Чехов в ялте – «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник»| Официальный сайт

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте, Белая дача

 

 

  Дом-музей А.П. Чехова в Ялте

Расположен по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112
Режим работы: с 10.00 до 18.00
Касса: с 10.00 до 17.30 
Выходные: понедельник, вторник
Справки по телефону: (3654) 39-49-47; +7 (988) 317-91-33
 

 

Осенью 1898 года А.П.Чехов поселился в Ялте. В конце октября он купил участок на окраине города, в деревне Верхняя Аутка. Здесь писатель построил для своей семьи «новое гнездо»: дом и флигель, которые составляют единый архитектурный ансамбль.

Автор проекта — архитектор Л.Н.Шаповалов.

Писатель жил в этом доме с августа 1899 по 1 мая 1904 года вместе с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной. Жена, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса Московского Художественного театра, приезжала сюда в свободное от репетиций и спектаклей время.

Днем новоселья считается 9 сентября 1899 г. Местные жители назвали ялтинский дом Чехова «Белая дача». Здесь написаны повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архирей», «На святках», «Невеста», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», отредактировано первое Полное собрание сочинений. В письме к сестре, датированном 3 августа 1901 г., Антон Павлович завещал ей в пожизненное владение ялтинскую дачу, деньги и доход с драматических произведений. После кончины писателя, до 1917 года, М.П.Чехова часто зимой жила в Москве, работая над материалами архива брата, а лето проводила в ялтинском доме, чтобы сберечь его обстановку и производить ремонт. Дом содержался на ее личные средства, поступавшие от авторских отчислений за постановки пьес Чехова, и от изданного ею эпистолярного наследия писателя.

М.П.Чехова сохранила в неприкосновенности всю обстановку комнат брата, а также ценнейший литературный архив. Весной 1917 г. Мария Павловна переехала из Москвы в Ялту вместе с матерью на постоянное место жительства. Евгения Яковлевна Чехова скончалась 3 января 1919 г. Похоронена в Ялте. Вскоре после окончания Гражданской войны, 9 апреля 1921 года, сестра писателя получила Охранную грамоту Ялтинского ревкома за подписью комиссара М.Н.Шабулина. Документ закрепил за домом Чехова статус объекта, особо охраняемого государством.

С этого момента Белая дача в Ялте становится государственным музеем, а Мария Павловна – его пожизненной хранительницей и директором. Ей пришлось пережить в ялтинском доме сильное землетрясение 1927 года и немецко-фашистскую оккупацию в 1941-1944 гг . Несмотря на это, ей удалось сберечь и дом, и все, что в нем находилось.

За заслуги по сохранению чеховского наследия 14 июля 1944 г. Мария Павловна награждена орденом Трудового Красного Знамени, а к 90-летию, в 1953 году ей было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. М.П.Чехова умерла 15 июля 1957 года и похоронена на ялтинском кладбище.

После смерти М.П.Чеховой на соседнем с чеховским участке было построено в 1964 г. по проекту архитектора Перемиловского здание литературного музея. В нем размещаются временные тематические выставки, а также стационарная экспозиция «Жизнь и творчество А.П.Чехова». Перед зданием установлен мраморный бюст А.П.Чехова работы скульптора Н.Лавинского. .

yalta-museum.ru

Ялта. Антон Павлович Чехов

Дача А. П. Чехова в Ялте

Мелихово пришлось продать. Некоторое время и Антон Павлович и Мария Павловна колебались, — не оставить ли им Мелихово за собою. Слишком многое было связано с ним.

Но как раз в это время, в октябре 1898 года, умер Павел Егорович, и Мелихово как-то опустело без него.

А. П. Чехов в Ялте (1900)

О переселении в Ялту Чехов думал с тяжелым чувством. Он и раньше недолюбливал Ялту. Еще в 1888 году, приехав сюда, он писал сестре:

«Ялта — это помесь чего-то европейского, напоминающего виды Ниццы, с чем-то мещански-ярмарочным. Коробкообразные гостиницы, в которых чахнут несчастные чахоточные… рожи бездельников-богачей с жаждой грошовых приключений, парфюмерный запах вместо запаха кедров и моря, жалкая, грязная пристань, грустные огни вдали на море, болтовня барышень и кавалеров, понаехавших сюда наслаждаться природой, в которой они ничего не понимают, — все это в общем дает такое унылое впечатление…»

Не природа Крыма, а буржуазная пошлость тогдашней Ялты отталкивала Чехова. Однако и природа эта была прекрасна на месяц-два, — жить хотелось Антону Павловичу среди среднерусских пейзажей, от которых он был неотделим. Отвращение к ялтинскому «духу», к безвкусице, наглости буржуазной толпы с ее нарядами, скукой; тоска по любимой женщине, с которой он мог встречаться, даже после того, как она стала его женой, лишь урывками, когда она приезжала в Ялту или когда кратковременное улучшение здоровья позволяло ему приехать в Москву; тоска по любимому театру, по любимой Москве, Петербургу, чувство отрезанности и одиночества, особенно обидное в период общественного подъема, в котором Чехов хотел лично участвовать, быть в курсе всех событий, — все это делало жизнь в Ялте непереносимой. Антон Павлович называл Ялту своей «теплой Сибирью», «Чёртовым островом»

А. П. Чехов в Ницце (1898)

Большой радостью для него был приезд в Крым Художественного театра. До этого Антон Павлович был знаком с театром лишь по некоторым репетициям, на которых он присутствовал, да еще по спектаклю «Чайка», который был показан специально для него, в чужом помещении, когда Чехов, после окончания театрального сезона, приехал на короткое время в Москву. Теперь же театр привез для гастролей в Севастополе и Ялте целый репертуар, в котором был и «Дядя Ваня».

«Это была весна нашего театра, — вспоминал К. С. Станиславский, — самый благоуханный и радостный период его молодой жизни… Мы сказали себе:

«Антон Павлович не может приехать к нам, так как он болен, поэтому мы едем к нему, так как мы здоровы. Если Магомет не идёт к горе, гора идет к Магомету…»

Это была благоуханная и радостная весна и в жизни Чехова. К нему, больному, тоскующему на «Чёртовом острове», приехал театр, так высоко поднявший и «Чайку» и «Дядю Ваню», театр, полный молодых сил, веры в будущее! Этой весной Антон Павлович связал свою жизнь с О. Л. Книппер.

В Ялте в это время был «почти весь литературный мир» — Горький, Мамин Сибиряк, Куприн, Бунин, Станюкович, Елпатьевский, Чириков.

«Ежедневно, — вспоминает Станиславский, — в известный час, все актеры и писатели сходились на даче Чехова, который угощал гостей завтраком. Хозяйничала сестра Антона Павловича, Мария Павловна, наш общий друг. На главном месте хозяйки восседала мать Антона Павловича, прелестная старушка, всеми нами любимая…»

Антон Павлович построил дом в Аутке — «белую дачу», как называли ее местные жители, развел сад. Кроме того, он купил еще маленькое именьице Кучук-Кой, километрах в сорока от города.

Жить в Ялте еще и потому было непереносимо для Антона Павловича, что его угнетал контраст праздной роскоши сытых пошляков и страшной нищеты чахоточных больных-бедняков. Он хлопотал о множестве тружеников, приезжавших сюда в надежде поправить здоровье.

«Мне очень часто, — вспоминал Горький, — приходилось слышать от него:

— Тут, знаете, один учитель приехал… больной, женат, — у вас нет возможности помочь ему? Пока я его уже устроил…

А. П. Чехов и Л. Н. Толстой в Гаспре (1901)

Однажды он позвал меня к себе в деревню Кучук-Кой, где у него был маленький клочок земли и белый, двухэтажный домик. Там, показывая мне свое «именье», он оживленно заговорил:

— Если бы у меня было много денег, я устроил бы здесь санаторий для больных сельских учителей. Знаете, я выстроил бы этакое светлое здание — очень светлое, с большими окнами и с высокими потолками. У меня была бы прекрасная библиотека, разные музыкальные инструменты, пчельник, огород, фруктовый сад; можно бы читать лекции по агрономии, метеорологии; учителю нужно все знать, батенька, все!»

Никогда не покидало Чехова чувство личной ответственности за всю жизнь страны. «Знаете, — говорил он Горькому, — когда я вижу учителя, мне делается неловко перед ним и за его робость, и за то, что он плохо одет, мне кажется, что в этом убожестве учителя и сам я чем-то виноват… серьезно!»

«Белая дача» в Ялте притягивала к себе людей со всех концов страны, — среди них много «маленьких людей», вступавших на порог чеховского дома со страхом и благоговением. Антон Павлович владел искусством быстро возвращать их к естественности и простоте. И они уходили с чувством, что побыли у своего человека.

Гремела его слава по родной стране и по всему миру, а он все острее чувствовал неудовлетворенность своим творчеством. В ответ на вопрос жены, почему он ничего не рассказывает ей в письмах а произведениях, над которыми работает, он объясняет свое молчание тем, что «ничего нет ни нового ни интересного. Напишешь, прочтешь, и видишь, что это уже было, что это уже старо. Надо бы чего-нибудь новенького, кисленького…»

Тут было не только его постоянное недовольство собой как писателем, но и чувство новизны всей той жизни, в которую вступала родина, стремление сказать о том новом и великом, что назревало в стране. Он писал Горькому: «Я мало, почти ничего не знаю, как и подобает россиянину, проживающему в Татарии, но предчувствую очень многое».

«С каким удовольствием, — писал он В. Ф. Комиссаржевской, — я поехал бы теперь в цивилизованные страны, в Петербург например, чтобы пожить там, потрепать свою особу. Я чувствую, как здесь я не живу, а засыпаю, или все ухожу, ухожу куда-то без остановки, бесповоротно, как воздушный шар».

Он считал, что и климат московский ему полезнее крымского. Некоторые из врачей, лечивших его, как профессор Остроумов, в клинике которого Антон Павлович лежал в 1897 году, придерживались этой же точки зрения.

Болезнь уносила и уносила его «куда-то без остановки, бесповоротно, как воздушный шар», — уносила вопреки жажде жизни, которая у него была теперь сильнее, чем когда-либо.

А. П. Чехов и Л. Н. Толстой в Гаспре (1902)

Последние годы жизни Антона Павловича были окрашены дружбой с Л. Н. Толстым и Горьким. Осенью 1901 года Толстой, перенеся воспаление легких, жил в Гаспре. Чехов нередко бывал у него. По словам Горького, «Чехова Лев Николаевич любил, и всегда, глядя на него, точно гладил лицо А. П. взглядом своим, почти нежным в эту минуту. Однажды Антон Павлович шел по дорожке парка… а Толстой, еще больной в ту пору, сидя в кресле, на террасе, весь как-то потянулся вслед, говоря вполголоса:

— Ах, какой милый, прекрасный человек: скромный, тихий, точно барышня! И ходит, как барышня, просто — чудесный!»

Горький вкладывал в свое чувство к Чехову столько нежной любви, страстного восторга, восхищения каждым душевным движением Антона Павловича, всем его обликом, что нельзя иначе назвать это чувство, как благоговейным удивлением, что существует такой прекрасный человек на свете.

И Чехов любил Горького, одним из первых оценил его и предрек, что из Горького «выйдет большущий писателище». Многое сближало их между собою и, быть может, в первую очередь преклонение перед трудом, разумом, культурой.

Горький, по его словам, не видевший «человека, который чувствовал бы значение труда, как основания культуры, так глубоко и всесторонне, как Антон Павлович», отмечал, что это выражалось у Чехова «во всех мелочах домашнего обихода, в подборе вещей и в той благородной любви к вещам, которая, совершенно исключая стремление накоплять их, не устает любоваться ими как продуктом творчества дела человеческого. Он любил строить, разводить сады, украшать землю, он чувствовал поэзию труда. С какой трогательной заботой наблюдал он, как в саду его растут посаженные им плодовые деревья и декоративные кустарники! В хлопотах о постройке дома в Аутке он говорил:

— Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша».

Горький и Чехов нашли самые потаенные, заветные тропки друг к другу. В мировом искусстве не было художников, которые так глубоко чувствовали бы поэзию труда, как Чехов и Горький. Оба они в творчестве своем выразили могучее трудолюбие своего народа. Вера в то, что народ русский создаст на родной земле жизнь, достойную своего величия, была непоколебима и у Горького и у Чехова.

Горький чувствовал самое главное, коренное и в творчестве и в человеческом облике Чехова.

Он хорошо понимал его внутреннюю силу, твердость воли.

«В его серых, грустных глазах, — вспоминал Горький, — почти всегда мягко искрилась тонкая насмешка, но порой эти глаза становились холодны, остры и жестки; в такие минуты его гибкий задушевный голос звучал тверже, и тогда — мне казалось, что этот скромный, мягкий человек, если он найдет нужным, может встать против враждебной ему силы, крепко, твердо и не уступит ей».

Нельзя не вспомнить в связи с этим, что другой проникновенный художник, И. Репин, тоже воспринимал Чехова как сильного, мужественного человека:

«Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества.

Мне он казался несокрушимым силачом по складу тела и души…»

Антон Павлович делился с Горьким такими своими мыслями, которые раскрывают нам все отношение Чехова к главным героям его творчества — отношение и любовное, и грустное, и ироническое. Мы надеемся на то, говорил Чехов Горькому, что жизнь будет лучше «через двести лет», но «никто не заботится, чтобы это лучше наступило завтра».

А. П. Чехов и А. М. Горький в Ялте (1901)

Антон Павлович любил своих героев, мечтающих о прекрасном будущем, но он и иронизировал, с грустной своей и мудрой усмешкой, над бездейственностью их мечты, над тем, что они не умеют бороться за ее осуществление.

С именем Горького связано было и серьезное общественно-политическое выступление Антона Павловича — протест против изгнания Горького из числа почетных академиков. Горький и знаменитый драматург А. В. Сухово-Кобылин, автор «Свадьбы Кречинского», «Дела» и «Смерти Тарелкина», в феврале 1902 года были избраны почетными академиками по разряду изящной словесности. Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, поэт А. М. Жемчужников были избраны почетными академиками еще в апреле 1899 года, когда, по случаю столетия со дня рождения Пушкина, был основан при Академии наук разряд «изящной словесности».

Избрание в почетные академики Горького, с его славой «буревестника» революции, вызвало ошеломление и взрыв недовольства в правящих кругах. На сообщении об избрании Горького Николай II «начертал» резолюцию: «Более чем оригинально».

Президенту Академии великому князю Константину Константиновичу было приказано состряпать официальное заявление, — якобы от имени Академии, — о том, что Академия признает избрание Горького недействительным. В качестве причины «недействительности» выборов выставлялось то соображение, что Академия, дескать, «не знала», что Горький состоит под следствием по политическому обвинению.

Академия, таким образом, публично давала пощечину самой себе. Но нашлись два академика, которые не захотели по-рабски смолчать. Это были Короленко и Чехов. Оба они в знак протеста сложили с себя звание почетных академиков. В своем заявлении на имя президента Академии Чехов недвусмысленно указывал, что обвинение в политическом преступлении он не считает основанием для-объявления «недействительности» выборов.

Имя Чехова все более связывалось в сознании всей передовой России с нарастанием общественного подъема в стране, становилось одним из символов этого подъема. Антон Павлович начинал чувствовать любовь к нему тех людей, для которых он работал. Очень тронуло его приветствие, полученное им от Пироговского съезда врачей-общественников. Художественный театр показал Пироговскому съезду «Дядю Ваню» — пьесу, и автором и одним из главных героев которой были врачи. Антон Павлович волновался, просил жену: «Опиши мне спектакль, какой будет у вас для врачей. Читал, что будто врачи хотят дать вам обед, как бы в благодарность. Правда ли это? Постарайтесь, играйте получше…»

Спектакль произвел на врачей потрясающее впечатление. Среди участников Пироговского съезда было немало людей, узнавших в земском враче Астрове самих себя, в его трагической судьбе — свою судьбу тружеников «глухих углов России». В зале раздавались рыдания. Антон Павлович получил от съезда приветственные телеграммы; в одной из них говорилось: «Земские врачи глухих углов России, видевшие в исполнении художников произведение врача-художника, приветствуют товарища и навсегда сохранят память об 11 января». Антон Павлович ответил одному из участников Пироговского съезда: «Во время съезда я чувствовал себя принцем, телеграммы поднимали меня на высоту, о какой я никогда не мечтал». Другому пироговцу он написал: «Такой чести я не ожидал и не мог ожидать, и такую награду принимаю с радостью, хотя и сознаю, что она не по заслугам».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

ЧЕХОВСКИЕ МЕСТА| Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник

 

Сегодня в мире существует 9 основных музеев А.П.Чехова: шесть в России, один в Украине, один в Германии и один в Республике Шри Ланка.


1. Музей книги А.П.Чехова «Остров Сахалин», г. Южно-Сахалинск, Россия
Сахалинская обл., ул. Курильская, 42
тел. (4242) 42-33-49, 42-33-83

2. Историко-литературный музей «А.П.Чехов и Сахалин», г. Александровск-Сахалинский, Россия
Сахалинская обл., ул. Чехова, 19
тел. (424340) 7-12-45
gilmuseum.ru/

3. Государственный историко-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова «Мелихово», Россия с.Мелихово, Чеховский р-н, Московской области
т. (496) 722-40-79, 
www.chekhovmuseum.com

4. Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник А.П.Чехова, г. Таганрог, Россия
Ростовская область, г. Таганрог
www.tgliamz.ru/

5. Дом-музей А.П.Чехова на Садово-Кудринской в Москве, Россия г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 6
www.goslitmuz.ru

6. Музей А.П.Чехова в Сумах, Украина г. Сумы, ул. Чехова, 79
www.chekhov.sumy.ua

7. ГБУ РК «Дом-музей А.П.Чехова в Ялте», г. Ялта, ул. Кирова, 112, Россия
www.chekhov-yalta.org

8. Музей «Чеховский салон» в Баденвейлере, Германия Luisenstr. 5. D – 79410 Badenweiler
www.gemeinde-badenweiler.de/Kultur-Partnerschaften/Literarisches-Museum-Tschechow-Salon/Das-Literarische-Museum-Tschechow-Salon-in-Badenweiler-und-seine-Rolle-als-Plattform-internationaler-Kulturaktivitaeten

9. Музей А.П.Чехова на о. Цейлон в г. Коломбо, Шри Ланка
 

Чеховские места в Крыму


Ай-Петри, яйла.
Впервые побывал в июле-августе 1889 г. В августе 1899 г. провожал О.Л.Книппер в Москву, совершив поездку в экипаже через яйлу и Бахчисарай до Севастополя.

Ай-Тодор, маяк.
Июль-август 1899 г. Чехов навещал одного знакомого морского офицера.

Алупка.
Впервые посетил в июле 1899 г. в поездке со знакомыми по окрестностям Ялты. В течение 1901 г. бывал на благотворительных концертах с участием известных артистов и музыкантов, организованных профессором Бобровым в пользу детского туберкулезного санатория. Концерты проходили на террасе Воронцовского дворца. 5 ноября 1901 г. вместе с Л.Толстым были на прогулке.

Алушта.
Июль-август 1899 г. Посетил в одну из поездок по Южнобережью.

Бахчисарай.
Впервые побывал в июле-августе 1899 г. В августе 1899 г. был проездом, провожая О.Л.Книппер до Севастополя.

Гаспра.
Впервые побывал здесь 12 сентября 1901 г., навещая больного Л.Толстого, жившего в имении графини Паниной. Затем приезжал еще несколько раз. 5 ноября 1901 г. жена Толстого, С.А.Толстая, сняла их вместе на фотокарточку; ездили вместе в Алупку. 14 ноября 1901 г. Чехов с М.Горьким и К.Бальмонтом навещали Толстого. В январе и марте 1902 г. бывал дважды (17 января и 31 марта).

Гурзуф.
В марте 1894 г. предполагал лечиться на курорте П.И.Губонина в Гурзуфе, но остановился в Ялте. В дальнейшие годы рекомендовал своим знакомым как место для лечения. В январе 1900 г. был у О.М.Соловьевой на курорте Суук-Су. Тогда же покупает небольшой участок земли с домиком у моря. На гурзуфской даче Чехова бывали О.Л.Книппер, В.Ф.Коммиссаржевская, И.А.Бунин, А.А.Плещеев и др.
Здесь Чехов работает на пьесой «Три сестры» в августе 1900 г.

Дерекой, деревня.
Летом 1889 г. Чехов с компанией был в гостях у татарина Нури.

Исар.
В июле-августе 1899 г. Чехов с Д.М.Городецким и его дочками навещали больную жену Городецкого.

Кучук-Кой.
В декабре 1898 г. покупает участок с небольшим домиком. В апреле 1899 г. вместе с М.Горьким посещает имение. 17 октября 1899 г. ездил туда вместе с матерью и сестрой.

Ливадия.
Впервые побывал в июле 1899 г.

Массандра.
Первый раз был здесь на пикнике 17 июля 1889 г. Весной 1899 г. и осенью 1903 г. совершил прогулку со знакомыми.

Мисхор.
Впервые побывал в июле 1899 г.

Мухалатка, деревня.
В апреле-мае 1901 г. был проездом на обратном пути из Фороса. Посетил новую школу, построенную на его средства.

Олеиз.
5 декабря 1901 г. навещает М.Горького, который жил на даче «Нюра». Приезжал к Горькому и в марте 1903 г., когда тот вновь жил в Крыму.

Ореанда.
Впервые побывал тут в июле 1889 г., после переезда в Ялту приезжал сюда неоднократно. Впечатления от этих поездок отразились в рассказе «Дама с собачкой».

Севастополь.
Впервые посетил 11 -12 июля 1888 г. Севастопольские впечатления отразились в рассказе «Черный монах» (1893 г.) и ряде писем. В середине сентября 1889 г. по пути в Ялту посетил Георгиевский монастырь. С 10 по 13 апреля 1900 г. встречал труппу Московского Художественного театра, гастролировавшую в Крыму. Побывал на спектакле «Дядя Ваня», а также на постановке «Одинокие» Г.Гауптмана и «Эдда Габлер» Г.Ибсена. Посетил Херсонес. 5-7 августа 1900 г. побывал в городе, провожая О.Л.Книппер в Москву.

Балаклава.

Симеиз.
Побывал здесь в июле 1889 г.

Учан-Су, водопад.
Впервые побывал в июле 1889 г.

Феодосия.
Впервые бывал здесь с 13 по 23 июля 1888 г. проездом на Кавказ. Жил на даче А.С.Суворина, посетил художника И.К.Айвазовского в его имении «Шах-Мамай». Бывал у Суворина в сентябре 1894 и 1896
г., встречался с И.К.Айвазовским. В июле 1899 г. был проездом на пароходе из Новороссийска в Ялту вместе с О.Л.Книппер.

Форос.
В апреле-мае 1901 г. ездил к виноделу К.К.Ушкову.

Ялта.
Впервые был проездом в Феодосию в июле 1888 г. С 17 июля по 9 августа жил на даче Фарбштейна, написал повесть «Скучная история». Весной 1894 г. приехав на лечение, с 5 марта по 5 апреля жил в
гостинице «Россия» (N 39), написал рассказ «Студент». В сентябре 1898 г. приезжает в Ялту на лечение и решает поселиться здесь. В октябре покупает участок в деревне Верхняя Аутка около Ялты,
строит дом и закладывает сад. В это время живет на даче Бушева «Стратеиз» (Пушкинский бульвар, 31), затем на даче Иловайской «Омюр» (ул.Кирова, 28) и в гостинице «Марино». 9 сентября 1899 г.
поселяется с матерью и сестрой в новом доме. Последний отъезд из Ялты — 1 мая 1904 года.

yalta-museum.ru

История «Дома-музея А.П. Чехова» — Музей А.П. Чехова

Осенью 1898 года Чехов поселился в Ялте. В течение года (октябрь 1898 — сентябрь 1899) он выстроил дом и флигель, которые составляют единый архитектурный ансамбль.

Автор проекта — архитектор Л.Н.Шаповалов. Писатель жил в этом доме с августа 1899 по 1 мая 1904 года вместе с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной.

Жена Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса МХТ, приезжала сюда на каникулы. Днем новоселья на Белой даче считается 9 сентября 1899 г.

Здесь Чеховым написаны повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архирей», «На святках», «Невеста», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», отредактировано первое Полное собрание сочинений.

В письме к сестре, датированном 3 августа 1901 г., Антон Павлович завещал ей в пожизненное владение ялтинскую дачу, деньги и доход с драматических произведений.

После кончины писателя, до 1917 года, М.П.Чехова зимой жила в Москве, работая над материалами архива брата, а лето проводила в ялтинском доме, чтобы сберечь его обстановку и производить ремонт.

Дом содержался на ее личные средства, поступавшие от авторских отчислений за постановки пьес Чехова, и от изданного ею эпистолярного наследия писателя.

М.П.Чехова сохранила в неприкосновенности всю обстановку комнат брата, а также ценнейший литературный архив. Весной 1917 г.

Мария Павловна переехала из Москвы в Ялту вместе с матерью на постоянное место жительства. Евгения Яковлевна Чехова скончалась 3 января 1919 г. Похоронена в Ялте.

В 1927 году чеховский дом пережил сильное землетрясение. В здании появились трещины, обвалилась штукатурка, дом наклонился . Летом 1928 года Белая дача была полностью восстановлена.

Годы Великой Отечественной войны — один из самых сложных периодов в истории музея.

Мария Павловна, уже в преклонном возрасте, осталась в Ялте, чтобы предотвратить разграбление уникальных экспонатов. Период фашистской оккупации продолжался с 8 ноября 1941 по 16 апреля 1944 г.

В гостиной чеховского дома проживал немецкий офицер майор фон Бааке. Благодаря присутствию на Белой даче М.П.Чеховой Дом-музей был сохранен, из него не пропало ни одного мемориального экспоната.

В июле 1944 г. за работу по сохранению, изучению и изданию наследия писателя М.П.Чехова была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В день 90-летия ей было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Сестра писателя скончалась 15 января 1957 г. на 94-м году жизни, похоронена на ялтинском кладбище, рядом с могилами матери Евгении Яковлевны и брата Михаила Павловича.

В 1966 г. на территории музея в специально построенном по проекту архитектора З.В.Перемиловского здании была открыта литературная экспозиция.

В 1974-1980 годах Дом-музей А.П.Чехова в Ялте был закрыт на реставрацию.

В 1983 г. открылась новая литературная экспозиция «Жизнь и творчество А.П.Чехова».

В настоящее время Государственное бюджетное учреждение «Дом-музей А.П.Чехова в Ялте» находится в подчинении Министерства культуры Республики Крым.

yalta-museum.ru

Чехов и Ялта — история в фотографиях — LiveJournal

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1600-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1905-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1939, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1960-е? дети, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1990е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВДНХ, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гитлер, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, Пушкин, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авто-история история Украины, авто=история, автомобилизм, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, альтернативка про Гитлера, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, военнная история, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, война на Кавказе, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, добро

foto-history.livejournal.com

«Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник» — Контактная информация и адрес

ГБУК РК
«Крымский литературно-художественный
мемориальный музей-заповедник»

Директор
Чернов Артем Александрович

Телефон (3654) 39-49-47

Заместитель директора
Логинов Александр Анатольевич

Телефон (3654) 39-49-47

Заместитель директора
Мальцева Наталья Игоревна

Телефон (3654) 39-49-47

Главный бухгалтер
Шенкар Виктория Игоревна

Телефон (3654) 39-49-47

Отдел приема посетителей, организации мероприятий и развития

Руководитель отдела
Панасенко Дарья Сергеевна

Телефон (3654) 39-49-47
+7 (978) 939 01 14

 

Для заказа экскурсионного обслуживания: [email protected]

 

 

 

 

 

ОТДЕЛЫ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

Дом-музей А.П. Чехова
в Ялте

Отдел «Чехов и Крым»
на даче Омюр

Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер
в Гурзуфе

Музей А.С. Пушкина
в Гурзуфе

Заведующая Домом-музеем
Пернацкая Ольга Олеговна

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112

Телефон:
(3654) 39-49-47

~ ~ ~

Заведующая отделом
Невмержицкая Татьяна Геннадьевна

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 32-а

Телефон:
​(3654) 23-53-67

~ ~ ~

Заведующая музеем
Никончук Наталья Ивановна

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, Гурзуф, ул. Чехова, 22

Телефон:
(3654) 36-30-05

~ ~ ~

Заведующая музеем
Джакаева Татьяна Вячеславовна

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, Гурзуф, ул. Набережная, 1

Телефон 8 (3654) 36-38-86
+7-978-204-86-34

~ ~ ~

Реквизиты

Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым
«Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник»

ул. Кирова, 112, г. Ялта,
Республика Крым, Российская Федерация, 298637

тел/факс: (3654) 39-49-47,
e-mail: [email protected],
Для заказа экскурсионного обслуживания: [email protected]

 

ОГРН 1169102079761
ИНН 9103081216
КПП 910301001

Счет № 40601810035101000001

Получатель:
УФК по Республике Крым
(Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым
«Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник» л-счёт 20756Э86120)
Банк получателя: Отделение РК

БИК 043510001

Объекты музея-заповедника на карте Крыма:

 

yalta-museum.ru

Экспозиция — Музей А.П. Чехова

Внутренняя обстановка дома, в котором Антон Павлович Чехов провел последние годы своей жизни, интересна и многообразна. Трудно определить, к какому стилю относится интерьер его комнат. Но сразу можно отметить простоту, уют и удобство — такие требования были предъявлены Чеховым архитектору Л.Н. Шаповалову, проектировавшему дом. Многие современники писателя, побывавшие в доме, отмечали эти качества. Широко известно описание «Белой дачи», сделанное А.И. Куприным: «она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. Вся белая, чистая, легкая, красиво несимметричная, <…> с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами…» Другой мемуарист, В.Н. Ладыженский, писал: «Дача в Крыму, в Аутке, около Ялты, была действительно построена, превосходная. И сам Чехов и Мария Павловна заботливо внесли в нее много изящества и уюта».

Время постройки «Белой дачи» совпало с расцветом модерна, при котором личностное восприятие жилища приобрело особенно большое значение. Одним из главных требований этого стиля было придание каждому помещению особого характера, отвечавшего его назначению. Необходимым условием являлась и согласованность частей, гармония целого. Чехов и Мария Павловна активно участвовали в проектировании дома. Свидетель этого творческого процесса И.Н. Альтшуллер вспоминал: «Требовалось, чтобы комнаты были по возможности изолированы. Оттого дом и имел несколько странное расположение: прямо от входа кабинет Антона Павловича, столько раз описанный, и отделенная от него незастекленной с резьбой дверью небольшая, очень светлая спальня. В другом конце коридора дверь в комнату матери, и в башенке наверху — комната Марии Павловны. Внизу столовая и комната для гостей».

В планировке дома проявилось характерное для Чеховых стремление к максимальному удобству, когда учитывались личные особенности каждого члена семьи и предполагаемых гостей.
Нельзя сказать, что ялтинская дача полностью соответствовала тому представлению о доме, какое было у Чехова. Поначалу он представлял свою жизнь на юге только в зимнее время и во временном жилище: «таком домике, чтобы, уезжая, можно было запирать его и брать с собой ключ». Семейным гнездом оставалось бы подмосковное имение Мелихово. Когда же по состоянию здоровья и по семейным обстоятельствам с Мелиховым пришлось расстаться, Чехов попытался перенести частицу усадебной подмосковной жизни на крымскую землю.
Только в трех комнатах — кабинете, спальне, гостиной — сохранилась неизменной обстановка, какая была при жизни А.П. Чехова. Хотя и сюда время внесло свои дополнения: появилась необходимость в защитных приспособлениях, электрофикации помещений и т. п.

Весь интерьер чеховского кабинета выдержан в темных тонах, в первую очередь за счет обоев. Надо отметить, что выбор обоев для ялтинского дома занял много времени у будущих обитателей. В заключительный период строительства Чехов, находившийся в Мелихове, обращался через ялтинца И.А. Cинани с распоряжениями архитектору: «Передайте Льву Николаевичу, что образчики обоев, которые я послал ему, не нравятся мне самому. Это не мой выбор. Если он : хочет выкрасить стены в кабинете, то пусть будет, как он хочет; во всем повинуюсь его вкусу, которому вполне доверяю». В конце концов для кабинета были выбраны обои с золотыми лилиями по вишневому фону. Свет из большого венецианского окна и цветные блики его витража оживляют комнату. «По обеим сторонам окна опускаются прямые, тяжелые темные занавески, — описывает А.И. Куприн чеховский кабинет, — на полу большой, восточного рисунка, ковер. Эта драпировка смягчает все контуры и еще больше темнит кабинет, но благодаря ей ровнее и приятнее ложится свет от окна на письменный стол…» Особенное освещение в доме подметил и М. Булгаков, побывавший здесь летом 1925 года: «Верхние стекла в трехстворчатом окне цветные; от этого в комнате мягкий и странный свет».

Оживление и усложнение пространства кабинета создается за счет архитектурно- планировочных особенностей, которые соответствовали личным запросам и вкусам Чехова, а также отвечали требованиям времени. «Современный обыватель не терпит однообразного четырехугольного вида комнат. Такого деревянного ящика он не выносит», -писалось в журнале «Столяр» в начале XIX века. Одной из основных черт интерьера стиля модерн является деление одного помещения на функциональные зоны. В чеховском кабинете различаются несколько зон для работы, отдыха, приема посетителей. Рабочее место писателя за письменным столом соседствует с небольшой нишей, «маленьким фонариком», по словам С.Я. Елпатьевского, «где может поместиться только коротенький диванчик»; «когда Чехов говорит, он любит уходить в фонарик и сидеть на маленьком диванчике». Ниша освещается сверху, из-под потолка, крошечным оконцем.

Меблировку кабинета, спальни и других комнат ялтинского дома составляют частично вещи, привезенные из Мелихова, частично специально приобретенные в Москве и Ялте для нового дома. В Москве для кабинета была куплена мебель в стиле «Жакоб». Французская фирма семейной династии Жакоб, мастеров художественной мебели, известна с XVIII века. Родоначальник фирмы Жорж Жакоб (1739-1814) работал в стиле классицизма: строгие формы из красного полированного дерева и золоченой бронзы. Его внук, Жорж Альфонс (1799-1870), делал мебель также из красного дерева, но с наклеенными полосками латуни. Эту мебель в XIX веке и принято было называть «Жакоб». Известно, что сын основателя фирмы, Франсуа Оноре, прозванный Жакоб Демальтер (1770-1841), работал в стиле ампир и делал мебель для дворцов Наполеона I. В чеховском кабинете находится стул в этом стиле, купленный писателем вместе с остальной мебелью в 1899 году для нового дома.

В тот же период приобретены для столовой венские стулья, один из которых попал и в кабинет. За письменным столом установлено легкое и удобное венское кресло. Разнобой в меблировке кабинета, конечно, нарушал поначалу предполагавшийся некий стиль рабочей комнаты, но для Чехова главным было удобство.
Еще в молодости Чехов высказывался по этому поводу: «Главное — мебель и обстановка. Если нет комфорта, то самый хороший дом покажется черт знает чем…» (А.Н. Плещееву 15 сентября -1888 года). Или в письме к А.С. Суворину в ноябре того же года: «Если художник в убранстве своей квартиры не идет дальше музейного чучела с алебардой, щитов и вееров на стенах, если все это не случайно, а прочувствованно и подчеркнуто, то это не художник, а священнодействующая обезьяна».
Письменный стол светлого дерева с точеными ножками, привезенный из Мелихова, в начале 1904 года был заменен более удобным и вместительным, купленным в Москве. А мягкое кресло напротив камина традиционно считалось местом отдыха и обычно служило писателю для послеобеденного просмотра газет и корреспонденции.
Большая часть вещей в кабинете А.П. Чехова была подарена ему друзьями, знакомыми, поклонниками. Здесь много предметов, выполненных в так называемом «русском стиле». Сам Чехов был удивлен и комически жаловался, по словам И.Н. Альтшуллера, «что кто-то, должно быть, нарочно, чтобы ему досадить, распустил слух о том, что он любитель древностей, а он терпеть не может».

Нужно сказать несколько слов о «русском стиле». Это предметы, выполненные с использованием элементов древнерусского и народного искусства. Время их изготовления охватывает примерно сорок лет — с 1870-х по 1910-е годы. Среди художников, обращавшихся к национальным русским истокам, был В. М. Васнецов, творчество которого ценил А. П. Чехов. В этот период было открыто множество художественных мастерских, целью которых «было не завоевание широкого рынка бытовой продукцией, но создание высокохудожественных сувениров («коллекционные вещи»). Получила известность Абрамцевская столярная мастерская, основанная Е.Г. Мамонтовой в 1882 году в бывшем имении Аксакова. Главной задачей абрамцевского художественного кружка было «возрождение народного искусства». Исполнителями здесь в основном были крестьянские резчики. Мастерская выпускала, не дешевую мебель для демократического покупателя, а деревянные резные вещи, расчитанные на высокий эстетический вкус и интерес к декоративному искусству «в народном духе». Сам Чехов приобрел еще в 1888 году два навесных шкафчика, один из них, — «шкафчик с колонкой» работы известной художницы Елены Дмитриевны Поленовой, основательницы романтического направления в русском мебельном искусстве.
В конце 1900-х — начале 1910-х годов абрамцевским предприятием руководила М.Ф. Якунчикова, а художественной частью Н.Я. Давыдова. Они были хорошо знакомы с чеховской семьей, и их работы также находятся в кабинете.

Особое место в кабинете занимают, создавая своеобразную атмосферу интерьера, многочисленные фотографии, портреты, картины. Со многими из них были связаны особые воспоминания. Присутствие фотографий с портретами родных, их художественные работы (рисунки Павла Егоровича и Николая Чеховых, а в других комнатах живописные работы М.П. Чеховой) усиливают интимно-семейную окраску интерьера. Портреты друзей и знакомых, известных художников, литераторов, музыкантов, артистов, представителей других профессий отражали духовные связи писателя с его современниками.

Работы профессиональных художников и любителей соседствуют рядом. Чеховский кабинет невозможно представить без картин И. Левитана, одного из самых близких друзей Антона Павловича, любимого всей семьей. Пейзажи Левитана вносили атмосферу подмосковной жизни, так недостававшей Чехову.
Многое, конечно, в чеховском кабинете было привнесено извне. Но в целом он соответствовал представлению Чехова о «кабинете для писания».
Своеобразным контрастом чеховскому кабинету служит его спальня, небольшая светлая комната с двумя окнами и наполовину застекленной дверью, ведущей на балкон. Балконная дверь зимой доставляла хозяину неудобства: часто дули сильные холодные ветры, от которых приходилось защищаться плотной шторой.
Интерьер спальни очень скромен. Ничего лишнего. Около кровати небольшой письменный столик с лампой под колпаком, с оставшейся журнальной книжкой «Исторического весника» за 1904 год. В простенке шифоньер, ставший прообразом «дорогого, многоуважаемого шкафа». У постели высокий и узкий шкаф-горка, а также туалетный столик, сделанные мелиховскими мастерами по рисункам М.П. Чеховой. Узор на чеховских туалетных принадлежностях выполнен Е.И. Эфрос, приятельницей Марии Павловны. Даже сам Чехов вместе о В.А. Гиляровским шутки ради решили не отставать от модного веяния и сделали эскиз кресла, которое было изготовлено в двух экземплярах. Одно такое кресло находится в спальне писателя, другое — в музее-квартире В.А.Гиляровского в Москве.

Последняя из чеховских мемориальных комнат — гостиная — скромна, уютна, но несколько тесновата. Пространство ее расширяется за счет пристроенной веранды-галереи с выходами на центральный двор и балкон. Галерея использовалась в летнее время для чаепитий, там же на небольшой тахте в «турецком» стиле мог разместиться гость, которому не нашлось места в одной из комнат переполненного дома.

Гостиная включила в себя и элементы столовой, хотя обычным местом обедов при Чехове служила столовая на первом этаже. Здесь находятся большой раздвижной стол, буфет для посуды и столового белья. Буфет, расположенный у входа, служил для окончательной сервировки блюд перед подачей на стол. Он был сделан еще в Мелихове из вишневого дерева по оригинальному эскизу Марии Павловны Чеховой. В простенке гостиной часы — обязательный атрибут убранства столовой, фирмы П. Буре, куплены Чеховым в Москве. Сейчас они остановлены на времени смерти хозяина дома (2 часа 30 мину ).

Набор мебели в гостиной традиционен: мягкие кресла и диван, ломберный столик с лото, пианино. Приобретение музыкального инструмента для ялтинского дома Чехов планировал с января 1899 года (были написаны в Москву несколько писем М.П. Чеховой с просьбой присмотреть «хорошее пианино для крымского дома»). Пианино фирмы «Смидт и Вегенер» было куплено в ялтинском музыкальном магазине А. Рофе 25 сентября 1899 года, когда Чеховы только поселились в новом доме.
Общее убранство гостиной подчеркивает уютную, семейную атмосферу всего чеховского дома: вышитые матерью и сестрой скатерть и дорожки, фотопортрет Антона Павловича в оригинальной рамке, с инкрустацией морскими камешками, изготовленной художницей А.А. Хотяинцевой и украшенной морскими камешками. В то же время большая картина «Бедность» работы Николая Павловича Чехова, а также укрепленные на стене пальмовые ветви, поднесенные почитателями таланта писателя, создают традиционную для гостиной строгость интерьера. Естественно вписалась в интерьер и большая репродукция с картины Г.И. Семирадского «Цирк времен Нерона», приобретенная В.И. Немировичем-Данченко на аукционе в Гурзуфе и подаренная им Ольге Леонардовне Книппер.

Сравнительно хорошо сохранившаяся обстановка мемориальных комнат чеховского дома достаточно выразительно раскрывает духовную жизнь, которой она сопутствовала. Простая и уютная меблировка, присутствие вещей, отражавших художественные увлечения членов семьи, а также связь обитателей дома с внешним общественно-культурным миром, — все это свидетельствует о демократичной, открытой атмосфере «Белой дачи». Каждый, кто приходит сюда, находит что-то близкое себе. Т.Л. Щепкина-Куперник, хорошо знавшая чеховскую семью, писала в своих воспоминаниях о семейных традициях Чеховых, где бы они ни жили: «Обстановка была более чем скромная — без всякой мишуры: главное украшение была безукоризненная чистота, много воздуха и цветов… » И далее замечала: «У Чеховых поражало меня всегда: откуда у этой семьи, начавшей жизнь в провинции, в мещанской обстановке, в бедности, явился такой огромный вкус и такое благородство и изящество? Ни одной вещи не было, которая бы резала глаз, ничего показного: какое-то внутреннее достоинство чувствовалось в доме и в обстановке Чеховых — как и в них самих».

МУЗЕЙНЫЕ ФОНДЫ

«Белая дача» в Ялте — крупнейшее музейное хранилище: здесь сосредоточено более 16 600 предметов основного фонда и 7 300 единиц научно-вспомогательных материалов. Мемориальное собрание включает личный фонд А.П. Чехова и реликвии его родных (сестры М.П.Чеховой, жены О.Л. Книппер-Чеховой, матери Евгении Яковлевны,братьев и племянников), а также коллекции, собранные с 1904 по 1999 годы.

Личный фонд писателя датируется последней третью XIX — началом XX столетий. Но письменные источники восходят к более раннему периоду: например, письмо Виноградова Ивана датировано 6 августа 1825 года и представляет собой образец эпистолярного жанра I четверти XIX в.

Фотографические снимки запечатлели облик писателя во все периоды жизни. По ним можно проследить, как «у Чехова каждый год менялось лицо».
Разнообразны автографы: тут и адресная книжка, и письма-открытки, надписи на книгах и фотографиях, заполненные корешки в квитанционных книжках Ялтинского благотворительного общества, опись мелиховской библиотеки на 787 листах.
Среди многочисленных чеховских автографов имеется даже автограф на морской гальке:»Сей камень, свалившийся с моего сердца, принадлежит Анастасии Вуколовне Лавровой. 99.14/III. Антон Чехов».

В документальном фонде материалы о благотворительной и общественной деятельности писателя, строительстве «Белой дачи», благоустройстве приусадебного участка, покупке вещей для нового дома. Имеются образцы оформления книг и сметы расходов на их печатание, расчеты гонорара от продажи сочинений, конверты с указанием денежных сумм из конторы газеты «Новое время» и журналов «Осколки» и «Стрекоза».

Книжный фонд в мемориальном собрании составляет примерно 450 томов: сочинения русских и зарубежных классиков (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н. Толстого, У. Шекспира, В. Гете), открытое письмо А.П. Чехову, матери Е.Я. Чеховой из Ниццы), медицинская литература, путеводители, справочники и словари. Большинство книг с автографами или экслибрисами писателя. Имеются издания с дарственными надписями. Ряд книг содержит чеховские пометы и исправления в тексте.

Сохранилась первая публикация рассказа «Он понял!» в журнале «Природа и охота» (1883, том IV, Nо 11) с авторскими правками.Особый интерес вызывают пометы в текстах «Сказки о царе Салтане» в 10-томнике сочинений Пушкина (Издание 2-е А.С. Суворина, С.-Петербург.1887) и рассказа «Лес шумит» В.Г. Короленко в сборнике «Очерки и рассказы» (Издание редакции журнала «Русская мысль», Москва, 1887). Научную ценность представляют пометы и замечания Чехова на книге «Размышления императора Марка Аврелия Антонина о том, что важно для самого себя» (Перевод князя Л. Урусова. Тула. 1882).

Полностью сохранилась обстановка мемориального чеховского дома, личные вещи и предметы писательского труда Антона Павловича.
Сохранились 30 чеховских упаковок почтовых марок: марки последней трети ХIХ — начала ХХ вв. большинства стран Западной Европы, США, Канады, Японии, регионов Востока, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Австралии, стандартные почтовые знаки Российской империи.

Чеховский фонд включает материалы лиц из окружения писателя: А.М. Горького, Ф.И. Шаляпина, И.И. Левитана, артистов Московского Художественного театра. Это фотографии и книги с их автографами, живопись, скульптура, личные вещи, документы, рукописи. На протяжении многих лет формируется коллекция открыток с видами чеховских мест России, Западной Европы и Крыма, книжное собрание, составлявшее круг чтения Чехова, приобретаются бытовые предметы и вещи, характерные для его эпохи.
Музейные реликвии являются источником исследований литературоведов и музееведов, работников издательств и театральных деятелей, режиссеров и художников — всех, кто интересуется Чеховым.
 

yalta-museum.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *