улице (1900 г.)
- 2.2 Комната класса люкс в чайных комнатах Willow (1903 г.)
- 2.3 Hill House (1904 г.)
- 2.4 Школа искусств Глазго (1909)
- 2.5 Fritillaria (1915)
- 3 Часто задаваемые вопросы
- 3.1 Кем был Чарльз Ренни Макинтош?
- 3.2 О чем были произведения Чарльза Ренни Макинтоша?
Биография Чарльза Ренни Макинтоша
Национальность | 9 0165 Шотландский|
Дата рождения | 7 июня 1868 |
Дата смерти | 10 декабря 1928 |
Место рождения | Глазго, Шотландия |
Дата завершения | 9016 5 1900|
Функция | Домашний |
Средний | Стекло, дерево |
Местоположение | Глазго, Шотландия |
Незадолго до женитьбы на Маргарет Макдональд Макинтош начал проектировать внутреннее пространство своего нового дома в Глазго. Все было так тщательно размещено в минималистичном пространстве, что каждый предмет, казалось, добавлял общей гармонии комнате. В пространство были добавлены дополнительные штрихи, такие как плавно изогнутая деревянная часть на верхней части камина, что сделало пространство мягким и домашним. Минималистская эстетика была усилена отсутствием беспорядка, мягкими цветами и чистыми линиями повсюду.
Это сильно отличалось от типичных, довольно душных и темных интерьеров драпированных викторианских интерьеров, которые были характерны для того времени.
Хотя большая часть первоначальной квартиры осталась такой, какой она была найдена, пара привезла некоторые дополнительные предметы, такие как модифицированная мебель из их предыдущего дома, письменный стол и курительный шкаф. Макдональд также добавил декоративные панели, которые были специально разработаны, чтобы вписаться в их новый дом.
Комнаты были оформлены в сдержанных и тонких цветовых сочетаниях, таких как белый и серый, или в черной, белой и коричневой палитре столовой.
Каждая комната была украшена японскими гравюрами, украшавшими голые стены. Поскольку у нас есть только черно-белые фотографии, которые намекают на то, как на самом деле выглядела резиденция, на самом деле в пространстве было использовано гораздо больше цвета, чем кажется. Например, в их спальне витраж на самом деле фиолетового цвета, а панели окрашены в зеленый цвет.
Комната люкс в чайных комнатах Ивы (1903)
Дата завершения | 1903 | Function | Tearoom |
Medium | Текстиль, стекло, дерево |
Расположение | Глазго, Шотландия |
В начале 1900-х годов в Глазго было полно клубов, созданных для рабочих, которые любили расслабиться после работы за парой коктейлей. В то время также возникло движение, известное как движение за воздержание, которое выступало против употребления алкоголя и вместо этого общалось в специально оборудованных чайных, где они могли общаться и обсуждать искусство вместо того, чтобы подвергаться воздействию более грубых элементов шотландской культуры. общество. Все эти чайные были спроектированы Макинтошем, которому их владелица Кэтрин Крэнстон предоставила полный творческий контроль над проектом.
Яркие деревянные потолки когда-то были характерной чертой чайной Willow Tearoom, которая была еще одним элементом дизайна, заимствованным из японского дизайна интерьера.
Когда чайные впервые открылись, гости входили через полностью белый фасад здания, а затем проходили между различными металлическими экранами, украшенными декоративными элементами, и попадали в пространство, заполненное высокими стульями со спинками. Стены комнат украшали изображения фруктов, женщин, павлинов и роз.
Все эти изображения должны были представлять символические ссылки, используемые авангардным символистским движением.
Гости часто интерпретировали их как имеющие сексуальный подтекст и значение, что указывало на разницу в интерпретации между теми, кто находился внутри движения, и теми, кто смотрел внутрь. Однако это мог быть преднамеренный выбор, предназначенный для действия. как спорный предмет для разговора, призванный привлечь потенциальных клиентов в чайные комнаты.
Висячие чайные комнаты Willow Tea Rooms, Глазго (ок. 1904 г.) Чарльза Ренни Макинтоша; Public Domain, Ссылка
Hill House (1904)
Дата завершения | 19 04 |
Функция | Жилая |
Средняя | Железо, стекло, камень, дерево |
Местоположение | Хеленсбург, Шотландия |
Hill House — еще один пример разнообразных стилей и вкусов Чарльза Ренни Макинтоша. Можно заметить сильное влияние стиля «Искусство и ремесла», баронского стиля и дизайна CFA Voysey. Входная дверь расположена в глубоко утопленном портике между очень толстыми стенами. На самом деле сначала был разработан интерьер, а внешняя структура — вокруг этого дизайна.
Это отражало его стремление к тому, чтобы его архитектура представляла собой единое целое, где объединение здания в единое целое было более важным, чем какой-либо отдельный аспект сам по себе.
Эскиз дома на холме в Хеленсбурге Чарльза Ренни Макинтоша из Ежегодника студии за 1907 год; Неизвестный автор Неизвестный автор, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Библиотека была сделана из темного дерева и украшена ярким цветным стеклом. На витражах изображены обнаженные фигуры и цветы, их красочные отражения перемещаются по пространству, когда свет, заливающий лестничную клетку, меняет положение в течение дня. На фасаде также были элементы, которые были созданы из твердых и грубых материалов, но были сформированы и представлены таким образом, что общий вид казался более мягким и доступным.
Это последнее сохранившееся здание, спроектированное Макинтошем, поскольку его самая известная архитектурная работа, Школа искусств в Глазго, была полностью уничтожена ужасным пожаром.
Школа искусств Глазго (1909)
Дата завершения | 1 909 |
Функция | Школа |
Средняя | Железо, камень, стекло, дерево |
Местоположение | Глазго, Шотландия |
Макинтош отвечал за модернизацию интерьера и экстерьера Школы искусств, и его целью было превратить объект в флагман его плюралистического архитектурного стиля. Он был вдохновлен величественными баронскими башнями Шотландии и считал использование в них стекла, железа и камня очень современным для своего времени.
Его идеальный внешний вид для его строительных проектов был смесью традиционных национальных стилей и его уникальной личной эстетики свободного течения.
Школа искусств Глазго, спроектированная Чарльзом Ренни Макинтошем – здание, значительно опередившее свое время, 1898–1899 гг.; National Library of Australia Commons, без ограничений, через Wikimedia Commons
Характерной особенностью дизайна интерьера здания является японское влияние, заметное в эффективном, но сдержанном использовании декоративных элементов повсюду. Есть также намек на влияние Баухауза с включением прямолинейной формы и характерного дизайна окон.
Философия дизайна интерьера Mackintosh выражала стремление объединить дух и тело, создавая внутренние пространства, которые представляли собой идеальный симбиоз формы и функции.
Библиотека, расположенная в центре здания, напоминала конструкции японских домов, с внутренними помещениями, освещенными солнечным светом, проникающим через массивные окна, и площадью, разделенной деревянными балками. Комнаты-студии были довольно минималистичными и строгими по своему характеру, но уравновешенными декоративным дополнением цветочных изделий из металла в стиле ар-нуво. Эти стилистические контрасты были общей чертой дизайна Макинтоша, отражая его желание смешать чистоту с чувственностью.
Металлические изделия, созданные Чарльзом Ренни Макинтошем в Школе искусств Глазго, 2013 г.; Дэйв и Марджи Хилл / Клеруп, CC BY-SA 2.0, через Wikimedia Commons Дата завершения 1915 Функция Работа Средний Акварель Расположение Hunterian Museum, Глазго
Помимо широко известных архитектурных и интерьерных проектов, работы Чарльза Ренни Макинтоша также включают его акварельные цветочные этюды. Около 30 различных цветочных этюдов были созданы художником, когда пара жила в Уолберсвике, картины изначально предназначались для использования в книге, но преждевременное начало Первой мировой войны положило конец этим планам.
Макинтошу удалось создать очень стилизованную, но при этом естественно выглядящую картину, в которой ботаническая точность идеально сочетается с изрядной долей художественной лицензии.
Fritillaria (1915) Чарльза и Маргарет Макинтош; Чарльз Ренни Макинтош, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Несколько работ Чарльза Ренни Макинтош были созданы в сотрудничестве с его женой Маргарет Макдональд. Для художников различные элементы картины представляли нечто уникальное: листья и стебли растения были жизнью, а вырастающие из них цветы — искусством. И точно так же, как кто-то предлагает цветы, он должен предложить миру свое искусство в качестве подарка, частичку себя, проявленную в творческом самовыражении и поделенную с окружающим миром. Это произведение искусства, сочетающее в себе предполагаемые символы и реалистичную эстетику, представляет собой точку встречи его символистских тенденций с более коммерческими пейзажными картинами его французского периода.
Чарльз Ренни Макинтош был известным архитектором-модернистом, принявшим минималистическую эстетику японского дизайна. Его работы известны своим мягким и изогнутым дизайном, чистыми линиями и лаконичным макетом. Вместе со своей женой Маргарет Макдональд работы Чарльза Ренни Макинтоша также включали цветочные акварели и мотивы, такие как розы Ренни Макинтоша. Биография Чарльза Ренни Макинтоша показывает экстремальные взлеты и падения, которые, возможно, способствовали его общему умственному ухудшению, но также были источником его творческих моментов возвышенного вдохновения.
Часто задаваемые вопросы
Кем был Чарльз Ренни Макинтош?
Чарльз Ренни Макинтош был архитектором, а также дизайнером интерьеров и художником. Его проекты всегда были чистыми и минималистичными, но в то же время домашними, сочетая строгие пространства с декоративными украшениями, смешивая сферы сексуальности и пуританства. Несмотря на то, что он был очень талантлив, он не всегда получал заслуженное признание, которое часто приводило его к приступам депрессии, алкоголизма и отчаяния. Переезд в более солнечные регионы помог возобновить его творчество, но, к сожалению, он был вынужден вернуться в Лондон, чтобы регулярно посещать больницу, так как у него во рту образовалась раковая опухоль.
О чем были произведения Чарльза Ренни Макинтоша?
Чарльз Ренни Макинтош был талантливым и артистичным человеком, успешным архитектором и акварелистом. Он не только рисовал в одиночку, но и создавал произведения в сотрудничестве со своей женой Маргарет Макдональд, создавая культовые мотивы, такие как роза Ренни Макинтош. Его желание как дизайнера состояло в том, чтобы создать пространство, которое было бы минималистичным, но имело штрихи, добавляющие тонкое ощущение комфорта и гармонии.