Чкалов валерий павлович фото – Валерий Павлович Чкалов

«Он не такой был!» Неизвестные факты из жизни летчика Валерия Чкалова | События | ОБЩЕСТВО

То, что Валерий Чкалов был мастером высшего пилотажа, знает весь мир. А каким знаменитый летчик был в быту, могут знать только близкие. Краевед из Дзержинска Зоя Припорова уже 30 лет изучает судьбу Валерия Чкалова, она даже создала музей героя в средней школе №15.


Пропеллер с фото


Зоя Припорова всю жизнь работала с детьми. Вышла на пенсию в 1984 году.

— И тут сама судьба меня нашла. Мне предложили создать музей Чкалова в школе, — рассказывает краевед.




Краевед из Дзержинска Зоя Припорова 30 лет изучает судьбу Валерия Чкалова Фото: Из личного архива

Зоя Припорова раздобыла московский адрес Ольги Эразмовны, вдовы Чкалова, и отправила ей первое письмо. Ольга Эразмовна живо откликнулась, прислала несколько книг. А через год Зоя Михайловна побывала в гостях у семьи лётчика в Москве.


— Это был такой тёплый солнечный приём. Меня посадили в кабинете Валерия Павловича в кресло, в котором он работал. На стене висел деревянный пропеллер, в центр которого лётчик сам вставил фотографию жены. Старшая дочь Валерия Валерьевна поила меня чаем и рассказывала: «Вот папин чайник, подаренный ему в 1937-м, вот папины чашки». Ольга Эразмовна благословила меня на создание мемориальной экспозиции в Дзержинске. Ведь, по сути, на тот момент действовал только музей лётчика в Чкаловске.


Чкаловы — интеллигентная семья, приветливая, без капли высокомерия. Таким же, по рассказам близких, был и сам лётчик.




Зоя Припорова с детьми летчика — Валерией, Игорем и Ольгой. Фото: Из личного архива

Спасал жизни


Сейчас экспертам ясно — Чкалов опередил эпоху, он создал 15 фигур высшего пилотажа, некоторые из них до сих пор не могут выполнить.


— Он ничего не боялся. Его пытались выставить отчаянным хулиганом, сколько раз наказывали. Но в конечном итоге власти понимали, что в своих лихачествах он был прав: Чкалов всегда испытывал самолёт на предмет того, как машина поведёт себя в боевых условиях. Тем самым спасал лётчикам жизни. К примеру, легендарный полёт под мостом в Ленинграде повторил потом лётчик во время боя, и это спасло его от гибели, — подчеркнула краевед.

Появляются новые материалы, рассекреченные только в последние годы. Лишь совсем недавно мы узнали имена тех моряков, пограничников, которые встречали экипаж Чкалова при беспересадочном полёте из Москвы в Петропавловск-Камчатский.


— Он летел 10 часов, в тумане ничего не видел. На счастье, позывные самолёта услышала морская застава пограничников. Они помогли экипажу посадить самолёт на косу практически вслепую. Самолёт Чкалова после посадки отремонтировали. Этих людей наградили, а через год расстреляли, — делится Зоя Михайловна.


«Многим мешал»


Много слухов до сих пор ходит вокруг гибели Чкалова.


— Его дочь, Валерия Валерьевна, положила жизнь, чтобы построчно опровергнуть все искажённые факты об отце, жила в архивах, — считает исследователь. — Дети уверены, что Чкалов умер не своей смертью. И его гибель выдали за крушение самолёта во время испытаний. Шёл 1937 год. После легендарного перелёта через Северный полюс имя Чкалова гремело на весь мир. Чкалов стал деятелем мирового масштаба. Он мог многим мешать.




Валерия Чкалова положила жизнь, чтобы построчно опровергнуть все искажённые факты об отце Фото: Из личного архива

Валерия Валерьевна умерла в апреле 2013-го. До конца жизни она с содроганием вспоминала 15 декабря 1938 года, когда отец разбился на испытаниях И-180, не дожив до 35-летия. Официальная версия катастрофы — отказ мотора. В книге Валерии Чкаловой «Чкалов без грифа секретно» много документов, опровергающих это. Приведена позиция советского лётчика-испытателя Георгия Байдукова: «Чкалова фактически убили, обязав лететь на недоделанном самолёте».


По официальной версии Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180. Двигатель самолета остановился при заходе на посадку. Пилот до последнего момента управлял самолётом, однако машина зацепилась за провода и столб, а летчик ударился головой о металлическую арматуру на месте падения.

Надо отдать должное Ольге Эразмовне: она с тяжёлым сердцем отпускала мужа в полёты, но мужественно переносила всё. После смерти супруга никому не жаловалась, хотя нужно было воспитывать детей — Игоря, Валерию и Ольгу. Вдове ещё удавалось помогать жёнам других лётчиков, попавших под маховик репрессий.


— Память Чкалова сейчас сохраняют в музее в Чкаловске. Школьники с интересом ходят и в наш дзержинский музей, — рассказывает Зоя Михайловна. — А вот решили сериал на Первом канале, по-моему, сделали неудачно. Мы обсуждали фильм с Валерией Валерьевной — по её словам, никто из съёмочной группы не обращался к семье Чкалова, при написании сценария никто с ними не консультировался. В сериале Чкалова показали разбитным выпивохой, хулиганом. «Папа не такой был!» — с горечью говорила дочь.


Сейчас краевед поддерживает связь с зятем Чкалова Рэмом Ивановичем (супруг Валерии), который регулярно присылает пухлые бандероли со статьями, книгами. Квартира нашей героини сама напоминает музей Чкалова — сколько здесь редких данных, литературы, статей, писем. Есть уникальный экспонат — родословная семьи Чкаловых длиной несколько метров. Её подарил нижегородец Алексей Александрович Чкалов, двоюродный племянник лётчика.


Отдельная страница жизни — Чкалов — депутат Верховного Совета. Ему удалось сделать многое. Советское правительство подарило Чкалову небольшой самолёт, он летал по всей Горьковской области, помогал людям. По словам Зои Припоровой, после рокового крушения И-180 в кармане гимнастёрки Чкалова нашли записи: детскому дому нужно то-то и то-то… В Дзержинске к депутату обратилась многодетная семья Трофимовых: 8 детей и родители ютились в одной комнатке. Вот что пишет Чкалов руководству завода, где работала мать семейства: «В порядке человечности прошу послать рабочих обследовать комнатушку Трофимовых. Таисья Фёдоровна на сносях, и как ей с такой большой семьёй выйти из положения…». В этом был весь Чкалов. Ему удалось тогда выбить Трофимовым жильё.

Смотрите также:

www.nn.aif.ru

«Он не такой был!» Неизвестные факты из жизни летчика Валерия Чкалова | События | ОБЩЕСТВО

То, что Валерий Чкалов был мастером высшего пилотажа, знает весь мир. А каким знаменитый летчик был в быту, могут знать только близкие. Краевед из Дзержинска Зоя Припорова уже 30 лет изучает судьбу Валерия Чкалова, она даже создала музей героя в средней школе №15.


Пропеллер с фото


Зоя Припорова всю жизнь работала с детьми. Вышла на пенсию в 1984 году.

— И тут сама судьба меня нашла. Мне предложили создать музей Чкалова в школе, — рассказывает краевед.




Краевед из Дзержинска Зоя Припорова 30 лет изучает судьбу Валерия Чкалова Фото: Из личного архива

Зоя Припорова раздобыла московский адрес Ольги Эразмовны, вдовы Чкалова, и отправила ей первое письмо. Ольга Эразмовна живо откликнулась, прислала несколько книг. А через год Зоя Михайловна побывала в гостях у семьи лётчика в Москве.


— Это был такой тёплый солнечный приём. Меня посадили в кабинете Валерия Павловича в кресло, в котором он работал. На стене висел деревянный пропеллер, в центр которого лётчик сам вставил фотографию жены. Старшая дочь Валерия Валерьевна поила меня чаем и рассказывала: «Вот папин чайник, подаренный ему в 1937-м, вот папины чашки». Ольга Эразмовна благословила меня на создание мемориальной экспозиции в Дзержинске. Ведь, по сути, на тот момент действовал только музей лётчика в Чкаловске.


Чкаловы — интеллигентная семья, приветливая, без капли высокомерия. Таким же, по рассказам близких, был и сам лётчик.




Зоя Припорова с детьми летчика — Валерией, Игорем и Ольгой. Фото: Из личного архива

Спасал жизни


Сейчас экспертам ясно — Чкалов опередил эпоху, он создал 15 фигур высшего пилотажа, некоторые из них до сих пор не могут выполнить.


— Он ничего не боялся. Его пытались выставить отчаянным хулиганом, сколько раз наказывали. Но в конечном итоге власти понимали, что в своих лихачествах он был прав: Чкалов всегда испытывал самолёт на предмет того, как машина поведёт себя в боевых условиях. Тем самым спасал лётчикам жизни. К примеру, легендарный полёт под мостом в Ленинграде повторил потом лётчик во время боя, и это спасло его от гибели, — подчеркнула краевед.

Появляются новые материалы, рассекреченные только в последние годы. Лишь совсем недавно мы узнали имена тех моряков, пограничников, которые встречали экипаж Чкалова при беспересадочном полёте из Москвы в Петропавловск-Камчатский.


— Он летел 10 часов, в тумане ничего не видел. На счастье, позывные самолёта услышала морская застава пограничников. Они помогли экипажу посадить самолёт на косу практически вслепую. Самолёт Чкалова после посадки отремонтировали. Этих людей наградили, а через год расстреляли, — делится Зоя Михайловна.


«Многим мешал»


Много слухов до сих пор ходит вокруг гибели Чкалова.


— Его дочь, Валерия Валерьевна, положила жизнь, чтобы построчно опровергнуть все искажённые факты об отце, жила в архивах, — считает исследователь. — Дети уверены, что Чкалов умер не своей смертью. И его гибель выдали за крушение самолёта во время испытаний. Шёл 1937 год. После легендарного перелёта через Северный полюс имя Чкалова гремело на весь мир. Чкалов стал деятелем мирового масштаба. Он мог многим мешать.




Валерия Чкалова положила жизнь, чтобы построчно опровергнуть все искажённые факты об отце Фото: Из личного архива

Валерия Валерьевна умерла в апреле 2013-го. До конца жизни она с содроганием вспоминала 15 декабря 1938 года, когда отец разбился на испытаниях И-180, не дожив до 35-летия. Официальная версия катастрофы — отказ мотора. В книге Валерии Чкаловой «Чкалов без грифа секретно» много документов, опровергающих это. Приведена позиция советского лётчика-испытателя Георгия Байдукова: «Чкалова фактически убили, обязав лететь на недоделанном самолёте».


По официальной версии Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180. Двигатель самолета остановился при заходе на посадку. Пилот до последнего момента управлял самолётом, однако машина зацепилась за провода и столб, а летчик ударился головой о металлическую арматуру на месте падения.

Надо отдать должное Ольге Эразмовне: она с тяжёлым сердцем отпускала мужа в полёты, но мужественно переносила всё. После смерти супруга никому не жаловалась, хотя нужно было воспитывать детей — Игоря, Валерию и Ольгу. Вдове ещё удавалось помогать жёнам других лётчиков, попавших под маховик репрессий.


— Память Чкалова сейчас сохраняют в музее в Чкаловске. Школьники с интересом ходят и в наш дзержинский музей, — рассказывает Зоя Михайловна. — А вот решили сериал на Первом канале, по-моему, сделали неудачно. Мы обсуждали фильм с Валерией Валерьевной — по её словам, никто из съёмочной группы не обращался к семье Чкалова, при написании сценария никто с ними не консультировался. В сериале Чкалова показали разбитным выпивохой, хулиганом. «Папа не такой был!» — с горечью говорила дочь.


Сейчас краевед поддерживает связь с зятем Чкалова Рэмом Ивановичем (супруг Валерии), который регулярно присылает пухлые бандероли со статьями, книгами. Квартира нашей героини сама напоминает музей Чкалова — сколько здесь редких данных, литературы, статей, писем. Есть уникальный экспонат — родословная семьи Чкаловых длиной несколько метров. Её подарил нижегородец Алексей Александрович Чкалов, двоюродный племянник лётчика.


Отдельная страница жизни — Чкалов — депутат Верховного Совета. Ему удалось сделать многое. Советское правительство подарило Чкалову небольшой самолёт, он летал по всей Горьковской области, помогал людям. По словам Зои Припоровой, после рокового крушения И-180 в кармане гимнастёрки Чкалова нашли записи: детскому дому нужно то-то и то-то… В Дзержинске к депутату обратилась многодетная семья Трофимовых: 8 детей и родители ютились в одной комнатке. Вот что пишет Чкалов руководству завода, где работала мать семейства: «В порядке человечности прошу послать рабочих обследовать комнатушку Трофимовых. Таисья Фёдоровна на сносях, и как ей с такой большой семьёй выйти из положения…». В этом был весь Чкалов. Ему удалось тогда выбить Трофимовым жильё.

Смотрите также:

nn.aif.ru

Чкалов Валерий Павлович — это… Что такое Чкалов Валерий Павлович?

Вале́рий Па́влович Чка́лов (2 февраля 1904, Василёво — 15 декабря 1938, Москва) — советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Командир экипажа самолёта, в 1937 году совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон США).

Биография

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика Василёвских казённых мастерских. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет.

В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу, затем — в училище. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в череповецкое техническое училище. В 1918 году училище было закрыто, и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.

В навигацию 1919 года он работал кочегаром на пароходе «Баян» и тогда впервые увидел самолёт. После этого он принял решение и, уволившись с парохода, ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.

В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую авиационную теоретическую школу, а в 1922 году был переведён в Борисоглебскую авиационную школу. Затем он был направлен в Московскую школу высшего пилотажа, а затем в Серпуховскую школу воздушного боя.

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. По легенде, один раз Чкалов даже пролетел под Кировским мостом в Ленинграде[1][2][3]. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полет повторил летчик Евгений Борисенко[2].

В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года он был переведён на службу в Брянскую авиабригаду, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

В Брянске Чкалов совершил аварию и был уволен из Красной Армии.

С начала 1929 года и по ноябрь 1930 года Чкалов работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов. В ноябре 1930 года он был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский научно-испытательный институт ВВС.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки, которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях воздушного авианосца.

С января 1933 года Валерий Чкалов работал лётчиком-испытателем Московского авиационного завода имени Менжинского. Он испытывал лучшие самолёты истребители 30-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3».

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

Чкалов и Сталин, 1936 г.

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелета Леваневского лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращение самолёта в Москву приехал лично встречать на аэродром И. В. Сталин.

модель самолёта АНТ-25

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обмерзание и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США).

За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой.

1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

Гибель Чкалова

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого вылета на самолёте И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова. Полёт готовился в страшной спешке, нужно было успеть до конца года.

Полетное задание предписывало Чкалову совершить первый полёт без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м. Тем не менее он покинул границы Ходынского поля и пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок ко дню рождения вождя.

В этот день температура воздуха была −24 °C. Уже при заходе на посадку двигатель М-88, не оснащённый лобовыми жалюзи, переохладился и при попытке изменить режим его работы заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Но уже на подходе, видя, что самолёт не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.

Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

На месте падения его самолёта на Ходынском поле установлен мемориальный камень.

Другие версии

Есть сомнения в истинности той истории гибели В. П. Чкалова, которая стала традиционной. Непонятно, почему опытный образец боевого самолета взлетал якобы с Центрального аэродрома на Ходынском поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал. Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар; расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта. Эта версия — плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Фрунзе. Кроме полётов пассажирских самолетов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ. В том числе — и ОКБ Поликарпова. Ныне — это завод им. П. О. Сухого.

Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели летчика виновны НКВД, а также резиденты вермахта, Николай Ежов, Лаврентий Берия и лично Сталин, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полета (напр., разрешение на вылет неисправного самолета, срез жалюзи у мотора). [4]

Адреса в Петрограде — Ленинграде

  • 1924—1927 — улица Милосердия, 21;
  • 1927—1928 — Троцк, Красноармейский проспект, 4;
  • 1929—1930 — улица Текстилей, 21.

Наследие

Почтовая марка России, 2004

Памятная монета Банка России, 2004

С именем Чкалова связаны:

  • Населенные пункты:
  • Остров в Сахалинском заливе Охотского моря. На этом острове, ранее называвшемся Удд, приземлился экипаж Чкалова 22 июля 1936 года.
  • Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков в г. Борисоглебске Воронежской обл. (Постановление СНК Союза ССР от 28 декабря 1938 г.). Там же установлен бронзовый бюст героя.
  • Улицы во многих городах бывшего СССР, в частности: имя Чкалова носит улица в Воронеже, улицы в Борисоглебске и Гатчине, именем лётчика названы улицы в Канавинском районе Нижнего Новгорода, Фокинском районе Брянска, в Екатеринбурге, г. Жуковский, г. Кемерово, проспект в Санкт-Петербурге, улица в Оренбурге, улица в Самаре, в подмосковных Химках.,улица в Ванкувере(США).
  • Мемориальная доска в Гатчине, на доме № 4 по Красноармейскому проспекту, в котором Чкалов жил в 1926—1928 годах.[5]
  • Памятный камень на месте гибели Чкалова — Москва, пересечение Хорошевского шоссе и Хорошевского тупика, метро «Полежаевская». [6]
  • Бронзовый бюст у входа в Боинговский авиамузей в Сиэтле.
  • Бронзовая скульптура в шесть метров на семиметровом пьедестале стоит на набережной реки Урал в г. Оренбурге.
  • 20 мая 1974 года в Ванкувере (штат Вашингтон, США) был создан Чкаловский комитет трансполярного перелета — общественная некоммерческая организация, в которую вошли представители деловых кругов и местной элиты. 20 июня 1975 года в этом городе «в знак уважения к великому русскому народу» был открыт памятник, названный Чкаловским монументом.
  • Известная нижегородская рок-группа носит имя «Чкалов».
  • Самолет в г. Ванкувер (США).
  • Валерий Павлович Чкалов — единственный реальный персонаж мюзикла «Норд-Ост». Создатели спектакля изобразили великого летчика сильным и отзывчивым человеком, согласившимся помощь главному герою — Сане Григорьеву в осуществлении экспедиции по поиску корабля «Святая Мария».

Награды

Памятник В. П. Чкалову в Нижнем Новгороде

Фильмография

«Валерий Чкалов»

В 1941 году на киностудии им. М. Горького был создан историко-биографический фильм «Валерий Чкалов» (новая редакция выпущена в 1962).

  • В ролях: Владимир Белокуров, Михаил Геловани, Семен Межинский, Ксения Тарасова, Василий Ванин, Серафима Бирман, Павел Березов, Борис Жуковский, Федор Богданов, Ирина Зарубина, Сергей Яров, И. Смысловский.
  • Режиссёр-постановщик: Михаил Калатозов.
  • Авторы сценария: Георгий Байдуков, Дмитрий Тарасов, Борис Чирсков.
  • Оператор-постановщик: Александр Гинцбург.
  • Художник-постановщик: Александр Блэк.
  • Композитор: Венедикт Пушков.

В редакции 1962 г. фильм претерпел значительные изменения. Из картины были удалены сцены со Сталиным (арт. М. Геловани), все упоминания о «вожде» (вырезаны или переозвучены), исчезли кадры (или были подретушированы) — в тех местах, где показывались фото и портреты Сталина. Переозвучен (в результате смягчен) кусок о врагах (в разговоре Чкалова с отцом). Фильм, таким образом, был сокращен по времени примерно до 83 минут. По ТВ показывается именно редакция 1962 года, на видео (DVD)- тоже. За одним исключением: в 2007 году компания «Магнат» выпустила DVD с первой, полной версией фильма — в том виде, каком картина была выпущена на экраны в 1941 году.

«Рейс сквозь память»

В 1987 году вышел документальный фильм режиссёра В. Ф. Коновалова «Рейс сквозь память» о полётах экипажей В. Чкалова и М. Громова через Северный полюс в Америку в 1935 году, в создании которого принимали участие киностудия «20th Century Fox» и актриса Ширли Темпл.

Сочинения

Литература

Примечания

См. также

Ссылки

 Чкалов, Валерий Павлович на сайте «Герои страны»

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

Валерий Павлович Чкалов Википедия

Валерий Павлович Чкалов
Дата рождения 20 января (2 февраля) 1904(1904-02-02)
Место рождения село Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя ныне Нижегородская область
Дата смерти 15 декабря 1938(1938-12-15) (34 года)
Место смерти Москва, РСФСР, СССР
Принадлежность Российская империя Российская империя →СССР СССР
Род войск Военно-воздушные силы СССР
Звание
Награды и премии

ru-wiki.ru

Валерий Чкалов Википедия

Валерий Павлович Чкалов
Дата рождения 20 января (2 февраля) 1904(1904-02-02)
Место рождения село Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя ныне Нижегородская область
Дата смерти 15 декабря 1938(1938-12-15) (34 года)
Место смерти Москва, РСФСР, СССР
Принадлежность Российская империя Российская империя →СССР СССР
Род войск Военно-воздушные силы СССР
Звание
Награды и премии

ru-wiki.ru

Чкалов Валерий Павлович

Чкалов Валерий Павлович

Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика василёвских казённых мастерских. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет.

В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу, затем — в училище. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище. В 1918 году училище было закрыто, и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.

Начало службы в авиации

В 1919 году Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. После этого он, уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.

В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её в 1923 году. В 1923—1924 годах в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков он также проходил обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, а затем в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. По легенде, один раз Чкалов даже пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт повторил лётчик Евгений Борисенко. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом к одному году лишения свободы за драку в пьяном виде, затем срок был снижен до 6 месяцев.

В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к одному году лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. И. Алксниса и К. Е. Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы.

Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

Лётно-испытательная работа

В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

В 1932 году НИИ ВВС был переведён с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки.

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

Рекордные перелеты

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского (в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был прерван из-за неисправности).

Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске ). Об исключительной важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра.
За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

И. Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой.
1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

Гибель Чкалова

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября… 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Н. Н. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. 7 декабря И-180 вывезли на аэродром; 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто «глох»; 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора.
13 декабря Поликарпов представил программу испытаний И-180: полётное задание предписывало совершить пробный полёт по кругу в течение 10—15 минут без уборки шасси; затем после тщательного осмотра всей машины осуществить ознакомительный полёт и 1—2 полёта по 30—68 минут; наконец полёт с убранным шасси до высоты 7000 метров. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика — С. П. Супруна.

По воспоминаниям Д. Л. Томашевича, в этот день температура воздуха была «около минус 25 °C… Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился». Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился. Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.

Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта, они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими гибель лётчика.

Приказ НКО N 070 от 4 июня 1939 года
…Число летных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров. За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава. За этот же период произошло 126 аварий, в которых разбит 91 самолет. Только за конец 1938 и впервые месяцы 1939 гг. мы потеряли 5 выдающихся летчиков — Героев Советского Союза, 5 лучших людей нашей страны — тт. Бряндинского, Чкалова, Губенко, Серова и Полину Осипенко. Эти тяжелые потери, как и подавляющее большинство других катастроф и аварий, являются прямым результатом:
а) преступного нарушения специальных приказов, положений, летных наставлений и инструкций;…
е) самое главное, недопустимого ослабления воинской дисциплины в частях Военно-Воздушных Сил и расхлябанности, к сожалению, даже среди лучших летчиков, не исключая и некоторых Героев Советского Союза…
2. Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полетами, комбриг В.П.Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолете с не устраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился и комбриг Чкалов погиб.

Вблизи места катастрофы самолёта Чкалова установлен памятный камень. Находится близ дома № 52, корп. 2 по Хорошёвскому шоссе.

Альтернативные версии

Высказывались сомнения в истинности официальной истории гибели Валерия Чкалова: якобы непонятно, почему опытный образец боевого самолёта взлетал с Центрального аэродрома на Ходынском поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал. Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар (расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта). Эти сомнения — плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Фрунзе. Кроме полётов пассажирских самолетов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ. В том числе — и ОКБ Поликарпова. Ныне — это завод им. П. О. Сухого.

Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели лётчика виновны НКВД, а также Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полёта (напр., разрешение на вылет неисправного самолёта, срез жалюзи у мотора).

planetavvs.ru

Чкалов, Валерий Википедия

Валерий Павлович Чкалов
Дата рождения 20 января (2 февраля) 1904(1904-02-02)
Место рождения село Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя ныне Нижегородская область
Дата смерти 15 декабря 1938(1938-12-15) (34 года)
Место смерти Москва, РСФСР, СССР
Принадлежность Российская империя Российская империя →СССР СССР
Род войск Военно-воздушные силы СССР
Звание
Награды и премии

ru-wiki.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о