Чкалов летчик биография: Чкалов Валерий Павлович — Герой Советского Союза

Содержание

ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ ᐈ Биография, личная жизнь, фото и причина смерти летчика ✔

  • Базовая информация о персоне
  • Интересные видео
  • Детство
  • Юность
  • Служба в авиации
  • Признание
  • Личная жизнь и семья
  • Причина смерти Валерия Чкалова
  • Память
  • Произведения
  • Награды и звания

Валерий Чкалов — советский лётчик-ас, комбриг, Герой Советского Союза, командир экипажа, совершившего первый беспосадочный перелёт Москва — Ванкувер через Северный полюс. Он был примером для всех, кто знал и не знал его. Молодые люди XX века мечтали повторить его подвиг и стать такими же виртуозами, как он. Для современных лётчиков-испытателей Чкалов Валерий Павлович является примером для подражания и сегодня.

Видео с участием Валерия Чкалова

Предлагаем вам посмотреть видео про Валерия Чкалова. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Чкалов Валерий Павлович — очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.

Детство

Чкалов Валерий Павлович родился в Балахнинском уезде в селе Василёво под Нижним Новгородом в суровую вьюжную зиму 1904 года 2 февраля в семье котельщика Павла Григорьевича и домохозяйки Ирины Ивановны (в девичестве Кожирновой). С младенчества Чкалов помнил материнскую ласку и тепло рук отца. В семье он был десятым и самым младшим. Из-за высокой смертности в живых остались только его брат Алексей и сёстры — Софья и Анна.

В 1910 году умерла мать большого семейства. Глава семьи не находил покоя, имея на руках четверых маленьких детей. Судьба смилостивилась над ними, отец женился на Наталье Георгиевне, которая смогла полноценно заменить мать. Детей не наказывали за провинности. Семья жила дружно. Валерий полюбил Волгу. Летом он с лодки ловил рыбу, зимой катался с обрыва на санках. Весной, когда река открывалась, он и другие дети катались на льдинах и плотах.

В разгар лета мальчик доплывал до середины реки и нырял под пароходы. Недюжинную силу и выносливость Валерий унаследовал от деда, волжского бурлака Михаила Чкалова. В кругу сверстников мальчишка всегда был вожаком и никогда не давал в обиду товарищей. Со слабыми паренёк не дрался. Не боялся тех, кто выше ростом и сильнее. Спустя годы Валерий не менялся и помогал любому, кто нуждался в помощи, не задумываясь и без ожиданий благодарности.

В возрасте восьми лет мальчик пошёл в сельскую школу. Ему нравилось учиться. Он был очень добрым и хотел быть похожим на отца, который славился хлебосольством и радушием. Старший Чкалов мог остаться голодным, но гостя накормил бы обязательно. Сын унаследовал лучшие качества своих предков. Озорной мальчик мог ходить в синяках, но за правду и справедливость стоял до конца.

Однажды Валерий услышал о лётчиках и фантастических железных машинах, парящих в воздухе. Мальчик захотел увидеть такую машину, но это было невозможно. Тогда он решил полетать самостоятельно. Друзья нашли для него большой зонт землемера, и маленький Чкалов гордо поднялся на колокольню. Ребёнка спас учитель, которого позвал один из товарищей. Валерию повезло, взрослый человек успел остановить смельчака.

Летом 1914 года началась Первая мировая война. Валерий увлёкся географией и точными науками. Он любил решать самые сложные задачи. За подсказками не обращался. Решал до тех пор, пока решения не находилось. О событиях он узнавал от соседей или от родителей, но сам тоже делал выводы: «У нас вон какая большая страна, а немец на пятаке еле умещается. Разве он совладает с нами? Нет, конечно!».

В 1916 году отец послал Валерия учиться в Череповецкое ремесленное училище. Это заведение считалось престижным, но 12-летний подросток прошёл по конкурсу третьим. Здесь учиться было интересней, чем в школе, но ему очень хотелось домой. Одноклассники полюбили Валерия за его честность, открытость и доброту. Мальчик не наушничал, а один раз взял вину на себя за одного проказника. Чкалов стал душой дружной ватаги.

В 1917 произошла революция, потом началась гражданская война. В училище то и дело прерывались занятия, не было дров для отопления, стали уходить преподаватели. Двери училища закрылись. Чкалов уехал в Василёво и встал с кувалдой к молоту рядом с отцом. Подростку было очень тяжело, у него от переутомления висли руки, сильно болела спина, но он не сдавался. Прошло немного времени, и однажды отец похвалил его. Это было большим достижением. Валерий был счастлив.

Однако работа была однообразной, и с разрешения родителей юный Валерий Чкалов перешёл работать на землечерпалку, а потом устроился кочегаром на пароход «Баян», который перевозил красноармейцев из Нижнего в Астрахань. Работа была тяжёлая, но юноше нравилось изучать паровую машину, которая казалась ему чудом техники. Со всеми вопросами о его устройстве он обращался к механику.

Юность

В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт. Он зачарованно стоял и смотрел на сверкающее стальное чудо, пока самолёт не превратился в точку и не исчез. Благодаря протекции односельчанина Владимира Фролищева Валерия взяли на работу слесарем по ремонту в Канавинский авиационный парк. Здесь он с удовольствием разбирал моторы, чистил от грязи и ржавчины детали. Каждое прикосновение к самолёту приводило юношу в неописуемый восторг.

Однажды ему доверили доставку техники до парка. Дело было зимой. Молодой человек был одет в будёновку и обмотки, голодал, но самолёты пришли точно в назначенный час в полной сохранности. Для его сопровождения были выделены три человека, но Чкалов всё сделал сам, несмотря на серьёзные проблемы в пути. Он старался выполнить без сучка и задоринки любое сложное поручение, несмотря на совсем юный возраст.

Валерий Чкалов мог собрать любой узел, но ему ещё не доверяли серьёзных дел. А он всё твердил себе: «Буду летать!». Валерий просил командира парка Хирсанова отправить его в лётную школу, но тот отказывал, ссылаясь на возраст. Тогда Владимир Фролищев стал просить Хирсанова. Наконец командира уговорили. Подписывая путёвку в Егорьевск, Хирсанов дал доброе напутствие юноше, которое тот запомнил навсегда: «Ты отличный слесарь и человек. Стань отличником лётчиком!».

Служба в авиации

После Егорьевской теоретической школы авиации в 1923 году Валерий Чкалов был зачислен в Борисоглебскую лётную школу Красного воздушного флота. Сидя в кабине даже макета, он получал наслаждение, а запах авиационного бензина кружил романтику голову. 19-летний Валерий тянул ручку на себя и представлял, как самолёт с огромной скоростью набирает высоту. Фантастическое упорство помогло Чкалову научиться управляться с самолётом быстрее товарищей.

После учебных занятий с инструктором Валерию самому первому разрешили самостоятельный вылет. «Лечу один! Лечу один!», — радовался счастливый курсант. Первый полёт на самолёте серии Avro прошёл удачно, и инструктор поставил в ведомость хорошую оценку. Но Валерию не нравилось водить машину по прямой — он искал новые пути в искусстве вождения. С каждым разом полёты Чкалова становились смелее.

Храбрецу удавалось закладывать крутые виражи даже на изношенных самолётах. По его примеру курсанты тоже стали выполнять сложные элементы вплоть до нестеровской петли. В аттестации 2-й военной школы лётчиков Красного Воздушного флота курсанту Валерию было рекомендовано проходить службу в качестве военного лётчика. Он был направлен в Московскую школу высшего пилотажа. Теперь перед ним раскрывался океан возможностей.

Школа лётчиков была окружена ореолом, и старшие кадры считали, что управлять самолётом могут только избранные. Однако Валерий уже в первые показательные учебные полёты кратно усложнял и без того непростые задания. Чтобы овладеть манёвром «глубокий вираж», молодой лётчик несколько раз срывался в штопор, но в последний миг у самой земли успевал вывести машину. Пережитые опасности были им не замечены.

Юноша окончил Серпуховскую Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания и был командирован в Ленинград в Первую отдельную эскадрилью истребителей. Его мастерство восхищало более опытных коллег. К его мнению стали прислушиваться. В войсковой части Валерия ценили. Он единственный из всех мог выводить петлю Иммельмана на неприспособленных самолётах. Однако дерзкий и отважный лётчик часто нарушал устав и получал взыскания.

На 10-летие Октябрьской революции Валерия Чкалова пригласили участвовать в параде ВВС, где собрались члены партии и правительства. Ас выполнил несколько фигур высшего пилотажа, за что был премирован по распоряжению народного комиссара по военным и морским делам Климента Ворошилова. После возвращения в часть Чкалов не изменял себе и в небе постоянно рисковал боевой машиной, за что после очередного инцидента был осуждён на год лишения свободы, но через месяц заключения срок заменили на условный.

После отстранения Валерий Чкалов два года работал инструктором в Осовиахим (предшественник ДОСААФ). Звание восстановили. Чкалову предложили работу, подходящую по темпераменту — лётчик перешёл в НИИ ВВС на специальность испытателя. Лётчики-испытатели управляли новейшими самолётами того времени. Вскоре на демонстрационном полёте он исполнил сложные элементы. Иосиф Сталин, присутствовавший на мероприятии, отметил мастерство пилота.

Чкалов и Сталин

Признание

В 1933 Валерию Павловичу было доверено испытать первый советский моноплан И-16. Машина была тяжёлой в управлении, садиться за штурвал желающих не находилось. На испытаниях Валерий Чкалов познакомился со Сталиным. Полёты завершились успешно, авиаконструктор Николай Поликарпов и лётчик-испытатель Чкалов были награждены орденами Ленина. Портретами героев пестрели газеты.

В скором времени лётчик совершил перелёт из Москвы над Северным Ледовитым океаном на остров Удд. Ему присвоили звезду Героя Советского Союза. Летом 1937 Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков совершают опасный перелёт из Москвы до Ванкувера без посадок и дозаправки. Команду приветствовал президент США Франклин Рузвельт. После Валерий получил мандат депутата Верховного Совета СССР, звание комбрига, орден Красной Звезды, а Василёво переименовали в его честь.

Чкалов, Байдуков и Беляков

Личная жизнь и семья Валерия Чкалова

Лётчик Валерий Чкалов познакомился с Ольгой Ореховой в Педагогическом институте на новогоднем вечере в 1925 году. Повстречавшись раз, они уже никогда не расставались. Глядя друг другу в глаза, влюблённые не могли наговориться. Спустя два года они поженились, а 1 января 1928-го в семье родился сын Игорь. В 1935 году появилась Валерия. В 1939 году родилась самая младшая, Ольга, когда отца уже не было в живых. Герой Советского Союза любил поэзию, музыку, много читал.

Валерий Чкалов с женой и сыном

Причина смерти Валерия Чкалова

Назревала Вторая мировая война. В 1938 году Валерий Чкалов был вызван из отпуска для испытания истребителя И-180. Машина была «сырой», с многочисленными недоработками. Чкалова предупредили об имеющихся дефектах, но лётчик решил поднять самолёт в воздух. Достаточно было сделать один круг над аэродромом. Но после удачного виража он решился на второй круг. Мотор заглох, самолёт врезался в землю. Дата смерти Валерия Чкалова — 15 декабря 1938. Его прах был захоронен в Кремлёвской стене.

Память

В годы Великой Отечественной войны имя Валерия Чкалова присваивалось лучшим авиационным подразделениям. Валерий Чкалов посмертно дал своё имя горам и островам, городам, сёлам, посёлкам и микрорайонам. Имя Чкалова носят тысячи улиц и проспектов в России и за рубежом, а также теплоходы и самолёты, учебные заведения, станции метро, дворцы культуры, стадионы и предприятия. Валерию Чкалову поставлены обелиски и монументы, в его честь выпускаются марки и памятные монеты.

Памятник Валерию Чкалову

Произведения Валерия Чкалова

  • 1954

    Моя жизнь принадлежит Родине. Статьи и речи.

  • 1939

    Высоко над землёй. Рассказы лётчика

  • 1938

    Наш трансполярный рейс Москва — Северный полюс — Северная Америка

  • 1936

    Наш полёт на АНТ-25

Награды и звания Валерия Чкалова

  • 1938

    Медаль «XX лет РККА»

  • 1937

    Орден «Красного Знамени»

  • 1936

    Герой Советского Союза

  • 1936

    Орден «Ленина»

  • 1935

    Орден «Ленина»

  • Кто родился в Феврале
  • Кто родился 2 Февраля
  • Кто родился в 1904 году
  • Кто родился зимой
  • Кто родился в Феврале 1904 года
  • Кто умер в Декабре
  • Кто умер 15 Декабря
  • Кто умер в 1938 году
  • Кто умер зимой
  • Кто умер в Декабре 1938 года

Валерий Павлович Чкалов

Совет­ский лет­чик-испы­та­тель, коман­дир бри­га­ды, Герой Совет­ско­го Сою­за. Коман­дир эки­па­жа само­ле­та, совер­шив­ше­го пер­вый бес­по­са­доч­ный пере­лет через Север­ный полюс из Моск­вы в США в 1937 г

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: пилот Место рож­де­ния: с. Васи­ле­во, Ниже­го­род­ская губер­ния, Рос­сий­ская импе­рия Дата рож­де­ния: 2 фев­ра­ля 1904 г. Умер: 15 декаб­ря 1938 г. (34 года) Рост: 164 см Знак зоди­а­ка: Водо­лей Обра­зо­ва­ние: Орен­бург­ское выс­шее воен­ное авиа­ци­он­ное Крас­но­зна­мён­ное учи­ли­ще лёт­чи­ков Заму­жем: Оль­га Оре­хо­ва (1927–1938) Дети: Оль­га Чка­ло­ва, Вале­рия Вале­рьев­на Чка­ло­ва, Игорь Чкалов 

Содер­жа­ние

  1. Вале­рий Чка­лов — биография
  2. Ран­ние годы
  3. Нача­ло дея­тель­но­сти в авиации
  4. Лет­но-испы­та­тель­ная работа
  5. Рекорд­ные перелеты
  6. Тра­ги­че­ская гибель пилота
  7. Лич­ная жизнь

Валерий Чкалов — биография

Вале­рий Пав­ло­вич Чка­лов — Герой Совет­ско­го Сою­за, выда­ю­щий­ся рос­сий­ский лет­чик-испы­та­тель. Наи­боль­шую извест­ность в рус­ской исто­рии он полу­чил как коман­дир эки­па­жа само­ле­та, совер­шив­ше­го пере­лет из Моск­вы через Север­ный полюс в Соеди­нен­ные Шта­ты Аме­ри­ки, город Ван­ку­вер, без про­ме­жу­точ­ных посадок.

Вале­рий Пав­ло­вич был зна­ме­нем совет­ско­го чело­ве­ка. Выхо­дец из про­стой рабо­че-кре­стьян­ской семьи, он родил­ся в импер­скую эпо­ху, когда еще суще­ство­ва­ла монар­хия. Из-за про­сто­го и скром­но­го про­ис­хож­де­ния он не смог бы добить­ся боль­ших достижений.

После сме­ны обще­ствен­но­го строя Чка­лов мно­го и упор­но рабо­тал, учил­ся, бла­го­да­ря чему ему уда­лось стать лет­чи­ком и неза­у­ряд­ной личностью.

Образ Вале­рия Чка­ло­ва уже мно­го лет слу­жит образ­цом для под­ра­жа­ния. После леген­дар­но­го поле­та он стал куми­ром мил­ли­о­нов в Совет­ском Сою­зе. Кро­ме того, лет­чик был широ­ко изве­стен за пре­де­ла­ми страны.

Жизнь бес­страш­но­го лет­чи­ка и пат­ри­о­та СССР тра­ги­че­ски обо­рва­лась во вре­мя испы­та­ний одно­го из само­ле­тов. Заслу­ги лет­чи­ка не были забы­ты. Он был уве­ко­ве­чен мно­го раз. Насе­лен­ные пунк­ты назва­ны в честь Вале­рия Пав­ло­ви­ча. Так­же мож­но най­ти ули­цы, рай­о­ны, кото­рые напо­ми­на­ют о выда­ю­щем­ся человеке.

  • Ран­ние года
  • Пер­вые шаги в авиации
  • Лет­но-испы­та­тель­ная работа
  • Запись поле­та
  • Тра­ги­че­ская гибель пилота
  • Лич­ная жизнь

Ранние годы

Вале­рий Пав­ло­вич Чка­лов родил­ся 2 фев­ра­ля 1904 года по ново­му сти­лю. Место рож­де­ния: село Васи­лье­во Ниже­го­род­ской губер­нии. Юно­ша был само­го про­сто­го про­ис­хож­де­ния, нерожденный.

Отца маль­чи­ка зва­ли Павел Гри­го­рье­вич. Рабо­тал лудиль­щи­ком, очень ред­ко бывал дома, мно­го вре­ме­ни уде­лял полез­но­му делу. Мать буду­ще­го лет­чи­ка-испы­та­те­ля – Ири­на Ива­нов­на. Она не рабо­та­ла, она зани­ма­лась домом. Он умер в 1910 году. На тот момент маль­чи­ку было все­го 6 лет.

Вале­рий Чка­лов в детстве 

Когда при­шло вре­мя, Вале­рия Пав­ло­ви­ча отда­ли учить­ся в Васи­лев­ское учи­ли­ще. Здесь он полу­чил началь­ное обра­зо­ва­ние. По све­де­ни­ям источ­ни­ков того вре­ме­ни, лет­чик не бли­стал ака­де­ми­че­ски­ми успе­ха­ми. Одна­ко он отли­чал­ся урав­но­ве­шен­но­стью и спо­кой­ным харак­те­ром. Он хоро­шо вла­дел точ­ны­ми нау­ка­ми, а так­же отли­чал­ся пре­крас­ной памя­тью и тру­до­лю­би­ем. Эти каче­ства помог­ли буду­ще­му лет­чи­ку достичь боль­ших высот.

В 1916 году юно­ша окон­чил сред­нюю шко­лу и посту­пил в Чере­по­вец­кий тех­ни­кум. Одна­ко выта­щить мажо­ра в нето­роп­ли­вом тем­пе ему не уда­лось. Вско­ре после это­го из-за нехват­ки ресур­сов и учи­те­лей учре­жде­ние закры­лось. Моло­дой чело­век вер­нул­ся в род­ной город.

С 1918 года рабо­тал моло­точ­ни­ком под руко­вод­ством отца. А потом устро­ил­ся коче­га­ром на пароход.

Начало деятельности в авиации

О служ­бе в ВВС Вале­рий Пав­ло­вич и не помыш­лял. Одна­ко все изме­ни­лось, когда он уви­дел само­лет сво­и­ми гла­за­ми в 1919 году. У моло­до­го чело­ве­ка воз­ник­ло горя­чее жела­ние свя­зать жизнь с авиацией.

Эта мысль еще боль­ше укре­пи­лась после его при­ез­да в Ниж­ний Нов­го­род и зна­ком­ства с сооте­че­ствен­ни­ком Вла­ди­ми­ром Фро­ли­ще­вым, кото­рый зани­мал­ся обслу­жи­ва­ни­ем само­ле­тов в авиапарке.

В 15 лет по сове­ту одно­сель­ча­ни­на Чка­лов всту­пил в Крас­ную Армию. Вско­ре его отпра­ви­ли уче­ни­ком сбор­щи­ка на тот же флот. Буду­щий лет­чик пока­зал себя с луч­шей стороны.

С 1921 по 1924 год он при­леж­но учил­ся в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных учре­жде­ни­ях, где осва­и­вал воен­ные спе­ци­аль­но­сти и гото­вил­ся к само­сто­я­тель­но­му поле­ту. Пер­вый опыт поле­та на само­ле­те испы­та­тель полу­чил в 1923 году.

Кур­сант В. Чка­лов (край­ний спра­ва) в само­ле­те У‑1

После окон­ча­ния в 1924 году моло­дой лет­чик посту­пил в истре­би­тель­ную эскад­ри­лью в Ленин­гра­де. На служ­бе он про­явил себя дерз­ким и отча­ян­ным смель­ча­ком, за что неод­но­крат­но при­вле­кал­ся к дис­ци­пли­нар­ной ответственности.

Безу­мие пило­та не понра­ви­лось руко­вод­ству. Одна­ко выго­во­ры и нака­за­ния в пило­те не сра­бо­та­ли. Вре­ме­на­ми про­бле­мы были край­ни­ми. Так, в 1925 году Чка­лов Вале­рий Пав­ло­вич был при­го­во­рен судом к одно­му году лише­ния сво­бо­ды. Он при­был на служ­бу в пья­ном виде, пуб­лич­но оскор­бил и избил коман­ди­ра. Впо­след­ствии при­го­вор был смяг­чен до 6 месяцев.

Вско­ре лет­чи­ка уда­лось реа­би­ли­ти­ро­вать. Менее чем через 2 года буду­ще­го героя Совет­ско­го Сою­за отпра­ви­ли в Липецк для повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции. В то вре­мя в горо­де учи­лись немец­кие лет­чи­ки. В демон­стра­ци­он­ных выступ­ле­ни­ях Чка­лов занял пер­вое место.

Полет Чка­ло­ва под мостом на истребителе 

В том же 1927 году зимой Вале­рия Пав­ло­ви­ча пере­ве­ли в Брян­скую авиа­ци­он­ную бри­га­ду. Одна­ко слу­жить ему при­шлось недол­го. Во вре­мя одно­го из поле­тов груп­пы из-за ошиб­ки руко­вод­ства Чка­лов раз­бил­ся. Суд решил обви­нить толь­ко лет­чи­ка, оста­вив без­гра­мот­ные дей­ствия коман­до­ва­ния на вто­ром плане.

Воен­ный суд в 1928 году при­го­во­рил лет­чи­ка к году тюрь­мы. Кро­ме того, он был уво­лен из рядов Крас­ной Армии. К сча­стью, К. Воро­ши­лов и Ю. Алкс­нис защи­ти­ли Чкалова.

На фак­ти­че­ский вывод лет­чик потра­тил все­го месяц. Осталь­ную часть при­го­во­ра заме­ни­ли на услов­ный срок. Чка­ло­ва выпу­сти­ли из Брян­ской тюрьмы.

С 1929 по ноябрь 1930 года нахо­дил­ся в запа­се. Рабо­тал лет­чи­ком-инструк­то­ром, учи­те­лем в Осоавиахиме.

Летно-испытательная работа

После непро­дол­жи­тель­ной «ссыл­ки» в 1930 году В. П. Чка­лов вер­нул­ся в армию и начал рабо­тать в НИИ ВВС. За сле­ду­ю­щие 2 года опыт­ный про­фес­си­о­нал совер­шил более 800 поле­тов, успел позна­ко­мить­ся с пило­ти­ро­ва­ни­ем 30 самолетов.

Участ­во­вал в про­вер­ке экс­пе­ри­мен­таль­ных моде­лей. Напри­мер, авиа­нос­цем управ­лял Чка­лов. На его пле­чи лег­ли пока­за­ния огром­но­го бом­бар­ди­ров­щи­ка, на бор­ту кото­ро­го нахо­ди­лись несколь­ко истребителей.

Вале­рий Чка­лов с мамой 

В 1932 году НИИ был пере­ве­ден из Моск­вы в сосед­нее Щел­ко­во. Изна­чаль­но про­стая пере­дис­ло­ка­ция ста­ла пер­вым пара­дом ВВС Совет­ско­го Сою­за. Вале­рий Чка­лов при­нял уча­стие в этом меро­при­я­тии. Он и его эки­паж лета­ли на тяже­лом бом­бар­ди­ров­щи­ке ТБ‑3. Вско­ре в жиз­ни лет­чи­ка начал­ся новый период.

Зимой 1933 года в био­гра­фии Вале­рия Чка­ло­ва про­ис­хо­дит оче­ред­ная пере­ме­на. Он поки­да­ет ряды Крас­ной Армии и ухо­дит. Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный спе­ци­а­лист направ­ля­ет­ся для рабо­ты на авиа­ци­он­ный завод №39.

Здесь он вме­сте со сво­им одно­пол­ча­ни­ном Алек­сан­дром Ани­си­мо­вым участ­во­вал в экс­пе­ри­мен­таль­ной пило­та­ции новей­ших истре­би­те­лей и само­ле­тов кон­струк­ции Поликарпова.

Сре­ди них были такие моде­ли, как И‑15, И‑16, а так­же тяже­лые бом­бар­ди­ров­щи­ки ТБ‑1, 3. Через руки Вале­рия Пав­ло­ви­ча про­шли десят­ки, если не сот­ни образ­цов новей­шей тех­ни­ки. Поле­ты были экс­пе­ри­мен­таль­ны­ми и поэто­му очень опасными.

Вале­рий Чка­лов и лет­чик Алек­сандр Анисимов 

Пилот про­явил боль­шое муже­ство. Бла­го­да­ря в том чис­ле его уси­ли­ям стра­на смог­ла догнать зару­беж­ных кон­ку­рен­тов и обес­пе­чить без­опас­ность поле­тов, что очень ско­ро под­верг­лось серьез­но­му испытанию.

Уси­лия лет­чи­ка-испы­та­те­ля Вале­рия Чка­ло­ва не про­шли даром. Вме­сте с кон­струк­то­ром Поли­кар­по­вым полу­чил орден Ленина.

Рекордные перелеты

Будучи изоб­ре­та­тель­ным и неор­ди­нар­ным чело­ве­ком, в нача­ле 30‑х испы­та­тель стал авто­ром несколь­ких новых фигур выс­ше­го пило­та­жа – мед­лен­но­го вира­жа и вира­жа вверх. Одна­ко на этом его дости­же­ния не закончились.

В 1935 г кол­ле­га Чка­ло­ва воен­ный лет­чик Г. Бай­ду­ков пред­ло­жил ему лететь из Моск­вы в США через Север­ный полюс. Идея не была уникальной.

Неза­дол­го до это­го ана­ло­гич­ный рекорд попы­тал­ся уста­но­вить эки­паж Лева­нев­ско­го. Одна­ко полет был завер­шен досроч­но из-за неис­прав­но­сти машины.

Лет­чик Сигиз­мунд Алек­сан­дро­вич Леваневский 

В 1936 году штур­ман Беля­ков, а так­же испы­та­те­ли Бай­ду­ков и Чка­лов обра­ти­лись к чинов­ни­кам с пред­ло­же­ни­ем про­ве­сти новый полет. Сам Ста­лин отве­тил. Вождь опа­сал­ся оче­ред­ной неуда­чи, поэто­му назна­чил марш­рут попро­ще — из Моск­вы и Петропавловска-Камчатского.

20 июля 1936 года эки­паж начал свой путь. Полет на Даль­ний Восток длил­ся до 56 часов и завер­шил­ся успеш­но. Конеч­ным пунк­том был ост­ров Чка­ло­ва (Удд). 10 авгу­ста Ста­лин лич­но встре­тил­ся с отваж­ны­ми лет­чи­ка­ми на Щел­ков­ском аэродроме.

Ста­лин, Воро­ши­лов, Кага­но­вич, Чка­лов и Беля­ков. Встре­ча после пере­ле­та на Даль­ний Восток. Щел­ков­ский аэро­дром, 10 авгу­ста 1936 г 

Чле­ны эки­па­жа были удо­сто­е­ны зва­ния Героя Совет­ско­го Сою­за, а так­же награж­де­ны орде­ном Лени­на. Собы­тие было важ­но и с точ­ки зре­ния идео­ло­гии. Выс­шее руко­вод­ство не пре­ми­ну­ло вос­поль­зо­вать­ся дости­же­ни­ем пилотов.

Вско­ре о подви­ге рус­ских лет­чи­ков узна­ла не толь­ко вся стра­на, но и весь мир. Чка­лов вдруг ока­зал­ся народ­ным любим­цем, все­ми уважаемым.

Руко­по­жа­тие на полю­се (1975)

Вале­рий Пав­ло­вич на этом не оста­но­вил­ся. С заслу­жен­ным дове­ри­ем он вновь обра­тил­ся к руко­во­ди­те­лям с прось­бой выле­теть в США. 18 июня 1937 года эки­паж начал новый полет на само­ле­те АНТ-25.

Путь ока­зал­ся намно­го слож­нее, чем тот, кото­рый лет­чи­ки про­шли до это­го. Меша­ли пло­хие погод­ные усло­вия, мини­маль­ная види­мость. Пило­ты столк­ну­лись с обледенением.

Рейс закон­чил­ся 20 июня. Эки­паж при­зем­лил­ся в Ван­ку­ве­ре, штат Вашинг­тон. Путь про­хо­дил через Север­ный полюс, общая про­тя­жен­ность пути соста­ви­ла 8 с поло­ви­ной тысяч кило­мет­ров. Это был насто­я­щий рекорд.

В США пило­тов встре­ти­ли теп­ло. Лет­чи­ков при­ни­ма­ли совет­ский посол Алек­сандр Тро­я­нов­ский и сам Джордж Мар­шалл, став­ший впо­след­ствии гене­ра­лом и госсекретарем.

Бай­ду­ков, Чка­лов, пол­но­моч­ный пред­ста­ви­тель СССР Тро­я­нов­ский и Беля­ков после при­е­ма у пре­зи­ден­та США Рузвель­та в Белом доме. 28 июня 1937 г 

Подвиг Вале­рия Чка­ло­ва и эки­па­жа отме­чен орде­ном Крас­но­го Зна­ме­ни. Вско­ре опыт­ный лет­чик стал депу­та­том Сове­та Наци­о­наль­но­стей. В декаб­ре 1937 года, когда лет­чик был еще жив, васи­льев­цы попро­си­ли изме­нить назва­ние посел­ка в честь выда­ю­ще­го­ся сооте­че­ствен­ни­ка. Вла­сти были гото­вы это сделать.

Полет, став­ший леген­дой вале­рий чкалов 

Трагическая гибель пилота

Опас­ность пре­сле­до­ва­ла Чка­ло­ва прак­ти­че­ски с само­го нача­ла его служ­бы. Тако­ва была про­фес­сия лет­чи­ка-испы­та­те­ля. У него было несколь­ко ава­рий. Серьез­ная ката­стро­фа про­изо­шла в нача­ле октяб­ря 1937 года.

По зада­нию руко­вод­ства НИИ Чка­ло­ву пред­сто­я­ло испы­тать моди­фи­ка­цию само­ле­та И‑16 на мак­си­маль­ной ско­ро­сти. Одна­ко в ходе пило­ти­ро­ва­ния выяс­ни­лось, что дви­га­тель маши­ны неис­пра­вен. Вале­рию Пав­ло­ви­чу при­шлось сроч­но приземляться.

Посад­ка была очень жест­кой. Само­лет раз­бил­ся, сам пилот был ранен, но, к сча­стью, выжил.

Депу­та­ты Вер­хов­но­го Сове­та СССР писа­тель А. Н. Тол­стой, лет­чик В. П. Чка­лов и актер И. М. Моск­вин. 1938 г 

В нача­ле декаб­ря 1938 года Чка­ло­ва при­зва­ли летать на новом И‑180. Это собы­тие ста­ло роко­вым в жиз­ни летчика.

Изна­чаль­но с маши­ной было мно­го про­блем и слож­но­стей. Срок завер­ше­ния работ над ним несколь­ко раз пере­но­сил­ся. Закон­чи­ли на ско­рую руку.

Истре­би­тель И‑180

Кон­струк­то­ры пла­ни­ро­ва­ли сдать само­лет к ново­му году. В нача­ле декаб­ря маши­ну как раз пред­сто­я­ло испы­тать. Одна­ко, как пока­зы­ва­ют поле­вые испы­та­ния, а так­же инже­нер­ные изыс­ка­ния, кон­струк­тив­ных недо­стат­ков было око­ло двухсот.

Поли­кар­пов про­те­сто­вал про­тив тако­го рис­ка. Одна­ко к нему не при­слу­ша­лись и его отстра­ни­ли от рабо­ты. План экс­пе­ри­мен­таль­ной отра­бот­ки И‑180 вклю­чал в себя ряд эта­пов. Чка­лов отве­чал за пер­вое: сде­лать несколь­ко кру­гов по зем­ле над Цен­траль­ным аэро­дро­мом с выпу­щен­ны­ми шасси.

Несмот­ря на слож­ные погод­ные усло­вия, полет про­шел отлич­но. Одна­ко в послед­ний момент само­лет задел линии элек­тро­пе­ре­дач, повре­дил кры­ло о столб и раз­бил­ся. Чка­лов выстре­лил из каби­ны. Пилот силь­но уда­рил­ся голо­вой о метал­ли­че­скую арма­ту­ру. При­быв­шие на место рабо­чие погру­зи­ли пило­та в маши­ну и отвез­ли в больницу.

Само­лет, в кото­ром раз­бил­ся Вале­рий Чкалов 

Вале­рий Чка­лов скон­чал­ся в кли­ни­ке. Бот­ки­на 15 декаб­ря 1938 года от тяже­лой череп­но-моз­го­вой трав­мы. Руко­во­ди­те­ли авиа­за­во­да, участ­во­вав­шие в испы­та­ни­ях, полу­чи­ли дли­тель­ные тюрем­ные сро­ки за то, что заве­до­мо допу­сти­ли маши­ну к поле­там с боль­шим коли­че­ством отказов.

Одна­ко это не един­ствен­ная вер­сия гибе­ли Чка­ло­ва. Как ска­за­ла ее дочь, ката­стро­фа была хоро­шо спла­ни­ро­ван­ным меро­при­я­ти­ем, за кото­рым сто­я­ли Л. Берия и сам Ста­лин. Это они уби­ли пило­та, обви­нив арти­стов перед руко­вод­ством авиа­за­во­да. Точ­но неиз­вест­но, прав­да это или нет.

Похо­ро­ны Героя Совет­ско­го Сою­за про­шли в Москве.

Захо­ро­не­ние в Крем­ле Вале­рий Чкалов 

Личная жизнь

Выда­ю­щий­ся лет­чик был женат один раз. Женой лет­чи­ка была Оль­га Эраз­мов­на Оре­хо­ва (в деви­че­стве). Брак состо­ял­ся в 1927 году. Вско­ре от сов­мест­ной жиз­ни роди­лось трое детей.

Сына зва­ли Игорь. Отча­сти он пошел по сто­пам зна­ме­ни­то­го отца. Слу­жил в вой­сках. Он при­дер­жи­вал­ся вер­сии, что его отца сверг­ли зло­деи. Доче­ри – Оль­га и Валерия.

В. Чка­лов с женой и детьми 

Лич­ная жизнь Вале­рия Чка­ло­ва была спо­кой­ной и раз­ме­рен­ной. Хотя по роду служ­бы ему мно­го раз при­хо­ди­лось остав­лять жену и детей.

Вале­рий Чка­лов. Был пилот (2014)

Валерий Чкалов — легендарный советский летчик

« Барбара Брыльска – известная актриса

Зиновий Пешков — французский генерал из России »

Валерий Чкалов – легендарный советский летчик

Валерий Чкалов — советский летчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). Прежде всего, он был командиром экипажа, которому удалось совершить первый перелет над Северным полюсом на самолете без посадки. Это произошло в 1937 лет и Валерий вылетели из Москвы (СССР) в Ванкувер (США).
Мальчик родился 20 января 1904 года в одном из сел Нижегородской губернии. Сегодня село, где родился летчик, — город Чкаловск. Его отец работал котельщиком в казенных магазинах. А мать умерла, когда мальчику было шесть лет. Мальчик обладал прекрасной памятью и хорошими математическими способностями, хорошо плавал. Отец отправил его учиться в техникум в 1916 году. Однако из-за финансовых трудностей и нехватки учителей училище было закрыто в 1916 году.18. Валерий вернулся домой и стал работать с отцом.

В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолет, и авиация стала его мечтой. Уехал в Нижний Новгород, где познакомился с односельчанином Владимиром Фролищевым, работавшим в авиапарке. По его совету Валерий вступил в Красную Армию и стал работать учеником авиационного слесаря.

В 1921 году поступил в Военно-теоретическую школу ВВС, а после ее окончания поступил в военную школу летчиков, где совершил свой первый самостоятельный полет. Также прошел практику в школе высшего пилотажа (Москва), школе стрельбы и воздушного боя (Серпухов).
К 1924 году летчика приняли в эскадрилью имени Нестерова. Валерий так любил летать, что часто проявлял излишнюю дерзость и отвагу. За чрезмерные риски его часто отстраняли от полетов. У молодого человека были проблемы с дисциплиной не только в воздухе, но и на земле. В 1925 году он попал в тюрьму за пьяную драку. Впоследствии срок сократили до шести месяцев. К сожалению, этот опыт не дал положительных результатов, и через три года, в 1928 году, военный трибунал приговорил летчика к одному году лишения свободы за неоднократные нарушения дисциплины. Также его уволили из Красной Армии. Летчик стал инструктором и руководителем планерной школы.

В 1933 году Чкалов стал летчиком-испытателем на авиационном заводе в Москве. Там он испытал различные истребители и бомбардировщики. В 1935 году Валерий вместе с конструктором Николаем Поликарповым был награжден орденом Ленина за создание лучших истребителей. Это была высшая государственная награда.
Полет из Москвы на Дальний Восток должен был показать возможности развития авиации. Он стартовал 20 июля 1936 года и длился без посадки экипажа 56 часов. Общая длина рекордного маршрута составила 9,375 километров.

Чкалов Валерий Павлович. Фото С. Кудоярова. 1936

За успешный полет экипажу присвоено звание Героя Советского Союза и орден Ленина. Валерий Павлович получил в подарок частный самолет, который сейчас хранится в музее. Важность этого полета подчеркивалась тем, что Иосиф Сталин лично встречал экипаж на Щелковском аэродроме в августе 1936 года. После этого Валерий Павлович получил всенародное признание во всем Советском Союзе.
Экипаж изначально хотел вылететь из СССР в США через Северный полюс, но получить на это разрешение сразу не удалось. Но после успешного полета на Дальний Восток разрешение было получено. Самолет стартовал 18 июня 1937 года и через два дня приземлился в Ванкувере (США). Экипаж был награжден орденом Красного Знамени.
Выдающийся летчик погиб 15 декабря 1938 года во время испытательного полета. Чкалова похоронили в Москве, а урну с прахом поставили в Кремлевской стене.

Знаменитый Валерий Чкалов

Личная жизнь
В 1927 году Валерий женился на Ольге Эразмовне Ореховой, которая работала учительницей. Она написала ряд произведений и воспоминаний о муже. Ольга Эразмовна прожила девяносто шесть лет и больше не выходила замуж. У них было трое детей: Игорь (1928-2006), Валерия (1935-2013) и Ольга (1939). Игорь Валерьевич был инженером ВВС. Вы знаете, сын сказал, что Чкалова устранили, потому что он имел значительное влияние на Сталина. Сына известного летчика похоронили на Новодевичьем кладбище.

Чкалов был одним из самых известных людей Советского Союза. В его честь были названы станции метро, ​​пионерские организации, воинские отряды. Его именем назван один из островов в Охотском море, куда приземлился экипаж, летевший из Москвы на Дальний Восток. В разных городах установлены бюсты и мемориальные доски, а также проспекты, улицы, учебные заведения, носящие его имя.

Биографические фильмы о жизни летчика сняты в разные годы. Наиболее современными являются сериалы «Чкалов» (2012 г.) и «Люди, сделавшие Землю круглой» (2014 г.).
Валерий Павлович прожил всего тридцать четыре года. За это время он окончил несколько летных школ, совершил два сложных перелета через Северный полюс, дважды был приговорен к тюремному заключению, несколько раз исключался из Красной Армии. У него и его жены было трое детей, которые хранили память об отце. Жена, прожившая вдовой более пятидесяти лет, так больше и не вышла замуж, сохранив память о муже. Для многих он был и остается героем своего времени. Его жизнь была короткой, но полной, а смерть трагической.

Известный Чкалов с экипажем в США

Уважаемый Валерий Чкалов

Торжественный сбор экипажа Чкалова в Москве, 1937 год

Владимир Белокуров в роли Чкалова

Сказочный Валерий Чкалов и его семья

3 Иосиф Сталин

3

Оригинал Валерий Чкалов в кабинете своей квартиры, 1938 год

Уникальный Валерий Чкалов с женой и сыном

Иосиф Сталин и Валерий Чкалов

Евгений Дятлов в роли Валерия Чкалова

Знаменитый валерий Chkalov

Памятник Chkalov

, который вызвал смерть Чкалова

Bust of Valery Chkalov

Удивительный монумент для Great Valery Chkalov

Интересный монумент. Падение самолета Чкалова на Ходынском поле в Москве

Производство счастья: фильм-постановка и героическая биография в эпоху «заботы о человеке» | Чувство революции: кино, жанр и политика аффекта при Сталине

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРеволюция чувств: кино, жанр и политика влияния при СталинеЕвропейская историяСовременная история (с 1700 по 1945 год)Социальная и культурная историяОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРеволюция чувств: кино, жанр и политика влияния при СталинеЕвропейская историяСовременная история (1700–1919 гг.)45)Социальная и культурная историяОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Еще

Укажите

Торопова, Анна, «Производство счастья: производственный фильм и героическая биография в эпоху «заботы о человеке», Революция чувств: кино, жанр и политика аффекта при Сталине , Эмоции в истории (

Оксфорд

, 2020 г. , онлайн-издание, Oxford Academic, 20 августа 2020 г.), https://doi.org/10.1093/oso/9780198831099.003.0005, по состоянию на 6 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРеволюция чувств: кино, жанр и политика влияния при СталинеЕвропейская историяСовременная история (1700–1919 гг.)45)Социальная и культурная историяОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРеволюция чувств: кино, жанр и политика влияния при СталинеЕвропейская историяСовременная история (с 1700 по 1945 год)Социальная и культурная историяОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Постановочная драма и героическая биография — два жанра, которые стали пересекаться в сталинскую эпоху, — сыграли важную роль в культивировании общественной концепции счастья, которая стирала различие между самореализацией и самореализацией.

-жертва. Драма социалистического строительства, которое после культурной революции поставило на первое место людей, а не технологии, все больше приближалась к байопику, представляя сталинскую перестройку как битву за новое, счастливое существование. В этой главе исследуется, как эти жанры сошлись в кодировании сталинского счастья как обладания новыми правами и привилегиями и «задолженность». Отражая биополитическую модальность власти, которая порождала новые состояния подчинения, хотя и ставила счастье и благополучие граждан во главу угла правительства, изображение «советской хорошей жизни» в таких фильмах, как « Шахтеры » (реж. Сергей Юткевич, 1937) и Валерий Чкалов (реж. Михаил Калатозов, 1941) стирает границы между правом и обязанностью. Глава продолжает исследование постепенного разделения «счастья» и «долга» после войны. Отраслевые обсуждения Шахтеры Донецка (реж. Леонид Луков, 1951) и Кавалер Золотой Звезды (реж. Юлий Райзман, 1951) свидетельствуют о появлении конкурирующей идеологии счастья в позднесталинский период.
Отделив законное самоотречение от рассуждений о сталинском процветании, эти фильмы свидетельствуют о росте того, что в современных культурных дискуссиях осуждалось как «американское» понимание счастья.

Ключевые слова: Сталинское кино, счастье, производство, труд, героизм, биография, биополитика, Валерий Чкалов

Предмет

Европейская историяСовременная история (с 1700 по 1945 гг.)Социальная и культурная история

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *