Что такое барокко в искусстве: Baroque Art — History, Artists, Artworks

Содержание

Художественная культура барокко. — Сайт учителя МХК Романовой Ольги Владимировны» Сердце, воображение и разум «

                                              Художественная культура барокко

Изменение мировосприятия в эпоху барокко

XVII век — одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило кру­шение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеоло­гии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С од­ной стороны, происходит революционный переворот в естество­знании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры.

С другой — преобладают политический консерватизм, песси­мистические взгляды на общество и человека, развиваются ир­рационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А. А. Аникст,

«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её тра­гических противоречий. Прежняя вера уступает место скеп­сису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомне­ние относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенствуют в ней».

Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно за­печатлел английский поэт Джон Донн (1572—1631):

 

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звёзд, и в облике планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Всё стало относительным для нас.

                                    Перевод О. Румера

Прежде всего относительными стали представления о чело­веке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно ма­ленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой, спо­собной управлять природой. Великий французский учёный, ре­лигиозный мыслитель и писатель Блез Паскаль (1623—1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». Человек воспринимался как сложная личность, переживающая драмати­ческие конфликты своего времени.

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,

Арена всех скорбей, превратностей поток,

Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,

Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.

                         А. Грифиус 

Перевод Л. Гинзбурга

Переменам в мировосприятии человека во многом способст­вовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о ми­ре как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно кон­цепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Все­ленной, а также сформулированные И. Кеплером законы дви­жения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.

Изобретение микроскопа (Антони ван Левенгук, 1673) и те­лескопа (Галилео Галилей, 1610) позволило заглянуть в голо­вокружительные бездны мироздания — в недоступные ранее бесконечно большие и малые миры.

В том, что представлялось спокойным и неподвижным, человек обнаружил удивительное разнообразие… Пространственно-временная модель мира теперь строилась на балансировании упорядоченного космоса и хаоса. Человек всё глубже осознавал иллюзорность и неустойчивость пространства, грозящего в любой миг обернуться неожиданны­ми метаморфозами. Быстротечность жизни, бег времени он из­мерял не месяцами и днями, а часами, минутами и даже секун­дами. Парадокс текучести и постоянной изменчивости времен­ного потока рождал в душе мистический страх и сомнения, заставлял всё чаще задумываться над бренностью человеческого бытия.

Где и в чём человек искал спасение от бед и противоречий жизни? Душевное спокойствие, смысл и равновесие он пытался найти в интенсивной духовной и религиозно-мистической жиз­ни, в обращении к Богу и Вечности. Но, раздираемый сомнения­ми и противоречиями, он далеко не всегда находил ответы на интересующие его вопросы Бытия:

 

Ты смотришь в небеса? Иль ты забыл о том,

Что Бог — не в небесах, а здесь, в тебе самом?. .

Постой! Что значит «Бог»? Не дух, не плоть, не свет,

Не вера, не любовь, не призрак, не предмет,

Не зло и не добро, не в малом он, не в многом,

Он даже и не то, что именуют Богом,

Не чувство он, не мысль, не звук, а только то,

О чём из всех из нас не ведает никто.

                               А. Силезиус Перевод Л. Гинзбурга

 

В тщетных поисках внутренней опоры в Боге человек всё от­четливее осознавал свою беспомощность перед мирозданием, об­ращался к мистическим видениям, чудесам, связанным с муче­ничеством и страданиями. Реальная жизнь восп­ринималась как сплошной обман, кошмарный сон, «суета сует». («Жизнь — есть сон» — так назвал свою пьесу испанский драматург Кальдерон.)

Новую, изменившуюся атмосферу духовной жизни особенно остро почувствовало искусство.

 

Эстетика барокко

Перемены в мировосприятии, сознание распада прежних ос­нов жизни, отсутствие гармонии, путаница в понятиях породи­ли новые эстетические принципы искусства барокко — нового художественного стиля, по-новому увидевшего и отразившего мир.

Жаргонное словечко barocco (причудливый, странный, вы­чурный), которым португальские моряки обозначали бракован­ные жемчужины неправильной формы, в середине XVI в.

появилось и в разговорном итальянском языке, где стало синонимом всего грубого, фальшивого и неуклюжего. Возможно, эта излиш­няя вычурность произведений искусства, выполненных в этом стиле, была одной из причин разногласий, возникших между специалистами в оценке барокко. Одни видели в нём «стилевое направление» в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII в. Вторые объявляли искусство барокко «извращённо­стью», «незнанием правил», проявлением «дурного вкуса», про­тиворечащим гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Третьи, напротив, отмечали грандиозность, плас­тичность, стремление к красоте и воспринимали его как логич­ное продолжение традиций Возрождения. Некоторые иссле­дователи проводили параллель между античным эллинизмом и барокко, другие усматривали его связь со средневековым искус­ством, тяготевшим к выражению напряжённых, почти экстати­ческих религиозных чувств.
Но как бы ни разнились оценки учёных, одно несомненно: барокко — большой самостоятельный стиль в искусстве, значительный этап в развитии мировой худо­жественной культуры.

В то же время были и общие, не вызывавшие разногласий взгляды на эстетику барокко. Они касались основных задач ис­кусства, понимания роли и места человека в окружающем мире. Главная цель барокко — стремление удивить, вызвать изумле­ние. Вот как об этом писал английский поэт А. Поуп (1688— 1744):

 

Лишь там, где полускрыта красота,

Достигнута искусства полнота.

Цель мастера — контрастами играть,

Скрывать границы, взоры удивлять.

                             Перевод С. Антонова

 

Человек и всё многообразие действительности становятся предметом творческого осмысления в искусстве. В произведени­ях барокко человек выступает как личность со сложным миром чувств и переживаний, вовлечённая в бурный водоворот собы­тий и страстей. Острая жажда жизни и наслаждений сочетается в нём почти с физическим страхом перед смертью и инстинктом самосохранения. Человек мечется между надеждой и отчаяни­ем, на каждом шагу его подстерегают случайности и превратнос­ти судьбы, его героические поступки находятся на грани тра­гедии и ужаса. Он постоянно оказывается перед нравственным выбором, всё чаще к нему приходит понимание тщетности чело­веческого бытия, бренности человеческой жизни. Это удиви­тельно точно выражено одним из героев У. Шекспира:

Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр,

Неистово шумящий на подмостках

И через час забытый всеми; сказка

В устах глупца, богатая словами

И звоном фраз, но нищая значеньем.

              Перевод Т. Щепкиной-Куперник

Человека, одержимого желанием выявить и понять глав­ные законы развития жизни, уже не могла устроить лишь конс­татация её сложности и противоречивости. Вот почему в произ­ведениях барокко, с одной стороны, переданы напряжённость конфликтов, преодоление духа противоречий, раздвоенность и тревога, а с другой — стремление к возрождению гармонии в жизни. Главными темами искусства барокко становятся му­чения и страдания человека, мистические аллегории, соотноше­ние добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них, где реальность совмещается с причудливой фантазией. Для произведений барокко харак­терны синтез архитектуры, живописи и скульптуры, эмоцио­нальный накал страстей, динамизм и «тревожность силуэтов», картинная зрелищность, преувеличенная пышность форм, контрасты масштабов, цвета, света и тени, изобилие и нагромож­дение причудливых деталей, использование неожиданных мета­фор.

Несмотря на ярко выраженные принципы, барокко, как ис­кусство, не утратило связей с эстетикой Возрождения и продол­жало ренессансные традиции.

Хронологически стиль барокко оформлялся почти одновре­менно с классицизмом, нередко вступая с ним в борьбу. Приме­нительно к искусству термин «барокко» впервые был использо­ван в середине XVIII в., когда возникла необходимость критики вычурного стиля архитектурных сооружений XVII в.

В России отдельные черты барокко проявились во второй по­ловине XVII в., а его расцвет приходится на середину XVIII сто­летия. В большей мере влияние барокко испытала русская ли­тература XVII в. (например, поэтическое творчество Симео­на Полоцкого (1629—1680), в гораздо меньшей — архитектура и живопись).

Эпоха барокко | История искусства

Охота на бегемота и крокодила. Рубенс

В конце 16-го — начале 17-о века искусство Ренессанса в Западной Европе сменилось новым направлением «барокко». Слово «барокко» в буквальном переводе с итальянского означает «причудливый», «вычурный».

Зародилось барокко в Италии, в конце 16 века. Зрителя поражают яркость чувств, порывистость, страстность этого искусства, его преувеличения и излишества полны неожиданностей. Барокко покорило всю Европу.

Архитектура

Родиной архитектуры барокко стал Рим. Новый стиль утвердился прежде всего в церковном зодчестве, а затем и в архитектуре дворцов. Построенные ранее церкви украшали элементами барокко, в основном — интерьер. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью. Здания богато украшены, часто без меры, разнообразными деталями: это богатый, лепной, с завитками, орнамент, портики, галереи со статуями атлантов и кариатид. В интерьере дворцов сглаживаются углы потолка и стен, они украшаются богатыми росписями, лепниной, позолотой. Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами. Разноцветные полы, хрустальные люстры, изящная мебель на тонких изогнутых ножках дополняют убранство дворцов.

Типичной для архитектурного барокко представляется архитектура Рима в 17 веке.

Фонтан Треви в Риме. Николо Сальви. (1732 -1762)

Мастера барокко порывают со многими художественными традициями Возрождения, с его гармоничными, уравновешенными объемами. Архитекторы барокко включают в целостный архитектурный ансамбль не только отдельные сооружения и площади, но и улицы, которым они придают строго прямолинейные очертания. Начало и конец улиц непременно отмечены какими-либо архитектурными или скульптурными акцентами. Огромное значение приобретают обелиски и фонтаны.

На смену статуе как организующему площадь началу приходит обелиск с его устремленностью ввысь, а еще чаще — фонтан, обильно украшенный скульптурой. Блестящим примером барочных фонтанов были фонтаны Бернини: фонтан Тритона на площади Барберини и фонтаны Четырех рек и Мавра на площади Навона.

В эпоху раннего барокко не столько были созданы новые типы дворцов, вилл, церквей, сколько усилен декоративный элемент: интерьер многих ренессансных палаццо превратился в анфиладу пышных покоев, усложнился декор порталов, много внимания барочные мастера стали уделять внутреннему двору, дворцовому саду. Особого размаха достигла архитектура вилл с их богатым садово-парковым ансамблем. Парк обильно украшают гроты, балюстрады. скульптуры, фонтаны.

Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу в Риме.Фасад (1573 — 1584)

Скульптура

Неотъемлимой частью архитектуры в эпоху барокко была скульптура. Она украшала фасады и внутренние помещения. Скульптуры барокко были декоративным дополнением к архитектуре зданий. Парки украсились скульптурными группами на античные сюжеты; на площадях появились памятники властителям, многочисленные статуи оживляли фонтаны и лестницы.

Скульптуры барокко беспокойны, порывисты, живописны. Люди — в развевающихся одеяниях или обнаженные — представлены в вычурных, неестественных позах. Пышные драпировки, вычурные жесты, бесчисленные детали придают статуям извилистые и неопределенные очертания.

Барокко в живописи: картины художники представители

Термин происходит от итальянского слова, используемого во времена Средневековья, чтобы описать отказ от схематической логики. Впоследствии слово стало обозначать любую искаженную идею или особый процесс мышления. Другим возможным источником является португальское слово «Barroco» (испанское «Barrueco»), используемое для описания несовершенной формы жемчуга. История работ в стиле насчитывает около 200 лет – развитие эпохи длилось с 1600-х по 1700-е годы.

В искусствоведении слово барокко используется для описания всего причудливого, ассиметричного, необычного, яркого, символизирующее отказ от установленных правил и пропорций. Это представление появилось, благодаря критикам XVII века. До конца XIX века этот термин всегда носил подтекст гротеска, преувеличения, избытка декораций, пышности. Только в 1888 году термин стал использоваться в качестве обозначения стилистического направления, а не в качестве понятия, критикующего избыточность, чрезмерность в живописи.

Барочный стиль написания эмоционально насыщенной картины оказал глубокое воздействие на все формы искусства, в том числе архитектуры и скульптуры. Именно в живописи это направление искусства наиболее выражено.

История развития стиля

Часть усилий по реформированию церкви должна была воспитывать своих прихожан, помогая им понять больше о вере. Это не было легкойзадачей, поскольку большинство людей были неграмотными в это время.

Было принято решение сделать искусство понятнее простым людям – необходимо использовать творение живописи для объяснения глубоких догматов веры всем, а не только образованным. Для достижения их цели, картины на религиозную тематику должны было быть однозначными, эмоционально убедительными, мощными, чтобы вдохновлять зрителя к большей набожности.

Новые конфессии, например кальвинисты, считали, что церкви и церковные службы должны быть простыми. Однако официальная церковь и священники постановили, что искусство и его красота могут донести больше, чем их слово.

Караваджо

Основал стиль Караваджо – самый влиятельный художник раннего периода барокко. Ему принадлежит открытие главной особенностью – яркое освещение сцены из темноты работ в стиле барокко. В дальнейшем этот признак станет общей чертой живописи барокко.

Караваджо вызывал критику своего творчества. Его картины на религиозную тематику вызвали споры относительно его желание отображать людей без идеализации. Живописец стремился передавать их несовершенство. Благодаря Караваджо произошел отрыв от ренессансной традиции идеализма, особенно – религиозных сюжетов.

Этапы развития

Среднее

Главный представитель – Караваджо. Период развития: 1600 – 1625 годы.

Высокое

Развивалось в 1625 – 1675 годы. В рамках этого этапа выделяют несколько направлений:

  • Динамическое барокко: Рубенс;
  • Реалистичное барокко: Рембрандт, Веласкес;
  • Классическое барокко: Пуссен.

Позднее

1675-1725 годы. Стиль создали приемники представителей раннего и высокого этапов.

Основные черты

Искусство барокко в живописи характеризуется динамичностью (ощущение движения), которая дополняется экстравагантными эффектами (изогнутые линии, богатая отделка, яркое освещение).

Полномасштабное барокко или полное барокко была развито в южной части Западной Европы, в то время как северная Западная Европа создала классическое или сдержанное направление.
Для барокко характерно непрерывное перекрытие, пересечение фигур и элементов.

Особенности стиля:

  • Драматическое использование цвета;
  • Картины являются очевидными, драматичными, прямыми, без подтекста;
  • Высокая эмоциональность и динамичность сюжета, что привлекает зрителя;
  • Изображения позволяют чувствовать частью яркой реальности, которую передают художники барокко;
  • Экстравагантные декоративные элементы изображения;
  • Развиваются картины в жанрах портрет, натюрморт, пейзаж;
  • Резкие контрасты между светлыми и темными, между светом и тенью.

Главные тематики полотен: преобразования, мученичество и смерть, битвы, интенсивные психологические моменты, любые формы проявления действия, их последствий. Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. В эпоху Возрождения, европейские художники осознали важность формы и анатомии в представлении человеческих фигур реалистично. Творцы в стиле барокко преуспели в реалистичной передаче изображений людей – их портреты стали более вычурными, яркими, эмоциональными. Барочные художники были одержимы светом, картины точно изображают пейзаж или интерьер сцены.

Живопись эпохи барокко можно разделить на динамическое и реалистическое барокко. Первое можно рассматривать как продолжение итальянского Возрождения, последнее – в качестве искусства стран с другим уровнем развития живописи, в котором основное внимание фиксируется на физической составляющей.

Пейзажные картины представлены работами Якоба Исаакса ван Рейсдал из Ниделандов, натюрморты писал Жан Батист Симеон Шарден из Франции, портретный жанр — Франс Халс. Их работы известны особой подачей и восприятием реальности.

Известные работы

«Распятие Святого Петра» Караваджо

В отличие от идеализированных, благородных, классических человеческих форм, художники эпохи Возрождения, предпочитали рисовать сцены и людей с их природными недостатками.

Питер Пауль Рубенс «Четыре континента»

Художник принес энергию, чувственность и драматизм в барокко, не только в религиозные работы. В их изображении можно увидеть барочные черты яркого цвета, телесности и перекрывающихся фигур.

«Снятие с креста» Рембрандт

Живописец стремился к естественной передаче движения. В своем работе переданы черты работ в стиле барокко: эмоциональность сцены, повышенная драматичность, активное использование света и тени.

Значение

Яркий и узнаваемый стиль эпохи раннего нового времени оказал огромное влияние на искусства Европы. Принес в живопись реализм, насыщенность, эмоциональность, динамику – именно, благодаря этим качествам можно узнать полотна барочных художников без труда. Наибольшее влияние оказано на рококо.

Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление

Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве.  Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь. (П.П.Муратов)

Жизнь в эпоху барокко

Да, жизнь в эпоху Барокко действительно протекала иначе, чем сейчас. Вряд ли сегодня можно встретить дам, гуляющих в длинных платьях с огромным количеством нижних юбок, держащихся на каркасе из китового уса, утянутых корсетами и с мертвенно бледной кожей или джентльменов с вычурными напудренными париками, сражающихся на шпагах. Однако черты смутного, сумасбродного, нестабильного, гипердинамичного века необычайно близки по духу нашему времени.

Что такое Барокко? Основные черты

Термин «Барокко» образован от итальянского «barocco», что в переводе на русский означает «порочный» и «склонный к излишествам». Также существует иное значение — «жемчужина неправильной формы». И действительно все эти черты можно найти в барочной эстетике. Например, храм, оформленный в этом стиле, можно узнать за версту: он буквально лоснится лепниной и всяческими золотыми орнаментами, хитросплетениями статуй и символов, цветов и животных. В таком здании всегда есть что-то от напыщенного, важного, но очень красивого свадебного торта. Стремление к шику не отнять у Барокко, ведь за счет него люди хотели отрешиться от реальности, забыть об убогости окружающего мира и прильнуть к божественно идеальной красоте.

Барокко получило свое распространение в XVII веке, когда Европа разрывалась от противостояния феодализма и капитализма. Противоборство религиозной и светской властей тоже добавляли масла в огонь, причем, огонь инквизиции. Именно поэтому мрачные образы мученичества, религиозного экстаза, тления и смерти стали так популярны в народе. Отражение этих настроений можно заметить в моде: женщины предпочитали придавать лицу могильную бледность, а губам — цвет запекшейся крови. В их гардеробе преобладали темные цвета и неправдоподобно узкие корсажи, которые создавали эффект  призрачности и нереальности всего облика. С демоническим внешним видом соседствовало стремление приблизиться к духовной экзальтации праведника, то есть полностью абстрагироваться от бренного бытия и мыслью возвыситься над суетой сует. Возможно, именно потому и пришла мода на противоестественную худобу: дворяне хотели выглядеть как Святой Антоний в костюме графа Дракулы.

Религиозная экзальтация людей эпохи барокко носила и чисто утилитарный характер: многие полагали, что разгул чумы предвещает Второе пришествие или что-то вроде кары, насланной на головы, так и не посыпанные пеплом. Поэтому Барокко больше проявило себя именно в религиозном искусстве, например, барочную архитектуру можно найти и в России, причем в большом объеме.

Что такое Барочное мышление?

Барокко продолжало традиции Ренессанса, хотя и отрицало связь с ним по многим параметрам. В отличие от жизнеутверждающего и антропоцентричного Возрождения, новое направление обозначило сущностные противоречия между человеком и природой, человеком и обществом, наконец, человеком и законами мироздания. Таким образом, у общества того времени зародилось иное «Барочное мышление», отмеченное напряженным драматизмом. Доселе целостная личность была расколота, теперь она осознавала, что находится между бытием и небытием, в полной неопределенности относительно своего места в мире. Если человек ренессансного типа мышления верил в богоподобие индивида, то пришедший ему на смену сомневался, ничтожен или же велик он на самом деле? Противоречивый характер нового типа мысли, возможно, и есть объяснение сложности его декоративных элементов.

Другим следствием противоречивости является повышенная эмоциональность мироощущения нового человека с барочным типом мышления. На первый план в искусстве познания выходит интуиция, а вовсе не рационализм. Личность постигает мир на уровне чувства, а не разума. Люди барочного типа, в частности, полагали, что нельзя ограничить фантазию художника рамками и принципами, он должен творить свободно. На отрицании этой концепции построится противоположный барокко классицизм.

Стиль Барокко в скульптуре

Скульптура — род искусства, который пропитался Барокко особенно сильно. Например, итальянец Лоренцо Бернини творил именно в этом стиле, и многие его работы расскажут о барочном мышлении больше теоретиков. Весьма показательны и многогранны мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы», расположенная и сохранившаяся во всем своем праздничном великолепии в одной из римских церквей. Последняя из них создает ощущение, будто камень стал облаком, — настолько четко передана воздушность неба. Одеяние персонажей тоже наполнено каменным воздухом истинного гения. Театрально выпяченные чувства, подобно возвышенному стилю этого текста, акцентируют внимание на том иррациональном понимании действительности, которое отличало художников той эпохи.

Стиль Барокко в живописи

Стиль барокко, воплощенный в полотнах, отличается динамизмом и напряженностью композиций, а также незаурядностью и сложностью сюжетов. Черты нарисованного Барокко — это яркая цветовая палитра и напряженный драматизм задумки. Яркими примерами является творчество Рубенса и Караваджо. Их картины наделены потрясающим пропорциональным чувством, каждый силуэт обретает объемность и композиционную завершенность.

Что такое Барочный менталитет?

Барочный менталитет – это особое мироощущение, которое можно лаконично описать фразой «пир во время чумы». Люди подобного склада мысли культивировали сладкие муки во имя видимости. Например, отчаянные модницы сковывали свои талии так, что потом не могли родить детей или же рожали мертвых младенцев. Прически эпохи Барокко тоже лишь рассыпали пыль в глаза, были преувеличенно и неправдоподобно красивыми, однако за кулисами этой яркой сцены модницы не мыли свои волосы месяцами, а то и годами. В целом, такая Прекрасная дама жила ради того, чтобы показать себя, устроить пиршество глазам во время чумы всего остального. Человек с барочным менталитетом жил одним днем: тратил целые состояния на роскошные одежды и помпезные приемы, а сам экономил на еде. Кроме того, на лице было принято изображать какую-то инфернальную мрачность (напудренные лица, красные помады, темно подведенные глаза), что вкупе с одеждой такого же вида рождало мистический, оторванный от реальности образ, больше напоминающий демона. Возможно, такое неестественное желание оторваться от земли было продиктовано не метафорической, а вполне реальной чумой, которая царствовала в те времена в Европе.

Авторы: Елизавета Афиногенова и Марк Аврелий

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Как появился стиль барокко и почему с ним надо быть осторожным. Что значит барокко

Путешествуя по Италии и другим европейским странам, мы постоянно сталкиваемся со стилем барокко — дворцы и мебель в них, церкви и живопись… Как началась эпоха барокко, почему стиль барокко актуален до сих пор и как использовать барокко в интерьере, чтобы он выглядел гармоничным?

Ежедневно, где бы мы ни находились, нас окружает барокко. Стоит лишь присмотреться, оно тут как тут — в изогнутых линиях венского стула, в пестром узоре китайской вазы, в любых неровностях и шероховатостях.

Вечное барокко. Назовем его так, отличив от барокко исторического — главенствующего направления в европейском искусстве XVII–XVIII веков.

По-итальянски barocco означает «причудливый», «странный», «нелепый». Видимо, правы те, кто настаивает на заимствовании слова из португальского языка, где pérola barroca обозначает жемчужину неправильной формы. Запомним это и углубимся в историю.

Две вещи потрясли умы европейцев в первой четверти XVI столетия — Реформация, начатая выступлением доктора богословия Мартина Лютера в октябре 1517 года, когда он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои знаменитые «95 тезисов» против злоупотреблений католицизма, и создание Николаем Коперником нового учения — гелиоцентрической системы мира, слухи о котором широко распространились уже в 1520-х годах.

То и другое с разных сторон подрывало тысячелетний авторитет Ватикана, внушавшего западным христианам строго определенный взгляд на мир и на место человека в нем.

И еще одно событие, произошедшее 6 мая 1527 года, произвело сильнейшее впечатление на современников. В тот день, в ходе так называемой войны Коньякской лиги, разноплеменное войско императора Карла V ворвалось в Рим и устроило натуральный погром, перебив охранявшую Ватикан швейцарскую гвардию и осадив едва спасшегося папу Климента VII в замке Святого Ангела.

Варварское разграбление Вечного города, сравнимое с нашествием вестготов Алариха, вызвало в Европе настоящий культурный шок и наложило своеобразный отпечаток на итальянское, а затем и на все западноевропейское искусство, характерными чертами которого сделались динамизм, деформированность пропорций, изломанность линий (так называемая змеевидная линия), наконец, сублимированный эротизм, пришедшие на смену умиротворенной ренессансной гармонии.

Эта чисто эмоциональная реакция совпала с реакцией политической: денег на новые циклопические постройки разгромленному Риму не хватало, поэтому новым папам для поддержания имиджа «столицы христианского мира» пришлось прибегнуть к маскировке. Обратились к художникам, а те в свою очередь — к необычным выразительным средствам. Так возник и сложился «странный», вычурный стиль раннего барокко (маньеризм), подменявший идею «причудами» и за броской витиеватостью скрывавший онтологическую пустоту.

Но в творчестве отдельных мастеров искусство вновь пробило себе дорогу наверх. Один из наиболее ярких примеров — «Иоанн Креститель» Эль Греко. На полотне 1579 года (церковь Санто Доминго эль Антигуо, Толедо, Испания) св. Иоанн еще втиснут в каноны барокко: пропорции фигуры нарушены формально, без всякого подтекста, это нарушение ради нарушения. Через 20 лет Эль Греко вернется к библейскому образу, и его мысль поразит смелостью, далеко опередившей время.

Вариант второго «Крестителя» демонстрируется в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Святой и здесь изображен в полный рост и, на первый взгляд, чудовищно растянут в длину. За спиной у Иоанна маячит нарочито миниатюрный пасторальный пейзаж, возле ног свернулся крошечный агнец, — все это подчеркивает непомерную высоту стоящего. Зачем?

Присмотритесь. Перед нами оптическая иллюзия или, если хотите, геометрия Римана в действии: худощавый человек на картине — обыкновенного роста, но на него как будто наставлено увеличительное стекло. Ноги с выпирающими икрами в таком случае должны визуально оказаться далеко внизу, туловище — бочкообразно расшириться, а голова, наоборот, выглядеть относительно небольшой. Мысль художника ясна: Иоанн, избранный для великого подвига, — обычный пастух, и в то же время он — гигант духа в «прицеле» направленного на него из вечности Божьего Ока.

Диспропорция, дисгармония, надлом, надрыв, витиеватость, гипертрофированная чувственность… Так можно охарактеризовать не только ушедшее в прошлое историческое барокко, но и актуальный ныне постмодерн, все бесцеремоннее проникающий в наши жилища. К нему, как и вообще ко всякой дисгармонии, нужно относиться с разборчивостью и осторожностью; отстаивать с пеной у рта преимущество всего оргиастического, экспрессивного — значит, идти по гибельному пути Ницше, приведшему немецкого философа не к творческому, а, увы, к самому настоящему безумию.

Взвешенное определение гармонии дал в 1930-х годах другой философ, русский, — Яков Друскин. Вот оно: «Некоторое равновесие с небольшой погрешностью» — то есть по сути все та же, уже знакомая нам, жемчужина неправильной формы. «Небольшая» — ключевой эпитет. Друскин входил в круг ленинградских философов и литераторов-авангардистов, где сформировалась поэтика Николая Заболоцкого, Даниила Хармса и Александра Введенского, творчество которых, пройдя сложную эволюцию, устремилось к высокой классике.

Шедевры живописи эпохи барокко (описание + местонахождение)

Чем знаменита эпоха барокко в искусстве. Яркие представители эпохи 1600-1700 гг. и мировые шедевры живописи в стиле барокко, которые стоит запомнить.

В самом конце эпохи Возрождения в Венеции Тициан с его свободной манерой и чувством цвета положил начало новому направлению в живописи — барокко. Начинание Тициана сразу подхватил Тинторетто, о чем свидетельствуют его грандиозные композиции в церквях. Следующим был Эль Греко, которому также присущи черты барокко (точнее, маньеризма) — яркие цвета и эффекты, связанные с размерами. Но это были лишь предпосылки.

Барокко в его классическом понимании развилось в Риме, а затем по всей Италии, Испании, Германии, Австрии и Нидерландах.

Свое название стиль получил, благодаря движению и эмоциональной наполненности. Художники эпохи барокко развили возникший в период Возрождения натуралистический подход и научились создавать иллюзию реальности. Объемные, убедительные человеческие фигуры, будто выходили на сцену, где непременно разыгрывалась драма. В работах эпохи барокко обязаны быть резкие контрасты между светом и тенью, чтобы усилить драматический эффект. Если будет насыщенная палитра и выразительные жесты, это еще лучше!

Яркими представителями разгара эпохи были римский архитектор Бернини, фламандские художники Рубенс и Ван Дейк, а также испанец Веласкес. Эпоха барокко в живописи растянулась на сотню лет, приблизительно с 1600 по 1700 гг.

В рейтинге представлено 10 шедевров в стиле барокко, которые находятся не только в разных странах, но даже в разных частях света. Чтобы увидеть их воочию придется побывать в Лувре, Метрополитен-музее, Королевской галерее Маурицхёйс, Уффици и т. д. Одна из картин попала в коллекцию Лихтенштейнов, а местонахождение другого из полотен нам так и не удалось установить.

Топ-12 шедевров барокко

1. «Мужчина в платье с синими рукавами», Тициан

Лондонская национальная галерея (около 1510 г.)

Шедевры барокко: «Портрет мужчины в платье с синими рукавами», Тициан

Похожие статьи

Тициан был самым выдающимся венецианским живописцем XVI в. и одним из величайших художников итальянского Возрождения. В Венеции он получил лучшее для того времени художественное образование, его учителем был Джованни Беллини.

Эта ранняя работа великого Тициана считается портретом итальянского поэта Ариосто, но окончательно изображение так и не было идентифицировано. Картина стала образцом для написания Рембрантом его собственного «Автопортрета в возрасте 34 лет». Обратите внимание, как прорисованы рукава платья!

Что такое искусство барокко? (с иллюстрациями)

Искусство барокко — это стиль живописи и скульптуры, который, как считается, зародился в Италии в середине 1500-х годов. Он характеризуется как более выразительный, театральный стиль искусства, чем предшествующий ему стиль Возрождения. Художники барокко, такие как Караваджо, Рембрандт, Бернини и Вермеер, известны своим часто поразительным использованием света и тени, сложными сценами и структурами и динамизмом. Считается, что искусство барокко очень эмоционально.Считается, что этот стиль возник под влиянием римско-католической церкви в Италии, но по мере того, как стиль барокко распространился на северные, протестантские районы Европы, стали появляться изображения обычной жизни. Этикетка «Барокко» обычно применяется к любым произведениям искусства, произведенным в Италии, Франции, Испании, Нидерландах и Германии в период с 1600 по 1750 год.

Ватикан, являющийся резиденцией Римско-католической церкви, включает в себя множество построек в стиле барокко.

Историки искусства обычно выделяют три основных типа искусства барокко. Многие художники, особенно Питер Пауль Рубенс, предпочитали исследовать религиозные темы, католические или протестантские. Другие, особенно фламандские художники, такие как Вермеер, предпочитали изображать сцены из повседневной жизни. Некоторые художники, особенно Караваджо, изображали оба типа сцен, но использовали драматические контрасты между светом и тенью в своих работах, метод, известный как светотень. Все эти типы искусства барокко изображают сцены почти преувеличенной яркости, возможно, в соответствии с социальной и культурной средой, созданной эпохой Просвещения и появлением процветающего среднего класса.

Караваджо — один из самых известных художников периода барокко.

Большинство художников барокко полагались на неявное чувство динамизма, эмоций и психологического напряжения, чтобы придать своим работам непосредственность.Картины и скульптуры в стиле барокко известны тем, что освещают фигуры на темном, темном фоне, что можно увидеть в работах таких художников, как Рембрандт и Караваджо. Произведения искусства барокко, особенно итальянских художников, обычно изображают насыщенные библейскими сценами или сценами битв. Хотя барочные произведения северных художников, таких как Вермеер, могут не казаться столь драматичными на поверхности, они обычно также изображают людей и объекты в движении, что придает работе ощущение срочности.

Религиозные деятели и персонажи часто изображались на картинах в стиле барокко.

В дополнение к глубоким теням и ярко освещенным фигурам художники эпохи барокко обычно писали или лепили свои работы с мучительными деталями.Яркие цвета, казалось, были популярны среди художников эпохи барокко. Фигуры из легенд и фольклора, такие как «Время старика», часто изображались в живописи и скульптуре в стиле барокко, но можно сказать, что религиозные деятели и персонажи повседневной жизни в равной степени представлены во многих произведениях художников.

Рембрандт — известный голландский художник эпохи барокко.

Что такое движение в стиле барокко?

Бенджамин Элиша Саве, 25 апреля 2017 г., Общество

Триумф Непорочного Паоло де Маттеиса, картина, созданная во время движения искусства барокко

Искусство барокко зародилось в Риме, Италия, в начале 17 века и оставалось преобладающим стилем более века.Искусство барокко было драматическим и величественным стилем, который был включен в различные дисциплины, такие как архитектура, музыка, живопись и скульптура. Популярность этого искусства привела к появлению движения, которое распространилось по большей части Европы.

5.Обзор стиля барокко —

Искусство барокко было ярким и драматичным, оно включало точные детали и преувеличенное движение в таких дисциплинах, как живопись, скульптура, музыка, танец и архитектура. Стиль барокко был разработан, чтобы обратиться к чувствам и использовать иконографию, которая была прямой, драматичной и очевидной. Наиболее распространенной техникой стиля барокко является черта светотени, которая использовала взаимодействие темноты и света для создания очень контрастной и драматической атмосферы.Искусство быстро развивалось при поддержке католической церкви, и до упадка оно ассоциировалось с величием, жизненной силой, драматизмом и чувственностью.

4.История и развитие-

История популярности стиля барокко началась в начале 1500-х годов, когда протестантская Реформация, которую проводил Мартин Лютер, начала укореняться в Европе. Протестантские деноминации подвергли сомнению некоторые доктрины, распространяемые католической церковью, такие как спасение только по вере. Впоследствии был созван Трентский совет для выработки контрреформации.Католическая церковь попыталась вновь утвердиться в религиозной среде и нуждалась в обучении масс своим доктринам, большинство из которых были неграмотными. Совет Трента решил использовать искусство как инструмент образования, особенно искусство, которое было эмоционально интенсивным, драматичным и прямым. Необходимость в мощно оформленном искусстве католической церкви вдохновила стиль барокко. Этот стиль вдохновил многих художников по всей Европе и использовался в росписях, например, на потолках и сводах церквей и дворцов.Архитектура барокко была включена во дворцы, купола и смелые пространства. Стиль по-разному проявлялся в европейских странах в зависимости от их индивидуального религиозного и политического ландшафта.

3.Известные художники и их работы —

Одним из самых известных архитекторов в стиле барокко был Бернини, спроектировавший площадь Святого Петра в Риме. Он окружил площадь впечатляющими колоннадами, чтобы вызвать ощущение того, что его приветствуют руки католической церкви. Художник эпохи барокко Питер Пауль Рубенс известен своими картинами «Четыре континента» и «Избиение младенцев».«Петр наряду с другими художниками эпохи барокко, такими как Караваджо и Джованни Бернини, славился тем, что использовал ясные драматические, яркие образы для передачи в основном религиозных тем. Бернини наиболее известен картиной «Св. Тереза ​​в экстазе ». Среди композиторов эпохи барокко — Джордж Гендель и Иоганн Себастьян Бах.

2.Упадок и последующие преемники —

После огромного успеха по всей Европе стиль барокко начал приходить в упадок в конце 17 века. Упадок совпал с упадком Италии, которая была колыбелью этого стиля. На смену ему пришел стиль рококо, отстаиваемый Францией, которая была новой европейской державой. Стиль барокко подвергался критике как неискренний, а французы разработали стиль рококо как сопротивление строгим правилам стиля барокко.

1. Наследие —

Стиль барокко вдохновил архитектурный стиль изящных искусств, который развился в 19 веке и использовался в некоторых современных зданиях.Стиль барокко привел к появлению некоторых величественных достопримечательностей в современной Европе, таких как площадь Святого Петра в Риме, Кастельяна на Мальте, Национальный дворец Келуш в Португалии, Королевский дворец Ла Гранха в Испании, приходская церковь Святой Анны в Будапеште и церковь Св. Георгия в Румынии.

  1. Главная
  2. Общество
  3. Что такое движение искусства барокко?

Каковы особенности искусства барокко?

Понимание характеристик искусства барокко может быть столь же пугающим, как и само произведение искусства.Художники, работавшие в этот период, были известны своими украшениями, орнаментами и драматизмом , призванными внушать благоговение тем, кто получал работу. Грандиозный характер периода барокко с самого начала часто подвергал его насмешкам, но время пошло на пользу его репутации. Хотя его происхождение спорно, его достижения и качество трудно прилавок, особенно если смотреть с исторической точки зрения. Многие периоды в искусстве являются отражением предшествующих. Хотя это в некоторой степени верно, искусство барокко имело очень специфический генезис, поэтому oneHOWTO необходимо было не только изучить , каковы характеристики искусства барокко , но также изучить его истоки.Поступая таким образом, мы прольем некоторый свет на период истории искусства, который имеет большое значение и является спорным.

Истоки и обзор искусства барокко

Невозможно проследить начало многих периодов искусства до точной даты, но также полезно знать, когда это был период барокко. Критики в целом соглашаются, что самое раннее искусство барокко было создано в конце 16 века и, как говорят, закончилось где-то в начале 17 века. Именно тогда стиль барокко начал сливаться со своим преемником, более мягким и часто более игривым, но все же витиеватым периодом рококо.

Однако истоки искусства барокко, по всей видимости, возникли в результате события, произошедшего между 1545 и 1563 годами, известного как Трентский собор . Это было экуменическое собрание католической церкви , которое собралось, чтобы противодействовать распространению протестантизма в Европе. Когда Мартин Лютер опубликовал Девяносто пять тезисов в 1517 году, он начал протестантскую реформацию, критиковавшую поведение католической церкви, многие из которых были крайне непопулярны. Это особенно верно в отношении низших классов, которые многие считали эксплуатируемыми церковными практиками.

Трентский собор собрался, чтобы устранить раскол между двумя основными сторонами христианской церкви и подтвердить определенные верования и обычаи. Это должно было укрепить необходимую поддержку католической церкви для сохранения своего господства над большей частью европейского общества . Как это связано с искусством, так это то, что совет также вдохновил художников, верных католической вере, использовать свое искусство для поддержки этих указов.

Поскольку протестантизм был популярен среди многих обедневших народов, это искусство больше не должно было принадлежать исключительно богатым.Искусство барокко должно было говорить со всеми людьми, укреплять мощь церкви и напоминать своим потребителям о суровости жизни за пределами милости христианского бога. Это означало, что оно должно было быть прямым, впечатляющим и вдохновляющим — три характеристики, которые стремилось передать искусство барокко.

Прежде чем мы перейдем к более специфическим характеристикам искусства барокко , мы должны уточнить, что мы подразумеваем под искусством. Вы можете изображать некоторые из больших холстов, которые, безусловно, составляют большую часть произведений этого периода, но искусство барокко распространяется на любые формы художественного выражения того периода.Сюда входят скульптура, архитектура, музыка, литература, ювелирный дизайн, философия и многое другое. Типы характеристик этого периода искусства по-разному распространяются на эти разные медиа, но тем не менее они присутствуют.

Религиозно-библейский

В то время как период Возрождения, предшествовавший ему, подчеркивал гуманизм и реализм , согласованные усилия по подтверждению силы католической церкви означали, что художники должны были подтвердить святость католической церкви.Это означало изображения таинств, а также святых, которых так почитало папство. Не должно было быть двусмысленности в том, как были показаны сцены, даже если отдельные художники предоставили свои собственные особенности.

В протестантских кругах были попытки использовать искусство в своих целях, но они были гораздо более сдержанными и были ограничены в возможностях. Двумя основными сторонами верующих протестантов были кальвинисты и лютеране. Обе группы критиковали то, что они считали нечестивой витиеватостью художественных наклонностей католической церкви, большая часть которых финансировалась за счет налогов с бедных.Это означало, что католики, по сути, стали доминировать в религиозной иконографии года того времени. Многие протестанты даже разрушали религиозное искусство, считая изображения формой идолопоклонства, которому поклонялись вместо своего бога.

Это означает, что одной из основных характеристик искусства барокко было его католическое религиозное изображение . Таковыми считались даже те, кто не обязательно был католиком. Хорошим примером этого является Иоганнес Вермеер, поскольку он был голландским художником в протестантской стране, но многие считают, что он разделяет черты периода барокко (даже если его часто считают частью голландского «золотого века»).Он принял католицизм во время брака, и его картина « Аллегория католической веры» [1] четко вписывается в религиозно-католические темы важности веры.

Изображение: Распятие Святого Петра (фрагмент) Караваджо

Грандиозное выражение

По мере развития протестантизма года он проявил себя как более благочестивая и сдержанная вера, которая, хотя и оставалась пылкой, делала больший упор на смирение земной жизни перед достижением славы небесной.Перед лицом этого католическая церковь, кажется, удвоила свои усилия и создала одни из самых роскошных и великих произведений искусства, которые когда-либо видела культура.

Примеры такой грандиозности: Бернини «Экстаз Святой Терезы» (см. Главное изображение), скульптура в капелле Корнаро в Риме. Это чрезвычайно богато украшенное изображение одного из католических святых, сделанное из мрамора и золота. По своим масштабам он впечатляет, но первоначальная цена за его комиссию (частный заказ, поскольку Бернини потерял расположение своего современного Папы) вписывается в излишество в стиле барокко.

Пожалуй, одним из самых известных примеров искусства барокко является сочетание архитектуры и скульптуры, которым является фонтан Треви в Риме. Он имеет гигантские коринфские пилястры, тритоны (греческий водяной бог), успокаивающие воды фонтана, и находится перед большим личным дворцом. На строительство фонтана велось соревнование, и разные художники пытались превзойти друг друга, чтобы показать, насколько важно личное богатство для религиозных убеждений.

Многие из изображенных сцен были не просто грандиозными, но технически блестящими.На картине « Hippopotamus Hunt » Питера Пауля Рубенса изображение не только грандиозное, но и многослойное, с впечатляющей перспективой (даже если бегемот и собака кажутся одинакового размера). Вермеера так хвалили за его перспективу и точность , что некоторые утверждают, что он использовал специальное устройство для создания этих достижений.

Драматический и театральный

Период барокко был известен своей художественной драматичностью. Художники, такие как Караваджо , нарисовали сцены интенсивной драмы, такие как Распятие Святого Петра , на котором изображена правая рука Иисуса на земле, распятого на кресте вверх ногами.Его лицо блаженнее, поскольку те, кто пытается перевернуть его крест, напрягаются и искажаются с большим драматическим усилием. Вышеупомянутые Фонтан Треви и Экстаз Святой Терезы также имеют большую театральность, причем последний даже имеет оконную коробку из мраморных скульптурных зрителей, участвующих в сцене.

Драма не ограничилась живописью и скульптурой. Период барокко распространился на настоящую драму, и, возможно, самым известным драматургом считается писатель эпохи барокко: Уильям Шекспир.Его пьесы обладают чертами витиеватого языка и сильных эмоций, которые мы видим в других типах искусства барокко. Хотя официально Шекспир был протестантом, он, как и многие английские художники эпохи барокко, питал католические симпатии. Практические проблемы с пространством в театре «Глобус» означали, что сцены, возможно, были не такими, как хотелось бы, , , как хотелось бы, но костюмы были максимально изысканными [2] . Однако последующие постановки таких пьес, как « Буря », показывают, насколько грандиозными могли бы быть эти пьесы при наличии ресурсов.

Изображение: Охота на бегемота Питера Пауля Рубенса

Яркое использование света и цвета

Как и у Вермеера, интенсивность цвета художников барокко (и других художников) была определяющей характеристикой . Частично это было связано с разработкой пигментов в результате продолжающихся глобальных исследований, благодаря которым стали доступны более смелые и изысканные цвета. Живописцы барокко не стеснялись кроваво-красного цвета, особенно великий итальянский художник Караваджо. Такие картины, как « Юдифь, обезглавливающая Олоферна» , изображали довольно ужасные, но реалистичные изображения, которые были глубокими и богатыми по цвету и оттенку.Даже его мифологические картины, такие как «Медуза » , обладают реалистичностью и драматизмом в своих фантастических изображениях.

Музыканты и композиторы, такие как Иоганн Себастьян Бах и Джордж Фредерик Гендель, также создавали различные тона в своей музыке, которые можно сравнить с ярким использованием света и цвета , которые характерны для другого искусства барокко. Именно эти оттенки и витиеватость музыки определяют музыку барокко, вызывая образы драмы в уме, даже если не смотреть на это глазами.

Широкий и разнообразный

Наконец, важно отметить, что, хотя Тридентский собор и католический толчок оказали большое влияние на живопись года в стиле барокко года, стиль барокко является общим заголовком, под которым существует множество вариаций. Поскольку период барокко растянулся на столь долгое время, он эволюционировал в потоке с выражениями и намерениями людей, которые отмечали свою работу своим собственным особым стилем.

Вермеер — хороший пример художников барокко , которые редко рисовали откровенно религиозную иконографию, вместо этого предпочитая рисовать более реалистичные сцены повседневной жизни.Тем не менее, в его работах есть колорит, драматизм и яркость искусства барокко, и его основные религиозные убеждения можно интерпретировать. Эти характеристики искусства барокко определяют работу, но не диктуют им.

Хотя католическая церковь является невероятно важным фактором при рассмотрении искусства барокко в целом, она также вызывала споры года. С ростом протестантизма в этот период было создано намного больше искусства, которое не отражало его ценности. Стремление католической церкви укрепить свое положение также вызвало большое неравенство, и это вызвало бы обратную реакцию против стиля барокко в форме рококо и, в конечном итоге, модернизма (хотя последний все же занял бы столетие или два).

Если вы хотите прочитать статьи, похожие на Каковы характеристики искусства барокко? , мы рекомендуем вам посетить нашу категорию обучения.

Список литературы

Живопись в стиле барокко | Artblr.

Барокко хорошо известно своей экстравагантностью и неповторимым стилем, и до сих пор является знакомым зрелищем во многих европейских соборах и дворцах. Этот термин можно применять к архитектуре, музыке и искусству, и есть много узнаваемых примеров каждого из них. Это началось как католическая реакция на консервативный стиль протестантских религиозных построек, и визуальный избыток активно поощрялся.

Слово барокко — французское слово португальского происхождения и означает «жемчужина неправильной формы». Первоначально он использовался как отрицательный термин в 1855 году для описания движения в искусстве, которое историк искусства Якоб Бурчхардт рассматривал как подрыв ценностей движения Возрождения. Постепенно он потерял свой негативный смысл и стал названием этого периода истории искусства.

Период искусства барокко


Изображение с http://www.oeuvres-art.com
Считается, что период барокко длился с начала 17 века до конца 18 века, и во многих европейских городах работали художники.Он был особенно популярен в Риме, где он появился, и в других европейских странах, таких как Франция, Германия, Испания и Голландия. Он появился сразу после периода Возрождения как противодействие простоте протестантской архитектуры после Реформации.

Реформация поощряла простые, неэлегантные религиозные здания, которые были спроектированы, чтобы понравиться ученым и интеллектуалам, но не были популярны среди обычных прихожан. Католическая церковь решила спроектировать свои религиозные пространства с привлечением масс и считала, что искусство — это форма религиозного выражения, которую следует праздновать.Из этих оригинальных решений постепенно вырос художественный стиль барокко, поскольку больше внимания уделялось наслаждению великолепием.

Некоторые характеристики искусства барокко

Основными характеристиками как искусства, так и архитектуры барокко являются использование контраста, деталей, движения и неожиданности, чтобы вызвать у зрителя чувство страха. Намерение состояло в том, чтобы дать зрителям что-то интересное, что могло бы удержать внимание. Художники и архитекторы отдавали предпочтение теплым цветам, контрастирующим с декоративными вставками золота.Они использовали три основных цвета в непосредственной близости друг от друга, что создавало ощущение очевидности и драматизма.

Поскольку художники и архитекторы обычно отдавали предпочтение религиозным или классическим сценам, многие из их работ имели четкую историю или послание. Они противопоставили темный фон светлым персонажам, чтобы создать ощущение движения и заставить зрителя увидеть задуманную историю. Те же самые характеристики барокко были применены к музыкальным композициям того периода времени, которые всегда имели историю или сообщение для аудитории.

Движение барокко постепенно превратилось в движение рококо во Франции и Центральной Европе, и оба движения вымерли в 18 веке. За ними последовало неоклассическое движение, в котором гораздо больше внимания уделялось традиционным идеям и техникам. Главное отличие барокко от рококо в том, что последнее гораздо более театрально. Он отличался плавными изгибами и большим чувством иллюзии. Он также предпочитал белый и пастельные цвета контрасту темного и светлого, что в конечном итоге создает гораздо более оживленную сцену.

Архитектура и скульптура в стиле барокко


Изображение взято с wikimedia.org
Для религиозных построек в стиле барокко характерны большие открытые центральные пространства с высокими куполами над головой. Это позволило естественному свету проникнуть в комнату и определенным образом осветить ее. Купол — типичный символ периода барокко, символизирующий союз Неба и Земли. Купола всегда замысловато украшены, часто с интенсивным использованием золотых акцентов и картин.Стены украшены невероятно детализированными картинами, и обычно здесь много статуй ангелов и других религиозных деятелей.

Те же самые общие методы были применены к

искусству барокко — Wikimedia Commons

Из Wikimedia Commons, бесплатное хранилище мультимедиа

Перейти к навигации Перейти к поиску

Живопись в стиле барокко [править]

  • Апофеоз Иакова I, Питер Пауль Рубенс

  • Германия, Трир, церковь Санкт-Паулин, потолочная фреска Кристофа Томаса Шеффлера

  • Prunksaal — Австрийская национальная библиотека.Роспись потолка, выполненная Даниэлем Граном (1694–1757) и законченная в 1730 году.

  • Картина Порциункола в приходской церкви де: Кастельрут

  • Из приходской церкви Кастельрут; художник Франц Зебальд Унтербергер

  • Потолки часовни в стиле барокко монастыря Сент-Мари-д’эн-О (Musée dauphinois) в Гренобле.

  • Джованни Баттиста Тьеполо — Аллегория добродетели и благородства

Прикладное искусство барокко [править]

  • Барочный орган XVIII века испанского Гомеса Эррера, монастырь Санта-Крус, Коимбра, Португалия

  • Часы с эмалью и цветами

  • Эта великолепная церемониальная чаша в стиле позднего барокко была изготовлена ​​для Августа Сильного (1670-1733), курфюрста Саксонии и короля Польши.

  • Резьба по дереву позолоченная; запрестольный образ в обители Кастильвьехо (Медина-де-Риосеко в Вальядолиде, Испания)

  • В Нюрнберге около 1600 года такие крытые винные чашки назывались чашами «Траубен» (виноград, гроздь винограда). Чашка была сделана из листа серебра, выбитого до позолоты в форме «виноград».

  • Реликварий в стиле барокко с Богородицей и младенцем

  • Rikt skulpterade орнамент, tre jaktscener.Enkel montering i fögeryllt silver. På locket en bågskutande Amor. Under botten en erotisk sce. På varje fot en frukt av fögeryllt silver.

Скульптура барокко [править]

  • Статуя из гробницы Шарлотты де ла Тремойль, принцессы Конде (1568–1629)

  • Памятник Карлу де Витри (1705 г.), деталь: Иисус топчет Змею ногой. Амьенский собор.

  • Портрет африканского короля. Камея Агаты, вторая половина XVI века; золото и эмаль

  • Gstettenhof в Грестене, Нижняя Австрия

  • Парк де Версаль, полусвета бассена Шар-д’Апольона. Aristée attachant le dieu marin Protée à un rocher pour le forcer à lui dévoiler son avenir, Себастьян Слодц, 1688-1723 гг.

  • Позолоченная резная композиция из дерева Иисус с ангелом в оливковом саду в Валь-Гардене

  • Статуя «Нуэстра Сеньора де лас Ангустиас», святого покровителя города, в одноименной базилике, Гранада, Испания.

  • Орган в Лаонском соборе (1697-1700).

  • Золотурн: Statuen der St. Ursenkathedrale an der Westfassade

  • Серебряная статуя Богородицы в стиле барокко

  • Статуя св. Игнатия работы Пьера Ле Гро, сплав серебра и меди. Часовня св. Игнатия в Джезу, Рим.

Архитектура барокко [править]

  • Корбах (Гессен, Германия) — Дом Хартвига — портал в стиле барокко (1720 г.) — Иосиас Вольрат Брюцель

  • Портал в стиле барокко, Палаццо Бруни Контер в Брешии

  • Главный вход в «Настоящую Ханциллерию», ныне Высокий суд Андалусии, 16 век, Гранада, Испания

  • Зимний манеж испанской школы верховой езды (Spanische Hofreitschule) в Вене, Австрия.

церкви в стиле барокко [править]

  • Вид изнутри церкви Святого Павла в Трире (Германия).

  • Бонн (Северный Рейн-Вестфалия, Германия) — Бад-Годесберг — Часовня Святого Михаила — интерьер в стиле барокко.

  • Аббатство Авербоде (Бельгия): интерьер церкви.

  • Церковь Миаг-ао была построена в 1786 году испанскими миссионерами-августинцами и в 1993 году внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО «Барочные церкви Филиппин».На переднем фасаде, окруженном двумя колокольнями сторожевой башни, можно увидеть уникальное сочетание испанского и местного влияний.

  • Мадонна Бернардо Фалькони на церкви Мария ди Назарет в Венеции

  • Алтарь церкви Святого Казимира в Вильнюсе (Литва).

  • Один из фасадов собора в стиле барокко в Гуадиксе, Андалусия, Испания

  • Петропавловский собор, Санкт-Петербург

  • Иконостас в стиле барокко-классицизм (XVIII в.) в греко-католической церкви Святого Михаила Архангела в музее под открытым небом Любовня (Словакия)

  • Смольный собор

дворцы в стиле барокко [править]

  • Дворец Нимфенбург (нем. Schloss Nymphenburg) — дворец в стиле барокко в Мюнхене, Бавария, Германия. Дворец был летней резиденцией правителей Баварии.

  • 168-метровый участок Вюрцбургской резиденции, построенный принцами-епископами Вюрцбурга с 1719 по 1780 год.Это самая значительная резиденция позднего барокко в Европе. Он был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1981 году.

  • Isola Bella, Stresa (VB), une des îles Borromées, dans le lac Majeur. Palais Borromée, plafond de la salle de bal.

Музыка барокко [править]

Искусство барокко по странам [править]

Польша [править]

См. Также Барокко в Польше и Категория: Искусство барокко в Польше

Введение в искусство барокко в 12 работах

Николя Пуссен, Похищение сабинянок | © Метрополитен-музей / WikiCommons

Драматическое освещение, движение и величие произведений искусства в стиле барокко могут напомнить современным зрителям о современных тенденциях в фотографии, таких как использование высококонтрастных фильтров и ярких предметов.Большинство картин и скульптур в стиле барокко были созданы в 17 веке, начиная с Рима в рамках католической контрреформации, распространившейся по Европе. Этот список из 12 произведений искусства в стиле барокко дает представление о некоторых из самых важных произведений, созданных в течение этого периода.

Работа Питера Пауля Рубенса, фламандского художника эпохи барокко, широко известна своими движениями, плотскими формами и аллегорическими и христианскими сюжетами. Часть серии работ, заказанных для Марии Медичи, «Воспитание принцессы» изображает учебу Мари.Боги мудрости и искусства наблюдают за ней, в то время как Гермес драматично устремляется с небес с даром от богов.

Питер Пауль Рубенс, Воспитание принцессы | © Лувр / WikiCommons

Эта картина маслом, написанная в 1632 году Рембрандтом, является известным образцом голландского искусства барокко. Сцена, изображенная в этой работе, представляет собой публичное вскрытие казненного преступника, проведенное Амстердамской гильдией хирургов в том же году, когда была написана картина. Драматическое освещение, театральная композиция и отсылка фигур к Христу повлияли на траекторию голландской живописи того времени и характеризует ее как произведение периода барокко.

Рембрандт, Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа | © Королевская картинная галерея Маурицхейс / WikiCommons

Эта скульптура Бернини, вырезанная из мрамора, является важным примером трехмерного искусства в стиле барокко. Как главный скульптор периода барокко, Бернини известен своей способностью изображать напряжение повествования, сочетая классические формы и технику с вниманием к эмоциям и движению. Аполлон и Дафна , завершенный в 1625 году, представляет момент в книге Овидия Метаморфозы , когда Дафна превращается в дерево.Действие и психологический стресс, изображенные в этой работе, делают ее ярким примером скульптуры в стиле барокко.

Бернини, Аполлон и Дафна | © Джеймс Андерсон / WikiCommons

Значительная работа по нескольким причинам. Юдифь, обезглавливающая Олоферна Артемизии Джентилески графически изображает Юдифь, отрубающую голову ассирийскому генералу Олоферну с помощью своей служанки. Работа интригует, потому что является редким примером произведения искусства художницы того времени и анализировалась учеными на протяжении всей истории в отношении ее пола.Работа, однако, важна сама по себе, поскольку драматические брызги крови и решительное выражение лица Джудит делают ее шедевром живописи в стиле барокко.

Артемизия Джентилески, Юдифь обезглавливает Олоферна | © Национальный музей Каподимонте

Художник, работавший в начале периода барокко, Караваджо отошел от стилей маньеристов и впервые применил свое собственное сочетание натуралистического изображения от прямого наблюдения и использования тенебризма , техники живопись с использованием крайних светлых и темных оттенков с небольшим количеством средних значений.Религиозные картины и портреты, такие как Мальчик с корзиной фруктов , характерны для этого стиля и демонстрируют влияние Караваджо на других художников барокко.

Караваджо, мальчик с корзиной фруктов | © Galleria Borghese / WikiCommons

Известный как выдающийся художник французского стиля барокко, Николя Пуссен в основном изображал исторические сцены религиозного или мифологического значения. В отличие от французского декоративного искусства того времени, работы Пуссена известны своим отношением к классическим предметам и формам, интеллектуальным аллегориям, а также вниманием к цвету и пейзажу.В его работе 1636 года « Похищение сабинянок » показана способность Пуссена изображать события, наполненные множеством фигур в сложных аранжировках.

Николя Пуссен, Похищение сабинянок | © Метрополитен-музей / WikiCommons

Написанный в 1656 году Диего Валаскесом, Las Meninas — одно из самых известных когда-либо созданных западных произведений искусства, представляющее сложные отношения между зрителем, нарисованными предметами и самим художником.Хотя роль света и тени в картине схожа с другими работами в стиле барокко, Las Meninas также представляет уникальные и сложные вопросы о моменте времени, который соединяет классические и современные способы представления мира.

Diego Velázques, Las Meninas | © Museo del Prado / WikiCommons

Немецкий резчик по дереву периода барокко Йорг Цурн известен своей скульптурной стеной высотой десять метров в церкви Святого Николая в Уберлингене. Сделанный из ели и липы, Главный алтарь Девы Марии изобилует движущимися фигурами и энергией стиля барокко.

Йорг Зурн, Высокий алтарь Девы Марии | © Роман Эйселе / ​​Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 & GFDL ≥ 1.2

Написано в 1668 году голландским художником Йоханнесом Вермеером, Географ демонстрирует влияние периода барокко на голландскую живопись. Естественный свет проникает в комнату, изображенную на картине, создавая глубокие тени и золотые блики. Географ одет в японские одежды и жестом показывает на карту перед ним, а его взгляд устремлен в окно.Хотя работа Вермеера явно отличается от барочных образов Италии, энергия и свет характерны для периода барокко в Северной Европе.

Йоханнес Вермеер, географ | © Städel / WikiCommons

Рубенс и Брейгель совместно работали над 25 работами. Исследователи предполагают, что The Battle of the Amazons был разработан Брейгелем. На основе анализа мазков в работе фигуры в нижней половине изображения были приписаны Рубенсу, а пейзаж — Брейгелю.

Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший, Битва при Амазонке | © Картинная галерея Сан-Суси / WikiCommons

Написано в 1586 году Эль Греко, Погребение графа Оргаза иллюстрирует испанскую легенду за несколько веков до этого о графе, который пожертвовал такие огромные суммы церкви Санто-Томе, что святой Стефан и Святой Августин сошел с небес, чтобы похоронить его, когда он умер. Высокий контраст в живописи и движении, предлагаемый многими фигурами в работе, характеризует его как образец живописи раннего барокко в Испании.

Эль Греко, захоронение графа Оргаса | © Иглесия де Санто-Томе (Толедо) / WikiCommons

Известный своим использованием тенебризма , Жорж де Ла Тур известен как участник движения французского барокко. Иосиф Плотник изображает Иисуса, работающего со своим отцом Иосифом. Глубокие тени и прямой свет в картине, а также аллегорические отсылки к распятию делают ее ярким примером живописи в стиле барокко.

Жорж де Ла Тур, Жозеф Плотник | © Мигель Эрмосо Куэста / WikiCommons

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *